Пониженные ставки акцизов — только для российских вин — все о налогах

Новые правила расчета акцизов на иностранное вино

Минфин отменяет действие льгот для поставщиков импортного алкоголя.

Льготное использование акцизов сохранится только для российских поставщиков, а импортеры винной продукции будут обязаны не только осуществлять платежи в полном объеме, но и доначислить акциз за весь период действия льгот.

В начале мая Министерство Финансов РФ утвердило приказ, отменяющий действие льгот для поставщиков вина, ввозимого на территорию страны в рамках импорта. Сниженные ставки действовали с начала 2016 года и распространялись за тихие и игристые вина с защищенным географическим названием и защищенным наименованием место происхождения.

Основанием для отмены льгот указывается норма Федерального закона № 171, согласно которой применение сниженных ставок допускается только в границах географических объектов, в пределах которых произведена продукция. Последствия принятия нового приказа могут существенно отразиться на поставщиках импортного вина:

  • действие приказа может быть распространено на все время льготного расчета акцизов, т.е. поставщиков обяжут доначислить платежи по полным ставкам с 1 января 2016 года;
  • под отмену льгот не подпадают поставщики российской продукции, что создает заведомо неравные условия конкуренции;
  • запрет на применение пониженных тарифов неизбежно приведет к увеличению розничных цен на импортное вино.

Применение льготы позволяло уменьшить сумму акциза в бюджет почти в два раза. В частности, для тихих вин защищенного происхождения сниженная ставка составляла 5 рублей за 1 литр, тогда как для незащищенных вин сумма акциза установлена в 9 рублей за литр.

По предварительной оценке экспертов, доля указанных вин в общем ассортименте крупных поставщиком составляет до 40%. При этом ежегодно фиксируется существенный рост поставок продукции – в совокупном объеме импорта такие вина с защищенным географическим наименованием составляют 25 %.

Учитывая снижение поставок отечественного вина, действия Министерства Финансов РФ свидетельствуют о прямой поддержке российских поставщиков в ущерб принципам рыночной конкуренции.

Сам по себе,  факт отмены льготного порядка расчетов повлечет повышение розничных цен на импортное вино на 5-10%, однако главная проблема состоит в возможном доначислении поставщикам суммы акцизов за период с января 2016 года.

Для крупных компаний размер доначислений будет составлять десятки миллионов рублей, что может повлечь уход многих поставщиков с указанного рынка. От такого развития событий выиграют отечественные поставщики, что позволит существенно увеличить объемы поставок российской винной продукции.

Если отмена пониженных ставок акцизов является уже свершившимся фактом, то возможность доначисления на уже ввезенное вино будет зависеть от действий Федеральной таможенной службы и Центральной акцизной таможни. Полномочия ФТС позволяют доначислить платежи за предыдущие периоды, поэтому вопрос о судьбе ранее примененных льгот пока остается открытым.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/press-czentr/smi-o-kompani/novye-pravila-rascheta-akcizov-na-inostrannoe-vino.html

«Ой, извините, мы неправильно посчитали акциз»

Фото: Сергей Мальгавко / РИА новости

Минфин России отменил пониженные акцизы для импортеров так называемых защищенных вин. Импортеры удивились и пригрозили уходом с рынка, а аналитики предрекли очередное повышение цен и возвращение потребителей в «водочный» сегмент.

Ставка акциза на вино в России с 1 января 2016 года составляла 9 рублей на литр, на игристое вино — 26 рублей за литр, а на вино и шампанское с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) — 5 рублей и 13 рублей за литр соответственно.

С 1 января 2017 года ставка акциза на тихие вина была повышена до 18 рублей, на игристые вина — до 36 рублей на литр. При этом на вино с ЗГУ и ЗНМП сохранилась прошлогодняя ставка 5 рублей, а на такие же игристые вина — повышена до 14 рублей за литр.

В Минфине пояснили, что компании-импортеры не имели оснований использовать льготу по акцизу, так как изначально она предусматривалась только для отечественных производителей.

Федеральная таможенная служба России заявила, что планирует взыскать недополученные суммы акцизов от импорта, однако, по мнению участников рынка, это решение приведет к разорению 80 процентов компаний, занимающихся этим бизнесом.«Мы сдавали правильные таможенные декларации, их проверяли, никаких вопросов не было.

А теперь спустя полтора года нам говорят: ой, извините, мы у вас как-то неправильно посчитали акциз», — приводит «Коммерсантъ» мнение владельца компании «Моро» Дмитрия Сырых. По подсчетам собеседников издания, для некоторых компаний доначисленный сбор может превысить 100 миллионов рублей.

