Сделки с зависимыми лицами. Анализ практических ситуаций
В данной статье рассмотрим только те типичные случаи, которые в первую очередь могут привлечь внимание налоговых органов, в том числе и такие, когда участниками сделок становятся физические лица.
Напомним, что с 2012 г. в НК РФ введено понятие контролируемых сделок — это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверять на соответствие рыночным (ст. 105.14 НК РФ). Положениями данной статьи также установлено, что контролируемыми признаются сделки между зависимыми лицами и те, которые приравниваются к таковым.
Обратите внимание, что налоговые органы вправе контролировать сделки только между взаимозависимыми лицами. Однако определение взаимозависимости лиц, приведенное в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, позволяет налоговой службе проводить контрольные мероприятия применительно ко многим операциям.
Итак, лица признаются взаимозависимыми, если их отношения могут оказать влияние (п. 1 ст. 105.1 НК РФ) на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, а также на экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Иными словами, при выявлении фактов отклонения фактической цены сделки от рыночной контролирующие органы имеют право обязать налогоплательщика доплатить налоги исходя из уровня рыночных цен. Причем это правило относится не только к юридическим, но и к физическим лицам.
Например, взаимозависимыми будут признаны физические лица при подчинении одного из них другому по должностному положению (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Учитывается также и взаимозависимость физических лиц — родственников, к которым относятся: физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (пп.
11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). При рассмотрении оснований зависимости названные лица, как правило, указываются как «родственники».
Перечень сделок, контролируемых налоговыми органами, приведен в ст. 105.14 НК РФ.
Нельзя не отметить, что и организации, и физические лица имеют право, не дожидаясь мероприятий налогового контроля, самостоятельно рассчитать уровень рыночных цен и доказать налоговым органам, что цены, по которым осуществлены сделки с взаимозависимыми лицами, являются рыночными.
Ситуация 1. Индивидуальный предприниматель занимается продажей холодильников. В его подчинении работает жена, которой он продал холодильник по цене 27 000 руб. Другим покупателям этот же холодильник реализуется по цене 45 000 руб. К каким налоговым последствиям может привести такая сделка?
В данном случае продавец и покупатель признаются взаимозависимыми лицами, а сделка подпадает под налоговый контроль.
При этом у покупателя возникает материальная выгода при покупке холодильника по заниженной цене, а индивидуальный предприниматель в этой ситуации является налоговым агентом, и в этом качестве он обязан исчислить и удержать из доходов покупателя — физического лица, работающего у него в подчинении, а также уплатить в бюджет сумму НДФЛ (п. п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).
Налоговая база в данном случае составит 18 000 руб. (45 000 руб. — 27 000 руб.), а сумма НДФЛ — 2340 руб. (18 000 руб. x 13%).
Ситуация 2. В связи с ликвидацией структурного подразделения организация срочно продает имеющийся у нее грузовой автомобиль по цене ниже рыночной стоимости. Покупателем по сделке является директор подразделения. Возникает ли у директора доход, подлежащий налогообложению?
В рассматриваемой ситуации организация и директор ее структурного подразделения признаются взаимозависимыми лицами (п. 1 и пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
В том случае, если у организации автомобиль находился в единственном экземпляре и продать его надо было срочно, цена реализации автомобиля может быть установлена исходя из его первоначальной стоимости с учетом износа.
При этом у организации должны отсутствовать аналогичные сделки с другими невзаимозависимыми лицами.
Только при таких условиях у покупателя — директора подразделения дохода в виде материальной выгоды при покупке автомобиля не возникает, соответственно, и НДФЛ не рассчитывается и не уплачивается в бюджет.
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2014/41/09
Взаимозависимые лица, трансфертные цены и контролируемые сделки: о новой норме в налогообложении с 2012 года
Начиная с 1 января 2012 года, вступил в действие Федеральный закон N 227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Данным законом введен в действие раздел V.1 части 1 НК РФ «Взаимозависимые лица.
Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».
Новая норма направлена на эффективное противодействие использованию трансфертных (то есть внутрифирменных, нерыночных) цен в сделках, совершаемых с целью уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж.
С этой даты статьи 20 и 40 НК РФ применяются исключительно к сделкам, доходы и расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу указанного закона.
Таким образом, уже почти год действуют новые правила определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами, а вопросов меньше не становится.
Мы провели опрос наших клиентов и готовы ответить на некоторые их вопросы.
Контроль за соблюдением новой нормы о ценах и налогообложении операций между взаимозависимыми лицами, как и прежде осуществляют территориальные ИФНС?
Закон N 227-ФЗ вводит новый вид налоговой проверки — проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
И с 1 января 2012 года цены, применяемые в сделках взаимозависимыми лицами, могут проверяться на предмет их соответствия рыночным ценам не территориальными налоговыми органами, а исключительно ФНС России в рамках специальной процедуры налогового контроля[1].
Однако, территориальные ИФНС при проведении выездной или камеральной налоговой проверки обязательно будут обращать внимание на цены, применяемые в сделках между взаимозависимыми лицами.
В случае обнаружения фактов совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в установленном НК РФ порядке, указанный налоговый орган самостоятельно известит ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направит полученные им сведения о таких сделках[2]. Кроме того, налоговый орган может направить информационное сообщение в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, являющегося иной стороной сделки. Указанное извещение будет служить основанием для установления факта представления (непредставления) уведомления иной стороной сделки[3].
В каком случае налоговый орган вправе проверить цену товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами в рамках новой нормы?
