Порядок применения налоговыми органами штрафа по статье 123 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ)
16.03.2017 15:35
В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Если в ходе налоговой проверки налоговым органом выявлен факт несвоевременного перечисления в бюджет РФ НДФЛ, то налоговым органом составляется Акт камеральной налоговой проверки за неуплату НДФЛ в бюджет по статье 123 НК РФ. Данный факт выявляется путем анализа соответствия начислений и платежей по НДФЛ в КРСБ налогового агента.
Начисления в Карточку расчетов с бюджетом (далее — КРСБ) переносятся автоматически после представления налоговым агентом Расчета по форме 6-НДФЛ за определенный налоговый период.
Начисления переносятся следующим образом: из второго раздела Расчета переносятся сроки перечисления налога (строки 120 раздела 2) и суммы удержанного налога (строки 140 раздела 2). Сроки перечисления налоговые агенты указывают самостоятельно в соответствии с п.6 статьи 226 НК РФ.
Суммы удержанного НДФЛ указываются в строгом соответствии с первичными учетными документами налогового агента.
Платежи по НДФЛ переносятся в КРСБ в соответствии с платежными поручениями на уплату НДФЛ.
Одновременно сообщаем, что налоговый агент может проверить своевременность уплаты НДФЛ в бюджет, произведя сверку платежей с бюджетом. Платежи по НДФЛ должны быть произведены не позднее сроков, указанных налоговым агентом.
В случае обнаружения ошибки в представленном Расчете по форме 6-НДФЛ, налоговый агент имеет право представить уточненный Расчет по форме 6-НДФЛ (письмо Минфина от 15 декабря 2016 г. № БС-4-11/24062@)
В том случае, если налоговый агент представил уточненный Расчет по форме 6-НДФЛ после получения Акта камеральной налоговой проверки по статье 123 НК, то налоговый орган может применить штраф по статье 126.1 НК РФ в отношении налогового агента.
В соответствии со статья 126.1. НК РФ представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных настоящим Кодексом, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.
В связи с вышеизложенным рекомендуется в случае получения налоговым агентом акта камеральной налоговой проверки по статье 123 НК РФ следующее:
- Произвести сверку платежей по НДФЛ с бюджетом РФ.
- Проверить правильность указания сроков перечисления НДФЛ в бюджет (строка 120 расчета).
- В случае обнаружения ошибки в указании сроков перечисления НДФЛ в бюджет представить уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за соответствующий период и ПОЯСНЕНИЯ к Акту с указанием причин представления уточненного Расчета, выявленных и исправленных ошибок и документов, подтверждающих обоснованность перенесения сроков уплаты НДФЛ в бюджет (копии платежных поручений по перечислению заработной платы или других выплат, копии платежных поручений по перечислению НДФЛ в бюджет, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, расчетно-платежные ведомости и др.) В копиях первичных документов должна быть представлена ДАТА и СУММА выплаченного дохода.
Пояснения и уточненный расчет могут быть направлены по электронным каналам связи. В теме пояснении укажите «Пояснение к Акту №…»
- Ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению в соответствии с п.3 ст.114 НК РФ не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса. Согласно положениям пп.3 п.1 ст.112 НК РФ перечень обстоятельств, которые могут быть признаны руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающим дело, смягчающими ответственность, является открытым.
- В том случае, если налоговый агент согласен с суммой штрафа по статье 123 НК РФ, указанной в Акте, налоговый агент ожидает решения, которое будет направлено налоговым органом тем же способом, что и Акт камеральной налоговой проверки. В Решении будет указана сумма штрафа, КБК и ОКТМО для уплаты штрафа. Штраф оплачивается по Решению в течение месяца со дня получения Решения.
Источник: https://bs-servise.ru/stati-2/article_post/poryadok-primeneniya-nalogovymi-organami-shtrafa-po-statye-123-nalogovogo-kodeksa-rossiyskoy-federatsii-daleye-nk-rf
Практический комментарий к ст. 123 НК РФ
Ст. 123 НК РФ актуальна для всех хозяйствующих субъектов, выступающих в роли налогового агента. В случае если они не исполнят предъявляемые им НК РФ требования по исчислению и переводу в бюджет налогов, для них наступят достаточно негативные финансовые последствия, рассматриваемые в указанной статье.
