Фнс работает эффективнее фондов — все о налогах

Фнс улучшит собираемость страховых взносов с бизнеса

МОСКВА, 13 февраля. /Кор. ТАСС Юлия Ермилова/.

Предприниматели начиная с этого года будут перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в Федеральную налоговую службу (ФНС), которая администрирует соцвзносы с 1 января 2017 года. Российскому бизнесу это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд рублей в год.

«Думаю, что правительство возлагает большие надежды на усовершенствование системы сбора страховых взносов с помощью ФНС. Ведь налоговая служба традиционно считается в данном вопросе одной из самых действенных организаций», — отметил руководитель компании по аутсорсингу бухгалтерских услуг «Яшин и партнеры» Сергей Яшин.

По мнению бизнесмена, ФНС традиционно является одной из самых эффективных структур по критерию собираемости налоговых платежей, и внедрение аналогичного подхода к оплате страховых взносов существенно увеличит поступления в бюджет. 

Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) — до 20 февраля, в Фонд социального страхования — до 25 января. Отчетность за первый квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет единым — до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, которое является выходным днем).

Переход для бизнеса будет плавным

Срок уплаты страховых взносов по 2017 году остается прежним — она производится каждого 15-го числа следующего календарного месяца. Уплата страховых взносов будет проводиться отдельными платежными поручениями по каждому виду обязательного страхования.

Тарифы страховых взносов тоже не изменились. Для основной категории плательщиков на 2017-2019 годы общий тариф соцвзносов составляет 30% (ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФОМС — 5,1%). Предельная база, с которой начисляют взносы в ПФР, составляет 796 тыс. рублей, в ФСС — 718 тыс. рублей (прим. — Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

Кроме того, для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов, размер и период действия которых практически не изменились. Исключение составляют IT-организации. Для них пониженный тариф страховых взносов в размере 14% сохраняется до 2023 года включительно.

Пониженные тарифы также действуют и для субъектов МСБ (прим. — малый и средний бизнес): для тех предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют определенные виды деятельности в производственной и социальной сфере, тарифы на страховые взносы составляют 20% до 2018 года.

Владельцы малого бизнеса станут внимательнее

Президент группы компаний «Русский огород» и вице-президент общественной организации по поддержке малого и среднего бизнеса «Опора России» Владислав Корочкин считает, что ФНС сможет плодотворно повлиять на сбор социальных страховых взносов с предпринимателей, в особенности с владельцев малых предприятий. 

«Владельцы небольших компаний чаще забывают вовремя уплачивать соцвзносы, в отличие от своих коллег из большого бизнеса. Это происходит потому, что большинство мелких предпринимателей одновременно и развивают бизнес, и сами готовят отчетность в контролирующие органы.

Думаю, что владельцы маленьких компаний станут более дисциплинированными, сдавая всю документацию по налоговым и неналоговым платежам в один контролирующий орган — ФНС. Ведь любой бизнес заинтересован в хороших отношениях с налоговой инспекцией», — подчеркнул Корочкин.

Он также напомнил, что от уплаты всех налогов и страховых сборов на два года освобождаются льготные категории самозанятых предпринимателей: домохозяйки, частные репетиторы и няни.

Среди прочего эксперты отметили следующий положительный момент для бизнеса: сегодня российские компании ожидают, что количество отчетов и бумажной волокиты существенно сократится, и передача администрирования страховых взносов под управление ФНС — это лишь первые шаги.

Сбор страховых взносов — под особый контроль

Сотрудники Федеральной налоговой службы также заверили, что передача страховых взносов в администрирование налоговых органов, по сути, лишь технический прием, а все элементы взимания страховых взносов остаются прежними: категории плательщиков, облагаемая база, тарифы, необлагаемые суммы и льготные категории плательщиков (малый бизнес и отдельные отрасли экономики).

Источник: https://tass.ru/msp-analitika/4018622

Фнс собирает страховые взносы вместо пфр. почему риски для бизнеса серьёзно увеличиваются?

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Источник: https://nalog-advocat.ru/strahovye-vznosy/

За 5 лет ФНС России построила принципиально новую архитектуру цифрового налогового администрирования

В последний день февраля прошло заседание Коллегии ФНС России. Мероприятие прошло в расширенном составе. Помимо традиционного подведения итогов работы за прошедший, 2017 год, руководитель Налоговой службы Михаил Мишустин рассказал о новой архитектуре российского налогового администрирования, которую удалось выстроить за истекшие 5 лет.

Доход в консолидированный бюджет страны — ключевой показатель работы Ведомства. По нему обеспечен прирост почти в 20% по сравнению с 2016 годом. Поступления в федеральный бюджет выросли на 32%.

