Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?
Если у вас намечается выездная налоговая проверка, будьте готовы, что проверят не только 3 предыдущих года. Какой еще период может быть проверен налоговиками, узнайте из нашего материала.
3 года плюс текущий год: допускает ли НК РФ такой период проверки
Когда Налоговый кодекс напрямую предусматривает удлиненные проверяемые периоды
Какое действие налогоплательщика может спровоцировать удлинение проверочного периода
Итоги
3 года плюс текущий год: допускает ли НК РФ такой период проверки
НК РФ не содержит запрета на проверку текущего периода при проведении выездных контрольных мероприятий. Суды в этом вопросе поддерживают налоговиков (см., например, определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 № 304-КГ14-737). Поэтому вероятность того, что заодно с 3 прошлыми годами проверят и год текущий, не исключается.
Подробности смотрите в сообщении «ВС РФ признал, что выездная проверка текущего календарного года правомерна».
В абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ сказано, что в рамках выездной налоговой проверки налоговики могут проверить налоги за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ. Что может включать это «иное», узнайте из следующих разделов.
Когда Налоговый кодекс напрямую предусматривает удлиненные проверяемые периоды
Прямое указание на удлиненный проверочный период содержится в п. 2 ст. 89.2 НК РФ. Там сказано, что в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика – участника РИП (регионального инвестиционного проекта) может быть проверен период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
РИП для целей НК РФ – это инвестиционный проект:
- целью которого является производство товаров;
- удовлетворяющий требованиям, установленным в ст. 25.8 НК РФ.
Как оценить доходность и иные показатели инвестиционного проекта, узнайте из размещенных на нашем сайте материалов:
Порядок ведения реестра участников РИП и состав содержащихся в нем сведений установлен приказом ФНС России от 23.06.2014 № ММВ-7-3/328@.
Не стоит рассчитывать на 3-годичный период проверки и налогоплательщикам, участвующим в соглашениях о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ). В ст. 346.42 НК РФ указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.
Если вы не являетесь участниками РИП и не выполняете соглашение о разделе продукции, это не означает, что выездной проверкой будет охвачено только 3 года вашей хоздеятельности. Узнайте из следующего раздела, что еще может послужить удлинению проверочного периода.
Какое действие налогоплательщика может спровоцировать удлинение проверочного периода
Таким действием может быть:
- Подача уточненной декларации с налогом к уменьшению за уже проверенные налоговиками периоды. Контролеры вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, даже если он выходит за рамки 3 лет, предшествующих году назначения проверки (см. постановление АС МО от 11.11.2014 № Ф05-12625/2014 по делу № А40-54040/13).
Как обосновали свой вывод судьи в этом случае, узнайте из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».
Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/vprave_li_nalogovyj_organ_proverit_tekuwij_god/
Как узнать, есть ли задолженность по налогам?
Все налоги нужно уплачивать в установленные сроки. К сожалению, не всегда налогоплательщики своевременно вспоминают об этом, в результате по налогу образуется недоимка, начисляются пени и штрафы. Как проверить, есть ли задолженность по налогам у организации или физлица, и всегда ли для этого нужно идти в налоговую инспекцию – расскажем в этой статье.
Справка о наличии задолженности по налогам
Любой налогоплательщик может запросить в своей налоговой инспекции справку о состоянии расчетов с бюджетом на определенную дату.
Запрос подается в письменной форме, бланк которой можно найти в приложении № 8 к приказу Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н.
Направить запрос про свою задолженность по налогам можно, не только лично посетив инспекцию, но и по почте, а также электронно по каналам ТКС, или через «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.
Получив запрос, ответить на него налоговики должны в течение 5 рабочих дней (пп.10 п. 1 ст. 32 НК РФ). В справке будет указано, по каким налогам и в какой сумме имеется недоимка или переплата, есть ли пени и штрафы.
Если информация о расчетах необходима срочно, то налоговики могут распечатать и выдать ее сразу и без заполненного запроса, но она не будет содержать печати и подписей, соответственно использовать ее можно лишь для «внутреннего» пользования.
Где посмотреть задолженность по налогам онлайн
Существует несколько сервисов, позволяющих проверить задолженность по налогам в онлайн-режиме.
