Налоговая система сша и других зарубежных стран — все о налогах

Особенности налоговой системы США

Брусянин В. Е., Махмутов Я. И., Сковронская Я. В., Цыбульский А. В. Особенности налоговой системы США // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 163-166. — URL https://moluch.ru/archive/183/47093/ (дата обращения: 12.09.2018).



В данной статье рассматриваются характерные черты системы налогообложения в США. Проводится сравнительный анализ систем налогообложения в США и Российской Федерации. Даются рекомендации для принятия мер по усовершенствованию системы налогообложения в РФ.

Ключевые слова: налоговая система, механизмы налогообложения, анализ, структура, бюджет, налог, ставка налога.

Налоговая система США является одной из наиболее развитых в мире систем налогообложения.

В США налоги с экономически активного населения представляют собой главный источник финансовых поступлений в федеральный бюджет и одновременно важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода.

США, являясь федеративным государством, имеет три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов, бюджеты местных органов власти.

Современная структура американской налоговой системы сложилась не сразу. В XIX в. федеральный бюджет США формировался главным образом из таможенных пошлин и сборов, акцизных платежей, а также доходов от продажи государственных земель.

В XX столетии в США было проведено несколько крупных налоговых реформ и «налоговых революций» — в 1920-е, 1960-е и 1980-е годы.

В ходе проведенных изменений налогового режима приоритет в функциях налоговых составляющих федерального бюджета попеременно отдавался либо мобилизации финансовых средств для удовлетворения потребностей самого бюджета, связанных, главным образом, с необходимостью уменьшения или ликвидации его дефицитов, либо стимулированию развития экономики путем ослабления налоговой нагрузки.

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:

– верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

– среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

– нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты [1, с. 88–90].

Полная классификация американских налогов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Состав иструктура налоговой системы США, [4]

Федеральные налоги Налоги штатов Местные налоги
Подоходный налог с физических лиц Подоходный налог с физических лиц Подоходный налог с физических лиц
Налог на прибыль корпораций Налог на прибыль корпораций Налог на прибыль корпораций
Отчисления в фонды социального страхования Налог с продаж Поимущественный налог
Акцизы Акцизы Акцизы
Таможенные пошлины Налог с владельцев автотранспорта Экологический налог
Налоги на наследство и дарения Поимущественный налог Налоги на наследство и дарения

Современную налоговую систему США можно охарактеризовать следующим образом:

  1. прогрессивный характер налогообложения;
  2. дискретность налоговых начислений — каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы;
  3. регулярное изменение в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;
  4. универсальность обложения — при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки;
  5. наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
  6. обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
  7. фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению [2].

Особый интерес представляет проведение сравнительной характеристики особенностей налогообложения в США и РФ. В России и в США разные понятия заработной платы. В США работник платит больше разных налогов со своей зарплаты, и размер оклада указывается до их вычета. В России же с зарплаты работника вычетается только подоходный налог.

Рассмотрим принципы налогообложения в США и РФ на примере, приведенном в таблице 2. Допустим, у работодателя есть бюджет на зарплату и равен он 100 долл. в США и 100 рублям в России соответственно. Рассчитаем сумму, которая объявляется как размер оклада и определим какие налоги из неё вычитаются.

Таблица 2

Принципы налогообложения вСША иРФ, [3]

США РФ
Со стороны работодателя оплачиваются:– Social Security (6.2 % от оклада)– Medicare (1.45 % от оклада)– State Unemployment Tax (2.7 % от оклада)“Cверх оклада” получается налогов в сумме 10.35 %. От имевшихся 100 долл. на налоги уйдут 9.38 долл. и на фонд зарплаты останется 90.62 долл. Со стороны работодателя оплачиваются:– ПФР, страховая часть (26 % от оклада)– ФОМС (5.1 % от оклада)– ФСС (2.9 % от оклада)В сумме, “сверх оклада” работодатель в Росси доплачивает налогов ещё около 34 % от зарплаты.Из изначальных 100 рублей налоги приходится 25.38 рублей, и на зарплату остается 74.62 рубля.
Размер оклада: 90.62 долл. Размер оклада: 74.62 рубля
При выплате зарплаты, удерживаются также налоги с работника:– Social Security (6.2 % от оклада)– Medicare (1.45 % от оклада)– Federal Income Tax (18 % от оклада)Перед выплатой зарплаты от 90.62 долл. отнимаются ещё эти 25.65 % (23.24 долл.), остаются 67.38 долл. При выплате зарплаты, с размера оклада удерживаются налоги, причитающиеся с работника:– Федеральный подоходный налог (13 % от оклада)Вычитаем из размера оклада подоходный налог в размере 9.70 рублей, остаются 64.92 рубля
Выплачено работнику: 67.38 долл Выплачено работнику: 64.92 рубля

Из приведённой выше таблицы видим, что имеются различия между видами и ставками налогов и способами их начисления.

