Оценка налоговой нагрузки на организацию
Ярыгина В. С., Плахов А. В. Оценка налоговой нагрузки на организацию // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 416-417. — URL https://moluch.ru/archive/130/35979/ (дата обращения: 12.09.2018).
Налоговая нагрузка помогает повысить эффективное использование финансов предприятия. При определении налоговой нагрузки выявляется уровень воздействия внесенных налогов на итоги финансовой деятельности предприятия, что помогает раскрыть в достаточной степени эффективные способы уменьшения налоговой нагрузки без противоречия законодательству.
Основной целью комплексного анализа налоговой отдачи предприятий и отраслей на региональном уровне является принятие управленческих решений по повышению эффективности функционирования отраслей и предприятий региональной экономики, по обеспечению устойчивого роста доходов регионального бюджета (не за счет увеличения налоговой нагрузки), привлечению инвестиций в передовые отрасли, а, в конечном счете, способствовать стимулированному развитию национальной экономики. [7]
Достижению данных результатов способствует:
– установление абсолютно точной суммы налоговых расходов;
– определение динамики уплаты налогов в процессе изменения масштаба и видов выполняемых работ организации;
– расчет относительной величины нагрузки налога;
– установление уровня, при котором налоговые расходы не должны превышать допустимые нормы, определение методов снижения расходов в случае их увеличения.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговое бремя, коэффициенты определения налоговой нагрузки.
Точного определения налоговой нагрузки в литературе пока не существует.
В основном многие авторы определяют налоговую нагрузку в качестве определенной части налоговых обязательств, которая обязательно выплачивается предприятием без отсрочек и перенесения на другие субъекты экономики страны.
Уменьшение величины налоговой нагрузки также не допустимо, когда проводится налоговое планирование, оптимизация налоговых платежей или другие меры.
Противоречивая трактовка налоговой нагрузки заключается в том, что нельзя рассматривать данную нагрузку в качестве объекта управления при анализе какого-то отдельного предприятия. Налоговая нагрузка должна быть неуправляемым объектом, которая не предполагает вариантов оптимизирования.
Однако в реальной практике существует иной подход к налоговой нагрузке:
1) для снижения налогового бремени, Налоговым кодексом предусматривает использование в деятельности предприятия определенных льгот. Статья 145 НК РФ разрешает ряду плательщиков налогов не производить выплату НДС, по решению самого плательщика.
2) Политика предприятия, ведущая налоговый учет определяет ряд мер и положений, которые разрешают выбирать решения в отношении налоговой нагрузки. В частности, применимы амортизация имущества предприятия либо списание излишней стоимости запасов предприятия.
3) Существует ряд специальных налоговых режимов. Каждый решим имеет свою методику расчета и уплаты налоговых обязательств. Выбор режима зависит от предприятия. При желании можно перейти на другой налоговый режим, однако не ранее чем через года, после начала действия выбранного и установленного режима на предприятии [5].
Именно поэтому налоговая нагрузка определяется как часть обязательств по уплате налогов именно самим предприятием и не допускает перекладывание этих обязательств на другие субъекты экономики РФ.
Также сравнивают между собой налоговую нагрузку и налоговое бремя. Одни авторы считают, что данные термины обозначают один и тот же показатель. Другие считают, что «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» — совершенно разные понятия.
Автор Басалаева Е. В. определяет налоговое бремя как часть налоговой нагрузки, в результате которой значительно снижается эффективность деятельности предприятия.
По мнению Федосимова Б. А. в России на предприятиях применяют следующие показатели: доля налогов в выручке, в активах, в валюте баланса и другие [4].
Авторы Вахрушина М. А. и Пласкова Н. С. выделяют показатели, которые, в достаточной степени, должны определять выполнение обязательств при выплате налогов:
– коэффициент налоговой платежеспособности;
– коэффициент налоговой оборачиваемости;
– коэффициент налоговой емкости;
– коэффициент рентабельности налоговых затрат и другие.
Не существует единой методики, которая бы определяла расчеты совокупной налоговой нагрузке при анализе налогов на примере отдельного субъекта экономики.
Предприятиям, несмотря на отсутствие единой методологии и методик при анализе уплат налоговых обязательств, все равно нужно производить расчеты налоговой нагрузки, чтобы в дальнейшем разрабатывать налоговую стратегию и решать задачи по нормализации и уменьшению налоговых рисков [6].
