Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться? — все о налогах

Камеральная проверка по налогу на прибыль

Успешная сдача отчётности ФНС РФ всегда подразумевает прохождение камеральной проверки по налогу на прибыль без вопросов со стороны налоговых органов. Однако это означает, что соответствующая декларация должна быть заполнена налогоплательщиком верно и не вступать в противоречие с другими документами, которые есть у налоговой инспекции.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Осуществление камеральной проверки достаточно подробно регулирует статья 88 НК РФ. И тут нужно учесть следующее:

  1. Камеральная проверка по налогу на прибыль производится исключительно в отношении предъявленной декларации. Но если ту своевременно не подали, инспекция имеет право на самостоятельную проверку налогоплательщика. В подобной ситуации ФНС РФ прибегает к собственным источникам.
  2. Проверка происходит в течение 3 месяцев с момента предъявления декларации. Если она не была предоставлена, то в таком случае ФНС ориентируется на те сроки, в рамках которых налогоплательщик должен был подать отчётность.
  3. Камеральная проверка отличается от всех остальных мероприятий налогового контроля тем, что не требует специального уведомления налогоплательщика или же вынесения отдельного решения.
  4. Если в декларации заявлен убыток, наблюдаются ошибки или же расхождения с другими документами, ФНС РФ отправляет налогоплательщику требования предоставить уточнения, ответить на вопросы или же внести необходимые исправления.
  5. После получения обозначенного требования у налогоплательщика будет 5 рабочих дней на его выполнение. Предоставить ответы он может по своему усмотрению устно (лично или по телефону) или в письменном виде. Документы и другие сведения отправляются заказным письмом с описью всего, что вложено, вручаются напрямую или же посредством представителя, а также могут быть отосланы по электронной почте.
  6. У налогоплательщика есть право в рамках отстаивания своей позиции отправить налоговые, бухгалтерские регистры и прочие сведения, которые могут прояснить ситуацию.
  7. Налогоплательщик может предъявить уточнённую декларацию. В таком случае срок камеральной проверки обновляется. То есть его будут отсчитывать заново, начиная с момента получения соответствующего документа.
  8. В ситуациях, когда налогоплательщик предоставил декларацию на 2 года позже того периода, в рамках которого должен был предъявить, причём убыток возрос или уменьшен налог, ФНС РФ вправе запросить первичные документы и другие пояснения.
  9. Если проверяемое лицо воспользовалось льготами при начислении налогов, оно должно подтвердить, что у него есть соответствующее право.

Камеральная проверка заканчивается автоматически, если по её результатам никаких проблем не выявлено. Иногда обнаруживаются неточности, однако налогоплательщик предоставляет исчерпывающие пояснения или же вносит исправления. В таком случае ситуация исчерпывается, никаких дополнительных документов ФНС РФ не оформляет.

Однако если нарушения достаточно грубые, налогоплательщик не предоставил объяснения в течение 5 рабочих дней (или же те оказались недостаточными), то инспекция составляет соответствующий акт. Для налогоплательщика это означает штраф и пеню. Кроме того, если у инспекции возникли сомнения в добросовестности проверяемого лица, она может назначить уже выездную проверку.

Что делать, если нарушения, неточности и противоречия всё же обнаружены? Тогда ФНС РФ в рамках 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки обязан составить акт. И ещё в течение 5 рабочих дней после подписания данного документа его должны вручить налогоплательщику.

Дальше у проверяемого лица появляется по закону месяц на то, чтобы предоставить ФНС РФ возражения. Они оформляются в произвольной форме, но с учётом всех требований, которые сегодня предъявляются к деловой переписке как к таковой.

Все указанные в возражении факты должны иметь непосредственное отношение к начислению налога на прибыль, обосновывать правильность произведённых налогоплательщиком расчётов, его право на конкретную льготу и т. п. Крайне желательно сослаться на конкретные статьи законов и на подзаконные нормативно-правовые акты. Разумеется, все документы должны быть действующими.

Поскольку от правильности заполнения возражений зависит судьба штрафа, пени, а также других возможных негативных последствий для налогоплательщика, то при наличии пробелов в отношении данного вопроса лучше всего обратиться к юристам. Или же к налоговым консультантам, которые помогут быстро и грамотно оформить необходимые документы.

Дальше у руководителя конкретного регионального отделения ФНС РФ есть 10 рабочих дней на изучение возражения.

По итогам всего выносится решение или об отказе о привлечении к ответственности или о привлечении к ней с указанием конкретных мер (штраф с точной суммой, пеня и т. п.).

Помимо этого руководитель также вправе продлить проверку на ещё один месяц или же назначить проведение других мероприятий по налоговому контролю.

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Чтобы избежать неприятностей, декларацию перед подачей в ФНС РФ желательно тщательно проверить. Если вы заполняете её вручную, то убедитесь, что в расчёты не закрались арифметические ошибки.