Изменение акцизной политики для импортных вин, как и следовало ожидать, пришлось по душе отечественным производителям. «Мы полностью поддерживаем эту инициативу Минфина, — прокомментировал решение генеральный директор Inkerman Сергей Лебедев. — Конечно, льгота должна распространяться исключительно на российские вина.

Я не вижу смысла давать дополнительные преференции импортным производителям — идет ли речь о вине или о других продуктах». По словам руководителя компании, культура российского виноделия только начала возрождаться и нуждается в поддержке. «Когда мы приезжаем в ту же Италию, для нас же очевидно, что итальянское вино там будет дешевле, а импортное дороже.

В России пока не так — импортные и российские производители находятся практически в равных условиях на полке», — констатирует он.Размер поправки небольшой — в пределах нескольких процентов от конечной цены, поэтому эта мера немного снизит рентабельность для компаний-импортеров и дистрибьюторов, считает генеральный директор хозяйства Alma Valley Андрей Григорьев.

Он считает преувеличением прогнозы о грядущем банкротстве импортеров, однако согласен с тем, что издержки компаний, а вместе с ними и цены вырастут. Ценообразование российских вин, по мнению Андрея Григорьева, это напрямую не затронет. «Возможно, мы получим некоторые преимущества в связи с тем, что издержки на конкурентную импортную продукцию вырастут.

Эта мера по снижению акциза для вин с защищенным географическим указанием изначально и была задумана для поддержки российских производителей. Непонятно, почему эти 1,5 года импортеры ей спокойно пользовались», — заявил гендиректор хозяйства.

Аналитики при этом не так оптимистичны в прогнозах и считают, что необходимость выплатить дополнительно миллионные налоги в условиях кризиса обернется катастрофой для многих компаний. «Не стоит забывать, что в настоящее время бизнес в России переживает достаточно непростые времена, все возможные расходы планируются чуть ли не на годы вперед, — говорит адвокат бюро „Деловой фарватер“ Павел Ивченков. — Большинство компаний существуют в рамках строго обозначенного бизнес-плана. А тут дополнительные расходы, не заложенные изначально в бюджет организации, которые в принципе невозможно или достаточно трудно достать из оборота». В таком случае не избежать проблем с кредиторами и, как следствие, возбуждение процедуры несостоятельности (банкротства), добавляет эксперт.

Конечно, доначислить акциз задним числом за полтора года — это удивительная практика, которая действительно может разорить, а значит, выкинуть из рынка до 60-80 процентов компаний, которые, собственно, и создавались под использование льготы, комментирует решение министерства генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.По мнению аналитика «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, есть риск, что компании в ходе выплаты акцизной разницы с начала 2016 года фактически выдадут на откуп часть собственной прибыли, и это будет означать, что они работали себе в убыток. «Конечно, компании будут пересматривать свои отношения с поставщиками, но очевидно, что им станет выгоднее налаживать связи с российскими производителями, которые не лишены „скидки“», — говорит эксперт.

При этом он не исключает, что позиция Минфина может быть оспорена в суде, но туда импортеры могут пойти, только если действительно получат уведомления о доначисленных акцизах. «В этой ситуации у импортеров есть все шансы добиться справедливости, поскольку они подавали декларации с учетом пониженных акцизов, под которыми фактически подписалось само правительство. То есть налицо явное противоречие и снижение силы собственных подзаконных актов», — заключил он.

Эксперт напоминает, что пониженные акцизы для зарубежного алкоголя вводились на фоне стремительно падающего алкогольного рынка Так, в 2015 году он сильно просел, и новая мера позволила нарастить импорт вина — за один только январь 2016-го сразу на 4,5 процента, всего за тот год ввезено было 175 миллионов литров вина.

«Сейчас же, по всей видимости, ситуация на рынке привела к тому, что отечественное вино, в том числе и из Крыма, не может выдержать конкуренцию иностранному, поэтому таким образом правительство, скорее всего, хочет в ручном режиме переориентировать поставщиков и посредников на работу с отечественными производителями — здесь и цена привлекательная, и возможности для продвижения на рынки теперь стали более комфортные», — говорит аналитик.Нужно ли ждать повышения цен на импортное вино после пересмотра акцизной политики — вопрос риторический. При этом аналитики уверены, что подорожание коснется иностранного алкоголя. Отказ от пониженных акцизов для импортеров серьезно ударит по импорту вина, однако потребители почувствуют эффект от такого решения лишь через 4-5 месяцев, считает первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал. Российские производители попытаются занять долю компаний-импортеров, но все же роста цен не избежать, считает он. При этом дальнейшее падение доходов может, по его мнению, вернуть «аудиторию» крепкому алкоголю.В этой ситуации, считает Александр Шустов, больше всего будут платить потребители дешевых вин. «К сожалению, рост акцизов, как известно, сильнее всего бьет по наименее обеспеченным слоям населения — они не начинают потреблять меньше, а просто переходят на более дешевые вина или даже на крепкий алкоголь», — говорит аналитик. Он также ожидает, что «по обычной логике нашей экономики» вырастут цены и на российскую алкогольную продукцию, и на импортную, а еще в перспективе ожидается рост акцизов и на крепкий алкоголь. У правительства есть задача увеличить доходную часть бюджета, и оно ее выполняет. Но рост акцизов, по мнению аналитика, — это тупиковый вариант. «Как показывает практика ЕС, очень высокие акцизы, например на сигареты, приводят к тому, что сигареты становятся товаром номер 1 для контрабандистов и эти налоги все равно не удается собрать», — констатирует эксперт.

