Закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в 2018 году — федеральный, РФ
Коммерческая деятельность сегодня достаточно жестко регулируется законодательно. Существует множество законов, определяющих также распространение информации о таковой.
Отдельно нужно ознакомиться с Федеральным законом о коммерческой тайне под номеров 98-ФЗ.
Основные моменты
Сегодня различного рода коммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет. Причем некоммерческих предприятий подобные правила также касаются.
В свою очередь нередко требуется проведение аудита. Он подразумевает, что процесс данный имеет целый ряд различных нюансов, особенностей.
Именно с этой целью на государственном уровне был сформирован специальный нормативный документ, в рамках которого осуществляется защита конфиденциальной информации коммерческого типа.
Получение доступа к данным осуществляется в специальном режиме. Потому не допускается распространение их пока таковая не утратила актуальность.
Доступ к информации такового типа может быть получен на разных основаниях. Например, в рамках трудовых отношений.
Что это такое
Термин «коммерческая тайна» имеет несколько различных трактовок. По возможности нужно заранее ознакомиться с точным понятием. Причем некоторые данные по умолчанию являются тайной.
Именно поэтому нужно заранее ознакомиться со всеми такими. Это позволит избежать многих ошибок, которые возникают в данном случае.
Как правило, к информации, которая представляет собой коммерческую тайну, относится именно следующее:
- производственные процессы;
- управление технологиями;
- финансовая деятельность.
Фактически к таковой тайне, возможно будет отнести все, разглашение чего может привести к финансовым потерям.
Потому нужно заранее прояснить все основные моменты/ Важно отметить, что ряд данных не может относиться к коммерческой тайне.
К таковым относится в первую очередь следующее:
- данные, которые содержатся документах учредительных – подтверждающие факт внесения данных о юридических лицах в соответствующий реестр;
- информация в документах, которые дают право на ведение предпринимательской деятельности;
- перечень данных, связанных с составом имущества – причем касается это также и государственных, муниципальных учреждений;
- информация о полной численности, составе работников – трудящихся на предприятии;задолженности по заработной плате;
- данные по поводу конкурсов, аукционов;
- информация по поводу доходов коммерческих учреждений.
Обозначенная выше и некоторая иная информация обязательно должна предоставляться не только различным государственным органам при проверке.
Но также всем гражданам, коммерческим и некоммерческим учреждениям. В свою очередь обладатель инсайдерской информации не имеет права разглашать её до определенного времени. Все эти моменты рассматриваются в данном законодательном документе.
Структура норматива
Данный нормативный документ обозначается как Федеральный закон №98-ФЗ от 29.07.04 г. «О коммерческой тайне». Он включает в себя широкий перечень разделов.
На данный момент в перечень статей входит следующее:
ст.№1 | Данный раздел определяет цели, а также сферу деятельности данного нормативного документа |
ст.№3 | Полный перечень понятий, которые применяются в рассматриваемом документе |
ст.№4 | Право на получение рассматриваемой информации, а также способ, которым возможно будет получить соответствующие данные |
ст.№5 | Полный список сведений, которые не могут представлять собой коммерческую тайну |
ст.№6 | Как осуществляется предоставление информации, являющейся коммерческой тайной |
ст.№6.1 | Данный НПД определяет все основные права, которые возникают у обладателя коммерческой тайны |
ст.№10 | Обозначаются моменты касательно охраны конфиденциальной информации |
ст.№11 | Как осуществляется охрана данных в рамках трудовых отношений |
ст.№13 | Конфиденциальность данных в случае предоставления |
Важно заметить, что за нарушение обозначенных в законодательстве правил предполагается достаточно серьезное наказание.
Так как, как правило, проблемы возникают из-за юридической неграмотности. Ответственность имеет место в рамках ст.№14.
Причем не предоставление данных соответствующего типа государственным органам власти также подразумевает серьезную ответственность.
Данный вопрос рассматривается достаточно подробно в ст.№15. Знание нормативных документов позволит самостоятельно осуществлять контроль за соблюдением собственных прав. При необходимости осуществить их защиту.
Законное и незаконное обладание информацией
Важной составляющей использования информации является как раз наличие прав на это. Обладание информацией может быть:
Причем каждый случай определяется также в законодательном нормативе. Но важно отметить, что процесс данный имеет свои нюансы.
