П. 3 ст. 3 нк рф (2017): вопросы и ответы — все о налогах

Изменения в часть первую Налогового кодекса: что учесть в 2017 году?

Принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, взимаемых в РФ, подробно рассмотрены в части второй Налогового кодекса. Однако для организаций не менее важной является и часть первая НК РФ. С 1 января 2017 года в часть первую НК РФ будут внесены существенные изменения. И большинство из них важно изучить уже сейчас.

Важно! Именно вторая часть НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Страховые взносы передали налоговой

С нового года принципиально изменится состав законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Теперь оно будет состоять не только из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

С этой даты исчисление и уплата страховых взносов, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отходят для регулирования налоговикам. В связи с чем в НК РФ появилась новая глава 34 «Страховые взносы».

Важно! Законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц. Это будет прямо указано в п. 3 ст. 2 НК РФ.

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов волнуют большинство организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако ответы на них с 1 января 2017 года предстоит искать не только в упомянутой выше гл. 34 НК РФ. В связи с тем, что страховые взносы теперь будут регулироваться НК РФ, была кардинально изменена и часть первая НК РФ.

В ст.

8 НК РФ, разъясняющую такие понятия, как налог и сбор, вводится определение страховых взносов – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей НК РФ страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

В часть первую НК РФ введена гл. 2.1 «Страховые взносы в Российской Федерации», включающая в себя:

1) ст. 18.1, называющую страховые взносы федеральными, обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации;

2) ст. 18.2, определяющую элементы обложения страховыми взносами:

  • объект обложения;
  • базу для исчисления взносов;
  • расчетный период;
  • тариф;
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты.

Взыскание страховых взносов, зачет и возврат переплаты по ним, а также иные вопросы, не установленные гл. 34 НК РФ, теперь будут регулироваться положениями части первой НК РФ. В частности, для плательщиков страховых взносов станут очень важны положения ст. 78 НК РФ и ст. 46 НК РФ.

Пояснения к декларации по НДС – только в электронной форме

До 1 января 2017 года пояснения по электронной декларации по НДС можно было предоставлять и в бумажной, и в электронной форме. Однако с 1 января 2017 года ситуация изменилась.

Согласно подп. «а» п. 6 ст. 1 и ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 130-ФЗ от 01.05.

2016 года «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Таким образом, с 1 января 2017 года пояснения по электронной декларации по НДС можно предоставлять исключительно в электронной форме.

Еще больше оснований для штрафа за несвоевременное обращение

С 1 января 2017 года у налоговой инспекции появилось новое основание для штрафа. Согласно п. 13 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 130-ФЗ от 01.05.

2016 года «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» штраф за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) может быть применен и в том случае, если в рамках камеральной проверки налогоплательщик или налоговый агент не представят пояснений по запросу налоговой инспекции (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Размер штрафа составит 5 000 рублей. Инспекция не сможет наложить штраф, если в указанный в запросе срок налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию. Данное изменение законодательства, безусловно, не в пользу налогоплательщика – появилось новое основание для штрафа, и представители налоговых органов наверняка будут этим пользоваться.

Личный кабинет открыли иностранным компаниям

Согласно новой редакции ст. 11.2 НК РФ личным кабинетом налогоплательщика теперь могут пользоваться не только физические лица, но и иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Особенности использования личного кабинета в данной ситуации прописаны в п. 3 ст. 11.2 НК РФ.

Роман Георгиевич Бережнов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Аскон

[note]Документы по теме[/note]

Источник: http://ktovkurse.com/lichnye-finansy/izmeneniya-v-chast-pervuyu-nalogovogo-kodeksa-chto-uchest-v-2017-godu

Статья 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах

СТ 3 НК РФ.

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 Налогового кодекса

Принципы правового регулирования налоговых отношений представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность налогового права, его основные черты и проявляются закономерности его развития.

Принципы налогового права обеспечивают единообразные подходы к формированию налоговых норм и их применению, а также используются для устранения пробелов в налоговом праве.

В целях регулирования налоговых отношений используются как общие общеправовые и межотраслевые принципы, охватывающие все или несколько отраслей права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на налоговую сферу.

Общеправовые и межотраслевые принципы, используемые для регулирования налоговых отношений, — это принципы законности, гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, неотвратимости наказания, ответственности за вину и др.

Читайте также:  Данные в егрюл станут достовернее - все о налогах

Применение ряда общеправовых принципов в налоговой сфере может отличаться существенными особенностями.

