Нормативное регулирование учета основных средств — все о налогах

по дисциплине «Нормативное регулирование бухгалтерского учета» на тему «Влияние налогового и гражданского законодательства на учет основных средств» (стр. 1 из 6)

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра «Международного бухгалтерского учета, анализа и аудита»

Реферат

по дисциплине

«Нормативное регулирование бухгалтерского учета»

на тему

«Влияние налогового и гражданского законодательства на учет основных средств»

Написал: студент 6 курса вечернего

отделения группы (151)183

специальности 060500 «Бухгалтерский

учет, анализ и аудит»

Покровский Александр Игоревич

Проверил:

Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3

Отнесение имущества к объектам основных средств…………………… 3

Отнесение основных средств к амортизируемому имуществу….. 4

Формирование первоначальной стоимости основных средств. 5

Порядок принятия к налоговому учету основных средств, числящихся на балансе организации на 01 января 2002 года………………………………….. 6

Определение срока полезного использования………………………………….. 7

Расчет сумм амортизации……………………………………………………………………………… 9

Реализация объектов основных средств…………………………………………… 14

Ремонт основных средств………………………………………………………………………….. 15

Особенности начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете основных средств……………………………………………………………………………… 17

Методика по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)………………………………………………………………………………………………………… 18

Вывод……………………………………………………………………………………………………………………… 21

Список использованных материалов…………………………………………………… 23

Каждая фирма, каждое предприятие обязательно использует в своей деятельности средства и предметы труда, которые и объединяются в средства производства. Поэтому важность их учета представляют себе все организации. Правильное ведение бухгалтерского учета основных средств позволяет решить многие проблемы предприятия, в основном это, конечно, связано с грамотным начислением амортизации.

Не думаю, что перечисление видов и групп основных средств интересно или важно, поскольку это довольно известная для бухгалтеров информация. Интереснее и актуальнее будет рассмотреть новые аспекты и изменения, в частности связанные с налоговым учетом.

С начала 2002 года начинает действовать 25 глава Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Данная глава коренным образом меняет порядок налогообложения.

Одни из наиболее значительных изменений были внесены в учет имущества.

При этом основная проблема, заключается в том, что вновь вводимый налоговый учет имущества не соответствует бухгалтерскому учету и приводит к необходимости ведения параллельного налогового и бухгалтерского учета имущества.

Вступление в силу главы 25 Налогового Кодекса позволяет существенно повысить степень самостоятельности налогоплательщика при начислении амортизации.

Это проявляется в двух основных моментах: во-первых, в возможности выбора одного из двух способов начисления амортизации (линейный/нелинейный); во-вторых, в более гибких сроках полезного использования объектов основных средств (регулируется Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Основные изменения и различия в порядке ведения бухгалтерского и налогового учета амортизируемого имущества будут рассмотрены в данной статье.·

Источник: https://MirZnanii.com/a/284868/po-distsipline-normativnoe-regulirovanie-bukhgalterskogo-ucheta-na-temu-vliyanie-nalogovogo-i-grazhdanskogo-zakonodatelstva-na-uchet-osnovnykh-sredstv

1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.

К первому уровню нормативных документов следует отнести Гражданский кодекс РФ [2] и Налоговый кодекс РФ[1].

Порядок налогообложения операций с основными средствами регламентируется:

— Налоговым Кодексом РФ [1];

— Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации».

Основным актом нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [3].

Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона «О бухгалтерском учете» [3] органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

— планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

— положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

— другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета по основным средствам, является ПБУ 6/01″Учет основных средств» [9].

ПБУ 6/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия.

Под основными средствами, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [9] понимаются активы, которые организация не предполагает перепродавать, которые способны приносить организации экономические выгоды и используются организацией для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд в течение срока («срока полезного использования»), превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

В пункте 17 ПБУ 6/01 [9] перечислены объекты основных средств, по которым амортизация не начисляется.

Однако в ПБУ 6/01 сказано, что по этим объектам начисляется в конце отчетного периода износ по установленным нормам амортизационных отчислений, учитываемый на отдельном забалансовом счете, таким счетом является счет 010 «Износ основных средств».

Годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе начисления амортизации и способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования определяется исходя не только из первоначальной стоимости основных средств, но и из текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки).

При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка должен применяться коэффициент ускорения, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Документами нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности является наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению [9], методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.

Классификация основных средств приведена в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94).

Каждому виду основных средств поставлен 7-значный код внутри следующих подразделов: (11) Здания (кроме жилых), (12) Сооружения, (13) Жилища, (14) Машины и оборудование, (15) Средства транспортные, (16) Инвентарь производственный и хозяйственный, (17) Скот рабочий, продуктивный и племенной, (18) Насаждения многолетние, (19) Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки [5].

Правила признания актива основным средством («амортизируемым имуществом») в целях налогообложения прибыли отличается от правил их признания в бухгалтерском учете.

В отличие от правил ПБУ 6/01 в состав амортизируемого имущества в соответствии со статьей 256 Налогового Кодекса РФ [1] не включаются имущество, приобретенное с использованием бюджетных ассигнований, и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, полученных в рамках целевого финансирования, имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 тыс. р. включительно (стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию), а также приобретенные издания, произведения искусства и некоторые другие особые виды имущества.

Кроме того, из состава основных средств («амортизируемого имущества») в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства, переданные и полученные по договорам в безвозмездное пользование, а также находящиеся по решению руководства организации на более чем 3-месячной консервации или более чем 12-месячной реконструкции или модернизации.

Методические рекомендации и инструкции признаны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, Постановление Госкомстата Российской Федерации «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» [6]. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Прочие доходы», и ПБУ 10/99 «Прочие расходы», доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе прочих доходов и расходов.

Читайте также:  На какой неделе уходят в декретный отпуск (нюансы)? - все о налогах

При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.), а доходы — на счете учета выручки от продажи (90 «Продажи»).

Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99, и учитываются на счете 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчетных и других счетов (10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.).

В соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Минфином РФ № 49[8], дo начала инвентаризации рекомендуется проверить:

— наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов и другой технической документации;

— наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

— документ об учетной политике предприятия;

— утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

— графики документооборота;

— утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

— утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике.

Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов).

Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете».

Источник: https://buh.bobrodobro.ru/37643

Нормативное регулирование налогового учета

Необходимость ведения налогового учёта в организациях продиктована тем, что исчислить налоговую базу только по правилам ведения бухгалтерского учёта в настоящее время невозможно.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Принципы — правила ведения налогового учёта, закреплённые в учётной политике в разделе налогового учёта и в инструкции по ведению налоговых регистров, карточек, расчётов и отчётов (применение разных измерителей, документирование и систематизация операций, инвентаризация остатков НЗП и готовой продукции, оценка имущества и др.).

Основными принципами построения системы налогового учёта являются:

— максимальное сближение финансового и налогового учёта;

— устранение избыточности налогового учёта;

— использование методов бухгалтерского учёта для разработки методов налогового учёта.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным налоговым Кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же формы представления данных на бумажных носителях определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а так же порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Ответственность за организацию налогового учета на предприятии и его руководство несет руководитель предприятия, через неукоснительное обеспечение выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований финансово-экономической (бухгалтерской) службы в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и отвечает за формирование учётной политики, в том числе в части налогового учёта.

7. Регистры налогового учета: определение, содержание, варианты ведения.

Федеральным Законом № 10-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) дополнен главой 25 «Налог на прибыль организаций», которая вступила в силу с 1 января 2002 г. и которая предписывает организациям, наряду с бухгалтерским учетом, вести еще и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Согласно НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно организовать систему налогового учета.

В статье 314 НК РФ сформулированы требования к формам регистров налогового учета и порядку отражения в них аналитических данных налогового учета, которые также должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.

19 появились описания регистров налогового учета, разработанные специалистами МНС РФ. Всего сотрудники МНС РФ разработали и привели описания для 51 регистра. Для каждого регистра приведен перечень реквизитов (от 4-х до 26-и). Для каждого реквизита приводится наименование и источник информации, т.е.

откуда должна браться информация, которая должна отражаться в этом реквизите: из первичного документа, из другого регистра или вычисляться расчетным путем. Разумеется, как набор регистров, так и перечень реквизитов в каждом из них, являются примерными, рекомендуемыми.

