Ответственность аудиторов может быть повышена — все о налогах

Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки

С начала 2017 года администрирование обязательных страховых взносов перешло к налоговой инспекции. Теперь за их неуплату, как и за неуплату налогов, государство вводит уголовную ответственность.

Цель очевидна: пополнение бюджета. Криминализация неуплаты подстегнет руководителей активнее перечислять страховые взносы. Расследованием преступлений по статьям 198—199.

4 Уголовного кодекса РФ займется Следственный комитет.

Андрей Гривцов
Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», Москва

До 3 лет тюрьмы грозит Генеральному Директору за неуплату страховых взносов в особо крупном размере.

Что изменится. Против Генерального Директора возбудят уголовное дело, если долг по обязательным страховым взносам превышает 1,8 млн руб. или 10% от общей суммы, подлежащей к уплате. Размер будет считаться особо крупным, если сумма больше 9 млн руб. или составляет 20% от общей суммы, вне зависимости от периода неуплаты. Если долг меньше, уголовная ответственность не наступает.

Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, необходимо:

  • исправно платить страховые взносы;
  • своевременно представлять налоговые декларации и иные документы;
  • не включать в представляемые документы заведомо ложные сведения.

Что грозит руководителю. Если Генеральный Директор совершит преступление впервые и погасит весь долг, его освободят от ответственности.

При неуплате страховых взносов в крупном размере руководителя ждет штраф на сумму 100—300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года.

Для особо крупного размера предусмотрены штраф на сумму 300—500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.

Источник: проект федерального закона №927133-6 «О внесении изменений в УК и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
Когда документ вступит в силу: прошел первое чтение в Государственной думе
Для кого актуально: Генеральный Директор

Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому

Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС.

Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен.

Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно.

В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).

Павел Андрейкин
Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва

В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата.

Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности.

А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.

Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков.

Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.

Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:

  • документы подписаны неустановленным лицом;
  • существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
  • подрядчик нарушил налоговое законодательство.

Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@. Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.

Источник:

Источник: https://fingu.ru/blog/auditorov-obyazali-stuchat-na-klientov-i-eshche-tri-vazhnye-popravki/

Ответственность аудитора

Ответственность аудитора – это санкции, налагаемые на аудиторскую фирму, обусловленные неисполнением (либо некачественным исполнением) одного или нескольких пунктов договора с заказчиком услуг. Вид ответственности определяется законами РФ – различают три вида:

Гражданско-правовая ответственность аудитора

Наиболее распространенная причина наступления гражданско-правовой ответственности аудиторской организации – ее несостоятельность и неспособность выполнить заказанные работы качественно.

Однако взыскание убытков с неквалифицированного аудитора не происходит автоматически: клиент аудитора должен доказать наличие связи между халатностью и наступившими негативными последствиями.

Доказательством невиновности аудиторской фирмы может быть признано соответствие произведенных работ общепринятым стандартам.

По статье 15 Гражданского Кодекса аудитор должен компенсировать следующие убытки:

  • Упущенную из-за ошибки проверяющего выгоду предприятия-клиента.
  • Дополнительные расходы (судебные, а также траты на перепроверку).

Административная ответственность аудитора

Основания для наступления административной ответственности следующие:

  • Обнаружение недостоверной информации в документах, обязательных для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
  • Регулярные нарушения аудиторской фирмой требований лицензии.
  • Незаконность решения о выдаче лицензии.

Основная форма наказания для аудитора – лишение лицензии либо приостановление ее действия. Без лицензии аудитор работать не может – ему грозит взыскание размером до 300 МРОТ.

Решение о приостановке действия лицензии доводится до самой аудиторской компании минимум за три дня до вступления в силу.

Лицензирующий орган обязан определить для аудитора срок устранения обстоятельств, вызвавших приостановку лицензии, однако, этот срок не может превышать полугода.

Если лицензиат в срок не справляется, лицензия аннулируется совсем, если справляется, то регулирующий орган выносит решение о возобновлении лицензии в течение месяца.