Например, принцип демократизма в налоговом праве означает, что решения по основным и наиболее важным вопросам налогообложения и налогового регулирования должны приниматься органами представительной власти и оформляться в виде законов и иных актов органов представительной власти. Однако именно в финансовой и налоговой сферах на реализацию принципа демократизма накладываются существенные ограничения. В соответствии с федеральным конституционным законом о референдуме и региональными законами о референдумах вопросы налогообложения не могут выноситься на референдум. Таким образом, инструменты прямой (непосредственной) демократии оказываются неприменимы для регулирования налоговых отношений.

Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к налоговому регулированию, закреплен в законодательстве о налогах и сборах в качестве специализированных принципов налогового права. Это прежде всего касается таких норм-принципов в налоговом праве, как справедливость, равенство, законность и соразмерность.

Справедливость представляет собой абстрактное выражение и определение права вообще, любой его отрасли, в том числе и налогового права.

Требование справедливости проявляется одновременно во всех принципах налогового права.

Наверное, поэтому упоминание о принципе справедливости как об отдельном принципе налогового права было исключено из Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

Требование справедливого регулирования налоговых отношений — емкое и многогранное. Во-первых, оно должно гарантировать свободу налогоплательщика: налог ограничивает право собственности, чтобы защитить собственность налогоплательщика. Во-вторых, оно предполагает обеспечение формально-юридического равенства через установление равной меры для фактически неравных субъектов.

И в этом смысле налоговое право должно выстраиваться на основе всеобщности и равенства налогообложения.

Наконец, в-третьих, справедливость — это и требование социальной солидарности, в соответствии с которым формально равное для всех налоговое право должно быть социально дифференцированным (то есть фактически неравным!) и предусматривать систему налоговых льгот социальной направленности.

В налоговом деликтном праве требование справедливости проецируется на налоговые санкции и иные принудительные меры воздействия на налогоплательщика, которые должны соответствовать характеру и степени общественной опасности налогового правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности правонарушителя. Требование справедливости устанавливает также, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

Закрепленный в Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом детализирован в Налоговом кодексе РФ.

Он трансформируется в налоговом праве, во-первых, в требование равноправия и всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера и т.д. Во-вторых, равноправие в налоговом праве понимается и как запрет дискриминации:

— налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

— не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип законности — один из базовых общеправовых принципов — понимается по-разному в сфере налогового правотворчества и в области налогового правоприменения.

В процессе формирования налоговых норм требование законности предполагает, что:

— налоги устанавливаются исключительно актами законодательства о налогах и сборах; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ;

— в тексте таких актов должны быть четко определены все элементы налоговой обязанности;

— должны быть соблюдены процессуальные нормы подготовки, принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

В процессе применения налоговых норм законность означает неукоснительное выполнение конституционного предписания, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы.

Нарушение этого требования предполагает привлечение виновного лица к юридической ответственности.

И уже в сфере деликтного налогового права принцип законности предусматривает, что состав налогового правонарушения, налоговые санкции и иные правовые последствия совершения налогового правонарушения должны определяться только законом, конкретно — Налоговым кодексом РФ.

Одним из наиболее востребованных на практике является принцип соразмерности, означающий в налоговом праве одновременное выполнение трех требований:

а) пропорциональности — при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов;

б) обоснованности — налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

в) гарантии конституционных прав и свобод при осуществлении налогообложения — недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Источник: http://www.NalKod.ru/statia3

О налогах и о жизни

Продолжение. Начало см. здесь.

1. Определены начальные периоды исчисления налога в отношении облагаемых объектов, принадлежащих физическим лицам

Статья 52: Порядок исчисления налога

(абз. 3, 4 п. 2 ст. 52) в действующей редакции отсутствуют (абз. 3, 4 п. 2 ст. 52) Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

Комментарий: Поправка регулирует два момента. Во-первых, устанавливается предельный трехлетний срок исчисления налога по принадлежащим физическим лицам облагаемым объектам (недвижимое имущество, транспортные средства). Этот срок составляет 3 налоговых периода (три календарных года), предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Например, налоговое уведомление, направленное в 2015 году может содержать в себе суммы налога, исчисленные по облагаемому объекту за 2012-2014 гг. Такая ситуация вероятна, например, для случаев, поступления в налоговый орган информации о наличии у налогоплательщика облагаемых объектов со значительным опозданием.

Во-вторых, поправка, определяет последствия надлежащего (своевременного) исполнения налогоплательщиком – физическим лицом новой обязанности, установленной п. 2.1 ст.

23 НК РФ, по направлению в налоговый орган сообщения о наличии физического лица облагаемого объекта, при неполучении этим лицом уведомления на уплату налога по данному объекту.

