Налог на прибыль, удержанный агентом, возвращается через него — все о налогах

Возврат налога при работе с белорусским контрагентом и избежание двойного налогообложения

Ситуация.

Российская организация оказывает услуги белорусской компании на территории республики Беларусь по диагностическому контролю оборудования.

Российская организация не имеет постоянного представительства на территории республики Беларусь.

Денежные средства за выполненные работы перечислены российской стороне за вычетом налога на прибыль (доходы), удержанного белорусской стороной у источника выплаты дохода.

Белорусский контрагент предоставил Справку налогового органа по месту постановки на учет налогового агента по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам республики Беларусь, подтверждающей сумму удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога на доходы иностранных организаций.

Вопрос.

Каким образом и на основании чего суммы налога, уплаченные в соответствии с законодательством республики Беларусь российской организацией, засчитываются при уплате налога в РФ либо возвращаются?

Ответ на поставленный вопрос

Ответ на вопрос.

Если на территории иностранного государства при выплате дохода российской организации, которая не имеет там постоянного представительства, удержан налог на прибыль (доходы, подоходный налог с юридических лиц), то существует два механизма учета этого налога российской организацией:

1. зачет уплаченного налога в счет налога на прибыль «российского», исчисленного с тех же доходов,

2. возврат уплаченного налога.

Для того чтобы определить, какой механизм применять, нужно понять, существует ли у Российской Федерации международный договор относительно налогообложения с иностранным государством, резидентом которого является контрагент.

По общим правилам, установленным статьей 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ.

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

Источник: https://nash-aktiv.ru/2009/06/03/vozvrat-naloga-pri-rabote-s-belorusskim-kontragentom-i-izbezhanie-dvoynogo-nalogooblozheniya/

Расчеты с иностранными контрагентами: кто заплатит налог на прибыль?

Иностранные организации наряду с российскими организациями являются плательщиками налога на прибыль. Однако обязанность уплатить данный налог у них возникает лишь при условии осуществления деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство и при получении доходов от источников в Российской Федерации.

В случае же, когда зарубежная компания не имеет постоянного представительства на территории нашей страны, обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на прибыль возлагается на выплачивающую ему этот доход российскую организацию либо на иностранную организацию, которая осуществляет свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. Данные юридические лица будут выступать налоговыми агентами в отношении своих иностранных партнеров. В настоящей статье мы рассмотрим основные обязанности таких налоговых агентов, их ответственность, а также особенности оформления документов, которые им нужно предоставить в налоговые органы по месту своего учета.

Получили прибыль? Заплатите налог

Перечень полученных иностранным контрагентом доходов, которые подлежат обложению налогом на прибыль и в связи с этим должны быть удержаны налоговым агентом, установлен в п. 1 ст. 309 НК РФ. Для удобства приведем их в таблице, параллельно указав соответствующие ставки налога на прибыль, установленные ст. 284 НК РФ.

 Вид налогооблагаемого дохода   Ставка налога на прибыль, %
 Дивиденды, выплачиваемые российской организацией (пп. 1 п. 1 ст. 309)  15
 Доходы, получаемые в результате распределения прибыли в пользу иностранных организаций или имущества, в том числе при их ликвидации (пп. 2 п. 1 ст. 309)  20
 Процентный доход, получаемый по долговым обязательствам любого вида, в том числе: доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (пп. 3 п. 1 ст. 309)  15, 20 или 9 (иногда 0)*
 Доходы от предоставления в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности: авторские  права на произведения литературы, искусства, науки, патенты, товарные знаки и т.д. (пп. 4 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от продажи акций (долей) российских предприятий, более 50% активов которых состоит из недвижимого  имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (пп. 5 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинга. (пп. 7 п. 1 ст. 309)  20
 Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (пп. 7 п. 1 ст. 309)  10
 Доходы от международных перевозок, в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках (пп. 8 п. 1 ст. 309)  10
 Штраф и пени за нарушение российскими лицами, госорганами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (пп. 8 п. 1 ст. 309)  20
 Иные аналогичные доходы (пп. 9 п. 1 ст. 309)   20

Указанный перечень доходов, полученных от источников в Российской Федерации, не является исчерпывающим.

