Заявительный порядок возмещения НДС: «уточненный» механизм (Рогозина О.)
Дата размещения статьи: 13.08.2016
Ускоренный порядок возмещения НДС предполагает, что налог возмещается налогоплательщику еще до окончания камеральной проверки соответствующей декларации.
Однако если по итогам «камералки» право на вычет не будет подтверждено, то в бюджет придется вернуть неправомерно возмещенную сумму налога с процентами. Таковые же должны начисляться и в том случае, если до окончания ревизии будет подана уточненная декларация.
Причем до недавнего времени было не важно, уменьшается или увеличивается по «уточненке» сумма налога к возмещению…
Порядок возмещения НДС в заявительном порядке регламентирован положениями ст. 176.1 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Он дает налогоплательщикам право вернуть налог в ускоренном порядке, т.е. не дожидаясь окончания камеральной проверки соответствующей декларации.
До сих пор такой возможностью могут воспользоваться только достаточно крупные НДС-«игроки», с момента «рождения» которых до подачи декларации прошло не менее трех лет.
Причем совокупная сумма налогов, уплаченная за три календарных года, предшествовавших году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, должна составлять не менее 7 млрд руб. В совокупной сумме учитываются НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и НДПИ.
Налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, в данном случае не учитываются.
У компаний, которые не могут похвастать столь объемными налоговыми отчислениями в бюджет, также есть шанс ускорить возврат налога, но…
С этой целью одновременно с декларацией по НДС нужно представить в налоговый орган действующую банковскую гарантию. Таковая должна предусматривать обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы «заявленного» НДС, если по итогам «камералки» решение о возмещении НДС в заявительном порядке будет частично или полностью отменено.
Последствия уточнения
На практике довольно часто компании сталкиваются с тем, что, уже подав декларацию, обнаруживают в ней те или иные неточности. В общем случае п. 1 ст. 81 Кодекса обязывает налогоплательщиков подавать в налоговый орган «уточненки» только в том случае, если ошибка привела к занижению налоговой базы.
То есть если вы переплатили налог или обнаружили ошибку, которая на величине налоговой базы не отразилась, то сдавать «уточненку» вы вправе, а не обязаны.Собственно говоря, те же правила действуют и при заявительном порядке НДС. Однако тут все же есть свои особенности — все зависит от того, в какой момент была подана «уточненка».
Так, если уточненная декларация представлена до того, как налоговый орган вынес решение о возмещении НДС в заявительном порядке, то такое решение по ранее поданной декларации попросту не принимается.
Более сложным (и более того — влекущим неблагоприятные последствия для налогоплательщика) является второй вариант: «уточненку» компания сдала, когда «ускоренный» НДС ей уже был возмещен, но сама «камералка» первоначальной декларации еще не была закончена. В подобных ситуациях последствия будут следующими. Во-первых, отменяется решение о возмещении НДС в ускоренном порядке.
Во-вторых, организации придется вернуть не только сумму ранее возмещенного ей «ускоренного» НДС, но и проценты, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 Кодекса, которые исчисляются исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Обратите внимание! Кодексом не предусмотрена отмена решения налогового органа о возмещении НДС в ускоренном порядке в случае, если «уточненка» была подана налогоплательщиком уже после завершения «камералки» (см. Письмо Минфина от 9 июля 2012 г. N 03-07-15/73).
Инициатива наказуема
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19728
Уточненка по НДС приводит к отмене решения о возмещении НДС
14 ноября 2016 2406
После подачи уточненки по НДС, налоговики отменили свое решение о возмещении. Потребовали вернуть в бюджет сумму возмещения и уплатить проценты с нее.
Популярное по теме
Организация подала декларацию для возмещения НДС в заявительном порядке. Инспекция возместила НДС и приступила к камеральной проверке декларации.
До завершения проверки компания подала уточненку с увеличением суммы возмещения.
Налоговики отменили решение о возмещении НДС и выставили требование о возврате налога и уплате процентов со всей суммы возмещения. Компания считает, что проценты платить не должна.
Заявительный порядок возмещения НДС — это зачет (возврат) НДС, осуществляемый до завершения камеральной проверки декларации (п. 1 ст. 176.1 НК РФ). При этом налоговики вправе отменить решение о возмещении НДС в заявительном порядке либо по результатам камеральной налоговой проверки (п. 15 ст. 176.1 НК РФ), либо в случае подачи уточненной налоговой декларации (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).
После отмены решения организация должна вернуть в бюджет излишне полученные в заявительном порядке суммы. Кроме того, она обязана уплатить начисленные на эти суммы проценты в размере двухкратной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Что следует за уточненкой по НДС
После того, как налоговики получили уточненку, они отменяют камеральную проверку первичной декларации и начинают проверять новую. При этом решение налоговиков о возмещении налога отменяется.
Сделать это они обязаны не позднее дня, который следует за днем подачи уточненной декларации. Об отмене решения ИФНС должна уведомить организацию.
Организация в таком случае должна возвратить в бюджет ранее полученный НДС и уплатить проценты (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).
Однако проценты могут быть начислены только на суммы излишне возмещенного НДС. Данное обстоятельство может быть установлено исключительно по итогам проведения камеральной проверки.
Верховный суд указал, что у налоговиков отсутствует безусловное право начислять проценты на всю сумму возмещенного НДС, в случае если впоследствии организация представит уточненную декларацию.
Особенно если организация представит декларацию с корректировкой к возмещению НДС в большем размере по сравнению с ранее заявленной суммой налога.
https://www.youtube.com/watch?v=jmb_fVZQtvc
Если по итогам камеральной налоговой проверки такой уточненной декларации инспекция подтвердит право организации на возмещение НДС в увеличенном размере, то применять к ней меры ответственности в виде начисления процентов неправомерно.
