Как решать проблемы с НДС, если «упрощенец» заключил сделку с компанией на общем режиме | Статьи | Упрощенка
Если у вас «упрощенка» с объектом доходы Статья будет вам полезной, ведь вы также можете заключать сделки с компаниями, применяющими общий режим налогообложения.
Для компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, абсолютно не важно, какой режим налогообложения применяет их партнер. Это не влияет на бухгалтерский либо налоговый учет при упрощенной системе. А вот для организаций, применяющих общий режим, имеет значение то, что вы находитесь на «упрощенке» и не платите НДС ().
Ведь если вы не начисляете НДС при продаже, ваш контрагент не сможет принять его к вычету. А это увеличит его налоговые платежи в бюджет.
В данном материале мы подробно расскажем, в каких случаях партнер на общем режиме даже и без вычета по налогу на добавленную стоимость сможет с выгодой как для себя, так и для вас заключить сделку, не потеряв в деньгах.
Если вы что-либо покупаете у фирм на общем режиме, то для продавца не важно, какую систему налогообложения вы применяете. Он при реализации начислит свои налоги, а вы учтете приобретенные товары (работы, услуги) по правилам налогового учета при УСН.
Когда возникает проблема. Сложности могут возникнуть, если вы решите вернуть товар, который прежде приняли к учету. Такая операция с точки зрения НДС рассматривается как обратная реализация. Поскольку прежде право собственности на товар уже перешло к вам как к покупателю, а при возврате оно возвращается продавцу.
То есть у продавца возникает покупка того же самого товара, а у покупателя — продажа. В этом случае продавцу на общем режиме было бы выгоднее купить товар с НДС, чтобы поставить налог к вычету.
Тогда с учетом того налога, который он начислил при продаже, он «выйдет на ноль», то есть каких-либо трат в виде налога на добавленную стоимость у него не будет.
Однако вы, будучи покупателем, применяющим упрощенную систему, не платите НДС, то есть не можете выписать счет-фактуру при обратной реализации.
Памятка Формы и обычного, и корректировочного счета-фактуры утверждены постановлением Правительства РФ .
Решение. В этом случае сам продавец на общем режиме может выписать корректировочный счет-фактуру (). В нем он должен отразить разницу, на которую уменьшилось количество и стоимость реализованных товаров, а также сумму «входного» НДС.
Никаких исправлений в первоначальный счет-фактуру при этом вносить не надо ().
Читайте также О том, как самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов, мы рассказали в журнале «Упрощенка», 2013, № 4, с. 4.
Однако, прежде чем выписывать корректировочный счет-фактуру, фирме на общем режиме нужно получить документы, обосновывающие возврат товара. Такими документами являются претензия от вас как от покупателя, акт о выявленных недостатках по или по самостоятельно разработанной форме ( и ).
У вашего контрагента есть пять календарных дней на то, чтобы выписать самому себе корректировочный счет-фактуру с того дня, как он получит любой из перечисленных документов. Это следует из пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.
О том, что должно быть указано в корректировочном счете-фактуре, сказано в статьи 169 НК РФ.
Обратите внимание Право на налоговый вычет по счету-фактуре, полученному от «упрощенца», нужно отстаивать в суде.
Обратите внимание на такой момент. Не важно, по какой причине вы вернули товар: надлежащего качества он был или имел недостатки, порядок выставления корректировочного счета-фактуры будет одинаковый в любом случае ().
Далее корректировочный счет-фактуру продавец зарегистрирует в книге покупок. Это следует из Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. И только после этого ваш партнер на общем режиме сможет уменьшить НДС, подлежащий уплате в бюджет.
Случай № 2 Вы продаете товар компании, применяющей общий режим
Это как раз тот случай, когда ваш режим налогообложения влияет на размер налоговых платежей фирмы, применяющей общий режим.
Когда возникает проблема. Проблема может возникать при каждой продаже, поскольку вы не начисляете налог на добавленную стоимость. А для компаний и индивидуальных предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения, это означает, что у них по такой сделке нет «входного» налога, который можно было бы принять к вычету.
Решение. Так как вы не относитесь к плательщикам НДС, то и не включаете сумму налога в цену товара (). А значит, товар в этом случае можно продать дешевле. Покупатель на общем режиме в свою очередь вправе всю стоимость товара признать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Суть вопроса Продавец на УСН не платит НДС и не включает сумму налога в цену товара, а значит, может продавать его дешевле.