В статье 105.1 НК РФ приведен закрытый перечень ситуаций, когда лица признаются взаимозависимыми, но подробно мы на нем останавливаться не будем.
Кроме того, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами позволяют оказывать влияние на цены в сделках.
Также лица могут признать себя взаимозависимыми самостоятельно по иным, не предусмотренным в перечне основаниям.
ФНС в ходе специальной налоговой проверки проверяет соответствие цены сделки между взаимозависимыми лицами рыночной цене, выявляя (или не выявляя) отклонения, которые приводят к занижению суммы налога(ов). Такая проверка проводится по одному из следующих оснований[4]:
— на основании уведомления о контролируемых сделках, представленного налогоплательщиком в налоговый орган;
— на основании извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика и обнаружившего факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в виде уведомления о контролируемых сделках;
— при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Этот перечень исчерпывающий, и иных поводов для проверки правильности цен, примененных взаимозависимыми лицами, НК РФ не предусматривает.
Таким образом, проверка (а при выявлении отклонений в ценах и доначисление налога) по сделке между взаимозависимыми лицами может состояться только в том случае, если эта сделка будет отвечать признакам контролируемой. Признаки контролируемых сделок раскрываются в статье 105.14 НК РФ.
Обратите внимание, что налоговый контроль проводится ФНС строго в отношении:
— налога на прибыль;
— НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (или ИП), не являющаяся(щийся) налогоплательщиком НДС или освобожденная(ый) от исполнения обязанностей налогоплательщика);
— самостоятельно уплачиваемого НДФЛ (ИП, нотариусами, адвокатами);
— НДПИ (если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения НДПИ, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).
При выявлении занижения сумм указанных налогов налоговым органом производится корректировка соответствующих налоговых баз. Налоговым законодательством установлены специальные методы определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по сделкам между взаимозависимыми лицами[5].
Таким образом, основания для доначисления вышеуказанных налогов могут появиться лишь при одновременном наличии следующих обстоятельств:
— стороны сделки являются взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 105.1 НК РФ;
— сделка признается контролируемой в соответствии со статьей 105.14 НК РФ;
— ФНС выявлено занижение налоговой базы с помощью установленных в главе 14.3 НК РФ методов.
Наша фирма на ОРН реализовала товар (текстильные изделия) с убытком взаимозависимому лицу (российская организация на ОРН). Цена сделки 5 млн. руб., а всего за календарный год мы им реализовали товара на 150 млн. руб. Может ли налоговый орган при проверке доначислить нам налоги с убыточной сделки?
Согласно положениям ГК РФ организация вправе реализовывать имущество по любой цене, оговоренной сторонами сделки, в том числе и по цене ниже себестоимости реализуемого имущества[6].
Налоговое законодательство также не ограничивает налогоплательщика в возможности реализации товаров по цене ниже стоимости их приобретения.
При этом убыток, полученный в результате реализации товара по указанной цене, признается в целях налогообложения[7].
Мы уже отметили, что не каждая сделка с взаимозависимым лицом признается контролируемой и подлежит налоговой проверке, а только при наличии обстоятельств, перечисленных в статье 105.14 НК РФ[8].
Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации которых является РФ, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств[9]:
— сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за 2012 год превышает 3 млрд. руб.;
— одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ (при соблюдении определенных требований к предмету сделки)[10]. А сумма доходов по сделкам между лицами за календарный год превышает 60 млн. руб.;
— одна из сторон сделки налогоплательщик ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности)[11]. А сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 100 млн. руб.;
— одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет налоговую ставку в размере 0% по этому налогу[12]. Сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб.
Таким образом, если сумма доходов по сделкам между поставщиком и покупателем, взаимозависимыми лицами с местонахождением на территории РФ, не превышает за соответствующий календарный год указанные выше числовые значения, то такая сделка контролируемой не является.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что налоговый орган не вправе проверять правильность применения цен и принимать решения о доначислении налогов по убыточным сделкам, не признаваемым контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, даже если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами.
Также НК РФ не обязывает налогоплательщиков самостоятельно корректировать налоговые базы по НДС и налогу на прибыль в случае реализации товаров по цене ниже стоимости их приобретения.
Организация на ОРН планирует выдать беспроцентный заем взаимозависимому физическому лицу (учредитель 30%) в размере 100 млн. руб. сроком на один год. Должна ли организация рассчитать процентную ставку и учесть в доходах сумму процентов, которую организация получила бы, если бы выдала такой же заем любому другому лицу на рыночных условиях?
При выдаче займов взаимозависимым лицам следует иметь в виду следующее. Для отнесения договора займа к контролируемой сделке сумма доходов за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по такой сделке с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ[13].
Согласно же пункту 6 статьи 250 и подпункту 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются доходы в виде процентов полученных по договорам займа, признаваемые внереализационными доходами, и не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам займа.
Следовательно, для целей применения статьи 105.14 НК РФ доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами применительно к договорам займа должны определяться исходя из суммы процентов по договорам займа, а не самих заемных средств. Это подтверждает в своих разъяснениях и Минфин России[14].
По мнению Минфина России, сделки по представлению беспроцентного займа (поручительства) между взаимозависимыми лицами могут быть признаны контролируемыми, а отсутствие дохода у лица, выдавшего беспроцентный заем (поручительство) — не является препятствием для осуществления налогового контроля[15].
