Энергоэффективные здания и льготы по налогу на имущество
К настоящему времени уже сложилась особая практика по вопросу применения законодательства по освобождению организаций от налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, а именно в Налоговом Кодексе п.
21 ст.381 предусмотрено, что в случае, если вводимый объект имеет высокий класс энергетической эффективности, установленный в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, то он освобождается от налога на имущество.
ООО ЭНЕРГОТЕСТ проводит расчеты и устанавливает класс энергоэффективности зданий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В результате вы получаете официально оформленный энергетический паспорт здания, зарегистрированный в СРО и МинЭнерго.
Если расчет покажет, что ваше здание имеет высокий класс энергоэффективности, то Вы имеете полное право воспользоваться стимулирующей льготой и получить освобождение от уплаты налога на имущество по данному объекту.
Согласно п. 21 ст.
381 Налогового Кодекса освобождаются от налога на имущество организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Указанная норма вступила в силу с 1 января 2012 г.
Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По вопросам оформления энергетического паспорта и присвоению класса эффективности зданию звоните по телефонам: 8 (495) 797-26-43; 8 (800) 700-26-43 (бесплатный звонок из всех регионов России).
В открытом доступе появилось письмо Министерства финансов РФ, в котором ведомство впервые поддержало позицию о том, что льгота по налогу на имущество организаций в отношении энергетически эффективных объектов применима в отношении недвижимого имущества (в том числе в отношении зданий).
Однако, до февраля этого года, официальная позиция Министерства заключалась в невозможности применения льготы к объектам недвижимости.
Учитывая, что теперь при проверках налоговым органам будет сложнее спорить с принципиальной возможностью применения льготы, очевидно, что фокус проверок сместится в сторону качества подготовки подтверждающей документации и экспертизе расчета класса энергоэффективности.
ООО «ЭНЕРГОТЕСТ» гарантирует качественное выполнение работ по расчету класса энергоэффективности зданий, в связи с наличием большого опыта: было разработано более 300 энергетических паспортов зданий, по льготируемым зданиям результаты расчетов класса энергоэффективности были успешно защищены в налоговой инспекции, имеется множество положительных отзывов клиентов, а также ООО «ЭНЕРГОТЕСТ» является членом СРО и экспертной организацией в области энергетических обследований и энергетической эффективности и имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).
Запрос стоимости расчета класса эффективности здания можно сделать по телефону: 8 (495) 797-26-43; или воспользуйтесь онлайн-формой ниже:
* Отправляя заявку с персональными данными Вы выражаете согласие с Политикой конфиденциальности Компании
Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД) и требования к указателю класса энергетической эффективности, размещаемого на фасаде дома, утверждены Приказом Минрегиона РФ № 161.
Этим документом утверждена таблица класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Соответственно, здание считается с высокой энергетической эффективностью, если оно соответствует классу «В», «В+», «В++», «А».
Обозначение класса | Наименование класса | Величина отклонения расчетного (фактического) значения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания от нормируемого, % | Рекомендуемые мероприятия, разрабатываемые субъектами РФ |
При проектировании и эксплуатации новых и реконструируемых зданий | |||
А++ | Очень высокий | Ниже -60 | Экономическое стимулирование |
А+ | От -50 до -60 включительно | ||
А | От -40 до -50 включительно | ||
В+ | Высокий | От -30 до — 40 включительно | Экономическое стимулирование |
В | От -15 до -30 включительно | ||
С+ | Нормальный | От -5 до -15 включительно | Мероприятия не разрабатываются |
С | От +5 до -5 включительно | ||
С- | От +15 до +5 включительно | ||
При эксплуатации существующих зданий | |||
D | Пониженный | От +15,1 до +50 включительно | Реконструкция при соответствующем экономическом обосновании |
E | Низкий | Более +50 | Реконструкция при соответствующем экономическом обосновании, или снос |
Наши клиенты
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 21 СТАТЬИ 381 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 2 февраля 2017 г. N 03-05-04-01/5599
Источник: https://EnergoCert.ru/uslugi/pasport-energoeffektivnosti/energoeffektivnye-zdaniya-i-lgoty-po-nalogu-na-imushhestvo/
Какие льготы существуют на налог на имущество физических лиц
В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц.
Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества.
Законодательная база
Описание данного налога, а также полагающихся в связи с его уплатой льгот, можно найти в Федеральном законе № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (9.12.
1991), который к настоящему времени включает уже ряд поправок и изменений.
Также достаточно подробно необходимая собственникам информация содержится в Налоговом Кодексе РФ (статьи 399-409): о плательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, льготах, порядке определения налога на имущество и его уплаты и т.д.
Налог на имущество рассчитывается физическим лицам в инспекции по месту нахождения находящихся в собственности объектов, после чего владельцу высылается налоговое уведомление, в котором указана сумма и данные расчета налога.
Сейчас собственники получают налоговое уведомление единой формы, в котором отражаются данные по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.
В строке, соответствующей налогу на имущество, можно увидеть данные о годе расчета, облагаемом имуществе и его месте расположения, размере налоговой базы, ставке, доли в праве, льготах и итоговой сумме налога. Сведения об имеющемся у граждан имуществе содержатся в органах Росреестра.
