Вправе ли налоговики проверить период, выходящий за рамки трех лет, при предоставлении уточненной декларации? — все о налогах

Правила подачи уточненных деклараций — подробная инструкция для налогоплательщиков от ФНС России

Нормы Налогового Кодекса (далее – НК РФ), регламентирующие права и обязанности налогоплательщиков при уточнении своих налоговых обязательств, не определяют порядок действий должностных лиц налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик представил уточненную декларацию.

В то же время, ответ на вопрос учтет ли налоговый орган данные уточненной декларации в решении по результатам камеральной или выездной проверки весьма важен для налогоплательщиков, поскольку от этого напрямую зависят суммы недоимки, пеней и штрафов к уплате по результатам таких проверок.

 В связи с этим, ФНС России выпустило разъяснения, обязательные для исполнения всеми территориальными налоговыми органам. Согласно данных разъяснений, порядок действий должностных лиц налоговой инспекции напрямую зависит от момента поступления уточненной декларации налогоплательщика.  

В Письме ФНС России N АС-4-2/19576 от 21.11.12прежде всего, разъяснено, что указанное в решении по результатам налоговой проверки, предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации.

Далее, ФНС России объясняет последствия подачи уточненной налоговой декларации и порядок действий налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик ее представил.


Ситуация № 1. Вы представляете уточненную декларацию в ходе проведения камеральной налоговой проверки  по первичной декларации.

Порядок действий налоговой: проверка первичной декларации прекращается, начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.

Следовательно, решение по результатам камеральной проверки будет принято на основании представленных Вами уточненных данных.

 
Ситуация № 2. Вы представили уточненную декларацию в ходе выездной налоговой проверки (до составления справки об окончании проверки).

 В этом случае уточненная налоговая декларация должна быть проверена в рамках выездной проверки, за исключением тех случаев, когда уточненная декларация представлена по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета (по таким декларациям должна быть проведена самостоятельная камеральная проверка).

Но, обратите внимание! В разъяснениях ФНС России указано, что в случае если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика, истребования документов, проведения экспертизы  и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, то такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

По сути данная фраза означает, что при подаче любой уточненной декларации в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган может учесть или не учесть данные уточненной налоговой декларации  в решении по результатам выездной налоговой проверки ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ.

Такое право налоговых органов следует из формулировки рассматриваемого письма ФНС России «представление уточненной декларации НЕЗАДОЛГО до окончания выездной налоговой проверки».

Незадолго — это за сколько? За три дня до окончания проверки или за неделю, а может за какой-то другой срок? Ответа в рассматриваемых разъяснениях ФНС России нет.


Ситуация № 3. Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки первичной декларации, но ДО составления или вручения (направления) Вам  АКТА камеральной налоговой проверки.

Отметим, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

ФНС России разъясняет, что в этой ситуации  – налоговая ВПРАВЕ не составлять или не вручать  акт по первоначальной проверке и провести новую камеральную проверку.

Такая формулировка означает, что возможна и обратная ситуация, а именно – решение по первоначальной камеральной проверке будет принято без учета данных уточненной декларации.

Следовательно, спрогнозировать заранее какое решение  примут налоговые органы в данном случае затруднительно.

Относительная определенность имеется только в случае, если Вы представили уточненные налоговые декларации по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета, поскольку здесь налоговая ОБЯЗАНА прекратить первоначальную камеральную проверку и провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.


Ситуация № 4.  Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ вручения (направления) Вам АКТА камеральной проверки первичной декларации  или акта выездной проверки, но ДО ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по  результатам проверки.

 По мнению ФНС России, в данной ситуации, налогоплательщик может внести исправления в декларацию:

а) с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);

б) не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

При этом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Следовательно, учесть данные уточненной декларации в решении по результата проверки  в данном случае – ПРАВО налоговой. Это означает, что как и в предыдущей ситуации, все зависит от усмотрения конкретного должностного лица налоговой инспекции.

Данные уточненных деклараций по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджетане будут учтены в решении по проверке, поскольку в этих случаях налоговая ОБЯЗАНА провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.

 
Ситуация № 5. Вы представили уточненную декларацию ПОСЛЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки
.

По мнению ФНС России, налоговым органам необходимо руководствоваться положениями письма ФНС России от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@. Поскольку данное письмо является документом для служебного пользования, о его содержании можно только догадываться.

