Скидки, порядок их применения и налоговый аспект
Стоимость бизнеса
УДК 336.025
скидки, порядок их применения и налоговый аспект
Г.А. ГОРИНА, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения E-mail: [email protected] Российский экономический университет
им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
Предмет/тема. В статье рассматриваются скидки как один из самых распространенных способов стимулирования продаж. Особое внимание уделено предоставлению скидок согласно требованиям Федерального закона от 25.12.
2009 № 381-ФЗ «Обосновах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
Подчеркнуто, что порядок предоставления скидок с цен взаимоувязан с действующим порядком налогообложения по налогу на добавленную стоимость при выплате премий покупателям товаров (работ, услуг).
Цели/задачи. Рассмотрен механизм выставления покупателям счетов-фактур, в том числе корректировочных.
Методология. Проведена классификация скидок в зависимости от ряда факторов, условий, предусмотренных в договорах. Отдельно исследованы вопросы государственного регулирования цен на некоторые виды товаров, торговых надбавок (наценок), в том числе установление их предельных уровней (максимального и минимального) органами государственной власти.
Результаты. Отмечено, что в цену продовольственных товаров может включаться вознаграждение при приобретении определенного количества товаров. Однако оно не учитывается при определении цены реализации товаров.
Выплата соответствующего вознаграждения не предусмотрена при торговле социально значимыми продовольственными товарами.
При применении скидок в целях избежания налоговых последствий налогоплательщик должен руководствоваться положениями федеральных за-
конов в отношении регулируемых цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок, предельных максимальных и минимальных цен, постановлениями Правительства РФ, закрепляющими перечень отдельных социально значимых товаров.
Выводы/значимость. Сделан вывод, что особое внимание необходимо уделить со стороны налогоплательщиков выставлению корректировочных счетов-фактур, четкую позицию в отношении которых занял Высший Арбитражный Суд РФ.
Подчеркнуто, что отсутствие регламентированного порядка оформления бухгалтерской документации при осуществлении операций со скидками зачастую приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Ключевые слова: дисконт с цены, премия покупателям, заключение договора, корректировочные счета-фактуры, предельный уровень цены, факторы ценообразования, стимулирование контрагента, судебная практика, налоговые последствия
В условиях современной экономики все большее применение находит система скидок с цен как один из важнейших факторов стимулирования продаж. Такие формы поощрения позволяют продавцам не только удерживать постоянных покупателей, но и привлекать новых.
Однако в гражданском и налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «скидки». Обычно в соответствии с терминологией дело-
вого оборота под скидкой понимается уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара, что приводит к снижению цены его реализации. Скидки можно подразделить на две группы:
1) предоставляемые продавцом покупателю в результате пересмотра цены товара, указанной в договоре купли-продажи (покупателю предоставляется скидка за приобретенный товар);
2) предоставление продавцом покупателю без изменения цены единицы товара (скидки в виде премии, вознаграждения, бонуса и т.д.) Устанавливая цены на товар (за исключением
ранжирования цен), продавец вправе предусмотреть и скидки с цены. При этом их предоставление может рассматриваться как согласование новых цен в договоре или как изменение цен после заключения договора.
Продавец предлагает покупателю выполнить определенные условия и воспользоваться скидкой. За покупателем остается право воспользоваться ею или нет. В данном случае скидка носит двухсторонний характер.
Система скидок разнообразна. Прежде всего, необходимо выделить «плановые» и тактические скидки.
«Плановые» скидки используются, как правило, в рекламных целях. Например, фирма-производитель в супермаркетах устанавливает холодильные шкафы-витрины для безалкогольных напитков. Это осуществляется за счет производителя, в результате чего супермаркет получает значительный доход при минимальных издержках.
Тактические скидки носят иной характер. Основными видами таких скидок являются:
— скидки за объем (количество) приобретенного товара;
— сезонные скидки (скидки за внесезонную закупку);
— бонусные скидки;
— дисконтные скидки;
— купоны (купонаж).
Вид скидки зависит от ряда факторов:
— характера сделки;
— условий поставки;
— взаимоотношений с покупателями;
— конъюнктуры рынка;
— сезонного характера производства и потребления.
Скидки за большой объем закупок могут быть простыми (некумулятивными), накопительными (кумулятивными) и ступенчатыми. Механизм их
формирования различен. Так, простые скидки стимулируют покупателей приобретать большие по объему партии товаров одного наименования. В результате фирма-продавец экономит на затратах по организации продаж, хранению, транспортировке товаров, обработке документации и т.д.
При предоставлении скидки за объем продаж покупатель должен учитывать и экономические последствия. Они неоднозначны. С одной стороны, он выигрывает за счет приобретения товаров по пониженной цене, а с другой — проигрывает, поскольку вынужден увеличивать свои расходы на хранение больших партий товаров.
Порой они бывают значительными из-за отсутствия своих складских помещений и т.д.
Накопительные (кумулятивные) скидки означают снижение цены товара при увеличении суммы закупок на протяжении определенного периода времени, даже если такие закупки состояли из небольших по объему отдельных партий товаров. Свое название они получили в связи с тем, что объем закупок исчисляется нарастающим итогом, т.е. накоплением (кумулятивом) сумм проданных товаров.
В основе дифференциации таких скидок лежит объем закупок покупателем. Порядок их предоставления различен, его необходимо предусмотреть в договоре на поставку товаров.
Скидки за ускоренную оплату товаров часто называют скидками «сконто». Они предоставляются покупателям, которые осуществляют оплату товаров в более ранние сроки (в некоторых случаях учитывается оплата товаров наличными деньгами в размерах не более установленных пределов).
При установлении таких скидок в договорах следует предусмотреть величину скидки, срок ее предоставления, срок оплаты товара покупателем.
Наибольшее распространение получили сезонные скидки с цен (скидки на внесезонную закупку). Они бывают предсезонными и послесезонными.
