Уточненки, поданные по завершении проверки, не повлияют на решение? — все о налогах

Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке

Уточненки, поданные по завершении проверки, не повлияют на решение?  - все о налогах

В новом номере журнала «Налоговед» №9 за сентябрь 2016 года была опубликована статья генерального директора ООО «Национальная юридическая компания «Митра» Юрия Мирзоева.

Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке

Принимая решение по выездной проверке без учета поданной уже после завершения контрольных мероприятий уточненной налоговой декларации, налоговый орган лишает налогоплательщиков части прав. Суды эти права не восстанавливают, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Через два года после объединения высших судов градус дискуссии, развернувшейся вокруг упразднения ВАС РФ, стал значительно ниже.

Юридическое сообщество постепенно свыклось с мыслью о единой судебной инстанции, тем более что слияние не привело к революционным преобразованиям в сфере экономического правосудия.

Верховный Суд РФ не спешит менять сложившуюся практику разрешения налоговых споров, хотя оправданность некоторых сформированных Высшим Арбитражным Судом РФ правовых позиций вызывает вопросы.

К одной из таких позиций можно отнести выводы ВАС РФ о том, как должен поступить налоговый орган, если налогоплательщик подал уточненную декларацию после завершения выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней. Свою точку зрения Президиум ВАС РФ сформулировал в Постановлении по делу ООО «Дирол Кэдбери»1. Это решение предопределило практику нижестоящих судов по аналогичным спорам.

Правовая позиция ВАС РФ

В Постановлении Президиума ВАС РФ отмечено, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки этого периода.

Если уточненная декларация представлена после окончания проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия контроля2 либо, вынося решение без учета уточненной декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Наделив в рассматриваемом случае налоговые органы правом выносить решение по проверке, не учитывая уточненных сведений, Президиум ВАС РФ допустил катастрофическую ошибку, которая, как показывает практика, фактически лишила налогоплательщиков части прав, предусмотренных НК РФ.

Суд не обратил внимания на то, что законодательство не предоставляет налоговому органу право игнорировать содержание уточненной декларации, даже если она представлена налогоплательщиком уже по завершении выездной проверки, но до принятия решения по ней.

С момента ее представления заявленные в ней сведения считаются достоверными до тех пор, пока налоговой проверкой не будет установлено иное.

Более того, если инспекция так и не назначит проведение дополнительных мероприятий контроля или выездной (либо камеральной) проверки уточненной декларации, обязательства налогоплательщика будут считаться равными той сумме, которую он указал.

Арбитражная практика

Опираясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, суды не усматривают нарушения закона в принятии налоговым органом решения по выездной проверке без учета данных представленной по ее завершении уточненной налоговой декларации и фактически отказывают налогоплательщикам в реализации права на уменьшение налоговой базы охваченного проверкой налогового периода на сумму убытков прошлых лет и расходов по налогу на прибыль в случаях, когда они отражались в подобных декларациях.

В этом отношении показательно дело ОАО «Нурэнерго»3.

По состоянию на 1 января 2007 г. у Общества по деятельности прошлых лет был убыток в размере 2 243 065 000 руб., подтвержденный налоговыми органами в ходе выездной проверки за 2004–2006 гг. Инспекция провела проверку Общества за 2007 г.

В акте проверки предложено доначислить 60 505 915 руб. налога на прибыль, 12 370 528 руб. пеней, 11 999 467 руб. штрафов и уменьшить полученные Обществом убытки за 2007 г.

(налог на прибыль по первоначальной декларации за указанный год был равен 0 руб.).

Вместе с возражениями на акт выездной налоговой проверки Общество представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 г. и письмо с просьбой направить часть убытков прошлых лет (за 2004–2006 гг.

) на погашение доходов, доначисленных за указанный год. При этом убытки прошлых лет в первоначальной декларации за 2007 г.

не заявлялись по причине, согласно данным налогоплательщика, убыточности деятельности в названном году.

Вынося решение по результатам проверки, инспекция сумму убытка по уточненной декларации не учла и налог не уменьшила.

Рассмотревший дело по правилам суда первой инстанции апелляционный суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ, счел такой подход налогового органа правомерным.

Окружной суд признал кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению. Коллегия судей ВАС РФ оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора не нашла.

Из недавних споров стоит отметить дело ЗАО «Научно-производственное объединение „Ирион“»4.

