Переход из одной ИФНС в другую: поможет ли смена юридического адреса избежать налоговых рисков, и подводные камни «миграции»
Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Причины изменения адреса могут быть самыми разными.
Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.
Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.
Причины могут быть и иными, когда фактически бизнес переезжает из одного региона в другой.
Но в любом случае компания может столкнуться с рядом достаточно серьезных проблем, связанных с переходом из одной инспекции в другую. Поговорим о них подробнее.
Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов
- С 1 января 2016 года существенно изменился порядок изменения места нахождения юридического лица. Подробнее об этом читайте в статье «Изменение юридического адреса ООО 2017: пошаговая инструкция».
- Теперь налоговая вправе произвести как документарную проверку нового адреса, так и выездную (инспектор выезжает на место, опрашивает персонал организации, составляет акт). Когда у инспекции возникают основания для проведения проверки достоверности нового юридического адреса, она вправе в течение 5 дней принять решение о приостановлении государственной регистрации изменений до конца проверки данного адреса, но не более чем на 1 месяц. При этом сам срок регистрации тоже прерывается.
- С начала 2016 года налоговые инспекции вправе осуществлять проверки по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения компаний. Свое право на осуществление проверок налоговые органы охотно реализовывают. Список оснований для признания информации об адресе юридического лица недостоверной:
- адрес массовой регистрации;
- адрес в действительности не существует (например, объект недвижимости разрушен);
- адрес является почтовым и присвоен объекту незавершенного строительства;
- адрес не может использоваться для связи с организацией (по таким адресам размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
- имеется заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу и др.
- В случае установления в ходе проверки недостоверной информации об адресе ИФНС направит в адрес этой организации, учредителям и руководителю уведомление, и в течение 30 дней необходимо исправить неверные данные в реестре или представить документы, подтверждающие достоверность этой информации. В противном случае ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений. О последствиях читайте в публикации «Налоговики будут ликвидировать компании без суда за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ»
Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу.
Как правило, это делается при создании фирм «однодневок».
А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.
С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».
Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).
Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса
Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013
Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.
Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/perekhod-iz-odnoy-ifns-v-druguyu-pomozhet-li-smena-yuridicheskogo-adresa-izbezhat-nalogovykh-riskov-/
Как избежать проблем при смене налоговой инспекции
Географический террор
Еще несколько лет назад предприятия легко относились к понятию «юридический адрес». Его рассматривали как некий обязательный реквизит регистрации, о котором потом можно забыть. Сейчас ситуация изменилась.
Налоговые органы всерьез озаботились проблемами, связанными с юридическим адресом. Появилось понятие «адрес массовой регистрации».
Кстати, если ваша фирма зарегистрирована в таком месте, то уже имеет признаки компании-«однодневки».
Кроме этого, налоговые инспекции пристально следят за соблюдением действующего законодательства.
Если в ходе их проверки обнаружится, что по адресу местонахождения компании таковая отсутствует, в отношении «недобросовестной» организации будут применены карательные санкции — штраф в размере 5 тыс. руб. (ст. 14.
25 Кодекса РФ об административных правонарушениях), отказ в вычете НДС тому, кто находится не по юридическому адресу, а также блокировка расчетного счета компании и другие административные меры.
Все это привело к тому, что фирмы все чаще меняют старый юридический адрес на новый, коим является фактический адрес нахождения компании. При этом практически обязательно происходит переход в новую инспекцию.
Нормативы для перехода
Порядок действий налоговиков при смене предприятием адреса прописан Приказом ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@. Правда, с этим документом произошла поистине детективная история. Он утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 6 ноября 2007 г.
N ММ-4-09/30дсп. Обратите внимание на буквы «ДСП»: аббревиатура знакома всем — «для служебного пользования». Найти документ в открытом доступе, возможно, у вас вряд ли получится.
Хотя, казалось бы, зачем засекречивать? Может быть, лучше налогоплательщику знать процедуру? Но у налоговиков своя логика.
Некоторым подспорьем может послужить Приказ УФНС России по г. Москве от 29 февраля 2008 г. N 106 «Об организации работы структурных подразделений налоговых органов г.