Данный вид налога действует в отношении следующего имущества: квартиры или комнаты, дома, гаража, дачи, а также иных зданий. Налог рассчитывается и на долевую собственность с участием вышеперечисленных объектов.
До 2016 года в налоговой базой для того, чтобы рассчитать физлицам налог на их имущество, служила инвентаризационная стоимость облагаемых объектов по состоянию на начало (1 января) каждого года.
Узнать инвентаризационную стоимость имущества за период до 1 января 2013 года можно в отделениях БТИ (выдается соответствующая справка).
Узнать задолженность по оплате налога поможет информация, представленная на сайте ФНС России.
В некоторых случаях происходит перерасчет налога на имущество граждан за предыдущие годы в сторону увеличения суммы. Связано это с увеличением инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и несвоевременной подачей необходимых сведений из БТИ. Следует учесть, что перерасчет разрешается не более, чем за три года.
Если необходимо рассчитать налог в отношении долевой собственности, то берется каждая соразмерная его доля у определенного гражданина (определяется путем произведения инвентаризационной стоимости объекта на соответствующую долю). Налог по общей совместной собственности делится на всех собственников одинаковыми частями.
Нередки ситуации, когда граждане не были извещены о необходимости уплаты налога государственными органами вовремя с помощью соответствующих уведомлений. Тогда они обязаны произвести уплату не более чем за три года, предшествующих получению уведомления из налоговой. За излишне уплаченный налог собственникам может быть осуществлен возврат средств в установленном порядке.
Налоговые ставки
Налоговые ставки относительно имущества физлиц утверждаются органами местного самоуправления, и региональными законами, если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.
В то же время ставки не могут быть выше тех пределов, которые установлены на федеральном уровне. Интернет-сайт ФНС позволит ознакомиться с местными налоговыми ставками более подробно при обращении к соответствующему разделу.
На определение ставки налога рассматриваемого вида влияют такие факторы, как инвентаризационная стоимость и само количество принадлежащих одному собственнику объектов. В последнем случае при расчете исходят из суммарной стоимости имущества.
Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость, которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор, который равен 1,425.
На 2018 год к исчислению налога на имущество был применен понижающий коэффициент 0,4 за исключением объектов недвижимости, относящихся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Начиная с 2015 года в некоторых субъектах РФ данный налог граждан рассчитывается по кадастровой стоимости объектов.
Постепенно до 2019 года планируется рассчитывать налоговую базу исходя из кадастровой стоимости уже во всех без исключения регионах. Узнать данную величину можно в органах и на сайте Росреестра.
Также допустимо оспорить размер стоимости имущества, если собственник с ним не согласен.
Если налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то предусматриваются следующие налоговые вычеты в отношении различных жилых объектов: комнаты – на 10 кв.м.; квартиры – на 20 кв.м.; дома – на 50 кв. м.
Кроме того, органы власти таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе увеличить размеры налоговых вычетов.
При отрицательном значении налоговой базы она принимается равной нулю для удобства начисления сумм, которые необходимо будет выплатить гражданам для соблюдения налогового законодательства.
Налог на имущество по кадастровой стоимости предполагает трехуровневую ставку:
- 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
- 0,5% – для всех других объектов;
- 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.
При этом региональные власти могут снизить ставку до 0 или повысить ее до 0,3%.
Во избежание резкого скачка налогового бремени в регионах до 2019 года будет применено правило, согласно которому налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%, после чего такой коэффициент будет отменен.
Налоговые сроки и периоды
Налог на имущество подлежит начислению гражданам каждый год и основанием для определенных значений служат данные о стоимости недвижимости с учетом коэффициента, который назван дефлятором для учета инфляционных тенденций в экономике. Уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, который последует за годом исчисления налога.
За несвоевременную уплату могут быть начислены пени на сумму недоимки. За неуплату налога гражданин может быть оштрафован, подвергнуться конфискации имущества, а также в некоторых случаях – привлечен к уголовной ответственности.
Период, за который платится налог на имущество, определяется со времени его приобретения:
- Если объект находился в собственности целый год, то этот же период и берется за основу.
- В случае владения имуществом менее года, налог платится с месяца регистрации права собственности.
- При получении наследства – с месяца его открытия.
- Если объект недвижимости был недавно возведен, то налог необходимо начинать платить с начала года, который отсчитывают за годом постройки.
- В случае продажи, разрушения или уничтожения имущества взимание налога прекращается с начала месяца, в котором имущество уже владельцу не принадлежит или перестало существовать.
Кому положены налоговые льготы и в каком размере
Налоговые льготы на данный налог подлежат подробному регулированию с помощью статьи 407 НК РФ.