Суды трех инстанций, также сославшись на подход Президиума ВАС РФ, пришли к выводу, что налоговый орган вправе принять решение по выездной проверке, не учитывая данных представленной после ее завершения, но до принятия решения по ней уточненной налоговой декларации.

Отказывая в передаче жалобы налогоплательщика Судебной коллегии по экономическим спорам, ВС РФ не подверг сомнению ссылки нижестоящих судов на Постановление Президиума ВАС РФ и фактически подтвердил актуальность рассматриваемой правовой позиции.

Неправомерность подхода налоговых органов и судов

Во-первых, принятие решения по итогам выездной проверки без учета уточненной налоговой декларации лишает налогоплательщика возможности перенести убытки или заявить дополнительные расходы в периоде, охваченном проверкой. Более того, ОАО «Нурэнерго», например, вовсе не могло воспользоваться правом переноса убытков прошлых лет.

Поскольку деятельность Общества за все время его существования была убыточной, реализовать право на уменьшение налоговой базы на сумму убытков прошлых лет оно могло только в периоде доначисления налога по итогам проверки.

Иными словами, тогда, когда полученные им доходы превысили величину произведенных расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций.

Во-вторых, если решение по проверке вынесено без учета уточненной декларации и доначислены налог на прибыль, пени и штрафы, налогоплательщик будет вынужден оплатить эти пени и штрафы, даже когда по итогам повторных выездных (или камеральных) проверок подтвердятся данные, заявленные в уточненных декларациях.

В-третьих, по смыслу сформулированного Президиумом ВАС РФ подхода принятие решения в подобных случаях должно сопровождаться назначением повторной проверки в части уточненных сведений. Однако такое назначение – право налогового органа.

В связи с этим не исключена ситуация, когда налоговый орган вынес решение по проверке, не принимая во внимание показателей уточненной декларации, а повторная проверка этой декларации не назначена, содержащиеся в этом документе данные проигнорированы.

Некоторые суды, установив факт принятия решения по итогам выездной проверки без учета уточненной налоговой декларации и без назначения в последующем повторной проверки, признают такое решение недействительным5. Но и такой, во многом формальный подход нельзя признать отвечающим букве закона.

Налоговое законодательство не предоставляет контролирующему органу право оставлять без внимания содержание поданной уточненной декларации вне зависимости от того, будет или нет в дальнейшем назначена повторная выездная проверка. В силу прямого указания закона (ст.

 80 НК РФ) действия налогового органа, отказавшего в принятии декларации либо проигнорировавшего ее содержание, неправомерны независимо от времени ее представления.

На наш взгляд, сформулированный Президиумом ВАС РФ подход абсолютно недопустим. В противном случае, не учитывая показателей поданной после окончания проверки, но до принятия решения по ней уточненной декларации, инспекция фактически принимает решение без установления действительных обязательств налогоплательщика6.

Выход из ситуации

В подобных случаях налоговый орган вправе пойти по одному из трех возможных путей:

— на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ проверить правильность данных, приведенных в уточненной декларации (назначить дополнительные мероприятия налогового контроля), и после их проверки принять решение по выездной проверке с учетом оценки показателей уточненной налоговой декларации (с учетом оценки правомерности переноса налогоплательщиком убытков прошлых лет, заявления новых расходов, вычетов и пр.);

— принять решение по результатам выездной проверки с учетом показателей уточненной налоговой декларации без их дополнительной проверки (например, если приведенные в уточненной декларации данные ранее уже были проверены налоговым органом в ходе иных контрольных мероприятий);

— принять решение по результатам выездной налоговой проверки с учетом показателей уточненной декларации без их дополнительной проверки и назначить повторную выездную (либо камеральную) проверку уточненных сведений по основанию, предусмотренному абзацем шестым пункта 10 статьи 89 либо пунктом 2 статьи 88 НК РФ.

Любой из предложенных вариантов не приведет к ограничению прав налогоплательщика на представление уточненной декларации и перенос убытков прошлых лет, заявление новых расходов и пр.

, а также исключит необоснованное привлечение хозяйствующего субъекта к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, это не лишит государство возможности обеспечить свои фискальные интересы, если уточненная декларация будет подана безосновательно.

ВC РФ необходимо скорректировать правовую позицию, сформулированную в Постановлении, поскольку допущенная Президиумом ВАС РФ ошибка и сейчас воспроизводится налоговыми органами и судами.

А это приводит к лишению налогоплательщиков части фундаментальных прав, предусмотренных НК РФ.

