Неналоговые платежи в 2018 году
Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.
14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:
- введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
- инвентаризацию уже существующих платежей;
- установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
- внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
- разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
- установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.
Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.
Мораторий на неналоговые платежи
Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.
Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.
По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.<\p>
Реестр неналоговых платежей
Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным.
Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.
Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.
- Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
- Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
- Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
- Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).
Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.
По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей.
Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.
Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:
- Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
- Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
- Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
- Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.
Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.
Впервые опубликовано на kontur.ru
Источник: https://fingu.ru/blog/nenalogovye-platezhi-v-2018-godu/
Неналоговые платежи проведут по карте // Правительство утвердило план их систематизации
Первый вице-премьер Игорь Шувалов утвердил план мероприятий по систематизации неналоговых платежей, которые будут сведены в единый перечень и взиматься по единым правилам. В правительстве уверяют, что план не приведет к росту нагрузки на бизнес, а только улучшит инвестклимат в стране.
Игорь Шувалов подписал «дорожную карту» по систематизации неналоговых платежей. Карта подготовлена Минфином и Минэкономики. Она предполагает формирование единого перечня неналоговых платежей, закрепление в законодательстве единых правил их установления, исчисления и взимания.
Отдельным законом будут установлены размеры и сроки введения в действие неналоговых платежей, сами платежи будут помещены в специальный реестр.
В правительстве утверждают, что запланированные мероприятия не допустят роста неналоговой нагрузки на бизнес, а унификация принципов по таким платежам только улучшит инвестиционный климат в стране.
Как сообщал “Ъ”, Минфин в июле уже разместил проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
«Количество и объем обязательных платежей, которые не установлены законодательством о налогах и сборах, постоянно растут, при этом процесс установления и изменения таких платежей зачастую носит несистемный и непредсказуемый характер, что негативно влияет на деловой климат»,— говорится в пояснительной записке к проекту. «Под регулирование подпадут в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор, плата за проведение госэкспертиз»,— перечисляли в Минфине. В самом проекте также упоминаются платежи, внесение которых является «условием движения тяжеловесных транспортных средств по дорогам общего пользования» (система «Платон»).
По проекту обязательные платежи могут устанавливаться только федеральными законами, постановлениями правительства, нормативными правовыми актами администраций регионов и муниципалитетов.
До 1 января 2019 года они должны быть включены в один из перечней, предусмотренных отдельным федеральным законом, законами субъектов РФ или правовыми актами муниципалитетов, а сами такие перечни — опубликованы в интернете.
После утверждения перечней и реестров платежи, не включенные в них, но подпадающие под критерии обязательных платежей в понимании закона, взимать будет запрещено — на введении этой нормы настаивали деловые объединения.
Татьяна Гришина
К 2035 году почти все платежи в России будут инновационными
Компания EY при поддержке ассоциации «Финтех» провела исследование тенденций рынка инновационных финансовых сервисов, продуктов и технологий с горизонтом прогнозирования до 2035 года.
Хотя общие объемы использования финтеха в России не велики, степень проникновения не уступает средней по миру.
Особенно это заметно в сегменте финтех — платежи и переводы, тогда как в сегменте финтех — управление капиталом Россия еще долго будет аутсайдером. Читайте подробнее
Президент одобрил приоритет выплаты зарплаты перед налогами
Президент России Владимир Путин в августе 2016 года поддержал идею главы Федерации независимых профсоюзов (ФНП) Михаила Шмакова, который предложил внести в Гражданский кодекс приоритет выплаты заработной платы перед другими обязательными платежами. По данным Росстата, просроченная задолженность по зарплате в стране оценивается в 3,7 млрд руб. Читайте подробнее
Источник: https://surfingbird.ru/surf/nenalogovye-platezhi-provedut-po-karte—3jbIb0E7f
План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования (утв. Правительством РФ 28.10.2016)
Утверждаю
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
И.ШУВАЛОВ
28 октября 2016 г.