При расчете налоговой нагрузки используют:
- коэффициент совокупной налоговой нагрузки — совокупность налоговых платежей к выручке. Данный показатель определяет долю необходимых к выплате налоговых обязательств, которые взимаются из доходов. Если наблюдается снижение коэффициента совокупной нагрузки — это характеризует положительную динамику.
- коэффициент налоговой эффективности применяется не для всех налогов, а лишь для определенных:
где: Нi — величина налога i-го вида;
Дj — величина аналитического показателя j-го вида.
Если наблюдается уменьшение данного коэффициента в отношении установленной налоговой ставки, то это означает, что предприятие использовало в своей деятельности льготы.
- доля налогов в добавленной стоимости — сумма налоговых платежей к добавленной стоимости. В ее состав включается:
– — начисление амортизации;
– — фонд оплаты труда работников;
– — чистая прибыль предприятия.
- коэффициент налоговой эластичности — изменение относительной налоговой нагрузки при таком же изменении налоговой базы. Данный показатель насколько эффективно применяются льготы и зачетные механизмы. с помощью коэффициента налоговой эластичности можно рассчитать НДС, налог на прибыль, при действии регрессивной шкалы налогообложения.
Отличия в анализе и оценки налоговой нагрузке:
- изменения в динамике абсолютной налоговой нагрузке не являются достаточными, в связи с тем, что не помогают устанавливать связь с показателями финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Желательно, чтобы анализ налоговой нагрузки рассматривался в изменении абсолютных и относительных показателей;
- расширение оценки налоговой нагрузки с помощью использования коэффициента налоговой эффективности поможет хотя бы косвенно оценивать понесенные затраты при предоставлении платежной отсрочки покупателям и наладить кредитную политику на предприятии;
- достаточно трудоемок расчет и анализ сравнения динамики коэффициентов налоговой нагрузки в отношении отдельных видов налогов. Поэтому предлагается осуществлять такие расчеты только отношении наиболее «затратных» налогов, таких как:
– НДС;
– налог на прибыль организации
– другие налоги, в зависимости от деятельности предприятия (акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и другие).
Таким образом, были рассмотрены основные моменты при рассмотрении налоговой нагрузки, выделены основные коэффициенты, применяемые при оценке налоговой нагрузки.
Литература:
- Басалаева Е. В. Расчет налоговой нагрузки // Налоги, № 2, 2016. — с. 15–25.
- Вахрушина М. А. Анализ финансовой отчетности. М.: Вузовский учебник, 2012. — 367 с.
- Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333. — 50 с.
- Лисовская И. А. Стратегическое управление финансами предприятия // Российское предпринимательство, № 9, 2011. — с. 23–37.
Источник: https://moluch.ru/archive/130/35979/
Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки организации
В экономической литературе присутствуют различные методики исчисления налоговой нагрузки предприятия. Основные различия рассматриваемых методик состоят в определении:
- структуры налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки;
- состояния учитываемых налогов (уплаченные или начисленные);
- интегрального показателя, с которым сравнивают сумму налогов.
Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки представлена в таблице 1.
Налоговая нагрузка – это объем фактически уплаченных налогов и сборов, т.е. уровень фактического воздействия налогообложения на экономику.
На уровне законодательства РФ (ФЗ от 25.02.
1999 №39-ФЗ) термин налоговая нагрузка формулируется как:расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, применение которых вызвано мерами по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект на день начала финансирования инвестиционных проектов Таблица 1. Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки
Департамент налоговой политики Минфина России | НН = (Нобщ/Вобщ) * 100%где НН — налоговая нагрузка; Нобщ — общая сумма налогов; Вобщ — общая сумма выручки от реализации | Отношение всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации |
М.Н. Крейнина | НН = (В-Ср-Пч)/(В-Ср) *100%где В — выручка от реализации; Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов; Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | Сопоставление налога и источника его уплаты, где интегральным показателем выступает прибыль экономического субъекта |
А. Кадушин, Н. Михайлова | НН =(Нс/Ча)/(ЧП/Ча)где Нс — сумма налогов в совокупном объеме; ЧП — чистая прибыль; Ча — чистые активы предприятия | Доля отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом |
Е.А. Кирова | Дн =(НП+СО)/ВСС*100%uде Дн — относительная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи; СО — отчисления на социальные нужды; ВСС — вновь созданная стоимость | Налоги и сборы, подлежащие перечислению в бюджет (абсолютная налоговая нагрузка). Отношение налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет, ко вновь созданной стоимости (относительная налоговая нагрузка) |
М.И. Литвин | Т = СТ/ТУ*100%где T — налоговая нагрузка; СT — сумма налогов; TУ — размер источника средств уплаты налогов | Отношение суммы налогов и других обязательных платежей (структура налоговых обязательств экономического субъекта) к размеру источника средств их уплаты (выручка от реализации, прибыль в процессе ее формирования или распределения, доход работника) |
Т.К. Островенко | НН = Ни/Источник, где Ни — налоговые издержки | Соотношение налоговых издержек и соответствующей группы по источнику покрытия (обобщающие и частные показатели) |
Для точности расчетов на уровне экономического субъекта используют не одну методику определения налоговой нагрузки, а их совокупность, поскольку полученные результаты позволяют более полно описать текущую и ретроспективную ситуацию по налоговым платежам предприятия.
