Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Фото: www.globallookpress.com
Министерство финансов готово пойти на еще одну серьезную провокацию и отменить льготы по НДС на социально значимые товары первой необходимости, в том числе на хлеб, молоко и лекарственные препараты, что неизбежно приведет к росту цен
Экс-министр финансов России, а ныне глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сегодня на Российском инвестиционном форуме в Сочи высокопарно заявил, что повышать ставки основных налогов в России в ближайшие шесть лет нельзя.
Процитирую достопочтимого «оракула» экономической мысли:
ЦСР предлагает не повышать налоги в ближайшие шесть лет — ни подоходный, ни НДС, ни другие. Мы не поддерживаем на этом этапе маневра 22/22 и 21/21 в части социальных взносов и НДС. Мы считаем, что это не даст тех эффектов по легализации бизнеса, при этом сильно перераспределит нагрузку между отраслями» (РИА Новости).
Из этих слов следует, что мы были правы, когда в эфире программы «Пронько. Экономика» на телеканале «Царьград», проанализировав документы об инициативах ЦСР и Минфина, пришли к выводу: новеллы Кудрина-Силуанова, по сути своей, порочны.
Их провокационные предложения сводятся к следующему: снизить страховые взносы (с 36% до 21%), а налог на добавленную стоимость (НДС), наоборот, повысить — с 18 до 21%.
Неочевиден «эффект» от снижения соцвзносов, дескать, данный шаг приведет к «обелению» бизнеса, по замыслу Силуанова, от которого сейчас дистанцировался Кудрин, будет компенсирован за счет… кошельков российских граждан. Ведь НДС заложен абсолютно во все товары и услуги, а значит, производители возросшие затраты перенесут на конечных потребителей, то есть, на нас с вами.
Минфин предлагает «гениальное» решение, в результате которого произойдет удорожание товаров и услуг, рост цен и раскрутка инфляции. Рост НДС приведет к тому, что более 20 миллионов наших граждан, которые уже сейчас не живут, а существуют на доходы ниже прожиточного минимума, окончательно обнищают и увязнут в бездне социального патернализма.
Очевидный для нас факт провала проводимой Кабмином и ЦБ социально-экономической и финансовой политики сегодня признал и господин Кудрин. Он считает, что «в этот момент, когда рост экономики не стал устойчивым, этого не надо делать. Это надо делать, когда экономика будет более уверенно расти, то есть, к этому можно будет вернуться впоследствии».
Главная угроза для России – бедность и нищета граждан
Алексей Леонидович, впоследствии – это когда? И что значит ваша фраза, что нельзя повышать основные налоги, а косвенные поборы можно? Иезуитская позиция: я — «Д’Артаньян в белом», а все остальные… злобные и коварные. При этом Кудрин оставляет правительству, конкретно Минфину, люфт для маневра.
Ведь он не против повышения «иной» фискальной нагрузки. Данная словесная эскапада экс-министра финансов напоминает мне ситуацию, при которой президент вводит мораторий на любые налоговые изменения, а Минфин через косвенные налоги (акцизы, сборы и т.д.
) увеличивает давление на хозяйствующие субъекты и граждан страны.
Проиллюстрирую данный факт на конкретном примере: российский Минфин опубликовал свои разъяснения об имущественном налоге на нежилые строения (бани, теплицы, сараи, летние кухни и т.д.), которые расположены на наших приусадебных участках.
Так вот данные строения признаются хозяйственными объектами и облагаются налогом. Вы, как садовод или огородник, следует из разъяснений «слуг народа», обязаны каждое отдельно стоящее строение зарегистрировать в ФНС и ежегодно уплачивать в казну налог.
Если строения на даче принадлежат пенсионеру, от уплаты имущественного налога он освобождается, но только на одну хозяйственную постройку площадью не более 50 кв м. Отдельно вводится льгота для людей старшего поколения и на один дом на приусадебном участке вне зависимости от его площади.
Иными словами, наши старики могут не платить за сарай, но за отдельно стоящую баню налог взиматься будет.
В Минфине напомнили и о том, что летние дачные кухни могут быть не зарегистрированы в базах данных ФНС, а это значит, что в отношении этого объекта будет применяться так называемая повышенная налоговая ставка (например, 0,5% от стоимости вместо стандартной 0,3%, как, например, в Московской области). При подобной ситуации собственнику необходимо позаботиться об идентификации своей бани, сарая или теплицы, подав в ФНС необходимые документы, подтверждающие тип и вид постройки. После данной процедуры налоговики пересчитают имущественный налог с учётом льготной ставки.
Деградация экономики ведет к девальвации, росту инфляции, падению уровня жизни
То, что Силуанов и Ко будут и дальше «вычищать» кошельки российских семей через прямые и косвенные налоги (имущественный «побор» за сарай или теплицу, рост акцизов на топливо, торговые сборы — уже действуют в Москве и Петербурге), сомнений нет. Об этом без обиняков в том же Сочи заявил «оппонент» Кудрина — нынешний министр финансов России.
