Методику расчета процентов за несвоевременный возврат налогов могут изменить — все о налогах

Выплата налогоплательщику процентов при несвоевременном возврате излишне уплаченных сумм налогов (пеней, штрафов): период начисления, порядок расчета, доначисление процентов

Налоговый орган должен возвратить вам излишне уплаченную сумму налогов (пеней, штрафов) в течение одного месяца со дня получения вашего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если деньги поступили вам позже этого срока, инспекция должна вернуть переплату с процентами (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Проценты начисляются по следующим правилам:

– определяется сумма излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов, не возвращенная вам в срок;

– проценты начисляются на эту сумму за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после истечения месячного срока возврата переплаты (п. п. 2, 5 ст. 6.1, п. п. 6, 10, 12 ст. 78 НК РФ);

– для расчета процентов применяется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата переплаты (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ).

Если за время просрочки ставка рефинансирования изменялась, то за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования проценты рассчитываются отдельно (абз. 5 п. 3.2.7 Методических рекомендаций).

Для расчета процентов можно использовать следующую формулу:

П=Ниу х (Ставка рефинансирования(%) / КДГ) х Днсв,

где П – сумма процентов, которую налоговый орган должен начислить в связи с нарушением срока возврата переплаты;

Ниу – сумма переплаты, срок возврата которой нарушен;

КДГ – число дней в году;

Днсв – число календарных дней нарушения срока возврата переплаты.

Отметим, что существуют различные точки зрения в отношении того, какие значения может иметь показатель КДГ в приведенной формуле. Далее при расчетах мы будем исходить из того, что он равен 365 либо 366, если год високосный.

Рассмотрим порядок расчета процентов за нарушение инспекцией срока возврата переплаты.

Например, 11 октября 2013 г. организация обратилась в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль в сумме 18 617 087,48 руб. Допустим, что сумма переплаты возвращена с нарушением срока.

Период просрочки длился 95 календарных дней – с 12 ноября 2013 г. по 14 февраля 2014 г. включительно. Предположим, что с 12 ноября по 24 декабря 2013 г. включительно ставка рефинансирования составляла (условно) 8,25% годовых.

Начиная с 25 декабря 2013 г. она понизилась (условно) до 8% годовых.

Рассчитаем сумму процентов, которую инспекция должна выплатить организации за несвоевременный возврат переплаты.

За период с 12 ноября по 24 декабря 2013 г. (43 календарных дня) сумма процентов составит 180 942,79 руб. (18 617 087,48 руб. x 8,25% / 365 дн. x 43 дн.).

За период с 25 декабря 2013 г. по 14 февраля 2014 г. (52 календарных дня) величина процентов составит 212 183,79 руб. (18 617 087,48 руб. x 8% / 365 дн. x 52 дн.).

Сумма процентов за весь период просрочки равна 393 126,58 руб. (180 942,79 руб. + 212 183,79 руб.).

Согласно п. 10 ст. 78 НК РФ проценты начисляются за календарные дни просрочки возврата переплаты. Однако в указанной норме не уточняется, нужно ли включать в их расчет день возврата излишне уплаченной суммы.

Свое мнение по данному вопросу высказал Президиум ВАС РФ. В Постановлении от 21.01.

2014 N 11372/13 он сформулировал единые правила расчета процентов, которые начисляются за несвоевременный возврат сумм НДС, подлежащего возмещению из бюджета, или излишне уплаченных (взысканных) налогов.

В указанных случаях должно применяться, в частности, такое правило: период просрочки определяется фактическим количеством календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк).

Также в рассматриваемом Постановлении Президиум ВАС РФ отметил, что согласно п. 10 ст. 78 НК РФ проценты начисляются за каждый календарный день просрочки (нарушения срока) возврата переплаты.

Из этого можно сделать вывод о том, что день фактического возврата соответствующих сумм налогоплательщику, который Президиум ВАС РФ включил в период просрочки, учитывается при расчете процентов за несвоевременный возврат переплаты.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=17121

Проценты за несвоевременный возврат налогов

Если инспекторы невовремя возвращают организации или предпринимателю переплату по налогам или сборам они должны за это заплатить. Проценты начисляют до тех пор пока переплату не вернут. О нюансах начисления процентов – в нашей статье.

