Ндс при продаже программ на дисках — платят или нет? — все о налогах

Ндс с продаж: примеры и проводки

На основной системе налогообложения организации и ИП обязаны уплачивать НДС с сумм реализации. Также налогом на добавленную стоимость облагаются СМР для собственных нужд, ввоз импортных товаров, передача имущественных прав,  передача товаров (а также работ или услуг) для собственного использования.

Место и момент реализации для целей НДС

НДС реализация облагается только в том случае, если сделка осуществляется на территории России.  Это значит, что товар физически и на момент отгрузки находится в РФ. С услугами и работами несколько сложнее. Все критерии, необходимые для определения их места реализации, можно найти в ст. 146 и ст. 148 НК РФ.

Товары, услуги и работы считают реализованными, если:

  1. На них перешло право собственности покупателю.
  2. Подписаны акты о выполненных работах и оказанных услугах.

Налоговая база НДС

Налоговая база по НДС рассчитывается на дату оплаты (аванса) или на дату отгрузки товаров (работ, услуг). Отдают предпочтение более ранней из них. В случае получения авансов для расчета НДС применяют ставки 18/118 и 10/110.

Впоследствии, при окончательных расчетах по реализации товара и услуг, сумму налога, уплаченную с предоплаты, фирма ставит к вычету.

  Когда покупатель производит после получения продукции или услуг, налог начисляется один раз по ставкам 18% и 10%.

Когда организация сама выступает в роли покупателя, входной НДС с сумм приобретенных товаров или услуг  можно принять к вычету, тем самым уменьшить налогооблагаемую базу. Либо налог можно возместить из бюджета, если входной НДС оказался больше, чем НДС к уплате.

Также база по НДС может быть, наоборот, увеличена. Речь идет о восстановлении налога на добавочную стоимость, которое попадает под требования со ст. 170 НК РФ.

Итоговая сумма НДС к уплате получается, если из налоговой базы вычесть вычеты и прибавить (при наличии) сумму налога к восстановлению.

Проводки

Пример:

Для начала нам нужно узнать цену одной единицы приобретенного товара: 172547/150 = 1150,31 (НДС 175 руб.). Затем, узнаем себестоимость 138 единиц реализованного товара: 138 х 1150,31 = 158743,44 (НДС 24215 руб.). Теперь рассчитаем налог к уплате: 43871 – 24215 = 19656.

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
41.01. 60.01 Поступили товары для перепродажи 146 226 Товарная накладная
19.03 60.01 Учтен входной НДС 26 321 Счет-фактура
68 НДС 19.03 НДС принят к вычету 26 321 Книга покупок
51 62.01 Поступили денежные средства от «Омега» 287 598 Выписка банка
62.01 90.01.1 Выручка от реализации товаров 287 598 Товарная накладная, Счет-фактура
90.3 68 НДС Начислен НДС с реализации 43 871 Товарная накладная, Счет-фактура
90.02.1 41.01 Списана себестоимость товаров 134 528 Товарная накладная, Счет-фактура
68 НДС 51 Перечислен НДС в бюджет 19 656 Платежное поручение

Источник: https://saldovka.com/provodki/nalogi/provodki-po-nds-po-realizatsii.html

Что лучше — налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

Сегодня активно обсуждается вопрос о повышении налогов. И то, что налоги будут повышать, — это уже решенный вопрос, поскольку глава Правительства Дмитрий Медведев заявил в ходе рабочего совещания, что в России будет увеличена налоговая нагрузка.

Вместе с тем стало известно о принятии решения о том, что налоговая нагрузка на физических лиц повышаться не будет, по крайней мере до 2019 г. А это означает, что повысится либо НДС, либо будет введен новый налог — налог с продаж.

Оба налога являются косвенными, однако о том, какой из них лучше, а какой хуже, мы поговорим в данной статье.

Плюсы и минусы налога с продаж и НДС

Возвращая налог с продаж или повышая НДС, фактически Правительство возвращается в прошлое. В России уже существовал и налог с продаж, и ставка НДС была установлена в размере 20%.С 1 января 2004 г. ставка НДС была снижена до 18%.Налог же с продаж вводился несколько раз в истории России. Первый раз налог был введен с 1 января 1991 г.

, однако с распадом Советского Союза налог с продаж утратил силу. Второй раз налог вводился во время кризиса 1998 г. До 2004 г. максимальная ставка налога с продаж составляла 5%. Ее конкретный размер устанавливали субъекты Российской Федерации. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ).

При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10%, налогом с продаж не облагались. Но с 2004 г. он также не уплачивается.Причем практика введения налога с продаж использовалась два раза в истории, но оба раза он отменялся, поскольку фактически данный налог дублирует уже существующий налог на добавленную стоимость.

Чтобы понять, что лучше, а что хуже для производителей, продавцов и конечных потребителей (НДС или налог с продаж), необходимо разобраться в различиях двух налогов.Во-первых, налог на добавленную стоимость является федеральным, а налог с продаж региональным, т.е. различается и администрирование налога, и расходование средств.

В случае с НДС средства поступают и расходуются федеральными властями, а в случае с налогом с продаж налог поступает в казну регионов, которые в свою очередь распределяют и используют поступившие от сбора налога средства.Во-вторых, если НДС действует во всех регионах, то налог с продаж действует только там, где региональные власти приняли соответствующее решение.

В-третьих, НДС является более сложным с точки зрения администрирования. Главные претензии к налогу — сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами.