Уголовная ответственность аудитора

Уголовная ответственность не распространяется на организации и наступает за разглашение частными специалистами конфиденциальных сведений. Наказание может быть следующим:

  • Если аудитор вопреки задачам профессиональной деятельности, руководствуясь целью получить личную выгоду или нанести вред другому лицу, использует секретные сведения, ему грозит:

— Взыскание от 500 до 800 МРОТ.

— Арест сроком до полугода.

— Заключение до 3 лет (с лишением возможности заниматься аудиторской деятельностью еще 3 года).

  • Если аудитор повторно совершает аналогичное преступление, наказание становится более суровым:

— Взыскание от 700 до 1000 МРОТ.

— Лишение свободы на 5 лет (также с последующей дисквалификацией).

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12955-otvetstvennost-auditora

Уголовная ответственность аудиторов: реформа, которая коснется всех

Банк России получил права по надзору за аудиторской деятельностью и активно реформирует отрасль. В планах ввести уголовную ответственность аудиторов. В статье расскажем, какова ответственность аудиторов, а также на примере судебных дел посмотрим, за что им предъявляют претензии.

Используйте пошаговые руководства:

Аудит – это независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности финансовой отчетности. Ответственность аудиторов заключается прежде всего в:

  • качественном выполнении работы;
  • соблюдении требований государственных регулирующих органов;
  • сохранении конфиденциальной информации, полученной в ходе проверки.

Соответственно, претензии к аудиторским фирмам может предъявить как заказчик, так и государственные регуляторы и прочие пользователи проаудированной отчетности. Поскольку аудит можно рассматривать как социально значимую профессию, то существенные этические требования предъявляют профессиональные ассоциации, саморегулируемые организации и само общество.

Скачайте полезный документ:

Отчет о результатах подготовки к аудиторской проверке

Чем должен заниматься аудитор

Первоначально аудитор рассматривался как ревизор, карикатурная канцелярская крыса, погруженная в изучение множества папок с документами. Со временем в обязанности аудитора вошли:

  • оценка достоверности отчетности;
  • проверка эффективности системы внутреннего контроля;
  • идентификация связанных сторон и конечных бенефициаров;
  • выявление фактов мошенничества;
  • содействие борьбе с коррупцией и терроризмом и…

Этот список не исчерпывающий.

Кроме того, клиенты рассматривают аудитора как партнера и неиссякаемый источник консультаций по учету и отчетности, юридическому сопровождению, эффективности бизнес-процессов и, конечно, налоговым вопросам. Поскольку получение своевременной и полной информации очень важно для аудитора, то в общении с сотрудниками клиента ему необходимы навыки дипломата и профессионального коуча.

Читайте также:  Электронные больничные перестанут быть экспериментом уже в 2017 году - все о налогах

Образно говоря, в настоящее время от аудитора ожидают способностей агента Джеймса Бонда, обладающего как минимум детектором лжи для выявления мошеннических и коррупционных действий руководства и хрустальным шаром для предсказания будущего банкротства.

Не сомневаюсь, что компании также могут много чего рассказать о взаимодействии с аудиторами. Но давайте обратимся к практике, когда точку во взаимоотношениях между аудиторами, компаниями и инвесторами ставят суд и государственные регуляторы (см. также как подготовиться к аудиторской проверке отчетности).

Ответственность аудиторов в России

Ответственность аудиторов в России предусмотрена за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения и разглашение аудиторской тайны. Регулирует аудиторскую деятельность одноименный Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ.

Исторически от аудитора помимо мнения о достоверности финансовой отчетности ожидают еще и анализа налоговых рисков. В текущей судебной практике нет исков к аудиторам, выдавшим положительное заключение, в случае доначисления налогов и сборов после выездной налоговой проверки.

А в достаточно старом постановлении арбитражного суда 2006 года суд в первой и второй инстанциях (дело № А39-8206/20050129/17) отказался признать аудиторское заключение заведомо ложным, указав, что обязанность аудитора – выражение мнения о достоверности отчетности, а обязанность руководства компании – расчет налогов и представление налоговых деклараций в соответствии с действующим законодательством.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Судебную практику, когда аудиторы оспаривают заявления компаний о признании аудиторского заключения заведомо ложным, можно разделить на три основные категории.