Например, если имеется доступ к инсайдерской информации и при этом использование её не осуществляется – то наказанием за это отсутствует.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
При наличии законного права доступа к коммерческой тайне использование данных также может быть осуществлено в рамках НПД.
В ряде случаев подобное может иметь также уголовные последствия. Сегодня судебная практика в коммерческой сфере достаточно обширна.
Именно поэтому прежде, чем осуществить какие-либо действия, важно внимательно изучить нормы законодательства. В противном случае могут возникнуть определенные сложности, проблемы.
Федеральный закон РФ о коммерческой тайне 98-ФЗ
Помимо законодательного регулирования могут иметь место также внутренние положения касательно использования законодательства.
На настоящий момент подобное имеет место в крупных корпорациях с большим годовым оборотом. Акционерные общества, выпускающие в оборот акции, достаточно серьезно подходят к вопросу коммерческой тайны.
Так как распространение данных может непосредственно влиять на стоимость акций. Режим самоуправления подразумевает соблюдение всех без исключения нюансов закона.
Основные вопросы, проработать которые нужно будет заблаговременно:
- документы, не относящиеся к КТ;
- охрана конфиденциальности информации;
- ответственность за разглашение сведений.
Документы, не относящиеся к КТ
Ряд документов, использующихся для ведения бизнеса, попросту не может быть отнесен к коммерческой тайне. Вопрос этот прямо затрагивается в законодательстве.
К данным документам относятся содержащие следующее:
Информацию, которая подтверждает факт возможности ведения коммерческой деятельности | Предпринимательской либо благотворительной |
Данные по поводу внесения юридического лица | Предпринимателя в соответствующие государственные реестры |
Предоставляющие подробную информация касательно находящегося на балансе имущества | Причем вне зависимости от типа такового |
Данные касательно загрязнения окружающей среды | А также по противопожарной безопасности, эпидемиологической обстановке, ином |
О расходах, дохода коммерческих организаций | А также о структуре данных характеристик, параметров |
Все эти моменты достаточно подробно затрагиваются в соответствующих нормативных документах. Важно также отметить, что процесс данный имеет свои тонкости.
Например, помимо федерального закона, регулирующего использование данных о коммерческой тайне, существует множество иных.
В рамках которых также может быть запрещено распространять информацию. Потому при отсутствии опыта в данной сфере стоит обязательно ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями – связанными с оформлением документов. В первую очередь это касается крупных корпораций.
Например, в Москве и СПб. многие организации предлагают консультативную юридическую поддержку.
Охрана конфиденциальности информации
Данный вопрос регулируется отдельной статьей в рассматриваемом законодательном документе. Обозначается она как ст.№11.
Устанавливает целый ряд обязанностей для работодателя:
Со всей информацией, которая не должна быть разглашена после получения к ней доступа работником | Необходимо ознакомиться с под подпись – таким образом будет документально подтверждена обязанность сотрудника о хранении тайны |
Также работник обязательно должен будет подписать документ | Который ознакамливает с ответственностью за разглашение коммерческой тайны |
Важно отметить, что доступ простого сотрудника к коммерческой тайне имеет место только лишь с его согласия. Какие-либо альтернативы отсутствуют.
Работодатель не имеет права принуждать подписывать своего сотрудника какие-либо документы. Устанавливается стандартный перечень обязанностей работника касательно сохранения коммерческой тайны.
Он также рассматривается в ст.№11. Перечень таковых обязанностей в себя включает:
- обязательно выполнять режим сохранения тайны, установленный работодателем;
- ни в коем случае нельзя разглашать тайну коммерческого типа;
- если работник будет виновен в разглашении тайны – он будет обязан возместить все имеющиеся убытки;
- при прекращении рабочих отношений передать работодателю все бумажные, электронные носители;
- иное.
Со всеми тонкостями, нюансами сохранения данных работнику нужно будет обязательно ознакомиться самому. Это позволит избежать материальных, иных трат.
Так как нередко проблемы на службе возникают как раз из-за банальной неосведомленности сотруднику. Вопрос этот лучше всего проработать предварительно.
Видео: закон о коммерческой тайне
Судебная практика по поводу разглашения коммерческой тайны – неоднозначна. Потому лучшее решение – разрешать все спорные моменты миром.
Ответственность за разглашение сведений
Разглашение данных, которые представляют собой коммерческую тайну, подпадает под действие УК РФ – ст.№183.