В отношении НДС нужно отметить, что, если организация реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18%. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам организация должна перечислить в бюджет. Если же разница будет больше, то можно возместить НДС из бюджета.

Однако на практике в случае заявления НДС к возмещению возможны проверки налогового органа и иные сложности.Налог с продаж уплачивается же при реализации товара со всей суммы реализации.Рассмотрим основные плюсы и минусы двух налогов, которые почувствуют потребители при повышении НДС или введении нового налога (см. таблицу).

Плюсы и минусы НДС и налога с продаж

Плюсы Минусы
Налог с продаж Налог с продаж поступает в региональный бюджет и может быть использован регионом для собственных нужд.Производители могут выиграть от введения налога с продаж, поскольку НДС более выгоден агентам и посредникам, которые могут фактически не уплачивать налог.Налог является более простым в уплате в отличие от НДС Налог увеличит инфляцию.Введение дополнительных налогов увеличивает налоговое администрирование в стране, снижает конкурентоспособность экономики, а также может снизить рейтинг страны в части ведения бизнеса в России.Вместо одного налога компаниям придется уплачивать и подавать отчетность по двум налогам.Налог с продаж начисляется на общий объем выручки, что будет способствовать повышению количества случаев ухода от данного налога
НДС Налог на добавленную стоимость уплачивается давно, и потребители привыкли в счетах видеть сумму данного налога Повышение налога увеличит цены на товары и инфляцию.Налог взимается в федеральный бюджет, и в этой связи пополнение региональной казны от увеличения данного налога не зависит.Налог предусматривает целый ряд льгот и вычетов, в этой связи агенты, экспортеры имеют преимущество перед производителями.НДС предполагает ведение в некоторых случаях раздельного учета, что не предусматривает налог с продаж

К плюсам и введения налога с продаж, и повышения НДС можно отнести, безусловно, пополнение бюджета, причем не очень важно, какой бюджет будет пополняться (региональный или федеральный), поскольку в налоговом законодательстве закреплено единство налоговой системы. Однако в отношении собираемости НДС является более перспективным. Так, в 2011 г.

министр финансов Антон Силуанов заявлял, что 1% НДС с точки зрения поступлений в бюджет равен 5% налога с продаж. Поэтому с арифметической точки зрения повысить НДС проще. Но в этом случае регионы не получат дополнительные средства, как это произойдет в случае введения налога с продаж.При этом сегодня можно обратить внимание на то, что даже развитые экономики европейских стран повышают налоги.

Но одним повышением налогов не обойтись, необходимо бороться с коррупцией, отмыванием денежных средств и выводом капитала за рубеж. Во времена кризиса 1920-х гг. в США были не только повышены налоги, но и вкладывались средства в развитие инфраструктуры и строительство дорог, подобный подход может быть эффективно использован и в России.

Однако, безусловно, повышение налогов имеет и очевидные минусы. Основным минусом для населения страны является повышение цен и увеличение инфляции — если в настоящее время планируется увеличение налогов на 3% (налог с продаж), то инфляция может подняться на все 5%.

Кроме того, сократившиеся инвестиции в российскую экономику в связи с введением санкций могут снизиться еще больше из-за увеличения налогового бремени, так как сегодня инвесторы не уверены в завтрашнем дне, не могут предугадать развитие ситуации и повышение налогов может также отпугнуть иностранные компании.

Повышение налогов негативно отразится и на конечных потребителях, физических лицах, ведь если юридическое лицо может принять НДС к возмещению, то граждане видят НДС только в чеках и вынуждены будут помимо данного налога нести еще и бремя налога с продаж.

Повышение налогов невыгодно и бизнесу: во-первых, введение нового налога может вызвать проблемы и сложности в администрировании у плательщиков налога, ведь на практике больше всего ошибок возникает именно при появлении новых налогов. Во-вторых, товары российских производителей из-за налогов повысятся в цене, а следовательно, будут менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами.

Наиболее сильное снижение доходов бюджета ощущается в части снижения по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей в 2013 г. существенно снизили свою маржинальность на фоне снижения деловой активности, падения рубля и медленных темпов роста реальных располагаемых доходов населения. А следовательно, если доходы падают, то введение налога с продаж не будет достаточно эффективным. Ведь производство и так снижается на фоне рецессии и падения производства.

Как подготовиться к повышению налогов

Большинство физических и юридических лиц воспринимают повышение налогов как данность, кто-то при этом планирует закрыть свой малый бизнес ввиду роста издержек, затрат и налогового бремени, кто-то решает всерьез подготовиться к повышению налогового бремени.

Как это сделать?Конечно, для физических лиц, которые почувствуют введение налога с продаж или повышение НДС по ценам в магазинах, вряд ли повышение налогов может повлечь смену работы. Однако многие уже сегодня задумываются о повышении заработной платы. И согласно трудовому законодательству работник может рассчитывать на повышение заработной платы. Согласно ст.

