Налоговый учет сумм налогов, доначисленных в ходе проверки (Рюмин С.)
Дата размещения статьи: 30.06.2015
Как учитывать суммы доначисленных в ходе проверок налогов, кроме НДС и налога на прибыль? Этот вопрос далеко не праздный, так как, как правило, большинство выездных налоговых проверок не обходится без таких доначислений.
О его актуальности говорит уже тот факт, что различные ведомства предлагают сразу три разных ответа на него. Позиции Минфина и ФНС России в этом вопросе хотя и близки, но имеют принципиальное различие. Совершенно противоположное мнение по данному вопросу у судей.
В статье будут рассмотрены все точки зрения и даны рекомендации по выбору наиболее оптимальной модели для налогоплательщиков.
Основные налоги, которые в первую очередь проверятся при выездной проверке, — это налог на прибыль и НДС. Однако при проверке очень часто доначисляются и другие налоги, которые в целом можно охарактеризовать как «затратные» налоги, то есть суммы которых уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Это такие налоги, как налог на имущество и на землю, водный и транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, страховые взносы (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом инспекторы, вынося решение по проверке, не учитывают, что произведенные ими доначисления такой категории налогов оказывают влияние на налоговую базу по налогу на прибыль, приводя к ее уменьшению.
Возникает вопрос: кто и когда по закону должен учесть такую корректировку? Инспекция или сам налогоплательщик? Предлагаемых вариантов решения сразу несколько. Как в этой ситуации поступать налогоплательщику? Попробуем разобраться и выбрать оптимальное решение.
Что советуют налоговики?
Как известно, подавать уточненные декларации и расчеты по доначисленным при проверке налогам и взносам не надо (п. 3.1 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»).
Дело в том, что решение по результатам проверки, наряду с первичной и уточненной декларациями, а также решениями вышестоящих налоговых органов и судов, отменяющими (изменяющими) решения по результатам проверки, является самостоятельным основанием для отражения в карточке «Расчеты с бюджетом» начислений сумм налога, пени, штрафа.
Поэтому все изменения в карточку налогоплательщика вносятся на основании решения инспекции. В представлении уточненной декларации необходимость отсутствует.
Однако ситуация с корректировкой налога на прибыль в сторону уменьшения на суммы доначисленных в ходе проверки «затратных» налогов иная.
Доначислив такие налоги, инспекторы практически никогда сами не пересчитывают налогооблагаемую прибыль в связи с увеличением расходов. Дело в том, что они руководствуются мнением ФНС России, отраженным в Письме от 29.08.2011 N АС-4-2/14018.
По мнению федерального налогового ведомства, нормами Налогового кодекса РФ о налоговых проверках не предусмотрена ни обязанность, ни даже возможность для проверяющих скорректировать налоговые обязательства в сторону уменьшения. Формально они правы, п. 8 ст.
101 Налогового кодекса РФ не предусмотрено отражения в решении проверяющих необходимости уменьшения одного налога вследствие доначисления другого. Руководствуясь вышеизложенной позицией, инспекторы в описательной части решения обычно указывают на необходимость корректировки, а в его резолютивной части пишут, что компания имеет возможность самостоятельно представить соответствующие уточненные декларации. Получается, что без споров с налоговиками уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму доначисленных налогов предприятие в такой ситуации сможет только с помощью подачи уточненной декларации за проверяемый период.
Обратите внимание! По мнению ФНС России, при проведении проверки налоговики вообще не имеют права корректировать налоговые обязательства в сторону уменьшения. Поскольку нормами о налоговых проверках это напрямую не установлено.
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/10074
prednalog.ru
Как отразить в учете и декларации доначисление налогов, пеней и штрафов? Этот вопрос волнует всех бухгалтеров, поскольку с данной темой приходится сталкиваться довольно часто.
Рассмотрим тему доначисления налогов по итогам проверки для компаний на общем режиме. В принципе, большой разницы при доначислении налогов на спецрежимах нет, вопрос только в налоге на прибыль и отложенной разнице.
Как отразить в учете пени и штрафы?
На основании акта проверки налоговики выставляют штрафы и пени. Данные санкции отражаются проводкой
Д-т 99 К-т 68
В какой момент отражаются штрафы и пени в учете? Проводку делаем в периоде подписания решения по налоговой проверке.