Силуанов заявил, что налоговое бремя с бизнеса будет переложено на потребителей, о чем я выше уже писал. По данным агентства Bloomberg, так называемый «налоговый маневр» будет включать повышение НДФЛ с 13 до 15%.
Плоская шкала сохраняется, рабочий и топ-менеджер продолжат платить одинаковый налог на доходы, при этом спред в их зарплатах учитываться не будет.
Дальше — больше.
Минфин готов пойти на еще одну серьезную провокацию и отменить льготы по НДС на социально значимые товары первой необходимости, в том числе на хлеб, молоко и лекарственные препараты, что неизбежно приведет к росту цен. По словам господина Силуанова, Минфин уже внес свои предложения в Кабинет министров, все изменения фискального бремени будут законодательно зафиксированы в течение этого года.
Налоги, сборы, поборы… А где же стимулы? Где таргет (целеполагание) по повышения благосостояния российских семей? Где социальная справедливость, дифференцированный подход? Ничего этого нет, но есть желание обобрать граждан страны, у которых и так уже ничего не осталось. Их реально располагаемые доходы падают четыре года подряд.
Источник: https://newsland.com/community/4489/content/minfin-vvel-nalog-na-bani-sarai-i-teplitsy/6213676
Минфин России предлагает облагать самозанятых граждан налогом «на профессиональный доход» размером от 3 до 6%
Минфин предлагает облагать самозанятых граждан налогом «на профессиональный доход» размером от 3 до 6%.
Инициатива вызывает у аналитиков множество вопросов и имеет много шансов остаться формальной, как и предыдущие попытки такого рода.
Самый теоретически эффективный способ заставить неофициально работающих регистрироваться, лишив их бесплатной медпомощи, о чем не раз в последнее время заходила речь, на практике не осуществим
Что-то вы слишком заняты
Люди, не нашедшие подходящей работы по найму и не решившиеся регистрироваться в качестве предпринимателей или создать фирму, вновь стали объектом внимания властей.
«Мы будем предлагать новый специальный налог — налог на профессиональный доход», — заявил журналистам в первый рабочий день после Праздник Весны и Труда заместитель министра финансов Илья Трунин. «Это доход, который получает человек, не привлекая дополнительных работников.
Мы предлагаем, чтобы ставка налога составляла 3%, если оказание услуг идет физическим лицам, и 6%, если юридическим», — цитирует замминистра ТАСС, называя новую инициативу «налогом на самозанятых».
Сообщается, что такой налоговый режим будет действовать для самозанятых граждан с годовым доходом до 10 млн рублей. О планах насчет более богатых тружеников Минфин пока умалчивает.
Большую часть поступлений в документе, который обещают обнародовать для обсуждения в мае, предложено будет направлять в страховые фонды.
О том, что неофициально работающие граждане не пополняют Фонд обязательного медстрахования, а в поликлиники ходят и в больницах лежат, официальные заявления уже звучали.
Как отмечает RG.ru, до конца 2018 года для самозанятых действуют налоговые каникулы. Можно встать на добровольный учет, но желающих не набралось и одной тысячи человек.
Но с 2019 года самозанятые должны будут либо стать ИП, либо платить НДФЛ 13 процентов, а практически любой бизнес должен быть оснащен онлайн-кассами. То, что такой правовой режим не будет стимулировать к выходу из тени, в Минфине понимают.
Однако и то, что предлагается, выглядит сырым. Не входя в более подробные объяснения, замминистра финансов сосредоточился на оригинальных способах уплаты нового налога: с помощью мобильных приложений и даже биометрии.
Однако непохоже, что к этим новшествам прибегнут столь уж многие. При том, что число неофициально занятых оценивается и экспертами, и властями в миллионы человек, если не в десятки миллионов.
А чем плох патент?
На первый взгляд, идея ввести профессиональный налог со ставкой 3% кажется рациональной, указывает руководитель консалтинга «Правовест Аудит» Ольга Новикова. Но, не зная всех деталей, трудно говорить об эффективности этого проекта.
Большинство самозанятых лиц пугает необходимость представления отчетности, поэтому, на ее взгляд, вместо налога следует ввести недорогие патенты именно для самозанятых лиц без необходимости их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
«Зачем нужен еще один новый вид налогообложения для физических лиц?» — задается она вопросом. Конечно, признает аналитик, 3% лучше, чем 6%, действующие сейчас при упрощенной системе налогообложения или на патенте.
Сейчас, например, для репетиторов на патенте вмененный доход составляет 300 тыс. рублей в год при действующей ставке налога 6% это 18 тыс. рублей в год плюс фиксированные страховые взносы в размере 32385 рублей. При этом предел доходов на патенте — 60 млн рублей в год.