Плюс — все суммы, указанные в листе 02, должны совпадать с теми цифрами, которые идут в приложениях к нему.

Если документ заполняется в одной из бухгалтерских программ, то подобные моменты обычно проверяются автоматически.

Все случаи, когда налогоплательщик заявляет льготы или снижает ставку, вызывают повышенный интерес со стороны инспекции. То есть, нужно заранее подготовиться к тому, чтобы отстоять свои права.

Инспекторы часто сверяют доходы, которые указаны по налогу на прибыль, с тем, что зафиксировано в отношении НДС.

И тут могут появиться следующие вопросы:

  1. Появилась сумма, которая облагается НДС, но не налогом на прибыль. Скажем, речь идёт о безвозмездной передаче собственности.
  2. Организация осуществляет операции, которые не подпадают под НДС. В такой ситуации нужно обязательно заполнить раздел 7 при оформлении декларации по НДС, иначе возникнут вопросы.
  3. В категории внереализационных доходов появилась прибыль, которую надо обложить НДС, но при начислении налога на прибыль она не указывается в расшифровке полученной выручки. Тогда налогооблагаемая база по НДС превысит выручку, показанную в декларации по налогу на прибыль, что тоже потребует объяснений. Скорее всего, надо будет предоставить регистры.
  4. Организация осуществляет операции, облагающиеся НДС с нулевой ставкой. В данном случае основные вопросы связаны с тем, что срок использования этой ставки и время подтверждения соответствующего права периодически расходятся. Как правило, образуются остатки на начало и конец сравниваемых периодов. Если у ФНС РФ возникают вопросы, надо будет предъявить регистры и объяснить, откуда и что взялось, каким образом.
  5. Обычно много внимания приковывается к убыткам. Речь идёт о минусах по отчётному периоду. Отдельный акцент ставится на приложении № 3, которое идёт к листу 02.
  6. Если были авансовые платежи и уточнённые декларации, этот момент тоже следует иметь в виду. Иногда по нему возникает путаница.
  7. Иногда организация платит и другие налоги, помимо того, что взимается с прибыли и НДС. Допустим, с какого-то имущества. В такой ситуации необходимо зафиксировать все начисленные налоги за конкретный период. По ним тоже могут потребоваться уточнения.
  8. Обязательно необходимо учитывать не только налоговую, но и бухгалтерскую отчётность. Сумма налога на прибыль везде должна совпадать. Разночтения вызовут закономерные вопросы у ФНС РФ.
  9. Некоторые фирмы получают финансирование целевого характера. Если компания заполняет лист 07 при оформлении декларации на прибыль, причём речь идёт о существенных суммах, то в таком случае с большой долей вероятности у неё потребуют пояснения.
  10. Если организация подаёт данные по нескольким обособленным подразделениям, нужно учесть, что сумма всех налогов на прибыль должна совпадать с итоговой цифрой. Особое внимание следует уделить также авансовым платежам, поскольку с ними возможны различные неприятности.

Если организация предоставляет полные и исчерпывающие ответы по всем возникающим вопросам, то проблем с ФНС РФ у неё не будет. При этом незначительные ошибки в отдельных строках, которые не влияют на правильность оформления декларации в целом, не требуют предоставления исправленного документа.

Они также не влекут за собой составления акта по итогам камеральной проверки. То есть налогоплательщику достаточно будет предоставить пояснения, как правило, в письменном виде.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Осуществление камеральной проверки происходит в течение 3 месяцев. Причём отсчёт начинается с момента предоставления декларации. А вот день предоставления пояснений на сроки никак не влияет.

Как правило, камеральную проверку не продлевают. Исключения составляют только случаи выявления нарушений, когда по итогам рассмотрения возражения (если оно было предоставлено) руководитель выносит окончательное решение.

Среди прочего он может продлить камеральную проверку ещё на 1 месяц. Однако чаще всего на практике ФНС РФ начинает углублённо изучать деятельность конкретного налогоплательщика, то есть назначается выездная проверка.

Что же касается камеральной, то не существует запрета на её повторное проведение. В частности, если налогоплательщик предоставил уточнённую декларацию, то в таком случае срок (3 месяца) будет отсчитываться заново с момента предъявления именно этого документа.

В ходе камеральной проверки основным документом, который изучает инспектор, является декларация. Вот почему привязка именно к нему имеет такое значение.

Камеральная проверка: готовим обоснованный ответ

Как уже и говорилось выше, при прохождении камеральной проверки принципиальное значение имеет грамотный и содержательный ответ. Обратите внимание на то, что ФНС РФ вправе затребовать исключительно то, что относится к налогу на прибыль, то есть документы о будущих сделках или же данные по другим сборам вы не обязаны предоставлять.

Ответ ФНС РФ, даже если налогоплательщик отказывается предоставлять данные (например, их у него нет), должен быть в любом случае обоснованным. Например, инспекция хочет от компании аналитику по рынку.