Ни штрафы, ни пени в данном случае не уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому они всегда формируются за счет чистой прибыли компании (пп. 2 ст. 270 НК РФ). А поскольку данные суммы в расходах не учитываются, то разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.
Пример 1.
В апреле 2014 года налоговики приняли решение по проверке, на основании которого ООО «Круиз» было оштрафовано по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2013 году на сумму 13 845 рублей. К тому же компании были начислены пени в сумме 2465 рублей.
В апреле бухгалтер сделал проводки:
Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 13 845 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 2465руб. — начислены пени
Как правильно доначислить налог?
Что такое доначисление налога? По сути, это ошибка бухгалтера. Следовательно, ее нужно исправлять в отчетности того периода, к которому они относятся.
При обнаружении ошибки за текущий год, налоги доначисляются на дату решения по проверке.
Если ошибка найдена при начислении налогов за прошлый год, а баланс еще не утвержден, то доначисление нужно сделать в декабре прошлого года.
Особое внимание стоит обратить на доначисления налогов за прошлые периоды, по которым отчетность уже сдана. Здесь все зависит от того, является ли сумма существенной или нет.
Несущественные ошибки отражают на дату обнаружения (решения по проверке). В бухгалтерском учете такие ошибки трактуются как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. Их отражают проводкой.
Д-т 91 (Д-т 99 при доначислении налога на прибыль) К-т 68
Для существенных ошибок другое правило. Их отражают проводкой
Д-т 84 К-т 68
К тому же, необходимо пересчитать показатели прошлых лет в текущей отчетности. Данный вывод следует из ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Рассмотрим более подробно, как делать исправления в отчетах по конкретным налогам, поскольку для каждого налога есть свои особенности.
Доначисление налога на прибыль
Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.
Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно. Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.
Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации. В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет. К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).
Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Иногда суммы уменьшаются лишь в налоговом учете. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. Тогда в бухучете никаких изменений не будет.
Пример 2.
В 2014 году у ООО «Ксенон2» была выездная налоговая проверка.
В результате чего инспекторы посчитали, что компания в 2013 году работала с нереальными поставщиками, и сняли их суммы оплаты за продукцию в размере 65 000 рублей.
По этой сумме был доначислен налог на прибыль 65 000* 20% = 13 000 рублей.
К тому же, было выявлено явное завышение амортизации на сумму 14 000 рублей. По данному нарушению была начислена сумма
14 000 * 20% = 2800 рублей.
Для ООО «Ксенон2» данные затраты оказались несущественными. Следовательно, бухгалтер по результатам ревизии в 2014 году делает проводки:
Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 13 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2014 год на основании акта проверки;
Д-т 02 К-т 91 = 14 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
Д-т 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» К-т 68 = 2800 руб. (14 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;
Д-т 68 К-т 99 субсчет «ПНА» = 2800 руб. (20 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;
Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 2800 руб. — доначислен налог на прибыль за 2013 год по результатам проверки;
При корректировке доходов, нужно придерживаться таких же правил, как и при корректировке расходов. В налоговом учете никаких изменений не будет, соответственно, подавать «уточненку» не нужно.
Если в бухучете вы занизили доходы, то в текущем периоде нужно показать прибыль прошлых лет и отразить постоянный налоговый актив (ПНА). В случае, когда в бухгалтерском учете вы все отразили верно, в текущем периоде корректировки делать не нужно.
Схема корректировки и проводки по налогу на прибыль
Налоговые доначисления НДС
Что касается НДС, то здесь ситуация двоякая. Закон не дает четкого ответа на вопрос, куда включать суммы НДС, доначисленные по результатам проверки.
Источник: https://prednalog.ru/donachislenie-nalogov-provodki-otchetnost-nalogovyie-aktyi-proverki/
Доначисляй и уменьшай // ВС обязал налоговиков самостоятельно учитывать расходы в виде взысканных налогов
Сегодня экономическая коллегия Верховного суда (ВС) согласилась, что налоговый орган при доначислении НДПИ обязан на ту же сумму уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При этом представлять уточненную декларацию налогоплательщик не должен.
Спор об этом возник между ЗАО «Обьнефтегеология» и межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1. Налоговый орган считал, что учесть налог можно будет только после того, как решение инспекции вступит в силу и компания подаст уточненку.