В каких случаях начисляются проценты

При нарушении месячного срока на возврат средств на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.

10 ст. 78 Налогового кодекса РФ). Сделать это можно только через суд.

В соответствии с пунктом 11 статьи 78 кодекса правила указанных статей применяются в отношении авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов.

Начисление процентов производится не только в отношении излишне уплаченных налогов, но и в отношении излишне уплаченных пеней, штрафов и авансовых платежей по налогам (п. 14 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Когда обращаться в суд

Обратиться в суд с иском о взыскании процентов за несвоевременный возврат можно в течение трех лет со дня, когда компании стало известно о нарушении своего права. В данном случае действует общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса РФ.

Чиновники нередко настаивать, что заявление с требованием взыскать проценты надо подать в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении срока возврата налогов. При этом они ссылаются на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. И если три месяца пропущены, о процентах можно забыть. Однако это не так.

Дело в том, что трехмесячный срок установлен для обращения в суд с иском о признании незаконными действий или бездействия налоговых органов в случае, если налогоплательщик полагает, что они:– не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту;– нарушают права и законные интерес фирмы в сфере предпринимательства;– незаконно возлагают обязанности;– создают иные препятствия для предпринимательства.

Требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей и возмещении расходов в связи с неправильными действиями налогового органа хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако имеют имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, в том числе с применением статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса. С учетом того, что Арбитражным процессуальным кодексом не установлены особенности рассмотрения требований о взыскании процентов и связанного с этим возмещения расходов и исходя из положений статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства. Это признают и суды. Пример, постановления ФАС Северо-Западного округа от 29 января 2007 г. по делу № А52-870/2006/2.

Надо ли подтверждать отсутствие задолженности?

Чиновники возвратят налог лишь в том случае, если у фирмы нет недоимки по нему. То есть обращаясь с иском в суд, надо позаботиться о том, чтобы этот факт был подтвержден актом сверки с налоговой инспекцией.

От этого зависит сумма, которая причитается к возврату или возмещению и как следствие размер процентов. Кроме того, сам спор затянется, поскольку суд вынужден будет откладывать рассмотрение дела до выяснения этого обстоятельства.

Добавим, что если в течение срока начисления процентов у организации возникнет недоимка по налогам, на размер процентов это никак не повлияет.

Как справедливо отметил ФАС Московского округа сумма налога (речь шла об НДС), которая подлежит возврату, и на которую начисляются проценты, является фиксированной и изменению не подлежит (постановление от 25 мая 2004 г., 31 мая 2004 г. № КА-А40/4110-04).

За какой период считают проценты

Проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика. Однако, по мнению чиновников, проценты должны считаться с даты вступления в силу решения суда, которым их обязали вернуть налог.

Однако такой подход неверен, поскольку он противоречит действующему законодательству. И с этим согласны арбитражные суды. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа 20 августа 2007 г. по делу № КА-А41/8297-07.
Это решение не единственное.

Поддерживают столичных коллег и судьи ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2008 г. № А33-15219/07-Ф02-2062/08).

Как считать проценты?

Проценты начисляют за каждый день опоздания с платежом исходя из ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Резонно возникает вопрос: сколько дней надо брать в расчет: 365 (366) или 360?Для этого стоит обратиться к приказу ФНС России от 15 сентября 2005 г. № САЭ-3-19/446@.

Этим документом утвержден Информационный ресурс результатов работы по зачетам и возвратам. Так вот, в пункте 3.2.7 приведена формула расчета процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов. В ней ставка рефинансирования делится на 365 дней или 366 дней (если год високосный).

Читайте также:  По какой строке отражается прибыль от реализации в балансе? - все о налогах

Судьи считают, что нужно применять общий порядок расчета процентов, определенный постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14. Там сказано, что проценты рассчитываются исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Например, к такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 25 сентября 2006 г. № А56-50475/2005. Поскольку в Налоговом кодексе РФ конкретный порядок не предусмотрен, в расчет можно брать 360 дней. Однако не исключено, что налоговики с вами не согласятся. Ведь они будут ориентироваться на свой Информационный ресурс.

