Неуплата налогов – административная, уголовная ответственность и размеры штрафных санкций
Все, кто находится на территории нашей страны и получает доход, должны платить налоги. Эта обязанность в равной степени относится как к организациям, так и к гражданам.
При этом неважно, гражданином какого государства является человек – значение имеет лишь количество дней его пребывания в России. За неисполнение этой обязанности установлены санкции.
Законодательно предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность за неуплату налогов.
Штраф по Налоговому кодексу
Главный фискальный закон устанавливает штраф за следующие действия:
- полная неуплата налога;
- частичная, вызванная неправильным исчислением налоговой базы, в том числе, ее занижением;
- другие действия или бездействия, в результате которых налог исчислен и уплачен не полностью.
Размер штрафа зависит от наличия умысла в действиях налогоплательщика: если он осознанно совершал действия, направленные на занижения суммы, подлежащей уплате, то заплатит штраф в размере 40% от неуплаченного налога. Если не было умысла, то – 20%. Однако наличие умысла следует доказать инспекторам, проводившим проверку. Если надлежащих доказательств представлено не будет, то размер штрафа будет стандартным.
Для некоторых видов налогоплательщиков установлены «свои» статьи – это касается консолидированных групп.
Помимо штрафа, налогоплательщик должен будет заплатить пеню. Она начисляется за каждый день просрочки и размер ее равен 1/300 ставки рефинансирования.
Когда штрафовать не могут
Ситуации отличаются по совокупности обстоятельств и особенностей – есть часто случающиеся казусы, о которых полезно знать.
Организация или гражданин исполнил свою обязанность и заплатил налог, но при заполнении платежного поручения допустил ошибку.
Из-за этой ошибки деньги не были отнесены к платежу по конкретному налогу, а остались в числе нераспределенных. В такой ситуации штрафовать нельзя, поскольку формально обязанность по уплате исполнена.
К такому казусу приведет неверное указание КБК или статуса плательщика. Избавиться от ответственности поможет розыск платежа и его уточнение.
Проводя проверку, налоговые органы могут затребовать у банка выписку по счету в отношении организации или предпринимателя.
Увидев движение по счету последнего и не найдя декларации, инспектор может принять решение о привлечении предпринимателя к ответственности, так как налицо явная неуплата налогов.
Однако в такой ситуации решение можно отменить, обжаловав его в вышестоящем органе. Основанием для отмены послужат нарушения, с которыми проводилась проверка.
Распространены ситуации, когда уплачивая налог, налогоплательщик забывает о пене, которая продолжает числиться за ним. Мнения по такому казусу неоднозначны, даже в суде. Поэтому нужно пытаться обжаловать решение всеми возможными способами.
Не смогут привлечь к ответственности и в том случае, если налогоплательщик, будучи должен по одному виду фискального платежа, будет иметь переплату по другому. В такой ситуации производится зачет.
Давность при уплате налогов
Вв налоговом праве действуют сроки давности, по истечении которых, привлечь к ответственности и назначить штраф нельзя. Период этот стандартен и равен трем годам. Именно три года есть у инспекции, чтобы потребовать от налогоплательщика уплаты штрафа.
Срок начинает течь после окончания налогового периода, по итогам проверки которого выявлено совершенное правонарушение, а именно – на следующий день. Для налоговых агентов этот срок отсчитывается со дня, следующего за тем, в который совершено правонарушение.
Уголовная ответственность
В некоторых случаях за уклонение от исполнения фискальных обязанностей на налогоплательщика заводится уголовное дело. Отвечать перед законом может только физическое лицо, но не юридическое. В случае с юридическим лицом к ответственности привлекается руководитель или бухгалтер.
Ответственность за неуплату налогов наступит, если размер недоимки составит более 600 тысяч руб. (крупный размер) или 2 миллионов рублей (особо крупный размер).
В качестве наказания назначается штраф, лишение свободы или арест.
Доходы, которые нужно декларировать физическим лицам
Помимо основной работы, многие получают доходы, отчисления с которых должны производить самостоятельно. К примеру, сдача квартиры внаем, продажа автомобиля или недвижимости, получение некоторых других доходов.
Сдача жилья
Квартира или комната может сдаваться на разный срок. Независимо от этого декларация должна подаваться не позднее 30 апреля. В ней следует отражать все денежные поступления за прошедший год. Мало кто выполняет эту обязанность.
Определить, кто именно сдает квартиру, налоговым органам проблематично. Собственник недвижимости может быть привлечен к ответственности только при поступлении «сигнала» в инспекцию. В этом случае владелец квартиры заплатит штраф за то, что не подал декларацию, штраф за неуплату налога и пеню.
Продажа автомобиля или недвижимости
В отличие от рассмотренной выше ситуации, о продаже автомобиля или недвижимости налоговые органы узнают сразу. Дело в том, что между ГИБДД, Росреестром и инспекциями существует обмен данными. Поэтому вся информация сразу поступает «куда положено». Если декларация не поступит, налоговая направит письмо о необходимости подачи декларации и уплате налога.
Не все случаи продажи имущества влекут обязательную уплату налога, но по всем нужно подавать декларацию.
Ответственность в данном случае будет аналогична описанной выше: штраф за неподанный расчет, за неуплату налога + пеня.