Есть также все основания полагать, что Постановление будет и далее крайне отрицательно сказываться на налогоплательщиках и на развитии налогового права в России.

Текст статьи опубликован в выпуске «Налоговед» по ссылке. 

Читайте также:  Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации - все о налогах

Источник: https://mitralaw.ru/analitika/nalogi/utochnennaya-deklaratsiya-posle-vyezdnoy-proverki-pozitsiya-vas-rf-nuzhdaetsya-v-korrektirovke/

Последствия предоставления «уточненки» в рамках налоговой проверки

Уточненную декларацию компания может представить в любой момент. И неважно, идет ли в это время налоговая проверка или нет, — НК РФ никаких запретов по этому поводу не содержит.

Но при подаче уточненки в ходе камеральной (КП) или выездной (ВНП) проверки есть свои тонкости.

Имеет ли вообще смысл их представлять и помогут ли уточненки избежать штрафа, если сумма налога к уплате увеличилась?Уточненки с увеличенной суммой налога

Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.

Ситуация 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.

С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной декларации. В такой ситуации имеет смысл сдавать уточненку. Штрафа можно избежать, заплатив перед этим налог и пени.

Ситуация 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения акта.

Представленную во время выездной проверки уточненку за период, который как раз проверяют «выездники», будут проверять тоже они. Соответственно, внесенные изменения будут учтены при составлении акта проверки.

Следовательно, если сумму своих налоговых обязательств компания увеличит в уточненке, то налоговики не будут по итогам проверки доначислять налог, но все равно придется платить штраф.

Однако если самостоятельно уплатить налог и пени, то можно просить об уменьшении суммы штрафа.

Правда, если представить уточненку незадолго до окончания ВНП, налоговики могут отразить в акте факт ее подачи, а также то, что проверить данные этой декларации они не успели. Следовательно, проверять уточненку будут «камеральщики» и на результаты «выездного» акта ее данные не повлияют.

Таким образом, с обнаруженной самостоятельно в ходе ВНП ошибкой, повлекшей занижение налоговой базы, можно поступить следующим образом (или-или):

  • действуя на свой страх и риск, рассказать об этой ошибке проверяющим и предложить им описать данное нарушение в акте;
  • дождаться окончания проверки и, если налоговики сами этой ошибки не найдут, просто забыть о ней.

Сдавать уточненку особого смысла нет — штрафа избежать все равно не получится. Можно рассчитывать лишь на уменьшение его размера.

Ситуация 3. Уточненка сдана после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки.

При ВНП сдавать уточненку резона нет. Во-первых, потому что штраф неизбежен.

А во-вторых, если проверяющие в ходе проверки не обнаружили ошибку, которую компания решила исправить в уточненке, то вряд ли на этапе между актом и решением эта ошибка всплывет.

Следовательно, можно не платить налог (пени, штраф). А вот если у компании проводилась КП, можно попробовать сдать уточненку, есть возможность избежать штрафа.

Ситуация 4. Уточненка представлена после вынесения решения по итогам проверки.

Сданную после ВНП или КП уточненку будут проверять «камеральщики». При этом штрафовать вас налоговики не должны, так как в уточненке вы исправляете те ошибки, которые не нашли у вас проверяющие Сдавать уточненку после ВНП смысла нет.

Ведь своей проверкой налоговики «закрыли» тот период, за который организация хочет представить уточненку, а повторная ВНП (не связанная с представлением уточненки) у вряд ли будет. Поэтому недоплату налога, скорее всего, никто не обнаружит.

Уточненки с уменьшенной суммой налога

Если компания сдаст уточненку с уменьшением обязательств по сравнению с первоначальной декларацией, то без проверки деньги точно не вернут. Поэтому, если такая декларация будет сдана в ходе ВНП, «выездники» учтут изменения, только если с момента представления уточненки прошло 3 месяца и при этом ВНП еще не закончена.

Если же уточненку с меньшей суммой налога к уплате будет представлена после окончания выездной проверки, то есть после вручения справки, то налоговики вряд ли учтут данные этой декларации при составлении акта и вынесении решения по итогам ВНП.

Но если при этом окончание трехмесячного срока проверки уточненки приходится на период, когда решение по результатам ВНП еще не вынесено, и если учет данных этой декларации поможет снизить доначисления по итогам ВНП, то имеет смысл в возражениях к акту ВНП напомнить налоговикам о представлении данной уточненки.