Предсезонные скидки предоставляются покупателю, если он приобретает товары до начала очередного сезона, т.е., вне периода года, для которого они предназначены (спортивный, садовый инвентарь, вентиляторы и т.д.). В данном случае скидки должны быть дифференцироваными (чем раньше до сезона приобретается товар, тем больше должна быть величина скидки).
Послесезонные скидки устанавливаются, как правило, до окончания сезона на одежду, обувь, меховые изделия, аксессуары и т.д. Покупка товара обычно осуществляется в первые дни распродаж.
В России (в отличие от стран Европы и США) не установлены обязательные даты и сроки проведения таких распродаж. Это можно объяснить отсутствием соответствующей законодательной и нормативной базы по ценам.
Значительная часть потребителей на Западе совершает покупки в первые дни сезонных распродаж. Размер скидок в это время достигает до 70%. Зимняя распродажа длится с рождественских праздников до середины февраля, а летняя — с первых чисел июля до середины августа.
Бонусная скидка предоставляется, как правило, постоянным покупателям. Механизм действия таких скидок различен. Нередко используется следующий порядок установления бонусной скидки.
В пользу покупателя начисляется определенная сумма денег, рассчитанная либо в процентах к стоимости приобретенного товара, либо в твердой сумме к каждой покупке. Покупатель каждый раз оплачивает поставщику полную стоимость товаров без учета налоговых скидок.
Одновременно поставщик часть оплаченной суммы за товар зачисляет на лицевой счет покупателя, который может использовать ее для оплаты следующей партии товаров.
Бонусная скидка может предоставляться и всем покупателям (например, в розничной торговле) при приобретении того или иного товара в определенный период времени.
Обычно такая скидка носит форму «подарка» и применяется в рамках рекламных кампаний в целях ускорения сбыта товара.
Однако с точки зрения налогообложения такой порядок предоставления скидки может быть не выгоден продавцу, так как безвозмездная передача товара облагается налогом на добавленную стоимость (НДС).
Налоговых последствий можно избежать, если стоимость «подарка» отнести на всю сумму покупки. Например, при покупке трех пар обуви четвертую пару покупатель получает без оплаты. Продавец в учете отражает «комплект из четырех пар обуви». В данном случае цена одной пары обуви не увеличивает стоимости комплекта, так как она равна стоимости трех пар обуви.
Однако многое зависит от рекламного текста. Если в рекламе объявлено, что при покупке трех пар обуви четвертая пара — бесплатно, то в этом случае за «бесплатную» пару обуви придется заплатить НДС. Более целесообразной считается реклама, где предлагаются четыре пары обуви по цене трех пар.
Дисконтные скидки предоставляются постоянным покупателям на все или определенные товары на основе дисконтных карт. Порядок и условия выдачи их различен и устанавливается продавцом. Такие скидки могут быть простыми и накопительными.
Более сложная форма снижения цен — купонаж, когда владельцу купона предлагается скидка. Она может быть в виде:
— определенного процента от цены товара;
— определенной суммы денег;
— снижения цены на какой-либо товар, указанный в купоне.
Способы распространения купонов различны: рассылка, разноска, через прессу, вручение купона посетителю в торговой фирме, помещение купона в упаковку уже приобретенного какого-либо товара и т.д.
Получение купонов в торговой фирме — наиболее эффективная форма их распространения.
Затраты, связанные с такой формой, незначительны по сравнению с другими формами, а возвратный эффект, по оценкам ряда специалистов, составляет 10-20%.
Рассмотрев основные виды скидок, остановимся на вопросах предоставления отдельных из них при заключении договоров между юридическими лицами.
Следует отметить, что официальное определение скидки отсутствует. Как правило, под ней понимается снижение первоначальной цены товара, установленной соглашением сторон договора.
В соответствии с гражданским законодательством (п. 1, 2 ст. 424 Гражданского кодекса РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Это в полной мере относится к договорам поставки, купли-продажи, используемым продавцами и покупателями в своей деятельности.
Любые изменения договора, в том числе, связанные со снижением цены товаров, согласовываются участниками сделки купли-продажи (п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
С точки зрения гражданского законодательства под скидкой следует понимать снижение первоначальной цены товара. К скидкам можно отнести и премии. Однако, по мнению некоторых экспертов, премия и скидка не тождественны, хотя являются
формой поощрения покупателей. Под премией понимается денежное или материальное поощрение за достижение, заслуги в какой-либо сфере деятельности (к примеру, приобретение товара в определенном количестве, досрочная оплата товара и т.д.).
Но в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.02.2012 № 11637/11 говорится о том, что премии, выплачиваемые продавцом за выполнение тех или иных условий договора поставки, — одна из форм предоставления скидки. Следовательно, они могут изменять цену товара и влиять на формирование налоговой базы по НДС. Однако это положение требует соответствующего разъяснения.
Как известно, значительная часть товаров реализуется по свободным ценам, т.е. определенным по соглашению сторон.
Вместе с тем федеральными законами может быть предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них.
Кроме того, органами государственной власти иногда устанавливаются предельные (максимальные) и (или) минимальные уровни цен.
Федеральным законом от 28.12.
2009 N° 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее -Закон № 381-Ф3) предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности, за исключением случаем, установленных данным Законом и другими федеральными законами, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары (ст. 8).
Однако, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) на них, в том числе установление их предельных уровней максимального и (или) минимального органами государственной власти, то установление цен на такие товары, торговых надбавок (наценок) к ценам осуществляется в соответствии:
— с указанными федеральными законами;
— с нормативными правовыми актами данных органов государственной власти;
— с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Если рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более в те-
чение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ, то Правительство РФ вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены на них. Это делается в целях стабилизации розничных цен на данные виды торговли на срок не более чем 90 календарных дней.
