Регионам придется отменить часть налоговых льгот
Отмена оптимизирующих льгот увеличит конкуренцию между частными и госуслугами, поддерживает идею Редькин
Наталья Рыхлик / Ведомости
Идея оценивать эффективность налоговых льгот регионов при распределении дотаций обсуждалась в пятницу на правительственной комиссии по региональному развитию. В целом она одобрена, говорят два федеральных чиновника.
Но окончательного решения пока нет, уточняет представитель вице-премьера Дмитрия Козака (отвечает за региональную политику): до 1 декабря регионы должны направить предложения, а Минфин – до конца года их обобщить и доложить.
Представитель Минфина не ответил на запрос.
Регионам, налоговая политика которых окажется неэффективной, Минфин предлагает сокращать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это около 2 трлн руб. на ближайшие три года – более 40% трансферта из федерального бюджета. Половину всех дотаций получат 13 регионов, больше всего – Дагестан.
Регионы много теряют из-за неэффективных льгот, объясняет один из чиновников. Минфин предлагает разделить все льготы на стимулирующие (например, пониженная ставка), социальные и оптимизирующие бюджетные потоки (для госучреждений).
Их общая сумма – около 330 млрд руб., писал «Коммерсантъ» и подтверждает чиновник. Большая часть приходится на стимулирующие льготы – около 70%, 8% на социальные и остальное на оптимизирующие.
Последние Минфин предлагает отменить, социальные – включать в расходы модельного бюджета региона (учитывать как расходы), а для стимулирующих ввести оценку эффективности.
Если за пять лет доходы от льготы не превысили потери, она неэффективна и при расчете дотации такие расходы учитываться не будут. Регион сможет ее сохранить, но помощь ему сократится, объясняет чиновник.
Примеров неэффективных льгот много, рассказывает партнер налоговой и таможенной практики Dentons Василий Марков, прежде всего это те, которые выполняют роль подарка, а не стимула.
В нескольких регионах подать заявку на льготу можно, только профинансировав все инвестиции, приводит он пример, а какой смысл давать льготу, если компания уже все построила? Некоторые регионы сокращали налог на прибыль для всех компаний (например, Пермский край на 4,5 п. п.
), но стать центром притяжения для бизнеса не удается – зато долг вырос, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.
Федеральные налоговые льготы, навязанные регионам (на них приходится более 60% потерь от льгот), учитываться не будут, поясняет чиновник. Выполнять майские указы президента сокращение дотаций на бюджетную обеспеченность не помешает, на них регионы получают другие дотации – на сбалансированность.
Отмена оптимизирующих льгот увеличит конкуренцию между частными и госуслугами, поддерживает идею Редькин. Социальные же льготы лучше заменить прямыми субсидиями нуждающимся, считает Марков.
По методике они считаются априори эффективными, но круг их получателей широк, считает эксперт, участвовавший в их обсуждении: регион освободил всех людей от налога на одно транспортное средство небольшой мощности, выпадающие доходы огромные, а социального эффекта нет – пользоваться льготой могут и бедные, и богатые.
Не оценивая эффективность стимулирующих льгот, федеральный бюджет просто финансирует компании, согласен Редькин, но подходить к их оценке надо более комплексно.
Делить все льготы всего на три категории неверно, как и связывать их эффективность только с налоговыми поступлениями, согласен эксперт, участвовавший в обсуждениях, ситуация в экономике может измениться и у компании начнет падать выручка.
Многие компании льготируются не для роста доходов, а для решения других задач, например развития отрасли. Оценку же льгот лучше привязать к госпрограммам, как Минфин предлагает для федеральных льгот: оценивать достижение конкретных целей, предлагает собеседник «Ведомостей».
Федеральная политика не способствуют росту бюджетного потенциала регионов, предупреждала Счетная палата.
Ключевая проблема – федеральные льготы по налогам, отмечает Карен Вартапетов из S&P, без их снижения или учета их последствий проблему выпадающих доходов регионов решить будет достаточно сложно.
Предложение Минфина может побудить регионы отказаться от неэффективных льгот, но оно может еще больше ограничить регионы в выборе инструментов, необходимых для развития, заключает Редькин, скорее цель – решить фискальную задачу.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/11/07/740680-regionam-otmenit-lgot
Минфин хочет сократить налоговые льготы на «чистые» автомобили
Отдел главного экономиста в Министерстве финансов рекомендует снизить не менее чем на 50 процентов налоговые льготы, предоставляемые государством при покупке экологически чистых автомобилей. Прямым следствием реализации рекомендаций станет рост цен на многие марки наиболее продаваемых в Израиле автомобилей с достаточно низким уровнем выбросов.
В рамках реформы «зеленого» налогообложения, вступившей в силу в 2009 году, все продаваемые на местном рынке модели автомашин делятся на 15 групп в соответствии с показателями выбросов в атмосферу.
Исходя из принадлежности к той или иной группе, автомобили получают налоговые скидки в размере до 16 тысяч шекелей.
В отчете OECD, опубликованном в 2016 году, система налогообложения «чистого» транспорта в Израиле считается особой и наиболее прогрессивной в мире, поскольку учитывает выхлоп сразу целого ряда различных токсичных веществ и при этом поощряет покупку менее загрязняющих окружающую среду автомобилей.
По словам составителей отчета, система «зеленого налогообложения» оказала огромное влияние на приоритеты израильтян в выборе автомобиля, и в 2014 году почти 83 процента всех частных автомобилей, появившихся на дорогах страны, были экологически чистыми. В отчете этот показатель сравнивается с таковым за 2009 год, когда таких автомобилей было менее 19 процентов.
По данным Министерства финансов, реформа снизила эффективный налог на покупку автомобилей с 72 процентов до 60 процентов. Одним из последствий реформы стало увеличение продаж автомобилей, поскольку перед импортерами открылась новая ниша — покупатели, которые ищут недорогой автомобиль за 55-80 тысяч шекелей.
Опубликованный главным экономистом Минфина обзор показывает, что за каждый шекель, который государство экономит, сокращая уровень выброса токсичных веществ автомобилями в окружающую атмосферу, оно теряет от 2 до 4 шекелей на налоговых льготах, призванных поощрить покупку «чистых автомобилей».
Налоговые льготы получает импортер, которые решает, каким образом поделиться с покупателем.
Несмотря на то, что реформа зеленого налогообложения затрагивает важные аспекты человеческой жизни, и потому не всегда уместно анализировать ее с точки зрения формулы стоимость/выгода, в Минфине намекают на то, что реформа вышла из-под контроля. В 2016 году ее стоимость выросла до 1,38 млрд.