134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Но, к сожалению, данная норма не гарантирует 100%-ного повышения заработной платы сотрудникам.Для компаний дело обстоит намного сложнее. Ведь при повышении налогов необходимо спланировать политику ценообразования. При введении налога с продаж или повышении НДС многие производители могут просто стать неконкурентоспособными. Необходимо также пересмотреть политику ценообразования с поставщиками, поскольку при повышении налогов и поставщики могут повысить цены на сырье и оборудование и уже сегодня нужно отслеживать тенденции ценообразования поставщиков, закладывать увеличение расходов в бюджет компании.Необходимо составить взаимосвязанные бюджеты доходов и расходов, которые бы учитывали новую налоговую ситуацию, в которых были бы указаны новые цены на сырье, материалы, основные средства с учетом новых налогов. В некоторых случаях целесообразно совершить крупные покупки, например приобретение оборудования, машин и иных основных средств в 2014 г., поскольку повышение налогов спровоцирует повышение цен на товары и услуги. В контракты с основными контрагентами возможно включить условия на запрет повышения цен, например, в первой половине следующего года, что позволит получить некоторое конкурентное преимущество по сравнению с конкурентами, на которых повышение цен может отразиться с начала следующего года.Некоторые малые предприятия и предприниматели, возможно, примут непопулярное решение о закрытии бизнеса. Так, после повышения страховых взносов в 2013 г., по некоторым оценкам, закрылось до 500 тыс. предприятий малого бизнеса. Аналогичная тенденция может наблюдаться и в 2015 г., так как наряду с введением налога с продаж повысятся и иные налоги, например можно ожидать повышения страховых взносов, увеличения налога на имущество, который с 2014 г. собирается с кадастровой стоимости. И тем компаниям, которые решат закрыть производство в 2015 г., необходимо продумать целый ряд мероприятий — от принятия решения учредителями до получения выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации компании.

Читайте также:  Ведение аналитических регистров налогового учета (формы) - все о налогах

В заключение необходимо отметить, что, конечно, введение нового налога с продаж, равно как и повышение НДС, является непопулярной, но вынужденной мерой в условиях установления санкций против российской экономики, снижения внутреннего валового продукта и роста дефицита бюджета. Однако важно, каким образом будут израсходованы данные средства регионами или федеральным бюджетом, насколько эта мера будет эффективной. Возможно, конечно, повышение налогов является временной мерой, однако нет ничего более постоянного, чем временное, об этом нужно помнить при планировании как личного бюджета, так и бюджета компании.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

Источник: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3443

НДС. Налог, который платят все, но не все о нем знают

Для тех, кто присоединился к нам только что:
начало начал — здесь Сегодня мы говорим о налоге на добавленную стоимость (НДС). Платить этот налог должны организации и ИП, которые применяют общую систему налогообложения. Для начала – немножко терминологии. Налоговая база (иногда говорят «налогооблагаемая база») – обычно сумма, на которую начисляется налог.

Налоговый вычет – сумма, которая каким-либо образом уменьшает налог. Иногда налоговый вычет уменьшает сам налог, иногда – налоговую базу. Так вот, налоговая база для НДС – стоимость реализуемых товаров, работ, услуг, а также имущества и имущественных прав. Например, ваша фирма шьет одежду и продает ее. Расходы на создание одного костюма – 6000 руб.

Чтобы получить прибыль, вы устанавливаете цену реализации костюма – 10 000 руб. Вот эта стоимость и есть налоговая база для НДС. В счете, который вы выставите покупателю, стоимость костюма будет равна 11 800 руб. (10 000 + 10 000 * 18%), в том числе НДС – 1800 руб. Все мы видели рекламу МТС и знакомились с тарифами этого оператора.

И наверняка обратили внимание, что стоимость своих услуг МТС указывает без НДС. Конечно, это рекламная уловка, на самом деле абоненты МТС платят на 18% больше, чем указано в тарифах. Но такой рекламный ход возможен, потому что сумма НДС, которую платит покупатель, по сути, принадлежит не продавцу, а государству.

Продавец, получивший от покупателя деньги, должен перечислить НДС, который содержится в полученной сумме, в бюджет государства. Вспомним наш пример. Из 11 800 руб., полученных от покупателя, 1800 вы должны отдать стране. А теперь рассмотрим еще один пример. Представьте себе ситуацию.

Генеральный директор фирмы знает, что в I квартале 2009 года было продано товара на сумму 59 млн. руб. Но вот главный бухгалтер приносит на подпись бухгалтерские отчеты за I квартал 2009 года. В «Отчете о прибылях и убытках» (из названия понятно, что это такое, да?) в строке «Выручка от продажи» стоит сумма – 50 млн. руб. «Не понял, — говорит генеральный директор.

– А куда делись 9 млн.?» Что ответит бухгалтер? Мои читатели, конечно же, поняли, в отличие от глупого директора, что недостающие 9 млн. – это начисленный НДС.

Кстати, эта строка в «Отчете о прибылях и убытках» на самом деле называется «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей»). То есть при чтении отчета все вроде бы должно быть понятно. Но почему-то директора часто считают, что там слишком много букв, не осилить.

Но я не об этом. Кстати, индивидуальные предприниматели (ИП) не составляют отчета о прибылях и убытках. Однако, если ИП находится на общей системе налогообложения, то он тоже платит НДС, в том же порядке, что и организации. И так же, как и организации, должен сдавать налоговые декларации по НДС. и вести налоговый учет по НДС.

Так что все, написанное здесь про НДС, справедливо и для ИП. Следующий номер нашей программы – налоговые вычеты по НДС. Нужно знать, что есть две разные цифры: сумма НДС начисленная (9 млн. в нашем примере) и сумма НДС к уплате, то есть та, которая реально уйдет с расчетного счета. Две эти суммы могут сильно отличаться. Поясню на примере.

Суммы я возьму маленькие, для простоты. Итак, компания в I квартале 2009 г. продала одежду на 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). В том же квартале были приобретены ткани, нитки и т. п. на 70800 руб. (в том числе НДС 18% – 10 800 руб.). Вот эти 10 800 руб. будут налоговым вычетом по НДС. То есть суммой, уменьшающей налог к уплате.