Рассмотрим также принцип налогообложения не отдельного работника, а компании в целом. Пример приведен в таблице 3.

Таблица 3

Принципы налогообложения компаний вСША иРФ, [3]

IT-компания вСША IT-компания вРФ
Американские программисты получают проект на 100 долл. Клиент платит им 100 долл.Так как они оказывают услуги, физических продуктов не продают — то Sales Tax не применяется.Как было рассчитано в таблице 2, в фонд заработной платы выплачивается 90.62 долл. Русские программисты получают проект на 100 рублей. Клиент платит им 100 рублей.От этих 100 рублей 18 % должны быть уплачены в виде НДС, то есть на фонд заработной платы остаются лишь 82 рубля.
Вычитаем налоги с работникаSS=6.2 %,Medicare=1.45 %,– федеральный подоходный налог=18 %– Получаем 67.38 долл. С работника вычитаются налоги (ПФР, ФОМС и ФСС) в размере 34 % от зарплаты (82 рубля). Остаются 61.19 рубль. Из них ещё вычитаются 13 % подоходного налога, и остаются 53.23 рубля
Выплачивается работнику: 67.38 долл. Выплачивается работнику: 53.23 рубля

Таким образом, получаем, что компания в США может выплачивать своим сотрудникам 67.38 % от денег в кассе, тогда как компания в России — лишь 53.23 % от тех же самых денег в кассе.

Видим, что размер всех уплачиваемых налогов в США составит 32.62 %, тогда как в России — 46.77 %, что превышает суммарный объем выплачиваемых американских налогов на 14.15 %.

Проведенный выше сравнительный анализ систем налогообложения, применяемых в США и Российской Федерации, позволил выявить существующие различия и прийти к выводу, что общая сумма налогов, уплачиваемая как отдельным гражданином, так и компанией в целом, значительно выше, чем в США. Следовательно, основываясь на опыт США и других развитых стран, для повышения уровня жизни и выведения экономики на более конкурентоспособный уровень, в Российской Федерации следовало бы принять меры по пересмотру и совершенствованию системы налогообложения.

Также на основании краткого анализа системы налогов в США можно сделать вывод о том, что налоговая система США носит комплексный и многоуровневый характер.

Данная система обладает большим количеством специфических особенностей, вызванных как многовековой историей развития этого государства, так и тем фактом, что США являются носителем англосаксонской системы права. Отдельно следует отметить ярко выраженную социальную направленность системы налогов США.

Подобная проверенная временем система налогов позволила Соединенным Штатам вывести свою экономику на лидирующее положение в мире и довести уровень жизни населения до одного из самых высоких показателей по всему миру.

Литература:

  1. Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л. В. Попова, И. А. Дрожжина, Б. Г. Маслов.- М.: Дело и Сервис, 2008. — 368 с [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ftp.vsau.ru/files/41/e5852879dd2df9a25cf37dd73f5c45.pdf
  2. Отличительные особенности налоговой системы США [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.konspekt.biz/index.php?text=3091
  3. Налоги в США и России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blog.olegdubas.com/2015/09/11/taxes-usa-russia/
  4. Налоги: кто сколько платит в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://droplak.ru/?p=1633

Основные термины (генерируются автоматически): США, налог, подоходный налог, размер оклада, долл, рубль, Россия, РФ, налоговая система США, федеральный бюджет.

Источник: https://moluch.ru/archive/183/47093/

Налогообложение иностранных граждан в США

В соответствии с законодательством США иностранным лицом является любое физическое лицо, которое не является гражданином или подданным США.

Иностранным лицом-нерезидентом является любой иностранный гражданин, который не соответствует требованиям законодательства относительно постоянного места жительства («зеленой карты») или критериям долгосрочного пребывания, описанным ниже.

В этой брошюре мы расскажем о том, как работает система налогообложения и что нужно сделать для того, чтобы соответствовать необходимым требованиям.

Как работает налоговая система США

На самом деле, когда большинство людей говорят о налогах в США, как правило, они подразумевают федеральную систему налогообложения подоходным налогом.

Проще говоря, подоходным налогом является та часть дохода физического лица, которая причитается государству и используется для оплаты общественных работ, выплаты зарплат государственным служащим, содержания парков, а также для других целей, направленных на улучшение благосостояния общества в целом.

Размер подоходного налога определяется исходя из совокупного дохода физического лица, при этом государство получает определенный процент от этого дохода. Существует шкала подоходного налога с несколькими ступенями или, другими словами, различными ставками подоходного налога.

При наличии достаточно высокого уровня доходов к Вам будет применяться повышенная ставка налогообложения подоходным налогом, в результате чего на уплату подоходного налога будет уходить более высокий процент Вашего дохода.

