Налоговики получат доступ к данным аудита — все о налогах

Налоговики получат доступ к аудиторской тайне

Аудиторы откроются налоговикам

С. Портер / Ведомости

Налоговые риски для бизнеса могут вырасти – законопроект, открывающий налоговикам доступ к аудиторской тайне, во вторник был одобрен комитетом Госдумы по бюджету. Они смогут собирать, использовать и распространять данные, полученные от аудиторов.

Понятие «аудиторская тайна» из Налогового кодекса законопроект предлагает исключить. Если компания отказалась предоставить данные, налоговики смогут потребовать их у аудиторов в двух случаях – при проведении проверки или по запросу иностранных налоговиков, если с ними есть соглашение об обмене информацией.

Запросить можно все, что получил аудитор, – достаточно, чтобы на основе этих документов можно было сделать вывод о доначислении налогов. Для этого инспекторам нужно заручиться согласием руководства вышестоящего налогового органа. Чтобы налоговики не злоупотребляли своими правами, объясняет представитель Минфина.

Поделиться данными придется сотрудникам аудиторских компаний и индивидуальным аудиторам. За отказ или недостаточно быстрый ответ – штраф 10 000 руб.

Но главное – не штраф, а удар по репутации, говорят опрошенные аудиторы.

Доступ к аудиторской тайне поможет бороться с компаниями, не выплачивающими налоги, финансовыми мошенниками, объясняет представитель Минфина, это важная часть деофшоризации.

Сейчас аудировать отчетность обязаны все компании, выручка которых превышает 400 млн руб., а активы – 60 млн руб. (см. график). Но Центробанк предлагает убрать критерий выручки.

Действующее законодательство обязывает аудиторов раскрывать информацию только по запросу правоохранительных органов и судов.

Обязать их делиться информацией и в других случаях пытались уже не раз, говорит управляющий партнер «Юрпартнера» Антон Толмачев, и даже предлагаемые изменения не позволят этого добиться: аудиторы смогут создавать компании, через них заключать договор на оказание консалтинговых услуг и получать данные, которые клиенты захотят скрыть от налоговиков. В 2014 г. уже был аналогичный законопроект, по которому налоговики могли получить данные при оказании смежных с аудитом услуг, но его раскритиковало Минэкономразвития. Аудиторский бизнес сильно зарегулирован, поэтому большинство аудиторских компаний для устранения конфликта интересов выделяют консалтинг в отдельные структуры, говорит гендиректор МКПЦ Дмитрий Винокуров: «У нас есть компания МКПЦ и дочерняя «МКПЦ-консультант» со своим штатом юристов и консультантов».

И без данных аудиторов у налоговиков уже достаточно ресурсов, считает партнер «ФБК право» Галина Акчурина: они проверяют документы контрагентов, банковские счета, могут проводить обыски и выемку, привлекать при проверках сотрудников правоохранительных органов.

А если компания отказывается дать документ, налоговики могут доначислять налоги расчетным путем, отмечает она.

Но аудитор проводит в том числе оценку всех налоговых рисков, говорит налоговый консультант одной из компаний аудиторской большой четверки, доступ к такой информации позволит ФНС оценить всю налоговую политику компании.

Сейчас в законопроекте не описан регламент запроса, указывает предправления СРО РСА Людмила Козлова.

Он позволяет налоговикам запрашивать не только документы, но и любую информацию, отмечает партнер KPMG Кирилл Алтухов.

При этом непонятно, что это за информация, как она определена, а если налоговики захотят узнать выводы и интерпретацию аудитора, то любая его ошибка создаст проблемы для клиента, говорит он.

Без аудиторской тайны отношения клиента с аудитором перестанут быть доверительными, предупреждает директор по контролю качества СРО аудиторов «Ассоциация «Содружество» Надежда Кобозева: сейчас это отношения пациента с доктором.

Возникнет дилемма – «сдавать» клиента или нет, говорит она: «Не зря аудиторов привлекают в качестве оппонентов налоговиков в суде, мы знаем, как можно повернуть ту или иную информацию, всегда говорим клиентам о необходимости выплатить налог, но это остается на его усмотрение».

Еще больше урезать данные, которые компании дают аудиторам, невозможно, не согласен первый вице-президент Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин: давать аудиторам больше информации, чем стандартно требуется при проверке, компании не хотят уже сейчас.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/06/07/693329-dostup-auditorskoi-taine

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян. Фото | Финансы и инвестиции

Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.

Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.

В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок налоговый орган в настоящее время и такрасполагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.

Какие сведения доступны налоговикам

Статьей 86 НК РФ в действующей редакции уже определены полномочия налогового органа и обязанности банков, возникающие в связи с проведением проверок.

Так, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Все эти сведения могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:

— проведения налоговых проверок либо истребования документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

— вынесения решения о взыскании налога;

— при вынесении решений о приостановке операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, а также о приостановке переводов электронных денежных средств или об отмене приостановки операций по счетам.

Таким образом, налоговый орган имеет возможность при содействии банков получить доступ к финансовой информации граждан и предпринимателей.