Что касается потребительского поведения, которое, по данным статистики, в последние годы говорит о росте интереса к некрепкому алкоголю, то повышение акцизов вряд ли сильно его изменит. «Текущая ситуация в целом вряд ли сместит вкусовые пристрастия любителей алкоголя, скорее, просто количество походов в винный отдел будет сокращаться. Или же ценители начнут наконец-то знакомиться с хорошим российским вином, которое вопреки скептикам все-таки существует», — говорит Кирилл Яковенко.

Само по себе повышение акциза не должно сильно повлиять на себестоимость продукта, считает гендиректор Inkerman Сергей Лебедев.

«Однако если импортеров все-таки обяжут выплачивать недостающие суммы, то рынок может лишиться здоровой конкуренции, что рано или поздно приведет к повышению цен (в первую очередь, на импортные продукты), и повлиять на выбор потребителя», — говорит он.

Интерес потребителя к вину, по словам эксперта, действительно растет, но важно, чтобы его поддерживало и государство. Акциз на вино вырос в два раза, с 9 до 18 рублей за литр, тогда как акциз на водку остался неизменным, а минимальная розничная цена и вовсе была снижена.

В настоящий момент минимальная цена на бутылку водки емкостью 0,5 литра составляет 205 рублей — таким образом, констатирует он, водка становится еще более доступной для потребителя, чем вино.

«Я надеюсь, что импортерам удастся договориться с Минфином и ФТС и избежать оплаты недоплаченных сумм акциза в федеральный бюджет задним числом, — заявил «Ленте.ру» Сергей Лебедев. — Это нанесет ущерб абсолютно всем компаниям, а для некоторых и вовсе может действительно грозить разорением. В конце концов, речь идет о двустороннем недопонимании и неправильной трактовке закона, а не о халатности и находчивости импортеров». При этом, по его мнению, нельзя ставить своей целью вытеснение с рынка импортной продукции. «В конце концов, — добавил он, — развитие культуры потребления вина невозможно без вин Старого и Нового Света, которые сегодня являются той самой планкой, на которую должны ориентироваться российские производители».

Читайте также:  Что такое офд для кассовых аппаратов? - все о налогах

Источник: https://news.rambler.ru/articles/36885971-oy-izvinite-my-nepravilno-poschitali-aktsiz/

Пояснение позиции Минфина России в отношении исчисления акцизов на вина с ЗГУ, а также с ЗНМП

В связи с публикацией «Местное — значит российское» в газете Коммерсант от 11.05.17 Минфин России считает необходимым пояснить свою позицию в отношении исчисления акцизов на вина с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения.

С 1 января 2016 года ставки акциза на вина были дифференцированы в связи с установлением в федеральном законе №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» понятий «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием», а также «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения» (законом также установлено, что такой винодельческой продукцией могут быть такие виды алкогольной продукции, как вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк).

После дифференциации ставок в 2016 году ставка акциза на вино составляла 9 рублей на литр, на игристое вино – 26 рублей за литр, а на вино и шампанское с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения – 5 и 13 рублей за литр соответственно.

[su_quote]

С 1 января 2017 года ставка акциза на тихие вина была повышена до 18 рублей, на игристые вина – до 36 рублей на литр.

При этом на вино с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения ставка сохранилась на уровне 2016 года – 5 рублей за литр, на игристые вина с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения – установлена на уровне 14 рублей за литр.

Таким образом, при решении вопроса о том, какую ставку акциза применять при ввозе конкретного тихого или игристого вина, импортеру и таможенным органам на основании норм Налогового кодекса необходимо определиться со значением понятия «вино (игристое вино) с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения». На наш взгляд, никаких проблем с этим не должно было возникнуть, поскольку пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса, действующий уже много лет, однозначно определяет, что «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». При том, что Налоговый кодекс не приводит особой трактовки терминов «вино (игристое вино) с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения», единственным возможным способом применения положений налогового законодательства об акцизах является использование определений отраслевого законодательства, то есть терминов, установленных федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Последний, между тем, в статье 2 предусматривает, что:

— винодельческая продукция с защищенным географическим указанием — винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на потребительской таре, и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями. Винодельческая продукция с защищенным географическим указанием производится из винограда, не менее 85 процентов которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной использованный для производства такой продукции виноград выращен в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен данный географический объект;

— винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения — винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на потребительской таре (упаковке), и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда, произрастающего и переработанного в границах данного географического объекта, и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, используемыми агротехническими мероприятиями и технологическими приемами.