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/4028-otmena-vozmeshcheniya-nds-posle-utochnenki-ne-vlechet-obyazatelno-nachislenie-protsentov
О налогах и о жизни
19 февраля 2013 года Президиум ВАС РФ рассмотрел налоговый спор о правомерности требования о возврате в бюджет всей ранее возмещенной в заявительном порядке суммы НДС при последующем уменьшении налогоплательщиком этой заявленной к возмещению суммы (Определение ВАС РФ от 11.12.2012 № ВАС-13311/12).
Судебные акты по делу:здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: Налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДС «к возмещению» в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ). Налоговый орган принял решение о возмещении заявленной суммы налога.
Далее налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой уменьшил сумму НДС к возмещению и уплатил в бюджет разницу между показателями первоначальной и уточненной декларациями.
Налоговый орган потребовал возвратить в бюджет всю сумму НДС, возмещенную налогоплательщику по первоначальной декларации.
Вопрос: Правомерно ли требование налогового органа о возврате в бюджет именно всей суммы НДС, возмещенной налогоплательщику в заявительном порядке при представлении последним уточненной декларации с уменьшением суммы НДС, подлежащей возмещению?
Налогоплательщик: Неправомерно
Налоговый орган: Правомерно
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, исходили из того, что в случае выявления налоговым органом факта необоснованного заявления налогоплательщиком сумм НДС к возмещению налоговый орган вправе принять решение о возврате только излишне выплаченных сумм и соответствующих процентов.
Иное толкование норм НК РФ носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщику, представившему уточненную декларацию, поскольку ставит последнего в заведомо худшее положение в случае самостоятельного устранения выявленных ошибок в налоговой декларации путем подачи уточненной декларации по сравнению с выявлением недостоверно заявленных сведений самим налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки.
Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, отметив, что п. 24 ст. 176.1 НК РФ не предусматривает возможность частичной отмены решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке при подаче уточненной налоговой декларации.
Такое решение отменяется полностью, что согласуется с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ, в соответствии с которым, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст.
81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа (с передачей дела на новое рассмотрение).
Источник: https://www.nalog-briz.ru/2013/03/19022013-1331112.html
Сумма НДС, подлежащая возмещению, была уточнена: порядок уплаты процентов
ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495) 649-41-49; (495) 649-11-65
Если в заявительном порядке возмещена сумма НДС, превышающая указанную в уточненной декларации, поданной до завершения камеральной проверки, то при возврате излишне полученного налога проценты начисляются только на разницу между суммами НДС, заявленными в первичной и уточненной декларациях.
Организация представила в налоговый орган декларацию по НДС с указанной к возмещению суммой налога, банковскую гарантию и заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС.
Инспекция вынесла решение о возмещении указанного налога, после чего до завершения камеральной проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой к возмещению была заявлена меньшая сумма. При этом разницу между суммами налога к возмещению, указанными в первичной и уточненной декларациях, организация уплатила в бюджет.
Инспекция отменила свое решение, потребовала вернуть излишне полученный налогоплательщиком НДС (за вычетом уплаченной им разницы) и перечислить проценты за пользование всей суммой возмещенного налога. Не согласившись с указанным требованием, организация обратилась в суд.Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.
Они пришли к выводу, что при подаче уточненной декларации налоговый орган может отменить решение о возмещении налога в заявительном порядке в части и потребовать от налогоплательщика вернуть в бюджет только ту разницу, на которую последним была скорректирована сумма налога к возмещению, и начислить на нее соответствующие проценты.
Президиум ВАС РФ, рассмотрев в порядке надзора указанное дело, отменил судебные акты, мотивировав свое решение следующим образом.
При подаче уточненной декларации после принятия налоговым органом решения о возмещении налога в заявительном порядке, но до завершения камеральной проверки по первоначальной декларации, указанное решение отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной декларации (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).
Следовательно, данная норма не предусматривает возможности частичной отмены решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке при подаче уточненной декларации. Такой порядок согласуется с п. 9.1 ст.
88 НК РФ, в соответствии с которым при подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки все действия налогового органа в отношении первоначально поданной декларации прекращаются и начинается новая проверка на основании уточненной декларации.
Налогоплательщик, применяющий заявительный порядок возмещения НДС, обязуется не только вернуть излишне полученные суммы налога и уплатить соответствующие проценты, но и безоговорочно соблюдать установленные ст. 176.1 НК РФ правила. На основании изложенного Президиум ВАС РФ пришел к выводу о законности и обоснованности требования налогового органа о возврате полученного налогоплательщиком по первоначальной декларации НДС (за вычетом уплаченной им разницы) и начислении процентов за пользование всей суммой налога, возмещенной ранее. Вывод нижестоящих судов о возможности частичной отмены решения о возмещении Президиум ВАС РФ признал противоречащим п. 24 ст. 176.1 НК РФ.
Вместе с тем, как разъяснил Президиум ВАС РФ, при подаче уточненной декларации налогоплательщик также может применить заявительный порядок возмещения налога, если соблюдены установленные ст. 176.1 НК РФ требования.
При этом в связи с отменой решения о возмещении налога в заявительном порядке по первичной декларации в бюджет возвращается только разница между суммами НДС, заявленными к возмещению в первичной и уточненной декларациях.
Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что налогоплательщик, подавший уточненную декларацию, в которой самостоятельно устранил выявленные ошибки, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с тем, в отношении которого недостатки были выявлены налоговым органом.
Поэтому, если по итогам камеральной проверки уточненной декларации право на возмещение налога в заявленном размере будет подтверждено, то в бюджет должны быть уплачены проценты за незаконное пользование денежными средствами, начисленные только на разницу между суммами НДС, которые заявлены к возмещению в двух декларациях.