При этом, стоит отметить, реализация этих полномочий налоговой службы сопряжена с соблюдением целого ряда формальных условий, таких как наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Что может измениться

В силу стремления усовершенствовать налоговый контроль, интерес налогового органа по изменению порядка доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации вполне логичен, особенно если учесть активное внедрение программно-технических комплексов и средств сбора этих данных.

Тем не менее указанные меры не могут рассматриваться как проводимые фискальными органами попытки несанкционированного изъятия денежных средств, принадлежащих гражданам на законных основаниях.

Дело в том, что любой предложенный налоговой службой вариант доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяет последующих налоговых проверок, в рамках которых должны анализироваться и устанавливаться обстоятельства соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, возможные изменения в процедуре доступа, сбора, анализа и хранения информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяют, собственно, положения самого налогового законодательства, чье содержание определяет все существенные элементы налога, а также основания и условия, при которых возникает налоговая обязанность у граждан и предпринимателей.

Тонкости перевода

Обратимся к одному из последних разъяснений, приведенных в письме ФНС России от 27 июня 2018 г. N БС-3-11/4252@.

В нем, в частности, указывается на то, что само по себе обстоятельство получения денежных средств от другого физического лица путем перевода с карты на карту, в отсутствие оснований, предусмотренных налоговым законодательством, не формирует налоговой обязанности для получателя денежных средств.

Если полученная гражданином на карту денежная сумма может быть квалифицирована как доход, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения) по правилам статьи 217 НК РФ, то негативные налоговые последствия для владельца карты не наступают.

Привлечение же налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы налога из-за неуплаты или неполной уплаты в результате занижения налоговой базы представляется затруднительным.

Установленный законом срок уплаты налога приходится на период, следующий за налоговым периодом, в который у гражданина возникает налоговая обязанность.

Таким образом, вывод о неправомерной неуплате гражданином налога в момент поступления денежных средств на карту будет ошибочным и преждевременным.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/364771-kak-na-ladoni-zachem-nalogovoy-dostup-k-bankovskim-schetam-rossiyan

Как ФНС будет использовать информацию аудиторов против бизнеса?

Законопроект «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» посвящён отмене аудиторской тайны. Законопроект внесён Правительством.

Сейчас вы узнаете, что это значит.

Что произошло?

Вносятся изменения в статьи 82 и 93.1 НК. В этих статьях идёт речь о налоговом контроле и возможностях ФНС истребовать документы о налогоплательщике.

Законопроект даёт ФНС возможность потребовать у:

  • аудиторских организаций;
  • индивидуальных аудиторов;

документы и информацию, касающуюся исчисления и уплаты налогов. Налоговики смогут требовать у аудиторов информацию, которую те получили от налогоплательщика, оказывая ему следующие услуги:

  • бухгалтерское и налоговое консультирование;
  • постановка, восстановление, ведение бухучёта и налогового учёта;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчётности;
  • консультирование по вопросам управления, реорганизации и приватизации компаний;
  • юридическая помощь, консультации по правовым вопросам, представительство в судах по гражданским делам и административным делам, в спорах с налоговой, таможней, органами госвласти и муниципалитетами;
  • автоматизация бухучёта, внедрение информационных технологий;
  • оценочная деятельность;
  • составление бизнес-планов, разработка и анализ инвестиционных проектов;
  • научная работа в области аудиторской деятельности;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
  • Если законопроект будет принят, то ФНС сможет получить от аудиторов информацию, которую они сами получили от бизнеса в процессе оказания вышеперечисленных услуг.
Читайте также:  Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов - все о налогах

Что это значит и пример из нашей практики

Это значит, что аудиторской тайне как таковой конец. Налоговики смогут получать от аудиторских организаций всю информацию, включая документы о налогоплательщике. И конечно, доначислять налоги на основании этих документов.

Мы думаем, что Правительство решило просто облегчить деятельность налоговой. Зачем самим поднимать и исследовать массу информации, если есть аудиторы, которые могли уже найти кое-что «интересное» о деятельности налогоплательщика? Нужно просто взять у них эту информацию и доначислить налоги. Экономия времени и сил. Ловко придумано.

В практике нашей компании  уже был случай, когда ФНС попыталась использовать в своих интересах результаты аудиторской проверки.

Аудиторы проводили проверку крупной компании, завозившей товары из-за рубежа.

При этом, аудиторы обратили внимание на неоднозначность в судебно-правовом подходе о ставке НДС (10% или 18%) при ввозе этого товара на территорию РФ.

 Имелись несколько разъяснений, согласно которым эта ставка должна составлять 18%, тогда как сложившаяся практика с таможенными органами позволяла растомаживать товар по ставке 10%.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция попросила обосновать затраты на услуги аудиторов и запросила отчет (аудиторское заключение) в котором увидела спорную позицию и на этом основала результаты своей проверки. Суд был долгий и сложный, но наши юристы его выиграли.

