Тематическая налоговая проверка
Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.
Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.
При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.
Пример, как это бывает
В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.
Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?
Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять.
Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку.
Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.
Возвращаемся к нашему примеру.
Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена.
«Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» — «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.
) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.
Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.
Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!
Да, не отвечает.
Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.
Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.
И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.
И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.
От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?
Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.
Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.
2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).
В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).
То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).
Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.
Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.
Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?
Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.
Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.
В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.
В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.
Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.
При чём тут управление ФНС?
Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.
Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.
Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».
А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.
Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?
Как поясняют инспекторы на местах,
Какие выводы следуют из этого?
Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.
Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».
Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.
Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/
Налоговые проверки 2018
Налоговые проверки 2018: правила изменятся с 3 сентября 2018 года. Сокращен срок камералки по НДС, уточнено представление документов налоговой, появилось дополнение к акту налоговой проверки.
Читайте в статье:
Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.
- Камеральные проверки налоговой отчетности.
- Выездной контроль.
Попробуйте вести налоговый учет онлайн без проблем.
Камеральная налоговая проверка 2018
Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:
- «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
- НДС-декларацию;
- отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
- иному налогу;
- расчета по обязательным страховым взносам;
- упрощенную единую налоговую декларацию;
- «уточненку».
В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.
Выездная налоговая проверка 2018
Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:
- начисленные и уплаченные налоговые суммы;
- динамику налоговых отчислений;
- динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
- соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
- факторы, воздействующие на налоговую базу.
Налоговые проверки 2018: изменения с сентября
С 3 сентября 2018 года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки.Читайте об этих новшествах в таблице 1.
Таблица 1. Налоговые проверки в 2018 году
№ п/п | Что нового | Стало | Было | |
Норма НК РФ | Что теперь сказано | |||
1. | Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС | п. 2 ст. 88 | Проверка займет:
Заполнить декларацию по НДС онлайн |
– |
2. | Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога | подп. 2 п. 9 ст. 89 | Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки | Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка» |
3. | Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле | п. 6 ст. 90 | Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе | – |
4. | Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно | п. 5 ст. 93 | Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:
|
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:
|
5. | Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок | п. 5 ст. 93.1 | Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:
|
|
6. | Появилось дополнение к акту проверки | п. 6.1 ст. 101 | Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий.В дополнении к акту инспекция:
|
– |
Камеральная налоговая проверка 2018: декларации по НДС
С 3 сентября 2018 года вступают в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Начиная сентября, камеральная проверка будет занимать:
- 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;
Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1365-nalogovye-proverki
Все о налоговых проверках в 2018 году
Государство контролирует все процессы происходящие внутри него. Не является исключением и бизнес сфера. Любая предпринимательская деятельность подчинена строгим правилам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности.
Периодически, налоговыми органами проводятся различные типы проверок налогоплательщиков.
В данном тексте вы узнаете основные правила проведения различных видов проверок, а также самые важные нюансы моратория на налоговые проверки 2017-2018 годов.
Предприниматели, в процессе своей деятельности, неизбежно взаимодействуют с государственными контролирующими органами. Зачастую, это взаимодействие происходит в результате осуществления каких-либо проверок на соответствие деятельности предпринимателя действующим законодательным нормам.
Федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять различные проверки предпринимательской деятельности, с целью контроля и надзора за ее законностью и правильностью осуществления.
В данной статье вы найдете всю необходимую информацию по налоговым проверкам, а также узнаете нюансы моратория на налоговые проверки в 2017-2019 годах.
Налоговая проверка – что это?
Налоговый орган наделен правом проведения налоговой проверки. Это закреплено п. 2 ст. 31 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), а регуляция данного процесса осуществляется 14 главой НК РФ «Налоговый контроль».
Исходя из норм п. 1 ст. 82 НК РФ можно сформировать определение понятия «налоговая проверка» — форма налогового контроля, которая осуществляется должностными лицами уполномоченных органов строго в рамках определенной компетенции, в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, осуществляющих деятельность с применением норм законодательства о налогах и сборах.