Перечислить в бюджет компания должна 18 000 – 10 800 = 7200 руб. А оставшиеся 10 800 руб. заплатят государству фирмы-поставщики (подрядчики). На языке бухгалтера уменьшить начисленный НДС в данном случае значит «принять входной НДС к вычету» или «взять НДС в зачет». Кстати о поставщиках. Их приходится выбирать довольно часто.

И, выбирая, в числе прочих параметров мы сравниваем цены. Предположим, вы покупаете мебель – офисные столы. Ваша фирма является плательщиком НДС. Цена стола у одного поставщика – 5500 руб., но этот поставщик не является плательщиком НДС, и поэтому налога в цене нет. Цена такого же стола у другого поставщика – 5900 руб., в том числе НДС – 900 руб. Внимание, вопрос.

Какой из столов обойдется вашей компании дешевле? В первом случае вы заплатите за столы по цене 5500 руб. за штуку. Во втором столы обойдутся вам по цене 5000 руб. за штуку, а 900 руб. с каждого стола уменьшат ваш собственный начисленный НДС. Таким вот образом столы, которые на первый взгляд стоят на 400 руб. дороже, на самом деле стоят на 500 руб. дешевле. Ничего себе построила фразочку, да?

(Конечно, если ваша фирма не является плательщиком НДС, по этим причинам или потому что применяет спецрежим (упрощёнка, ЕНВД), вас будут волновать только абсолютные цифры без учета всяких там НДСов, и столы по 5500 обойдутся вам дешевле).

А теперь вернемся к примеру с главным бухгалтером, который принес на подпись генеральному директору бухгалтерские отчеты. Итак, директор спрашивает, где 9 млн., бухгалтер отвечает, что это НДС. «Постой, — говорит директор.

– Отдел управленческого учета справку мне делал по уплаченным налогам. В ней написано, что с расчетного счета мы уплатили НДС в сумме 5 млн. А где остальные 4 млн.?» Что ответит на это бухгалтер? Так, что-то длинно очень получается. Продолжу завтра.

Завтра мы разберемся, что ответил бухгалтер. А еще познакомимся с другими особенностями начисления НДС.

Кроме того, мои внимательные читатели уже поняли, что не все организации и индивидуальные предприниматели должны платить НДС. Выясним, кто эти счастливчики. Подумаем, надо ли делать покупки для организации «вчерную». Поговорим о существующих ставках НДС (а их три – 18%, 10% и 0%. Да-да, 0%). Ну и еще о чем-нибудь приятном.

Продолжение здесь

P.S. А чем смысл названия поста, если платить НДС должны не все? – спросит меня внимательный читатель. Я имела в виду следующее. Так как НДС всегда «сидит» в цене продаваемого товара, то покупатель всегда этот НДС оплачивает. Покупая хлеб, молоко, вино, одежду, машины, яхты и пр. мы чаще всего, оплачивая товар, уплачиваем НДС. И хотя плательщики налога – формально – юридические лица и индивидуальные предприниматели, на самом деле в большинстве случаев деньги уходят в бюджет государства из карманов конечных потребителей.

Все остальное — в книге «Налоги за 2 часа», которую можно купить на сайте издательства «Альпина Паблишер»

или в интернет-магазине ozon.ru

OZON.ru — Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина

Использованные сокращения

НДС — налог на добавленную стоимость
ИП — индвидуальный предприниматель

Источник: https://yolgina.blogspot.com/2007/12/blog-post_11.html

Ндс или налог с продаж: плюсы и минусы

Нравится нам это или нет, но человечество пока не изобрело такого общественного устройства, которое исключало бы образование государств, а финансирование жизнедеятельности этих государств a priori предполагает наличие налоговой системы.

Суть вопроса не в том, хорошо это или плохо, а в том, каким образом можно было бы улучшить организацию налоговой системы. Как известно, российская налоговая система имеет три вида налогов – федеральные, региональные и местные. Разница в том, в какие бюджеты поступают деньги налогоплательщиков.

Разумеется, основная денежная масса налоговых платежей приходится на Федеральный бюджет, хотя в дальнейшем они и перераспределяются, в том числе, в региональные бюджеты в виде всяческих дотаций и субвенций. Центральное место в налоговой системе принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС).

Когда главный французский налоговый инспектор г-н Морис Лоре в 1954 году изобрел этот способ налогообложения и «обкатал» его в тогдашней французской колонии – Кот-д’Ивуаре, он предполагал, по всей видимости, что сделал чрезвычайно благое дело.

Ведь, в отличие от налога с оборота или налога с продаж, данный налог позволяет избежать повторного налогообложения в цикле производства и потребления любого продукта, так как каждый налогоплательщик платит только свою часть налога по мере продвижения продукта по циклу.

Читайте также:  Фнс: вычет на ребенка - инвалида суммируется с обычным детским вычетом - все о налогах

Идея настолько понравилась Европейским фискалам, что такой налог очень скоро стали взимать практически во всех европейских странах, и в настоящее время НДС выплачивают налогоплательщики более чем 130 стран мира, в том числе, как уже и говорилось, и мы с вами.

Однако господин Лоре не учел, что у каждой медали имеется и оборотная сторона. Он и представить себе не мог, что не пройдет полвека, и предприимчивые российские бухгалтеры и финансисты изобретут такие схемы уклонения от уплаты данного вида побора, что выплата налога некоторым нечистым на руку дельцам даже будет приносить прибыль.