Москвы по передаче пакета документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в налоговый орган по новому месту нахождения (месту жительства), а также при прекращении деятельности организации через обособленное подразделение». Так как последний издан тремя месяцами позже Приказа ФНС, надо полагать, что его положения не идут вразрез с первоисточником.
Пользуясь этим документом, попробуем описать последовательность действий всех участников процесса по переводу организации из одной налоговой инспекции в другую. Отправной точкой будет день начала переезда. Рассмотрев все стадии переезда, остановимся на окончании этой процедуры. Итак, инструкция.
День «икс»
Налогоплательщик принял решение о смене юридического адреса и, как следствие, о переходе в другую налоговую инспекцию. Его первоочередные действия: внести изменения в уставные документы компании, т.е. подготовить новую редакцию устава.
В орган, занимающийся регистрацией налогоплательщиков (в Москве, например, это ИФНС N 46), в соответствии со ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г.
N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представляются:
— заявление о государственной регистрации (форма N Р13001);
— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
— изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
— документ об уплате государственной пошлины.
Порядок заполнения формы Р13001 утвержден все тем же отмененным Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@. Однако за неимением других инструкций по заполнению формы можно воспользоваться тем, что есть.
Законодатель не устанавливает никаких дополнительных документов при внесении изменений и перемене юридического адреса. Однако на практике участились случаи отказов налогоплательщику на том основании, что налоговый орган не убежден в достоверности представленных сведений.
Чаще всего такие отказы связаны с проверкой нового юридического адреса. Налоговые органы по месту нового юридического адреса прибывают с проверкой на фирму и, если не находят «следов» компании, информируют регистрирующий налоговый орган.
Превентивная мера защиты от такой ситуации может быть в следующем: вместе с обязательными документами сдать копию договора аренды или гарантийного письма от юридического лица, представляющего юридический адрес. Также очень полезно повесить на дверь кабинета, который вы будете занимать по новому адресу, табличку с названием вашей компании.
Особенно важно это сделать при переводе организации из Москвы в регионы, так как переезд компании в регион стал распространенной схемой «зачистки» проблемной компании.
К сожалению, процесс перехода может очень сильно затянуться (до 9 месяцев).
Для того чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь в «переходном периоде», одновременно с подачей документов на регистрацию изменений следует запросить заверенную копию устава компании (предварительно сдав ее вместе со всеми документами и заплатив пошлину). Тогда «на выходе» вместе с остальными документами вы получите заверенную копию.
+ 1 день
В ИФНС по прежнему месту нахождения организации по защищенному каналу связи (СЭД) направляется информационное письмо, содержащее сведения об изменениях, которое незамедлительно (!) должно попасть к сотруднику отдела регистрации и учета налогоплательщиков.
+ 2 дня
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков устанавливает принадлежность нового адреса местонахождения налогоплательщика к налоговому органу.
В случае если налогоплательщик подлежит снятию с учета, чиновники направляют в соответствующие отделы (отдел работы с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел встречных проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел обеспечения процедуры банкротства, отдел учета и отчетности, отдел оперативного контроля, юридический отдел, отдел ввода данных, отдел информационных технологий, иные отделы) служебную записку о поступлении информационного письма.
+ 3 дня
Отдел работы с налогоплательщиками направляет в адрес компании уведомление о дате проведения сверки расчетов с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения. Порядок проведения сверки установлен Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@. Эта сверка имеет особенности, которые организация должна учитывать.
Естественно, уведомление о сверке будет направлено по вашему старому юридическому адресу.
В интересах организации усилить в этот момент контроль за почтовыми поступлениями, так как в случае возврата в налоговую инспекцию уведомления с пометкой «Адресат не найден по данному адресу» акт сверки расчетов налогоплательщика подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке.
Так как сроки сверки будут очень жесткими, разумно пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, и перед тем, как оформлять документы на изменение адреса, исправить все ошибки, получить подписанный акт — с тем, чтобы потом его только актуализировать на новую дату.
Если расхождений у организации и налоговиков нет, составляется акт в трех экземплярах и визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается компании.
На втором и третьем экземплярах ставится дата получения и подпись налогоплательщика.
Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета, другой — остается в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов с налогоплательщиком.
В случае наличия расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должны быть выявлены и устранены причины, их вызвавшие (на практике это чаще всего неправильно введенные или невведенные платежные документы налогоплательщика).
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней, при выявлении расхождений — 15 рабочих дней.
В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов компании по почте.
Обратите внимание: наличие задолженности по налогам и сборам не является основанием для продления сроков перевода организации в другую налоговую инспекцию.
Кроме сверки расчетов налоговый орган по прежнему адресу проводит мероприятия, установленные таинственным Приказом N ММ-4-09/30дсп.
О том, что это за мероприятия, мы можем только догадываться по практике: это посещение нового юридического адреса, опрос лиц, имеющих отношение к этому адресу, и так далее.
Хотите, чтобы процесс перехода прошел менее болезненно? Заранее уведомите руководство прежней налоговой инспекции о переходе, сообщив в письме на его имя данные вашего нового «места жительства».
Примечание. Зачесть переплату должна новая инспекция
Еще одна классическая проблема, которая встречается при смене налоговой инспекции, — зачет переплаты по налогам. Предположим, у фирмы имелся «излишек» по налогам в федеральный и региональный бюджет. Он был отражен в лицевом счете организации в прежней ИФНС.
Общество подало в инспекцию заявление с просьбой передать эту информацию в другую налоговую по месту регистрации. Одновременно с этим компания потребовала от новой ИФНС зачесть переплату в счет имеющейся недоимки.
В такой ситуации контролеры зачастую не могут определиться, кто именно должен исполнять обязанность по зачету излишне уплаченных средств.
Так, инспекторы по новому месту учета зачастую не только отказывают в зачете, но и могут выставить требование компании о покрытии недоимки и даже представить в банк инкассовое поручение на списание этой суммы со счета.
Радует то, что судьи в этом вопросе целиком и полностью на стороне компании. Арбитры отмечают, что согласно п. 1 ст.
30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Поэтому споры между ИФНС не допускаются.
Так что в описанном случае компания имеет право на зачет переплаты по налогам в счет недоимки, а исполнить соответствующее обязательство должна инспекция по новому месту регистрации компании.
+ 5 дней
Регистрирующий орган должен внести изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ (или выдать обоснованный отказ).
Прежняя инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, снимает с учета организацию. Затем направляет в налоговую файл выгрузки из базы данных ЕГРН, содержащий сведения, необходимые для ведения территориального раздела ЕГРН (п. 2.2 Приказа ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@).
«Новая» ИФНС ставит на учет фирму не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ и файла выгрузки из ЕГРН от прежней ИФНС. В течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета прежняя налоговая направляет в другую инспекцию учетное дело вместе с сопроводительным письмом.
Дело должно содержать все документы, послужившие основанием для постановки на учет (снятия с учета).
Отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, отдел финансового и общего обеспечения и иные отделы не позднее 30 дней со дня снятия с учета подготавливают все документы и отправляют их в инспекцию по новому адресу компании (п. 2.4 Приказа ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@).
Последние штрихи
Кажется, все? Нет, проблемы только начинаются. На практике снятие с учета происходит не так гладко. Выгрузка может длиться месяцами. Предприятие время от времени в ответ на свой вопрос о перерегистрации слышит загадочную фразу: «Выгрузки не было». Это значит: «вы «повисли». В старой налоговой вас уже нет, а к новой — еще не успели причислить.
Если есть возможность, получите от старой налоговой номера файлов отправки и напишите официальное письмо руководителю новой налоговой инспекции.
Отчетность рекомендуем сдавать в новую инспекцию, письменно оформляя отказ в ее приеме. Налоги также надо платить по новому адресу.
Они будут фиксироваться налоговым органом как неопознанные платежи, но после постановки на учет вы их разыщете и не возникнет штрафных санкций.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Если ваш старый и новый адреса в разных регионах, то могут возникнуть дополнительные сложности, связанные с урегулированием недоимок и переплат по налогам и сборам. С федеральным бюджетом проблем быть не должно: налогоплательщик может производить расчеты как по старому, так и по новому адресу.