шекелей, а экономическая выгода сократилась до 350 млн. шекелей. «Уже ясно, что реформа не прошла экзамен стоимость/выгода, а налоговые льготы, предоставленные для покупки менее загрязняющих транспортных средств, являются чрезмерными», — отмечается в обзоре главного экономиста Минфина.
Соотношения стоимости и выгоды составляло от 1,6 до 2,1 в 2011-2015 годах. В 2016 году стоимость реформы выросла более чем вдвое и соотношение изменилось до 3,9.
И это несмотря на то, что каждые два года Налоговое управление ужесточает условия для получения льготы параллельно с развитием технологий в машиностроении.
Следует отметить, что несмотря на преимущества «зеленого» налогообложения, бремя автомобильных налогов в Израиле по-прежнему остается одним из самых высоких в мире.
Доход государства от налогообложения транспортных средств, включая налоги на покупку, акцизный налог на топливо, таможенные сборы на импорт запасных частей и лицензионные сборы превысил в 2016 году 40 млрд. шекелей.
Государственные доходы от налогов на покупку автомобилей подскочили на 50 процентов по сравнению с 2015 годом.
Экономический ущерб от загрязнения воздуха выхлопными газами оценивается примерно в 12 млрд. шекелей в год. Вычисления произведены на основе оценок ранней смертности, заболеваемости, госпитализации и больничных дней.
По оценкам организации «Гринпис», это очень консервативная оценка, так как расчеты произведены в соответствии со стандартами стран, дороги в которых менее переполнены по сравнению с Израилем.
Активное использование частных автомобилей в Израиле является одной из основных причин того, что на транспорт приходится около четверти выбросов парниковых газов по всей стране по сравнению с одной седьмой в среднем в мире.
Олег Каль, НЭП. Фотография Дуду Бахар
Источник: https://detaly.co.il/minfin-predlagaet-sokratit-nalogovye-lgoty-na-chistye-avtomobili/
Каникулы кончились: правительство отменит налоговые льготы
Минфин объявил о начале реформы налоговых льгот уже с 2018 года. Правила предоставления льгот будут систематизированы в специальном кодексе к концу этого года.
Со следующего года налогоплательщиков ждет мораторий на новые льготы, оценка эффективности действующих и замена бессрочных освобождений целевыми льготами на конкретный срок. Стоимость льгот, которые подлежат перераспределению или отмене, оценена в 2,5 трлн руб. в 2017 году.
Элементы предстоящей реформы включены в «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Во вторник проект документа был представлен Минфином на парламентских слушаниях в Госдуме.
Как следует из различных разделов «Основных направлений», налоговые льготы получают новый статус «налоговых и неналоговых расходов бюджета». Изменение правил будет закреплено в Бюджетном кодексе.
Уже осенью текущего года глава Минфина Антон Силуанов обещал внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.
Пока депутатам были продемонстрированы расчеты действующих льгот, которыми пользуются предприниматели на текущих условиях. Стоимость льгот в 2017 году в действующих правилах оценен в 2,5 трлн руб. К 2020 году эта цифра увеличится до 2,8 трлн руб.
Минфин подсчитал, что, в частности, регионы теряют на льготах 319,6 млрд руб в 2017 году, в 2020 году они могут недосчитаться уже 377,1 млрд руб.
Смена понятия «налоговая льгота» на «налоговый расход» дает возможность Минфину говорить о более чем 17% дополнительных расходах федерального бюджета. Традиционные расходы бюджета на 2018–2020 годы в Белом доме пока решено не увеличивать, несмотря на президентские выборы в следующем году.
Из материалов Минфина следует, что налоговые льготы посчитаны прямым способом — по методу «упущенных доходов» на основе статистики собранной ФНС.
В расчеты не включены льготы и освобождения в рамках системы специальных налоговых режимов (соглашения о разделе продукции, единый сельхозналог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система).
Методика подсчета объема льгот не обсуждалась ни в документах Минфина, ни во время парламентских слушаний. Из всех выступающих в Госдуме надвигающуюся реформу заметили только глава счетной палаты Татьяна Голикова и президент РСПП Александр Шохин.
Татьяна Голикова сделала замечание Минфину, что «в документе по-прежнему не содержится сведений об эффективности применяемых льгот и концептуальных подходов, позволяющих оценить, целесообразность их отмены или продолжения».
Александр Шохин предложил сделать по настоящему предсказуемой налоговую нагрузку, которую Минфин оценивает в 31,6% ВВП.
По мнению Шохина неизменность налоговой нагрузки гарантирует только специнвестконтракт, содержащий «дедушкину оговорку». Для всех остальных предпринимателей она может меняться даже при условии неувеличения налогов — «отменится льгота, либо ставка поменяется».
В «Основных направлениях» сообщается, что ответственные исполнители госпрограмм получат полномочиями по проведению оценки эффективности предоставляемых льгот и преференций в рамках государственных программ, на основе разработанных Минфином общих подходов.
При этом «создание системы мониторинга налоговых и неналоговых расходов бюджетов бюджетной системы, регулярный анализ объемов и оценка эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении целевых показателей госупрограмм».
Полученные дополнительные финансовые ресурсы «могут быть направлены на обеспечение приоритетных направлений экономики», — говорится в документе.
Минфином также подчеркивается, что «основным принципом распределения налоговых и неналоговых расходов по госпрограммам является соответствие их целей приоритетам и целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определенным в госпрограммах».
При этом отдельные статьи налоговых и неналоговых расходов могут соответствовать сразу нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным государственным программам. Налоговые и неналоговые расходы, которые не подходят под перечисленные выше критерии, отнесены к непрограммным налоговым расходам.
Тем самым для бюджетных лоббистов фактически анонсирован новый элемент борьбы за бюджетные ресурсы, аналогичный распределению обычных бюджетных расходов. Раньше налоговые льготы были исключены из этого процесса.
Отмена некоторых льгот уже анонсирована «Основными направлениями». Запланирована поэтапная отмена пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций по линейным объектам. Речь идет о ставке 2,2% по трубопроводам, линиям энергопередачи (отмена с 2019 года) и по железнодорожным путям общего пользования (отменяется с 2021 года).
Отмена запланирована и для льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для автомобильных дорог федерального значения.
Кроме того, с 2018 года предложено установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.