При надлежащем исполнении этой обязанности исчисление налога по облагаемому объекту производится начиная с того налогового периода, в котором он была исполнена.

Например, если в 2015 году налогоплательщик направил в налоговый орган сообщение о возникновении у него в 2014 году облагаемого объекта, то обязанность по исчислению налога в отношении данного объекта за 2014 год у него отсутствует.

Налог будет исчисляться налоговым органом, начиная с 2015 года.

Соответственно, обязанность по уплате налога в отношении этого объекта возникнет у налогоплательщика в 2016 году после получения от налогового органа уведомления об уплате налога за 2015 года.

Если же налоговый орган самостоятельно обнаружит наличие у налогоплательщика данного объекта, то в налоговом уведомлении он отразит суммы налога, начиная с 2014 года.

Вступление в силу: Поправка вступает в силу с 01.01.2015

Устанавливается обязанность налогоплательщиков – физических лиц по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе в случае неполучения ими соответствующего налогового уведомления

(п. 2.1 п. 23) В действующей редакции отсутствует (п. 2.1 ст. 23) Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Читайте также:  Форма декларации по енвд снова изменится - все о налогах

Комментарий: Поправка устанавливает новую обязанность налогоплательщиков – физических лиц по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе (объектах) в случае неполучения ими (налогоплательщиками) налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу (недвижимость, транспортные средства). Ее принятие обусловлено тем, что в налоговый орган не во всех случаях по различным причинам (например, техническим) может поступить информация от органов, осуществляющих учет облагаемого имущества, о наличии у физического лица такого имущества.

Данная обязанность не возникает, если ранее (в предыдущих периодах) налогоплательщик хотя бы раз получал налоговое уведомление, что свидетельствует о том, что у налогового органа имеется информация об облагаемых объектах.

Не возникает указанная обязанность и в том случае, если налогоплательщик ранее не получал уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Но и в этом случае,
налоговый орган должен располагать информацией о том, что у налогоплательщика имеется облагаемое имущество, а сам он имеет право на налоговую льготу по уплате налога в отношении этого имущества.

Представляется, что если у налогового органа информация об облагаемых объектах отсутствует, а сам налогоплательщик полагает, что имеет право на льготу, то это не освобождает его от информирования налогового органа от облагаемых объектах, поскольку из текста нормы напрямую следует, что ненаправление налоговым органом должно находиться в связи с наличием у налогоплательщика налоговой льготы (то есть налоговый орган должен знать о наличии у налогоплательщика льготы, а значит и о наличии объекта налогообложения, в отношении которого он является льготником, и в связи с наличием у него данной информации он не направляет налогоплательщику уведомление об уплате налога).

Поправка устанавливает лишь конечный (крайний) срок направления налогоплательщиком сообщения в налоговый орган. Это 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом под налоговым периодом в данном случае, по всей видимости, следует понимать тот календарный год, в котором у налогоплательщика появился объект налогообложения.

Например, если в 2014 году у налогоплательщика появился такой объект и в 2015 году за 30 дней до наступления срока уплаты налога (до 1 октября) к нему не поступило налоговое уведомление об уплате налога по этому объекту, то до конца года такой налогоплательщик должен направить в налоговый орган сообщение о наличии у него данного объекта.

Другими поправками в НК РФ, внесенными настоящим Федеральным законом определены последствия направления и ненаправления в налоговый орган указанного сообщения (см. комментарии к п. 2 ст. 52 и ст. 129.

1 НК РФ). Так, при надлежащем исполнении обязанности по направлению сообщения исчисление налога по облагаемому объекту производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

При ненадлежащем исполнении или неисполнении этой обязанности налоговый орган вправе исчислить налог, начиная с возникновения у налогоплательщика облагаемого объекта, но не более чем за 3 года, предшествующие направлению уведомления. Кроме этого, он вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Вступление в силу: Поправка вступает  в силу с 01.01.2015.

(абз. 1 п. 7 ст. 23) Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.(абз. 4 п. 7 ст. 23) Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (абз. 1 п. 7 ст. 23) Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.(абз. 4 п. 7 ст. 23) Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий: Поправки связаны с закреплением в ст.

23 НК РФ новой налоговой обязанности налогоплательщиков – физических лиц по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе в случае неполучения ими соответствующего налогового уведомления, а также с исключением обязанности налогоплательщиков по информированию налоговых органов об открытии/закрытии счетов и возникновении и прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа.