Следует помнить и о других видах налогов: на имущество, транспортный, земельный и другие. Штраф за неуплату налогов физическим лицом будет равен 20% от суммы неуплаченного налога + пеня.
Ответственность организаций
Организации также должны платить налоги. Их перечень зависит от применяемой системы налогообложения. В отличие от граждан компании по всем налогам должны сдавать расчеты и делать отчисления в бюджет.
К организациям применяются те же санкции, что и к физическим лицам: санкции одинаковы для всех налогоплательщиков. Поэтому компания заплатит те же 20% от суммы недоплаченного налога. Кроме того, ее должностное лицо будет привлечено к административной ответственности.
Определено, что за одно и то же нарушение нельзя штрафовать дважды, однако в данном случае такого не произойдет. К налоговой ответственности будет привлечена компания, а к административной – должностное лицо, а это разные субъекты.
Во избежание недоразумений и целесообразного расходования личного бюджета, все декларации должны подаваться вовремя, а налоги – уплачиваться.
Обязанность подать расчет не означает, что по нему должен быть совершен платеж: закон дает возможность воспользоваться вычетом либо иным образом уменьшить налог. Это касается граждан.
В результате сумма налога может быть уменьшена до нуля, а при нарушении сроков увеличена в несколько раз.
Источник: https://law247.ru/legal/neuplata-nalogov/
3.2.9. Налогообложение штрафных санкций за нарушение договорных обязательств. Налоговая оптимизация. Принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика — А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин
|
Налогообложение штрафных санкций, предусмотренных условиями договора, особенно стало актуальным с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.
В первую очередь, согласно п.1 ст.248 Налогового кодекса РФ к доходам в целях главы 25 ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее- доходы от реализации);
2) внереализационные доходы.
При ϶ᴛᴏм в ст.248 Налогового кодекса РФ указано, что «внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст.250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы».
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями ст.250 Налогового кодекса РФ в целях налога на прибыль внереализационными доходами признаются доходы, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), а именно не указанные в ст.249 Налогового кодекса РФ.
Статья 250 Налогового кодекса РФ содержит примерный перечень внереализационных доходов, кᴏᴛᴏᴩый не будет исчерпывающим. Согласно данному перечню внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п.3 ст.250 Налогового кодекса РФ).
Во-вторых, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п.1 ст.271 Налогового кодекса РФ основным методом признания доходов для целей главы 25 будет метод начисления, что означает:
«Для настоящей главы доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в кᴏᴛᴏᴩом они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления)».
Метод начисления применяется и при налогообложении внереализационных доходов организаций.
Согласно подп.3 п.4 ст.271 Налогового кодекса РФ для данного вида внереализационных доходов датой получения дохода признается дата начисления штрафов, пеней и (или) иных санкций в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с условиями заключенных договоров либо на основании решения суда.
Из анализа данной нормы следует, что обязанность по уплате налога на прибыль организациями должна быть исполнена в отношении штрафов, пени и иных санкций, в отношении кᴏᴛᴏᴩых наступили следующие обстоятельства:
1) в отчетном периоде налогоплательщиком были начислены штрафные санкции в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с условиями заключенных договоров (например, за просрочку платежа, нарушения условий поставки товара и т.п.);
2) в отчетном периоде вступило в законную силу решение суда о взыскании в пользу налогоплательщика штрафных санкций (например, процентов по ст.395 Гражданского кодекса РФ за пользование денежными средствами).
При ϶ᴛᴏм согласно п.1 ст.271 Налогового кодекса РФ для признания внереализационных доходов для целей налогообложения по налогу на прибыль фактическое получение начисленных санкций значения не имеет.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в налоговом учете начисленные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с заключенными договорами или судебными решениями штрафные санкции следует отражать в налоговом учете того отчетного (налогового) периода, когда произошло начисление штрафных санкций либо вступило в законную силу решение суда о взыскании санкций, не зависимо от реального получения данных санкций.
В случае если начисление штрафных санкций продолжает и следующем отчетном (налоговом) периоде, то отражение вновь начисленной суммы производится в данном периоде.
В-третьих, при применении ст.271 Налогового кодекса РФ крайне важно также учитывать следующее.
Согласно в ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 года N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ч.II Налогового кодекса РФ и некᴏᴛᴏᴩые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» (далее по тексту — Вводный закон):
«По состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик также обязан отразить в составе доходов внереализационные доходы, определенные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями, установленными 25 главой, кᴏᴛᴏᴩые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль».
Как было указано, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями, установленными п.3 ст.250 Налогового кодекса РФ, внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.
При этом согласно п.
14 Стоит сказать — положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 г. N 552, (далее Стоит сказать — положение о составе затрат) в состав внереализационных доходов включаются:
«…присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров…»
При ϶ᴛᴏм указанные штрафы, пени, недоимки и другие виды санкций согласно сложившейся на настоящий момент практике включаются в налоговую базу для исчисления налога на прибыль в момент их фактического получения. Позиция налогоплательщика в данном случае базируется на следующем.
Исходя из ст.2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» объектом обложения налогом будет валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по данным операциям.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п.1 ст.8 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», сумма налога определяется плательщиком на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно. Исчисление суммы налога на прибыль производится предприятиями исходя из фактически полученной ими прибыли.
Иначе говоря, согласно указанной выше норме, объектом налогообложения по налогу на прибыль являлся фактически полученный налогоплательщиком доход (прибыль).