Оставшаяся часть процентов возвращается налогоплательщику в случае их взыскания на основании п. 24 ст. 176.1 НК РФ.Учитывая, что по результатам проверки уточненной декларации организации был возмещен НДС в заявленном размере, ВАС РФ передал данное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 13311/12)
Тенденция вопроса
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 13366/12.
Источник: https://portal-law.ru/summa-nds-podlezhaschaya-vozmescheniyu-byla-utochnena-poryadok-uplaty-procentov/
Заявительный порядок с подвохом
Самое важное в этой статье:
- Какие последствия для компании влечет отказ в применении заявительного порядка возмещения НДС;
- Если решение по «камералке» будет отменено, имеет ли организация право на возврат процентов, уплаченных по требованию инспекции вместе с ранее возмещенным налогом;
- Есть ли у организации шансы обязать инспекцию возместить не только НДС и проценты, ранее уплаченные в бюджет, но и проценты, начисленные на указанные суммы.
Организации при соблюдении определенных условий имеют право на заявительный порядок возмещения налога.
Этот безусловно полезный механизм заключается в том, что компания сдает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению и получает его на свой расчетный счет до завершения камеральной проверки (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).
Если по результатам «камералки» выяснится, что НДС возмещен неправомерно, то есть компания не имела права на его возврат из бюджета, фирма должна перечислить полученные средства обратно в казну и еще уплатить проценты (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Ведь, по сути, она какое-то время пользовалась бюджетными деньгами незаконно. Кстати, обязательство о возврате НДС и процентов плательщик подтверждает заранее, еще на стадии подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (п. 7 ст. 176.
1 НК РФ).
Проценты на суммы, которые должен вернуть налогоплательщик, начисляют исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Датой начала начисления процентов будет:
- при возврате налога – дата фактического получения денег;
- при зачете налога – дата соответствующего решения.
Вроде все понятно. Однако в массе своей решения о возмещении налога в заявительном порядке подтверждаются лишь частично. То есть, проведя камеральную проверку, инспекция выносит решение о неправомерном возмещении либо все всей суммы НДС, либо ее части. Соответственно у компании появляется обязанность вернуть «незаконную» часть обратно в казну. Как мы уже сказали – с процентами.
Но налогоплательщики не часто безропотно исполняют решения налоговиков. Большинство борется за свои права и оспаривает решение. Что же в этом случае происходит с процентами в налоговых отношениях? Кто, кому и сколько должен возвращать, приходится разбираться в судах.
В отношении возврата процентов, уплаченных компанией в бюджет вместе с НДС, ранее полученным в заявительном порядке, существует два не урегулированных НК РФ вопроса.
Оба связаны с отменой решения налогового органа по камеральной проверке, в результате которого компанию обязывают вернуть НДС, полученный в порядке ст. 176.1 НК РФ.
Первый: имеет ли право организация на возврат процентов, уплаченных вместе с ранее возмещенным налогом?
И второй: обязана ли инспекция в случае отмены ее решения вышестоящим налоговым органом или судом выплатить компании дополнительные проценты, начисленные на те, которые фирма уплатила в бюджет в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ?
Пробелы законодательства, как водится, восполняют Минфин России и суды.
Нет правила – поможет аналогия закона
Источник: https://ppt.ru/news/115954
Уточненка как помеха для быстрого возврата НДС
19.07.2013
«Главная книга»
Уже четвертый год действует заявительный порядок возмещения НДС, позволяющий вернуть налог из бюджета до окончания камеральной проверки декларации, по которой возмещается налог . Деньги поступят на банковский счет максимум через 16 рабочих дней после подачи в ИФНС заявления о применении заявительного порядка .
Но воспользоваться этим порядком могут далеко не все. В числе тех, кто может претендовать на ускоренный возврат НДС, — организации и предприниматели, представившие вместе с декларацией банковскую гарантию, которая отвечает определенным требованиям, в частности :
— выдана банком, включенным в минфиновский перечень;
— срок действия гарантии составляет не менее 8 месяцев со дня подачи налоговой декларации;
— сумма, на которую выдана гарантия, полностью покрывает сумму налога, заявленную к возмещению.
В 2010 г. мы уже подробно рассматривали особенности заявительного возмещения НДС, и с тех пор эта процедура не претерпела изменений.
А сейчас мы расскажем о том, какие последствия ждут налогоплательщиков, которые после подачи в ИФНС первичной НДС-декларации и заявления о применении заявительного порядка представят уточненную декларацию, в которой сумма к возмещению стала больше либо меньше.
Актуальный перечень банков, которые вправе предоставлять банковские гарантии в целях ускоренного возмещения НДС, можно найти на сайте Минфина: www.minfin.
ru -> раздел «Налоговые отношения» -> раздел «Налоговая и таможенно-тарифная политика» -> Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (https://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/)
СИТУАЦИЯ 1. Уточненка подана до того, как ИФНС приняла решение о возмещении НДС (или об отказе в возмещении) по первичной декларации
Тогда по первичной декларации решение вообще не принимается и право на оперативный возврат НДС по ней утрачивается. Однако налогоплательщику ничто не мешает по уточненной декларации также подать заявление на применение заявительного порядка .
Очевидно, что в этой ситуации представлять в инспекцию новую банковскую гарантию не нужно при условии, что срок действия ранее представленной (с момента подачи уточненки) укладывается в положенные 8 месяцев. Такое возможно, когда гарантия изначально выдана на бОльший срок, к примеру на год.
СИТУАЦИЯ 2. Уточненка подана после принятия ИФНС решения о возмещении НДС и перечисления денег, но до окончания камералки по первичной декларации
В этом случае камеральная проверка прежней декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. И все полученные из бюджета деньги налогоплательщик должен вернуть.
Да еще вместе с процентами, начисленными со дня фактического получения им суммы возмещения исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, что на сегодняшний день составляет 16,5% годовых . Сделать возврат нужно в течение 5 рабочих дней с даты получения от ИФНС соответствующего требования .