Однако, в данном случае необходимо помнить, что по такой уточненной налоговой декларации возможна повторная выездная  проверка (п.10 ст.89 НК РФ), а новая камеральная проверка уточненной декларации будет проведена в любом случае (п.1 ст.88 НК РФ).

В заключении хотелось бы поделиться с Вами собственными впечатлениями от прочтения данных разъяснений ФНС России.

Несмотря на столь подробную инструкцию по уточненным налоговым декларациям – после ее изучения нет четкого ответа на вопрос о том, чего ждать от налоговой в случае самостоятельного уточнения налоговых обязательств во время налоговой проверки или до момента принятия окончательного решения по ее результатам.  Учтут ли уточнения Ваших налоговых обязательств в решении по проверке, пересчитают ли суммы недоимки, пеней и штрафов? К сожалению, даже внимательное изучение разъяснений ФНС России не дает однозначных ответов на эти вопросы.

Порядок действий налоговых органов в том или ином случае зависит от усмотрения конкретного должностного лица, проводящего налоговую проверку.

Кроме того, такие формулировки как «налоговый орган ВПРАВЕ не составлять акт/не вручать акт» или «представление уточненной налоговой декларации НЕЗАДОЛГО до окончания проверки» не способствуют единообразному применению норм НК РФ, а следовательно – новые судебные споры налогоплательщиков с налоговыми органами по данным вопросам неизбежны.

Хотелось бы обратить Ваше внимание также на то, что существует противоположная мнению ФНС России судебная практика по вопросу уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком в период проведения налоговой проверки.

По мнению арбитражных судов, налогоплательщик имеет право подать уточненные декларации как в ходе выездной/камеральной проверки, так и после ее проведения, при этом налоговый орган должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога.

На этом основании многие решения налоговых органов по результатам проверок, вынесенные без учета данных уточненных деклараций, были успешно оспорены в судебном порядке.

Профессиональная помощь юриста в налоговых спорах (с возможностью оказания услуг дистанционно, через интернет)

Рекомендации налогоплательщикам по действиям в спорных ситуациях

Источник: https://tax-support-spb.ru/raziyasnenia-minfina-i-nalogovih-organov/pravila-podachi-utochnennyih-deklaratsiy-podrobnaya-instruktsiya-dlya-nalogoplatelshhikov-ot-fns-rossii.html

Департамент общего аудита по вопросу проверки периодов, за которые предоставлялись уточненные налоговые декларации

07.11.2014

Ответ

В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

При этом в общем случае, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (абзац 2 пункта 4 статьи 89 НК РФ).

Вместе с этим, согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 89 НК РФ в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Из указанных норм, по нашему мнению, можно сделать вывод, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить период, превышающий три года, если за этот период налогоплательщиком была предоставлена уточняющая декларация.

Соответственно, проверяемый период (3 года) может быть увеличен на срок, равный периоду за который предоставлялись уточняющие декларации.

При этом, поскольку НК РФ не содержит ограничений в отношении количества корректируемых периодов, которые могут быть подвергнуты проверке, можно предположить, что налоговый орган вправе проверить любое количество скорректированных периодов. То есть, налоговый орган вправе проверить (за пределами трехлетнего срока) любое количество корректируемых лет, за которые предоставлялись уточненные декларации.

Рассматривая вопрос применения абзаца 3 пункта 4 статьи 89 НК РФ, следует отметить письмо ФНС РФ от 25.07.13 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»:

«Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) рекомендуется устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (глубина выездной налоговой проверки) (абзац второй пункта 4 статьи 89 Кодекса).

Из этого правила абзацем третьим пункта 4 статьи 89 Кодекса предусмотрено единственное исключение — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

При применении пункта 4 статьи 89 Кодекса необходимо учитывать следующее:

1) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;

2) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет.

Вместе с тем имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как пункт 4 статьи 89 Кодекса не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию».

Читайте также:  Способ учесть ос стоимостью от 40 до 100 тыс. рублей в налоговом учете, избежав разниц с бухгалтерским - все о налогах

Указанные разъяснения ФНС РФ, по нашему мнению, с одной стороны, подтверждают возможность проверки налоговым органом неограниченного числа корректируемых периодов, но с другой стороны дают уточнения в отношении непосредственно корректируемого периода, который может быть проверен.