Сумма денежных средств, которые Вы тратите на уплату подоходного налога, может быть уменьшена за счет налоговых кредитов и вычетов.

Налоговым вычетом является сумма, которая уменьшает ваш налогооблагаемый доход, и, таким образом, в зависимости от шкалы подоходного налога (или налоговой ставки), вы будете платить меньше налогов.

С другой стороны, налоговый кредит уменьшает непосредственно сумму взимаемого налога – при этом не имеет значения, на какой налоговой ставке вы находитесь в данный момент.

Статус иностранного-лица нерезидента и иностранного лица-резидента

Иностранным лицом признается любое физическое лицо, которое не является гражданином или подданным США.

Иностранным лицом-нерезидентом является иностранный гражданин, который не соответствует требованиям законодательства относительно постоянного места жительства («зеленой карты») или критериям долгосрочного пребывания.

Иностранным лицом-резидентом является иностранный гражданин, который соответствует требованиям законодательства относительно постоянного места жительства («зеленой карты») или критериям долгосрочного пребывания , которые описаны ниже.

Требования законодательства относительно долгосрочного пребывания

Вам будет присвоен статус резидента США для целей налогообложения на календарный год в случае долгосрочного пребывания в стране. Для этого Вам необходимо фактически находиться на территории США:

  • не менее 31 дня в течение текущего года, и
  • 183 дня в течение 3-х летнего периода, который включает текущий год и два года, непосредственно предшествующих текущему. При этом считаются:
  • все дни Вашего присутствия в текущем году, и
  • 1/3 дней присутствия в первом году, предшествующем текущему, и 1/6 дней Вашего присутствия во втором году, предшествующем текущему.

Требования законодательства относительно постоянного места жительства («зеленой карты»)

Вы считаетесь налоговым резидентом для целей налогообложения федеральными налогами США в случае, если в любой период календарного года Вы являетесь постоянным жителем США на законных основаниях.

Читайте также:  Поменять инспекцию теперь можно без сверки - все о налогах

Для того, чтобы являться постоянным жителем США на законных основаниях в любой период времени, иммиграционное законодательство США предоставляет Вам привилегию постоянного проживания в США в качестве иммигранта.

Как правило, Вы получаете такой статус после того, как Служба гражданства и иммиграции США (USCIS) выдаст Вам регистрационную карту иностранного гражданина, форму I-551, которую обычно называют «зеленой картой». В соответствии с законодательством Вы будете обладать статусом резидента США до тех пор, пока:

  • Добровольно не откажетесь от этого статуса, уведомив об этом в письменной форме Службу гражданства и иммиграции США;
  • Ваш статус иммигранта не будет прекращен Службой гражданства и иммиграции США; или
  • Ваш статус иммигранта не будет прекращен по решению федерального суда.

Если Вы соответствуете требованиям законодательства относительно постоянного места жительства, но не соответствуете требованиям относительно долгосрочного пребывания в текущем году, отсчет срока статуса резидента начнется с первого дня Вашего присутствия в США в качестве постоянного жителя на законных основаниях. Тем не менее, в этой ситуации иностранное лицо может сделать выбор считаться иностранным резидентом в течение всего данного календарного года.

Иностранное лицо с двойным статусом

В соответствии с нормативными актами Налоговой службы США иностранным лицом с двойным статусом является иностранное лицо, которое в текущем году являлось как резидентом, так и нерезидентом США. Этот статус не имеет никакого отношения к гражданству, а является просто резидентским статусом для целей налогообложения в США.

При определении Ваших обязательств по уплате подоходного налога в налоговом году, в котором вы обладали двойным статусом, применяются разные правила налогообложения. Для периода налогового года, когда Вы являлись резидентом США, и для периода, когда Вы являлись нерезидентом, будут применяться разные правила.

Как правило, такая ситуация происходит в те годы, когда Вы прибывали и выбывали из США.

Налогообложение за период времени налогового года, когда Вы являлись иностранным лицом-резидентом: за этот период времени налогообложению будут подлежать Ваши доходы со всех источников; т.е. будет взиматься налог с Вашего общемирового дохода.

Это означает, что налог будет взиматься с любых доходов от источников за пределами США, при том условии, что Вы получили эти доходы, когда находились в статусе иностранного лица-резидента США.

Это положение распространяется даже на те случаи, когда Вы заработали доходы, будучи иностранным-лицом нерезидентом, или если Вам был присвоен статус иностранного лица-нерезидента после получения доходов и до окончания налогового года.

Налогообложение за период времени налогового года, когда Вы являлись иностранным лицом-нерезидентом: за тот период времени, когда Вы являлись иностранным лицом-нерезидентом, налогообложению будут подлежать только доходы, полученные от источников в США.

