НДС: самый особенный и сложный налог
НДС (налог на добавленную стоимость) – это самый сложный для понимания, расчета и уплаты налог, хотя если не вникать глубоко в его суть, он покажется не очень обременительным для бизнесмена, т.к. является косвенным налогом. Косвенный налог, в отличие от прямого, переносится на конечного потребителя.
Каждый из нас может увидеть в чеке из магазина общую сумму покупки и сумму НДС, и именно мы, как потребители, в итоге и платим этот налог. Кроме НДС, косвенными налогами являются акцизы и таможенные пошлины. Чтобы разобраться, в чем сложность администрирования НДС для его плательщика, надо будет понять основные элементы этого налога.
Элементы НДС
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ.
Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.
д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.
Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 18%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 18/118. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.
Обратите внимание: с 2019 года максимальная ставка НДС составит 20% вместо 18%. Расчетная ставка вместо 18/118 составит 20/120.
По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот.
Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18%.
Рассчитать сумму НДС по ставке 10% или 18% с помощью калькулятора
Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:
- передача имущественных прав (ст. 155);
- доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
- при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
- реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
- выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
- с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
- при реорганизации организаций (ст. 162.1).
Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.
Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».
Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.
Что такое вычет по НДС?
На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота).
Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость.
Добавленная стоимость — это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.
Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.
Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 260 рублей (по ставке 18%), итого цена закупки равна 8 260 рублей.
Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 1 800 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет.
В сумме 1 800 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 260 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».
По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 1 800 – 1 260 = 540 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть, предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.
Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.
Условия получения вычета входного НДС
Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?
- Приобретенные товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом – будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос – есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг?
То есть, налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге, плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу. - Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).
- Наличие правильно оформленной счет-фактуры. В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.
- До 2006 года для получения вычета действовало условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».
- Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, «Кто в ответе за недобросовестного контрагента?» мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.
- Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.
- Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.
- Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой)
Подозрительными, по мнению ВАС, являются:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
- отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;
Источник: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/nds
Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?
Отправить на почту
Продажа программного обеспечения без НДС на внутреннем рынке Российской Федерации возможна на основании льготы, указанной в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Однако бывают и случаи, когда применение данной льготы незаконно, а значит, покупатель программного обеспечения обязан оплатить предъявленную продавцом сумму НДС.
Законодательные положения о программном обеспечении
Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).
Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из непротиворечащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):
- Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуального труда в полном объеме другому лицу — приобретателю по договору об отчуждении исключительного права (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Такой документ заключают в письменной форме и регистрируют в патентном органе (в предусмотренном законом случае). Переход исключительного права происходит в полном объеме в момент регистрации договора. Важными условиями договора об отчуждении являются передача исключительного права в полном объеме, согласованный размер и порядок оплаты программного обеспечения. Иначе договор может быть признан незаключенным.
- Право использования программного обеспечения в пределах, определенных документом, может быть предоставлено обладателем исключительного права (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).
При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст.
1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора.
При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.
Договор должен быть заключен в письменном виде при полном согласовании сторонами существенных условий:
- предмета договора и права его использования (с указанием даты и номера патента, свидетельства, другого документа, удостоверяющего исключительное право на объект);
- размера оплаты в случае заключения возмездного договора;
- способов использования объекта интеллектуальной собственности.
Источник: https://nanalog.ru/zakonna-li-prodazha-programmnogo-obespecheniya-bez-nds/
Возможна ли продажа программного обеспечения без НДС?
Продажа программного обеспечения без НДС — в каких случаях правомерна такая операция? Когда продавец имеет право воспользоваться налоговым послаблением, а когда должен включить 18% НДС в цену товара? Данная статья поможет дать ответы на поставленные вопросы.
Что такое программное обеспечение: термин и общая характеристика
Реализация программного обеспечения: в каких случаях имеет место объект налогообложения НДС
При каких условиях хозяйственная операция по реализации программного обеспечения освобождается от обложения НДС?
Что такое программное обеспечение: термин и общая характеристика
Под термином «программное обеспечение» (далее ПО) понимается совокупность программ, команд, процедур и правил системы обработки информации, которые являются результатом высокоинтеллектуальной деятельности человека.
Положения Гражданского кодекса РФ относят ПО к объектам интеллектуальной собственности, на которые распространяется исключительное право (ст. 1225, 1226 ГК РФ).
Изначально правообладателем ПО признается лицо, которым оно было разработано.