Источник: https://www.acg.ru/raschety_s_inostrannymi_kontragentami_kto_zaplatit_nalog_na_pribyl

Ловушка для налогового агента

В процессе ведения предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты могут выступать не только плательщиками налогов и сборов, но и выполнять обязанности налоговых агентов, в частности при выплате доходов иностранной организации от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности. В силу п. 2 ст. 287 и п.

1 ст. 310 НК РФ российская организация — налоговый агент обязана удержать сумму налога из доходов иностранной компании при каждом перечислении ей денежных средств и уплатить эту сумму в доход федерального бюджета РФ.

А как быть в случае ошибочного направления денежных средств на счет иностранца? Ответ на этот вопрос – в данной консультации.

Описание ситуации: Российской КОМПАНИЕЙ заключен лицензионный договор с офшорной организацией (например, юрисдикция BVI – далее по тексту Организация BVI) на использование товарных знаков. Условиями договора установлена уплата роялти на ежемесячной основе. В апреле 2014 г.

КОМПАНИЕЙ при погашении задолженности (задолженность по уплате роялти) по лицензионному договору перечислена сумма больше, чем числящаяся задолженность (т.е. фактически перечислен аванс). Организация BVI осуществила возврат суммы переплаты на расчетный счет КОМПАНИИ (основание «возврат ошибочно зачисленной суммы»).

При этом на следующий день КОМПАНИЯ повторно перечислила данную сумму Организации BVI и так же по основанию «ошибочно зачисленная сумма».

КОМПАНИЯ в качестве налогового агента удержала и перечислила в бюджет налог на прибыль только с первоначально перечисленной суммы. А с суммы, переведенной по основанию «ошибочно зачисленная сумма» налог не удерживался и в бюджет не перечислялся.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Действия КОМПАНИИ логичны и оправданы, т.к. фактически налог удержан в полном объеме и полностью перечислен в бюджет, а «ошибочная» сумма, полученная от Организации BVI возвращена ей.

Рассмотрим на числовом примере данную ситуацию:

Дата Перечислено со счетов КОМПАНИИ на счет Организации BVIД-т 60  К-т 52(евро) Перечислено со счета Организации BVI на счет КОМПАНИИД-т 52  К-т 60(евро) Удержан налог на прибыль (КОМПАНИЕЙ в качестве налогового агента)(евро) Задолженность (евро) «К-т» — задолженность КОМПАНИИ перед Организацией BVI «Д-т» — задолженность Организации BVI перед КОМПАНИЕЙ Примечание

Источник: https://www.usn-rf.ru/nalogi-i-pravo/lovushka-dlya-nalogovogo-agenta/

Об учете налоговым агентом сумм удержанных им налогов в целях налога на прибыль

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

От 9 декабря 2016 г. N 03-03-06/2/73664

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу удержания налога на прибыль при выплате денежных средств иностранной организации налоговым агентом — российской организацией и сообщает следующее.

Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Уплачивать законно установленные налоги является обязанностью налогоплательщика, установленной статьей 23 НК РФ, которую в соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Читайте также:  Порядок расчета енвд в 2015–2016 годах - все о налогах

В силу статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Пунктом 3 названной статьи на налоговых агентов возложена обязанность по правильному и своевременному исчислению, удержанию из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.01.2004 N 41-О отметил, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан за счет своих собственных средств уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет.

Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ налогоплательщик имеет право включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

Таким образом, в силу прямого указания подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ применяется налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль и не может применяться налоговым агентом.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом.

Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Об учете налоговым агентом сумм удержанных им налогов в целях налога на прибыль

Источник: https://economic24.ru/ob-uchete-nalogovym-agentom-summ-uderzhannyx-im-nalogov-v-celyax-naloga-na-pribyl/

Возврат налога, удержанного налоговым агентом, по налогу на прибыль

По общему правилу налог на прибыль организаций налогоплательщики уплачивают сами. Исключение касается лишь уплаты налога через налогового агента.