Освобождение от уплаты налога полагается следующим категориям граждан:
- Героям Советского Союза и РФ, обладателям ордена Славы трех степеней;
- гражданам, имеющим I и II группы инвалидности;
- гражданам – инвалидам с детства;
- участникам ВОВ и других боевых действий;
- лицам вольнонаемного состава СА, ВМФ, органов внутренних дел и госбезопасности, занимавшим штатные должности;
- лицам, которые обладают правом получения социальной поддержки в соответствии с рядом законов, направленных на защиту граждан от радиационного воздействия;
- военнослужащим и другим гражданам, которые были уволены после 20 и более лет военной службы по возрасту, состоянию здоровья, а также в связи мероприятиями по штату;
- лицам, участвовавшим в составе подразделений особого риска в ядерных испытаниях и ликвидациях аварий;
- членам семей военнослужащих, которые потеряли кормильца;
- пенсионерам, а также мужчинам и женщинам старше соответственно 60 и 55 лет, которые получают ежемесячное пожизненное содержание;
- гражданам, служившим в Афганистане и других странах;
- лицам, которые пострадали или стали инвалидами в результате ядерных испытаний;
- родителям и женам (мужьям) военнослужащих и госслужащих, погибших в ходе исполнения служебных обязанностей;
- лицам, которые осуществляют профессиональную творческую деятельность, если они используют специально оборудованные помещения, сооружения, творческие мастерские и т.п., на период такого их использования;
- гражданам, у которых есть хозпостройки площадью не более 50 кв. м на земельных участках, предназначенных для садоводово-огороднических хозяйств или ИЖС.
Объектами льготного налогообложения могут выступать:
- квартира или комната в квартире;
- дом;
- специальные помещения или сооружения, использующиеся для творческих видов деятельности;
- хозяйственное строение или сооружение, площадью менее 50 кв. м на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС;
- гаражное помещение или машино-место.
Льготы предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект, находящийся в собственности. Также он не должен использоваться владельцем в предпринимательской деятельности.
Чтобы реализовать свое право на налоговую льготу в отношении личного имущества, следует предоставить в любой налоговый орган следующие документы: соответствующее заявление, паспорт, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество, технический или кадастровый паспорт объекта.
Однако, если заявление на получение льготы было оформлено гражданином до 31 декабря 2014 года, подавать документы повторно не нужно. Если гражданин не смог вовремя воспользоваться своим правом на льготы, то он вправе обратиться в налоговую с просьбой о пересчете размера налога и возврате излишне уплаченных денежных средств (не более чем за три года).
Если у гражданина, которому положены налоговые льготы, имеются несколько объектов налогообложения, то льготы предоставляются в отношении объекта одного вида на выбор.
До 1 ноября года, который будет являться налоговым периодом применения льготы, льготники предоставляют уведомление о выбранных объектах налогообложения для назначения льготы по налогу на имущество физлиц.
Если соответствующее уведомление не будет предоставлено в срок, налоговая льгота будет назначена в отношении одного объекта каждого вида, по которому сумма налога будет максимальной.
В Налоговом кодексе предусмотрен ряд льгот для пенсионеров. Данная категория граждан может получить льготы (освобождение от уплаты налога) касательно следующих объектов налогообложения:
- квартиры или комнаты в квартире;
- дома;
- гаражного помещения;
- хозяйственного строения;
- творческой мастерской, галереи, музея, библиотеки и т.д.
Право на льготу дается пенсионерам в отношении одного из объектов по каждой категории, к примеру, если в собственности гражданина наличествуют квартира, дача и гараж, то он полностью освобождается от уплаты налога на имущество физ. лиц. Если же гражданин имеет два дома, то в отношении одного из них на выбор ему придется уплатить налог.
Однако существуют случаи, когда пенсионеры обязаны платить налоги государству:
- Если стоимость объекта недвижимости превысит 300 млн. рублей;
- Имущество, по которому могла бы быть налоговая льгота, используется в предпринимательской деятельности.
В отношении земельных участков льготы по уплате налога для пенсионеров устанавливаются властями каждого отдельно взятого региона, для получения подробной информации необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.
Местные власти также вправе определять дополнительные категории граждан-льготников, к примеру, многодетные семьи.
Актуальные изменения в начислении налога на имущество представлены в следующем видеосюжете:
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://posobie-help.ru/nalogi-i-zakony/nalogovye-lgoty/perecen-na-imushestvo.html
«Зелёная» льгота
Ксения Агапова
Несколько лет назад в России анонсировали введение налоговых послаблений для тех, кто строит энергоэффективные здания. После того как льготы начали применяться, власти в одностороннем порядке упразднили прежнее правило и выставили застройщикам многомиллионные счета, а затем просто переложили ответственность на региональные правительства
В 2012 году в России ввели льготы по налогу на имущество в отношении объектов с высоким классом энергоэффективности — пункт 21 статьи 381 Налогового кодекса России. В тот момент это новшество прошло почти незамеченным, так как допустимость применения льготы к объектам недвижимости была неочевидна.
Первые подвижки в этом вопросе произошли в 2016 году, когда в письме Министерства финансов контролирующие органы разъяснили, что «в отношении нежилых зданий, имеющих высокий класс энергоэффективности, налог на имущество уплачивается в общем порядке, то есть льготу в отношении таких зданий применить нельзя».
Не прошло и года, как Федеральная налоговая служба собственным письмом разъяснила, что «по смыслу нормы пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества, имеющих высокий класс энергетической эффективности при наличии на них энергетического паспорта». По сути это опровергло разъяснения, данные в письме Минфина.
