Минфин к марту разработает контуры будущей налоговой реформы — все о налогах

Вячеслав Домбровский. Налоговая реформа: ставки, мифы и вызовы

Foto: F64

Ставки, которые делаются на реформу правительства Мариса Кучинскиса, стали стремительно расти. Реформа больше не рассматривается как инициатива одного министра финансов, поскольку на прошлой неделе в игру ясно включился сам премьер, пообещав, что налоговая реформа должна вступить в действие 1 января 2018 года.

Свою репутацию на кон поставил и руководитель Банка Латвии Илмар Римшевич, заявивший, что предложенные изменения повысят ежегодный рост ВВП на 1 процентный пункт в период до 2021 года. Римшевич также указал, что во имя налоговой реформы можно смириться даже с бюджетным дефицитом в 2%!

Налоговая реформа становится фактически самой главной, видимой и конкретной реформой правительства Кучинскиса. Если ее запуск провалится, сразу возникнет вопрос, имеет ли нынешнее правительство моральное право продолжать свою работу.

Осенью этого года, когда к обсуждению будущего налоговой реформы приступит Сейм, вопрос уже будет затрагивать не только налоговую политику – до парламентских выборов останется меньше года, и предвыборный фактор, безусловно, станет решающим. Многие уже сейчас хорошо понимают, что на кону стоит не только вопрос о налогах, а о будущем как минимум двух коалиционных партий. Судьба налоговой реформы может сильно повлиять на результаты выборов.

Это серьезный вызов для тех, кто действительно желает добиться перехода к лучшему налоговому урегулированию, а не действует только по политическим мотивам. Чем ближе выборы, тем сложнее становится отделить дискуссии о содержании налоговой реформы от политических интриг.

Вокруг реформы уже возникло не мало мифов и заблуждений. Попробуем в них разобраться.

Мифы

Миф: Налоговая реформа создаст огромную брешь в государственном бюджете

В лучшем случае это полуправда. Предложенная налоговая реформа объемна, и обывателям в ней ориентироваться сложно. Вырвать из контекста какую-то цифру и прилепить к ней громкий заголовок – легкий и дешевый трюк.

По сути реформа базируется на двух опорах: введение нулевой ставки подоходного налога на прибыль (ПНП) для реинвестированной прибыли и снижение налоговой нагрузки на рабочую силу. Первый элемент обойдется государству в 188 млн.

евро, второй – в 273 млн. Добавив к этим числам другие связанные с реформой расходы в размере 66 млн. евро, получим в сумме 527 млн. евро. Именно этой внушительной вроде как «бюджетной брешью» и пытаются сейчас запугать общество.

Что же на самом деле? Во-первых, фактор ПНП в 188 млн. евро следует рассматривать как капитальное вложение, а не как дефицит бюджета в классическом понимании. Причина – это перенос налогового платежа.

Другими словами, налоговая нагрузка для предприятий не снижается, но применение нулевой ставки к реинвестированной прибыли мотивирует компании вкладывать средства в свое развитие, в связи с чем выплата прибыли откладывается.

Подобный шаг полностью оправданно финансировать с помощью краткосрочного увеличения бюджетного дефицита, и Министерство финансов так и планирует делать.

Отнимая от 527 млн. 188, остается 339 млн. евро, из которых 136,6 млн. евро будут «погашены» благодаря дополнительному экономическому росту, который возникнет в результате реформы.

Под таким прогнозом фактически подписался и Банк Латвии. Остаются еще 202,4 млн.

евро, из которых большая часть будет компенсирована мероприятиями по борьбе с теневой экономикой – такие обязательства взяли на себя Министерство финансов и Служба госдоходов.

В итоге у нас остаются 64,6 млн. евро – эта сумма ближе всего к реальному дефициту бюджета, который могут образоваться в ходе реформы и который Минфин планирует компенсировать за счет повышения других налогов. Но 64,6 млн. евро — это не 527 млн. евро, о которых противникам реформы рассуждать, конечно, приятнее!

Миф: Налоговая реформа выгодна только предпринимателям и работодателям

Такое заявление абсолютно не соответствует истине. Начнем с нулевой ставки на реинвестированную прибыль – она переносит выплату прибыли на будущее, но никоим образом не снижает объем налогов, которые платит конкретное предприятие. Скорее наоборот.

В свою очередь от понижения ставки Подоходного налога с населения (ПНН) главными и единственными получателями выгоды в 2018 году будут работники. Работодатели сначала не получат ничего.

В среднесрочной перспективе (в течение нескольких лет) выгода от снижения налога на рабочую силу разделится между работниками и работодателями в результате взаимодействия спроса и предложения на рабочую силу.

Но работники от введения реформы все равно выигрывают.

Миф: Налоговая реформа не уменьшит неравенства доходов

Утверждать подобное могут только те, кто не умеют считать. Фактически реформа предлагает ввести более высокую налоговую ставку для работников с высокими доходами и понизить эффективную ставку ПНН для работников с низкими доходами через увеличение необлагаемого минимума.

Миф: Налоговая реформа спровоцирует скачок инфляции, которая «съест» все выгоды

Речь идет о планируемом повышении акцизного налога на топливо и алкоголь, которое должно обеспечить бюджету дополнительно 46 млн. евро. И здесь мы опять имеем проблемы с математикой.

Оцененное в 46 млн.

евро повышение акцизного налога не может «съесть» эффект от снижения подоходного налога, который измеряется в 273 млн евро и который в первые годы реформы целиком уйдет в кошельки работников.

Теперь отдельно об инфляции, которую может вызвать увеличение налога на топливо. По логике противников реформы, прогнозируемый скачок цен на бензин на пять центов окажет «существенное» влияние на рост инфляции, поскольку топливо используется в производстве многих товаров и услуг. Насколько ощутимой будет эта инфляция? Математика следующая.

Чтобы 5%-й скачок цен на топливо дал 2,5%-й прирост цен на товары, необходимо, чтобы удельный вес топлива в общей стоимости составлял 50%. Сколько у нас таких товаров? Один пример – Rīgas Satiksme.

В себестоимости билетов этого муниципального предприятия топливо составляет только 6%, таким образом общий эффект от налоговой реформы на стоимость одной поездки не должен превысить 1/3 евроцента.

Миф: Налоговая реформа разорит самоуправления

Дискуссия о том, насколько фискальные возможности различных самоуправлений соразмерны с их обязанностями перед жителями, будет длинной и тяжелой. И все-таки предложу одно сравнение. Бюджет Рижского самоуправления планируется из расчета 1240 евро на одного жителя.

