Минфин предлагает обсудить новый вариант закона о консолидированной группе налогоплательщиков
Министерство финансов представило новую редакцию законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков.
Речь в нём идет о внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса. Взаимозависимые организации смогут объединить базу по налогу на прибыль.
При этом основные обязанности налогоплательщика будут возложены на ответственного участника консолидированной группы.
Министерство финансов представило новую редакцию законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков. Речь в нём идет о внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса.
Документ размещен на сайте финансового ведомства. Взаимозависимые организации смогут объединить базу по налогу на прибыль.
При этом основные обязанности налогоплательщика будут возложены на ответственного участника консолидированной группы.
Проект был принят Госдумой в первом чтении еще в октябре прошлого года.
Затем состоялось обсуждение с участием представителей российского и международного бизнеса, экспертных и консультационных организаций, зарубежных налоговых и финансовых органов, а также международных финансовых организаций.
Был высказан ряд замечаний и предложений. С их учетом Минфин подготовил новую редакцию законопроекта и выставил ее на обсуждение для подготовки поправок ко второму чтению.
Согласно документу, консолидированной группой налогоплательщиков признается «добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков». Правовой акт определяет условия создания консолидированной группы, в частности:
Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями, при условии, если одна организация, являющаяся участником этой группы, непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций, являющихся участниками этой же группы, и доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное в настоящем пункте условие должно соблюдаться в течение всего срока действия консолидированной группы налогоплательщиков.
На дату создания консолидированной группы налогоплательщиков организации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, должны удовлетворять следующим условиям:
- организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации;
- в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
- размер чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер уставного (складочного) капитала.
В случае присоединения нового участника к существующей консолидированной группе налогоплательщиков организация, являющаяся этим участником, должна удовлетворять условиям, предусмотренным подпунктами 1 – 3 настоящей статьи, на дату своего присоединения.
Для всех в совокупности организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, на дату представления документов для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в налоговый орган выполняются все следующие условия:
- Совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации, составляет не менее 15 миллиардов рублей.
- Суммарный объем выручки от продаж товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей.
- Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.
Участниками консолидированной группы налогоплательщиков не смогут стать резиденты особых экономических зон, организации, применяющие специальные налоговые режимы, а также организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций или использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Ограничения есть для банков, страховых компаний, образовательных и медицинских учреждений и т.д.
(документ Word, 229.5 Кб)
Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов 2011».
Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д.
Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».
Чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован.
Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Особый порядок вступления в силу установлен для законов о бюджете, о налогах и сборах, а также таможенного законодательства.
Согласно проекту, данный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Источник: https://ppt.ru/news/97111
Закон о межстрановой отчетности внесен в Госдуму
Разработка данного проекта осуществлена с целью внедрения инициатив Направления 13 BEPS (Base Erosion and Profit Shifting — План противодействия размыванию налогооблагаемой базы и переводу прибылей) в рамках проекта ОЭСР по реформированию международной системы налогообложения.
Данный законопроект предусматривает внесение изменений в Раздел V.I НК РФ с целью закрепления трехуровневого подхода к подготовке документации по трансфертному ценообразованию для международных групп компаний.
Предыдущая версия законопроекта была представлена для публичного обсуждения в марте 2017 года. Новая редакция законопроекта во многом повторяет предыдущую, однако является более определенной в отношении конкретных требований к содержанию подготавливаемой документации.
Законопроект устанавливает обязанность налогоплательщиков, входящих в состав международных групп, с 1 января 2018 г. (в предыдущей версии – с 1 января 2017 г.) представлять:
• уведомление об участии в международной группе (не позднее 8-ми месяцев с даты окончания финансового года);
• страновые сведения по международной группе компаний, которые включают в себя:
- — страновой отчет по государствам, налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (Country-by-Country Report – CbCR);
- — глобальную документацию по международной группе компаний (Master file);
- — национальную документацию участника международной группы компаний (Local file).