Суть поправки в том, что в отношении сообщений налогоплательщиков – физических лиц об облагаемом имуществе будет распространяться общий перечень способов передачи таких сообщений: 1) представление лично или представителя; 2) направление заказным письмом; 3) передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Соответственно, на порядок представления таких сообщений в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи будет распространяться общий порядок их представления, утвержденный на сегодняшний день Приложением № 16 к Приказу ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Вступление в силу

Источник: http://www.nalog-briz.ru/2014/05/3-02042014-52.html

Три изменения Налогового кодекса, о которых важно знать всем

Наверняка, вы знаете, что в 2018 году в Налоговом кодексе в очередной раз многое изменилось. Вступили в силу десятки поправок. Но нет смысла долго и нудно перечислять абсолютно все – сейчас у каждого есть доступ в интернет или к справочно-правовым системам – действительно важно всем-всем-всем знать только о трех поправках.

Используйте пошаговые руководства:

Обычно расходы на покупку оборудования, модернизацию и реконструкцию производства списываются через амортизацию – постепенно, в течение нескольких лет. Но с 2018 года налогоплательщики вправе вычитать эти затраты напрямую из суммы налога на прибыль! Называется это «инвестиционный налоговый вычет».

Вычет распространяется на основные средства 3–7-й амортизационных групп со сроком полезного использования от 3 до 20 лет (п. 4 ст. 286.1 НК). Инвестиционные расходы уменьшают как итоговую сумму налога, так и авансовые платежи по налогу на прибыль.

Налогоплательщик вправе вычесть 90 процентов общей суммы инвестиционных расходов (ст. 257 НК) из платежа по налогу на прибыль в региональный бюджет (п. 2 ст. 286.1 НК) и 10 процентов — в федеральный (п. 3 ст. 286.1 НК). Напомним, что региональная ставка налога на прибыль сейчас — 17 процентов, федеральная — 3 процента.

Однако региональный налог на прибыль нельзя уменьшать до нуля — 5 процентов заплатить в любом случае придется (абз. 3 п. 2 ст. 286.1 НК). Федеральный — можно (п. 3 ст. 286.1 НК). Если общая сумма инвестиционных расходов больше, чем допустимый вычет, остаток можно перенести на следующий налоговый период (п. 9 ст. 286.1 НК).

Если налогоплательщик решит продать основное средство, по которому получил вычет, до истечения срока его полезного использования, то неуплаченный налог придется вернуть с бюджет вместе с пенями (ст. 287 НК). Это правило действует на все случаи выбытия имущества за исключением ликвидации основного средства.

Итого: инвестиционный налоговый вычет — выгодная альтернатива амортизации. Она позволяет намного быстрее учесть расходы на приобретение, реконструкцию, модернизацию основных средств.

При использовании инвестиционного налогового вычета налогоплательщики вправе платить налог на прибыль по эффективной ставке 5 процентов вместо обычной — 20 процентов. При этом ту часть инвестиций, которую не удалось учесть в текущем налоговом периоде, налогоплательщик вправе списать в будущем.

Однако практическая реализация этих выгод пока под вопросом. Вряд ли региональные бюджеты легко расстанутся с деньгами.

Кроме того, Налоговый кодекс не поясняет, как использовать вычет в группе взаимозависимых компаний. Наверняка контролирующие органы будут рассматривать передачу актива внутри холдинга как попытку незаконного использования вычета и неправомерного понижения налоговой нагрузки в целом по группе компаний.

Источник: https://fd.ru/articles/159051-tri-izmeneniya-nalogovogo-kodeksa-o-kotoryh-vajno-znat-vsem

Страховые взносы с 2017 года переехали в НК РФ

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.
Читайте также:  Порядок заключения трудового договора (нюансы) - все о налогах

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

Плательщики и облагаемая база с 2017 года

Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года.

Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году — 2,0, в 2019 году — 2,1, в 2020 году — 2,2, в 2021 году — 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

Тарифы страховых взносов

На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФР — 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
  • ОМС — 5,1 % без ограничения по сумме.
  • ФСС — 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.

Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
  • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки.

Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

Порядок возмещения начисленных пособий

Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС.

Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа — ФНС и отделение ФСС.

Сроки уплаты и предоставление отчетности

Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

Особенности для обособленных подразделений

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ.

Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.

11-13 ст.431 НК РФ).

Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей

Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12.

К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%.

При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.

Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)

Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

Переходные положения

Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.

2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

  • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
  • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
  • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
  • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина — 3 года);
  • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы

см. расписание

Июль 2016 г.                                                                              Эксперты компании «Правовест Аудит»

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Компания «Правовест Аудит»: 8 (495) 231-23-21, info@pravovest-audit.ru

Источник: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/strahovye-vznosy-s-2017-goda-pereehali-v-nk-rf/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector