Фнс назвала дополнительное основание для истребования пояснений при камералке — все о налогах

Департамент общего аудита по вопросу правомерности требований налогового органа

18.09.2017

Ответ

При ответе мы исходим, что Организацией подана первичная (либо уточненная)  налоговая декларация по НДС за 2 квартал без соответствующего возмещения суммы НДС из бюджета, т.е. к уплате (доплате) суммы НДС в бюджет.

На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

В соответствиис пунктом1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать[1] у проверяемого лица необходимые для проверки документы

Согласно пункту 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57[2] из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.

1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

По нашему мнению, поскольку требование налоговым органом представлено в ходе проведения в отношении Организации камеральной проверки, то нормы пункта 1 статьи 93 НК РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

На основании пункта 3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения[3] или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

Согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что камеральная проверка проводится налоговым органом на основании имеющихся у него документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, либо документов имеющихся у налогового органа, полученных в ходе мероприятий налогового контроля.

При этом пунктом 7 статьи 88 НК РФ прямо указано, что налоговые органы при проведении камеральной проверки не праве требовать иные документы или сведения, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать пояснения от налогоплательщика, в случае если им в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах. Т.е. требования о предоставлении пояснений с формулировкой «при наличии расхождений» и в отсутствии подтверждения о выявленных расхождениях со стороны налоговых органов не соответствует действующим положениям статьи 88 НК РФ.

Отметим положения статьи 88 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе на основании статьи 93 НК РФ истребовать иные документы и сведения:

Пункт 6 статьи 88 НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Пункт 8 статьи 88 НК РФ. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов[4].

Пункт 8.1. статьи 88 НК РФ.

При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Пункт 8.3. статьи 88 НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Указанный перечень не подлежит расширительному толкованию, что также подтверждается судебной практикой. Так, например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.

16 № 10АП-7064/2016 по делу № А41-108119/15 отмечено, что суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговым органом не представлены доказательства наличия условий для выставления требования о представлении документов, подтверждающих сумму реализации, в рамках камеральной налоговой проверки, а именно выполнения инспекцией условий, предусмотренных п. п. 3 и/или 6, 7, 8, 8.1 ст. 88 НК РФ.

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-pravomernosti-trebovaniy-nalogovogo-organa.html?print=yes

Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция

Камеральной проверкой называется мероприятие, по проверке инспектором сданных налогоплательщиком отчетов и декларации. Проводится такая проверка непосредственно на рабочем месте инспектора. При этом во время проведения камеральной проверки может оказаться недостаточным изучение только лишь налоговой декларации.

Читайте также:  Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)? - все о налогах

Если у инспектора возникнут вопросы, он может затребовать дополнительные документы или разъяснения. Однако следует знать, что законом четко определено, какие документы или пояснения может попросить налоговая инспекция. Это значит, что не входящих в определенный законом перечень документов, налоговая потребовать не может.

Также законом закреплено право налогоплательщика, не предоставлять инспекции никаких пояснений, и не предоставлять дополнительных документов вне рамок камеральной проверки.

Налоговые ошибки в декларации

Одной из причин, по которой могут быть потребованы дополнительные пояснения от ФНС, является обнаружение в ходе камеральной проверки ошибок в декларации:

  • Ошибки при заполнении декларации.
  • Найдены противоречия в декларации.
  • Сведения, указанные в декларации не соответствуют имеющейся у налоговых органов информации.

При обнаружении одной из перечисленных ошибок на имя налогоплательщика будет отправлен запрос, с просьбой уточнить информацию или исправить выявленные ошибки.

Сколько времени есть на то, чтобы представить документы

Согласно пунктам 2,6 статьи №6.1 и пункту 3 статьи № 88 Налогового кодекса России, налогоплательщик обязан предоставить пояснения или документы в течение пяти дней после получения извещения.

При этом, согласно статье 23, пункту 5.1 Налогового кодекса, необходимо предоставить в налоговую инспекцию квитанцию о получении извещения в течение шести рабочих дней. Квитанцию можно предоставить любым удобным способом – по интернету или лично.

https://www.youtube.com/watch?v=l5Of7eX6gCQ

Если квитанция инспектором не будет получена, он имеет права по истечении срока в 10 дней заморозить расчетные счета организации.

Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством

При получении извещения от налоговых органов о наличие ошибок или несоответствия, налогоплательщик может предоставить инспекции или уточненную декларацию или дать пояснения в удобной для него форме. При этом организация может сама определять, какие дополнительные документы ей предоставить в ФНС.

Нередки ситуации, когда инспектор просит дать пояснения, не смотря на то, что ошибки и противоречия в декларации отсутствуют. Например, при наличии расхождений между бухгалтерской и налоговой отчетностью.

Требование инспектора в таком случае незаконно, так как налоговый учет и бухгалтерский имеют определенные отличия, поэтому расхождения в этих документах не являются нарушением.
Налогоплательщик имеет право не выполнять требований инспектора, если они противоречат Налоговому кодексу – статья 21 п.11 пп.1.

Новые основания для истребования пояснений и документов при проведении камеральной проверки

С января 2014 года, ФНС имеет право потребовать пояснений при камеральной проверке деклараций, в которых указывается убыточность предприятия. При возникновении такой ситуации, налогоплательщик обязан дать пояснения снижения показателей в декларации и предоставить обоснования понесенных убытков.

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка.

При этом необходимо понимать, что определенного перечня документов для обоснования убытков не существует.

Поэтому компания может обосновывать наличие убытков в любой удобной форме и налоговый орган не вправе требовать дополнительных документов.

Так согласно четвертому пункту письма-разъяснения от 13 сентября 2012 года, налоговые органы не имеют права просить у налогоплательщика аналитической информации – то есть расшифровки, расчеты и прочее.

Поэтому при получении извещения о необходимости обосновать убыточность, налогоплательщик имеет право дать разъяснения в любой удобной форме – лично или письменно, и для обоснования, предоставлять документы на свое усмотрение.

Истребование документов налоговыми органами за пределами срока проведения камеральной налоговой проверки

Законом предусмотрена длительность проведения камеральной проверки – три месяца со дня подачи декларации. При этом в разных случаях нарушение срока трактуется по разному:

  1. Согласно разъяснению ВАС России, нарушение срока проведения камеральной проверки не препятствует начислению налогов, пеней и штрафов. То есть, если налоговый орган нарушил сроки отведенные на камеральную проверку, это не является поводом для отмены его решения по взысканию налога или иных выплат.
  2. Согласно разъяснению Минфина и арбитражной практике, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика разъяснений или документов по истечении трехмесячного срока со дня подачи декларации.

Повторное истребование документов налоговой

Согласно законодательству, в рамках проверки налоговый орган не имеет право требовать документы, полученные им ранее при проведении налоговых мероприятий. При этом налоговая инспекция может истребовать документы в таких случаях:

  • Если требуемые документы предоставлялись налогоплательщиком в рамках проверки определенной сделки.
  • Если требуемые документы касаются не только деятельности налогоплательщика, но и контрагента.
  • Если документы были предоставлены в налоговую инспекцию в рамках проведения иных мероприятий.

То есть если в ходе камеральной проверки инспектор затребует уже предоставленные документы, налогоплательщик вправе их не предоставлять и подать жалобу, приложив к ней копии запроса тех же документов.

Требования при встречной проверке

Потребоваться встречная проверка может в ходе камеральной. Налоговый инспектор для уточнения информации указанной в декларации и при проверке правильности исчисления налога может проверить документацию у контрагента. Определенного перечня документов, которые может запросить контролирующий орган нету.

Как правило, это могут быть:

  • Договора.
  • Счет-фактура.
  • Накладные.
  • Акты приемки-передачи.
  • Спецификации и пр.