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен устанавливается Правительством РФ.
Цена договора поставки продовольственных товаров, который заключается между хозяйствующими субъектами — поставщиками продовольственных товаров и осуществляющими торговую деятельность, определяются исходя из цены продовольственных товаров по соглашению сторон с учетом рассмотренных положений (ст. 8 Закона № 381-ФЗ).
При заключении договора поставки в цену продовольственных товаров может быть включено вознаграждение. Оно выплачивается хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, при приобретении определенного количества продовольственных товаров.
Размер вознаграждения согласовывается сторонами договора при включении его в цену поставки. Однако это вознаграждение не учитывается при определении цены реализации продовольственных товаров.
Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Выплата соответствующих вознаграждений не предусмотрена, если торговая деятельность осуществляется социально значимыми продовольственными товарами по перечню Правительства РФ.
Не допускается включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждений субъектами торговой деятельности при исполнении ими условий данного договора, а также его изменение (ст. 8 Закона № 381-ФЗ).
При осуществлении торговой деятельности хозяйствующие субъекты могут оказывать услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу, по продвижению продовольственных товаров на основании договоров возмездного оказания услуг, т.е. на основании отдельных договоров. Не допускается принуждение к заключению таких договоров.
Если указанные требования не выполняются, то расходы по оказанию соответствующих услуг у
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/skidki-poryadok-ih-primeneniya-i-nalogovyy-aspekt
Подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды
(извлечение)
13.4. Подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды
С целью занизить налогооблагаемую базу многие налогоплательщики документально заменяют одни правоотношения другими, в связи с чем при проведении проверок необходимо проводить анализ условий договора, включающий в себя две взаимосвязанные и взаимообусловленные процедуры — анализ с точки зрения норм гражданского и налогового права, выявив сделку, которая имела место в действительности, исходя из фактических обстоятельств.
Например, чтобы избежать уплаты НДС с аванса, стороны заключают договор займа, а после отгрузки товара засчитывают заемные средства в счет его оплаты. Или заключают с контрагентом договоры комиссии, хотя реально осуществляют сделки по купле-продаже товаров.
На практике чаще всего встречается подмена договора купли-продажи, который в зависимости от обстоятельств преподносится как договор комиссии, как договор лизинга либо как договор реализации долей в уставном капитале.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Налогообложение по договору комиссии происходит следующим образом. Комитент передает товар комиссионеру.
При этом право собственности на товар к комиссионеру не переходит, а потому на основании статьи 39 Кодекса у комитента не возникает доходов от реализации товаров, облагаемых НДС и налогом на прибыль.
Комитент списывает в расходы сумму вознаграждения, уплачиваемую комиссионеру, и принимает к вычету НДС с этой суммы. А комиссионер рассчитывает налог на прибыль и НДС только с комиссионного вознаграждения.
Если договор комиссии переквалифицировать в договор купли-продажи, то бывший комитент будет являться продавцом. Для него датой перехода права собственности и датой реализации товара будет считаться день передачи товара покупателю.
На эту дату бывший комитент должен отразить в налоговом учете выручку от реализации при исчислении налога на прибыль и НДС, так как он этого не сделал, при проверке налоговый орган должен начислить налог, штрафы и пени.
Сумму вознаграждения, которое он выплатил посреднику, налоговый орган из расходов должен исключить, в вычетах по НДС с этой суммы отказать.
Бывший комиссионер становится покупателем и в дальнейшем продавцом.
При проведении проверки налоговому органу необходимо затребовать и проанализировать следующие документы и условия сделки: отчет комиссионера (агента), дату перечисления денежных средств, изменение цены по условиям договора, условие об оплате товара не позднее определенного срока, условие о перечислении оплаты за товар частями независимо от его реализации.
При посреднических договорах в соответствии со ст. 999 ГК РФ обязательно составляется отчет комиссионера (или агента — при агентском договоре). Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ договор комиссии должен исполняться за счет комитента.
Установление в ходе анализа движения денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика перечисления денежных средств до реализации товара свидетельствует о том, что договор исполняется за счет комиссионера, что противоречит правовой природе посреднических отношений.
Наличие в договоре условия об оплате товара не позднее определенного срока также противоречит понятию посреднической сделки. По договору комиссии посредник перечисляет деньги за товар после его реализации.
Принимая на себя обязанность оплатить товар не позднее определенной даты, комиссионер согласился нести риск невозможности дальнейшей продажи товара, что соответствует договорам купли-продажи, а не договорам комиссии (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.
2004 N 85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии», далее — Письмо ВАС РФ N 85);
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. В случаях, когда договоры купли-продажи заменяются договорами лизинга, оплата фактически производится в рассрочку и обозначается как лизинговые платежи.
Основная выгода договора лизинга состоит в том, что его применение позволяет налогоплательщику использовать ускоренную амортизацию, а это значит, стоимость основного средства будет списываться в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее.
При проведении проверки необходимо обратить внимание на следующие условия договора лизинга:
— договор лизинга заключен на срок значительно меньший, чем срок полной амортизации имущества;
— в договоре отсутствуют условия, свойственные именно договору лизинга. Все компоненты и условия (предмет, продавец, срок, плата, условия) должны быть отражены в договоре лизинга. Кроме того, в договоре должно быть указано, на чьем балансе будет учитываться имущество.
При наличии таких обстоятельств договор лизинга может быть переквалифицирован в договор купли-продажи на условиях рассрочки платежа.
Реализация долей в уставном капитале — данная сделка не облагается НДС (п.п. 12 п. 2 ст. 149 Кодекса). Поэтому, чтобы избежать уплаты НДС, налогоплательщики продажу недвижимости или оборудования иногда оформляют как реализацию доли в уставном капитале.
Например. Налогоплательщик-«продавец» договорился с покупателем о продаже объекта недвижимости. Для этого создал Общество с минимальным уставным капиталом (10 000 рублей), а затем через договор займа внес в учредительный капитал общества 65 млн рублей.