А вот сдавать уточненку с уменьшенными обязательствами за тот период, который «выездники» уже проверили, после вынесения решения по итогам ВНП чревато. Ведь тогда налоговики могут провести повторную выездную проверку за этот же период.

Уточненки по НДС на особом положении

Проверка уточненной декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению имеет свои тонкости:

  • даже если уточненка сдана в ходе ВНП, проверять ее будут все равно «камеральщики». Они же будут составлять акт камеральной проверки. Следовательно, данные этой декларации «выездники» учитывать не будут. Но может быть исключение из правила — если процедура КП завершена до окончания ВНП;
  • если компания сдаст первоначальную декларацию по НДС к возмещению, а затем, до вручения акта КП, представит уточненку (также с возмещением), то акт по первоначальной декларации все равно будет вынесен. При этом, если в уточненке сумма возмещения будет меньше, чем в первоначальной декларации, инспекция возместит меньшую сумму.

СТАТЬЯ Смородиной А.Е., «Уточненки во время проверки»

Источник: https://www.v2b.ru/reviews/posledstviya-predostavleniya-utochnenki-v-ramkah-nalogovoy-proverki/

Правила подачи уточненных деклараций — подробная инструкция для налогоплательщиков от ФНС России

Нормы Налогового Кодекса (далее – НК РФ), регламентирующие права и обязанности налогоплательщиков при уточнении своих налоговых обязательств, не определяют порядок действий должностных лиц налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик представил уточненную декларацию.

В то же время, ответ на вопрос учтет ли налоговый орган данные уточненной декларации в решении по результатам камеральной или выездной проверки весьма важен для налогоплательщиков, поскольку от этого напрямую зависят суммы недоимки, пеней и штрафов к уплате по результатам таких проверок.

 В связи с этим, ФНС России выпустило разъяснения, обязательные для исполнения всеми территориальными налоговыми органам. Согласно данных разъяснений, порядок действий должностных лиц налоговой инспекции напрямую зависит от момента поступления уточненной декларации налогоплательщика.  

В Письме ФНС России N АС-4-2/19576 от 21.11.12прежде всего, разъяснено, что указанное в решении по результатам налоговой проверки, предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации.

Далее, ФНС России объясняет последствия подачи уточненной налоговой декларации и порядок действий налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик ее представил.


Ситуация № 1. Вы представляете уточненную декларацию в ходе проведения камеральной налоговой проверки  по первичной декларации.

Порядок действий налоговой: проверка первичной декларации прекращается, начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.

Следовательно, решение по результатам камеральной проверки будет принято на основании представленных Вами уточненных данных.

 
Ситуация № 2. Вы представили уточненную декларацию в ходе выездной налоговой проверки (до составления справки об окончании проверки).

 В этом случае уточненная налоговая декларация должна быть проверена в рамках выездной проверки, за исключением тех случаев, когда уточненная декларация представлена по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета (по таким декларациям должна быть проведена самостоятельная камеральная проверка).

Но, обратите внимание! В разъяснениях ФНС России указано, что в случае если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика, истребования документов, проведения экспертизы  и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, то такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

Читайте также:  Отражаем основные средства в бухгалтерском балансе - все о налогах

По сути данная фраза означает, что при подаче любой уточненной декларации в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган может учесть или не учесть данные уточненной налоговой декларации  в решении по результатам выездной налоговой проверки ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ.

Такое право налоговых органов следует из формулировки рассматриваемого письма ФНС России «представление уточненной декларации НЕЗАДОЛГО до окончания выездной налоговой проверки».

Незадолго — это за сколько? За три дня до окончания проверки или за неделю, а может за какой-то другой срок? Ответа в рассматриваемых разъяснениях ФНС России нет.


Ситуация № 3. Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки первичной декларации, но ДО составления или вручения (направления) Вам  АКТА камеральной налоговой проверки.

Отметим, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

ФНС России разъясняет, что в этой ситуации  – налоговая ВПРАВЕ не составлять или не вручать  акт по первоначальной проверке и провести новую камеральную проверку.

Такая формулировка означает, что возможна и обратная ситуация, а именно – решение по первоначальной камеральной проверке будет принято без учета данных уточненной декларации.

Следовательно, спрогнозировать заранее какое решение  примут налоговые органы в данном случае затруднительно.

Относительная определенность имеется только в случае, если Вы представили уточненные налоговые декларации по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета, поскольку здесь налоговая ОБЯЗАНА прекратить первоначальную камеральную проверку и провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.