При этом, как утверждает Минфин, не важно, какая сумма налога к возмещению отражена в уточненной декларации — бОльшая или меньшая по сравнению с суммой в ранее поданной декларации .
Примечание. Бывает, что организации подают уточненки, в которых сумма НДС к возмещению остается прежней, а уточнение связано лишь с исправлением технической ошибки (например, данные об одной и той же сумме вычетов перенесены из одной строки декларации в другую или исправлен код ОКВЭД). И в этих случаях налоговики все равно требуют вернуть полученные деньги вместе с процентами.
Однако суды говорят, что оснований для начисления процентов нет, поскольку «факт незаконного пользования бюджетными средствами отсутствует» .
Недавно ВАС РФ вынес Постановление , в котором напомнил о возможности применить заявительный порядок к уточненной декларации, при этом добавил следующее.
Если в уточненке сумма к возмещению меньше, чем в ранее поданной декларации, то при заявительном порядке налогоплательщик должен вернуть в бюджет лишь разницу между суммами НДС, заявленными в первичной и уточненной декларациях.
Соответственно, и проценты должны быть начислены только на эту разницу. Все это при условии, что наличествует банковская гарантия — вновь выданная либо ранее полученная, если срок ее действия отвечает установленным требованиям.
Внимание! Проценты, уплаченные за пользование бюджетными средствами, для целей налогообложения прибыли учесть в расходах нельзя, так же как налоговые пени и штрафы .
Получается, что налогоплательщик, применивший заявительный порядок к уточненке, в которой сумма к возмещению больше, чем была, ничего возвращать не должен. Что касается банковской гарантии, то не обязательно получать ее заново на всю увеличенную сумму. Можно представить гарантию лишь на недостающую часть .
***
Кстати, если вместо «свежей» банковской гарантии вы представите допсоглашение к прежней гарантии, продлевающее срок ее действия, инспекция может отказать вам в возмещении налога в связи с непредставлением новой гарантии. Правда, есть судебное решение о том, что такой отказ незаконен .
ст. 176.1 НК РФ
п. 6 ст. 6.1, пп. 7-10 ст. 176.1 НК РФ
пп. 4, 6 ст. 176.1 НК РФ
п. 7 ст. 176.1 НК РФ
п. 24 ст. 176.1 НК РФ
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-325903-utochnenka_kak_pomeha_dlya_byistrogo_vozvrata_nds
Уточненка при заявительном порядке возмещения НДС не повлекла уплату процентов | Новости аудита
Положения НК РФ, обязывающие налогоплательщика при возврате излишне возмещенного в заявительном порядке НДС, найденного самостоятельно, уплачивать процент со всей задекларированной суммы, носят дискриминационный характер. Так решил суд. Ведь, если ошибка найдена инспекцией в ходе камеральной проверки, проценты начисляются только на разницу, подлежащую возврату.
ФАС Уральского округа 29 октября 2012 г. вынес постановление по делу № А76-4130/2012.
Общество «Н» 20 января 2012 г. подало декларацию по НДС к возмещению на 19,7 млн. рублей и заявление в порядке п. 1 ст. 176.1 НК РФ о возмещении до окончания проверки. Инспекция 26.01.2012 г. вынесла решение о возмещении и приступила к камеральной проверке.
29 февраля ошибочно была подана уточненная декларация по НДС, отличавшаяся заполнением по разделам, но суммы вычета не менявшая. На следующий день 1 марта она была отозвана, и налоговой было предложено продолжить проверку первоначальной декларации.
Однако инспекция 1 марта уже выписала требование о возврате всей суммы возмещенного НДС. К тому же, начислила проценты в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, сумма которых составила 310,2 тыс. руб. А 2 марта налоговый орган вынес решение об отмене решения о возмещении.
Суд первой инстанции поддержал позицию налоговой. Согласно п. 24 ст. 176.
1 НК, если уточненная декларация подается после принятия налоговым органом решения о возмещении заявленной суммы налога, но до завершения камеральной проверки, то решение о возмещении отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной декларации.
И еще день дается на извещение налогоплательщика о возврате денег с учетом процентов, начисленных на всю сумму возмещенного НДС, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 Кодекса (то есть в двукратном размере ставки ЦБ).
К моменту рассмотрения в апелляционной инстанции основная сумма НДС была возмещена и по уточненной декларации. Остались лишь спорные 310 тысяч процентов.
Суд обратил внимание, что если согласно п. 15 ст. 176.1 инспекция обнаружит излишне возмещенный налог самостоятельно в ходе проверки, то она вправе принять решение о возврате только излишне выплаченных сумм и соответствующих процентов.
Иное толкование положений пп. 17 и 24 ст. 176.1 НК РФ носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщику, представившему уточненную декларацию, поскольку ставит последнего в заведомо худшее положение в случае самостоятельного устранения выявленных ошибок.
По материалам дела, расхождение в итоговых суммах налогового вычета в двух декларациях отсутствует. Таким образом, у налоговой не было законных оснований для отмены решения о возмещении налога и направления требования об уплате и начисления процентов.
Суд апелляционной инстанции также указал, что уточненная декларация была на следующий день после ее подачи отозвана, законные основания для ее проверки отсутствовали. Но так как спор в этой части разрешен во внесудебном порядке, в этой части производство по делу подлежит прекращению.
Кассационный суд согласился с данным решением.
Audit-it.ru
Источник: https://www.auditinfo.ru/novosti-audita/utochnenka-pri-zayavitelnom-poryadke-vozmescheniya-nds-ne-povlekla-uplatu-protsentov.html
При заявительном порядке ошибочно не подтвердили вычет НДС — уточненка не вернет проценты
22 июля 2013 года компания представила в ИФНС декларацию по НДС за 2 квартал с суммой налога к возмещению 591 млн рублей и с применением заявительного порядка возмещения.