Если речь идет о снижении ставок на доходы с 6% до 3%, то зачем нужен новый налог – можно понизить ставки по отдельным видам патентной деятельности.
Почему не имела успеха действующая с 2017 система налогообложения самозанятых? Ведь им нужно было только подать заявление и никаких отчетов плюс налоговые каникулы. Конечно, если и так жилось неплохо, зачем заявлять о себе в налоговый орган?
Будет ли новый механизм эффективен? Тоже не факт, полагает Ольга Новикова. Понятно, что затраты на администрирование будут достаточно высоки, поскольку, чтобы выявить уклоняющегося от уплаты, потребуется проводить встречные сверки с покупателями услуг. Но вот денежная «премия» для бюджета будет еще меньше чем от проверки нынешних индивидуальных предпринимателей.
Что касается взаимодействия с юрлицами, а там предлагаемый налог выше — 6%, то дело выглядит еще более странно.
Не стоит забывать, говорит Ольга Новикова, что компании, приобретая услуги физических лиц по гражданско-правовым договорам, и так являются налоговыми агентами. Заставлять продавцов услуг второй раз платить налог — несправедливо.
Но взаимодействие с юрлицами – это единственная возможность обложить самозанятых. При оказании услуг гражданами друг другу уплата налога в любом случае будет исключением.
Возможно, заключает экономист, взывать нужно не только к «налоговой совести» самозанятых граждан, но и принять более действенные меры, например, ввести декларирование не доходов, а расходов.
Вывести из тени и сделать прозрачными
Но вообще, добавляет сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, нельзя сказать, что у самозанятых сейчас нет стимула регистрироваться.
Все хотят пользоваться мерами господдержки и «дружить» с банками, которые могут и заблокировать счета по подозрительным операциям.
Для первых шагов в бизнес платить 3% по транзакции — оптимальный вариант, поскольку непонятно как дела пойдут дальше, зато все уже ведется по-честному в рамках правового поля.
С другой стороны, продолжает Назаров, пока не совсем понятно, какую отчетность предполагает новый законопроект.
Например, в предлагаемой системе регистрации через патент, человек четко понимает, что всего за 5 минут он может приобрести его всего на месяц или на целый год.
Поскольку тестировать законопроект предполагается в пилотном режиме в нескольких регионах, почему бы не апробировать оба варианта и посмотреть, какой из них окажется эффективнее?
Категория самозанятых граждан потому и самозанятые, потому что по ряду причин не готовы вступать в официальные отношения с государством как предприниматели, отмечает, в свою очередь, руководитель проекта поддержки и развития индивидуального предпринимательства «Я в деле!» Алина Попова. Уровень дохода таких граждан в месяц едва компенсирует среднюю зарплату. Само по себе слово «самозанятый» говорит о том, что в государственной «прозрачной» системе гражданин не нашёл свое профессиональное место.
Почему бы, задается вопросом Попова, разнообразные и стимулирующие налоговые условия не вводить для уже зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые своим примером смогут стимулировать самозанятых на более активные действия в сторону легализации? Силы нужно бросать на тех, кто уже готов к ответственности и выбрал для себя официальный статус. Успешных индивидуальных предпринимателей нужно показывать по телевизору, транслировать идеологию взаимодействия микропредпринимателей и государства, продолжить программу финансовой грамотности для населения.
Неуплата за риск
Так или иначе, но мы имеем дело с продолжением кампании по выведению из тени самозанятых россиян, отмечает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
Он напоминает, что предыдущая кампания не увенчалась успехом — по всей стране зарегистрировалось в качестве самозанятых чуть более 800 человек, причем в некоторых регионах не обнаружилось ни одного.
Очевидно, что у людей недостаточно мотивации в виде недолгих налоговых каникул и белого дохода, и решено создать дополнительную мотивацию — в виде снижения налога до 3%.
При этом могут возникнуть разные интересные коллизии, например, некоторые врачи могут попробовать объявить себя самозанятыми, и платить налог по сниженной ставке, а юристы смогут им объяснить, как это правильно сделать. То есть экономика может получить переход вполне легальных и действующих бизнесов на сниженную ставку, а вместе с этим — снижение поступлений в бюджет на 2-3%.
Государство, с точки зрения эксперта, не совсем хорошо представляет специфику деятельности самозанятых граждан: нянь, репетиторов, водителей, и оттого и не может найти норму закона, которая бы устраивала всех.
Самозанятость — это, прежде всего, некий предпринимательский риск, пусть и в микромасштабе, самозанятый далеко не всегда уверен в том, что у него будет стабильный денежный поток, что в следующем месяце у него будет такой же объем заказов, клиентов.
Государство как будто не замечает этого риска, и предлагает самозанятым платить некую ставку налога на прибыль, не предполагая, что этой прибыли может и вовсе не быть, а может быть даже убыток, непредсказуемый для самозанятого.