«Личный кабинет налогоплательщика» – сервис на ]]>официальном сайте ФНС РФ]]>, имеющий множество функций и позволяющий получать актуальную информацию о задолженностях, переплатах по налогам, пенях, штрафах, невыясненных платежах и т.п. Сразу узнать задолженность по налогам по ИНН налогоплательщика не получится — чтобы получить доступ к своему «Личному кабинету» организации, ИП и физлица должны выполнить следующие условия:
- Физлицам необходимо обратиться с паспортом в любую ИФНС, и получить регистрационную карту, где будет указан логин и пароль. Проверка задолженности по налогам через «Личный кабинет физлица» возможна также при наличии квалифицированной электронной подписи, или учетной записи ЕСИА, предназначенной для авторизации на сайте «Госуслуги».
- Юрлицам, помимо соблюдения определенных технических условий, для доступа к «Личному кабинету» нужно получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров.
- ИП могут использовать для входа в «Личный кабинет» ключ проверки электронной подписи, либо обратиться в ИФНС с паспортом, свидетельствами о регистрации ИП и присвоении ИНН, чтобы получить логин и пароль.
Проверить задолженность по налогам по ИНН можно также на ]]>сайте «Госуслуги»]]>. Функция доступна для ИП и физлиц, которым совсем не обязательно проходить полную авторизацию, достаточно зарегистрироваться на сайте и ввести свой ИНН.
При наличии долгов по налогам, будет указана вся информация о них, а также о пенях и штрафах. На сайте «Госуслуги» можно сформировать платежный документ для погашения задолженности.
Как узнать сумму задолженности по налогам, по которой открыто исполнительное производство? Обратиться к ]]>сайту Федеральной службы судебных приставов (ФССП)]]>.
Здесь на странице банка данных исполнительных производств можно найти информацию о налоговой задолженности, переданной для взыскания.
Поиск осуществляется, как по номеру исполнительного производства, так и по реквизитам физлица, ИП или организации.
Еще один способ посмотреть задолженность по налогам доступен клиентам некоторых банков. Они могут увидеть сумму недоимки в личном онлайн-кабинете, а также погасить ее со своего расчетного счета. О наличии такой функции налогоплательщику нужно уточнять в своем обслуживающем банке.
Как узнать, есть ли задолженность по налогам у другого юрлица
В определенных случаях узнать задолженность по налогам можно и в отношении другого налогоплательщика-юрлица. Такая информация необходима при заключении сделок с новым контрагентом, например, чтобы быть уверенным в его платежеспособности или не нарваться на фирму-однодневку.
На сайте ФНС работает сервис, позволяющий третьим лицам получить информацию об организациях, которые более года не сдают налоговую отчетность, там же можно посмотреть задолженность по налогам свыше 1000 рублей, направленную на взыскание судебным приставам. Для этого достаточно указать ИНН интересуемой организации.
Кроме того, чтобы увидеть задолженность к взысканию, можно обратиться к вышеуказанному сайту ФССП, указав наименование и адрес организации-контрагента.
Как видим, получить информацию о состоянии своей задолженности по налогам могут абсолютно все налогоплательщики: организации, ИП и физлица. Для этого не обязательно обращаться лично в ФНС. Налоговая служба предлагает узнать задолженность по налогам и в режиме «онлайн» через интернет.
Источник: https://spmag.ru/articles/kak-uznat-est-li-zadolzhennost-po-nalogam
Налоговые органы могут проверять только завершившиеся налоговые периоды
Проверка — только по завершенным периодам
Согласно предписанию ФНС налоговики могут проверять только завершившиеся налоговые периоды. Поэтому, если инспекторы захотят проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов в том числе за текущий год, они смогут это сделать до конца этого года только в отношении тех налогов, налоговым периодом для которых является квартал или месяц.
Например, одним из квартальных налогов является НДС. И значит, назначая выездную проверку в декабре, ревизоры могут включить в проверяемый период по НДС три первых квартала текущего года. При этом руководство ФНС рекомендует устанавливать единый период проверки для всех налогов и сборов в случае комплексной ревизии.
Так, например, если инспекторы придут с проверкой только НДС или ЕНВД, у которых налоговый период – квартал, то они могут включить в период и завершенные кварталы 2008 года. Другое дело, если это комплексная ревизия, при которой одновременно будут проверяться и другие налоги, например на прибыль и ЕСН, у которых налоговый период – год.
В этом случае налоговое ведомство рекомендует воздержаться от проверок НДС и ЕНВД текущего года и ограничиться только 2005, 2006 и 2007 годами. В этом случае по всем налогам будет одинаковый период проверки.
К тому же назначить выездную проверку инспекторы могут не раньше срока подачи декларации за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка. И значит, налоговики вправе принять решение о проведении комплексной проверки, захватывающей 2008 год, только начиная со II квартала 2009 года.