Каждая организация, исходя из специфики своей деятельности или особенностей организации учета, может, как дополнить приведенный список регистров разработанными самостоятельно регистрами налогового учета, так и любой из приведенных регистров дополнить необходимыми для этой организации реквизитами.

А также, наоборот, не использовать какие либо регистры, или реквизиты в них, если специфика деятельности организации такова, что у нее нет объектов учета, которые должны отражаться в этих регистрах.

Хотя разработанные специалистами МНС РФ описания регистров налогового учета представляют для бухгалтеров большое подспорье при самостоятельной организации налогового учета, тем не менее, они требуют некоторой доработки, чтобы превратить каждое из описаний в привычную для бухгалтеров форму ведомости или разработочной таблицы.

Автор проделал эту работу и превратил эти описания в ведомости, графы которых представляют собой приведенные в описаниях реквизиты, а в строках которых должна помещаться информация об объектах учета.

Выражаем надежду, что разработанные регистры налогового учета в виде табличных форм окажут помощь бухгалтерам при организации ведения налогового учета на своем предприятии.

Анализ приведенных регистров налогового учета показывает, что каждый из регистров представляет собой по сути оборотно-сальдовую ведомость, в графах которых помещаются наименования объектов учета, некоторые другие характеристики объектов учета (дата приобретения или ввода в эксплуатацию, стоимость и т.д.

), операция, производимая над объектом учета, некоторые параметры этой операции (дата, номер и другие реквизиты документа и т.д.), начальный остаток объекта учета до операции, приход, расход, конечный остаток объекта учета после операции. В строках этих оборотно-сальдовых ведомостей должны приводиться эти самые объекты учета.

Читайте также:  Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать? - все о налогах

Стоимостные показатели, относящиеся к некоторому набору объектов учета, обладающих одинаковыми характеристиками, суммируются в еще один реквизит регистра налогового учета. Некоторые из оборотно-сальдовых ведомостей разбиты на две (не мною, а специалистами МНС РФ при описании соответствующих регистров).

В одной — начальный остаток объекта учета до операции, приход и конечный остаток объекта учета после операции. В другой — начальный остаток объекта учета до операции, расход и конечный остаток объекта учета после операции.

При выполнении работы по превращению описаний регистров в ведомости в виде таблиц обнаружен ряд очевидных, по мнению автора, неточностей и опечаток. Они исправлены без ссылок и оговорок.

Некоторые из регистров, превращенных в ведомости, мы пытались заполнить числовыми примерами, при этом в ряде случаев возникала необходимость ввода дополнительных граф.

В «шапках» ведомостей мы старались приводить подробные описания показателей (реквизитов) отражаемых в этих графах.

Так как налоговый учет — вещь новая, к регистрам налогового учета бухгалтеры еще не привыкли, то мы считаем весьма полезным к каждой приведенной таблице приложить разработанные специалистами МНС РФ описания входящих в нее реквизитов. Для удобства ссылок, мы позволили себе вставить нумерацию регистров и в описание, и в таблицы.

Еще раз подчеркнем, что приводимые регистры налогового учета, представленные в виде ведомостей — таблиц, составлены на основе описаний регистров, разработанных специалистами МНС РФ.

Бухгалтеры при организации налогового учета на своем предприятии должны четко осознавать, что приведенные регистры «не догма, а руководство к действию», т.е.

можно вводить новые графы, исключать некоторые из имеющихся, вообще не использовать некоторые из регистров, или разработать дополнительно «свои», если специфика предприятия или организации учета в ней этого требует.

8. Аналитические регистры налогового учета: формы, требования и принципы ведения.

В статье 314 НКРФ определено, что аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл.

25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

При этом указано, что данные налогового учета — это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.

Настоящий перечень, включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами.

По отношению проводимых организацией операций по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом объектов налогообложения, то перечень может быть дополнен.

В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

Ведение Регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученным в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 НК, подпунктами 6 и 8 пункта 1 статьи 251 НК, пунктом 2 статьи 251 НК (далее по тексту целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В соответствии со статьей 251 НК ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов, производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с главой 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.



