Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной? — все о налогах

Налоговая тайна больше не тайна?

  1. Главная
  2. ПУБЛИКАЦИИ
  3. Налоговая тайна больше не тайна?

Автор: Тесленко Е.В., аудитор консалтинговой группы АС, www.ac-g.ru, г. Санкт-Петербург, ул. Кузнецовская, дом 19, тел. (812)3371210

До недавнего времени в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами, составляли налоговую тайну.

К исключениям относились сведения, которые разглашены с вашего согласия, либо по закону предусмотрена их передача другим контролирующим органам, данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, а также такие несущественные с точки зрения простого обывателя сведения, как идентификационный номер налогоплательщика или применяемый режим налогообложения.

Федеральным законом от 01.05.2016г №134-ФЗ в вышеуказанную статью были внесены изменения, которые вступили в силу 01 июня 2016 года.  С этого момента перестали быть налоговой тайной следующие сведения:

  • о среднесписочной численности работников организации;
  • об уплаченных организацией суммах налогов и сборов;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.

Указанная информация будет размещена в форме открытых данных на сайте ФНС России до 01 июля 2017 года. Такой срок обозначен в Информации ФНС России «О публикации открытых сведений о компаниях». В этом же обращении ФНС России разъясняет:

«…Благодаря расширению перечня сведений о юридических лицах налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента…»

Можно предположить, что с момента, как в открытом доступе на сайте налоговой появятся сведения о среднесписочной численности, об уплаченных суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов, в обязанности организаций, проявляющих должную осмотрительность при выборе поставщиков, будет входить анализ этой информации.

Какие же показатели можно рассчитать, имея под рукой такие сведения о контрагенте? В настоящее время у нас есть, например, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

 Этот документ позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить вероятность проведения у него налоговой проверки, исходя из Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приведены в Приложении №2 к Приказу).

Основываясь на указанном документе, можно сказать, что вероятность проведения налоговой проверки тем выше, чем больше утвердительных ответов у вас или вашего контрагента по следующим вопросам:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. 

Таким образом, после опубликования данных о среднесписочной численности организации, об уплаченных суммах налогов и сборов, о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности можно будет при необходимости просчитать и проанализировать первые шесть показателей из этого списка, и ответить для себя, например, на следующие вопросы:

  • сколько платит налогов мой поставщик и соответствует ли этот показатель среднеотраслевому значению?
  • мой поставщик ведет прибыльный или убыточный бизнес?
  • мой поставщик платит заработную плату ниже или выше среднеотраслевого значения?
  • мой поставщик исходя из показателей своей деятельности подпадает под налоговую проверку?

Кроме того, если данные на сайте ФНС России будут публиковаться за несколько лет, а не только за последний год, то у любого интересанта будет возможность анализировать основные показатели деятельности компании в динамике, например, доходы от реализации или прибыль.

Вы скажете, зачем мне столько информации о моем поставщике?

Дело в том, что при рассмотрении налогового спора в суде, у последнего есть такое понятие как «должная осмотрительность» при выборе поставщика.

Напомню, что понятие «должная осмотрительность» было введено в налоговую практику благодаря Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», однако точное определение понятия в нем отсутствует, оно упоминается в следующем контексте: 

«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом». 

Как это работает на практике? Допустим, компания А купила у компании Б товар на 10000 рублей (в том числе НДС 1525,42 рублей). Бухгалтер компании А предъявил входной вычет по НДС в сумме 1525,42 рублей, а также была учтена себестоимость приобретенного товара в сумме 8474,58 рублей при расчете налога на прибыль.

В ходе проведения налоговой проверки у компании А налоговым органом было установлено, что компания Б имеет признаки «однодневки», а компания А не может предъявить доказательств, что проявляла осмотрительность при выборе поставщика.

По результатам проверки компании А будет начислена недоимка по НДС и налогу на прибыль со всей суммы сомнительной сделки, а именно:

Недоимка по НДС = 1525 рублей

Недоимка по налогу на прибыль = 8474,58*20% = 1695 рублей.

Вероятность оспорить решение налогового органа в суде невелика. 

