Тематическая налоговая проверка
Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.
Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.
При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.
Пример, как это бывает
В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.
Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?
Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять.
Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку.
Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.
Возвращаемся к нашему примеру.
Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена.
«Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» — «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.
) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.
Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.
Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!
Да, не отвечает.
Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.
Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.
И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.
И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.
От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?
Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.
Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.
2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).
В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).
То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).
Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.
Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.
Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?
Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.
Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.
В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.
В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.
Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.
При чём тут управление ФНС?
Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.
Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.
Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».
А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.
Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?
Как поясняют инспекторы на местах,
Какие выводы следуют из этого?
Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.
Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».
Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.
Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/
Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка
По этой теме вы можете так же посмотреть видео налогового адвоката Тылика Павла «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?»
Так же рекомендуем почитать его статью «Должна ли ИФНС предупреждать о проведении выездной налоговой проверки».
За последние 3 года количество проверок налоговой сократилось более чем в 2 раза. При этом сумма штрафов наоборот возраста с 6 млн до 12,5.
Совпадение или нет?
Как у налоговой получается так точно определять предприятия «достойные» выездной проверки, которые гарантированно принесут прибыль в казну?
Ответ прост – благодаря предпроверочному анализу выездной налоговой проверки. В этой статье раскроем все его секреты, и вы поймете, на что обратить внимание на вашем предприятии.
Чем занимается отдел предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ – один из главных составляющих налогового контроля. Налоговый инспектор изучает данные о предприятиях, которые находятся в его распоряжении (отчетность предприятия, сведения о контрагентах, и данные из третьих источников). В ходе проверки инспектор должен сделать три основных вывода о предприятии:
- Имеются ли у предприятия налоговые нарушения;
- Какие суммы доначисления грозят предприятию;
- Насколько реальны перспективы взыскать данные доначисления;
На основании вышеуказанных данных, налоговой принимается решение совершать ли выездную проверку в отношении конкретного предприятия. Откуда же инспекторы берут информацию о предприятии, если вы думаете, что только из налоговой, то ошибаетесь!
Источники предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них это:
- Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
- Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
- Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
- Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
- Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
- Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами, и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
- Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
- Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.
Тайны отбора претендентов для выездной проверки
В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений.
И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы.
Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.
На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:
Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.
Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории.
Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).
Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.
Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.).
В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.
- ПК ВАИ (визуальный анализ информации)
Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.
Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.
«Ручной» анализ
Конечно, в современном мире ни один ручной анализ не обходится без применения специальных программ. Такая же ситуация и в налоговой. Вот как проверяют фирмы «вручную»:
- Используют специальный комплекс «Однодневка», который содержит перечень проблемных, подозрительных организаций. Инспектор проверяет всех контрагентов, которые работали с «подозреваемым». Под подозрение попадут все фирмы, которые хотя бы раз имели дело с фирмой-однодневкой.
- СПАРК (система профессионального анализа рынков и компаний). С помощью этой системы налоговики проверяют всех контрагентов с которыми вы работали, получая полную информацию о нем (адреса, телефоны, ОКВЭД, ИНН и т.д.).
- Интернет источники и социальные сети. Проверяют сайт компании, группы в социальных сетях, личные публикации учредителей. Случайно написанная фраза об оборотах компании, ее прибыли, или нескольких филиалов может заинтересовать инспектора.
- Сайт арбитр.ру. С его помощью определяют, участвовали ли ваши контрагенты, хоть раз, в арбитражном процессе. Причем, если да, то это как раз хорошо. Поскольку лишь 5% компаний по статистике налоговой никогда не принимали участие в арбитражных делах. А значит, полная «чистота» всех ваших контрагентов обязательно заинтересует налоговую.
- Проверка IP и MAC адресов предприятия. Например, регулярные платежи вашего ООО стороннему ИП совершаются с одного IP адреса, а это означает, что ООО контролирует данное ИП. Это будет являться основанием для доначисления налога на прибыль ООО, поскольку платежи к ИП не будут являться в таком случае расходами предприятия. Причем, информацию запрашивают и по закрытым счетам. Поэтому, если такое было у вас в компании, не спешите бежать закрывать счета, к сожалению уже поздно. Лучше придумать логичное объяснение, поскольку с вас его в любом случае потребуют.