Перечень событий, которые подпадают под действие статьи 123 НК РФ
Как уменьшить вероятные негативные последствия применения положений ст. 123?
Применимы ли нормы ст. 123 НК при перечислении налога до получения доходов плательщиком?
Перечень событий, которые подпадают под действие статьи 123 НК РФ
Основными признаками нарушения законодательства, которые влекут за собой применение санкций, оговоренных в ст. 123 НК РФ, выступают:
- наличие у плательщика дохода, а у налогового агента доступа к нему для удержания соответствующих сумм налогов;
- при наличии условий, приведенных в первом пункте, неисполнение налоговым агентом своих функций по уплате налога.
При этом в качестве преступления рассматривается как полное отсутствие удержания, перечисления средств в казну, так и частичный либо несвоевременный перевод полагающихся бюджетных платежей. Во всех приведенных случаях на агента налается штраф в размере 20% от недоплаченной суммы.
Возможные при этом варианты нарушений следует рассмотреть более подробно:
- Препятствия для удержания средств отсутствовали, но оно не было проведено. Подобный сценарий вписывается в рамки наложения штрафа по ст. 123 НК, а главным условием применения наказания в описываемой ситуации служит присутствие четких доказательств возможности у налогового агента исполнить все свои обязательства в надлежащие сроки и в полном объеме. В случае отсутствия однозначных свидетельств факта его бездействия, при одновременном отсутствии помех к исполнению обязательств, штраф применить нельзя.
- Удержание было проведено, но его сумма не была направлена в бюджет. При таком развитии событий агенту придется заплатить не только сумму штрафа, но и пени, поскольку оплата поступит в казначейство за границами отведенного для этого срока. Кроме того, сложившаяся в результате ситуация позволит ФНС взыскать недоимку в принудительном порядке.
- Пропущен крайний срок для перевода средств в бюджет. Последствия при этом будут схожи со вторым случаем, то есть помимо 20% с суммы недоплаты придется уплатить пени за просрочку.
Как уменьшить вероятные негативные последствия применения положений ст. 123?
В ряде случаев налоговые агенты не могут исполнить свои обязательства ввиду объективных обстоятельств. Органы ФНС в обязательном порядке должны соизмерять тяжесть проступка и объем наказания, а кроме того учитывать факты, способные уменьшить тяжесть проступка. В качестве таковых могут выступать:
- Счетная ошибка ответственного сотрудника, на это указывает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 № А19-913/07-41-Ф02-4575/07 по делу № А19-913/07-41.
- Чрезмерно интенсивная смена руководящего состава и специалистов финансовых служб за налоговый период (постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.2009 по делу № А65-20641/2008).
- Отсутствие финансовых возможностей произвести уплату — для частных предпринимателей (постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 по делу № А72-2993/2011). Применение данного смягчающего обстоятельства в отношении прочих категорий агентов, являющихся юридическими лицами, спорно. Есть положительное решение АС Поволжского округа от 06.02.2015 по делу № Ф06-19509/2013 и отрицательное в постановлении ФАС этого же округа от 21.11.2013 по делу № А05-2128/2013.
- Полное признание факта нарушения агентом и осознание своей вины (постановление МО от 15.04.2014 № Ф05-2839/14 по делу № А40-96328/13-20-341).
Применимы ли нормы ст. 123 НК при перечислении налога до получения доходов плательщиком?
Некоторые организации целенаправленно проводят предварительные оплаты либо переплачивают незначительные суммы налогов, чтобы обеспечить себе страховку на случай наступления негативных последствий.
Однако для налоговых агентов по НДФЛ подобные действия формально находятся вне рамок закона.
Объясняется это специфическими правилами, действующими для них и сводящимися к тому, что налоговый агент должен уплатить налог из доходов, которые он выплачивает сотруднику.
При этом исполнение обязанностей агента за счет собственных средств запрещено. Об этом, в частности, говорится в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03-04-06/46268, ФНС от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764.
В то же время Верховный суд не находит состава налогового преступления в том, что перечисление агентом в бюджет будет проведено до осуществления перевода доходов плательщику. ФНС также неоднократно заявляла, что в подобных ситуациях применение положений ст. 123 НК РФ будет неправомерным.