С этим не согласились суды первой и апелляционной инстанций, чьи решения ВС оставил в силе.
«Обьнефтегеология» оспорила доначисление налога на прибыль в размере 16 тыс. руб. (дело № А40-126568/2015). Сумма возникла в связи с доначисленным налогом на добычу полезных ископаемых.
Компания считала, что налоговый орган должен был включить ее в состав расходов без дополнительных корректировок со стороны налогоплательщика. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с мнением истца, а кассация поддержала налоговиков.
Суд посчитал, что решение налогового органа до момента вступления в силу не подлежит исполнению. До этого момента у компании не было обязанности платить доначисленный НДПИ, следовательно, не было расхода.
В своей жалобе в ВС «Обьнефтегеология» обращала внимание, что налог, согласно Налоговому кодексу (НК), — это расход, связанный с производством и реализацией, датой которого считается дата его начисления. Ждать вступления решения инспекции в силу для того, чтобы уменьшить налоговую базу, не надо. Налоговый орган должен был сделать это сам при начислении НДПИ, уверена компания.
В решении налогового органа не было никаких препятствий для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, говорил в заседании в ВС представитель «Обьнефтегеологии» Алексей Деев.
Налоговому органу достаточно установить налоговые обязательства в ходе проверки, дополнительного подтверждения не требуется, считает компания.
«Для нас было полным сюрпризом, что налоговый орган не должен учитывать суммы, которые он сам установил в ходе проверки», — признавался второй представитель компании Александр Шелкунов.
Расход возникает только после вступления решения в силу, настаивала представительница инспекции Альфия Прядкина. Налоговики до этого момента не знают, на какую сумму корректировать обязательства компании. Узнать это они смогут из уточненной декларации, которую должен будет подать налогоплательщик.
По мнению «Обьнефтегеологии», налоговый орган перекладывает ответственность за неправомерные доначисления на налогоплательщика. «Почему мы должны нести уточненку? Какой смысл камеральной проверки в этой ситуации? Что проверять, если налоговому органу уже все известно?» — удивлялся Александр Шелкунов.
Инспекция знала, какую сумму будет доначислять, но утверждает, что правомерность решения не была очевидна до вступления в силу, настаивал выступавший. «То есть вся деятельность по выездной проверке под сомнением?» — интересовался он. «Это не мы сомневаемся, это НК предусматривает такую процедуру вступления решения в силу», — возражали представители налогового органа.
Тройка судей отменила решение кассации и оставила в силе решения судов первой и апелляционной инстанций, поддержавших подход налогоплательщика.
—
Гульнара Исмагилова, Закон.ру
Источник: https://zakon.ru/discussion/2016/11/23/donachislyaj_i_umenshaj__vs_obyazal_nalogovikov_uchityvat_rashody_v_vide_vzyskannyh_nalogov
Какие проводки нужно сделать при доначислении налогов
Источник: журнал «Главбух»
В ходе камеральных проверок налоговики могут выявить какие-либо недочеты и потребовать уплатить недоимку, пени и штрафы.
Что касается выездных проверок, то по итогам практически каждой такой ревизии инспекторы доначисляют налоги.
В этой статье разберем, надо ли подавать уточненки по доначисленным суммам и как правильно отразить их в учете, в том числе когда вы с ними не согласны. И какие проводки на доначисления налога предстоит делать.
Как отражать доначисления в бухучете
Предъявленные компании штрафы и пени, в отличие от недоимки, не являются бухгалтерской ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010).
Их следует признавать новой информацией и отражать в учете по общим правилам, которые установлены в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».
Недоимку по налогу нужно отражать по тем же правилам, по которым компания исправляет ошибки в бухучете (ПБУ 22/2010).
Если недоимка относится к текущему году, то доначислить налог в учете нужно стандартными проводками — так, как вы обычно отражаете начисление налога. Например:
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС на реализацию товаров, работ или услуг.
Возможно, налоговики выявили ошибки за 2014 год и отчетность за этот период еще не подписана. Тогда проводки нужно сделать декабрем прошлого года.
Если руководитель подписал годовую отчетность, то порядок учета зависит от существенности недоимки.
Критерии, по которым ошибка относится к существенным, компании обычно устанавливают в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Малые предприятия вправе любые недочеты исправлять как несущественные (п. 9 ПБУ 22/2010).