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
И ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,
ЗАКРЕПЛЕНИЮ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНЫХ
ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАКИХ ПЛАТЕЖЕЙ,
А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
N п/п | Наименование мероприятия | Вид документа | Сроки исполнения мероприятий плана | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат |
1. | Введение моратория на установление новых уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности платежей, формирующих доходы бюджетов (за исключением налогов и сборов, таможенных и иных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное страхование), а также платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции, до принятия федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку их исчисления, размерам и срокам введения в действие | Поручение Правительства Российской Федерации | Ноябрь 2016 г. | Минэкономразвития России | Обеспечение неизменности фискальной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности |
2. | Проведение инвентаризации существующих платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, формирующих доходы бюджетов или остающихся в распоряжении государственных или муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции | Доклад в Правительство Российской Федерации | Ноябрь 2016 г. | Минфин РоссииМинэкономразвития РоссииТПП России с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» | Формирование перечня неналоговых платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности |
3. | Установление в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений о реестре государственных и муниципальных платежей, в котором будут учитываться все платежи, формирующие доходы бюджетов, а также платежи, остающиеся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции | Проект федерального закона | Декабрь 2016 г. | Минфин РоссииМинэкономразвития России | Определение общих подходов к учету платежей, формирующих доходы бюджетов, и платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений |
4. | Внесение изменений в Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, предусматривающих указание в пояснительных записках к проектам актов, вносимых в Правительство Российской Федерации и предусматривающих установление новых или изменение действующих платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, социально-экономических последствий таких актов | Постановление Правительства Российской Федерации | Февраль 2017 г. | Минфин РоссииМинэкономразвития РоссииТПП России с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» | Установление требования о проведении оценки экономической эффективности предлагаемых решений |
5. | Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих: общие требования к порядку исчисления и размерам платежей, формирующих доходы бюджетов (за исключением налогов и сборов, таможенных и иных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное страхование), а также платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции;определение сроков, ранее которых и позднее которых в текущем году платежи не могут быть введены;недопустимость придания федеральным законам, устанавливающим новые платежи или ухудшающим положение плательщиков, обратной силы;зачисление в доходы бюджетов всех обязательных безвозмездных платежей; обязательность проведения оценки социально-экономических последствий для субъектов хозяйственной деятельности проектов актов, направленных на введение в действие новых платежей, и изменение основных характеристик действующих;включение информации обо всех установленных законодательством Российской Федерации платежах в реестр государственных и муниципальных платежей;возможность взимания и оставления в распоряжении негосударственных организаций платежей, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, только в случаях, установленных федеральными законами | Проект федерального закона | Декабрь 2016 г. | Минфин РоссииМинэкономразвития России | Закрепление единых принципов установления и взимания неналоговых платежей субъектов предпринимательской деятельности, а также их систематизация и унификация |
6. | Установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей | Приказ Минфина России | Апрель 2017 г. | Минфин РоссииМинэкономразвития России | Определение требований к составу информации, включаемой в реестр государственных и муниципальных платежей, порядку его формирования и ведения |
7. | Формирование реестра государственных и муниципальных платежей с использованием информационных ресурсов, применяемых для формирования реестра источников доходов федерального бюджета | Нормативный акт | Июнь 2017 г. | Минфин РоссииЗаинтересованные федеральные органы исполнительной власти | Обеспечение учета платежей, установленных законодательством Российской Федерации, и свободного доступа к информации о таких платежах |
Источник: https://SudAct.ru/law/plan-meropriiatii-po-sistematizatsii-nenalogovykh-platezhei-i/
План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования, от 09 августа 2017 года
УТВЕРЖДАЮПервый заместитель ПредседателяПравительства Российской ФедерацииИ.Шувалов
9 августа 2017 года
Nп/п | Наименование мероприятия | Вид документа | Сроки исполнения | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат |
1. | Введение моратория на установление новых уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности платежей, формирующих доходы бюджетов (за исключением налогов и сборов, таможенных и иных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное страхование), а также платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции, до принятия федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку их исчисления, размерам и срокам введения в действие | Поручение Правительства Российской Федерации | Ноябрь 2016 г. | Минэкономразвития России | Обеспечение неизменности фискальной нагрузки на субъекты предпринима-тельской деятельности |
2. | Проведение инвентаризации существующих платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, формирующих доходы бюджетов или остающихся в распоряжении государственных или муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции | Доклад в Правительство Российской Федерации | Ноябрь 2016 г. | Минфин России, Минэкономразвития России с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» | Формирова-ние перечня неналоговых платежей, уплачива-емых субъектами предприни-мательской деятельности |
Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальный сайт Правительства РФwww.government.ru
по состоянию на 22.08.2017
Источник: https://docs.cntd.ru/document/456087017
Неналоговые платежи в 2018 году
14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:
- введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
- инвентаризацию уже существующих платежей;
- установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
- внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
- разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
- установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.
Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.
Мораторий на неналоговые платежи
Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.
Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.
По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.
Реестр неналоговых платежей
Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным.
Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.
Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.
- Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
- Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
- Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
- Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).
Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.
В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.
По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей.
Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.
Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:
- Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
- Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
- Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
- Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.
Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.
Марина Крицкая
Источник: https://bishelp.ru/business/nenalogovye-platezhi-v-2018-godu
Неналоговые платежи: как не утонуть в море отчислений
По данным министерства финансов РФ, в 2016-ом году неналоговая нагрузка на экономику страны составила 0,74% ВВП. А это сотни миллиардов рублей. По разным оценкам, в России действуют от 70 до 87 видов неналоговых платежей. Для сравнения — в начале 2000-х их насчитывалось около 50-ти.
Причем единого реестра неналоговых платежей в стране пока нет. В этих условиях предприятия вынуждены постоянно отслеживать нормативную базу, чтобы не остаться в должниках и не понести за это наказание, а также искать способы минимизации многочисленных неналоговых платежей.
Как разобраться в таком нескончаемом списке обязательств и когда ждать Кодекс неналоговых платежей?
Неналоговые платежи – участь бизнеса любого масштаба: от гигантов до микропредприятий. Размер таких платежей может составлять от 3% до 25% от оборота компаний. В масштабах России неналоговые доходы в 2016 году оценены в сумму около 600 млрд.
руб. Однако оценка эта все же приблизительная. Точно посчитать весь поток неналоговых платежей затруднительно: на данный момент по этому вопросу нет «единоначалья» — множество структур устанавливают виды неналоговых платежей и ставки по ним.
Основные характеристики неналоговых платежей
Налоговые и неналоговые платежи — гарант финансовой устойчивости государства. Однако если правила игры по налогам прописаны в Налоговом кодексе РФ, с неналоговыми платежами ситуация сложнее, они не регулируются налоговым законодательством. Эти платежи устанавливаются нормативными актами, делаются в адрес множества структур, в том числе государственных органов власти различных уровней.
Получателями неналоговых платежей могут выступать федеральный, региональные и местные бюджеты, целевые фонды, коммерческие и некоммерческие организации. Во многом неналоговые доходы подлежат управлению региональными и местными властями.
По оценке министерства экономического развития РФ, неналоговых платежей сейчас в России насчитывается 87. Все неналоговые платежи можно разделить на несколько видов:
- Платежи за использование госимущества;
- Платежи за пользование природными ресурсами;
- Платежи за услуги госструктур;
- Платежи за услуги коммерческими и некоммерческими организациями;
- Платежи штрафного (санкционного) характера;
- Прочие платежи.
Также платежи делятся на универсальные и специальные. Универсальные платежи предназначены для всех организаций, специальные зависят от рода деятельности организации.
Вот лишь несколько примеров таких платежей: за противопожарную безопасность, за вред экологии, платежи за специальную оценку условий труда, за мероприятия по охране труда, за обязательные медицинские осмотры, обязательные сборы (парафискалитеты), платежи СЭС, патентные и лицензионные платежи, платежи за сертификацию, утилизацию и т.п.
Лебедь, рак и щука: 3 «подвоха» неналоговых платежей
Все новые и новые виды платежей появляются без всякой системы, устанавливаются множеством структур, имеют различные порядки взимания, закрепляются большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы.
У организации есть возможность отказаться от ряда платежей. Ее зона прямой ответственности – только обязательные неналоговые платежи. Например, компания имеет право отказаться от услуги, предоставляемой государством. Аргументом для отказа может быть, к примеру, высокая цена. Однако единого реестра обязательных платежей пока нет.
- Контроль со стороны государства.