Затем в ходе камеральной проверки инспекция установила несоответствие данных декларации данным первичного учета (в части вычета в размере 28 млн рублей) и отказала в возмещении 28 млн, направила требование об уплате налога и процентов. Компания их уплатила и направила уточненную декларацию, в которой заявила этот же вычет, предъявив подтверждающие документы. По результатам камеральной проверки уточненки инспекция предоставила вычет.
Компания, в свою очередь, обратилась в инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканной суммы процентов за пользование бюджетными средствами. Получив отказ, компания обратилась в УФНС, а затем и суд (дело № А09-13817/2014) с иском о возврате уплаченных процентов.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что заявительный порядок возмещения НДС является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик, отвечающий требованиям, указанным в статье 176.1 НК. Используя это право, налогоплательщик обязуется не только возвратить в бюджет излишне полученные суммы налога, но и уплатить проценты за незаконное их использование.
Суды учли, что неправомерное заявление вычетов выявлено не налогоплательщиком, а установлено инспекцией в рамках проведенной камеральной налоговой проверки и отражено в решении, которое компания в судебном порядке не оспорила.
При этом уплаченные проценты суды сочли санкцией за неправомерное использование бюджетных средств и указали, что их возврат возможен только при признании недействительным решения по первоначальной декларации судом или УФНС, а НДС правомерно заявленным к вычету и возмещенным налогоплательщиком.
В решении судьи ВС (310-КГ15-18128 от 26.01.2016) указано: «подача уточненной декларации после завершения камеральной проверки не влечет автоматического признания недействительным ранее вынесенного инспекцией решения…
отмена решения инспекции об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке по ранее поданной декларации и возврат соответствующих процентов, предусмотренных пунктами 10 и 17 статьи 176.
1 Налогового кодекса, не производятся, поскольку это не предусмотрено НК».
В передаче дела в коллегию по экономическим спорам компании отказано.
Источник: Audit-it.ru
Источник: https://mbko.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=5406
Как возместить НДС, если сумма вычетов превысила сумму начисленного налога
Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС превысила рассчитанную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ). Порядок возмещения следует отличать от порядка возврата (зачета) излишне уплаченной суммы НДС.
Общие правила возмещения НДС установлены статьей 176 Налогового кодекса РФ. Они распространяются и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.
При этом наряду с общим порядком возмещения НДС, предусмотренным статьей 176 Налогового кодекса РФ, некоторые организации могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога, который установлен статьей 176.
1 Налогового кодекса РФ (п. 12 ст. 176 НК РФ).
Процедура возмещения НДС включает в себя несколько этапов.
Сначала организация должна подать в налоговую инспекцию:
Если инспекция не получит заявление до того момента, когда она примет решение возместить НДС, ускоренный порядок возврата (зачета), предусмотренный пунктами 7–11 статьи 176 Налогового кодекса РФ, не применяется. В этом случае будет действовать общий порядок, установленный статьей 78 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в пункте 11.1 статьи 176 Налогового кодекса РФ.
Получив декларацию, налоговая инспекция проведет ее камеральную проверку (ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ).
В рамках проверки организации будет выставлено требование о предоставлении документов, подтверждающих заявленную сумму возмещения. В этом же требовании инспекция может запросить пояснение причин возмещения НДС. Пояснения можно дать в произвольной форме.
Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт поступит на рассмотрение руководству инспекции (ст. 101 НК РФ).
В течение пяти рабочих дней со дня составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение 15 дней после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на подачу возражений, руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает акт проверки и возражения организации (если они были направлены). И далее принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении организации к налоговой ответственности. Одновременно с этим решением принимается:
- решение о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
- решение о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
- решение о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 176 и пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
О принятом решении налоговая инспекция должна сообщить организации в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Сообщение передается руководителю организации (его представителю) лично под расписку или иным способом (п. 9 ст. 176 НК РФ).
В частности, решение может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г.
№ ММВ-7-2/169.
Решение о возврате принимается, если у организации нет недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням (п. 6 ст. 176 НК РФ).
На следующий рабочий день после принятия такого решения инспекция должна направить в территориальное управление казначейства поручение на возврат налога, указав в нем любой известный ей расчетный счет организации.
По общему правилу возмещение НДС производится, если декларация (первичная или уточненная) подана в течение трех лет по окончании соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК РФ).
Если уточненная декларация будет подана позже, возместить НДС организация сможет только при условии, что сумма возмещения, отраженная в уточненной декларации, уже была ранее заявлена (в пределах трех лет). Такой порядок следует из совокупности норм пункта 1 статьи 81, пунктов 2 и 9.1 статьи 88, пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 20 марта 2013 г.
№ АС-4-3/4811 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 24 августа 2012 г. № Ф03-3855/2012, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/1931-11).
Если решение о возмещении НДС по первоначальной декларации уже принято инспекцией, то возмещать налог нужно в размере, указанном в этой первоначальной декларации. Во всех остальных случаях для определения размера возмещения необходимо учитывать время подачи уточнения.
В отношении первоначальной декларации налоговая инспекция проводит камеральную проверку, продолжительность которой, как правило, составляет три месяца с момента представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки не было выявлено нарушений, в течение следующих семи рабочих дней по окончании этого срока инспекция должна принять решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).
Уточненная декларация может быть сдана в налоговую инспекцию:
- в период проведения камеральной проверки первоначальной декларации;
- по окончании камеральной проверки первоначальной декларации, но до принятия решения о возмещении НДС;
- после принятия решения о возмещении НДС по первоначальной декларации.