Подобные требования уже введены в ряде стран, в том числе в Нидерландах, Кипре, Австрии, Бельгии, Италии, Испании, Ирландии, Франции, а также в Китае, Южной Корее и Японии с 2016 года (в отдельных странах – в отношении всех трех уровней отчетности, а в некоторых — только странового отчета). В связи с данными требованиями крупные международные группы компаний уже начали подготовку к подаче трехуровневой отчетности.
Российский законопроект предусматривает, что налогоплательщики также вправе в отношении периодов, начинающихся до 1 января 2018 г., подготовить и подать страновой отчет в России в добровольном порядке.
Такой вариант может быть интересен для крупных международных групп с головным холдингом в России.
Соглашение об автоматическом обмене страновыми отчетами уже подписано со стороны России, поэтому подача странового отчета в России позволяет получить освобождение от предоставления странового отчета в других юрисдикциях.
В соответствии с законопроектом международной группой компаний признается группа организаций, входящих в единый периметр консолидации для целей подготовки консолидированной финансовой отчетности, при условии наличия в ней хотя бы одного лица – налогового резидента РФ и одного лица, не являющегося налоговым резидентом РФ.
Требование о подаче новой отчетности распространяется на международные группы, совокупная выручка которых, в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью за предшествующий финансовый год, составляет не менее 50 миллиардов рублей. При этом в случае составления консолидированной отчетности в иностранной валюте эквивалентная сумма в рублях РФ определяется исходя из среднегодового официального курса рубля к валюте составления консолидированной отчетности.
Страновой отчет должен быть предоставлен материнской компанией группы или ее уполномоченным участником, если они являются российскими организациями или налоговыми резидентами РФ. Срок предоставления — не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года.
Страновой отчет должен содержать информацию о суммах дохода (внутри группы и от независимых лиц), прибыли, уплаченного и начисленного налога на прибыль, уставного капитала, численности работников, величине материальных активов группы в разрезе юрисдикций.
При этом по выбору налогоплательщика могут использоваться как данные согласно международным стандартам финансовой отчетности, так и исходя из локальных бухгалтерских стандартов соответствующих юрисдикций присутствия группы.
Страновой отчет также должен содержать информацию о видах деятельности всех компаний группы, включенных в консолидированную отчетность.
Глобальная документация предоставляется по требованию ФНС России в течение 3 месяцев с момента его получения, но не ранее 12 месяцев и не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года (в предыдущих редакциях законопроекта срок истребования глобальной документации ограничен не был).
Глобальная документация предоставляется налогоплательщиком – участником международной группы по запросу ФНС России. Она составляется в произвольной форме и должна содержать в себе следующую информацию:
- о структуре владения международной группы компаний;
- о деятельности международной группы компаний, включая описание основных драйверов финансовых результатов, цепочек создания стоимости по пяти крупнейшим продуктам, внутригрупповых договоров по оказанию услуг, информацию о функциях компаний и имевшей место реструктуризации бизнеса;
- о нематериальных активах, принадлежащих группе (с описанием стратегии развития и методики ценообразования в данной области);
- о внутригрупповой финансовой деятельности;
- иную информацию (финансовую отчетность, перечень и описание условий заключенных соглашений с налоговыми органами и пр.).
Национальная документация предоставляется налогоплательщиком — участником международной группы компаний в те же сроки, что и обычная документация для обоснования цен, а именно 30 рабочих дней с момента запроса (это новое положение по сравнению с предыдущей версией законопроекта).
Она составляется в произвольной форме в отношении контролируемых сделок с иностранными контрагентами, осуществляемых данным участником группы.
Национальная документация должна содержать информацию о совершенных сделках и результатах анализа ценообразования по ним, аналогичную раскрываемой в документации для целей налогового контроля цен, подготавливаемой для контролируемых сделок (групп однородных контролируемых сделок).