Любая налоговая проверка осуществляется с целью контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.
Процесс проверки представляет собой сравнение фактических данных предпринимательской деятельности, которые получаются во время осуществления налогового контроля, с данными которые были поданы в виде налоговых деклараций во время сдачи отчетности.
В зависимости от вида налоговой проверки, изменяется объем полномочий должностных лиц налоговых органов во время ее проведения, а также объем ограничений на некоторые процессуальные действия, например: доступ на объекты предприятия, выемка документов, инвентаризация, истребование документов и так далее.
Виды налоговых проверок
В соответствии со ст. 87 НК РФ, существует 2 вида налоговых проверок:
- Камеральные налоговые проверки;
- Выездные налоговые проверки.
Статья 88 НК РФ регламентирует проведение камеральной налоговой проверки.
Исходя из ее норм, можно дать определение понятию «камеральная налоговая проверка» — проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, используя данные налоговых деклараций и документов, которые были предоставлены налогоплательщиком, а также иных данных о налогоплательщике, имеющихся у налогового органа.
Для проведения проверки такого вида, специальное решение руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с момента предоставления налоговой декларации налогоплательщиком.
Если декларация предоставлена не была, то налоговые органы вправе провести камеральную проверку используя имеющиеся у них данные о налогоплательщике, а также данные о других налогоплательщиках имеющих аналогичные показатели. В этом случае, проверка проводится в течение 3 месяцев с момента истечения срока предоставления декларации.
Если камеральная проверка уже началась, но в ее процессе была предоставлена налоговая декларация, то данная проверка прекращается и начинается новая, которая основана на данных предоставленной декларации. Все данные, которые были получены в ходе первичной камеральной проверки, могут быть использованы в новой камеральной проверке.
Обо всех ошибках и противоречиях в данных, которые были выявлены в ходе проверки, сообщается налогоплательщику. В течении 5 дней с момента получения налогоплательщиком сообщения от налоговых органов, он должен предоставить пояснения или сделать соответствующие исправления.
Ст. 89 НК РФ регламентирует проведение выездной налоговой проверки. Для проведения такой проверки необходимо специальное решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная проверка происходит на территории налогоплательщика.
Если налогоплательщик не может предоставить место для проведения проверки, то она осуществляется по месту нахождения налогового органа.
В решении о проведении выездной проверки содержатся следующие сведения:
- Наименование налогоплательщика (полное и сокращенное, либо ФИО);
- Налоги, в отношении которых осуществляется проверка правильности исчисления и уплаты (по одному налогоплательщику могут проверяться сразу несколько налогов) – предмет проверки;
- Периоды деятельности налогоплательщика, за которые будет осуществлена проверка;
- ФИО и должности сотрудников налогового органа, ответственных за проведение проверки.
Выездная налоговая проверка, может затронуть период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором было издано решение о ее проведении.
По одному и тому же предмету проверки, за один и тот же период, налоговые органы не могут провести более 1 проверки (кроме случаев вынесения решения о проведении повторной выездной проверке).
Один налогоплательщик, за один календарный год не может быть проверен более 2 раз посредством выездной проверки. Исключением является вынесение специально уполномоченным органом, решения о проведении дополнительных проверок.
Для этого нужны веские основания.
Такой вид проверки не может длиться более 2-х месяцев, но может быть продлен в определенных случаях от 4 до 6 месяцев. Срок проверки исчисляется с момента вынесения соответствующего решения и заканчивается днем составления справки о проверке.
13 июля 2016 года был принят закон, который направлен на значительное упрощение деятельности некоторых предпринимателей и юридических лиц, путем освобождения их от проведения плановых проверок на период с 2016 до 2019 года.
Мораторий на проверки 2017-2019
Судя по заявлениям официальных лиц государства, решение о введении данного моратория было принято для снижения давления на определенные предпринимательские сферы и их стимуляцию в условиях геополитического и экономического кризиса.