Оплата неналоговых платежей контролируется государством и, так же, как и оплата налогов, может быть проверена.
Неупорядоченность неналоговых платежей взята под контроль
Тема неурегулированности и избыточности неналоговых платежей – одна из горячих в предпринимательском сообществе. Представители бизнес-объединений постоянно поднимают ее на встречах «в верхах» с законодателями и руководителями государства.
В частности, как сообщают СМИ, «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей в феврале 2017 года направили премьер-министру Д.А. Медведеву список из 25-ти предложений по повышению темпов экономического роста, в который входил и пункт о регулировании неналоговых платежей.
И, кажется, предпринимательское сообщество услышано. Государство взялось наводить порядок в этом вопросе и вышло на длинную дорогу создания нового кодекса – неналоговых платежей.
Премьер-министр Дмитрий Медведев издал поручение, которое вводит мораторий на появление новых неналоговых платежей. В рамках данного поручения премьера федеральным государственным структурам нужно воздержаться от принятия и внесения в правительство любых нормативных актов, влекущих за собой новые неналоговые платежи.
Данный запрет должен действовать как минимум до принятия закона, который наведет порядок в этом вопросе, то есть даст определение неналоговым платежам, структурирует и пропишет правила их принятия, расчета и уплаты. Министерства финансов и экономического развития совместно разбираются в сложившейся ситуации с неналоговыми платежами.
Есть ли план по систематизации неналоговых платежей?
9 августа 2017 года первым заместителем председателя правительства РФ И.И. Шуваловым был утвержден план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, а также по закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, повышению эффективности их администрирования.
Данный план включает в себя:
- Мораторий на новые неналоговые платежи;
- Проведение инвентаризации существующих неналоговых платежей;
- Разработка проекта федерального закона о неналоговых платежах;
- Создание реестра обязательных неналоговых платежей, установление порядка его ведения.
Согласно утвержденному плану действий, уже разработан проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». К неналоговым платежам он относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.
В документе предлагается закрепить правила изменения существующих и появления новых неналоговых платежей.
Например, введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования этих актов.
Предложено установить предельный размер обязательных платежей, сделать возможным зачет переплаты в счет будущих платежей или возврат платежей.
Правом устанавливать неналоговые платежи, согласно данному законопроекту, наделены федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Будущий реестр неналоговых платежей, соответственно, должен состоять их трех списков – федеральных, региональных и местных платежей. Согласно законопроекту, платежи, которые не попадут в реестр, можно будет не платить.
В законопроекте указано и на контролирующие функции структур, ответственных за сбор обязательных платежей. Например, эти структуры имеют право потребовать документы от плательщика, вызывать его для объяснений и т. д. Однако, как утверждают юристы, процедура реализации этих прав (сроки, ответственность и т.п.) в законопроекте пока не урегулирована.
Данный законопроект должен стать основой для «Кодекса неналоговых платежей». Реалистичная перспектива его появления – 2019-2020 годы.
Чтобы не запутаться в потоке отчетности и платежей, воспользуйтесь современными электронными сервисами. Один из лидеров рынка электронной отчетности в России – сервис СБИС.
С ним вы будете в курсе всех законодательных изменений и нововведений, станете обладателями полного набора форм отчетности, будете контролировать свою задолженность перед бюджетом, сможете получить консультации в любое время дня и ночи по интересующим вас вопросам.
Неотъемлемой частью современных электронных коммуникаций является электронная подпись. Не забывайте об этом!
Систематизируйте свои платежи и не платите лишнего! Подробнее об этом вам готовы рассказать наши специалисты
Источник: https://www.abt.ru/info/articles/nenalogovye-platezhi-kak-ne-utonut-v-more-otchisleniy/
Планируется сформировать единый реестр неналоговых платежей
Так, Минфину и Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено до 1 сентября текущего года внести в Правительство РФ законопроект, предусматривающий включение в Налоговый кодекс неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер. Сопутствующие поправки предполагается внести и в отдельные федеральные законы, которыми сейчас установлены такие неналоговые платежи.
Меры по повышению ответственности за неуплату платежей
Также планируется ввести переходные положения в отношении мер ответственности за неуплату (неполную уплату) платежей, включаемых в НК РФ, с тем, чтобы обеспечить баланс частных и публичных интересов.