В этом случае следует указать, во-первых, что к камеральной проверке по налогу на прибыль подобные сведения отношения не имеют.

Во-вторых, что вы не обладаете возможностью дать эту информацию, так как не занимаетесь указанной аналитикой.

Защищать свои права стоит, основываясь на законах. Причём желательно указывать ещё и подзаконные акты, например, письма, опубликованные самим ФНС.

Если вы не понимаете, как подготовить обоснованный ответ инспекции, обратитесь к профессионалам. Наши налоговые консультанты внимательно изучат вашу ситуацию и сделают всё для того, чтобы защитить ваши интересы.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnaya-proverka-po-nalogu-na-pribyl/

Какие документы для камеральной проверки по налогу на прибыль — kodeks-alania.ru

Целью ведения деятельности коммерческих предприятий служит получение прибыли. В случае превышения расходов над доходами в декларации заявляется убыток.

При подаче организацией данных об убытках инспектор камерального отдела затребует документы, подтверждающие причины отсутствия прибыли.

Показатели Оправдательные документы Полученного дохода от реализации, произведенных расходов Расшифровки показателей – налоговые регистры доходов, расходов Внереализационных доходов и расходов Регистры, расшифровки, договоры Проведенных сделок Договоры, перечень контрагентов, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей Заработной платы Штатное расписание, выписки из лицевых счетов Иные формы, необходимые для проверки Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень оправдательных документов первичного учета и налоговых регистров, позволяющих подтвердить данные.

  • нумерация листов – сплошная, арабскими цифрами, начиная с единицы;
  • все листы скрепляются в сшиве на 2-4 прокола прочной нитью, концы которой связываются на обратной стороне последнего листа;
  • в месте скрепления –должна быть бумажная наклейка (прямоугольник размером 40 на 50 мм);
  • наклейка должна закрывать место скрепления полностью;
  • на наклейку наносится заверительная надпись с указанием количества (арабскими цифрами и прописью) листов;
  • надпись скрепляется подписью руководителя или другого представителя компании с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания;
  • если есть
Читайте также:  Как заполняется декларация по усн «доходы минус расходы»? - все о налогах

печать – поставить ее на заверительной надписи так, чтобы печать частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы, дату их заверения.

Камеральная проверка по налогу на прибыль

А44–152/2010);

  • налоговый орган в установленный законом срок не принял решение по заявлению налогоплательщика о продлении либо об отказе в продлении срока представления документов и не довел данное решение до сведения налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2011 г. № А56–40217/2010).

Какие еще нарушения порядка истребования документов позволят налогоплательщикам избежать ответственности по ст. 126 НК РФ? Во-первых, обратим внимание на новую норму п. 5 ст.

93 НК РФ, в соответствии с которой «в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица». Согласно п. 15 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г.

Как пройти камеральную проверку по налогу на прибыль?

Таким образом, в требовании о представлении документов инспекция может запросить:

  • полученные и выставленные счета-фактуры;
  • первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
  • договоры с поставщиками;
  • копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
  • др.

Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция

  • ВажноГлавная
  • Налоговые проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) исчерпывающе изложен в ст. 88 НК РФ. Контроль исчисления налога на прибыль осуществляется на основании данных декларации или иных документов, предоставленных организацией или имеющихся в распоряжении Инспекции.

Камеральная проверка по налогу на прибыль производится инспектором в рамках должностных обязанностей и не требует издания решения за подписью начальника или заместителя Инспекции.

В процессе мероприятия контроля производится проверка соблюдения сроков подачи отчетности, полноты заполнения, сопоставления показателей.

Основными задачами инспекторов служат контроль за правильностью определения базы –доходов, уменьшенных на величину расходов, и налогообложения.

Какие документы могут требовать при камеральной и встречной проверках

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Подача возражений на акты налоговых проверок Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Камеральные проверки

В нем необходимо указать основание представления документов, реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом сшиве.

Несмотря на то, что поводы для истребования документов можно пересчитать по пальцам, налоговики зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, когда им того захочется и запрашивают гораздо более широкий перечень документов.

Камеральная налоговая проверка: истребование документов

Декларация по НДС До этого года при камеральной проверке декларации по НДС инспекция вправе была истребовать у компании документы только в одном случае:

  • если в декларации по НДС налог заявлен к возмещению.С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были введены дополнительные основания, позволяющие истребовать у компании документы во время проведения камеральной налоговой проверки:
  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим данным из этой же декларации;
  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

Причем выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Камеральная налоговая проверка

Проводя камеральную проверку, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, получить объяснения и интересующие ее сведения. Какие документы могут быть истребованы? Как быть, если их слишком много? Можно ли продлить срок представления документов? За что можно привлечь налогоплательщика к ответственности по ст.

126 Налогового кодекса РФ и как избежать такой ответственности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье. В первую очередь определим, какие документы и в каких случаях вправе истребовать налоговые органы при камеральной проверке. В пункте 3 ст.

Причем состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно.

