Налогу на «тунеядцев» быть? — все о налогах

Налог за тунеядство в России в 2018 году: введут ли?

Тема о введении налога за тунеядство уже продолжительное время обсуждается в России. Инициатива чиновников не нашла поддержки среди населения, а законопроект в процессе разработки. Вопрос, будет ли введен налог за тунеядство в России в 2018 году, остается открытым, поскольку до конца не проработанные ни суммы выплат, ни категории граждан, которые попадут под действие закона.

Периодически Правительство рассматривает идею ввести налог для тунеядцев. Особенно активно эта идея началась развиваться после того, как в соседней Беларуси в 2015 году был принят Декрет №3. Суть прорабатываемого в России законопроекта заключается в том, чтобы неработающие, но дееспособные граждане оплачивали налог в установленном размере.

Вице-премьер О. Голодец в 2016 году стала одним из инициаторов введения закона.

Она заявила о том, что большая часть официально неработающего населения работает и имеет доход, но не оплачивает налоги, при этом пользуется социальными услугами, включая медицину.

По её словам, новый законопроект позволит увеличить поступления в бюджет и компенсировать затраты государства на обслуживание неработающей части населения. Согласно статистике, такие расходы составляют около 40-45 миллиардов рублей.

Дмитрий Медведев попросил не использовать словосочетание «налог за тунеядство», поскольку законопроект направлен на вовлечение неработающей части населения в систему оплаты налогов, а не борьбы с тунеядцами. Главная цель нововведений заключается в том, что за социальные услуги должны платить все, кто ими пользуется.

Несмотря на то, что чиновники рассчитывают таким образом пополнить бюджет, некоторые из экспертов предполагают, что государство понесет дополнительные расходы.

Дело в том, что от налога планируют освобождать людей, которые находятся на учете в центрах занятости. Чтобы избежать наказания за отсутствие официального трудоустройства, неработающие массово будут отправляться на биржи.

В результате государству придется выплачивать им социальные выплаты.

Когда начнет действовать закон о тунеядстве и каким будет размер налога?

В соседней Беларуси введение налога на тунеядство не принесло желаемого результата. Вместо оплаты налога люди начали устраивать митинги и протесты, поскольку так называемые «письма счастья» многим пришли без законных оснований.

Чтобы избежать подобных промахов, Правительство решило тщательно продумать все детали.

Цель закона получить средства от работающих неофициально граждан, но многие люди подозревают, что от него обязательно пострадают те, кто пытается хоть как-то выжить в условиях безработицы и ничтожно низких зарплат.

В связи с тем, что многие моменты еще не продуманы, вряд ли закон о тунеядстве в России будет принят в 2018 году. Эксперты заявляют, что на проработку всех деталей необходимо не менее 2-3 лет. К тому же требуется собрать статистические данные о количестве безработных и тех, кто работает неофициально, чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию.

На начальном этапе разработки проекта планировалось установить налог в размере 20 тысяч.

По словам министра труда и социальной политики, именно столько может тратить неработающий человек, пользуясь медициной и другими услугами, предоставляемые государством.

Хотя цифры не были подтверждены проведением исследований и расчетов, иными словами просто взяты с потолка. По мнению многих людей, включая экспертов, размер явно завышен.

Позже начала звучать цифра в 8 тысяч рублей, но даже 150 долларов в год для некоторых людей может оказаться неподъемной суммой. Эксперты в этой области предлагают запустить закон в пилотном режиме и установить размер налога на малой отметке – 500 рублей, но прислушаются ли к ним чиновники, пока неизвестно.

Кто пострадает от налога и как избежать уплаты?

Так как чиновники желают пополнить бюджет за счет тех, кто дееспособен, но не работает. Льготные категории людей будут освобождены от налога. К таковым будут относиться:

  1. Пенсионеры.
  2. Студенты.
  3. Женщины, которые ухаживают за детьми до 7 лет при условии, что последние не посещают детские учреждения.
  4. Люди, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами.
  5. Инвалиды.
  6. Матери-одиночки и другие социально незащищенные категории населения.

Налог не коснется людей, которые официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и частных предпринимателей. Также предполагается, что в списки тех, кто обязан будет оплачивать налог, не попадут люди, официально ищущие работу, то есть те, кто стоит на учете в центре занятости.

Проблема не коснется так же людей в сельской местности, которые получают доход на реализации продукции животноводства, овощеводства или садоводства при условии уплаты налогов.

Избежать дополнительных затрат смогут и граждане, получающие доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, если своевременно платят налоги в Пенсионный фонд.

Избежать налога можно несколькими путями:

  1. Приобрести патент.
  2. Стать частным предпринимателем или открыть собственную фирму.
  3. Оплачивать из собственного кошелька медицинский полис.
  4. Трудоустроиться на официальную работу.

Эксперты заявляют о том, что закон может не принести желаемых результатов, а вместо пополнения бюджета появятся новые расходы.

Будет ли принят закон и сможет ли он эффективно работать, покажет только время, но уже сейчас большинство людей выступает против его введения.

К тому же многие люди согласны оплачивать налоги, но часто их останавливает бюрократия, царящая в налоговой инспекции и других государственных структурах.

Источник: https://2018god.net/nalog-za-tuneyadstvo-v-rossii-v-2018-godu-vvedut-li/

Раскрыты детали будущего «закона о тунеядстве»

Власти России готовы взять на вооружение «передовой опыт» Белоруссии и обложить налогом граждан, у которых и так нет доходов.

Налог на тунеядство, введение которого готовит правительство РФ, должен учитывать все возможные доходы людей, находящихся в трудоспособном возрасте, но не имеющих официальной работы, заявил министр труда Максим Топилин.

По его словам, при обложении налогом самозанятых граждан власти намерены учитывать имущество, которое находится в их собственности.

Размер налога может составить 25 тысяч рублей с человека в год, рассказывал Топилин.

Налог на любимых жен

Администрирование такого налога, в первую очередь, обойдется дороже, чем средства, которые можно будет с его помощью собрать. А во-вторую очередь, это вызовет массовое недовольство населения, которое накануне выборов властям совсем не к чему, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.