Как указано в письме ФНС РФ, пункт 4 статьи 89 НК РФ применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация.

То есть, речь идет о декларации корректирующей не последние три календарных года, а четвертый и более поздние годы. Например, в случае, если налогоплательщик в 2014 году предоставляет уточненную декларацию за 2010 год, налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки за 2011-2013 годы, будет вправе проверить также 2010 год.

Такой подход, на наш взгляд, основан на том, что предшествующие три года, налоговый орган вправе проверить в рамках выездной налоговой проверки, независимо от того предоставлялись за этот период уточненные декларации или нет.

Более поздние периоды налоговый орган, в общем случае, проверить не может, но при этом налогоплательщик вправе за эти периоды предоставить уточненные налоговые декларации, которые могут оказать влияние на текущие периоды (например, размер убытка, который может быть перенесен на будущие периоды). В связи с этим, на наш взгляд, налоговому органу предоставлено право проверить скорректированный период, находящийся за пределами трехлетнего срока.

Таким образом, по нашему мнению, в случае, проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган будет вправе проверить не только предшествующие три года со дня вынесения решения о проверке, но и более ранние периоды, по которым были предоставлены уточняющие налоговые декларации. При этом уточняющие налоговые декларации должны были быть представлены за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлены такие декларации.

В рассматриваемом случае, Организация предоставляла следующие уточненные декларации:

в 2013 за 2010

в 2012 за 2009

в 2011 за 2008

То есть декларации предоставлялись за период, который не превышает трех лет, предшествующих году, в котором представлена такая декларация.

В связи с этим, учитывая вышесказанное, по нашему мнению, в случае проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган будет вправе проверить только период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Например, в случае, если проверка будет проводиться в 2014 году, то проверяться будет период, начиная с 2011 года.

Поскольку на данный момент отсутствует сложившаяся арбитражная практика по применению абзаца 3 пункта 4 статьи 89 НК РФ, не представляется возмозможным возможность отказа налогового органа от проверки скорректированных периодов, в случае большого объема информации по трехлетнему периоду.

Как было указано выше, как правило, выездная проверка проводится за последние три календарных года, предшествующие дате принятия решения о проведении проверки.

Из указанной нормы, формально, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что поскольку проверяются предшествующие три календарных года, то во время проведения выездной налоговой проверки налоговый орган не вправе проверить текущий период.

Косвенно данное мнение подтверждает вышеуказанное письмо ФНС, из которого следует, что «период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка».

Вместе с этим, данное письмо может служить подтверждением и обратного.

Как следует из письма ФНС РФ, период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка.

Длительность налогового периода зависит от вида налога. Например, у НДС налоговый период равен кварталу, а у налога на прибыль – календарному году.

В свою очередь, выездная налоговая проверка может быть назначена не по всем налогам, а только по некоторым.

Например, в случае, если выездная налоговая проверка будет проводиться в отношении НДС, то в текущем году уже могут быть закрытые налоговые периоды по данному налогу.

Соответственно, исходя из разъяснений ФНС РФ, данные налоговые периоды текущего года могут быть проверены налоговым органом.

При этом, как указано в письме, в случае, если проверяется помимо НДС ещё и налог на прибыль, то из формального прочтения, следует, что текущий год не может быть проверен, так как налоговые периоды должны быть закрыты по всем проверяемым налогам.

Кроме того, при проведении комплексной выездной проверки (т.е. по всем налогам), по нашему мнению, проверка текущего периода нецелесообразна, так как налоговой орган не сможет применить в отношении налогоплательщика каких-либо санкций по налогам, для которых налоговый период установлен равным календарному году (например, налог на прибыль).

Арбитражная практика о возможности проведения проверок текущего периода складывалась не в пользу налогоплательщика.

Суды, при рассмотрении споров о правомерности проверок текущего периода, указывают, что диспозиция пункта 4 статьи 89 НК РФ права не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года.

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-proverki-periodov-za-kotorye-predostavlyalis-utochnennye-nal.html

Какой ответ дать налоговой, на требование предоставить пояснения за предыдущие периоды, сроком более 3-х лет

Последнее время к нам поступает много звонков от клиентов по одному и тому же вопросу —  какой дать ответ налоговой по данным отчетности, сданной более трех лет назад.