Кроме того, при кабмине будет создана рабочая группа по вопросам неналоговых платежей предпринимателей с участием представителей Минфина и Минэкономразвития России, Госдумы и Совета Федерации, Счетной палаты РФ, а также общественных объединений предпринимателей. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов займется образованием этой группы, утверждением ее состава и порядка работы.
Предполагается, что рабочая группа проанализирует неналоговые платежи, взимаемые на территории России и ориентированные на неопределенный круг лиц, и определит платежи, сходные по своей правовой природе с пошлинами, а также иные неналоговые платежи.
При этом до 1 марта 2019 года рабочая группа должна отчитаться перед главой кабмина о проделанной работе в части подготовки предложений:
- по оптимизации количества неналоговых платежей (исходя из необходимости обеспечения баланса интересов хозяйствующих субъектов и финансирования деятельности бюджетных учреждений в отношении администрируемых ими платежей);
- о подходах к нормативно-правовому регулированию неналоговых платежей, не отнесенных к категории квазиналоговых, в т.ч. по перечню элементов таких платежей, которые подлежат регулированию на федеральном уровне;
- по вопросу о необходимости ведения единого реестра неналоговых платежей и определения его правового статуса.
Напомним, в ходе совещания по экономическим вопросам глава кабмина сообщил, что в последние годы нагрузка в части неналоговых платежей была нестабильной – различные виды сборов и платежей (экологические сборы, лицензионные платежи, иные платежи) могли вводиться ведомственными и региональными решениями, чем соответствующие власти пользовались. В связи с этим решено ввести мораторий на установление новых платежей для предпринимателей (дано соответствующее поручение).
Систематизация неналоговых платежей
По словам Дмитрия Медведева, при проработке вопроса по систематизации неналоговых платежей необходимо обеспечить стабильность и предсказуемость взимания различных обязательных платежей, гарантировать приемлемый и экономически рациональный уровень финансовой нагрузки на компании, обеспечить справедливое распределение этой нагрузки между различными секторами экономики.
Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов так же подчеркнул, что все обязательные платежи, которые не названы законодателем как налоги, должны быть упорядочены и внесены в исчерпывающий перечень (реестр), а порядок их взимания, включая определение ответственности за невнесение платежей, – четко определен в законодательстве.
Предполагается, что все платежи, которые на войдут в реестр неналоговых платежей, не будут считаться законными платежами. Что касается платежей, которые по своей сути очень близкие к налоговым (например, платеж за воздействие на окружающую среду), то в ближайшие месяцы планируется урегулировать этот вопрос и прописать порядок их взимания и ответственность в отдельной главе НК РФ.
ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/news/1187921/
Источник: https://bhnews.ru/planiruetsya-sformirovat-edinyj-reestr-nenalogovyh-platezhej/
Минфин попросит не включать неналоговые платежи в Налоговый кодекс :: Экономика :: РБК
Минфин и Минэкономразвития не хотят перекраивать Налоговый кодекс ради упорядочения десятков неналоговых платежей. Они будут убеждать премьер-министра Дмитрия Медведева в нецелесообразности включения этих платежей в НК
Антон Силуанов (слева) и Максим Орешкин (справа) ( Александр Миридонов / «Коммерсантъ»)
Все неналоговые платежи должны быть объединены в отдельном законе, считают Минфин и Минэкономразвития. Об этом РБК рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства.
Подобный закон уже был разработан Минфином совместно с Минэкономразвития и представлен в июле прошлого года.
Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК).
Поручение премьера — «относительно новый сюжет в дискуссии о неналоговых платежах, поэтому единая позиция правительства по нему пока не формировалась», сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «В настоящее время Минфин и Минэкономразвития придерживаются взгляда о создании отдельного закона, и вероятно, что эта позиция может возобладать», — говорит он.
Во вторник, 23 января, на базе Экспертного совета, в который входят представители бизнеса, пройдет дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, посвященная законодательному урегулированию неналоговых платежей.
А на прошлой неделе на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина была сформирована единая позиция Минэкономразвития и Минфина по созданию отдельного законопроекта, рассказал РБК один из участников совещания.