В настоящее время при проявлении должной осмотрительности необходимо руководствоваться в первую очередь пунктом 12 Критериев*, в котором, в частности, сказано: 

«При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.»

Нетрудно заметить, что все вышеперечисленные признаки не являются числовыми, они не несут в себе показатели деятельности компании, ее эффективности, а значит, не создают каких-либо оснований не работать с тем или иным поставщиком только потому, что он, например, убыточный или его показатель налоговой нагрузки ниже среднеотраслевой величины. Но что нас ждет в дальнейшем, когда будут опубликованы сведения на сайте ФНС России? Может быть, есть смысл уже сейчас посчитать свою налоговую нагрузку или рентабельность деятельности, чтобы оценить сможет ли ваша компания работать с покупателями, проявляющими должную осмотрительность?

Что касается банковской сферы, то Банк России выпустил информационное письмо от 27 июня 2016 года N ИН-014-12/44 «О внесении изменений в режим налоговой тайны», в котором рекомендовал кредитным организациям пользоваться сведениями об уплаченных суммах налогов и сборов, которые в скором времени появятся в открытом доступе, для выявления клиентов, чьи операции по счетам требуют повышенного внимания в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма**. 

* Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

** Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Источник: https://ac-g.ru/nalogovaya_tajna_bolshe_ne_taina

Департамент общего аудита по вопросу признания документов, запрашиваемых у контрагента в целях осмотрительности, конфиденциальной информацией

18.08.2017

Ответ

Конфиденциальная информация[1] — требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также настоящим Регламентом.

Конфиденциальные сведения[2] (от лат. confidentia — доверие) — сведения, составляющие коммерческую, производственную тайну, не подлежащие широкому оглашению.

Конфиденциальность информации[3] — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона № 98-ФЗ[4] установлено, что коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 5 Закона № 98-ФЗ режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

Читайте также:  Разбивка суммы займов по аффилированным лицам не мешает признать задолженность контролируемой - все о налогах

Кроме того, Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91 № 35 утвержден Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (далее – Перечень).

Так, согласно Перечню коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять, в частности:

учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансово — хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

документы о платежеспособности;

документы об уплате налогов и обязательных платежах.

Также, пунктом 11 статья 13 Закона № 402-ФЗ[5] установлено, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, данные регистрационных и уставных документом, бухгалтерская (финансовая отчетность), а также документы об уплате налогов не могут составлять коммерческую тайну юридического лица.

В отношении признания анализируемых данных налоговой тайной отметим следующее.

Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.

1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

Таким образом, информация о суммах уплаченных юридическим лицом налогов в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не является налоговой тайной.

Коллегия Налоговых Консультантов, 26 июля 2017г.

[1] Приказ ФНС РФ от 12.12.

06 № САЭ-3-13/848@ «О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (вместе с «Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности»)

[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.» (ИНФРА-М, 2011)

[3] Пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-priznaniya-dokumentov-zaprashivaemykh-u-kontragenta-v-tselya.html?print=yes

Налоговая тайна

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Содержание

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovaya-tajna.html

Что входит в налоговую тайну: 7 основных элементов

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Данное понятие появилось в России в 1999 году, именно с этого момента оно стало широко использоваться в юриспруденции. Однако несмотря на практически 20-летнее существование определение понятия вызывает множество споров и противоречивых мнений.

Что значит данное выражение

Данная особенность одинакова для всех налогоплательщиков вне зависимости от их статуса – частное лицо, предприятие или ИП.

Итак, налоговым органам доступно иметь информацию о финансовом и имущественном состоянии налогоплательщика, распространение которой может нанести вред как личной жизни частного лица, а она согласно закону является неприкосновенной, так и финансовому положению предприятия.

Что такое налоговая тайна и какие сведения к ней не относятся вы можете узнать в этом видео:

Что входит в налоговую тайну и кто несет ответственность

Согласно ст.102 НК РФ о налоговой тайне нет определенного перечня, что именно относиться к этому понятию, однако такой перечень приведен другим законодательным актом – письмо от 2011 года Минфина, согласно которому налоговая тайна, это:

  • Содержание первичной документации в бухгалтерии налогоплательщика;
  • Данные о движении средств из декларации;
  • Информация об имущественном состоянии;
  • Личные сведения;
  • Информация о налоговых платежах и дивидендах. Тут вы можете узнать, как происходит выплата дивидендов учредителям ООО;
  • Секреты производственного характера;
  • Коммерческая тайна.