Налогоплательщик обязан представить запрашиваемые документы, или их копии в течение пяти дней, со дня получения уведомления.

Льготы в налоговых декларациях

С начала 2017 года налоговые органы взяли на вооружение риско-ориентированный подход. Заключается он в том, что при проверке налоговых деклараций с указаниям операций попадающих под льготы, будет учитываться:

  • Налоговый риск, определяемый системой СУР.
  • Результаты предыдущих камеральных проверок.Налогоплательщики, использующие льготы разделяться на группы:
  • Ведущих реальную хозяйственную деятельность – низкий налоговый риск.
  • Компании, попавшие под подозрение, что они используют льготы для получения необоснованной налоговой выгоды – высокий налоговый риск.
  • Средний налоговый риск – налогоплательщики, не попавшие ни в одну из перечисленных групп.

При этом налоговыми органами применяется такой алгоритм проверки:

  1. Инспектор может затребовать пояснения по каждому коду операций, попадающему под льготы.
  2. Изучив полученную информацию, контролирующий орган может потребовать документы обосновывающие применение налоговых льгот. При чем, большая часть подтверждающих документов должна включать наиболее крупные сделки по льготным операциям.
  3. Если налогоплательщик предоставит не все документы, или не в рекомендуемой форме, инспектор вправе потребовать предоставить более полный комплект документов.

Форма подачи документов

Подать документы в инспекцию компания может как лично в бумажном виде, так и в электронном. При этом документы, отправленные в электронном виде, должны быть заверены цифровой подписью. При этом, с 2017 года, налогоплательщик, подающие декларацию в электронном формате, в таком же виде должны подавать пояснения.

Еще недавно особых требований по форме подачи документов на бумажных носителях не было. Это порождало «разночтение» и каждый инспектор мог выдвигать свои требования. В 2015 году, Минфином были даны рекомендации по форме сдачи документов:

  1. Подшивка документов ограничивается 150 листами.
  2. Нумерация проводится арабскими цифрами и она должна быть сплошной.
  3. Скрепление листов происходит через 2 или 4 прокола, нить должна быть прочной и связываться на обратной стороне подшивки.
  4. Наклейка, прикрывающая место скрепления листов должна быть размером 0,4 х 0,5 см.
  5. Каждая накладка должна содержать информацию о количестве листов арабские цифры+ пропись.
  6. На каждой наклейке должна быть подпись руководителя или уполномоченного лица с указанием даты и ФИО и должности подписанта.
  7. При наличии в организации печати, оттиск ставиться так, чтобы частично захватывать наклейку с подписью.

Какая ответственность грозит, если документы не дать

Налоговым законодательством, за неисполнения, 88 ст. п.3 Налогового кодекса – не предоставление разъяснений налоговым органам в определенный законом срок – 5 дней, предусматривается штраф в размере 5 тыс. рублей.

При повторном нарушении сумма может быть увеличина до 20 тыс. рублей.
Избежать штрафа и административной ответственности можно если вместо пояснений предоставить в инспекцию «уточненку», то есть уточненную декларацию, при этом срок ее подачи остается таким же как и пояснений или уточнений.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnaya-proverka-kakie-dokumenty-vprave-zatrebovat-inspekciya/

Налоговики попытались вызвать на опрос генерального директора в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Что мы им ответили?

На прошлой неделе получили решение о проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Как всегда к нему прилагался допкомплект из нескольких уведомлений и требования.

Особенно интересным нам показалось Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), которым вызывался в налоговую инспекцию для дачи пояснений не сам налогоплательщик (организация), а конкретно генеральный директор.

Читайте также:  С 2015 года введено льготное налогообложение для организаций соцобслуживания - все о налогах

Конечно, такое ни лезет, ни в какие рамки, поэтому мы решили разъяснить налоговикам положения НК РФ и вот, что им написали.

Инспекцией по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки уточненной налоговой декларации Общества по НДС вынесено решение о проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (далее – Решение).

