Деофшоризация в России
Государственная Дума РФ 18 ноября во втором и третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)” и хотя и слово “деофшоризация” в названии и тексте закона не прозвучало, но по факту новый закон, по примеру законов многих других стран, в том числе и США, направлен на то, чтобы уменьшить отток капитала и направить его в бюджет.
Пока что резидентам РФ регистрировать компании в офшорных юрисдикциях не запрещено, однако существенно усложняется использование офшорной компании с целью уплаты налогов по заниженной ставке, которые такими юрисдикциями предлагаются.
По сути, деофшоризация это общая мировая тенденция, и в контексте санкций, падения рубля и цен на нефть, вроде и логично принятия такого закона, который бы направил потоки денег в бюджет. По предварительным подсчётам, благодаря новому закону, за год бюджет может дополучить 5-6 милиардов долларов.
Однако есть и другая сторона. В нынешних условиях оттока иностранных инвестиций и падения национальной валюты, дополнительная налоговая нагрузка как минимум станет тормозом экономического роста, а некоторым компаниям вообще станет невозможно работать в плюс после выплаты всех новых налоговых обязательств.
Сразу после принятия закона Минфин анонсировал, что к весне будет рассматривать варианты смягчить закон, однако пока что стоит ориентироваться на существующий текст, поскольку неизвестно когда будут выполнены эти обещания и будут ли выполнены вообще.
Новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года и обязывает декларировать в фискальных органах доходы физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании. Минимальный размер прибыли на 2015 год устанавливается в размере 50 млн рублей, однако со временем этот порог будет опускаться ниже, 30 млн руб в 2016 году и 10 млн рублей после 2017 года.
Так же закон вносит новые понятия “Контролирующее лицо” и “Контролируемая иностранная компания”.
Контролирующим лицом является гражданин, которому вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более чем 50% в капитале компании, а так же гражданам, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем на половину принадлежащим налоговым резидентам РФ.
Аналогичные нормы распространяются на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний. С 2016 года доля в иностранной компании контролирующего лица с 50% снизится до 25%.
Что касается понятия контролируемая иностранная компания, то под ним подразумевается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.
Исходя из изложенного следует, что если на тебя (в совокупности с супругами и несовершеннолетними детьми) зарегистрировано 50% владения иностранной компанией, или 10% компании, больше половины которой принадлежит резидентам РФ, то необходимо подать информацию об этом в налоговые органы.
Если гражданин примет решение не сообщать в налоговый орган о наличии у него контролирующей доли в иностранной компании, за каждую компанию новый закон предлагает налагать штраф в размере 100 тысяч рублей. И все это помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушитель тоже освобождаться не будет.
Кстати хотелось бы привести цифры для того, чтобы дать возможность осознать масштабы вопроса: в офшорных юрисдикциях находится примерно 36 триллионов долларов активов. Это соответствует суммарной величине всех долларовых резервов всех мировых центробанков.
Это больше, чем суммарный ВВП США и Китая. Российских денег там не более триллиона, и хоть в масштабах общей суммы активов это не так уж и много, но эта сумма значительна для России.
Первой мыслью конечно после ознакомления с нововведениями может быть: а как фискальные органы получат информацию о нерезидентах, ведь закон РФ может обязать своих граждан подавать информацию, но иностранные юрисдикции, обязать раскрывать всех бенефициаров и акционеров невозможно?
С одной стороны так и есть, однако в октябре в Берлине состоялся 7-й Глобальный форум по прозрачности и обмену информации в налоговых целях, где представителями 51 страны было подписано соглашение, предусматривающему ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, и Россия заявила о намерении присоединиться к данному соглашению.
Таким образом, информация будет предоставляться даже не по запросу, а автоматически.
[su_quote]
Помимо этого, уже сейчас действуют международные соглашения о сотрудничестве по гражданским и уголовным делам с большим количеством стран (Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Кипром, Францией и т.д.), в рамках которых предусмотрен обмен информации в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Также, обмен информации о выгодополучателях между государствами может происходит по принципу взаимности да и просто утечка информации может обеспечить фискальные органы всем необходимым. Поэтому не стоит надеяться на то, что просто игнорирование требования подачи информации в налоговую службу избавит от ответственности и дополнительной налоговой нагрузки.
Однако сколько за историю борьбы с офшорами ни пытались прикрыть возможность использования других юрисдикций для вывода капитала или для минимизации налогов, всегда находились пути обхода любого, даже самого строго законодательства и данный случай — не исключение.
Новый закон оказался неожиданно на руку компаниям, предоставляющим услуги по получению второго паспорта. Они предлагают все нерезидентные компании регистрировать на второй паспорт (Сент Китс, Гренада, Доминика и т.д.
), но поскольку стоимост такого паспорта начинается с 500,000 долларов, на этом варианте мы даже не останавливаемся, так как странно предлагать решение, которое может стоить больше, чем то, чего мы с помощью этого решения хотим избежать.
Конечно, на данном этапе нет одного универсального пути обойти последствия нового закона , который мог бы подойти для любой деятельности в любой юрисдикцией, не зря же над законом трудилось много специалистов в попытке обрубить все старые алгоритмы. Но выход есть всегда, даже из самых сложных ситуаций, правда теперь каждый частный случай необходимо рассматривать отдельно и находить индивидуальное решение.
Для таких целей сущестуют юридические компании, предоставляющие услуги по регистрации, сопровождению иностранных компаний и налоговому планированию и они, рассмотрев каждый индивидуальный случай, смогут подобрать подходящее решение.
Как итог хотелось бы заметить, что офшорные юрисдикции уже существуют много лет и правила регулирования их деятельности и раскрытия инофрмации все время меняются и дополняются, так как любая страна не хочет выпускать потоки денег в налоговые гавани, где за ними невозможно проследить, однако всегда находятся способы приспособиться к новым правилам.