Бюджет Вильнюса при пересчете на численность населения составляет 941 евро на одного жителя, при этом столица Литвы даже с таким небольшим фискальным ресурсом развивается столь стремительно, что в обозримой перспективе Рига может потерять статус балтийской метрополии.

Утверждение о нищете латвийских самоуправлений сильно преувеличено.

Миф: Налоговая реформа недостаточно продумана

Недавно довелось услышать один экспертный комментарий, что, мол, налоговое исследование Всемирного банка занимает свыше 300 страниц, а прогноз Министерства финансов намного короче и поэтому ничего не показывает.

Но в основе реформы лежит другой документ Минфина – основные положения налоговой реформы. Он насчитывает, кстати, 313 страниц, и каждый может ознакомиться с ним и убедиться в серьезности и глубине проведенного анализа.

Вызовы

Очевидно, что обсуждение вопроса о содержании реформы и ожидаемых результатов необходимо. Очень важно отделить семена от плевел, а переговоры по содержанию налоговой реформы – от предвыборной политической гонки. В ожидании эмоциональных публичных дискуссий, я хочу остановиться на двух вопросах, которые точно потребуют серьезного обсуждения.

Привлечение иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность

Предлагаемая реформа снизит привлекательность Латвии для иностранных инвесторов, поскольку так называемая эффективная ставка Подоходного налога с предприятий (ПНП) станет значительно выше, чем в Литве.

С учетом процессов автоматизации и роботизации эффективная ставка налога ПНП для инвесторов окажется еще выше в контексте решений о размещении производства. Рабочие места в обрабатывающей промышленности являются важной основой для развития регионов.

Для этой проблемы можно найти разные решения, например, распространить новый налоговой режим только на малые и средние предприятия, предусмотреть более ощутимые налоговые послабления для региональных индустриальных зон, ввести более низкую эффективную ставку для предприятий, которые обязуются регулярно выплачивать дивиденды и т.д. В любом случае этот вопрос требует дополнительного обсуждения.

Конкурентоспособность транзитного коридора

Цена на дизельное топливо является важным фактором конкурентоспособности в сферах железнодорожных и автоперевозок. И, в первую очередь, в сравнении с Литвой. Например, в структуре затрат автоперевозчиков стоимость топлива может достигать до 40%.

В настоящий момент акцизные налоги на дизельное топливо в Латвии и Литве похожи. И в плане тарифов транзитного коридора существует паритет.

Есть риск, что увеличение цены на дизель в Латвии, даже только на 5%, может нарушить этот хрупкий баланс и уменьшить государственные доходы от экспорта транзитных услуг. Этот риск следует тщательно оценить.

Источник: https://rus.delfi.lv/news/daily/versions/vyacheslav-dombrovskij-nalogovaya-reforma-stavki-mify-i-vyzovy.d?id=48795725

Новые налоги и штрафы: Минфин представил проект налоговой реформы

Министерство финансов презентовало новый проект налоговой реформы. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», опубликованной на сайте ведомства.

Обнародован разработанный Министерством финансов проект налоговой реформы.
Минфин будет заниматься администрированием налогов, реестрами возмещения НДС, учетом налогоплательщиков.

Об этом сообщила член профильного комитета Верховного Совета Оксана Продан, – пишет Укрінформ.
Минфин будет заниматься администрированием налогов, реестрами возмещения НДС, учетом налогоплательщиков, ему передадут базу данных Государственной фискальной службы.

Стало известно, как

  • минфин презентовал проект налоговой реформы
  • новые налоги и штрафы: минфин представил проект налоговой реформы
  • минфин намерен заменить налоговую милицию на финансовую полицию
  • минфин представил новый проект налоговой реформы

Минфин раскрыл детали грядущей налоговой реформы.

Ведомство Александра Данилюка опубликовало пояснительную записку к законопроекту «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», по которому о налоговых проверках хотят предупреждать за 15 дней, а не за 10, как сейчас.

Об этом сообщила член профильного комитета Верховного Совета Оксана Продан, – пишет Укринформ.
Минфин будет заниматься администрированием налогов, реестрами возмещения НДС, учетом налогоплательщиков, ему передадут базу данных Государственной фискальной службы.

Мария Кравченко

По сообщению налоговая реформа о Эксперт о реформе от Минфина: «Хорошо, что уже не идет спор вокруг ставок налогов» : Минфин раскрыл детали грядущей налоговой реформы.

По сообщению налоговая реформа про Минфин обнародовал проект налоговой реформы : Согласно изложенной пояснительной записке и сравнительным таблицам предложенных изменений в законодательстве, налоговую милицию заменят на финансовую полицию, которая будет подконтрольна Минфину.

Как сообщает налоговая реформа про Минфин намерен заменить налоговую милицию на финансовую полицию : Налоговую милицию предлагается исключить из состава контролирующих органов Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, но полномочия, возложенные на подразделения финансовой полиции, делегировать Министерству финансов.

По сообщению Министерство финансов Украины о Минфин представил новый проект налоговой реформы : Министерство финансов презентовало новый проект налоговой реформы.

Источник: https://kievsmi.net/novosti/economics/456427-novye-nalogi-i-shtrafy-minfin-predstavil-proekt-nalogovoj.html

Минфин подготовил новые параметры налоговой реформы для нефтяников

https://www.znak.com/2016-07-07/minfin_podgotovil_novye_parametry_nalogovoy_reformy_dlya_neftyanikov

Минфин подготовил новые параметры налоговой реформы для нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД). Об этом «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника, знакомых с материалами Минфина.

Реформа будет распространяться как на новые (первая группа), так и на некоторые старые месторождения (вторая группа – для нее будет подготовлен список пилотных проектов). Суммарная добыча на старых месторождениях не должна превышать 10 млн тонн, для новых ограничения нет.

С нефтяников будет взиматься 50% с доходов от продажи нефти (это и есть НДД) за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 рублей за тонну.

Для новых месторождений предусмотрены каникулы: первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит 7 долларов при цене нефти 50 долларов за баррель (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки будет применяться обычная ставка.

Сейчас при 50 долларах за баррель НДПИ и экспортная пошлина составляют 57% от цены, для проектов с льготами по НДПИ – 50%, для новых проектов с льготами по пошлинам – 13,2%, говорит участник обсуждений.

Для новых месторождений с льготами текущая налоговая нагрузка незначительно повышается, а для зрелых – значительно (на 16 процентных пунктов при 50 долларов за баррель) снижается, указывает собеседник «Ведомостей».

В итоге выпадающие доходы бюджета, признает финансовый чиновник, составят 34-40 млрд рублей в год, если реформа коснется пилотных проектов с добычей до 10 млн тонн.