Решением, в том числе определено провести опрос свидетелей.

Обращаем Ваше внимание на то, что согласно п. 6 ст.

101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Таким образом, Инспекцией, в нарушение п. 6 ст. 101 НК РФ, в Решение неправомерно определено провести дополнительные мероприятия налогового контроля путем опросов свидетелей. Кодексом такого мероприятия налогового контроля, как «опрос свидетеля», не предусмотрено.

Также представителем Общества получено Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (далее – Уведомление), которым, со ссылкой на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, Инспекция вызывает генерального директора Общества для дачи пояснений относительно финансово-хозяйственной деятельности Общества.

Согласно пп. 4 п. 1 ст.

31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Обращаем внимание на следующие обстоятельства, не позволяющие Инспекции вызывать генерального директора Общества на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ:

  • генеральный директор Общества не состоит на налоговом учете в Инспекции в качестве налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), следовательно, не может вызываться в Инспекцию на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • Решением не предусмотрено такого мероприятия налогового контроля как вызов Общества и/или генерального директора Общества, на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, для получения объяснений;
  • п. 6 ст. 101 НК РФ указан закрытый перечень мероприятий налогового контроля, которые имеют право проводить налоговые органы в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Названным пунктом Кодекса не предусмотрено право налогового органа вызывать налогоплательщиков или иных лиц с целью получения пояснений, в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

На основании вышеизложенного, считаем, что вызов генерального директора Общества для дачи пояснений относительно финансово-хозяйственной деятельности Общества, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, неправомерен.

Дополнительно отмечаем, что Уведомление не содержит какого-либо предупреждения об ответственности, в случае не явки генерального директора Общества в указанное время и место.

Источник: https://blogfiscal.info/?p=10869

Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция

Как известно, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций.

Однако налоговая декларация – не единственный документ, который изучают инспекторы на камеральной проверке. В ходе проверки инспекция нередко запрашивает дополнительные документы и письменные пояснения. Многие компании беспрекословно исполняют эти требования, и напрасно.

Важно помнить, что у компании нет безусловной обязанности представлять любые документы по желанию инспекторов. Налоговый кодекс закрепляет перечень ситуаций, в которых инспекция, проводящая камеральную проверку, вправе требовать у налогоплательщика документы и пояснения по расчету налогов. И этот перечень является конечным.

То есть любые требования сверх этого перечня являются незаконными.

Сегодня мы рассмотрим ситуации, когда сотрудники ИФНС вправе затребовать документы и пояснения, а компания должна их предоставить.

Налоговые ошибки в декларации

Если в ходе проверки декларации инспекторы обнаружили:

  • ошибки в ее заполнении;
  • противоречия в представленных документах;
  • несоответствие представленных сведений с теми, которыми располагает ИФНС,

инспекция направляет компании требование с просьбой пояснить, откуда взялись налоговые ошибки, противоречия и несоответствия.

При получении такого требования необходимо представить письменные пояснения, объясняющие причины возникновения противоречий и раскрывающие корректность определения данных налоговой декларации. Вместе с пояснениями компания вправе также представить документы, подтверждающие достоверность показателей декларации.

Причем состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно. В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк налоговой декларации.

Декларация по прибыли с убытком

Компания сдала декларацию по налогу на прибыль, в которой показан убыток. В данном случае инспекция в ходе камеральной проверки по прибыли вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

В ответ на требование необходимо направить в ИФНС письмо, где подробно раскрываются причины образования убытка в соответствующем периоде. Там же стоит привести факторы хозяйственной деятельности компании, из-за которых возникло превышение расходов над доходами.

Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания можно также приложить подтверждающие документы.

Поскольку в Налоговом кодексе не приводится перечень документов, обосновывающих получение убытка, то сама компания решает, какие именно документы на камеральной проверке по прибыли подать в каждом конкретном случае.