Он не мог и вообразить, что появятся такие методики, с помощью которых можно на бумаге представить дело так, что сумма налога, уплаченная продавцу, будет как бы больше, чем сумма, полученная от покупателя, и государство даже останется в долгу.

Однако, отбрасывая шутки в сторону, следует признать, что данный вид налога действительно непрост в администрировании, а при авансовых расчетах и отсрочках платежа или плохо работает, или выглядит несправедливо для одной из сторон сделки. Видимо, неспроста этот вид налога отсутствует в налоговой системе США, где вместо этого взимается налог с продаж (НСП) по ставкам до 15%.

Возможно, наш известный сатирик возразил бы мне и сказал, что «…это потому, что американцы — они тупые…», но ведь и на самом деле налог с оборота и НСП администрируются гораздо проще и удобнее, в особенности в современных условиях – с появлением он-лайн кассовых аппаратов, которые сразу передают фискалам данные о продажах.

Кроме того, НСП доступнее для осознания и понимания обывателя. Также очевидно, что с морально-этической стороны вопроса, если вообще понятия морали и этики могут быть применены к налогообложению, НСП честнее по отношению к конечному потребителю.

Дело в том, что в конечном итоге и НДС, и НСП платит именно он, но в случае с НДС создается видимость, что его «по кусочкам» платят производители, поставщики и посредники. Сама по себе тема введения НСП не нова и периодически поднимается в правительственных кругах.

Ее наиболее ярым апологетом в современной Российской Федерации является Аркадий Дворкович, который предлагал заменить НДС на НСП еще в 2012 году. К сожалению, это предложение было встречено с непониманием господином Кудриным и госпожой Набиуллиной, в тот момент возглавлявшими профильные министерства. Остается только сожалеть по этому поводу, так как в мутной воде НДС всевозможным нечистым на руку дельцам гораздо проще ловить крупную рыбу, чем при ясной и прозрачной системе уплаты определенного процента с любой сделки.

Одним из главных аргументов критиков введения НСП была мысль о том, что после такой замены неочевидна судьба миллионов российских бухгалтеров, которые сразу же после такого поворота дел якобы останутся без работы. Здравое зерно в этом рассуждении, безусловно, имеется.

Для того, чтобы заполнить декларацию по налогу с оборота или по НСП, действительно даже не потребуется высшего экономического образования. На Руси и в более древние времена абсолютно неграмотный народ свободно уплачивал десятину, а уж сейчас-то и подавно.

Но на самом деле утверждение о немедленном увольнении из бизнеса всех бухгалтеров после того, как не станет НДС, ничего, кроме улыбки вызвать не может. Хотя бы потому, что и кроме НДС бухгалтеру есть чем заняться, одна только отчетность во всевозможные фонды чего стоит… Следующим аргументов противников НСП было утверждение о том, что при его введении все резко подорожает.

Якобы мир бизнеса слишком хрупок и не выдержит такого удара, якобы каналы доставки товара потребителю слишком длинны, и если при каждой перепродаже взимать хотя бы 10% от суммы сделки, то цена товара для конечного потребителя вырастет кратно. Это утверждение на самом деле тоже не выдерживает никакой критики.

Надо понимать, что имеющаяся картина бизнес-связей сформирована имеющимися условиями для ведения бизнеса (точнее их отсутствием), в том числе и имеющейся налоговой системой. Как только изменится система, изменится и бизнес. Эффективными окажутся те предприятия, которые минимизируют число посредников, ничего не добавляющих к цене товара и только паразитирующих на его перепродажах.

И если определенное количество рабочей силы высвободится из сферы перепродаж (а если вспомнить предыдущую сентенцию про бухгалтеров, то есть вероятность, что и из сферы учета), то все эти люди довольно быстро найдут себе занятие в обеспечении новой системы товарной логистики, в сфере поиска путей сокращения длины каналов между производством и потреблением, да и в самом товарном производстве. Разве экономика не выиграет от того, что часть паразитов и посредников будут вынуждены уйти в сферу реального производства? Разве обычному предпринимателю из условного Урюпинска не станет жить проще и понятнее, если он легко сможет самостоятельно спланировать свои налоговые платежи, без привлечения к решению этого вопроса «специально обученных людей». Думается, вопросы риторические. Но так уж устроена наша жизнь, что внедрение простых и понятных решений, как правило, вызывает шквал сопротивления со стороны так называемых «профессионалов». Подобных явлений в жизни существует великое множество, навскидку можно вспомнить, например, что еще в 1954 году ООН был одобрен проект универсального календаря, в котором 4 квартала равны по количеству дней, в каждом году 1 января приходится на воскресенье, да и вообще номера дней в месяце согласованы с днями недели, что и экономит материальные ресурсы, и очень удобно для планирования (т.н. календарь Армелина). Так вот, этот проект до сих пор не утвержден мировым сообществом в том числе из-за того, что якобы без работы останутся множество людей, ежегодно занятых разработкой, печатью и производством бумажных календарей. В самом деле, если каждый год, скажем, 28 марта приходится на четверг, то любой календарь может висеть на стене неопределенно долгое количество лет. Но почему-то никого не волнует огромное количество вырубаемых по всему миру деревьев для бестолкового выпуска этих самых новых календарей, которые потом все время приходится выбрасывать… Так вот порой и засомневаешься, что Homo sapiens реально является самым разумным биологическим видом на планете…

Хотя вдруг я ошибаюсь… Правительство снова обсуждает идею замены НДС на НСП уже в 2019 году. Может статься, отмена НДС произойдет еще при нашей жизни. Во всяком случае, лично мне этого очень хотелось бы.