На эти заемные деньги подконтрольное вновь созданное Общество купило у налогоплательщика-«продавца» объект недвижимости. После чего покупатель приобрел долю в этом Обществе.
В данном случае сделка по приобретению доли прикрыла сделку по купле-продаже недвижимости.
При проведении проверки необходимо обратить внимание на совокупность обстоятельств совершения сделки, а именно:
— осуществление созданным ООО реальной финансово-хозяйственной деятельности до и после указанной сделки, предоставление нулевой отчетности в налоговый орган;
— наличие имущества для ведения деятельности;
— взаимозависимость контрагентов;
— движение денежных средств (проведение расчетов в короткий срок, через один банк, фактическое использование одной и той же суммы);
— наличие отчета оценщика о рыночной стоимости имущества, цель проведения оценки.
Используемые схемы редко применяются в чистом виде, чаще всего на практике встречается пересечение нескольких схем, что само по себе говорит о спланированных действиях налогоплательщика, в связи с чем более сложным и трудоемким становится доказывание наличия субъективной стороны в действиях должностных лиц налогоплательщика.
Рассмотрим несколько смежных схем.
Создание разветвленной структуры бизнеса с привлечением аффилированных организаций, отношения с которыми реальный налогоплательщик оформляет агентскими договорами.
Указанная схема смежная со схемой дробления бизнеса, при этом она включает в себя элементы привлечения фирм-однодневок, подмена гражданско-правовых договоров и др. Вместе с тем целью ее реализации является не снижение налоговой нагрузки путем оптимизации выбранной системы налогообложения, а увод реальных доходов от налогообложения.
Схема чаще применяется предприятиями, осуществляющими экспортные операции, при этом в целях снижения величины доходов, поступивших в виде валютной выручки на валютные счета организации, налогоплательщиком заключаются агентские договоры (договоры комиссии) с фиктивными поставщиками, в соответствии с которыми налогоплательщик, фактически являющийся собственником поставляемой на экспорт продукции (имеет собственные ресурсы: производственные базы, участки лесного фонда, транспортные средства для их транспортировки, работников, многолетний опыт работы в данной сфере), якобы оказывает услуги по погрузке и таможенному оформлению груза комитента, а также держателем валютного контракта, то есть действует за счет и в интересах комитента. В результате его налогооблагаемыми доходами является только комиссионное (агентское) вознаграждение за оказанные комитенту услуги. Практика показывает, что налоги с выручки не уплачиваются ни комитентом, ни комиссионером, поскольку комиссионер реальной финансово-хозяйственной деятельности не осуществляет, отражая в учете предприятия расходы, фактически равные доходной части.
В данном случае для установления умышленности в действиях налогоплательщика необходимо:
— доказать фиктивность договора комиссии (проанализировав договор и оправдательные документы к нему, допросив работников налогоплательщика, анализом его ресурсной базы с приобщением сведений ГИБДД, Ростехнадзора, Росреестра и иных регистрирующих органов о собственнике транспортных средств, объектах недвижимого имущества, специализированной техники, используемых при производстве и поставке реализуемой на экспорт продукции);
— выявить схему обналичивания денежных средств (как правило, обналичивание осуществляется организацией комитентом), установив и допросив физических лиц, фактически обналичивающих денежные средства (целесообразно привлекать орган дознания), результаты оперативно-розыскных мероприятий приобщить к материалу налогового проверки;
— установить аффилированность комитента и комиссионера (целесообразно привлечение органа дознания), результаты оперативно-розыскных мероприятий должны быть приобщены к материалам налоговой проверки, представляемой в следственный орган; существенное доказательственное значение в данном случае имеют сведения о едином центре подготовки и сдачи налоговой отчетности (направление запроса о привязке IP-адреса к месту фактического нахождения компьютера, с которого осуществляется отправка отчетности или работа с банк-клиентом по расчетным счетам), полученные сведения подлежат приобщению к материалам налоговой проверки;
— допросить лиц из числа бухгалтеров как комитента, так и комиссионера, установив факт ведения единого учета предприятий, их взаимозависимость;
— установить фактических поставщиков и собственника экспортируемой продукции, осведомленность руководителя организации о реальном поставщике, что будет доказывать его осведомленность о фиктивности отношений с комитентом.
Обеспечение незаконного возмещения НДС за счет наращивания себестоимости реализованной на экспорт продукции за счет увеличения количества аффилированных продавцов, а также объема и стоимости затрат, понесенных для ее производства.
Указанная схема новая в плане выявления и доказывания, но в настоящее время получает все большее распространение и применение.
Реализуется аффилированными между собой организациями, в числе которых реальные производители продукции, фиктивные поставщики работ (услуг) для ее производства, а также фиктивные экспортеры.
Привлечение указанных фиктивных звеньев позволяет в отсутствие обоснованности затрат увеличить стоимость экспортируемой продукции и, как следствие, НДС, впоследствии незаконно возмещенный из бюджета.