В случае проведения проверки по единому социальному налогу контрольные мероприятия затронут и расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. На это инспекторам дает право статья 2 и пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Как часто будут приходить с проверкой
Один и тот же налог за один и тот же период инспекторы могут проверить лишь один раз (п. 5 ст. 89 НК РФ). При этом нагрянуть в компанию с выездной проверкой в течение года налоговики вправе максимум дважды.
Третий раз за год ревизоры могут проверить одно и то же предприятие только в том случае, если такое решение принял руководитель ФНС России. А прежде чем дойти до самого главного налогового чиновника, запрос на проведение сверхлимитной проверки должен быть одобрен начальником инспекции, после чего и руководителем УФНС.
Однако такое правило не относится к тем случаям, когда помимо выездных проверок самой организации начинают отдельно проверять ее филиалы или представительства. Самостоятельные выездные проверки таких структурных подразделений не участвуют при определении количества проверок головного предприятия.
Также ограничение по количеству выездных проверок не действует в отношении проверок, связанных с реорганизацией или ликвидацией компании.
Кроме того, чиновники ФНС напомнили инспекторам, что прийти в любое время независимо от того, когда завершилось последнее выездное контрольное мероприятие, и повторно проверить тот же налог за тот же период они вправе только в трех случаях (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Первый случай, когда инициатором повторной проверки выступит вышестоящее налоговое управление или ФНС в рамках контроля за деятельностью инспекции, ранее проводившей проверку. Второй – в случае предоставления компанией уточненной декларации с заявленной суммой налога к уменьшению.
И третий вариант, когда проверенная ранее компания заявляет о своей ликвидации или реорганизации.
ФНС научит, как затянуть сроки проверки в рамках закона
Пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса РФ установлены рамки для исчисления общего срока выездной проверки, который, согласно пункту 6 той же статьи НК РФ, не может превышать двух календарных месяцев. В регламенте четко прописано, что срок начинает отсчитываться со дня вынесения решения о проведении выездной проверки, а не со дня его вручения.
Днем окончания ревизии считается дата составления справки о проведенной проверке. Однако не всегда инспекторам удается уложиться в нормативные сроки, в связи с чем ревизоры начинают использовать для увеличения срока проверки основания, предусмотренные налоговым кодексом, – это продление или приостановление ревизии.
Так, налоговое ведомство напомнило инспекторам, что они могут продлевать проверку до четырех месяцев, а в исключительных случаях – на полгода. При этом ФНС считает, что такое продление можно делать неоднократно. Главное, чтобы остаться в нормативных пределах по срокам.
Однако налоговое ведомство рекомендует не мелочиться и считать периоды продления в целых месяцах, а, скажем, не в днях или неделях. При этом инспекция не может самостоятельно принять решение о продлении срока проверки. Согласно приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@, таким правом наделено только региональное налоговое управление.
Поэтому компании стоит проверять, на законных ли основаниях было вынесено решение о продлении выездной проверки. Руководитель инспекции, проводящей проверку, вправе лишь приостановить проверку, и может делать это неоднократно. Главное, чтобы при этом общий срок приостановления не превышал полгода.
А в случае неполучения инспекторами вовремя запрашиваемой информации от иностранных государств максимальный срок приостановления может быть увеличен до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Наряду с этим для исчисления предельных сроков как продления, так и приостановления проверки налоговикам рекомендовано исходить из того, что месяц содержит 30 календарных дней.
Главное налоговое ведомство лишний раз отмечает в регламенте, что на время приостановления выездной проверки инспекторы теряют право на истребование документов у компании.
Кроме того, налоговики должны в таком случае вернуть все подлинники, истребованные при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки).
Также с момента официального приостановления проверки инспекторы не вправе находиться на территории проверяемой организации до тех пор, пока ревизия не будет возобновлена решением руководителя инспекции. Но при этом налоговики спокойно могут продолжать проверять уже истребованные ранее документы, но на своей территории.