Михаил Мишустин особо отметил, столь высокие показатели обеспечены за счет налогов традиционно и повсеместно считающихся самыми сложными в администрировании. Это налог на прибыль и НДС (соответственно +18,8% и +15,5%). Далее прирост обеспечен ростом сборов по акцизам – 1,5 трлн рублей (+17,6%) и имущественному налогу — 1,2 трлн рублей (+11,9%).

Мишустин подчеркнул, что повышение эффективности налогового администрирования обеспечило прирост совокупного дохода от нефтегазовой отрасли на четверть. И это отчетливый знак сокращения теневого сектора. Таким образом в России формируется прозрачная бизнес среда, обеспечивающая честную конкуренцию участникам рынка.

С января прошлого года Службе поручено администрировать страховые взносы. Мишустин отметил, что в первый же год поступления в ПФР, ФСС и ФОМС выросли почти на пол триллиона рублей. Итоговая сумма за 2017 году составила 5,8 трлн рублей.

При этом темпы поступлений страховых взносов были на 1,9% выше темпов роста среднемесячной зарплаты в стране.

Дополнительно Налоговая служба урегулировала 173 из 522 млрд рублей задолженности по страховым взносам, переданной от внебюджетных фондов.

Михаил Мишустин рассказал о том, что рекордные темпы роста по налогам и сборам Служба обеспечила именно за счет построения принципиально новой архитектуры цифрового налогового администрирования. Изменился сам принцип контроля.

Теперь не столько контролируется отдельный налогоплательщик, сколько обеспечивается прозрачная налоговая среда в отраслях экономики, в которой все труднее использовать незаконные схемы и любым другим способом уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств в полной мере.

Такой подход позволяет сокращать административную нагрузку на бизнес, регулярно уменьшать количество выездных налоговых проверок.

Мишустин рассказал, что налоговые проверки в последние 5 лет стали просто редкостью. Их число снизилось более, чем вдвое. Однако эффективность проверки, если таковая все же направляется к налогоплательщику, возросла с 3,2 до 9,5 млн рублей по каждой.

В ФНС констатируют сокращение судебных споров с бизнесом. В 2013 году их количество составляло 53,3 тысячи, в 2017 году только 11,4 тысячи

Михаил Владимирович Мишустин высказал понимание важности оценки бизнесменами рисков при выборе контрагентов. Он объявил собравшимся, что для расширения таких возможностей на сайте ФНС России очень скоро заработает новый электронный сервис “Прозрачный бизнес”.

“Раньше информация о доходах и расходах компании, численности работников, суммах уплаченных налогов и задолженностях составляла налоговую тайну, теперь же она будет в открытом доступе”, — рассказал Михаил Мишустин.

Глава Ведомства выразил уверенность, это даст сильный импульс для повышения прозрачности экономики.

Поменялось отношение к инициированию процедур банкротства. Михаил Мишустин отметил, что теперь это делается только, когда есть вероятность поступления средств в бюджет. В 2017 году компании-банкроты перечислили в бюджет 101 млрд рублей, что в 11 раз превышает показатели пятилетней давности.

Важным моментом Ведомство Мишустина считает активно применять согласительные процедуры. Они дают возможность налогоплательщику, попавшему в сложную ситуацию погасить задолженность в рассрочку, сохранив при этом деловую репутацию и сам бизнес.

Мишустин отметил благоприятные результаты проекта ФНС России по переводу розничной торговли на новый порядок использования контрольно-кассовой техники. Кассы нового поколения способны передавать всю необходимую информацию в налоговые органы практически в режиме реального времени. Такую же информацию теперь онлайн может получать и владелец бизнеса.

Михаил Владимирович подчеркнул, что для микрокомпаний, применяющих ЕНВД и патент, эта реформа прошла финансово безболезненно. За каждую онлайн кассу им предоставили налоговый вычет 18 тысяч рублей.

К настоящему моменту в стране зарегистрированы более полутора миллионов онлайн-касс, выручка по каждой из них возросла в полтора раза. В этом году пройдет второй этап реформы.

Проекты по маркировке товаров – еще один удавшийся проект. Первыми начали маркировать меховые изделия, далее последовал пилотный проект по маркировке лекарственных препаратов. Разработано мобильное приложение, с помощью которого каждый покупатель может на месте в аптеке проверить подлинность товара через QR-код.

Следующий этап построения системы цифрового налогового администрирования – объединить АСК НДС, ККТ и Маркировку. “Таким образом, вся фискальная информация автоматически будет отражаться в системе ГИС Маркировка через онлайн-чеки”, — пояснил Михаил Мишустин.

В истекшем году ФНС России осуществила еще один успешный проект – на налоговый учет для уплаты НДС в российскую казну вставили 143 иностранные компании, предоставляющие интернет услуги российским потребителям. Заявленная ими сумма налога составила 9,4 млрд рублей.