Была ли налоговая льгота
С учетом взаимоисключающих разъяснений разных государственных структур применение льготы стало предметом многих судебных разбирательств в 2017 году. Дело в том, что по букве закона льгота может применяться только к объектам, для которых разработаны стандарты классификации энергоэффективности. Для нежилых зданий подобных стандартов в России просто не существует.
Парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на явное несовершенство и фискальный уклон образовавшейся системы, возникали прецеденты, когда суды вставали на сторону бизнеса и собственникам объектов удавалось доказать правомерность применения льготы.
В январе 2018 года вышло новое уточнение по этому вопросу: льгота, освобождающая объекты от уплаты налога на имущество в течение трех лет со дня их постановки на учет, может применяться при условии принятия соответствующего закона на уровне региона России.
То есть теперь ответственность за реализацию перекладывается на местные органы самоуправления.
Надо ли уточнять, что ни один регион в стране не принял такой закон, и система налогового стимулирования для строителей экологичных зданий на деле обернулась громкими заявлениями, которые не соответствуют действительности.
Что такое классы энергоэффективности
Классы энергоэффективности известны простому обывателю как обозначения А и А+ на стиральных машинках и холодильниках.
В терминах закона класс энергоэффективности — это декларация производителя о соответствии того или иного продукта стандарту, установленному государством.
При этом класс A применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс G — для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью.
Так, в перечне, утвержденном приказом Минпромторга №769, прописана обязанность производителей/импортеров установить класс энергоэффективности.
Кроме того, существуют дополнительные классы энергетической эффективности A+ и A++ для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью.
Такие классы используются при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса A. Льгота по налогу на имущество применяется, если основное средство отнесено к классам A, A+ и A++.
Как стимулируют энергоэффективность на Западе
В США налоговая льгота для энергоэффективных проектов называется Emergency Economic Stabilization Act of 2008. Акт позволяет избавить от налогообложения расходы, связанные с энергоэффективным освещением, водоснабжением и ограждающими конструкциями.
Документ также позволяет единовременно уменьшать налоговую базу на величину расходов, которые в ином случае начислялись бы как амортизационные на протяжении 39 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Максимальная сумма вычета не должна превышать $1,8 на один квадратный фут строящегося сооружения.
Льгота применяется ко всем типам зданий: коммерческим, административным, промышленным и другим.
Для использования льготы необходимо получить сертификат у независимой организации-оценщика, это аналог российского энергопаспорта. Кроме того, существует детальное руководство, где более чем на 500 страницах описывается методология для определения энергоэффективности.
Интересный механизм акта: все участники строительного процесса, включая проектировщиков и подрядчиков, также могут получить вознаграждение через налоговые льготы по заказам при работе на энергоэффективных объектах.
Ответственность за доказательство энергоэффективности здания в таком случае лежит на компании — получателе льготы.
Помимо федеральных налоговых вычетов многие штаты предлагают различные инициативы на местном уровне, которые могут выражаться как гранты, займы или налоговые кредиты местных бюджетов.
Интересной инициативой является стандарт портфолио возобновляемых источников энергии для поставщиков энергии.
Согласно этому стандарту, поставщики электричества обязаны мотивировать своих клиентов сокращать энергопотребление путем внедрения новейших технологий.
В отличие от США в Европейском союзе практически не применяются механизмы налогового послабления. Здесь повышение энергоэффективности стимулируется естественным образом благодаря высоким ценам на энергоресурсы, а также строгим стандартам энергоэффективности.
Так, в 2012 году в рамках борьбы с изменением климата Евросоюза принял директиву об энергоэффективности, которая установила обязательные меры для всех стран-членов.
Директива в первую очередь затрагивает проекты с государственным участием, которые в обязательном порядке должны соответствовать повышенным стандартам энергоэффективности.
В документе предписывается применение энергоэффективных стандартов не только к вновь возводимым объектам, но и к уже эксплуатируемым. В ходе внедрения директивы одним из обязательных требований для всех стран-участниц стало создание национальных систем сертификации зданий, так называемых Energy Performance Certificates.
При этом здания, которые не получили подобные сертификаты, не подлежат коммерческому обороту: де-факто их невозможно сдать в аренду или продать. В результате сертификат становится дополнительным индикатором качества здания для будущего владельца или арендатора.
Все здания, имеющие низкий класс энергоэффективности, автоматически «штрафуются» рынком более низкой стоимостью продажи или аренды.
Широкое распространение энергоэффективных технологий в странах Европы осуществляется за счет механизмов свободного рынка и предпринимательства, например, благодаря применению сервисных контрактов и заинтересованности бизнеса в снижении издержек на электричество.
Важным фактором, определяющим механизмы внедрения энергоэффективных технологий в отдельно взятой стране, является стоимость энергии. Так, средняя стоимость электричества для потребителя в США всего на 15% выше, чем в России, и здесь активно работают налоговые льготы.
В то же время в Германии стоимость энергии в пять раз выше, чем в России, и, как следствие, применяется более жесткое государственное регулирование.