Если список пилотов расширится и суммарная их добыча будет достигать 15 млн тонн, то потери возрастут до 50 млрд рублей. Для компенсации этих потерь добыча должна вырасти на 20-30%, говорится в презентации. Сколько всего будет пилотных проектов, зависит от возможностей нефтяных лоббистов, говорит один из чиновников.

Представитель Минфина объясняет причину щедрости: «Минфин действительно подготовил такие предложения.

Читайте также:  Торговый сбор может уменьшить ндфл - все о налогах

Но с учетом наличия структурного дефицита федерального бюджета и принимаемых мер бюджетной консолидации налоговый эксперимент для старых месторождений возможен только при условии компенсации выпадающих доходов – через повышение ставки НДПИ для месторождений, в отношении которых НДД не планируется». На сколько именно должен быть повышен НДПИ, он не сказал.

Министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДПИ в январе, с тех пор Минфин не возвращался к этой теме. Компании перевели было дух.

Но повышение НДПИ может быть оформлено, например, через ускорение налогового маневра, который сейчас, по словам трех федеральных чиновников, обсуждается в Минфине: обнуление пошлин и сильное повышение НДПИ – это приведет к росту доходов бюджета, налоговая база НДПИ больше, чем пошлин.

Обычные многоходовки Минфина: одной рукой понижает налоги, другой повышает, смеется один из участников обсуждений в Минфине. Налоговая нагрузка на нефтяников сейчас неоправданно велика, в том числе из-за частичного замораживания маневра (НДПИ повысился, а пошлины не снизились), жалуется сотрудник нефтяной компании.

Но ситуация в бюджете сложная, Минфин даже предложил зафиксировать расходы в номинальном выражении на уровне 2016 года. «40 млрд рублей – это довольно крупные потери, окончательно вопрос будет решаться осенью», – говорит высокопоставленный чиновник.

У НДД сложная судьба: Минфин и Минэнерго жестко воевали из-за этого налога. Изначально, зимой, Минфин подготовил законопроект, в котором параметры были гораздо жестче, в таком виде закон сильно повышал нагрузку на месторождения, где действуют льготы по НДПИ и пошлинам.

Минэнерго поставило ультиматум: никаких новых месторождений, реформа должна быть только для старых.

Минфин предлагал Минэнерго разработать собственные, более мягкие параметры, но Минэнерго отказывалось на протяжении нескольких месяцев, и Минфин решил смягчить реформу по-своему.

Минфин и правда во многом уступил, изменил архитектуру самого налога, говорит сотрудник нефтяной компании. Во-первых, снизилась ставка, изначально было 70%; было выше и ограничение по затратам.

Минфин также предлагал фиксированную ставку НДПИ, напоминает участник обсуждения, а сейчас министерство согласилось с возражениями Минэнерго – ставка должна быть привязана к колебанию цены на нефть.

Но возможное повышение НДПИ все это просто девальвирует – игра с нулевой суммой, подчеркивает сотрудник нефтяной компании.

«Новые параметры министерства получили», – говорит представитель Минэнерго. Сейчас они обрабатываются, совещаний с компаниями еще не проводилось, отмечает чиновник Минэнерго.

Опрошенные «Ведомостями» нефтяные компании не стали комментировать налоговую реформу.

В масштабах всей отрасли 40-50 млрд рублей – небольшой выигрыш, говорит портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев: «Логика реформы, видимо, такая – чтобы нефтяники не сильно выиграли».

Но все равно для отрасли НДД будет позитивен: изменяется сам принцип налогообложения, это повысит коэффициент извлечения нефти на старых месторождениях, считает Вахрамеев.

Сейчас он в России очень низок (около 30%), возможный значительный его рост даст сильное увеличение добычи, надеется он. 

Источник: https://www.znak.com/2016-07-07/minfin_podgotovil_novye_parametry_nalogovoy_reformy_dlya_neftyanikov

Минфин намерен забрать у ГФС часть функций в рамках налоговой реформы

Министерство финансов презентовало новый проект налоговой реформы. Соответствующий документ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», опубликован на сайте ведомства.

Согласно проекту, налоговую милицию заменят на финансовую полицию, которая будет подконтрольна Минфину, а не Государственной фискальной службе. Кроме того, вся база данных ГФС будет перенесена в Минфин.

«Минфин совместно с народными депутатами, представителями бизнеса и экспертами разработал пакет изменений по совершенствованию налоговой системы… мы представляем рабочую версию для комментариев и предложений общественности», — отмечает Минфин в сопроводительной записке к документу.

В частности, налоговую милицию предлагается исключить из состава контролирующих органов ГФС, но полномочия, возложенные на подразделения создаваемой финансовой полиции, делегировать Министерству финансов.

В Минфин также переводится вся методология, как и администрирование всех баз данных.

Понятие электронного кабинета налогоплательщика предусматривается закрепить на законодательном уровне. За фискальной службой закрепляются функции его обеспечения.

При этом право на письменные и электронные налоговые консультации будет закреплено за Минфином, а ГФС будет предоставлять лишь устные консультации.

Что касается налоговых проверок, то проектом предусмотрено обнародование на сайте Минфина плана проведения таких проверок. При этом проверка будет проходить 30 дней, а предупреждать о ней будут за 15 рабочих дней вместо 10.

Предусматривается новая структура ГФС: проверочная работа будет перенесена на областной уровень, а районные налоговые инспекции будут выполнять исключительно сервисные функции.

Кроме того министерство забирает на себя функции по администрированию налогов, ведению реестров возмещения НДС, учета налогоплательщиков. Также предлагается объединить два реестра возмещения НДС в один.

Также предлагается увеличить штраф за несвоевременную регистрацию налоговых накладных до 50% НДС.

Отдельная глава реформы посвящена ставкам налогообложения. Согласно документу, остается 18%-ная ставка налога на прибыль, а также ставка акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия.

При этом будет введена новая ставка налога на доходы физлиц (НДФЛ) — 10% от минимальной заработной платы для тех, кто занимается индивидуальной деятельностью без регистрации предпринимателем.

Следовательно, вводится новая категория налогоплательщиков — физлица, которые занимаются индивидуальной деятельностью без регистрации предпринимателем с годовым объемом дохода до 250 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года.

Кроме того, проект предполагает увеличение размера суточных за каждый день заграничной командировки — с 0,75 размера минимальной заработной платы до 40 евро.

Как писало ранее ZN.

UA в статье «Налоговая реформа: по стопам античного Сизифа«, есть большие сомнения в том, что презентованые Минфином изменения в Налоговый кодекс принципиально изменят ситуацию в экономике и станут революцией.

Зато нет сомнений в том, что количество желающих «вписать» в НКУ нужные пункты вырастет в разы. А откровенно слабая позиция министерства, стоящего во главе процесса, будет лишь способствовать таким злоупотреблениям.