Анализ эффективности выездных налоговых проверок
Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.
Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной.
Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.
Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.
Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333):
- Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе;
- На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки;
- Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период;
- Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам;
- Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности;
- Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить;
- Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей;
- Заключенные между контрагентами договора (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин;
- Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций;
- Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет);
- Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей;
- Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.
Заключение по результатам предпроверочного анализа
По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:
- Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
- Оценка финансово-хозяйственной деятельности
- Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333;
- Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки)
- Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.)
- Результат
Имеет ли смысл проводить выездную проверку, какую сумму доначислений можно будет взыскать с предприятия, состав проверяющих, насколько реально будет взыскать указанную сумму.
Теперь вы знаете все тайны и секреты предпроверочного анализа.
Какие выводы можно сделать:
- Если вам все же назначили выездную проверку, то 99%, что у вас обязательно найдут нарушения и доначислят налоги.
- Если вы не прошли предпроверочный анализ выездной налоговой проверки, значит, инспекторы уверены в том, что смогут взыскать с вас доначисленный налог;
- Вероятнее всего сумма доначислений составит не менее 11 млн руб для Москвы и 4-5 млн для регионов России.
Как предотвратить налоговую проверку
За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.
Связано это в первую очередь с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушения предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?
С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.
С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.
И помните:
- Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
- Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
- Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).
Видео: признаки приближения выездной проверки
В продолжение статьи вы можете посмотреть видео налогового адвоката Тылика Павла «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?» , а так же почитать его статью «Должна ли ИФНС предупреждать о проведении выездной налоговой проверки«.
Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/predproverochnyj-analiz-kak-ponyat-chto-kompanii-grozit-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/
Новые способы проверки контрагента в условиях ужесточения налогового контроля по закону № 163-ФЗ
Сейчас нельзя подходить к проверке контрагентов формально. Если вы запросите только выписку из реестра, устав и приказ на руководителя, риски остаются. На контрагента надо собирать целое досье. То есть подход к проверке должен поменяться кардинальным образом.
Главная причина – нашумевшие поправки в Налоговый кодекс, внесенные законом № 163-ФЗ. С 19 августа действует статья 54.1 Налогового кодекса, которая запретила налоговые схемы. Все внимание налоговики теперь уделяют реальности сделки, а не недочетам в «первичке».
Для защиты от претензий налоговой теперь важно доказать, что контрагент был способен выполнить обязательства, и компания в этом убедилась, проведя тщательнейшее расследование – проверку контрагента.
По сути, теперь нужно собрать полноценное досье на поставщика или подрядчика.
Такое досье позволит отбиться от доначислений, даже если контрагент не платит налоги, а его директор номинал. Это показывает первая практика по новой статье 54.1 НК РФ (см. решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.17 по делу № А40-224912/16-20-2017).
Мы подготовили пошаговую инструкцию по проверке потенциального контрагента. Чем больше источников – внешних и внутренних – будет задействовано, тем качественнее получится результат проверки поставщика и более высокими шансы защитить компанию от доначисления налогов.
Почему главбух не должен проверять контрагентов
Очень многие компании до последнего времени не утруждали себя проверкой контрагента. А в тех, кто пытался обезопасить себя от сомнительных связей, чаще всего проверку возлагали на главбуха.
По ясным причинам такая проверка не выдерживает никакой критики, поскольку бухгалтеры расценивают новую обязанность как дополнительную нагрузку, чаще всего проводят проверку контрагента формально, «для галочки».
Алгоритм проверки контрагента
Шаг № 1. Проверить контрагента по официальным сайтам в интернете
При помощи общедоступных ресурсов в интернете можно узнать весьма интересные подробности о потенциальном партнере.
- Скачать выписку, проверить адрес и директора на «массовость», узнать о дисквалификации директора контрагента, проверить наличие налоговых долгов можно на сайте ФНС egrul.nalog.ru. Тревожные «звоночки»:
- в ЕГРЮЛ есть отметка о дисквалификации и недостоверности сведений о руководителе;
- компания часто переезжает с одного адреса на другой или зарегистрирована по массовому адресу.