Налоговая выставила требование о предоставлении пояснений по обнаруженным ошибкам (расхождениям), выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговых деклараций по НДС за предыдущие периоды

Причем речь идет о данных, начиная с 2010 года, и ранее.  Как правило, эти расхождения выявлены в части налоговых вычетов по НДС по факту выданных авансов и не в полном объеме восстановленных к уплате соответствующих сумм НДС.

Часто информация, которые налоговая указывает в требовании не соответствуют реальным данным в вашей отчетности, на основании которой вы готовите ответ налоговой. Что же делать бухгалтеру. Какой дать ответ налоговой?

Имеют ли право налоговики требовать пояснения по данным деклараций, которым более 4-лет?

Конечно, первая мысль бухгалтера — дать ответ налоговой, в котором вместо пояснений написать, что период камеральной налоговой проверки в соответствии с пунктом 2 статьи 88 и пунктов 2, 5 статьи 6.

1 Налогового кодекса РФ составляет три месяца с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию.

Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала.

Но при этом надо помнить, что у налоговой есть право пригласить руководителя для дачи пояснений (статья 31 НК РФ). Это право инспекции никак не ограничивается временными рамками!  Такой ответ налоговую устроит, если в тексте требования она ссылается на данные камеральной проверки по п.2 ст. 88 НК РФ.

Если же налоговый орган пользуется своим правом запросить пояснения в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ, то ИФНС не камералит прошлые периоды, а анализирует сведения последней декларации, в допустимые 3 месяца, совместно со сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля прошлые периоды.

То есть налоговая запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. Тут период кодексом не ограничен.

В качестве таких дополнительных мероприятий ИФНС, в частности, может потребовать у организации документы.

Резюме – налоговый орган имеет право потребовать у ответ за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. А значит, придется давать разъяснения в ответ на требование налоговой, поднимать данные прошлых периодов и искать в них несоответствия.

По существу требования поясняем, почему за указанные периоды восстановлено НДС с выданных авансов меньше, чем принято к вычету. Если ошибок в декларациях нет, в учете должны остаться предоплаты на интересующую налоговую сумму. Это и нужно написать налоговой в ответ на требование.

Из опыта ответов на  запросы налоговой  к нашим клиентам, рекомендуем анализировать  несоответствия. Скорее всего, вы сможете обнаружить  «забытые» налоговым ботом  суммы восстановленного НДС.

Это те случаи, когда разделы деклараций внесены в программный продукт налоговой инспекции частично.

Предоставив ответ налоговой в виде сводных данных из деклараций, например в табличной форме, запросов к вашей организации по прошлым периодам отчетности больше не будет.  

Следует пояснить, что если организация не исполнит требование предоставить ответ налоговой  в течении 5 рабочих дней,  то ИФНС может привлечь компанию к ответственности за непредставление документов по статье 126 НК РФ.

Консультант по налогам и корпоративным финансам, Коротчикова Екатерина

Партнер ООО «Оскорд-аудит»

Наши услуги дороги и удобны.

Источник: https://www.oskord-audit.ru/articles/kakoy-otvet-dat-nalogovoy-na-trebovanie-predostavit-poyasneniya-za-predydushchie-periody

Когда проводят камеральные проверки при подаче уточненной декларации

Если в акте отмечена эта ошибка, то штрафа все равно не избежать, даже если вы сдадите уточненку. А если ошибка в акте не отражена, то можно закрыть на нее глаза. СИТУАЦИЯ 3. Уточненку вы сдали после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки.

Здесь все зависит от того, какие именно исправления в первоначальную декларацию вы внесете. Если не хотите добавлять в ваши отношения с налоговиками остроты, то не стоит исправлять путем подачи уточненки ошибки, которые нашли проверяющие ВАРИАНТ 1.

Налоговики в ходе проверки выявили у вас нарушения, и вы эти нарушения исправляете, представив уточненку. Например, инспекторы обнаружили у вас в 2012 г. завышение расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, на сумму 10 000 руб. Данное нарушение они отразили в акте.

А вы, до вынесения налоговиками решения, сдаете уточненку, убрав эту сумму из расходов.

Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации: а) факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (обязанность представить уточненную налоговую декларацию); б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (право представить уточненную налоговую декларацию). Кодекс не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом.