Если ситуация не изменится принципиально в скором времени, а надежд на это немного, то новая налоговая реформа рискует повторить судьбу своих предшественниц, став очередным экспериментом с непрогнозируемым результатом.

Источник: https://zn.ua/ECONOMICS/minfin-nameren-zabrat-u-gfs-chast-funkciy-v-ramkah-nalogovoy-reformy-221166_.html

Минфин готовит налоговую реформу для нефтяников

Москва, 30 января. Минфин готовит налоговую реформу для нефтяников, сообщает Reuters со ссылкой на источники в Минэнерго и Минфине, а также черновик предложений. Налоговая реформа для нефтяной отрасли может привести к отмене льгот для некоторых месторождений.

Отмена налоговых льгот — это часть более широкой реформы по администрированию налогов нефтяников, которая предполагает введение налога на добавленный доход (НДД) в дополнение к существующим уже налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлине.

Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин еще в апреле 2015 года жаловался на то, что механизм проверки необходимых оснований для предоставления льгот не отлажен, так как Минфин — контролирующий орган в политике — не может обеспечить контроль за экономикой.

«Мы видим, что приходит налогоплательщик, представляет заявку, что у него очень низкая доходность от этого месторождения, проверить ничего нельзя, но надо дать льготу по экспортной пошлине».

«Все работает крайне неэффективно. Если этот механизм пере​дать налоговой службе в виде какого-то нового налога, НДД — это было бы очень правильно», — был уверен Трунин.

Напомним, в 2014 году НДПИ для нефтяных компаний и экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты принесли бюджету 6,6 трлн руб. ($87 млрд), что составляет 46% доходов.

В общей сложности различные налоговые льготы сейчас распространяются на 198 месторождений в России. В настоящее время суммарная ставка НДПИ и таможенной пошлины составляет для всех месторождений 42 процента от цены нефти. Для компаний-«льготников» действует 10-процентная налоговая ставка.

По подсчетам главного экономиста компании компании Vygon Consulting Сергея Ежова, ставка по этим налогам будет нулевой для новых месторождений до момента возврата инвестиций.

Если предложения Минфина пройдут, то после того, как инвестиции окупятся, суммарная ставка налога на все месторождения составит 40 процентов, вне зависимости от наличия льгот.

Кроме того, нефтедобывающим компаниям придется платить 70 процентов от положительного денежного потока.

Из-за сложной экономической ситуации и девальвации рубля в прошлом году правительству России пришлось отложить обещанное снижение экспортной пошлины на вывоз нефти. В октябре 2015 года было принято решение о заморозке пошлины на уровне 42 процентов на весь 2016 год.

Ранее глава Минэнерго Александр Новак провел совещание с руководством крупнейших нефтяных компаний на тему будущего нефтяной отрасли в условиях низких цен на сырье.

Основной посыл нефтяников для правительства обнародовал глава «Башнефти» Александр Корсик, попросив «оставить отрасль в покое».

Главы нефтяных компаний согласны, что в случае увеличения налоговой нагрузки на отрасль в России снизится добыча нефти.

Источник: https://mir24.tv/news/13833938/minfin-gotovit-nalogovuyu-reformu-dlya-neftyanikov

ОБОБЩЕНИЕ: Министр финансов представил бизнесу свое видение российской налоговой системы-2019

Министр финансов Антон Силуанов в рамках Недели российского бизнеса представил планы министерства по изменению налоговой системы с 2019 года, которые предусматривают снижение налоговой нагрузки (на 0,4 процентного пункта), рост доли косвенных налогов по сравнению с прямыми и завершение реформы налогообложения в нефтегазовой сфере.

«Налоговая нагрузка, которая сейчас сложилась, в целом отвечает интересам экономического развития. Мы определились с тем, что необходимости повышения налоговой нагрузки нет, если не будут повышаться расходные обязательства. Уровень налоговой нагрузки в России в 2019 году будет на уровне 31,6% ВВП», — сказал Силуанов, открывая налоговый форум в рамках Недели российского бизнеса.

По данным Минфина, на протяжении последних четырех лет налоговая нагрузка оставалась примерно на одном уровне — 31-32% ВВП. В декабре 2016 года Силуанов оценил существующую фискальную нагрузку на уровне 32% ВВП.

Плюс на минус

Минфин неоднократно высказывался за смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов, что может существенно облегчить жизнь бизнесу.

В своем выступлении на Неделе российского бизнеса Силуанов озвучил конкретное предложение такого распределения.

Он высказался за снижение страховых взносов до 22% и увеличение налога на добавленную стоимость (НДС) до 22%, при этом все существующие льготы по НДС должны быть сохранены.

По мнению министра, данная мера послужит для оздоровления российского бизнеса. Действующие страховые взносы — тяжелая нагрузка для предприятий, в России она одна из самых высоких в мире, считает Силуанов.

«Мы видим, что у нас в связи с увеличением прямых налогов, в первую очередь страховых взносов, начала увеличиваться теневая часть экономики с выплатой заработных плат в конвертах», — сообщил он.

Соотношение 22/22 упростит отчетность для бизнеса, выведет из тени зарплаты и будет очень выгодно для экспортеров, уверен министр.

А все сложные моменты по снижению страховых взносов Минфин обещает обсудить с социальным блоком правительства.

Тем не менее разовый скачок инфляции от повышения НДС до 22%, в случае, если 50% нагрузки предприятия заложат в цены, глава Минфина оценил в 2% или чуть больше.

В свою очередь бывший заместитель министра финансов Сергей Шаталов предупредил, что бесплатных льгот не бывает, и предложил рассмотреть возможность снизить страховые взносы, не повышая НДС, но пересмотреть список льготников по этим двум пунктам.

«Если одним предоставляются льготы, то, очевидно, что другие налогоплательщики за это заплатят. У нас есть огромные резервы. Сегодня налоговые льготы составляют примерно 2,5% ВВП.

Повышение НДС до 22% — это примерно 1,5% ВВП, снижение страховых взносов до 22% — тоже примерно 1,5% ВВП. Просто подумайте, есть ли у нас резервы, не повышая налоговой нагрузки, принять одно только решение.

Не повышая налог на добавленную стоимость или повышая совсем немного, снизить страховые взносы, может быть, даже немного больше, чем это предлагается сегодня», — сказал Шаталов.

Нефтянка без исключений

Реформированию, по словам Силуанова, необходимо подвергнуть и налогообложение в нефтегазовой отрасли. Переход на новую систему налогообложения в нефтегазовой отрасли исключит индивидуальные льготы и позволит увеличить доходную базу бюджета, заявил министр.

