Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды — все о налогах

Бюджетно-налоговая политика (3)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру.

Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, «отсекая» ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики в переходный период.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего.

На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Бюджетно-налоговая политика государства — важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой.

В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами.

Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.

В данной курсовой работе выделяются два основных раздела – в первом дается общее понятие и представления о сути бюджетно-налоговой политики и ее видах и методах, во втором – сделана попытка проанализировать существующие налоги в Российской Федерации.

Рассмотрим глубже, что такое бюджетно-налоговая политика.

1. Бюджетно-налоговая политика

1.1. Понятие бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая политика это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Бюджетно-фискальная политика – политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

1.2. Фискальная политика и ее основные виды

Фискальная политика — сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей. Целямифискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

  • стабильного экономического роста;
  • полной занятости ресурсов;
  • стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка.

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов — налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная фискальная политика – это когда государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла.

Так, во время кризиса (спада производства) государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность (уменьшает свои расходы, увеличивает налоги).

В зависимости от состояния экономики правительство проводит либо сдерживающую, либо стимулирующую фискальную политику.

Недискреционная фискальная политикаэто фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты).

Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат.

В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают.

В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.

1.3. Цели бюджетно-налоговой политики

Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.

Она непосредственно связана с его распределительной функцией, однако не имеет своих специфических форм реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государственных услуг.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.

Стимулирующая фискальная политика включает:

1) увеличение государственных расходов, или

2) снижение налогов, или

3) сочетание первого и второго.

Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая фискальная политика включает:

1) уменьшение правительственных расходов, или

2) увеличение налогов, или

3) сочетание первого и второго.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

Через фискальную функцию государство обеспечивает:

— достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;

— равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;

— повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;

— выполнение функций и задач государства;

— сохранение социальной стабильности.

Читайте также:  Нельзя отчитаться по ндфл по месту пребывания - все о налогах

Цели бюджетно-налоговой политики

Источник: https://works.doklad.ru/view/ud7gE6Rz-xI.html

Понятие бюджетно-налоговой политики и её виды

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 24Следующая ⇒

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет.

Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной,оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями. Это может быть борьба с инфляцией, сглаживание циклических колебаний экономики и др.

Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода с помощью государственных расходов, трансфертных выплат и налогообложения.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: посредством налоговой политики формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов – расходная. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики путем принятия мер по регулированию своих доходов и расходов и недискреционную политику(политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства.

Дискреционная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, путём увеличения совокупного спроса (например, в период экономического спада), за счёт увеличения государственных расходов и (или) снижения налогов – политика фискальной экспансии (стимулирующая политика). Стимулирующая политика направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид дискреционной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией (ограничительной политикой). Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счёт падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства.

Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведёт к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни.

Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Проведение вышеуказанной политики может оказаться эффективным, если правительство просчитывает её влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объём национального производства правительство должно учитывать:

· действие трёх мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;

· «эффект Лаффера»;

· кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается повышением уровня безработицы.

E Y=E   E2=Y2 B MPC∙∆T ∆Y   A E1=Y1 ∆Y   45° E1=Y1 E2=Y2 Y доход, выпуск продукции  

В модели Дж. М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы.

Важную роль играет концепция мультипликатора (от лат. multiplicator –умножающий). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный мультипликатор, налоговый мультипликатор (рис. 6..1).

Последний мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объём ЧВП (чистого внутреннего продукта). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление.

Нужно отметить, что налоги, хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объём производства сказывается опосредованно через потребление.

Рис.6.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы-расходы» уменьшение налогов на ΔТ увеличивает планируемые расходы на МРС•ΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).

ΔY=- ΔT,

где:

∆Y – изменение величины дохода;

∆T – изменение величины налогов;

Налоговый мультипликатор (Mt) показывает, на сколько д.е. возрастёт объём национального производства при снижении суммы налогов на 1 д.е. И, наоборот, на сколько д.е. снизится объём национального производства при росте суммы налогов на 1 дополнительную д.е.

где:

MPC – предельная склонность к потреблению,

MPS – предельная склонность к сбережению.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации её мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться, и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор представляет собой экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов.

Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику.

На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что в совокупности «оживляет» экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента.

Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.

Источник: https://lektsia.com/2xb0cb.html

Налогово-бюджетная политика государства. Налоги их виды и функции

Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен.

Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Бюджет – система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными.

Они возникают в распределительном процессе и связанны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих государственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, метода управления, социальных задач. Гос.

бюджет составляет собой основной бюджет государства на текущие 3 года, имеющий силу законности. Через год гос. бюджет мобилизуется средствами предприятий и организаций различных форм собственности, и частично мобилизуются доходы населения.

Мобилизованные средства отправляют на социально-культурные мероприятия, на укрупнение обороноспособности страны, на содержание органов гос. управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, на погашение гос. долга, на создание гос. материальных и финансовых резервов и на финансирование народного хозяйства.Мобилизуемость государства в налоги служит одним из главных средств осуществления главных экономических мероприятий.

Основные функции бюджета:

1) распределение ВВП и НД между отраслями и территориями;

2) перераспределение НД и ВВП;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) финансовое обеспечение социальной политики;

5) контроль за образование и использование централизованного образования денежных средств.

Функции бюджета реализуются через бюджетный механизм, т.е. через способы и методы формирования доходов и расходов.

Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования инвестиций в экономику, с целью повышения ее эффективности.

Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от масштабности структурных сдвигов экономики страны. Гос. бюджет строится по балансному методу дефицит и профицит.

Основные задачи бюджетной политики:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);

3) стимулировать инвестиционную активность;

4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;

6) усилить контроль за величиной гос. долга.

В систему НБС помимо федерального водит бюджет и субъектов РФ (региональный) и местный бюджет (бюджет муниципального образования).

Бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местного называется консалитированным бюджетом государства. Он используется и служит для представления субвенций из федерального бюджета.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на финансирование строго целевого мероприятия на безвозвратной основе.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Виды налогов по объекту:

Читайте также:  Основные проводки по бухучету – примеры - все о налогах

прямые;

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция.

Виды налогов по субъекту:

центральные;

местные.

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;

немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств.

Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным.

Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд,фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаютсянемаркированными.

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

земельный налог;

налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

НДС;

акцизы;

экспортные тарифы;

налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

сбор на нужды образовательных учреждений;

сборы за парковку автомобилей;

налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Источник: https://cyberpedia.su/13x195ce.html

1.1 Понятие, виды и сущность налогово-бюджетной политики

Основными методами вмешательства государства в экономику являются налогообложение и бюджет. Данные понятия тесно связаны между собой , поэтому экономисты чаще говорят о налогово-бюджетнои? политике. В большинстве случаев используют синоним термина «налогово-бюджетный» — «фискальный» (от лат.

fiscalis — относящийся к казне) Налоговая политика. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / И.А. Майбуров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

— 518 c.

Фискальная политика осуществляется с помощью мощных инструментов — налогообложения и государственных расходов. Такая политика образует денежный фонд, с помощью которого и обеспечиваются финансовые условия деятельности государства, посредством которых регулируется национальная экономика.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что фискальная, или налогово-бюджетная политика — это меры, принимаемые правительством государства в социально-экономических целях, изменяя объем доходов и расходов государственного бюджета. По своей сути, фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

На основе двух рычагов экономики: налогообложения и государственных расходов различают два вида налогово-бюджетной политики: дискреционная и нецискреционная.

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое правительством государства для регулирования совокупного спроса и предотвращения резких колебаний экономического цикла.

В этом определении выражено предназначение такой политики, как некого «механического» стабилизатора, приводимого в действие правительством каждый раз при изменении экономической ситуации.

По мнению экономиста Матвеевой Татьяны Юрьевны такая политика должна иметь множество разветвлений и исходов, чтобы содержание разделов дискреционной фискальной политики работали в различных фазах экономического цикла Макроэкономика: Курс лекций для экономистов [Электронный ресурс]: Под редакцией Матвеевой Татьяны Юрьевны, преподавателя НИУ-ВШЭ, М., 2012 год..

Одним из способов в борьбе с безработицей, а следовательно стабилизации экономики, является государственная программа занятости. Данная программа исполняется за счет государственных средств, а так же средств местных органов власти. Например, в период кризиса 1929-1933 гг.