Таблица 1. Какие документы проверят инспекторы
1 | Учредительные документы организации: ее устав и (или) учредительный договор |
2 | Лицензии, если они предусмотрены законодательством |
3 | Приказы об учетной политике предприятия |
4 | Налоговые декларации и (или) расчеты |
5 | Декларации (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование |
6 | Налоговые регистры |
7 | Счета-фактуры |
8 | Книги покупок и книги продаж |
9 | Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций |
10 | Бухгалтерская отчетность компании |
11 | Регистры бухгалтерского учета (Главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) |
12 | Договоры (контракты) |
13 | Банковские и кассовые документы |
14 | Накладные на отпуск материальных ценностей |
15 | Акты выполненных работ |
16 | Другие документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций и (или) необходимые для исчисления и уплаты налогов |
Инспекторы могут провести выездную проверку прямо в своем кабинете
После того как инспекторы вручат представителю компании копию решения о проведении выездной проверки, директор компании или главный бухгалтер будут решать, где на территории предприятия разместить проверяющих.
В противном случае если компания не сможет предоставить необходимое для проведения выездной проверки помещение, то контрольное мероприятие будет проведено на территории самой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но просто так не пустить инспекторов в помещение предприятие не может.
Иначе такое воспрепятствование доступу проверяющих на территорию компании позволит им на основании статьи 94 НК РФ произвести выемку всех необходимых документов. А руководителю предприятия в таком случае придется заплатить штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 19.4 КоАП, в размере от 1000 до 2000 рублей.
Если компания не хочет видеть у себя в офисе налоговиков, то ей надо постараться доказать, что у нее действительно нет возможности предоставить в распоряжение инспекторов необходимое для проверки помещение.
Для этого предприятию необходимо подать письменное заявление в инспекцию, где указать объективные причины и подтвердить их фактическими обстоятельствами. Например, отсутствуют свободные кабинеты или площадь офиса слишком мала.
Если объяснения организации налоговикам покажутся недостаточными или сомнительными, то они вправе провести осмотр помещений (ст. 92 НК РФ). В том случае если ревизоры сами не захотят работать в условиях, предоставленных предприятием, то руководитель проверяющей группы может составить докладную записку на имя начальника инспекции. После этого компания получит уведомление о том, что выездная проверка будет проводиться на территории ИФНС.
То, что проверяющие не будут постоянно находиться в офисе предприятия, вовсе не говорит о том, что налоговики совсем потеряют право появляться на территории плательщика.
Наоборот, инспекторы могут прийти в компанию в любой момент для проведения осмотра, инвентаризации, выемки документов и других подобных мероприятий налогового контроля. Также ревизоры имеют право ознакомиться с подлинниками документов (п. 12 ст. 89 НК РФ).
Но самым неприятным моментом проведения проверки на территории налоговиков является тот факт, что у компании в этом случае появится забота копировать, заверять и перемещать в инспекцию содержимое шкафов бухгалтерии и часть архива.
Аналогию для расчетного метода найдут по совокупности критериев
Если компания откажется допустить проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых помещений или же инспекторы не дождутся от предприятия в течение двух месяцев необходимых для расчета документов, подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ в таких случаях дает право налоговикам определить суммы налогов к уплате расчетным путем.
К такому методу проверяющие прибегнут и в том случае, если организация просто не вела учет доходов и расходов или же вела с нарушением правил. В регламенте ФНС особо указала инспекторам, что для целей применения расчетного метода ревизоры сначала должны использовать информацию о предприятии, имеющуюся в инспекции.
И только потом, если таких данных будет недостаточно для расчета, инспекторы могут обратиться к информации об аналогичных плательщиках.
При этом выбирать аналогичные организации инспекторы могут по совокупности критериев отраслевой принадлежности, конкретного вида экономической деятельности, размера выручки, численности производственного персонала и иных экономических факторов. При этом ни один из критериев не имеет приоритета перед другими.
Чиновники ФНС четко прописали в регламенте алгоритм действия налоговиков, если по тем или иным показателям сложно определить аналогичного плательщика (см. табл. 2).