Источник: https://yconsult.ru/biznes/vse-o-nalogovyx-proverkax/
Зачем нужен камеральный контроль
Одно из подразделений Федеральной налоговой службы РФ осуществляет камеральный контроль за деятельностью предпринимателей. Что это такое? В чем его суть? Чем камеральный контроль отличается от камеральной проверки? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.
Налоговый контроль
Центральный аппарат Федеральной налоговой службы состоит из двух десятков структурных подразделений. Каждое выполняет ряд функций, а вместе они осуществляют налоговый контроль. Он проводится с целью выявить возможные нарушения норм действующего налогового законодательства, вернуть в казну недополученные суммы и наказать виновных по всей строгости закона.
Налоговый контроль – это кампания, которая отличается масштабностью проводимых мероприятий и большим количеством вовлеченных в нее лиц, не только предпринимателей, но и госслужащих. Он (контроль) проводится в определенные сроки в каждом муниципальном образовании страны и по разным основаниям классифицируется на несколько видов.
В зависимости от того, где проводится проверка финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщика, выделяют контроль выездной и камеральный, каждый из которых имеет свои формы.
Камеральный контроль и камеральная проверка
Камеральным налоговым контролем называют совокупность действий, проводимых сотрудниками налоговой инспекции с целью проверить, не попытался ли налогоплательщик обойти закон и снизить налоговую базу или запросить чрезмерно большую сумму в виде возврата налогового вычета.
Одна из форм такого контроля – камеральная проверка. Иными словами, эти понятия соотносятся друг с другом как общее с частным.
Для сравнения, под понятие «камеральный контроль» подводятся и контроль качества проводимых камеральных проверок, и обработка их результатов, и возможность автоматизировать сам процесс камеральной проверки.
Есть еще одно отличие. Камеральную проверку проводят сотрудники налоговой инспекции. Такие подразделения ФНС есть в каждом регионе РФ, каждом муниципальном образовании.
Если их работа не понравится налогоплательщикам, будут выявлены грубые нарушения, предприниматели имеют право обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию с просьбой разобраться в случившемся.
Этой инстанцией является одно из подразделений ФНС РФ – Управление камерального контроля.
Функции ведомства
Данное подразделение налоговой службы следит за деятельностью подведомственных межрегиональных (муниципальных) налоговых инспекций и создает условия для надлежащего исполнения функций, возложенных на налоговых инспекторов. Сотрудники Управления выполняют следующие задачи:
- создают условия для проведения камеральных налоговых проверок (формирование методологической базы, решение организационных вопросов);
- организовывают и координируют мероприятия налогового контроля (те, что осуществляются в рамках камеральных проверок);
- отслеживают качество проведения «камералок»;
- изучают, анализируют и обобщают результаты проверок, проведенных сотрудниками территориальных органов ФНС;
- координируют автоматизацию проведения «камералок», осуществляют методологическое обеспечение работы по данному вопросу;
- совершенствуют (модернизируют) электронный документооборот между подразделениями ФНС и налогоплательщиками;
- организовывают и координируют работу подведомственных организаций по обмену информацией с налоговыми инспекциями государств, являющихся членами Таможенного союза (в рамках международных договоров).
Осуществление камерального контроля
Главная задача камерального контроля заключается в следующем: наиболее полно отразить в налоговых декларациях обязательства плательщиков, проводить доначисления налогов. Успешно решать эту задачу удается благодаря принципам развития данного вида налогового контроля:
- построение вертикали власти (Управление камерального контроля – Межрегиональная инспекция – Отдел камерального контроля УФНС – Отдел камерального контроля в муниципальных подразделениях, по сути – камеральные проверки);
- внедрение контроля за налогоплательщиками с высоким уровнем налогового риска (возмещение НДС и льготы); информация о таких предпринимателях фиксируется отдельно; в группу риска они отбираются по определенным критериям, каким именно, не сообщается, чтобы бизнесмены не сумели подстроиться под определенные требования и тем самым избежать углубленной проверки.