В некоторых случаях сумма налога, удержанного налоговым агентом с доходов налогоплательщика, возвращается последнему.

В статье мы расскажем о том, в каком случае налог, удержанный налоговым агентом, может быть возвращен, а также о документальном подтверждении и порядке возврата налога.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется нормами одноименной главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Согласно указанной главе обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций возникают при:

– выплате иностранной фирме доходов, не связанных с постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации;

– выплате российским юридическим лицом дивидендов российским компаниям.

Возврат налога, удержанного налоговым агентом, возможен лишь в отношении первого из указанных оснований возникновения обязанностей налогового агента и связан он с устранением двойного налогообложения. Но обо всем по порядку…

Напомним, что особенности налогообложения в Российской Федерации доходов иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, установлены статьями 309 – 312 НК РФ.

При этом, отметим, что Российской Федерацией с целым рядом стран заключены соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении различных видов налогов, в том числе и налога на прибыль.

Во всех действующих двусторонних соглашениях предусмотрено положение о том, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство.

Если налоговый агент удержал налог с доходов, которые не подлежат налогообложению в соответствии с международным договором, либо в отношении которых применяется более низкая ставка налога, то иностранная компания вправе вернуть излишне уплаченный налог.

При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российской Федерации имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Обратите внимание!

Перечень соглашений и конвенции об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2011 года, приведен в Письме Минфина Российской Федерации от 23 марта 2011 года № 03-08-05.

При представлении такого подтверждения налоговому агенту до даты выплаты дохода, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам, при условии, что в отношении этого вида дохода международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 312 НК РФ. Представляемое налоговому агенту подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Как отмечено в Письме Минфина Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 03-08-05, в случае, если на момент выплаты дохода нерезидент не представил налоговому агенту такого подтверждения, положения соглашения об избежании двойного налогообложения не применяются.

В этом случае сумма налога, подлежащего удержанию из доходов нерезидента, исчисляется налоговым агентом по ставкам, установленным статьей 284 НК РФ, а после получения подтверждения нерезиденту предоставляется вычет в порядке, установленном пунктом 2 статьи 312 НК РФ, но уже налоговым органом по месту нахождения налогового агента.

Возврат ранее удержанного налога осуществляется при условии представления документов, перечень которых приведен в пункте 2 статьи 312 НК РФ. Для возврата налога представляются следующие документы:

1. Заявление на возврат удержанного налога.

Приказом МНС Российской Федерации от 15 января 2002 года №БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации» утверждены:

– форма № 1011DT (2002) «Заявление иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации (кроме дивидендов и процентов);

– форма № 1012DT (2002) «Заявление иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с дивидендов и процентов от источников в Российской Федерации».

Инструкции по заполнению названных форм заявлений утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 20 мая 2002 года №БГ-3-23/259 «Об утверждении инструкций по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации».

Согласно названной инструкции заявление следует заполнять в трех экземплярах.

Первый экземпляр для налогового органа по месту постановки на учет налогового агента, выплатившего доход и удержавшего налог, второй – для компетентного или уполномоченного им налогового или финансового органа иностранного государства – страны постоянного местопребывания заявителя, третий – для заявителя.

Заявление на возврат сумм налогов, а также приложения к нему должны быть заверены печатью и подписью должностного лица иностранной организации.

Заявление, а также другие необходимые документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента. Заявление о возврате суммы налога может быть подано в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

После проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, фактическим данным и положениям Соглашения об избежании двойного налогообложения Российской Федерации с конкретным иностранным государством, руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о возврате соответствующих сумм налогов.

В Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 27 июля 2008 года № 20–12/060963 указано, что при установлении недостатков и нарушений, допущенных иностранной организацией при заполнении заявления, оно до устранения всех недостатков и нарушений не подлежит рассмотрению по существу.

2. Подтверждение того, что иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Согласно пункту 5.