Читайте также:  Пониженные ставки акцизов — только для российских вин - все о налогах

Мировая практика Tax Free с 6 февраля 2018 года заработала и в России. Это еще одно событие, подготовленное в 2017 году. В настоящее время механизм работает в Москве, Красногорске Московской области, Санкт-Петербурге и Сочи.

Михаил Мишустин также напомнил, что наша страна присоединилась к международным договоренностям по автоматическому обмену информацией между фискальными органами стран ОЭСР.

На сайте Службы для этого в режиме тестирования запущен сервис “Отчет об иностранных клиентах”.

В скором будущем через него финансовый сектор будет ежегодно предоставлять информацию о клиентах-резидентах иностранных государств.

Источник: https://worldtaxes.ru/za-5-let-fns-rossii-postroila-printsipialno-novuyu-arhitekturu-tsifrovogo-nalogovogo-administrirovaniya/

Об оценке эффективности деятельности налоговых органов в России

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

УДК 336.02

Об оценке эффективности деятельности налоговых органов в России

Хафизова А.Р.

Старший преподаватель кафедры налогообложения Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрены показатели оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы России.

Выявлены недостатки существующей методики оценки их деятельности, предложены рекомендации по ее совершенствованию, в частности, по структурированию ее показателей по пяти направлениям, а также по уточнению и дополнению показателей оценки эффективности деятельности налоговых органов.

Ключевые слова: оценка эффективности, показатели, методика, налоговые органы, деятельность налоговых органов, налоговое администрирование.

Проблема оценки эффективности и результативности деятельности государственных органов управления относится и к налоговым органам. Начиная с 2004 г., Правительство Российской Федерации активно занимается этим вопросом, и эта проблема касается всех министерств и ведомств, не исключение — Федеральная налоговая служба [1].

Министерство финансов Российской Федерации оценивает деятельность Федеральной налоговой службы в рамках мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета [2].

Федеральная налоговая служба оценивает деятельность своих территориальных органов с точки зрения эффективности их деятельности по своим показателям, которые постоянно уточняются и дополняются.

В основе этой оценки лежит бальная система оценки деятельности налоговых органов по целому ряду показателей, количество которых постоянно меняется. Вес каждого показателя оценивается по различным баллам и суммируется.

Ежеквартально Федеральная налоговая служба составляет рейтинг Управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации по 15 показателям. В свою очередь, Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации определяют рейтинг нижестоящих налоговых инспекций. По этому рейтингу можно судить в том числе и о качестве налогового админи-

стрирования территориальных налоговых органов. Несмотря на постоянное совершенствование методики оценки территориальных налоговых органов, нами выявлен ряд недостатков:

— показатели не сгруппированы по направлениям деятельности, как это сделано, например, Министерством финансов Российской Федерации относительно мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [3] или оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета, к которым относится и Федеральная налоговая служба;

— превалируют показатели, характеризующие контрольную работу налоговых органов (из 15 показателей 7 по контрольной работе), что вполне справедливо, однако ряд показателей, характеризующих контрольную работу налоговых органов, дублируют друг друга;

— отсутствуют показатели, учитывающие качество предоставления налоговыми органами государственных услуг, что в современных условиях — важный элемент в системе государственного управления.

При разработке наших рекомендаций по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности налоговых органов мы исходили из следующего:

85

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

Во-первых, показатели должны быть сгруппированы по направлениям деятельности налоговых органов. Таких направлений, на наш взгляд, могло бы быть пять:

1. Общее состояние качества налогового администрирования;

2. Контрольная работа налоговых органов;

3. Налоговая задолженность и банкротство;

4. Урегулирование налоговых споров;

5. Государственные услуги.

Во-вторых, каждая группа направлений деятельности налоговых органов должна содержать как минимум два показателя.

В-третьих, каждый показатель по группе направлений должен быть оценен по бальной шкале.

В-четвертых, рассчитывается сводный показатель эффективности работы налоговых органов, учитывающий загруженность налоговых органов. Сводный показатель позволяет дать оценку работы налоговых органов по всем направлениям деятельности.

В первую группу направления — группу А «Общее состояние качества налогового администрирования» мы включили два показателя. К этим показателям относятся собираемость налогов и сборов и уровень отклонений фактического поступления в федеральный бюджет относительно прогноза поступлений.

Вторая группа направления — группа Б «Контрольная работа налоговых органов» характеризует качество проведения контрольных мероприятий. В эту группу мы предлагаем внести показатели, характеризующие качество проведения контрольной работы. Таких показателей четыре, и они, на наш взгляд, в целом характеризуют эффективность деятельности налоговых органов по контрольной работе:

— удельный вес низкорезультативных проверок организаций с суммами доначисленных платежей (с учетом увеличенных налоговых обязательств) до 1 млн. рублей;

— отношение сумм убытков, уменьшенных по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов, к сумме убытков, заявленных налогоплательщиками;

— отношение суммы доначисленных платежей по результатам выездных проверок в расчете на 1 гражданского служащего, согласно штатному расписанию, к среднему значению показателя по группе управлений;

— отношение сумм взысканных платежей по результатам камеральных и выездных проверок к сумме доначисленных платежей 86

по результатам проверок, решения по которым вступили в силу (за два года) с учетом динамики сумм взысканных платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

К третьей группе направления — группе В «Налоговая задолженность и банкротство» можно отнести три показателя:

— снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации;

— интегральный показатель качества обеспечения процедур банкротства;

— повышение эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства.