Также, следует отметить что, ФНС России (Приложение №3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@) определены среднеотраслевые значения налоговой нагрузки, с актуализированными значениями среднеотраслевых показателей, можно ознакомиться на сайте ФНС России
Отметим что при всем многообразии методик определения налоговой нагрузки большинство из них несовершенно.
Так показатель налоговой нагрузки, рассчитанный в соответствии с методикой Департамента налоговой политики Минфина России, не характеризует влияния налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает долю каждого налога в выручке от реализации.
В методике М.Н. Крейниной недооценивается влияние косвенных налогов.
При использовании методики определения налоговой нагрузки А. Кадушина и Н. Михайловой предоставляется возможность просчитать влияние повышения или понижения налоговых ставок и увеличения льгот на темпы развития экономического субъекта.
Согласно методике Е.А. Кировой необходимо различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку: абсолютный и относительный.
При этом показатель абсолютной налоговой нагрузки не показывает всей тяжести налоговых обязательств предприятия.
Другими словами, методика не учитывает влияния таких показателей, как рентабельность, оборачиваемость оборотных активов, трудоемкость, и не дает возможности прогнозировать динамику деловой активности хозяйствующего субъекта.
Методика расчета налоговой нагрузки М.И. Литвина включает в расчет налог на доходы физических лиц, хотя плательщиком данного налога предприятие не является, а всего лишь выполняет функции налогового агента.
Методика Т.К. Островенко является мультипликативной, а не количественной, что позволяет по результатам расчетов делать обобщенные выводы, способствующие принятию наиболее верных управленческих решений. Данная методика является синтезом описанных методик.
Список литературы:
- Дрожжина И.А. Практическая реализация методики расчета налоговой нагрузки экономического субъекта // Управленческий учет. 2009. №11.
- Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2011.
- Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2001. №9.
- Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002.
Источник: https://afdanalyse.ru/publ/investicionnyj_analiz/teorija/sravnitelnyj_analiz_metodik_rascheta_nalogovoj_nagruzki_organizacii/27-1-0-299
Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия
Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:
— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;
— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.
Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НН = (НП / В + ВД) x 100%,
где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.
Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.
Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:
— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;
— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;
— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.
В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:
АНН = НП + ВП + НД,
где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.
Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.
Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:
ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР
или
ВСС = ОТ + НП + ВП + П,
где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.
Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:
ОНН = (АНН / ВСС) x 100%
По этой методике:
— на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;
— в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;
— отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.
Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.
Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.
По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:
НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,
где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.
В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.
Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:
ДС = В — МЗ
или
ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,
где ДС — добавленная стоимость.
Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений.
Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.
Методика 4.
Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию.
Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:
ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,
где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.
Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:
В = ДС + МЗ.
Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:
— доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:
Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;
— удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:
Ка = А / ДС;
— удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:
Ко = ДС / В.
По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:
— НДС (расчет по ставке 18%):
НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;
— страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):
Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот ;
— налог на доходы физических лиц:
Нп = 0,13 x (1 — (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот ;
— налог на прибыль:
Нпр = 0,24 x (1 — НДС — Кот — Ка ) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 — Кот — Ка ).
Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:
НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр .
При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:
НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот — 0,24Ка ).
Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.
Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:
— в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е.
не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;
— налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;
— добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:
ДС = В — МЗ,
является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.
Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:
— удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:
Ко = Нсс / ДС,
где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;
— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:
Кнпр = Нпр / ДС,
где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.