Оба ведомства будут представлять премьер-министру доводы против внесения платежей в Налоговый кодекс, добавил он.
Идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс на Гайдаровском форуме 17 января поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
«Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс.
показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — заявил он в ходе экспертной дискуссии «Налоговая система России: образ будущего».
Сейчас эти платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными нормативными актами. Таких платежей несколько десятков, они взимаются по различным правилам, администрируются различными ведомствами. «Такая практика делает бесконтрольным фискальное давление на бизнес и снижает прозрачность механизма сбора этих платежей», — считает Макаров.
Тем не менее в правительстве не хотят отказываться от первоначальной идеи создать для неналоговых платежей свой «кодекс», сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются.
Здесь нужен отдельный закон.
Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — добавил другой собеседник.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, сказали РБК в Минэкономразвития.
«Включение в Налоговый кодекс может максимально упорядочить все процедурные вопросы, в том числе ответственность за неуплату, но и распространит все предусмотренные документом меры ответственности», — сказал собеседник агентства.
С другой стороны, есть и другие требования для бизнеса — платежи, имеющие неналоговую природу, которые не получится туда включить. У них иные получатели средств и система взимания, добавили в ведомстве.
Предпринимательское сообщество неоднозначно относится к идее включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, рассказал в беседе с РБК глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин.
«Дело в том, что в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные НК РФ, например уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д.
, будут также распространены и на неналоговые платежи, чего ранее не было», — отметил он.
Сергей Катырин ( Владимир Смирнов / ТАСС)
В ТПП опасаются, что налоговые органы попросту не имеют соответствующих ресурсов, чтобы дополнительно администрировать еще и неналоговые платежи.
Узнать позицию Федеральной налоговой службы не удалось: в ведомстве рекомендовали обратиться в Минфин. Сам Минфин не ответил на запрос РБК.
Вопросы ресурсов и администрирования данных платежей будут зависеть от итогового решения правительства, добавили в Минэкономразвития.
«Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс ставит вопрос, какое ведомство будет их обслуживать, так как в настоящее время все платежи в НК администрируются налоговыми органами», — рассуждает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Сейчас неналоговые платежи администрируются другими ведомствами, и неясно, готовы ли они работать по правилам НК, подразумевающим определенные нормы контроля, вычисления и обжалования, отмечает юрист.
Партнер PwC Legal Раиса Алексахина считает правильным включение неналоговых платежей в НК, но лишь в долгосрочной перспективе. «Сама идея унификации любых сборов правильная, но сразу включить их в Налоговый кодекс, скорее всего, не получится.
Не все госорганы будут готовы жить по принципам налогового законодательства, которые будут также на них распространяться.
На мой взгляд, любые неналоговые платежи, взимаемые государственными органами, местными органами власти или уполномоченными ими лицами, которые имеют принципы обязательности, должны быть в НК, это дает больше гарантий для бизнеса. В связи с этим перечень будет, скорее всего, промежуточным решением», — сказала она.
«Любые платежи, которые имеют признаки обязательных платежей за совершение в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий или за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на определенной территории, должны подчиняться правилам НК. Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — рассуждает она.
Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень.
В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д.
Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.
Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб.
, сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в ТПП.
Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.
Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих.
Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года.
Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.
В ТПП отмечают, что законопроект в таком виде допускает установление неналоговых платежей законами субъектов РФ и муниципальными актами.
По мнению Катырина, неналоговые платежи должны устанавливаться исключительно федеральными законами, которые также должны определять базовые параметры и предельные размеры платежей.
«А регионы и муниципалитеты в пределах, установленных этими федеральными законами, будут решать, вводить соответствующий платеж или нет», — говорит он.
В РСПП тоже выступают за отдельный закон о неналоговых платежах. Как отметил глава деловой организации Александр Шохин на Гайдаровском форуме, сейчас они не контролируются ни Счетной палатой, ни министерствами.
Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию.
Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов.
При подготовке госбюджета на 2018–2020 годы бизнес жаловался на рост неналоговых платежей. Президент Владимир Путин в декабре пообещал ограничить рост неналоговой нагрузки.
Источник: https://www.rbc.ru/economics/23/01/2018/5a65ab859a79474795e2fcc1