По группе направления — группе Г «Урегулирование налоговых споров» можно отнести три показателя, которые связаны с досудебным и судебным урегулированием налоговых споров:

— процентное соотношение сумм требования, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками;

— соотношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими налоговыми органами), к числу заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами;

— интегральный показатель качества осуществления функции по государственному регулированию.

И наконец, по пятой группе направления — группе Д «Государственные услуги» нами предлагается 5 показателей, которые характеризовали бы качество предоставления налогоплательщикам государственных услуг (табл. 1).

Показатель Д4 — «Интегральный показатель качества предоставления государственных услуг» мы предлагаем рассчитывать по следующей формуле: Игу = (ГУг + ГУ2 + ГУ3 + ГУ) / 4, (1)

где: Игу — интегральный показатель качества предоставления государственных услуг;

ГУ} — доля налогоплательщиков, удовлетворенных временем, потребовавшимся для государствен-

Таблица 1

Группа Д «Государственные услуги»

№ п/п Предлагаемые показатели

Д1 Удельный вес налогоплательщиков-организаций, представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, в общем количестве налогоплательщиков-организаций, представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность

Д2 Удельный вес налогоплательщиков-физических лиц, представивших налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи, в общем количестве налогоплательщиков-физических лиц, представивших налоговые декларации

Д3 Количество жалоб со стороны налогоплательщиков на качество государственной услуги

Д4 Интегральный показатель качества предоставления государственных услуг

Д5 Интегральный показатель открытости и прозрачности налоговых органов

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

ной регистрации, к общему количеству налогоплательщиков, оценивших качество предоставления государственной услуги по государственной регистрации;

ГУ2 — доля налогоплательщиков, удовлетворенных временем, потребовавшимся для предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, к общему количеству налогоплательщиков, оценивших качество предоставления государственной услуги по предоставлению сведений из Единого государственного реестра юридических лиц;

ГУ3 — доля налогоплательщиков, удовлетворенных доступностью бесплатной информации о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов, а также предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения, к общему количеству налогоплательщиков, оценивших качество предоставления государственной услуги по бесплатному информированию;

ГУ4 — доля налогоплательщиков, удовлетворенных электронными сервисами, к общему количеству налогоплательщиков, оценивших качество и удобство электронных сервисов.

Все перечисленные выше показатели формулы 1 измеряются в процентах. Оценка качества предоставления государственной услуги осуществляется по пятибалльной шкале.

Доля налогоплательщиков, удовлетворенных качеством государственной услуги, определяется как доля налогоплательщиков, оценивших результаты предоставления государственных услуг по соответствующему критерию на 4 или 5 баллов, от общего количества налогоплательщиков, оценивших качество государственных услуг. То есть 5 баллов — это наивысшая оценка, а 1 балл — это наихудшая оценка.

Также нами предлагается по группе Д «Государственные услуги» внести еще один показатель — Д5 «Интегральный показатель открытости и прозрачности налоговых органов», который состоит из четырех компонентов и рассчитывается по следующей формуле:

Иоп = (ОП+ОП2 + ОП3 + ОП) / 4, (2)

где: Иоп — интегральный показатель открытости и прозрачности налоговых органов;

ОП4 — доля пользователей, удовлетворенных качеством поиска и получения требуемой информации, которые обратились на официальный сайт nalog.ru к общему количеству пользователей сайта;

ОП2 — доля обращений налогоплательщиков, поступивших в налоговые органы в электронной форме, к общему количеству поступивших в налоговые органы обращений налогоплательщиков;

ОП3 — доля обращений налогоплательщиков, рассмотренных налоговыми органами в установленный срок, к общему количеству поступивших в налоговые органы обращений налогоплательщиков;

ОП4 — доля запросов от СМИ, ответ на которые налоговые органы предоставляют в сокращенные сроки, к общему количеству запросов, поступающих от СМИ.

Показатели формулы 2 измеряются в процентах. Оцениваются эти показатели также как и показатели качества предоставления государственных услуг. То есть положительной оценкой является 4 или 5 баллов, а отрицательной — от 1 до 3 балла.

Далее, к каждому расчетному показателю предлагаем присваивать баллы в зависимости от особенностей каждого из направления. Мы пересмотрели систему бальной оценки в связи с внесенными изменениями (табл. 2).