А вот с местным бюджетом надо быть аккуратнее: организация должна погасить задолженность по налогам и сборам в местный бюджет. Кроме того, надлежит подать в ИФНС по прежнему месту учета заявление о зачете (возврате) переплаты по местным налогам и сборам.
Причем сделать это следует обязательно до перехода в другую инспекцию.
Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/kak-izbezhat-problem-pri-smene-nalogovoy-inspekcii
Смена налоговой инспекции и юридического адреса — что нового в 2017 году
Заказать адрес
Содержание:
В 2017 году вступил в силу ряд изменений, который коснулся непосредственно процедуры смены компанией её юридического адреса или места нахождения. Изменения вступили в силу на основании ГК РФ, Письма ФНС от 11 января 2016 г. № ГД-4-14/52@.
Смена юридического адреса в пределах одного места нахождения организации
Что подразумевает под собой это понятие:
- Компания меняет свой юридический адрес в пределах города (например с ул. Маросейка на ул. Ленина).
- Компания меняет номер дома с 4-ого на 5-ый в пределах одной улицы.
- Даже когда компании требуется изменить номер офиса с 1-го на 2-ой — это так же считается сменой адреса.
Во всех вышеперечисленных случаях процедура смены адреса организацией по прежнему проходит в один этап, а документы подаются в регистрирующий орган по текущему месту нахождению компании. Срок регистрации государственных изменений составит 5 рабочих дней (не учитывая день подачи и получения документов).
Изменение местонахождения организации
Что подразумевает под собой это понятие:
- Компании требуется переехать из г. Москвы в г. Владимир.
- Компании требуется переехать из г. Москва в Московскую область.
- Компании требуется переехать из г. Сургут в г. Самара.
Говоря проще изменение место нахождение организации — это «переезд» компании из одного муниципального образования в другое.
В таком случае смена места нахождения происходит в два этапа.
- На первом этапе документы предоставляются в регистрирующий орган по текущему месту нахождения. Срок регистрации изменений составит 5 рабочих дней, НО далее отсчитывается еще 21 календарный день, прежде чем компания сможет перейти ко второму этапу смены места нахождения.
- На втором этапе документы предоставляются в регистрирующий орган по будущему месту нахождения. Срок регистрации составит так же 5 рабочих дней.
Общие моменты для смены адреса и места нахождения организации
В обоих вышеописанных случаях ужесточились требования к юридическому адресу организации. С 2017 года является обязательным предоставление в регистрирующий орган документов на юридический адрес:
Так же в случае отказа по вине адреса, особенно при смене компанией места нахождения, вы теряете не только государственную пошлину, но и почти два месяца своего времени. Кроме того возрастает риск на открытие компании выездной или камеральной налоговой проверки со стороны территориальной налоговой инспекции.
Чем грозит смена налоговой инспекции
Не всегда смена юридического адреса — смена налоговой инспекции, одно и то же. Вы можете поменять адрес местонахождения компании, не меняя при этом ИФНС.
Это произойдет, если новый адрес будет находиться в компетенции этой же ИФНС. Помните, что полномочия по внесению данных изменений возложены законом на налоговые органы.
Вам же, со своей стороны, остается внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать их в уполномоченном органе.
С чего начать переезд?
- Для начала нужно поменять юр адрес. Для этого нужно обратиться в регистрирующий орган, путем предоставления ему определенного законом пакета документов
- Регистрирующий орган, в свою очередь, должен будет внести изменения в учредительные документы юр лица и ЕГРЮЛ. Учтите, что ИНН компании останется неизменным на протяжении всей деятельности юридического лица, а вот КПП — код причины постановки на налоговый учет поменяется.
- Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой внесения записи в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган направит в две налоговые инспекции (как по прежнему, так и по новому месту нахождения компании) сведения о произошедших изменениях. Инспекции также получат выписки из реестра, содержащие запись об изменении местонахождения налогоплательщика.
- Прежняя инспекция также снимет налогоплательщика с учета и выдаст ему (направляет по почте на юридический адрес) соответствующее уведомление по форме утвержденной приказом ФНС. Датой снятия юр лица с учета будет считаться дата внесения записи об изменении места нахождения в ЕГРЮЛ.