При этом статья 6 того же закона относит определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов. Теоретически такая саморегулируемая организация могла бы предложить, а субъект Российской Федерации утвердить территории иных государств в качестве таких географических объектов, но, во-первых, это не следует из закона, а, во-вторых, Министерство сельского хозяйства в своем письме от 13 февраля 2017 г. N 21/126 разъяснило, что «субъект Российской Федерации определяет географические объекты, в границах которых выращивается не менее 85% винограда для производства вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, при этом остальной виноград, использованный для производства указанных вин, должен быть выращен в границах данного субъекта Российской Федерации, где расположен географический объект. На основании изложенного орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет географические объекты в пределах административно-территориальных границ своего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, именно законодательством, а не решением Минфина России, установлена привязка понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения к территориям субъектов Российской Федерации.

Именно такая идея лежала в основе введения таких понятий в отраслевое регулирование. Более того, любая иная трактовка указанных норм Налогового кодекса и отраслевого закона по государственному регулированию рынка алкоголя являлась бы нарушением российского законодательства.

Источник: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=34735

Акциз пополам: российских виноделов заинтересовали посадками. Фото

До перехода на госслужбу Титов был генеральным директором ОАО «Абрау-Дюрсо» (выручка в 2014 году $139,1 млн), одного из крупнейших в России производителей шампанского: предприятие выпускает 27,3 млн бутылок, из них 2,2 млн — по классической технологии.

Жена министра сельского хозяйства Александра Ткачева Ольга Ткачева владеет ООО «Шато де Талю» — небольшим винным хозяйством, которое выращивает собственный виноград (выручка в 2014 году 24 млн рублей, убыток 23,5 млн рублей).

«Шато де Толю» поставляет сырье в том числе и для «Абрау-Дюрсо».

Титов в качестве председателя совета Союза виноградарей и виноделов несколько лет лоббировал идею господдержки российских производителей, делающих вино из собственного винограда.

Один из предлагавшихся инструментов — «обнуление акциза»: вино, произведенное из российского винограда, предлагали включить в льготную группу регулирования с нулевой ставкой акциза, льготными условиями лицензирования, отдельной акцизной маркой.

Министерство финансов к идее обнуления относилось скептически — ведомство просило показать, за счет чего в этом случае будет пополняться бюджет. После того как к обсуждению подключился министр сельского хозяйства, сторонам, как рассказал источник Forbes, удалось прийти к компромиссному варианту: вместо обнуления принято снижение ставки акциза вдвое.

Не так давно были приняты поправки в 171-ФЗ, благодаря которым на этикетках бутылок вина должны появиться указание на зоны производства вин, что будет гарантировать их происхождение из российского винограда.

Среди тех, кому на руку снижение акцизов, есть как крупные винодельческие хозяйства, так и небольшие винодельческие компании на Кубани или в Крыму.

Например, один из крупнейших владельцев виноградников не только в России, но и в Европе — челябинская группа «Ариант», которой принадлежит компания «Кубань-Вино». Все свои тихие и игристые вина «Ариант» производит исключительно из собственного сырья: в 2014 году компания, по информации РБК, собрала 65 800 т винограда — 16,4% от всего российского урожая.

У винодельческого хозяйства «Лефкадия» после покупки винзавода Саук-Дерев в Крымском районе Краснодарского края площадь виноградников достигла 204 га — здесь выращивают 16 сортов винограда, инвестиции в новые посадки винограда составили 180 млн рублей.

«Снижение акциза с 8 до 4 рублей на бутылку не сильно повлияет на себестоимость, так как сумма акциза составляет всего 5% от цены бутылки, — замечает Михаил Николаев, владелец семейного предприятия «Николаев & сыновья».

— Однако при наших масштабах бизнеса (мы планируем выпустить около 1,25 млн бутылок) даст экономию около 5 млн рублей».

На эти средства, по его словам, можно засадить виноградом около 3 га, так что снижение акцизов приведет к росту рентабельности бизнеса и, соответственно, к большей конкурентоспособности российских вин. «Акцизы на импортный и на крепкий алкоголь будут, скорее всего, расти, а на российские вина останутся на нынешнем уровне», — замечает Николаев.