Обратите внимание на один момент: налоговая сможет требовать у аудиторов информацию по «представлению интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве». Если аудитор пропишет для клиента стратегию ведения суда против налоговой, последняя получит доступ к этому документу. Это всё равно что в руки неприятеля попадёт план сражения.

Некоторые компании становятся заложниками этого законопроекта

Статья 5 закона «Об аудиторской деятельности» говорит о том, что некоторые компании обязаны проводить аудит, причём ежегодно. Список из случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, растянулся на 69 пунктов. В него входят:

  • акционерные общества;
  • федеральные государственные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • публично-правовые компании;
  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • бюро кредитных историй;
  • профессиональные объединения страховщиков;
  • другие.

Это небольшая часть списка, но даже по этой части можно понять, что под действие законопроекта, если он будет принят, попадёт огромное количество компаний.

Несколько выводов

Значение этого законопроекта очевидно. И всё же проговорим выводы из статьи:

  1. наступление на бизнес ведётся со всех сторон. Теперь государство в лице Правительства, Госдумы и ФНС хочет сделать и аудиторов орудием в своих руках;
  2. аудиторы будут обязаны представить в налоговую любые документы, касающиеся аудируемой деятельности налогоплательщика, поскольку состав сведений, которые может затребовать ФНС, в законопроекте не ограничен;
  3. трудно сказать, как поведут себя аудиторы, если законопроект будет принят. Возможно, возникнет «теневой» аудит, когда в официальном аудиторском заключении всё «гладко», а настоящие проблемы аудируемой компании прописаны в «неофициальных бумагах».

Мы следим за тем, как этот законопроект будет реализовываться, если дойдёт до его реализации. Подписывайтесь на новости, и вы будете в курсе всего самого важного из области налогов.

Источник: https://nalog-advocat.ru/auditorskaya_taina/

Фнс просит доступ к счетам физических лиц и готовится к отмене аудиторской тайны

ФНС запросила у Минфина право на запрос информации о счетах физических лиц вне рамок налоговых проверок. Основная цель – найти нелегальных предпринимателей, которые осуществляют коммерческую деятельность и не платят налоги. Параллельно этому стало известно, что закон об отмене аудиторской тайны идёт на второе чтение.

Правительство даст налоговикам доступ к информации аудиторов

Комитет по бюджету и налогами рекомендует принять во втором чтении законопроект, который позволит налоговикам запрашивать у аудиторов данные о налогоплательщике.

Само понятие «аудиторская тайна» законодатели вообще предлагают исключить из Налогового кодекса.

По предлагаемым правилам, в случае отказа предоставить информацию, аудитору грозит штраф в 10 тысяч рублей. Предоставлять данные должны будут, как аудиторские компании, так и аудиторы, работающие на индивидуальной основе.

Предоставить документы необходимо будет в течение 10 дней с момента получения запроса. Причём налоговики могут попросить аудитора не сообщать о их запросе налогоплательщику.

На данный момент аудиторы могут раскрыть информацию только в том случае, если запрос пришёл от правоохранительных органов или судов.

Если закон примут, он вступит в силу с 1 января 2019 года.

Удаленное открытие компании в Сербии с банковским счетом

Фнс просит доступ к счетам физических лиц

Налоговики хотят заполучить информацию у банков о движении средств физических лиц вне рамок обычных проверок. Больше всего их волнует возможность того, что некоторые граждане осуществляют коммерческую деятельность, но при этом не регистрируют её официально и не платят налоги.

В данный момент, чтобы получить информацию о счетах граждан, необходимо назначить проверку – выездную или камеральную. Камеральные проверки проводятся после подачи налоговых деклараций, а выездные относительно физических лиц проводятся крайней редко. 

Если же ФНС позволят реализовать то, что хочется, то любой служащий налоговой сможет в любой момент запросить информацию о счетах гражданина в любом банке. Полученные данные загрузят в систему налоговой, которая сверит информацию с декларацией и вычислит, необходимо ли проверить лицо на доначисление налогов.

Верховный Суд позволил ФНС менять решение по налоговым льготам от нижестоящих инстанций

Налоговики выбрали отличный момент для инициативы – они ждали много лет для очередной попытки. На сегодняшний день объём использования карт и прочих безналичных способов оплаты стремительно растёт. По данным ЦБ в 2016 году объём безналичных расчётов составил 32%, а в 2017 достиг 39,6%. По прогнозам в 2018 году объём может дорасти до 47-50%.

Граждане активно используют переводы с карты на карту для того, чтобы оплатить услуги и товары. Причём здесь кроется большая опасность не только для нелегальных предпринимателей.

Эксперты отмечают, что помимо мелких предпринимателей, которые решили не платить налоги, под пристальное внимание попадут и те, кто активно продаёт своё имущество на популярных площадках.

Или принимает пожертвования на помощь больному ребёнку (в последние годы подобные акции рекомендуют проводить только через проверенные организации – это вызывает доверие тех, кто платит и не создаёт проблемы тем, кто собирает).

В любом случае, предложение приняли в Минфине на рассмотрение. Если ФНС повезёт, то в ближайшем будущем Служба получит большой объём данных о физических лицах и улучшит собираемость налогов.