«Мы предлагаем в нефтянке переход с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых — прим. ред.) на НДД (налог на добавленный доход).

Читайте также:  Минфин напоминает: окп продолжает действовать - все о налогах

Здесь вопросы индивидуальных решений по льготам, инвестиций, налогообложения труднодоступных, в том числе обводненных, месторождений будут решены новым налогообложением», — сказал глава Минфина.

Сейчас в налогообложении нефтегазовой отрасли есть большое количество точечных льгот, которые не всегда предоставляются прозрачно, отметил он.

Пилотный проект по налогу на добавленный доход для нефтяных компаний, по данным первого заместителя министра энергетики РФ Алексея Текслера, будет реализован в начале 2018 года. Как отмечал ранее заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, пилотный проект по НДД согласовали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефгаз» и «Русснефть».

Сейчас обсуждается реформирование налогообложения нефтяной отрасли, изучается возможность введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья для пилотных проектов и полная отмена таможенных пошлин.

Текущий проект НДД предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов.

Первая группа — это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа — зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн.

Пенсионная система

Налоговые инновации с 2019 года могут коснуться не только бизнеса, но и простых граждан. Минфин рассматривает возможность льгот по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для граждан, инвестирующих в свой пенсионный капитал, сказал Силуанов.

«Надо подумать (о стимулировании граждан инвестировать в свой пенсионный капитал — прим. ред.) через налоговые преференции в части налога на доходы физических лиц для участников таких систем. А также для предприятий, которые участвуют в софинансировании накопительных систем», — считает министр финансов.

Ранее газета «Ведомости» сообщала, что Минэкономразвития обсуждает возможность связать ставку НДФЛ и размер отчислений граждан на будущую пенсию. Тем, кто будет делать такие взносы, ставку предлагается сократить до 10%, а тем, кто не делает, увеличить до 15%. Тем же, кто отчисляет на будущую пенсию 4% от зарплаты, ставку могут оставить на уровне 13%.

Однако пока текст концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК), разработанный Минфином и ЦБ РФ, не содержит какой-либо конкретики на этот счет. В нем сказано лишь то, что меры налогового стимулирования граждан и работодателей при формировании и реализации пенсионного плана ИПК. Предполагается, что система индивидуального пенсионного капитала заработает не позднее 1 января 2019 года.

Налоговая панацея

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал не возлагать на налоговую реформу слишком больших надежд. «Давайте не будем рассчитывать, что налоговым законодательством мы можем решить все проблемы», — сказал он.

Результаты от налоговых изменений будет заметными только в том случае, если будут идти параллельно с другими структурными реформами, считает Шаталов. «В первую очередь надо заниматься институциональными реформами, а не надеяться исправить все за счет изменений в налоговой системе», — сказал он.

Кроме того, Минфин по-прежнему ратует за улучшение администрирования налогов. По мнению главы министерства, эти меры даже без реформ помогут дополнительно принести в бюджет 100-150 млрд рублей в год.

Информационное агентство России ТАСС

Источник: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/obobshchenie-ministr-finansov-predstavil-biznesu-svoe-videnie-rossiyskoy-nalogovoy-sistemy-2019-1001830125

Налоговая реформа — реформа forever

Не все знают, что начало масштабной налоговой реформе в России положил Указ Президента от 08.05.1996 № 685. Весьма примечательный документ, между прочим! Напоминает современные послания президента, но во многом играл роль закона.

Основными направлениями налоговой реформы тогда были названы:

1. Сокращение числа налогов.

2. Построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство и непротиворечивость, а также неизменность в течение финансового года системы налогов.

3. Облегчение налогового бремени производителей продукции.

Что же мы видим сегодня?

1. В середине 90-х в стране в результате местного «налоготворчества» насчитывалось около сотни налогов. Сегодня Налоговый кодекс содержит 15 обязательных платежей, включая страховые взносы, и 5 спецрежимов, каждый из которых предусматривает свой платеж.

Всего 20 официальных налогов и сборов (скоро к ним добавится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья – НДД). И еще порядка 50 «неофициальных» – так называемых неналоговых платежей, удивительно похожих на налоги и сборы. Итого 70. Это только на федеральном уровне.

Что на региональном, не знает никто. Возможно, на ту же сотню и выходим.

2. Если разделить количество дней в году на количество изменяющих законов (46 в 2017 году), то получается, что сейчас Налоговый кодекс меняется «в среднем» раз в 8 дней. Другими словами, «период стабильности» Кодекса – одна неделя.

Да, новые налоги вводятся с нового календарного года. Но система налогов – это не только их перечень, но и основные параметры. Так что неизменность в течение финансового года системы налогов обеспечить по-настоящему не удалось.

С целью единства и непротиворечивости правового регулирования налогообложения, как известно, был принят Налоговый кодекс. При этом знакомых каждому налогоплательщику случаев несогласованности, коллизий  и прямых противоречий в нем не счесть. Например, согласно п. 2 ст.

4 НК Федеральная налоговая служба не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения. Точка.

В то же время, сам Налоговый кодекс предусматривает десятки случаев, когда налоговому ведомству законодатель прямо делегирует полномочия по изданию нормативных актов (что неопровержимо подтверждается их регистрацией в Минюсте). Нет, но да…

3. Что касается налоговой нагрузки, то она снижена, и не только на производителей, если речь идет о номинальной нагрузке. Если же мы говорим о реальной нагрузке, то учитывая состоявшийся в целом выход из тени, нагрузка повысилась. Об этом свидетельствует и увеличение размеров бюджетов всех уровней. Но тут надо еще посмотреть долю налогов в ВВП в 90-е и тогда делать окончательные выводы.

Кроме того, Указом предлагалось:

— развитие налогового федерализма (в результате сегодня налоговая система России стала еще ближе к налоговым системам унитарных государств, но это скорее следствие политических процессов; впрочем, ситуация начинает меняться: признан, хотя и не всегда соблюдается, принцип «двух ключей», когда речь идет о федеральных льготах по региональным и местным налогам);

— сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения (с 2001 года количество льгот было резко сокращено, однако нельзя не заметить, что в последние десять лет льготы раздают налево и направо);

— увеличение роли экологических налогов и штрафов (тогда еще никто не знал, что Конституционный суд без публичного рассмотрения вынесет печально известное Определение от 10.12.

2002 № 284-О, призванное преодолеть окольным путем решение Верховного суда и спасти плату за загрязнение, установленную не законом, а Правительством.

Определение, которое лишило государство эффективного администрирования платы за загрязнение, а также появившихся в дальнейшем утилизационного и экологического сборов. Определение, которое запустило процесс появления все новых и новых «неналогов»;

— проведение в 1996 году налоговой амнистии для организаций (ближайшая амнистия была проведена в 2007 году для граждан).