Для формирования доказательственной базы умышленности налогового правонарушения и причастности должностных лиц к его совершению необходимо:
— собрать доказательства фиктивности отношений между реальным поставщиком и фиктивными производителями работ (услуг) (допросы представителей фиктивных организаций, проанализировать историю создания организации (как правило, организации создаются и используются лицами, причастными к реализации преступной схемы); установление лиц, фактически распоряжавшихся расчетным счетом организации, отношения с которой носили фиктивный характер; установить и допросить лиц, оказывавших бухгалтерские услуги (как правило, это те же лица, которые оказывают услуги для проверяемого налогоплательщика), направить запросы и истребовать сведения об IP-адресах по месту выхода в сеть для направления налоговой отчетности и распоряжения расчетным счетом по системе удаленного электронного доступа;
— установить аффилированность налогоплательщика и фиктивных участников схемы (истребовать и приобщить к материалу налоговой проверки сведения о создании, переходе прав на участие в организации), проанализировать характер хозяйственной деятельности фиктивных аффилированных организаций (как правило, участники схемы являются единственными контрагентами фиктивных организаций), допросить лиц из числа работников аффилированных к налогоплательщику организаций, выясняя у них роль и характер деятельности (при наличии таких лиц вообще), кто является реальным руководителем указанной организации, участие в ее деятельности должностных лиц проверяемого налогоплательщика;
— получить сведения о причастности должностных лиц проверяемого налогоплательщика к фактическому руководству фиктивной деятельностью аффилированных организаций (проведение осмотра офиса по месту ведения учета предприятий с целью обнаружения документов, свидетельствующих о даче обязательных к исполнению поручений (целесообразно проводить с привлечением органа дознания), а также истребование и приобщение к материалам налоговой проверки сведений о лицах, фактически распоряжающихся расчетным счетом организаций, используемых в схеме (запросы в банк по месту открытия расчетных счетов организаций, допросы представителей банка, обслуживающих такие счета).
На практике встречаются и иные схемы уклонения от уплаты налогов, которые совершаются путем бездействия, например умышленное неотображение корректировочных счетов-фактур при получении скидки от поставщика за преодоление премиального лимита закупки, которые доказываются путем сравнения налоговой отчетности налогоплательщика и его поставщика, проверки входящей корреспонденции, а также допроса сотрудников бухгалтерии.
Число схем с каждым годом увеличивается, и их качество также совершенствуется, они становятся более многоступенчатыми, ведь на стороне недобросовестных налогоплательщиков огромный профессиональный ресурс экономистов, бухгалтеров, юристов, что лишний раз обязывает правоохранительные и контролирующие органы работать более сплоченно.
Полный текст методических рекомендаций
Источник: https://advotax.ru/mini/459-podmena-grazhdansko-pravovyh-otnosheniy-s-celyu-izvlecheniya-nalogovoy-vygody.html
Купля-продажа: как спланировать выгодные налоговые последствия
Одна из главных задач, которые стоят перед налоговыми менеджерами компаний, – предвидеть, то есть запланировать налогообложение предстоящей сделки. Это значительно выгоднее, чем пытаться снизить налоговое бремя уже по фактически исполненному договору.
Какие именно вопросы при планировании последствий сделки купли-продажи являются ключевыми? Каков алгоритм создания благоприятных для компании налоговых последствий? Рассмотрим эти вопросы на примере договоров между российскими компаниями.
Инструменты, обычно непригодные (как высокорисковые) для постоянного использования, могут быть достаточно безопасны при разовой операции
Этапы планирования
Первый этап: определение планируемой частоты совершения сделок. Это связано с тем, что инструменты, обычно непригодные (как высокорисковые) для постоянного использования, могут быть достаточно безопасны при разовой операции.
Второй этап: определение влияния вида товара на налогообложение. Например, в зависимости от вида товара могут различаться налоговые ставки.
Третий этап: оценка системы налогообложения контрагентов, участвующих в сделке. Возможно, для них существуют налоговые льготы или, напротив, ограничения, которые лучше учесть заранее.
Четвертый этап: определение вида и формы сделки, наиболее благоприятствующей снижению налогового бремени.
Пятый этап: оценка рисков (и расходов) внедрения каждого решения. Для этого оценивается как позиция налоговиков, так и судов (1).
Шестой этап: выбор наиболее выгодного варианта.
Применим указанные выше этапы на примерах. Каждую сделку мы будем рассматривать с учетом интересов обеих сторон — покупателя и продавца и двух основных налогов — НДС и налога на прибыль.
Обычная деятельность
Рассмотрим наиболее распространенную сделку — куплю-продажу товаров для последующей перепродажи.
Исходные данные: компания А желает приобрести товар (офисные стулья) у компании В.
Определим данные для каждого этапа.
Первый этап. Сделки купли-продажи происходят на постоянной основе.
Второй этап. Товар облагается НДС по ставке 18 процентов, льгот нет.
Третий этап. В большинстве случаев компании применяют обычную систему налогообложения, доходы определяют по методу начисления, соответственно льгот нет.
Вместе с тем или продавец, или покупатель могут находиться на спецрежиме, например применять «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы». Единый налог рассчитывается по кассовому методу. Поскольку деньги получает продавец, то именно ему и потребуется оптимизация.
Но изменить общую сумму налога не получится, можно будет лишь отсрочить оплату с помощью изменения срока расчетов по договору. Следовательно, продавцу оптимизировать нужно будет именно срок расчетов.
При этом продавцу надо еще помнить об ограничении по лимиту выручки, установленному для применения «упрощенки».
Четвертый этап. Налоговое бремя можно снизить с помощью заключения другой сделки вместо договора купли-продажи.
Так, с точки зрения НДС продавцу выгодней заключить договор комиссии (2). Работа по договору комиссии дает возможность продавцу (комитенту) отсрочить уплату НДС с отгруженного, но неоплаченного товара до момента оплаты.
Ведь собственником товара остается комитент (ст. 996 ГК РФ), причем до момента получения отчета покупателя (комиссионера) о продаже товара (ст. 999 ГК РФ). Соответственно до тех пор, пока право собственности не перешло, нет реализации (ст.
39 НК РФ), которая признается объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ).
Комиссионеру (покупателю) договор добавляет и плюсов, и минусов. С одной стороны, при купле-продаже он мог бы получить возмещение сразу.
Тогда как, будучи комиссионером, он лишь заплатит НДС с суммы своей наценки, а не со всей стоимости товара (ст. 167 НК РФ) и после его перепродажи. Тем не менее на общую сумму налогов покупателя договор не влияет.
С другой стороны, он получает отсрочку в уплате НДС с наценки до момента перепродажи товара.