«Введение такого налога непонятно как согласуется с существующей на данный момент в России Конституцией, в которой, в отличие от конституции советской, право на труд не упомянуто. А если не предусмотрено некое право, то не надо быть юристом, чтобы понять, что невозможны никакие репрессии за неиспользование этого права. Ибо только право порождает обязанности», — сказал он «Ридусу».

С практической точки зрения взимание такого налога тоже вызывает множество вопросов, главный из них — как налоговые власти намерены разделять тех граждан, которые «тунеядствуют» злонамеренно, а тех, кто имеет источник существования совершенно легитимный, но не связанный с зарабатыванием денег путем ежедневного хождения на завод?

«Найти «тунеядцев» можно только по базе данных ПФР. Но огромное количество людей живет за счет своих супругов, «работая» родителями малолетних детей, бабушками-дедушками своих внуков или, в конце концов, любимыми женами своих работящих супругов. За это родственники их содержат. Этих людей тоже предлагается обложить налогом на тунеядство?» — говорит Гудков.

Причем «любимая женщина механика Гаврилова» может жить с ним гражданским браком, и доказать, что ей нет нужды каждое утро отправляться на работу, документально она не сможет.

«В конце концов, на российских просторов можно найти примеры, когда в отдаленных деревнях их жители живут натуральным хозяйством.

Баба Маша выращивает картошку и обменивает ее у тети Веры на огурцы, а та меняет их у дяди Васи на самогон.

В денежные отношения они не вступают, и формально, по букве предполагаемого закона, должны будут платить 25 тысяч — больше, чем все их огурцы и картошка стоят вместе», — указывает эксперт.

Опыт Белоруссии продемонстрировал, что даже в этой спокойной и «советской» стране попытки введения налога «на тунеядство» вызвали массовые стихийные акции протеста в Минске. В России тем более, подобное нововведение станет подарком несистемной оппозиции, предупреждает он.

В Белоруссии с 2015 года неработающие граждане обязаны платить в казну 20 минимальных зарплат в год (около 200 долларов) «в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов».

Сам себе работодатель

В мае Минюст России разработал законопроект о самозанятых гражданах в РФ (неблагозвучный советский термин «тунеядство» в документе, конечно, не применяется).

Самозанятость как понятие появилась в России (в последние годы существования СССР) почти одновременно с ликвидацией статьи УК «Тунеядство».

Самозанятыми является большое количество граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников и регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, репетиторы, сиделки, няни).

Разница между индивидуальными предпринимателями и самозанятыми лицами на сегодня сугубо номинальная, и критерий отличий между ними всего один, говорит бывшая сотрудница Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Наталья Тодэ.

«Этот критерий заключается в том, что и ИП, и самозанятое лицо делают одну и ту же работу, оказывают одну и ту же услугу, с той лишь разницей, что первый это делает с уплатой налогов, а второй — теневым образом.

И власти уже далеко не первый раз предпринимают попытки вывести вторую категорию из тени, но каждый раз талантливые экономически активные россияне находят способы, как оставаться в теневом секторе», — сказала она «Ридусу».

В попытке провести черту между индивидуальным предпринимательством и самозанятостью государство сейчас тоже балансирует в очень зыбком правовом поле, соглашается Тодэ с Гудковым.

«Возьмите для наглядности разницу между самозанятостью и, извините, попрошайничеством. Вот стоит человек на тротуаре с шапкой в руке и клянчит подаяние. Формально он подпадает под действующую статью УК «Попрошайничество».

Но если он будет делать то же самое, но при этом читать вслух стихи, то формального состава преступления в его действиях уже не будет: он ведь оказывает вам услугу! Другое дело, что вам эта «услуга» совершенно не нужна, но чисто юридически разница огромная», — поясняет она.

Санкция за попрошайничество перекочевала в УК РФ из УК РСФСР, а вот понятия «самозанятость» не было ни в советском КЗоТ, ни в нынешнем российском Трудовом кодексе.

Источник: https://news.rambler.ru/other/37845991-raskryty-detali-buduschego-zakona-o-tuneyadstve/

Налог раздора: в правительстве заступились за «тунеядцев»

Документ, который обязывает неработающих граждан платить за посещения поликлиник и больниц, подвергся резкой критике со стороны Минэкономразвития.

В начале осени 2016 года общество взорвалось от негодования: руководство Минтруда заявило о том, что безработных россиян заставят платить «налог на тунеядцев» — социальный платёж для неработающих граждан.

Инициативу поддержала и профильный вице-премьер Ольга Голодец, добавив, что люди, «который выбрали для себя путь неработы, будут должны внести платёж за фактически использование социальной инфраструктуры».

 

По сути, инициатива благая: работающие граждане также платят за услуги ОМС. Если быть точнее, за работающих платит работодатель, отчисляет в фонд ОМС 3,6 процента от фонда оплаты их труда (в составе единого социального налога).

Получается, что нововведения направлены на то, чтобы снизить нагрузку на работающее население и заставить ушедших в тень (получающих зарплату в конверте или ведущих свой небольшой нелегальный бизнес) платить.

Тем более что у наших соседей, в Белоруссии, подобное правило действует давно: «тунеядцы» платят за своё соцобеспечение отдельно. Примерно 12 тысяч рублей в год. 

Наши чиновники пошли дальше, предложили для начала свою ставку — «нормальную, но маловатую» — в 20 тысяч рублей. О ней громко заявил глава Минтруда Максим Топилин, добавив, что только так можно будет компенсировать затраты бюджета на медуслуги для тех, кто в трудоспособном возрасте, но остаётся в тени.

Как ранее писал Лайф, подготовка нормативной базы для «налога на тунеядцев» практически завершена. Новый платёж назовут страховым взносом, а следить за «тунеядцами» на местах будут местные власти: они получат поимённые списки благодаря закону, проект которого правительство вот-вот внесёт в Госдуму.

Один из главных лоббистов «налога на тунеядцев» — спикер СФ Валентина Матвиенко. 