Благодаря Указу появилось понятие технических ошибок (сегодня это ст. 81 НК): если налогоплательщик самостоятельно выявил и сообщил налоговым органам об ошибках, допущенных при составлении и расчете налоговых платежей, такие ошибки не признавались налоговыми правонарушениями.

А самая известная инновация, внедренная именно Указом – счета-фактуры, сакральный смысл которых российские бухгалтеры и инспектора не смогли постичь за много лет (изменения наметились лишь в последние три года благодаря АСК НДС-2, а также решениям Конституционного и Верховного судов о том, что если продавец выставил счет-фактуру и сделал начисление, то покупатель имеет право на вычет, даже если операция по закону не облагается).

С одной стороны, ставки понизились, экономика во многом обелилась, расширив налоговую базу, прошла кодификация, налоговая служба перестроила свою работу.

С другой стороны, не удалось:

— заметно сократить количество налогов;

— обеспечить непротиворечивость налогового законодательства и стабильность налоговой системы;

— развить налоговый федерализм;

— сократить льготы;

— создать работоспособную систему экологических платежей.

С тех пор Налоговый кодекс правится перманентно.

Наиболее активная фаза налоговой реформы пришлась на «нулевые», когда активно пополнялась новыми главами вторая часть Кодекса. Но и в последние годы поправки тоже были довольно заметны.

Только за последние восемь лет появились торговый сбор и патенты, имущественные налоги переведены на исчисление от кадастровой стоимости, администрирование страховых взносов вернулось налоговой службе, розница перешла на онлайн-кассы. Налоговый кодекс пополнился принципиально новыми институтами: появился целый новый раздел – V.

1 (ТЦО), введены КГН, налоговый мониторинг, международный автоматический обмен финансовой информацией, понятия контролируемых иностранных компаний и фактического получателя дохода. Законодательно определены пределы налоговой экономии, предусмотрены особенности налогообложения региональных инвестпроектов.

Не говоря уже об ощутимых изменениях налога на прибыль, НДС, акцизов и других платежей.

Итак, двадцать лет назад был принят Налоговый кодекс (часть первая). Он прошел стадию бурного развития.  Казалось бы, налоговая реформа завершилась, и надо лишь устранить недоделки. Ведь даже в президентском послании 1 декабря 2016 г. прозвучало осторожное предложение провести «настройку» налоговой системы и в дальнейшем ее существенно не менять.

Что же будет дальше?

А вот что. Налоговый кодекс… заново перепишут.

В опубликованных недавно рекомендациях Парламентских слушаний на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» содержится такой примечательный пункт:

«2.6. Новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации

Основным законодательным актом налоговой системы Российской Федерации является НК РФ, принятый в 1998 году.

Будучи законом прямого действия, он был призван кодифицировать правила налогообложения, существовавшие на тот момент в десятках нормативных актах, и создать правовую основу для формирования налогового законодательства Российской Федерации.

Однако за прошедшие 20 лет это значение НК РФ во многом было утрачено и он стал трудноприменимым.

Так, в настоящее время НК РФ представляет собой набор большого количества отсылок как к нормам самого НК РФ, так и к актам Правительства Российской Федерации или актам региональных и местных органов власти. При этом частое и порой несистемное внесение изменений в него влечет возникновение противоречий между содержащимися в нем нормами, порождая необходимость внесения новых изменений.

В связи с этим, участниками парламентских слушаний поддержано предложение о необходимости подготовки новой редакции НК РФ, разработанной на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений».

По совпадению или нет, но ровно такую же идею высказывает председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы А.М. Макаров с самого начала этого года на Гайдаровском, Сочинском, Питерском экономических форумах, а теперь вот и на Парламентских слушаниях.

Из официальной стенограммы от 09.07.2018:

«Так вот в этой связи возникает вопрос, что мы могли бы сделать? Что можно было бы добавить к тому, что сегодня предлагается? Почему я сейчас об этом говорю? Вот, скажем, налоговая политика, никто не сомневается, что это важнейший инструмент. Но вот в этом месяцев, в июле, 20 лет, как мы приняли общую часть Налогового кодекса.

Это был лучший объективный документ 20 лет тому назад. А сегодня он отстает, сегодня он не соответствует тем возможностям, которые наработаны налоговой службой. Просто когда он писался, мы даже представления не имели о цифровизации, мы не имели представления о тех возможностях, которые сегодня возникнут.

И получается, что Налоговый кодекс сегодня тормозит те возможности, которые есть для того чтобы решать эти проблемы. Правда, мы пытаемся это успешно решить. Мы, например, более 40 законов, поправок в Налоговый кодекс принимаем ежегодно. Уже в эту сессию, например, у нас к принятию 25 налоговых законов.

Чтобы было понятно, налоговых законов за это время, за 20 лет мы приняли более 600. Это несколько десятков тысяч поправок. С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия просто невозможно. Объективно нужна новая редакция Налоговая кодекса. Кстати, не только налоговое законодательство отстает от действий налоговой службы.

На самом деле зарплата сотрудников Налоговой службы тоже серьезно отстает от тех задач, которые перед ними стоят. Наверное, это тоже было бы неплохо отразить в нашем представлении о том, что надо менять в налоговой политике».

Как вы думаете, что все это значит? Правильно, новую работу для юристов, консультантов и аудиторов: консультации, семинары, споры…

А как же иначе, ведь если задумка лишь в том, чтобы переписать Кодекс набело, изложить его грамотным русским языком (наконец-то!), понятным если не каждому гражданину, то хотя бы каждому бухгалтеру, то смысловые изменения неизбежны.

Читайте также:  Подшивка для налоговой станет толще — фнс меняет требования к представляемым документам - все о налогах

Если хотя бы «просто» перенумеровать статьи «по порядку», да поменять/добавить/удалить какие-то фразы, да слова переставить, «чтоб было красиво», неизбежно полетит вся экосистема Налогового кодекса, вся его «грибница»: многочисленные официальные и неофициальные разъяснения, многолетняя судебная практика, привязанные к конкретным пунктам и абзацам — все надо будет отыскивать заново и заново открывать (толковать).

Даже если поменять несколько слов в предложении, его содержание неизбежно изменится (а иначе зачем менять?). По крайней мере, появится повод для нового прочтения.

Тут можно только еще раз порадоваться за налоговых специалистов, бухгатеров, инспекторов, адвокатов, судей, разработчиков программных средств и средств массовой информации – они без работы в ближайшие десять лет точно не останутся. Как и депутаты комитета по бюджету и налогам.