Источник: https://LawsTrust.com/ru/kik/deofshorizaciya-v-rossii
Деофшоризация
В связи с санкциями против России и украинской ситуацией в нашей стране активизировался процесс возвращения активов под российскую юрисдикцию.
Это касается компаний, которые вели свою деятельность в России, а официально зарегистрированы были в офшорах.
Это значительно снижало налоги на бизнес, а государство теряло большую часть своей казны, так как отчисления производились в тех государствах, где зарегистрирована компания. Что такое деофшоризация и какими темпами она проходит, поговорим подробнее.
Офшоры – это небольшие независимые государства за рубежом с упрощенным налогообложением для иностранных компаний. В их число входит заокеанская часть Великобритании и другие западные страны.
Понятие «деофшоризация» – это возврат капиталов российских компаний в наше государство. Причины – всемирный экономический кризис и недостаток средств в казне государства.
Немного истории
Возвращение российского капитала на родину – вопрос, который волнует государство уже не первый год. Вот основные мероприятия, которые послужили мощным толчком к возвращению отечественных капиталов:
В 2010 году инициаторами процесса возврата денег были не только Россия, но и власти других государств, например Германии. Основная причина начала деофшоризации – поддержка российской экономики в условиях всемирного кризиса. Также не стоит забывать о других процессах, так называемых «дедолларизации» и «евроскептицизме» (или в российской вариации – «америкоскептицизме»).
2013 год подстегнул российских предпринимателей Карибским кризисом. Немецкое правительство в лице Ангелы Меркель и Евросоюз поставили условия перед правительствами карибских государств, что финансовая помощь им будет оказана только в том случае, если на часть банковских вкладов будет введен налог. Это фактически привело бы к экспроприации части вкладов.
А 30% вкладов в карибских банках принадлежало российским предпринимателям. Российское правительство вторично внесло предложения предпринимателям вывести свой капитал из офшоров. Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.
Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.
В 2014 году процесс деофшоризации резко ускорился, так как кризис на Украине и санкции против России заставили предпринимателей задуматься о сохранности своего капитала за рубежом. В силу вступило антиофшорное законодательство, которое обязало сообщать в налоговую службу России о долях в зарубежном бизнесе. Был запущен механизм по налогообложению компаний, зарегистрированных в офшорах.
2016 год принес российским предпринимателям новый закон о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК), который вступил в силу 29.01.2016 и был принят в третьем чтении Госдумой. Закон дал больше возможностей для реструктуризации КИК.
Основные цели, которые преследовало российское правительство, – это вернуть российские средства из-за рубежа в казну государства и обезопасить крупный отечественный бизнес.
Какие изменения произошли и ожидают предпринимателей
Источник: https://zhazhda.biz/base/deofshorizaciya
EY — Деофшоризация
В мае 2016 года Федеральная налоговая служба России подписала многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.
Данное соглашение вводит особый механизм, по которому налоговые органы будут получать от банков и других финансовых учреждений информацию о счетах нерезидентов и передавать ее налоговым органам страны, в которой лицо является резидентом.
Помимо общей информации о владельце счета (имя, дата и место рождения, ИНН), финансовые институты должны будут раскрывать налоговым органам следующее:
- номер счета
- баланс счета
- общая сумма процентного дохода, дивидендов и валовый доход от реализации (погашения) финансовых активов или валовый доход, выплачиваемый финансовым институтом (в зависимости от типа счета).
При этом раскрытию подлежат данные не только о счетах физических лиц, но также о счетах компаний и структур без образования юридического лица, бенефициарами которых являются российские резиденты (так называемые контролирующие лица).
Соглашение было подписано представителями более 80 стран, включая основные развитые страны, а также многие низконалоговые юрисдикции (такие как Панама, Бермуды, Гернси, БВО). Автоматический обмен информацией НАЧАЛСЯ в 2017 году, а первый транш данных в Россию придет уже в сентябре 2018 года от большинства юрисдикций.
Указанное соглашение является мощным инструментом налоговых органов, который дополняется множеством других (к ним относятся соглашения об избежании двойного налогообложения; соглашения об обмене налоговой информацией в рамках ОЭСР; взаимодействие в рамках международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег; конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам).
Таким образом, повышается степень детализации запрашиваемой и предоставляемой налоговыми органами информации, ужесточаются механизмы налогового администрирования как на международном уровне, так и в России, в особенности относительно зарубежных активов.
Международный обмен налоговой информацией развивается колоссальными темпами, и уже в ближайшее время практически не останется данных, недоступных для налоговых органов РФ.
Первая волна компании доказала свою состоятельность. Не упустите возможность воспользоваться вторым шансом. Более подробная информация представлена на нашем сайте.
30 января 2018 года в Государственной думе ФС РФ был утвержден пакет из трех законопроектов, призванных продлить начатую в июле 2015 года программу амнистии капиталов вплоть до 1 марта 2019 года.
Тезисно об основном:
- Начался «второй этап декларирования», в рамках которого физическое лицо будет вправе представить специальную декларацию в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
- Физическое лицо вправе представить декларацию в любой налоговый орган по своему выбору.
- Участникам второго этапа декларирования предоставляется такой же объем гарантий, как и участникам первого этапа, включая освобождение от ответственности за налоговые и валютные правонарушения.
- Гарантии предоставляются в общем случае в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, а по валютным правонарушениям ‒ вплоть до даты подачи декларации (с исключениями).
- Участники имеют возможность указать в декларации не только открытые на дату представления декларации иностранные счета (вклады), но также и сведения по старым закрытым счетам / вкладам.
- Поздние уведомления о КИК и уведомления об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией.