По её словам, «надо ввести обязательный платёж либо уменьшить объём медицинской помощи».

— Он неработающий, но пусть заработает две тысячи в месяц, чтобы заплатить в Фонд обязательного медицинского страхования. Представляете, какую нагрузку это снимет, — говорила она. 

В середине ноября за её подписью в правительство было направлено обращение, в котором спикер СФ просила как можно скорее принять законодательные поправки, которые позволят подсчитать всех неработающих граждан и обязать их платить в фонд ОМС самостоятельно. 

Проект забвения: когда нам ждать «налог на тунеядство»?

Впрочем, по данным Лайфа, инициативу Голодец, Матвиенко и Минтруда поддерживают в правительстве далеко не все. 

— Сейчас идёт обсуждение этой идеи. У каждого из министерств есть несколько позиций. Но идею будет сложно воплотить даже через три года, потому что надо выявить нагрузку на бедные категории граждан, — сообщил Лайфу источник в правительстве, отметив, что главная цель чиновников благая — сократить нагрузку на работающее население.

Так, в Минэкономразвития подготовили отзыв на обращение СФ: в нём говорится, что ведомство не поддерживает предложение, которое предоставит правительству полномочия посчитать количество работающих застрахованных и неработающих, но застрахованных лиц.

— Отнесение физического лица к категории «работающий/неработающий» является юридическим фактом, в том числе подтверждаемым соответствующими документами госорганов или организаций, в связи с чем рассчитать численность работающего/неработающего застрахованного по ОМС населения в субъекте РФ не представляется возможным; указанную численность можно только учесть, — утверждает в своём письме в правительство заместитель министра экономического развития Олег Фомичев.

Кроме того, Минэкономразвития выступает против пересмотра категорий плательщиков, имеющих в 2017–2018 годах пониженные тарифы страховых взносов, за которых федеральный бюджет перечисляет в бюджет Федерального фонда ОМС межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов. Иными словами, если переводить с чиновничьего языка, то в Минэкономразвития фактически вступились за «тунеядцев». 

На стороне «тунеядцев» стоит и закон. Согласно ч. 2 с. 1 закона «О занятости населения в РФ», каждый гражданин России обладает правом оставаться безработным в течение неограниченного срока времени. За гражданами закреплено исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Принуждение к трудовой деятельности в любой форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Читайте также:  С суточных сверх норм платите ндфл - все о налогах

— Скорее всего, «налог на тунеядцев» не будет принят, а если и будет, то надо заметить, что во всех странах давно поняли, что на надзор и учёт таких лиц больше тратится государственных денег, чем их отлавливать и заставлять заплатить 10 рублей за поликлинику, — рассуждает руководитель московской коллегии адвокатов «Князев и партнёры» Андрей Князев. — Собственно говоря, это больше напоминает пиар-акцию. Не знаю, кто её поднял. Это невозможно. Как считать женщину, которая три года отсидела с ребёнком? Потом в первые 10 дней надо устраиваться на работу или в первые 15. А если её не приняли? Или мужчина болел?

Ну, граждане, алкоголики, хулиганы, тунеядцы!

Сколько конкретно в России «тунеядцев», подсчитать сложно. По одной информации, есть даже список из 16 миллионов безработных. А вот официально как безработные зарегистрировано только 1,4 млн человек. 

Два года назад чиновники уже пытались найти управу на безработных, Минфин предлагал ввести для неработающих взнос в размере 18% от тарифа, который выплачивают региональные власти ФФОМС (18,8 тысячи рублей), — то есть 3,4 тысячи рублей в год плюс инфляция.

Но теперь проект преподносится как «плата за пользование социальной инфраструктурой», что роднит его с белорусским «налогом на тунеядство». 

Сенатор Игорь Чернышев убеждён, что нужно жёстко спрашивать с тех, кто может работать и обязан работать, потому что государство обеспечивает даже его минимальные требования. Политик убеждён, что многие люди путают категории «безработный» и «тунеядец».

— Безработным гражданам не придётся платить. Безработными мы называем тех, кто стоит в службе занятости. Кто занимается поиском работы. Некорректно называть безработными тех, кто официально не оформлен нигде, но при этом фактически работает и получает доход.

Поэтому если человек нигде официально не числится, то это не значит, что он не работает, ведь он на что-то живёт. Если человек официально числится безработным, стоит на учёте, то никаким налогом со стороны государства облагаться не должен. Это моя позиция.

Если же он тунеядничает, то извини, дорогой, но с какой стати? Гражданин, который работает, получается, оплачивает и трудоспособного, но лентяя, — высказал свою позицию он.

«Стрельба из пушки по воробьям»: опыт наших соседей

Если говорить о Белоруссии, то там в апреле 2015 года Александр Лукашенко подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества». В народе его прозвали коротко: декрет по борьбе с «тунеядцами».

Он действует в отношении всех жителей Белоруссии (вне зависимости от их гражданства), кто находится на территории страны более полугода в течение года и при этом не участвует в финансировании госрасходов или участвует в нём менее 183 календарных дней в году.

Согласно декрету Лукашенко, если белорус не работает более полугода, он обязан заплатить в бюджет «20 базовых величин», что на текущий момент составляет 420 белорусских рублей, или 13,7 тысячи российских. 

Только вот в Белоруссии так и не определились, сколько в стране тунеядцев: до весны 2016 года признались и платят новый налог 2 тысячи человек, с них бюджет получил всего 520 тысяч белорусских рублей. Об итогах кампании по взысканию штрафов со злостных тунеядцев пока неизвестно.

Источник: https://life.ru/944140

20 тысяч рублей «налога на тунеядство» заплатят многодетные матери — МК

Минтруд озвучил возможный размер нового оброка

21.10.2016 в 18:01, просмотров: 170529

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин озвучил размер сбора с неработающих граждан, который окрестили «налогом на тунеядство». Предположительно, государство будет взимать с них порядка 20 тыс. рублей в год.