За сохранность конфиденциальных данных ответственны сотрудники, которые в ходе своей профессиональной деятельности получили доступ к ее изучению.

К списку таких людей имеют отношение служащие следующих ведомств:

  • Налоговые структуры;
  • Таможенные органы;
  • Правоохранительные ведомства, в том числе следственный комитет и органы внутренней безопасности;
  • Внебюджетные учреждения;
  • В том числе сторонние специалисты, привлеченные для профессиональной деятельности в данные структуры.

Коммерческая тайна

Перечень данных не подлежащих к разглашению должен быть:

  • Реальным;
  • Доступным только для определенного круга лиц;
  • Легитимным.

К данным сведениям могут иметь отношения, которые согласно законодательству не имеет статуса общедоступных:

  • Организационные;
  • Технические;
  • Коммерческие;
  • Производственные.

К примеру, в банковской сфере согласно ФЗ №98 в сохранности должны содержаться данные клиентов и проводимых ими операций, при этом соблюдение подобных требований контролируется на государственном уровне.

Также банки могут отнести к коммерческой тайне преимущественные технологические разработки, которые делают их продукт конкурентоспособным.

Что такое налоговая тайна?

Налоговая тайна налогоплательщика

Сведения имеющиеся в налоговой декларации считаются конфиденциальными, так как любая фирма или ИП заинтересованы в сокрытии данный относительно поставщиков и клиентов.

Важно: выполнить такое заявление о собственных данных налогоплательщик может посредством специальной формы утвержденной Приказом ФНС от ноября 2016 года.

Перечисленные в форме сведения стали доступными к просмотру заинтересованными лицами с 25 июля согласно Приказу ФНС от 29.12 20126 года на официальном портале налоговой службы.

Банковская тайна

Является важным юридическим аспектом в законодательствах многих государств, согласно которому финансовые учреждения берегут данные о своих клиентах, их операциях, счетах, вкладах, а также их личные сведения.

Перечень сведений подпадающих под данное понятие в каждой стране существует свой, но основные пункты практически одинаковые.

В России с 2014 года банковская тайна практически отсутствует, так как в этом году вступили в действие законодательные приложения к актам, согласно которым банки обязаны подавать отчет о выполненных операциях гражданами и предприятиями в ФНС.

Важно: при этом финансовые учреждения обязаны отчитываться по остаткам на счетах и движении средств в любое время по первому требованию налоговой в течение 3 дней.

Важно: при этом срока исковой давности в этом случае нет, то есть ФНС имеет право потребовать уплату налога за любой из прошедших годов. Как на практике осуществляется списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности — читайте по ссылке.

Какие сведения не являются налоговой тайной?

Законодателем предусмотрен перечень сведений, которые не могут выступать в качестве налоговой тайны:

  1. Общедоступная информация – согласно ФЗ №152 к таким данным относятся:
  • ФИО;
  • Дата и город рождения;
  • Профессия;
  • Номер телефона.

Если вопрос касается предприятия, это:

  • Наименование;
  • Форма собственности;
  • Юридический адрес;
  • Структура;
  • Сведения о руководителе.
  1. ИНН – данный номер любого гражданина не является секретной информацией, его можно найти посредством интернета указав полные ФИО. Здесь содержится информация о том, как получить ИНН физическому лицу через интернет.
  2. Сведения о налоговых правонарушениях – этот пункт по большей мере касается предприятий и ИП, он очень важен для контрагентов, которые в будущем предполагают сотрудничество с данной организацией. На специальных порталах ЕГРЮЛ и ЕГРИП доступно найти сделанные нарушения закона и их последствия.
  3. Итоги налоговых проверок – этот пункт актуален для кандидата в государственные эшелоны власти, к таким данным могут иметь доступ только члены избирательной комиссии, обычный гражданин не сможет получить ответ на запрос об имущественном состоянии кандидата и его семьи.
  4. Сведения о налоговом режиме налогоплательщика не имеют статуса конфиденциальной информации.
  5. Сведения для органов местного самоуправления – сюда входят данные относительно уплаты сборов, подконтрольных данным органам.