При ϶ᴛᴏм крайне важно учитывать, что ни Налоговым кодексом РФ, ни Законом, ни Стоит сказать — положением о составе затрат не установлена обязанность налогоплательщика уплачивать налог до получения дохода (фактического получения прибыли).
Аналогичной правовой позиции придерживается Высший арбитражный суд РФ, а также ряд Федеральных арбитражных судов.
Исключая выше сказанное, в данном случае следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ по вопросу налогообложения налогом на прибыль внереализационных доходов. Так, в ϲʙᴏем Постановлении от 28 октября 1999 г.
N 14-П по делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в связи с жалобой ОАО «Энергмашбанк», Конституционный Суд РФ указал, что:
«Как следует из ст.
2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (как в первоначальной, так и в ныне действующей редакции), объектами налогообложения будут только полученные прибыль, доходы, а имущественные права (права требования), то есть неполученные доходы в виде присужденных и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, объектами налогообложения не признаются».
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что руководствуясь ст.10 Вводного закона по состоянию на 01.01.2002 г., Вы обязаны включить в налоговую базу для исчисления налога на прибыль организаций:
1. По договорам, исполнение кᴏᴛᴏᴩых осуществлялось в 2001 г. и будет продолжать осуществляться в 2002 г.- штрафы, пени и иные санкции, начисленные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с условиями заключенных договоров, но фактически не полученные;
2. Присужденные по решениям судов, но фактически не полученные штрафы, пени и иные санкции.
По данной причине, мы считаем, что крайне важно произвести тщательный анализ договоров, срок действия кᴏᴛᴏᴩых будет продолжаться в течение 2002 г. По результатам произведенного анализа все договоры необходимо подразделить на три группы:
1. Договоры, в кᴏᴛᴏᴩых не содержится условий о взыскании каких-либо санкций;
2. Договоры, в кᴏᴛᴏᴩых содержатся условия о взимании санкций. Указанные санкции взимать фактически не предполагается;
3. Договоры, в кᴏᴛᴏᴩых содержатся условия о взимании санкций. В случае нарушения условий договоров указанные санкции предполагается взимать с контрагента.
Относительно второй группы выявленных договоров, по нашему мнению, крайне важно принять одно из двух решений: исключить из условий договоров условия начисления санкций (путем заключения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих дополнительных соглашений) или оставить договоры без изменений. В последнем случае Не стоит забывать, что вам будет нужно включить сумму начисленных санкций в облагаемый налогом доход даже в том случае, когда указанные санкции Не стоит забывать, что вами не будут взысканы.
Выявленная в результате произведенного анализа сумма штрафов, пени и иных санкций, начисленных по условиям договоров либо по решениям суда (ранее не включенная в налоговую базу для исчисления налога на прибыль) подлежит включению в состав доходов, подлежащих налогообложению с 01.01.2002 г.
Указанная сумма включается в состав доходов, подлежащих налогообложению, именно в 2002 г. (01.01.2002 г.), а не в 2001 г. Исчисление налога на прибыль за 2001 г. осуществляется на основании Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Стоит сказать — положения о составе затрат.
Относительно хозяйственных договоров, кᴏᴛᴏᴩые будут заключены Не стоит забывать, что вами после 01.01.2002 г., мы считаем, что включать в качестве одного из условий договора начисление штрафов, пени и иных санкций за нарушение условий договоров крайне важно только в том случае, когда таковые санкции будут фактически взиматься.
В случае если же какие-либо санкции за нарушение условий заключенных договоров с контрагента взимать не планируются, то и включать в договор условие о начислении таковых санкций не нужно. В противном случае предприятие будет вынуждено уплачивать налог на прибыль с дохода, кᴏᴛᴏᴩый никогда не будет получен.
Вместе с тем, мы считаем, что заключать хозяйственные договоры необходимо, прежде всего, исходя из предпринимательских целей организации, однако, учитывая налоговые последствия от тех или иных действий.
Исключая выше сказанное, исходя из требований норм п.3 ст.250 и подп.3 п.4 ст.271 Налогового кодекса РФ и во избежание налогообложения сумм, кᴏᴛᴏᴩые возможно не будут получены, рекомендуем.
1. Условие о начислении штрафов, пеней и (или) иных санкций в заключаемых договорах формулировать следующим образом (предусмотрев в договоре претензионный порядок разрешения споров):
«Покупатель по Настоящему Договору несет следующую ответственность:
— за _____________________ штрафная неустойка (штраф, пени и (или) иные санкции) в размере ___% от суммы ____________ (договора, долга).
Начисление указанных штрафных санкций начинается по истечении семидневного срока (иного срока) со дня предъявления претензии Продавцом до момента фактического исполнения обязанностей Покупателем.
Продавец по Настоящему Договору несет следующую ответственность:
— за _____________________ штрафная неустойка (штраф, пени и (или) иные санкции) в размере ___% от суммы _____________ (договора, долга).
Начисление указанных штрафных санкций начинается по истечении семидневного срока (иного срока) со дня предъявления претензии Покупателем до момента фактического исполнения обязанностей Продавцом».
Наличие подобной формулировки в договоре позволит:
— по договорам, за нарушение условий кᴏᴛᴏᴩых взимать санкции фактически не предполагается — не включать данные санкции в налоговую базу по налогу на прибыль;
— по договорам, за нарушение условий кᴏᴛᴏᴩых предполагается взимать санкции- включать данные санкции в налоговую базу по налогу на прибыль только после выставления претензии.