***
В случае если налоговый агент ненадлежащим образом исполнит свои обязанности перед бюджетом, ему грозит наказание на основании ст. 123 НК РФ. Однако даже в случае наступления подобного факта налоговые органы при определении размера наказания должны принимать во внимание имеющиеся смягчающие обстоятельства.
Источник: https://buhnk.ru/otvetstvennost/prakticheskij-kommentarij-k-st-123-nk-rf/
Статья 123 Налогового кодекса РФ с изменениями и комментариями — Юридический справочник бизнеса
В соответствии с НК РФ налоговые агенты обязаны удерживать начисленные суммы налогов из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате и перечислять их в бюджет.
Как правило, налоговыми агентами выступают работодатели, которые рассчитывают налоги и удерживают их при выплате заработных плат своим сотрудникам.
За невыполнение этих действий предусмотрена ответственность согласно 123-й статье Налогового кодекса РФ, а именно штраф в размере 20% от суммы, подлежащей отчислению в бюджет.
В предыдущей редакции документа данная статья не содержала прямого указания наказуемости неисполнения налоговым агентом обязательств по удержанию налогов. До сентября 2010 года налоговый агент мог избежать наказания по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от удержанного, но не перечисленного налога, если он уплатил его до вынесения решения по итогам налоговой проверки.
Когда наступает ответственность
Поскольку в результате правонарушений, предусмотренных 123-й статьей, бюджеты муниципальных образований и государства в целом недополучают средства, соблюдение законодательства в этой сфере строго контролируется.
Существует несколько ситуаций, при которых налоговые агенты несут ответственность по статье 123 НК РФ.
Ситуации следующие:
- когда агент имел возможность удержать налог, но не сделал этого;
- когда агент все же удержал налог, но не перечислил его в бюджет;
- когда агент удержал налог, но перечислил его в бюджет позже отведенного срока.
В первом случае налоговики вправе налагать на нарушителя штраф согласно статье 123 НК РФ. При этом налоговые органы должны убедиться в том, что налоговый агент имел возможность удержать и перечислить налог из доходов, выплачиваемых налогоплательщику.
Если такая возможность отсутствовала (к примеру, расчеты осуществлялись по бартеру), оштрафовать налогового агента нельзя.
Во втором случае произошедшая ситуация может повлечь за собой не только штраф в размере 20%, но и начисление пени, так же, как и в третьем случае. Пеня будет начислена за каждый день просрочки.
Чтобы не усугублять ситуацию, налоговый агент должен контактировать с налоговыми органами при наступлении проблем. Если налоговый агент не имеет возможности удержания и уплаты налога, он должен сообщить об этом в налоговый орган в течение одного месяца. Информация предоставляется и в случае произведения расчетов с налогоплательщиком в каких-либо других формах, кроме материальной.
Можно ли смягчить наказание
Иногда налоговый агент не выполняет обязательства по удержанию и уплате налогов в бюджет по объективным причинам. Определяя размер наказания, налоговые инспекторы должны учитывать все сопутствующие обстоятельства, которые могут смягчить вину налогового агента (либо полностью ее исключить).
К смягчающим обстоятельствам могут относиться следующие факторы:
- правонарушение было совершено в результате технической ошибки бухгалтера;
- правонарушение было совершено в связи с частой сменой руководителей и бухгалтеров за рассматриваемый налоговый период;
- сумма правонарушения незначительная;
- сложное финансовое положение налогового агента;
- признание налоговым агентом своей вины.
В судебной практике данные причины неоднократно признавались весомыми для смягчения наказания, в результате чего величина санкций была изменена в меньшую сторону.
Однако во внимание могут приниматься и отягощающие факторы. К таким факторам относится большая сумма, неотчисленная в бюджет, многократность нарушений и многое другое. В этих случаях сумма штрафа может быть увеличена. Кроме того, при наличии достаточных оснований налоговый агент может быть привлечен к уголовной или другой ответственности, предусмотренной законодательством.