- Проверить наличие судебных исков на контрагента, участие в судебных разбирательствах – на сайте kad.arbitr.ru. Особенно опасно, если будущий контрагент бросает дела после первой инстанции, подает иск и не приходит в суд, это подозрительно. Так могут действовать однодневки, которые хотят создать доказательства реальной деятельности. Плохо, если потенциальный партнер проходил по налоговым спорам, и судьи признавали его ненадежным.
- Проверить наличие долгов, которые уже взыскиваются по суду, позволяет сайт Федеральной службы судебных приставов: fssprus.ru.
- «Пробить» контрагента по реестру недобросовестных поставщиков на сайте единой системе закупок rnp.fas.gov.ru.
- Проверка действительности паспорта директора, разрешений на работу и патентов для иностранцев – информационные сервисы Главного управления по вопросам миграции МВД России сервисы.гувм.мвд.рф.
Кроме официальных ресурсов обязательно надо посмотреть сайт будущего контрагента. Но доверять всей информации на нем не стоит. Поэтому сверьтесь с отзывами клиентов о поставщике на тематических сайтах, в СМИ. Полезно изучить мнения бывших сотрудников, которые знают компанию изнутри (см. отзывы о работодателях в интернете).
Что должно насторожить? Отсутствие у компании сайта, неработающая страница в интернете, устаревшая информация. Также тревожный признак – отсутствие рекламы и отзывов клиентов и сотрудников.
Важно!
Нельзя полностью доверять фотографиям и информации о контрагенте на его сайте и в рекламных роликах. Обязательно надо посетить офис поставщика, попросить его показать склад, имущество и др.
Шаг № 3. Нанести визит контрагенту
В идеале, конечно, надо постараться осмотреть не только офис, но и производственные, а также складские помещения будущего контрагента.
Еще лучше – если удастся сфотографировать офис внутри и снаружи, производство, товар на складе, автопарк и т. д. Важно сохранить все пропуски в офис и на склад (в т.ч.
на проезд машины) – он докажет, что руководство или представитель компании встречались с контрагентом до заключения сделки.
Что должно насторожить? Контрагент отказывается показывать офисные помещения и склады. Также подозрительно, если у компании нет собственных складов и автомобилей для перевозки товаров, хотя контрагент позиционирует себя как прямой поставщик.
Шаг № 4. Лично встретиться с руководством контрагента
Обязательно надо до заключения сделки лично встретиться с гендиректором компании или уполномоченным представителем контрагента – в офисе либо на нейтральной территории (ресторан, конференция, бизнес-завтрак и т.д.).
Во-первых, попросить показать паспорт и доверенность (если дела ведет представитель компании). Во-вторых, нелишним будет сделать совместную фотографию с директором будущего партнера.
Что должно насторожить? Контрагент работает только через представителя, и все документы подписывает сотрудник с доверенностью. Сам гендиректор ни с кем не общается.
Шаг № 5. Запросить у контрагента документы
Перед сделкой необходимо запросить у поставщика следующие документы (заверенные копии):
- устав;
- приказ о назначении директора;
- доверенности на представителей;
- паспорт руководителя и представителей (дополнительно – письменное согласие на обработку персональных данных);
- налоговые декларации, бухгалтерский баланс;
- лицензии и свидетельства (если деятельность подлежит лицензированию либо на нее надо получать специальное разрешение).
Также стоит запросить справку о фактическом адресе и сведения об имуществе и персонале.
Важно!
Контрагент не обязан предоставлять информацию. Если он не согласен, имеет смысл попросить письменный отказ. Бухгалтерскую отчетность можно достать самостоятельно – заказать на сайте статистики gks.ru > «Предоставление данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности…».
Что должно насторожить? Будущие контрагенты неохотно предоставляют сведения о себе. В большинстве случаев они ссылаются на коммерческую тайну или персональные данные работников. Но многие сведения, которые нужны для проверки, не считаются тайной.