При этом наиболее вероятно, что в разряд таковых могут попасть крупные соглашения, исчисляемые миллиардами рублей. Займы, тем более беспроцентные, как правило, выдаются на меньшие суммы, поэтому вряд ли они попадут в разряд контролируемых сделок, с которых налоговики существенно могут пополнить бюджет.
Несмотря на то, что в рассматриваемом случае сторонами договора займа являются взаимозависимые лица, совершенная ими сделка, как следует из вопроса, не отвечает ни одному из признаков контролируемой сделки, перечисленных в статье 105.14 НК РФ. Поэтому мы не видим оснований для корректировки сумм налога на прибыль организацией-заимодавцем.
Общество на ОРН заключает сделки по реализации товаров (работ, услуг) с взаимозависимыми лицами на УСН. Суммовой критерий по всем сделкам с взаимозависимыми лицами за календарный год превысит порог в 60 млн. рублей.
При этом сделки с одним контрагентом — взаимозависимым лицом сумму в 60 млн. не превышают. Правильно ли мы понимаем, что для целей признания сделок контролируемыми необходимо достичь суммового критерия в 60 млн. руб.
при суммировании доходов за календарный год по совокупности сделок, совершаемых с одним взаимозависимым лицом?
При определении суммового критерия необходимо руководствоваться положениями пункта 9 статьи 105.14 НК РФ, согласно которым сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.
Из приведенной нормы следует, что в целях решения вопроса о том, является ли сделка контролируемой, с суммовым показателем в 3 млрд. (60 млн. или 100 млн.) рублей должна сравниваться сумма сделок, совершенных налогоплательщиком не со всеми взаимозависимыми лицами, а с конкретным контрагентом.
Ранее Минфин России высказывал противоположное мнение[16]. Однако позднее изменил позицию вместе с ФНС России, придерживается вышеуказанного мнения[17].
При этом, как следует из указанных писем, не исключены ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими взаимозависимыми лицами.
Это относится к сделкам, в которых участвуют более двух лиц, либо в ситуации, когда по заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.
Должна ли российская организация на ОРН при сумме доходов по сделкам, совершенным с взаимозависимым лицом (российская организация на ОРН) в 2012 году, менее 3 млрд. руб., но более 100 млн. руб. при отсутствии других оснований уведомлять налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 105.16 НК РФ?
Как уже отмечено выше, сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за 2012 год превышает 3 млрд. руб.
[18] Если сумма цен сделок, совершенных налогоплательщиком с взаимозависимым лицом в 2012 году, менее этого числового значения, сделки не являются контролируемыми.
Следовательно, в этом случае у налогоплательщика не возникает обязанности уведомлять налоговый орган о совершении указанных сделок даже в том случае, если годовой доход по ним превышает 100 млн. руб.[19]
В 2012 году наша организация передала безвозмездно товар (имущество) взаимозависимой фирме. Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ налоговой базой по НДС признается рыночная стоимость этого товара. Вправе ли территориальный налоговый орган при выездной проверке проверить правильность определения рыночной цены (налоговой базы) в этом случае?
Да, территориальный налоговый орган вправе проверить правильность формирования рыночной цены по данной сделке в рамках выездной или камеральной проверки.
В целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет РФ, возможно применять методы, установленные главой 14.3 НК РФ. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145.
Это письмо опубликовано на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми органами 8 ноября 2012 года[20].
Итак, мы рассмотрели некоторые нюансы, связанные с применением новой нормы НК РФ. Несомненно, это только часть вопросов, интересующих наших клиентов. Поэтому в ближайшее время мы продолжим цикл наших статей про взаимозависимых лиц и трансфертное ценообразование.
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/vzaimozavisimye-lica-transfertnye-ceny-i-kontroliruemye-sdelki-o-novoj-norme-v-nalogooblozhenii-s-2012-goda-2/
Как оспорить начисление налога по сделке между взаимозависимыми лицами
ФНС проверила цены по сделкам между взаимозависимыми лицами и доначислила налог. Рассмотрим, как оспорить результаты проверки.
Проверка цен контролируемых сделок
Закон позволяет проверять цены по контролируемым сделкам (в том числе и крупным сделкам между взаимозависимыми лицами) только центральному аппарату ФНС России (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Однако это не означает, что все остальные сделки между взаимозависимыми лицами останутся без внимания налоговых органов.
Зачастую территориальные налоговые инспекции в ходе проверок требуют документы по сделкам между взаимозависимыми лицами для контроля цен, превышая предоставленные им полномочия. Они доначисляют налог, если считают, что сумма по сделке была ниже рыночной.
Это происходит из-за нечеткой формулировки закона. Он выделяет два вида сделок между взаимозависимыми лицами: контролируемые и иные сделки (ст. 105.14 НК РФ). Закон наделяет центральный аппарат ФНС России контрольными функциями только в отношении контролируемых сделок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Поэтому налоговые органы пришли к выводу, что можно проверять цены по всем сделкам между взаимозависимыми лицами и что закон не ограничивает полномочия территориальных инспекций по контролю цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не являются контролируемыми. Основой этой позиции стали письма ФНС России от 02.11.12 № ЕД-4-3/18615@, от 16.09.14 № ЕД42/18674@.
В них указано, что территориальные инспекции в рамках выездных и камеральных налоговых проверок вправе проверять цены:
- по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми и по которым налоговая база по НДС, налогу на прибыль и другим налогам исчисляется согласно положениям части второй НК РФ со ссылками на статью 105.3 НК РФ;
- в случае если компания уклоняется от налогообложения и манипулирует ценами. Тогда проверка нужна, чтобы доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
Ориентируясь на указанные выше разъяснения ФНС России, территориальные инспекции проверяют цены по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не являются контролируемыми, доначисляют налоги и привлекают налогоплательщиков к ответственности. В этом случае налогоплательщики вынуждены судиться с налоговой и доказывать неправомерность ее действий.