В обществе должно быть взращено некое уважение к предпринимателям вообще и к самозанятым в частности, соглашается генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов с мнением Алины Поповой, чтобы у них появилась моральная потребность платить налоги и участвовать таким образом в построении современных общества и государства. Дело только в ставке, а и в удобстве постановки на учет, в простоте отчетности, перечисления налоговых платежей. А еще — в неком общественном договоре, который мог бы гарантировать самозанятым, что ставка 3% со временем не превратится в 13%, ведь сейчас никто не способен гарантировать невозможность такого сценария.
Попробуй отними
Можно еще добавить, что, теоретически, наиболее эффективным средством заставить неофициально работающих людей как-то оформлять свои отношения с государством стала бы реализация звучавших ранее предложений об ограничении доступа к медпомощи.
Что-то такое, как выдача полиса ФОМС лицу старше 18 лет только при предъявлении справки об уплате НДФЛ или при предоставлении патента (или пенсионного удостоверения).
Что касается пенсионных отчислений и, соответственно, будущей пенсии, то это тоже, конечно, должно заботить самозанятых граждан, но, в принципе, при наличии определенного стажа та или иная трудовая пенсия выплачиваться будет, а без стажа — социальная.
В большую пенсию мало кто верит (хотя она и встречается), стаж же есть почти у всех, потому что нынешние нигде не работающие репетиторы ранее работали преподавателями и т.п. Нет его у молодежи, но она редко задумывается о пенсии.
Однако, если говорить о медицинском обеспечении, здесь все не так просто.
Лишить неработающих официально бесплатной медицины, принудительно перевести их на полисы «добровольного страхования» — эти идеи упираются в Конституцию РФ. Статья 41 ч.
1 Конституции гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».
И это — абсолютно непреложный постулат. О том, чтобы поменять Конституцию в данной части, никто пока сказать не рискнул.
Но как финансировать «бесплатную помощь», если люди не платят взносов? А Основной закон и не увязывает первое со вторым, говоря, что, медицина финансируется «за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». То есть, страховые взносы — лишь один из трех названных видов источников средств.
Поэтому такой путь решения проблемы поступлений от самозанятых закрыт. Открыт, по-видимому, другой — постоянство налоговой политики и повышение доверия между гражданином и государством, хотя это и выглядит как общие слова.
Источник: https://expert.ru/2018/05/4/samozanyatost/
Налоги в нефтянке: от новых договоренностей к старым спорам
МОСКВА, 27 дек — ПРАЙМ, Мария Балюк, Марина Коцубинская. Главным прорывом уходящего года в налогообложении нефтяной отрасли можно назвать достигнутый Минэнерго и Минфином консенсус по налогу на дополнительный доход (НДД). Законопроект обсудили, согласовали, наконец, внесли в Госдуму, и кажется, все-таки примут.
Но не успело утихнуть эхо многолетних дебатов двух министерств, как в коридорах власти зазвучал новый спор: Минфин предложил вернуться к вопросу об обнулении экспортных пошлин на нефть — Минэнерго парировало удар, требуя поддержки для НПЗ. Быстрого завершения дискуссий не ждут ни эксперты, ни сами министерства.
«Трудно представить, что в ближайшие годы многое изменится. Во-первых, сам этот эксперимент по НДД потребует несколько лет, потом его оценка неизвестно какие даст результаты, поэтому трудно предсказать, когда переход на НДД будет всеобъемлющим и широким. И тогда уже встанет вопрос об обнулении экспортной пошлины», — сказал агентству «Прайм» аналитик «Сбербанк КИБ» Валерий Нестеров.
Он напомнил, что идею налогообложения финансового результата в нефтяной отрасли Минфин и Минэнерго начали обсуждать много лет назад. По задумке разработчиков, новый налог должен стать альтернативой действующему налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Нынешняя система налогообложения нефтянки действует с 2002 года и предполагает изъятие в бюджет сверхдоходов нефтяных компаний через два инструмента: экспортную пошлину и НДПИ, ставки которых привязаны к ценам на нефть.
Однако с 2008 года, когда цены на нефть стали снижаться, платежи оказались не по силам нефтяникам, и правительство, чтобы не убить отрасль, было вынуждено раздавать компаниям льготы.
Тогда власти задумались о системном решении проблемы.
Самым разумным, по мнению Минфина, было бы снижение экспортной пошлины на нефть с одновременным изменением подходов к обложению добычи – обложению не количества добытой нефти, а финансового потока компании.
Минэнерго и нефтяные компании предложили альтернативный вариант — облагать не доход, а финансовый результат (прибыль) компаний. Спорили и о том, как вводить налог: Минфин предлагал вводить НДД для всех месторождений сразу.