Поэтому, заключая договор с компаниями и индивидуальными предпринимателями на общем режиме, снизьте стоимость товара на сумму НДС. В этом случае, даже не получив вычета по налогу на добавленную стоимость, те, кто применяет общий режим налогообложения, экономических потерь иметь не будут. Покажем на примере, как это выглядит.
ООО «Астра» находится на общем режиме налогообложения и ведет оптовую торговлю. Фирма реализовала партию товара по цене 23 600 руб. (в том числе НДС 3600 руб.).
Рассчитаем, в каком размере придется уплатить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, если этот товар купить:
1) у плательщика НДС за 18 880 руб. (в том числе НДС 2880 руб.);
2) у «упрощенца» за 16 000 руб. (без НДС).
Для простоты расчетов будем рассматривать только расходы на покупку товара.
Первый случай. При отгрузке товара ООО «Астра» должно начислить НДС в сумме 3600 руб. В то же время, покупая товар у плательщика НДС, фирма сможет воспользоваться вычетом на сумму НДС в размере 2880 руб.
Следовательно, НДС к уплате составит 720 руб. (3600 руб. – 2880 руб.).
При этом доходы, включаемые в базу по налогу на прибыль, равны стоимости реализованного товара без НДС, то есть 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.). А расходы составляет покупная стоимость ценностей без НДС, это 16 000 руб. (18 880 руб. – 2880 руб.). Таким образом, налог на прибыль, который нужно уплатить ООО «Астра», составит 800 руб. [(20 000 руб. – 16 000 руб.) × 20%].
Общая сумма налогов (НДС и налога на прибыль) к уплате равна 1520 руб. (720 руб. + 800 руб.).
Второй случай. Если ООО «Астра» купит товар у «упрощенца», оно не сможет воспользоваться вычетом по НДС. Поэтому налог, который нужно заплатить в бюджет, равен начисленному при продаже товара — 3600 руб.
При этом доходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, будут те же, что и в первом варианте, а расходы равны покупной стоимости товара — 16 000 руб. Налог на прибыль тоже не изменится — 800 руб. Общая сумма налогов к уплате составит 4400 руб. (3600 руб. + 800 руб.).
Сравним отчисления в бюджет. Покупая товар у «упрощенца», ООО «Астра» заплатит налогов больше на 2880 руб. (4400 руб. – 1520 руб.). И может показаться, что второй способ невыгоден. Однако это не так. Ведь поставщику товаров при втором способе фирма заплатила также на 2880 руб. меньше (18 880 руб. – 16 000 руб.).
Так что в данной ситуации оба варианта в плане затрат ничем не отличаются, и выбор поставщиков не следует основывать на системе налогообложения.
Когда покупатель на УСН возвращает товар, фирма на общем режиме может выписать корректировочный счет-фактуру сама себе.
«Упрощенец» при продаже вправе снизить цену товара на величину НДС.
Если «упрощенец» при продаже выписал счет-фактуру, а покупатель принял НДС к вычету, налоговики могут оспорить факт возмещения НДС в суде.
Источник: https://www.26-2.ru/art/181619-qearh-15-m10-kak-reshat-problemy-s-nds-esli-uproshchenets-zaklyuchil-sdelku-s-kompaniey
Нет вычету, если контрагент «упрощенец»
В официальном письме Министерства финансов Российской Федерации №03-07-11/56700 от 5 октября 2015 года значится вывод: покупатель не может принять к вычету НДС по счет-фактуре продавца-«упрощенца».
Законодательство России не предусматривает составление счетов-фактур теми организациями, которые не являются плательщиками НДС.
Компания, ведущая свою деятельность на упрощенной системе налогообложения, оплачивает единый налог в рамках выбранного режима. Об этом в первую очередь напомнили авторы письма.
Исключением могут быть компании, которые хоть и не платят НДС, но выставляют счета поскольку являются посредниками.
Представители финансового ведомства сослались на пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ – «Упрощенная система налогообложения». Именно в нём сказано, что применяющие УСН не признаются плательщиками НДС, за исключением ввоза товаров на территорию России и случаев, указанных в статье 174.1 НК РФ – «Налог на добавленную стоимость».
Согласно пункту 3 статьи 169 НК РФ составляют счета плательщики НДС, реализующие товары на территории страны. Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счета-фактуры могут выставлять агенты, в том числе применяющие УСН и реализующие товар от своего имени.
В иных случаях «упрощенцы» выставлять счета-фактуры не должны. Чиновники прямо указали на обращение заинтересованной организации: «упрощенец», который не относится ни к одной из указанных категорий, но выставляет счет-фактуру нарушает налоговое законодательство России.