В некоторых случаях субъект предпринимательской деятельности становится первоначальным собственником права на ПО, которое было разработано по его заказу другим физическим или юридическим лицом на подрядных условиях.
Первоначальный обладатель оформляет свое исключительное авторское право на ПО путем получения государственного патента либо свидетельства.
Правообладатель имеет возможность отчуждать ПО несколькими способами.
- Переуступка другому лицу права собственности (авторского права) на объект ПО (п. 1 ст. 1234 ГК РФ) осуществляется посредством подписания договора отчуждения. Авторское право отчуждается полностью, частичная переуступка не допускается. Заключаемый договор должен содержать несколько обязательных разделов – о величине, порядке и сроках оплаты. В противном случае в судебном порядке договор может быть признан ничтожным.
- Переуступка другому лицу права собственности (авторских прав) на ПО осуществляется путем подписания лицензионного договора (п. 1 ст. 1235 ГК РФ), на основании которого лицензиар (обладатель исключительного права) выдает лицензиату (другому лицу) специальное разрешение (лицензию).
Лицензии бывают 2 видов:
- Неисключительная (простая). Сохраняет за лицензиаром право выдавать лицензии на ПО другим заинтересованным лицам.
- Исключительная. Запрещает лицензиару выдавать лицензию прочим юридическим лицам.
Согласно положениям ст. 1238 ГК РФ правообладатель может дать лицензиату разрешение заключать сублицензионный договор с третьими лицами, в соответствии с которым последние получают право использовать авторское ПО.
Лицензионный (сублицензионный) договор, заключаемый сторонами исключительно в письменной форме, должен содержать ряд обязательных положений:
- Точную характеристику предмета договора с указанием правоустанавливающего документа (номер, серия и дата оформления патента), который подтверждает право его использования.
- Сумму договора, порядок оплаты.
- Характеристику предполагаемого метода эксплуатации ПО.
Лицензионный договор, подписанный сторонами с учетом требований ГК, вступает в действие с момента его государственной регистрации.
В момент реализации ПО для персональных компьютеров конечным потребителям правообладатель не имеет возможности заключать лицензионный договор с конкретным физическим лицом.
Для решения этой задачи правообладателю предоставляется возможность заключать формальный лицензионный договор (так называемый договор присоединения) с каждым конечным покупателем.
Условия данного договора прописываются на обратной стороне упаковки каждой товарной единицы ПО и вступают в действие с начала процесса эксплуатации.
Реализация программного обеспечения: в каких случаях имеет место объект налогообложения НДС
Согласно условиям п. 1 ст. 38 НК РФ у организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые обязательства возникают исключительно при наличии объекта налогообложения.
Объект обложения налогом на добавленную стоимость – это хозяйственные операции по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав (п. 1 ст. 146 НК РФ).
Плательщикам НДС – и покупателям, и продавцам ПО – необходимо разграничивать операции по реализации выполненных работ по разработке и усовершенствованию интеллектуального продукта и его непосредственной реализации конечному потребителю.
Бухгалтер обязан исчислить НДС на программное обеспечение и уплатить налог в бюджет при:
- реализации работ по созданию программ для персональных компьютеров, выполненных по техническому заданию заказчика (договор подряда);
- реализации услуг, связанных с разработкой и преобразованием ПО (смешанный договор);
- реализации ПО через сети ретейла (договор присоединения);
- реализации ПО с заключением стандартного договора купли-продажи.
При каких условиях хозяйственная операция по реализации программного обеспечения освобождается от обложения НДС?
Действующим налоговым законодательством ряд хозяйственных операций освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость (ст. 149 НК РФ).
К ним относятся операции по переуступке исключительных прав на ПО, которые произведены на основании письменного договора отчуждения, а также по передаче прав на использование результата интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Следовательно, если основанием для реализации исключительного права на ПО служит договор отчуждения или лицензионный (сублицензионный) договор, оформленный в соответствии с действующими законодательными нормативами, то при осуществлении данной хозяйственной операции объект налогообложения НДС отсутствует. Во всех остальных случаях положения подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не применяются, и продавец обязан включить в отпускную цену налог на добавленную стоимость, а затем уплатить его в бюджет.