Важно также понимать, что высокая энергоемкость ВВП России (в 2,5 раза выше среднемирового показателя и в 3,5 раза выше энергоемкости ВВП Японии) представляет собой большой потенциал для развития и не может не учитываться нашим государством.
Как увеличить шанс на получение вычета в России
Для применения льготы в России в первую очередь важна дата получения документа, подтверждающего энергоэффективность объекта. Энергопаспорт должен быть должным образом оформлен до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановки актива на балансовый учет. Для многих судов данный факт имел существенное значение при отказе в начислении льготы.
Само строительство объекта, который действительно является энергоэффективным, также становится положительным фактором для судов.
При этом важно применять соответствующие критерии с момента создания технического задания, выверяя их на каждом этапе реализации проекта с использованием международных методик доказательства энергоэффективности. Наиболее передовая методика проверки называется энергомоделированием.
Если застройщик получил энергетический паспорт и выполнил остальные условия, связанные с реализацией льготы, суд теоретически может принять сторону компании.
Кроме того, так как ситуация является сомнительной для всех участников процесса, в отношении этого вопроса справедливо применять часть 7 статьи 3 Налогового кодекса. Она звучит так: неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщиков. Эта норма права создана как раз для подобных споров.
Хотя сейчас и нельзя однозначно сказать, что энергоэффективные объекты смогут получить льготу, важным фактом остается то, что строительство энергоэффективного здания оказывается окупаемым мероприятием и без финансовой помощи государства.
Энергоэффективные решения не обязательно должны сводиться к применению дорогостоящего оборудования, они могут быть основаны на продуманном проектировании, опирающемся на мировой опыт. В будущем требования к энергоэффективности рынком будут только усиливаться — естественного роста цен на энергоресурсы никто не отменял.
Только с 2013 года стоимость электроэнергии в среднем по России выросла на 28%.
Кроме того, в начале апреля 2018 года вступил в силу приказ Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
Этот документ предусматривает поэтапное уменьшение удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию для вновь строящихся зданий.
Объем тепла и энергии, необходимый для отопления новостроек, должен будет снизиться с 1 июля 2018 года на 20%, с 1 января 2023 года — на 40%, с 1 января 2028 года — на 50%.
Источник: https://www.EnergoVector.com/portrait-zelenaya-lgota.html
Развитие судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении льгот по налогу на имущество для энергоэффективных объектов
12 апреля 2017 г. Арбитражный суд Московской области принял решение по делу № А41-90181/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Просперити» (далее – «Общество»).
В рамках данного дела рассматривался вопрос о применимости льготы по налогу на имущество, предусмотренной п.21 ст.381 НК РФ в отношении энергоэффективных объектов, к торгово-административному комплексу с апартаментами и многоуровневому гаражу-стоянке.
Как следует из решения, в декабре 2014 года Общество ввело в эксплуатацию торгово-административный комплекс с апартаментами и многоуровневый гараж-стоянку (парковку) с подземной автостоянкой и наземным переходом.
В марте 2016 года Общество получило в отношении данных объектов энергетические паспорта, согласно которым торгово-административный комплекс и гараж-стоянка имеют высокий класс энергетической эффективности – А++ и А соответственно.
В связи с этим при исчислении налога на имущество за 2015 год Общество применило льготу для энергоэффективных объектов.
По мнению ИФНС России по г. Мытищи Московской области (далее – «Инспекция»), льгота была применена неправомерно, поскольку:
- энергетические паспорта были получены значительно позже ввода объектов в эксплуатацию, что не позволяет применить льготу в более ранних периодах;
- рассматриваемая льгота применяется только в отношении многоквартирных домов, поскольку только в отношении них законодательством предусмотрено обязательное определение класса энергетической эффективности.
Суд не согласился с позицией Инспекции и признал ее решение незаконным, указав следующее:
- Налоговая льгота, предусмотренная п.21 ст.381 НК РФ, применяется в отношении вновь введенных в эксплуатацию объектов движимого или недвижимого имущества (в том числе, зданий, сооружений) при наличии на них энергетического паспорта, в котором указан высокий класс энергетической эффективности таких объектов;
- Положениями п.21 ст.381 НК РФ не установлены иные требования к объектам, в отношении которых применяется льгота, кроме следующих: 1) возможность определения класса энергетической эффективности объекта предусмотрена законодательством РФ, и 2) налогоплательщик располагает энергетическим паспортом, в котором указан высокий класс энергетической эффективности объекта;
- Класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию;
- Объекты имеют высокий класс энергетической эффективности: в соответствии с разделом 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» класс энергетической эффективности «А» (А+, А++) является очень высоким;
- Высокий класс энергоэффективности здания подтверждается также результатами обязательного энергетического обследования, которое было проведено в связи с потреблением объектами энергии сверх значения, определенного Правительством РФ, а также проектной документацией;
- Позднее получение энергетических паспортов не имеет значения для определения момента, с которого могла применяться льгота, так как налоговым органом не доказано, что в конструкцию объектов с момента их ввода в эксплуатацию вносились какие-либо изменения, влияющие на показатели энергетической эффективности здания;
- Довод Инспекции о применении льготы только в отношении многоквартирных домов противоречит действующему законодательству.