«Есть три канала получения сырья: вырастить свой виноград, купить сырье у соседей или привезти виноматериалы из другой страны. На больших предприятиях, как, например, наше, используют все три канала», — объясняет Павел Титов, председатель совета директоров ПАО «Абрау-Дюрсо», сын бизнес-омбудсмена.

По его словам, в производстве «Абрау-Дюрсо» использует как российские, так и зарубежные виноматериалы. «Нам пока сложно сказать, как снижение акцизов может отразиться для нас. Важно понять, как мы сможем внутри одного продукта отделить вино, произведенное из своего сырья, от привозного», — замечает Титов.

Читайте также:  Как учесть зарплату, если работник использовал отгул за работу в выходной? - все о налогах

Но он уверен, что снижение акциза для винодела — это дополнительный стимул улучшить экономику производства. Акцизный сбор с бутылки шампанского составлял в прошлом году около 14 рублей.

Все ли производители из отечественного винограда получат льготные условия?

Виноделам необходимо подать заявку в СРО, их терруары должны включить в реестр виноградников с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения. Первые претенденты на сниженный акциз, по словам Поповича, могут объявиться в начале 2016 года.

Прежние инициативы лоббистов-виноделов уже дают плоды, замечает Дробиз, производство вина в России в 2015 году увеличилось на 30%, а потребление вина с января по октябрь 2015 года выросло на 3,5%.

Источник: https://www.forbes.ru/sobytiya/biznes/307935-aktsiz-popolam-rossiiskikh-vinodelov-zainteresovali-posadkami

Минфин: введение пониженной ставки акциза на вина РФ направлено на развитие виноделия

МОСКВА, 11 мая. /ТАСС/. Введение пониженной ставки акциза на российские вина с защищенным географическим указанием направлено на развитие виноделия в РФ, сообщил замминистра финансов Илья Трунин на официальной странице Минфина в Facebook.

«Мы не регулируем российским законодательством, как классифицируются вина в других странах, это полномочия каждого конкретного государства. Мы развиваем свое виноделие, вводим понятия контроля места происхождения для своего вина и ведем акцизную политику, направленную на развитие российского виноделия», — заявил Трунин.

При этом, подчеркнул он, разница в ставках акциза на простые вина и вина с защищенным географическим указанием минимальна.

«Понятно, что импортеры стремятся сэкономить, но здесь важно напомнить, если речь идет о винах с защищенным географическим наименованием, то это заведомо более дорогая продукция. То же самое можно сказать и про шампанское», — отметил Трунин.

В четверг Минфин заявил, что считает незаконным применение пониженной ставки акциза к импортному вину с защищенным географическим указанием, а также вину с защищенным наименованием места происхождения.

Как сообщила газета «Коммерсантъ», Минфин подписал приказ, который выводит из-под пониженного акциза импортные вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП).

В письме первому заместителю руководителя ФТС Руслану Давыдову, на которое ссылается издание, говорится, что пониженные ставки на тихие и игристые вина с ЗГУ и ЗНМП возможны, только если субъект РФ сам определяет географические объекты, в границах которых произведен этот алкогольный напиток. В письме также содержалось предложение взыскать с импортеров недополученные суммы с акцизов, заплаченных в 2016 году.

После дифференциации ставок в 2016 году ставка акциза на вино составляла 9 рублей за литр, на игристое вино — 26 рублей за литр, а на вино и шампанское с ЗГУ и ЗНМП — 5 и 13 рублей за литр соответственно.

С 1 января 2017 года ставка акциза на тихие вина была повышена до 18 рублей, на игристые вина — до 36 рублей за литр. При этом на вино с ЗГУ и ЗНМП ставка сохранилась на уровне 2016 года — 5 рублей за литр, на игристые вина с ЗГУ и ЗНМП — установлена на уровне 14 рублей за литр.

Минфин уточняет, что законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливается, что винодельческая продукция с защищенным географическим указанием производится из винограда, не менее 85% которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной виноград выращен в границах субъекта РФ, в котором расположен данный географический объект.

При этом в пресс-службе ФТС ТАСС сообщили, что ведомство намерено взыскать с импортеров вина недополученные за 2016 год суммы акцизов.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/4245697

Минфин пояснил свою позицию по акцизам на импортное вино

Применение пониженных ставок акцизов к импортному вину с защищенным географическим наименованием нельзя назвать соответствующим российскому законодательству, следует из материалов Минфина.

В них поясняется, что «именно законодательством, а не решением Минфина России, установлена привязка понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения к территориям субъектов Российской Федерации». Любая иная трактовка указанных норм Налогового кодекса и отраслевого закона по государственному регулированию рынка алкоголя являлась бы нарушением российского законодательства, отмечают в ведомстве.

