Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса? — все о налогах

Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса?

Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса? - все о налогах

Должностная инструкция представляет собой специальный документ, в котором содержатся определённые правила и уставы.

Данные правила регулируют профессиональную деятельность каждого сотрудника предприятия. Однако кроме должностной инструкции должны учитываться и моральные принципы.

К ним относится любовь к работе, желание помочь другим людям, накопление опыта и знаний в трудовой деятельности.

История возникновения

Мораль является неопределённым понятием. Люди имеют право решать, чем для них является правильная норма поведения. Они вправе определить противоречивые действия моральных принципов. При исключении морали из социального общества люди перестанут заботиться об окружающих, и будут думать только о себе.

Трудно представить отсутствие цивилизации в настоящее время, когда люди перестают уступать окружающим и не идут на определённые компромиссы. Они пытаются заботиться только о себе и своих финансовых потребностях. Основой морали руководит чувство страха. Люди боятся наказания после смерти.

Боятся быть наказанными в аду за свои грешные дела на земле.

Конкретную дату возникновения морали установить невозможно. Появилась она в древние времена, когда существовал первый общинный строй. Люди собирались племенами, и искали конкретные способы для выживания.

В то время было принято, что старшему поколению необходимо уступать. Детям обязательно нужно было помогать и участвовать в их воспитании. Будущих мам освобождали от физических работ, а покойников хоронили должным образом.

В результате появились моральные принципы и этические нормы.

Обязанности морали

Каждый работник, который находится на территории предприятия, должен чётко выполнять свои трудовые обязанности. Определённые правила составляют основу трудового режима сотрудников предприятия. К ним относится начало рабочей смены, окончание рабочего дня, перерыв, чёткое выполнение должностных обязанностей.

Персонал должен соблюдать должностную инструкцию. В состав её входят обязанности рабочих и должностные права. Сотрудник должен ознакомиться с данным документом и поставить подпись.

При выполнении всех своих обязанностей работники должны соблюдать правила морали, которые позволяют в будущем устранить разногласия с другими рабочими.

Задачи должностной инструкции

В должностной инструкции установлены квалификационные требования для сотрудников организаций. К ним относится должность, наличие опыта занимаемой должности, специализированная подготовка.

В документе содержатся обязанности работников, объём выполняемой работы, ответственность за определённый участок или территорию. Основным предназначением должностной инструкции является определение должностных обязанностей работников предприятия.

Они должны соблюдать особую ответственность в рамках установленных норм и правил.

Директор организации содержит должностную инструкцию с целью возможного отказа специалиста на работу, если он не соответствует определённым квалификационным требованиям. Работодатель распределяет трудовые обязанности между сотрудниками.

Оценивает выполнение качественной работы на испытательном сроке. Согласно инструкции имеет право доказать непригодность конкретного работника или низкое качество выполненной работы.

Документ позволяет наложить штраф на сотрудника за нарушение дисциплины и невыполнение своих должностных обязанностей.

Основные отличия

Основным отличием служит серьёзная ответственность сотрудников за несоблюдение должностных обязанностей. Каждый работник обязан согласно инструкции выполнять требования, которые прописаны в документе. Данные правила указаны в трудовом договоре и действуют в рамках законодательства.

Нарушение или невыполнение должностных обязанностей грозит работнику административным штрафом или увольнением с занимаемой должности. Нарушение моральных норм не приводит к серьёзным последствиям. За несоответствие дисциплины работнику будет предъявлен выговор.

Подобные правила необходимо соблюдать каждому сотруднику.

Например, медицинских специалистов закон обязывает сохранить моральную этику и придерживаться подобных правил на рабочем месте. Нарушение может привести к административному штрафу. Несоблюдение правил трудовой деятельности создаст специалисту много серьёзных проблем, а нарушение моральных норм приведёт к непониманию со стороны персонала и руководства предприятия.

Предлагаем Вам скачать несколько разных типовых инструкций:

Источник: https://gadget-house.ru/chem-otlichaetsya-dolzhnostnaya-instrukciya-ot-moralnogo-kodeksa/

Вопрос дня: различия между моралью и должностными обязанностями

Чтобы ответить на вопрос, чем отличается должностная инструкция от морального кодекса, нужно разобраться в терминологии.

Должностная инструкция — это документ, описывающий ряд обязанностей сотрудника, которые он должен выполнять в течение рабочего дня, а также способ их выполнения, основные требования, запреты и штрафы.