В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк налоговой декларации.

Декларация по прибыли с убытком Компания сдала декларацию по налогу на прибыль, в которой показан убыток. В данном случае инспекция в ходе камеральной проверки по прибыли вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

В ответ на требование необходимо направить в ИФНС письмо, где подробно раскрываются причины образования убытка в соответствующем периоде. Там же стоит привести факторы хозяйственной деятельности компании, из-за которых возникло превышение расходов над доходами.

Какие документы для камеральной проверки по налогу на прибыль

НК РФ описывает возможность проведения КНП при наличии поданной налогоплательщиком декларации и, возможно, иных документов — как представляемых налогоплательщиком, так и полученных налоговыми органами из других источников.

Следовательно, проведение КНП на основании только имеющихся у налогового органа сведений и документов в случаях, когда налогоплательщик не представил декларацию, невозможно — к данному выводу пришел Президиум ВАС (Постановление от 26.06.

2007 N 1580/07).

Судьи, руководствуясь принципом недопустимости расширительного толкования норм налогового законодательства, решили, что такая форма налогового контроля, как КНП, может проводиться только при наличии налоговой декларации, а в отсутствие декларации проведение КНП и доначисление по ее результатам налогоплательщику налога, пеней и штрафа невозможно.

Источник: https://kodeks-alania.ru/kakie-dokumenty-dlya-kameralnoj-proverki-po-nalogu-na-pribyl/

Камеральные проверки по налогу на прибыль методические рекомендации

По результатам мероприятия ИФНС не может выставить санкции, но определит правильность расчета базы, в дальнейшем влияющей на показатели. Вопрос №4. Могут ли часто представляемые уточненные декларации спровоцировать камеральную проверку? Относительно, могут.

Регулярная подача организацией уточненных деклараций свидетельствует о слабом документальном учете, что позволит инспектору выполнить план по доначислениям. Вопрос №5. Как быть, если Инспекция требует документы, не относящиеся к проверяемым данным? В ходе камеральной проверки инспектор не может запрашивать документы, не связанные с КНП (п.7 ст. 88 НК РФ).

В Инспекцию необходимо представить обоснованный отказ с ссылками на законодательство. Вопрос №6.

Важно

Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.

Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации.
Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

Как сопоставить показатели с декларацией по НДС Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).

Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?

Документ должен содержать подписи должностных лиц и приложения, подтверждающие нарушения Получение акта Получение на руки акта с одновременной подписью 2-х экземпляров, первый из которых остается в ИФНС Отказ от получения акта В акт вносится соответствующая запись Несогласие с результатом проверки Срок подачи в ИФНС возражений в письменной форме – 15 дней после получения акта Жалоба Срок для апелляции в вышестоящий налоговый орган – 10 дней.

Подача осуществляется через проверяющее отделение ИФНС Судебное разбирательство Подача иска в Арбитражный суд производится после безрезультатности досудебных мероприятий По результатам материалов проверки и при обнаружении нарушений инспектор выписывает требование о доначислении налога.

Дополнительно составляется протокол административного правонарушения.

Как пройти камеральную проверку по налогу на прибыль?

Прежде всего, это суммы доходов: Лист 02 декларации по налогу на прибыль Соотношение Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по

ОКУД) Строка 010 + строка 030 = Строка 010 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120 + строка 170 Различаться эти показатели могут лишь в нескольких случаях: – если у фирмы есть операции с ценными бумагами;– если по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;– если фирма устанавливает свои цены в условных единицах.

Проверим камерально

Он базируется на внутренних и внешних источниках информации.

По результатам анализа налоговики не могут доначислить фирме налоги и штрафы.

Внутренний анализ На этом этапе налоговики должны сравнить объемы реализации и уровень себестоимость продукции (работ, услуг) и определить их колебания.

Для этого они используют внутренние источники информации: данные бухгалтерской и налоговой отчетности, а также пояснения самих организаций.

Внимание

Если расходы и доходы растут или уменьшаются приблизительно одними темпами, налоговики оставят фирму в покое.

В противном случае они потребуют объяснений. Поэтому следует заранее продумать, что вы скажете инспектору, так как не все объяснения его устроят.

Методика проведения проверки по налогу на прибыль

Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль Период проверки не может превышать 3-х месяцев, исчисляемых от даты представления декларации. Наопределение срока окончания не влияет день дачи пояснений или конечная дата для представления отчетности. Камеральные проверки по налогу на прибыль проводятся выборочно и не применяются к каждой представленной декларации.

Продление периода КНП не производится. Исключение составляет случай представления корректирующей данные декларации до дня окончания проверки.

Инициируется новая проверка, срок проведения которой устанавливается заново в пределах 3-х месяцев от даты подачи уточненных показателей.

Камеральная налоговая проверка может охватывать только период, указанный в декларации.

На процедуру КНП не действует запрет на повторное проведение контроля.

Объявление

Сравнение полученных данных производится с отраслевыми показателями.