- Инспектор прежней налоговой инспекции проведет сверку всех расчетов налогоплательщика. Срок проведения данной сверки, а также формирования и оформления акта при условии, что отсутствуют расхождения в данных налогоплательщика и налогового органа не должен превышать 10 раб. дней, при выявлении расхождений — 15 раб. дней. В установленные сроки не входят дни, потраченные на доставку актов сверки всех расчетов налогоплательщика по почте. Кроме того, по закону срок сверки по крупнейшим налогоплательщикам при необходимости может быть увеличен.
- В течение 3 раб. дней со дня снятия с учета прежняя инспекция направляет регистрационное и учетное дело юридического лица в новый налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика.
- Новая налоговая инспекция производит постановку на учет организации по новому месту ее нахождения не позднее одного рабочего дня, следующего за датой получения выписки из ЕГРЮЛ.
Сложности при смене налоговой инспекции
3. Обязательная допроверка. Ошибочным является мнение о том, переходя в новую инспекцию, все предстоящие налоговые проверки в старой ИФНС отменят. На самом деле, перейдя в новую налоговую, отменить проверку точно не удастся — этим получится лишь оттянуть срок ее начала.
Все проверки, которые были начаты до снятия с учета, старая инспекция завершит в полном объеме, но решения по результатам проверки исполнит уже новая.
Все судебные споры с прежней инспекцией, которые возникли до снятия с учета, завершит она же, после чего все дела передаст новой.
Именно поэтому все денежные средства по решению суда или по решению старой инспекции будут уплачиваться уже в новую ИФНС.
4. Недоимка. Как правило, налогоплательщик переводится в новую инспекцию вместе с имеющимися у него недоимками. Зачастую прежняя инспекция не захочет делиться своими начислениями с другой инспекцией, поэтому она попытается максимально ускорить все поступления.
В соответствии с законодательством, требование об уплате налогов направляется налогоплательщику тем налоговым органом, в котором он состоит на учете.
Однако на практике прежняя инспекция может выставить подобное требование уже после снятия налогоплательщика учета, но до передачи всех его дел, дабы ускорить поступление денежных средств в свой бюджет и улучшить показатели статистики инспекции.
У налогоплательщиков есть все шансы оспорить подобное требование как незаконное. В любом случае контроль за исполнением всех требований об уплате налогов и принудительным взысканием задолженности должна осуществлять только новая налоговая инспекция.
Для экономии времени, денежных средств и затраченных сил, рекомендуем вам приобретать адреса только у надежных собственников.
Наша организация отслеживает все изменения в законодательстве, что позволяет нам обеспечивать максимальный сервис и предоставлять гарантию на юридические адреса, находящиеся в нашей собственности.
Любой из адресов, представленный в нашем каталоге юридических адресов в Москве, отвечает запросам как при смене организацией ее юридического адреса, так и её места нахождения.
Источник: https://www.gbiznes.com/articles/smena-juradresa/
Как зачесть налог при смене ИФНС
Оплачивали НДФЛ в г. Видное с их ОКТМО, потом перешли в г. Домодедово. ИФНС нам в сверке указывает недоимку по одному ОКТМО и переплату по другому. Хотя деньги в бюджет были нами уплачены. Данные должны были передать из г. Видное. Необходимо ли написать письмо на зачет и почему?
В случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).
При переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г.
Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета. Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ.
При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.
Все процедуры осуществляются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов.
После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС ( г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г.
Видному у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение получит отказ.
Организации для целей налогового контроля должны встать на учет в налоговых органах (далее – ИФНС) (п. 1 ст. 83 НК РФ):
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения ее обособленных подразделений;
- по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
По общему правилу место нахождения юридического лица (ЮЛ) определяется как место его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения ЮЛ указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а если ЮЛ действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в реестре.
Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть отражен адрес ЮЛ в пределах места его нахождения.
Когда организация меняет свое постоянное место нахождения и по новому адресу уже относится к другой ИФНС, то ей необходимо учесть следующее.