Ситуация № 4.  Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ вручения (направления) Вам АКТА камеральной проверки первичной декларации  или акта выездной проверки, но ДО ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по  результатам проверки.

 По мнению ФНС России, в данной ситуации, налогоплательщик может внести исправления в декларацию:

а) с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);

б) не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

При этом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Следовательно, учесть данные уточненной декларации в решении по результата проверки  в данном случае – ПРАВО налоговой. Это означает, что как и в предыдущей ситуации, все зависит от усмотрения конкретного должностного лица налоговой инспекции.

Данные уточненных деклараций по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджетане будут учтены в решении по проверке, поскольку в этих случаях налоговая ОБЯЗАНА провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.

 
Ситуация № 5. Вы представили уточненную декларацию ПОСЛЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки
.

По мнению ФНС России, налоговым органам необходимо руководствоваться положениями письма ФНС России от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@. Поскольку данное письмо является документом для служебного пользования, о его содержании можно только догадываться.

Однако, в данном случае необходимо помнить, что по такой уточненной налоговой декларации возможна повторная выездная  проверка (п.10 ст.89 НК РФ), а новая камеральная проверка уточненной декларации будет проведена в любом случае (п.1 ст.88 НК РФ).

В заключении хотелось бы поделиться с Вами собственными впечатлениями от прочтения данных разъяснений ФНС России.

Несмотря на столь подробную инструкцию по уточненным налоговым декларациям – после ее изучения нет четкого ответа на вопрос о том, чего ждать от налоговой в случае самостоятельного уточнения налоговых обязательств во время налоговой проверки или до момента принятия окончательного решения по ее результатам.  Учтут ли уточнения Ваших налоговых обязательств в решении по проверке, пересчитают ли суммы недоимки, пеней и штрафов? К сожалению, даже внимательное изучение разъяснений ФНС России не дает однозначных ответов на эти вопросы.

Порядок действий налоговых органов в том или ином случае зависит от усмотрения конкретного должностного лица, проводящего налоговую проверку.

Кроме того, такие формулировки как «налоговый орган ВПРАВЕ не составлять акт/не вручать акт» или «представление уточненной налоговой декларации НЕЗАДОЛГО до окончания проверки» не способствуют единообразному применению норм НК РФ, а следовательно – новые судебные споры налогоплательщиков с налоговыми органами по данным вопросам неизбежны.

Хотелось бы обратить Ваше внимание также на то, что существует противоположная мнению ФНС России судебная практика по вопросу уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком в период проведения налоговой проверки.

По мнению арбитражных судов, налогоплательщик имеет право подать уточненные декларации как в ходе выездной/камеральной проверки, так и после ее проведения, при этом налоговый орган должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога.

На этом основании многие решения налоговых органов по результатам проверок, вынесенные без учета данных уточненных деклараций, были успешно оспорены в судебном порядке.

Профессиональная помощь юриста в налоговых спорах (с возможностью оказания услуг дистанционно, через интернет)

Рекомендации налогоплательщикам по действиям в спорных ситуациях

Источник: https://tax-support-spb.ru/raziyasnenia-minfina-i-nalogovih-organov/pravila-podachi-utochnennyih-deklaratsiy-podrobnaya-instruktsiya-dlya-nalogoplatelshhikov-ot-fns-rossii.html

Две сложные ситуации во время выездной проверки — статья

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.

Назовем три главных правила такой ревизии:

  • проводится на территории налогоплательщика;
  • затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
  • продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).

Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает  плательщику.  Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала  в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.

Проверка приостановлена

Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае: 

  • истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
  • направления запросов в иностранные юрисдикции;
  • назначения и проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально.

То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным.

Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.

Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии.

То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57). При этом  ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.

Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).

Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.

«Уточненка» во время проверки

Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.

«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде».

Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году.

Обзор практики и рекомендации налогового юриста».

В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?    

  • Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
  • Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.  

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае  условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Но есть решения в пользу компаний.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:

  • провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
  • назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
  • провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.

Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.  

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1515

Повторные налоговые проверки

Строительные компании стабильно занимают верхние строчки в рейтингах крупнейших налоговых претензий.

Так, по Санкт-Петербургу в 2016 году возглавила рейтинг компания, которой доначислили налоги, пени и штрафы на 1,76 млрд руб.