Вместе с тем, следует учитывать, что в рассматриваемом случае санкции начисляются только с момента истечения обусловленного договором срока со дня предъявления претензии до момента фактического исполнения обязанностей контрагента.
2. В тех случая, когда предусматривается ответственность за неисполнение денежных обязательств (оплата товаров, работ, услуг и т.п.), условие о начислении санкций в договор можно не включать, т.к. в данном случае контрагента можно будет привлечь к ответственности за нарушение исполнения договора в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст.395 Гражданского кодекса РФ.
Источник: https://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5258/233015/3.2.9.%20%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2.html
Штраф по налогу на прибыль в 2018 году — проводки, платежное поручение, за несвоевременную уплату, пеня, в расходах, при исчислении, административный, занижение
Штрафная санкция по налогообложению на прибыль взимается только в том случае, если допускаются правонарушения, которые предусматриваются Налоговым кодексом Российской Федерации. Прежде, чем открывать собственное дело, каждый предприниматель должен ознакомиться со всеми нюансами, касаемо налогообложения, иначе придется оплачивать санкции.
Основная информация
Штраф за несвоевременную уплату по налогу на прибыль – это не редкое явление в современном мире. Практически все предприниматели скрываются от уплаты налогообложения.
Именно поэтому, при исчислении стоит придерживаться основных правил. Не стоит делать занижение, иначе компания получит административный или уголовный штраф.
Штраф по налогу на прибыль – санкция за несвоевременную подачу декларации или если это некорректное заполнение документов.
Проводки – бухгалтерское отображение в реестре, налоговом учете всех финансовых поступлений и списаний.
Платежное поручение – это документ, который сопровождает все списания и пополнения бухгалтерского типа.
Пеня – это одна из разновидностей санкций, которая применяется для нарушителя.
Законодательство
Регламентирует вопрос НК РФ:
Список нарушений
Налоговый кодекс подразумевает несколько групп правонарушений такого типа:
- при сдаче отчетности налогообложения;
- неуплата выставленного счета;
- нарушение правил учета денежных средств и выставление счета;
- некорректное или не предоставление сведений для налогообложения.
Порядок сдачи отчетности нарушен
При нарушении порядка сдачи документооборота, стоит отметить, что в эту группу входят следующие нарушения:
- несвоевременная сдача документации по налогообложению. Это регламентируется статьей 119 Налогового кодекса России. Это грозит любой компании штрафной санкцией в размере 5% от отраженного налога по декларации. Начисляется этот процент за каждый месяц просроченного платежа. Применяется как при полном месяце, так и не полном. Минимальный размер санкции составляет 1000 рублей даже без начислений, максимальный 30% от начислений;
- при некорректном способе отправки документации. Это регламентируется статьей 119.1 Налогового кодекса России. Возможно предоставление декларации в соответствии с пунктом 3, статьей 80 Налогового кодекса России, дистанционным образом. Это могут делать крупные налогоплательщики, компании с численностью более 100 граждан. Если отправляется отчетность иным способом, то компания получает штраф. Санкция составляет 200 рублей.
Неуплачен налог
При неуплате налога, специалисты могут подразделить правонарушение на несколько видов:
- уплата налогообложения не в полной сумме. Это регламентируется статьей 122 и 129 Налогового кодекса Российской Федерации. Возможна такая уплата по причине наличия ошибок в декларации или прошлых не платежей. В иных случаях, сумма штрафных санкций составит 20% от не уплаченной суммы. Это диктует пункт 1, статья 122 Налогового кодекса России;
Но эту санкцию возможно избежать, если учреждение сможет доказать ценовой диапазон и соответствие рыночному эквиваленту. Это регламентировано пунктом 2 данного правового акта.
https://www.youtube.com/watch?v=quqC-9S5bac
В случае, когда компания не учитывает прибыль подконтрольной организации, которая считается иностранной, на нее также накладывается санкция в размере 20%, но не менее 100000 рублей. Это регламентируется статьей 129.
5 Налогового кодекса России. Если уполномоченные сотрудники налоговой компании докажут специальное занижение налогообложения, то компания оплатит 40% от не уплаченного долга.
Это регламентируется пунктом 3, статьей 122 Налогового кодекса России.
Освобождается от ответственности учреждение, которое понесло убытки за счет вины другого участника, который сообщил некорректные данные в отчете. Это регламентируется пунктом 4, статьи 122 Налогового кодекса России. Тогда наказание получает ответственный сотрудник.
- если налоговый агент не смог удержать налоговую базу в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса России. Часто такой метод относят к организациям, которые оплачивают дивиденды. Санкция для такого типа правонарушения составляет 20% от суммы налогообложения.
Такого типа штрафные санкции начисляются только на не уплаченную сумму налогообложения на момент совершения проверки. Если до проверки налогообложение уже уплачено, даже если с опозданием, то на этот период начисляется штраф.
Какие бывают нарушения правил учета
Нередко организации получают штрафы на основании статьи 120 Налогового кодекса России. Ведь налог на прибыль может нести в себе ряд нарушений. К таким видам часто относят порядок учета расходных операций и доходных.