Эксперты уверены, что населению подобное расширение полномочий не понравится, однако, массового перехода обратно в наличность никто не ожидает.

Обычные люди продолжат пользоваться безналичными переводами из-за их удобства, скорости и безопасности (в среднем).

Даже если ваши финансы полностью в порядке, все прекрасно понимают, что существует соблазн полученную информацию использовать против владельцев капитала.

Хотя с другой стороны, налоговики уже с осени 2018 года получат доступ к информации о банковских счетах российских граждан за рубежом (если они постоянно проживают в России).

В некотором смысле, это выглядит как попытка выровнять условия.

Однако, разумнее было бы дать определённые ограничения на доступ к подобной информации: если не судебное решение или проверка, то хотя бы весомые аргументы в пользу подобного запроса.

Тем более, что в последнее время появилась информация, что все переводы с карты на карту хотят обложить налогами.

ФНС и Банки подбираются к физическим лицам: как защитить себя от излишнего внимания?

Обложат ли налогами переводы с карту на карту?

Последние недели в сети гуляет информация о том, что переводы с карты на карту обложат НДФЛ. Это правда, но лишь в малой части. Если вы ведёте предпринимательскую деятельность и получаете деньги от клиентов на карту – то да, налоговики могут потребовать оплатить НДФЛ. Для этого им и нужен доступ к счетам.

С другой стороны, ФНС чётко ответила в своём разъяснительном письме, что:

  • Доходы от дарения не подлежат налогообложению НДФЛ;
  • Не нужно подавать декларацию на доходы от дарения;
  • Перевод средств от одного физического лица к другому на безвозмездной основе на любую сумму налогообложению не подлежит.

Важно сказать, что «Договор дарения» можно заключить как письменно, так и устно.

Так что налоговикам сначала надо будет доказать, что сделка имела коммерческий подтекст. Хотя, как мы понимаем, подобные полномочия (доступ к счетам) в любом случае приведут к сложностям у предпринимателей и обычных граждан за счет высокого уровня паранойи у банков и налоговиков.

Возможно самое время задуматься об иностранном банковском счете. Его необходимо декларировать, если вы продолжаете жить в России, однако это уменьшит количество головной боли и не позволит ФНС заглянуть к вам в карман без спроса.

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы оставаться в курсе событий!

Источник: https://wealthoffshore.net/asset-protection/the-federal-tax-service-asks-access-to-accounts-of-individuals/

Налоговики получат доступ к данным аудиторов

Дан ход законопроекту, который обеспечивает налоговикам доступ к данным аудиторов, полученных от клиентов. По сути им придется раскрывать информацию о тех клиентах, которые отказались сотрудничать с ИФНС.

Аудиторы не согласны с таким требованием, так как, по сути, его можно отнести к разглашению профессиональной тайны. А это, в свою очередь, чревато тем, что уменьшится объем клиентов, которые будут сотрудничать с аудиторами.

Правда, в проекте оговаривается, что предоставлять информацию, полученную в ходе аудита, можно будет лишь относительно тех, кто отказался сотрудничать с налоговыми органами. Планируется, что данная норма будет введена в действие в начале следующего года.

Сейчас, когда данный закон лишь обсуждается, клиенты стараются быть предельно откровенными с аудиторами. Однако что будет, если теперь любая информация может быть передана другим органам? Вряд ли это будет способствовать откровенности, особенно если на кону будет стоять жизнеспособность фирмы, которую не хотят подвергнуть ликвидации фирмы.

Кроме того, при таком подходе многие могут отказаться от добровольного аудита и консалтинговых услуг.

Так что теперь аудиторское сообщество пытается сделать все возможное, чтобы данный проект не был принят, в частности, указывая на противоречия в нем.

Если же все же закон будет принят, то определенные риски возникновения спорных ситуаций вполне могут быть. Так, например, при добровольном аудите проверяются не все документы, а лишь часть из них. Тем более у аудитора может и не быть копий тех бумаг, которые могут понадобиться налоговикам. Ведь список тех документов, которые могут запросить налоговые службы у аудиторов, не прописан.

К тому же в рассматриваемом проекте не вводится ответственность для аудиторов на случай, если те отказались предоставлять нужную информацию. Так что, скорее всего, в таких случаях будет применяться ст. 129.1 НК РФ, согласно которой за непредставление информации полагается штраф 5 тыс. рублей, а в случае повторного нарушения — 20 тысяч рублей.

Неясен и следующий вопрос. Если проект будет принят, то аудиторам придется выделять дополнительные ресурсы для подбора документов для ФНС. Траты на эти действия, скорее всего, лягут на клиентов. Но согласны ли они будут это оплачивать?

Читайте также:  Вышли традиционные рекомендации минфина по годовому аудиту - есть полезные разъяснения - все о налогах

Скорее всего аудиторы будут искать лазейки, чтобы обойти данный закон, и будут оказывать клиентам дополнительные «завуалированные» услуги, чтобы ИФНС не смог предугадать, какие документы можно будет спрашивать с аудиторов.