Таблица 2. Алгоритм действия налоговиков при определении налоговой базы по данным аналогичных предприятий
№ п/п | Ситуация | Как поступит инспектор |
1 | На территории, подведомственной ИФНС, нет ни одного предприятия, выпускающего такой же товар, как производит проверяемая организация | Использует данные по предприятиям аналогичного вида, группы, подгруппы, класса, подкласса экономической деятельности |
2 | Объемы выручки у компаний с аналогичным видом деятельности существенно различаются | Размер облагаемого дохода для проверяемой компании определит исходя из показателя отношения облагаемого дохода к сумме выручки аналогичного плательщика |
3 | Невозможно определить объем выручки у проверяемой компании | Размер облагаемого дохода для проверяемой компании определит исходя из показателя соотношения между размером облагаемого дохода и количеством производственных работников у предприятия с аналогичным видом деятельности |
4 | На территории, подведомственной ИФНС, имеется несколько аналогичных по показателям предприятий | Для расчета облагаемого дохода проверяемой организации возьмет средний показатель, рассчитанный по имеющимся показателям аналогичных компаний |
5 | На территории, подведомственной ИФНС, вовсе отсутствуют предприятия с аналогичным видом деятельности | Отправит запрос в УФНС, которому подведомственна проверяющая инспекция. И затем использует данные по предприятиям соседних муниципальных образований того же субъекта РФ |
6 | На территории, подведомственной УФНС соответствующего субъекта РФ, отсутствуют предприятия с аналогичными показателями деятельности | Использует данные по предприятиям соседних регионов, схожих по климатическим, экономическим и социальным условиям жизнедеятельности |
Смена инспекции не спасет от проверки
В новом регламенте главное финансовое ведомство предусмотрело ситуацию, когда компании в ходе выездных проверок начинают менять юридический адрес, «мигрируя» тем самым в другую ИФНС. Чтобы такая внезапная смена инспекции никак не затруднила ход проверки, по новым правилам состав проверяющих в таком случае не поменяется.
А к старым инспекторам лишь присоединяются работники из новой инспекции. При этом вести проверку по-прежнему будут те ревизоры, которые ее начали, то есть налоговики из старой инспекции. А новые будут помогать, например, запрашивать у компании документы.
По мнению ФНС, такое сотрудничество между старой и новой инспекцией позволит более рационально провести ревизию, особенно в том случае, когда компания переехала в другой регион.
Отдельной проверкой на филиале будут проверять только региональные и местные налоги
Филиалы и представительства налоговики могут проверить либо в рамках проверки самой компании, либо провести самостоятельную проверку непосредственно только структурных подразделений. При этом в том и другом случае ход проверки может идти по-разному.
В рамках «тотальной» проверки. Если налоговики решили проверить сразу всю компанию, вместе с относящимися к ней филиалами, то организует такую ревизию та инспекция, в которой состоит на учете головное предприятие.
И именно эта инспекция принимает все решения о проведении проверки, в том числе о ее продлении или приостановлении. А исполнять функции проверяющих на территории подразделения будут уже сотрудники инспекций, где оно состоит на учете.
В решение о проведении проверки всей компании вписываются сотрудники всех инспекций, которые будут принимать участие в ревизии как в головной организации, так и в филиале. Количество экземпляров решения о проверке будет соответствовать количеству инспекций, вошедших в состав проверяющих.
То есть каждая налоговая, где находится подразделение проверяемого предприятия, получит решение. Однако руководитель обособленного подразделения, согласно новому регламенту, узнает о назначении выездной проверки не раньше, чем инспекторы придут в офис филиала.
По результатам ревизии филиала, прошедшей в рамках проверки компании в целом, представитель такого подразделения не получит даже выдержки из акта.
Дело в том, что по итогам проверки сотрудники «вспомогательных» инспекций составят только разделы акта, которые затем отправят в инспекцию по местонахождению головного предприятия.
И уже там все материалы выездной проверки будут обобщены в единый акт.
В рамках самостоятельной проверки подразделения. В отличие от проверки всей организации, решение о назначении выездной проверки только в филиале уже самостоятельно принимает руководитель инспекции, где отчитывается данное подразделение. И все остальные документы, связанные с проверкой, также оформляет налоговая, относящаяся к подразделению.
Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства компании не может длиться дольше двух месяцев. При этом в регламенте речь идет о возможности инспекций, на учете в которых состоят подразделения, самостоятельно проверить только филиалы и представительства. Другие обособленные подразделения могут попасть под ревизию лишь в рамках проверки компании в целом.
Еще одной важной особенностью самостоятельной ревизии подразделений является то, что в ходе такой выездной проверки налоговики вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты лишь региональных и (или) местных налогов.
То есть проверить, например, налог на прибыль, единый социальный налог и другие налоги, относящиеся к федеральным, в рамках самостоятельной проверки филиала ревизоры не смогут.
Кроме того, как следует из указаний в регламенте, в подобных случаях налоговикам также запрещено проверять спецрежимы. Согласно пункту 7 статьи 12 Налогового кодекса РФ, такие налоги относятся к федеральным. Поэтому проконтролировать правильность расчета и уплаты ЕНВД или единого налога по упрощенной системе налогообложения инспекторы смогут лишь в ходе проверки всей компании.