1. Претензии к аудитору за некачественное выполнение работы в случае несогласия с аудиторским заключением

Так, вопросы документального оформления взаимодействия аудитора с заказчиками могут сыграть решающую роль в случае предъявления претензий.

2. Заявления от миноритарных акционеров в рамках корпоративных споров о выплатах совету директоров и получении конфиденциальной информации в ходе суда

Так, общество в лице миноритарных акционеров предъявляет к аудиторскому заключению существенно большие требования, чем действующее законодательство и введенные с 2017 года международные стандарты аудита.

Безусловно положительное аудиторское заключение рассматривается как подтверждение полного соответствия деятельности аудируемого лица всем законодательным актам, а также гарантия добросовестности собственников и руководства.

3. Иски от инвесторов и вкладчиков, принимающих решения на основании аудиторского заключения

В этих случаях инвесторы действуют по примеру мировой практики привлечения аудитора к солидарной ответственности за стратегию деятельности аудируемых компаний.

Инвесторы рассматривают безусловно положительные аудиторские заключения как свидетельство того, что аудиторы разделяют и даже поддерживают деятельность руководства и выступают в качестве рейтинговых агентств, давая определенную оценку способности компаний успешно осуществлять деятельность в обозримом будущем.

Существенная неопределенность, характерная для экономики в последнее время, нашла отражение в пересмотренном Международном стандарте аудита МСА 700, по которому аудитор должен включать в аудиторское заключение отдельный раздел в случае существенной неопределенности в непрерывности деятельности аудируемого лица.

Нужно отметить, что аудиторское заключение повсеместно используется как доказательство в гражданских спорах, например:

  • о взыскании с уволенного генерального директора понесенных убытков на основании проведенной аудиторами инвентаризации и подтвержденных данных бухгалтерского учета (решение от 18 апреля 2017 года по делу № А21-5489/2016);
  • взаимоотношениях банка и кредиторов и порядке расчета кредитных ковенант на основании проаудированной отчетности (решение от 19 сентября 2016 года по делу № А40-22882/2016);
  • расторжении договора в связи с изменившимся финансовым положением контрагентов, подтвержденным аудиторским заключением (решение от 9 марта 2017 года по делу № А19-19396/2016).

Как изменится ответственность аудиторов в ближайшее время

В каком направлении будут развиваться в России законодательство в области регулирования аудиторской деятельности и судебная практика, трудно предсказать. Назначение ЦБ РФ регулятором аудиторской деятельности свидетельствует о намеренном усилении роли государственных органов в проведении контроля качества аудиторских проверок и ограничении деятельности саморегулируемых организаций.

Законодательные инициативы в России в целом соответствуют мировым тенденциям:

1) расширить сферу взаимодействия аудиторов и государственных органов:

  • разрешить Федеральной налоговой службе запрашивать у аудиторов информацию об их клиентах (одобрено Правительством РФ в феврале 2017 года);
  • расширить обязанности аудиторов уведомлять государственные органы о сделках или финоперациях аудируемого лица при подозрении в легализации преступных доходов или финансирования терроризма без предварительного уведомления клиентов;
  • ввести обязанность аудиторов сообщать в ЦБ РФ о фактах, затрагивающих интересы вкладчиков и кредиторов банков; 

2) повысить ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения:

  • для аудиторских компаний − штраф до полумиллиона рублей;
  • для аудиторов: если причинен существенный вред − уголовная ответственность, если не причинен – административная ответственность до 50 тыс. руб.

Как демонстрирует приведенная выше судебная практика, существенное увеличение штрафов за нарушение аудиторских стандартов не только российская инициатива. Это закономерное последствие, когда инвесторы принимают решения на основании проаудированной отчетности и от аудиторов ожидается разделение ответственности наравне с руководством аудируемых компаний.

Привлечение же аудиторов к уголовной ответственности – исключительная мера наказания. Нарушения нелегко доказать в суде, как все, что касается умысла. Число успешных судебных дел по привлечению к ответственности за умышленную дачу ложных показаний ничтожно. Маловероятно, что этот законопроект удастся реализовать на практике.