За непредставление уведомления (в предыдущей версии законопроекта использовалась формулировка «неправомерное непредставление») и страновых сведений, начиная с отчетности за 2021 год предусмотрены штрафы:
• 50 тысяч рублей за непредставление уведомления;
• 100 тысяч рублей за непредставление каждого из документов в рамках трехуровневой отчетности (предыдущая версия законопроекта не устанавливала штраф за непредставление глобальной и национальной документации).
Ожидается, что законопроект будет рассмотрен Госдумой в этом году и соответствующий закон вступит в силу начиная с 2018 года.
Источник: https://home.kpmg.com/ru/ru/home/insights/2017/08/intercountry-reporting-law-submitted-to-duma.html
Госдума отклонила ряд законопроектов о введении прогрессивной шкалы НДФЛ
МОСКВА, 12 октября /ТАСС/. Госдума отклонила в первом чтении четыре законопроекта о введении в России прогрессивной шкалы подоходного налога.
Законопроекты были подготовлены оппозиционными фракциями — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией». Документы были рассмотрены как приоритетные законопроекты фракций в соответствии с поправками в регламент Госдумы, ранее одобренные нижней палатой парламента.
В кпрф нашли 4 трлн
Согласно законопроекту КПРФ, при ежемесячном доходе менее 400 тыс. руб. предлагалось сохранить ставку налога на уровне 13%, при ежемесячном доходе от 400 тыс. до 1 млн рублей — 30%, при ежемесячном доходе свыше 1 млн рублей — предлагалось повысить ставку налога до 50%.
«Это не много, это нормально. Во Франции 60% налог. В Швеции — 26%, в США — 28%. Если мы примем наш закон, то страна получит 4 трлн 750 млрд рублей, это как раз заткнет все дыры бюджета», — сказал один из авторов законопроекта, первый зампред комитета по экономполитике Николай Арефьев (КПРФ).
Разрыв между богатыми и бедными
Согласно законопроекту ЛДПР, при годовом доходе до 180 тыс. рублей ставка налога устанавливается в размере 0%, от 180 тыс. до 2,4 млн руб. годового дохода — ставка налога 13%, при годовом доходе от 2,4 млн рублей до 100 млн рублей — налог должен составить 288,6 тыс. руб. + 30%, при доходе от 100 млн руб. годового дохода налог должен составить 29 млн 568,6 тыс. рублей + 70% .
«Сегодня 10% наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН. Если учитывать скрытые доходы, незаконное предпринимательство, коррупционное вымогательство, разрыв может достигать 40 раз», — указывается в пояснительной записке к законопроекту.
«Тех, кто подлежит налогообложению в 70%, их всего 23 тыс. по России, мы их все знаем», — отметил выступивший от ЛДПР депутат Сергей Катасонов. По подсчетам ЛДПР, принятие законопроекта принесло бы в консолидированный бюджет РФ 2,05 трлн рублей.
За социальную справедливость
Фракция «Справедливая Россия» подготовила два законопроекта о прогрессивной шкале НДФЛ.
Согласно первому, автором которого является депутат Олег Нилов, по доходам до 5 млн рублей в год и доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные и имущественные налоговые вычеты, ставка налога сохраняется на уровне 13%, по доходам от 5 млн до 50 млн рублей в год ставка налога вырастет до 18%, по доходам от 50 млн до 500 млн рублей в год ставка налога составит 23%, по доходам свыше 500 млн рублей в год — 28%.
«Необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, мировая практика социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физлиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Законопроект другого «справоросса» Валерия Гартунга предусматривает сохранение ставки в 13% для доходов до 24 млн рублей в год, для доходов от 24 млн до 100 млн рублей в год предлагается ставка в 25%, от 100 млн до 200 млн рублей в год — 35%, для доходов свыше 200 млн рублей в год — 50%.