Уточненки во время проверки

1 п. 4 ст. 81

Важно

НК РФ. ВЫВОД Сдавать уточненку после ВНП смысла нет. Ведь своей проверкой налоговики «закрыли» тот период, за который вы хотите представить уточненку, а повторная ВНП (не связанная с представлением уточненки) у вас вряд ли будетподп.

Читайте также:  Подходит срок сдачи единой упрошенной декларации - все о налогах

1 п. 10 ст. 89

НК РФ. Поэтому недоплату налога, скорее всего, никто не обнаружит. Уточненки с уменьшенной суммой налога Если вы сдадите уточненку с уменьшением обязательств по сравнению с первоначальной декларацией, то проверкой в автоматизированном режиме вы уже не отделаетесь.

Уточненная декларация при камеральной проверке: когда подается и чем поможет

При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В указанной связи в целях применения пункта 9.

1 статьи 88 Кодекса при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения.

Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость или акциза. 3.7.

Что анализируется при проверке уточненной декларации?

Она представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (п. 1 ст. 80 НК РФ). Именно такого мнения придерживаются специалисты налоговой службы в комментируемом письме.

3. уточненные налоговые декларации 

Внимание

Если организация изменяет суммы НДС или акциза в сторону уменьшения, налоговики возместят лишь те суммы, в отношении которых у проверяющих отсутст-вуют претензии, с учетом уменьшения по уточненной декларации.

Акт вручен, но нет решения Если уточненная декларация представлена после вручения компании акта камеральной (или выездной) налоговой проверки, но до принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить повторную выездную проверку в части уточненных сведений.

То есть в этом случае показатели «уточненки» могут быть учтены при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что уточнения подтверждены документально и проверены налоговым органом*3. *3 Данный подход согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09.

Камеральная проверка уточненной декларации

Несмотря на столь подробную инструкцию по уточненным налоговым декларациям – после ее изучения нет четкого ответа на вопрос о том, чего ждать от налоговой в случае самостоятельного уточнения налоговых обязательств во время налоговой проверки или до момента принятия окончательного решения по ее результатам.

Учтут ли уточнения Ваших налоговых обязательств в решении по проверке, пересчитают ли суммы недоимки, пеней и штрафов? К сожалению, даже внимательное изучение разъяснений ФНС России не дает однозначных ответов на эти вопросы.

Порядок действий налоговых органов в том или ином случае зависит от усмотрения конкретного должностного лица, проводящего налоговую проверку.

Подача уточненной декларации (богатый и.)

Кроме того, такие формулировки как «налоговый орган ВПРАВЕ не составлять акт/не вручать акт» или «представление уточненной налоговой декларации НЕЗАДОЛГО до окончания проверки» не способствуют единообразному применению норм НК РФ, а следовательно – новые судебные споры налогоплательщиков с налоговыми органами по данным вопросам неизбежны. Хотелось бы обратить Ваше внимание также на то, что существует противоположная мнению ФНС России судебная практика по вопросу уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком в период проведения налоговой проверки.

По мнению арбитражных судов, налогоплательщик имеет право подать уточненные декларации как в ходе выездной/камеральной проверки, так и после ее проведения, при этом налоговый орган должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога.

Уточненная налоговая декларация проверяется: 1) в рамках камеральной налоговой проверки; 2) в рамках проводимой выездной налоговой проверки (в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки), за исключением случаев, указанных в пункте 3.

5 настоящего письма, либо в рамках вновь назначаемой в соответствии с пунктом 4 либо пунктом 10 статьи 89 Кодекса выездной (повторной выездной) налоговой проверки. 3.3. В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений.


Проверка уточненной декларации должна быть направлена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств.

В избранноеОтправить на почту При проведении проверки уточненной налоговой декларации анализируется вся информация, которая есть у контролеров. Сюда относятся и данные первоначальной декларации, и все поданные документы, а также имеющиеся у инспекторов сведения.

В каком порядке налоговики будут проверять уточненку, какие нюансы ее подачи нужно учитывать, разберем подробнее.