Но из расчетов Минфина следует, что отменяемые льготы пока не настолько значительны с точки зрения всех налоговых расходов бюджета.
Наибольшие потери Минфин оценил от 38 видов освобождений по НДС. В целом стоимость льгот от НДС и освобождение от таможенной пошлины оценена в 1,2 трлн руб в 2017 году. К 2020 году стоимость льгот может возрасти до 1,4 трлн руб.
В этой группе льгот наиболее крупной оказалась пониженная до 10% ставка НДС «при реализации и ввозе определенных товаров». Эта льгота распространяется на продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары и племенные животные.
В 2017 году стоимость этой льготы для бюджета оценена в 495,3 млрд руб. В 2020 году, если ничего не поменяется стоимость льготы может возрасти до 624,8 млрд руб. Отдельно выделены крупные налоговые расходы по освобождению от уплаты НДС при реализации медицинских услуг. Стоимость льготы в 2017 году — 102,8 млрд руб, а в 2020 году — 125,4 млрд руб.
Другие крупные потери бюджета оценены за счет льгот по налогам и сборам на рентные доходы. В 2017 году — 536,3 млрд руб., в 2020 году 656,8 млрд руб. При этом по налогу на добычу полезных ископаемых потери указаны Минфином в размере 412,4 млрд руб. в 2017 году и 499,3 млрд руб. в 2020 году.
Налоговые расходы по имущественным налогам оценены Минфином по 54 видам льгот в 423,1 млрд руб. в 2017 году. Но они уже сокращаются в 2020 году до 363 млрд руб. Прежде всего за счет уже упомянутой отмены льгот на линейные объекты.
На этом фоне представленная Минфином оценка льгот по страховым взносам выглядит скромно. В 2017 году налоговые расходы по взносам оценены в 90,8 млрд руб, а к 2020 году они снизятся до 35,3 млрд руб.
Отметим, что первое обсуждение налоговой политики в Госдуме депутатов заинтересовало крайне мало. Практически незамеченной осталась и двусмысленность «Основных направлений» по налоговому маневру по формуле 22/22 (снижение страховых взносов с 30% до 22%, и повышение НДС с 18% до 22%). С одной стороны никаких упоминаний о деталях этой реформы в документах нет ни слова.
С другой стороны в материалах Минфина одной фразой упоминается о том, что «целесообразно рассмотреть возможность создания дополнительного экономического стимула для обеления — путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов».
Против повышения НДС и снижения страховых взносов выступили только представители деловых организаций и примкнувший к ним ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Кузьминов предложил ввести дифференцированную ставку НДФЛ.
От права задать уточняющие вопросы Антону Силуанову депутаты отказались. А глава бюджетного комитета Андрей Макаров объяснил нежелание усложнять обсуждение дискуссии тем, что детали «Основных направлений» еще не раз будут разбираться Госдумой.
«Посмотрел я на ваши лица и подумал как поощрить тех, кто досидел до конца», — подвел итог обсуждения глава бюджетного комитета Госдумы. Отметим, что председатель Госдумы Владислав Володин уже несколько минут как покинул зал и передал ведение заседания своему зампреду Александру Жукову.
Источник: https://news.rambler.ru/articles/37433801-kanikuly-konchilis-pravitelstvo-otmenit-nalogovye-lgoty/
Налоговые льготы могут быть сокращены в 2018 году
В Министерстве финансов предложили создать список «налоговых расходов» и проследить за их эффективностью. Если льготы по налогам окажутся неэффективны, то государственная поддержка будут скорректирована или вовсе отменена. Ознакомиться с текстом документа можно на сайте правовой информации.
Льготы по налогам в Минфине планируются сократиться
Сейчас документ рассматривают и обсуждают чиновники. В ведомстве не первый раз говорили, что налоговые скидки являются недополученными средствами, которые невозможно проконтролировать. Два года назад расходы на налоговые льготы составили чуть менее 2 триллионов рублей. В нынешнем году этот показатель может превысить 2,5 триллиона рублей.
Главная часть затрат (около 85%) направляется на статью «Национальная экономика». Через три года, по расчетам аналитиков, с бюджета нужно будет выделить более 3,3 триллиона рублей на льготное налогообложение. Политические деятели рассказали, что существует большая вероятность сокращения льгот по налогам: скорее всего, произойдет пересмотр и корректировка всего объема льгот.
Особенности налоговых льгот в 2018 году в Российской Федерации
Преимуществами налоговых льгот являются: низкая ставка налогообложения, продление срока уплаты некоторых налогов, применение налоговых возвратов. Россияне больше всего ценят полное освобождение от уплаты того или иного налога.
В нынешнем году могут рассчитывать на льготы по налогам:
- военные;
- герои советского времени и современности;
- инвалиды;
- граждане, имеющие определенные ордена, медали и награды.
Также могут платить налоги со скидкой пожилые люди и лица, потерявшие единственного кормильца и прочие граждане России.
Скидки предполагаются на следующие объекты, подлежащие уплате налогов:
- парковочные места;
- гаражи;
- квартиры, жилые дома;
- комнаты;
- прочие сооружения и помещения.
Существующие налоги и льготы по ним прописаны в Налоговом Кодексе. Льготы могут предоставляться лицам, которые владеют данными объектами и не используются для получения дополнительной прибыли. Плательщик налогов может отказаться от предоставления льгот государством.
На территории Федерации действуют различные налоговые льготы: наиболее популярными являются скидки и изъятие. Благодаря скидке можно сократить базу налогообложения, а изъятие означает исключение из базы определенных предметов, товаров или доходов.
Уменьшение процентной ставки также нередко предлагается государством: в этом случае человек будет платить налог в бюджет по сниженной ставке. Граждане России могут освобождаться в полной мере от уплаты налогов, если это не противоречит законодательной базе страны.
Ответственные инстанции (налоговые службы) могут продлить срок уплаты налогов, чтобы пожилые люди или прочие лица успели своевременно перечислить деньги в федеральную казну. Также россияне могут рассчитывать на реструктуризацию долга по налогам: может выдаваться отсрочка на оплату пеней, штрафных санкций или недоимок.
Источник: https://pronedra.ru/nalogovye-lgoty-mogut-byt-sokrashheny-v-2018-godu-273284.html
Минфин взялся за налоговую систему
Министерство финансов поставило перед собой задачу к концу лета 2017 года оптимизировать налоговые и таможенные льготы. Для этого предусмотрен запуск целой реформы, которая затронет налоговые отношения на сумму 2-5 триллионов рублей. Но прежде придется провести инвентаризацию имеющихся льгот.