На первый взгляд может показаться, что цена вопроса для налогоплательщиков небольшая. Однако при значительных суммах задолженности и длительных сроках задержки возврата суммы могут набегать весьма существенные.

Итак, формула расчета процентов выглядит так:

Сумма Сумма, не Ставка рефинансирования . Количествопроцентов = возвращенная х Банка России, действовавшая : 360 дн. : 100 % х днейв срок в течение периода начисления просрочки

процентов

Если ставка рефинансирования менялась, то считать проценты нужно раздельно по каждому периоду, в течение которого действовала та или иная ставка (п. 3.2.7 Информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам. Об этом же сказано в письме Минфина России от 1 августа 2007 г. № 03-02-07/2-136).

Пример

14 апреля 2008 года организация представила в налоговую инспекцию уточненный декларацию по налогу на прибыль за 2007 год. К декларации было приложено заявление на возврат переплаты по налогу в сумме 140 000 руб. Поскольку недоимки по налогам у организации не имелось, сумму переплаты налоговики возвратили на расчетный счет налогоплательщика. Однако это произошло только 28 июля 2008 года.

В данном случае установленный Налоговым кодексом РФ месячный срок для возврата переплаты по налогу был нарушен. Поэтому инспекторы должны начислить компании проценты за несвоевременный возврат. Срок просрочки согласно статье 6.1 Налогового кодекса РФ составил с 14 мая по 28 июля включительно. То есть 76 дней.

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ в этот период составила:– 10,5 процентов годовых (с 29 апреля по 9 июня 2008 года);– 10,75 процентов годовых (с 10 июня по 13 июля 2008 года);– 11 процентов годовых (с 14 июля 2008 года).

Таким образом, проценты за просрочку срока возврата налога, которые организация должна получить от налоговой инспекции составят:С 14 мая по 9 июня 2008 года – 1102 руб. (140 000 руб. х 10,5 % : 360 дн. х 27 дн.);С 10 июня по 13 июля 2008 год – 1421 руб. (140 000 руб. х 10,75 % : 360 дн. х 34 дн.);С 14 по 28 июля 2008 год – 642 руб. (140 000 руб. х 11 % : 360 дн. х 15 дн.);Всего 3165 руб.

(1102 + 1421 + 642).В бухгалтерском учете проценты за просрочку возврата налога признаются доходом организации только в том случае, если они признаны должником либо присуждены ему судом (п. 10.2 ПБУ 9/99 #65387;Доходы организации#65403;).

В том отчетном (налоговом) периоде, в котором судом вынесено решение о взыскании процентов или они признаны налоговой инспекцией (имеется документ, подтверждающий это), в учете организации делается проводка:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91
– 3165 руб. – учтены в составе прочих доходов проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль.

В момент получения процентов в учете организации делается проводка:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 3165 руб. – получены проценты за несвоевременный возврат переплаты по налогу.

Для целей налогообложения прибыли проценты, полученные в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ, в состав доходов организации не включаются (подп. 12 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Установлен 3-дневный срок для принятия такого решения. При этом проценты рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога.то на основании п. 12 ст. 78 Налогового кодекса РФ

Добавим, что налогоплательщик который изначально подавал заявление о возврате налога, впоследствии вправе изменить его на требование о зачете этого налога, подав соответствующее заявление. В этом случае возврату подлежит разница между суммой переплату и той, которая пошла в зачет.

И если с возвратом такой разницы налоговики тянут, то проценты в этом случае также можно взыскать. К такому выводу приходили и судьи. В качестве примера можно привести постановления ФАС Поволжского округа от 17 января 2006 г. № А65-6520/2005-СА2-11, ФАС Северо-западного округа от 6 марта 2006 г.

№ А56-24772/2005.

И.С. Немчанинов, налоговый консультант ООО «Академия успешного бизнеса»
Журнал «РОСБУХ», июль 2008

Источник: https://www.Sba-Consult.ru/publications/1506/4153/

Как вернуть (зачесть) переплату по налогам, пеням, штрафам

Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам).

Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в возврате ЕНВД (единого налога при упрощенке)? Отказ мотивирован тем, что действие статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяется на спецрежимы.

Нет, не может.

Единые налоги, которые платят организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются федеральными (п. 7 ст. 12 НК РФ). Поэтому возвращать возникающую по ним переплату налоговая инспекция должна на общих основаниях.

Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом.

Решение о возврате

Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, если сверка расчетов не проводилась. Или же со дня подписания акта сверки, если сверка была. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Инспекция обязана известить организацию о согласии на возврат или отказе в возврате в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Срок возврата

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция задержать возврат переплаты по налогу более чем на один месяц?

Да, может. Но лишь на период камеральной проверки декларации, по которой возникла переплата.

Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, инспекторы сначала проведут камеральную проверку декларации, по которой возникла переплата. А максимальный срок камеральной проверки – три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Поэтому если организация подала заявление о возврате переплаты одновременно с декларацией, по которой возникла переплата, то срок возврата может увеличиться до четырех месяцев. Проценты за просрочку в пределах этого срока налоговая инспекция платить не обязана.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/317 и пункте 11 письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

Проценты за несвоевременный возврат

Организация вправе получить сумму переплаты с начисленными на нее процентами, если инспекторы вернули деньги позже срока. В таком случае инспекторы принимают решение о возврате переплаты с процентами и отправляют поручение на возврат в территориальное управление Казначейства России (п. 8 ст. 78 НК РФ).

То есть переплату с процентами за задержку выплатит территориальное управление Казначейства России (п. 11 ст. 78 НК РФ). А налоговые инспекторы лишь контролируют правильность расчета процентов, и если есть ошибка, то в течение трех дней они поручают территориальному управлению Казначейства России доплатить недостающую сумму (п. 12 ст. 78 НК РФ).

Сумму процентов можете проверить по формуле:

Проценты за задержку возврата переплаты по налогу (сбору, пеням, штрафу) = Сумма переплаты × Количество календарных дней просрочки, включая день возврата средств на счет организации × Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки : Количество календарных дней в году

Такой порядок расчета процентов установлен пунктами 10 и 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ и разъяснен в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13, от 24 декабря 2013 г. № 11675/13.

Читайте также:  Таблица счетов бухгалтерского учета в 2016 году - все о налогах

Чтобы получить проценты, организация не обязана дополнительно обращаться в инспекцию. На основании заявления о возврате налога инспекция должна самостоятельно рассчитать сумму процентов за задержку. Это подтверждает ВАС РФ в определении от 27 июля 2010 г. № ВАС-9664/10.

Пример возврата излишне взысканной суммы налога с процентами

1 апреля налоговая инспекция принудительно взыскала с организации недоимку по транспортному налогу в сумме 100 000 руб.

Инспекция поручила одновременно двум банкам, в которых у организации открыты расчетные счета, перечислить сумму недоимки в бюджет.

Поскольку на обоих счетах было достаточно средств для погашения недоимки, оба банка перечислили в бюджет указанную в поручении сумму 100 000 руб.

После того как банковские выписки были обработаны, бухгалтер организации обнаружил, что взыскание недоимки произошло дважды. Чтобы вернуть переплату, 15 апреля организация подала в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне взысканной суммы.

Излишне взысканный налог поступил на расчетный счет организации 22 апреля. Одновременно с этим налоговая инспекция начислила организации проценты. Сумма процентов за 21 календарный день (с учетом 22 апреля) составила:
100 000 руб. × 21 дн. × 11% : 366 дн. = 631 руб.

Ситуация: как рассчитываются проценты при возврате переплаты по налогу? Организация перечислила налог добровольно по решению инспекции, но затем оспорила решение в суде.

Решение зависит от того, по какой причине возникла переплата.

Если организация сама излишне перечислила налоги, то проценты полагаются за каждый день просрочки по истечении одного месяца с момента, когда инспекция получила заявление от организации о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ). Например, когда переплата возникла из-за неправильного расчета налога в декларации, такую сумму следует рассматривать как излишне уплаченную.