Таблица 2

Бальная оценка группы направлений деятельности налоговых органов

Группа Наименование направления Предлагаемые баллы

А Общие показатели качества налогового администрирования max = 10

Б Контрольная работа налоговых органов max = 50

В Показатели налоговой задолженности и банкротства max = 20

Г Урегулирование налоговых споров max = 15

Д Государственные услуги max = 25

Таким образом, после осуществляется подсчет общего количества баллов.

Нами предлагается общее количество баллов индексировать на коэффициент загруженности налоговых органов, так как в настоящее время не учитывается штатная численность и количество налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговых органах. Поэтому мы предлагаем ввести коэффициент загруженности налоговых органов, расчет которого представлен в формуле:

Kz = I/N * 100, (3)

где: Kz — коэффициент загруженности налоговых органов;

I — штатная численность (без персонала по охране и обслуживанию зала);

Читайте также:  Готова новая декларация по транспортному налогу - все о налогах

N — количество налогоплательщиков, стоящих на учете.

Итак, общее количество баллов индексируется на коэффициент загруженности налоговых органов, так как загруженность каждой инспекции неодинаковая. В отношении Управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации также следует применять корректирующий коэффициент загруженности, так как количество

87

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Экономика

налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговых органах различных субъектов Российской Федерации, неодинаково. Вывод об эффективности работы и рейтинг налоговых органов можно сделать на основе итогового значения, формируемого в результате суммирования индивидуальных бальных оценок: 3ta = (Э1 + Э2 + Э3 + Э4 + 3J * Kz, (4)

где: Эta — значение сводного показателя эффективности работы налоговых органов;

Эг — балл по группе А;

32 — балл по группе Б;

33 — балл по группе В;

34 — балл по группе Г;

35 — балл по группе Д.

Таким образом, можно получить оценку и общее заключение об эффективности деятельности как нижестоящих налоговых органов, так и Управлений ФНС по субъектам РФ. Вносимые рекомендации, на наш взгляд, могут позволить улучшить существующую методику как с точки зрения унификации направлений, так и новых показателей деятельности налоговых органов.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // СЗ РФ. — 2004. — № 22. — Ст. 2180.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otsenke-effektivnosti-deyatelnosti-nalogovyh-organov-v-rossii

Почему Налоговая будет теперь собирать пенсионные,страховые, медицинские и другие взносы?

Президент Путин предложил сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. И заниматься всеми этими сборами будет поручено Службе Мишустина (кто не в курсе – это Федеральная налоговая служба).

Все-таки СОБИРАТЬ – ближе именно ФНС. У них для этого все есть. И Кодекс Налоговый и полномочия с функциями, которых у тех же, к примеру, государственных внебюджетных фондов не имеется. Вроде бы логично, однако, народ все равно находит, что обсуждать.

Немного истории. До 2001 года взносы на обязательное пенсионное страхование администрировались Пенсионным фондом России. На тот момент, когда решили передать администрирование этих взносов налоговикам задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды составила 689 млрд. рублей. В пенсионный фонд, в том числе 471,8 млрд.

В течение 9 лет налоговики администрировали Единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. За это время задолженность была практически ликвидирована. Остаток задолженности от первоначальной (доставшейся “в наследство”) составлял 9,2 млрд. руб. или 1,3%.

В 2009 году появилась идея (по сути-то правильная), что есть смысл объединить в одних руках все функций, связанных со страховыми взносами (от сбора сумм страховых взносов до выплаты сумм страхового обеспечения). И в 2010 году функции администратора доходов системы обязательного социального страхования передали Государственным внебюджетным фондам (ГВФ). ЕСН был отменен.

Но тут возросла административная нагрузка на страхователей/налоговых агентов. У бизнеса стало больше отчетности, которую было необходимо еще и представлять в разные органы. Соответственно количество проверяющих и проверок возросло.

Писали, писали, отчитывались, отчитывались… Но, как известно, у семи нянек дитя без глазу! За 5 последующих лет (с 2010 – 2015 гг) задолженность по взносам снова возросла. Она, увеличиваясь в среднем на 35 млрд. руб. в год, достигла на 1 января 2016 года более 200 млрд. Рублей. А это дефицит в бюджете фондов. И для того, чтобы его покрыть, нужен трансфер из федерального бюджета.

И ежегодно этот трансфер только рос. В 2015 году он перевалил за 3 триллиона рублей! Сложно назвать нормальной ситуацию, когда вместо того, чтобы собирать все, что положено, происходит латание дыр за счет каких-то других бюджетных нужд.

Что-то не слышал, о лишних бюджетных деньгах у нас!

Получается у ФНС собирать налоги, получалось поправить ситуацию с этими же сборами? Пусть работают! Тем более, что: “полномочии по социальному обеспечению граждан – выплата пенсий, пособий, обеспечение медицинской помощи и т.п. остаются у тех же внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС). Расходные обязательства в полном объеме, без изменений правил их формирования сохраняются за ГВФ”.