Контролирующие лица уже в 2017 году начали соблюдать правила отчетности и налогообложения доходов КИК, что в свою очередь требует большой подготовительной работы от администраторов, налоговых консультантов и самих бенефициаров .
В рамках пакета законов по деофшоризации были введены понятия контролируемых иностранных компаний / структур (КИК) и контролирующих лиц. Концепция КИК внесла принципиальные изменения в налогообложение физических лиц и их зарубежных компаний в России, среди которых можно выделить следующее:
- Введен механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний / структур путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ.
- Установлена возможность признания иностранной организации налоговым резидентом РФ по месту ее фактического управления.
- Введено правило фактического получателя дохода, ограничивающее применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Законодательство содержит комплексные и многоступенчатые правила определения статуса контролирующего лица иностранной организации и структуры.
При ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее нераспределенная прибыль не учитывается при налогообложении физического лица, уведомления за 2017 год не подаются (при этом 2016 год остается в КИК контуре).
Как и в прошлом году, если за 2017 год физическое лицо признано контролирующим в отношении иностранной компании / структуры, то ему необходимо быть готовым к следующим шагам:
- Уведомление об участии в КИК – подавалось до 20 марта 2018 года.
- Финансовая отчетность компании – составляется к началу подготовки уведомления о КИК.
- Аудиторское заключение в отношении определенных видов КИК – должно быть готово к началу подготовки уведомления о КИК.
- Декларация по налогу на доходы физических лиц – представляется до 30 апреля 2018 года.
- Налог на прибыль КИК облагается по ставке 13% на уровне бенефициаров-физических лиц – срок уплаты до 15 июля 2018 года.
До 1 марта 2019 года налоговые резиденты РФ могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций и структур.
При соблюдении определенных условий доходы в виде денежных средств, имущества, полученного физическим лицом при ликвидации иностранной организации / структуры, не будут подлежать налогообложению в России.
Необходимыми условиями БНЛ являются (1) завершение процедуры ликвидации иностранной организации или структуры до 1 марта 2019 года, (2) представление налоговой декларации и заявления с указанием стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации / структуры.
В итоге бенефициары могут не только провести реорганизацию владения на льготных условиях, но и расчистить историю в преддверии автоматического обмена налоговой информацией.
[su_quote]
Впоследствии при продаже полученного имущества декларант вправе уменьшить сумму своих доходов от продажи такого имущества на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества. Схожая льгота введена и при осуществлении имущественных прав.
Таким образом, до марта 2019 года законодатель дает возможность физическим лицам-бенефициарам реорганизовать текущую структуру владения зарубежными активами без налоговых последствий для физического лица в России, а в случае принятия решения о ликвидации структуры (или какой-то ее части) сформировать расходную базу по полученному в результате ликвидации имуществу на уровне физического лица-бенефициара. Впоследствии это должно снизить его налоговое бремя при продаже данного имущества.
Передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу (изменения в статьи 39 и 41 Налогового кодекса) — не доход для последнего.
Продлена льгота по передаче имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу.
Как и ранее, такая передача не будет признаваться реализацией для номинального владельца, и доходом для фактического владельца – получателя имущества в случае, если данное имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в рамках второй волны амнистии.
Из нововведений: НК РФ был дополнен положениями, предусматривающими вычет расходов при реализации ценных бумаг / имущества / имущественных прав, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца (с учетом требования по раскрытию информации в специальной декларации). Теперь, по аналогии с льготой по БНЛ, в качестве расходов можно учесть документально подтвержденную стоимость активов по данным учета номинала на дату их передачи (но не выше рыночной стоимости). При этом временных ограничений по такой льготе не предусмотрено.
Согласно последним изменениям все граждане Российской Федерации признаются валютными резидентами.
При этом было введено понятие «специального резидента», к которому не будет применяться общий запрет на совершение любых валютных операций, а также требования к представлению уведомлений и отчетов в случае пребывания за пределами РФ такого резидента более 183 дней в году.
Риски, связанные с выявлением валютных нарушений, становятся особенно актуальными для физических лиц ввиду стремительного развития международного обмена налоговой информацией.
Российские граждане, а также иностранные граждане, которые имеют вид на жительство в России, признаются валютными резидентами (за редким исключением).
Статус валютного резидента накладывает на физическое лицо ряд обязанностей и ограничений относительно счетов в банках за рубежом. В частности, они должны:
- уведомлять российские налоговые органы об открытии / закрытии / изменении реквизитов счетов в банках за рубежом в течение одного месяца с момента каждого такого события;
- ежегодно ( до 1 июня) подавать в налоговую инспекцию отчет о движении средств по всем счетам в банках за рубежом;
- осуществлять по счетам только те операции, которые прямо разрешены валютным законодательством.
Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/personal-taxes/ey-private-client-services-deoffshorization
Деофшоризация российской экономики: процесс пошел
Борис Хейфец, 31 октября 2016, 17:23 — REGNUM
В 2012—2016 гг. был осуществлен ряд мер по деофшоризации российской экономики, важнейшими из которых стали принятие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и амнистии капитала [1]. Данные меры способствовали уменьшению масштабов использования офшоров российскими физическими и юридическими лицами и резкому сокращению чистого оттока капитала из России.
Так, после пика 2014 г. в 151,5 млрд долл., который был связан с обострением кризиса и почти двукратной девальвацией рубля, чистый вывоз капитала сократился до 57,5 млрд долл. в 2015 г. и 9,6 млрд долл. за первые 9 месяцев 2016 г.
Особенно показательно резкое падение объема так называемых сомнительных операций («лжекредитования», «лжеэкспорта», «лжеимпорта», «лжестрахования», «лжеуслуг» и т.п.
), с помощью которых осуществлялся масштабный трансферт капитала в офшоры. Если в 2007—2013 гг. объем сомнительных операций составлял 27−35 млрд долл. ежегодно, то в 2014 г. он упал до 9 млрд долл., в 2015 г. — до 1,5 млрд долл.