Если же цели более серьезные, чем поддержание занятости населения, то хотелось бы понимать, что это за цели. Для чего переписать? Чтобы что?

Например, в качестве недостатка называется большое количество отсылок как к нормам самого Налогового кодекса, так и к актам Правительства или актам региональных и местных органов власти. Но без отсылочных норм законы практически невозможны, да и не нужны, это знает с первого курса каждый юрист.

Исключить внутенние ссылки и «втянуть» все подзаконные акты в тело Кодекса – это можно, конечно.

Только что это изменит, кроме того, что текст разрастется с тысячи печатных страниц, как сейчас, до пяти, а то и десяти тысяч? И того, что править Кодекс надо будет во много раз чаще! А осенью, как следует из тех же Рекомендаций, Госдума собирается включить в Налоговый кодекс еще пяток-другой налогов-неналогов…

Новую редакцию предлагается разработать «на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений». Сравнивая 53-е Постановление ВАС РФ о налоговой выгоде и статью 54.1 НК, можно представить, что ждет в таком случае Кодекс и всех нас.

Именно на этом примере все мы, свято верящие в прогресс, отчетливо поняли и убедились, что новое – не всегда хорошее. Суды ведь сказали вслед за ФНС, а Верховный суд подтвердил, что новая статья не применяется к старым проверкам и текущим спорам.

Почему? Да потому что не предусматривает никаких дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков.

С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия действительно невозможно. Но он и не был никогда таковым, с самого начала подразумевая целый пласт подзаконных актов.

Удалось лишь отказаться от инструкций как обязательных для налогоплательщиков нормативных актов, но их место закономерно заняли многотысячные письма Минфина и ФНС.

И вряд ли нужно «выпрямлять» Кодекс, отсекая возможность приказов и официальных разъяснений — это изначально нежизнеспособная и совершенно негибкая система в нашу-то эпоху перемен.

Переписать закон заново — дело нехитрое. Но переписать Кодекс на принципиально ином качественном уровне, так, чтобы в нем стало меньше неясностей, пробелов и противоречий, хватит ли у нынешней Думы переписывалки? 

Новая редакция неизбежно приведет к новому столкновению интересов и противоборству различных общественных сил, к изменению status quo, это надо понимать.

Лично я уверен, что налоговое законодательство и дальше будет заметно меняться, именно поэтому предлагаю ввести существенную отсрочку изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Лично я давно мечтаю переписать Налоговый кодекс человеческим языком, с соблюдением юридических принципов, правил законодательной техники, логики, здравого смысла и все такое.

Еще с тех пор, как двадцать лет назад, в кризисном августе 1998 года, работал над первым профессиональным комментарием к свежепринятому Кодексу (посмотрите ради интереса, как выглядела самая первая редакция части первой: читать ее было невозможно, но зато говорилось о принципе справедливости налогообложения).

Мечтаю, но знаю, что сейчас это объективно невозможно без существенной перетряски норм с риском их ухудшения для налогоплательщиков и «закручивания гаек». Поэтому что же хотят уважаемые «участники парламентских слушаний» получить на выходе, пока не понимаю, но очень хочу понять.

На мой взгляд, для начала работы над новой редакцией Налогового кодекса нужны по меньшей мере веские политические гарантии и правовые механизмы неухудшения положения налогоплательщиков, а также объявление целей «редактирования». По большей мере — создание институтов качества, например, таких, как при подготовке и доработке Гражданского кодекса, остающегося общероссийским примером высокого уровня законотворческой работы. 

Пока же мы услышали лишь некие претензии депутатов к качеству закона. По сути — признание собственного многолетнего брака («частое и порой несистемное внесение изменений»). Если это повод «позвать редактора», то повод сомнительного свойства. Но точно не причина, и тем более не цель.

И в завершение…

Помните недавнее определение КС от 11.10.2016 № 2152-О, которым было одобрено не просто внесение поправок в законопроект во втором чтении, а его полное переписывание, в том числе включение нового налога (торгового сбора)?

Источник: https://zakon.ru/comment/470740

Налоговая реформа «по Кудрину» защитит богатых

Перераспределение налоговой нагрузки пройдет с учетом их первоочередных интересов. Налоги на бизнес будут снижены, а ставка подоходного налога повышена для всех слоев населения одинаково. Детали будущей реформы, обсуждаемые в Минфине, Минэкономразвития и Центре стратегических разработок Алексея Кудрина стали известны газете «Ведомости».

По информации издания, все авторы будущей концепции налоговой реформы отдают приоритет развитию бизнеса, как залогу экономического роста. Из этой логики вытекают и предлагаемые меры: повышение НДС c нынешних 18% до 21% и резкое снижение страховых взносов — с 30% до 21%.

По мнению бывшего замминистра труда РФ Павла Кудюкина, это даст определенный эффект, однако переоценивать его не стоит. «Российский бизнес страдает не столько от налогообложения, сколько от коррупционной нагрузки и избыточного административного давления», — уверен Кудюкин.

Компенсировать нехватку поступлений в бюджет будет население. Именно на «физических лиц» переносится основное бремя. Для этого Минфин предлагает поднять ставку подоходного налога — НДФЛ с нынешних 13% до 15%. При этом 6−8 процентных пункта будут направляться в федеральный бюджет. Сейчас вся сумма остается в регионах, составляя существенную — более трети — часть их доходов.

Один из вариантов Центра Кудрина предполагает еще более высокую ставку — 17%. Налоговая шкала при этом так и останется плоской. Миллионеры и те, кто живет на среднюю зарплату в 32 тысячи рублей в месяц будут платить одинаково.

Есть в предложениях экономического блока правительства и «революционные» новшества. Во всяком случае, это предлагается впервые с 2001 года, когда была введена плоская шкала налогообложения.

Речь идет о налоговых вычетах на для малоимущих. Необлагаемый налогом минимальный доход может быть установлен на уровне прожиточного минимума. Это отчасти выведет из-под удара беднейшие слои населения.

Правда, сумма прожиточного минимума сейчас ничтожна — чуть более 9 тысяч рублей.

По мнению руководителя департамента налоговой политики Финансового университета при правительстве РФ Л. Гончаренко, именно налоговые вычеты являются предпочтительным инструментом для введения «прогрессивности».

Таковые можно вводить не только с учетом уровня доходов, но и числа иждивенцев, потребности в лекарствах, расходов на образование и т. п. Особенно интересен этот необлагаемый вычет при семейном налогообложении. Это аналог французского налогообложения домохозяйств, отмечает эксперт.

Тем не менее, среди мер, предлагаемых экономическим блоком, ничего подобного нет.