Особенность камерального контроля – автоматизация всех контрольных процессов. Она осуществляется с помощью специальных программ. При желании налогоплательщики могут ими пользоваться, когда заполняют свою декларацию о доходах. Это позволит снизить риск допущения ошибки.
Итак, камеральный контроль – это вид налогового контроля. Его проводят сотрудники инспекций ФНС, действия которых контролирует и координирует Управление Камерального контроля ФНС РФ. Камеральная проверка финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщиков – это одна из форм камерального контроля.
Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/chto-takoe-kameralnyiy-kontrol-i-chem-on-otlichaetsya-ot-kameralnoy-proverki.html
Налоговая проверка в 2018 году — что это такое, камеральная, выездная, виды, статья 88 НК РФ, список организаций
Зная особенности проведения налоговой проверки в 2018 году можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания с сотрудниками ФНС.
Многие налогоплательщики часто сталкиваются с такой терминологией, как налоговая проверка.
Одновременно с этим, это вовсе не говорит о том, что каждый проверяемый субъект предпринимательской деятельности в полной мере понимает суть данной процедуры.
Помимо этого, многие не знают, что налоговая проверка может быть нескольких разновидностей.
По этой причине рассмотрим особенности каждой из них по отдельности.
Общие моменты
Уплата положенных налогов и сборов по законодательству РФ является обязанностью всех без исключения налогоплательщиков.
Одновременно с этим, контроль налогоплательщиков в форме проведения различных налоговых проверок полностью лежит на представителях фискальной службы.
Что это такое
Под определением “налоговая проверка” подразумевается контроль за соблюдением налогового законодательства.
К основным обязанностям представителей ФНС принято относить контроль поступающей документации и осуществление при необходимости налоговых проверок.
Осуществление налоговой проверки – служебная обязанность представителей налоговой инспекции.
Уполномоченные лица оставляют за собой право потребовать от контролируемого предприятия различные документы, в частности:
- декларации 3-НДФЛ;
- балансы;
- платежную документацию;
- произведенные расчеты по налоговым сборам.
В случае проведения проверки сотрудники инспекции инициируют сверку сведений из полученных ФНС деклараций по налогообложению с данными из иных каналов, в частности от налогоплательщика.
Какие бывают виды
В соответствии с налоговым российским законодательством, предусматриваются такие разновидности проверок, как:
- камеральная;
- выездная;
- встречная.
В зависимости от проведения одной из проверок, возникает необходимость в познании индивидуальных особенностей, о которых будет указано ниже.
Правовая база
Рассматриваемые разновидности проверок инициируются на основании действующего Налогового Кодекса РФ.
Все без исключения образцы документации, которые может применять налоговый орган при исполнении взятых на себя должностных обязательств, напрямую связаны с осуществлением инспектирования, подробно изложены в Приказе Министерства финансов № ММВ-7-2/189.
Одновременно с этим, статья 88 НК РФ подробно указывает на все имеющиеся особенности камеральных проверок различных видов.
Порядок проведения НП
В зависимости от того, о какой именно разновидности налоговой поверке идет речь, возникает необходимость в изучении особенностей.
Благодаря этому можно существенно снизить вероятность возникновения многочисленных недоразумений с представителями налогового органа.
Камеральная
С целью проведения соответствующей разновидности проверки, налогоплательщик в обязательном порядке представляет такие документы, как:
В случае проведения камеральной проверки, сотрудники территориального представительства фискального органа изучают:
- достоверность формирования налоговой отчетности;
- достоверность исчислений и уплаты положенных налоговых сборов, использования льгот и установленных ставок.
Необходимо обращать внимание на то, что с целью проведения камеральной проверки должностные лица налоговой инспекции не требуют резолюции руководства структурного подразделения ФНС.
Одновременно с этим, если непосредственный налогоплательщик отправил в территориальное представительство налоговой инспекции дополнительную документацию в форме приложения к декларации, то по завершению указанного периода ее предоставления, срок проверки начинает свой отсчет с момента получения налоговиками.