, а за первые 9 месяцев 2016 г. составил всего 0,6 млрд долл.
Хотя официальные, точнее публиковавшиеся в открытой печати, данные по ходу реализации закона КИК и закона об амнистии капиталов более чем скромные. Так, по итогам 2015 г. ФНС РФ получила около 7000 уведомлений об участии в КИК. Правда, ряд офшорных компаний, прежде всего принадлежавших госкомпаниям, и компаний, активно участвовавших в госзакупках, был перерегистрирован в России.
Еще скромнее были результаты по амнистии капиталов: с 1 июля по 31 декабря 2015 г. в ней приняли участие около 200 человек. Мало что дало увеличение сроков декларационной компании по КИК и амнистии капиталов на 6 месяцев (до 1 июля 2016 г.) и внесение некоторых дополнений и изменений в эти законодательные акты.
Число декларантов по амнистии капитала, по разным неофициальным оценкам, увеличилось всего до 1−4 тыс. человек. Для сравнения в Казахстане, проводившем свою третью амнистию за время независимого развития капитала, на 1 января 2016 г. было подано около 75 тыс. заявлений о легализации имущества, в т.ч. 38 — за рубежом.
При этом сведения о легализации были доступны для общества на сайте налоговой службы Республики Казахстан.
Что касается офшорных компаний, то по оценкам экспертов, на начало 2000-х годов имелось от 150 тыс. до 300 тыс. компаний, принадлежащих российским бенефициарам.
В 2000-е годы их число увеличилось в несколько раз. В опубликованных в апреле 2016 г. «панамских документах» упоминается о 11 516 фирмах, владельцами которых являются 6285 россиян.
По оценкам некоторых экспертов, это не более 3−5% всех подобных компаний.
Неудачи активной антиофшорной кампании связываются со сложностью принятых антиофшорных законов, требующих серьезной реструктуризации налаженного бизнеса, сохраняющимся недоверием бизнеса к властным структурам и их экономической политике, опасением необоснованного административного давления в условиях сокращающихся доходов бюджета и усилившейся экономической изоляции страны.
Ответом на закон о КИК и отчасти на закон об амнистии капиталов стало формальное и неформальное изменение налогового резидентства бенефициаров офшорных компаний.
В первую очередь это касается крупных холдингов, офшорные структуры которых на 30%-50% поменяли своих бенефициаров на иностранных, а также стали использовать более сложные юридические конструкции владения активами (типа дискреционных безотзывных трастов).
Иными словами деофшоризационные меры первую очередь коснулись среднего и малого бизнеса.
Началось и «бегство» физических налоговых резидентов из российской юрисдикции, для чего необходимо проживание за рубежом в течение более 183 дней каждого календарного года.
Такое переформатирование офшорного сектора российской экономики неблагоприятно сказалась на налоговых поступлениях, а также на динамике иностранных инвестиций в Россию и из России.
Дело в том, что значительная часть прямых иностранных инвестиций — ПИИ (60%-80%) поступала в Россию из офшоров, куда они были до этого отправлены из России. То есть офшоры были своеобразными перевалочными центрами для российских капиталов. В 2011—2015 гг. объем текущих ПИИ в Россию уменьшился в 5,5 раз, достигнув самой маленькой отметки в 10 млрд. долл.
в период после 2003 г. Уменьшился и объем накопленных ПИИ в России и российских инвестиций за рубежом, а также объем текущих российских ПИИ за рубеж, который однако в 2015 г. (27 млрд долл.) превышал объем входящих ПИИ.
[su_quote]
Естественно, помимо мер по деофшоризации на динамику ПИИ оказали существенное влияние и другие факторы, в первую очередь, экономический спад и западные санкции.
Важнейшим моментом в российской политике деофшоризации стала активизация международного сотрудничества. В мае 2016 г. она стала 81-м участником соглашения по автоматическому обмену налоговой информацией.
Автоматический обмен налоговой информацией является важнейшей частью «Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения» (Base erosion and profit shifting — BEPS)., разработанного ОЭСР и одобренного G20 на ее саммите в Санкт-Петербурге в 2013 г.
BEPS предусматривает 15 важнейших направлений работы, которые приведут к серьезной перестройке всей системы международных налоговых соглашений.
Помимо кардинального усиления прозрачности налоговых отношений, он предлагаетновый подход к соглашениям об избежании двойного налогообложения,гармонизацию налогового законодательства отдельных стран,упразднение налоговых льгот для крупных налогоплательщиков и отмену других лазеек в законодательстве,установление новых правил трансфертного ценообразования и т.п. Поэтому в настоящее время План BEPS превращается в серьезный инструментарий борьбы с масштабным уходом от налогов посредством международных схем.
Согласно взятым обязательствам, обмен информацией ФНС России с налоговыми службами других стран начнется с 2018 г. и коснется сведений за 2017 г. Оно основано на одобренном в феврале 2014 г. G20 глобальном стандарте для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard; CRS).
Обмен такой информацией с налоговыми службами других стран будет происходить с 2018 г. и коснется сведений за 2017 г.
Налоговые службы смогут делиться информацией об инвестиционных доходах — дивидендах, процентах, доходе от определенных страховых продуктов, средствах, вырученных от продажи финансовых активов, информацией по остатку на счете и платежах, совершенных с использованием счета.
Россия обязалась передавать аналогичные сведения об иностранных налоговых резидентах в соответствующие страны. Ранее правительство РФ уже распорядилось выплатить в бюджет ОЭСР до 150 тыс. евро для организации такого обмена. Такое решение положительно отразилось на результатах деофшоризации, когда в последний месяц действия продленной амнистии капиталов возник «ажиотаж» при сдаче специальных деклараций.