Фракция «Единая Россия» выступила против всех законопроектов. Как подчеркнул первый замруководителя фракции Андрей Исаев, дифференциация шкалы НДФЛ создаст очереди в налоговую инспекцию. «Подоходный налог — это один из элементов налоговой политики.
Бессмысленно реформировать один элемент, не понимая того, как в целом пытаемся выстроить эту налоговую политику.
Поэтому я считаю, в 2018 году мы должны обсудить все возможности, обсудить все плюсы и минусы, в том числе шкалы прогрессивного налога, но сейчас в том виде, в котором предложили наши коллеги из оппозиционных фракций, мы поддерживать данный проект не будем, потому что понимаем, что пользу людям он особой не принесет», — заключил депутат.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/4639994
Топ-10. Важнейшие налоговые законы — 2016
Несколько дней назад разместил в блоге пост «Топ-10. Важнейшие судебные прецеденты по налоговым спорам 2016 г.»
Продолжая тематику, сегодня я хочу разместить новый топ-10, а именно «Важнейшие налоговые законы 2016». Читаем и обсуждаем..
Топ-10. Важнейшие налоговые законы 2016 года
В 2016 г. федеральный законодатель принял в общей сложности 469 федеральных законов.
Законы были разные: большие и маленькие, содержательные и технические, «добрые» и «злые», но не о качестве пока речь, а именно о количестве. Кстати, порассуждать о том, «хорошо» это или «плохо», столь большое количество законов мне бы тоже хотелось, но не сейчас, а как-нибудь в другой раз (обещаю).
Что касается именно налоговых законов, то у меня получились следующие обобщенные данные.
Из 469 федеральных законов, сугубо налоговых, т.е. вносящих поправки в часть первую и/или вторую НК РФ было 54.
Если же смотреть более широко на понятие «налоги» и считать для целей моей статистики те законы, которые касались налогов косвенно (разные там ККМ, бух/учеты, обязательные платежи-неналоги, административные споры по налогам, налоговые преступления т.д.), то, таковых получается больше.
Вот пример. В мою топ-10 вошли 2 вообще неналоговых закона, которые, тем не менее являются для сферы налогов очень важными.
Это федеральный закон о поправках в УК РФ, которые установили новые правила для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления (ст. 198, 199, 199.
1 УК РФ), и федеральный закон с поправками в КАС РФ, которыми для физических лиц был установлен приказной порядок взыскания недоимки в судебном порядке. Это что, разве «неналоговые» законы?
Иными словами, по подсчетам с использованием моей собственной методики «законов про налоги» у меня получилось порядка 65, десять из которых вошли в мой рейтинг.
Вывод: из 469 законов 2016 г., 65, так или иначе, касались налогов и прочего фиска. Путь будет так, да не судите меня строго («плюс» или «минус» 1-2 закона в ту или иную сторону считать не будем, т.к. для целей нашего анализа это уже не принципиально).
(закон о совершенствовании налогового администрирования)
Первый закон в рейтинге налоговых законов 2016 г., без сомнения, это Федеральный закон № 130-ФЗ. На первую позицию этот закон выдвигает большое количество поправок в часть первую НК РФ, имеющих содержательный, а иногда даже и принципиальный характер.
Этот закон, начал разрабатываться еще в 2014 г. в рамках правительственной «дорожной карты» (распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р «Совершенствование налогового администрирования», и 26 декабря 2014 г. был внесен в ГосДуму (законопроект № 688389-6)).
Однако, после принятия закона в первом чтении 18 мая 2015 г. депутаты о проекте «подзабыли» почти на год, и только 20 апреля 2016 г. закон был принят во втором чтении, а через 2 дня и в третьем чтении. Почему закон так «залежался» сказать трудно, но когда о нем «вспомнили» депутаты, то приняли они его практически одномоментно, а уже 1 мая закон подписал Президент РФ.