Необходимость данной реформы особенно остро встала в ходе подготовки нового бюджета страны на 2017-2019 годы, который обещает быть довольно жестким.
Так, согласно новому финансовому документу страны, дефицит бюджета предполагается на уровне 2 трлн рублей, а к 2019 году все имеющиеся у страны резервы окажутся полностью исчерпанными.
Нужны средства, а для этого придется придерживаться совершенно иной, новой идеологии налоговых и таможенных льгот, рассмотреть их сквозь призму той доходной части бюджета, которая выпадает.
К концу октября этого года на столе министра финансов должен быть скорректированный Бюджетный кодекс страны, а также новая система понятий налоговых и неналоговых расходов, относящихся, в том числе, к таможенным и страховым платежам. Помимо этого должно быть разработано новое виденье анализа эффективности этих расходов. До сих пор этого сделано не было, хотя работа в указанном направлении уже давно идет.
Вплоть до марта следующего года члены правительства будут готовить новые формы отчетов и разрабатывать требования, по которым станут оценивать эффективность льгот.
К концу этого года эти льготы будут оценены в том плане, насколько они соответствуют целям курируемых госпрограмм.
В марте появится финишный перечень льгот, часть которых войдет в госпрограммы, а другая часть – в прочие бюджетные расходы.
Для осуществления реформы в Минфине был создан абсолютно новый департамент доходов. Именно на него, как на стратегический орган и возложена миссия по созданию и внедрению новой идеологии.
Руководителем департамента назначили Елену Лебединскую, которая до этого являлась заместителем директора департамента долгосрочного стратегического планирования. Именно она оценила ежегодный рост налоговых и неналоговых расходов бюджета федерации в 500 миллиардов рублей.
А если рассматривать еще и местные бюджеты, то ориентировочная цифра получается более чем внушительной – 5 трлн рублей.
При этом, по ее словам, львиная доля льгот по федеральному бюджету относится к госпрограмме по природным ресурсам страны, т.е. нефтегазовой отрасли. На местном, региональном уровне льготы затрагивают налоги на имущество предприятий и физлиц, транспорт, землю, торговый сбор, игорные заведения.
Федеральные льготы по региональным налогам носят в основном социальный характер, и, Лебединская отмечает, что федерация должна как можно меньше вмешиваться в дела регионов по установлению льгот на их налоги. При этом, согласно анализу Минфина, местные власти либо снижают налоговые льготы по одному направлению, либо резко увеличивают их по другому направлению.
Минфин призывает не «нарубить дров» в отношении федеральных социальных льгот на местном уровне.
Работа предстоит важная и очень сложная. Пока механизм не налажен, управлять налоговыми льготами будут по старинке — вручную.
Источник: https://lgoty-expert.ru/news/minfin-vzyalsya-za-nalogovuyu-sistemu/
Никакой жалости: правительство отменит налоговые льготы
Минфин объявил о начале реформы налоговых льгот уже с 2018 года. Правила предоставления льгот будут систематизированы в специальном кодексе к концу этого года.
Со следующего года налогоплательщиков ждет мораторий на новые льготы, оценка эффективности действующих и замена бессрочных освобождений целевыми льготами на конкретный срок.
Стоимость льгот, которые подлежат перераспределению или отмене, оценена в 2,5 трлн руб. в 2017 году.
Элементы предстоящей реформы включены в «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Во вторник проект документа был представлен Минфином на парламентских слушаниях в Госдуме.
Как следует из различных разделов «Основных направлений», налоговые льготы получают новый статус «налоговых и неналоговых расходов бюджета». Изменение правил будет закреплено в Бюджетном кодексе.
Уже осенью текущего года глава Минфина Антон Силуанов обещал внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.
Пока депутатам были продемонстрированы расчеты действующих льгот, которыми пользуются предприниматели на текущих условиях. Стоимость льгот в 2017 году в действующих правилах оценена в 2,5 трлн руб. К 2020 году эта цифра увеличится до 2,8 трлн руб.
Минфин подсчитал, что, в частности, регионы теряют на льготах 319,6 млрд руб. в 2017 году, в 2020 году они могут недосчитаться уже 377,1 млрд руб.
Смена понятия «налоговая льгота» на «налоговый расход» дает возможность Минфину говорить о более чем 17% дополнительных расходов федерального бюджета. Традиционные расходы бюджета на 2018–2020 годы в Белом доме пока решено не увеличивать, несмотря на президентские выборы в следующем году.
Из материалов Минфина следует, что налоговые льготы посчитаны прямым способом — по методу «упущенных доходов» на основе статистики, собранной ФНС. В расчеты не включены льготы и освобождения в рамках системы специальных налоговых режимов (соглашения о разделе продукции, единый сельхозналог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система).
Методика подсчета объема льгот не обсуждалась ни в документах Минфина, ни во время парламентских слушаний. Из всех выступающих в Госдуме надвигающуюся реформу заметили только глава Счетной палаты Татьяна Голикова и президент РСПП Александр Шохин.
Татьяна Голикова сделала замечание Минфину, что «в документе по-прежнему не содержится сведений об эффективности применяемых льгот и концептуальных подходов, позволяющих оценить целесообразность их отмены или продолжения».
Александр Шохин предложил сделать по-настоящему предсказуемой налоговую нагрузку, которую Минфин оценивает в 31,6% ВВП.
По мнению Шохина, неизменность налоговой нагрузки гарантирует только специнвестконтракт, содержащий «дедушкину оговорку». Для всех остальных предпринимателей она может меняться даже при условии неувеличения налогов — «отменится льгота либо ставка поменяется».
В «Основных направлениях» сообщается, что ответственные исполнители госпрограмм получат полномочия по проведению оценки эффективности предоставляемых льгот и преференций в рамках государственных программ, на основе разработанных Минфином общих подходов.
При этом «создание системы мониторинга налоговых и неналоговых расходов бюджетов бюджетной системы, регулярный анализ объемов и оценка эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении целевых показателей госпрограмм».
Полученные дополнительные финансовые ресурсы «могут быть направлены на обеспечение приоритетных направлений экономики», говорится в документе.
Минфином также подчеркивается, что «основным принципом распределения налоговых и неналоговых расходов по госпрограммам является соответствие их целей приоритетам и целям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определенным в госпрограммах».