Одновременно при проверке прослеживается динамика изменения данных по периодам.

Если показатели имеют значительные отклонения от средних величин или снижение нагрузки, налогоплательщику предложат предоставить пояснения. В качестве оправдательных аргументов налогоплательщик может указать:

  • Расширение сферы деятельности и пополнение ТМЦ в текущем периоде, что подтверждает увеличение расходов.
  • Повышение уровня оплаты труда, приведшего к росту затрат.
  • Отсутствие внереализационных доходов, ранее имеющихся у налогоплательщика.
  • Усиление конкурентоспособности аналогичных по деятельности компаний, требующее дополнительных расходов рекламы.

Пояснения причин низких показателей налоговой нагрузки подкрепляются регистрами НУ.

Читайте также:  Учетная политика транспортной организации - образец - все о налогах

Например, объяснить рост расходов по причине инфляции не получится: налоговики считают, что в этом случае должны возрасти и доходы фирмы.

Внешний анализ При анализе декларации налоговики могут прибегнуть к помощи других организаций. Например, запросить информацию о физических объемах потребленных вашей фирмой энергии, газа, воды и т. д.

и проанализировать, насколько уровень ее доходов соответствует уровню расходов в физических величинах.

Если у фирмы растут расходы на производство 1 единицы продукции, а доходы при этом почти не меняются или снижаются, она должна это обосновать.

В противном случае проверяющие посчитают их превышение экономически неоправданным и могут исключить из состава расходов.

Но даже если они не пойдут на столь радикальные меры, фирму могут включить в план выездных проверок.

Вернуться назад на Налог на прибыльНалоговики разработали специальные рекомендации по проведению камеральных проверок налога на прибыль. Этот документ недавно появился в инспекциях под грифом «для служебного пользования». О его содержании вы узнаете из нашей статьи.

Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.

На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).

Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС № БГ-3-02/358.

Вероятные расхождения анализа проверки Причины, указываемые в пояснениях Несовпадение темпов роста доходов и расходов Возникли причины, требующие дополнительных финансовых вложений Несопоставимость расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности Различные формы списания расходов (например, применение амортизационной премии в НУ) Несопоставимость доходов в бухгалтерской и налоговой отчетности Различные формы признания видов доходов.

Суммы могут расходится при наличии производств с длинными циклами, операций с ценными бумагами, безвозмездное получение имущества Несовпадение контрольных соотношений Зависит от конкретного показателя.

Отметим, что форму № 5 не заполняют малые предприятия, поэтому для них такая проверка ограничится лишь сравнением декларации с отчетом о прибылях и убытках (форма № 2).

Налоговики привели в своих рекомендациях соотношения, которые необходимо проверять в первую очередь: Приложение № 3 к листу 02 декларации Соотношение Раздел 6 формы 5 (по ОКУД) строка 090<\p>

Источник: https://zakon52.ru/kameralnye-proverki-po-nalogu-na-pribyl-metodicheskie-rekomendatsii/

Вероятность выездной проверки налога на прибыль можно снизить

Налоговики должны проверять каждую компанию не реже чем один раз в три года. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому многие компании (в том числе и крупные) живут без налоговых ревизий много лет, даже не зная, что такое выездная налоговая проверка.

Во многом это зависит от показателей их налоговой и бухгалтерской отчетности, на основе анализа которых и отбирают налогоплательщиков на выездную проверку. Кроме того, на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены схемы ухода от налогообложения.

Именно поэтому успешное прохождение камеральной проверки может длительное время ограждать компанию от проверки выездной.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Представитель центрального аппарата ФНС России:
— Проведение эффективной камеральной проверки возможно благодаря наличию у налоговых органов прав на истребование дополнительных документов у налогоплательщиков, их контрагентов и банков. Проверка налоговой декларации даже с учетом анализа динамики показателей не может вскрыть саму схему уклонения от налогообложения, а либо выявляет очевидные ошибки и нарушения, либо является поводом для так называемой углубленной проверки с истребованием документов.

Что и как анализируют налоговики? На что надо обратить внимание при составлении налоговых деклараций, чтобы не попасть в «черный список» кандидатов на выездную проверку? Ответы на эти вопросы приведены в документе ФНС России с грифом «Для служебного пользования» — Методических рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций, которые оказались в распоряжении экспертов «ПНП».

Этап первый: проверка контрольных соотношений

Первый этап камеральной проверки включает в себя анализ показателей декларации на выполнение контрольных соотношений, то есть проверяется связь отдельных данных декларации между собой. Кроме того, на этом этапе идет проверка отдельных показателей декларации на соответствие их главе 25 Налогового кодекса.

Для начала налоговики устанавливают факты несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности.

Если они будут обнаружены, у компании могут запросить пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы.

Причем первичные документы могут быть затребованы только если у налоговиков появятся основания предполагать, что база по налогу на прибыль занижена.

Внимание! Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

  • льготы;
  • пониженные ставки;
  • убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке;
  • средства целевого финансирования.