Важно: информация касаемо международных отношений, которая передается правоохранительным органам другой страны и предусмотрена соглашением между странами.

Ответственность за сохранность тайны

Предусмотрены 2 вида нарушения хранения тайны, это:

  • Поступление информации выполняющим свои обязанности лицам;
  • Утеря документов с секретными данными.

При этом определение нарушения конфиденциальности наступает согласно нескольким правовым признакам:

  • Нанесение лицу, относительно которого произошло разглашение тайны прямого ущерба;
  • Противоправное поведение должностного лица, ответственного за сохранность данных;
  • Причинно-следственная связь между действиями чиновника и получением ущерба налогоплательщиком.

Ответственность в данном случае наступает в зависимости от вида нарушения тайны:

  • Материальная – нанесенный ущерб госорганами лицу возмещается из казны государства;
  • Административная – предусмотрено взыскание штрафа от 4 000 до 5 000 рублей;
  • Уголовная – предусмотрено лишение свободы до 3 лет, а при нанесении особо крупных размеров ущерба до 5 лет.

Порядок получения сведений

Получение необходимой информации может произойти путем официального запроса на основании законодательных актов, такой запрос могут выполнить в целях совершения правосудия, борьбы с коррупцией, контроля выполнения налоговых обязательств, формирования информационных государственных ресурсов:

  • Судебные инстанции;
  • Органы прокуратуры;
  • Следственные отделы;
  • Статистики;
  • Пенсионного фонда;
  • Медицинского страхования;
  • Налоговой и архивной службы России;
  • Аудиторской проверкой.

Запрос может быть выполнен только в случае проверки налогоплательщика по факту сокрытия доходов или для получения относительно него необходимой документации.

При этом работник учреждения по месту обращения должен принять запрос под расписку, если он выполнен на бумаге.

Важно: налогоплательщика о проведении данных мероприятий органы не обязаны уведомлять.

Заключение

Налоговая тайна – это способ защиты личной информации гражданина или предприятия, доступность которой для общественности может оказать большой вред коммерческой деятельности и личной жизни.

С каких налоговых сведений сняли гриф секретности вы можете узнать тут:

Источник: https://FBM.ru/bukhgalteriya/nalogooblozhenie/nalogovaja-tajna.html

Налоговая тайна: что это такое, какие сведения к ней относятся

Налоговая тайна представляет собой термин в юриспруденции, который начали использовать с 1 января 1999 года.

Согласно определению, содержащемуся в законодательстве России, такой тайной будут считаться все известные сведения и информационные данные о лице, считающемся налогоплательщиком, и которые поступают непосредственно в службу налогообложения, а также в правоохранительную систему, следственные органы и таможенную службу. Все вышеуказанные данные должны защищаться специальным режимом строгого ограничения доступа и требовать серьезной секретности.

На степень доступности к данным не должна влиять юридическая статусность лица (физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Что к ней относится?

Все налоговые органы имеют широкий доступ практически ко всей информации, касающейся материального и имущественного состояния любого налогоплательщика. Открытие доступа к данной информации может нанести серьезный вред как интересам конкретного гражданина, так и целой организации. Именно поэтому и появилось такое понятие, как тайна налоговой информации.

По данным законодательства к ее содержимому относятся:

  • данные, содержащиеся в документах первичного характера всех налогоплательщиков;
  • информация обо всех официальных доходах или расходах;
  • информационные данные о материальном состоянии лица, являющегося налогоплательщиком;
  • задокументированная информация об уплаченных налоговых обязательствах;
  • личная информация конкретного налогоплательщика либо же информация коммерческого характера какой-либо организации.

Последние изменения законодательства касательно данного вопроса разобраны на следующем видео:

Кто обязан ее хранить?

Всю информацию, которая подходит под соблюдение налоговой тайны, не должны разглашать лица, получившие вышеуказанные данные в ходе своей профессиональной деятельности.