При этом отдельные статьи налоговых и неналоговых расходов могут соответствовать сразу нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным государственным программам. Налоговые и неналоговые расходы, которые не подходят под перечисленные выше критерии, отнесены к непрограммным налоговым расходам.
Тем самым для бюджетных лоббистов фактически анонсирован новый элемент борьбы за бюджетные ресурсы, аналогичный распределению обычных бюджетных расходов. Раньше налоговые льготы были исключены из этого процесса.
Отмена некоторых льгот уже анонсирована «Основными направлениями». Запланирована поэтапная отмена пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций по линейным объектам. Речь идет о ставке 2,2% по трубопроводам, линиям энергопередачи (отмена с 2019 года) и по железнодорожным путям общего пользования (отменяется с 2021 года).
Отмена запланирована и для льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также для автомобильных дорог федерального значения.
Кроме того, с 2018 года предложено установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.
Но из расчетов Минфина следует, что отменяемые льготы пока не настолько значительны с точки зрения всех налоговых расходов бюджета.
Наибольшие потери Минфин оценил от 38 видов освобождений по НДС. В целом стоимость льгот от НДС и освобождения от таможенной пошлины оценена в 1,2 трлн руб. в 2017 году. К 2020 году стоимость льгот может возрасти до 1,4 трлн руб.
В этой группе льгот наиболее крупной оказалась пониженная до 10% ставка НДС «при реализации и ввозе определенных товаров». Эта льгота распространяется на продовольственные товары, товары для детей, периодические печатные издания, медицинские товары и племенных животных.
В 2017 году стоимость этой льготы для бюджета оценена в 495,3 млрд руб. В 2020 году, если ничего не поменяется, стоимость льготы может возрасти до 624,8 млрд руб. Отдельно выделены крупные налоговые расходы по освобождению от уплаты НДС при реализации медицинских услуг. Стоимость льготы в 2017 году — 102,8 млрд руб., а в 2020 году — 125,4 млрд руб.
Другие крупные потери бюджета оценены за счет льгот по налогам и сборам на рентные доходы. В 2017 году — 536,3 млрд руб., в 2020 году — 656,8 млрд руб. При этом по налогу на добычу полезных ископаемых потери указаны Минфином в размере 412,4 млрд руб. в 2017 году и 499,3 млрд руб. в 2020 году.
Налоговые расходы по имущественным налогам оценены Минфином по 54 видам льгот в 423,1 млрд руб. в 2017 году. Но они уже сокращаются в 2020 году до 363 млрд руб. Прежде всего за счет уже упомянутой отмены льгот на линейные объекты.
На этом фоне представленная Минфином оценка льгот по страховым взносам выглядит скромно. В 2017 году налоговые расходы по взносам оценены в 90,8 млрд руб., а к 2020 году они снизятся до 35,3 млрд руб.
Отметим, что первое обсуждение налоговой политики в Госдуме депутатов заинтересовало крайне мало. Практически незамеченной осталась и двусмысленность «Основных направлений» по налоговому маневру по формуле 22/22 (снижение страховых взносов с 30 до 22% и повышение НДС с 18 до 22%). С одной стороны, никаких упоминаний о деталях этой реформы в документах нет.
С другой стороны, в материалах Минфина одной фразой упоминается о том, что «целесообразно рассмотреть возможность создания дополнительного экономического стимула для обеления — путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов».
Против повышения НДС и снижения страховых взносов выступили только представители деловых организаций и примкнувший к ним ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Кузьминов предложил ввести дифференцированную ставку НДФЛ.
От права задать уточняющие вопросы Антону Силуанову депутаты отказались. А глава бюджетного комитета Андрей Макаров объяснил нежелание усложнять обсуждение дискуссии тем, что детали «Основных направлений» еще не раз будут разбираться Госдумой.
«Посмотрел я на ваши лица и подумал, как поощрить тех, кто досидел до конца», — подвел итог обсуждения глава бюджетного комитета Госдумы. Отметим, что председатель Госдумы Владислав Володин уже несколько минут как покинул зал и передал ведение заседания своему заму Александру Жукову.
Источник: https://www.gazeta.ru/
Источник: https://kroosp.ru/nikakoj-zhalosti-pravitelstvo-otmenit-nalogovye-lgoty/
Налоговые льготы сократят оптом
Минфин разработал план по ужесточению налоговой системы
———————————————
Льготы готовят к оптимизации
План такой. Предлагается пересмотреть идеологию налоговых и таможенных льгот и переоценить их с точки зрения выпадающих доходов бюджета. Работа по переоценке ведется несколько лет, но оживилась именно этим летом, одновременно с подготовкой жесткого бюджета на 2017–2019 годы.
Уже в октябре 2016 года Минфин собирается определить общую систему понятий налоговых и неналоговых расходов и подходы к анализу их эффективности.
Тогда же будет поправлен Бюджетный кодекс, который сегодня, по мнению Минфина, лишь в общих чертах регулирует установление и использование льгот по налогам и сборам.
В октябре 2016 года Минфин совместно с Минэкономразвития, ФНС и ФТС собирается определить полный перечень налоговых и неналоговых расходов, включая таможенные и страховые платежи.
План Минфина изложен в «дорожной карте» «По совершенствованию учета и оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов».
Документ в июне – августе стал предметом оживленной дискуссии внутри министерств и ведомств, а также в регионах.
По плану Минфина, с октября 2016 года по март 2017-го правительство должно заниматься подготовкой новых форм отчетов, разработкой требований по оценке эффективности льгот.
В декабре 2016 года на основе общего перечня налоговых и неналоговых расходов ответственные исполнители госпрограмм должны оценить применение налоговых и неналоговых льгот с точки зрения выполнения целей подконтрольных им госпрограмм.
К марту 2017 года Минфин собирается сформулировать окончательный список льгот, распределив их по госпрограммам или включив их в непрограммные расходы бюджета.
В августе 2017 года Минфин намерен объявить предложения по оптимизации налоговых и неналоговых расходов. В октябре 2017 года предлагается переоформить перечень льгот в реестр налоговых и неналоговых расходов «в целях уточнения перечня налоговых льгот на регулярной основе».
К реформе в ведомстве подготовились и аппаратно: в июне этого года в министерстве создан новый департамент доходов, который и займется идеологией новой реформы.
До этого налоговыми льготами в Минфине занимался только департамент налоговой и таможенной политики. Но в ведомстве сочли, что эта тема требует квалификации стратега, а не тактика.
Начальником нового департамента назначен не налоговик, а бывший замдиректора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Елена Лебединская.