Несущественную недоимку отразите записями текущего периода в корреспонденции со счетом 91. Например:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
— доначислен налог на имущество.
Допустим, сумма налога существенна. Тогда проводки в текущем периоде сделайте в корреспонденции со счетом 84:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— доначислен НДС.
Пени и штрафы независимо от их существенности учитывайте проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Пени и штрафы»
— начислены пени и штрафы.
Суммы недоимки, пеней и штрафов, начисленные в результате ревизии, учитывайте на дату вступления в силу решения налогового органа. Напомним, что решение по проверке вступает в силу через месяц после получения его компанией (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Как учитывать доначисления при расчете налога на прибыль
Пени и штрафы к расходам в налоговом учете не относятся. Также на затраты нельзя списать недоимку по налогу на прибыль А вот, например, транспортный или земельный налог можно списать на затраты в текущем периоде на основании решения инспекторов (см. таблицу ниже).
Какие доначисления можно списать в налоговом учете, а какие нельзя
Какой налог доначислен | Можно ли включить доначисленные суммы в расходы |
Налог на прибыль или упрощенный налог | Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ) |
НДС | |
Инспекторы начислили налог по реализации товаров, работ, услуг | Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ). Но налог, который компания ошибочно не предъявила сверх цены товаров, можно попробовать взыскать с покупателя (постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2011 г. № Ф03-6075/2011) |
Налоговики сняли вычеты НДС | Если компания приняла НДС к вычету неправомерно, включить его сумму в расходы нельзя. Исключение — инспекторы отказали в вычете налога, который относится к необлагаемым операциям. Тогда эту сумму НДС можно отнести на расходы текущего периода. Или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), если компания еще не учла их в расходах (п. 2 ст. 170 НК РФ) |
Инспекторы доначислили суммы налога, которые нужно восстановить | В расходы можно включить только налог по товарам, работам, услугам, которые компания начала использовать для необлагаемых операций. Или если компания получила субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога (подп. 2 , 6 п. 3 ст. 170 НК РФ) |
Налог на имущество, транспортный или земельный налог | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
НДФЛ | Нет, налог нужно удержать из доходов физлица. Если компания не выплачивает физлицу какие-либо суммы, то надо сообщить инспекторам о том, что налог удержать невозможно (п. 5 ст. 226 НК РФ) |
Пени и штрафы | Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ) |
Обратите внимание: если компания применяет кассовый метод, то учесть доначисленные суммы (скажем, транспортный налог) можно только после их фактической уплаты. Аналогичные правила применяются и для компаний на упрощенке, которые платят налог с разницы между доходами и расходами.
Пример: Налоговики провели выездную проверку компании. По итогам ревизии в апреле 2014 года инспекторы доначислили:
— НДС, так как компания в 2011 году занизила налог по реализованным товарам и услугам, а также неправомерно заявила вычеты — в размере 255 000 руб.;
— налог на прибыль за 2013 год в сумме 270 000 руб., поскольку компания учла сверхнормативные затраты на рекламу и представительские расходы;
— пени и штрафы на сумму 152 000 руб.
Компания является малым предприятием и исправляет существенные ошибки в бухучете по тем же правилам, что несущественные. На дату решения по проверке отчетность за 2013 год подписана руководителем компании. Поэтому бухгалтер сделал сдедующие проводки по доначислению налога иотразил начисленные суммы текущим периодом:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 255 000 руб. — доначислен НДС;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 270 000 руб. — доначислен налог на прибыль;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Пени и штрафы»
— 152 000 руб. — начислены пени и штрафы.
В налоговом учете недоимку, пени и штрафы бухгалтер не включал в состав расходов.
Нужно ли подавать уточненки
Уточненные декларации по тем налогам, которые доначислили инспекторы, составлять не нужно (письмо ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576). Эти суммы налоговики отразят в карточке лицевого счета на основании решения по проверке.
Выявленные инспекторами ошибки могут повлиять на расчет других налогов. Но эти корректировки инспекторы обязаны учесть в акте проверки.
Хотя даже если налоговики этого не сделали, компании не требуется корректировать старые декларации, а нужно отражать изменения текущим периодом по общим правилам, установленным в Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 54).
К примеру, компания ведет деятельность, облагаемую НДС, и льготируемые операции. Налоговики отказали в вычете НДС по товарам, которые относятся к необлагаемым операциям.