В первом случае при поступлении уточненной декларации камеральная проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если в процессе новой проверки инспекция не обнаружит никаких ошибок, НДС будет возмещен в сумме, указанной в уточненной декларации.
Во втором случае, принимая решение о возмещении НДС по первоначальной декларации, инспекция будет учитывать суммы, заявленные к возмещению в уточненной декларации. Здесь возможны два варианта:
- сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией увеличена (например, из-за включения в общую сумму возмещения дополнительных счетов-фактур или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения);
- сумма возмещения по сравнению с первоначальной декларацией уменьшена (например, из-за исключения из общей суммы возмещения вычетов по отдельным счетам-фактурам или из-за исправления счетов-фактур, ранее учтенных при определении суммы возмещения).
Если корректировка сделана в большую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, заявленных в первоначальной декларации и подтвержденных в ходе ее камеральной проверки. Свои действия налоговая инспекция мотивирует тем, что обоснованность возмещения увеличенной суммы НДС не проверялась. При этом в отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.
Если корректировка сделана в меньшую сторону, НДС будет возмещен в пределах суммы вычетов, указанных в уточненной декларации и подтвержденных в ходе камеральной проверки первичной декларации.
В отношении суммы, заявленной в первоначальной декларации, инспекция примет решение о частичном отказе в возмещении.
В отношении уточненной декларации будет назначена самостоятельная камеральная проверка.
Правомерность таких действий будет обоснована положениями пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которым при рассмотрении материалов проверки должны исследоваться любые документы, имеющиеся в инспекции. В рассматриваемой ситуации таким документом может быть признана уточненная декларация с уменьшенной суммой НДС к возмещению.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 июля 2012 г. № СА-4-7/12100.
В третьем случае решение о возмещении НДС будет приниматься после камеральной проверки уточненной декларации. При этом решение, принятое по итогам проверки первичной декларации, значения не имеет.
Если размер возмещения уменьшается, одновременно с подачей уточненной декларации организации следует перечислить в бюджет сумму возникшей недоимки и пени.
Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Налоговые обязательства организации должны быть скорректированы по итогам того периода, в котором была допущена ошибка.
Налоговым законодательством установлен единый порядок корректировки налоговых обязательств за истекшие периоды.
Независимо от того, увеличивается или уменьшается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уточненные налоговые декларации подаются за те периоды, в которых были допущены ошибки, исказившие реальные налоговые обязательства. Это следует из положений пункта 1 статьи 54 и пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемой ситуации налоговые обязательства организации уменьшаются.
Если после камеральной проверки уточненной декларации инспекция согласится с увеличением суммы НДС к возмещению, она должна отразить свое решение в карточке РСБ.
На практике возможны два варианта:– если до подачи уточненной декларации у организации была недоимка по НДС, ее сумма снижается;
– если до подачи уточненной декларации у организации была переплата по НДС, ее сумма увеличивается.
В обоих случаях датой уменьшения налоговых обязательств (увеличения суммы НДС к возмещению) является дата, установленная законодательством для подачи первоначальной налоговой декларации.
Срок подачи декларации по НДС – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом. Именно на эту дату формируются налоговые обязательства организации (п. 5 ст. 174, п. 1 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, после камеральной проверки первоначальной декларации по НДС инспекция должна была отразить в карточке РСБ сумму налога к возмещению по сроку 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уточненные декларации представляются взамен первоначальных. В них корректируются ранее сформированные налоговые обязательства.
Но поскольку меняется только размер, а не дата возникновения обязательств, на основании уточненной декларации (после ее камеральной проверки) инспекция должна увеличить сумму НДС к возмещению на ту же дату.
То есть на 25-е число первого месяца, следующего за налоговым периодом, по итогам которого были сформированы первоначальные налоговые обязательства.
При этом если до корректировки инспекция начисляла организации пени, то суммы пеней тоже должны быть пересчитаны с этой даты. Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 176 Налогового кодекса РФ и пункта 4 раздела VIII Единых требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Организация является плательщиком НДС.
В декларации по НДС за I квартал текущего года организация заявила сумму налога к возмещению в размере 30 000 руб. Декларация сдана в инспекцию своевременно – 25 апреля текущего года.
К моменту подачи декларации за организацией числилась недоимка по НДС в размере 40 000 руб. На эту недоимку были начислены пени в сумме 1500 руб.
После камеральной проверки поданной декларации инспекция скорректировала сумму налоговых обязательств организации. В карточке РСБ на дату 25 апреля отражена недоимка в размере 10 000 руб. (40 000 руб. – 30 000 руб.).
С 26 апреля инспекция продолжила начислять пени исходя из уменьшенной суммы недоимки.
В августе текущего года бухгалтер организации обнаружил, что в налоговой декларации по НДС за I квартал была занижена сумма вычетов. Выяснилось, что в результате ошибки организация занизила сумму налога, подлежащую возмещению, на 15 000 руб.
Бухгалтер организации пересчитал налоговые обязательства по НДС за I квартал и 5 августа подал в налоговую инспекцию уточненную декларацию. После камеральной проверки уточненной декларации инспекция скорректировала сумму налоговых обязательств организации. В карточке РСБ на дату 25 апреля была отражена переплата в размере 5000 руб. (15 000 руб. – 10 000 руб.).
Одновременно с корректировкой налоговых обязательств были списаны пени, начисленные организации за период с 26 апреля по 4 августа включительно.
В течение пяти рабочих дней после получения поручения из инспекции управление казначейства обязано перечислить налог на расчетный счет организации и уведомить налоговую инспекцию о размере возвращенной суммы и фактической дате возврата. Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 176 Налогового кодекса РФ.
Если сумма налога (или ее часть), в отношении которой было принято решение о возврате, перечислена организации позже установленных сроков, то за каждый день просрочки налоговая инспекция обязана начислить организации проценты (постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011 г. № 14883/10).