Однако масштабные реформы аудиторской деятельности, предложенные ЦБ РФ, аудиторское сообщество восприняло неоднозначно. Регулятор предложил:

  • повысить требования к уровню квалификации и профессиональной репутации аудиторов и аудиторских компаний, проводящих аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС);
  • сократить перечень компаний, подлежащих обязательному аудиту;
  • существенно ограничить полномочия саморегулируемых организаций;
  • ввести практически неограниченные полномочия ЦБ РФ в отношении разработки и утверждения законодательных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и признания аудиторского заключения и финансовой отчетности недостоверными без решения суда.

В мировой практике обязанности регуляторов выполняют государственные органы, основная задача которых заключается в надзоре над аудиторскими компаниями, проводящими аудит отчетности публичных компаний (PCAOB, SEC, FRC).

Они обладают определенными полномочиями в сфере регулирования аудиторской деятельности, однако финальное решение в спорах между аудиторами, регуляторами и инвесторами выносит независимый суд.

Это повышает доверие общества к объективности и непредвзятости полученных выводов и обеспечивает равные права для всех участников рынка.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» цели деятельности Банка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка РФ;
  • обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

Введение же дополнительных обязанностей для ЦБ РФ потребует существенных материальных и временных ресурсов (квалифицированных кадров, в том числе не в сфере финансовых институтов), наработанных методик контроля качества, налаживания взаимодействия с саморегулируемыми организациями и профессиональными объединениями.

Кроме того, такое количество полномочий у одного регулирующего органа может негативно повлиять на всех участников аудиторской деятельности, заменив индивидуальный и вдумчивый подход на реформирование по принципу русской пословицы «лес рубят, щепки летят». Не лишним будет вопрос, как и кто будет регулировать деятельность самого «мегарегулятора».

В итоге несомненным остается только тренд на нарастающее ужесточение в сфере регулирования аудиторской деятельности и расширение сферы ответственности аудиторов.

ВИДЕО: новый порядок применения международных стандартов аудита

С 2017 года действует новый порядок применения международных стандартов аудита. Подробнее о нем, в том числе и об ответсвенности аудиторов, рассказывает Наталья Беляева, FCCA, менеджер отдела аудита компании «МАЗАР»

Подготовлено по материалам журнала «МСФО на практике»

Источник: https://fd.ru/articles/158726-ugolovnaya-otvetstvennost-auditorov-qqq-17-m6

Своим новым стандартом IAASB повысит ответственность аудиторов

Своим новым стандартом IAASB повысит ответственность аудиторов за дополнительные раскрытия, сообщает gaap.ru.

Своим новым стандартом IAASB повысит ответственность аудиторов за дополнительные раскрытия, сообщает gaap.ru.

Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества (IAASB) опубликовал для публичного обсуждения промежуточный вариант пересмотренного стандарта ISA 720 «The Auditor’s Responsibilities Relating to Other Information in Documents Containing or Accompanying Audited Financial Statements and the Auditor’s Report Thereon» («Обязанности аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих или сопутствующих аудированной финансовой отчетности»).

Предложенный стандарт проясняет основное направление работы аудиторов, имеющих дело с «прочей информацией», т.е. данными, содержащимися в документах, что сопутствуют аудированной отчетности организации. Поправки в стандарт были внесены разработчиками с учетом значительных изменений с финансовой отчетностью, имевших место за последние пару десятков лет.

Читайте также:  Минтруд рассказал, как исправить ошибку в книге учета трудовых книжек - все о налогах

«Сегодня существенные раскрытия делаются не только в финансовой отчетности, но и вне ее. По мере того как составители пытаются лучше доносить информацию до пользователей, эти раскрытия разбрасываются по широкому спектру документов в качестве «прочей информации», не входящей в аудированную отчетность.

Пользователи уделяют все больше внимания этой информации, в особенности если она по природе своей является качественной», – отмечает профессор Арнольд Шилдер (Arnold Schilder), глава IAASB.

– «Вопрос в интересах общественности: является ли сегодняшний аудиторский стандарт настолько актуальным, насколько он должен быть, и обеспечивает ли он проверку аудиторами этой дополнительной информации в контексте понимания аудируемой организации? Наши предложения по улучшению ISA 720 направлены на развертывание требований, чтобы они были достаточными и адекватными сегодняшнему состоянию финансовой отчетности».