Если инспекция взыскала излишнюю сумму налогов, то проценты начисляют за весь период, начиная со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканной суммы (п. 5 ст. 79 НК РФ).

То есть когда инспекция по ошибке доначисляет налог, его сумма считается излишне взысканной. При этом к взысканию приравниваются и такие случаи, когда организация платит налог самостоятельно, но основанием для уплаты является не налоговая декларация, а решение инспекции.

Например, когда организация перечислила сумму налога (пеней, штрафа) по решению инспекции, а затем оспорила это решение в суде. Если суд признает решение неправомерным, то инспекция должна будет вернуть уплаченные суммы как излишне взысканные.

То есть вместе с процентами за весь период, пока деньги находились в бюджете.

В рассматриваемой ситуации инспекция должна начислить проценты по второму варианту. То есть за период со дня уплаты излишне начисленной суммы по день возврата этой суммы из бюджета.

Правомерность такого подхода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 24 декабря 2013 г. № 11675/13, от 24 апреля 2012 г. № 16551/11 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 31 июля 2015 г. № Ф10-2276/2015, от 19 ноября 2014 г.

№ А35-5236/2013, ФАС Уральского округа от 13 апреля 2012 г. № Ф09-2747/12, Московского округа от 25 апреля 2013 г. № А40-101307/12-20-529, от 16 февраля 2012 г. № А40-54626/11-99-247, Северо-Кавказского округа от 22 июня 2011 г. № А32-27735/2010, Северо-Западного округа от 9 сентября 2008 г.

№ А05-992/2008).

Ситуация: сколько календарных дней в году берется для расчета процентов за задержку возврата переплаты по налогам (сборам, пеням, штрафам)?

Проценты определяют из расчета 365 или 366 дней в году.

Дело в том, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов представляют собой не что иное, как компенсационную выплату за просрочку платежа. По сути это аналог пеней, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств (п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78 НК РФ).

В законодательстве могут использовать разную продолжительность календарного года. Например, по Гражданскому кодексу РФ проценты за пользование чужими денежными средствами определяют из расчета 360 дней в году.

В налоговом законодательстве нет особых правил, которые устанавливают продолжительность календарного года при расчете процентов.

А значит, нужно исходить из реальной продолжительности календарного года (365 или 366 дней).

При этом проценты должны быть начислены за фактическое количество дней, на которое был задержан возврат, включая день, когда средства поступили на банковский счет плательщика.

Приведенный порядок следует применять и при задержке возврата излишне взысканных налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ), и при просрочке возврата НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13 и письмом Минфина России от 29 октября 2014 г. № 03-02-08/54846.

Раньше контролирующие ведомства настаивали на том, что рассчитывать проценты за несвоевременный возврат нужно исходя из расчета 360 дней в году (Методические рекомендации, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683, письма Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-7 и ФНС России от 8 февраля 2013 г.

№ НД-4-8/1968). Но после выхода постановления Президиума ВАС РФ Минфин России скорректировал свою позицию. Изменения внесут и в Методические рекомендации налоговой службы. Инспекции должны руководствоваться выводами ВАС РФ (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г.

№ 03-01-13/01/47571), поэтому прежний алгоритм расчета (исходя из 360 дней) более не актуален.

Пример возврата переплаты по налогу на счет организации

Организация в феврале текущего года (после подачи декларации по транспортному налогу за предыдущий год) выяснила, что при расчете транспортного налога была завышена сумма налога из-за применения неверно рассчитанного коэффициента использования транспортного средства. Сумма завышения составила 13 077 руб. В связи с этим бухгалтер подал уточненную декларацию по транспортному налогу за предыдущий год, отразив в ней уменьшенную сумму налога.

На момент подачи уточненной декларации недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет. Поэтому переплату по транспортному налогу было решено вернуть на счет организации. Бухгалтер составил заявление на возврат переплаты.

Налоговая инспекция вернула переплату в мае текущего года. Поскольку задержка была обусловлена камеральной проверкой уточненной декларации, проценты на сумму переплаты не начислялись.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказаться платить проценты, если она не вернула переплату вовремя из-за недостатка средств в бюджете?

Нет, не может.