По мнению министерства финансов, это решило бы сразу и проблему льготирования низкорентабельных месторождений: низкий доход автоматически облагался бы более низким налогом.
Минэнерго и нефтяные компании просили сначала отработать систему на «тестовых» месторождениях, и только потом распространять на всю отрасль.
В результате законопроект об НДД, внесенный в Госдуму, предполагает, что налог будет взиматься с денежного потока, как хотел Минфин. Закон может вступить в силу уже с 2019 года, однако, как и хотело Минэнерго, он еще несколько лет будет тестироваться на 35 пилотных проектах.
НА ОЧЕРЕДИ ПЕРЕРАБОТКА
Осенью этого года, когда стало понятно, что по НДД получается договориться, глава Минфина Антон Силуанов поднял вопрос о снижении экспортных пошлин, что позволит довести готовящийся уже несколько лет налоговый маневр в нефтянке до логичного завершения.
Причем спровоцировал начало спора глава Минэнерго Александр Новак, когда на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет» попытался убедить иностранных инвесторов вкладывать в российский ТЭК, который, по его словам, остается привлекательным и устойчивым даже в условиях низких цен на энергоносители.
«Устойчиво развивающейся отрасли насколько нужны преференциальные режимы?» — удивился тогда глава Минфина и попросил коллегу скорее завершить начатый несколько лет назад налоговый маневр.
Правительство закладывало его еще в стратегию-2020: предполагалось, что пошлины на нефть и нефтепродукты будут поэтапно снижаться вплоть до обнуления в течение нескольких лет, а НДПИ — расти.
Однако позже про тему «забыли», сосредоточившись на законе об НДД.
Камнем преткновения для снижения пошлин сейчас, как и несколько лет назад, является нефтепереработка, для которой в этом случае резко вырастет стоимость сырья на внутреннем рынке.
По данным Минэнерго, еще не все НПЗ в России провели модернизацию. Если провести маневр сейчас — на них ляжет основная нагрузка, и они не смогут завершить свои планы.
Экспортная пошлина, по сути, является субсидией, которая позволяет им обеспечить маржинальность.
Как уточнил замминистра энергетики Кирилл Молодцов, к 2027 году планируют завершить модернизацию 127 установок переработки нефти на НПЗ, при этом к 2020 году — 120. Сейчас работы прошли уже на 77 установках.
«Лукойл» сообщал, что компания закончила модернизацию в середине 2016 года. «Газпром нефть» прошла ее первый этап и в 2015 году приступила ко второму. Как говорил в интервью РИА Новости глава Ростехнадзора Алексей Алешин, на заводах «Роснефти» отложен ввод 20 установок. Но нефтекомпания отмечала, что большое значение для развития нефтепереработки будет иметь фискальный режим.
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэнерго до 15 января 2018 года представить в правительство предложения по стимулированию дальнейшей модернизации НПЗ.
В качестве возможного решения Минфин и Минэнерго обсуждают так называемый «отрицательный (обратный) акциз» — выплату определенной компенсации НПЗ из уплаченного им акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличивает выход светлых нефтепродуктов.
Как говорил агентству «Прайм» первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер, нефтепереработка при снижении экспортной пошлины все равно останется в минусе, который должен быть компенсирован через механизм обратного акциза. Основной вопрос, по словам замминистра – критерии возврата, поскольку «все заводы разные, с разными показателями».
Кроме того, завершение налогового маневра в нефтянке может осложнить отношения с Белоруссией, которая, пользуясь выгодами беспошлинной торговли с РФ, импортирует российскую нефть и зарабатывает на экспорте нефтепродуктов.
ОПАСНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Пока министерства спорят том, каким должен быть общий режим налогообложения нефтянки, компании продолжают «выбивать» для себя специальные условия. Ярким примером в 2017 году стало предоставление налогового вычета Самотлорскому месторождению «Роснефти». В результате ежегодное снижение НДПИ для него составит 35 миллиардов рублей в течение 10 лет.
«Роснефть» обещала, что это принесет более 1,7 триллиона рублей налогов в бюджеты всех уровней. Откроет ли это решение ящик Пандоры в отношениях правительства и нефтяников – покажет время.
Самотлор фигурировал в числе обводненных месторождений, для которых обсуждалось предоставление льгот вне рамок системы НДД. Такой подход поддерживало Минэнерго. Минфин выступал против, поясняя, что не хочет создавать опасный прецедент, давая льготу одному месторождению.
Тем не менее, в начале октября финансовое ведомство и «Роснефть» объявили о том, что согласовали предоставление инвестиционного стимула Самотлору.
Представители Минфина поясняли, что министерство по-прежнему не хочет устанавливать льготы для обводненных месторождений, и обводненность не была основанием для решения по Самотлору.
Вычет из НДПИ для него связан в первую очередь с дополнительной нагрузкой на «Роснефть» в связи с повышением дивидендов до 50% прибыли.