Сроки, установленные для возврата налога, едины. Они применяются и в тех случаях, когда по результатам проверки правомерным был признан лишь частичный возврат НДС.
Проценты за задержку возврата НДС рассчитываются по формуле:
Такой порядок установлен пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса РФ.
Контролировать сроки выплаты процентов и правильность их начисления с учетом фактической даты возврата НДС обязана налоговая инспекция (п. 11 ст. 176 НК РФ).
При расчете налога на прибыль проценты, полученные за просрочку возврата НДС, в доходах не учитывайте (подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ).
По итогам деятельности бюджетного учреждения «Альфа» за I квартал 2015 года сумма налоговых вычетов по НДС превысила сумму начисленного налога на 34 000 руб. Эту сумму «Альфа» решила возместить из бюджета до истечения срока уплаты НДС за I квартал, то есть до 27 апреля 2015 года (25 и 26 апреля 2015 года – выходные дни). Для этого 8 апреля «Альфа» подала в налоговую инспекцию:
- декларацию по НДС за I квартал 2015 года (с заявленной суммой НДС к возмещению в размере 34 000 руб.);
- заявление о возврате НДС.
На основании материалов камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о возмещении и возврате НДС и в июне 2015 года проинформировала об этом учреждение. В июле территориальное управление казначейства возвратило сумму налога на лицевой счет учреждения. При этом сроки возврата были нарушены, и за просрочку налоговая инспекция начислила «Альфе» проценты в сумме 80 руб.
В учете «Альфы» бухгалтер сделал следующие записи:
Источник: https://www.glavbyh.ru/attachment.php?attachmentid=20638&d=1438576187
Заявительный порядок возмещения НДС
Источник: https://www.buhgalteria.ru/rubric/nalogi/
Заявительный (или ускоренный) порядок возмещения НДС означает, что фирма может зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией. Процедура ускоренного возмещения НДС закреплена в статье 176.1 Налогового кодекса.
Правом на ускоренное возмещение НДС могут воспользоваться организации, которые за три календарных года, предшествующих году подачи заявления на ускоренный возврат, уплатили в совокупности 10 миллиардов рублей налогов, а именно: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и налог на прибыль При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с экспортно-импортными операциями, а также налоговыми агентами.
Остальные компании могут применять заявительный порядок при наличии у них банковской гарантии. Это означает, что если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение фирмой налогового законодательства, исполнить ее обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов должен банк.
Гарантия банка
Гарантия банка должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок ее действия не может быть менее восьми месяцев со дня подачи декларации, в которой НДС заявлен к возмещению.
Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счета компании, если она не исполнит требование об уплате.
Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России
Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям:
- иметь лицензию Банка России;
- вести деятельность не менее пяти лет;
- иметь собственные средства в размере не менее 1 миллиарда рублей;
- соблюдать нормативы, обязательные для кредитных организаций, и не иметь требований Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению.
С 1 октября 2013 года к банковской гарантии применяются следующие требования (п. 3 ст. 74.1 и п. 4 ст. 176.1 НК РФ):
1) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации в которой заявлена сумма налога к возмещению;
2) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, входящим в перечень, который ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России.
Для включения в этот перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь лицензию на совершение банковских операций, выданную Банком России, и ведение банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
- иметь собственные средства (капитал) в размере не менее 1 миллиарда рублей;
- соблюдать обязательные нормативы на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
- не иметь требований Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению.
При возмещении НДС по налоговым декларациям, представленным начиная с I квартала 2016 года, право на ускоренный возврат НДС без банковской гарантии получают организации, уплатившие за три предшествующих календарных года в совокупности 7 миллиардов рублей налогов. То есть, сумма налогов, позволяющая ускоренно возместить НДС, с 2016 года снижается с 10 до 7 миллиардов рублей. Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 397-ФЗ соответствующие поправки внесены в статью 176.1 Налогового кодекса.
Заявление о возврате НДС
Чтобы воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС, не позднее пяти дней с момента представления декларации фирма должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Этот же срок предусмотрен и для подачи банковской гарантии (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).
В заявлении нужно указать реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемого налога. Также в заявлении фирма должна подтвердить, что обязуется вернуть полученную (зачтенную) сумму, если по итогам камеральной проверки в возмещении будет отказано полностью или частично (п. 7 ст.
176.1 НК РФ).
Обратите внимание
Если налоговая инспекция нарушит срок возврата НДС, ей придется заплатить проценты за каждый день просрочки, начиная с 12-го рабочего дня после подачи заявления. Процентная ставка равна ставке рефинансирования Банка России, действующей в период нарушения срока возврата.
Учтите, что налоговики не имеют права отказать вам в возмещении процентов на том основании, что в федеральном бюджете нет соответствующей статьи расходов.
Но если в ходе камеральной проверки будут обнаружены нарушения законодательства, то фирме придется вернуть в бюджет не только сумму возвращенного (зачтенного) НДС, но и полученные от инспекции проценты.
Возврат НДС на расчетный счет
Налоговая инспекция принимает решение о возврате или зачете НДС в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления. В этот же срок инспекторы сообщают компании в письменной форме о возмещении или об отказе в возмещении налога.
https://www.youtube.com/watch?v=jmb_fVZQtvc
Если к этому моменту у фирмы имеется недоимка по налогам, пеням и штрафам, то налоговики самостоятельно зачтут НДС в счет этих платежей и только потом вернут оставшуюся сумму.
На следующий день после принятия решения налоговая инспекция направляет поручение на возврат НДС в территориальный орган Федерального казначейства. А он в свою очередь течение пяти дней должен вернуть указанную сумму налогоплательщику
Возврат неподтвержденного вычета в бюджет
Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция не выявит налоговых нарушений, она сообщает фирме об окончании проверки и отсутствии таких нарушений.