Последний раз в НК РФ такие комплексные поправки по налоговому администрированию вносились в 2013 г. (Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ (закон депутата Л.Я. Симановского)).
Однако нынешний закон «сенсационным» назвать сложно, т.к. в основном все его поправки касались уточнения уже существующих институтов и процедур.
Кроме того, некоторые положения закона должны были получить свое развитие в подзаконных актах ФНС РФ, которая в течение года так и не приняла необходимые регламенты.
Из важнейших положений закона можно назвать:
- Введение новых правил о вступлении в силу актов Правительства РФ о налогах (они должны вступать в силу также как и федеральный законы), а также правил о вступлении в силу НПА о налоговой отчетности (через 2 месяца после опубликования);
- Установление новых сроков (5 дней) для обоснования налоговых льгот; кроме документов, обосновывающих льготы налогоплательщики обязаны представлять и пояснения;
- Разрешение налогоплательщиками предоставлять копии документов на бумажных носителях в прошивках, а также в скан-копиях (и в том и в другом случае ФНС должна разработать и утвердить соответствующий «порядок», однако до настоящего времени НПА от ФНС не приняты, а имеются только в проектах);
- Уточнение порядка проведения ДМНК, ознакомления с их результатами, определение новых сроков представления возражений по ним (10 дней) и т.д.;
- Установление новой процедуры приостановления решений налоговых органов, вступивших в законную силу;
- и др.
2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»
(закон о реформе взимания страховых взносов и о расширении доступа к УСН)
Закон примечателен двумя моментами.
Во-первых, в нем очень последовательно и подробно определена нормативная база нового правового регулирования взимания страховых взносов в связи с изъятием их из ведения внебюджетных фондов и передачи их администрирования и контроля налоговым органам.
Во-вторых, в этот, вообще-то «страховой» закон, как-то попали нормы о новых показателях доступа к упрощенной системе налогообложения (УСН).
В итоге получился такой двоякий закон, регулятивное значение которого достаточно велико, в связи с чем я и поставил его на второе место (хотя уверен, некоторые мои коллеги поставили бы его даже на первое место, т.к.
изменения в порядке взимания страховых взносов касается абсолютно ВСЕХ ВСЕХ ВСЕХ; а кроме того, огромное количество малого бизнеса применяет УСН, поэтому новые правила доступа к УСН и по его сохранению, фактически есть не только «сигнал» малому бизнесу, но и его непосредственная поддержка).
3. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»
(закон об актуальных вопросах современной налоговой политики)
Этот закон, появившийся за месяц перед новым годом, стал первым комплексным законом о налогах, принятым новым составом ГосДумы седьмого созыва.
В этом законе нашли свое воплощение все наработки и идеи Правительства по актуальным вопросам налоговой политики, которые «накопились» у него за вторую половину 2016 г.
При внесении проекта закона в ГосДуму 20 октября, Правительство обозначило его как «законопроект в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики».
Представляется, что это хотя и один из первых «думских» законов, но пока еще «не депутатский», т.к. депутаты в нем себя еще не реализовали, ведь основная инициатива в разработке закона все-таки принадлежала именно Правительству (читай «Минфину»).
Из самых известных положений этого закона:
- предоставление возможности уплачивать налог за налогоплательщика и иных лиц третьим лицам (без права требования возврата из бюджета плательщиком);
- предоставление возможности обращения взыскания недоимки не только на взаимозависимые организации, получающих доходы недоимщика, но и на физические лица;
- увеличение размера пени, уплачиваемой организациями при просрочке уплаты налога: в первые 30 дней после просрочки 1/300 ставки рефинансирования ЦБ; при превышении 30 дней – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ (вступает в силу с 1 октября 2017 г.)