3 раздела II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 28 марта 2003 года №БГ-3-23/150 налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов. Аналогичные разъяснения дает и Минфин Российской Федерации в своем Письме от 7 июня 2011 года № 03-03-06/2/87.

В Письме Минфина Российской Федерации от 9 октября 2008 года № 03-08-05/1 отмечено, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Такими документами, по мнению Минфина, могут быть справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме, которые рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: «Подтверждается, что иностранная организация… (наименование организации)… является (являлась) в течение… (указывается период)… лицом с постоянным местопребыванием в… (указывается государство)… в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и … (указывается иностранное государство)».

Читайте также:  С 2019 года повысят ндс. взносы снижать не будут - все о налогах

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств, выписки из торговых реестров и иные подобные документы, не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 14 июня 2005 года № 03-08-02.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченном им органа) в смысле соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.

Если в выданном документе не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, считается, что такое подтверждение относится к календарному году.

Аналогичные разъяснения финансистов содержатся в Письме Минфина Российской Федерации от 21 июля 2009 года № 03-08-05.

Согласно утвержденным и действующим в настоящее время формам заявлений на возврат (1011DT и 1012DT), а также инструкции по их заполнению подтверждение постоянного местопребывания иностранной организации проставляется в разделе 5 заявлений по названным формам.

В связи с тем, то раздел 5 заявлений по формам 1011DT и 1012DT и подтверждение, о котором идет речь, подтверждают один и тот же факт (иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен международный договор (соглашение), предусматривающий полное или частичное неудержание налога в Российской Федерации) и поскольку указанные заявления представляются иностранной организацией с заполненным надлежащим образом разделом 5, то дополнительно подтверждать резидентство иностранной организации не требуется. Такие разъяснения даны УФНС по городу Москве в Письме от 16 марта 2009 года № 16–15/022748.

3. Копия договора (или иного документа), в соответствии, с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, удержанного налоговым агентом, подлежащего возврату, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет федерального казначейства.

Если представляемые в налоговый орган документы составлены на иностранном языке, налоговый орган вправе требовать их перевода на русский язык. При этом нотариального удостоверения контрактов, платежных документов, а также их копий, переведенных на русский язык, не требуется.

Возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 78 части первой НК РФ.

Пунктом 7 названной статьи определено, что заявление о возврате суммы уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Вместе с тем, как сказано в пункте 2 статьи 312 НК РФ, заявление о возврате налога представляется в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход иностранной организации.

Поскольку нормы статьи 78 НК РФ являются общими, а статьей 312 НК РФ установлены специальные нормы, то иностранным организациям, представляющим заявления о возврате сумм налогов, удержанных налоговыми агентами, следует руководствоваться именно нормой статьи 312 НК РФ.

Решение о возврате суммы налога налоговый орган должен принять в течение 10 дней со дня получения заявления иностранной организации (пункт 8 статьи 78 НК РФ).

До истечения этого срока, поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику, в рассматриваемом случае иностранной организации, о принятом решении о возврате суммы налога или решении об отказе в осуществлении возврата в течение пяти дней со дня принятия решения. Сообщение должно быть передано способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 5 сентября 2008 года № 92н, территориальные органы Федерального казначейства осуществляют возврат излишне уплаченных сумм на основании документов, представленных администраторами доходов бюджета, в частности соответствующим налоговым органом.

Как Вы знаете, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ, что следует из пункта 1 статьи 26 НК РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика на основании пунктов 1 и 3 статьи 29 НК РФ признается, в частности, юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, НК РФ не предусмотрено ограничений по возврату сумм налогов и сборов, излишне перечисленных налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, на расчетный счет уполномоченного представителя иностранной организации, с дохода которой удержана эта сумма налога. Такой вывод содержит Письмо Минфина Российской Федерации от 18 апреля 2011 года № 03-08-13.

Иногда налоговые органы отказывают иностранным организациям в возврате сумм налога, в результате чего заявители обращаются для решения вопроса в суд.