Согласно готовящемуся правительством законопроекту, платить налог должны все безработные россияне трудоспособного возраста — кроме стоящих на бирже труда и инвалидов. В сентябре, по данным Росстата, в России было зафиксировано 4 млн. безработных. Из них около миллиона числятся на бирже труда.

То есть остается примерно 3 млн. «тунеядцев», которые вместе могут принести государственной казне порядка 60 млрд. рублей.

При этом Топилин подчеркнул, что названная сумма является «условной» и «минимальным уровнем участия» для гражданина, а плата в 20 тыс.

рублей в нынешних экономических условиях является «нормальной» или даже «маловатой». Так, если сделать разбивку на каждый месяц, то ежемесячный взнос составит всего 1666 рублей.

Тем не менее, у государства пока нет четкого понимания, будет ли это ежемесячный или разовый платеж.

Как сформировался размер нового налога «МК» попросил объяснить начальника лаборатории Института социального анализа и прогнозирования Елену Гришину.

— Скорее всего, в данном случае речь идет о сложении подоходного налога и взноса в фонд ОМС, которые высчитываются от величины МРОТ. Сейчас это 7,5 тыс. рублей. Ну а 20 тыс. рублей получается при сложении всех отчислений за 12 месяцев.

Если бы человек был трудоустроен, с его зарплаты эти средства и так бы вычитались. Однако если гражданин не трудоустроен, за него платит государство.

Тот же Топилин озвучил, что если человек находится «в тени», взнос за него только в фонд ОМС в среднем по регионам составляет 8–9 тыс. рублей в год.

— Сторонники нововведения упирают на то, что неработающие граждане попирают принципы справедливости: страховые взносы не делают, а всеми социальными гарантиями пользуются. Например, могут бесплатно лечиться в больницах. При этом некоторые безработные явно не бедствуют: пресса пестрит сообщениями об украденных у них миллионах…

— За такими предложениями я вижу огромное желание государства заткнуть дыры в бюджете любым путем. Те, кто выдвигает подобные инициативы, словно не хотят учитывать нынешние экономические реалии. Да, безусловно, есть люди, которые живут на деньги, полученные от сдачи квартиры в наем и тому подобное.

Но эта история не про всех. Разве справедливо считать «тунеядкой» женщину, которая сидит дома с детьми? В таких семьях, где может быть и два, и три ребенка, как правило, работает только муж.

После введения сбора этой семье придется отдать часть дохода государству, вместо того, чтобы купить своему малышу новую одежду. Поэтому законодателям надо быть очень осторожными, чтобы люди, подпадающие под данное налогообложение, не оказались в итоге за чертой бедности.

Иначе правительству уже придется искать деньги на помощь малоимущим. То есть такой сбор возможен, но только для семьей, чьи доходы выше определенного уровня.

— А какой уровень доходов в таком случае можно считать приемлемым для взимания «налога на тунеядство»?

— Нужно отталкиваться не от заработка конкретного лица, а учитывать доходы всей семьи. То есть брать за основу среднедушевой доход домохозяйства. Во многих европейских странах именно так и делается.

Если при вычете налога получится, что на каждого члена семьи, включая малолетних детей, остается сумма ниже прожиточного минимума, налог взиматься не должен.

К сожалению, в России привыкли смотреть на зарплату каждого конкретного человека в отдельности, не учитывая, что на эти деньги он кормит не только детей, но и пожилых родителей.

Нина Егоршева
Тэги: Налоги    Организации: Правительство РФ    Места: Россия   

Источник: https://www.mk.ru/economics/2016/10/21/20-tysyach-rubley-naloga-na-tuneyadstvo-zaplatyat-mnogodetnye-materi.html

В белоруссии с «тунеядцев» больше не требуют налог. чиновники придумали другой способ заставить их работать

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал «О содействии занятости населения». Документ заменит декрет, который в 2015 году обязал тех, кто работает меньше 183 дней в году, платить специальный налог.

Его сразу назвали «налогом для тунеядцев». Новый документ отменяет этот налог, но вместо него вводит обязанность оплачивать полную стоимость «субсидируемых государством услуг» — это, например, плата за ЖКХ.

Но и эту норму реализовать будет непросто.

В 2013 году Михаил Мясникович — тогда премьер-министр Белоруссии, заявил, что около 450 тысяч человек в стране (население Белоруссии 9,5 миллионов человек) нигде не работают, «не вносят никакого вклада в развитие экономики и при этом пользуются социальными благами».

Белорусские чиновники после этого несколько раз обсуждали, как заставить таких людей работать и платить налоги.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в 2014 году подвел итог: «Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать!»

В апреле 2015 года Лукашенко подписал декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Его стали называть декретом о «тунеядцах» — по аналогии с советским указом 1961 года, который требовал привлекать людей «без определенного рода занятий» к общественно-полезному труду.

Согласно декрету, люди, которые отработали меньше 183 дней за год и официально не стояли на учете по безработице, должны были раз в год платить специальный налог. Тогда он составлял 3,6 миллиона белорусских рублей (около 13 тысяч российских рублей).

Что с этим налогом было не так

Уведомления из налоговой инспекции о том, что им нужно заплатить «налог на тунеядство», получили около 470 тысяч белорусов; заплатили его только около 50 тысяч человек.

Иногда уведомления приходили тем, кто «тунеядцем» не являлся — например, инвалидам, женщинам в декрете, солдатам-срочникам. В соцсетях и оппозиционных СМИ публиковали портрет женщины, плачущей на приеме у чиновников из комиссии по вопросам «тунеядства».

Героиня снимка — жительница Рогачева Валентина Чернышова — попала в «тунеядцы», потому что ей не хватило девяти дней до необходимых 183-х.

Постепенно декрет № 3 стал в Белоруссии одним из самых обсуждаемых — и осуждаемых — законодательных актов последних лет. Лукашенко пошел на уступки и заявил, что документ доработают.

И действительно, в январе 2017 года в нем появилась норма, освобождающая от уплаты налога тех, кто находится «в трудной жизненной ситуации».

Определять, достаточно ли трудна та или иная ситуация, было доверено властям на местах.