Московские полицейские «накрыли» крупнейший склад поддельного алкоголя

В Минфине подчеркивают, что теоретически саморегулируемая организация виноградарей и виноделов могла бы предложить, а тот или иной российский регион утвердить территории других государств как защищенные географические объекты. Однако из законодательства этого не следует, сообщает ведомство.

Кроме того, Минфин ссылается на письмо Минсельхоза, где говорится, что «субъект Российской Федерации определяет географические объекты, в границах которых выращивается не менее 85% винограда для производства вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, при этом остальной виноград, использованный для производства указанных вин, должен быть выращен в границах данного субъекта Российской Федерации, где расположен географический объект».

Ранее в четверг газета «Коммерсант» сообщила, что импортные вина приказом Минфина выводятся из-под пониженной акцизной ставки, действующей для продукции с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения.

Как сообщало издание, поставщиков зарубежного вина после этого могут обязать доначислить акциз за период действия пониженной ставки, то есть с 1 января 2016 года.

Как сообщили изданию представители рынка, в этом случае 80% импортеров могут прекратить свою деятельность.

В России запретят продавать алкоголь 21-летним

Ставки акцизов на вина были дифференцированы из-за введения в российское законодательство понятий о защищенном географическом указании и наименовании места происхождения.

После дифференциации ставок в 2016 году ставка акциза на вино составляла 9 рублей на литр, на игристое вино — 26 рублей за литр, а на вино и шампанское с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения — 5 и 13 рублей за литр соответственно.

С 2017 года ставка акциза на тихие вина повысилась до 18 рублей, на игристые — до 36 рублей за литр. Для вин с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения ставка осталась прежней, для игристых вин этого типа — повышена на рубль.

Источник: https://rg.ru/2017/05/11/minfin-poiasnil-svoiu-poziciiu-po-akcizam-na-importnoe-vino.html

Российские виноделы могут лишиться льготных акцизов

Налоги для аналогичных отечественных и иностранных товаров должны быть одинаковы

А. Воронина для Ведомостей

Сейчас обсуждается отмена льготного акциза для российских виноделов, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к винодельческим компаниям. Информацию подтвердили два федеральных чиновника. В Минэкономразвития, сказал его представитель, известно об обсуждении этого вопроса.

Пониженный акциз для вин с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) в России действует с 1 января 2016 г. По Налоговому кодексу для тихого вина обычный акциз составляет 18 руб. за 1 л, а льготный акциз – 5 руб. за 1 л; для игристых вин – 36 и 14 руб. соответственно.

До мая прошлого года льготными ставками пользовались и российские, и импортные вина. Но оказалось, что импортеры применяли льготу неправомерно, поскольку Налоговый кодекс не уточняет страну происхождения, зато уточнения даются в отраслевом законе, и направлена эта льгота именно на поддержку российского виноделия.

В мае Минфин выпустил приказ, что льгота предназначена только для российских вин.

[su_quote]

Но в таком виде льготного акциза быть не может – он нарушает правило ВТО, описывающее национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования (статья III Генерального соглашения по тарифам и торговле; ГАТТ), объясняют федеральный чиновник и человек, участвовавший в обсуждении в Минэкономразвития, над проблемой уже работают Минфин и Минсельхоз.

Действительно, по ГАТТ налоги для аналогичных отечественных и иностранных товаров должны быть одинаковы, объясняет партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков. Если налоги различаются, орган по разрешению споров ВТО признает это нарушением национального режима внутреннего налогообложения – в случае подачи иска к России от другого члена ВТО, говорит эксперт.

Критерии отнесения вин к ЗГУ и ЗНМП в европейских странах и в России разные и Россия могла бы попытаться в диалоге с ВТО доказать, что на самом деле правила организации не нарушаются, поскольку российское и иностранное вино, контролируемые по месту происхождения, – разные продукты, считает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

Рачков возражает: указанная норма касается не только аналогичных, но и прямо конкурирующих или взаимозаменяемых товаров.

Например, орган ВТО неоднократно признавал традиционные местные алкогольные напитки (японский шочу и корейский соджу) прямо конкурирующими или взаимозаменяемыми с импортируемыми дистиллированными спиртами (виски, бренди, коньяк), поэтому налоговый режим для этих товаров должен быть одинаковым, поясняет Рачков.

«Сейчас рассматриваются варианты создания благоприятных условий для развития виноделия в России, которые в то же время отвечали бы нормам международного права, взятым Россией на себя международным обязательствам», – сообщил представитель Минфина, но решения пока не принято.

Если льготы уравняют, то виноделы лишатся одной из немногих весомых преференций от государства, говорит гендиректор винодельческой компании Alma Valley Андрей Григорьев.