В число таких лиц входят работники следующих ведомств и организаций:

  • налоговая система;
  • правоохранительные органы, в том числе следственный комитет и органы внутренней безопасности;
  • таможенные организации;
  • различные внебюджетные фонды;
  • различные сторонние работники и эксперты, привлекаемые для работы в вышеуказанные организации.

Что не подходит под это понятие?

Все разновидности информационных данных, которые не подходят под вышеуказанное понятие, перечислены в статье 102 Налогового Кодекса РФ. Среди них можно выделить следующие виды данных:

  • Общедоступная информация. При рассмотрении граждан как физических лиц данные, охраняющиеся налоговой тайной, совпадают с данными, входящими в Федеральный Закон «О персональных данных» №152. Согласно этому ФЗ, к информации в общем доступе относят:
    • фамилию, имя и отчество гражданина Российской Федерации;
    • дату и место его рождения;
    • номера домашнего, рабочего и сотового телефона;
    • информационные данные, касающиеся профессиональной принадлежности и места работы.

    Общедоступная информация об индивидуальных предпринимателях и компаниях включает в себя следующие пункты:

    • как полное, так и сокращенное наименование;
    • форма организационной собственности;
    • фактический, а также юридический адрес расположения офиса фирмы;
    • общая структура компании;
    • доступные данные об управляющем организацией, как о физическом лице (то есть фамилия, имя, отчество и различные контактные данные).

    Список вышеперечисленных данных может быть расширен в том случае, если физическое или юридическое лицо дало письменное разрешение на раскрытие какой-либо добавочной информации.

  • Сведения об ИНН. ИНН не будет относиться к данным, включенным в тайну, так как он не требует соблюдения строгой секретности. Узнать его можно даже в интернете после введения в определенную форму данных на физ. лицо или название конкретного юр. лица.
  • Информация об имеющихся нарушениях, имеющих налоговый характер. Данные о подобных нарушениях той или иной организации можно обнаружить на специальных сайтах в интернете, например в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Кроме самого факта нарушения, там же можно обнаружить конкретные меры, которые были приняты в отношении данного налогоплательщика.
  • Информация о результатах проведенной налоговой проверки. Такая информация может быть обнародована лишь в исключительных случаях, например, при проверке лица, баллотирующегося в депутаты. Кроме того, полученные данные могут быть отправлены лишь конкретно в адрес избирательной компании, а не выложены в общем доступе. Получить же информацию о материальном положении обычного гражданина нельзя.
  • Разновидность режима налогообложения конкретного налогоплательщика. Не будут относиться к секретным данным и сведения о каком-либо специализированной системе налогообложения.
  • Информация, отправляемая органам местного самоуправления. Указанная информация не будет входить в неразглашаемые данные в том случае, если она передается касаемо контрольных плательщиков налоговых сборов.

Ответственность за разглашение

К рассекречиванию налоговой тайны можно отнести применение информации лицом, получившим ее, либо ее последующая передача третьим лицам.

Все данные, которые хранятся в базах налоговых структур, должны иметь особо строгий режим доступа и хранения. Это является необходимой мерой, так как потеря документов, содержащих указанную информацию, либо передача их другим лицам влечет за собой ответственность, мера которой предусмотрена в российском законодательстве.

Передача информации, относящейся к налоговой тайне, по официальному запросу от судебных органов или органов следствия не будет считаться нарушением закона.

В статье №102 НК РФ предусматривается два различных вида нарушения конфиденциальности по отношению к секретным сведениям:

  • необоснованное разглашение информационных данных лицами, получившими к ним допуск вследствие осуществления своей прямой профессиональной деятельности;
  • утеря документации, в которой содержатся подобные сведения.

В прямой зависимости от степени полученного ущерба и конкретной ситуации, существуют три вида ответственности, которую несет лицо или организация, по вине которой произошло разглашение:

  • материальная — по статье №1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации (возмещение материального ущерба физическому или же юридическому лицу происходит из средств государственного бюджета);
  • административная — на виновное лицо или организацию накладывается административное взыскание в виде денежного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей;
  • уголовная — по статье №183 УК России (данная ответственность предусматривает лишение лица свободы на общий срок от 3 до 5 лет после оценки тяжести нанесенного ущерба).