В феврале и марте 2017 года в Белоруссии прошла серия акций протеста против декрета о «тунеядцах».

В «Марше рассерженных белорусов» 17 февраля в Минске участвовали около двух тысяч человек (таких акций протеста здесь не было с 2010 года).

Они требовали отменить налог и жгли уведомления из налоговой инспекции. Аналогичные выступления — «марши нетунеядцев», прошли во многих городах Белоруссии.

В начале марта 2017 года Лукашенко поручил на год приостановить взыскание налога с «тунеядцев». Тем, кто его уже заплатил, стали возвращать деньги. Демонстрации не прекратились, тогда в ответ власти жестко разогнали митинг во время в Минске — были задержаны около 700 человек, около 150 из них были оштрафованы или арестованы.

Что теперь хотят от неработающих белорусов

Лукашенко подписал обновленную версию «декрета о тунеядстве» 25 января. Приостанавливая сбор налога, белорусской президент обещал только выверить списки тех, кто должен его платить.

Однако фактически он подписал другой документ — декрет № 1 «О содействии занятости населения».

С 1 января 2019 года неработающим гражданам нужно будет платить полную стоимость «субсидируемых государством услуг».

Белорусские чиновники уже заявили, что новый декрет, как и прежний, будет стимулировать занятость. Остается неизвестным, изменятся ли критерии для попадания в «тунеядцы». Нет точных сведений и о том, за какие услуги надо будет платить 100% их стоимости.

Правительство разъяснит это в ближайшие месяцы.

По словам депутата белорусского парламента Тамары Красовской, которая участвовала в разработке декрета № 1, речь идет про стопроцентное возмещение затрат на коммунальные услуги (сейчас белорусы оплачивают около 70% их стоимости, остальное компенсирует государство).

Белорусские эксперты считают, что реализовать и этот декрет будет трудно. Например, непонятно, как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди — и они работают в обычном режиме.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/01/27/v-belorussii-s-tuneyadtsev-bolshe-ne-trebuyut-nalog-chinovniki-pridumali-drugoy-sposob-zastavit-ih-rabotat

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

В условиях серьезного бюджетного дефицита главная задача властей – это искать новые источники государственных доходов. Одним из них может стать «налог на тунеядство», вопрос о введении которого активно поднимается на протяжении всей осени, после окончания думской избирательной кампании.

И чем дальше, тем больше реальных очертаний приобретает данная инициатива – уже как несколько недельизвестен приблизительный размер платежа, который составит около 20 тыс. рублей.

Более того, ситуация развивается настолько быстро, что некоторые парламентарии анонсируют скорейшее введение нового сбора, возможно, даже в текущем году – все зависит от правительства.

Но, несмотря на очевидность законодательного закрепления нового налога, как во властных кругах, так и среди простых людей существует большое количество противоречий относительно его введения.

Помимо бури гневных отзывов, недоумения и непринятия таких шагов со стороны масс, обывателей больше других интересует вопрос, кого государство предложит называть «тунеядцем» и заставит платить данный сбор? В свете предложений вице-премьера Голодец лишить неработающих граждан права на бесплатное использование социальной инфраструктуры, многие считают, чтоновые санкции ухудшат положение и так социально незащищенных членов общества. Карьерист.ру решил разобраться в этом вопросе.

Читайте также:  Является ли премия частью заработной платы? - все о налогах

Уклонисты не пройдут

Возможность введения нового платежа открыла в российском обществе широкую дискуссию, как относительно его целесообразности, так и самой формы его уплаты.

Результаты опроса ВЦИОМ говорят, что 45% граждан поддерживают введение «налога на тунеядство», правительство прикидывает потенциал такой формы легализации серых платежей, эксперты и оппозиция говорят про отсутствие логики в таком решении, а премьер и вообще утверждает, что это вовсе никакой не налог на тунеядство и называть его так не корректно. Но как бы этот новый социальный взнос ни назывался, сомнений в том, что он будет введен, все меньше и меньше.

Все это лишь вопрос времени.

Например, член Совета Федерации Валерий Рязанский, в интервью Информационному агентству REGNUM, предположил, чтосоответствующий проект закона может быть внесен в парламент еще до начала зимы.

Сенатор утверждает, что соответствующие поправки в налоговое законодательство уже сейчас находятся на согласовании в правительстве и в ноябре могут быть предложены к рассмотрению в Госдуме, чтоб до конца года они могли быть приняты.

Однако с этим не согласен сам глава Минтруда, который, как сообщают «РИА Новости», заверил журналистов, что до Нового года подобный документ не будет рассматриваться, и даже не будет внесен в парламент.

Как рассказал Топилин, основная проблема в том, что в правительстве не могут определиться с тем, как реализовать взыскание налога технически. Но, по мнению министра, это уже должно служить «сигналом для тех, кто хочет жить за чужой счет».

И, несмотря на отсутствие технических концепций, глава Минтруда уверен – если данная норма таки будет принята, обойти ее «тунеядцам» не удастся даже формально.

Как приводят слова министра труда «Известия», законопроект позволит искоренить несправедливость по отношению к тем, кто работает легально и уплачивает страховые взносы за тех, кто от этого уклоняется.

На данном этапе правительство планирует исследовать масштабы существующей проблемы, определить, кто входит в данную категорию и узнать причины их такого безответственного поведения.

Вместе с тем министр уточнил и про тех, кто не будет уплачивать такой социальный взнос.

По его словам, налог не будет распространяться на безработных, инвалидов, пенсионеров детей и многодетных матерей, не будет предусматривать платную медицину или другие социальные слуги.

Единственные, кто обязаны будут платить «налог на тунеядство» – это работающие россияне, которые уклоняются от налогов, получают зарплату в конвертах или ведут нелегальный бизнес. Но поскольку механизм их выявления пока досконально не определен, каких-либо конкретных инициатив и не наблюдается.

Тем не менее глава Минтруда уверен, что сфальсифицировать наличие официальной работы, лишь формально «положив трудовую книжку куда-либо» не получится – государство будет отслеживать таких по уплаченным страховым взносам.