Что смотрят контролеры при проведении налоговой проверки уточненки? Может ли быть прекращена камеральная проверка первичной декларации в связи с предоставлением уточненки? До предоставления уточненной декларации не уплатили налог, готовьтесь к штрафу Чего ожидать, если уточненку подали после акта или после вынесения решения контролерами? Итоги Что смотрят контролеры при проведении налоговой проверки уточненки? Уточненную декларацию по любому налогу контролеры будут анализировать по нескольким направлениям.

Относительная определенность имеется только в случае, если Вы представили уточненные налоговые декларации по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета, поскольку здесь налоговая ОБЯЗАНА прекратить первоначальную камеральную проверку и провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям. Ситуация № 4. Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ вручения (направления) Вам АКТА камеральной проверки первичной декларации или акта выездной проверки, но ДО ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по результатам проверки.

Источник: https://law-uradres.ru/kogda-provodyat-kameralnye-proverki-pri-podache-utochnennoj-deklaratsii/

Выездная налоговая проверка по уточненной налоговой декларации может охватывать период, выходящий за пределы трех календарных лет, предшествующих году ее представления

Помощь адвоката. Юридическая консультация.ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛКИ!Юридические УСЛУГИ / Юридическая КОНСУЛЬТАЦИЯ в Самаре!СОСТАВЛЕНИЕ/ПЕЧАТЬ ДОГОВОРА!

Главная | Обзоры / Вопросы | Налоги | Выездная налоговая проверка по уточненной налоговой декларации может охватывать период, выходящий за пределы трех календарных лет, предшествующих году ее представления

15.06.2012 15:57
В связи с неоднозначным толкованием нормы, предусмотренной пунктом 4 статьи 89 НК РФ, регламентирующей проведение выездной налоговой проверки в случае представления уточненной налоговой декларации, ФНС России разъясняет, в частности, следующее:

  • данная норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (по общему правилу — три календарных года, непосредственно предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки);
  • выездная проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация, причем только в том случае, если он ранее не был охвачен выездной налоговой проверкой;
  • момент представления уточненной налоговой декларации (во время проверки, до или после ее проведения), для применения нормы не имеет значения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБАПИСЬМОот 29 мая 2012 г. N АС-4-2/8792О ПУНКТЕ 4 СТАТЬИ 89НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов сообщает следующее.Федеральным «законом» от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» в «пункт 4 статьи 89″ Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) внесены следующие изменения:»абзац второй» дополнен словами «, если иное не предусмотрено настоящей статьей»;дополнен «абзацем» следующего содержания:»В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.».В указанной связи налоговым органам при применении «абзаца третьего пункта 4 статьи 89» Кодекса необходимо учитывать следующее:

  1. норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено «абзацем вторым пункта 4 статьи 89» Кодекса;
  2. норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;
  3. норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
  4. указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;
  5. момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет.
  6. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до нижестоящих территориальных налоговых органов.

Действительныйгосударственный советник РФ3-го классаС.Н.АНДРЮЩЕНКО

 

Источник: https://www.prof-c.com/chavo/nalogi/743-2012-06-15-155735

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой нужно понимать руководству проверяемой фирмы, ИП и физическим лицам, чтобы определить, какой промежуток времени может интересовать должностных лиц ФНС при проведении проверочных мероприятий.

Общие положения о налоговых проверках

В силу требований ст. 31 НК РФ проверочные мероприятия производятся налоговыми инспекциями с целью проверки соблюдения субъектами проверок требований налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей.

Могут проводится как камеральные, так и выездные мероприятия. Их порядок в корне отличается (как и проверяемый период). Отличаются и сроки проверок. Камеральные длятся 3 месяца, а выездные – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от того, продлевался ли срок проверки).

По итогам проверочных мероприятий почти всегда составляется акт. Форма его утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23). Исключением является случай, когда при камеральных проверочных действиях не выявлено нарушений.

Если налогоплательщик не согласен с итоговым актом, либо с какой-либо его частью, на него могут подаваться возражения.

Период камеральной налоговой проверки

В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.

За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.

В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб.

По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).

За какой период сотрудники ФНС могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные мероприятия куда более объемные, нежели камеральные. Более длительным является и период выездной налоговой проверки. В силу требований п. 3 ст.

89 НК охват проверки не может превышать трехлетний срок до момента вынесения решения о проведении проверочных мероприятий. Например, решение о проверке вынесено 17 февраля 2017 года.