Некоторые суды не согласились с таким подходом налоговых органов и посчитали, что у территориальных инспекций отсутствуют правовые основания для контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами:
Впоследствии Верховный суд указал, что территориальные инспекции не вправе производить корректировку цен по сделкам налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (определение ВС РФ от 11.04.16 по делу № А63-11506/2014). Однако он не исключил право любого налогового органа использовать методы трансфертного ценообразования для целей доказывания необоснованной налоговой выгоды.
Необоснованная налоговая выгода
Встречаются судебные акты, в которых суды поддерживают позицию ФНС России о том, что территориальные инспекции вправе проверять рыночность цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Когда суд оценивает правомерность действий налоговых инспекций, он принимает во внимание не столько полномочия налоговых органов, сколько факт наличия или отсутствия необоснованной налоговой выгоды.
Если целью сделки между взаимозависимыми лицами было исключительно получение необоснованной налоговой выгоды, то суды признают доначисление налога обоснованным (постановление Четвертого ААС от 02.12.15 по делу № А19-6462/2015).
Если налоговый орган не может доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, суд встает на сторону последнего (постановления Тринадцатого ААС от 30.04.15 по делу № А26-7861/2014, Девятнадцатого ААС от 29.07.15 по делу № А36-4640/2014).
Необоснованная налоговая выгода подтверждается, если инспекция докажет следующее:
- реальное проведение операций было невозможно в силу времени или объема ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствовали условия для достижения результатов экономической деятельности (персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспортные средства и др.);
- в учете отражаются только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, хотя также требовалось совершение и учет иных хозяйственных операций;
- операции совершались с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком.
Это следует из пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление № 53).
Инспекция не вправе доначислить налоги и привлечь организацию к ответственности, если сделки между взаимозависимыми лицами:
- имели деловую цель (операции проводились в ходе предпринимательской деятельности, имели разумные экономические причины);
- реальны, то есть стороны обладали имуществом — предметом сделки, персоналом, оборудованием или помещением, необходимым для хозяйственных операций (п. 9 постановления № 53).
Как оспорить начисление налога по сделке
Если инспекция все-таки доначислит налог по результатам проверки, организация может оспорить такое решение в судебном порядке.
Для этого налогоплательщику необходимо доказать отсутствие необоснованной налоговой выгоды (например, представить подтверждение рыночности цены по сделке).
Организация также может оспорить правильность применения налоговым органом методов трансфертного ценообразования.
Таким образом, факт отклонения цены по сделке между взаимозависимыми лицами от рыночной не может являться основанием для доначисления налогов и привлечения налогоплательщика к ответственности.
Из публикации в № 9, 2016 г.
Источник: https://www.law.ru/article/21116-qqe-16-m11-03-11-2016-kak-osporit-nachislenie-naloga-po-sdelke-mejdu-vzaimozavisimymi-litsami
Как проходят сделки между взаимозависимыми лицами?
Отправить на почту
Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС. Изучим, к каким правовым последствиям может привести их заключение.
Кто признается взаимозависимыми лицами
Взаимозависимые лица — несколько субъектов правоотношений (граждан или юрлиц), среди которых есть как минимум 1 субъект, который может влиять (п. 1 ст. 105.1 НК РФ):
- на участие как минимум 1 другого субъекта в тех или иных сделках;
- на результаты экономической деятельности, которая осуществляется как минимум 1 другим субъектом.
Подробнее о критериях отнесения лиц к взаимозависимым читайте здесь.
Один из распространенных видов отношений между взаимозависимыми лицами — сделка. Как правило, в виде коммерческого договора.
В предусмотренных законом случаях сделка между взаимозависимыми лицами может быть классифицирована как контролируемая. Но какие тому могут быть причины?
Что представляют собой контролируемые сделки
Контролируемой считается сделка между взаимозависимыми лицами, которая подлежит проверке со стороны ФНС на предмет необоснованного уменьшения или увеличения налогооблагаемой базы.
Контролироваться ФНС могут сделки между взаимозависимыми лицами, которые:
- образуют суммы, подлежащие обложению НДФЛ, налогом на прибыль, НДПИ, НДС;
- подпадают под критерии, установленные в пп. 1–3, 5–7 ст. 105.14 НК РФ;
- не подпадают под критерии, приведенные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Проверив сделку между взаимозависимыми лицами, ФНС может оштрафовать участников и доначислить налог для его плательщика, если посчитает, что база по нему была безосновательно уменьшена. Признание участников сделки взаимозависимыми осуществляется исключительно в налоговых целях.
Узнать больше о контролируемых сделках вы можете в статье: «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2017 год».
Сделки между аффилированными лицами: последствия
Взаимозависимость — понятие, очень близкое другому, аффилированности. При этом факт аффилированности (устанавливаемый исходя из критериев, которые определены ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции» от 22.03.1991 № 948-1) сторон сделки в общем случае не предопределяет правовых последствий, аналогичных тем, что характеризуют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами.