Письменное сообщение об этом налоговики должны прислать в течение семи рабочих дней после окончания проверки.
Не позднее дня, следующего за днем отправки такого сообщения, инспекция направляет в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
Если сумма НДС, возвращенная фирме, оказалась больше той, которая должна быть возмещена по результатам камеральной проверки, решение о возврате или зачете отменяется.
В течение пяти дней после получения требования о возврате налога фирма обязана перечислить его в бюджет.
Кроме того, придется еще уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Обратите внимание
Затраты на уплату этих процентов нельзя учитывать в расходах при расчете налога на прибыль.
Если в ходе проверки инспекция решит, что основания для возмещения НДС отсутствовали, в бюджет организация должна вернуть всю полученную сумму налога вместе с процентами за пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Дело в том, что проценты, начисленные согласно порядку, изложенному в пункте 17 статьи 176.1 Налогового кодекса, признаются компенсацией, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджет за то, что незаконно пользовался излишне возмещенными суммами НДС.
В этой связи показательным является судебное разбирательство, связанное с возмещением НДС в заявительном порядке согласно «уточненке».
ПРИМЕР
Налоговая инспекция возместила акционерному обществу в заявительном порядке НДС в соответствии с представленной декларацией.
После принятия решения о возмещении НДС, но до завершения камеральной налоговой проверки декларации компания представила в ИФНС уточненную декларацию с суммой НДС к возмещению в большем размере. Второй раз о применении ускоренного порядка возврата налога организация не заявляла.
В связи с подачей «уточненки» налоговики вынесли решение об отмене предыдущего решения о возмещении НДС, возвращенного компании в заявительном порядке. Компании было направлено требование о возврате в бюджет сумм НДС и об уплате процентов, начисленных на ранее возмещенный налог в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса.
Не согласившись с требованиями налоговиков в части уплаты процентов, общество обратилось в арбитражный суд. Свою позицию компания обосновала неправильным толкованием налоговиками пунктов 15 и 17 статьи 176.1 Налогового кодекса.
Законодательством, по ее мнению, предусмотрено начисление процентов только в случае излишнего возмещения налога.
А поскольку в уточненной декларации сумма НДС к возмещению не уменьшена, компенсировать потери бюджета от излишней выплаты не нужно, значит, проценты не начисляются.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами организации и признали начисление процентов в рассматриваемом случае неправомерным.
Однако суд кассационной инстанции встал на сторону налоговиков.
Арбитры сослались на правовую позицию, изложенную в постановлениях Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 13311/12 и 13366/12 и определении ВАС РФ от 17 июня 2013 г. № ВАС-2527/13.
Согласно мнению высших судей, заявительный порядок возмещения НДС — это право, а не обязанность налогоплательщика.
Используя это право и получая из бюджета НДС до проведения «камералки», налогоплательщик обязуется не только возвратить в бюджет излишне полученные суммы налога, но и уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств.
Кроме того, размер суммы НДС, которую нужно возвратить в бюджет при подаче уточненной декларации до завершения камеральной проверки ранее поданной декларации, по которой НДС был возмещен, не зависит от суммы НДС, заявленной в «уточненке», указали арбитры. Проценты начисляются на всю сумму пользования бюджетными средствами, то есть, всю сумму налога, ранее возмещенную налогоплательщику.
Таким образом, налоговая инспекция обоснованно выставила требование о возврате полученного НДС и исчислила проценты на всю возмещенную из бюджета сумму.
В то же время судьи указали, что если по результатам камеральной проверки уточненной декларации подтвердится, что организации имеет право на возмещение НДС, то инспекция должна будет вернуть взысканные проценты.
По мнению Минфина, изложенному в письме от 19 июня 2015 г. № 03-07-15/35463, проценты начисляются со дня получения этих сумм из бюджета (со дня зачета) до дня уплаты денежных средств по требованию налоговой инспекции о возврате НДС.
Требование о возврате возмещенного НДС
Требование о возврате возмещенной суммы НДС налоговики составляют по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18 мая 2010 года № ММВ-7-8/235@. Его передают представителю фирмы лично под расписку или отправляют по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Если фирма, предоставив в налоговую инспекцию банковскую гарантию, не вернула в бюджет полученный НДС, инспекторы направляют в банк требование об уплате возмещенных денег по гарантии.
Если в течение пяти рабочих дней это требование банк не исполнит, налоговики имеют право взыскать налог в принудительном порядке за счет средств на банковских счетах фирмы.
Или, в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, за счет иного имущества компании.
Аналогичным образом налоговики поступят, если не дождутся от фирмы добровольной уплаты ранее возмещенного НДС, а срок действия банковской гарантии к этому времени уже истечет.
К выводу о том, что ранее НДС был возмещен неправомерно, налоговая служба может прийти и по результатам выездной проверки. ИФНС вправе потребовать от налогоплательщика вернуть налог и в этом случае.
Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 21 февраля 2013 года № АС-4-2/2940 со ссылкой на постановление Президиума ВАС России от 31 января 2012 года № 12207/11 по делу № А33-10298/2010.
Если в ходе выездной проверки обнаружена сумма НДС, ранее необоснованно возмещенная на основании камеральной проверки, то эта сумма признается недоимкой по налогу (п. 8 ст. 101 НК РФ):
- со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога);
- со дня принятия решения о зачете суммы НДС, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).
Всю информацию о заявительном порядке возмещения НДС можно узнать из Бератора
——
Лучшее решение для бухгалтера
Бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» — это электронное издание, которое найдет лучшее решение для любой бухгалтерской задачи. По каждой конкретной теме есть все необходимое: подробный алгоритм действий и проводки, примеры из практики реальных компаний и образцы заполнения документов — e.berator.ru
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/53282-zayavitel-nyy-poryadok-vozmescheniya-nds.html