Минэнерго публично продолжало говорить о необходимости проработки льгот для обводненных месторождений, помимо предоставления инвестиционного стимула Самотлору.
Единичное решение вызвало отклик других нефтекомпаний.
Газета РБК писала, что главы «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» обратились к премьер-министру РФ с вопросом о предоставлении налоговых льгот месторождениям с высокой обводненностью.
«Нашим коллегам, которых я очень люблю, уважаю, что могу сказать? Во-первых, никто из них не предложил таких условий, у них нет таких месторождений.
В принципе очень легко выйти на договоренность, мне кажется: можно отдать контрольный пакет государству, сразу легче станет в получении льготы. У них нет таких обязательств перед государством, которые мы взяли на себя, а льготы, тем не менее, есть.
Но мы же никого не критикуем за льготы, которые они получают», — комментировал в ответ глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Источник: https://1prime.ru/articles/20171227/828302807.html
«Цель — повышение прозрачности»: Минфин предлагает ввести налог на доход самозанятых граждан
Министерство финансов намерено облагать доход самозанятых граждан, оказывающих услуги физическим лицам, налогом в 3%. Соответствующий законопроект будет опубликован в течение месяца.
В 2019 году новый режим должен быть введён в ряде регионов в качестве пилотного проекта. Как полагают в ведомстве, удобный механизм уплаты налога и специальная ставка позволят легализовать часть самозанятых.
По мнению экспертов, эффективность нововведения зависит от того, удастся ли властям донести до предпринимателей преимущества новой системы.
Минфин предлагает ввести налог на доход самозанятых граждан. Об этом сообщил замминистра финансов Илья Трунин. По его словам, соответствующий законопроект уже подготовлен и будет введён в течение месяца.
Предполагается, что налог составит около 3% для тех, кто оказывает услуги физическим лицам, в том числе репетиторов, нянь и домработниц. В случае если клиенты являются юридическими лицами, ставка повышается до 6%.
Ранее ввести для самозанятых налоговую ставку в размере 6% от выручки предложили в Минэкономразвития. Глава ведомства Максим Орешкин отмечал, что в этом случае налогообложение должно быть максимально простым.
До конца 2018 года в России действуют налоговые каникулы для самозанятых, однако с момента их объявления на налоговый учёт встали около тысячи граждан. Новый законопроект призван повысить число зарегистрировавшихся граждан. При этом существенных бюджетных доходов в Минфине не ждут.
«Главная цель — это повышение прозрачности», — заметил Трунин.
По словам экономического эксперта, автора проекта All Economics Антона Шабанова, любые дополнительные налоговые поступления позитивны для бюджета.
«Это всегда хорошо и положительно. Другой вопрос, насколько отреагирует сама налогооблагаемая база, то есть самозанятые люди», — подчеркнул он.
Оплата через приложение
В ходе послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин поручил освободить самозанятых предпринимателей от отчётности и сделать для них уплату налогов «простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме». По итогам послания Путин поручил правительству завершить процесс закрепления правового статуса самозанятого населения.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Также по теме
Здравоохранение, демография и налоги: Путин утвердил список поручений по итогам послания Федеральному собранию
Владимир Путин утвердил список поручений на основе послания Федеральному собранию. От президентской администрации он, в частности,…
Трунин подтвердил, что сейчас самозанятые граждане работают в основном вне правового поля. По его словам, для них будет разработано специальное мобильное приложение, с помощью которого каждый, после прохождения биометрической идентификации сможет ежемесячно отражать доходы и выплачивать налог. При этом другими налогами и сборами такие доходы облагаться не будут, подчеркнул Трунин.
Предполагается, что новый режим заработает с 2019 года в ряде регионов как пилотный проект. Также документом предлагается уточнить порядок постановки или снятия с учёта в налоговых органах самозанятых физических лиц.
Кроме того, согласно законопроекту, уже внесённому на рассмотрение в Госдуму Минфином, самозанятым не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Это, подчеркнул Трунин, избавит их от уголовного преследования.
В ведомстве добавили, что уже зарегистрированные в налоговой граждане сами смогут выбрать систему налогообложения: патентную, которая сейчас действует для индивидуальных предпринимателей, или предложенную Минфином.
По словам Шабанова, легализация дохода и низкая ставка могут стать вескими поводами для перехода самозанятых в правовое поле.
«Это действительно немного и вполне посильно для тех, кто у нас является самозанятыми. Однако если сравнивать 0% и 3%, разумеется, в голове любого человека первое всегда выигрывает. Тут важно объяснить людям, в чём преимущество нового налога и что он открывает для самих самозанятых», — заметил эксперт.
Авторы законопроекта предполагают, что бенефициарами станут не только самозанятые граждане, но и их клиенты.
Таким образом покупатели будут стимулировать продавцов раскрывать свои доходы.