Источник: https://bizjurist.com/nalog/statya-123-nalogovogo-kodeksa.html
Штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению
Согласно законодательства РФ физические лица уплачивают следующие виды имущественных налогов на основании налогового уведомления (НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409): налог на имущество физических лиц; транспортный налог; земельный налог.
Из данной статьи вы сможете узнать какие штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению взимаются с налогового резидента РФ.
С 2015 года установлен срок уплаты имущественных налогов не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом. То есть, если налоги платятся на 2016 год, уплатить их следует не позднее 1.12.2017 года. До 2015 года срок был другим: не позднее 01.
10 следующего года. Само уведомление должно быть выслано налогоплательщику не позднее чем за 30 рабочих дней до указанного срока (НК РФ, п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п.п. 1, 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п.п. 1, 2 ст.
409, Письмо ФНС РФ № БС-4-11/[email protected] от 11 января 2016 г.).
Кроме имущественных налогов, физические лица должны уплатить также налог на доходы физлица на основании отдельного налогового уведомления. Срок уплаты НДФЛ, который налоговый агент не смог удержать, о чем известил налогоплательщика и ФНС, также не позднее 1 декабря следующего за отчетным года (НК, ст. 216, пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228, Закон № 396-ФЗ от 29 декабря 2015г., ч. 8 ст. 4).
Факт неуплаты или несвоевременной уплаты налогов по присланному налоговому уведомлению карается следующими санкциями:
- Начислением пеней на сумму недоплаченного налога;
- Штрафом;
- Взысканием недоимок, то есть задолженности по налогам, штрафов и пеней через суд.
Если налог платится не вовремя или вовсе не платится, на сумму задолженности начисляются пени за неуплату налогов в срок (НК РФ, п. 1 ст. 75).
Требование об уплате недоимки по налогу и пеней высылается в ваш адрес налоговой инспекцией в случае неуплаты налога в положенный срок.
В требовании будет указана сумма задолженности по налогу, срок уплаты налога, размер пеней на день направления требования в ваш адрес, срок исполнения данного требования и меры по взысканию, которые будут применены к вам в случае его неисполнения.
Стандартный срок уплаты сумм, указанный в требовании, составляет 8 рабочих дней, если только в требовании не указан более длительный срок (НК РФ, п. 4 ст. 69).
Пени можно рассчитать по формуле (НК РФ, п.п. 3, 4 ст. 75):
Сумма пеней = задолженность по налогу * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в это время.
Каков размер ставки рефинансирования? С 1 января 2016 года ставка рефинансирования Банка России приравнена к значению ключевой ставки БР. Со 2 мая 2017 года ставка рефинансирования равна 9, 25%, согласно Указанию Банка России № 3894-У от 11 декабря 2015г и Информации БР от 28 апреля 2017г.
Неуплата налога грозит ответственностью в виде штрафа. Штрафы за неуплату налогов в срок имеют размер 20% от задолженности по налогам в обычном случае и 40%, если налоговая инспекция располагает доказательствами того, что налог неуплачен умышленно.
Срок ответственности за неуплату налога составляет три года с момента окончания отчетного года, за который следовало уплатить налог (Информация ФНС РФ &О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности&; НК РФ, п. 1 ст. 113, ст.
122).
Для того, чтобы привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов, налоговая инспекция должна располагать доказательствами совершения правонарушения, а именно: документами о законном исчислении налога в адрес налогоплательщика, документами о направлении в адрес налогоплательщика налогового уведомления и подтверждением получения налогоплательщиком уведомления с датой его получения.
Последствия неисполнения требований налоговой инспекции
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения в срок требований налогового органа он может подать заявление в суд для принудительного взыскания задолженности по налогу за счет имущества должника, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банке и наличных денег.
Если же сумма задолженности не превышает 3 000 рублей, то заявление в суд должно быть подано в течение 6 месяцев с момента истечения срока в три года с момента неисполнения первого требования налоговиков.
Налоговый орган подает заявление мировому судье (по месту жительства налогоплательщика). Если требования налогового органа являются бесспорными, судебный приказ по требованию выносится без судебного разбирательства и без вызова сторон (см. КАС РФ, п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч.2 ст. 123.5).
Повлиять на эту ситуацию налогоплательщик вправе, представив свои возражения на предъявленные ему требования налогового органа.