Источник: https://expertadres.ru/news/nalogoviki-poluchat-dostup-k-dannim-auditorov/

Законопроект об отмене аудиторской тайны с 2018 года

В правительстве одобрили законопроект, согласно которому, налоговая служба получит доступ к информации, которую аудиторы получили от клиентов. По сути, новация не дает возможности налогоплательщикам отказаться от сотрудничества с налоговиками, ведь аудиторы будут вынуждены открывать последним все имеющиеся у них данные.

В налоговой службе принятие такого закона одобряют, ведь это позволит им получать полные сведения об интересующих их компаниях. В свою очередь аудиторское сообщество от новации не в восторге. Аудиторы отмечают, что законопроект несет риск раскрытия профессиональной тайны, что может в разы сократить сотрудничество с ними разных организаций.

Предполагается, что вступит в силу законопроект об отмене аудиторской тайны с 2018 года

Попытки сделать аудиторскую тайну доступной для налоговиков правительство предпринимает уже давно. Такое изменение аудиторы и другие представители бизнеса воспринимают очень негативно, поэтому чиновники стараются поднимать этот вопрос как можно аккуратнее. Но на этот раз власти не стали прятать новацию «под сукно» и одобрили ее.

Сейчас законодательство запрещает налоговикам собирать, хранить и использовать сведения о налогоплательщиках, которые являются аудиторской или адвокатской тайной.

В Минфине планируют изменить эту норму и разрешить ФСН требовать у аудиторов всю необходимую им информацию. Так, налоговики получат доступ не только к документам, которые являются основанием для начисления налогов в 2018 году, но и к данным, которые аудиторы получили после налогового и бухгалтерского учета, а также вследствие реорганизации компании.

Представители аудиторского сообщества подчеркивают, что в новации есть целый ряд противоречий, которые сделают ее неэффективной. Например, законопроект не уточняет, какие именно сведения могут запрашивать налоговики, поскольку соответствующий перечень еще не разработали.

Поскольку при аудите специалисты проверяют документы выборочно, то у них может попросту  не оказаться нужных ФСН сведений. При этом, согласно закону, за непредоставление налоговикам информации грозит немалый штраф.

Участники аудиторского сообщества, а также профсоюза финансовых работников намерены обратиться в комитет Госдумы по финансовому рынку с просьбой отменить этот законопроект.

В ведомстве отмечают, что рассмотрят все претензии и предложения аудиторов, и постараются устранить выявленные противоречия. Вполне возможно, что инициативу не отменят, но внесут в нее поправки, которые сделают ее менее спорной.

Последствия принятия законопроекта

Главное последствие вступления в силу данной инициативы – подрыв доверия к аудиторам. Доверительные отношения между представителями бизнеса и аудиторами основываются именно на понятии профессиональной тайны: компании не боятся предоставлять для проверки необходимые документы и готовы сотрудничать.

Если сведения, которые получают аудиторы, не будут конфиденциальными, то фирмы попросту откажутся от добровольного аудита.

По сути, отмена аудиторской тайны превратит аудиторов во внештатных сотрудников ФСН, поскольку все имеющиеся у них дынные могут в любой момент изъять налоговики.

Это, по мнению участников Аудиторского сообщества, идет в разрез самой сути аудита, который является независимой проверкой финансовой отчетности. Это может привести к тому, что в бизнес-сообществе аудит станет невостребованным.

Еще одна опасность новации – появление «теневых» аудиторов. Если официальные аудиторские компании обяжут открывать любые сведения налоговикам, то бизнес-организации начнут обращаться в фирмы, которые могут провести ту же проверку, но без официального статуса.

Таким образом, ФСН не сможет получать интересующие ее данные, плюс, с рынка исчезнет часть законных и надежных аудиторских компаний.

Кроме этого, если законопроект примут, аудиторам придется тратить дополнительные средства на сбор документов, которые запросят аудиторы. Из-за этого они будут вынуждены повышать стоимость своих услуг, что также вызовет негодование клиентов.

Эксперты также отмечают, что некоторые аудиторские организации будут искать лазейки в законопроекте, чтобы не передавать ФСН информацию о налогоплательщиках.

Например, они могут попросту переименовать свои услуги таким образом, что налоговики не смогут предугадать, какие именно сведения интересующий их клиент предоставил аудиторам.

Так, проверку отчетности могут назвать консалтинговыми услугами.

Однозначно, законопроект ощутимо усложнит жизнь аудиторам и всему бизнес-сообществу в целом. Он может повлечь за собой множество негативных последствий, поэтому претензии к инициативе вполне оправданы.

В свою очередь налоговики подчеркивают, что такая новация необходима, чтобы исключить случаи «поддельного» аудита.

Известны случаи, когда недобросовестные аудиторы давали неправдивые оценки тем или иным компаниям, за что получали неправомерную выгоду.

Если законопроект примут, налоговики смогу проверить, на основании каких документов фирма получила оценку и не нарушает ли она законодательство.