- перераспределение в пользу федерального бюджета 1 % налога на прибыль организаций (зачисление в период 2017–2020 гг. в федеральный бюджет суммы налога, исчисленного по налоговой ставке 3 %; в бюджеты субъектов РФ – по налоговой ставке 17 %);
- введение обязанности для самозанятых граждан подать в ИФНС уведомление о том, что они оказывают физ/лицам услуги для личного (домашнего) потребления (с предоставлением в 2017-2018 гг. права не уплачивать НДФЛ тем, кто оказывает услуги по уборке, репетиторству и уходу за нетрудоспособными).
Кроме того законом № 401-ФЗ:
- индексируются ставки акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, установленные на 2017 г., и устанавливаются ставки акцизов на 2018 и 2019 гг.
- определяются новые виды подакцизных товаров (электронные системы доставки никотина, жидкости для таких систем, табак, предназначенный для потребления путём нагревания);
- уточняются требования, предъявляемые к КГН и её участникам, и порядок формирования консолидированной налоговой базы такой группы;
Источник: https://zakon.ru/blog/2017/1/17/top10_vazhnejshie_nalogovye_zakony_2016
Закон о «Консолидированной финансовой отчетности»: дождались?!!!
Наконец-то поклонники МСФО и сторонники их официального признания в России могут отпраздновать принятие давно ожидаемого Закона «О консолидированной финансовой отчетности» (далее – Закона).
Cуть нового закона сводится к требованию для российских банков, страховых компаний и предприятий, ценные бумаги которых котируются на российском фондовом рынке, представлять свою консолидированную отчетность в соответствии с МСФО (наряду с бухгалтерской отчетностью) начиная с отчетности «за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации», т. е. ориентировочно в период с 2011 по 2015 г. Те организации, ценные бумаги которых обращаются на торгах фондовых бирж и которые составляют консолидированную отчетность по иным признанным международным правилам (например, по ГААП США), должны будут перейти на МСФО начиная с отчетности за 2015 г.
Годовая консолидированная отчетность подлежит ежегодному обязательному аудиту и опубликованию. Отчетность представляется участникам организации и в уполномоченные федеральные органы (для банков это означает в ЦБ РФ) до проведения общего собрания участников, но не позднее 120 дней после окончания года, за который она составлена.
Вспомним историю создания Закона и постараемся оценить причины столь затяжного процесса принятия, а также его значение для России.
История создания
Принятие Закона знаменует собой завершение важнейшего этапа реформы бухгалтерского учета, проводимой правительством РФ (в основном через Минфин) начиная с середины 90-х гг. прошлого столетия.
Отчеты о движении по тернистому пути официального признания МСФО в России за 2004, 2006 и 2007 гг.
– это все, что сегодня опубликовано на сайте Минфина[1] под рубрикой «Реформа бухгалтерского учета», да и то эти документы больше напоминают социологический опрос бухгалтеров об их отношении к МСФО, чем отражают усилия Минфина по гармонизации российской системы учета с международной.
В течение последних 5–7 лет судьба закона о консолидированной отчетности оставалась неясной, и многие уже потеряли надежду на то, что он будет окончательно принят. Наиболее близок к принятию Закон был в 2004–2005 гг.
В первом чтении Закон был принят Думой 30 октября 2004 г. Представитель Минфина А.
Бакаев тогда комментировал: «Круг нового закона небольшой, в последней редакции это коммерческие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организаторах торговли; по данным ФСФР, таких организаций 1367»[2].
Однако, несмотря на многочисленные обсуждения, последовавшие за принятием Закона в первом чтении, в 2005 г. он принят не был и фактически «завис» между двумя чтениями в Думе. Тогда, в 2005 г.
, почти уже окончательно принятый Закон был снова возвращен на доработку (в принятой в 2010 г. версии Закона, естественно, было удалено державшееся до самого последнего времени положение о том, что организации будут должны составлять консолидированную финансовую отчетность по стандартам МСФО начиная с отчетности за 2005 г.).
При этом нужно отметить что, не ожидая ввода Закона в действие, еще с середины 90-х крупные компании начали самостоятельно готовить свою отчетность по МСФО, а с 1 января 2004 г. по указанию ЦБ России отчетность по международным стандартам стали готовить все российские банки.