Вместе с тем в законодательстве можно выделить ряд следующих обязанностей:
- для всех юрлиц — по раскрытию информации об аффилированных субъектах в бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 4, пп. 6, 10–15 ПБУ 11/2008);
- для ООО — по обеспечению хранения данных об аффилированных субъектах (п. 1 ст. 50 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
Источник: https://nanalog.ru/kak-prohodyat-sdelki-mezhdu-vzaimozavisimymi-litsami/
Могут ли налоговики проверять неконтролируемые сделки между взаимозависимыми компаниями?
Добрый день, друзья. Сегодня мы с вами разберем очень важный и одновременно очень сложный вопрос. Я этот вопрос очень часто затрагиваю на своих семинарах и сегодня хочу обсудить здесь с вами. Суть вот в чем.
Есть такая вещь, как трансфертное ценообразование. Есть такая вещь, как контролируемые сделки, идея которых прописана в ст. 105.14 НК РФ.
Вопросы о них на моих семинарах возникают довольно часто и о них мы поговорим сегодня.
Для начала, поясню. Есть просто сделки, когда налогоплательщик имеет право работать и устанавливать любые цены между своими контрагентами, включая сделки между взаимозависимыми лицами. А есть контролируемые сделки.
И если ваша сделка, с точки зрения налоговиков, попадает под понятие контролируемой, в этом случае существует особый порядок доначисления недоимок пеней и штрафов, если цены этих контролируемых сделок не являются рыночными. Ну, например, один из способов доначисления подобных налогов изложен в ст. 105.9 НК РФ.
И проблема тут в том, что в случае, если те или иные сделки объявлены контролируемыми, то, используя ту же ст. 105.9 НК РФ, наказать можно любого налогоплательщика и доначислить можно любому налогоплательщику.
Именно поэтому законодатель, придумывая эту главу НК РФ, ограничил налоговиков в той части, что подобные вещи и подобное право доначисления налогов в отношении контролируемых сделок было предоставлено только ФНС России, о чем прямо говорится в п.1 ст. 105.17 НК РФ. То есть, только ФНС имела право доначислять по этой особой методике, а налоговики на местах должны были считать сделки, даже между взаимозависимыми лицами, абсолютно нормальными и не имели право придираться к ценам.
Однако ситуация потихонечку меняется, ситуацию в конец запутали. И эта путаница появилась в совместном письме Минфина и ФНС России от 16.09.2014 года № ЕД-4-2/18674@, где разъяснено, что кодекс не ограничивает возможность применения норм трансфертного ценообразования только контролируемыми сделками.
То есть, если компания на ОСН продает товар своей же компании, допустим, на ЕНВД, и цены в сделках, якобы, нерыночные, то налоговики могут придраться к этому и использовать нормы трансфертного ценообразования и способы начислений по данным сделкам. Этот вывод можно сделать, прочитав данное письмо.
Выходит, что те налогоплательщики, которые действительно проводят контролируемые сделки и заявляют о них, оказались в более выгодной ситуации, чем обычные налогоплательщики.
Получается интересная картина. Один налогоплательщик действительно осуществляет контролируемые сделки и сообщает об этом в ФНС, обосновывая все цены. ФНС это сообщение обрабатывает и принимает решение о необходимости проведения проверки. И этот налогоплательщик, в случае чего, готов к последствиям.
А другой налогоплательщик на ОСН спокойно работает, продает товар своей же фирме на ЕНВД или на упрощенке на сумму меньше 60 млн. рублей. Да, компании взаимозависимые, а у нас взаимозависимыми можно признать кого угодно в соответствии с п.1 ст. 105.
1 НК РФ, но, тем не менее, цены приемлемые и они спокойно работают, сделки их неконтролируемые. И тут, хлоп! Приходят налоговики, и говорят: «Да, у вас сделки неконтролируемые, но нам на это наплевать. Ваши цены нерыночные, вы взаимозависимы, и мы имеем право придраться к этому и доначислить вам всевозможные налоги».
Получается, что этот налогоплательщик был не готов к такому исходу событий и не имеет каких-либо обоснований своим ценам.
Что касается судов, то тут они занимают самые разные позиции. В одном решении говорится, что проверка цен в сделках, которые не признаются контролируемыми, в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2015 г.
№ А40-204810/2014), другой суд говорит, что не может… И тут полнейший хаос, в том числе и в судебных решениях. Правомерность таких проверок суды оценивают, исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, в основном с точки зрения наличия или отсутствия у налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды, а не наличия или отсутствия полномочий у контролирующих органов.
Источник: https://turov.pro/mogut-li-nalogoviki-proveryat-nekontroliruemye-sdelki-mezhdu-vzaimozavisimymi-kompaniyami-pr/
Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
В вопросах налогообложения всегда учитываются доходы, получаемые взаимозависимыми лицами на выгодных условиях.
Содержание
Если в сделке участвуют взаимозависимые компании, а сделка признается сопоставимой со сделкой, которая могла бы быть между обычными компаниями, которые не имеют взаимной зависимости друг от друга, то доходы от сделки так же учитываются для налогообложения.
Налоговым органам необходимо контролировать вопросы цены сделки лиц, которые являются взаимно зависимыми друг для друга, как если бы эта сделка была проведена между обычными компаниями или лицами, поскольку в результате таких сделок, как правило, имеет место доначисление несоответствующих рыночным ценам сумм. Именно они учитываются в вопросах налогообложения, а как результат – и пополнение государственного бюджета после таких сделок.
Коммерческие условия в выгодных сделках представляют собой такие условия, в результате которых взаимно зависимые друг от друга в вопросах капитала или экономической деятельности компании или лица, образуется выгода для обеих сторон сделки. Но при этом условия считаются сопоставимыми тем, которые могут возникнуть при сделке между лицами или компаниями, которые друг другу взаимозависимыми не являются.