Например, сведения о составе работников, о тех, кто вправе без доверенности действовать от имени компании, о разрешении на конкретный вид деятельности и пр. «Секретную» информацию можно предоставить под обязательство о неразглашении. Если даже на таких условиях документы предоставить отказываются, то сделку заключать рискованно.
Если контрагент (поставщик или покупатель) полностью закрывается и отказываются передать любую информацию о себе, с ним лучше не работать.
На что смотреть в отчетности контрагента
Просто заполучить у контрагента документы – это лишь полдела. Для полноценной проверки необходимо оценить содержащуюся в них информацию. В частности, пробежаться по критериям назначения выездных проверок.
Они приведены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.
Среди них, например, рост доли расходов, зарплата ниже средней по отрасли, уменьшение рентабельности и низкая налоговая нагрузка, доля налоговых вычетов превышает допустимые значения.
Шаг № 6. Запросить данные в ИФНС
В ИФНС можно запросить данные о суммах налогов, долгов, численности штата контрагента. Эти данные не являются налоговой тайной. Также налоговики могут сообщить, вовремя ли контрагент отчитывается и платит налоги.
Важно!
ИФНС может отказать в предоставлении информации. Но у компании на руках останется запрос и отказной ответ инспекции. Переписка с налоговиками также служит подтверждением осмотрительности.
Шаг № 7. Подготовить отчет – досье на контрагента
Можно назначить сотрудника, который будет отвечать за проверку контрагентов. Он составит отчет о результатах анализа надежности поставщика. Этот бесценный документ послужит неоспоримым доказательством того, что компания проявила осмотрительность.
Лайфхак: Действенный способ защититься от претензий по статье 54.1
Самое плохое в статье 54.1 Налогового кодекса – условие о том, что исполнять обязательство по договору должен либо сам исполнитель, либо тот, кому это поручил исполнитель.
Здесь возможна ситуация, когда заказчик поручил контрагенту какие-либо работы, а тот перепоручил их третьему лицу без ведома заказчика. По факту работы выполнены, но если ориентироваться только на статью 54.
1, то налоговики такие расходы не примут.
Претензий получится избежать, если из договора следует законность перепоручения работ третьему лицу. То есть, если в договоре на услуги прямо предусмотрено возможное привлечение соисполнителей (без такой формулировки соисполнительство противоречит статье 780 ГК РФ). Или если подобное соисполнительство не запрещено в договоре подряда (см. п. 1 ст. 706 ГК РФ).
Допустим, компания не хочет перепоручать работу третьим лицам, и договором подряда было запрещено соисполнительство. Тем не менее, контрагент привлек субподрядчиков. Как здесь отстоять свои расходы и показать осмотрительность? Устава и выписки, конечно, недостаточно.
Хорошо бы показать, что компания знала о реальности деятельности контрагента (хотя бы предъявить его рекламные объявления, еще лучше – рекомендационные письма, данные о партнерах и т.д.), указать тех работников партнера, с кем сотрудничали за время выполнения спорных операций.
Можно ссылаться и на то, что контрагент направил вам письмо о наличии необходимой техники (если это письмо удастся получить) или хотя бы баланс, из которого видно наличие основных средств у предприятия. То есть опираться на доводы, показывающие реальность работы партнера.
А не на данные по его регистрации.
***
Проверка добросовестности контрагентов является стандартом нашей работы при оказании услуг бухгалтерского аутсорсинга.
Кроме того, наша компания обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Поэтому мы с радостью поможем документально обосновать причины выбора контрагента.
Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/novye-sposoby-proverki-kontragenta-v-usloviyakh-uzhestocheniya-nalogovogo-kontrolya-po-zakonu-163-fz/
Методика проверки контрагента: раскрываем налоговые тайны
Наталия Минеева, старший юрисконсульт налоговой практики Coleman Legal Services
С 1 июня 2016 года изменились нормы законодательства о налоговой тайне (ст. 102 НК РФ, Федеральный закон от 01.05.16 № 134-ФЗ). Сведений, которые считаются тайной, стало меньше. Изменился порядок их обнародования.