Эксперты уверяют, что “повышение платежной дисциплины в отношении страховых отчислений должно принести в бюджет ежегодно 40-50 млрд. рублей дополнительных доходов”. Чем плохо?

Собственно и для бизнеса ситуация упростится – отчитываться придется только перед Налоговой. Да и в электронном виде, как у них сейчас принято. Бумажек, проверок и контролеров меньше станет.

Источник: https://mirnalog.ru/pochemu-nalogovaya-budet-teper-sobirat-pensionnye-strahovye-meditsinskie-i-drugie-vznosy/

Экономический анализ деятельности межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий.

Финансирование расходов на содержание межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Предпринимательскую деятельность инспекция не осуществляет, следовательно, доходы отсутствуют.

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных федеральными законами, гражданским служащим гарантируются равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы.

Гражданским служащим может предоставляться право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности, денежного содержания, на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы, а также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами [29, с. 275].

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений фонд оплаты труда работников инспекции формируется на календарный год исходя из лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах, представленных в таблице 10;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается);

д) ежемесячное денежное поощрение;

е) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь [30].

Таблица 10 — Размеры, ежемесячной надбавки к должностному окладу за
выслугу лет на гражданской службе

при стаже гражданской службы в процентах
от 1 года до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
свыше 15 лет

Оплата труда работников, замещающих должности не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат [32].

Межрайонная ИФНС России №15 по Иркутской области производит сотрудникам данной категории следующие ежемесячные и дополнительные выплаты:

а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде — в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размерах представленных в таблице 11;

в) премии по размерам работы (размер премий не ограничивается);

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

д) ежемесячное денежное поощрение — в размере 1 должностного оклада;

е) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз в год — в размере 2 должностных окладов;

ж) материальная помощь.

Таблица 11 — Размеры, ежемесячной надбавки к должностному окладу за
выслугу лет

Стаж работы в процентах
от 3 до 8 лет
от 8 до 13 лет
от 13 до 18 лет
от 18 до 23 лет
свыше 15 лет 30;

Оплата труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, состоит из должностного оклада, размер которого зависит от того, какой работнику присвоен разряд, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Инспекция производит работникам данной категории, следующие ежемесячные и дополнительные выплаты:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

в) персональный повышающий коэффициент к окладу;

г) ежемесячное денежное поощрение — в размере 1 должностного оклада;

д) премии по размерам работы;

е) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз в год;

ж) материальная помощь.

Проведем анализ уровня и динамики оплаты труда в межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области, для этого рассчитаем общий фонд оплаты труда, а также определим среднюю заработную плату сотрудников инспекции.

Динамика оплаты труда и средней заработной платы приведена в таблице 12.

Таблица 12 — Динамика оплаты труда и средней заработной платы в
межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области

1 квартал 2009 г. 2 квартал 2009 г. 3 квартал 2009 г. 4 квартал 2009 г.
1 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 2437,140 2547,450 2322,490 2422,380
Цепной индекс 1,00 1,05 0,91 1,04
2 Средняя заработная плата работников, тыс. руб. 17,043 17,940 16,472 17,180
Цепной индекс 1,00 1,05 0,92 1,04

Динамика фонда оплаты труда сотрудников инспекции представлена на рисунке 10.

Анализируя данные таблицы 12, можно сказать, что на протяжении 2009 года фонд оплаты труда и средняя заработная плата то росли, то снижались, данные показатели не имели определенной тенденции к росту или сокращению.

Рисунок 10 — Динамика фонда оплаты труда сотрудников межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области

Фонд оплаты труда во втором квартале 2009 увеличился на 5% по сравнению с первым кварталом, в третьем квартале напротив снизился на 9%, а четвертом снова вырос на 4%. Размер средней заработной платы имел аналогичное изменение. Это связано с тем, что в одном квартале по сравнению с другим было использовано большее количество средств фонда материального поощрения.

В целом можно сказать, что средняя заработная плата сотрудников инспекции в течение года менялась незначительно.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях.

Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей.

Читайте также:  Коэффициент-дефлятор на 2018 год — минэк определился с размерами - все о налогах

В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Поэтому необходимо проанализировать объемы, структуру и динамику налоговых поступлений. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации представлены в таблице 13.