В любом случае ясно, что инициатива пока не проработана до конца и содержит много спорных моментов. Если правительство окончательно одобрит законопроект, то до его вступления в силу он должен быть доработан и исправлен в соответствии с претензиями участников финансового рынка.

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2018 год Собаки”: https://god-2018s.com

Источник: https://god-2018s.com/novosti/zakonoproekt-ob-otmene-auditorskoj-tajny-s-2018-goda

Бизнес в России раздавят: налоговая получит доступ к аудиторской тайне

Добрый день, друзья! Я в очередной раз искренне пытался найти хорошие новости, и одну нашел. Хоть что-то…

Письмо Росприроднадзора от 29 сентября №АА-03-04-32/20054. Росприроднадзор в этом письме сделал вывод, что если у вас бизнес офисного типа, то это означает, что ваш офис загрязняет окружающую среду по минимуму. И поэтому вам платить за загрязнения окружающей среды не нужно. Слава Богу, хоть что-то хорошее…

Что касается других документов, то я не назову их хорошими.

Первый пример: Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части 1 НК РФ». Минфин предлагает закрепить в Налоговом кодексе положения, предусматривающие обеспечение доступа налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну.

Сейчас налоговики в любое время дня и ночи имеют право вне рамок камеральных и выездных проверок вызвать любого нашего сотрудника на допрос и узнать все, что им нужно. Они имеют право обратиться к оперативникам, и оперативники займутся бизнесменом.

А на основании статьи 6 144-ФЗ оперативники имеют право применять 15 типов оперативно-разыскных мероприятий, вплоть до прослушки, просмотра и т.д. Ну, а в соответствии с «законом Яровой», они и так имеют право нас слушать, видеть, просвечивать и т.д.

Те же налоговики имеют право проверять нас бесконечно долго, потому что в НК РФ написано, что налоговая инспекция имеет право проводить выездные налоговые проверки у налогоплательщика не чаще двух раз в год, продолжительность каждой не более 6 месяцев. Т.е. круглосуточно.

У них есть доступ и к нашим счетам, и к анализу крови, кала и мочи. И теперь они хотят иметь доступ к аудиторской тайне!

Я предлагаю в таком случае Минфину разработать еще один законопроект и отменить к чертовой матери адвокатскую тайну тоже! Грустно…

Следующая вещь.

Центральное управление налогового ведомства напомнило территориальным управлениям о необходимости своевременно информировать налоговые инспекции о передаче дел в следственные органы. Замечательное Письмо ФНС от 11 августа 2016 года №ЕД-4−2/14759 «О направлении разъяснений по пункту 3.1.6 протокола коллегии от 07.06.

2016 №2/4@».

По мнению ФНС России, региональные налоговые инспекции, налоговые инспекции на местах недостаточно качественно работают и несвоевременно передают материал для возбуждения уголовных дел против бизнесменов, если размер недоимки тянет на уголовную статью, и при этом в течение двух месяцев после вынесения требования об уплате этой недоимки бизнесмен деньги не заплатил. Это все так, коллеги: по официальной статистике налоговики передают материалы дела в Следственный комитет в 1 случае из 7. И теперь ФНС России хочет навести порядок. Что же это означает? Это означает, что количество уголовных дел будет только расти. И, конечно же, это способ наведения порядка. Только в отношении экономики этот порядок не работает. Когда этот «порядок» вводится в отношении субъектов (бизнесменов), они еще больше «уходят в тень», либо перестают работать, либо, как несколько дней назад сделал Алишер Усманов, они говорят налоговой инспекции России «BYE-BYE!» и перестают быть налоговыми резидентами.

И, если говорить об Алишере Усманове, я бы не стал его ругать. Как физическое лицо, как конечный бенефициар, когда он получил все дивиденды и прочее, в России он платил сумасшедшие налоги. И эти налоги составляли сотни миллионов долларов.

И, между прочим, эти миллионы попадали в русскую налоговую инспекцию. И, между прочим, эти налоги платились в основном от доходов Усманова с его зарубежных активов.

Но тут были приняты законы… И тут даже проблема не только в законе о КИК (контролируемых иностранных компаниях).

Ребята, я готов несколько часов перечислять эту удушающую нормативную базу, которая выталкивает к чертовой матери бизнесменов из страны…

К чему это все ведет? Это все ведет к уменьшению доходной части бюджета. Безусловно, бизнесмены не «ангелы»: 50-80% находится в тени по НДС из-за обнала, где-то 70% находится в тени по налогу на прибыль… В части, касающейся страховых взносов, более половины страховых взносов в бизнесе с оборотом до 10 млрд. руб.

– «конвертная зарплата», а страховые с этого не платятся, так же, как и НДФЛ. Безусловно, бизнесмены не «ангелы», но не они являются причиной этого «сумасшедшего дома». Предпринимателям нужно создавать условия, при которых налоги были бы щадящими, и государство «носило бы их на руках».

И нужно создавать систему, стимулирующую бизнесмена к выходу из тени.