Доходы от источников за пределами США, только если они не напрямую связаны с торговой или предпринимательской деятельностью на территории США, не будут подлежать налогообложению, при условии, что Вы получили такие доходы, находясь в статусе иностранного лица-нерезидента.

Иностранное лицо с двойным статусом – выбор первого года

Если Вы являетесь иностранным лицом-нерезидентом и должны стать резидентом в году, следующим за текущим налоговым, в соответствии с законодательством о долгосрочном пребывании (см.

следующий раздел), Вы можете сделать выбор считаться иностранным лицом с двойным статусом в этом налоговом году , а иностранным лицом-резидентом — в следующем налоговом году. Тем не менее, Вы должны соответствовать определенным требованиям.

Самыми распространенными случаями присвоения двойного статуса являются следующие:

  • Когда Вы прибыли в США и в течение года прибытия получили статус постоянного места жительства («зеленую карту»);
  • Когда Вы прибыли в США и в течение года прибытия соответствуете требованиям долгосрочного пребывания;
  • Когда Вы прибыли в США и не соответствуете требованиям долгосрочного пребывания, однако имеете право на выбор первого года и воспользовались этим правом;
  • Когда в первой половине года Вы являетесь обладателем визы J, F, M или Q, и в течение этого года получили разрешение на постоянное место жительства в США;
  • Когда в течение определенного периода года Вы являлись обладателем визы J, F, M или Q, и позднее перешли на визу H или получили другой статус, позволяющий долгосрочно пребывать на территории США, а также успешно прошли тест на соответствие критериям долгосрочного пребывания; или
  • Когда в том же году, когда Вы являлись налоговым резидентом, Вы выезжаете из США на постоянное местожительство в другую страну, но только при определенных дополнительных условиях.

Иностранные лица с двойным статусом, состоящие в браке с гражданами США или иностранными гражданами-резидентами

Если Вы являетесь иностранным лицом с двойным статусом и состоите в браке с гражданином США или иностранцем-резидентом, вы можете подать совместную с супругом(-й) (гражданином США или иностранцем-резидентом) налоговую декларацию о подоходном налоге.

Выбрав такой вариант, Вы и Ваш(-а) супруг(-а) в течение всего налогового года будете являться резидентами, как для целей налогообложения федеральным подоходным налогом, так и для целей удержания федерального подоходного налога с ваших заработных плат.

Следует отметить, что существует несколько ситуаций, при которых Ваш статус может все равно расцениваться как статус нерезидента-иностранного лица. В дополнение к этому, к Вам может применяться статус нерезидента-иностранного лица для целей удержания налога по социальному страхованию и медицинскому обслуживанию.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если Вы предоставляете совместную налоговую декларацию в соответствии с вышеуказанными требованиями, к Вам не применяются специальные положения и ограничения, предусмотренные для налогоплательщиков с двойным статусом.

В каких случаях иностранное лицо-нерезидент сша должно подавать налоговую декларацию о подоходном налоге?

В соответствии с нормативно-правовыми актами Налоговой службы США, Вы обязаны подавать налоговую декларацию в случае, если удовлетворяете хотя бы одному из нижеперечисленных требований:

  • Вы являетесь иностранным лицом-нерезидентом и осуществляли торговую или предпринимательскую деятельность на территории США в течение налогового года. Вы должны подавать налоговую декларацию даже если:
  • Ваши доходы не были получены в результате осуществления торговой или предпринимательской деятельности на территории США;
  • Ваши доходы не происходят от источников на территории США; или
  • Ваши доходы освобождены от обложения подоходным налогом.

Тем не менее, если Вашим единственным доходом от источника на территории США является заработная плата, размер которой меньше размера необлагаемого налогом минимума, Вам не нужно подавать налоговую декларацию.

  • Вы являетесь иностранным лицом-нерезидентом и не осуществляете торговую или предпринимательскую деятельность на территории США, однако, имеете доход из источников в США, с которого налог на доход у источника выплаты (обычно Вашего работодателя) был удержан в недостаточном размере.
  • Вы являетесь представителем или агентом, ответственным за подачу налоговой декларации от имени лиц, указанных в пункте 1 или 2;
  • Вы являетесь доверенным лицом (распорядителем или управляющим) иностранного лица-нерезидента по управлению его имуществом или трастом, или
  • Вы являетесь резидентом, или действующим на территории США доверенным лицом, или другим лицом, осуществляющим уход за нерезидентом или надзор за собственностью нерезидента. В этом случае от Вас может потребоваться от имени этого лица предоставить налоговую декларацию по подоходному налогу и произвести уплату налога.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если Вы, будучи иностранным лицом-нерезидентом, являетесь студентом, преподавателем или инструктором, временно пребывающим на территории США по визе “F,””J,””M,” или “Q”, по мнению Налоговой службы США, Вы считаетесь лицом, осуществляющим торговую или предпринимательскую деятельность на территории США. Но Вы обязаны подать форму 1040NR (или форму 1040NR-EZ) только в случае, если получили доход, подлежащий налогообложению. Таким доходом может быть Ваша заработная плата, чаевые, дивиденды, стипендия студента или стипендия аспиранта.