Суд также отклонил ссылку Инспекции на аналогичное дело, в котором налогоплательщику было отказано в применении льготы, поскольку в нем шла речь об иных обстоятельствах: право на применение льготы не было документально подтверждено, что не имело места в рассматриваемом деле.
В целом, несмотря на то, что налогоплательщик в очередной раз успешно отстоял свою позицию в суде (о другом деле, в котором рассматривался аналогичный вопрос, мы рассказали в нашем обзоре «Развитие судебной практики по налогу на имущество в отношении энергоэффективных объектов»), следует отметить, что налоговые органы продолжают очень внимательно подходить к проверке правильности применения льгот по налогу на имущество налогоплательщиками.
Как показывает практика, применение льгот для энергоэффективных объектов требует внимательного анализа конкретных обстоятельств и документов, обосновывающих применение льготы.
Специалисты налоговой практики Dentons имеют значительный опыт консультирования и представления девелоперов, торговых и производственных компаний и владельцев коммерческой недвижимости в налоговых спорах и готовы оказать всестороннюю поддержку в сфере налогообложения имущества, включая анализ правильности расчета текущих налоговых обязательств компании, оценку применимости налоговых льгот, консультирование и содействие по вопросам получения необходимой подтверждающей документации.
Источник: https://www.russiantaxandcustoms.com/court-practice/
Развитие судебной практики по налогу на имущество в отношении энергоэффективных объектов
16 сентября 2016 г. Арбитражный суд Кемеровской области принял решение по делу № А27-13534/2016.
В рамках данного дела судом рассматривался спор между ООО «Новострой» и ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области. Предметом рассмотрения явился вопрос о применимости льготы по налогу на имущество, предусмотренной п.21 ст.381 НК РФ (в отношении энергоэффективных объектов), к торгово-развлекательным центрам (ТРЦ).
По обстоятельствам дела ООО «Новострой» построило ТРЦ и получило в отношении всего здания энергетический паспорт, подтверждающий его класс энергоэффективности уровня «А».
В связи с этим налогоплательщик применил льготу по налогу на имущество.
По мнению ИФНС, льгота была применена неправомерно, поскольку определение классов энергоэффективности для зданий и сооружений не предусмотрено действующим законодательством.
Суд не согласился с позицией ИФНС и признал ее решение незаконным, указав следующее:
- П.21 ст.381 НК РФ устанавливает два самостоятельных основания для применения льготы: (1) объект включён в перечень энергоэффективных постановлением правительства РФ и (2) возможность подтверждения высокой энергоэффективности объекта предусмотрена законодательством РФ;
- Законом № 261-ФЗ установлено определение требований энергоэффективности зданий, строений и сооружений;
- В связи с потреблением ТРЦ энергии сверх значения, определенного правительством РФ, в отношении него проводится обязательное энергетическое обследование, по результатам которого класс энергоэффективности здания закрепляется в энергетическом паспорте (Приказ Минэнерго РФ № 400).
Успешная защита налогоплательщиком своей позиции в суде не отменяет того факта, что налоговые органы внимательно относятся к применению налогоплательщиками льгот по налогу на имущество.
В данном деле следует обратить внимание, что ИФНС пыталась сослаться на аналогичное дело, в котором налогоплательщику было отказано в применении льготы.
Однако суд не принял данный довод, указав на несоответствие обстоятельств дела фактам, установленным в данном споре.
Таким образом, возможность применения льгот по налогу на имущество во многом определяется конкретными обстоятельствами, которые не всегда легко правильно оценить.
Специалисты налоговой практики Dentons на базе значительного опыта консультационной и судебной работы готовы оказать торговым и производственным компаниям, девелоперам и владельцам коммерческой недвижимости всестороннюю поддержку в сфере налогообложения имущества, включая анализ правильности расчета текущих налоговых обязательств компании, оценку применимости налоговых льгот, консультирование и содействие в вопросах получения необходимой подтверждающей документации.
В результате сотрудничества с Dentons компании сектора коммерческой недвижимости могут рассчитывать на эффективное управление своими налоговыми рисками, а также на оптимальное использование всех правовых механизмов при рассмотрении налоговых споров.
Источник: https://www.dentons.com/ru/insights/alerts/2016/october/24/development-of-court-practice-regarding-property-tax-on-energy-efficient-buildings
Налог на имущество организаций: ставка, льготы
Льготы по налогу на имущество организаций могут предоставляться как на уровне федерации, так и на уровне региона. Первые из указанных перечислены в НК РФ, последние – в локальных нормативных актах субъектов РФ.
Обязательные платежи, взимаемые с компаний: понятие, особенности
Налог на имущество организаций – обязательный сбор, взимаемый со всех хозяйствующих субъектов, действующих от имени юридического лица или ИП и имеющих на своем балансе основные средства.