Это заставляет говорить о возможности тщательной подготовки с учетом прошлого опыта и проведения новой налоговой амнистии (амнистии капиталов), рассчитанной на срок от 1 года до 1,5 лет. Во многих зарубежных странах подобные амнистии проводились неоднократно.
Имеются и другие возможности совершенствования международного сотрудничества в рамках международной антиофшорной повестки. В частности Россия сохраняет существенные льготы по многим соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН), включая пересмотренные в 2012—2015 гг., которые фактически являются стимулом для вывода капиталов в офшорные юрисдикции.
Они касаются налога на выплачиваемые дивиденды «иностранным» акционерам российских компаний — 5%, в то время, как ставка аналогичного налога для российских акционеров была повышена с 9% до 13%. Не говоря уже о серьезных социальных платежах, от которых освобождены «иностранные» получатели доходов в виде дивидендов. В то же время, по данным ФНС России в 2012—2015 гг.
основная часть дивидендов иностранным акционерам (около 80%) было начислено по ставке 5% и менее. Еще более льготный режим (ставка 0%) предусматривается СИДН для платы за иностранные кредиты и роялти.
Вместе с тем, план BEPS предполагает изменение некоторых базовых принципов и разработку новой модели СИДН, когда основным критерием должен стать принцип взимания налога у места получения дохода.
Для России также важно усиление координации антиофшорной политики со своими партнерами по ЕАЭС.
Дело в том, что в условиях формирования общего экономического пространства в ЕАЭС и усиления налоговой конкуренции в его рамках, прежде всего со стороны Казахстана и Беларуси, наметилась тенденция к перетоку (часто формальному) российского бизнеса в эти юрисдикции и, соответственно, к потере бюджетных доходов.
Тем более что по закону о КИК компании, зарегистрированные в других странах ЕАЭС, не являются иностранными контролируемыми компаниями. По оценкам Банка России, в 2012—2013 гг. из России через Беларусь и Казахстан утекло за рубеж примерно 47 млрд долл. В настоящее время этот поток значительно уменьшился.
Таким образом, политика деофшоризации России начала приносить определенные результаты. Она в целом соответствует трендам антиофшорной политики мирового сообщества, с которым Россия постепенно развивает сотрудничество в данной сфере.
Однако процесс деофшоризации экономики в России находится в начальной стадии.
И для его дальнейшего прогресса потребуется приложить серьезные усилия, связанные как с совершенствованием внутреннего анти-офшорного законодательства и, особенно, практики его применения, так и выстраиванием реального международного взаимодействия в этой области.
[1] Официальные названия этих документов: Федеральный закон «О внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ и Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ.
Борис Аронович Хейфец — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН
Источник: https://regnum.ru/news/2199754.html
Амнистия капиталов по второму кругу и деофшоризация//Налоги без границ 2018
На деловом завтраке «Налоги без границ – 2018», организованном газетой «Ведомости» налоговые эксперты проанализировали законодательство о деофшоризации и дали практические рекомендации представителям бизнеса по минимизации их рисков. В ходе дискуссии эксперты помогли разобраться в тонкостях и непростых правилах декларирования и уплаты налогов со своих иностранных контролируемых компаний.
После расцвета «офшоров», обеспечивавших конфиденциальность и сохранность активов, а также позволявшей существенно экономить на налогах экономическая и политическая инфраструктура потерпела серьезные изменения.
Во всем мире вводятся все новые инструменты, позволяющие усилить контроль над деятельностью своих граждан, идет закономерное увеличение количества законодательных норм, связанных с борьбой с отмыванием денег, уклонением от налогообложения и другими незаконными действиями.
Особого внимания и осторожности со стороны бизнеса требуют вопросы обмена налоговой информацией, поиска реальных бенефициаров иностранных структур и их доходов, ужесточение проверки клиентов иностранными банками.
По российскому законодательству налагаются разнообразные обязательства, связанные с владением иностранными активами. Например, по счетам, открытым в иностранных банках, требуется предоставлять ежегодные отчеты о движении средств. А в отношении контролируемых иностранных компаний необходимо предоставлять отчетность и уплачивать налог, если их прибыль составила более 10 млн рублей.
Обещанная президентом амнистия капиталов продлится до марта 2019 года, на декларирование отводится год. После добровольной декларации бизнесмены смогут репатриировать в Россию капитал, не выплачивая налог на прибыль или НДФЛ. Подоходный налог не придется платить и при ликвидации до марта 2019 года контролируемой иностранной компании.
Также можно будет задекларировать широкий круг имущества: земельные участки, любая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, акции и доли участия в капиталах российских и иностранных компаний.
В отличие от прошлой амнистии задекларировать можно будет не только открытые, но и закрытые до 1 марта банковские счета, если они были открыты до 1 января 2018 г. Таким образом, по ним нельзя будет привлечь ни к налоговой, ни к валютной ответственности.
[su_quote]
Можно задекларировать счета, которые открыты не на имя декларанта, но он при этом является их бенефициаром. Можно задекларировать владение контролируемыми иностранными компаниями, не принадлежащими напрямую декларанту.
Во время дискуссии спикеры упомянули, что изменения в закон в отношении движимого имущества так и не были внесены.
Ранее Минфин разъяснял, что термин «имущество» должен пониматься так, как он определен в ГК, то есть включать в себя в том числе и движимое имущество, но сам закон в этой части остался прежним.
А с учетом последних тенденций один из важных вопросов, который волнует граждан, это возможность декларирования криптовалют.
По-прежнему популярными способами минимизации возросших рисков остаются различного рода иммиграционные решения. Самые мобильные больше года назад перестали быть российскими налоговыми резидентами — для этого достаточно лишь находится на территории России менее 183 дней в году.