В каких случаях иностранное лицо-резидент сша должно подавать налоговую декларацию о подоходном налоге?

Если Вы являетесь иностранным лицом-резидентом, Вы обязаны подать налоговую декларацию и задекларировать все проценты, дивиденды, заработную плату или другие компенсационные выплаты за услуги, а также доходы от аренды или роялти, и любые другие виды доходов. Вы обязаны задекларировать все эти доходы независимо от того, получены ли они из источников на территории США, или за ее пределами.

Формы деклараций по подоходному налогу

Иностранные лица-нерезиденты, подающие декларации по подоходному налогу, обязаны использовать следующие формы: (i) форма 1040NR или (ii) форма 1040NR-EZ.

Заявление требований о возмещении налога или предоставлении налоговой льготы

Вы должны подать налоговую декларацию, если хотите: (i) заявить требования о возмещении излишне удержанного или излишне уплаченного налога; или (ii) заявить требования о налоговой льготе в виде налоговых вычетов или кредитов.

Многие иностранные граждане, прибывшие на территорию США и ставшие резидентами США, не отдают себе отчета в том, что обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных на территории страны происхождения, например, доходов в виде процентов по договорам банковского счета.

Порядок уплаты налогов США с доходов, полученных в стране Вашего происхождения

Если Вы иностранное лицо-нерезидент, Вы обязаны уплачивать подоходный налог США только с тех доходов, которые были получены из источников на территории США.

С другой стороны, если Вы иностранное лицо-резидент, Вы обязаны уплачивать подоходный налог США со своего общемирового дохода, точно так же, как если бы Вы являлись гражданином США.

Это правило действует даже в том случае, если Вы не получаете форму W-2 «Сообщение о заработной плате и налогах» (Wage and Tax Statement) или форму 1099 «Предоставление информации» (Information Return), или зарубежные аналоги этих форм.

Если Вы уже уплатили налоги в стране своего происхождения, как правило, Вы можете избежать двойного налогообложения, заявив в налоговой декларации о своем праве на налоговый кредит по уплаченным за рубежом налогам.

Тем не менее, в некоторых штатах Вам, возможно, все-таки придется уплатить налоги два раза, поскольку не во всех штатах законодательство предусматривает аналогичный метод налогового кредита по уплаченным за рубежом налогам.

Зарубежные банковские счета и счета в зарубежных финансовых учреждениях

  • Еще одним важным нормативным требованием является обязанность указывать в подаваемой в США налоговой декларации наличие у Вас счетов в зарубежных финансовых учреждениях, например, банковских или инвестиционных счетов. Более того, в США существует Закон об обеспечении банковской тайны (Bank Secrecy Act), в соответствии с которым Вы обязаны подавать форму TD F90-22.1 «Отчёт о счетах в зарубежных банках и зарубежных инвестиционных счетах» (Report of Foreign Bank and Financial Accounts (FBAR)) при условии одновременного наличия следующих обстоятельств:если у Вас есть имущественные интересы, право подписи или иные полномочия применительно к любому счету в зарубежной стране, и
  • Общая сумма на всех зарубежных счетах в любой момент календарного года превышала $10000 долларов.

Термин «инвестиционный счет» может включать ежегодные доходы, частные пенсионные планы, и полисы страхования жизни, имеющие денежную стоимость. Также, в соответствии с законодательством США, гражданин или резидент США имеет имущественный интерес в зарубежном инвестиционном счете в случае, если:

  1. этот гражданин тли резидент является формальным собственником или правообладателем – независимо от того, был ли открыт счет в интересах этого лица или другого; или
  2. формальным собственником или правообладателем является одно из следующих лиц:
    • агент, уполномоченное лицо, адвокат или другое лицо, действующее в отношении этого счета в любом другом качестве от имени гражданина или резидента США; или

Источник: https://feinsteinpartners.ru/poryadok-nalogooblozheniya-inostrannih-grazhdan-v-usa/

Налоговые системы зарубежных стран — pdf

1 ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Л. Н. Лыкова, И. С.