Поэтому, чтобы предупредить возможные вопросы налоговиков, в пояснительной записке к годовой отчетности желательно разъяснить порядок применения льгот по налогу. А также расшифровать отдельные прибыли и убытки с указанием на то, как рассчитывался налог в этом случае.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Валерий Бахтин, эксперт КГ «Что делать Консалт»: — Для снижения риска проведения выездной налоговой проверки компании надо подробно раскрыть показатели отчетности в пояснительной записке. Окончательно должны уйти в прошлое формальные пояснительные записки на одной страничке. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации с обоснованием изменения отдельных показателей в отчетном году может снять ряд вопросов при камеральной проверке.

Однако главным критерием для назначения выездной проверки является все же наличие убытка. Поэтому планируйте свою деятельность так, чтобы всегда иметь небольшую, но стабильную прибыль. Так вы существенно снизите вероятность выездной налоговой проверки.

Казусы в контрольных соотношениях

Благодаря недоработке Методических рекомендаций в некоторых ситуациях налоговики всегда будут требовать у компании пояснений и дополнительных документов.

Ведь в Методических рекомендациях не учли тот факт, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя.

Между тем специалисты из ФНС требуют, чтобы нижестоящие подразделения уделяли пристальное внимание именно проверке данных декларации на выполнение контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности.

Причем, как правило, такая проверка проходит не вручную, а в автоматизированном режиме — с помощью специальной программы. Поэтому инспектор и не будет вникать, почему показатели не совпадают. Он сразу вызовет налогоплательщика для объяснений.

Например, объяснения потребуют, когда компания заявила амортизационную премию. Методологи из ФНС рекомендуют при проверке правомерности включения в расходы амортизационной премии (п. 1.1 ст.

259 НК РФ) сравнить данные бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного (налогового) периода.

При этом, если у компании данные бухгалтерской отчетности по основным средствам не изменились, а амортизационная премия тем не менее заявлена, Методические рекомендации советуют запросить документы, подтверждающие основания ее применения.

Однако в ФНС забыли о том, что в бухгалтерском учете амортизационная премия не начисляется (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.

01 № 26н)! Кроме того, порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете может различаться.

Поэтому показатели по строке 044 приложения 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль и по строке 120 бухгалтерского баланса (форма № 1) соотноситься не будут никогда.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Валерий Бахтин, эксперт КГ «Что делать Консалт»:
— Методологи из ФНС имели в виду не сравнение данных налогового и бухгалтерского учета, а проверку данных раздела «Основные средства» приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и, в частности, колонки № 4 «Поступило». Если эта колонка не заполнена, есть повод проверить, откуда взялась амортизационная премия. Поэтому хочется обратить внимание на необходимость тщательного заполнения формы № 5 и сверки ее показателей с основными формами отчетности.

Кроме того, в ФНС считают, что у компании в обязательном порядке надо запросить пояснения, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности значительно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации — убыток.

Однако в Методических рекомендациях не нашел отражение тот факт, что с введением ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина России от 19.11.

02 № 114н) причины этих отклонений можно увидеть как в бухгалтерском балансе компании, так и в отчете о прибылях и убытках.

Поэтому, если по результатам года бухгалтерская прибыль компании оказалась больше налоговой, в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать для налоговых инспекторов перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств (активов).

Методика экономического анализа из ФНС на втором этапе

На втором этапе камеральной проверки налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Как сказано в Методических рекомендациях, именно по результатам этого этапа налоговые органы должны окончательно отобрать налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, а также разработать план действий по ее эффективному проведению.

Экономический анализ декларации проводится ежеквартально только в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также тех компаний, налоговые поступления которых в бюджет составляют не менее 60 процентов всех поступлений в налоговом органе. Для остальных налогоплательщиков — раз в год по результатам годовой отчетности.

В его рамках оценивают результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и определяют их влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль. Экономический анализ проводится в зависимости от конкретных значений финансово-экономических показателей по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

В качестве примера таких показателей методологи из ФНС указали обороты по реализации, сумму доходов и расходов. Причем налоговым органам на местах дано право самостоятельно определять для каждого показателя значительность отклонения и его критерии. Однако методологи ФНС не указали для своих подчиненных, какие значения этих показателей считаются нормальными.

ФНС России рекомендует обращать особое внимание на компании, которые заявляют в декларации незначительные суммы налога на прибыль либо убыток.

В рамках второго этапа проверки налоговики проводят углубленный анализ в части сопоставления показателей, отраженных в декларациях по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности и показателями налоговых деклараций по другим видам налогов. Методические рекомендации предписывают анализировать эти показатели в динамике.