Особо выделяются такие направления как Кипр, ОАЭ и Великобритания, предлагающие привлекательные режимы приобретения налогового резидентства и гражданства через инвестиции. Антон Силуанов год назад анонсировал, что Минфин планирует изучить опыт стран, которые признают своими резидентами тех, кто провел в стране всего 90 дней.
Введение критерия центра жизненных интересов было в одном из вариантов предложений Минэкономразвития. Однако, на данный момент вышеуказанные инициативы не реализованы.
Банки, инвестиционные компании и другие регулируемые институты обязаны выполнять требования, установленные законодательством.
Банк может проверить представленную информацию о налоговом резидентстве и посчитать лицо налоговым резидентом нескольких государств на основании признаков связи с иностранным государством (постоянное перечисление средств на счет/адрес в иностранном государстве, номер телефона в иностранном государстве и т. д.).
В одном из крупнейших швейцарских банков под угрозой блокировки оказались счета нескольких тысяч россиян в связи с подозрением «в создании видимости смены налогового резидентства».
Регулирующие органы периодически применяют скрининг, чтобы помочь подконтрольным учреждениям выявлять признаки возможных финансовых преступлений их клиентов.
Сами регулирующие органы не устанавливают факт отмывания денег, но оценивают действенность и эффективность применяемых методов проверки, установленных этими учреждениями. Россия уже настроила автоматический обмен информацией с 48 странами, в том числе с Великобританий и Швейцарий, поэтому добровольное декларирование становится весьма актуальным. Бизнесменам выгоднее сэкономить и воспользоваться амнистией и безналоговой ликвидацией, чем ждать, пока налоговые органы сами получат информацию и начнут выписывать штрафы.
Источник: https://zakon.ru/blog/2018/3/23/vtoroj_krug_amnistii_kapitalov__riski_i_vozmozhnosti_dlya_rossijskogo_biznesa_v_epohu_deofshorizacii
Реализация требований законодательства РФ по деофшоризации
Проблема вывода капиталов в офшоры и низконалоговые юрисдикции является достаточно острой как в Российской Федерации, так и для стран с развитой рыночной экономикой.
Для национальной экономики любого государства вывод средств в офшоры, в первую очередь, представляет собой утечку капитала, влекущую прямые потери бюджета посредством снижения размера налогов, уплачиваемых компаниями.
Первая волна мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, положила начало глобальной борьбе с офшорами и повсеместному распространению политики деофшоризации.
Первым шагом в мировой борьбе с офшорами стала публикация Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2009 году «черного», «серого» и «белого» списков юрисдикций в зависимости от их соответствия мировым стандартам обмена финансовой информацией.
К «белому» списку относятся юрисдикции, внедрившие у себя утвержденные на международном уровне налоговые стандарты, к «серому» списку относятся юрисдикции, планирующие внедрить данные стандарты, а к «черному» — не принявшие на себя никаких обязательств по данному вопросу.
Перечень стран, относящихся к тому или иному списку, постоянно корректируется [1].
Другой инициативой, направленной на противодействие выводу прибыли из-под налогообложения сегодня является проект BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).
Цель данного проекта — анализ действующих страновых правил налогообложения с точки зрения возможности переноса налогооблагаемой базы в низконалоговые юрисдикции.
Планируется, что эффективное внедрение и использование данного проекта позволит разработать сбалансированную и дееспособную стратегию для стран, столкнувшихся с проблемой размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
Не смотря на то, что данная инициатива не вступила в действие в полной мере, уже сейчас можно говорить о некоторых результатах. Так, например, Люксембург отменяет свой льготный режим обложения интеллектуальной собственности, так как он не соответствует разделу 5 BEPS. Схожие изменения происходят на Кипре.
Еще одним шагом в борьбе с офшорами стали правила GAAR (General Anti- Avoidance Rules — Общие правила борьбы с уклонением от налогов).
Данные правила представляют собой концепцию борьбы государства с налоговыми уклонистами, препятствующую схемам, главной целью которых является получение неправомерных налоговых преимуществ.
В том или ином виде эти правила приняты в десятках стран по всему миру (например, Голландия, Ирландия, Великобритания, Россия). Правила применения GAAR, могут закрепляться как во внутреннем законодательстве государства, так и в его двусторонних международных договорах по вопросам налогообложения.
Борьба с офшоризацией российской экономики является одним из приоритетных направлений развития налоговой системы Российской Федерации. На рисунке 1 представлена статистика Центрального банка Российской Федерации по чистому ввозу (-) /вывозу (+) капитала частным сектором в 2000–2014 гг. (по данным Центрального банка Российской Федерации)[2].
Рис. 1. Чистый ввоз/ вывоз капитала частным сектором, 2000–2014 г.
Согласно исследованиям Boston Consulting Group на начало 2015 года объем частных состояний в России вырос на 24,7 % к уровню двухгодичной давности и составил $2 трлн.
Почти четверть этой суммы — 24 % — пришлась на офшоры, причем за 2014 год их доля выросла примерно в 1,5 раза по сравнению со средним уровнем 2009–2013 годов.
По прогнозу аналитиков, эта «офшорная доля» в российских капиталах к 2019 году изменится незначительно и составит 22 % [3].
Французский экономист Габриэль Зукман, в своей книге «Спрятанное богатство народов», вышедшей в конце 2015 года, представил результаты исследования, согласно которым 52 % всех российских финансовых активов выведено за пределы РФ. Указанная сумма составляет примерно 200 миллиардов долларов средств, с которых бюджет Российской Федерации недополучил налоги.
[su_quote]
Согласно Зукману по доле активов, вложенных в офшоры, Российская Федерация уступает лишь странам Персидского залива, у которых в офшорные юрисдикции выведено57 % активов.