Это можно сделать или до вынесения судебного приказа (тогда в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано), или в срок до 20 дней с момента направления копии вынесенного судебного приказа налогоплательщику (тогда вынесенный судебный приказ отменяется).
После этого и после направления административного искового заявления со стороны налоговой в суд назначается судебное разбирательство (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 года (п. 49) и КАС РФ (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. 286, 289).
В Письмах ФНС РФ № ГД-4-8/[email protected] от 21 октября 2015 г. (п.п. 6.9) и ГД-4-8/[email protected] от 24 ноября 2016 г.
указано, что Налоговый орган вправе проинформировать работодателя налогоплательщика, допустившего задолженность по уплате налога, о его неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 1 июня 2016г.
Так же налоговый орган может направить исполнительный документ о взыскании задолженности работодателю или другому лицу, осуществляющему в адрес налогоплательщика периодические выплаты (пенсию, стипендию и др.).
Если налогоплательщик, у которого есть облагаемое налогом имущество, не получает налоговое уведомление, он должен выяснить причину этого в налоговой инспекции (по месту его жительства или по месту нахождения имущества). Этот вопрос можно решить как личным обращением в ФНС, так и через личный кабинет сайта ФНС РФ (Письмо ФНС РФ № БС-4-21/[email protected] от 07 ноября 2016 г. и п.п. 1, 5 ст. 83 НК РФ).
Так же в обязанность налогоплательщику вменяется представить сообщение в налоговый орган о каждом объекте налогообложения, по которому он не получил налогового уведомления.
Срок представления такого сообщения – до 31 декабря следующего за отчетным периодом года.
Исключение: сообщение не представляется в случае, когда налоговое уведомление не получено в связи с налоговой льготой или когда ранее такое уведомление уже получалось (см. п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
До конца 2016 года действовала льгота, которая позволяла в случае, когда налогоплательщик не получил налоговое уведомление, уплатить его только за 2016 год.
Также налоговое уведомление не отправляется в случае, когда сумма начисленного налога составила менее 100 рублей. Но если за три предшествующих года сумма налога составила менее 100 рублей, налоговое уведомление будет отправлено, поскольку в противном случае налоговый орган теряет право его направить, поскольку три года уже заканчиваются (НК РФ, п. 4 ст. 52).
Источник: https://calypsocompany.ru/moj-yurist/shtrafy-i-peni-za-neuplatu-nalogov-v-srok-po-nalogovomu-uvedomleniyu
Какие положены штрафы за неуплату НДФЛ в 2018 году
В 2018 году был введен порядок сдачи для работодателей формы 6-НДФЛ. Она позволяет контролировать своевременность внесения налогов. Ведь в соответствии со статьей 123 НК РФ предусматриваются штрафы за неуплату НДФЛ в 2018 году. Размер составит 20% от суммы просрочки и дополнительные пени. При этом во внимание не принимается количество дней, в течение которых платеж был просрочен.
Смягчающих обстоятельств при определении размера штрафа нет. Поэтому даже если налоговики вовремя не прислали квитанцию, санкции будут применяться.
Чтобы избежать подобных ситуаций, важно знать срок оплаты налогов. При внесении средств до определенной даты штрафы платить не придется.
Положения по закону
Налог на доходы физических лиц должен быть внесен в определенные статьей 226 НК РФ сроки. Если дата пропускается, то ФНС имеет право оштрафовать нарушителя. Размер санкций составит 20% от суммы платежа. Это правило касается всех налогоплательщиков.
Сроки для уплаты для работодателей прописываются в статье 226 НК РФ. При этом ориентироваться на нормы 227 и 228 статьи им не нужно.
Взыскание штрафа может производиться инспекцией в двух случаях. В первом штраф применяется при отсутствии удержания налог из средств, которые перечислены сотруднику. Также санкции применяются к организациям, которые своевременно не перевели сборы в государственный бюджет.
Такие нормы отражаются в статье 123 НК РФ. Кроме того правила уплаты прописываются в Письме Министерства финансов РФ №03-02-07/1/8500, которое было издано 19.03.2013 года.