Источник: https://buhnk.ru/nds/zakonna_li_prodazha_programmnogo_obespecheniya_bez_nds/
Схема оптимизации НДС путем продажи товаров через комитента-упрощенца
Описание схемы
Основная идея схемы — плательщик НДС продает товары как комиссионер по договору с комитентом — неплательщиком НДС, как правило, применяющим упрощенку (Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ). Большая часть прибыли от сделки остается у комитента, комиссионер получает лишь незначительное вознаграждение.
Только с этой суммы и уплачивается НДС (Пункт 1 ст. 156 НК РФ). В то же время комиссионер выставляет покупателям счета-фактуры с НДС на всю стоимость товаров (Пункты 1, 3 ст. 168 НК РФ). Да-да, на всю стоимость товаров. Как он это обосновывает, мы расскажем дальше.
В результате покупатели не теряют вычеты по НДС, что было бы невозможно, если бы продавец сам перешел на упрощенку или если бы комитент продавал товары непосредственно покупателям.
Например, раньше компания покупала товар у поставщика за 118 000 руб. с НДС и продавала за 177 000 руб. тоже с НДС.
В бюджет ей приходилось платить НДС в сумме 9000 руб.
Теперь товар у поставщика за 118 000 руб. приобретает компания на УСНО, а затем продает через комиссионера за те же 177 000 руб. Комиссионер удерживает из выручки вознаграждение, скажем — 1180 руб., и платит с него НДС в бюджет в сумме 180 руб. (Пункт 1 ст. 156 НК РФ).
Выгода очевидна — вместо 9000 руб. в бюджет нужно заплатить только 180 руб. Плюс схема позволяет экономить не только на НДС, но и на налоге на прибыль. Поскольку комитент занимается торговлей, ему стоит выбрать упрощенку с объектом «доходы минус расходы».
Тогда с большей части прибыли от продажи товаров нужно будет платить упрощенный аналог налога на прибыль по ставке не 20%, а 15% или еще меньше, если в вашем регионе действуют пониженные ставки (Пункт 1 ст. 284, п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Правда, будут и дополнительные затраты, но небольшие.
Деньги придется потратить на создание компании-комитента и поддержку ее существования.
Если поставщик не захочет работать с незнакомой компанией, да еще и на упрощенке, покупать товары также можно по договору комиссии с тем же комитентом. Тогда ни о каких изменениях не узнает не только покупатель, но и поставщик.
Примечание
Аналогичную схему предлагают использовать и для искусственного создания вычетов в тех случаях, когда вы покупаете товары у неплательщиков НДС, но сами платите этот налог. Но здесь потребуются уже две дополнительные компании. Одна — на упрощенке, вторая — на общем режиме.
Первая закупает товары у ваших поставщиков и передает их на реализацию по договору комиссии второй компании. Та в свою очередь продает эти товары вам, выставляя счета-фактуры с НДС на всю стоимость товаров.
В результате вы получаете вычеты по НДС, хотя, по сути, закупаете товары у компании на упрощенке.
Как видим, сэкономить на НДС с помощью этой схемы можно неплохо. Осталось выяснить, насколько она безопасна.
Формальные основания
Источник: https://www.pnalog.ru/material/shema-optimizacii-nds-komitent-uproshenka
Ндс с продаж: примеры и проводки
На основной системе налогообложения организации и ИП обязаны уплачивать НДС с сумм реализации. Также налогом на добавленную стоимость облагаются СМР для собственных нужд, ввоз импортных товаров, передача имущественных прав, передача товаров (а также работ или услуг) для собственного использования.
Место и момент реализации для целей НДС
НДС реализация облагается только в том случае, если сделка осуществляется на территории России. Это значит, что товар физически и на момент отгрузки находится в РФ. С услугами и работами несколько сложнее. Все критерии, необходимые для определения их места реализации, можно найти в ст. 146 и ст. 148 НК РФ.
Товары, услуги и работы считают реализованными, если:
- На них перешло право собственности покупателю.
- Подписаны акты о выполненных работах и оказанных услугах.
Налоговая база НДС
Налоговая база по НДС рассчитывается на дату оплаты (аванса) или на дату отгрузки товаров (работ, услуг). Отдают предпочтение более ранней из них. В случае получения авансов для расчета НДС применяют ставки 18/118 и 10/110.
Впоследствии, при окончательных расчетах по реализации товара и услуг, сумму налога, уплаченную с предоплаты, фирма ставит к вычету.
Когда покупатель производит после получения продукции или услуг, налог начисляется один раз по ставкам 18% и 10%.