действовала программа по организации общественных работ. Государство провело работу по организации различных видов работ для безработного населения по принципу «лишь бы занять», в некоторых случаях это доходило до абсурда — когда одни капали ямы, а другие следом их же закапывали.

С точки зрения экономики, такие программы были малоэффективны, ведь главная цель подобных программ состояла лишь в том, чтобы просто снять социальное напряжение в обществе в ситуации быстрого и массового роста безработицы, никакой пользы государству они не приносили.

Такие программы были довольно расточительны, поэтому гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, нежели бороться с кризисом не самым эффективным путем. Конечно, такие программы могут использоваться.

Так, например, для увеличения занятости государству можно использовать способ поощрения мелких предприятий, которые обеспечивают достаточно высокую занятость на своем производстве.

Государство должно проводить стратегически точную программу в области занятости в ситуации нормального экономического развития, чтобы в тот момент, когда страна впадает в репрессию, когда люди массово теряют работу, эта программа эффективно работала. Однако взвешенная налогово-бюджетная политика должна проводиться не только с учетом финансовых интересов государства, но и самих жителей и предприятий. Ведь именно они составляют основной поток налоговых поступлений.

В период экономического спада следует применять стимулирующую фискальную политику.

Она достигается, с одной стороны, за счет уменьшения налоговых поступлений, посредством снижения ставок налогов и увеличения различных налоговых льгот, а с другой стороны, за счет увеличения бюджетных расходов посредством государственных закупок, дополнительных трансфертов социальной и инвестиционной направленности.

Эти процессы приводят к неизбежному существованию бюджетного дефицита, но его опасаться не стоит, если, конечно, у государства изначально установлены жесткие ограничения на размеры этого дефицита.

Такая программа образует стимулирующий эффект в первую очередь за счет увеличения совокупного спроса, поскольку уменьшение налоговых ставок увеличит денежную массу у домохозяйств и фирм, которые, в свою очередь, будут использовать ее на текущее потребление. Увеличение государственных закупок, действует в том же направлении, увеличивая занятость и расширяя спрос на ассортимент товаров и услуг.

В период экономического подъема следует применять сдерживающую фискальную политику. Она достигается зеркально противоположными стимулирующей политике рычагами за счет увеличения налогового бремени посредством увеличения налоговых ставок и сокращения налоговых льгот.

Регулирующая и стимулирующая функции налогов тесно связаны, но между ними есть существенные различия. Если регулирующее действие ориентированно в основном на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам.

Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая система может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бременем сворачивается деловая активность.

В таком случае стимулирующая функция налогов действует со знаком минус.

Следует говорить о стимулирующем и сдерживающем аспектах налогов. Если первая проявляется в формировании посредством налогообложения определенных стимулов, то суть сдерживающего аспекта состоит, напротив, в формировании посредством налогообложения барьеров для развития определенных нежелательных процессов.

В части, путем повышения ставок налогов для отдельных видов деятельности можно избирательно ограничить их распространение. Повышенные акцизы на социально вредные товары в значительной степени также могут ограничить их предложение.

Однако следует иметь в виду, что выравнивание налоговыми ставками имеет ограниченный потенциал: при сохранении спроса оно будет повышать цену. а часть производства может уйти в теневой сектор.

Необходимо отметить, что сдерживающий аспект в определенной мере является зеркальным отражением стимулирующего.

Например, при помощи увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процесс потребления и стимулировать накопление, а значит, и инвестиции.

Прибегнув к использованию высоких импортных пошлин, можно способствовать сокращению потребления иностранных товаров и стимулировать отечественное производство.

По всей кажущейся однозначности и простоте действий фискальной политики в условиях экономического спада или подъема, по мнению И.Н.

Мысляевой Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мысляева И.Н., Кононкова Н.П., Алимарина Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.

: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 440 c.

, демонстрируют на практике определенные проблемы:

Во-первых, возникает проблема возможных ошибок прогнозирования. Для того чтобы выбрать правильные меры такой политики и определить время начала их применения, нужно досконально проверить текущее состояние экономике и правильно найти поворотную точку и направление изменения экономической ситуации.