Несмотря на начисленный штраф, налоговый агент все равно должен провести отчисление НДФЛ. На основании пункта 1 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание может производиться налоговиками в принудительном порядке. При нарушении сроков уплаты организации потребуется заплатить пени. Размер определяется в соответствии с длительностью просрочки.
Центральные вопросы
Штрафы за неуплату НДФЛ в 2018 году предусматриваются для многих категорий налогоплательщиков. Важно знать, сколько придется заплатить нарушителю закона и какие изменения были введены в законодательство с начала года.
Кто должен платить
Налог на доходы физических лиц удерживается с каждого сотрудника работодателем. Он составляет 13%, которые установлены на государственном уровне.
Налоги за трудовую деятельность работников отчисляются работодателями. Во внимание не принимается статус учреждения и его организационная форма. Иностранные граждане уплачивают налог по патенту заранее в установленном значении.
Если специалисты осуществляют частную практику, их доход получается при самостоятельной трудовой деятельности. Порядок удержания налога прописывается в статьях 226 и 227 НК РФ.
Когда оканчивается налоговый период, организации должны направить в налоговую инспекцию 2-НДФЛ на каждого работника. В документе отражается сумма общего дохода и удержанного налога. Сдача отчетности предусматривается до 1 апреля следующего за отчетным года.
Наступление ответственности
Иногда работодатели не вносят налоговые сборы, но инспекция не выявляет нарушения. Важно знать, в течение какого времени можно привлечь его к ответственности.
Срок может варьироваться в зависимости от способа получения доходов:
- наличными средствами;
- натуральными товарами;
- в форме материальной выгоды;
- безналичным способом.
Некоторые работодатели, чтобы избежать уплаты налога, применяют конвертную систему выдачи зарплаты. В этом случае размер налогов и страховых отчислений уменьшается.
После совершения правонарушения работодателю потребуется заплатить пеню. Она начисляется в зависимости от некоторых обстоятельств. Важно знать ситуации, когда дополнительные средства не могут быть удержаны, а также полномочия налоговиков в начислении таких выплат.
При оплате пени важно правильно прописать реквизиты. Для каждого налогоплательщика предусматривается особенный КБК.
Последние изменения
Штрафы в 2018 году остались неизменными, но корректировки были внесены в процедуру удержания налога на доходы физических лиц:
- Налог с отпускных выплат начисляется вместе с непосредственным расчетом пособия.
- Справка по форме 2-НДФЛ подается при полном удержании налога до 3 апреля 2018 года, а при неполном – до марта.
- Ранее перевод НДФЛ должен был осуществляться в день выдачи заработной платы. Сейчас же работодателю разрешается сделать это в следующие сутки.
- Социальные выплаты могут быть перечислены по месту осуществления трудовой деятельности. Ранее налогоплательщикам необходимо было посещать непосредственно территориальное отделение ФНС.
Стоит помнить, что выделяют доходы, к которым налогообложение не применяется.
К ним относят:
- государственные пособия, связанные с материнством, детством, безработицей;
- стипендии;
- пенсионные выплаты;
- единовременные переводы за рождение ребенка или на погребение;
- наследственные или дарственные доходы;
- проценты от вкладов;
- дары и полученные призы, стоимость которых не превышает четыре тысячи рублей;
- сертификат на получение материнского капитала.
Какой установлен размер штрафа за неуплату НДФЛ в 2018 году
При неуплате НДФЛ предусматривается суровое наказание.
Оно может наступить в соответствии со статьей 123 НК РФ при:
- отсутствии перевода средств в бюджет;
- частичной оплате;
- нарушении сроков оплаты налога.
Статья 123. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
Размер штрафа составит 20 процентов от полной суммы долга.
Выделяют случаи, при наступлении которых работодателя могут не привлечь к ответственности. Они отражены в статье 109 НК РФ.
К ним относят:
- отсутствие состава преступления;
- наличие доказательств, что налоговый агент или плательщик не виновны;
- нарушителю не исполнилось 16 лет;
- срок исковой давности истек.
Если работодатель не сдал отчеты или не уплатил налог, ФНС может инициировать выездную проверку.
После выявления нарушений может быть:
- начислена пеня;
- предусмотрен штраф;
- дело передано на рассмотрение в прокуратуру.