Источник: Журнал
Источник: https://delovoymir.biz/nalogovye-organy-mogut-proveryat-tolko-zavershivshiesya-nalogovye-periody.html
Сверка с налоговой: как разобраться в выписке ٩(͡๏̯͡๏)۶ — Эльба
Для сверки с налоговой понадобятся два документа:
- Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
- Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.
Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.
Попробуйте Эльбу — 30 дней бесплатно
Справка о состоянии расчётов
По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.
В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:
- 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
- Сумма с плюсом — у вас переплата.
- Сумма с минусом — вы должны налоговой.
Почему в справке возникает переплата?
- Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
- Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.
Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Выписка операций по расчётам с бюджетом
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Чтобы разобраться с выпиской было проще, разделим её на 7 блоков:
- Сальдо на 1 января показывает ситуацию по расчётам с налоговой на начало года. Действует то же правило, что и в справке: переплата указывается с плюсом, а долг — с минусом.
- Кроме расчётов по налогу в выписке есть сведения по пеням и штрафам. Для удобства они сгруппированы по видам.
- Список операций делится на «Уплачено» и «Начислено по расчёту». «Уплачено» — ваши платежи в налоговую. «Начислено по расчёту» — налог, который вы должны заплатить. Чаще всего, начисления появляются после сдачи декларации. По ней налоговая узнаёт, когда и сколько вы должны заплатить, и заносит эти сведения в базу.
- Ваши платежи попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог — в столбец «Дебет».
- В разделе «Сальдо расчётов» подводятся итоги по долгу или переплате. Если у вас переплата 30 000 рублей, то после начисления налога 5 000 рублей остаётся 25 000 рублей переплаты.
«Сальдо расчётов» разделяется на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. Во втором — общий итог по всем платежам. Например, по налогу переплата 30 000 рублей, а по пеням долг 1 000 рублей. Поэтому на начало года переплата по налогу составляет 30 000 рублей, а общая переплата по всем платежам — 29 000 рублей. - В раздел «Расчёты будущих периодов» попадает налог, который вы должны заплатить позже. Например, вы сдали декларацию по УСН в феврале. Налоговая сразу занесла в базу налог, который нужно заплатить по этой декларации. Но срок уплаты налога за год наступает позже — 31 марта для ООО и 30 апреля для ИП. Поэтому начисленный налог попадает в отдельный раздел «Расчёты будущих периодов». Как только настанет срок уплаты налога, начисленная сумма из этого раздела появится в общем списке операций.
- Документ — вид, номер, дата, отчётный период. Здесь можно посмотреть, на основании какого документа появилась запись в налоговой или проще — строка в выписке. РНалП — расчёт налога первичный, то есть декларация по УСН. На основании декларации вам начисляют налог — ту сумму, которую вы должны заплатить в бюджет. ПлПор — платёжное поручение, банковский документ о том, что вы перечислили деньги в налоговую.
Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи (операции с типом «Уплачено») содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться. Если ошибок нет, но вы остаётесь должны государству, придётся доплатить налог.
Сверку с налоговой проводите регулярно, чтобы держать расчёты с государством под контролем и сразу узнавать, если что-то пойдёт не так.
Статья актуальна на 21.06.2018
Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/231
Может ли налоговая проверить расчетный счет и в каких случаях?
Иногда людей интересует, может ли налоговая проверить расчетный счет? На определенных основаниях, конечно, может. На то она и официальная государственная служба. Но есть ряд существенных нюансов:
- кому принадлежит р/с (физлицу, ИП или ООО);
- законодательные основания;
- в каких случаях инспекторы имеют право осуществить проверку.
Физические и юридические лица
Расчетный счет юридического лица, проверяемый официальными службами, – это тот, о котором предприниматель сам сообщил в инспекцию, сразу же при открытии. То есть он обязался платить налог с прибыли, которая фиксируется на данном р/с. Получив квартальный (или годовой) отчет, налоговая имеет право сделать запрос банку, чтобы проверить, нет ли расхождений.
То же самое с дебетовыми счетами физлица, зарегистрированного как ИП. Налоговая сверяет суммы, указанные в декларации.
Во всех остальных случаях движения средств физлиц называются лицевыми и являются конфиденциальной информацией, которую банк может раскрыть только при очень веских аргументах (например, идет судебное разбирательство и сделан официальный запрос от правоохранительных органов).