Букина НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru Ìîñêâà Þðàéò 2016

2 УДК 33 ББК я73 Л88 Авторы: Лыкова Людмила Никитична доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор кафедры налогового консультирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры социально-экономических проблем экономического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (главы 1, 4; параграфы 2.2, 3.1, 3.2); Букина Ирина Сергеевна кандидат экономических наук, доцент Департамента теоретической экономики факультета экономических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института экономки РАН, доцент кафедры общей экономической теории Московской школы экономики (факультета) Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (главы 5, 6; параграфы 2.1, 2.3, 2.4, 3.4, 3.5). Рецензенты: Караваева И. В. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории Института экономики РАН; Кирина Л. С. профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры налогового консультирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Л88 Лыкова, Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, с. Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. ISBN В учебнике описываются сложившиеся в настоящее время налоговые системы ряда экономически развитых и некоторых развивающихся стран (в частности, США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Китая, а также Беларуси и Казахстана). Рассмотрены особенности построения ключевых налогов, формирующих налоговые системы, порядок формирования налоговых баз и установления налоговых ставок и особенности исчисления налогов в зарубежных странах. Существенное внимание уделено вопросам взаимодействия федерации, субъектов федерации и муниципальных властей в процессе реализации налоговых полномочий в федеративных государствах. Рассмотрены особенности налогового администрирования в зарубежных странах и вопросы гармонизации налоговых систем в рамках Европейского союза. Информация о состоянии налоговых систем стран приводится по состоянию на начало 2015 г. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов финансово-экономических специальностей, преподавателей и научных работников. УДК 33 ББК я73 ISBN Лыкова Л. Н., Букина И. С., 2012 Лыкова Л. Н., Букина И. С., 2015, с изменениями ООО «Издательство Юрайт», 2016

3 Оглавление Предисловие… 6 Глава 1. Основные понятия, характеристики и состав налоговых систем зарубежных стран Основные понятия, виды налогов и состав налоговых систем Налоговые системы федеративных и унитарных государств: распределение налоговых полномочий Налоговая политика экономически развитых стран и налоговое бремя: общие положения…

27 Вопросы и задания для самопроверки…40 Информационные ресурсы…40 Литература…40 Глава 2.

Налоговые системы федеративных государств Налоговая система США Общая характеристика Федеральные налоги Региональные и местные налоги Налоговая система Канады Общая характеристика Федеральные налоги Налоги провинций Местные налоги Налоговая система ФРГ Общая характеристика Совместные и федеральные налоги Региональные и местные налоги Налоговая система Швейцарии Федеральные налоги Налоги кантонов и муниципалитетов Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература Глава 3. Налоговые системы унитарных государств Налоговая система Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Налоговая система Франции

4 3.3. Налоговая система Италии Налоговая система Швеции Налоговая система Японии Вопросы и задания для самопроверки Практическое задание Информационные ресурсы Литература Глава 4.

Налоговые системы развивающихся стран и стран с переходной экономикой Основные тенденции формирования налоговых систем стран с переходной экономикой Налоговая система Чешской Республики Налоговые системы стран членов Таможенного союза (Республики Казахстан и Республики Беларусь) Налоговая система Республики Казахстан Налоговая система Республики Беларусь Налоговая система Китая Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература Глава 5. Организация налоговых служб и налоговое администрирование в зарубежных странах Институциональные и организационные характеристики налоговых органов Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками Налоговый контроль Управление налоговыми органами Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература Глава 6. Международные налоговые отношения Гармонизация налоговых систем стран членов Европейского союза Гармонизация косвенного налогообложения Гармонизация прямого налогообложения Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература

5 Приложения Приложение 1. Темы для индивидуальных и коллективных рефератов Приложение 2. Тесты итогового контроля Приложение 3. Ответы на тесты итогового контроля

6 6 Предисловие Предлагаемый вниманию читателей учебник «Налоговые системы зарубежных стран» посвящен описанию сложившихся в настоящее время налоговых систем ряда экономически развитых и некоторых развивающихся стран.

Основное внимание в работе уделено вопросам построения важнейших налогов, формирующих налоговые системы, порядку формирования налоговых баз и установления налоговых ставок, а также вопросам взаимодействия федерации, субъектов федерации и муниципальных властей в процессе реализации налоговых полномочий и специфике налогового администрирования в этих странах.

Авторы стремятся дать студентам развернутое представление о сформировавшихся в ходе исторического развития национальных налоговых системах, описать процедуры исчисления отдельных налогов, порядок формирования доходов бюджета на базе налоговых доходов.

Учебник базируется на двух курсах «Налоговые системы зарубежных стран» и «Налоговое администрирование в зарубежных странах», которые его авторы на протяжении ряда лет читали во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, а в настоящее время читают в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.

Это обстоятельство предопределило некоторые особенности книги.