Существует и другое условие – если сумма убытка компании или лица в результате сделки увеличивается. При этом если одним из плательщиков-участников сделки применяется норма корректирующей симметрии, то условия, согласно которым осуществлялась сделка, не учитываются.
Учет для целей налогообложения доходов
Федеральные органы исполнительной власти производят определение полученных доходов (в том числе выручки и прибыли), которые образовались в результате сделки между взаимно зависимых друг другу компаний или лиц, при условии, что эти доходы не были получены.
Условием для учета является неполучение доходов в результате отличия коммерческих условий сделки от аналогичной, проводимой между компаниями или лицами, которые не признаются, как взаимно зависимые друг другу.
Налоговые органы (следует понимать, как федеральные исполнительные органы власти) проводят сравнительный анализ, изучая все условия сделок.
Сделки между лицами, признаваемыми взаимозависимыми, всегда отличаются наличием особых условий, в результате которых происходит, как правило, увеличение дохода одной организации или компании за счет другой.
Налоговые органы тщательно изучают и берут на контроль такие сделки для применения норм налогообложения, а сделки получаются статус контролируемых.
При этом существуют еще и понятия анализируемой сделки и сопоставимой сделки, где анализируемой признается та, которая где сравнивают условия рыночной сделки и сделки между взаимозависимыми компаниями.
Сопоставимой является уже конкретная сделка, которая сравнивается с анализируемой на предмет соответствия рыночным условиям и тем, которые осуществляются при заключении сделки между компаниями или лицами, признанными друг другу взаимно зависимыми.
Налоговая база
Налоговая база для расчета налога, применяемого к компании, определяется с учетом цены сделки, при этом эта цена признается рыночной. Признание цены на соответствие рыночной цене производится или налоговыми органами, или корректируется изначальная цена плательщиком-стороной сделки до показателя рыночной.
Например, две взаимозависимые компании заключают сделку, условия которой не значительно отличаются от рыночных, а затем самостоятельно корректируют полученный доход до рыночного.
В этом случае для налогообложения базой будет являться уже конечный доход и прибыль, с учетом корректировки или с учетом признания налоговых органов дохода сопоставимым с доходом от обычной рыночной сделки.
Полнота исчисления и уплаты отдельных налогов
В налоговом законодательстве в вопросах налогообложения сделок, которые осуществляются между компаниями или лицами, признанными по одному из обстоятельств взаимно зависимыми друг другу, учитывается и полнота исчисления этими компаниями или лицами налогов и сборов.
В случаях если участники сделки уменьшают сумму полученного дохода или же стараются увеличить сумму понесенного от сделки убытка, налоговые органы вправе провести корректировку до рыночных показателей самостоятельно.
Существует ряд налогов, которые компании или лица, признанные взаимно зависимыми друг для друга, обязаны уплачивать в полной мере:
- НДС;
- НДФЛ;
- на добычу полезных ископаемых;
- на прибыль компании или организации.
При этом налог на добавленную стоимость (НДС) подлежит учету в вопросах полноты исчисления и уплаты только в том случае, если одной из сторон сделки является индивидуальный предприниматель или компания, которые освобождены от уплаты такого налога или не являются плательщиками такого налога по иным основаниям.
Налог на добычу полезных ископаемых учитывается и подлежит контролю в вопросах полноты уплаты и исчисления тогда, когда предметом сделки является какое-либо ископаемое, а хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком такого налога по законным основаниям.
Вопросы корректировки
Плательщик-сторона сделки может произвести самостоятельную корректировку полученного дохода до рыночного показателя в том случае, если в результате сделки уменьшается сумма для налогообложения или же увеличивается сумма убытка. При этом законодательством установлен срок на корректирующие действия с его стороны – один календарный год, с учетом налоговых периодов каждого из занижаемых налогов.
При этом свои действия плательщик-сторона сделки отображает в налоговой декларации, в специальной ее части с указанием всех пояснений и обстоятельств. Задачей налогового органа в дальнейшем будет произведение анализа декларации и действий стороны сделки на предмет законности и соответствия действующим нормам.
Законом установлено, что корректирующие действия могут быть осуществлены следующими путями:
- физические лица могут провести корректировку тогда, когда подают налоговую декларацию по НДФЛ, при этом выполняют эту корректировку самостоятельно с учетом действующих норм;
- организации могут провести корректировку тогда, когда подает налоговый отчет об уплате налогов на доходы компании, или если такими плательщиками компании не являются в аналогичный период, с учетом действующих норм законодательства.
То есть если компания не является плательщиком по налогу на прибыль, то корректировку и отчет по ней предоставляется в налоговый орган в те же сроки, что и декларации компаний, являющихся плательщиками налога на прибыль.
В случаях, когда речь идет о корректировке с учетом налога на полезное ископаемое, то корректировка производится при подаче уточненной декларации в каждый налоговый период, где имело место отклонение от нормы рыночных цен, а также одновременно с декларацией о доходах, будь то физическое лицо и его доходы, или компания.
При исчислении авансовых платежей (следует понимать, как платежи по вмененным законом налогов, а не каких-либо других платежей) на момент окончания налогового периода, равного одному календарному году, плательщик-сторона сделки может использовать реально полученные в результате сделки суммы, не корректируя их и не учитывая возможную корректировку, а также отклонение от норм рыночных сделок.