И когда я, Туров, эту систему разработал и представил ее экспертам на федеральном уровне, они сказали: «Вау!!!». А после этого один из центральных каналов выпустил серию передач, и ничего из этого не показали… Только потому, что кто-то наверху сказал, что легализация в нашей стране – это не формат… Вы понимаете, легализация – это не формат!

Когда-то я пошел регистрировать в Минюсте «Ассоциацию легального бизнеса России»… У меня была светлая идея создать такую ассоциацию, которая объединит бизнесменов, работающих легально. Я получил согласие многих российских бизнесменов, они сказали: «Да, Володя, мы эту идею поддержим!»

И знаете, что мне в Минюсте сказали? «Кто это у нас в стране работает легально? Кто вам сказал, что члены ассоциации работают легально? Проверить каждого и доказать, что он работает легально!» Вот, что мне ответили в Минюсте!

Читайте также:  Какой размер штрафа за неуплату ндфл в 2015 году? - все о налогах

Знаете, в чем заключается хорошая новость? В том, что Вы – очень мужественный и сильный человек.

Вы научились выживать в любых условиях, Вы научились процветать и преуспевать несмотря ни на какие законы и ни на какие подавления со стороны государства… Пожалуйста, не останавливайтесь! Потому что, единственное, чего хотят эти люди – видеть вас больным и раздавленным.

Их совершенно не интересует ни экономика, ни процветание нашей страны… Поэтому процветайте и преуспевайте, несмотря ни на что. Это единственный способ справиться и с подавлением, и с идиотскими законами. Но постарайтесь, коллеги, работать легально. Я постоянно говорю об этом на своих семинарах.

Кстати, сейчас, если вы придете на мой семинар, вы получите абсолютно новый буклет, где каждый способ оптимизации теперь прописан в деталях. Так подробно я раньше не описывал.

Вы раньше хвалили старый буклет, но в сравнении с новым разница огромная: так же как мерседес и жигули. Я огромное количество времени потратил на него и еще потрачу.

Приходите на мои ближайшие семинары: получите и буклет, и огромное количество новых данных. Извините, за эмоциональность…

Источник: https://turov.pro/biznes-v-rossii-razdavyat-nalogovaya-poluchit-dostup-k-auditorskoy-tayne-c/

Фнс может получить доступ к аудиторской тайне

20/ 02 /17

Федеральная налоговая служба может получить доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну. По мнению участников рынка, это приведет либо к краху аудиторского рынка, либо к его уходу в тень. Кроме того, это негативно скажется на качестве аудита. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», к аудиторской тайне относятся любые сведения, полученные аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором во время проверки компании-клиента. Аудиторы не вправе передавать третьим лицам документы, содержащие секретную информацию, без письменного согласия клиента.

Если тайна будет выдана – клиент вправе в гражданском порядке потребовать у аудиторов возмещения ущерба. К «третьим лицам», которые не имеют доступа к аудиторской тайне, до сих пор относились и налоговики. Ст.

82 Налогового кодекса РФ запрещает при осуществлении налогового контроля собирать информацию, составляющую профессиональную тайну – в том числе адвокатскую и аудиторскую. Таким образом, на сегодняшний день клиенты аудиторов могут быть уверены, что аудиторская проверка не повлияет на их отношения с налоговиками.

Собственно, в этом и состоял смысл аудита – компания могла провести проверку и получить советы по устранению нарушений, не опасаясь, что это приведет к каким-либо негативным последствиям.

Но все может измениться.

Недавно правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, позволяющий ФНС РФ истребовать у аудиторов ту информацию, которую их клиент отказался добровольно предоставить в установленном порядке. Решение об истребовании информации будет принимать руководитель или заместитель руководителя вышестоящего налогового органа. В отдельных случаях информация может быть истребована также по запросу иностранного государства. Если законопроект будет принят, он вступит в силу 1 января 2018 года.

В правительстве считают, что нововведение позволит увеличить собираемость налогов. Однако аудиторы настроены не так оптимистично.

Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков в беседе с газетой «Коммерсант» заявил, что организации просто-напросто станут отказываться от прохождения обязательного аудита.

Штраф за такое решение сейчас составляет всего 3 тыс. руб. Как результат – аудиторский рынок могут ожидать не лучшие времена.

В свою очередь, управляющий партнер компании Dream Team Investments Александр Бутманов полагает, что аудиторы найдут способы приспособиться к ситуации. «Будут делать субподряды с другими фирмами вне российского законодательства.

Когда будет приходить запрос, эта информация не будет храниться на наших серверах, у российских граждан на ноутбуках и в мыслях», – предсказал он. Бутманов добавил: «Мелким аудиторам придется либо все время терять архивы и забывать все, что было, либо перестать быть лицензированными специалистами».

По сути, речь идет об уходе аудиторского рынка в тень. С крупными и открытыми игроками смогут работать лишь самые честные организации. Остальные же будут вместе с мелкими аудиторами изыскивать методы «оптимизации» проверок. К слову – это приведет еще и к ухудшению качества аудита.