Во-вторых, присутствует проблема лагов, т.е. временных разрывов, возникающих между началом изменения экономической ситуации, применением мер воздействия на экономику и непосредственно самим моментом, когда это воздействие начнет приносить определенный результат.

Читайте также:  Платим ндфл с командировочных расходов в 2018 году - все о налогах

Основу таких лагов составляют:

а) Лаг распознавания проблемы — разрыв, образующийся между самим началом неблагоприятных изменений в экономике, распознавания этой проблемы и принятием высших органов власти решения об устранении этих изменений;

б) Лаг выработки и принятия решений — естественный разрыв, связанный с демократическими процессами и процедурами принятия решения, применением регулирующего воздействия и выпуска соответствующего нормативно-правового акта;

в) Лаг практической реализации решения — разрыв, образующийся от момента принятия акта, момента вступления его в силу и началом практических действий государственных служб, ответственных за его реализацию;

г) Лаг воздействия — разрыв, образующийся между началом практических действий по реализации решений правительства и моментом, когда эти действия начнут приносить ожидаемый результат.

Именно из-за этих лагов дискреционную фискальную политику зачастую называют «сказкой о потерянном времени». Сокращение количества этих лагов достаточно сложная, но вполне решаемая задача, требующая значительной слаженности и оперативной работы органов государственного управления.

В-третьих, проблема оппортунистического поведения политиков, проявляющегося в тех случаях, когда политики имеют в качестве основной цели не социально-экономическое состояние населения, а максимизацию своего срока пребывания у власти. Эта проблема актуальна в современном мире, она накладывает существенные ограничения на выбор тех или иных регулирующих воздействий.

Перечисленные проблемы, безусловно, ухудшают возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на изменения экономики страны.

Недискреционная налогово-бюджетная политика подразумевает автоматическое изменение величины налогообложения и размера госзакупок и трансфертов при каких-либо переменах экономического положения страны, закладываемое правительством для управления совокупным спросом, уровнем занятости и исключения острых колебаний экономики страны в целом.

Предназначение данной политики как раз состоит в том, чтобы антициклическое регулирование реализовывалось по принципу некого автоматического стабилизатора, приводимого в действие автоматически при изменении экономического положения без дополнительного регулирующего вмешательства правительства.

Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются:

1) Налоговая система. Она должна быть эластичной по отношению к изменению финансовой конъюнктуры, должна быть настроена на существенные изменения величины налоговых поступлений. В этап, когда экономика прогрессирует, без реального сдвига ставок налоговой системе необходимо увеличивать налоговую нагрузку и величину налоговых поступлений, создавая тем самым излишек в госбюджете.

В этом случае располагаемые доходы населения снижаются, что сдерживает рост потребительских расходов, и препятствует отрицательным последствиям для экономики страны целиком.

В период регресса, напротив, налоговая нагрузка и объем налоговых изъятий должны видно уменьшиться, что приведет к увеличению денежной массы непосредственно у населения, что увеличит потребительские расходы и вложения, повышающие спрос;

2) Система бюджетных трансфертов населению. Фундамент подобной системы образует комплекс различных пособий населению, особенное место среди которых занимают пособия по безработице.

Правительство заранее формирует критерии их получения, а потому в период экономического подъема при росте прибыли и снижения безработицы доля получателей таких трансфертов в целом невелика.

В то время как объем отчислений социального характера в бюджетные и внебюджетные фонды с ростом зарплаты существенно возрастает, позволяя образовать резервный фонд на будущее.

В период экономического спада, когда ухудшаются показатели доходности населения и увеличивается безработица, все большие слои населения становятся получателями этих пособий. Данные выплаты автоматически поддерживают потребительский спрос на определенном уровне, не давая усугубляться кризисным проявлениям и постепенно оживляя экономику;

3) Гибкая система государственных закупок оказывает стабилизирующее воздействие на экономику через варьирование государственного спроса на товары и услуги.

Антициклическое действие в этой ситуации в целом схоже с бюджетными трансфертами населению с той лишь разницей, что здесь совокупный спрос увеличивается по самой короткой траектории: от бюджета до производителя, хотя на практике это оказывается значительно сложнее и дольше.