Источник: https://infopedia.su/5x662e.html

Основы бухгалтерского учета и налогообложения

Аннотация: Лекция посвящена описанию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, раскрывает значение первичной учетной документации, дает понятие формы бухгалтерского учета и рассматривает основные формы.

Особое внимание уделено описанию классической процедуры учета, которая в том или ином виде применяется во всех формах учета.

Рассмотрен состав бухгалтерской отчетности, способы организации бухгалтерии в организации, роль главного бухгалтера, значение учетной политики, инвентаризации, дана характеристика метода начислений и кассового метода учета.

Так же в данной лекции дается описание налогового законодательства РФ, структуры и состава Налогового Кодекса Российской Федерации, приводится информация о видах налогов, о структуре их регламентации, кратко освещены специальные налоговые режимы. Некоторое внимание в данной лекции уделено описанию налоговой оптимизации и «черной» бухгалтерии — неоднозначным вопросам, с которыми приходится сталкиваться практикующему бухгалтеру.

Цель лекции: раскрыть значение важнейших элементов бухгалтерского учета и налогообложения.

Выше мы ссылались на некоторые нормативные акты (в частности, на закон «О бухгалтерском учете») при описании тех или иных вопросов бухгалтерского учета.

Читайте также:  Бесплатный вебинар «проведение инвентаризации» - все о налогах

Надо отметить, что в бухгалтерском учете его нормативное регулирование играет важнейшую роль.

Дело в том, что даже незначительные изменения в тех или иных механизмах учета способны вызвать серьёзные изменения в итоговой бухгалтерской и налоговой отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из четырех уровней.

Первый уровень представлен законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами (в том числе — Кодексами РФ), Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, имеющими отношение к бухгалтерскому учету. Так же к первому уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н в ред. от 24.12.2010).

Среди нормативных документов первого уровня особо следует отметить Налоговый кодекс. На его основе строится налоговый учет. Дело в том, что правила бухгалтерского учета, закрепленные в соответствующих нормативных актах, часто не соответствуют правилам, которые регламентирует Налоговый кодекс для целей исчисления тех или иных налогов.

Например, в бухгалтерском учете можно выявить финансовый результат деятельности предприятия — прибыль или убыток.

В бухгалтерском и налоговом учете различаются классификации доходов и расходов — в результате бухгалтерскую прибыль нельзя использовать для исчисления налога на прибыль — сделать это можно, либо скорректировав данные бухгалтерского учета в соответствии с Налоговым кодексом, либо ведя отдельный налоговый учет.

Второй уровень представлен Положениями по бухгалтерскому учету. Сокращенно эти положения называют ПБУ. ПБУ имеют названия и номера. В номер ПБУ входит его порядковый номер и номер года, в котором принято ПБУ.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются Министерством Финансов РФ и регламентируют правила по отдельным объектам учета. ПБУ представляют собой систему национальных стандартов бухгалтерского учета.

Российская система национальных стандартов учета ориентирована на сближение с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

На сегодняшний день существуют следующие ПБУ:

  • ПБУ 1/2008 — Учетная политика организации
  • ПБУ 2/2008 — Учет договоров строительного подряда
  • ПБУ 3/2006 — Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
  • ПБУ 4/99 — Бухгалтерская отчетность организации
  • ПБУ 5/01 — Учет материально-производственных запасов
  • ПБУ 6/01 — Учет основных средств
  • ПБУ 7/98 — События после отчетной даты
  • ПБУ 8/2010 – Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  • ПБУ 9/99 — Доходы организации
  • ПБУ 10/99 — Расходы организации
  • ПБУ 11/2008 — Информация о связанных сторонах
  • ПБУ 12/2010 — Информация по сегментам
  • ПБУ 13/2000 — Учет государственной помощи
  • ПБУ 14/2007 — Учет нематериальных активов
  • ПБУ 15/2008 — Учет расходов по займам и кредитам
  • ПБУ 16/02 — Информация по прекращаемой деятельности
  • ПБУ 17/02 — Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
  • ПБУ 18/02 — Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
  • ПБУ 19/02 — Учет финансовых вложений
  • ПБУ 20/03 — Информация об участии в совместной деятельности
  • ПБУ 21/2008 – Изменение оценочных значений
  • ПБУ 22/2010 – Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
  • ПБУ 23/2011 – Отчет о движении денежных средств
  • ПБУ 24/2011 – Учет затрат на освоение природных ресурсов

Список действующих ПБУ можно найти на сайте Минфина РФ: https://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation/positions/

Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает в себя План счетов и инструкцию по его применению, различные методические указания по ведению учета (часто такие методические указания сопутствуют соответствующим ПБУ), рекомендации, выпускаемые соответствующими органами и т.д.