Законодательная база
Расчетные счета открываются на основании банковского договора о проведении операций хозяйственной деятельности (Положение ЦБ РФ – пункты 1.12, 2.3 и 2.5). Статьей 23 профильного кодекса (в подпункте 1 пункта 2) предусмотрено требование налогоплательщику обязательного сообщения в налоговую службу об открытии или закрытии р/с (для этого используется форма № С-09-1).
При нарушении этих пунктов (если не обращаться в службу в течение 7 дней после открытия счета), с владельца будет взыскан штраф 5 тыс. руб. на основании ст. 118 Налогового кодекса, а у службы появятся все основания для полной проверки движений на сомнительном счету.
То есть, согласно налоговому кодексу РФ, инспекционные службы имеют право запрашивать у банков информацию:
- об открытии и закрытии счета;
- остаток на момент запроса;
- выписка по дебетовым операциям;
- справка о переводе средств.
Банк обязан предоставить запрашиваемые данные в течение трех дней.
Проверка может осуществляться и на основании ст. 122 и 129.3 за неуплату, частичную неуплату подоходного сбора, а также других правонарушений в отношении Налогового кодекса.
Проверка юридического лица
Любой другой аудит расчетного счета осуществляется при наличии фактов, свидетельствующих о нарушении кодекса РФ:
- Неполучение отчетности в установленный для подоходного периода срок (например, каждый квартал или год).
- Выявление нарушений в ходе планового камерального аудита. При этом официально зафиксированные факты нарушений могут послужить основанием для изучения движения средств на расчетном счету.
- Несоответствие суммы, которая указывается для оплаты подоходного налога. Например, она оказалась меньше той, что поступила на дебетовый баланс в течение отчетного периода. В этом случае налогоплательщику придется доказывать, что разница – это средства, которые к доходу не имеют никакого отношения.
Что касается последнего пункта, нужно иметь в виду, что р/с регистрируется в налоговой именно как инструмент предпринимательской деятельности. Если есть надобность в получении каких-либо поступлений личного характера, для этого, соответственно, заводится отдельный счет на получателя, как физическое лицо.
Дебетовые счета физлица могут проверяться налоговой только на основании конкретных фактов намеренного укрытия доходов.
Во-первых, инспекторам придется еще доказать, являлся ли перевод денежных средств уплатой за оказанные услуги и товары или все-таки имел сугубо личный характер (материальной помощью от родственников или уплатой долга приятелем).
Во-вторых, все подозрения должны иметь документальное подтверждение (например, заявление обманутого клиента, перечислившего деньги за услугу, которую ему не оказали) и т. д.
Официальные службы могут начать изучение «сомнительного» счета на основании косвенных улик о незаконной предпринимательской деятельности.
Например, если в ходе аудита одного налогоплательщика обнаруживается сумма с назначением «за оказание услуг» или «за поставленный товар» и т. п., которая была перечислена на счет некого физлица, которое не зарегистрировано как индивидуальный предприниматель.
Вот этим гражданином, осуществляющим незаконную предпринимательскую деятельность, тоже может поинтересоваться налоговая служба.
Источник: https://schetavbanke.com/vidy-schetov/raschetnyj-schet/nalogovaya-proverka-raschetnogo-scheta.html
Решение по результатам налоговой проверки
Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).
Что указывается в документе
В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):
- обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
- доводы компании в свою защиту;
- результаты проверки этих доводов;
- решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
- меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
- размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
- срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
- наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.
В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт
Отправить заявку
Вручение решения
Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).
Вступление решения в силу
Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.
- Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
- Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
- Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).
После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).
Источник: https://kontur.ru/spravka/125-reshenie_po_rezultatam_nalogovoj_proverki
Правила и сроки проведения налоговых проверок | Отчётсдан
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса
Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.
Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.
Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.
— Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?
В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).
В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки.
Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику.
Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
— В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.
Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).
Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.
Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.
— Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?
Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика.
Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).
Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.
Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).
— Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?
Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.
Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности. По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).
При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.
1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ).
Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.
— Как акт передается налогоплательщику?
Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.
Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.
Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.
— Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?
На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).
Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Один месяц со дня получения акта. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.
Источник: https://otchetsdan.ru/stati/protsedura-oformleniya-rezultatov-nalogovyh-proverok-2/
Ошибки налоговиков при выездной проверке в 2018 году
Проводя выездные проверки, налоговые органы довольно часто допускают ошибки, которые могут привести к начислению дополнительных сумм налога или другим последствия. В статье разберем ошибки налоговиков при проведении проверок в 2018 году, которые трактовать можно в пользу налогоплательщика.
Ошибки налоговиков
Для начала разберем два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:
- Нарушение права проверяемого налогоплательщика (организации, либо ИП) участвовать в рассмотрении материалов по ходу проверки, а также непредставление возможности давать пояснения по возникшим вопросам в ходе проверки;
- Налоговыми органами не указаны документы, которые послужили основанием для начислений.
Участие в рассмотрении материалов проверки
Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов принимать участие в рассмотрении материалов этой проверки.
А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки (Читайте также статью ⇒ Дополнительные мероприятия налогового контроля в 2018 году).
Нарушение, как правило, состоит в неправильном уведомлении налогоплательщика. То есть, налоговый инспектор оправляет уведомление на юрадрес проверяемого или вручает лицу, неуполномоченному для получения такой корреспонденции.
Последствием такой ошибки может явиться незнание проверяемого о том, что ему нужно давать пояснения в конкретную дату по проверке. Рассмотрение таких вопросов судебными органами дает основание сделать вывод, что суд на стороне проверяющих.
На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что вероятно привело к неверным выводам.
В качестве примера можно привести решение налогового органа о неверно исчисленной сумме НДС. При этом инспектор ИФНС производил расчет кассовым методом, а налогоплательщик – методом начисления (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО в 2018 году).
Также следствием такой ошибки можно рассматривать принятие решения без учета смягчающих обстоятельств. Когда налогоплательщика лишили доступа к материалам, то он не имеет возможности пояснить некоторые обстоятельства.
Это является серьезным упущением налоговиков, так как инспектор при вынесении решения обязан учитывать смягчающие или исключающие вину налогоплательщика факты.
Ошибки в наименовании документов
Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений. Такие документы указывают инспекторы.
Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно.
Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика.
Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.
Еще несколько возможных ошибок
Указанные выше ошибки первого и второго типа наверняка послужат доказательством правоты проверяемого лица. Однако ошибки могут быть и другого типа. Приведем несколько примеров ошибок налоговиков, которые могут рассматриваться в пользу налогоплательщика:
- Правильность начисления и уплаты налогов в бюджет без конкретных указаний на налоги и налоговые периоды. Получив такое уведомление, налогоплательщик скорее всего сможет сослаться на то, что по налогам уже проводились проверки ранее. Повторную выездную проверку по одному налогу за один и тот же период проводить нельзя (статья 89 НК РФ).
- При проверки налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
- Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
- Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
Права проверяемой организации
Проверяемая организация доказывать свою невиновность не обязана. Обосновать факт совершения правонарушения в результате деятельности налогоплательщика должны налоговые органы. Если какие либо моменты проверки подвергаются сомнению, то трактовать их налоговики обязаны в пользу проверяемой организации, либо ИП.
Существует еще один важный момент, на который проверяемой организации следует обратить внимание. Предположим, организации по решению налоговой выездной проверки доначислен налог. Организация с решением не согласна и обращается в суд, для того, чтобы его опровергнуть.
Пока идут судебные разбирательства, растет пеня по доначисленному организации налогу. Решить этот вопрос можно так: доначисленную сумму погасить, а после того, как суд примет решение в пользу организации, зачесть его в счет будущих платежей.
В этом случае, если, суд организация проиграет, ей не придется оплачивать пени по доначисленному налогу (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде в 2018 году).
Если с результатами налоговой проверки организация не согласна, то она имеет право обратиться в налоговый орган с возражением. Сделать это нужно не позднее 15 дней с момента получения акт проверки.
Отстаивать свои права организации или ИП вправе следующими способами:
- Пока решение по проверке в силу не вступило, а это в течение 10 дней после уведомления налогоплательщика, организация может подать в вышестоящий орган апелляционную жалобу. Направляется такая жалоба в адрес инспекции, решение которой вы хотите обжаловать. В ней следует указать ошибки, совершенные налоговика при проведении проверки или в вынесенном решении.
- При вступившем в силу решении налогоплательщик также может его обжаловать. Сделать это можно в течение года, но будет уже несколько сложнее. Подать жалобу нужно также в вышестоящий орган.
Таким образом, первоначально недовольному результами проверки налогоплательщику урегулировать спор нужно с налоговым управлением. Если с ними вопрос решить не получилось, но налогоплательщик уверен в своей правоте, он может обратиться в суд.
Законодательная база
Законодательный акт | Содержание |
Статья 100 НК РФ | «Оформление результатов налоговой проверки» |
Статья 101 НК РФ | «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки» |
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Источник: https://online-buhuchet.ru/oshibki-nalogovikov/