Кто заплатит «за того парня»?

Топилин утверждает, что нынешняя система социальных платежей несправедлива для официально работающих граждан – им приходится платить дважды – «за себя и за того парня».

Но в таких заявлениях чиновник лукавит, поскольку он говорит про социальные платежи, а «за того парня» их уплачивают не работающие граждане, а региональные бюджеты, которые, в свою очередь, дотируются федеральной казной.

Поэтому забота о социальной справедливости по отношению к трудящимся-плательщикам налогов, которой обосновывают введение налога на тунеядство в Минтруде – всего лишь ширма, при помощи которой попытаются снизить нагрузку на федеральный и региональные бюджеты.

Но даже если планы правительства будут воплощены в жизнь, снять нагрузку не так уж и реально – согласно разным оценкам, в России около 13-16 млн человек, социальные взносы на которых уплачиваются государством.

По данным Счетной палаты РФ, ежегодный дефицит страховых фондов составляет около 65 млрд рублей, притом что на обеспечение бесплатной медицины для неработающих только в 2015 году было выделено 616 млрд рублей… Как пишет ТАСС, ссылаясь на свои источники в правительстве, власть реально оценивает возможность собрать налог с 5 млн россиян.

Учитывая, что озвученный Топилиным минимальный размер налога должен составить около 20 тыс. рублей,это может ежегодно приносить в казну дополнительные 100 млрд рублей.

Будут платить «налог на тунеядство» – это работающие россияне, которые уклоняются от налогов, получают зарплату в конвертах или ведут нелегальный бизнес.

Такой объем средств неспособен покрыть расходы государства, но справится с дефицитом – более чем.

Сама же концепция представляется действительно справедливой по отношению к обществу.

Но возможный механизм взыскания этих средств, по крайней мере, на данном этапе утопичен – странно было бы надеяться, что граждане сами придут в ФНС и законопослушно уплатят полагающийся налог.

Поэтому на первый план выходит даже не определение конкретных критериев самих плательщиков, а механизм сбора налога, ведь именно он будет включать в себя и выявление потенциальных тунеядцев, их дифференциацию и порядок принудительного взыскания.

Бесполезный белорусский опыт

В этой связи, российское правительство вполне может перенять опыт соседней Беларуси, который, собственно, еще весной был взят для изучения отечественными властями – но тогда еще ничего «не предвещало беды».

Там все просто: они не выделяют конкретных категорий плательщиков налога – его должны уплачивать все, кто на протяжении более чем 183 календарных дня проживал на территории страны, но не участвовал в финансировании бюджета (не платили налогов), независимо от того, работали они или нет. Такой подход гораздо больше похож на советскую концепцию борьбы с тунеядством и несколько отличается от российской инициативы – в отличие от озвученных в РФ предложений, белорусский налог рассчитан на финансирование государства в целом через налоги, а не обеспечения функционирования социальной инфраструктуры.

Но, несмотря на различия в форме, выбранные белорусами подходы к взысканию представляются наиболее эффективными, по крайней мере, с точки зрения собираемости.

Они просто обязали всех, кто попал под формальные признаки уплачивать налог или представить справку о трудоустройстве и уплате налогов. Нет доказательства – должен платить.

Поэтому первое, что нужно для эффективного сбора – определится, кто таки должен платить, и как сказал глава Минтруда – это работающие, но не отчисляющие взносы россияне.

Такие узкие, в отличие от Беларуси, критерии не позволяют четко выявить плательщика, даже используя данные всех государственных реестров. Поэтому российским властям придется установить что-то вроде презумпции вины, когда легально неработающий гражданин будет считаться потенциальным плательщиком налога до того момента, пока не сможет доказать обратное.

Россия перенимает опыт у соседней Беларусии

Это, конечно, вызовет недовольство со стороны граждан, особенно тех, кто работы реально не имеет, но иного пути выявления нелегалов и обременения их социальными взносами попросту нет – без индивидуального подхода выявить их в общей массе безработных попросту невозможно.

А вот как реально безработные будут доказывать свой статус – вопрос второй. Самый простой способ – стать на учет в центр занятости, как, вероятно, и поступят миллионы россиян.

Но аналогичным образом могут поступить и участники теневого рынка – законных препятствий для этого просто не существует.

Остается только догадываться, как в связи с этим вырастут расходы на выплату пособий по безработице…

Учитывая возможные волнения в обществе, особенно среди незаслуженно обложенных налогом безработных, потенциальные потери могут оказаться гораздо выше дополнительных средств, которые будут привлечены в бюджет.

Радует уже хотя бы то, что инициаторы введения «налога на тунеядство» смогли публично озвучить критерии плательщика и развеять слухи, что под них подпадут социально незащищенные граждане.

Хотя, судя по всему, это придется еще доказать.

Источник: https://newsland.com/user/4297693453/content/nalog-na-tuneiadstvo-kto-i-kak-dolzhen-budet-platit/5549161

Сюрпризы налога на тунеядство

Кто не работает — тот заплатит. Но если государство загонит всех на биржи труда — ему же будет хуже

Стали вдруг обсуждать «налог на тунеядцев». Его должны будут выплачивать неработающие граждане за оказываемые им социальные услуги, включая медицинские.

В этой истории многое сплелось: и неумение властей внятно объяснить свои истинные намерения населению, и их же неумение просчитать эти собственные «истинные намерения», и неполное представление людей, руководящих экономикой, тем, что в ней происходит на самом деле.

———————————————

Сначала о терминологии. «Налог на тунеядцев» — термин некорректный. Запущенный с подачи некоторых парламентариев, но вовремя не «удушенный» представителями правительства и не замененный на нечто более адекватное, отражающее суть новации, он уже нанес информационный удар по правительственной политике. Мол, очередной побор.

Во всем мире безработным платят пособие, но наши «умники» (как потом будут говорить, отводя подозрения о причастности главного лица в стране, из «либерально-экономического блока») додумались брать плату с самих безработных. Хотя 45% населения (по данным ВЦИОМ) такое новшество одобряют. Но это пока эти 45% не увидят, как оно коснется их семьи.