Значит, эти суммы компания должна была учесть в стоимости товаров и списать на расходы (п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому выявленная ошибка привела к переплате налога на прибыль.
Значит, суммы НДС можно включить в текущие расходы на дату вступления в силу решения налоговиков. Сдавать уточненку не нужно.
Если инспекторы доначислили налог на имущество, земельный или транспортный налог эти суммы тоже можно включить в прочие расходы за текущий период, обойдясь без уточненки.
Данные примеры относятся к ситуациям, когда за период ошибки компания получила прибыль.
Чтобы учесть в расходах доначисленные налоги за год, в котором был убыток, чиновники рекомендуют составить уточненку (письмо Минфина России от 15 марта 2010 г. № 03-02-07/1–105).
Ведь исправлять в текущем периоде можно те недочеты, из-за которых образовалась переплата. А в данном случае компания налог в бюджет не платила.
Но это спорно. Недоимку, например по транспортному налогу, компания учитывает в расходах (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Включить суммы налогов в расходы нужно на момент их начисления, то есть на дату вступления в силу решения по проверке (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Поэтому мы считаем, что компания вправе корректировать текущую прибыль, не представляя уточненку.
Когда учитывать доначисления, с которыми компания не согласна
Если вы считаете, что налоговики неправомерно начислили какие-то суммы, можно обжаловать решение инспекторов в УФНС России.
Для этого нужно подать апелляционную жалобу в течение месяца после того, как вы получили решение налоговиков (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Тогда инспекторы не смогут взыскать доначисленные суммы до тех пор, пока чиновники не рассмотрят жалобу.
После того как УФНС признает доначисления или их часть правильными, можете отражать эти суммы в учете.
Допустим, компания не успела составить апелляционную жалобу и подала обычную после вступления в силу решения налоговиков. То есть через месяц после того, как компания получила решение по проверке. Тогда на его основании надо показать недоимку, штрафы, пени в учете. Если УФНС отменит доначисления, то сделайте сторнировочные записи. Излишне перечисленные суммы можно вернуть или зачесть.
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/45886-kakie-provodki-nuzhno-sdelat-pri-donachislenii-nalogov.html
Нулевые доначисления при проверке. «Минималка» при проверке: миф или реальность?
31.03.2011
«Практическая бухгалтерия»Автор: С. Последовская, налоговый консультант
Действительно, при выходе на проверку для выездников уже установлена минимальная сумма, которую они должны собрать. Однако данный размер доначислений при проверке нигде не закреплен, это внутренние устные распоряжения. Для каждого региона предусмотрена своя «минималка».
Например, по Москве обязательная сумма по доначислениям, пеням и штрафам при проведении выездной проверки должна быть не менее 5 миллионов рублей. Реально ли собрать такие суммы? Вполне, уверены налоговики и с намеченными планами идут в «бой».
Причем «минималка» не уменьшается, даже если проверяют «упрощенца» с объектом «доходы», либо период проверки охватывает не три предшествующих года, а всего один. Также не влияют и причины назначения проверки: по плану, внезапные или по жалобе.
С каждый годом суммовая планка поднимается все выше.
План по суммам
Перед проверкой из Управления Федеральной налоговой службой спускается план, где обозначен не только перечень организаций, которые должны быть проверены, но и приводится подробный их анализ.
В нем просчитывается рентабельность за проверяемый период, сумма перечислений в бюджет по налогам и возмещения из бюджета.
В данный анализ обычно включены налоги, по которым могут быть нарушения, и примерные суммы доначислений по ним.
Если же проверка внеплановая, то инспектор самостоятельно определяет примерную сумму доначислений исходя из рентабельности. Если показатели ниже среднеотраслевой, то исчисляется, сколько нужно доначислить организации, чтобы ее рентабельность сравнялась с межотраслевым уровнем. С полученными суммовыми установками инспектор выходит на проверку.
Здесь может возникнуть вопрос: раз установлена минимальная сумма доначислений, предполагается ли ее максимум? Оказывается, нет. Конкретная сумма не установлена.
Но все же у налоговиков стоит задача пополнить бюджет, поэтому им не выгодно «вешать» на себя недоимку, которую организация не сможет погасить. Банкротить фирмы тоже нельзя.