Письмо составлено за подписью замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России — Цибизовой О.Ф.
Министерство финансов РФ и раньше высказывало подобную позицию. Представители Федеральной налоговой службы давали такие же разъяснения ещё в 2008 году – письмо №03-1-03/1925 от 6 мая 2008 года.
Специалисты ФНС России ссылались в своём письме также на действующие положения Налогового кодекса, согласно которым плательщиками НДС не признавались «упрощенцы».
Составлять счета-фактуры обязаны только плательщики налога на добавленную стоимость, которые также являются продавцами товаров или исполнителями услуг на территории Российской Федерации.
«Упрощенцы» таким образом, осуществляющие реализацию товаров не должны выставлять счета покупателю. Однако, авторы письма ФНС указали, что выставивший счёт «упрощенец» с указанием суммы НДС обязан уплатить в бюджет указанную денежную сумму.
Но право на вычет по такому счету у покупателя-плательщика НДС не возникает, т.к. контрагент не признается плательщиком налога на добавленную стоимость. Письмо было составлено за подписью заместителя руководителя ФНС России – Шульгина С.Н.
Но, если обратиться к судебной практики, становится ясно, что данная позиция чиновников является спорной. Конституционный Суд РФ счёт вычет правомерным при разбирательстве соответствующего дела – Постановление КС РФ №17-П от 3 июня 2014.
Такое же решение выносили Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (Постановление №А67-1209/2013 от 9 апреля 2014) и Федеральный арбитражный суд Московского округа (№А40-106168/11-129-446).
Во всех указанных Постановлениях аргумент в пользу компаний высказан один и тот же: контрагент, работающий на упрощенной системе налогообложения обязан заплатить в бюджет налог на добавленную стоимость, раз уж он выставил счет-фактуру. В таких ситуация казна не теряет ничего.
Источник: https://ce-na.ru/articles/global_news/2015/10/net-vychetu-esli-kontragent-uproshchenec/
Налоговики разрешают вычет по счету-фактуре от контрагента на упрощенке
У компаний многих регионов есть возможность заявить вычет НДС по счету-фактуре от продавца на упрощенке. Это показал наш опрос налоговых управлений страны
В начале октября Минфин в ответе на запрос «УНП» высказался против вычетов НДС по счету-фактуре от контрагента на упрощенной системе. Свою категоричную позицию чиновники изложили в письме от 05.10.15 № 03-07-11/56700.
Но региональные управления никаких установок от ФНС не получали. И вопреки мнению Минфина самая большая группа управлений ФНС разрешает вычеты. Кстати, совсем немногие компании сознательно решаются заявлять вычеты по счетам-фактурам от поставщиков на упрощенке.
Гораздо больше тех, кто вообще не проверяет, какой налоговый режим у контрагента.
Вы принимаете НДС к вычету по счетам-фактурам от компаний на упрощенке?
Источник: vk.com/gazeta_unp
Вычет возможен
Так считают в УФНС: Адыгеи, Алтая, Коми, Мордовии, Якутии, Удмуртии, Хакасии, Алтайского, Краснодарского, Пермского краев, Владимирской, Иркутской, Костромской, Новгородской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Самарской, Тюменской, Ульяновской и Ярославской областей.
Налоговики 21 из 46 опрошенных регионов сообщили, что они готовы принять вычет по счету-фактуреот контрагента на упрощенке. В некоторых из УФНС сослались на постановление КС РФ от 03.06.14№ 17-П. По мнению суда, подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ позволяет неплательщикам НДС выставлять счета-фактуры. А выставленный счет-фактура является основанием для вычета (п.
1 ст. 169 НК РФ). Но контрагент должен, во-первых, заплатить НДС. Во-вторых, подать декларацию по этому налогу (п. 5 ст. 174 НК РФ). Иначе на камералке счет-фактура не найдет себе пару в базе ФНС и компания как минимум получит запрос дать пояснения. Поэтому, принимая налог к вычету, безопаснее попросить у контрагента копию платежки, подтверждающую, что он перечислил НДС.
У компании нет права на вычет
Так считают в УФНС: Калмыкии, Карелии, Тывы, Красноярского и Ставропольского краев, Белгородской, Московской, Свердловской, Челябинской областей.
Лишь в 9 из 46 управлений с уверенностью сказали, что вычет НДС по счету-фактуре от контрагента на упрощенке невозможен. Налоговики аргументируют свой ответ тем, что компании на упрощенной системе полностью лишены права выставлять счета-фактуры.