Сколько стоят льготы
Оценка льгот, которую делают Минфин, ведомства и Счетная палата, сейчас различается в разы. В июне этого года на совещании с членами правительства, Совета Федерации, Счетной палаты и региональных правительств Елена Лебединская рассказала, что налоговые и неналоговые расходы только федерального бюджета растут по 500 млрд руб. в год.
На совещании Елена Лебединская сообщила, что в рамках госпрограмм основную часть льгот по федеральному бюджету можно отнести к госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов» — «то есть это нефтянка, нефть и газ».
Но есть еще и налоговые льготы, которые установлены для платежей в региональные бюджеты. К региональным и местным налогам относятся такие налоги, как налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на игорный бизнес.
Часть льгот на эти налоги устанавливается федеральным центром, а другая — региональными властями.
После проведенного Минфином последнего анализа федеральных льгот по региональным налогам выяснилось, что 45% были сформированы в пяти регионах — Москве, Сахалинской области, Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
По его словам, «у субъектов и местных органов власти использование своего права по предоставлению налоговых льгот происходит разнонаправленно: по одним налогам происходит увеличение налоговых льгот, по другим — снижение.
Так, в частности, снижены налоговые расходы в 2014 году по налогу на имущество организаций на 0,9%, по транспортному налогу для юридических лиц — на 8,1%».
В то же время увеличение произошло по налогу на прибыль на 46,4%, по земельному налогу для юридических лиц — на 13,7%, по земельному налогу для физических лиц — на 18,7%.
У кого отберут
Пока участники дискуссии в правительстве и прежде всего Минфин не могут предсказать, к сокращению каких льгот приведет запускаемый процесс.
Счетная палата в первую очередь обращает внимание на бюджетные потери из-за льгот по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) и льгот по таможенным платежам. Особый порядок исчисления налога КГН приводит к уменьшению поступлений доходов от уплаты налога на прибыль организаций, говорится в отчете Счетной палаты по исполнению федерального бюджета в первом полугодии 2016 года.
В первом квартале по этой группе налогоплательщиков в консолидированный бюджет не поступило 23,9 млрд руб.
Другая категория льготников, выделенная Счетной палатой, — импортеры. В январе – мае 2016 года общая сумма предоставленных льгот составила 150 млрд руб. и столько же недополучил федеральный бюджет.
Счетная палата указала и на отсутствие эффективности применения льгот по НДС в отношении ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России. За первое полугодие эти льготы по НДС оцениваются в 8,8 млрд руб., но они были использованы импортерами отчасти на закупку бывшего в употреблении и устаревшего оборудования.
Пока управление налоговыми льготами проходит в ручном режиме.
Так, в июне 2016 года от имени правительства в Госдуму поступил законопроект о возврате льготы по налогу на имущество для железнодорожных путей. Минтранс его поддерживает, Минфин — против.
Источник: https://txapela.ru/blogs/atck/nalogovye-lgoty-sokratyat-optom/
Кому отменят налоговые льготы: Минфин берется за «выпадающие» доходы
В закладки
Вряд ли при обсуждении отмены или сокращения льгот речь пойдет о смене режимов для упрощенной налоговой системы или каких-то других связанных с малым бизнесом налогов. Скорее всего, большинство льгот относятся к налогу на прибыль, считает заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.
Сокращение числа налоговых льгот
В Минфине предложили составить отдельный перечень «налоговых расходов» госбюджета, чтобы провести их оценку на предмет эффективности.
При отсутствии результата отдельные льготы могут быть пересмотрены или отменены.
Предполагается, что эффективность той или иной льготы будут проверять через сравнение результативности расходов с альтернативными механизмами господдержки в виде субсидий, госгарантий или совершенствовании надзора.
К «налоговым расходам» государства относятся льготы по налогам, сборам и таможенным платежам, которые применяются для поддержки бизнеса, некоммерческих организаций, социально незащищенных групп населения и ряда других категорий. В Минфине обращают внимание, что часть данных льгот не имеет конкретного срока действия, что осложняет контроль за их использованием.
«Вряд ли при обсуждении изменений в части льгот речь пойдет о смене режимов для упрощенной налоговой системы или каких-то других связанных с малым бизнесом налогов. Но у нас существует возможность отказаться от льгот, относящихся к налогу на прибыль и предоставить еще различного рода послабления в рамках суммы, входящей в доходы регионального бюджета.
С одной стороны такая мера может использоваться как некий инвестиционный инструмент привлечения капитала в регионы, но с другой стороны практически все российские регионы за редким исключениям являются дотационными, в связи с чем смысл изменений теряется.
Например, если в регионе растет инвестиционная активность и туда приходит инвестор строить завод — ему частично компенсируется сумма затраченных на строительство средств, но при общая «цена пирога» не увеличивается.
Здесь важно понимать, что отказ от подобного рода поддержки налоговыми инструментами можно использовать для создания единых конкурентных условий и прозрачной системы для инвесторов», — считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Оценка эффективности льгот
Ранее эксперты РАНХиГС назвали 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности.
Неэффективными их посчитали на основании того, что потери от них составляют более 100 миллионов рублей ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, существуют менее затратные альтернативы. В сумме все эти льготы приводят к выпадению из бюджета доходов на сумму около 1 триллиона рублей.
Подавляющая часть таких льгот относится как раз к налогу на прибыль, октаз от них позволит сэкономить более 400 млрд рублей.
В список экспертов РАНХиГС также попали пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции, имущественный налоговый вычет при приобретении жилья и освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет.
Все эти льготы предложено заменить субсидиями или отменить, но для начала боле детально проанализировать их влияние на экономику. Константин Ордов не исключает, что анализ эффективности льгот может проходить с привлечением специалистов из Счетной палаты.
«В последнее время мы видели, что Счетная палата относительно критически высказывалась по госрасходам, да и сам премьер постоянно озвучивает цифры нецелевых расходов. Все, кто должен влиять на исполнение системы, пришли к выводу, что она неэффективна. Но чтобы повышать эффективность, необходимо четко понимать, какие суммы и на какие льготы выделяются.
Например, стоит ли включать в список льготы по НДС или нет. Вопрос пока достаточно сырой и непроработанный, поэтому оценивать подобный шаг, не видя перед собой списка неэффективных льгот, довольно сложно», — резюмирует Ордов.
Напомним, что ранее эксперты объяснили нам, почему чаще всего в РФ уклоняются от НДФЛ и НДС.