Предложенный способ выгоден продавцу и покупателю и с точки зрения налога на прибыль. Ведь до момента получения отчета комиссионера комитент не знает, продан товар или нет. Соответственно не может определить выручку и начислить налог. Покупатель в данном случае получает отсрочку по налогу на прибыль – ведь у него доход появится лишь в момент перепродажи товара.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр АНИЩЕНКО, аудитор ООО «Аудиторская фирма «АТОЛЛ-АФ»»:
— Хочу предостеречь: комиссионер становится «заложником» комитента.
Так, согласно статье 997 ГК РФ, комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента.
Поэтому для заключения договора комиссии вместо обычной купли-продажи между покупателем и продавцом должно быть особое доверие и уверенность в финансовой состоятельности друг друга.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Екатерина ЮЗЧИШИНА, главный бухгалтер ООО «ТС Комус»:
— В отличие от договора купли-продажи при договоре комиссии трудозатраты на оформление первичной документации между сторонами вырастут минимум в два раза.
Составление отчетов комиссионера, отчетов об авансах покупателей, выдача комитентом накладных на каждую реализацию комиссионера, счетов-фактур с указанием всех показателей счета-фактуры комиссионера покупателю и т. д.
По моему мнению, лучше сторонам договориться о торговле более мелкими партиями товара по мере необходимости, возникающей у покупателя.
А чтобы продавец имел гарантию, что покупатель выкупит весь предполагаемый товар, нужно заключить гарантийное соглашение, в котором покупатель обязуется в течение определенного периода времени приобрести товар в соответствии с предварительным заказом.
Если же договор комиссии не устраивает партнеров, а купля-продажа будет предусматривать предоплату, можно внести в договор условие о задатке (заменив им предоплату) (3).
Но такое изменение полезно лишь продавцу — он получает отсрочку по НДС по полученным в качестве задатка средствам до тех пор, пока не будет отгружен товар (поскольку задаток выполняет обеспечительную функцию — ст. 329 ГК РФ).
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Дмитрий ГРИГОРЕНКО, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
— Идея хорошая, но есть проблема: пойдут ли продавцы на это. И как их уговаривать. Привлекать тем, что именно мы как покупатель сможем сэкономить на НДС? Думаю, что второй раз с такой организацией не захотят заключать договоры.
Если же покупатель и продавец находятся на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы», переноса уплаты единого налога для продавца можно достичь, указав в договоре отсрочку расчетов, например, на месяц. Такая отсрочка выгодна и покупателю, ведь за этот месяц он сможет перепродать товар дальше.
Пятый этап.
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/1225-kuplya-prodaja-kak-splanirovat-vygodnye-nalogovye-posledstviya
Условия применения льгот по НДС
Российским законодательством предусмотрены некоторые случаи, когда плательщики налогов, будь то предприниматели или предприятия, использующие общий режим налогообложения, вправе получить некоторое послабление при взимании НДС.
Но сначала о предмете разговора. Налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС) – это те отчисления, внесение в бюджет которых является прямой обязанностью для каждого предпринимателя.
Его базовая ставка – 18%. А когда разговор заводится про льготы по НДС, всякий, кто платит налоги, понимает, что это о тех самых случаях, когда сбор не платится. Благодаря им некоторые предприятия освобождаются от НДС совсем, а какие-то получают право рассчитывать его по 10%-ной ставке.
Налоговая льгота – это что?
Может показаться странным, но законодательством в РФ четкая трактовка ее не определяется. А практика показывает, что толкование самого термина «льгота» может быть довольно широким. Мы же станем обращаться к положениям Налогового законодательства как первоисточника.
А закон считает, что налоговые послабления – это самостоятельный компонент сборов и ставит в один ряд с базой налогообложения, ставкой и т.п.
Под льготой по НДС кодексом понимается преимущественное право одних лиц перед остальными в дополнительных возможностях воспользоваться льготной ставкой сбора или совсем его не начислять.
Сам перечень сделок, по которым льгота может быть использована, остается закрытым.
Для налогоплательщика это:
- освобождение от перечисления налога по ст. 145 НК;
- отсутствие объектов налогообложения, когда осуществляются операции, предусмотренные статьей 146;
- операции из списка, что перечислен в статьях 149 и 150;
- пониженные ставки налога, когда осуществляется реализация товаров, о которых говорится в статье 164.
На деле это означает, что применять налоговые льготы по НДС разрешается исходя из того, какие работы и товары реализуются.
Для специалистов Минфина трактовка этого понятия в НК служит подтверждением, что понимать как льготу сниженную налоговую ставку нельзя. К тому же при всей своей самостоятельности этот компонент налога необязателен и имеет временный характер.
Говоря иными словами, право налогоплательщику предоставлено, а вот использовать предоставленные преимущества или отказаться от них, он выбирает сам.
Теперь обо всем подробно.
Группы льгот и критерии для их представления
Законодательством прописаны самые разные льготы по НДС, и они разделяются на категории:
- льготы для отдельных ИП или организаций;
- привилегии для юридических и/или физических лиц при осуществлении ими определенных операций;
- привилегии, действующие, когда реализуется конкретная товарная группа или предоставляются определенные виды услуг.
- Предприятия, которые вправе использовать льготы по НДС
Возможность платить налог на льготных условиях имеется у предприятий, а также ИП, из областей:
- финансовой или страховой, а еще обслуживающие пластиковые банковские карты;
- образовательной, сферы культуры, архивного дела;
- погребальных услуг;
- юридических и нотариальных;
- негосударственных пенсионных фондов;
- сельхозпроизводителей;
- оплаты квитанций за услуги основного и дополнительного детского обучения;
- продаж изделий для лиц с инвалидностью;
- оказания помощи пожилым людям и гражданами с ограниченными физическими возможностями.