В рамках предложенного стандарта от аудиторов скоро потребуют прочитывать и принимать во внимание прочую информацию в контексте понимания организации и ее окружения и действовать надлежащим образом в случае, если при этом обнаруживаются существенные расхождения.

Стандарт четко проясняет, что собой могут представлять документы, классифицируемые в качестве «прочей информации», проясняет и усиливает ответственность проверяющего аудитора применительно к изучению этой документации.

Здесь же содержится соответствующее руководство по применению стандарта.

В стандарте теперь также оговаривается, что в своем аудиторском заключении аудитор должен четко объяснить и рассказать о своих обязательствах в отношении проверяемой им или ею «прочей информации».

Источник: https://rup.ee/rus/novosti/nalogi-i-bukhgalterskii-uchet/svoim-novym-standartom-iaasb-povysit-otvetstvennost-auditorov

Особенности налогового аудита органов ФНС в России

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7Следующая ⇒

Целью создания подразделений налогового аудита является обеспечение защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном порядке, а также повышение эффективности работы налоговых органов с заявлениями и жалобами физических и юридических лиц и при рассмотрении письменных объяснений или возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок.

Кроме этого, налоговый аудит призван решать задачи по повышению качества работы налоговых органов, устранению внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов.

В рамках поставленных задач отдел налогового аудита осуществляет подготовку по запросам Управления ФНС России заключений по жалобам налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, рассмотрение жалоб (заявлений) физических и юридических лиц на действия (бездействие) должностного лица налогового органа, подведомственных рассмотрению вышестоящим должностным лицом налогового органа и подготовку проектов решений по ним.

Решение о создании подразделений налогового аудита внутри ФНС стало реакцией Минфина России на критику президента Путина в адрес налоговых служб. Чрезмерное «рвение» последних он квалифицировал как «налоговый терроризм».

Поэтому в основные обязанности новых отделов ФНС входит проверка обоснованности жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок и по возможности досудебное урегулирование споров.

Кроме того, налоговые аудиторы должны готовить более качественную доказательную базу по делам, дошедшим до судебного разбирательства, которые сегодня ФНС зачастую проигрывает из-за юридической безграмотности своих сотрудников. Речь здесь прежде всего идет о спорах вокруг возврата НДС, подавляющее большинство которых разрешается в судебном порядке.

Подразделения налогового аудита довольно быстро удалось создать на уровне центрального аппарата, а вот сформировать новые отделы на местах долгое время не удавалось. Мешал и недостаток квалифицированных кадров, и сопротивление самих налоговиков, недоумевающих, зачем ФНС подразделения, которые будут перепроверять их работу.

В конце апреля 2006 года глава ФНС Анатолий Сердюков на закрытом совещании с главами территориальных органов ФНС Центрального федерального округа даже устроил подчиненным разнос за то, что в большинстве управлений отделы налогового аудита не укомплектованы и к работе не приступили.

И вот через три месяца после сделанного внушения ФНС, наконец, смогла с удовлетворением сообщить, что аудиторские подразделения заработали во всех налоговых инспекциях страны.

Структура получилась интегрированная: низовой отдел подчиняется руководителю инспекции, аналогичная иерархия в региональных управлениях, а управление налогового аудита, действующее в центральном аппарате, напрямую подчиняется руководителю ФНС.

Теперь обиженный мытарями налогоплательщик сможет сначала поискать правды в подразделении налогового аудита своей территориальной инспекции. Если его поиски закончатся ничем, можно будет обратиться с жалобой в региональное управление, а затем дойти и до центрального аппарата ФНС.

Однако здесь есть один тонкий момент, создающий опасность для действенности института налоговых аудиторов. Ведь, если налоговые аудиторы будут подчиняться руководителю местной, а не вышестоящей инспекции, есть опасность, что они фактически будут работать как обычные инспекторы.