В частности, объяснить убыток могут помочь расшифровки строк 010, 020, 040 листа 02 декларации по прибыли, отчеты по проводкам бухгалтерских счетов, аналитические регистры бухгалтерского или налогового учета.

Уточненная декларация

Если компания подала уточненную декларацию (так называемую «уточненку»), в которой уменьшилась сумма налога к уплате, инспекция непременно потребует пояснений и документального подтверждения – это закрепленное Налоговым кодексом право налоговиков.

Но при этом важно различать две ситуации.

  1. Уточненная декларация подана в течение двух лет с момента наступления срока подачи первичной декларации
    В такой ситуации инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей.

  2. Уточненная декларация подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации
    При таких обстоятельствах ИФНС вправе запросить у компании также первичные бухгалтерские и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, а также регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

До этого года при камеральной проверке декларации по НДС инспекция вправе была истребовать у компании документы только в одном случае:

  • если в декларации по НДС налог заявлен к возмещению.С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были введены дополнительные основания, позволяющие истребовать у компании документы во время проведения камеральной налоговой проверки:
  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим данным из этой же декларации;
  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

Причем выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Таким образом, в требовании о представлении документов инспекция может запросить:

  • полученные и выставленные счета-фактуры;
  • первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
  • договоры с поставщиками;
  • копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
  • др. документы, относящиеся к указанным операциям.

Льготы в налоговых декларациях

Если компания представила налоговую декларацию, в которой заявлены налоговые льготы, инспекция вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение льгот.

Документы для камеральных проверок определяются индивидуально для каждой заявленной льготы. К примеру, документами, подтверждающими право на освобождение от НДС медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и ИП, осуществляющими медицинскую деятельность, являются лицензия и документы, подтверждающие факт оказания медицинских услуг.

Читайте также:  Госдума готовит «послабления» при проверках - все о налогах

В каком виде подавать документы по требованию инспекции?

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kameralnaia-proverka-kakie-dokumenty-vprave-zatrebovat-inspektsiia-5900/

Ответ на требование налогового органа о представлении объяснения причин расхождений между формами отчетности, представленными налогоплательщиком

Ответ на требование налогового органа о представлении пояснений в связи с выявлением в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС расхождений с данными контрагента

В Межрайонную инспекцию
ФНС России № __ по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше требование, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

Все налоговые вычеты, заявленные в налоговой декларации по НДС, сформированы Обществом в полном соответствии с требованиями статей 171 и 172 НК РФ. Указанные налоговые вычеты основаны на реальных и юридически действительных договорах, подтверждаются первичными учетными документами и счетами-фактурами, предъявленными Обществу поставщиками товаров (исполнителями работ, услуг).

Причины, по которым те или иные контрагенты Общества не отразили (отразили не в полном объеме) суммы, полученные от ООО «ХХХ», следует устанавливать в рамках мероприятий налогового контроля в отношении указанных контрагентов.

Со своей стороны ООО «ХХХ» подтверждает реальность соответствующих сделок, а также проявление Обществом необходимой осмотрительности и осторожности в выборе каждого контрагента.

1.6. Ответ на требование налогового органа о представлении обоснования размера полученного убытка

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше требование о представлении пояснений, обосновывающих размер полученного убытка, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

В течение ___________ 20__ года выручка ООО «ХХХ» от реализации товаров (работ, услуг) составила ______ тыс. руб.

Затраты, учитываемые для целей налогообложения, составили ______ тыс. руб., в том числе:

— материальные затраты — ______ тыс. руб.

— расходы на оплату труда — ______ тыс. руб.

— прочие расходы — ______ тыс. руб.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года указанные затраты возросли на ____ %, в том числе:

— материальные затраты — ______ %

— расходы на оплату труда — ______ %

— прочие расходы — ______ %

Из приведенных показателей видно, что рост расходов фирмы был обусловлен, прежде всего, увеличением цен на приобретаемые товары, сырье и материалы. Кроме того, ООО «ХХХ», последовательно выполняя свои обязанности перед работниками, увеличило расходы на заработную плату.