Вопрос в определении
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял о необходимости определиться с понятием «самозанятый» на законодательном уровне.
«Наша с вами задача, я имею в виду правительства и Государственной думы, наконец-то разобраться, что это такое.
Потому что понятия самозанятых в нашем законодательстве в настоящий момент отсутствует… Если это просто те, кто подрабатывает, то это никакие не самозанятые, а если это люди, которые скрываются от регистрации, получая доходы, это другая история. Но в любом случае государственная регистрация нужна», — говорил он 11 апреля.
- © Kremlin Pool/Global Look Press
Глава правительства также отметил, что, несмотря на принимаемые меры, поддержки занятых в малом и среднем бизнесе пока всё ещё мало. Их доля составляет около 25%, тогда как для российской экономики нужен показатель в 50%.
Примечательно, что в ноябре 2017 года Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) провело исследование, выяснив, что долговая нагрузка — отношение размера ежемесячного платежа по кредиту к сумме ежемесячного дохода — среди самозанятых россиян снизилась.
Так, более всего она сократилась у граждан, занятых в сферах продаж (-9,7%), строительства (-8,7%) и транспорта и логистики (-7,7%), менее всего — у работников юриспруденции (-1,3%), социальной сферы (-2,1%), а также маркетинга, рекламы и PR (-2,3%).
Чтобы стимулировать самозанятых россиян платить налоги и выходить «из тени», в Совете Федераций ранее предлагали запрещать им выезжать за границу.
«Возможно, будет определено, что если люди, получая доход, так и не легализуют свои взаимоотношения с государством, то да, экстренную медицинскую помощь они получат, но вот, к примеру, выехать за границу не смогут.
Таким образом, государство будет напоминать гражданам, что за ними накопились невыполненные социальные обязательства», — заявлял председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский в мае прошлого года.
Однако эксперты тогда указали на момент неопределённости, который существует в понятии «самозанятый». В частности, попадают ли в эту категорию люди, работающие как фрилансеры, и как может отслеживаться их деятельность.
Источник: https://russian.rt.com/russia/article/509115-minfin-nalog-samozanyatye
Минфин предложил повысить все основные налоги, правительство обещало подумать
Правительство продолжает обсуждение параметров бюджета на ближайшую трехлетку, предложения Минфина, направленные на мобилизацию дополнительных доходов, не приняты, заявил «Интерфаксу» первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Предложения Минфина и других министерств приняты не были, работа продолжается», — сказал Шувалов, комментируя итоги последнего совещания по бюджету.
Министерство финансов в числе предложений по повышению доходов бюджета предлагает подумать о повышении на один процент всех ключевых налогов, включая налог на доходы физлиц, НДС и налог на прибыль.
Еще одна идея — не платить пенсии работающим пенсионерам.
Предложения, как написала утром в среду газета «Ведомости» со ссылкой на ряд источников в федеральных ведомствах, обсуждались на совещании Игоря Шувалова в понедельник.
За три следующих года Минфин планирует дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн рублей. Повышение всех налогов — это не предложение, а идея для обсуждения, заявил один из собеседников издания. Цена вопроса ощутима: дополнительный один процент главных налогов принесет в бюджет от 170 до 324 млрд рублей.
Оцениваются и более радикальные изменения, знают источники «Ведомостей». Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение — поднять единую ставку НДФЛ до 15-16% и ввести необлагаемый минимум.
Повышение налога на прибыль чревато увеличением нагрузки на капитал, снижением привлекательности инвестиций и туманной перспективой роста экономики. Негативно скажется на ней и повышение налога на имущество организаций.
Также Минфин предлагает собрать больше налогов с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.
Еще одна идея — не платить пенсии работающим пенсионерам, сообщили два чиновника. В прошлом году была идея отменить пенсии для тех, кто зарабатывает более 1 млн руб. в год. На сей раз речь шла о сумме либо до 500 000 руб. в год, либо до средней по стране зарплаты, а это менее 36 тысяч рублей в месяц.
Американская WSJ писала о предстоящем повышении налогов еще в мае: по данным источников газеты, произойдет это после выборов 2018 года.
Мнения опрошенных «Ведомостями» чиновников и экспертов по поводу того, какие изменения более вероятны, разошлись.
Чиновник финансов-экономического блока считает маловероятным повышение НДС и НДФЛ, но считает вероятной прогрессивную шкалу налога на доходы граждан.
Подоходный налог придется повышать — регионам остро нужны деньги, уверена Наталия Орлова из «Альфа-банка» и считает повышение подоходного налога самой простой мерой, которая к тому же даст дополнительные доходы регионам.
А другой чиновник утверждает, что ничего из предложенных мер пока даже обсуждать нельзя. По его данным, Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович были очень недовольны, что Минфин вышел с такими непроработанными предложениями.