Раз организация подала заявление на возврат, то в течение месяца после этого инспекция обязана его исполнить (п. 6 ст. 78 НК РФ). А если она вернет переплату позже срока, то организация вправе получить проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ). Каких-либо дополнительных условий для начисления такой компенсации в законодательстве нет.

Поэтому факт того, что в бюджете не было средств для выплаты процентов, – не может быть причиной для отказа.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 1 августа 2007 г. № 03-02-07/2-136.

Ситуация: может ли налоговая инспекция зачесть проценты, которые должна перечислить организации за поздний возврат переплаты, в счет будущих платежей по налогам (сборам)?

Нет, не может.

В законодательстве лишь предусмотрено, что инспекция должна выплатить проценты, если возвращает переплату позже срока (п. 10 ст. 78 НК РФ). То есть позже одного месяца со дня, когда она получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

О возможности зачитывать проценты в счет уплаты налогов или сборов в законодательстве не говорится (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 03-02-07/1-132). Поэтому налоговая инспекция должна возвратить всю сумму процентов на расчетный (лицевой) счет организации (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Излишне взысканные налоги

Если с организации была излишне взыскана сумма налога, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Правда, если у организации есть недоимка по налогам и сборам, то сначала инспекция направит излишне взысканные суммы на погашение недоимки. А оставшуюся сумму вернет организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Для возврата сумм нужно подать в инспекцию заявление.

Заявление можно направить:

Срок подачи заявления – в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Если этот срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация может в течение трех лет. Такие правила установлены пунктами 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, то в течение 10 дней она обязана известить об этом организацию (п. 4 ст. 79 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция погасить задолженность по пеням, используя для этого излишне взысканные суммы налога? Организация не давала согласие на такой зачет, а срок принудительного взыскания пеней истек.

Нет, не может.

Организация может вернуть излишне взысканную сумму налога. Но если у нее есть недоимка по пеням, то прежде налоговая инспекция может зачесть переплату (полностью или частично) в счет погашения этой недоимки. При этом инспекторы будут руководствоваться статьей 78 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений пункта 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Читайте также:  Как оплатить больничный, если он выдан в выходной? - все о налогах

В данной ситуации зачет без согласия организации означает принудительное взыскание недоимки по пеням. Однако инспекция вправе взыскать пени только в определенные сроки и не позднее. А именно в течение двух месяцев с момента истечения срока для уплаты пеней по требованию инспекции.

Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может обратиться в арбитражный суд. Для подачи иска в суд тоже есть временные ограничения – не позднее шести месяцев после истечения срока для уплаты недоимки.

Шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд (если инспекция не пропустила срок по уважительным причинам) является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. Это следует из положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

По истечении пресекательного срока инспекция больше не вправе взыскать пени принудительно.

Если срок принудительного взыскания пеней истек, налоговая инспекция не вправе погашать недоимку по пеням ни за счет денежных средств (имущества) организации, ни за счет излишне взысканных (уплаченных) налогов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-511 и пункте 3 определения Конституционного суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г.

№ 5274/06, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12563/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. № Ф04-3949/2008(7400-А81-26), Московского округа от 26 мая 2009 г. № КА-А40/4480-09, Волго-Вятского округа от 26 мая 2008 г. № А29-6029/2007, Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г.

№ А78-6810/07-Ф02-2068/2008).

Аналогично налогам организация может вернуть или зачесть суммы страховых взносов (пеней, штрафов). Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) переплату по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

Источник: https://NalogObzor.info/publ/obshhie_voprosi_nalogooblozhenija/kak_vernut_zachest_pereplatu_po_nalogam_penjam_shtrafam/34-1-0-2367

С.В.Разгулин: возврат излишне взысканных налогов | Отчётсдан

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов.

Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм.

Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.

— В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?

Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога отведены статьи 78 и 79 НК РФ соответственно.

Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных проводится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признаваемой впоследствии отсутствующей.

— Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?

Способ исполнения обязанности по уплате налога — самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом — правового значения не имеет.

Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда от 27.12.2005 № 503-О).