Целью освоения дисциплины «Налоговые системы зарубежных стран» является формирование у студентов целостного представления об основах налоговых систем зарубежных стран; структуре и составе налоговых систем стран с федеративным и унитарным государственным устройством; особенностях налоговых систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой; основных положениях международных соглашений Российской Федерации с этими странами; элементах международного налогового планирования. Задачами курса являются: освоение основных макроэкономических характеристик налоговых систем зарубежных стран и их значения для развития стран; освоение основных принципов формирования налоговых систем различного типа; формирование умения ориентироваться в постоянно развивающемся и изменяющемся налоговом законодательстве зарубежных стран; выработка системного понимания организации налогового администрирования и особенностей формирования налоговых органов в зарубежных странах; формирование умения анализировать показатели, характеризующие налоговые доходы бюджетов зарубежных стран, и делать выводы относительно проводимой этими странами налоговой политики;

7 освоение способов оценки последствий налоговых новаций на примере зарубежных стран. Знакомство с налоговыми системами зарубежных стран, особенностями налогового администрирования в этих странах позволяет студентам посмотреть на российскую налоговую систему под углом зрения тех тенденций, которые сформировались в мировой экономике.

При подготовке курса использовались нормативные документы рассматриваемых стран, официальные публикации их министерств финансов и налоговых служб, а также статистическая и иная информация международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Еврокомиссии, Евростата).

При описании налоговых систем зарубежных стран авторы неизбежно сталкиваются с проблемами перевода на русский язык названий налогов и формулировок налогового законодательства.

Не всегда удается найти адекватный термин или группу терминов, поэтому в тех случаях, когда в русскоязычной литературе не сложилось однозначного перевода каких-то терминов, будут приводиться их версии на национальном или на английском языке.

Последнее связано с тем, что авторы в качестве ключевых источников информации использовали англоязычные версии сайтов министерств финансов, налоговых и статистических служб, а также справочные материалы на английском языке, размещенные на этих сайтах. Информация о состоянии налоговых систем стран приводится по состоянию на начало 2015 г.

В результате освоения дисциплины студенты должны: знать: экономическую природу налогов; правовое определение налогов и сборов; специфические черты налогов, отличающие их от других видов финансовых платежей; функции налогов; роль налогов в современном обществе; основные элементы и структуру налоговых систем федеративных и унитарных государств; основные характеристики и особенности разграничения и реализации налоговых полномочий в федеративных государствах; основы налогообложения юридических лиц и организаций в экономически развитых и развивающихся странах; основы налогообложения физических лиц и особенности реализации социальной политики в сфере налогообложения в экономически развитых и развивающихся странах; особенности косвенного налогообложения в экономически развитых странах и гармонизации налогообложения в станах Европейского сообщества; основные характеристики и тенденции формирования налоговых доходов в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах; основные формы международного налогового сотрудничества; особенности нормативно-правовой базы налоговых систем экономически развитых стран; особенности работы налоговых служб в экономически развитых странах; уметь: анализировать поэлементный состав действующих налогов и проводить их классификацию; 7

8 ориентироваться в действующем налоговом и административном законодательстве; проводить сравнительный анализ налогообложения для различных субъектов и объектов в зарубеж&

Источник: https://docplayer.ru/28276091-Nalogovye-sistemy-zarubezhnyh-stran.html

Налоговая система зарубежных стран

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расхо- дов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Доходы служат финансовой базой государства, а расходы — удовлетворению общественных потребностей.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

До перехода на рыночные отношения доходы государствен- ного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях го- сударственных предприятий. Они занимали более 90% общей сум- мы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли.

Такая система просу- ществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 80-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.

существенно не изменили систему пла- тежей, она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под

налогом понимается обязательный индивидуальный безвоз- мездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающий в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц, уплата которо- го является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными упол- номоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сущность налогов и сборов проявляется в их функциях — фискальной и регулирующей. Фискальная функция была при- суща налогам и сборам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов и сборов недостаточно развита. В ведущих зарубежных странах она получила развитие после Второй ми- ровой войны.

Налоговая политика должна оказывать влияние на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и центра- лизации, платежеспособный спрос населения, сглаживание экономического цикла, т. е. регулирующая функция налогов и сборов связана с вмешательством государства в процесс воспро- изводства через налоги и сборы.

Основные элементы налога: налогоплательщики и платель- щики сборов, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, льготы по налогам и сборам.

Налогоплательщики и плательщики сборов — предпри- ятия и физические лица, на которых по закону возложена обя- занность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объекты налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказан- ных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стои- мостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физи- ческую или иную характеристику объекта налогообложения. Например, налогооблагаемый доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законода- тельством налоговых льгот.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налога подразде- ляются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. Соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональ- ные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъ- ятия дохода уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. Для пропорциональных налогов применяется одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных на- логах ставка налога повышается при возрастании дохода.

Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода. Напри- мер, при доходе до 1000 руб. в месяц налогоплательщик вносит 1% своего дохода; при доходе от 1001 руб. до 2000 руб. — 2% до- хода и т. д. Если налогоплательщик имеет 1000 руб.

, то он платит 10 руб. налога, а если он получил 1001 руб., то должен заплатить 2%, или 20 руб. На практике простая прогрессия не применяется. При сложной прогрессии доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой из них применяется соответствующая став- ка налога.