По завершению рассматриваемой разновидности проверки, уполномоченное лицо принимает соответствующее решение относительно проведенной инспекции.
К сведению — в скором времени камеральная проверка может вполне стать основной разновидностью контроля налогового органа.
В 2018 году рассматриваемая проверка охватывает всех без исключения российских налогоплательщиков. Выездная проверка существенно уступает – порядка 25% представителей предпринимательской деятельности.
В соответствии с налоговым законодательством, основанием для инициирования камеральной проверки по праву считается сдача отчетности.
В обязательном порядке документ должен содержать в себе такие сведения:
Для физических лиц | персональный налоговый номер налогоплательщика; подробный адрес проживания; паспортные сведения – кем и когда был выдан, серия, номер и так далее;информацию относительно начисленного размера налогообложения |
Для юридических лиц | полное наименование компании;персональный номер налогоплательщика – ИНН;КПП субъекта предпринимательской деятельности; полные инициалы ответственного должностного лица; актуальные контактные данные; данные о размере обязательного налогообложения; персональную подпись не только директора, но и представителя отдела бухгалтерии;печать компании – при ее наличии |
Выездная
Такая разновидность налогового контроля содержит в себе комплекс процессуальных действий в плане проверки:
- не только первичной, но и бухгалтерской документации;
- налоговых деклараций;
- имеющихся хозяйственных договоров;
- сформированных актов исполнения работ;
- принятых внутренних распоряжений.
Помимо этого, уполномоченные лица налоговой инспекции вправе обследовать помещения, которые применяются с коммерческими целями. В случае необходимости могут быть затребованы дополнительные документы.
Налогоплательщик оставляет за собой право в 5-дневный период с момента требований подготовить все документы для дальнейшей проверки.
К сведению — такая разновидность процедуры проводится исключительно при понятых. Уполномоченные лица берут на себя обязательство по формированию описи документации и составления соответствующего Протокола, копия которого подлежит обязательной передаче непосредственному налогоплательщику.
После готовности документа он должен быть заверен надлежащим образом. В случае изъятия контролирующим органом подлинников документов, в течение последующих 5 дней возникает необходимость вернуть копии инспектируемому.
В перечень участников налоговой проверки включены налогоплательщики и представители контролирующего органа.
Одновременно с этим, в случае необходимости могут дополнительно привлекаться:
- независимые квалифицированные эксперты;
- профессиональные переводчики;
- иные квалифицированные специалисты.
Указанный перечень лиц часто привлекается в тот момент, когда требуется наличие глубоких специализированных знаний, выходящих за грани контролирующего органа.
При необходимости провести квалифицированную экспертизу документации, то соответствующий специалист в письменной форме составляет соответствующее заключение, с подробным отображением совершенных анализов и полученных в итоге результатов.
Основная цель рассматриваемой проверки заключается в том, что и в случае с камеральной.
Контролирующий орган берет на себя обязательство по контролю за достоверностью проведенных исчислений и по оплате в частности.
В случае выявления каких-либо правонарушений либо же расхождений, виновники привлекаются к административной и уголовной ответственности.
Периодичность проверки – не чаще 1 раза в календарный год. Если говорить о продолжительности процедуры, то по законодательству России она не может превышать нескольких месяцев.
Одновременно с этим вышестоящий контролирующий орган оставляет за собой право продления срока проведения проверки до 3 месяцев.
Отсчет временного отрезка начинается с того периода, когда уполномоченные лица контролирующего органа прибудут на территории инспектируемого налогоплательщика.
Решение относительно проведения налоговой проверки принимается руководством структурного подразделения ФНС по месту регистрации налогоплательщика.
В обязательном порядке документ содержит в себе:
- полные инициалы должностного лица территориального структурного подразделения налоговой службы;
- полные инициалы уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение процедуры инспектирования;
- персональный налоговый номер субъекта предпринимательской деятельности;
- временной период поведения проверки;
- интересующие вопросы проверки.