Излишне взысканными суммами могут быть те, которые уплачены налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налогового органа, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

— Допустим, в отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. А налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также могут быть признаны излишне взысканными?

Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Налогоплательщик, исполнив решение, желает, например, исключить риски обеспечительных мер, применяемых по отношению к нему налоговым органом, получить справку об отсутствии задолженности и т.п.

Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами.

Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ.

Причем, при обжаловании решения налогового органа в судебном порядке срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта по этой жалобе, который подтверждает взыскание излишней суммы налогов.

— Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того,  чтобы она считалась излишне взысканной?

Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа даже при отсутствии налоговой проверки и (или) требования об уплате налога (пеней, штрафа), может быть признана излишне взысканной.

— Другой пример. Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что налогоплательщик ошибся сам, завысив сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?

Как уже сказано ранее, для того чтобы оценить суммы налогов как излишне уплаченные или излишне взысканные, нужно установить является их исчисление  действиями налогоплательщика или налогового органа.

Излишняя уплата налога возникает в том случае, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога, допускает ошибку в расчетах, например, вследствие незнания налогового законодательства.

В том случае, если спорная сумма налога в налоговой декларации исчислена налогоплательщиком самостоятельно без участия налогового органа,  принудительное взыскание этой суммы налоговым органом по статье 46 НК РФ не является основанием для квалификации названной суммы как излишне взысканной.

В приведенном примере сумма налога является излишне уплаченной и подлежит возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, по общему правилу, без начисления процентов. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС от 24.04.2012 № 16551/11 по делу № А41-36076/10.

Источник: https://otchetsdan.ru/stati/o-zachete-i-vozvrate-izlishne-vzyskannyh-summ-nalogov/

Как получить проценты за несвоевременный возврат налогов, транзит проценты в налоговую

возврат налоговCтатьями 78, 79, 176 и 203 Налогового кодекса РФ предусмотрены основания для начисления и уплаты налогоплательщику процентов на сумму излишне уплаченного и не возвращенного в установленный срок или излишне взысканного налога. Проценты выплачиваются за счет бюджета, в пользу которого произошла переплата.

Правила о начислении и уплате процентов применяются также в отношении сумм несвоевременно возвращенных (излишне взысканных) авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Но налоговики редко добровольно идут на возврат процентов.

Рассказываем о том, как заставить их это сделать.

Налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов в четырех ситуациях. Первая — за нарушение налоговым органом установленного п. 6 ст. 78 НК РФ срока возврата суммы излишне уплаченного налога — за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Третья — за нарушение срока возврата (возмещения) суммы НДС — считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ). Проценты также начисляются в случае незаконного отказа в возмещении НДС или бездействия, выразившегося в непринятии соответствующего решения.

Уплата процентов по своей правовой природе является компенсацией вреда налогоплательщику, причиненного действиями/бездействием налогового органа по удержанию излишне уплаченного или необоснованно взысканного в виде налога имущества налогоплательщика.

Можно выделить ряд наиболее часто встречающихся нарушений со стороны налоговых органов, препятствующих налогоплательщику реализовать свое право на получение процентов. В первую очередь это бездействие, выраженное в нерассмотрении заявлений налогоплательщиков по начислению и уплате процентов.

Налоговики также могут отрицать наличие излишне уплаченного (взысканного) налога, отказывать в признании факта просрочки возврата (возмещения) излишне уплаченного налога, заявлять о нарушении налогоплательщиком установленных сроков для предъявления требования о начислении и уплате процентов.

Кроме того, налоговый орган может применять неправильную методику (формулу) при начислении процентов.

Налогоплательщик рискует получить отказ при обращении в суд с требованием о начислении процентов, если у него отсутствуют документы, подтверждающие обстоятельства, которые являются основанием для начисления процентов, а также в случае пропуска установленных законодательством процессуальных сроков.

НК РФ не содержит порядка подачи заявлений о начислении процентов. Налогоплательщик может самостоятельно принять решение: обращаться в налоговый орган или сразу в суд.

Источник: https://vashyuriskonsult.ru/byx46/kak-poluchit-procenty-za-nesvoevremennyj-vozvrat-nalogov-tranzit-procenty-v-nalogovuyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]