Однако по абсолютным значениям российская экономика значительно уступает США и странам Европы, несмотря на то, что процентные значения выведенных в офшоры средств составляют 4 % и 10 % активов соответственно [4].
Согласно исследованиям, проведенным Центром по налоговой справедливости США и Исследовательской группой образовательного фонда 500 крупнейших американских компаний укрывают более $2,1 трлн за границей, чтобы избежать американских налогов, и должны примерно $620 млрд в случае возврата этих средств.
Так, например, компания Apple держит за границей $181,1 млрд. Если бы активы находились в Америке, компании пришлось бы заплатить $59,2 млрд налогов.
Конгломерат General Electric хранит $119 млрд в 18 дочерних компаниях за пределами США, Microsoft — $108,3 млрд в 5-ти, фармацевтическая компания Pfizer — $74 млрд в 151-й [5].
Таким образом, несмотря на все вышеперечисленные меры, принятые мировым сообществом для борьбы с офшорами, и активный поиск новых методов борьбы с уклонением от уплаты налогов посредством вывода средств в офшоры, решить данную проблему пока не удается.
Качественно новым витком борьбы с офшорами в Российской Федерации стал Федеральный закон от 24.11.
2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее — Федеральный закон N 376-ФЗ), который явил собой значительный шаг в направлении деофшоризации экономики России.
Федеральный закон N 376-ФЗ внес новые понятия в налоговое законодательство РФ, а также закрепил новые обязанности за отдельными налогоплательщиками.
Как сказано в Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, в настоящий момент перед Россией, как и перед большинством стран мира, стоит вопрос о борьбе с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций, в частности, путем:
– выведения доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами;
– манипулирования ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование);
– выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.
Законодательство о деофшоризации обязывает резидентов Российской Федерации формировать и предоставлять в налоговый орган уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (Уведомление об ИО) и уведомление о контролируемых иностранных компаниях (Уведомление о КИК).
Налогоплательщики российские организации обязаны подавать Уведомление об ИО и Уведомление о КИК в электронном виде, физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Кроме того, в рамках законодательства о деофшоризации налогоплательщик обязан учитывать сумму прибыли КИК при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу (налог на доходы физических лиц либо налог на прибыль организаций).
Таким образом, для обеспечения соответствия требованиям законодательства о деофшоризации компаниям необходимо реализовать следующие новые процессы:
– Формирование Уведомления об ИО;
– Формирование Уведомления о КИК;
– Отбор КИК, прибыль которых подлежит налогообложению в РФ;
– Расчет прибыли КИК для налогообложения в РФ.
Указанные процессы по деофшоризации предполагают подготовку и сбор большого объема различной информации, а Уведомления должны подаваться в электронном виде (XML-формат).
Таким образом, учитывая вышесказанное, а также тот факт, что на данном этапе развития экономики — этапе неоэкономики — когда в качестве движущей силы рассматриваются именно неосязаемые активы, для компаний целесообразно осуществить автоматизацию данных процессов.
Отчетность, вводимая законодательством о деофшоризации, в первую очередь актуальна для компаний, имеющих разветвленную структуру, с дочерними организациями, зарегистрированными за пределами России.
К крупнейшим компаниям России, которые с введением закона о деофшоризации обязаны подавать новую отчетность, относится «Базовый элемент», холдинг «Evraz Group S. A».
, холдинг «Металлоинвест», ОАО «Мечел», Новолипецкий металлургический комбинат, крупные добывающие компании «Polyus Gold» и «Polymetal», крупные сетевые торговые компании («Седьмой континент», «Пятерочка», «Дикси», «Перекресток») и многие другие.
Законодательство о деофшоризации также ставит новые задачи перед государством, в частности, налоговыми органами.
Требования, предъявляемые к формируемой в рамках закона отчетности, предполагают наличие серьезной информационной инфраструктуры в налоговых органах, поскольку ручная либо полуавтоматическая проверка Уведомлений в XML-формате невозможна.
Вместе с тем, неполный либо некачественный анализ предоставляемых налогоплательщиками Уведомлений ведет к значительным потерям бюджета.
При формировании отчетности в целях законодательства о деофшоризации можно выделить два типа рисков, актуальных для холдинговых компаний:
- Риски, связанные с ошибками в отчетности и, как следствие, штрафными санкциями со стороны налоговых органов;
- Риски, связанные с несовершенством существующего законодательства.
Влияние рисков, относящихся к первой группе, может быть минимизировано, в первую очередь, посредством автоматизации процесса формирования отчетности. Внедрение автоматизированного решения позволит минимизировать ошибки, связанные с «человеческим фактором», а также обеспечит полноту и единство данных, отображаемых в отчетности в целях деофшоризации.
Влияние рисков, относящихся ко второй группе, может быть минимизировано посредством, например, реализации опционального подхода к формированию отчетности. В автоматизированном решении может быть реализована функциональность, позволяющая формировать отчетность с учетом последних изменений и разъяснений законодательства.
Автоматизация требований законодательства о деофшоризации позволит минимизировать риски подачи введенной отчетности, а также значительно сократить трудозатраты при формировании данной отчетности.
Таким образом, проблема деофшоризации российской экономики сегодня является как никогда актуальной. Правительство РФ, в соответствии с общемировой тенденцией, предпринимает меры, направленные на борьбу с выводом средств в офшорные зоны и низконалоговые юрисдикции.
Одной из главных подобных мер стало введение «деофшоризационного» закона, вступившего в силу 1 января 2015 года, требующего значительных усилий в подготовке отчетности со стороны холдинговых компаний и усилий по верификации предоставляемых налогоплательщиками данных со стороны государства.
Деофшоризационный закон ставит перед компаниями новые задачи, решение которых осложняется несовершенством текущей нормативно-правовой базы. Существующее законодательство подвержено частым изменениям и, как следствие, изменениям подвержены требования, предъявляемые к предоставляемой в налоговые органы отчетности.