Игорь Авдеев, юрисконсульт (г.Москва)

Источник: https://sibadvokat.ru/magazine/nds-ili-nalog-s-prodazh-plyusyi-i-minusyi

Есть ли НДС при продаже программного обеспечения?

С 2008 года не подлежат налогообложению реализация исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, а также прав на их использование. Данное нововведение вызвало много споров.

Неопределенность ситуации была усугублена изменениями, внесенными в Гражданский кодекс. Не так давно чиновники выпустили разъяснения по данному вопросу. Все оказалось не так-то просто.

Попытаемся разобраться, кто же вправе не начислять НДС при продаже программного обеспечения.

Смотрим законодательство НДС

С 1 января 2008 года к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, отнесены реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Теперь обратимся к Гражданскому кодексу, чтобы понять, что относится к исключительным правам, интеллектуальной деятельности и лицензии на их использование.

Интеллектуальная собственность и правообладатель

Начнем с понятия компьютерной программы.

Итак, программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 1225 Гражданского кодекса программы для ЭВМ относятся к интеллектуальной собственности.

Правообладатель (лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности) может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Причем отсутствие запрета не считается согласием. Именно поэтому другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

Лицензионный договор

По лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). При этом договор должен включать не только предмет (результат интеллектуальной деятельности), но и способы использования результата интеллектуальной деятельности (п. 6 ст. 1235 ГК РФ).

Справка

Если организация неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, суд вправе по требованию прокурора принять решение о ликвидации такого юридического лица (ст. 1253 ГК РФ).

Как правило, лицензионный договор составляют в письменной форме. Также допускается заключение так называемого договора присоединения.

Его особенностью является то, что условия договора находятся на приобретаемом экземпляре программы либо на упаковке этого экземпляра.

В свою очередь согласие пользователя на заключение договора наступает в момент начала использования этой программы (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

Также возможно заключение сублицензионного договора, в котором при письменном согласии лицензиара лицензиат предоставляет право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу (п. 1 ст. 1238 ГК РФ).

Использование

Согласно пункту 2 статьи 1270 Гражданского кодекса использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается не только его воспроизведение и прокат, но и распространение путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Вы спросите, а что же компьютерные программы? Так вот, к объектам авторских прав относятся и программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

По нашему мнению, указанная норма требует дальнейшей юридической проработки.

Вывод

Итак, с нового года при реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, а также прав на использование (воспроизведение, прокат, продажу или иное отчуждение) указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора НДС не начисляется.

…что думают чиновники

Источник: https://delovoymir.biz/est_li_nds_pri_prodazhe_programmnogo_obespecheniya.html

Что лучше: НДС или налог с продаж? Мнения российских экспертов

Считается, что главный недостаток НДС — его сложное администрирование.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил вернуться к вопросу о введении в России налога с продаж. Дискуссия о возможной замене НДС налогом с продаж ведется в правительстве уже несколько лет, но пока к какому-то консенсусу противниками и сторонникам реформы прийти не удалось

«Лента.ру» спросила экспертов о преимуществах и недостатках НДС и НСП и о том, к чему может привести замена одного налога на другой.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с каждого предприятия, которое в ходе своей хозяйственной деятельности увеличивает стоимость первоначально полученной ею продукции.

Например, НДС нужно заплатить компании, которая купила товары дешевле и продает их дороже, производителю, который отдал за сырье меньше, чем получил за готовую продукцию, и даже компаниям, которые производят услуги «из воздуха».

Налог с продаж взимается только с выручки компании, продающей товары и услуги населению.

В своем выступлении 3 декабря Дмитрий Медведев не пояснил, планируется ли заменить НДС налогом с продаж или два сбора будут применяться параллельно. Также нет ясности в том, кто будет получать доходы от налога с продаж — регионы или федеральный бюджет.

По данным деловых СМИ, сторонниками замены НДС на налог с продаж в правительстве являются Министерство экономического развития и вице-премьер Аркадий Дворкович. Главный противник — Министерство финансов.

Глава этого ведомства Антон Силуанов, в частности, заявлял, что для компенсации всего одного процента НДС нужно пять процентов налога с продаж. Фактически, для возмещения всей 18-процентной ставки НДС потребуется налог с продаж в 90 процентов. Считается, что главный недостаток НДС — его сложное администрирование.

Читайте также:  Может ли ип уменьшить енвд на пенсионные взносы со «сверхдохода»? - все о налогах

Так, Федеральная таможенная служба называла НДС «самым коррупционным налогом», отмечая, что такая ситуация наблюдается не только в России, но и во всем мире.

Комментарий экспертов Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей:

К возвращению налога с продаж мы относимся отрицательно. Параллельное применение налога с продаж и НДС или полная замена им НДС приведет к резкому сокращению суммарных налоговых поступлений в бюджет и ничего не даст бизнесу. Напротив, такая реформа лишит бизнес права беспроцентно пользоваться суммами НДС, подлежащими перечислению в бюджет, в течение квартала.

У налога с продаж только одно преимущество — простота. С другой стороны, налог с продаж намного сложнее собирать, чем НДС, учитывая российские традиции ведения теневого бизнеса.