Особенности категории:
- Налог с активов организаций в виде имущества – платеж, который составляет региональную казну;
- Ставки по указанному сбору определяются:
- На уровне федерации (уполномоченные органы устанавливают максимальные размеры обязательного взноса в процентном выражении;
- На уровне региона (власти субъекта РФ могут корректировать условия налогообложения в сторону наибольшей лояльности);
- Размеры налоговых ставок могут изменяться в зависимости от категории имущества организации;
- Чтобы компания могла определить ставку по налогу на имеющиеся активы потребуется обратиться, либо к федеральным нормативно-правовым актам (НК РФ), либо к локальным законам субъекта;
- Если региональные законы не содержат льгот по налогам, то применяются максимальные процентные ставки законодателя.
Категории имущества
В зависимости от категории имущества действует разная ставка по налогу и применяется несколько иной порядок исчисления сбора.
Согласно положениям ГК РФ, можно выделить такие виды имущества, как:
- Неразрывно связано с землей;
- Подлежит обязательной государственной регистрации;
- Перемещение объекта невозможно без нарушения первоначального состояния и целостности объекта;
- В перечень попадают:
- Здания;
- Сооружения;
- Объекты незавершенного строительства;
- Космические корабли;
- Памятники;
- Ресурсы недр;
- Водные и морские судна;
- Беспрепятственно может менять свое положение и местонахождение;
- Подлежит регистрации только в исключительных случаях;
- К числу движимых относятся:
- Транспортные средства (кроме тех, что попадают в число недвижимых);
- Деньги;
- Оборудование;
- Доли в бизнесе;
- Ценные бумаги;
- Инвентарь компании.
Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве (+7-499-938-54-25) и Санкт-Петербурге (+7-812-467-37-54).
Субъекты, обязанные вносить платеж
Плательщиками сбора, по общему правилу, выступают все участники хозяйственной деятельности. Однако есть основания для освобождения от налога по одному из следующих обстоятельств:
- Налоговый агент попадает под действие послабления, предусмотренного актами субъекта РФ, в котором осуществляет свою деятельность;
- Компания попадает под действие федерального законодательства (налог не распространяется по исключительным основаниям).
Налог на движимые активы организаций не вносятся, если:
- Компания выбрала упрощенную систему налогообложения или ЕНВД;
- Объект попадает под категорию 1,2 амортизационной группы;
- Период полезного действия движимого объекта не превышает 3-летний период.
При определении размера налога с недвижимого объекта, хозяйствующий субъект должен принять в расчет:
- Действующую налоговую ставку;
- Кадастровую стоимость объекта.
Льготы
В налоговом кодексе существуют положения, которые обеспечивают послабления по обязательным сборам для некоторых организаций или на определенные виды имущества, в частности:
- Льготы, которые полностью освобождают субъекта предпринимательской деятельности от налогового бремени с имущества:
- Управляющие компании, ставшие участниками проекта «Сколково»;
- Научные центры, образованные за счет государства;
- Юридические консультации, адвокатские кабинеты и бюро;
- Предприятия, специализирующиеся на протезно-ортопедическом производстве.
- Льготы, предполагающие лояльные условия по налоговым ставкам на отдельные виды имущества:
- Имущество хозяйствующих субъектов, являющихся участниками свободной экономической зоны;
- Имущество, состоящее на балансе учреждений, относящихся к категории уголовно-исполнительных (используемое для осуществления основных функций деятельности организаций);
- Активы, находящиеся на балансе организации, выступающей в качестве резидента особой экономической зоны, за исключением:
- Компаний из сферы судостроительства;
- Компаний, являющихся резидентами особых экономических зон промышленно-производственной направленности;
- Основные средства религиозных организаций, используемые ими для непосредственного ведения религиозной деятельности;
- Активы организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
При использовании права на вышеуказанные льготы необходимо усвоить некоторые нюансы, к таковым относятся:
- Условия по льготам считаются императивными:
- Применяются вне зависимости от региона расположения организации;
- Региональные налоговые акты не могут изменять вышеприведенные льготные условия в сторону ухудшения;
- Фактически, налоговая ставка приравнивается к 0% (100% освобождение от бремени);
- Некоторые субъекты России имеют более широкий перечень послаблений;
- Даже при освобождении имущества от бремени, организация должна своевременно формировать декларацию и предоставлять ее в установленные отчетные периоды;
Действуют 3 федеральные льготы, которые могут применяться, если они были приняты на уровне субъекта (отражены в актах конкретного региона):
- По объектам с высокой энергоэффективностью;
- По движимым объектам, принятым к учету до 2013 года;
- По активам, расположенным на дне Каспийского моря (его российской части).
Новелла 2018 года
С текущего года в России введено дополнительное бремя для организаций – налог на движимые объекты.
Ситуация складывается следующим образом:
- В отношении налогообложения движимых активов организаций не предусмотрено послаблений на федеральном уровне;
- Льготные основания могут содержаться в нормативных актах региона (так как вопрос полностью находится в компетенции субъектов);
- Хозяйствующие субъекты вправе рассчитывать на льготные условия налогообложения, если региональные власти приняли соответствующий закон до начала 2018 года;
- Если послабления отсутствовали до наступления текущего года, то организации вносят сбор по движимому имуществу на общих основаниях – по максимальной ставке, кратной 1,1%;
- С начала 2019 года ставка может быть повышена вдвое.