Премьер Дмитрий Медведев уже выступил с замечанием: речь немного не о том. А о чем? Надо бы как-то это тогда четче формулировать. Речь о том, как я понимаю, чтобы заставить людей, которые имеют доходы, но государство о них не знает, платить налоги. В том числе в Фонд обязательного медицинского страхования.

«Тунеядцы» же, пользуясь советским термином, ныне переделанном в «неработающих», — это и несовершеннолетние, и домохозяйки, и пенсионеры с инвалидами, и студенты, а также и безработные, разумеется. С «официальными» безработными, то есть вставшими на учет, все ясно: их не предполагается облагать таким налогом.

Как и, будем надеяться, пенсионеров, инвалидов и детей с матерями, ухаживающими за ними до трех лет. С домохозяйками уже непонятно. И вообще много еще с чем.

Перейдем к цифрам.

Министр труда Максим Топилин прикинул размер такого налога. У него получилось 20 тысяч в год: 11 700 заплатил бы НДФЛ работающий человек с МРОТ, а остальное — это взносы в Фонд ОМС. И добавил: «для начала», поскольку «это даже маловато». Потому как, по прикидкам Топилина, за неработающего гражданина регионы платят из своих бюджетов «в среднем 8–9 тысяч в год».

На самом деле, «средняя температура по больнице» мало что говорит.

И если региональные выплаты в ОМС разные, то почему налог один для всех — 20 тысяч? И почему он должен быть федеральным, а не региональным, причем с разными ставками? Скажем, в Оренбургской области региональные взносы за неработающих, а это 1,4 млн человек из 2 млн населения области, составили примерно 6,5 тысяч рублей на нос.

Общий же тариф ОМС по стране в прошлом году был 18,9 тысяч рублей, часть его действительно ложится на региональные бюджеты. Но вообще-то регионы платили год назад за официально зарегистрированных безработных в фонд ОМС по ставке 3,4 тыс. руб.

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая за «налог на тунеядцев», приводила в пример еще Ивановскую область, где не работает 62% населения, — мол, это какое ж бремя для бюджета. Но при этом на учете как безработные стоят немногим более 5% населения. Сдается, что далеко не все остальные — это дети, беременные, инвалиды, пенсионеры и студенты. Последних в стране, кстати, 5 млн человек. Их тоже облагать?

Так на кого же все-таки ляжет сие бремя?

Всего по России людей, которые не работают, включая пенсионеров, детей и тех самых «тунеядцев», — 85 миллионов. А если заглянуть в официальную статистику, то увидим: медианная начисленная зарплата по России (ровно половина граждан получает выше, а половина — ниже) в прошлом году составила 24 868 рубля в месяц.

Отчисления в ОМС по ставке 5,1% составят за такого «медианного» работника 15 219 рублей в год. Но! Примерно каждый десятый работающий(!), учитывая количество гораздо более низких зарплат в стране, платит уже сейчас в ОМС меньше, чем предлагается брать с безработных.

Где тут, спрашивается, логика? Очевидно, она в том, что правительство подозревает, что многие трудоспособные «неработающие» — это работающие, но «в тени». Росстат число таких тружеников «теневой экономике» насчитывает миллионов 15. Однако эксперты самого Минтруда считают, что их не менее 22,5 млн человек.

А вице-премьер Ольга Голодец, помнится, называла цифру 38 млн — столько человек, по ее словам, «занимаются непонятно чем». Как со столь «скачущими» — плюс-минус 23 миллиона — представлениями о рынке труда наши власти собираются вводить и, главное, администрировать «налог на неработающих»? Размер которого тоже вызывает сомнения по части обоснованности.

Теперь представим себе унылый «моногород», где большая часть населения постоянной работы не видела годами, перебиваясь случайными заработками или перейдя на натуральное хозяйство. С которого — с огорода — живет, как нам поведала недавно статистика, почти половина населения страны. И вот им объявляют: с вас 20 тыс.

с носа, извольте заплатить или доказать, что вы платить не должны. Сразу вопрос: успеет ли после этого лично президент Путин, который обычно и выезжает «гасить» социальные взрывы типа пикалевского, во все «горячие точки» возмущения, учитывая, что «моногородов» у нас до 400 штук? Впрочем, самые рассудительные и трезвые (в буквально смысле) «неработающие» поступят иначе.

Ах так, скажут они, ну тогда мы пойдем и встанем на учет как безработные. И уже тогда причитаться будет с государства: сначала 75% размера оплаты труда по последнему месту (но не более 4500 в месяц), затем 50%, а по истечении года — по минимальной ставке пособия, то есть по 850 рублей в месяц.

Умножаем 38 млн «непонятно чем занимающихся» на хотя бы 850, получим 3 миллиарда 230 млн в месяц, 38,7 млрд в год. Что почти равно сумме, которую, по версии Счетной палаты, «переплачивают» регионы за неработающих в социальные фонды (40 млрд руб. в прошлом году). Вряд ли эти платежи заложены в бюджете и в расчетах фанатов нового налога.

Плюс расходы на учет оравы новых «официально безработных». Плюс расходы на создание искусственных рабочих мест, на самом деле в экономике не нужных, чтобы занять людей, — ведь наверняка регионы получат такую разнарядку, чтобы улучшить статистику. Таким образом, власти не имеют подробной информации о реальных доходах значительной части реально работающего населения.

Ну, тогда так и надо ставить задачу! А не городить огород там, где ничего не вырастет и ничего, соответственно, не собрать. И ставить вопрос уже об эффективном учете на уровне налоговых органов соответствия реальных доходов граждан с расходами. Заодно сокращая объемы наличных платежей.

Ведь мало еще в какой стране мира по-прежнему за нал можно купить не только машину, но и недвижимость. Тогда станут правомочны вопросы не только о том, почему «временно неработающий» молодой человек, катаясь на «Ламборджини» или, на худой конец, на «Гелендвагене», не только не платит взносы в ОМС, Пенсионный фонд и НДФЛ, но и вообще имеет «Ламборджини».