Моральный кодекс — это условное обозначение морально-этических норм и поведения человека.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Сравнивать два этих понятия довольно неправильно с филологической точки зрения, так как одно из них является документом и имеет чёткие прописанные пункты, а второе зиждется на моральный устоях каждого человека в отдельности.

Откуда взялся моральный кодекс

Сама по себе мораль является очень расплывчатым понятием. Каждый человек вправе решить для себя, что является для него приемлемой нормой поведения, а что противоречит его принципам.

Если исключить мораль из общества, все люди будут жить, заботясь лишь о себе и своих нуждах. Тяжело представить себе длительное существование цивилизации, где никто ни в чём не уступает, не идёт на какие-либо компромиссы, а только гнёт свою линию, заботясь о кошельке, набитом деньгами.

Одна из движущих моралью в людях сил — страх. В частности это касается религии и боязни быть наказанными после смерти. В христианстве, больше всего распространённом на территории нашей страны, грешников пугают муками ада. Можно смело заявить, что, если бы не было религии, люди были бы агрессивнее и злее.

Нужен ли моральный кодекс

Без морали и уважения к друг другу прожить невозможно. Вы только представьте себе общество, где все люди расталкивают друг друга плечами, плюют в спину, а при малейшем косом взгляде — лезут в драку. Такой строй называется анархией — беспорядком, отсутствием законов и правил. Анархия ведёт к бандитизму, войне, разрухе.

Чтобы мир продолжал существовать, существует ряд правил. В том числе прописанные своды законов и не прописанные морально-этические нормы. Безусловно, редакция нашего портала fin-journal.ru полагает, что моральный кодекс должен быть, и он необходим.

Должностная инструкция как руководство

Документ, именуемый должностной инструкцией, выдаётся каждому сотруднику при выходе на работу. В этом документе прописывают все его обязанности и права в рабочее время, указывают, как действовать в той или иной ситуации.

Если человек работает без инструкции и понимания своих действий, он не может качественно выполнять свою работу. Автоматически принимать правильные решения может лишь очень грамотный специалист, проработавший на своей должности несколько лет, и столкнувшийся уже со всеми возможными форс-мажорными ситуациями.

Моральный кодекс или должностная инструкция

Исключить должностную инструкцию, заменив её моральным кодексом, невозможно, так как человек, выполняющий работу не будет понимать, что делать, а будет лишь руководствоваться накопленным ранее, вне текущего места работы, опытом. И этот опыт, поскольку получен в несвязанных с данной профессией ситуациях, будет недостаточно правильным, а зачастую и вовсе опасным.

Представим себе гаишника, который не знает своих обязанностей, не учил правил дорожного движения, но вышел на перекресток регулировать движение.

Он чётко уверен, что для грамотного выполнения своей работы ему достаточно лишь морального кодекса. И вот он видит бабушку, переходящую дорогу.

Его совесть подсказывает, что старушке тяжело, и гаишник резко поднимает жезл вверх, полностью останавливая движение автомобилей на пять минут, пока бабуля не дойдет до конца своего длинного пути.

Увидев следующую женщину, на сей раз беременную, наш мистер Мораль снова остановит движение, чем создаст огромную пробку.

А ведь только вдумайтесь, в каждой из машин едет, возможно, и не один, а четверо людей, которые куда-то спешат, может даже в больницу или опаздывают на рейс в аэропорт.

Разве это правильные действия со стороны регулировщика? С моральной точки зрения — да, но с практической — нет.

Как же поступать в таком случае

Будучи ответственным сотрудником, на которого возложили важную часть работы, находясь при исполнении служебных обязанностей, необходимо руководствоваться своей должностной инструкцией. Использовать ли моральный кодекс — дело каждого, но мы советуем действовать по совести, уважительно относиться к людям и не причинять умышленного вреда.

В любой внештатной ситуации не нужно спешить, остановитесь на мгновение и обдумайте последствия своих действий. Помимо должностной инструкции и морального кодекса, в этот узел нужно также добавить здравый смысл — только так это получится правильный букет принципов и обязанностей.

Источник: https://fin-journal.ru/chem-otlichaetsya-dolzhnostnaya-instruktsiya-ot-moralnogo-kodeksa/

Понятие налоговой обязанности (стр. 1 из 4)

Кафедра ‹Финансы, кредит и страхование›

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Налоговое право»

на тему « Порядок использования налоговой обязанности»

Москва

2010

Понятие налоговой обязанности

Налоговая обязанность по смыслу Налогового Кодекса РФ представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщиков, определенных статьей 23 Налогового Кодекса РФ, а именно налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) вставать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим кодексом;

3) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчётность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте», и прочее.

Налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате налогов и сборов.

Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учёт в налоговом органе, вести налоговый учёт, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на её основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик.

Например, юридическое лицо встает на учет и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо — это потенциальный налогоплательщик. Налоговая обязанность у них возникает именно по поводу уплаты налога или сбора.

Так вот, обстоятельствами, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности, являются следующие: во-первых, это наличие объекта конкретного налога или сбора; во-вторых, это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком).

И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога.

Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая. Третье обстоятельство — это наступление срока уплаты сбора или налога.

Общий порядок исполнения налоговой обязанности

Читайте также:  Проценты по вкладам для компаний в банках за границей - все о налогах

В соответствии со статьей 8 части I Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законно установленными налогами и сборами являются налоги и сборы, которые:

— установлены НК РФ;

— отвечают требованиям НК РФ (содержит общие условия);

— введены в действие нормативным актом, соответствующим требованиям статьи 6 НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 НК РФ.

Основной обязанностью каждого налогоплательщика является обязанность по уплате налогов.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате. При этом он должен исходить из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, обязанность исчисления налогов возлагается на налоговый орган и налогового агента.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в определенные НК РФ сроки либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Так, под иным порядком уплаты налогов можно рассматривать уплату авансовых платежей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Порядок указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов и сборов установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №106н.

Физические лица осуществляют уплату налогов и сборов через структурные подразделения Сбербанка России в наличной форме. Формы бланков установлены Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №ФС-8-10/1199, Сбербанка Российской Федерации №04-5198 от 10 сентября 2001 года.

В пункте 5 статьи 58 НК РФ отмечено, что конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

При этом положения актов региональных и местных органов власти не могут противоречить НК РФ. Правила, установленные статьей 58 НК РФ, применяются и в отношении порядка уплаты сборов, пеней, штрафов, а также авансовых платежей.

При этом, нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии со статьей 78 НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами. ( пп. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 265- ФЗ)

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 1 статьи 60 НК РФ). При этом, банк обязан учитывать очередность списания, установленную статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Организации осуществляют уплату налогов в безналичной форме. При этом исполнение организацией обязанности по уплате налогов осуществляется путем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога с расчетного (текущего) счета.

Поручение на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности банки несут ответственность, установленную НК РФ (пункт 4 статьи 60 НК РФ).

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

Источник: https://MirZnanii.com/a/243868/ponyatie-nalogovoy-obyazannosti

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков

Существенным компонентом налоговой системы является регла­ментация прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной сторо­ны, и функций, прав, а также обязанностей налоговых, таможенных органов и органов налоговой полиции — с другой.

Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

— получать от налоговых органов по месту учета бесплатную ин­формацию о действующих налогах и сборах, налоговом законода­тельстве, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

— получать от налоговых органов письменные разъяснения по во­просам применения законодательства о налогах и сборах;

— при наличии соответствующих оснований использовать налого­вые льготы;

— получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвести­ционный налоговый кредит в установленном законом порядке;

— на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

— присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов; налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

— обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

— требовать соблюдения налоговой тайны.

Налогоплательщикам гарантируются административная и судеб­ная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщи­ков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Права всегда неотделимы от обязанностей.

Важнейшими обязан­ностями налогоплательщиков являются:

— уплата законно установленных налогов;

— постановка на учет в налоговых органах, если такая обязан­ность предусмотрена НК РФ;

— ведение в установленном порядке учета своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность преду­смотрена законодательством;

— представление в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

— представление в предусмотренных законом случаях налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для ис­числения и уплаты налогов;

— выполнение законных требований налогового органа об устра­нении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

— обеспечение в течение четырех лет сохранности данных бухгал­терского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и упла­ченные (удержанные) налоги;

— сообщение в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов, об изменении своего места нахождения или места жительства — в десятидневный срок; об объявлении несостоятельно­сти (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Права и обязанности налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц подробно регламентированы в разделе III Налогового кодекса РФ (ст. 30—37).

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплатель­щика, налогового агента и иных лиц.

В соответствии со ст.