При смене официального адреса организация должна сообщить об этом в ту инспекцию, которая занимается регистрацией налогоплательщиков (ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Сведения в ЕГРЮЛ будут изменены в течение 5 дней с даты представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129-ФЗ).
Изменение места нахождения организации является основанием для снятия ее с учета в той ИФНС, в которой организация состояла на учете (г. Видное). На это налоговикам дается 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84 НК РФ).
В течение одного дня после внесения записи в ЕГРЮЛ налогоплательщика должны снять с учета в старой ИФНС (г. Видное). Затем в однодневный срок сведения должны быть направлены в новую инспекцию (г. Домодедово). И в течение одного дня с момента их получения организацию — налогоплательщика там должны поставить на учет.
Учетное дело пересылается в новый налоговый орган (г. Домодедово) в течение 3 рабочих дней со дня снятия с учета в старой инспекции (г. Видное). Однако датой постановки на учет в новой ИФНС является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения (пп. 3.
6-3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (утв. Приказом ФНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).
Карточка расчетов с бюджетом (КРСБ) — информационный ресурс, который ведет ИФНС и в которой отражается состояние расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам по ним:
- начисленные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Они заносятся в КРСБ на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;
- суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачены в бюджет;
- разница между поступившими и начисленными платежами. Отрицательное сальдо в ней показывает задолженность налогоплательщика перед бюджетом, положительное — переплату по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам (п. 1 раздела I, пп. 1, 3, 4 раздела IV, раздел VI, п. 1 раздела IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утв. Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее – Единые требования), Приложение № 1 к Единым требованиям).
Согласно п. 3 раздела I Приказа № ЯК-7-1/9@ ИФНС обязаны вести КРСБ по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах. В силу п. 2 раздела II «Открытие карточек РСБ» КРСБ открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:
- с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, то есть с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в ИФНС, а также для исчисления и уплаты налогов;
- с момента уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
КРСБ открываются по каждому КБК, относящемуся к конкретному налогу, сбору и соответствующему 8-значному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.
Важная информация в рассматриваемой ситуации представлена в разделе XI «Порядок закрытия карточек РСБ местного уровня».
Таким образом, в случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).
Соответственно, при переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г. Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета.
Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ — п. 3 раздела XI Единых требований, согласно которому при переходе организаций в другую ИФНС в составе пакета документов передаются и КРСБ.
При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.
Причем все процедуры делаются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов.
После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС (г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г. Видное у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение организации она получит отказ.
Организация-налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если, по ее мнению, такие акты или действия нарушают ее права (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).
Общий порядок обжалования отражен в ст. ст. 137-142 НК РФ.
При этом почти все акты налоговых органов ненормативного характера и действия их должностных лиц обжалуются сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Исключение составляют акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, а также акты ФНС РФ ненормативного характера и действия (бездействия) ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Последние обжалуются напрямую в суде.
Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА
Источник: https://www.v2b.ru/quest/kak-zachest-nalog-pri-smene-nalogovoy/
ВОПРОС:СМЕНА ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА. Влечёт ли это за собой проверку «бывшей» налоговой инспекцией?
Дорогие друзья! Подмогните ответом!
Мы арендовали новый офис, и решили чин-чинарём уж и новый юр.адрес — по тому же адресу завести, чтоб уж не мучиться, и не кататься в налоговую в другой район… но вдруг сегодня у нас мысль закралась — а смена юр.
адреса — соответственно, и переход в новую налоговую инспекцию — не повлечёт ли за собой проверку со стороны старой налоговой инспекции? Просто сейчас нам совсем не до проверок — столько орг.
вопросов приходится решать, сами понимаете…
Ходила в рядом расположенную ИФНС — мол, какие документы от нас Вам нужны? — они отвечают: обращайтесь в 46-ю ИФНС, а те сами всё сюда перебросят…
Может — теперь всё вообще — легко и просто?… а мы отстали от жизни, и зря лишние думы думаем?….
Перход в новую налоговую всегда сопровождается проверкой в предыдущей налоговой. Просто так вас никто не перекинет
Мы тоже меняли налоговую в прошлом году. Особой проверки не было. Была сверка по налогам и камералка по НДС. Проблема в том, что налоговики очень долго передают эл. файл в своей системе с нарушением всех сроков. На это ушло почти два месяца. В одной налоговой нас уже передали, а в другой не принимают.