Поэтому при доначислении баснословных сумм инспектор должен исходить из оборота фирмы, ее прибыльности и активности на рынке. Опять же оштрафовать надо так сильно, чтобы в мыслях больше не было нарушать закон, так сказать, оставить чуть живыми.
При зашкаливающих нарушениях проверяющие доначисляют чуть больше, чем сможет оплатить фирма. Делается это с учетом того, что часть может быть снята при рассмотрении возражений, отсужена, либо инспектор намекает на то, чтобы его «поуговаривали» уменьшить сумму.
Если минимум не собран
С каждым годом профессионализм бухгалтеров, отточенность и осторожность в действиях возрастают. Инспектор может не насобирать нарушений на сумму, которая указана в предварительном анализе, но «установленную» «минималку» представить в акте обязан.
И все же если проверяющий не насобирает нарушений на минимальную сумму, то его вызовут в УФНС, где он будет отчитываться за «проваленную» проверку. В свою очередь если комиссия в УФНС не поверит оправданиям проверяющего, то оно самостоятельно проведет контрольную проверку по этой фирме.
В проигрыше могут оказаться как сам налоговик, так и организация, если при повторной проверке выявят дополнительные нарушения. Поэтому иногда фирма помогает насобирать «минималку», которая отражается в акте. Учтите, что следует допускать такие нарушения, которые с легкость можно отстоять на рассмотрении возражений, то есть спорные моменты.
Например, «потерять» первичку — тогда инспектор снимет суммы с расходов, начислит по ним пени, штрафы и опишет их в акте, а к возражениям вы приложите недостающие документы, мол, нашли в архиве. Таких спорных расходов пруд пруди. В свою очередь решение по привлечению к ответственности выписывается уже на меньшую сумму.
Так что к уплате может пойти сумма, приемлемая для организации. В этом случае и налогоплательщик и инспектор остаются в выигрыше.
Если же после рассмотрения возражений будет принято решение не убирать нарушения, то тут вам послужат хорошую службу спорные расходы, которые вы с легкостью отстоите в суде.
Быть или не быть?
Некоторые инспекторы, уже приходя на проверку, сами озвучивают главному бухгалтеру минимальную сумму нарушений, так сказать, проверяя на адекватность. Не кидайтесь сразу помогать искать нарушения, пусть проверяющие сами поищут.
Если после нескольких дней проверки налоговик подходит с «просьбой» помочь найти его минимум, опять же не следует выкладывать все на стол. Определитесь, будете ли вы помогать в этом или нет. Ведь организация спокойно может отказаться от незаконных требований проверяющих.
Более того, налоговик мог уже все что нужно найти, просто хочет «украсить» свой акт дополнительными нарушениями, которые вы ему сами же и принесете.
Если вы решили протянуть руку помощи проверяющему, то следует учесть несколько нюансов. Прежде всего пусть он сначала покажет, какие нарушения уже найдены и сколько осталось доначислить налогов, пеней и штрафов. Так сказать, дашь на дашь. Вы же в свою очередь подберите спорных нарушений на нужную сумму и «отдайте» их только в последний день нахождения проверяющих на вашей территории.
Ни шагу назад
Организация вправе принять решение не потакать проверяющим. Ведь в действительности их требования, мягко говоря, не адекватны.
И почему налогоплательщик, который грамотно ведет учет и платит налоги, должен расплачиваться за ошибки, которых он не совершал? То, что пугают проверками управления, — на всех управы не хватит. В большинстве случаев контрольная проверка не проводится вовсе.
Инспектор просто пытается вас заранее запугать, и понятно, ведь его за недобор нарушений никто по голове не погладит, вот он и старается застращать. Вам же следует принять к сведению возможность повторной проверки и заранее подготовиться — как говорится, предупрежден значит вооружен.
Проблемы нужно решать по мере их поступления, поэтому сейчас ваша задача не помогать проверяющим в сборе нарушений. В связи с этим следует разъяснить проверяющим, что вы законопослушный налогоплательщик и действуете в рамках Налогового кодекса, что и им желаете.
Заставить или оштрафовать за данный отказ организацию не получится.
Действия проверяющих можно предугадать наперед: попытаются вас взять на испуг либо насобирают заведомо проигрышных для них нарушений и составят акт выездной проверки.
Или идеальный вариант — отразят только те нарушения, которые им удалось найти. В любом из случаев организация вправе представить возражения на акт или после выставления решения о привлечении к ответственности обратиться в суд.