Источник: https://www.newsru.com/finance/31aug2016/minfinsays.html
Путин поручил перераспределить доходы от акцизов на топливо в пользу бюджетов регионов
МОСКВА, 22 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин попросил премьер-министра Дмитрия Медведева в ближайшее время решить вопрос перераспределения акцизов на топливо в пользу региональных дорожных фондов.
В ходе совещания президента с членами правительства глава Минтранса Максим Соколов посетовал на то, что региональные дорожные фонды недополучают средства от акцизов на топливо, в частности, предложил пересмотреть норматив распределения этих акцизов между федеральным и региональными дорожными фондами таким образом, чтобы регионы получали больше.
Аргументы Минтранса
По словам Соколова, региональные дорожные фонды получают недостаточно средств, чтобы обеспечивать нормативное содержание дорог.
«Более того, у нас были приняты решения по увеличению акцизов в рамках предыдущих лет, но при этом эти акцизы в основной массе не поступают в региональные дорожные фонды», — отметил министр.
Он пояснил, что раньше пропорция между федеральным бюджетом и региональными дорожными фондами была 88 на 12 (12% поступало в федеральный бюджет), однако в результате изменений Бюджетного Кодекса сейчас только 61% из собранных акцизов поступает в региональные дорожные фонды.
«В 2018 году планируется еще меньше — 57%, в 2019 году — около 60%», — сказал глава ведомства.
Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в РФ изменились с 1 июня 2016 года, до этого 100% доходов от акцизов зачислялись в региональные бюджеты. В августе 2016 года премьер Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть возможность сохранения ранее действующего норматива.
«Наше убеждение: средства от собранных акцизов, которые должны полностью направляться в региональные дорожные фонды, должны коренным образом исправить ситуацию с содержанием региональных и муниципальных дорог.
В этом году это примерно могло бы быть 110 млрд рублей, а в следующем, если довести до соответствующей планки, которая была до этого, это 160 млрд рублей, а если до 100-процентного зачисления всех собираемых акцизов в региональные дорожные фонды, это дополнительно дало бы им 225 млрд рублей, то есть фактически треть от существующего объема», — сказал министр.
Предложения Минфина
Министр финансов Антон Силуанов прокомментировал слова главы Минтранса, отметив, что Минфин уже готовит предложения по передаче сборов этих акцизов в пользу регионов в полном объеме.
«Мы сейчас готовим предложения по налоговым изменениям, и в рамках этих предложений по совершенствованию налоговой системы мы могли бы отрегулировать этот вопрос, передав в конечном счете акцизы в полном объеме в региональные бюджеты, но и не ущемив интересов федерального бюджета, потому что перед нами тоже стоят существенные задачи», — сказал министр.
Путин на это отметил, что при таком пересмотре налоговой системы «не должно быть такого перераспределения, когда акцизы оставили, но где-то порезали настолько, что опять на дороги денег не остается».
Глава Минфина напомнил, что в последние годы, когда сократились доходы бюджета, было принято решение о повышении акцизов на топливо, которые пошли в федеральный бюджет и стали направляться на общефедеральные цели, за счет чего, в частности в регионах, реализовывались некоторые мероприятия в рамках федеральной дорожной программы.
«Поэтому передача этого источника дохода из федерального бюджета в регионы может вызвать проблемы с федеральными обязательствами», — указал министр.
Силуанов добавил, что тема передачи всех акцизов на топливо региональным дорожным фондам понятна, «но здесь нужно учитывать и интересы бюджета, и через предложения об изменении налоговой системы мы эти меры проработаем».
Сроки реализации
На вопрос президента о том, когда будут готовы предложения, Силуанов ответил, что ведомство планирует их подготовить к 2018 году с тем, чтобы они заработали в 2019 году.
«Опять 2019 год! — отметил Путин. — Дмитрий Анатольевич (Медведев — прим. ТАСС), я вас прошу отдельно по этому вопросу с коллегами поработать.
Я сейчас не буду определять, сколько именно, но совершенно точно нужно часть того, что мы собрали по этим акцизам (в федеральный бюджет — прим.
ТАСС), перераспределить в пользу регионов, хотя бы рубль, 50 копеек». Глава правительства ответил, что займется этим вопросом.
Путин напомнил, что решение о перераспределении акцизов между бюджетами разных уровней было принято два года назад в сложных экономических условиях, «но сейчас ситуация меняется, динамика ВВП меняется к лучшему, наполняемость бюджета все лучше». При этом он обратил внимание на то, что сеть федеральных дорог находится в нормативном состоянии в объеме порядка 77%, региональных дорог — только чуть более 40%.
«Поэтому, конечно, нужно сохранить финансирование по федеральным трассам, но нельзя и упустить региональные дороги», — сказал Путин.
Президент отметил, что предложения Минфина будут готовы лишь к 2019 году, а за это время региональные дороги еще больше могут прийти в негодность.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/4358540