Это означает, что проверяться должен период с 17 февраля 2014 года до 17 февраля 2017 года.

По этому же принципу определяются проверочные периоды при:

  • проведении повторных проверок вышестоящей ФНС нижестоящей. Должностные лица, проводя повторные проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика устанавливают, не допущено ли нарушений при ранее проведенной нижестоящей ФНС проверке, и в случае обнаружения нарушений со стороны налогоплательщика, не выявленных ранее, вправе привлечь его к налоговой ответственности.
  • проведении повторной проверки в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика. Такая проверка может проводиться вне зависимости от того, когда производилась предыдущая.

Законом предусматриваются исключения из общего правила, касающиеся проверяемого периода. В некоторых случаях проверяющим можно выходить за рамки трехлетнего периода, что позволяет привлечь налогоплательщика за старые нарушения.

К таким исключениям относится:

  1. Случай, когда налогоплательщик направляет в ФНС уточненную декларацию в ходе проведения выездной проверки и данной декларацией охватывается период, выходящий за трехлетние рамки. При таких обстоятельствах сотрудники ФНС должны проверить правильность уплаты налогов за период, находящийся за рамками проверочных мероприятий (п. 4 ст. 89 НК РФ).
  2. Случай, когда проверка уже завершена, однако налогоплательщик представляет уточненную декларацию, в которой отражена меньшая сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации может быть принято решение о повторной проверке налогового периода, указанного в уточненной декларации (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  3. Случай, когда проверка проводится в соответствии с требованиями главы 26.4 НК РФ, когда плательщик налогов применяет специальный режим налогообложения при исполнении им соглашений о разделе продукции, что предусмотрено ст. 346.2 НК РФ.

***

Итак, в публикации дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка (а также камеральная). Как правило, ответ на данный вопрос однозначен, однако закон предусматривает некоторые исключения, оговоренные выше.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakoj-period-mozhet-byt-okhvachen-nalogovoj-proverkoj.html

Камеральная проверка уточненной декларации — руководство

Камеральная проверка без уточненной декларации проводиться может, но лишь при условии, что в первичном документе налоговый инспектор не обнаружил ни одной ошибки. Если были выявлены неточности, придется их не просто объяснять, но подтверждать документально. А для этого – сдавать «уточненку». Когда и как это сделать, рассмотрим подробнее.

Правила подачи уточненной декларации

Если налоговый инспектор, изучив отчетные документы налогоплательщика, пришел к выводу, что были допущены ошибки, он потребует эти ошибки исправить или объяснить, почему расчеты были произведены именно таким образом. Если оказалось, что выявленные ошибки уменьшили сумму налога, предпринимателю придется предоставить уточненную декларацию.

Если в «уточненке» сумма налога окажется больше, чем в первичном документе, предпринимателю придется заплатить штраф – 20% от суммы долга (той суммы, что он намеренно или случайно попытался утаить). Однако наказания можно избежать. Произойдет это в следующих случаях:

  • уточненную декларацию предприниматель подал до того, как пришло время платить налоги;
  • уточненную декларацию он подал прежде, чем инспекторы обнаружили ошибку в первичном документе, и при этом еще и успел заплатить сам налог и пени.

Заметим, на титульном листе «уточненки» следует обязательно поставить код корректировки. Если будет стоять «000», инспектор может принять ее за первичный документ и оштрафовать за нарушение сроков подачи декларации.

Рассмотрим, что ждет физическое или юридическое лицо, если в его «уточненке» будет увеличенная или, наоборот, уменьшенная сумма налога.

Уточненная декларация с увеличенной суммой

Все декларации, поступившие в налоговую инспекцию, сотрудники ведомства проверяют в автоматическом режиме. Специальное разрешение на это не требуется. Нет необходимости и дополнительно оповещать налогоплательщика о том, что проверка началась. Однако в ходе проверки «налоговики» могут потребовать и другие документы. Такой вариант развития событий возможен в следующих случаях:

  • в документе обнаружены ошибки;
  • предприниматель заявил НДС к возмещению;
  • у проверяемого лица есть налоговые льготы;
  • предприниматель должен был вместе с декларацией сдать подтверждающие документы, но не сделал этого.