Также к этому стоит отнести пункт 3, статью 120 Налогового кодекса России, в котором прописан штраф за:
- недостающий документооборот;
- отсутствие налогового регистра;
- регулярные ошибки при отображении налогообложения.
Если не имеется некорректного заполнения, то уполномоченный орган вправе наказать санкцией в размере:
- 10000 рублей в соответствии с пунктом 1, статьей 120 Налогового кодекса России, если имеются нарушения на регулярной основе в течение года;
- 30000 рублей в соответствии с пунктом 2, статьей 120 Налогового кодекса России, если нарушения присутствуют более года.
Данные для налогового контроля
К санкциям, которые назначаются по налогу на прибыль, относят и определения, прописанные в статьях 126 и 129 представленного правового акта. Именно здесь устанавливаются санкции за некорректные сведения, предоставление ложной информации в документах.
Если человек не желает предоставлять документацию или искажает факты, то он понесет ответственность в виде 10000 рублей. Регулирует вопрос пункт 2, статья 126 данного правового акта.
Если должностное лицо отказывается в предоставлении документов, то наказание составит 100000 рублей в соответствии с пунктом 1.1 статьи 126 представленного правового акта.
При отсутствии отправки сведений о налогообложении, уполномоченный орган вправе назначить штраф в размере, указанном в статье 129.1 Налогового кодекса РФ.
Здесь штраф составит 5000 рублей, если это однократное преступление в соответствии с пунктом 1, статьей 129.1 представленного правового акта. А также может назначаться за повторное нарушение в виде 20000 рублей в соответствии с пунктом 2 данного правового акта.
Отсутствие направления, искажение при участии в инорганизацияз приведет к штрафу в размере 50000 рублей за каждое учреждение в соответствии с пунктом 2, статьей 129.5 Налогового кодекса России.
Если отсутствуют сведения или они искажены в уведомлении о подотчетных компаниях иностранного типа, то применяются санкции в размере 100000 рублей за каждое учреждение в соответствии с пунктом 1, статьей 129.5 представленного правового акта.
Именно поэтому, каждая компания должна предоставлять только корректную информацию касаемо налогообложения. Компания может не сдавать ранее поданные документы в соответствии с пунктом 5, статьей 93, а также пунктом 5, статьей 93.1 представленного правового акта. Но для такого права нужно иметь подтверждение отправки первоначального документа.
Налоговый и бухгалтерский учет
Все такие штрафы отражаются в бухучете в иных расходах. Как правило, учет производится по счетам 99. А вот начисления подлежат фиксации в дебете 99, кредите 68. Обязательно все начисления должны привязываться к аналитике статей.
Такая статья не позволяет уменьшить базу по налогу на прибыль.
Отражение информации некорректно
Такими фактами служит:
- отсутствие первичной документации;
- не заполненные регистры в налоговой службе;
- ошибки и неточности в расчетах.
Периоды и сроки
Организация обязуется предъявлять декларацию по окончанию отчетного или налогового периода. Последний период исчисляется в календарном году.
Как снизить штраф по налогу на прибыль
Налоговая инспекция может снижать штраф, если имеются смягчающие обстоятельства в соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.09.2012 года № 03–02–08/86. Все смягчающие обстоятельства оговариваются пунктом 1, статьей 112 НК России.
Уплата налога на прибыль – это достаточно сложная процедура, с которой необходимо ознакомиться заблаговременно.
Источник: https://autoexpertnost.ru/kakoe-nakazanie-po-nalogu-na-pribyl/
Штрафы за нарушение налогового законодательства повышены
В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, которые существенно изменили ответственность организаций за те или иные нарушения. В частности, введены новые штрафы и значительно увеличены размеры ранее действовавших. Подробнее об этом – в нашей статье.
Особенности введения в действие новаций
Для начала отметим, что рассматриваемые поправки внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (да- лее — Закон № 229-ФЗ). Они вступили в силу 2 сентября 2010 года. То есть штрафовать по новым правилам налоговики имеют право именно с этой даты.
Но как быть, если инспекторы вынесли решение до вступления в силу нововведений? В таком случае санкции должны взиматься согласно прежней редакции Налогового кодекса РФ. Это следует из пункта 12 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.
Но при этом размер штрафа не может превышать максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: если за нарушение, которое выявлено до вступления поправок, новая редакция кодекса предусматривает более мягкие санкции, то штраф назначается по новым правилам.
Это следует из пункта 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.
Установлены новые виды штрафов
Законом № 229-ФЗ введены новые виды штрафов за налоговые правонарушения. Рассмотрим их.
Нарушен способ представления отчетности
Напомним: те сельхозорганизации, у которых в 2010 году средняя численность работников за предыдущий год превышает 100 человек, должны представлять налоговые декларации и расчеты по телекоммуникационным каналам связи
Раньше за нарушение этого порядка Налоговый кодекс РФ ответственности не предусматривал. Теперь она есть. Новая статья — 119.1 Налогового кодекса РФ — предусматривает штраф в размере 200 руб. за каждую неверно поданную декларацию или расчет.
Налоговый агент не выполнил свои обязанности
До вступления в силу поправок налогового агента могли оштрафовать, только если он не перечислил удержанные суммы или сделал это не полностью (то есть удержал налог, но не перечислил).
Теперь же налоговая ответственность предусмотрена и за случаи, когда налог не был удержан или был удержан не полностью.
Соответствующие поправки законодатели внесли в статью 123 Налогового кодекса РФ.