При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 руб. производится так: 1000 руб. облагаются по ставке 1% и только 1 руб. облагается по ставке 2% (налогоплательщик заплатит не 20 руб., а 10 руб. 2 коп.), т. е.

повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение до- хода.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени. Применительно к отдельным налогам по окончании этого периода определяется налоговая база и исчис- ляется сумма налога, подлежащая уплате.

Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества в виде возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Налоговая система представляет собой совокупность нало- гов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Поскольку налоговая система Российской Федерации по- строена по опыту налоговых систем развитых зарубежных стран, дадим им краткую характеристику.

Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Пря- мые налоги предполагают непосредственное изъятие части до- ходов налогоплательщика.

К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг.

Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структу- ра зависит от государственного устройства. В так называемых унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги; местные налоги.

В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; нало- ги, закрепленные за бюджетами членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде, кантонов — в Швейцарии); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступ- ления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечи- вает подоходный налог с населения — от 25 до 45% общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрес- сивным ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:

· шедулярная, или английская, применявшаяся в течение

длительного времени в Великобритании (с 1842 по 1973 г.) и ряде других стран. При этой системе обложение источника дохода производится не по совокупному доходу налогоплательщика, а по частям дохода;

· глобальная — обложение подоходным налогом осуществ-

ляется по совокупному доходу налогоплательщика. В настоящее время в западных странах в основном используется глобальная система обложения подоходным налогом.

При обложении подоходным налогом применяется необ- лагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика, не подлежащая обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большин- стве зарубежных стран был введен в ХХ столетии (в США — в 1913 г.

, имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.). Вначале широкие слои населения не являлись плательщиками этого налога, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В настоящее время подоходный налог “обрушивается” на трудящихся.

Превращение подоходного налога в массовый произошло в годы Второй мировой войны, когда был резко пони- жен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн человек (в 1940 г. — 8 млн), т. е. почти все самодеятельное население.

Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог имели место и в других экономически развитых странах.

В первый период после Второй мировой войны по подоход- ному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х гг. максимальная ставка по по- доходному налогу с населения составляла 91%, в 1965–1980 гг. — 70, в 1981–1986 гг. — 50%. В 1986–1988 гг. при президенте Р. Рей-

гане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%.

Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого на- логообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций.

В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась.

Так, в США накануне Вто- рой мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых доходов федерального бюдже- та, в 1955 г. — 30%, в 1969 г. — 20, в 1975 г. — 15, в 1980 г. — 13,

в 1995 г. — 11,6%.

Такие же процессы наблюдаются во всех других экономи- чески развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок.

Основные льготы, предоставляе- мые корпорациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные отчисления и не фигурируют в качестве облагаемой налогом при- были. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды.

Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капиталь- ные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключаются из обложения.

Во всех западных странах в 1980-е гг. проводились налого- вые реформы, в результате которых были значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986–1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпо- раций снизилась с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сократилась с 52 до 35%.

Среди косвенных налогов наибольшее значение в зарубеж- ных развитых странах имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво,

вино, бензин). Налог на добавленную стоимость действует во всех странах Европейского союза (ЕС), а также в Норвегии, Из- раиле и многих других.

Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов.

В целях стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от НДС.

Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импор- те и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйс- твенной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась.

Это связано с общим сокращением тамо- женных тарифов на промышленные товары в рамках Генераль- ного соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)1, подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной тор- говли в Европейском союзе, Европейской ассоциации свободной торговли и др.

Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-е гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах средне- арифметический уровень пошлин на продукцию обрабатываю- щей промышленности оценивается в 6%.

Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем в ведущих зарубежных странах на этот вид дохода приходится около 4% общей суммы доходов государственных бюджетов. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары.

Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.

При государственных фискальных монополиях, или фис- кальных монопольных налогах, государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое

1 С 1 января 1995 г. — Всемирная торговая организация (ВТО).

одновременно) товара массового потребления (водка, табак, ли- керо-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги применяются во Франции, Италии, Германии, Японии. Их нет в Великобритании. Все эти налоги поступают в государственный бюджет.

За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, являет- ся поимущественный налог, которым облагаются в основном домовладельцы. В федеративных государствах вопрос о дохо- дах бюджетов членов федерации решается по-разному.

Так, в США бюджеты штатов базируются на поступлениях косвенных налогов, среди которых главное значение имеет налог с продаж. В Германии поступления по подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций в определенных процентах делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

Во многих странах практикуются надбавки к государственным налогам, направляемые в местные бюджеты.

Однако местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают на их покрытие средства из государст- венного бюджета в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Кро- ме того, крупные местные административные единицы имеют право эмиссии местных займов, гарантированных центральным правительством.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/3537.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]