По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:
НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС
Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот
Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:
Нпр = 0,24 x [ДС — НДС — (ОТ + страховые взносы) — А — Нсс — Нпр ].
Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:
Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 — Кот — Ка — Кнсс — Кнпр ').
Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:
НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр '.
В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.
При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:
НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ' — 0,24Ка ).
Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:
НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,
где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.
Источник: https://www.pnalog.ru/material/metody-raschet-nalogovoi-nagruzki-predpriyatiya
Налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка – это общая сумма налогов, которые компания должна уплатить в бюджет. Читайте, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия в целом и по отдельным налогам, как анализировать показатели и какие цифры привлекут внимание налоговиков.
Используйте пошаговые руководства:
Одним из приоритетных направлений деятельности финансового директора является снижение суммы налогов к уплате. Ведь переплачивать государству, недополучая заработанную прибыль, не хочет ни один собственник.
Особо ценятся те специалисты, которые могут в рамках законодательства, используя различные инструменты, приблизить сумму налогов к критическому порогу – среднестатистической налоговой нагрузке на бизнес, определенной фискальной службой по отраслям деятельности.
Переход через пороговое значение будет чреват для предприятия выездной проверкой.
Что такое налоговая нагрузка предприятия и зачем ее считать
Вначале разберемся с терминами. Налоговая нагрузка в абсолютном исчислении – это общая сумма налогов, которые предприятие должно уплатить в государственную казну. В относительном исчислении – это общая сумма уплаченных предприятием налогов, отнесенная к сумме выручки, полученной предприятием за релевантный период, исчисляется в процентах.
Именно вторым показателем пользуется Федеральная налоговая служба для формирования плана выездных налоговых проверок на следующий год, сравнивая показатель в сданной финансовой отчетности со среднестатистическим по отрасли.
Те компании, чьи показатели ниже нормы, попадают в список подозрительных.
У налоговиков возникают сомнения, не использовала и компания противозаконные налоговые схемы, ведь в рамках закона получить столь позитивный результат теоретически невозможно.
Как контролировать налоговую нагрузку
Финансовому директору нужно пристально следить за тем, чтобы фактическая налоговая нагрузка предприятия не отличалась от плановой и от среднестатистической по отрасли долее чем на 1% в меньшую сторону. В большую – пожалуйста, но это влечет за собой переплату по налогам.
Чтобы не вызывать подозрений у ФНС, нужно из года в год последовательно выполнять шаги:
- Свериться с текущим законодательством, узнать изменения, среднестатистическую нагрузку по отрасли.
- Спланировать нагрузку по каждому из налогов и в целом по предприятию на год.
- Наметить методы, с помощью которых будет достигаться плановый уровень показателя. Закрепить их в налоговой политике.
- Контролировать выполнение плана и использование методов.
Периодический самостоятельный расчет налоговой нагрузки будет полезен по нескольким причинам. Во-первых, вы поймете, стоит ли ждать в скором времени выездную проверку, и успеете предпринять меры по предотвращению негативных последствий этого мероприятия. Или же примете решение поменять налоговую политику с целью небольшого повышения нагрузки и возможностью избежать проверки.
Во-вторых, вы сможете оперативно проверять эффективность проводимой налоговой политики и получите еще один понятный механизм оценки вашей работы со стороны собственников.
Расчет налоговой нагрузки организации
Формула расчета общей налоговой нагрузки на бизнес в относительном исчислении проста:
Где: ННобщ – общая налоговая нагрузка
∑налог к уплате – общая сумма начисленных налогов за период, чаще за год
Выручка – выручка предприятия за аналогичный период
В включаются все виды применимых к предприятию налогов, а именно:
Внимание! В расчет нельзя включать:
- социальные взносы;
- другие взносы во внебюджетные фонды;
- НДС налогового агента по ввозимым товарам;
- таможенные пошлины;
- штрафы и пени по налогам и сборам.
Показатели налоговой нагрузки на бизнес по экономическим видам деятельности обновляются ФНС на ежегодной основе и публикуются в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» на сайте ФНС.
Пример расчета
Посчитаем плановую налоговую нагрузку на бизнес на примере производственного предприятия, занимающегося производством химикатов.