Если же сделку проводили по биржевым условиям, то суммы в корректировке нуждаться не будут, согласно законодательству, такие суммы приравниваются по статусу к рыночным, при условии, что сделка проходила в рамках действия российского законодательства или законодательства иного государства. И только по биржевым условиям, а не каким-либо другим. Налогообложение в этом случае будет применяться непосредственно к реально полученным суммам.
Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogooblozhenii-v-sdelkah-mezhdu-vzaimozavisimymi-licami.html
Взаимозависимые лица для целей налогообложения в 2018 году
Чего только не придумают субъекты хозяйственной деятельности, чтобы снизить свои расходы. Одной из схем, достаточно популярной среди юрлиц и частных предпринимателей, являются расчеты между структурами, которые они же и создали.
Эти операции дают возможность перевести прибыль на ту фирму, где самое выгодное налогообложение и таким образом снизить расходы группы компаний на оплату платежей в казну государства.
В связи с этим взаимозависимые лица для целей налогообложения вызывают большой интерес фискальных органов.
Понятие взаимозависимых лиц внесено в Налоговый кодекс РФ и обозначает:
- что одно юрлицо является бенефициаром другого при условии, что доля его участия не менее 25%;
- физлицо, которое прямо или косвенно является учредителем компании, при этом минимальная доля его участия – 25%;
- несколько организаций, если одно и то же лицо имеет в них доли участия не менее 25%;
- компании и лица, которые имеют право назначать руководящий состав организации и не меньше 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров);
- юрлица, где более 50% высшего исполнительного органа назначены одним и тем же лицом;
- организации, в совете директоров или других коллегиальных исполнительных органах которых более 50% процентом составляют одни и тех же лица;
- физлиц, если одно из них подчиняется другому как руководителю (по должности);
- физлица, которых связывают семейные и родственные узы: братья, сестры, родители, дети, супруг (супруга), опекун и подопечный.
Проще говоря, если в результате сделки между организациями устанавливаются особые договорные условия, например: заниженная цена продажи, льготный курс, условия расчета, то эти лица, скорее всего, являются взаимозависимыми, и изначально убыточная операция проводится с целью оптимизировать налоговые расходы, снизив прибыль в одном предприятии и сделав ее больше в другом, поскольку для него установлен более низкий уровень налоговых отчислений.
Стоит также заметить, что суд может вынести решение о присвоении субъектам хозяйственной деятельности статуса взаимозависимых лиц и на основании других признаков.
Способ определения доли участия
При расчете доли участия физлица в компании берется во внимание как непосредственный размер его взноса, так и величина взноса через другую организацию, которой он полностью или частично владеет. То же самое правило относится и к юридическим лицам.
Доля взноса одной организации или гражданина в другой рассчитывается в процентах и отвечает размеру их прямого и косвенного участия в другой компании.
Прямое участие означает, что человек или компания непосредственно владеет акциями другой организации или им принадлежит часть ее капитала.
Косвенное участие физ- или юрлица определяется таким образом: все организации, которые имеют долю в уставном капитале фирмы, могут быть учредителями также тех юрлиц, которые внесли в уставный капитал фирмы свои взносы, а, значит, непосредственным владельцем фирмы могут быть одни и те же юридические или физлица.
Не учитывается участие в учредительстве другой организации, если одна юрлицо владеет ее акциями, приобретенными в рамках договора РЕПО или полученными по договору займа ценных бумаг.
Налогообложение сделок между взаимозависимыми лицами
Все сделки, которые осуществляются между взаимозависимыми лицами, проходят обязательную проверку на соответствие рыночным условиям. Если коммерческие операции были осуществлены по заниженным ценам, тогда при расчете налога учитывается та прибыль, которую мог бы получить субъект хозяйственной деятельности при проведении сделки по адекватным ценам.
При проверке деятельности компаний фискальными или уполномоченными органами учитывается правильность расчета следующих налогов:
- на прибыль;
- подоходного;
- на добычу ископаемых;
- НДС.
Если инспектором было обнаружено занижение стоимости работ или продукции или сознательное получение убытка при осуществлении хозяйственной операции, тогда фискальным органом проводится корректировка соответствующей налоговой базы.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Корректировку налоговой базы может сделать и сам субъект хозяйственной деятельности после завершения календарного года, которые включает те налоговые периоды, когда был неверно рассчитан платеж в бюджет. Информация о сделке и откорректированной сумме налога подается в примечаниях в соответствующем пункте уточненной налоговой декларации.
Исправление суммы платежа в казну государства может делаться:
- юрлицами в момент подачи декларации по налогу на прибыль;
- физлицами вместе с предоставлением декларации о доходах;
- исправление по НДС или налогу на добычу полезных ископаемых указывается в конкретных налоговых периодах, когда произошло отклонение от реальных цен, и представляется вместе с декларацией по доходам или прибыли.
Какие используются методы
В 2018 г. взаимозависимые лица для целей налогообложения проверяются фискальными органами с использованием следующих методов определения доходов:
- Сравнения рыночных цен. Приоритетный метод, применяется для определения реальной стоимости товаров, услуг или работ, которые предоставляются по договору. Для этого сравнивается информация об идентичных сделках, которые проводились на рынке, и ценах, которые фигурировали при их заключении.
- Сравнения стоимости последующей реализации. В данном случае проводится анализ цены, по которой товар был приобретен и той, за которую он был продан. Целиком логично, что продавать себе в убыток без наценки никто ничего не будет. Этот метод удобно применять, когда необходимо проанализировать товар, который перепродается без каких-либо дополнительных модификаций или обработок.