Поэтому мы считаем, что подобная налоговая реформа не является своевременной и вообще не нужна в ближайшее десятилетие.

Что касается перераспределения доходов в пользу регионов, то эта задача должна решаться иными средствами, а не путем резкого снижения налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

Александр Осипов, вице-президент, председатель экспертного совета «Деловой России»:

Если будет переход к налогу с продаж при отмене НДС, то это положительная инициатива. Налог с продаж намного проще, удобнее и экономически целесообразнее. В свою очередь, у НДС есть большое количество недостатков.

Если НДС заменят на налог с продаж, то это даст хороший экономический эффект. А вот если будет параллельное обложение и НДС, и налогом с продаж, то эта инициатива — отрицательная.

Недостатки НДС останутся, при этом в два раза увеличится нагрузка на бизнес, связанная с учетом, администрированием и прочими издержками налогообложения.

«Лента.ру»: На ваш взгляд, бизнес поддержит переход на налог с продаж?

Во всяком случае «Деловая Россия» поддержит, и я поддерживаю. По этому вопросу в нашей организации консенсус, хотя, возможно, и есть отличные от общего частные мнения.

Потенциально налог с продаж лучше НДС, но конечный результат будет зависеть от того, как это будет реализовано у нас.

Вообще в мире накоплено много положительного опыта, который при внедрении в России дает противоположный эффект.

Все-таки можно чуть подробнее о недостатках НДС и преимуществе налога с продаж?

НДС намного более обременителен, заставляет вести во много раз большую отчетность и намного более сложен в администрировании. Кроме того, он подавляет экономический рост в самых технологически развитых отраслях. В технологичных экономиках, например, в США и Японии, нет НДС, там действует налог с продаж.

Приведем такой пример: допустим, у нас есть компания Google с выручкой в 10 миллиардов долларов. В России она должна будет заплатить НДС в 1,8 миллиарда — почти пятую часть своих доходов. В США по налогу с продаж ей не придется заплатить ни цента, так как она не продает услуги населению, ее клиенты — в основном компании.

Если мы даже уберем прочие факторы, то все равно из-за налоговой системы в США Google выгоднее работать, чем в РФ.

Второй пример: предположим, что есть компания, которая берет песок по центу за килограмм и делает дорогое стекло для айфонов. У нее добавленная стоимость — почти 99 процентов.

И все это будет облагаться налогом в 18 процентов. А теперь представим, что она берет тот же песок и делает самое плохое стекло на свете.

И у нее добавленная стоимость минимальна, и НДС, следовательно, ей тоже придется платить очень небольшой.

Многие экономисты считают, что самым большим мультипликатором экономического роста является именно потребление населения. Не госинвестиции, расходы бюджета или затраты госкомпаний, а именно потребление товаров и услуг населением стимулирует рост бизнеса и создание рабочих мест.

Налог с продаж побуждает экономические власти муниципального и регионального уровня способствовать росту доходов и потребления населения.

Что же касается НДС, то он нейтрален к экономическому росту за счет роста потребительского рынка, хотя утверждается, и в науке в том числе, что это по—другому.

Для того чтобы администрировать НДС, нужно проверять контрагентов, вести книги покупок, книги продаж, компаниям нужно проводить сверки, пересылки документов и так далее — для налога с продаж все это не нужно. Кроме того, НДС постоянно вытаскивает у компаний деньги из оборота. С налогом с продаж ситуация совершенно другая.

Ни производители, ни оптовая торговля, ни инжиниринговые компании, ни разработчики во всем этом не участвуют. Им не надо тратить время и деньги на всю эту кучу бумаг, на необходимые IT-продукты, отвлекаться на бесконечные проверки, и, самое главное, по итогам этого цикла им не нужно вытаскивать средства из оборота и отдавать их государству.

Налог с продаж начисляется только при покупке конечной продукции населением.

Михаил Горст, преподаватель кафедры экономического анализа и организации рынков Высшей школы экономики.

«Лента.ру»: На ваш взгляд, оправданно ли сейчас возвращение налога с продаж?

Михаил Горст: Насущной необходимости в этом нет — система взимания НДС «настроена» довольно неплохо. Этот инструмент работает, и причин его менять, с экономической точки зрения, я не вижу.

Налог с продаж, который предлагается рассмотреть, в свое время уже функционировал в российской налоговой системе. Он существовал параллельно с НДС и был впоследствии отменен, что было правильно.

У этих налогов сильно «перекрываются» объекты налогообложения, поэтому одновременно функционировать в налоговой системе они не должны. Иначе определенные сектора экономики будут нести двойную налоговую нагрузку.

К тому же НДС — это порядка 30 процентов доходов федерального бюджета. Эксперименты с таким источником доходов — дело рискованное.

Каковы будут поступления налога с продаж? В какие бюджеты они будут направлены? Ведь традиционно налог с продаж — это региональный налог.

Как перераспределять расходные полномочия? Правительство планирует масштабную бюджетную реформу? Вопросов здесь больше, чем ответов.

Некоторые говорят, что администрирование налога с продаж проще, чем НДС.

Это спорное утверждение. Если налог с продаж платится только при продаже товара или услуги конечному покупателю, то необходимо будет проверять кучу мелких торговцев, которые сейчас от НДС освобождены.

Не уверен, что это проще, чем администрировать цепочку производства добавленной стоимости, в которой сейчас начисляется НДС.

Если же налог с продаж предполагается платить и на промежуточных стадиях, то это мало чем будет отличаться от нынешней системы взимания НДС.