Источник: https://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/nalogovaya-tajna.html

Наличие налоговой недоимки теперь не тайна

Наличие налоговой недоимки теперь не является тайной. Высший арбитражный суд обязал фискальное ведомство сообщать о ней любому заинтересованному лицу.

Право любого желающего получить данные о наличии или отсутствии налоговых долгов у конкретной компании подтвердил Высший арбитражный суд РФ (ВАС). Однако при этом закрытой останется сумма задолженности, что, по мнению экспертов, ставит под сомнение смысл сбора подобных сведений о контрагенте.

ВАС уполномочен заявить

Основной спор разгорелся вокруг вопроса об отнесении информации о наличии недоимки к налоговой тайне. Ведь закон запрещает «мытарям» раскрывать любые сведения о налогоплательщиках.

Исключение составляют данные о нарушениях законодательства и мерах ответственности за них.

Суды неоднозначно трактуют это понятие: адвокат Михаил Ильин из юридической фирмы «S&K Вертикаль» напоминает о принятом в 2007 году решении, в котором арбитраж признал налоговой тайной информацию о неисполнении конкретным лицом обязанности по уплате налога.

Теперь практика поменялась: вступившими в силу решениями, в том числе ВАС, эти сведения признаны открытыми. Ссылаясь на те же самые нормы, что и почти четыре года назад, суд пришел к выводу, что государственный орган обязан предоставлять любую запрашиваемую информацию, не являющуюся конфиденциальной.

Опрошенные «Ф.» эксперты отмечают, что законодательство прямо не предусматривает обязанность налоговых органов предоставлять подобную информацию и, соответственно, детально не регламентирует порядок раскрытия таких сведений.

«В данном случае подлежит применению общий регламент, регулирующий порядок индивидуального информирования налогоплательщиков, – полагает Нина Куцова, юрист коммерческой практики компании Rightmark group.

– В частности, ответ на письменный запрос должен быть дан в течение 30 календарных дней».

Сами налоговики вроде как никогда и не делали секрета из информации о неуплате налогов. Так, в течение последних лет на сайтах региональных управлений фискального ведомства регулярно публикуются так называемые «черные списки» – перечень организаций и граждан, имеющих недоимку свыше определенной суммы.

Такой лимит устанавливают на местах – никакого единого федерального норматива не существует. В то же время в налоговом ведомстве пока скептически отнеслись к идеи раскрытия информации о наличии долгов по запросам.

«Мы подумаем, прежде чем предоставлять такие справки, – отмечает Татьяна Смирнова, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области. – Информация о налогоплательщиках, имеющих задолженность свыше 100 тыс.

рублей, ежемесячно публикуется на сайте. Можем его расширить – размещать списки компаний с недоимкой в 50, 20 или 10 тыс. рублей, хоть 1 рубль».

Если друг оказался вдруг

Кому нужна информация о наличии налоговой недоимки? По мнению Нины Купцовой, такие сведения могут быть необходимы при выборе контрагента для решения вопроса о его благонадежности.

Кроме того, факт задолженности можно использовать как доказательство необходимости принятия обеспечительных мер при рассмотрении гражданско-правового иска.

Этим руководствовался и истец, добившийся принятия прецедентных решений: «Требуя сведения об исполнении контрагентом обязательств по уплате налогов, заявитель проявил должную осмотрительность и осторожность», – заключил ВАС.

Николай Вильчур, глава международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры», отмечает, что в получении информации о долгах из независимого источника могут быть заинтересованы банки, инвесторы, акционеры и т.д. «Однако несомненно, что одного факта наличия ее в лицевых счетах у самих налоговиков недостаточно – все знают, насколько несвоевременно туда вносятся изменения.

Крайне важно знать конкретную сумму: задолженность в несколько сотен рублей и в десятки миллионов явно неравнозначны по последствиям. Конечно, нельзя исключать и недобросовестное использование данного института, однако сама идея представляется вполне здравой – все таки хочется знать, какова ситуация у компании, с которой собираешься подписывать договор», – отмечает эксперт.

Раскрывать сведения о наличии налоговых долгов выгодно, в том числе самой Федеральной налоговой службе, которая уже несколько лет проводит информационную кампанию «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес». Перед заключением договоров «мытари» рекомендуют участникам рынка проверить своих партнеров, хотя предлагаемые фискальным ведомством способы контроля крайне ограничены.