По завершению налоговой проверки возникает необходимость в формировании соответствующего акта. Для его составления требуется до 2 календарных месяцев с периода завершения инспектирования.
По требованиям российского законодательства, в акте должны быть указаны такие сведения:
- общие Положения относительно проведения проверки;
- список выявленных в ходе проверки нарушений, которые подтверждены различной документацией;
- выводы и рекомендации по вопросу устранения выявленных правонарушений.
Копия сформированного акта должна быть передана инспектируемому налогоплательщику. В случае получения отказа от принятия, налоговый орган оставляет за собой право перенаправить его по почте заказным письмом.
В такой ситуации документация автоматически считается таковой как, которая была получена по истечению 6 дней после отправки письма.
В случае отсутствия согласия проверяемой компании с полученными результатами проверки, то допускается возможность обжаловать решение в течении двухнедельного периода с дня получения соответствующего акта.
Все имеющиеся разногласия, территориальное представительство налогового органа подлежит рассмотрению в установленном российском законодательстве периоде.
По завершению рассмотрения процедуры обжалования будет принято одно из таких решений, как:
Привлечение налогоплательщика | К административной либо уголовной ответственности |
Принятие решение об освобождении инспектируемого налогоплательщика | От привлечения к ответственности |
Решение о проведении дополнительной, так называемой повторной проверке | Назначается в том случае, если вина налогоплательщика не была подтверждена |
В случае принятия решения территориальным налоговым органом о привлечении компании к ответственности, то в течении последующих 10 дней налогоплательщик должен получить соответствующее уведомление.
Документ обязательно включает в себя:
- подробные реквизиты налогоплательщика;
- размер начисленного взыскания;
- предельную дату для оплаты задолженности.
Обжаловать принятое решение допускается возможность:
В вышестоящий государственный орган жалоба подлежит передаче в течении первых 3 месяцев с периода формирования Акта относительно поведения соответствующей инспекции.
В случае обжалования решения с помощью судебного органа, то в зависимости от принадлежности к одной из категорий налогоплательщика, следует ссылаться на нормы АПК либо же ГПК РФ.
Повторная проверка может быть инициирована только в случае с надзором непосредственно со стороны вышестоящих государственных органов либо же по причине ликвидации деятельности налогоплательщика.
Встречная
Под определением встречная проверка подразумевается сопоставление различных образцов многочисленной документации.
Такая разновидность метода может распространяться исключительно на документы, которые по требованиям налогового законодательства формируются минимум в нескольких экземплярах.
К ним принято относить:
- имеющиеся накладные;
- счета-фактуры.
Подобная разновидность документации может находиться у многочисленных юридических лиц либо же в отдельных структурных подразделениях единицах одной компании.
При необходимости инициировать осуществить инспекцию дополнительной сверки документации, которая находится на сохранности у контрагента проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, то обязательство по требованию второго образца ложится на плечи территориального фискального органа.
Инспектирование встречного характера по праву относиться к составной части камеральной проверки. Результаты проведенной проверки подлежит отображению в Акте сверок.
Список организаций, попадающих под налоговые проверки в 2018 году
Изначально необходимо обращать внимание на то, что в 2018 году в открытом доступе можно отыскать исключительно план проверок налоговой инспекции. Его можно с легкостью скачать по адресу здесь.
Сформированные планы осуществления проверок по отношению к иным категориям налогоплательщиков не подлежат размещению на общедоступных ресурсах и применяются только представителями территориальных структурных подразделений налогового органа по месту деятельности предпринимателей.
При попытках отыскать в просторах интернета соответствующий план проверок на текущий либо следующий год, можно только обратиться к одному из многочисленных сервисов, предоставляющему услуги оценить вероятность и не более того.
Наиболее оптимальным вариантом все-таки остается:
- обращение к квалифицированным посредническим компаниям;
- совершить оценку собственными силами.