Ведь в силу пункта 3 статьи 169 НК РФ оформлять их обязаны только налогоплательщики НДС. В перечисленных регионах безопаснее выяснять у продавцов, на каком режиме они работают, хотя бы по крупным сделкам. Это убережет от возможной потери вычетов.
Нужно изучать судебную практику
Так считают в УФНС: Ямало-Ненецкого АО, Бурятии, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Омской, Орловской, Пензенской и Рязанской областей, Санкт-Петербурга.
В 12 из 46 опрошенных регионов налоговики не определились с ответом и предпочитают в каждом случае оглядываться на судебные решения. «Однозначно нельзя ответить на вопрос, есть арбитражная практика и в одну сторону, и в другую», — заявили в одном из «сомневающихся» регионов. Это значит, что в названных регионах не исключен спор, но у компании есть шанс защитить вычеты.
Ответят на письменный запрос
Так считают в УФНС: Башкортостана, Москвы, Амурской, Новосибирской областей.
Лишь в 4 из 46 УФНС с ходу не ответили на вопрос. Мнение налоговиков можно запросить письменно.
Мы считаем, что в любом регионе компания может попытаться отстоять вычет НДС по счету-фактуре от контрагента на упрощенке. Конечно, шансов больше, если контрагент перечислит НДС в бюджет и подаст декларацию.
Кроме того, в случае спора можно ссылаться на то, что компания не обязана проверять, на каком режиме работает ее поставщик, а в свою пользу привести положительную судебную практику (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.12.14 № А78-3813/2014).
Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/41190-nalogoviki-razreshayut-vychet-po-schetu-fakture-ot-kontragenta-na-uproshchenke
Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения
В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот.
Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат, ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании.
К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.
На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.
Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже.
Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ).
Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.
Порядок возмещения НДС
1
Подача в налоговый орган декларации по НДС. Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.
2
Камеральная проверка. Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.
В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета.
Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету.
Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами, непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ).
3
Вынесение решения или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:
— о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
— о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
— о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.
Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ).
В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).
4
Возврат НДС на расчетный счет, либо зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение: вернуть на расчётный счет или зачесть.
Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление.
Заявление подается в свободной форме: при возврате следует указать реквизиты счета, на который необходимо перечислить деньги, при зачете следует уточнить, в отношении какого именно налога производится зачет с указанием КБК и суммы зачета (возврата).
На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ).
Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму. Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).
Проблемы возмещения НДС, возможные ошибки и пути их решения
Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:
Проблема возмещения НДС 1. Документы оформлены с нарушениями
При осуществлении торговых операций на территории России «камнем преткновения», как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению.
Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е.
физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.
Проблема возмещения НДС 2. Хозяйственные операции не являются реально совершенными
Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета.
Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции.
Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.
Проблема возмещения НДС 3. Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах
Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/vosmeshenie-nds-iz-budgeta
Как доказать инспектору неумышленную высокую долю налоговых вычетов
Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации. Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета.
Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%. Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.
И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.
С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.
Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.
Как рассчитать удельный вес вычетов по НДС в 2018 г
Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации. Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.
Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.
Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2018 год по региону, в котором работает организация.
Этот показатель представляет собой процент вычетов по НДС в сумме начисленного НДС. Для расчета требуется только два значения из декларации:
- Строчка 190 «НДС к вычету»;
- Строчка 110 «НДС начисленный».
Рассчитываем показатель: НДС к вычету / НДС начисленный * 100%. Информативен показатель в динамике, то есть изменение значений показателя за два-три отчетных периода. Проведя необходимые вычисления, узнаем, какой процент от начисленного НДС организация выставляет к вычету.
Эту величину и сравнивают налоговики с пороговым значением, чтобы выявить степень налоговых рисков по НДС в организации.
Под пристальное внимание инспекторов мгновенно попадают организации с пороговым значением показателя выше утвержденного в регионе, в котором организация зарегистрирована.
Пример расчета удельного веса вычетов НДС для организации (г. Москва) По информации из декларации за 1 квартал был начислен НДС в сумме 1000000 рублей. Налоговый вычет за 1 квартал составил 900000 рублей. Удельный вес вычетов НДС = 900000 / 1000000 * 100%=90%
Обратимся к справочной информации внутренней отчетности ФНС России (отчет по форме № 1-НДС).
На интересующую нас дату устанавливаем, что удельный вес налоговых вычетов по НДС в 2018 году (Москва) составляет 89,9%.
В нашем случае доля вычетов по НДС превышает 89%, пояснения для налоговой в этом случае пригодятся, так как это больше, чем пороговое значение для Москвы, значит организации грозит вызов в налоговую для дачи пояснений.