Таблица
Источник: https://fd.ru/articles/159111-nalogovaya-nagruzka
Методические указания по анализу налогообложения и налоговой нагрузки организации в составе аналитической главы курсовой работы
Описание системы налогообложения предприятия (организации) необходимо, если тема курсовой работы связана с налогообложением предприятий. Оно включает следующие вопросы:
— постановка на учет в налоговых органах и государственных внебюджетных фондах;
— налоги и специальные налоговые режимы предприятия;
— абсолютная налоговая нагрузка (состав и структура уплачиваемых налогов);
— относительная налоговая нагрузка предприятия.
Постановка на учет в территориальных органах ФНС России и государственных внебюджетных фондах. Студенту следует выяснить основания и данные о постановке предприятия (организации) на учет:
— предприятие должно встать на учет в Инспекции ФНС России по месту своего нахождения (по месту государственной регистрации юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя). Следует указать ИНН, КПП и налоговый орган, где предприятие зарегистрировано;
— предприятие обязано встать на учет в ИФНС России также по месту нахождения своих обособленных подразделений. Это могут быть филиалы, представительства и другие территориально обособленные подразделения (дополнительные офисы банков, магазины и т.д.).
Следует указать ИНН и КПП обособленных подразделений, налоговые органы, в которых они зарегистрированы, типы обособленных подразделений и их основные характеристики (наличие обособленного баланса, наличие расчетного счета, постоянные рабочие места и т.д.
);
— предприятие обязано также встать на учет в ИФНС России по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Нужна информация о налоговом органе, составе и месте нахождения имущества, о данных постановки на налоговый учет;
— предприятия обязаны встать на учет в государственных внебюджетных фондах (ГВБФ) – Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Территориальные фонды ОМС.
От того, насколько качественно обучающийся соберет все эти данные, в последующем будет зависеть понимание условий уплаты ряда налогов. В тексте курсовой работы этот раздел должен быть изложен максимально кратко и конкретно.
Налоги и специальные налоговые режимы предприятия. Прежде чем анализировать виды налогов и абсолютный размер налоговой нагрузки, необходимо изучить базовые характеристики налоговой системы предприятия.
Для этого обучающемуся следует установить перечень налогов и взносов, которые уплачивает предприятие, и дать характеристику элементов налогов (лучше в форме таблицы, поместить ее в приложениях) по следующей схеме:
— наименование налога (взноса);
— налогооблагаемая база;
— ставки налога (взноса);
— применяемые предприятием налоговые льготы и их основания;
— в бюджеты каких уровней уплачивается налог.
Если предприятие применяет специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСНО, ЕНВД), следует установить:
— основания для перехода предприятия на эти системы;
— виды деятельности, переведенные на специальные налоговые режимы;
— выгода предприятия от перехода на специальные налоговые режимы.
Налоговая система предприятия может иметь особенности, поэтому рекомендуется познакомиться с налоговой политикой предприятия (приказ об учетной политике в части налогового учета).
Если предприятие (организация) имеет филиалы или другие территориально обособленные подразделения, следует изучить связанные с этим особенности уплаты отдельных налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, земельный налог и другие). Рекомендуется изучить положения НК РФ и другие нормативные документы по этому вопросу.
Некоторые налоги такие подразделения должны начислять и уплачивать самостоятельно по месту своего нахождения, другие налоги начисляются головной организацией, но уплачиваются по месту нахождения территориально обособленного подразделения (с указанием в платежном поручении соответствующего кода ОКАТО).
Порядок уплаты налогов зависит от статуса подразделения (имеет ли подразделение обособленный баланс, свой расчетный или иной счет).
В заключение нужно составить налоговый календарь предприятия (организации) на текущий финансовый год (поместить в приложениях).
В налоговый календарь следует включить все налоги, сборы и платежи, по которым предприятие исполняет обязанности налогоплательщика, плательщика или налогового агента.
Поскольку формы налоговых деклараций (формы налоговой отчетности) постоянно меняются, в налоговом календаре должны быть указаны формы, действующие в текущем календарном году.
Способы представления налоговой отчетности могут быть следующими:
— налоговая отчетность сдается в налоговые органы на бумажном носителе, лично уполномоченным представителем предприятия (организации). При этом от имени предприятия действует бухгалтер (бухгалтер по налогам, главный бухгалтер), действующий на основании доверенности, выданной директором предприятия;
— налоговая отчетность сдается на бумажном носителе, отправляется ценным письмом с описью вложения. Следует указать, в чьи должностные обязанности это входит;
— налоговая отчетность сдается в электронном виде на основании договора с оператором электронного документооборота.