Когда организация сама выступает в роли покупателя, входной НДС с сумм приобретенных товаров или услуг можно принять к вычету, тем самым уменьшить налогооблагаемую базу. Либо налог можно возместить из бюджета, если входной НДС оказался больше, чем НДС к уплате.
Также база по НДС может быть, наоборот, увеличена. Речь идет о восстановлении налога на добавочную стоимость, которое попадает под требования со ст. 170 НК РФ.
Итоговая сумма НДС к уплате получается, если из налоговой базы вычесть вычеты и прибавить (при наличии) сумму налога к восстановлению.
Проводки
Пример:
Для начала нам нужно узнать цену одной единицы приобретенного товара: 172547/150 = 1150,31 (НДС 175 руб.). Затем, узнаем себестоимость 138 единиц реализованного товара: 138 х 1150,31 = 158743,44 (НДС 24215 руб.). Теперь рассчитаем налог к уплате: 43871 – 24215 = 19656.
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
41.01. | 60.01 | Поступили товары для перепродажи | 146 226 | Товарная накладная |
19.03 | 60.01 | Учтен входной НДС | 26 321 | Счет-фактура |
68 НДС | 19.03 | НДС принят к вычету | 26 321 | Книга покупок |
51 | 62.01 | Поступили денежные средства от «Омега» | 287 598 | Выписка банка |
62.01 | 90.01.1 | Выручка от реализации товаров | 287 598 | Товарная накладная, Счет-фактура |
90.3 | 68 НДС | Начислен НДС с реализации | 43 871 | Товарная накладная, Счет-фактура |
90.02.1 | 41.01 | Списана себестоимость товаров | 134 528 | Товарная накладная, Счет-фактура |
68 НДС | 51 | Перечислен НДС в бюджет | 19 656 | Платежное поручение |
Источник: https://saldovka.com/provodki/nalogi/provodki-po-nds-po-realizatsii.html
При приобретении у российских организаций прав на использование компьютерных программ уплатите НДС и налог на доходы
Из письма в редакцию:
«Наша организация реализует импортные запасные части для автомобилей. Она имеет склады и сеть магазинов. Для обеспечения надлежащего учета движения товаров внутри организации и при их реализации организацией принято решение о приобретении прав на использование компьютерной программы.
В результате организацией (сублицензиат) заключен договор с резидентом РФ (лицензиат) на предоставление неисключительных прав (сублицензий) на использование компьютерных программ. Предоставление прав на программы осуществляют в течение 10 рабочих дней с момента подписания договора.
В связи с этим у нас возник вопрос: какие налоги и в каком порядке нам следует уплатить при приобретении компьютерной программы?
Прошу помочь разобраться в этой ситуации.
С уважением, Маргарита».
Передачу прав на использование компьютерных программ нужно облагать НДС по ставке 20 %
Местом реализации предоставляемых лицензиатом (резидент РФ) сублицензиату (резидент РБ) прав на использование компьютерных программ признают территорию Республики Беларусь.
Соответственно при перечислении вознаграждения иностранной организации (лицензиату) – резиденту РФ, не состоящей на учете в налоговых органах РБ, у белорусской организации (сублицензиата) возникает обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС по ставке 20 %.
Объясним почему.
При рассмотрении Ваших вопросов, Маргарита, необходимо учитывать не только нормы национального законодательства, но и положения международных соглашений по вопросам налогообложения.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Поскольку Российская Федерация и Республика Беларусь вступили в Таможенный союз, при рассмотрении вопросов обложения НДС необходимо учитывать нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее – Протокол), подписанного в г. Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 г. и действующего с 1 июля 2010 г.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг производят в государстве – члене Таможенного союза, территорию которого признают местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола) (ст. 2 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территорию которого признают местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом (ст. 2 Протокола).
При передаче, представлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав местом реализации признают территорию государства – члена Таможенного союза, к налогоплательщику которого относят приобретающую сторону (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).
Место реализации работ (услуг) необходимо подтверждать следующими документами: договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный между Вашей и российской организациями; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, а также иные документы, предусмотренные законодательством России и Беларуси (п. 2 ст. 3 Протокола).
При реализации работ, услуг, имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ (далее – иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах РБ), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).
Суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ:
– за иностранную валюту, подлежат вычету исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Нацбанком РБ на день оплаты этих товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам (п. 14 ст. 107 НК).
Обратите внимание! Налоговую базу и суммы НДС следует отражать по стр. 13 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС (приложение 1 к Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.