Отчеты сдавать некуда, с платежами тоже проблема. В итоге, под расписку передавала документы лично. И каждый раз искали дело заново. Еще они обязаны уведомить ФСС и ПФР, что делается также с нарушением всех сроков. Пришлось делать все самим. Так что будьте готовы к возможной беготне между инпекциями.
Хотя может у Вас с этим получше. Удачи 🙂
А мы так просто не отделались. Проверки пошли капитальные! Проверили все досканально!!! Весь следующий год только и собирали бумажки…….. Причем потом и новая налоговая за нас «взялась».. А с переброской файлов — это да… нас 9 месяцев перебрасывали… Потом еще с пенями борьба.. ЖУТЬ
Из собственного опыта: проверок не было. Дважды переводились и перевод сопровождается только сверкой уплаты налогов и представления отчетности (вся ли сдана). Перед переводом вам назначается встреча с инспектором, вы приходите туда со своими данными оп уплате и представления деклараций (я делаю сводную таблицу).
В ходе сверки выясняется, что не оплатили, что переплатили, что представили/не представили. Затем, если есть какие то расхождения с вашими данными и ИФНС и вы согласны с этими расхождениями: доплачиваете/соглашаетесь с переплатой, представляете/подтверждаете представление (показываете отметку о принятии декларации).
Если есть недоплата — могут попросить оплатить (в этом случае — ждем когда платежи будут зачислены и отражены в их базе данных), либо просто подписываете акт сверки и переходите в новую налоговую с долгами (все зависит от инспектора). А так — ничего страшного нет.
Проверка может быть назначена — но это скорее всего, личная инициатива инспектора.
Перекинуть просто ттак могут. Например в центральном округе есть такие фирмы, которые на этом прямо спеуиализируются. Могут даже с долгами в 12 млн. усылать, и никаких проверок.
А иногда бывает и по другому: посылают проверки и новая и старая, обосновывают ст..31 и 90 НК РФ, у них это называется инвентаризация юридических лиц.
Кроме того, они теперь заставляют банки проверять при открытии счета, где находится фирма, их сотрудники тоже этой херней занимаются, по другому хотел бы сказать, да не скажешь.
А документы будут передавать теперь и 9 месяцев и год и т.д.
Надо чтобы перерегистрировали те, кто этим профессионально занят.
Может конечно повлечь проверку не только «выбшей», но и «будущей» ИФНС — это как повезет! но сверка расчетов будет точно!
Здравствуйте! У меня тогда вопрос по теме:
Мы то же переехали в новое здание (договор аренды есть), только временно, на территории этого же округа, налоговая та же. Какие могут быть последствия если мы никуда не сообщили об этом и счета-фактуры на вычет принимаем с юридическим адресом. ???
Если долги по налогам есть, то мысль у налоговиком может запросто закрасться, что вы не просто так принили решение переехать. Они могут тянуть с предачей полного комплекта документов, задерживать выдачу акта сверки…
.. И были такие случаи, что они звонли в новую налоговую и говорили о том, что компания подозрительная…. И вы сразу попадаете на карандаш….. Такие случаи были описаны не так давно в газете Учет налоги право….
мне запрос только на всерку приходил….хоть и нулевка была
При переходе из 7202 была только сверка расчетов с подтверждением остатков в разрезе каждого налога. Когда же переходили их 7203 то вообще никаких запросов не было, даже сверки расчетов, ИФНС передало остатки даже без нашего подтверждения
Спасибо, дорогие, за помощь! (несколько дней ноут не работал — сейчас всё увидела…) (L) (L) (L)
Надо же! Кто-то — маленько расстроил — какие прелести могут ожидать!, а кто-то — успокоил. Посмотрим, что именно у нас на деле окажется… Ради статистического интереса потом напишу…
! проверку могут не проводить, а сверку расчетов с бюждетом однозначно — должны произвести и передать в новую ИФНС.