В то же время, конъюнктура рынка и уровень конкуренции не позволили Обществу адекватно увеличить цены на реализуемые товары (работы, услуги).

Таким образом, сложившийся убыток является следствием объективных причин.

Что касается поставленного Вашим налоговым органом вопроса о мерах, которые ООО «ХХХ» намерено предпринять для улучшения финансовой ситуации, то подобные вопросы не входят в компетенцию налоговых органов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. Право истребовать у налогоплательщика какие-либо иные пояснения (в том числе, о причинах образования убытка и о неких «путях выхода из убыточной ситуации») данная норма не предусматривает.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

Ответ на требование налогового органа о представлении объяснения причин расхождений между формами отчетности, представленными налогоплательщиком

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваш запрос от _________ № ________, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Единственное основание для истребования у налогоплательщика в ходе камеральной налоговой проверки дополнительных сведений установлено пунктом 3 статьи 88 НК РФ и обусловлено наличием обстоятельств:

а) камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

б) проверкой выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Из содержания Вашего запроса не следует, что камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо, что проверкой выявлены несоответствия сведений, представленных обществом, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у Вашего налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. Следовательно, у Вашего налогового органа нет оснований для истребования у ООО «ХХХ» пояснений, упомянутых в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

Вариант 1 (если требование мотивировано несоответствием данных налоговой декларации по налогу на прибыль и данных налоговой декларации по НДС):

Как видно из сообщения, оно мотивировано ссылкой на несоответствие выручки по НДС и дохода от реализации по декларации по налогу на прибыль.

Между тем, согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В связи с этим, допустимый в рамках камеральной налоговой проверки сравнительный анализ налоговых деклараций по разным налогам, должен основываться на сопоставимых и корреспондирующих друг другу данных этих налоговых деклараций.

Существующая форма налоговой декларации по НДС не содержит такого понятия, как «выручка», а включает в себя данные о налоговой базе по данному налогу. При этом, согласно положениям пункта 1 статьи 167 НК РФ налоговая база по НДС существенно шире, чем выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Прежде всего – за счет применения принципа более ранней даты.

Таким образом, показатели налоговых деклараций по НДС и по налогу на прибыль не находятся в какой-либо зависимости друг от друга, в связи с чем расхождение между ними является не только объективным, но и, как правило, неизбежным. Указанное расхождение не является следствием ошибки и не указывает на противоречие, что исключает возможность ссылки на пункт 3 статьи 88 НК РФ и, соответственно – истребования у налогоплательщика пояснений.

Вариант 2 (если требование мотивировано несоответствием данных налоговой декларации по налогу на прибыль и данных бухгалтерской отчетности):

Как видно из сообщения, оно мотивировано ссылкой на несоответствие данных о доходах и расходах по форме № 2 бухгалтерской отчетности и аналогичных данных по декларации по налогу на прибыль.

Между тем, согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Бухгалтерская отчетность выполняет иную функцию. В частности, согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

В связи с этим, допустимый в рамках камеральной налоговой проверки сравнительный анализ данных налоговой декларации и данных бухгалтерской отчетности, должен основываться на сопоставимых и корреспондирующих друг другу данных этих форм. Показатели доходов и расходов в бухгалтерском и в налоговом учете формируются по принципам, хотя и имеющим определенные сходства, но не предполагающим взаимное дублирование.

Таким образом, показатели налоговой декларации по налогу на прибыль и формы 2 бухгалтерской отчетности не находятся в абсолютной зависимости друг от друга, в связи с чем расхождение между ними является не только объективным, но и, как правило, неизбежным. Указанное расхождение не является следствием ошибки и не указывает на противоречие, что исключает возможность ссылки на пункт 3 статьи 88 НК РФ и, соответственно – истребования у налогоплательщика пояснений.

Источник: https://megalektsii.ru/s26184t2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]