2010 № 82 «Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации» (далее – Инструкция № 82)).
Роялти – объект обложения налогом на доходы
У белорусской организации (сублицензиата), начисляющей и (или) выплачивающей доход (вознаграждение) иностранной организации – резиденту России, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, возникают обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы. Сублицензиат при этом признается налоговым агентом и имеет права, несет обязанности, в т.ч. по удержанию налога на доходы, согласно ст. 23 НК.
Обоснование этому содержится в НК. Рассмотрим его.
Объектом обложения налогом на доходы признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, в т.ч. доходы в виде роялти (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
К доходам в виде роялти для целей исчисления налога на доходы относят в т.ч.
вознаграждение за использование имущественных прав или предоставление права пользования имущественными правами на объекты авторского права, включая произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, другие произведения, которые относят к объекту авторского права, а также плату за лицензию (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
Роялти следует облагать налогом на доходы по ставке 10 % по Международному соглашению, а не по ставке 15 %
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.
Если международными договорами РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то следует применять нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (пп. 1, 2 ст. 5 НК).
Таким образом, при исчислении налога на доходы применяют нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение).
Доходы от авторских прав и лицензий облагают по пониженной ставке 10 % от валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий (п. 2 ст. 11 Соглашения).
Как Вы видите, указанная в Соглашении ставка налога 10 % ниже, чем установленная НКставка для этих видов доходов 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Нормы Международного соглашения действуют при соблюдении ряда процедур со стороны резидентов РФ и РБ
Для применения пониженной ставки налога нужно выполнить определенные процедуры со стороны как российской, так и белорусской организации.
Для целей применения положения Соглашения российская организация (фактический владелец дохода) должна представить подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Российской Федерации, с которой у Республики Беларусь есть действующее для нее Соглашение (далее – подтверждение). При этом подтверждение должно быть заверено компетентным органом Российской Федерации (ст. 151 НК).
В настоящее время выдачу справок для представления в налоговые органы РБ для целей применения Соглашения осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, в которую с соответствующим заявлением должен обратиться Ваш российский контрагент.
Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет Вашей организации – основание для удержания налога на доходы по пониженной ставке 10 %.
Если подтверждение не представлено в налоговый орган РБ, то налог на доходы по доходам в виде роялти следует удержать и перечислить в бюджет в установленном порядке по ставке 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Не упустите этот момент, иначе можете лишиться пониженной ставки! Со стороны Вашей организации, Маргарита, тоже должны быть предприняты шаги для применения пониженной ставки.
Для этого Вашей организации нужно заполнить заявление по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 82.
Подтверждение российской организацией может быть представлено в Ваш налоговый орган как до, так и после уплаты налога вместе с копией, которую надо заверить подписью должностного лица и печатью Вашей или российской организации (пп. 2, 4 Инструкции № 82).
Обратите внимание! Заполнение налоговой декларации по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, следует произвести по форме согласно приложению 18 к Инструкции № 82.
Надеюсь, Маргарита, мои разъяснения помогли Вам.
Искренне ваша, Ольга Павловна
P.S. Уважаемые коллеги! Надеюсь, вы с интересом читаете мою рубрику в журналах «Главный Бухгалтер» и «ГБ. Зарплата». Предлагаю вам поделиться со всеми своим опытом в решении ежедневных проблем на страницах рубрики «Советы опытного бухгалтера». Пишите в редакцию с пометкой «для Ольги Павловны».
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/pri-priobretenii-u-rossiiskikh-organizat_0000000
Что лучше — налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.)
Дата размещения статьи: 26.08.2014
Сегодня активно обсуждается вопрос о повышении налогов. И то, что налоги будут повышать, — это уже решенный вопрос, поскольку глава Правительства Дмитрий Медведев заявил в ходе рабочего совещания, что в России будет увеличена налоговая нагрузка.
Вместе с тем стало известно о принятии решения о том, что налоговая нагрузка на физических лиц повышаться не будет, по крайней мере до 2019 г. А это означает, что повысится либо НДС, либо будет введен новый налог — налог с продаж.
Оба налога являются косвенными, однако о том, какой из них лучше, а какой хуже, мы поговорим в данной статье.
Плюсы и минусы налога с продаж и НДС
Возвращая налог с продаж или повышая НДС, фактически Правительство возвращается в прошлое. В России уже существовал и налог с продаж, и ставка НДС была установлена в размере 20%.С 1 января 2004 г. ставка НДС была снижена до 18%.Налог же с продаж вводился несколько раз в истории России. Первый раз налог был введен с 1 января 1991 г.