Меняли юр.адрес (из Москвы в область) — сняли с учета и поставили на учет в местную налоговую, ПФР, ФСС и медстрах без нашего участия,по почте. Надо делать не в отчетный период и расчитать сроки оплаты налогов, т.к. процесс долгий, не будет ни кодов, ни рег.номеров фондов какое-то время. Никаких намеков на проверки не было 🙂
Нет. По закону -не влечёт. Но сверку делать обязательно.
ВОПРОС:СМЕНА ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА. Влечёт ли это за собой проверку «бывшей» налоговой инспекцией?
Источник: https://www.laremuct.ru/bux/behieurilaremst-pralaremvo1-zaban321563.htm
Заблудившаяся переплата по налогу: как документально подтвердить
Комментарий к Постановлению ФАС Московского округа от 10.08.2012 N А40-31429/11-129-135 «О признании незаконным решения налоговой инспекции об уплате налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченного налога»
Многие налогоплательщики на своем горьком опыте не раз убеждались в том, как нелегко порой бывает вернуть переплаченный налог из бюджета или зачесть его в счет своих задолженностей перед бюджетом.
В комментируемом судебном акте рассмотрена еще более сложная ситуация, в которой переплата по налогу почему-то где-то «заблудилась» при переходе налогоплательщика из одной налоговой инспекции в другую.
К счастью, судьи помогли налогоплательщику обнаружить «пропажу» и найти ей достойное применение.
Об обязанности налоговой инспекции вернуть переплату
Общий порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа установлен ст. 78 НК РФ. Если аналогичные суммы были излишне взысканы налоговиками, то применяется во многом схожий с нормами ст. 78 порядок зачета или возврата налога, установленный ст. 79 НК РФ.
О каждом ставшем известным налоговой инспекции факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога она обязана сообщить налогоплательщику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной переплате налога, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК РФ).
В такие же сроки налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика об установлении факта излишнего взыскания налога (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Проще говоря, переплаченную сумму, скажем, федерального налога можно зачесть в счет предстоящих платежей или недоимки по этому или иным федеральным налогам.
Сумма излишне уплаченного (взысканного) налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией такого заявления, но только после зачета ее в счет недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ, п. п. 1, 5 ст. 79 НК РФ).
В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного ст.
78 НК РФ, то налоговая инспекция обязана начислить проценты на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок.
Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ).
В обоих случаях процентная ставка принимается равной действовавшей в соответствующие дни ставке рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ).
Правила возмещения налогоплательщику суммы НДС, которая образовалась по итогам налогового периода в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по облагаемым налогом операциям, в том числе зачета указанной разницы в счет недоимки по НДС или иным федеральным налогам, регулируются специальными нормами ст. ст. 176, 176.1 НК РФ.
При изменении места нахождения или места жительства налогоплательщика налоговая инспекция, в которой он состоял на учете, снимает его с учета.
А инспекция по новому месту нахождения или новому месту жительства налогоплательщика ставит его на учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика (ст. 84 НК РФ).
Процедура снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую предусматривает обязательную сверку налоговым органом расчетов налогоплательщика с оформлением соответствующего акта (п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@).
Источник: https://www.pnalog.ru/material/pereplata-po-nalogu-kak-dokumentalno-podtverdit
Все, что нужно знать про сверку с налоговой инспекцией — статья
В статье рассмотрим два вопроса: первый — регламент проведения сверки и второй — требования налоговиков и законодательства — какие существуют нормативные документы.
Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика.
Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.
2005 № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).
В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
- при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при ликвидации (реорганизации) компании;
- по инициативе налогоплательщика — чаще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать заявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме.
Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет (3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
В перечисленных случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок. Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.
Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:
Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):
- или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
- или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
- или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).
Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).
Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.
- Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
- Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
- в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
- подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
- передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.
Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).
- Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). Сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
- Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.
После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).
- Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
- Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.
Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.
Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом
Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г.
№ 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию».
В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».
В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи.
Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.
Справку могут не выдать только в двух случаях:
- если компания обратилась не в «свою» инспекцию, если в запросе забыла написать свое полное наименование, ИНН, подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность, или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.
- если компания не исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.
Источник: https://school.kontur.ru/publications/3