Таблица 13 — Поступление налогов, сборов и иных обязательных
платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009 год

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета, тыс. руб.
1 квартал 2009 г. 2 квартал 2009 г. 3 квартал 2009 г. 4 квартал 2009 г.
Всего по налоговым и другим доходам — 8746968
Цепной индекс 1,00 — 12,49 -0,58 0,66
1 Налоговые доходы — 8747718
Цепной индекс 1,00 — 12,51 -0,58 0,66
1.1 Налог на прибыль организации
Цепной индекс 1,00 8,26 1,51 1,48
1.2 Налог на доходы физических лиц — 834794
Цепной индекс 1,00 1,24 0,87 -4,50
1.3 Налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ — 10378132
Цепной индекс 1,00 -35,28 -0,27 0,02
1.4 Налог на имущество
Цепной индекс 1,00 1,43 1,11 0,97
1.5 Транспортный налог
Цепной индекс 1,00 0,65 0,45 0,97
1.6 Земельный налог
Цепной индекс 1,00 0,99 1,21 1,01
1.7 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
Цепной индекс 1,00 0,58 2,92 0,62
1.8 Государственная пошлина, сборы
Цепной индекс 1,00 1,31 0,98 1,35
2 Неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами
Цепной индекс 1,00 0,72 0,79 0,76
2.1 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства -30
Цепной индекс 1,00 0,39 0,99 -0,21
2.2 Штрафы, санкции, возмещение ущерба
Цепной индекс 1,00 0,90 0,74 1,07

За 2009 год в бюджетную систему и внебюджетные фонды межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области мобилизовано налогов, сборов, неналоговых доходов и других обязательных платежей в сумме 328368 тыс. рублей, в том числе:

— налоговых доходов — 325525 тыс. рублей;

— неналоговых доходов — 2843 тыс. рублей.

Отрицательные значения показателей, приведенных в таблице 13, означают, что большее количество денежных средств было перечислено на лицевые счета плательщиков, чем получено от них.

Рост к 4 кварталу 2009 года по сравнению с 1 кварталом составил 2641620 тыс. рублей или 477 процентов.

Динамика поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009 год изображена на рисунке 11.

Рисунок 11 — Динамика поступлений налогов, сборов и иных обязательных

платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009 год

В структуре доходов доля налоговых доходов составила 99 %, доля неналоговых поступлений составила 1 %.

Основная доля поступлений за 4 квартал 2009 года в бюджет формируется за счет налога на прибыль организации — 2933930 тыс. рублей (88%).

Снижение поступлений допущено по следующим доходным источникам:

— налог на доходы физических лиц на 1006961 тыс. рублей;

— налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации на 232230 тыс. рублей;

— транспортный налог на 11283 тыс. рублей.

Увеличение объема поступлений доходов бюджета в 2009 году объясняется улучшением социально-экономической ситуации в городе, финансового состояния крупных налогоплательщиков. Кроме того, на эти результаты повлияло проведение системной работы по мобилизации доходов, осуществляемой межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области.

Юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т. п. Поэтому возникает необходимость рассмотреть понятие «недоимка».

«Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок» [33].

Структура и динамика недоимки по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, поступившими в бюджетную систему Российской Федерации представлена в таблице 14.

Таблица 14 — Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым

санкциям в бюджетную систему Российской

Федерации, тыс. руб.

Оформление табл…

1 квартал 2009 г. 2 квартал 2009 г. 3 квартал 2009 г. 4 квартал 2009 г.
Задолженность по налогам и сборам всего,
Цепной индекс 1,00 0,92 1,00 1,07
в том числе:
Недоимка:
Цепной индекс 1,00 0,89 1,12 1,12
из нее: недоимка отсутствующих должников
Цепной индекс 1,00 0,70 0,79 1,17
недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства

Продолжение таблицы 14

Цепной индекс 1,00 0,26 7,04 2,13
Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям
Цепной индекс 1,00 0,94 0,99 1,06

По данным межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области в 4 квартале 2009 года недоимка по налогам и сборам, поступившим в бюджетную систему Российской Федерации, составила 104311 тыс. рублей, в том числе:

— недоимка, отсутствующих должников — 13782 тыс. рублей;

— недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства — 6532 тыс. рублей.

Структура недоимки по налогам и сборам, поступившим в 4 квартале 2009 года, представлены на рисунке 12.

Рисунок 12 — Структура недоимки по налогам и сборам, поступившим

в 4 квартале 2009 года

По сравнению с задолженностью в 1 квартале 2009 года (92704 тыс. рублей) в 4 квартале 2009 года (104311 тыс. рублей) недоимка увеличилась на 11607 тыс. рублей или на 12%, что является отрицательной тенденцией.

Напротив положительной тенденцией является то, что общая задолженность по налогам и сборам в 4 квартале 2009 года (237989 тыс. рублей) снизилась по сравнению с 1 кварталом 2009 года (243823 тыс. рублей) на 5834 тыс. рублей или на 3%.

В целях погашения задолженности и привлечения доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации проводится анализ недоимки и ежемесячный мониторинг уплаты налогов. Плательщикам, несвоевременно уплатившим платежи в бюджет, начисляют пени и налагают на них налоговые санкции.