, однако с распадом Советского Союза налог с продаж утратил силу. Второй раз налог вводился во время кризиса 1998 г. До 2004 г. максимальная ставка налога с продаж составляла 5%. Ее конкретный размер устанавливали субъекты Российской Федерации. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ).
При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10%, налогом с продаж не облагались. Но с 2004 г. он также не уплачивается.Причем практика введения налога с продаж использовалась два раза в истории, но оба раза он отменялся, поскольку фактически данный налог дублирует уже существующий налог на добавленную стоимость.
Чтобы понять, что лучше, а что хуже для производителей, продавцов и конечных потребителей (НДС или налог с продаж), необходимо разобраться в различиях двух налогов.Во-первых, налог на добавленную стоимость является федеральным, а налог с продаж региональным, т.е. различается и администрирование налога, и расходование средств.
В случае с НДС средства поступают и расходуются федеральными властями, а в случае с налогом с продаж налог поступает в казну регионов, которые в свою очередь распределяют и используют поступившие от сбора налога средства.Во-вторых, если НДС действует во всех регионах, то налог с продаж действует только там, где региональные власти приняли соответствующее решение.
В-третьих, НДС является более сложным с точки зрения администрирования. Главные претензии к налогу — сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами.
В отношении НДС нужно отметить, что, если организация реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18%. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам организация должна перечислить в бюджет. Если же разница будет больше, то можно возместить НДС из бюджета.
Однако на практике в случае заявления НДС к возмещению возможны проверки налогового органа и иные сложности.Налог с продаж уплачивается же при реализации товара со всей суммы реализации.Рассмотрим основные плюсы и минусы двух налогов, которые почувствуют потребители при повышении НДС или введении нового налога (см. таблицу).
Плюсы и минусы НДС и налога с продаж
Плюсы |
Минусы |
|
Налог с продаж |
Налог с продаж поступает в региональный бюджет и может быть использован регионом для собственных нужд. Производители могут выиграть от введения налога с продаж, поскольку НДС более выгоден агентам и посредникам, которые могут фактически не уплачивать налог. Налог является более простым в уплате в отличие от НДС |
Налог увеличит инфляцию. Введение дополнительных налогов увеличивает налоговое администрирование в стране, снижает конкурентоспособность экономики, а также может снизить рейтинг страны в части ведения бизнеса в России.
Налог с продаж начисляется на общий объем выручки, что будет способствовать повышению количества случаев ухода от данного налога |
НДС |
Налог на добавленную стоимость уплачивается давно, и потребители привыкли в счетах видеть сумму данного налога |
Повышение налога увеличит цены на товары и инфляцию. Налог взимается в федеральный бюджет, и в этой связи пополнение региональной казны от увеличения данного налога не зависит.
НДС предполагает ведение в некоторых случаях раздельного учета, что не предусматривает налог с продаж |
К плюсам и введения налога с продаж, и повышения НДС можно отнести, безусловно, пополнение бюджета, причем не очень важно, какой бюджет будет пополняться (региональный или федеральный), поскольку в налоговом законодательстве закреплено единство налоговой системы. Однако в отношении собираемости НДС является более перспективным. Так, в 2011 г.
министр финансов Антон Силуанов заявлял, что 1% НДС с точки зрения поступлений в бюджет равен 5% налога с продаж. Поэтому с арифметической точки зрения повысить НДС проще. Но в этом случае регионы не получат дополнительные средства, как это произойдет в случае введения налога с продаж.При этом сегодня можно обратить внимание на то, что даже развитые экономики европейских стран повышают налоги.
Но одним повышением налогов не обойтись, необходимо бороться с коррупцией, отмыванием денежных средств и выводом капитала за рубеж. Во времена кризиса 1920-х гг. в США были не только повышены налоги, но и вкладывались средства в развитие инфраструктуры и строительство дорог, подобный подход может быть эффективно использован и в России.
Однако, безусловно, повышение налогов имеет и очевидные минусы. Основным минусом для населения страны является повышение цен и увеличение инфляции — если в настоящее время планируется увеличение налогов на 3% (налог с продаж), то инфляция может подняться на все 5%.
Кроме того, сократившиеся инвестиции в российскую экономику в связи с введением санкций могут снизиться еще больше из-за увеличения налогового бремени, так как сегодня инвесторы не уверены в завтрашнем дне, не могут предугадать развитие ситуации и повышение налогов может также отпугнуть иностранные компании.