Данная проблема может быть решена, в первую очередь, с помощью разработки информационной системы, обладающей гибкими настройками, адаптируемостью к изменяющимся требованиям законодательства.
[su_quote]
На текущий момент на рынке представлен широкий выбор автоматизированных решений, позволяющих формировать отчетность, соответствующую требованиям законодательства о деофшоризации, однако не все они охватывают полный перечень требуемых функций и удобны для пользователя.
Так, перед компаниями, занимающимися разработкой информационных решений стоит задача разработки информационной системы, которая бы позволила полностью удовлетворить требования законодательства и решала бы проблему гибкости в части состава данных, их структуры и содержания формируемой отчетности.
Литература:
- Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. — М.: Институт экономики РАН, 2013. — 63 с.
Источник: https://moluch.ru/archive/114/29967/
«Дыры» деофшоризации. Можно ли заставить олигархов платить налоги дома?
Агентство Reuters сообщило накануне о том, что проводимая с 2014 года российскими властями политика деофшоризации имеет для экономики страны негативный эффект.
Всё дело в том, что многие отечественные миллиардеры сохраняют свой бизнес в РФ, но при этом не являются налоговыми резидентами, проводя в стране менее 183 дней. Это позволяет им не декларировать свои офшорные активы.
Соответственно, как посчитали эксперты немецкого информагентства, такая ситуация плачевно сказывается на бюджете России.
«Их можно ругать, говорить, что они непатриотичные, но факт остаётся фактом: бюджет что-то потерял», — прокомментировал изданию ситуацию Владимир Потанин (контролирует более 30% «Норильского никеля»), который в российском списке Forbes занимает восьмую строчку. Он также отметил, что остался налоговым резидентом, однако знает несколько случаев, когда бизнесмены, перестав быть налоговыми резидентами в России, сохраняли часть своих инвестиций в РФ.
При этом агентство не приводит статистику, отражающую количество бизнесменов, которые перестали быть налоговыми резидентами, а также изменения в налоговых поступлениях бюджета от крупных бизнесменов после принятия закона.
Источник, близкий к Кремлю, заявил Reuters, что почти третья часть из 500 самых богатых людей страны приняли решение покинуть Россию после начала политики деофшоризации в 2014 году.
Эксперты, опрошенные Лайфом, не сомневаются в фундаментальной необходимости закона, а также полагают, что он эффективно работает, хотя и нуждается в доработке. Кроме того, для того, чтобы предметно говорить о плюсах и минусах последствий принятия закона, необходимо проводить серьёзную аналитическую работу.
— Закон о деофшоризации, c одной стороны, действительно способствует значительному повышению прозрачности бизнес-среды в России, а также является небольшим, но заметным источником поступающих в доходную часть бюджета средств.
Косвенной, но важной его функцией является, пожалуй, и борьба с коррупцией. Таким образом, сам по себе закон вполне соответствует лучшим мировым практикам, несмотря на то что вызывает недовольство у многих подпадающих под него предпринимателей и т.п.
, — сказал Лайфу эксперт ИК «Финам» Тимур Нигматуллин.
По его словам, у закона есть также и ряд фундаментальных недостатков, которые во многом девальвируют его преимущества. Так, бизнес столкнулся со значительным увеличением административной нагрузки.
Помимо этого, из-за рисков, связанных с ведением бизнеса в РФ, в том числе из-за рисков судебной системы, многие не готовы раскрыть бенефициаров из-за опасений налоговых проверок, дополнительных расходов и т.п.
— Закон фундаментально необходим и уже эффективно работает, но явно нуждается в доработке, — резюмировал Тимур Нигматуллин.
— Политику деофшоризации российские власти проводят с 2014 года. Почему наши олигархи (в том числе Потанин, о котором пишет Reuters. — Прим. Лайфа) всполошились только сейчас? — говорит юрист BGP Litigation Анастасия Берман. — Деофшоризационные правила являются новыми для РФ, и отдельные положения до настоящего момента остаются неясными.
Такое отсутствие правовой определённости долгое время не позволяло владельцам бизнеса принять окончательное решение относительно реструктуризации бизнеса в целом, а также персонального налогового статуса.
Предварительно было необходимо провести анализ налоговых последствий смены резидентства для собственников бизнеса и их семей, определиться с юрисдикцией, уточнить технические аспекты получения статуса резидента иностранной юрисдикции, уладить жилищные вопросы, убедиться в рациональности такого решения.
Указанные действия требуют большого количества как временных, так и финансовых затрат, включая также получение заключения консультантов и оценки влияния каждого решения на бизнес в целом. В связи с этим реализовать намеченные решения на практике для многих бизнесменов стало возможно только сейчас.
По словам Анастасии Берман, никаких реальных рычагов давления на олигархов в случае их отказа от российского налогового резидентства ни в законодательстве РФ, ни на практике на данный момент не предусмотрено.
Сегодня налоговое резидентство физических лиц определяется по количеству дней пребывания на территории РФ, а именно более 183 дней в течение 12 последовательных месяцев.
При этом Минфин РФ уже неоднократно высказывал позицию относительно того, что независимо от количества дней пребывания в РФ налоговое резидентство может быть определено по месту центра нахождения жизненных интересов лица: проживание семьи, работа, политические и экономические интересы и т.д.
— Учитывая, что разъяснения Минфина РФ носят только рекомендательный характер и не являются нормативно-правовыми актами, данный подход не подкрепляется реальным применением.
Если указанный подход найдёт отражение в налоговом законодательстве РФ, смена налогового резидентства будет связана с дополнительными сложностями в случае наличия у лица устойчивых связей с РФ, — сказала Анастасия Берман.
Источник: https://life.ru/1015055