Наиболее действенной мерой по предупреждению роста недоимки продолжает оставаться направление требований в адрес налогоплательщиков.

В данном разделе мы дали краткую характеристику межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Иркутской области, проанализировали кадровый потенциал данной организации и экономическую деятельность инспекции.

На основе вышеизложенного можно сказать, что межрайонная ИФНС России №15 по Иркутской области является стабильно функционирующей организацией, которая действует уже на протяжении долгих лет.

Персонал инспекции имеет потенциал для развития, сотрудники инспекции хорошо подготовлены, достаточно компетентны, обладают необходимым опытом и уровнем знаний, а также соблюдают трудовую дисциплину и рационально используют рабочее время.

Фонд оплаты труда сотрудников межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области значительно не сокращается, что обеспечивает поддержку сотрудникам достаточного уровня жизни.

Инспекция добросовестно исполняет возложенные на нее функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных платежей.

Применяет меры по снижению недоимки и общей задолженности по налогам и сборам.

Источник: https://megalektsii.ru/s9747t2.html

Глава ФНС отчитался о росте собираемости налогов

Передача администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе себя оправдала, считает премьер-министр Дмитрий Медведев.

ФНС занимается администрированием страховых взносов с прошлого года. Сборы страховых платежей по итогам 2017 года выросли на 483 миллиарда рублей.

«Январь-февраль показывает по темпам также плюс 13,9 процента, то есть достаточно высокие темпы сбора», — рассказал на встрече с председателем правительства глава службы Михаил Мишустин.

«То есть вы хотите сделать вывод, что передача функций по администрированию социальных платежей в налоговую службу себя оправдала и позволила собрать большее количество таких платежей», — заключил премьер.

Вместе с администрированием страховых взносов налоговая служба получила и все накопленные по ним разбирательства с долгами. В задолженности сегодня насчитывается около 522 миллиардов рублей. «Мы сейчас занимаемся ее взысканием.

Соответственно, часть задолженности списывается. Это то, что касается восьми МРОТ, — пояснил Мишустин. — Было соответствующее поручение президента в Послании. И на сегодняшний день мы уже разобрались с этой задолженностью.

Надеемся дополнительно взыскать в бюджет то, что возможно, то, что подлежит взысканию».

Налоговые поступления 
в казну исправно прирастают: на 20 процентов в консолидированный бюджет и на 32 процента в федеральный

Налоговые поступления в казну тоже исправно прирастают: на 20 процентов в консолидированный бюджет и на 32 процента в федеральный. «Соответственно, если смотреть на показатели закона о федеральном бюджете, которые были уже уточнены по макропоказателям, то они исполнены на 102,6 процента, — отметил глава ФНС.

— То есть практически все, что было рассчитано, выполнено». Налоговое администрирование дало 24 процента увеличения — около 400 миллиардов рублей — ненефтегазовых доходов. Общая же их доля в бюджете составила 60 процентов.

«Если говорить непосредственно о конкретных налогах, то поступления налога на прибыль стали основными драйверами роста. Это плюс 18,8 процента, в общей сумме плюс 520 миллиардов рублей», — уточнил Мишустин.

Налог на добавленную стоимость растет в течение пяти лет благодаря системе автоматизированного контроля за возмещением налога на добавленную стоимость, и рост его составил 15,5 процента. Налог на доходы физических лиц показал плюс 7,7 процента.

Силуанов пообещал пересмотреть налог на имущество россиян

Налоговая старается повышать эффективность выездных проверок. За пять лет их количество снизилось более чем в два раза: с 40 тысяч в 2013 году, то текущих 20 тысяч в год. А результативность поднялась почти в три раза.

«Непосредственно взыскание налогов после соответствующих доначислений растет, — сказала руководитель службы. — Сейчас это около 9,5 миллиона рублей. Очень важно, что нет пустых проверок, которые не приводят к результату». Сумма взысканных платежей на одну проверку выросла на 40 процентов.

При этом оценкой качества работы ФНС может быть снижение количества претензий к службе.

«На сегодняшний день — снижение почти в восемь раз. У нас их осталось чуть более 11 тысяч. И удельный вес требований, рассмотренных в пользу бюджета, — порядка 80 процентов», — подчеркнул Михаил Мишустин.

— В восемь раз — это довольно существенное изменение, конечно, — прокомментировал Медведев. — Что ж, это все хорошие итоги и для бюджетной системы, и для работы Налоговой службы. Но это, по всей вероятности, связано и с использованием современных способов или методов работы.

Он также призвал ФНС в рамках процессов маркировки различных товаров готовиться к внедрению системы прослеживаемости их движения не только на территории России, но и Евразийского экономического союза.

Источник: https://rg.ru/2018/03/11/glava-fns-otchitalsia-o-roste-sobiraemosti-nalogov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]