Важно помнить — российским законодательством не предусматривается возможности отыскать законного способа, заполучить доступ к таковым сведениям.
Видео: выездные налоговые проверки
Для возможности существенно снизить вероятность проведения налоговой проверки вполне достаточным будет добросовестно исполнять свои обязанности, предусмотренные российским законодательством.
Возникающие нюансы
В процессе проведения налоговой проверки, могут возникать многочисленные вопросы. Для минимизации рисков возникновения различного недопонимания, рассмотрим о них подробней.
Составление возражения на акт (образец)
Составленное по правилам российского законодательства возражение и одновременное наличие аргументов дают возможность оказать существенное влияние на отмену или понижение санкций.
Непосредственные налогоплательщики (не имеет значение юридическое либо ИП) вправе выразить несогласие с формированным актом в полном или частичном размере по отношению:
Несоответствие фактических сведений компании | Отображенных в акте со стороны внесенных поправок в налоговое законодательство. В некоторых ситуациях, факты хозяйственной деятельности недостоверно толкуются инспекторами |
Процесса осуществления проверок | Выявленные правонарушения процессуального порядка могут встречаться, но при этом весьма редко. На решение это не оказывает какого-либо воздействия. Факт отмены нужно отстаивать в судебном порядке |
Нестыковки сведений | Нередко в сформированном акте предоставляются данные не в достаточном объеме |
Математическим расчетам контролирующего органа | Такие разновидности ошибок могут формироваться в процессе исчислений пени, штрафов и во время определения недоимки, беря во внимание переплату |
Непосредственные налогоплательщики не обязаны подтверждать выдвинутые доводы документально.
Пример возражения можно скачать по ссылке здесь.
Можно ли присутствовать при проведении НП
Сопровождение налоговых проверок крайне важно. В частности, налоговые и финансовые государственные органы указывают на то, что российское законодательство не содержит каких-либо ограничений с целью принятия участия даже иных представителей налогоплательщика.
Одновременно с этим нужно помнить — все участники должны подписать сформированный протокол допроса.
Напоследок хотелось бы отметить — на территории России предусматривается несколько разновидностей проверок, каждая из которых несет за собой различные особенности.
С целью исключения вероятности возникновения недоразумений, необходимо подробно изучить рассмотренные нюансы.
Источник: https://jurist-protect.ru/nalogovaja-proverka/
Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий
Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.
Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.
Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.
Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.
Отличие № 1. Основание для проверки
Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.
Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.
Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»). Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ). |
Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация. |
Отличие № 2. Что проверяют
Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов.
При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок.
Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. |
Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие). |
Важно!
Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги.
Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.
По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.
Отличие № 3. Место проведения
Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»). |
Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС. |
Важно!
В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр.
Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.
То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.
Отличие № 4. Срок проверки
Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев. |
Срок камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления декларации. Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен. ФНС обещает добросовестным компаниям ускоренное возмещение НДС, в рамках которого срок «камералок» по данному налогу сократится до 2 месяцев. |
Важно!
Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.
К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания».
Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др.
Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.
Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни.
Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании.
Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.
Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.
Отличие № 5. Периодичность проверки
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года. Исключение составляют повторные проверки. |
Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная. |
Важно!
Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.
Отличие № 6. Кто проверяет
Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.
Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. |
Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.). |
Важно!
В случае если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.
«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.
Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.
Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:
|
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации. Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения). |
Важно!
Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.
Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.
Отличие № 8. Оформление итогов
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке. Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. |
О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек». |
Важно!
Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.
Отличие № 9. Последствия проверки
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того:
|
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием). |
Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 18,3 млн руб. Это данные в среднем по России. В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 46,6 млн руб. |
Средняя цена «камералки» по РФ – 21,91 тыс. руб. (в Москве – 80,12 тыс. руб.). |
*Данные по итогам первого полугодия 2017 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2017 на сайте ФНС России nalog.ru.
***
Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.
По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.
- Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
- Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.
Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.
Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.
Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-10-samykh-vazhnykh-otlichiy/