Читайте нас в Яндексе
Источник: https://rueconomics.ru/343183-komu-otmenyat-nalogovye-lgoty-minfin-beretsya-za-vypadayushie-dokhody
Минфин пересматривает налоговые льготы
Правительство начинает менять налогообложение бизнеса, а возможно и населения. Официально объявлено о «пересмотре и уточнении» ряда налоговых льгот. Одновременно делаются зондирующие заявления о повышении ставки НДФЛ, хотя это вопрос остается весьма дискуссионным.
Пересмотр и уточнение
Как заявил министр финансов Антон Силуанов в ходе открытой части рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным 22 марта, «готовим предложения по пересмотру и уточнению льгот, преференций на предмет того, как они сработали.
Когда мы их вводили, мы рассчитывали на определенные эффекты», — что будет с этими эффектами, министр не уточнил.
При этом он сделал успокоительное заявление: «Мы говорим о том, что в целом налоговое бремя не будет увеличено, мы говорим о том, что мы будем работать именно с точки зрения улучшения сбора налогов», — цитирует его ТАСС.
И в целом он формулирует намерения министерства очень осторожно: «После того как проанализируем, сейчас у нас уже есть такие наработки, мы будем готовы предложить правительству еще раз взглянуть на целесообразность сохранения тех или иных преференций, льгот. Это источник, который тоже пойдет на те решения, которые обозначены в вашем послании».
Ближайшие реальные изменения, как ожидает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, это запланированное повышение акциза на топливо, а значит — подорожание всех видов товаров и услуг, так как у них в себестоимости есть топливная составляющая. Озвучивались планы по повышению НДС до 22% — потому что этот налог проще собирать и взыскивать в отличие, скажем, от страховых взносов или налога на прибыль.
И уже, напоминает Александр Шустов, власти обсуждают повышение НДФЛ с 13% до 15%. Можно быть уверенными, говорит он, что если это обсуждается в СМИ, значит, происходит некая форма общественной дискуссии.
Общество приучают к мысли о том, что НДФЛ может быть повышен, и, когда степень согласия общества с этим фактом достигнет некого порогового значения, измеряемого социологами, налог можно будет поднять без каких-либо протестов со стороны наиболее активной части общества, полагает он. Разница между НДФЛ в 13% и в 15% составляет 2 процентных пункта.
Эта разница зрима, ощутима, уверен он, это 2 процентных пункта, которые будут вычтены из бюджетов всех домохозяйств по всей стране на фоне сохраняющегося падения реальных доходов.
Налоги и взрывной рост экономики
Как считает Александр Шустов, если поправки в Налоговый кодекс будут приняты, то нам предстоит пройти длинный цикл длиною в 6-7 лет, прежде чем придет осознание, что собираемость налогов не улучшилась.
Что вырос серый сектор экономики, что малый и средний бизнес задавлен госпредприятиями, доля которых в экономике достигнет 80-85%.
А далее начнется цикл снижения налогов до прежних значений, который будет воспринят, как улучшение условий для домохозяйств и бизнесов.
Он отмечает, что частные компании менее чувствительны к падению цен на нефть и газ, угрозу чего всегда следует иметь в виду, но более чувствительны к уровню налогообложения.
При этом, только они способны дать взрывной рост, который очень нужен нашей экономике. Нынешний рост ВВП всего на 1.5-1.8% в год не дает уровню жизни вырасти до значения, сопоставимого с другими развивающимися странами.
Говоря в общем, частному бизнесу нужен благоприятный налоговый режим.
О повышении ставки НДФЛ накануне рассуждал, выступая в Плехановской академии, вице-премьер Аркадий Дворкович, заявивший, что разница между 13 и 15% невелика и что люди не побегут «сразу в другие юрисдикции».
Что делать людям небогатым, для которых бегство в другие юрисдикции вообще невозможно, но 2% очень ощутимы, он не уточнил. РБК пишет, что Минфин и Минэкономразвития не поддерживают рост НДФЛ.
Вероятно, ведомства опасаются, первое — за собираемость, второе — за уровень жизни и за внутренний спрос со стороны населения, в котором обоснованно видится источник экономического роста.
Не фатально
Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что речь сейчас не идет о фатальном повышении налогового бремени на всех уровнях, а о поиске наиболее удобного и щадящего варианта для бедных слоев населения, чей уровень зарплаты при повышении ставки НДФЛ будет совсем низким. Правительство, оптимистично полагает он, сейчас ищет пути гибкого налогообложения, чтобы верхи осознали свою ответственность перед экономическим благополучием страны, а низы видели больше плюсов, чем минусов в смене налоговой риторики.
С другой стороны, экономические власти, видимо, возлагают на НДФЛ функцию основного источника наполнения бюджета. Повышение его на 2 п.п. в любом случае резко сократит доходы населения, считает Кирилл Яковенко, а это будет означать новую волну снижения потребления в стране.
По данным РБК, согласно проекту доклада к коллегии Минфина по итогам 2017 года, назначенной на 27 марта, ведомство собирается сосредоточиться на стимулировании устойчивого роста экономики и создании справедливых конкурентных условий для предприятий. При этом заявляется, что Минфин будет исходить из принципа неизменности налоговой нагрузки (в 2017 году, уточняет издание, она составила в России около 31% ВВП).
Следует обратить внимание, что собираемость зарплатных налогов ведомство намерено повысить, а теневые зарплаты — обелить. С повышением ставки подоходного налога эти меры никак не согласуются.
Подробности: «Прогрессивная шкала будет работать только вместе с вычетами»
Источник: https://expert.ru/2018/03/23/minfin-peresmatrivaet-nalogovyie-lgotyi/
Налоговые льготы сократят оптом
Минфин запускает новую реформу налоговых и таможенных льгот и готовит их к оптимизации в августе 2017 года. До октября 2016 года правительству предложено инвентаризировать льготы. Объем предлагаемой реформы затрагивает налоговые отношения, общая стоимость которых, по разным оценкам, составляет от 2 трлн до 5 трлн руб. в год.
Льготы готовят к оптимизации
План такой. Предлагается пересмотреть идеологию налоговых и таможенных льгот и переоценить их с точки зрения выпадающих доходов бюджета. Работа по переоценке ведется несколько лет, но оживилась именно этим летом, одновременно с подготовкой жесткого бюджета на 2017–2019 годы.
Уже в октябре 2016 года Минфин собирается определить общую систему понятий налоговых и неналоговых расходов и подходы к анализу их эффективности. Тогда же будет поправлен Бюджетный кодекс, который сегодня, по мнению Минфина, лишь в общих чертах регулирует установление и использование льгот по налогам и сборам.