Все вновь будет замыкаться на руководстве той инспекции, на сотрудников которой жалуется налогоплательщик. Не менее важно и то, кто будет назначать и снимать с должности налоговых аудиторов — областное управление или руководитель инспекции.

Понятно, что если это право будет закреплено за УФНС по области, у сотрудников местных отделов налогового аудита будет чувство независимости и самостоятельности, а налогоплательщики смогут рассчитывать на их объективность.

Итак, теперь в рамках борьбы с «налоговым террором» 7 тысяч новых сотрудников ФНС будут разбирать жалобы предпринимателей на действия своих коллег. Эффективность новой структуры ФНС оценивать пока сложно, так как «налоговые аудиторы» только приступают к работе, а в полную силу система налогового аудита должна заработать лишь с 2009 года.

Можно предположить, что, если возражения на акт проверки будут рассматривать не те, кто ее, собственно, и проводил, а отделы налогового аудита, укомплектованные профессиональными юристами, возрастет доля претензий налогоплательщиков, урегулированных в досудебном порядке (тем более что процедура досудебного рассмотрения споров вскоре получит свое законное оформление — ожидают вступления в силу поправки в Налоговый кодекс о совершенствовании налогового администрирования). С 01.01.09 вообще вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров: предприниматель не сможет обратиться в суд до тех пор, пока не попытается обжаловать решение, вынесенное по результатам проверки, в вышестоящем налоговом органе.

С уверенностью можно говорить о том, что спорных ситуаций между налогоплательщиками и фискальными органами после появления новой структуры меньше не станет, потому что они в большинстве своем возникают из-за пробелов и разночтений в законодательстве.

Основные функции отделов налогового аудита отображены на рис. П.1 в Приложении 1. Настораживает некоторая двойственность в функциях, записанных за отделами налогового аудита. Ведь, наряду с рассмотрением жалоб по результатам налоговых проверок, они должны предпринимать усилия для более эффективного отстаивания интересов государства в судебных тяжбах с налогоплательщиками.

Не исключено, что налоговые аудиторы будут участвовать в проверках наряду с простыми инспекторами, а затем принимать участие в судах. Для предпринимателей это может выйти боком, ибо означает, что команда инспекторов усиливается юристами.

Получается, что идея создания независимой структуры, которая призвана объективно решать проблемы налогоплательщиков и проверять адекватность действий инспекторов, теряет смысл.

Опять спасение утопающего — дело рук самого утопающего? Словом, пока не стоит возлагать большие надежды на «доброго следователя» из налоговой инспекции, а стоит минимизировать свои налоговые риски, заказав налоговый аудит на стороне.

Налоговый прессинг со стороны государства существенно повышает актуальность такой услуги, как налоговый аудит. Это связано с тем, что выявленные налоговые нарушения могут повлечь за собой существенные (а иногда и катастрофические) последствия для хозяйствующего субъекта.

Причем нарушением может быть признано не только явное несоблюдение налогового законодательства, но и занижение налоговых платежей путем применения широко распространенных и формально легальных схем.

Так как тонкая грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов фискальными органами часто стирается, предусмотрительные предприниматели все чаще прибегают к квалифицированной внешней экспертизе, применяемой у себя учетной политики.

Налоговый аудит — это независимая экспертная проверка состояния систем налогового и бухгалтерского учета, правильности формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, состояния расчетов организации по налогам и сборам, а также разработка комплекса мер по защите предприятия от привлечения к налоговой ответственности. Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение наложения штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам. Фактически это генеральная репетиция налоговой проверки.

Налоговый аудит может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам или отдельным вопросам, которые интересуют клиента. В аудиторской фирме можно заказать:

Читайте также:  Существуют ли налоговые льготы по водному налогу? - все о налогах

· комплексный налоговый аудит (проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год);

· тематический налоговый аудит (проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период времени);

· структурный налоговый аудит (проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений).

Экономический эффект от проведения налогового аудита достигается за счет сокращения налоговых изъятий и высвобождения значительных оборотных средств; отсутствия в дальнейшем штрафных санкций со стороны проверяющих органов; возврата излишне начисленных и уплаченных сумм налогов и сборов.