Предполагается ответственность в виде штрафа в несколько сотен тысяч рублей или же более 1 млн. рублей. Также в ряде случаев, когда нанесен крупный ущерб, предполагается реальный тюремный срок.
Длительность до 5 лет. Потому не стоит допускать ситуации подпадающие под действие данной статьи Уголовного кодекса РФ.
Сегодня процесс использования данных, которые представляют собой коммерческую тайну, имеет ряд нюансов, тонкостей. Потому нужно заранее ознакомиться со всеми нормативными документами, которые тем или же иным образом регулируют использование данных, представляющих собой коммерческую тайну.
Источник: https://jurist-protect.ru/zakon-o-kommercheskoj-tajne-98-fz/
Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне”
Постатейный.
Часть 1
С.Н.Данилин
Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” в редакции последних изменений.
Содержит анализ положений, определяющих понятия “коммерческая тайна” и “информация, составляющая коммерческую тайну”, предусматривающих право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, определяющих перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, регламентирующих установление режима коммерческой тайны и охрану конфиденциальности информации, устанавливающих ответственность за нарушение режима коммерческой тайны и др.
Положения Закона рассмотрены во взаимосвязи с положениями главы 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)” части четвертой ГК РФ, регламентирующими правовой режим секрета производства как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана.
Для обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, их работников и контрагентов, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления как получателей такой информации.
Введение
Принятие и вступление в силу Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” явились результатом довольно сложной законодательной деятельности.
Проект Федерального закона “О коммерческой тайне” был внесен в Государственную Думу группой ее депутатов еще в 1996 г. В 1999 г. законопроект был принят Государственной Думой, но в том же году отклонен Президентом РФ. Как отмечалось в письме Президента РФ от 23 февраля 1999 г.
N Пр-244 “Об отклонении Федерального закона “О коммерческой тайне” , основанием для отклонения явилось отсутствие достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений Закона Гражданскому кодексу РФ и иным законодательным актам РФ. В связи с этим в 1999 г.
в Государственной Думе была создана специальная комиссия и в результате в том же году Закон был снят с рассмотрения.
——————————–
СПС.
Позднее Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2002 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 1147-р , была предусмотрена разработка нового проекта Федерального закона “О коммерческой тайне” (п. 18 разд. III названного Плана).
В соответствии с этим Минпромнауки России совместно с Минатомом России, Гостехкомиссией России и Роспатентом исходя из результатов рассмотрения принятого Государственной Думой и отклоненного Президентом РФ Федерального закона “О коммерческой тайне” и анализа причин его отклонения подготовлен новый проект Федерального закона “О коммерческой тайне”, который был внесен Государственную Думу в 2003 г. Правительством РФ. Данный законопроект (ему был присвоен N 310378-3) был принят Государственной Думой, но отклонен в том же году Советом Федерации. В 2004 г. в Государственной Думе была создана согласительная комиссия для преодоления разногласий по данному Закону. Закон в редакции согласительной комиссии в том же году благополучно принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.
——————————–
СЗ РФ. 2002. N 34. Ст. 3363.
В Пояснительной записке к первоначальному проекту Федерального закона “О коммерческой тайне” (законопроект N 310378-3), внесенному в Государственную Думу, отмечалось следующее:
[su_quote]
правовой институт “коммерческая тайна” в общем виде определен частью первой ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. Статьей 139 данного Кодекса установлены понятия, права и условия, при удовлетворении которых информация составляет коммерческую тайну ее обладателя. Статья 151 ОГЗ СССР в действующей части определяет понятие “секреты производства (ноу-хау)”;
несмотря на некоторые различия между существующими определениями коммерческой тайны и “секретов производства”, по существу, речь идет об одних и тех же правах, механизме их возникновения и объектах.
Такой подход характерен и для мировой практики, когда термины “коммерческая тайна”, “секреты производства” в аспекте правовых категорий рассматриваются в основном как синонимы. Поэтому в законопроекте не предусматривается особый режим охраны секретов производства.
Режим коммерческой тайны распространяется на научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую, организационную и иную информацию;
большое количество действующих законов и иных правовых актов Российской Федерации содержит разрозненные нормы, касающиеся вопросов коммерческой тайны.
В основном эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и лиц, занимающихся соответствующими видами деятельности, соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной.
Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны установлена нормами ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ТрК РФ. Наличие значительного количества принятых декларативных норм и их противоречивость создают возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике;
законодательного акта прямого действия, систематизирующего положения действующего законодательства РФ и регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, до настоящего времени нет.
Его отсутствие способствует нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, не позволяет создать эффективный действующий механизм хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности и благоприятный климат для предпринимательской деятельности.
До сих пор не имеют однозначного правового разрешения вопросы, касающиеся: законных оснований отнесения информации к коммерческой тайне; определения прав обладателя коммерческой тайной; разумной достаточности мер по охране коммерческой тайны; регулирования отношений работодателя и работника в области охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; прав органов государственной власти, суда и прокуратуры на получение информации, составляющей коммерческую тайну ее обладателя; определения обладателя коммерческой тайны, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд; возникновения имущественных прав на информацию, составляющую коммерческую тайну.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г.
N 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” с 1 января введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в том числе главу 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)”.
Положениями названной главы регламентированы права на такой результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, как секрет производства (обозначается также “ноу-хау” от англ. “know how” – “знаю как”).
——————————–
СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.
Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве части четвертой ГК РФ, данная глава является новой для российского законодательства; эта категория объектов интеллектуальной собственности упоминается в некоторых законодательных актах, прежде всего, – в комментируемом Законе, но правовой режим этих объектов определен в них лишь фрагментарно, недостаточно и требует более подробного определения в законе; в названной главе определяются признаки секрета производства, содержание исключительного права на него, особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора (ст. ст. 1468 и 1469), а также взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства (ст. 1470).
Соответственно, указанным Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ внесен ряд изменений в комментируемый Закон в целях согласования его с названной выше главой 75 части четвертой ГК РФ. В пункте 57 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26 марта 2009 г.
N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснялось, что положения указанной главы данного Кодекса определяют порядок правовой охраны секретов производства (ноу-хау), но при этом предписано учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с комментируемым Законом.
——————————–
РГ. 2009. 22 апреля. N 70.
Как в положения комментируемого Закона, так и в положения названной выше главы 75 части четвертой ГК РФ внесен ряд изменений Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ “О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” .
——————————–
www.pravo.gov.ru. 2014. 12 марта.
29 июля 2004 года | N 98-ФЗ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ
Источник: https://zakoniros.ru/?p=14742
Коммерческая тайна: законодательное закрепление понятия
Такой закон в России принят впервые.
Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Коммерческая тайна в соответствии с Законом — это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом норм закона.
Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.
Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.
Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
[su_quote]
об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Напомним, что ранее перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, был установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35. В соответствии с этим документов что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могли составлять:
учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);
сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
документы о платежеспособности;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
документы об уплате налогов и обязательных платежах;
сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;
сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Таким образом, новый перечень сведений, которые не могут относиться к коммерческой тайне, довольно существенно отличается от действовавшего ранее. Например, если ранее коммерческой тайной не мог являться сам устав предприятия, то теперь тайной не могут являться сведения, содержащиеся в уставе.
Это очень важно! Сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; сведения о платежеспособности предприятия; документы об уплате налогов и сборов в соответствии с новым законом не включены в перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Следовательно, в отношении данной информации может действовать режим защиты для коммерческой тайны.
Информация о размерах и структуре доходов не может являться коммерческой тайной только для некоммерческой организации. Следовательно, если организация зарегистрирована в форме некоммерческой организации (ассоциация, фонд и т.п.), она не может охранять как свою коммерческую тайну:
— размер и структуру доходов;
— размер и состав имущества;
— расходы;
— информацию о численности и об оплате труда работников,
— информацию об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.
Как охранять коммерческую тайну
Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Работник и коммерческая тайна работодателя
В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:
выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;
возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение трех лет с момента увольнения или в течение срока, установленного по соглашению с работодателем.
Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.
Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2004/30/16
Обзор законодательства Российской Федерации — Коммерческая тайна
В России существует дуалистический режим охраны информации, составляющей коммерческую тайну.