Появилось больше возможностей для получения информации о контрагентах. Методика, описанная в этой статье, поможет вам «проявлять должную осмотрительность», минимизировать возникновение финансовых и налоговых рисков.
Есть две причины того, почему надо проверять контрагента.
Причина 1. Существует риск признания договора недействительным в судебном порядке. Это может быть связано с формальными нарушениями, допущенными контрагентом:
- отсутствие полномочий на подписание договора;
- противоречие предмета договора уставным целям деятельности контрагента и т.п.
В свою очередь, признание договора недействительным может привести к негативным финансовым последствиям для вашей компании.
Причина 2. Налоговики могут предъявить к вам претензию, которая обычно звучит так «Не проявление налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента». В результате вас обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли (также см. «Чего ожидать от налоговиков»).
Воспользуйтесь методикой, которая поможет убедиться в благонадежности поставщиков, проанализировать различные аспекты их деятельности: от правового статуса до показателей бухгалтерской отчетности. Отмечу, что при ее разработке были учтены рекомендации контролирующих органов (к примеру, письмо ФНС России от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124) и существующая деловая практика.
Шаг 1. Запросите документы у контрагента
Чтобы определить «реальность» контрагента, как юридического лица, запросите у него:
- копию устава организации;
- решение о назначении генерального директора (для акционерных обществ – протокол общего собрания акционеров);
- приказ о вступлении в должность генерального директора;
- копию паспорта генерального директора;
- лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности.
Понять, сможет ли контрагент исполнить свои обязательства по договору, помогут следующие документы.
- Копия штатного расписания организации. Изучая ее, вы поймете, есть ли в штате компании-контрагента необходимые специалисты. Совсем небольшая численность сотрудников может являться одним из признаков фирм-однодневок.
- Выписка о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода.Она поможет вам удостовериться в наличии или отсутствии:
- реальных сделок контрагента с другими юридическими лицами;
- характерных для реально действующей компании платежей (арендная плата, выплаты заработной платы сотрудникам, хозяйственные расходы и т.п.).
Если реальных сделок и характерных платежей нет, это также может говорить о неблагонадежности контрагента.
Шаг 2. Получите информацию о контрагенте из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
На официальном сайте ФНС России вы сможете быстро получить в электронном виде выписку из Единого государственного реестра юридических лиц на своего контрагента.
Если организации в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя.
В противном случае это может привести не только к невозможности взыскания задолженности с этого контрагента, но и к негативным налоговым последствиям (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10230/10).
В случае если сведения о контрагенте содержаться в реестре, то по выписке из ЕГРЮЛ можно сопоставить сведения о:
- ОГРН;
- ИНН;
- юридическом адресе контрагента;
- Ф.И.О. руководителя и учредителей;
- видах деятельности по ОКВЭД с аналогичными сведениями, содержащимися в представленных контрагентом документах.
Однако получения выписки из ЕГРЮЛ недостаточно для подтверждения проявления вашей «должной осмотрительности», так как при выборе контрагента следует учитывать совокупность критериев оценки налоговых рисков, которые могут быть связаны с его деятельностью.
Шаг 3. Проверьте контрагента по общедоступным федеральным информационным ресурсам
Есть несколько полезных ресурсов, которыми стоит воспользоваться.
- юридических лицах и об ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации. В том числе для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых этот факт установлен (подтвержден) в судебном порядке;
- юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует;
- юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года;
- адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
- сообщениях юридических лиц, опубликованных в журнале «Вестник государственной регистрации». А именно – данные о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ. В этом же журнале так же есть сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2016 г. № 134-ФЗ сервис «Проверь себя и контрагента» будет дополнен:
- данными об уплаченных организациями суммах налогов и сборов;
- информацией о размере доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на конец предшествующего года (подп. 10, 11 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- сведениями о среднесписочной численности работников (подп. 9 п. 1 ст. 102 НК РФ).