Строители в основном попадаются на фирмах-однодневках – велик соблазн завысить стоимость работ. К чему могут привести повторные проверки? Приведем свежую арбитражку и разъяснения чиновников.

Ваша уточненка может привести в компанию повторную проверку

Когда налоговики могут провести повторную выездную проверку?

ФНС России в пункте 3.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок разъяснила следующее.

Независимо от того, когда налоговики проводили предыдущие выездные проверки, по тем же налогам и за тот же период повторно проверить компанию могут:

  1. вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей проверку;
  2. инспекция, которая раньше проводила проверку, – если компания подаст уточненную декларацию, в которой сумма налога меньше, чем было указано прежде.

Причем большая сумма, доначисленная по первой проверке, не застрахует компанию от повторной проверки.

Налоговики вправе провести повторную проверку, если в уточненной декларации компания не только уменьшила налог к уплате, но и увеличила сумму убытка (постановление Президиума ВАС от 16 марта 2010 г. № 8163/09, п. 1 письма ФНС от 3 сентября 2010 г. № АС-37-2/10613).

Если после подачи уточненки с уменьшением налоговая выезжает повторно, полная проверка компании не грозит. Инспекция должна рассмотреть лишь те данные, из-за которых вы снизили сумму налога.

Повторно проверять сведения, которые не влияют на уменьшение налога, а также те, которые компания не меняла, нельзя (письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979).

Проверять вас еще раз инспекторы вправе не по всем периодам

Ревизоры могут проверить только тот период, за который компания подала уточненную декларацию.

Скажем, первая проверка была за 2013–2015 годы, проверяли налог на прибыль и НДС. В 2016 году компания подала уточненку по НДС за IV квартал 2015 года, в которой заявила дополнительный вычет. Проверить повторно инспекторы могут только НДС за IV квартал 2015 года и только этот новый вычет.

Важно знать о такой тонкости.

Инспекция вправе проверить период, указанный в уточненной декларации, даже если он превышает три года до даты решения о проведении повторной проверки. Почему – см. в таблице.

Таблица. Особенности повторной проверки

Чем повторная проверка отличается от первоначальной

Где написано

При обычной выездной ревизии проверяют три года. При повторной могут проверить период, который превышает три года, предшествующие году первой проверки. Ведь если компания уменьшает налог к уплате, то инспекторы смотрят период, за который компания представила уточненку. А ее можно сдать за любой период без ограничения

Письма:
– ФНС от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693 (разд. «Проведение налоговых проверок»);
– Минфина от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13473

Для первичных выездных проверок установлены такие ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ). Налоговики не вправе проводить: – две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период; – в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Для повторных выездных проверок эти ограничения не действуют

Абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ

Некоторые компании полагают, что если сдать уточненки в последние дни трехлетнего срока, то они не подпадут под повторную проверку. Это заблуждение.

А вот если при повторной проверке инспекторы найдут новые нарушения, которые не заметили раньше, оштрафовать за них компанию они не смогут. Так как скорее всего трехлетний срок давности уже пройдет (ст. 113 НК РФ).

Исключение – когда между компанией и проверяющими был сговор (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Но в любом случае недоимку и пени заплатить придется.

А если организация сдала уточненный расчет по авансовым платежам, в котором указала сумму налога к уменьшению?

В этом случае фискалы не вправе провести повторную проверку. Основанием для нее может служить только уточненная декларация, но не авансовый расчет (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Иногда вы можете отменить доначисления по повторной проверке

Инспекторы должны проверять только те данные, которые вызвали снижение суммы налога, а не любые сведения.

Число обжалований результатов повторных проверок возросло после постановления КС РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П. В нем судьи пришли к выводу, что если компания оспорила в суде результаты первоначальной проверки, то вышестоящий налоговый орган изменить результаты судебного решения при повторной контрольной проверке не может.

Но доказать, что налоговики превышают полномочия на основании решения о повторной проверке, невозможно. Поэтому обжаловать лучше не решение о назначении проверки, а решение по ее результатам – если инспекторы нарушат правила.

Вы вправе уточнить сведения за любой период. И не принять у вас уточненную декларацию налоговики не могут. Но если вы уменьшаете налог к уплате за пределами трех лет, переплату вам не вернут. Инспекция только зарегистрирует декларацию – без отражения суммы начисленного налога.

Источник: https://www.stroychet.ru/article/76836-chto-nalogoviki-popytayutsya-nayti-u-vas-na-povtornoy-proverke

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]