В качестве примера можно привести судебное разбирательство по заявлению иностранной формы о признании незаконным бездействия налогового органа, и обязании инспекции возвратить излишне удержанный налог.

Решением арбитражного суда заявителю отказано в удовлетворении требований по тем основаниям, что из представленных им документов не усматривается действительное право иностранной организации на возврат налога, уплаченного с дохода, полученного на основании несуществующего обязательства.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, и требования заявителя удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленные заявителем документы подтверждают право фирмы на возврат налога, удержанного с полученного ею дохода, в связи с чем бездействие налогового органа является незаконным и нарушает права заявителя.

В кассационной жалобе налоговый орган просит в удовлетворении требований фирмы отказать, поскольку заявителем не выполнены требования статьи 312 НК РФ.

В Постановлении ФАС Московского округа от 14 августа 2008 года по делу №КА-А40/7535-08 сказано следующее.

Судом апелляционной инстанции со ссылкой на материалы дела установлено, что заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, составленным по форме 1011DT (2002).

Одновременно с подачей заявления фирма представила копии документов, подтверждающих тот факт, что на момент выплаты дохода она имела постоянное нахождение в Республике Германия.

Судами также установлено, что факт постоянного местопребывания заявителя подтверждается текстом самого заявления, которое подписано налоговым инспектором, обладающим правом подписи представленных документов. В материалы дела представлены копии документов, подтверждающих полномочия и подлинность подписи лица, подписавшего заявление.

Довод налогового органа о том, что из представленных заявителем документов не усматривается действительное право иностранной организации на получение перечисленного ей дохода, отклонен судом как не соответствующий действительности.

Исследовав представленные в налоговый орган и в суд документы (договор строительного подряда, договор о строительстве, соглашение об оплате работ, и другие документы) суд признал документально подтвержденным факт приобретения заявителем права требования возврата налога.

Довод налогового органа о том, что заявителем не представлена копия договора, в соответствии с которым фирме выплачивался доход, отклонен судом, поскольку, как следует из буквального содержания пункта 2 статьи 312 НК РФ, иностранная организация может представить вместо договора иной документ, что, и было сделано заявителем.

Источник: https://mirror4.ru.indbooks.in/?p=23511

Налог на дивиденды. Тонкости обложения налогом на прибыль

В июне заканчивается срок, когда собственники  организации должны принять решение об утверждении годовых финансовых отчетов  и распределении прибыли, полученной по итогам отчетного года.  И перед бухгалтерией встанет новая задача — рассчитать причитающиеся учредителям  дивиденды и  налог на дивиденды, который нужно удержать с каждого получателя.

Читайте также:  Плата за нвос: условия освобождения - все о налогах

Однако понятие дивиденда в гражданском законодательстве и в налоговом кодеке различается.  А ведь налогообложение дивидендов «по гражданскому законодательству» и «по налоговому кодексу» будет различаться. Какие же дивиденды налоговики считают «не настоящими»?

В настоящее время налоговые органы отказывают в праве называться дивидендом :

1. Превышению промежуточных дивидендов над суммой чистой прибыли по итогам налогового периода

2. Дивидендам, выплаченным не пропорционально долям в уставном капитале. Об этом можно прочитать здесь.

Превышение промежуточных дивидендов над суммой чистой прибыли по итогам налогового периода

Бывает, что организация в течение года, организация имела прибыль, и в соответствии с решениями учредителей направляла ее на выплату промежуточных дивидендов.

Однако, подводя итого финансового года, может оказаться, что чистая прибыль, рассчитанная по данным бухгалтерского учета, снизилась и ее размер стал меньше, чем величина объявленных  промежуточных дивидендов или вообще превратилась в убыток.

   В такой ситуации налоговые органы квалифицируют разницу между начисленными промежуточными дивидендами над величиной чистой прибыли как  безвозмездно полученное имущество, с которого получатель промежуточных дивидендов должен самостоятельно уплатить налог  на прибыль по ставке 20%.