Читайте также:  Технический сбой освобождает от ответственности за нарушение срока сдачи отчетности в фонды - все о налогах

Льгота обеспечивала российскому производителю хоть и небольшое, но преимущество на полке, согласен Попович, а главное – давала понимание, что государство поддерживает российское виноделие и что инвесторам стоит и дальше вкладываться в виноградники и производство вина.

Два человека, близких к производителям вина, считают, что обсуждение вопроса о снятии льгот инициировали импортеры через своих иностранных поставщиков.

Опрошенные «Ведомостями» чиновники не сказали, кто выступает за изменение правил. Союзу импортеров алкогольной продукции не известно о планируемых изменениях, говорит председатель правления союза Валерий Филатов.

Не знают об этом и одни из крупнейших импортеров вин – «МБГ-миллениум» и Simple.

Логично, что это выгодно импортерам: качественные российские вина могут составить конкуренцию импортным, что и показал 2015 год, когда импорт подорожал и популярность российского вина выросла, настаивает Григорьев. Тогда, по данным Росстата, производство выросло на 25% почти до 40 млн дал, а импорт упал на треть.

Увеличение налоговой нагрузки на российских виноделов вряд ли что-то принципиально изменит для импортеров, возражает Филатов. Того же мнения и председатель совета директоров ГК «МБГ-миллениум» Ирина Фомина: изменение акциза для российских виноделов на импортеров не повлияет. В ВТО и Минсельхозе на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/20/773256-rossiiskie-vinodeli

Беззащитное вино

Отечественные виноделы, производящие защищенные вина, лишатся пониженных ставок акциза, следует из «Основных направлений бюджетной и налоговой политики». Уравнять акцизы на российские и импортные вина требуют правила ВТО

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

​Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2019–2021 годы, обсуждаемом сегодня в Госдуме (*.pdf), предложил ряд значительных изменений в порядке акцизного обложения винной продукции.

Главное из них — отмена с 2019 года пониженной ставки акциза на вина и шампанское с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП).

Поскольку винами с ЗГУ и ЗНМП могут быть только российские вина, произведенные из российского винограда, предложение Минфина означает, что акцизы на отечественные и импортные вина будут уравнены.

Сейчас акцизы на тихие вина без ЗГУ и ЗНМП составляют 18 руб. за литр, на игристые вина без защиты — 36 руб. за литр, а на защищенные вина и игристые вина — 5 и 14 руб. соответственно.

Минфин и ФТС в мае прошлого года подтвердили, что по российскому законодательству импортные вина не могут быть отнесены к винам с ЗГУ/ЗНМП, а значит, они облагаются обычным акцизом, а не пониженным. После этого импортеры вина стали утверждать, что акцизные преференции для российских виноделов нарушают правила Всемирной торговой организации (ВТО).

В октябре 2017 года министр экономического развития Максим Орешкин подтверждал, что у Евросоюза есть претензии в рамках ВТО к российским акцизам на импортные вина.

По правилам ВТО, нельзя создавать налоговые преференции для аналогичных местных товаров, поэтому льготный акциз на вина с ЗГУ не вписывался в нормы организации, говорит руководитель WineRetail Александр Ставцев.

Цель выравнивания акцизов — «создать благоприятные условия для развития виноделия в России, которые в то же время отвечали бы нормам международного права, взятым Россией на себя международным обязательствам», подтвердила РБК пресс-служба Минфина.

В случае принятия предложения Минфина ставки акцизов на отечественные и импортные вина станут одинаковыми: 18 руб. для тихих вин и 36 руб. для игристых. В 2020 году по действующему законодательству они вырастут на 1 руб. — до 19 и 37 руб.

В проекте «Основных направлений» Минфин говорит, что ставки всех акцизов, уже установленные на 2019–2020 годы, меняться не будут, а на 2021 год будут проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (4%).

Исходя из этого, акцизы на тихие и игристые вина в 2021 году составят 20 и 38 руб. соответственно.

Из собственного винограда

Инициатива Минфина уравняет в акцизах не только российские и импортные вина, но и отечественные вина с ЗГУ/ЗНМП и без.

Однако чтобы сохранить для отечественных виноделов стимул создавать производства защищенных вин, Минфин намерен ввести акцизы на виноград, используемый для производства вина, шампанского, коньячного дистиллята, а тем производителям, которые используют виноград собственного производства, предоставлять налоговый вычет «с применением повышающего коэффициента».

Развитие собственных виноградников заложено в Концепцию развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период до 2025 года — в частности, речь идет о «стимулировании роста количества малых виноделен, в которых осуществляется производство винодельческой продукции из собственного винограда». Из документа Минфина следует, что производители вина, которые не сами выращивают виноград, а закупают его у других российских предприятий, не получат право на вычет.