Не соблюдается порядок владения заложенным имуществом
Владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в отношении которого налоговая инспекция приняла обеспечительные меры в виде залога, необходимо в строго определенном порядке.
Теперь за его нарушение сельхозпредприятие могут оштрафовать на 30 000 руб. (такая ответственность предусмотрена в ст. 125 Налогового кодекса РФ).
Изменены правила определения штрафов
Некоторые штрафы со 2 сентября рассчитывают иначе.
Нарушен порядок постановки на налоговый учет
Если сельхозорганизация начала свою деятельность, не уведомив об этом налоговую инспекцию, то за это полагается штраф.
Ранее его размер зависел от количества дней просрочки. Так, если организация опоздала с подачей заявления на 90 календарных дней и менее, то ей грозил штраф в размере 5000 руб. Если просрочка больше — размер санкции увеличивался до 10 000 руб.
Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 000 руб. Такие изменения были внесены в статью 116 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что организацию могут привлечь к ответственности, если она не только начала, но и ведет деятельность без постановки на учет.
Ранее за ведение деятельности без постановки на налоговый учет до 90 календарных дней с организации могли взыскать 10 процентов доходов, полученных до постановки на учет, но не менее 20 000 руб.
(если просрочка более 90 календарных дней, то 20% доходов, но не менее 40 000 руб.). Такая ответственность была прописана в статье 117 Налогового кодекса РФ.
Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 процентов от доходов, полученных в этот период, но не менее 40 000 руб. Этот вид ответственности теперь прописан в статье 116 Налогового кодекса РФ. Статья 117 перестала действовать.
Не представлена налоговая декларация
До 2 сентября штраф за несвоевременную подачу декларации зависел от количества дней просрочки.
Если она составляла 180 дней и менее, то штраф уплачивался в размере 5 процентов от суммы, заявленной в декларации за каждый месяц (но не более 30% и не менее 100 руб.).
Если же задержка превышала 180 дней, то организация должна была уплатить 30 процентов от суммы налога и еще по 10 процентов за каждый месяц, начиная со 181 дня.
Теперь ситуация изменилась.
В случае если организация вовремя не сдаст декларацию, независимо от срока опоздания придется уплатить 5 процентов от неперечисленной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления. Но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1000 руб.
Соответствующие поправки внесены в статью 119 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что раньше штраф за неподачу декларации рассчитывался в процентах от суммы налога, заявленной к уплате (то есть начисленной). Теперь же штраф привязан к неуплаченной сумме.
Получается, что если организация не подала декларацию, но налог перечислила, штрафа не будет. И еще одно. Минимальный размер штрафа теперь составляет 1000 руб. Ранее он был равен 100 руб.
и уплачивался лишь в случае, если организация опоздает со сдачей декларации на 180 дней и менее.
Также стоит отметить такой момент. Предусмотрено, что в том случае, если во время выездной проверки организация подала в инспекцию уточненную декларацию, контролеры вправе проверить период, за который она представлена.
Такое нововведение закреплено в пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
При этом к акту выездной проверки налоговики теперь обязаны прилагать документы, которые подтверждают факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе контрольных мероприятий. Исключение составляют документы, полученные от самой организации (п. 3.1 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Повышены размеры штрафов
Размеры ранее действовавших штрафов увеличены.
Арестованное имущество используется неправильно
Владеть, пользоваться или распоряжаться арестованным имуществом необходимо в определенном порядке. Ранее, если этот порядок нарушался, организацию могли оштрафовать на 10 000 руб.
В настоящее время размер штрафа — 30 000 руб. Соответствующие поправки внесены в статью 125 Налогового кодекса РФ.
В инспекцию не представлены документы
В результате внесения корректировок в пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ значительно увеличен размер штрафа за каждый не представленный по требованию налоговиков документ: с 50 руб. до 200 руб.
Напомним: привлечь к такой ответственности сельскохозяйственную организацию могут, в частности, за несвоевременную подачу в инспекцию налоговых расчетов по итогам отчетных периодов.
Ранее, если организация отказывалась представлять по запросу инспекции документы со сведениями о налогоплательщике, а также уклонялась от этой обязанности, ее могли оштрафовать на 5000 руб.
Теперь же размер штрафа составляет 10 000 руб. Такие поправки внесены в пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Организация не сообщила сведения о контрагентах
В некоторых случаях организации должны сообщать сведения в инспекцию, даже если признаки налогового правонарушения отсутствуют.
Например, сведения о проверяемых контрагентах (п. 6 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Если данные не представлены или представлены с нарушением сроков, то за это предусмотрена ответственность.
Причем раньше могли оштрафовать на 1000 руб. Действующий размер штрафа — 5000 руб.
А если данное нарушение было совершено повторно в течение календарного года, штраф составляет 20 000 руб. (ранее — 5000 руб.). В частности, такие изменения законодатели внесли в статью 129.1 Налогового кодекса РФ.
Допущены грубые нарушения правил учета
В два раза повысился штраф за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, не приведшее к занижению налоговой базы (п. 1, 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ).
Так, если данные нарушения допущены в одном налоговом периоде, штраф — 10 000 руб. (ранее было 5000 руб.).
Штраф за ошибки, которые были допущены более чем в одном налоговом периоде, составляет 30 000 руб. (ранее он был равен 15 000 руб.).