83 Н К РФ заявление о постановке на на­логовый учет должно быть подано вновь созданной организацией (ин­дивидуальным предпринимателем) в течение 10 дней после государст­венной регистрации; в случае ведения деятельности через обособлен­ное подразделение (филиал) — в течение 30 дней с момента регистрации филиала; о постановке на учет по месту нахождения не­движимости (транспортных средств) — в течение 30 дней с момента регистрации имущества по месту его нахождения. Нарушение этих сроков влечет штраф от 5 до 10 тыс. руб. (При этом местом нахожде­ния имущества считается: для водно-воздушный' и других транспорт­ных средств — место нахождения (жительства) собственника; для не­движимости — место нахождения имущества.)

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет ква­лифицируется как уклонение от постановки на учет и наказывается: штрафом в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени; штрафом в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение срока представления информации (10 дней) об от­крытии или закрытии счета в банке влечет штраф 5 тыс. руб.

При непредставлении налоговой декларации в установленный срок, если он не превышает 180 дней, взимается штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации за каж­дый полный и неполный месяц задержки, но не более 30% суммы налога и не менее 100 руб.

Непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока — 30% суммы + 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объекта налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода, влечет штраф 5 тыс. руб.

При грубом нарушении правил учета доходов, расходов и объ­екта налогообложения, совершенном в течение более одного налого­вого периода, взимается 15 тыс. руб.

Читайте также:  Организация бухгалтерского учета расчетных операций - все о налогах

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объекта на­логообложения, повлекшее занижение налоговой базы, наказывается штрафом в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

(Под грубым нарушением правил учета понимается от­сутствие первичных документов,.

счетов-фактур, регистров бухгалтер­ского учета, систематическое (более двух раз в год) несвоевременное или неправильное отражение на счетах и в отчетности хозяйственных операций, имущества предприятия и его финансовых вложений.)

Неумышленная неуплата или неполная уплата налога в резуль­тате занижения базы или неправильного исчисления налога влечет штраф в размере 20% неуплаченной суммы.

Умышленная неуплата или неполная уплата налога в резуль­тате занижения базы или неправильного исчисления налога, подлежа­щего уплате в связи с перемещением товара через таможенную грани­цу Российской Федерации, наказывается 40% неуплаченной суммы.

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение влечет штраф 5 тыс. руб.

При несоблюдении порядка владения, пользования и распоря­жения имуществом, находящимся под арестом, взимается штраф 10 тыс. руб.

Непредставление по запросу налогового органа справок по счетам и операциям клиента влечет штраф 10 тыс. руб.

Умышленное непредставление по запросу налогового органа справок по счетам и операциям, клиента наказывается штрафом 20 тыс. руб.

Принципиально важно следующее положение: все штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке, а пени — безакцептно.

Отдельные налоговые правонарушения подпадают под уголовно наказуемые. В частности, ст. 198 Уголовного кодекса РФ «Уклоне­ние гражданина от уплаты налога» предусматривает следующие виды наказаний.

Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем внесения в декларацию заведомо искажен­ных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном разме­ре (размер неуплаченного налога превышает 200 МРОТ), наказыва­ется штрафом от 200 до 500 МРОТ либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере (размер неуплаченного налога превышает 500 МРОТ), нака­зывается штрафом от 500 до 1000 МРОТ либо лишением свободы на срок до трех лет.

В ст. 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов с организаций» предусматриваются следующие виды наказаний для руководителей.

Уклонение от уплаты налогов с организацией путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложе­ния, совершенное в крупном размере (более 1000 МРОТ), наказыва­ется лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до двух лет, либо аре­стом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно, нака­зывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и … читать далее …

Источник: https://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/prava-obyazannosti-i-otvetstvennost-nalogoplatelschikov-1422

Что надо знать деловому человеку о налогах

Налоги и сборы составляют важнейшую статью дохода государственного бюджета. Неслучайно взаимоотношения граждан и государства в этой сфере регулируются специальным Налоговым кодексом. Знакомство с основными его положениями будет весьма полезным для читателей, каждый из которых, чем бы он ни занимался и каким достатком ни располагал, прежде всего остается налогоплательщиком.

Начинаем серию публикаций на эту тему. Итак, в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса (НК) РФ налог — это обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Помимо налогов существуют также различные сборы, в отличие от налога представляющие собой возмездный платеж.

Если налог взыскивается без встречного удовлетворения (налогоплательщик взамен ничего не получает), то сбор — это плата за оказание определенных услуг, например регистрацию фирмы или прав собственности на недвижимость, выдачу лицензии или паспорта, внесение изменений в учредительные документы и т. д. Государственная пошлина тоже относится к категории сборов.

Какие налоги и сборы существуют?