Отдельные показатели налоговых деклараций с данными соответствующей бухгалтерской отчетности налоговики сопоставляют за последние три года, непосредственно предшествующих году проведения анализа. Это помогает им отследить тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих не только на налог на прибыль, но и на суммы других налогов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ольга Федотова, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО АФ «ВнешЭкономАудит»: — При проверке деклараций по налогу на прибыль налоговики часто проверяют сопоставимость расходов за несколько последовательных периодов. Во-первых, контролеры исходят из рентабельности сделок, то есть проверят долю прямых расходов в выручке от реализации. Если расходы возросли, а выручка осталась прежней — это повод для проверки. Во-вторых, анализируется доля косвенных расходов. Если их величина из года в год увеличивается в разы, в то время как сумма выручки за проверяемые периоды увеличилась незначительно, есть повод для выяснения этого обстоятельства на территории налогоплательщика.

Кроме того, налоговые органы в ходе камеральной проверки запрашивают у компаний не только первичные документы, подтверждающие приведенные в декларации суммы, но и обоснование увеличения таких сумм.

Внимание! При значительном расхождении сумм показателей некоторых строк налоговой декларации по налогу на прибыль с суммой показателей соответствующих строк формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (см. таблицу) компанию попросят предоставить в налоговую инспекцию информацию об источниках такого расхождения.

Читайте также:  Возможен ли один упд на товары и услуги? - все о налогах

Причем сами специалисты из ФНС указывают, что данные показатели могут и не совпадать. Однако это может происходить довольно редко и по тем операциям, доходы и расходы по которым определяются в особом порядке.

Например, при наличии операций с ценными бумагами, при безвозмездном получении имущества, при товарообменных сделках.

Кроме того, налоговики считают, что различие показателей определено четкими причинами, перечень которых достаточно узок.

Среди таких причин в Методических рекомендациях указаны:

  • отказ от признания выручки в бухгалтерском учете в случае невыполнения дополнительных условий к передаче права собственности по сделке;
  • наличие производств с длительным циклом;
  • пересчет выручки по правилам статьи 40 Налогового кодекса;
  • переоценка стоимости имущества.

Обратите внимание, что на практике причин расхождения указанных выше показателей гораздо больше, чем заявлено налоговиками. Например, благодаря некоторым видам доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, но отражаются в бухгалтерской отчетности:

  • положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50 процентов;
  • стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенного арендатором.

Кроме того, некоторые виды доходов могут быть отражены только в налоговом учете. Например, это проценты по договору займа, срок действия которого приходится более чем на один налоговый период.

В налоговом учете этот доход будет признан на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 271 НК РФ).

В бухгалтерском учете проценты отражаются исходя из условий договора, в соответствии с которыми начисление и уплата процентов могут быть предусмотрены на дату возврата всей суммы займа.

Поэтому, если сумма показателей, приведенных в таблице, у вас значительно расходится, заранее подготовьте разъяснения для налоговиков. Желательно в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства.

Источники информации для косвенной оценки налоговой базы

К вопросам камеральной проверки относится и сопоставление сумм других налогов, исчисляемых в зависимости от показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Из внутренних источников информации налоговики используют данные других налоговых деклараций.

Внимание! На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор делает выводы о возможных суммах других налогов. А именно сопоставляет налоговые базы по различным видам налогов. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то налоговики ожидают от компании и значительные суммы поступлений ЕСН.

Конечно, такая зависимость не позволяет точно определить сумму других налогов, подлежащих уплате. Однако помогает налоговикам сформировать определенные тенденции в объемах различных налогов, которые они должны отслеживать.

Например, если компания задекларировала значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, налоговики могут заранее спрогнозировать уровень доходов этой компании.

Ведь изменение мировых цен на экспортируемые товары будет прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли.

Помимо этого налоговики могут оценить налоговую базу по косвенным признакам на основании данных из внешних источников информации. Например, для анализа затрат компании на изготовление единицы продукции специалисты из ФНС рекомендуют запрашивать специализированные организации о физических объемах потребления, ценах на ресурсы и т. д.

Ведь производственный процесс предполагает использование определенной технологии. А именно на единицу производимой продукции должно расходоваться вполне определенное количество ресурсов.

Зная количество использованных ресурсов, налоговики могут определить объем выпущенной продукции и тем самым проверить сопоставимость заявленных организацией доходов.

Комментарий эксперта
Анна Дымова, эксперт департамента налогов и права аудиторско-консалтинговой компании «ФБК»:
— Интерес инспекторов может вызвать существенное отличие показателей декларации налогоплательщика по сравнению с показателями компаний, осуществляющих аналогичную деятельность.

Поэтому, если компания работает в высокодоходной сфере экономики и при этом убыточна или показывает слишком маленькую прибыль, вероятность выездной проверки существенно возрастает.

Если убыточность деятельности обусловлена какими-либо объективными факторами, об этом лучше заранее сообщить инспектору в пояснительной записке к годовой отчетности.

Кроме того, ресурсы употребляются в определенных пропорциях. Причем норму расхода ресурсов налоговый орган может взять у других компаний из этой отрасли. Если эта норма нарушена, налоговики считают, что часть готовой продукции не отражена в учете.