С одной стороны, она охраняется в режиме тайны в соответствии с Федеральным законом “О коммерческой тайне”, с другой – как разновидность интеллектуальной собственности (секрет производства) в соответствии с частью 4 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, в России понятия “секрет производства” и “информация, составляющая коммерческую тайну” максимально близки по содержанию, о чем свидетельствуют их легальные определения:
Федеральный закон “О коммерческой тайне” | Гражданский кодекс |
Информация, составляющая коммерческую тайну, – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; | Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. |
Оглавление (показать/скрыть)Часть 1: Общий обзор законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности
Часть 2: Персональные данные, личная и семейная тайна
Часть 3: Государственная тайна
Часть 4: Коммерческая тайна
Часть 5: Иные виды тайн
Часть 6: Криптография
Часть 7: Техническая защита информации
Часть 8: Прослушка
Часть 9: Борьба с киберпреступностью
Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
Режим коммерческой тайны
В качестве условия правовой охраны информации закон требует, чтобы лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании (обладатель информации), ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. С фактическим ограничением доступа к информации (т.н. фактическая монополия) закон связывает юридическое ограничение возможности использования информации (исключительное право, то есть юридическая монополия).
Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.
Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.
Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.
Обладатель секрета производства, в частности, имеет право:
- устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с законом и гражданско-правовым договором;
- использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;
- разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;
- требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;
- требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;
- защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.
Режим коммерческой тайны считается установленным, если обладателем приняты следующие меры по охране конфиденциальности информации:
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа “Коммерческая тайна” с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
- исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
- обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Режим коммерческой тайны не исключает доступа к соответствующей информации органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления.
Мотивированное требование соответствующего органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им обладателями такой информации.
[su_quote]
В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
Предоставление права использования секрета производства осуществляется по лицензионному договору или договору об отчуждении исключительного права. При этом обе стороны договора (как обладатель, так и получатель секрета производства) обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства в течение всего срока действия лицензионного договора.
Исключительное право на секрет производства, созданный по заказу, принадлежит подрядчику. Исключительное право на служебный (т.е. созданный по заданию работодателя) секрет производства принадлежит работодателю.
Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства связана как с незаконным использованием секрета производства, так и с неправомерным получением таких сведений или с их разглашением (если у нарушителя существовала обязанность сохранять конфиденциальность секрета производства).
Ответственность связана с обязанностью нарушителя возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.
Лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственности.
Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Читать далее: Часть 5: Иные виды тайн
Источник: https://digital.report/zakonodatelstvo-rossii-kommercheskaya-tayna/
Положение о коммерческой тайне, ограничивающее доступ к налоговой информации
Как документ позволит сэкономить. Положение о коммерческой тайне может стать серьезной защитой при истребовании информации правоохранительными органами. Отчасти оно поможет организации и в ограничении активности налоговиков.
Напомним, что коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке ( Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ, далее – Закон).
Сведения, составляющие коммерческую тайну, должны иметь действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам. При этом у третьих лиц нет свободного доступа к этой информации на законном основании (п. 2 ст. 3 Закона).
В силу пункта 3 статьи 183 УПК РФ выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится исключительно на основании судебного решения.
Правоохранительным и иным государственным органам, чтобы получить доступ к документам, подпадающим под положение о коммерческой тайне, необходимо составить мотивированный запрос.
Этот запрос должен быть подписан уполномоченным лицом, содержать цели и правовые основания истребования информации, а также срок предоставления этой информации. В случае отказа компании в представлении сведений государственный орган вправе затребовать их через суд (п. 1, 2 ст.
6 Закона). Тогда уже судьи будут решать вопрос о том, мотивировано требование государственного органа или нет. Можно сказать, что это обстоятельство является дополнительной защитой от произвола чиновников.
К сожалению, положение о коммерческой тайне не дает эффективной защиты при проведении камеральной или выездной налоговой проверки.
Дело в том, что налоговое законодательство не препятствует контролерам осуществлять выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ), даже если они содержат информацию, составляющую коммерческую тайну.
Причем для этого проверяющим даже не потребуется получать решение суда.
Однако налоговики получают информацию не только из документов, но и от свидетелей в ходе допросов ( ст. 90 НК РФ ). По большинству налоговых дел такими свидетелями являются рядовые сотрудники различных служб компании.
При наличии грамотно составленного положения о коммерческой тайне контролерам не удастся получить от работников проверяемой организации охраняемые им сведения.
Что, несомненно, позволит избежать многих неловких ситуаций, затруднив проверяющим сбор информации о подозрительной сделке.
Кроме того, с помощью положения о коммерческой тайне компания может отказать налоговикам в предоставлении информации в отношении дружественных контрагентов.