По информации ФНС России эти сведения будут размещены на сайте до 1 июля 2017 года и будут предоставляться в форме открытых данных.
- Сервис «Банк данных исполнительных производств» на сайте Федеральной службы судебных приставов полезен тем, что в нем собрана вся информация о том, заведено ли в отношении потенциального контрагента исполнительное производство.
- Сервис «Картотека арбитражных дел» ВАС РФ поможет проверить, не возбуждена ли в отношении организации процедура банкротства, и не ведется ли исковое производство.
- Сервис «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России дает возможность понять действительность паспорта генерального директора компании-контрагента.
- На сайте Федеральной антимонопольной службы России можно проверить, не включен ли контрагент в реестр недобросовестных поставщиков.
Все скриншоты соответствующих интернет-страниц с информацией о контрагенте обязательно сохраните. Это поможет, в случае необходимости,доказать налоговикам, что вы действительно проводили проверку контрагента до заключения сделки с ним.
Шаг 4. Проведите анализ проекта договора с контрагентом
При проведении анализа проекта договора в первую обратите внимание на условия договора, нетипичные для такого рода сделок. Это может касаться:
- цены договора;
- сроков оплаты;
- размыто сформулированного предмета договора и т.п.
В данном случае целесообразнее всего будет предложить контрагенту свой проект договора, либо составить и предложить контрагенту согласовать протокол разногласий, где будут четко прописаны все условия заключаемой между сторонами сделки.
Шаг 5. Промониторьте окружающее пространство
В дополнение к вышеперечисленным мероприятиям по проверке контрагента можно проверить, к примеру, есть ли у фирмы свой сайт или какая-либо информация о ней в Интернете, СМИ и т.д. Отсутствие такой информации считается негативным признаком.
С использованием справочных правовых систем (Гарант, Консультант +) можно также понять, не упоминаются ли организации в судебной практике в качестве недобросовестных поставщиков.
При личной встрече с руководителем компании-потенциального контрагента можно убедиться, что он не является «номинальным», а четко понимает характер и специфику деятельности своей организации.
Шаг 6. Разработайте внутренний регламент преддоговорной работы
С учетом всего вышесказанного, разработайте и утвердите в свой компании внутренний Регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов. В нем предусмотрите необходимые меры. Назначьте сотрудника, который должен будет проверять и минимизировать правовые риски при заключении договоров с контрагентами.
Источник: https://cfocafe.co/proverka-kontragenta-nalog/
Проверка контрагентов на добросовестность
Кто такие контрагенты
Термин «контрагент» законодательно не закреплен. Правоприменительная практика понимает под контрагеном юридическое или физическое лицо, являющееся одной из сторон договора.
Причины проверки контрагентов на добросовестность
Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.
Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.
- Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:
-
у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);
-
исполнитель не находится по юридическому адресу, не платит налоги, не сдает налоговую отчетность (следовательно, исполнитель является недобросовестным);
-
документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не руководителем, следовательно, они недействительны).
Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.
Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков «однодневок». Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.
Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:
-
проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента;
-
есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;
-
носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;
-
поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;
-
соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;
-
целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.
Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.
Что же такое должная осмотрительность?
Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.
Данный принцип содержится в нормах гражданского права.
Так, согласно статье 401 ГК РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств».
Кроме того, в статьях 1, 6, 10 ГК закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.
Т.о. должная осмотрительность — это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками «однодневок».
Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить. Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными «уклонистами» от уплаты налогов.
При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который «закрыл глаза» на наличие признаков «фирмы — однодневки» у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить. В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.
Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?
Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.
Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.
24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/13005@, в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:
-
изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;
-
оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;
-
при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:
-
отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;
-
отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
-
отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
-
отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.
-
При этом указано, что:
-
обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;
-
каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;
-
налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;
-
факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Алгоритм проверки добросовестности контрагента
Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:
Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы «в случае чего» иметь возможность доказать «достаточную осмотрительность» при выборе контрагента.
Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде.
А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.
С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.
Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/proverki/proverka_kontragenta_na_dobrosovestnost.html