Своевременный налоговый аудит может помешать даже банкротству организации, если ее налоговые обязательства значительны. По результатам проверки клиенту предоставляется аудиторское заключение и подробный отчет с рекомендациями по исправлению ошибок, оптимизации и планированию налогообложения.

Иногда затраты на проведение налогового аудита, особенно в первый раз, оказываются в десятки раз меньше предотвращенных потерь. Как говорят аудиторы клиентам, сомневающимся в целесообразности грядущих расходов, лучше экономить на налогах, чем на налоговом аудите Антонец О.

Фискального полку прибыло // Директор-Инфо, №15, 2006..

Источник: https://lektsia.com/2x59a7.html

Налоговый аудит

ИП и все коммерческие организации обязаны платить налоги и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды различных уровней.

Налоговое российское законодательство и требования к экономическим субъектам часто меняются, ориентироваться в этой сфере без помощи профессионалов становится все трудней.

При этом мера ответственности при неграмотном ведении бухгалтерской и налоговой отчетности значительная.

Поэтому одной из популярных аудиторских услуг стал налоговый аудит, позволяющий заранее выявить ошибки и решить проблемы в штатном порядке.

Услуги аудиторов позволяют предотвратить нежелательные последствия при проведении проверок налоговыми инспекторами и избежать штрафных санкций.

Можно рассматривать проведение аудита, как генеральную репетицию перед налоговой проверкой, позволяющую избежать конфликтных ситуаций с органами государственной власти и минимизировать финансовые потери.

Специалисты проверяют правильность начисления суммы налогов, предупреждают возможные претензии и штрафные санкции.

Кроме того, услуга позволяет руководителям бизнеса оценить квалификацию своих сотрудников и разобраться насколько оптимально построен на предприятии налоговый учет, нет ли ошибок или лишних переплат.

Сегодня большинство российских компаний несет большую налоговую нагрузку, поэтому лишние штрафы никому не нужны.

Аудиторская организация проверяет всю налоговую и бухгалтерскую отчетность на предприятии, налоговые регистры, первичную документацию, договоры и пр.

Налоговый аудит относится к сопутствующим услугам и проводится на договорной основе по инициативе владельцев бизнеса или руководства компании. Некоторые клиенты предпочитают, чтобы проверка налоговой отчетности выполнялась при проведении общего аудита на предприятии.

Однако это не позволяет в необходимой мере изучить весь объем налоговой информации. Только полноценный налоговый аудит поможет снизить налоговые риски.

Солидная аудиторская фирма знает требования контролирующих органов, положения нормативных актов и имеет большой практический опыт в этой сфере. Нет единой процедуры, как должна осуществляться проверка.

Профессионалы учитывают специфику организации и то, как осуществляется уплата налогов.

После рассмотрения налоговой и бухгалтерской отчетности специалисты составляют заключение о достоверности отчетных документов, дают рекомендации по устранению отклонений и ошибок и пр.

Состоит налоговый аудит из трех этапов

Первый — это предварительная экспертиза используемой системы налогообложения.

Квалифицированные специалисты анализируют основные факторы системы налогообложения, проверяют действующие схемы хозяйственных отношений, методики, при помощи которых исчисляются налоги.

Анализируется насколько грамотно в организации ведется документооборот, устанавливаются полномочия должностных лиц, ответственных за расчет и исчисления налоговых платежей.

На данном этапе аудиторы знакомятся с особенностями хозяйственных операций в организации и с существующими объектами налогообложения. Предварительно оценивается уровень налоговых обязательств и возможные налоговые отклонения.

Подобные проверочные действия помогают оценить на каких участках налоговой системы скорей всего возникнут проблемы. Так, например, если экономический субъект поставляет за рубеж товары, то, как правило, трудности возникают с акцизами или с расчетом налогов на прибыль.

Еще можно сразу же выявить на каком участке проблем не возникнет. Чаще всего это касается транспортных налогов и отчислений на рекламу.

Второй этап — это непосредственная проверка правильности расчета и уплаты налогов и сборов в бюджет, а также во внебюджетные фонды.

Аудит может выполняться сплошным методом, когда проверяется вся документация, которая относится к налоговому учету или выборочным, при котором особое внимание уделяется проблемным участкам, выделенным на первом этапе.