Представители рынка в беседе с «Новой адвокатской газетой» отметили, что налоговики фактически перекладывают на аудиторов свою работу. При этом аудиторы не имеют возможности проверить – действительно ли компания отказалась добровольно предоставить информацию, обоснован ли запрос ФНС РФ.

Вполне возможно, что налоговики начнут требовать данные у аудиторов, просто желая облегчить свою работу. Им будет проще составить акт выездной проверки, имея на руках «черновик», составленный аудиторами. При этом у ФНС РФ и так достаточно механизмов для получения всех необходимых сведений, считают аудиторы.

Есть и еще один нюанс… Газета «Известия» поинтересовалась в Минфине, какое наказание ожидает аудиторов, которые откажутся делиться информацией.

В пресс-службе министерства ответили, что их будут штрафовать на 10 тыс. руб. по ст. 126 НК РФ («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»).

Таким образом, пока сложно говорить о большой опасности для рынка.

Но эксперты, опрошенные «Известиями», не исключают, что штраф в размере 10 тыс. рублей – это лишь «тестовая версия» реформы. Возможно, позднее штраф повысят, или даже введут иные санкции (например, приостановление деятельности). Возможно также повышение штрафов за отказ от аудиторской проверки.

Не исключено, что это будет сделано еще до того, как законопроект примут в третьем, окончательном чтении.

В целом все опрошенные журналистами профессионалы выступают против законопроекта. Лишь некоторые из них заявили, что сотрудничество аудиторов с налоговиками возможно – но гораздо в более жестком режиме, нежели предлагается.

Информация может предоставляться лишь в исключительных случаях, например – по решению суда. Также нужно строго ограничить виды документов, подлежащих передаче.

Остается только понадеяться, что авторы законопроекта прислушаются к этому мнению, и отредактируют законопроект не в сторону повышения штрафов, а, наоборот, в сторону ужесточения условий получения информации.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Источник: https://gosvopros.ru/territory/business/dostup-k-auditorskoy-tayne/

Аудиторы начнут «сливать» данные ФНС с 1 января 2018 года

После полутора лет обсуждения Министерство финансов опубликовало финальный текст законопроекта с поправками в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса, согласно которым аудиторская тайна фактически ликвидируется. О разработке документа Минфин объявлял в марте 2015 года, и его новая версия опубликована на официальном сайте для публичного обсуждения — оно должно завершиться 27 октября.

В настоящее время, согласно закону «Об аудиторской деятельности», компания или индивидуальный аудитор не имеет права разглашать сведения и документы, которые были предоставлены проверяемой компанией.

Законопроектом же предусматривается, что при проверке налоговики смогут затребовать у аудитора любую информацию на основании решения руководителя инспекции.

При этом запросы налоговики смогут рассылать и не назначив проверки, если на это есть решение руководства регионального управления или когда клиентом аудитора заинтересовались «уполномоченные органы иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации». Подразумевается, что предоставляться будет не только информация, необходимая для расчёта налогов, но и «прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1—5 закона». Под этими «прочими» подразумеваются услуги по управленческому и юридическому консультированию, в том числе «представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве».

То есть если клиент аудиторской компании будет судиться с ФНС, последняя всегда может запросить у аудитора документы, в которых консультанты прописали стратегию защиты своего клиента.

Согласно документу, предоставить всю необходимую информацию аудиторы должны в пятидневный срок. Или же обоснованно сообщить, что затребованных документов у них нет.

В пояснительной записке к проекту Минфин отмечает, что проект поможет повысить результативность налоговых проверок, сделает более эффективной борьбу с финансовым мошенничеством, а также будет способствовать деофшоризации экономики.

Минфин уже много раз предлагал лишить аудиторов права хранить молчание на запросы налоговиков. И этот проект практически ничем не отличается от предыдущих — разве что проставлен новый срок начала действия: согласно проекту, новшество вступает в силу с 1 января 2018 года.

Кроме самих аудиторских компаний против такого проекта последовательно выступало Минэкономразвития. Представители Минэка и аудиторских компаний неоднократно заявляли, что, во-первых, это требование избыточно (большая часть таких сведений уже предоставляется контролирующим органам и банкам), а во-вторых, просто отпугнёт компании от использования услуг аудиторов.

Но на этот раз финансовое ведомство надеется на то, про проект будет принят. Ведь у него появился мощный союзник — Центробанк, который с каждым годом всё более недоволен текущим положением на аудиторском рынке.

В начале года глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила за ужесточение регулирования деятельности аудиторов, отметив, что дыры в балансах банков-банкротов связаны с некачественным аудитом, когда аудитор скрывает, что его клиент сдаёт регулятору липовую отчётность.

При этом ЦБ выступает за ещё более жёсткое регулирование, чем Минфин: Эльвира Набиуллина предлагает обязать аудиторов не просто отвечать на запросы регулятора, но и самостоятельно сообщать ему о найденных нарушениях.

— Необходимо информирование регулятора по разным вопросам, что есть во многих странах. У нас этого нет, а в большинстве стран регуляторы имеют доступ к такой информации аудиторов, — заявила она журналистам.

Источник: https://life.ru/918323

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]