Четвертый уровень представлен документами, регламентирующими особенности учета на конкретном предприятии. Эти документы, в частности — учетная политика — утверждаются руководством организации.

Противоречия в документах, регулирующих бухгалтерский учет, разрешаются следующим образом. Если документ более низкого уровня противоречит документу более высокого уровня — разночтение толкуется в пользу документа более высокого уровня.

Например, если окажется так, что один из пунктов ПБУ будет противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете» — применяться будет именно закон.

Еще более очевидным выглядит, например, разрешение противоречия между учетной политикой организации и ПБУ или тем же ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если друг другу противоречат два документа, находящихся на одном уровне (например, два письма Минфина, которые относятся к третьему уровню нормативного регулирования), применять следует тот документ, который имеет более позднюю дату принятия.

Изменения в нормативных актах, регламентирующих бухгалтерский учет, происходят достаточно часто. Если вы хотите быть в курсе всех изменений, пользоваться всегда только последними версиями документов — вам придется подумать о том, как обеспечить себя свежей информацией. Как правило, эту проблему помогают решить электронные правовые системы. Например – КонсультантПлюс, ГАРАНТ.

Систему можно приобрести и установить на своем ПК. Подобные системы регулярно обновляются, поэтому вы всегда будете иметь под рукой актуальные версии документов. Существует еще один вариант решения проблемы работы с актуальными версиями документов. Например, на сайте https://www.

consultant.ru/ можно найти интернет-версию системы КонсультантПлюс. Эта версия ограничена по возможностям в сравнении с настольной, однако и она способна дать вам доступ к множеству актуальных бухгалтерских документов. Похожим функционалом обладает портал https://www.garant.ru/.

Если вы планируете использовать для целей бухгалтерского учета специальное ПО — например — программный комплекс 1С:Предприятие — учтите, что, используя его (при наличии соответствующей подписки на обновления) вы тоже не останетесь в стороне от изменений в законодательстве.

В частности, обновления конфигураций (то есть — наборов настроек системы, которые позволяют вести учет на предприятии) обычно включают в себя изменения, которые приводят систему учета в соответствие с актуальным законодательством.

К тому же, некоторые варианты подписки на обновления бухгалтерских программ предусматривают поставку свежих законодательных баз данных вместе с файлами обновлений.

Если вы хотите стать бухгалтером — будьте готовы к постоянной работе с законодательством. Более того, ни один бухгалтер не обходится в практической деятельности без специальных бухгалтерских изданий, как правило — периодических журналов. Их существует великое множество, часто на их страницах можно найти ценные комментарии к применению новых законодательных актов или к изменениям в существующих.

Например, такое обычно случается при выходе нового ПБУ или изменении существующего, при изменениях, внесенных в Налоговый Кодекс и т.д. К тому же, в таких журналах можно найти множество практических примеров сложных случаев учета, почитать ответы на вопросы бухгалтеров, через редакционную почту можно связаться с профессионалами, которые ответят на ваши вопросы, возможно — так же через журнал.

Существует еще один интересный вид «литературы» для бухгалтера. Это — так называемые бераторы — наборы актуальных рекомендаций по бухгалтерскому и налоговому учету. Они постоянно обновляются и так же являются ценным источником информации для бухгалтера.

Не следует забывать и о специализированных Интернет-ресурсах для бухгалтеров. Такие ресурсы обычно содержат постоянно пополняющиеся наборы статей на актуальные темы учета. По большей части такие ресурсы бесплатны, однако есть и платные бухгалтерские сайты.

Источник: https://www.intuit.ru/studies/courses/945/279/lecture/7024

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]