Причем размер налоговых санкций за эти же нарушения в случае, если они привели к занижению налоговой базы, также возрос.
Штраф составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ранее — 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.).
Важно запомнить:
Изменения вступили в силу со 2 сентября 2010 года. Штраф, назначенный до этой даты, налоговики могут взыскать только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.
Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №11, ноябрь 2010 г.
Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве»
Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/156-shtrafy-za-narushenie-nalogovogo-zakonodatelstva-povysheny.html
Налогообложение штрафных санкций по хозяйственным договорам
13.06.2002
Наталья Троицкая, аудитор,
юридический отдел Группы компаний Телеком-Сервис ИТ
Начнем с вопросов исчисления НДС. Как всегда обратимся к объекту налогообложения — основной объект — реализация товаров (работ, услуг). Неустойка — один из способов обеспечения надлежащего исполнения обязательств. В налоговом законодательстве сложился более применимый термин — штрафные санкции по хозяйственным договорам.
До внесения изменений в Главу 21 НК РФ Федеральным законом от 29.12.2000 № 166-ФЗ, порядок исчисления НДС по штрафным санкциям, связанным с исполнением хозяйственных договоров предусматривался в порядке исчисления налоговой базы (что расширяло объект налогообложения) подп.5 п.1 статьи 162 НК РФ.
Вместе с тем, сторона, выплачивающая санкции по договору могла принять к вычету суммы НДС, уплаченные ею в составе неустойки. С внесением изменений упомянутых законом в Главу 21 НК РФ какое — либо упоминание о таком объекте налогообложения (или хотя бы упоминание в порядке определения налоговой базы) было исключено.
Тем не менее, позиция налоговых органов в части разрешения вопроса исчислять или не исчислять НДС по штрафным санкциям — непреклонная — исчислять, а для стороны выплачивающей санкции — права на вычет не предусмотрено.
Аргументы приводятся следующие: штрафные санкции по хозяйственным договорам, получаемые организацией, подлежат включению в налогооблагаемую базу и обложению налогом на добавленную стоимость по расчетной ставке (п.4 статьи 164 НК РФ) в порядке, действовавшем до введения в действие Главы 21 НК РФ. Это следует из пп.2 п.
1 статьи 162 НК РФ, которым установлено, что налоговая база определяется с учетом сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
И далее обязательно упоминается, что до введения в действие части второй НК РФ налогообложение штрафных санкций по хозяйственным договорам осуществлялось в соответствии с аналогичной нормой Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» — абз.2 п.
1 статьи 4, в котором сказано, что в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Теперь попробуем разобраться, правы ли налоговые органы, занимая такую позицию. Еще раз — неустойка (штрафы, пени), это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или не должного исполнения обязательств, в частности — просрочки исполнения.
Выплата неустойки носит безусловный характер, не требует доказательства причинения убытков другой стороне, основанием для выплаты неустойки является сам факт недолжного исполнения обязательства. Т.е. неустойка, исходя из ее гражданско — правового смысла, не является «частью» платежа за товары (работы, услуги).
Исполнение или ненадлежащее исполнение может допустить любая из сторон договора. При этом, полученные штрафные санкции отражаются в составе внереализационных доходов (а не в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг) для продавца (товаров работ, услуг)). Аналогично, признанные (уплаченные) штрафные санкции учитываются в составе внереализационных расходов.
Например, покупатель по договору осуществил предоплату товара, а поставщик в надлежащий срок поставку не произвел. В этом случае покупатель вправе требовать от поставщика в соответствии с условиями договора или в соответствии со статьей 395 ГК РФ уплату неустойки — пени за нарушение сроков поставки.
В этом случае, очевидно, что уплата штрафных санкций никак не связана с поставкой товара, следовательно, применить положения статьи 162 НК РФ даже с натяжкой нельзя. Если просрочку допустит покупатель, то уплачиваемые покупателем штрафные санкции по хозяйственному договору, будут подлежать обложению НДС, т.е.
продавец исчисляет, если следовать логике МНС РФ, НДС в бюджет, поскольку полученные средства «иначе связаны» с оплатой товара. Таким образом, для одного и того же объекта налогообложения — штрафные санкции за неисполнение обязательств — предусматривается различный порядок налогообложения в зависимости от того, кто является их плательщиком.
При исчислении налога на прибыль до 01.01.2002, основной вопрос связан с моментом возникновения налогооблагаемого оборота. Налогооблагаемый оборот по внереализационным доходам (в том числе и штрафным санкциям) возникает только на момент реального получения соответствующего дохода.
Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании п.15 Положения о составе затрат (причем учитывается для целей налогообложения сам факт признания (уплаты) неустойки без связи с аналогичными внереализационными доходами).
С 01.01.2002, с введением в действие Главы 25 НК РФ, при исчислении налога на прибыль по отдельным видам внереализационных доходов — штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, появились новые проблемы.
Особенности исчисления налога на прибыль установлены статьей 317 НК РФ, а именно: для налогоплательщиков, определяющих доходы по методу начисления, отражение указанных выше внереализационных доходов производится в соответствии с условиями договора.
Если договором не предусмотрены штрафные санкции, то у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для исчисления налога на прибыль по данному виду доходов.