Напомним, что инспекторы вправе запросить информацию у контрагентов проверяемой организации как при выездной, так и при камеральной проверке (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
В случае если у контрагента нет проверки, то налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
При этом компания должна представить запрашиваемые сведения в течение пяти дней со дня получения требования или в тот же срок сообщить, что не располагает требуемой информацией (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Но если документы по сделке с контрагентом подпадают под режим коммерческой тайны, компания вправе отказать налоговикам в их представлении.
В каком виде составляется. Положение о коммерческой тайне составляется в произвольной форме и утверждается генеральным директором организации.
При этом в трудовой договор сотрудника, допущенного к секретной информации, необходимо внести пункт о неразглашении таких сведений (ст. 57 ТК РФ, п. 6 ст. 11 Закона).
Работники компании должны быть ознакомлены с Положением о коммерческой тайне под подпись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Что обязательно должно быть в документе. Прежде всего, в Положении необходимо отразить перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Напомним, что коммерческой тайной может быть только информация, а не вещественные объекты (п. 1 ст. 1 Закона).
К информации, которая составляет коммерческую тайну, относятся производственные, технические, экономические, организационные и иные сведения, а также способы осуществления профессиональной деятельности (ст. 1465 ГК РФ).
Например, все сведения, имеющиеся у общества о своих контрагентах, информация о месте жительства учредителей компании, их паспортных данных.
Существует перечень сведений, которые компания не вправе объявить коммерческой тайной ни при каких условиях. Это, в частности, общедоступная информация, содержащаяся в учредительных документах, а также документах, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ.
Кроме того, режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о численности и составе сотрудников, о системе оплаты труда, о задолженности по выплате зарплаты и по иным социальным выплатам, о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
Перечень сведений, которые не относятся к коммерческой тайне, является закрытым (ст. 5 Закона). Всю остальную информацию можно засекретить.
Далее нужно зафиксировать режим охраны конфиденциальной информации. Для этого целесообразно четко определить перечень сотрудников компании, имеющих доступ к секретным сведениям.
[su_quote]
Также разумно указать в документе, что за разглашение коммерческой тайны предусмотрена дисциплинарная, материальная и даже уголовная ответственность (ч. 2–4 ст. 183 УК РФ).
К сотруднику, допустившему разглашение коммерческой тайны, могут быть применены меры дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения (ч. 1 ст. 192, подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ).
К тому же работник, нарушивший режим коммерческой тайны, при наличии вины несет полную материальную ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного разглашением сведений (п. 7 ст. 243 ТК РФ).
Кроме того, в Положении необходимо отразить обязанности сотрудников по обеспечению сохранности информации, которая является коммерческой тайной.
Например, указать на то, что сотрудники обязуются не разглашать и не предоставлять секретные сведения, а также не использовать их в личных целях.
Кроме того, из Положения должно четко следовать, что работник обязан возместить причиненный организации ущерб в случае, если он окажется виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну.
Дополнительные меры безопасности. Для снижения налоговых рисков, связанных с истребованием информации, желательно не конкретизировать засекречиваемые сведения, безопаснее ограничиться их общими характеристиками. К примеру, можно установить режим коммерческой тайны на всю деловую переписку сотрудников компании с контрагентами.
Очевидно, что компании целесообразно ограничить доступ должностных лиц к секретной информации. В частности, особо важные документы должны храниться в сейфе, а жесткие диски ЭВМ иметь пароли, доступные только определенным лицам.
Кроме того, если информация, составляющая коммерческую тайну, содержится на материальных носителях, то на каждом из них желательно проставлять гриф «Коммерческая тайна» с указанием полного наименования и местонахождения компании.
Для усиления налоговой безопасности такой гриф можно проставлять как на документах, так и на дисках, флеш-накопителях. Ведь отсутствие такого грифа может послужить основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным.
Отметим также, что в текст писем, отправляемых по электронной почте, целесообразно включать сообщение следующего содержания: «Это сообщение строго конфиденциально. Использование информации, содержащейся в настоящем сообщении, допускается с соблюдением требований законодательства РФ и соглашений о коммерческой тайне».
Фрагмент Положения о коммерческой тайне, позволяющего отказать проверяющим в предоставлении информации
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3276-polojenie-o-kommercheskoy-tayne-ogranichivayushchee-dostup-knalogovoy-informatsii