Повышение налогов негативно отразится и на конечных потребителях, физических лицах, ведь если юридическое лицо может принять НДС к возмещению, то граждане видят НДС только в чеках и вынуждены будут помимо данного налога нести еще и бремя налога с продаж.
Повышение налогов невыгодно и бизнесу: во-первых, введение нового налога может вызвать проблемы и сложности в администрировании у плательщиков налога, ведь на практике больше всего ошибок возникает именно при появлении новых налогов. Во-вторых, товары российских производителей из-за налогов повысятся в цене, а следовательно, будут менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами.
Наиболее сильное снижение доходов бюджета ощущается в части снижения по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей в 2013 г. существенно снизили свою маржинальность на фоне снижения деловой активности, падения рубля и медленных темпов роста реальных располагаемых доходов населения. А следовательно, если доходы падают, то введение налога с продаж не будет достаточно эффективным. Ведь производство и так снижается на фоне рецессии и падения производства.
Как подготовиться к повышению налогов
Большинство физических и юридических лиц воспринимают повышение налогов как данность, кто-то при этом планирует закрыть свой малый бизнес ввиду роста издержек, затрат и налогового бремени, кто-то решает всерьез подготовиться к повышению налогового бремени.
Как это сделать?Конечно, для физических лиц, которые почувствуют введение налога с продаж или повышение НДС по ценам в магазинах, вряд ли повышение налогов может повлечь смену работы. Однако многие уже сегодня задумываются о повышении заработной платы. И согласно трудовому законодательству работник может рассчитывать на повышение заработной платы. Согласно ст.
134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Но, к сожалению, данная норма не гарантирует 100%-ного повышения заработной платы сотрудникам.Для компаний дело обстоит намного сложнее. Ведь при повышении налогов необходимо спланировать политику ценообразования. При введении налога с продаж или повышении НДС многие производители могут просто стать неконкурентоспособными. Необходимо также пересмотреть политику ценообразования с поставщиками, поскольку при повышении налогов и поставщики могут повысить цены на сырье и оборудование и уже сегодня нужно отслеживать тенденции ценообразования поставщиков, закладывать увеличение расходов в бюджет компании.Необходимо составить взаимосвязанные бюджеты доходов и расходов, которые бы учитывали новую налоговую ситуацию, в которых были бы указаны новые цены на сырье, материалы, основные средства с учетом новых налогов. В некоторых случаях целесообразно совершить крупные покупки, например приобретение оборудования, машин и иных основных средств в 2014 г., поскольку повышение налогов спровоцирует повышение цен на товары и услуги. В контракты с основными контрагентами возможно включить условия на запрет повышения цен, например, в первой половине следующего года, что позволит получить некоторое конкурентное преимущество по сравнению с конкурентами, на которых повышение цен может отразиться с начала следующего года.Некоторые малые предприятия и предприниматели, возможно, примут непопулярное решение о закрытии бизнеса. Так, после повышения страховых взносов в 2013 г., по некоторым оценкам, закрылось до 500 тыс. предприятий малого бизнеса. Аналогичная тенденция может наблюдаться и в 2015 г., так как наряду с введением налога с продаж повысятся и иные налоги, например можно ожидать повышения страховых взносов, увеличения налога на имущество, который с 2014 г. собирается с кадастровой стоимости. И тем компаниям, которые решат закрыть производство в 2015 г., необходимо продумать целый ряд мероприятий — от принятия решения учредителями до получения выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации компании.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, введение нового налога с продаж, равно как и повышение НДС, является непопулярной, но вынужденной мерой в условиях установления санкций против российской экономики, снижения внутреннего валового продукта и роста дефицита бюджета. Однако важно, каким образом будут израсходованы данные средства регионами или федеральным бюджетом, насколько эта мера будет эффективной. Возможно, конечно, повышение налогов является временной мерой, однако нет ничего более постоянного, чем временное, об этом нужно помнить при планировании как личного бюджета, так и бюджета компании.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Последние новости
Бесплатная консультация юриста по телефонам:
- Москва, Московская область
+7 (499) 703-47-96 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (812) 309-56-72 - Федеральный номер
8 (800) 777-08-62 доб. 141
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»
Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).
20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»
Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.
12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»
Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.
7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.
1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»
Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.
Источник: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3443