Сейчас понятие «налоговые расходы» нигде не определено, так же как и «неналоговые расходы». К неналоговым расходам Минфин прежде всего относит льготы по таможенным сборам.
В октябре 2016 года Минфин совместно с Минэкономразвития, ФНС и ФТС собирается определить полный перечень налоговых и неналоговых расходов, включая таможенные и страховые платежи.
План Минфина изложен в «дорожной карте» «По совершенствованию учета и оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов», с которой удалось ознакомиться «Газете.Ru».
Документ в июне – августе стал предметом оживленной дискуссии внутри министерств и ведомств, а также в регионах.
По плану Минфина, с октября 2016 года по март 2017-го правительство должно заниматься подготовкой новых форм отчетов, разработкой требований по оценке эффективности льгот.
В декабре 2016 года на основе общего перечня налоговых и неналоговых расходов ответственные исполнители госпрограмм должны оценить применение налоговых и неналоговых льгот с точки зрения выполнения целей подконтрольных им госпрограмм.
К марту 2017 года Минфин собирается сформулировать окончательный список льгот, распределив их по госпрограммам или включив их в непрограммные расходы бюджета.
Финал реформы запланирован на вторую половину следующего года.
В августе 2017 года Минфин намерен объявить предложения по оптимизации налоговых и неналоговых расходов. В октябре 2017 года предлагается переоформить перечень льгот в реестр налоговых и неналоговых расходов «в целях уточнения перечня налоговых льгот на регулярной основе».
К реформе в ведомстве подготовились и аппаратно: в июне этого года в министерстве создан новый департамент доходов, который и займется идеологией новой реформы.
До этого налоговыми льготами в Минфине занимался только департамент налоговой и таможенной политики. Но в ведомстве сочли, что эта тема требует квалификации стратега, а не тактика.
Начальником нового департамента назначен не налоговик, а бывший замдиректора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Елена Лебединская.
Последний раз Минфин сокращал налоговые льготы в 2012 году. Были отменены наиболее крупные налоговые льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов и линий электропередачи.
Тогда отмену льгот Минфин объяснял необходимостью поправить положение региональных бюджетов. Подготавливаемый федеральный бюджет на 2017–2019 годы предусматривает уровень дефицита более 2 трлн руб. в год и полное расходование резервных фондов к 2019 году.
Оценки бюджетной экономии на ужесточении налоговой политики в бюджетные расчеты пока не включены.
Сколько стоят льготы
Оценка льгот, которую делают Минфин, ведомства и Счетная палата, сейчас различается в разы. В июне этого года на совещании с членами правительства, Совета Федерации, Счетной палаты и региональных правительств Елена Лебединская рассказала, что налоговые и неналоговые расходы только федерального бюджета растут по 500 млрд руб. в год.
По ее словам, в 2011 году объем льгот на федеральном уровне оценивался в 1,2 трлн руб., а по итогам 2014 года он вырос уже до 1,7 трлн руб., следует из стенограммы этого совещания. Оценка стоимости льгот для бюджетов всех уровней, сделанная Счетной палатой, — 5 трлн руб.
На совещании Елена Лебединская сообщила, что в рамках госпрограмм основную часть льгот по федеральному бюджету можно отнести к госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов» — «то есть это нефтянка, нефть и газ».
Но есть еще и налоговые льготы, которые установлены для платежей в региональные бюджеты. К региональным и местным налогам относятся такие налоги, как налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на игорный бизнес.
Часть льгот на эти налоги устанавливается федеральным центром, а другая — региональными властями.
После проведенного Минфином последнего анализа федеральных льгот по региональным налогам выяснилось, что 45% были сформированы в пяти регионах — Москве, Сахалинской области, Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
«Безусловно, политика федерального центра должна быть направлена на снижение вмешательства и предоставление льгот на федеральном уровне именно по субъектовым или местным налогам. Но при этом те льготы, которые на сегодня установлены на федеральном уровне, все-таки в большинстве случаев социальные», — говорит замдиректора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Виталий Прокаев.
По его словам, «у субъектов и местных органов власти использование своего права по предоставлению налоговых льгот происходит разнонаправленно: по одним налогам происходит увеличение налоговых льгот, по другим — снижение.
Так, в частности, снижены налоговые расходы в 2014 году по налогу на имущество организаций на 0,9%, по транспортному налогу для юридических лиц — на 8,1%».
В то же время увеличение произошло по налогу на прибыль на 46,4%, по земельному налогу для юридических лиц — на 13,7%, по земельному налогу для физических лиц — на 18,7%.
«Таким образом, можно сделать некий вывод о существенном росте предоставления налоговых льгот именно уже на субъектовом или местном уровне», — говорит чиновник. Пока Минфин предлагает быть осторожным только с отменой федеральных социальных льгот по региональным налогам.
У кого отберут
Пока участники дискуссии в правительстве и прежде всего Минфин не могут предсказать, к сокращению каких льгот приведет запускаемый процесс.
Счетная палата в первую очередь обращает внимание на бюджетные потери из-за льгот по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) и льгот по таможенным платежам. Особый порядок исчисления налога КГН приводит к уменьшению поступлений доходов от уплаты налога на прибыль организаций, говорится в отчете Счетной палаты по исполнению федерального бюджета в первом полугодии 2016 года.
В первом квартале по этой группе налогоплательщиков в консолидированный бюджет не поступило 23,9 млрд руб.
Другая категория льготников, выделенная Счетной палатой, — импортеры. В январе – мае 2016 года общая сумма предоставленных льгот составила 150 млрд руб. и столько же недополучил федеральный бюджет.
Счетная палата указала и на отсутствие эффективности применения льгот по НДС в отношении ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России. За первое полугодие эти льготы по НДС оцениваются в 8,8 млрд руб., но они были использованы импортерами отчасти на закупку бывшего в употреблении и устаревшего оборудования.
«На самом деле очень большая сложность, и это даже видно по тому, насколько разнятся оценки общей суммы льгот, — это что именно является льготой, а что льготой все-таки не является», — говорит Елена Лебединская.
Пока управление налоговыми льготами проходит в ручном режиме.
Так, в июне 2016 года от имени правительства в Госдуму поступил законопроект о возврате льготы по налогу на имущество для железнодорожных путей. Минтранс его поддерживает, Минфин — против.
Петр НЕТРЕБА
Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=9134087