В последнем случае высока вероятность привлечения работодателя к уголовной ответственности. Тогда штраф вырастет до 500 тысяч рублей. При особой тяжести деяния предусматривается лишение свободы на срок до шести лет.
Практические советы
В некоторых случаях работодатели хотят уменьшить размер налога или избежать штрафных санкций. Для этого им нужно изучить практические советы. Также важно заранее выяснить сроки, в течение которых погашается задолженность.
Как избежать или уменьшить
В некоторых ситуациях даже при совершении противоправного деяния наступление ответственности отсутствует.
Это возможно при:
- внесении НДФЛ заранее, до получения дохода;
- перечислении налога в бюджет до выплаты заработной платы сотрудникам;
- переводе средств в НФС головного офиса вместо курирующей филиал инспекции;
- неуплате налога, так как приобретение было сделано из внебюджетных средств.
В таких ситуациях работодатель может отстоять свои права и избежать административной ответственности.
Выделяют ситуации, когда возможно законное снижение размера штрафных санкций.
При определении штрафа важно учитывать смягчающие обстоятельства:
- технические ошибки программы;
- смена руководства организации;
- признание вины работодателем;
- отсутствие задолженности по другим сборам;
- социальная сфера деятельности учреждения.
Если присутствует хотя бы один из признаков, то штраф может быть уменьшен вдвое. В случае игнорирования данного пункта налоговиками, налоговый агент может обратиться в судебные органы.
Правильное определение даты
Для исключения штрафа необходимо знать дату, когда налоги должны быть перечислены в бюджет.
Для каждого вида доходов предусматриваются особенные сроки:
Доход | Срок получения | Дата удержания и перевода |
Заработная плата | Последний день месяца или первый день следующего месяца, в течение которых осуществлялась трудовая деятельность | Не позже даты перечисления средств |
Денежные средства в качестве дохода | Дата перевода или выплаты денежных средств | Дата, в который осуществляется перевод |
Выплаты отпускного пособия | Последняя дата выплаты дохода | Не позднее последней даты месяца, в котором была произведена выплата |
Пособие, предусмотренное за временную нетрудоспособность | Последняя дата выплаты дохода | Не позднее последней даты месяца, в котором была произведена выплата |
При отсутствии удержания НДФЛ штраф начисляется, а недоимка не может быть взыскана.
Санкции для агентов, физлиц и плательщиков
Удержание и перевод в бюджет 13% налога предусматривается работодателями, а также частнопрактикующими специалистами и иностранными фирмами.
Обычные физические лица также должны производить отчисления при получении дохода при продаже имущества, получении приза или выигрыша в лотерее. Если они игнорируют требования закона, то штраф предусматривается для них в аналогичном размере.
При особо крупных нарушениях сумма возрастает до 40%. Среди таких ситуаций выделяют снижение суммы дохода незаконным способом, а также применение противоправных вычетов.
Индивидуальные предприниматели производят отчисление налогов с некоторых видов доходов. При снижении базы налогообложения ИП может быть привлечен к штрафу в размере 20% от суммы долга. Налоговые преступления караются 40% штрафа от суммы долга.
Сроки уплаты
Уплата НДФЛ производится в установленные законом сроки. Несмотря на выплату заработной платы в виде аванса и основного платежа, удержание производится один раз в конце месяца.
Сроки варьируются в зависимости от способа выплаты:
При переводе средств через банк | Выплата производится в дату перечисления. |
В случае выдаче денег наличными | НДФЛ нужно удержать не позже следующего дня. |
Когда заработная плата выдается наличными через банк | НДФЛ рассчитывается в момент поступления средств на счет. |
Индивидуальные предприниматели и физические лица вносят НДФЛ по окончании отчетного периода. Средства должны поступить не позднее 15 июля следующего года.
Штрафные санкции не будут применяться, если средства будут удержаны и переведены в срок. Поэтому работодатели, ИП и частные лица должны внимательно следить за этим.
Источник: https://buhuchetpro.ru/shtrafy-za-neuplatu-ndfl/
Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Комментарий к Ст. 123 НК РФ
Штраф по ст. 123 НК РФ применяется за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Размер штрафа составляет 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2012 г.