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-135878-nulevyie_donachisleniya_pri_proverke_minimalka_pri_proverke_mif_ili_realnost
» Отражение в учёте результатов налоговой проверки | Фин Эксперт Групп
Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений налогов. Помимо них налоговиками начисляются соответствующие суммы пеней и штрафов. В резолютивной части решения, которое фискалы принимают по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается:
– уплатить выявленные недоимки по налогам, пени и штрафы (штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности);
style=»display:inline-block;width:240px;height:400px» data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>
– внести соответствующие исправления в налоговые и бухгалтерские документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчётности).
Исполнение решения, принятого по результатам налоговой проверки, как видим, состоит из нескольких этапов: – уплата начисленных сумм налогов, пеней, штрафов; – отражение результатов проверки: – в бухгалтерском учёте; – налоговом учёте и налоговой отчётности.
Решение по выездной налоговой проверке согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю).
Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).
Если же указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Примечание. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).
20 июня 2016 года по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем ИФНС России вынесено решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.
Поскольку до 27 июня вручить данное решение налогоплательщику не удалось, то на следующий день оно было направлено по почте заказным письмом по месту нахождения организации. При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма. Письмо было отправлено 28 июня, шестой рабочий день приходится на 6 июля.
Отсчёт месячного срока начинается со следующего дня после вручения решения, то есть с 7 июля, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца – 6 августа.
Таким образом, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в силу 7 августа 2016 года.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными.
В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС России по субъекту РФ соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.
Окончание примера 1
Поскольку решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения было вручено налогоплательщику 6 июля, то он вправе подать апелляционную жалобу, воспользовавшись каналами телекоммуникационной связи, до 24 часов 6 августа 2016 года (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Примечание. Решение по итогам налоговой проверки, которое ещё не вступило в силу, налогоплательщик вправе не выполнять. В то же время он может добровольно исполнить это решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).
Решение по апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы.
Указанный срок может быть продлён руководителем налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных документов, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, документов, подтверждающих доводы лица, подавшего жалобу, дополнительных документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы, а также материалов, представленных нижестоящим налоговым органом, вышестоящая налоговая инстанция может, в частности (п. 3 ст.
140 НК РФ): – оставить апелляционную жалобу без удовлетворения; – отменить решение налогового органа полностью или в части; – отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке). Вышестоящий налоговый орган согласно пункту 2 статьи 101.
2 НК РФ может полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое. Такое решение вступит в силу со дня его принятия вышестоящим налоговым органом. Налогоплательщик, как было сказано выше, вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа до момента его вступления в силу.
И такая отсрочка может продлиться до двух месяцев в общем случае: – месяца, отведённого для подачи апелляционной жалобы, и – месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе, – либо до трёх месяцев, если вышестоящей налоговой инстанцией будет продлён срок для получения дополнительных документов.
Если налогоплательщик согласен с решением фискалов и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он может уплатить указанные в решении суммы налогов, пеней и штрафа и отразить их в бухгалтерском учёте на дату вступления в силу решения по проверке.
Многие налогоплательщики на практике не торопятся исполнить рассматриваемое решение налоговиков, используя все законные способы для снижения размера доначислений: – сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, – затем при необходимости и в арбитражный суд.
Подача апелляционной жалобы, с одной стороны, позволяет налогоплательщику отложить исполнение итогового решения по проверке до двух месяцев. Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Вышестоящий налоговый орган, повторимся, может и отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия. Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придётся возвращать из бюджета излишне взысканные суммы налогов, а также пеней, штрафов.
С другой стороны, пени в силу пункта 3 статьи 75 НК РФ будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу.
Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями.
Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придётся уплатить в бюджет.
Примечание. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Уплата доначисленных сумм налогов (а также соответствующих пеней и штрафов) до вступления в силу решения по выездной проверке приводит к отвлечению из оборота денежных сумм (размер которых может быть довольно значительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займёт некоторое время.
Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведёт к увеличению суммы пеней. Отсрочку на срок до двух (до трёх) месяцев для исполнения решения по проверке даёт только апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган.