- Льготы на осуществление операций
Льготниками станут предприятия и физлица:
- реализующие жилищные схемы для военнослужащих и их семей;
- непосредственно участвующие в благотворительности, безвозмездно передающие финансовые и имущественные пожертвования;
- предоставляющие недвижимые объекты в наем иностранным компаниям и частным лицам, аккредитованным в РФ.
К этой категории относятся и государственные предприятия, проводящие розыгрыши лотерей.
- Особые условия для реализации некоторых товаров и услуг
Сюда подпадут те из фирм, что занимаются торговлей:
- монет из драгметаллов, не являющихся коллекционными экспонатами;
- открыток, почтовых конвертов и марок;
- медизделий первой потребности, протезно-ортопедической продукции, корригирующих очков, технических средств для инвалидов;
- промышленных отходов, металлолома;
- жилых объектов либо отдельных долей в них.
Относят к этой группе и тех, кто занимается общепитом в учебной и медицинской сфере, реставрацией памятников культуры и исторических объектов, пригородными и городскими перевозками.
Условия получения льгот
Распорядиться вышеперечисленными послаблениями может любая организация, если оказываются выполненными некоторые условия. Их делят на:
- общие, они затрагивают все фирмы без исключения;
- дополнительные — эти предъявляются в соответствии с определенной льготой.
Общие, установленные для любого предприятия и ИП такие:
- Его деятельность совершенно законна, что подтверждается всеми требуемыми разрешительными документами. Чтобы использовать возможную льготу, без лицензии не обойтись. При отсутствии таковой НДС платится компанией в полном объеме. То же самое относится и к непродленному сроку лицензирования.
Со дня окончания срока действия документа предприятие потеряло и права на преференции. Но существуют обстоятельства, когда суд решит иначе. Свидетельством тому служит определение Высшего арбитражного суда №1209/08 от 31.01.2008г.
, когда инстанция постановила, что организация не потеряла своего права на льготу, оказывая услуги социальной важности населению, несмотря на то, что не получила вовремя лицензию.
Однако доказала, что документацию в лицензирующий орган представила заблаговременно.
Так что, заблаговременно занявшись получением или переоформлением разрешительного документа, вы избавите себя от ненужных претензий от ФНС.
- На предприятии, ведущем, кроме лицензионной, еще и иную деятельность, должен быть организован раздельный учет для каждой операции, с которой платится НДС и на которую действуют льготы по обложению.
Если компания воспользовалась льготой незаконно, специальной ответственности она не понесет, НК такой меры не предусматривает. Но если этот факт выявит налоговая проверка, могут оштрафовать: за неуплату налогоплательщиком налога и за просрочку сдачи декларации. В денежном выражение наказание составит: 20% от невыплаченной суммы, сам недоплаченный сбор и еще пени.
К тому же придется заняться ведением первичной документации, а еще сдавать декларацию в ИФНС.
Особенности оформления льгот по НДС
Первый вопрос: с чего начать? Считаем, что бухгалтерия организации уже убедилась, что освободиться от взимания НДС не мешают никакие препятствия. Теперь требуется предварительно подготовиться, а конкретно – восстановить НДС, вычтенный ранее по всем бухгалтерским активам. И проводится оно в последнем отчетном периоде с учетом отдельных моментов:
- для «недоамортизированных» основных средств восстановление налога осуществляется с остаточной оценки;
- на выплаченный с авансовых платежей НДС вполне возможно оформление возврата, если клиенты согласны пойти на расторжение договора и последующее возвращение всей суммы аванса либо на отражение в договоре пункта, касающегося изменении цены, чтобы появилась возможность вернуть авансовый НДС.
Но когда такого согласия от покупателя не получено, у него могут иметься на то свои основания, счет-фактура ему выписывается с НДС при отгрузке продукции.
Но как только получено освобождение от НДС, организация может целый год не беспокоиться – законодательство предполагает фиксированный 12-месячный льготный период. При этом входной НДС будет учитываться в стоимости продукции.
Какие требуются бумаги
Всякий индивидуальный предприниматель или предприятие, чтобы быть избавленными от уплаты НДС, должны предоставить с ИФНС пакет документации:
- письменное уведомление, формат которого строго определен;
- журнал (и копию) контроля за движением счетов-фактур;
- выписку из книги учета продаж/покупок, кроме того, выписки из бухгалтерского баланса (для юрлица), из книги учета доходов/ расходов предпринимателям.
Законодательно установлено, что бумаги в инспекцию должны быть переданы до 20-го числа месяца, начиная с которого предприятие /ИП налог платить не будут.
Особенности для индивидуальных предпринимателей
Условия, при которых бизнесмены могут применить льготы, не отличаются от тех, что выдвигаются для предприятий. Они вправе выбрать для себя наиболее подходящий режим налогообложения. Если предприниматель выберет общий, то станет уплачивать НДС, а значит, сможет пользоваться льготами, если нет оснований против этого.
Теперь с 2017 года они также обязаны подавать декларацию по НДС электронно (даже если она нулевая), как любая организация со среднесписочной численностью до 100 человек. В состав декларации включается также и журнал учета выданных и полученных счетов-фактур.
Особенности для малых предприятий
Справочно: к этой категории относятся субъекты хозяйственной деятельности, численность работников которых не более 100 человек. Как раз такие организации наделяются государством многими налоговыми послаблениями, среди которых есть и льготы по уплате НДС. А сам процесс оформления этих привилегий имеет определенную специфику.
К примеру, они обладают правом на ускоренную амортизацию основных активов, а это влечет за собой уменьшение базы по налогообложению прибыли, равно как и НДС.
В большинстве своем МП пользуются льготными схемами налогообложения и, в зависимости от сферы деятельности, НДС платить сосем не обязаны. Но это не означает, что нет ситуаций, когда платить НДС им приходится все равно, например, малое предприятие – налоговый агент, когда вне зависимости от избранной системы обложения уплачивается налог на добавленную стоимость.