Проведение проверки сплошным методом очень трудоемкое и не всегда целесообразное занятие, если у фирмы одна специализация и единая система налогообложения.

Налоговый аудит сплошным методом необходим только при проверке крупных предприятий с обособленными подразделениями, которые используют разные системы налогообложения. На втором этапе проверяется налоговая отчетность, соблюдение сроков уплаты, правильность расчета налогооблагаемой базы, правомерность применения налоговых льгот и специальных налоговых режимов.

В ходе проверки оценивается правильность расчета налога на прибыль, по акцизам, на добавленную стоимость, по таможенным пошлинам, на имущество, на землю, транспорт и выполнение других налоговых обязательств.

Анализируется насколько грамотно заказчик проводит расчеты с Фондом занятости, Фондом мед. страхования, Фондом соц. страхования, Пенсионным фондом и с другим внебюджетными структурами.

Кроме того, производится проверка актов налоговых органов, которые касаются вопросов налогообложения.

Качественная работа аудиторов невозможна без тесного сотрудничества с руководством организации, с юристами и с бухгалтерской службой.

Чтобы проверить насколько грамотно рассчитываются и уплачиваются налоги, профессионалы должны быть обеспечены достоверной информацией о том, какие проводятся сделки на предприятие.

Формальные сведения не позволяют аудиторам квалифицированно оценить все риски с точки зрения налогообложения.

Кроме того, если в ходе проверки аудиторская фирма выявила ошибки, бухгалтерия компании-заказчика услуг должна принять все меры к их скорейшему устранению. Если во время не была произведена уплата налогов, то произвести отчисления. В дальнейшем сотрудникам необходимо работать так, чтобы избегать подобных недоработок. Обнаруженные и исправленные ошибки не вносятся в отчет.

Заключительный этап — это подведение результатов и оформление аудиторского заключения, в котором профессионалы отражают свое мнение о правильности применения налоговых льгот, о полноте отражения и перечисления налогов и платежей в бюджет или во внебюджетные фонды и пр. Кроме отчета проверяющая организация составляет подробный отчет о проверке, о выявленных ошибках и о рекомендациях по их исправлению.

При обнаружении нарушений налогового законодательства специалисты рассчитывают негативные последствия для организации.

Дают рекомендации по улучшению системы налогообложения в организации, по внесению корректив в соответствии с изменениями требований законодательства, по организации внутреннего контроля, позволяющего следить за тем, насколько правильно осуществляется уплата налогов. В отчете делается итоговый вывод о текущем состоянии налогового отчета и об адекватности используемой системы налогообложения.

Ответственнность компании-аудитора 

Компания-аудитор несет ответственность за качество и полноту проверки.

Проверяющая организация должна сообщать руководству компании о результатах проверки и об ответственности за допущенные нарушения, в тех случаях, когда бухгалтерская служба не считает нужным вносить изменения в отчетность, в налоговые декларации и пр.

Добровольное проведение аудита может быть одноразовым или выполняться на постоянной абонентской основе. Может быть выполнен полный аудит или частичная проверка в отношении какого-либо налога или конкретной коммерческой сделки.

Сколько стоят услуги специалистов, которые выполняют налоговый аудит, зависит от специфики организации, от сложности и объема работ, от запущенности налогового учета, от целей заказчика и пр.

Для каждого клиента стоимость услуг будет индивидуальной. Услуга «Налоговый аудит» доступна и экономически оправдана.

Квалифицированное экспертное заключение позволяет выстроить разумную финансовую стратегию и заранее подготовиться к проверкам налогового органа.

Аудиторская компания гарантирует полную конфиденциальность и реальную помощь при возникновении конфликтов с контролирующими органами.

Профессионалы несут материальную ответственность перед заказчиком за качество работ и представленные результаты проверки.

Вовремя проведенный аудит позволяет заказчикам сохранить деловую репутацию, избежать значительных штрафных санкций, минимизировать убытки и предотвратить банкротство организаций.

Поделиться

Источник: https://www.i-ias.ru/blog/audit_nalogi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]