Введение нового налога неизбежно связано с построением системы его взимания. Как она будет работать, когда она заработает нормально — большой вопрос.

Зная, как обычно у нас вводятся различные государственный новшества, можно с уверенностью утверждать, что неразберихи будет много и длиться она будет долго.

За примерами далеко ходить не надо: это и введение ЕСН с его последующей отменой, и различные новшества по контролю за обращением алкогольной продукции и взимания соответствующих акцизов.

У нас почему-то традиционно издержки по «переключению» с одной системы на другую не принимают во внимание. Видимо потому, что основные издержки несут налогоплательщики, а для госорганов это не издержки, а освоенные средства и проведенные «реформы» — есть за что отчитаться.

Почему тогда в тех же США применяется налог с продаж?

У них так исторически сложилось. НДС – это недавнее изобретение, он был придуман в 60-х годах во Франции. США используют свою систему и не видят никакой необходимости переходить на другую, вот и все. Налог работает, а издержки по замене высоки — нет никаких причин менять систему.

Вообще сама постановка вопроса — «еще раз обсудить эту тему», замену НДС налогом с продаж, является умозрительной. Что-то я не слышал массовых призывов со стороны предпринимателей ввести налог с продаж вместо НДС. И у Минфина таких идей нет.

У нас что, более насущных проблем в сфере предпринимательства нет? Бегство капитала, например, или отсутствие стимулов инвестировать и развивать бизнес в России никого в правительстве не волнуют? Ведь чтобы что-то реально улучшить, надо сначала много поработать, а уже потом пиариться. А здесь можно сразу. Так же как объединить часовые пояса и ввести постоянное летнее время.

Галина Акчурина, руководитель практики налоговых споров «ФБК-Право»:

Периодически у нашего государства возникает идея заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж. Другими словами, поменять косвенный налог на налог, фактически исчисляемый с выручки. И каждый раз совершенно справедливо НДС остается в силе.

Налог на добавленную стоимость является, конечно, гораздо более прогрессивным, чем налог с оборота, с выручки. По этому вопросу проводилось много исследований, и они показали преимущества косвенных налогов, которые исчисляются с добавленной стоимости, а не с выручки.

Я думаю, что и в этот раз от замены НДС на налог с продаж откажутся.

Единственная проблема, которая побуждает государство возвращаться к вопросу об отказе от НДС — сложность администрирования. Однако существующая судебная практика значительно упрощает администрирование налога. Кроме того, у государства нет проблем с механизмами защиты от фирм-однодневок и защиты от незаконного возмещения налога.

Тот факт, что государство не в полной мере использует возможности для защиты от фирм-однодневок и возврата фиктивного НДС, как мне кажется, не должен быть поводом к замене последнего на налог с продаж.

Тем более что у нас налог с продаж уже взимался, и он был совершенно справедливо отменен как неэффективный и нестимулирующий развитие бизнеса.

Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный»:

Я очень хорошо отношусь к налогу с продаж, но только в том случае, если НДС останется в очень ограниченном виде или будет вообще отменен.

Замена НДС на налог с продаж приведет к существенному уменьшению нагрузки на бизнес, связанной в том числе со сложной отчетностью, проблемами с возвратом и другой путаницей. В этом смысле замена НДС на налог с продаж похожа на отказ от транспортного налога в пользу акцизов на бензин.

Если ты больше продаешь — то больше платишь, и до момента передачи или продажи товара ты ничего не обязан платить, даже если товар хранится у тебя годами.

«Лента.ру»: какие еще преимущества есть у налога с продаж?

Преимущества в том, что он проще, меньше и, следовательно, существенно уменьшает хлопоты бизнеса. Налог с продаж проигрывает только в том, что благодаря НДС государство собирает в разы больше денег в бюджет.

Но не стоит забывать, что именно возврат НДС породил создание мощных преступных организованных групп, в том числе с участием налоговой службы и правоохранителей, которые похищают гигантские суммы из бюджета в виде возврата фиктивного НДС.

Ущерб для нашей страны от этого не только финансовый, но и имиджевый, достаточно вспомнить «дело Магнитского».

На мой взгляд, если резервы государства позволяют перейти на налог с продаж, не снижая финансирования социальных программ, то, возможно, это один из немногих действенных способов стимулировать развитие бизнеса, производства, роста ВВП и, в конечном счете, инвестиционной привлекательности России.

Неудивительно, что в итоге это может привести к увеличению общей массы собираемых налогов в отличие от повышения налогового бремени на бизнес, которое в итоге приведет к сокращению собираемости налогов.

В какой-то степени это будет стимулировать и развитие регионов, особенно тех, которые будут поддерживать бизнес.

Но сможет ли налог с продаж так же хорошо выполнять фискальные функции, как и НДС?

Как я уже сказал, в конечном итоге, если все будет работать правильно, общий рост товарооборота, производства, ВВП позволит решать эти задачи.

Кроме этого параллельно будут решаться многие вопросы, в том числе и социальные: создание рабочих мест, возможность тратить меньше на социальные программы и так далее. Ведь вопрос не столько в том, сколько собирается налогов, а в том, к чему это приведет в результате.

Напомню, что многие страны в период реформ значительно снижали, а то и вовсе отменяли налоговый пресс на бизнес. И, в первую очередь, они старались стимулировать производство.

Интересно?

Источник: https://bel.biz/other/chto_luchshe_nds_ili_nalog_s_prodazh_mneniya_rossijskih_ekspertov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]