Налоговые органы переквалифицируют указанную разницу, так как считают, что она не соответствует понятию дивиденда, приведенного в п.1 ст.43 НК РФ. В данной статье предусматривается, что дивидендом является доход, который выплачивается за счет прибыли оставшейся после налогообложения.

А, по мнению налоговиков, если чистой прибыли, оставшейся после налогообложения недостаточно для выплаты дивидендов, то произведенные выплаты собственникам сверх нераспределенной прибыли являются не дивидендом, а безвозмездной выплатой.

Организация (налоговый агент), выплатившая промежуточные дивиденды, которые превысили размер чистой прибыли по итогам год, должна подать уточненную декларацию (расчет). В результате изменения квалификации промежуточных дивидендов на безвозмездные выплаты получится, что сумма налога с дивидендов удержана налоговым агентом в сумме большей, нежели причитается согласно уточненного расчета.

Излишне удержанный налоговым агентом налог на  дивиденды: кому вернуть?

По вопросу кому должен быть возвращен излишне удержанный налога на дивиденды: налогоплательщику (получатель дивидендов) или налоговому агенту  у контролирующих органов и арбитров до сих пор нет единого мнения.

Согласно одной точки зрения за возвратом излишне удержанного налога с дивидендов должен обращаться налогоплательщик. Эта позиция обосновывается тем, что в налоговом кодексе не прописана обязанность налогового агента возвращать налогоплательщику сумму излишне удержанного налога.

Согласно другой точки зрения,  за возвратом суммы излишне удержанного налога может обратиться с заявлением в свою налоговую инспекцию и налоговый агент.  Ведь налоговый агент имеет такие же права, как и налогоплательщик.

То, что налоговый кодекс не регулирует отношения между налогоплательщиком и налоговым агентом по вопросу возврата налога не является основанием для отказа ему в возврате излишне удержанной суммы налога. Как указала ФНС России в письме АС-4-3/2@ от 10.01.

2012 отношения между налогоплательщиком и налоговым агентом по вопросу возврата излишне удержанного налога «являются предметом ведения гражданского законодательства Российской Федерации».

Налоговый агент может подать заявление о суммах излишне удержанного у налогоплательщика  налога в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Пример отражения в учете  возврата налоговому агенту излишне удержанного налога на дивиденды

ООО «Рыболов» является 70% учредителем ООО «Золотая рыбка» менее года. ООО «Золотая рыбка» по результатам полугодия 2012года  получило чистую прибыль в размере 1 000 000 руб., и направило на выплату промежуточных дивидендов за полугодие 10% от величины чистой прибыли за полугодие. Дивиденды  ООО «Золотая рыбка» не получала, и рассчитывала налог  по ставке 9%.

По итогам года 2012 года, чистая прибыль ООО «Золотая рыбка» снизилась до 80 000 руб. Дивиденды по итогам года не распределялись, а сумма превышения распределенных промежуточных дивидендов над величиной чистой прибыли составила 20 000 руб. (1 000 000*10%-80 000).

В учете ООО «Золотая рыбка» описанная ситуация будет выглядеть следующим образом:

Содержание операции Дт Кт Сумма Основание
1 Начислены промежуточные дивиденды по итогам полугодия 84 76
ООО «Рыболов»
70 000
(100000*10%*70%)
Решение собрания учредителей о распределении промежуточных дивидендов, расчет
2 Удержан налог на промежуточные дивиденды 76
ООО «Рыболов»
68 6 300
(70000*9%)
Расчет налога
3 Перечислен налог на промежуточные дивиденды 68 51 6 300 Платежное поручение
4 Перечислены дивиденды учредителю 76
ООО «Рыболов»
51 63 700
(70000-6300)
Платежное поручение
по итогам года
5 Пересчет налога с промежуточных дивидендов по результатам финансового года 68 76
ООО «Рыболов»
1 260 (80000-100000)*

70%*9%

Расчет, уточненная декларация
6 Перечислена задолженность по выплате дивидендов, образованная в результате излишне удержанного налога на промежуточные дивиденды 76
ООО «Рыболов»
51 1 260 Платежное поручение
7 Возврат излишне удержанной суммы налога на дивиденды 51 68 1 260 Выписка банка