Абсолютную налоговую нагрузку (состав и структуру налогов) достаточно проанализировать за последние три года. В процессе анализа необходимо выявить тенденции изменения размера, состава и структуры налогов (сборов, платежей), а затем выявить причины наиболее существенных изменений.
В качестве источников информации по начисленным и уплаченным налогам (сборам, платежам) можно использовать следующие данные:
— данные бухгалтерского учета — обороты по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (в разрезе видов налогов, сборов и платежей). Обороты по кредиту счетов показывают сумму начисленных платежей, а обороты по дебету счета (в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета») – сумму уплаченных платежей.
По НДС дополнительно следует учитывать вычеты налога (обороты по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 19 «НДС по приобретенным ценностям»). По расчетам с ФСС РФ следует учитывать сумму расходов, зачтенных в счет уплаты взносов (по дебету счета 69 в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»).
Это наиболее простой способ получения информации;
— данные налоговых деклараций и расчетов по налогам и сборам. Нужно провести анализ всех форм отчетности, включая уточненные декларации, сданные за этот период.
Такой способ сбора информации является единственным, если студент проходит практику у индивидуального предпринимателя (поскольку бухгалтерский учет у них заменен учетом доходов и расходов).
Этот метод позволяет собрать более точную и детализированную информацию;
— данные актов сверок между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. Проблема в том, что обычно за весь период исследования (3 года) таких актов у налогоплательщика нет.
По поводу налоговой нагрузки предприятия в научном сообществе идут бурные дискуссии в отношении методики расчета налогового бремени. Споры ведутся о том, какие именно налоги и платежи следует включать в расчет налоговой нагрузки. Сомнения вызывают следующие моменты:
— включать ли в расчет налоговой нагрузки предприятия (организации) налог на доходы физических лиц и другие налоги, удерживаемые и уплачиваемые предприятием в качестве налогового агента (НДС и налог на прибыль);
— включать ли в расчеты косвенные налоги (исходя из того, что их уплачивает конечный потребитель);
— учитывать ли налоговый вычет по НДС (то есть принимать в расчет налоговой нагрузки сумму НДС, исчисленного с доходов от реализации, или сумму начисленного НДС за минусом налогового вычета по НДС);
— включать ли в налоговую нагрузку платежи в государственные внебюджетные фонды (взносы на ОПС, ОМС и ОСС), поскольку с 2010 года изменился их статус — сейчас это не налоги, а обязательные страховые взносы;
— включать ли платежи за пользование природными ресурсами, которые конечно имеют фискальный характер, но Налоговым кодексом РФ не регулируются (экологические платежи).
Прежде чем приступить к расчету абсолютной налоговой нагрузки, обучающийся должен раскрыть и описать свою точку зрения на эти проблемы, а затем составить соответствующие таблицы. В целом абсолютная налоговая нагрузка должна быть оценена по размерам налоговых обязательств (сумма начисленных налогов, сборов и платежей).
На усмотрение обучающегося информация по платежам в государственные внебюджетные фонды может быть представлена в отдельной таблице. При этом по расчетам с ФСС РФ уместно привести дополнительную информацию:
— о сумме государственных пособий, выплаченных предприятием застрахованным лицам (своим работникам) и зачтенным фондом в счет уплаты взносов;
— о сумме пособий по временной нетрудоспособности, начисленных за счет средств работодателя (за первые два дня нетрудоспособности и по другим основаниям).
Для оценки исполнения предприятием налоговых обязательств следует провести анализ уровня уплаты налогов (сборов, платежей). Проводя такой анализ, обучающийся должен учитывать следующее. Период начисления налога в бухгалтерском учете предприятия и срок наступления его платежа не совпадают.
Например, начисление налога на прибыль по итогам года (за 4 квартал) в бухгалтерском учете выполняется оборотами за декабрь, а срок его уплаты наступает в марте следующего года. По состоянию на конец года у предприятия может числиться задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль, но она не имеет статуса просроченной задолженности.
Поэтому в определенных пределах уровень исполнения налоговых обязательств несколько меньше 100% может считаться нормальным.
Относительная налоговая нагрузка предприятия. На уровне макроэкономики относительная налоговая нагрузка рассчитывается как отношение совокупности всех налогов и сборов, поступающих в бюджетную систему страны, к ВВП страны.
Источник: https://infopedia.su/14x33c.html