Ключевыми целями налогово-бюджетной политики, как считает Мысляева И.Н., Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мысляева И.Н., Кононкова Н.П., Алимарина Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.

: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 440 c.

как и подобных политических деятельностей, которые созданы для полного исключения или сглаживания скачков в экономическом цикле, является обеспечивание:

* устойчивого финансового роста

* абсолютной занятости ресурсов (прежде всего ресурсов труда)

* стабильного уровня цен (уменьшение уровня инфляции)

Одна из главных поставленных задач налогово-бюджетной политики — поиск надежных источников и методов создания и формирования госбюджета, а так же финансовых средств, которые позволяют реализовать наиболее важные задачи бюджетно-налоговой политики. Благодаря осуществлению такой политики государство регулирует основные процедуры экономии в стране, стабилизирует экономику, финансовое обращение, гарантирует полное финансирование секторов государства.

Государству необходимо проводить стратегически четкую программу в области занятости в условиях нормального экономического развития, чтобы в условиях экономического спада, когда люди массово теряют работу, эта программа эффективно работала. Однако взвешенная налогово-бюджетная политика должна проводиться не только с учетом финансовых интересов государства, но и самих жителей и предприятий. Ведь именно они составляют основной поток налоговых поступлений.

Источник: https://econ.bobrodobro.ru/55541

Понятие и назначение налоговой политики

Понятие налоговой политики

Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов (консолидированного бюджета и других).

Назначение налоговой политики

В условиях трансформируемой экономики налоговая политика государства нужна прежде всего, чтобы активизировать переход к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту, развивать эффективные формы хозяйствования на основе такой структуры собственности, которая адекватна динамике рыночной экономики.

Она призвана обеспечивать рост рентабельности и снижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике.

Налоговая политика должна создавать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.

Наконец, ей надлежит гарантировать социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач, формировать достаточные централизованные фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.

Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики.

Именно выполнением этой комплексной функции характеризуются системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия и др.).

При этом реализуется принцип адекватности построения налоговых систем. Он состоит в том, что формы и методы налогообложения должны быть динамичны и соответствовать конкретным условиям формирования рыночной экономики.

Налоговая политика государства во многом определяет формирование эффективного рыночного механизма. Именно эту цель надлежит реализовывать в ходе налоговой реформы в России.

Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития.

Опыт США, Японии, ФРГ и других развитых стран свидетельствует, что налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения новой налоговой системы (1992 г.) был взят преимущественно фискальный ориентир. В результате налоговая система стала выполнять конфискационные функции. Известно, что у предприятий изымается сейчас через различные налоги более 9/10 прибыли.

Обследование промышленных предприятий показало, что они направляют на инвестиции всего лишь 5—10% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 20%. И это происходит в условиях, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составляет 65% и более.

В результате неэффективной налоговой политики, уже в ближайшее время потребуются огромные дополнительные инвестиции в производство. Но эту задачу современная российская бюджетно-налоговая система решить не в состоянии. Она лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях имеет исключительно важное значение для развития экономики России.

Стимулирование приоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода.

Через это прошли такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны. Эта политика активно применяется в Китае.

И только в России налоговая система все еще не имеет достаточной связи с реальными целями функционирования экономики.

Жесткость российской налоговой системы была обусловлена ее целевой направленностью прежде всего на ликвидацию дефицитности бюджета посредством высокого уровня изъятия доходов предприятий и населения. Следствием этого стало тяжелое финансовое состояние предприятий, отсутствие у них средств на развитие производства.

Все еще нет достаточной увязки налоговой системы с деятельностью непосредственных субъектов рыночной экономики — предприятий и корпораций. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система продолжает решать прежде всего фискальные задачи без учета их воздействия на общее развитие экономики.

В результате этого примерно две трети предприятий промышленности поставлены в сложное финансовое положение, близкое к финансовой несостоятельности. Около 35% предприятий ныне убыточные.

В условиях действующей налоговой системы предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда ранее стала затратной. Этому способствует также преобладание инфляции издержек, наличие монополизма в условиях свободного ценообразования.

Источник: https://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/ponyatie-i-naznachenie-nalogovoy-politiki-2419

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]