При обращении с иском в суд арбитрами будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. Доначисленные суммы налогов, пеней (и, возможно, штраф) с вероятностью, близкой к 100%-ной, налогоплательщику придётся уплатить до окончания судебного разбирательства.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьёй 69 порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.
3 НК РФ). В требовании об уплате налога фискалами указываются сведения: – о сумме задолженности по налогу; – размере пеней, начисленных на момент направления требования; – сроке исполнения требования, а также – мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае его неисполнения налогоплательщиком.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путём направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 1, 2, 3 ст. 46 НК РФ).
Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке, налогоплательщику желательно проанализировать свои шансы на успех.
В любом случае досрочное исполнение решения по проверке позволит несколько уменьшить сумму пеней, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога.
Опять же досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования.
Примечание. Налогоплательщик на законном основании может отсрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. При этом у него есть возможность выбора, когда и в каком объёме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки.
Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учёте в первую очередь зависит от согласия или несогласия налогоплательщика с выводами налоговиков, приведёнными в решении по выездной проверке.
Источник: https://www.finexg.ru/otrazhenie-v-uchyote-rezultatov-nalogovoj-proverki/
Выездная налоговая проверка: 12 рисков, которые нужно учесть
Выездная проверка может длиться 2-6 месяцев, главный критерий отбора — налоговая нагрузка, доля вычетов, рентабельность ниже среднеотраслевого уровня
Приоритетной программой Правительства является «Реформа контрольной и надзорной деятельности», цель которой — сократить административную нагрузку на бизнес и повысить качество госконтроля.
Важным этапом здесь является планирование выездной налоговой проверки (ВНП).
Предпринимателей отбирают на проверку по риск-ориентированному подходу, основанному на 12 критериях, или, проще говоря, тех, кто хуже работает, чаще проверяют.
Самостоятельная оценка рисков позволит избежать выездной проверки.
12 рисков выездной налоговой проверки:
- Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой;
- Неоднократные убытки в отчетности;
- Высокие риски ведения бизнеса;
- Рентабельность ниже среднестатистической;
- Сумма налоговых вычетов резко возросла;
- Миграция между налоговыми инспекциями;
- Рост расходов превышает рост доходов;
- Игнорирование запросов налоговиков;
- Зарплата ниже среднеотраслевой;
- Ведение бизнеса через посредника без разумных на то причин;
- Показатели бизнеса на предельных величинах, дающих право на применение спецрежимов;
- Величины доходов и расходов у ИП приближены друг к другу.
Сами налоговики признаются, что основным критерием сегодня остается уровень налоговой нагрузки, доля вычетов, рентабельность. Сравнить показатели своей работы со среднеотраслевыми можно на .
Итак, инспектор на пороге помещения. Во время проверки он может запросить у предпринимателя:
- документы, на основании которых был произведен поиск и отбор контрагента;
- результаты мониторинга рынка соответствующих товаров;
- деловую переписку.
Источниками информации по отбору контрагентов и мониторингу цен могут быть сайты, рекламные материалы, предложения о сотрудничестве, статьи в СМИ.
Проверка проводится в течение 2 месяцев, но может быть продлена до полугода. Задача предпринимателя — обеспечить инспектора документами, связанными с исчислением налогов.
Во время проверки может быть проведена инвентаризация товаров и расчетов, осмотр помещений и складов, могут быть привлечены эксперты, переводчики и свидетели. По результатам проверки выдается «Акт выездной налоговой проверки».
Он должен быть составлен по утвержденной форме (Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) и подписан уполномоченными должностными лицами.
Перед выездной налоговой проверкой проводится предпроверочный анализ, основанный на камеральном анализе деклараций. Однако итоги «камералки» могут быть пересмотрены в период ВНП. Налоговики могут доначислить вам налоги, не указанные в декларациях.
Инспекторы так рьяно углубляются в доначисление, забыв о том, что одни виды налогов могут быть расходами по налогу на прибыль. Налогоплательщики в обжаловании актов инспекторов доходят до Верховного суда.
Суд обязал контролеров включить в расходы налоги, доначисленные в ходе ВНП. Они являются прочими расходами по налогу на прибыль. Свое согласие с позицией суда фискалы изложили в письме ФНС России от 07.06.
18 № СА-4-7/11051@.
Источник: https://delovoymir.biz/inspektor-na-poroge-ili-vyezdnaya-nalogovaya-proverka.html