Фактически, с января 2018 года вопросы налогообложения движимых объектов отнесены к исключительной компетенции региональных властей. Законодательные инициативы субъекта могут самостоятельно принимать решения об освобождении от налогового бремени по взиманию сбора с движимого имущества:
- Принятого к учету с начала 2013 года;
- Входящего в 3-10 группу амортизации.
Региональные законы могут предлагать льготы или полное освобождение от сбора в отношении:
- Имущества (оборудования), относящегося к категории инновационного высокоэффективного (конкретный перечень определяется соответствующим законом субъекта России);
- Движимого объекта, находящегося в эксплуатации не больше 3-х лет с момента выпуска.
Региональные льготы не могут применять в отношении следующих категорий движимого имущества (имущество подлежит налогообложению на общих началах, ограничение ставки в 1,1% не применяется):
- Принятого к учету после 2013 года;
- Вошедшего в объем основных средств вследствие:
- Ликвидации организации;
- Реорганизации;
- Сделок между взаимозависимыми лицами.
Энергоэффективные объекты: льготы и подведомственность налога
В 2018 году объекты, имеющие высокую энергетическую активность, также попали под компетенцию региональных властей. Хозяйствующие субъекты столкнулись со следующей ситуацией:
- Льгота применяется только в том случае, если в соответствующем регионе была принята пониженная ставка налогообложения;
- При отсутствии послабления в субъекте РФ, организации, начиная с января текущего года, должны вносить обязательный сбор в общеустановленном размере.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!
или по телефону:
- Москва и область: +7-499-938-54-25
- Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
- Федеральный: +7-800-350-84-02
Налог на недвижимые активы
В законе появились дополнительные уточнения по исчислению налоговой базы и уплате сбора в отношении недвижимых активов компаний, при условии, что их кадастровая стоимость была установлена в течение года.
В указанную категорию вошли следующие объекты недвижимого фонда:
- Активы иностранных компаний, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства;
- Активы зарубежных компаний, которые не относятся к их деятельности в России через постоянные представительства;
- Постройки жилого назначения, не состоящие на балансе основных средств (в соответствии с ПБУ 6/01).
База по налогу и авансовый платеж в текущем году по вышеназванным объектам будет устанавливаться исходя из кадастровой стоимости, рассчитанной на день внесения данных в единый реестр недвижимости (при условии, что такой показатель был определен в течение года).
Алгоритм уплаты налога на имущество компаний
При исчислении и уплате обязательного сбора, взимаемого с имущества организаций необходимо придерживаться следующего порядка действий:
- Определить весь объем активов компании;
- Установить перечень основных средств, которые подлежат налогообложению;
- Ознакомиться с нормативными актами федерального значения:
- Базовые ставки;
- Общие снования освобождения от бремени;
- Ознакомиться с локальными законодательными актами региона:
- Возможные послабления или исключительные основания для снятия бремени;
- Уменьшенные, по сравнению с базовыми, размеры ставок;
- Определить налоговую базу;
- Выяснить порядок исчисления;
- Провести расчеты согласно данным;
- Заполнить декларацию (даже если действуют 100% льготы или 0% ставки);
- Передать сведения в уполномоченный орган.
Новое в декларации по налогу на активы организаций
Приказ ФНС РФ от 31 марта 2018 года утвердил новую форму декларации по налогу на активы организаций.
Согласно положениям документа, хозяйствующие субъекты могут использовать более раннюю форму отчетности только до конца 2017 года, отчет за текущий год должен будет формироваться по новому образцу.
Декларация заполняется и подается по следующим правилам:
- Отчетность, по общему правилу, предоставляется по месту нахождения компании или ее обособленного структурного подразделения;
- Отчетность предоставляется по месту фактической регистрации, если хозяйствующий субъект имеет статус крупного налогоплательщика;
- Форма подачи документа – бумажная, электронная;
- Электронная форма отчетности обязательна для:
- Только созданных или реорганизованных организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек;
- Действующих компаний со штатом работников (за предшествующий отчетный период) от 100 человек;
Особенности формирования документа:
- При заполнении нового пункта декларации — 2.1, необходимо внести данные о недвижимости, которая облагается налогом по средней стоимости за 12 месяцев;
- Внесение сведений возможно:
- С использованием компьютерной техники;
- Черными, синими, фиолетовыми чернилами от руки;
- Недопустимо использование корректора для исправления ошибок;
- Стоимостные показатели налогооблагаемых объектов округляются до единицы;
- Распечатка каждой страницы декларации производится на разных листах (запрещена двусторонняя печать);
- Заполнение декларации от руки осуществляется справа налево, начиная от первого знакоместа.
В случае несвоевременного предоставления документа субъектом предпринимательской деятельности возможны следующие последствия:
- Штраф в размере 5% от суммы недополученных бюджетом средств по декларации за каждый месяц просрочки;
- Минимальная сумма штрафных санкций – 1 тыс. рублей;
- Максимальный размер штрафа – не более 30% от суммы, указанной в декларации.
Источник: https://law03.ru/finance/article/nalog-na-imushhestvo-organizacij