Если доля налоговых вычетов по НДС превышает 89%, что ответить в налоговую?
Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую
После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:
- показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
- организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
- организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.
Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом. Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам.
К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой. Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.
Как объяснить высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС
Задача руководителя организации в случае высоких значений показателя удельного веса вычетов по НДС снизить риск включения предприятия в план выездных проверок, а значит − доказать, что причины этого имеют объективный характер. В каждом конкретном случае организация приводит соответствующие периоду причины, почему доля налоговых вычетов превышает пороговое значение.
Как пояснить в налоговую высокий удельный вес вычетов по НДС? Рассмотрим пять причин, как образец пояснения в налоговую о высокой доле налоговых вычетов по НДС. Они могут пояснить возникновение такой ситуации в организации.
Причина 1. Фирма недавно только прошла регистрацию
Организации, чей бизнес только начинается, не имеют достаточного рынка сбыта, а вот расходов у «молодой» компании предостаточно.
Например, счета-фактуры на оплату аренды офиса и склада, аванс за электроэнергию, подключение Интернета, телефона, закупка товара на склад для последующей перепродажи и т.д.
При таком раскладе затрат у организации много, а вот продажи еще не налажены и не приносят достаточного для покрытия расходов дохода. В пояснениях для инспектора указываем в качестве причины повышения показателя: «В связи с началом предпринимательской деятельности затраты компании превышают ее доход.
Для организации работы офиса и склада приобретено необходимое оборудование и мебель, а также оплачены услуги фирм, предоставляющих услуги связи. Внесены авансы для подключения компании к электроэнергии и отоплению. На склад поставлена продукция, реализация которой планируется на следующий квартал».
Как приложения предоставляем учредительную документацию, подтверждающую дату регистрации компании, а также все первичные документы с подтверждением перечисленных затрат: счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов, договоры, накладные, акты на предоставление услуг и т.д.
Причина 2. Пополнение склада товаров для последующей перепродажи
Например, руководителем организации издано распоряжение о затоваривании склада продукцией, которая в следующем квартале подорожает в закупке, поэтому купить товар заранее – значит приобрести дополнительную прибыль на разнице в цене. В итоге склад пополнится товарами, а в налоговом учете отразится высокий удельный вес вычетов. В пояснениях указываем: «пополнение склада товарами для последующей его продажи в будущем периоде».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие оприходование и остатки товара на складе, копия договора на приобретение продукции, накладные.
Причина 3. Сезонность бизнеса
Объемы продаж некоторых видов товаров находятся в зависимости от сезонности, например, товары для зимней рыбалки или газонокосилки. Продажи таких товаров практически прекращаются вне предполагаемого для их использования сезона. Однако, расходы, например, на хранение и обслуживание склада, остаются. Поэтому вычеты получаются высокие. В пояснениях указываем: «сезонность товара».
Прикладываем документы, подтверждающие наличие расходов и остатков на складе.
Причина 4. Позднее получение счетов-фактур от контрагентов
Принять к вычету счет-фактуру можно только по факту ее получения от контрагента. При получении оригинала счета-фактуры, организация регистрирует ее поступление по почте в специальном журнале.
Но, к сожалению, почта не всегда безупречна в качестве предоставляемых услуг, и корреспонденция «задерживается», а иногда и вовсе теряется. Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.
В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде. Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.
В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период.
Причина 5. Небольшая торговая наценка (при перепродаже) или маленькая добавленная стоимость (при производстве)
Рынок устанавливает уровень цен, выше которых организация не может установить цену реализуемых ею товаров. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции на рынке, некоторые компании устанавливают на продукцию минимальные наценки и надбавки.
При производстве может дополнительно возникнуть ситуация, когда сырье для производства закупается со ставкой НДС 10%, а реализация − 18%. В пояснениях указываем: «маленькая торговая наценка с целью сохранения конкурентоспособности организации».
Прикладываем документацию, подтверждающую достоверность предоставленной информации: копии договоров на закупку товаров или сырья, накладные на закупку и отгрузку продукции. Конечно, это только некоторые причины, которые будут приняты инспектором, как
пояснение в налоговую о высокой доле вычетов по НДС (образец: причина 1).
Заключение
Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность.
А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу. Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС.
Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.
Источник: https://NalogObzor.info/publ/stati_iz_tematicheskikh_zhurnalov/kak_objasnit_nalogovikam_vysokij_udelnyj_ves_vychetov_v_deklaracii_po_nds/71-1-0-2642