Особенности для строительных организаций
Если компания является дольщиком при постройке объекта, ей предоставляется право использования льготы по НДС. Конечно, это невозможно сделать, если не будут предъявлены документы с указанием:
- числа возводимых зданий на определенную дату;
- списка общего имущества многоэтажки;
- цели, достигнуть которую возможно при использовании нежилых площадей в строящемся многоэтажном здании;
- перечня помещений разного назначения: жилых, административных, производственных и т. д.
Обязанности налогоплательщика в период, когда он освобождается уплаты
Даже располагая разрешением не платить НДС, правом не выписывать клиентам счета-фактуры и не сдавать, соответственно, декларации на сей счет, остаются некие обязанности, о которых налогоплательщикам стоит помнить и выполнение которых обеспечить. А это:
- ведение журналов продаж/покупок и счетов-фактур;
- счета, что не выставляются контрагентам без отметки «без НДС» и выделенной суммы;
- обязательное перечисление налога на импортированный товар;
- исполнение обязанностей налогового агента по НДС;
- декларирование НДС за все периоды, когда он применялся.
О потере права на льготу
Даже в ситуации, когда налогоплательщик вправе быть освобожденным от налога на добавленную стоимость, может оказаться, что он его потеряет. А происходит это, если:
- на протяжении подряд трех месяцев его ежемесячная прибыль превышала 2 млн рублей;
- он занимается реализацией подакцизных товаров.
Избавиться от НДС, с точки зрения процедуры, дело не особенно сложное, но внимательного подхода потребующее. Таким образом, когда неуверены, что использовать льготу целесообразно, к примеру, имеются планы по развитию бизнеса, наращиванию оборотов, гораздо более выгодной может оказаться смена налоговой системы: переход на упрощенку, вероятно.
Но если это не представляется возможным, избавлением от НДС предприниматель или предприятие может снизить нагрузку по налоговому учету и отчетности, ну и оплате налогов, конечно.
Отказ от льготы по НДС
Оказывается, отказаться от налоговых послаблений вполне возможно. А такие ситуации время от времени возникают. Может оказаться, что предприятию пользование льготами становится невыгодным. Достаточно пройти специальную процедуру и выполнить некоторые действия, чтобы от них отказаться:
- Сформировать перечень тех операций, что дают право на применение льготы, и представить его в налоговый орган. Обратите внимание: вы не сумеете отказаться от льготы только на одну какую-то операцию (или несколько по выбору) – лишь на все сразу. Поскольку отказ оформляют как минимум на год, принимают его в самом начале отчетного периода. К этому времени организации следует определиться с целесообразностью такого решения, чтобы суммарно налог на ввозимые товары, уплачиваемый поставщиком, не оказался больше размера налога, заплаченного им же за продажу этих товаров на территории РФ. Или, к примеру, управляющие компании в сфере ЖКХ часто от льготы этой отказываются.
- Написать заявление и обязательно в нем указать все виды товаров, услуг и операций, которые позволяют иметь освобождение от НДС. Передать его в налоговый орган не позднее начала квартала. Если подать его после квартала, когда НДС принят к вычету, закон нарушен не будет. Совсем необязательно лично доставлять заявление, можно воспользоваться почтовой (с уведомлением) или электронной связью. Форма заявления не является унифицированной, так что пишут его в свободной форме.
- Спустя год, процедуру повторить. Потому что именно на 12 месяцев оформляется отказ. Как только срок истекает, налоговая инспекция льготы пересматривает.
Соответствующие инстанции вынесут положительное решение, если:
- на предприятии применяется общий налоговый режим без всяких льгот;
- все товары и услуги облагаются НДС;
- оприходованы те из них, что уже куплены;
- поставщик уже предоставил счет-фактуру, правильно оформленную и проведенную по бухгалтерским документам.
Иначе в полном соответствии с действующим законодательством привилегии начнут действовать.
Как поступать, когда меняется законодательство
Такое тоже случается. Законодательство, особенно в части налогообложения и предпринимательства постоянно видоизменяется и совершенствуется. Нововведениями отменяются одни льготы и устанавливаются новые.
В любом случае бухгалтер должен рассчитать налог в том порядке, который действовал на дату отгрузки товара, независимо от того, когда его оплатил покупатель. В обязанности бухгалтерии входит отслеживание всех изменений в налоговом законодательстве и приведение учета в соответствие с актуальными нормами.
Ситуаций может быть лишь две, когда установлены новые, а отменены старые льготы:
- На товар введена новая льгота. Если изменения в законодательстве еще не в силе, товар уже отгружен, а льгота по НДС пока не действует, надо заплатить налог. И тот факт, что деньги поступили на счет, когда льгота действовала, уже не важен.
- Старая льгота на товар аннулирована. Если отгрузка товара производится, когда льгота уже прекратила действие, предприятие платит налог. Хотя может оказаться, что покупатель сделал платеж, когда право на льготу уже существовало. Тогда при выписке счета-фактуры необходимо указать НДС и потребовать, чтобы покупатель сделал доплату на сумму налога.
- Налог на добавленную стоимость довольно сложен, а вопросы по нему, да и другим налогам тоже, у бухгалтеров возникают часто. Со льготными ставками дело только осложняется. Так что очень важным представляется внимательное и своевременное ознакомление со всеми законодательными новшествами и немедленное применение их в работе.
Мошеннические схемы с необоснованным возвратом НДС раньше активно применялись из-за двусмысленных трактовок в законодательстве, однако с совершенствованием НК такие «пробелы» минимизированы, и налоговых нарушений стало существенно меньше.
Условия применения льгот по НДС Ссылка на основную публикацию
Источник: https://OLgotah.ru/vyplaty/predprinimatelyam/usloviya-primeneniya-po-nds.html