То есть затраты списаны на все количество выпущенной продукции, а выручка от реализации отражена частично.

Поэтому в такой ситуации по рекомендации специалистов ФНС для получения дополнительных доказательств инспекция проведет встречные проверки у контрагентов проверяемой компании.

Комментарий эксперта
Татьяна Васильева, юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»: — Важно помнить, что налоговики могли уже проверить налогоплательщика, который осуществляет такую же деятельность, как и ваша компания. В таком случае они знают примерный уровень цен по тем или иным сделкам. Соответственно знают, каких расходов и доходов ожидать. Более того, налоговые органы поддерживают связь с независимыми экспертами, от которых могут получать данные о ценах. Особенно это касается налоговых инспекций, которые контролируют крупнейших налогоплательщиков. Сигналом к проведению проверки могут быть просьбы из других налоговых инспекций предоставить информацию.

Кроме того, налогоплательщику важно следить за судебными процессами, в которых участвует его налоговая инспекция. Так ему будет известно, какие вопросы для его налогового органа уже «наработаны», какие предъявляются претензии, какие были рассмотрены документы.

Таким образом, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

  • проанализировать внимательно причины различий между отдельными показателями налоговой декларации, иметь всегда готовые объяснения;
  • проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;
  • проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации.

Этaпы камеральной проверки (см. схему)

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/621-veroyatnost-vyezdnoy-proverki-naloga-na-pribyl-mojno-snizit

Камеральная проверка по налогу на прибыль

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ КНП проводится уполномоченными должностными лицами налоговых органов на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом имеются в виду документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). В п. 7 ст.

88 НК РФ указано, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Анализируя данные нормы, можно сделать следующие выводы:

— необходимым условием для проведения КНП является представление налогоплательщиком в налоговый орган декларации (расчета);

— налогоплательщик должен представить одновременно с декларацией «оправдательные» документы только в случаях, когда представление таких документов предписано НК РФ;

— дополнительные сведения и документы могут быть истребованы у налогоплательщика только в предусмотренных ст. 88 НК РФ случаях.

Рассмотрим подробнее предложенное толкование налоговых норм и их практическое применение.

Наличие налоговой декларации — условие проведения камеральной проверки

Порядок проведения налоговыми органами контрольных мероприятий (в том числе и КНП) достаточно подробно регламентирован НК РФ. Формулировка п. 1 ст.

88 НК РФ описывает возможность проведения КНП при наличии поданной налогоплательщиком декларации и, возможно, иных документов — как представляемых налогоплательщиком, так и полученных налоговыми органами из других источников.

Следовательно, проведение КНП на основании только имеющихся у налогового органа сведений и документов в случаях, когда налогоплательщик не представил декларацию, невозможно — к данному выводу пришел Президиум ВАС (Постановление от 26.06.2007 N 1580/07).

Судьи, руководствуясь принципом недопустимости расширительного толкования норм налогового законодательства, решили, что такая форма налогового контроля, как КНП, может проводиться только при наличии налоговой декларации, а в отсутствие декларации проведение КНП и доначисление по ее результатам налогоплательщику налога, пеней и штрафа невозможно.

Не стоит, конечно, думать, что можно безнаказанно в нарушение НК РФ не платить установленные налоги и не сдавать налоговые декларации. Если налоговый орган получит от других лиц (контрагентов, банков, таможенных органов и т.п.) такие факты, то привлечение к налоговой ответственности и доначисление налогов становится практически неизбежным — но уже в рамках выездной налоговой проверки.

Представление оправдательных документов при КНП

В соответствии с новой редакцией ст. 88 НК РФ в общем случае КНП должна проводиться сотрудниками налоговых органов на основании поданных налогоплательщиками деклараций и, как уже говорилось, документов, которые должны быть представлены в налоговый орган одновременно с декларациями в соответствии с требованиями НК РФ.

В отношении налога на прибыль обязанность представить одновременно с декларацией «оправдательные» первичные документы НК РФ не предусмотрена. Ранее действовавшая редакция ст. ст.

88 и 289 НК РФ также не содержала положений, обязывающих налогоплательщиков представлять в ИФНС одновременно с декларацией по налогу на прибыль первичные документы.

Внимание! НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика предоставлять оправдательные документы вместе с декларацией по налогу на прибыль.

К сожалению, очень часто на практике налоговые органы обязывают налогоплательщиков в рамках камеральной налоговой проверки КНП представлять для проверок налоговых деклараций по налогу на прибыль все бухгалтерские и налоговые регистры и документы, на основании которых заполнены показатели этих деклараций. Делают они это, ссылаясь на системное применение норм ст. ст. 31, 88, 93 НК РФ, в которых установлено, что:

— налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);

— КНП проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ);

— должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Источник: https://www.pnalog.ru/material/kameralnaya-proverka-nalog-na-pribyl

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]