- Сопоставимой рентабельности. При использовании этого метода осуществляется сравнение операционной рентабельности по проверяемой сделке с другими аналогичными операциями, которые проводились на рынке. При расчете уровня прибыльности учитываются рентабельность: доходов, затрат, коммерческих и управленческих расходов, активов.
- Распределения доходов. Сравнивается уровень прибыли, которую получили стороны по сделке, которая подлежит проверке, с прибылью других аналогичных сделок.
Способ распределения доходов применяется, когда ни один из других методов невозможно использовать либо если в собственности одной из сторон находятся права на нематериальные активы, использование которых имеет большое влияние на уровень прибыльности организаций.
- Затратный. Учитываются расходы, которые понесли юрлица или граждане при изготовлении продукции или предоставлении услуг. Этот метод наилучшим образом подходит при анализе:
- сделок по предоставлению услуг по управлению деньгами;
- при реализации сырья или полуфабрикатов взаимозависимым лицам;
- при продаже продукции или предоставлении услуг по долгосрочным договорам.
Во время проверок можно использовать несколько методов одновременно.
Ип и его налоги: видео
Скорректировать налоговую базу в связи с совершением контролируемой сделки
Налоговая оптимизация: какие функции обособляем в группе компаний?
Правила стали жестче: приказ, который снизит риски для бизнесменов
Хранитель активов. Часть 2. Использование и уровни безопасности
Источник: https://vseproip.com/nalogi-i-platezhi/nalogi-ip/vzaimozavisimye-lica.html
Правовые и налоговые последствия сделок с взаимозависимыми лицами
Часто складываются ситуации, когда один учредитель является владельцем нескольких юридических лиц.
Также распространенное явление в современной предпринимательской деятельности — когда регистрация ООО на бумаге учреждаются родственниками, подчиненными этого лица.
Увеличение таких ситуаций связано в большей степени с тем, что такие схемы, позволяют снижать налоговое бремя, уменьшать налог на прибыль, НДС, а также вести разнообразные и несовместимые виды деятельности и т. п.
Однако есть риск, что сделки в таких организация налоговые органы признают как сделки между взаимозависимыми лицами в соответствии с НК РФ. Инспектор в ходе такой сделки имеет право пересмотреть ее ценовой уровень и доначислить налоги.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – закон).
Часть I НК РФ дополнена новым разделом V.1 (статьи 105.1-105.
25), регулирующим вопросы ценообразования между взаимозависимыми лицами и налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами и приравненных к ним сделок.
До принятия закона принципы определения цены товаров, работ и услуг установлены ст. 40 НК РФ. Согласно данной норме налоговый орган вправе проверить правильность применения цен:
- по сделкам между взаимозависимыми лицами (категории взаимозависимых лиц содержались в ст.20 НК РФ);
- по товарообменным операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении цен сделки более чем на 20 процентов как в сторону повышения, так и в сторону понижения от уровня цен, примененных самим налогоплательщиком в течение непродолжительного периода времени.
Порядок, установленный ст. 40 НК будет применяться с 01.01.12 года только в отношении только тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. В отношении сделок, по которым доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, должен применяться новый порядок.
В законе много оценочных категорий, поэтому в сфере его применения принципиально возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и сотрудников налоговых органов. Большая часть норм закона посвящена основной тематике, содержащейся в наименовании закона:
- расширен и конкретизирован перечень оснований, по которым лица применительно для целей налогообложения признаются взаимозависимыми;
- определены общие положения о ценах и налогообложении и информация, которая используется при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также методы, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица и порядок их применения;
- определен порядок заключения соглашения о ценообразовании;
- введено понятие контролируемые сделки, определен порядок подготовки и представление документации в целях налогового контроля таких сделок и подачи уведомление о совершении контролируемых сделок;
- появился новый вид налоговой проверки, как формы налогового контроля, —проверка полноты исчисления уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, определены новые штрафы за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми и за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.
В законе определены 11 оснований (п.2.ст.105.1. НК РФ), по которым лица признаются взаимозависимыми. Перечисленные основания можно условно разделить на три группы взаимозависимости, в данной статье нас интересует 3 группа (по органам управления организации):
- организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
- организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
- организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами (его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный);
- организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами физического лица (его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
- организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами (его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные).
Кроме того, определены случаи признания лиц взаимозависимыми по иным основаниям, не указанным в п. 2 ст. 105.1 раздела V.1 НК РФ в случае если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц:
- организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами
- суд может признать лица взаимозависимыми
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.
Контролируемые сделки
Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 раздела V.1 НК РФ).
Контроль распространяется на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:
- налогу на прибыль организаций;
- налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ (ИП, нотариусы, адвокаты и др. лица, занимающиеся частной практикой);
- налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
- налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).
Суд может признать сделку контролируемой по заявлению ИФНС, при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.
Ответственность налогоплательщика
Налоговый кодекс РФ был дополнен двумя видами налоговых правонарушений, за совершение которых будет предусмотрена соответствующая налоговая ответственность:
- за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми в виде штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Привлечение к ответственности при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2012, применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу закона; при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2013 годов, не применяется; за налоговые периоды 2014 — 2016 годов применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога; за налоговые периоды начиная с 2017 года – в полном объеме.
- за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках в виде штрафа в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ)
Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.3 НК, при условии представления им ИФНС документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.
Налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо если он заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).
Источник: https://alparis.ru/vzl.html