При этом статьей 317 НК РФ предусмотрено, что если долг (понятие долга, как основного обязательства или неустойки не определено) будет взыскиваться в судебном порядке, то обязанность начисления внереализационного дохода будет возникать на основании судебного решения (а с учетом проекта закона об изменениях, вносимых в Главу 25: «судебного решения вступившего в законную силу»).
То есть, если в договоре предусмотрено начисление пеней (штрафных санкций) за каждый день просрочки исполнения обязательств, то налогоплательщик — получатель обязан исчислять налогооблагаемый доход ежедневно (в лучшем случае ежемесячно), независимо от того, будет он применять к виновной стороне договорную ответственность или нет. Иными словами, нормы Главы 25 НК РФ предписывают налогоплательщику платить налог на прибыль со штрафных санкций по хозяйственным договорам, мало того, что не полученных реально, но даже не признанных должником или присужденных судом. Соответственно, налогоплательщик должен платить налог на прибыль с сумм, которые он может быть никогда и не получит.
Кроме того, если в договоре не предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров, сторона, чье право нарушено может обратиться в суд, при этом для целей исчисления налога на прибыль датой возникновения налогооблагаемого оборота будет дата вступления в силу судебного решения. То есть для «экономии» на налогах с неполученного лучше не предусматривать досудебный порядок разрешения споров, а сразу обращаться в суд.
Заметим, что внесение в договор условий об ответственности, равно как и применение мер ответственности, предусмотренных договором — вопросы гражданского законодательства, разрешаемые сугубо участниками гражданских правоотношений.
Кроме того, невключение в договор условий об ответственности за недолжное исполнение обязательств, не является основанием для невозможности применения ответственности, предусмотренной ГК РФ, например для применения норм статьи 395 ГК РФ, а в отдельных случаях применения и законной неустойки.
Следует отметить, что определение сторонами в договоре условий об ответственности (или применение диспозитивных норм ГК РФ) не ведет однозначно к обязанности нарушившей условия договора стороны рассчитать, уплатить данные суммы полностью, кроме того, добросовестная сторона может и вовсе не предъявлять штрафных санкций к виновной стороне.
При несоблюдении контрагентом договорных обязательств потерпевшей стороной, как правило, предъявляется претензия в письменной форме. Виновная сторона может, как признать сумму предъявленных штрафных санкций полностью, так и частично, или не признать сумму предъявленных санкций полностью.
Обычно, сумма признанных штрафных санкций подтверждается письменно, если ответа на предъявленную претензию от виновной стороны не поступило, добросовестная сторона может передать спор по данному вопросу в суд.
Следовательно, стороны, включающие в договор условия об ответственности (в том числе, ссылающиеся на диспозитивные нормы ГК РФ об ответственности за недолжное исполнение обязательств) ставятся в неравное положение с субъектами предпринимательской деятельности не включающих такие условия в договор, и применяющих меры ответственности, предусмотренные ГК РФ в случае нарушения обязательств контрагентом.
Кроме того, нормы Главы 25 влияют и на порядок урегулирования хозяйственных споров — если из договора нельзя определить размер санкций (убытка, ущерба), претензий не выставлялось, то для целей исчисления налога на прибыль будет применяться дата вступления в силу судебного решения.
Напрашивается следующий вывод: не хотите переплачивать налог на прибыль — не включайте в договор условия об ответственности за нарушение обязательств, условия досудебного (претензионного) урегулирования споров.
Таким образом, нормами Главы 25 нарушаются основные принципы законодательства о налогах — принцип равенства налогообложения, создаются препятствия для экономической деятельности физических лиц и организаций.
Кроме того, можно привести еще одну аргументацию, важную для налогоплательщиков. Обратимся к Постановлению Пленума КС РФ от 28.10.1999 № 14-П.
Указанным Постановлением была признана неконституционной норма Закона о налоге на прибыль, согласно которой в налогооблагаемую базу включались суммы присужденных, но неполученных штрафных санкций.
С тех пор налогом на прибыль облагались только реально полученные штрафные санкции (однако следует признать, что налоговики неоднократно в своих письмах указывали, что Постановление КС РФ № 14-П касается только кредитных организаций, но судебная практика шла и идет по иному пути). С другой стороны, в соответствии все с тем же Постановлением КС РФ на расходы должников для целей налогообложения должны относиться только реально выплаченные, а не признанные или присужденные санкции.
Законодатель в подготовке Главы 25 НК пошел дальше норм, которые уже были признаны неконституционными, теперь налогоплательщик должен сам начислять то, что может быть никогда и не получит. Но, как отметил КС РФ в Постановлении № 14-П и, в соответствии со статьей 87 Федерального Конституционного Закона от 21.07.
1994 № 1, признание нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на признанных неконституционными нормах, воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
То есть, нормы, повторяющие те, которые КС РФ уже признал неконституционными и применяющиеся к аналогичным отношениям, «по умолчанию» применяться не должны.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: для минимизации негативных налоговых последствий, связанных с условиями договора об ответственности сторон за неисполнение или недолжное исполнение договорных обязательств, сопровождать указанные условия оговоркой: «Стороны вправе применять или не применять к виновной стороне ответственность, предусмотренную договором. Выплата (предъявление) штрафных санкций производится на основании претензии, оформленной в письменном виде».
Источник: https://www.tls-cons.ru/services/pravovoy-konsalting/stati-nashikh-yuristov/nalogooblozhenie-shtrafnykh-sanktsiy-po-khozyaystvennym-dogovoram/