N 15483/11 по делу N А72-5929/2010 отмечено, что, если иностранное лицо в российских налоговых органах на учете не состоит, вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию налога на добавленную стоимость из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает российскую организацию от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет.
Если общество не удержит и не перечислит в бюджет причитающуюся с иностранной организации сумму налога, инспекция вправе привлечь общество к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 5317/11 по делу N А40-46934/10-13-255).
Налоговый агент удерживает необходимые суммы налога из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В случае если налоговый агент не имеет возможности удержать налог у налогоплательщика, он обязан сообщить об этом в течение месяца в налоговый орган.
Если доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ.
При применении п. 1 ст. 46 НК РФ необходимо иметь в виду, что по смыслу данной нормы не перечисленная налоговым агентом сумма налога, подлежащая удержанию у налогоплательщика, взыскивается с налогового агента по правилам взыскания недоимки, т.е. в бесспорном порядке (за исключениями, установленными п. 1 ст. 45 НК РФ).
В отличие от налогоплательщика, в отношении которого оговорен момент исполнения обязанности по уплате налога (он определяется по общему правилу моментом предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога либо моментом внесения денежной суммы в банк или кассу), Налоговый кодекс РФ не оговаривает, когда обязанность налогового агента по перечислению налога считается выполненной.
Объектом налогового правонарушения является предусмотренный Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм налогов. При этом виновный допускает нарушение норм целого ряда статей, в частности ст. ст. 9, 23, 24, 46, 47 НК РФ.
Непосредственным объектом данного налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налогов.
Опасность данного деяния состоит в том, что подрывается система финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования, так как налогоплательщик (хоть и не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ).
Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует обратить ваше внимание на ряд важных положений:
а) обязанности налогового агента возлагаются на последнего нормами не только самого НК РФ, но и других законов, посвященных отдельным видам налогов;
б) из всего круга обязанностей, возложенных на налогового агента правилами п. 3 ст. 24 НК РФ, объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 123 НК РФ, охватывает:
— невыполнение обязанностей по удержанию сумм налогов. Однако для того, чтобы иметь возможность удержать налог, необходимо по общему правилу его исчислить. Поэтому именно налоговый агент (а не налогоплательщик) в данном случае обязан исчислить сумму налога в соответствии с правилами ст. ст. 52 — 56 НК РФ;
— невыполнение виновным обязанностей по перечислению в бюджет сумм удержанных налогов. При этом следует обратить внимание на ряд важных моментов:
1) хотя в комментируемой статье и говорится о перечислении суммы налогов, все же следует учесть, что в ряде случаев Налоговый кодекс РФ допускает возможность уплаты налога путем внесения наличных денег. Поэтому и случаи такого невнесения охватываются объективной стороной данного правонарушения;
2) объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, налицо и тогда, когда виновный одновременно и не удержал, и не перечислил (не внес) в бюджет соответствующую сумму налогов, и тогда, когда он, хотя и удержал сумму налога, не перечислил (не внес) ее, и тогда, когда виновный не полностью удержал сумму налога либо не полностью перечислил (внес) удержанную сумму налога;
в) для наступления ответственности не имеет значения размер неудержанной (неперечисленной) суммы налогов. Однако весьма незначительный размер такой суммы может быть учтен при определении меры ответственности как смягчающее обстоятельство (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Субъектами анализируемого деяния могут выступать только налоговые агенты, т.е. лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Однако российские организации, не наделенные статусом юридических лиц (это возможно в соответствии со ст.
8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»), не могут считаться субъектами данного правонарушения (так как они не могут являться налоговыми агентами, пока законодатель не внесет поправок в ст. ст.
11, 24, 123 и ряд других норм НК РФ).
Предусмотренное комментируемой статьей деяние и ответственность, когда оно совершено физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления.
Привлечение налогового агента — организации к ответственности за совершение данного правонарушения не освобождает ее руководителя (иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии достаточных оснований от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием или умысла, или неосторожной формы вины.
Санкции за совершение данного правонарушения:
— виновный привлекается к уплате штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению;
— сумма штрафа подлежит увеличению или уменьшению с учетом правил ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.
Источник: https://stNKRF.ru/123