Пока в России производится очень мало вина с ЗГУ и ЗНМП, поэтому поступления акцизов с них символические. В 2017 году консолидированный бюджет собрал лишь 88 млн руб. акцизов на защищенные вина и шампанские; при этом акцизов на импортные вина, шампанские и винные напитки поступило на 6,2 млрд руб. (данные Федерального казначейства).

[su_quote]

По итогам 2017 года в России было произведено около 4–5 млн бутылок вина с ЗГУ, что соответствует не более чем 1,5% от общего объема производства вина, приводит статистику президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Однако, по его словам, выпуск таких вин постоянно растет, поэтому на сегодняшний день их доля может составлять уже около 2–3%.

Уравнивание российских производителей и импортеров плохо скажется на российском рынке вина, считает Попович. Однако налоговый вычет для производителей, которые используют собственный виноград, дает надежду, что негативный эффект будет сглажен, добавляет он.

При этом важно, чтобы закон предполагал вычет за использование не «собственного», а «произведенного в России» винограда — не все виноделы готовы выращивать необходимое количество винограда, но могут закупать его у других российских производителей, говорит Попович.

Российские производители вина с большим трудом в последние годы пытались добиться минимальных льготных условий, и предложение Минфина во многом перечеркивает эту работу, утверждает президент винного дома «Абрау Дюрсо» Павел Титов.

Сам «Абрау Дюрсо» производит часть вина из собственного винограда и часть — из импортного виноматериала, поэтому действующие льготы распространяются не на все производство, пояснил Титов. В целом пока инициатива министерства не до конца ясна — например, почти никогда у производителя вина нет исключительно «собственного винограда», говорит он.

А производить оплату акциза за виноград будет тяжело даже с учетом вычета, в итоге это снова приведет к закредитованности производителей, заключает Титов.

Пресс-служба Минфина уточнила РБК, что налоговый вычет будет предоставляться производителям винодельческой продукции «полного цикла производства», использующим в качестве сырья «любой виноград» (то есть в том числе закупаемый у других российских юрлиц). «Конкретные предложения с наиболее оптимальными размерами налогового вычета, повышающего коэффициента и т.д. будут определены в дальнейшем. Эти вопросы пока обсуждаются», — добавили в пресс-службе.

Также Минфин предложил взимать акцизы с «винных напитков без добавления этилового спирта» в таком же размере, что и на шампанские вина. Сейчас такие напитки, часто маскирующиеся под шампанское, облагаются акцизом по ставке 18 руб. за литр, как обычное вино.

Минфин, таким образом, предлагает повысить акциз по ним до 36 руб.

Приравнивание ставок акциза для винных напитков, маскирующихся под шампанское, к акцизам на шампанское — давно ожидаемая и справедливая мера, говорит Попович, она нацелена на устранение экономических стимулов для изготовления таких напитков.

Еще одной важной мерой акцизного регулирования, которую предложил Минфин, является включение в перечень подакцизных товаров любой спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, независимо от объема тары, в которую она разлита.

При этом на такую продукцию предлагается ввести нулевую ставку акциза (сейчас нулевой акциз действует только в отношении парфюмерии и косметики в металлической аэрозольной упаковке).

Кроме того, Минфин предлагает дать таким производителям право на налоговый вычет в размере суммы акциза, исчисленной при покупке этилового спирта, если производитель документально подтверждает использование спирта в целях выпуска парфюмерно-косметической продукции.

Минфин ранее готовил законопроект, содержащий аналогичные предложения.

Смысл инициативы заключается в том, чтобы мерами налогового регулирования дополнительно контролировать оборот этилового спирта и ограничить оборот спиртосодержащих продуктов, используемых в качестве суррогатного алкоголя.

Акциз в бюджет с продажи парфюмерии при нулевой ставке не платится (то есть фискальной логики здесь нет), но производитель обязан сдавать дополнительную декларацию по акцизам, из которой видно, сколько спиртосодержащей продукции произведено.

Участники парфюмерно-косметической отрасли законопроект Минфина тогда раскритиковали. Они предупреждали, что на добросовестных участников рынка ляжет дополнительное бремя в виде увеличения количества отчетности (хотя они и так тщательно контролируются регуляторами), а на производителей спиртосодержащих жидкостей «двойного назначения» это никак не повлияет.

С суррогатами лучше бороться путем установления минимальных розничных цен на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию на уровне розничной цены на водку, говорилось в отзывах бизнеса на законопроект Минфина. В итоге Минэкономразвития в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия не поддержало законопроект и попросило Минфин его доработать.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/09/07/2018/5b433d1f9a7947917a2daa59

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]