Почему так долго? Дискуссии, споры, препятствия
Предметами споров на пути принятия Закона были многолетние дискуссии по целому ряду тем, например: целесообразно ли применение МСФО в отношении только консолидированной (без индивидуальной) отчетности компаний или почему сводная отчетность российских групп должна представляться по международным, а не по российским стандартам бухгалтерского учета.
Серьезным препятствием для перехода на МСФО законодатели долгое время считали вопросы расчета налога на имущество. По их мнению, по международным правилам имущество должно оцениваться по рыночной цене, а это означало бы увеличение его балансовой стоимости в несколько раз. Соответственно, в несколько раз увеличились бы и налоги на имущество.
Другим спорным моментом считалось наличие требования МСФО учитывать в составе активов все ресурсы, которые компания контролирует. По российским правилам к активам относятся лишь ресурсы, на которые организация имеет формальное право собственности. Это «противоречие» долгое время не было разрешено и казалось серьезным препятствием внедрению МСФО в России.
Также нужно рассмотреть вопрос соотношения МСФО и российского законодательства с точки зрения понятийного аппарата. Например, в российской практике используется термин «аффилированные лица» вместо понятия МСФО «связанные стороны». Без конкретного законодательного определения этого разночтения работать дальше невозможно.
Кроме того, в России необходимо создание четкой системы одобрения стандартов финансовой отчетности. На сегодняшний день Закон предусматривает «признание правительством» стандартов МСФО, а в Европе для аналогичных целей используют двухуровневую систему: сначала решение принимается на техническом бухгалтерском уровне, а потом – на политическом.
Политическое сопротивление состояло в том, что многие считали, что МСФО в России нужны только для иностранцев и не стоит этому потакать. Обосновывали необходимость составления отчетности крупными компаниями по международным стандартам тем, что западных инвесторов интересуют в основном крупные предприятия – значит, их бухгалтерия должна быть прозрачной и понятной.
Планы Минфина, согласно которым неоднократно отодвигались сроки полного перехода российских предприятий на МСФО, имели своим истоком Постановление о реформе бухгалтерского учета и отчетности, которое датировано 1998 г.
Затем в 2004 г. правительство РФ предприняло еще одну попытку реформы, приняв программу реформирования, нацеленную на переход к МСФО. Тот пересмотр планов Минфином предусматривал переход в два этапа: с 2004 по 2007 г.
и с 2008 по 2010 г.
Предполагалось, что на первом этапе (с 2004 по 2007 г.) по-новому должны были начать работать открытые акционерные общества и организации, ценные бумаги которых обращаются на финансовом рынке, а на втором должен был произойти обязательный переход на МСФО всех других предприятий. Как мы знаем, эти планы не осуществились.
Наконец после долгих дискуссий Закон был принят Государственной Думой 7 июля 2010 г. Через неделю, 14 июля, его одобрил Совет Федерации, а 27 июля 2010 г. подписал президент РФ.
Закон есть закон!
Закон довольно краток и прямолинеен, но, тем не менее, в нем есть определенные неясности. Например, в ст. 3.
3 говорится о некой «адаптированной» к особенностям РФ версии МСФО: «На территории Российской Федерации применяются МСФО… признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации».
Если это будет «полуавтоматическое» одобрение и утверждение МСФО, применяемых глобально, то их целостность на территории РФ не будет подвергаться сомнению международным инвестиционным сообществом.
Однако если правительством будет внесено хотя бы одно изменение или ограничение на использование какого-либо международного стандарта, то это немедленно негативно отразится на всей отчетности, так как будет нарушена целостность системы отчетности. Что еще хуже – возможно непропорциональное ухудшение восприятия объективности и полноты отчетности, составленной по «российским МСФО», со стороны инвесторов, особенно иностранных.