В Российской Федерации налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные. В соответствии с НК РФ установлены следующие федеральные налоги, действующие на всей территории России:

* налог на добавленную стоимость; * акцизы; * налог на доходы физических лиц; * единый социальный налог; * налог на прибыль организаций; * налог на добычу полезных ископаемых; * водный налог; * сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

* государственная пошлина.

На территории субъектов РФ обязательны к уплате региональные налоги:

* налог на имущество организаций; * налог на игорный бизнес;

* транспортный налог.

И, наконец, на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов действуют местные налоги:

* земельный налог;
* налог на имущество физических лиц.

Отменить какой-то налог или установить новый можно только путем внесения изменений в НК РФ. Ни местные, ни региональные, ни федеральные власти не могут взимать налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом. Специальные налоговые режимы

Наверняка каждому приходилось слышать такие слова, как «упрощенка» и «вмененка». Так принято называть специальные налоговые режимы. На сегодняшний день их несколько:

* единый сельскохозяйственный налог; * упрощенная система налогообложения; * единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

* система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Выбрав специальный налоговый режим, организация или индивидуальный предприниматель освобождаются от некоторых других налогов. Например, при «упрощенке» организация не платит налоги на прибыль, имущество и единый социальный.

Кроме того, специальная система налогообложения может исключить налог на добавленную стоимость, за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Правила применения специальных налоговых режимов устанавливает Налоговый кодекс, а также иные акты законодательства о налогах и сборах.

Налоги в лицах

В налоговых правоотношениях принимают участие налогоплательщик, плательщик сбора, налоговый агент и взаимозависимые лица. Каждая из сторон имеет свои права и обязанности. Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются граждане и организации, с которых и взимают денежные средства.

Налоговыми агентами признаются лица, исполняющие обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Так, любой работодатель выступает налоговым агентом своих сотрудников.

При начислении им зарплаты налоговый агент обязан удержать с каждого НДФЛ и другие налоги.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица или организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

* одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %; * одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

* в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Например, при предоставлении имущественного налогового вычета право на вычет теряется, если сделка купли-продажи была заключена между взаимозависимыми лицами.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены.

Законным представителем организации считается лицо, имеющее такие права на основании закона или учредительных документов. Например, генеральный директор.

Законными представителями физического лица (налогоплательщика) признаются лица, выступающие в этом качестве в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Например, опекун от имени недееспособного гражданина.

Его обязанность в том числе — представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов и т. д.). Уполномоченными представителями не вправе быть должностные лица налоговых и таможенных органов, государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Права и обязанности налогоплательщика

О многочисленных обязанностях гражданам напоминают постоянно, о правах рассказывают реже, а их необходимо знать каждому налогоплательщику. Согласно Налоговому кодексу граждане РФ имеют следующие основные права:

* получать от налоговых органов по месту своего учета бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, о порядке их исчисления и уплаты; формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; * в случае необходимости обращаться за разъяснениями в Министерство финансов РФ, в финансовые органы субъектов РФ и муниципальные образования; * использовать налоговые льготы; * рассчитывать на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога;

* получать в полном объеме возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Главной обязанностью налогоплательщика является оплата законно установленных налогов. Это касается как обычных граждан, так и организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, налогоплательщик должен вставать на учет в налоговых органах и представлять в эти структуры ежегодные декларации о своих доходах (расходах) и объектах налогообложения; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений; не препятствовать исполнению должностными лицами налоговых органов своих служебных обязанностей и т. д.

Что такое налоговая декларация?

Налоговая декларация — это документ, который заполняет налогоплательщик.

Как следует из НК РФ, в декларации должны быть указаны: объект налогообложения, полученные доходы и произведенные расходы, источники доходов, налоговая база, налоговые льготы, исчисленная сумма налога или другие данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога.

Декларация может быть представлена в налоговую инспекцию лично или через представителя. Допускается подача налоговой декларации в виде почтового отправления с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. Тот, кто хоть раз сталкивался с заполнением налоговой декларации, знает, что составить этот документ непросто.

Если налогоплательщик подал декларацию и только потом обнаружил в ней ошибки (например, не полностью отразил сведения о доходах), он обязан внести в документ необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Законодательством определены сроки подачи деклараций, причем для каждого налога свои.

Опоздание рассматривается как налоговое правонарушение. Однако есть ряд уточнений, позволяющих на законных основаниях избежать ответственности за просрочку.

В частности, даже если, исправляя ошибки, налогоплательщик замешкался и подал уточненную декларацию после истечения отпущенного для этих целей срока, но до окончания срока уплата налога, то он освобождается от ответственности. Правда, при условии, что это произошло до назначения выездной налоговой проверки по поводу допущенных ошибок или после проверки, в ходе которой не были обнаружены сведения, не отраженные или не полностью отраженные в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Читайте также:  Единый расчет по страховым взносам с 2017 года - бланк - все о налогах

Источник: https://delovoymir.biz/chto-nado-znat-delovomu-cheloveku-o-nalogah.html

Тема 20. Права и обязанности налогоплательщика

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством.

К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц.

При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий.

Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

В проекте Налогового кодекса предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков'.

Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г.

«О финансово-промышленных группах»^ предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.

Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

3) Налогоплательщики — это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком.

В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица.

Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

2. Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц – семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц.

Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения.

Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.

Права и обязанности налогоплательщиков

1. Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Законе об основах налоговой системы. Можно отметить, что основные права и обязанности налогоплательщиков едины и не зависят от видов налогоплательщиков.

Вместе с тем отдельные группы субъектов имеют дополнительные (специфические) права и обязанности.

Например, предприятия, использующие труд инвалидов, вправе отказаться от применения льготы по НДС, отдельные субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у них появляются дополнительные обязанности.

2.

Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством.

С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.

Первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков.

В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования.

Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет.

Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.

1) Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет. Данная обязанность касается предприятий и организаций.

Хотелось бы отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый учет, который не совпадает с бухгалтерским.

Вместе с тем бухгалтерский учет является основой для организации налогового учета.

2) Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Данная обязанность достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения.

Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, т. е. для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий.

В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.

На практике многие налоговые органы требуют от предприятий предоставления справки о произведенных на предприятии исправительных проводках. Однако следует отметить, что учет производимых на предприятии исправительных проводок не предусмотрен никакими нормативными документами.

Поэтому для получения этих сведений предприятию необходимо самостоятельно проводить дополнительные действия, что не вменено в обязанности налогоплательщика. Таким образом, если предприятие не ведет самостоятельно учет производимых исправительных проводок (т. е.

данных сведений нет в наличии к моменту запроса), то оно не обязано предоставлять эти сведения.

3) Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

Данная обязанность проистекает из специфической конструкции нормы Закона об основах налоговой системы, предусматривающей применение финансовых санкций.

При сокрытии (неучете) иных (кроме дохода, прибыли) объектов налогообложения вносить какие-либо исправления в размере данного объекта в целях уплаты налога нет большой необходимости, поскольку в составе финансовых санкций взыскивается непосредственно сумма налога.

В случае сокрытия прибыли сумма налога не взыскивается в составе санкций. Поэтому необходимо внести исправления в бухгалтерскую отчетность и увеличить налогооблагаемую прибыль.

4) Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта.

 Данная обязанность налогоплательщика не означает, что он должен подписывать акт проверки, поскольку изначально подписание акта — это право лица.

Вместе с тем, отказываясь от подписания, налогоплательщик должен письменно изложить мотивы отказа.

5) Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

 Эта обязанность имеет принципиальное значение, поскольку от нее зависит возможность для налоговых органов провести заключительную проверку предприятия, установить налоговые обязательства и провести все мероприятия по их погашению. Если бы данная обязанность не была установлена, то интересы бюджета зависели бы от воли случая.

В проекте Налогового кодекса РФ предлагается закрепить дополнительные обязанности, которые позволят заполнить существующие в настоящее время пробелы'. Например, предусматривается установление обязанности по постановке на налоговый учет, по ведению налогового учета и др.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. Законодательством предусмотрены следующие их виды.

1) Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.

Вопрос о том, является ли применение льготы правом налогоплательщика, рассматривался в гл. 8 (Порядок исчисления налога).

В том случае, когда льгота действительно является правом налогоплательщика, необходимо учитывать установленный порядок ее применения.

Помимо этого, поскольку налог исчисляется за определенный период, то использовать данное право либо отказаться от него можно также в рамках налогового периода.

2) Право представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам является производным от первого. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер, поскольку налоговые органы не имеют права отказать налогоплательщику 8 предъявлении указанных документов.

3) Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, является гарантией права на защиту, поскольку квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями.

4) Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования.

5) Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика.

Законодательство устанавливает и другие права налогоплательщиков, например право физического лица в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные, заявленные им в этой декларации.

Источник: https://humanitar.ru/page/ch6_20

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]