В свою очередь доцент МГУ Андрей Кобяков считает, что за снижение нагрузки с бизнеса должны платить не малоимущие, а те, кто получает большие доходы.

В России очень сильное социальное расслоение, сопоставимое по уровню с африканскими странами. Основные издержки от налоговой реформы вновь лягут на «средний класс», живущий на зарплату, и расслоение только увеличится.

«Давно назрела необходимость переходить к прогрессивной шкале налогообложения», — уверен Кобяков.

Возможно, по этой причине окончательное решение о параметрах налоговой реформы пока не принято. Позиция Кремля будет определена после экспертной проработки этого вопроса, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Ранее о необходимости «дискуссии» заявил Владимир Путин. Причины объяснил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

«Есть предварительное понимание и у администрации, и у ЦБ, и у правительства, что надо подготовиться к новой налоговой совокупности, так чтобы весь следующий политический цикл тоже был стабилен», — сказал он.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам из фракции КПРФ Вера Ганзя возмущена, что компенсировать послабления бизнесу будут за счет и без того небогатого населения.

— О том, что налоги на бизнес нужно корректировать, мы говорим каждый год на публичных парламентских слушаниях. Были совершенно разные предложения. И страховые фонды уменьшить и даже убрать совсем НДС. На каком конкретно остановится правительство неизвестно. Но в целом в этой части, в части бизнеса, можно согласиться.

Что касается физлиц, то увеличивать налоги на и без того малоимущее население — это просто безнравственно. Даже с учетом вычетов. Теоретически, вычеты — нормальная, правильная мера.

Но мы прекрасно знаем, что нужно пройти несколько «кругов ада», чтобы эти вычеты получить. Не каждый это сможет сделать. Одна запятая не там стоит и уже все.

Поэтому сплошное увеличение ставки налога — недопустимая мера.

 — Как вы оцениваете идею изъятия у регионов 6−8 процентных пункта подоходного налога в пользу федерального бюджета?

— Это ожидаемо. Регионы — это наша боль. Все делается за их счет. У них отобрали один процент налога на прибыль. С этого года поменялось соотношение в акцизах. Со следующего года опять не в пользу регионов изменится пропорция софинансирования госпрограмм. Теперь, вот, еще и с подоходным так будет.

— Какие по-вашему требуются изменения в ставке НДФЛ?

— Мы в КПРФ подготовили сейчас закон о прогрессивном налоге. Я — один из его авторов.

У нас есть четыре позиции: до 100 тысяч рублей дохода в год — 5% налога, свыше — остается 13%, затем — 18% и затем, при доходе свыше 12 млн рублей в год, — 25%. Это мягкий, щадящий вариант.

Даже не 40%, как в некоторых странах. Это по-божески. Особенно, если вспомнить о яхте длиной в 140 метров, которая недавно прогремела на весь мир.

(Крупнейшая в мире яхта российского миллиардера Андрея Мельниченко ценой в 400 млн евро была временно арестована в Гибралтаре — авт.).

— Сейчас наша задача — добиться, чтобы правительство приняло подобный вариант. Необязательно именно наш, пусть они разработают сами, но налог должен быть прогрессивным.

Нужны кардинальные изменения! Даже по нашему мягкому варианту мы получаем сразу 1 трлн рублей дополнительных доходов. А в правительстве пытаются добиться паритета, увеличивая в одном месте ставки и снижая в другом. Это лишняя работа.

Нужно облагать налогами тех, кто имеет сверхдоходы. Мы прекрасно знаем этих людей. Список «Форбс», например.

— В каком состоянии сейчас ваш законопроект?

— Закон пока на стадии разработки. После праздников мы получим свежую информацию из налоговой по количеству налогоплательщиков той или иной категории. После этого текст закона будет доработан и мы его внесем на рассмотрение Госдумы.

Эксперт по финансовым и экономическим вопросам Дмитрий Селезнев напоминает, что в реальности конкретные ставки налогов и сборов имеют для большинства бизнесменов второстепенное значение.

— С крупными налогоплательщиками у государства разговор отдельный, они под особым присмотром. Но мелкие и средние предприниматели, и это не является большим секретом, реагировали на все инициативы Минфина последних лет с помощью «ухода в тень».

То есть каждый предприниматель определял для себя общую сумму налогов, которой он, по заветам Лившица, готов делиться с государством.

Обычному предпринимателю в принципе безразлично в какой форме он платит государству: в форме страховых отчислений, в форме НДС или в форме НДФЛ сотрудников, которых он нанял, или в форме взяток контролирующих органам.

Контролирующие органы, проверяя предприятие, особое внимание уделяют «белой» зарплате. Размер «белой» зарплаты, выплачиваемой на предприятии, влияет на размер собираемых страховых взносов и НДФЛ, и, как это на первый взгляд ни странно, на размер НДС. Эта связь понятна специалистам, работающим «на земле».

Что касается наёмных лиц на зарплате, пропорция «в белую»/»в чёрную», конечно важна. Но сейчас не то экономическое положение в стране, чтобы при приёме на работу уделять этому аспекту сильное внимание.

И у обычного человека нет особого доверия к государству, он вполне обоснованно не верит, что от его «белой» зарплаты будет зависеть размер пенсии, до которой ещё нужно дожить.

Поэтому изменения в пропорциях тех или иных налогов и сборов не будут иметь существенного влияния для наёмных лиц, мелкого и среднего бизнеса, они будут платить, сколько могут. И вряд ли государству удастся выдоить ещё больше налогов.

— Какие методы, напротив, успешны с точки зрения государства?

— За последнее время проведена существенная работа по сбору налогов и связана она со значительным сужением теневого рынка. Во-первых, чтобы чиновнику не таскали деньги в портфелях, им была повышена зарплата. На слуху колоссальные размеры премий ведущих госкорпораций.

Во-вторых, все крупные тендеры достаются контролирующим государством бизнес структурам, у которых в результате остаются до 40% прибыли. Понятно, что дальше их как-то делят, но «делёж» стал контролироваться «сверху». Это некая узаконенная коррупция.

В-третьих, идёт зачистка банковского сектора, он берётся под жесточайших контроль и с помощью него, помимо налоговых органов, ведётся контроль предпринимателей. В-четвертых, совершенствуется налоговый контроль с помощью электронных систем.

Понятно, что совсем уничтожить «теневой» рынок невозможно, да и для государства это не нужно, коррупция это смазка установившейся бюрократической системы.

А в намерениях Минфина я вижу только перераспределение контролирующих и распорядительных функций, так как распоряжаются разными налогами разные органы.

Источник

Фото ТАСС

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

Источник: https://www.pravda-tv.ru/2017/02/24/284235/nalogovaya-reforma-po-kudrinu-zashhitit-bogatyh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]