В целом, по мнению автора статьи, Закон в том виде, какой он есть сейчас, мало что дает: те организации, которые подпадают под этот закон, и так работают по МСФО.
Очевидно, что те компании, на которые распространяется Закон и которые еще не перешли на МСФО (если такие еще имеются), должны составить внутренний график перехода на МСФО, сформировать рабочие группы по переходу и начать процесс подготовки перехода.
Нехватка опытных кадров уже не является одной из самых больших сложностей, с которыми сталкивались компании еще 5–7 лет назад.
Большинство крупных российских компаний располагают достаточным количеством опытных специалистов для решения задач, связанных с формированием отчетности по МСФО.
Те, кто только готовится к выполнению требований Закона, должны предпринять целый ряд действий, среди которых необходимо выделить следующие шаги:
– Проведение общей оценки последствий перехода на МСФО для бизнеса.
– Выбор учетной политики по МСФО.
– Определение недостающих данных для подготовки отчетов по МСФО.
– Совершенствование систем сбора данных.
– Разработка процедур внутреннего контроля для подтверждения достоверности данных.
Можно сделать вывод, что самым главным последствием принятия Закона является перевод МСФО из области добровольного применения в официальное юридическое поле Российской Федерации.
Теперь МСФО становятся частью легальной системы России, и мы надеемся, что это ускорит процесс более массового перехода предприятий на принципы справедливого и прозрачного отражения в отчетности всех бизнес-операций, что в конечном итоге – через повышение доверия инвесторов – принесет пользу всей российской экономике.
[1] https://www1.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/monitoring.
[2] https://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?pg4=74&id4=4751.
Источник: https://finotchet.ru/articles/623/
Госдума приняла пакет поправок в Налоговый кодекс
Госдума одобрила в третьем чтении проект федерального закона, которым вносятся обширные поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на совершенствование процедуры взимания отдельных видов налогов.
Законопроект предусматривает, что законодательный орган госвласти субъекта, на территории которого налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу пени начисляются:
- за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;
- за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;
- за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.
Статья 88 НК РФ дополняется положением, согласно которому при проведении камеральной проверки декларации по налогу на прибыль организаций, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, касающиеся применения инвестиционного вычета, и истребовать первичные и иные документы, подтверждающие правомерность вычета.
Ряд изменений коснулся плательщиков единого сельхозналога.
Здесь предусматривается, что организации и ИП на ЕСХН имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по НДС, при условии, что они переходят на уплату налога и реализуют данное право в одном и том же календарном году, либо при условии, что за предшествующий налоговый период по ЕСХН доход от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысил в совокупности: 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020 год, 70 млн рублей за 2021 год, 60 млн рублей за 2022 год и последующие годы.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган. При этом отказаться от освобождения плательщики ЕСХН не могут до истечения 12 календарных месяцев.
А по истечении 12 месяцев указанные лица должны подать документы, подтверждающие, что за этот период выручка от реализации без учета налога не превышала 2 млн рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение.
В перечень операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, добавлены услуги по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Еще одним положением законопроекта предусматривается, что в случае приобретения товаров, в том числе ОС и нематериальных активов, за счет субсидий или бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров в РФ, вычету не подлежат. Так же вносится ряд других изменений в главу 21 «Налог на добавленную стоимость».
В главу 22 «Акцизы» вводится новая статья 179.6 «Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов».
Устанавливаются ставки для налогообложения подакцизных товаров с 1 января 2018 года: ставки акцизов на 2018-2019 годы сохраняются на уровне, установленном действующей редакцией статьи 193 НК РФ, за исключением ставок акцизов на сигареты и папиросы. А в 2020 году ставки акцизов на подакцизные товары увеличиваются.
Законопроектом также вносится множество других изменений в часть вторую Налогового кодекса.
Источник: https://spmag.ru/news/gosduma-prinyala-paket-popravok-v-nalogovyy-kodeks