Но это, конечно, уже совсем другая работа госструктур. В идеале, надо бы перейти к самостоятельному декларированию гражданами своих доходов путем подачи декларации. И затем самостоятельной уплате налогов.

Это сильно прояснило бы в мозгах многих представление о том, во сколько нам встает не только содержание родного государства и чиновников, которых нынче в России больше, чем было во всем СССР, но и отдельных его «мероприятий». От мегастроек, олимпиад и ЧМ по футболу до военных операций за пределами страны и прощения долгов на миллиарды сомнительными режимам.

Правда, сравнение реальных доходов с расходами может породить много «неудобных вопросов» к самим госчиновникам. Особенно высшим или к высокопоставленным «силовикам», у которых могут сильно не сойтись «дебит» с «кредитом». Видимо, в том числе по такой причине власти до сих пор особенно не спешили с налаживанием учета такого соответствия в обязательном порядке.

Но в нынешней печальной бюджетной ситуации это делать придется рано или поздно. Что, в свою очередь, повлечет выход «из тени» миллионов, предпочитающих пока с государством не пересекаться. Они, кстати, редко пользуются и услугами госмедицины. Некачественно, хлопотно и отнимает много времени.

А им вкалывать надо в «гаражной экономике», поэтому проще и быстрее пойти в частную клинику. Но если их таки вынудить выйти из «тени» и начать предметно общаться с государством, в том числе по вопросу налогов, то у них, людей, принадлежащих к наиболее активной части населения, в ответ могут родиться столь же конкретные вопросы о том, как эти налоги расходуются. Завяжется, как говорится, заинтересованный диалог.

Если те, кто предлагает «налог на тунеядцев», хотят именно такого общения налогоплательщиков и государства, то это прекрасно. Но, возможно, они вовсе не имеют в виду полный вывод из «тени» миллионов людей, чтобы те стали задавать столь щепетильные вопросы в ответ на требование к ним отчитаться о доходах. Предлагающие «налог на тунеядцев» именно потому и подают его как популистское начинание укрощения якобы «бездельников», потому что хотят лишь «срубить бабла по-легкому».

Источник: https://txapela.ru/blogs/castrorus/syurprizy-naloga-na-tuneyadstvo

Всем «тунеядцам» Беларуси вернут уплаченный налог

Радостная новость для всех белорусов, которые уплатили «налог на тунеядство», предусмотренный отмененным вчера, 25 января, Декретом Президента №3: всю сумму государство им вернет.

Новый президентский Декрет №1 «О мерах по содействию занятости населения», заменяющий предыдущий, никаких «сборов на финансирование государственных расходов» уже не предусматривает, а значит — государство оказалось должно некоторым своим гражданам.

Возвращать долги оно начинает сразу же после вступления нового документа в силу, а соответствующие официальные разъяснения только что были опубликованы на официальном сайте белорусского Министерства по налогам и сборам.

Беларусь вернет «тунеядцам» уплаченный «налог на тунеядство». © Фото с сайта pinimg.com

Чтобы получить обратно свои кровные 20 базовых величин (это на время действия Декрета №1 составляло 360 белорусских рублей), «теперь уже не тунеядцы» должны обратиться в свою налоговую инспекцию по месту жительства. Там придется написать соответствующее заявление.

— Возврат сбора на финансирование государственных расходов гражданам будет осуществляться на основании их заявлений в порядке, установленном законодательством, — говорится в официальном разъяснении Министерства по налогам и сборам Беларуси. — В соответствии с пунктом 18.

3 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26 апреля 2010 г., зачет, возврат сумм налогов, сборов (пошлин), пеней является административной процедурой, осуществляемой налоговыми органами.

Указанная административная процедура осуществляется на основании письменного заявления заинтересованного лица, с представлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

Подача заявления может быть осуществлена как самим заинтересованным лицом, так и его представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

В МНС Беларуси также уточнили, что возврат ранее уплаченных «тунеядцами» государству 360 рублей может быть произведен двумя путями: перечислением на их лицевые счета в белорусских банках (для этого вместе с заявлением в налоговую инспекцию по месту жительства необходимо подать также свои банковские реквизиты) либо наличными. Реализация второго варианта возложена на государственный «Беларусбанк» — в его кассах и будут возвращать «экс-тунеядцам» их деньги. Срок исполнения всей административной процедуры составляет 1 месяц со дня подачи заявления.

Отметим, что исполнить свои вновь возникшие обязательства перед гражданами государству будет не так уж и трудно: принципиально законопослушных людей, исполнивших требования Декрета №3 и уплативших скандальный «сбор на финансирование государственных расходов» во всей стране набралось лишь чуть более 50 тысяч. Остальные «тунеядцы» (их тогда предварительно насчитали около 470 тысяч человек) требование главы государства принципиально проигнорировали и ничего платить не стали, а многие из них даже вышли на улицы в ходе массовых акций протеста как в белорусской столице, так и в регионах.

Источник: https://by24.org/2018/01/26/return_of_parasites_tax/

Лукашенко отменил «налог на тунеядцев». Но лишит льгот неработающих

Татьяна Мельничук Русская служба Би-би-си, Минск

Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора — «налога на тунеядство», составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам «безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане — и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь — будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

Эксперты в Минске полагают, что некие «полные» оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона «О предупреждении социального иждивенчества», предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять «трудозанятый» статус граждан и решать, как быть с попавшими в «трудную жизненную ситуацию».

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП — лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

«Налог на тунеядство», ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили «письма счастья» — официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против «налога на тунеядство». Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, «штатных» оппозиционеров — активистов оппозиционных партий и движений — было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных «Маршах нетунеядцев» и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует «нетунеядских» протестов в ближайшее время.

«Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей — в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты.

Сейчас одномоментного действия не будет — по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод.

Если людям прикажут платить за медуслуги, образование — во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?» — рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: «Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет.

Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны — а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку.

Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле».

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-42826759

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]