Например, рекомендуется получить информацию из ЕГРЮЛ, хотя в открытом доступе есть только общие сведения о зарегистрированных юрлицах.

Для получения же полной информации (в том числе о руководителе, полномочном заключать сделки) нужно оформлять выписку, то есть не только платить соответствующий сбор (200–400 рублей), но и ехать в инспекцию, стоять в очереди, ждать (от одного до трех дней) и т.д.

Кроме того, «мытари» не рекомендуют иметь дело с компаниями, директора которых дисквалифицированы (таких в России единицы). В число подозрительных включены и организации, местонахождение которых совпадает с так называемым адресом массовой регистрации юридических лиц.

Действительно, в некоторых квартирах официально якобы расположены десятки, а порой и сотни фирм. В то же время еще большее число вполне надежных компаний может быть зарегистрировано по адресу, например, офисного центра или бизнес-инкубатора.

Как в этом случае отделять «мух» от «котлет», налоговики не поясняют.

В списках не значится

Публикуя разного рода базы данных, налоговики пытаются не столько помочь бизнесу, сколько получить возможность уличить его в недобросовестности: «фирмы-однодневки» используются для совершения разного рода налоговых мошенничеств.

Распространенной практикой стала поставка на экспорт якобы купленных у таких фирм товаров и истребование экспортером возврата уплаченного им налога на добавленную стоимость.

По логике налоговиков, если компания заплатит тот же НДС ООО «Рога и копыта», не удостоверившись в его благонадежности, плательщику можно будет не возвращать налог.

«Учитывая практику налоговых органов, которые отказывают покупателю в вычете «входного» НДС со ссылкой на наличие признаков «фирмы-однодневки» у его контрагента, покупателю интересно заранее удостовериться, что его партнер является добросовестным налогоплательщиком», – полагает Сергей Калинин, старший юрист компании Goltsblat BLP.

Но эксперты убеждены в незаконности подобного подхода: «Законодательство не обязывает налогоплательщика проверять своего контрагента на наличие у него признаков «фирмы-однодневки», равно как не увязывает право на вычет «входного» НДС с соблюдением законодательства контрагентом, – поясняет Сергей Калинин.

– Иными словами, проверка налоговой отчетности потенциального контрагента может быть проведена исключительно на добровольных началах».

С ним солидарен и Михаил Ильин, который напоминает о решениях высших судебных инстанций: «Они подтвердили, что нарушение контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей само по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды», – отмечает юрист.

Однако на практике фискалам пока удается внедрять в жизнь принцип «заплати налоги за мошенника». В такой ситуации оказалась, например, мурманская компания «Севернефть», заключившая контракт на поставку дизельного топлива с Санкт-Петербургской ООО «Вертикаль».

Позже выяснилось, что эта фирма была зарегистрирована неизвестными лицами по чужому паспорту и несуществующему адресу. Признав подтверждающие расходы на покупку нефтепродуктов подложными, «мытари» взыскали с «Севернефти» налоги, пени и штрафы на общую сумму в 13,4 млн рублей.

И арбитражный суд поддержал такую «инициативу» налоговиков.

По мнению Николая Вильчура, информация о наличии недоимки у контрагента вряд ли спасет добросовестного налогоплательщика: «Сама по себе задолженность не означает невозможность компании исполнять свои обязательства, а потому решение о заключении с ней договора не может признаваться изначально не обоснованным. Если же говорить о действительно «серых» компаниях, то, как правило, на момент проведения операций формальная задолженность по налогам у них отсутствует. В противном случае у них были бы приостановлены операции по счетам».

Наш новостной партнер завод «Шинглас»: не секрет, что возможность осуществлять монтаж мягкой кровли без специальной техники является в настоящее время самым важным условием при выборе кровельного покрытия. Кроме этого, битумная черепица шинглас отличается высокой технологичность материала, способностью обеспечить стопроцентную герметизацию крыши.

Задайте бесплатный вопрос юристу!

Источник: https://www.consensus-audit.ru/news/nalichie-nalogovoj-nedoimki-teper-ne-tajna/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]