В учете ООО «Рыболов» записи в учете будут следующими:

Содержание операции Дт Кт Сумма Основание
1 Начислены промежуточные дивиденды по итогам полугодия за вычетом удержанного налога 76 ООО «Золотая

рыбка»

91
Доходы от долевого участия
63 700 Решение собрания учредителей об распределении промежуточных дивидендов по результатам полугодия, копия расчета о начислении дивидендов и удержанной суммы налога
2 Получены промежуточные дивиденды за вычетом налога 51 76 ООО «Золотая

рыбка»

63 700 Расчет налога
по результатам год
3 Превышение промежуточных дивидендов над суммой чистой прибыли 76
ООО «Золотая рыбка»»
91
Безвозмездно полученное имущество
14 000 (100000-80000) *70% Бухгалтерская отчетность ООО «Золотая рыбка» за год, Решение собрания учредителей об утверждении финансовых результатов и распределении дивидендов
4 Сторнировано превышение полученных промежуточных дивидендов за вычетом налога над суммой чистой прибыли 76
ООО «Золотая рыбка»
91
Доходы от долевого участия в других организациях
-12 740
(14000-1260)
Бухгалтерская отчетность ООО «Золотая рыбка» за год, Решение собрания учредителей об утверждении финансовых результатов и распределении дивидендов
5 Погашена задолженность по выплате дивидендов, образованная в результате излишне удержанного и уплаченного налоговым агентом налога на промежуточные дивиденды 51 76
ООО «Золотая рыбка»
1 260 Платежное поручение

Безвозмездно полученное имущество, включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по ставке 20%. Однако для учредителей (акционеров) — владельцев более чем 50% в уставном капитале передающей стороны, все безвозмездно полученное имущество от  дочерней организации налогом на прибыль не облагается.

Если рассматривать отражение операций  по возврату излишне удержанного и уплаченного налога на дивиденды не налоговому агенту, а налогоплательщику,  ситуация становиться менее логичной.

ООО «Золотая рыбка» в декларации отражает уменьшение суммы налога, удержанного с дивидендов. Однако это уменьшение в учете (проводки № 5,6,7)   не отражается, поскольку, по мнению Минфина и Московского арбитражного суда у ООО «Золотая рыбка»  не происходит возникновения обязательств перед ООО «Рыболов» по возврату налога, и  бюджет возвращать сумму излишнего налога ему также не должен.

В учете ООО «Рыболов» отражение операция (проводка № 5) по погашению задолженности по выплате дивидендов, образованной в результате  излишне удержанного  и уплаченного налоговым агентом налога на промежуточные дивиденды не производиться.

Вместо нее показывается сумма налога, излишне  удержанная и уплаченная налоговым агентом с промежуточных дивидендов и сумма возврата налога из бюджета. При этом в декларации по налогу на прибыль ООО «Рыболов» сумма требуемая к возврату, отражена не будет, что может создать определенные сложности с налоговиками.

Учет у ООО «Рыболов» при возврате налогоплательщику излишне удержанного налога на дивиденды

Содержание операции Дт Кт Сумма Основание
5 Сумма налога, излишне удержанная и уплаченная налоговым агентом с промежуточных дивидендов 68 76 ООО «Золотая

рыбка»

1 260 Расчет излишне удержанного налога с суммы дивидендов
6 Возврат излишне уплаченного налога 51 68 1 260 Выписка банка, заявление на возврат налога.

А ваша организация сталкивалась с необходимостью пересчитать налог на дивиденды? Поделитесь в комментариях как возмещался налог, излишне удержанный налоговым агентом?

Пп.11 п.1 ст.251 НК РФ.

В статье рассматриваются получатели дивидендов, являющие юридическими лицами — резидентами РФ.

Источник: https://buch-tax.ru/nalog-na-dividendy-tonkosti-oblozheniya-nalogom-na-priby-l/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]