Проверяемому лицу не придется подавать «уточненку», если он вовремя заметит свою ошибку (до того, как на нее укажет инспектор), доплатит налог и «набежавшие» пени. В такой ситуации, даже если инспектор попытается оштрафовать предпринимателя, тот имеет право требовать освобождения от наказания.

Если налогоплательщик свою ошибку не увидел, инспектор составляет акт камеральной проверки и направляет предпринимателю для ознакомления. Будет ли оштрафован налогоплательщик в этом случае, зависит от того, какие исправления будут внесены в первичный документ.

Причины оспорить решение налогового инспектора

Если предприниматель, зная о том, что «налоговики» уже обнаружили его ошибку, попытается сдать «уточненку» без изменений, штрафа ему не избежать. Хотя и из этого правила есть исключения. Так, налогоплательщик может оспорить решение налогового инспектора о начислении штрафа, принятое по результатам проведенной камеральной проверки. Это возможно в следующих случаях:

  • если еще нет результатов камеральной проверки (акта);
  • если еще не прошло три месяца с того момента, как проверка началась.

Если предприниматель докажет, что свое решение гос. служащие приняли в ходе камеральной проверки, а не по ее результатам; нет результатов (акта) – значит, процесс еще не завершен, и если в ходе «камералки» будет сдана уточненная декларация, значит, камеральная проверка по первичной документации должна быть свернута и инспекторы должны изучать «уточненку».

Оспорить начисление штрафа можно и в том случае, если уточненная декларация будет сдана в течение трех месяцев с того момента, как началась камеральная проверка. Ведь в этом случае инспекторы обязаны прекратить проверку первичной документации и взяться за изучение уточненных данных.

Даже если предприниматель увидит свои ошибки и сдаст уточненную декларацию после того, как «налоговики» вынесут решение по результатам проверки, он имеет право не платить штраф. Причина проста: эти ошибки нашел он, а не налоговые инспекторы. Однако доплатить налог и заплатить пени ему всё же придется.

Уточненная декларация с уменьшенной суммой

Если предприниматель подаст уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога, то есть в новом документе к уплате будет стоять меньшая сумма, чем в первичном, то камеральной проверкой предприниматель не «отделается».

Налоговики обязательно прибудут с выездной проверкой, поскольку в этом случае возникнет переплата, вернуть которую налогоплательщику будет не так-то просто. Данные «уточненки» они учтут лишь при условии, что с момента ее подачи прошло три месяца, а выездная проверка при этом еще не закончилась.

Итак, пока еще не завершилась камеральная проверка, налогоплательщик имеет право подать уточненную декларацию. В этом случае налоговый инспектор обязан прекратить проверку первичной декларации и начать «камералку» уточненной. Если предприниматель вовремя заметит и исправит свои ошибки, он может избежать штрафа, но ему придется доплатить налог и уплатить «набежавшие» пени.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/utochnennaya-deklaratsiya-pri-kameralnoy-proverke-kogda-podaetsya-i-chem-pomozhet.html

О подаче уточненной декларации за период десятилетней давности

Вопрос:

Может ли налогоплательщик подать уточненную декларацию за период десятилетней давности? В случае выявления по результатам камеральной проверки недоимки будет ли обязан налогоплательщик уплатить сумму недоимки, а также пени и штраф?

Ответ:

Налоговый кодекс РФ не регулирует предельные сроки подачи уточненных деклараций. При выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах, в отношении которых истекли сроки давности, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обоснование:

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

НК РФ не содержит пресекательных сроков для подачи уточненных деклараций.

Позиция, согласно которой срок на подачу уточненной налоговой декларации не ограничен, подтверждается судебной практикой (в частности, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2014 N Ф05-10735/14 по делу N А40-3878/14).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений (п. п. 3, 8.3 ст. 88 НК РФ).

В случае выявления в ходе проведения камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

В таких обстоятельствах по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Сроки на принудительное взыскание задолженности предусмотрены ст. ст. 46 — 48, 70 НК РФ. Порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней зависит в том числе от исчисления сроков, установленных НК РФ на проведение проверки.

Учитывая изложенное, при выявлении недоимки в рамках камеральной налоговой проверки уточненной декларации, представленной за период десятилетней давности, указанная недоимка и пени могут быть взысканы в установленном НК РФ порядке.

Источник: https://www.erbp.ru/pages/410

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]