Модернизация основных средств. Споры при начислении амортизации (Рабинович А.)
Дата размещения статьи: 22.08.2017
Рассмотрим вопрос амортизации в отношении следующих модернизированных основных средств:- имеющих остаточную стоимость, т.е. срок полезного использования которых не истек;- не имеющих остаточной стоимости, т.е.
срок полезного использования которых закончился;- вообще не имевших остаточной стоимости и срока полезного использования ввиду единовременного списания на расходы первоначальной стоимости, которая не достигла стоимостного показателя, необходимого для признания объекта амортизирующим имуществом (с 01.01.2016 — более 100 тыс. руб.).В данной статье под модернизацией понимается любая из перечисленных в п. 2 ст. 257 НК РФ операций, следствием которой является увеличение первоначальной стоимости основных средств: достройка; дооборудование; реконструкция; модернизация; техническое перевооружение.Проанализируем применимые положения главы 25 НК РФ, изложенные в ст. 257 — 259.1 НК РФ.
Начисление амортизации ОС линейным методом
Согласно пп. 1 и 2 ст. 259.1 НК РФ при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации (рассматриваем только такой метод) применяется порядок начисления амортизации, определенный настоящей статьей НК РФ.
Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества рассчитывается как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной для данного объекта.
Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:K=1/n*100%где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости соответствующего объекта;n — срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах. (Ранее аналогичные нормы содержались в пп. 2 и 4 ст.
259 НК РФ, что необходимо знать для понимания разъяснений официальных органов в соответствующем периоде.)Формулировка «определенный настоящей статьей» позволяет считать, что указанный порядок распространяется на все случаи исчисления амортизации основных средств линейным способом, в том числе после их модернизации.
Следовательно, другие нормы НК РФ, в которых говорится о начислении модернизации, общий порядок ее исчисления не меняют.
Названный порядок предусматривает, что в расчете месячной суммы амортизации участвует такой показатель, как срок полезного использования, но при этом не упоминается, какой это срок, каким образом он определяется, а это предполагает возможность использования в формуле любого из сроков полезного использования, определяемого по правилам главы 25 НК РФ, если он может быть не один.Кроме того, в рассматриваемой норме не определено, какая из возможных первоначальных стоимостей имеется в виду, которая (несмотря на кажущуюся однозначность данного понятия) тоже может принимать различные значения. Под восстановительной здесь понимается стоимость, сформированная в результате учитываемой для целей применения главы 25 НК РФ переоценки основных средств (абзацы 4, 5 п. 1 ст. 257 НК РФ). Такое же понимание восстановительной стоимости содержится и в п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, т.е. несмотря на то что в п. 26 данного ПБУ модернизация и реконструкция названы способами восстановления объекта основных средств, они порождают невосстановительную стоимость.
Изменение первоначальной стоимости ОС
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ расходы на модернизацию изменяют первоначальную стоимость (в п. 27 ПБУ 6/01 сказано «увеличивают»).
Следовательно, стоимость, образовавшаяся в результате капитализации расходов на модернизацию, называется «измененная (увеличенная) первоначальная стоимость» (а не самостоятельная «новая» стоимость, не связанная с первоначальной).
Это означает, что даже у полностью самортизированного основного средства сохраняется такая характеристика, как первоначальная стоимость, и, соответственно, может существовать измененная первоначальная стоимость.Поскольку в ст. 259.
1 не уточняется, какая именно первоначальная стоимость — первичная или измененная используется в формуле исчисления месячной суммы амортизации, то ею может быть любая из этих двух стоимостей.
Установление срока полезного использования ОС после модернизации
В п. 1 ст. 258 НК (во всех редакциях) установлено, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после модернизации в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено указанное основное средство.
Если в результате модернизации объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, при исчислении амортизации налогоплательщик учитывает оставшийся срок полезного использования.
При этом необходимо обратить внимание на следующее:- сочетаются однократность установления срока полезного использования и возможность увеличения его при соблюдении определенных ограничений;- эта возможность не зависит от того, закончился ли первоначально установленный срок полезного использования, что предполагает допустимость увеличения и закончившегося срока полезного использования полностью самортизированного основного средства;- для расчета амортизации применяется срок, оставшийся от первоначально установленного срока полезного использования.В сочетании с тем, что в ст. 259.1 НК РФ отсутствует определение, какой из трех возможных сроков полезного использования применяется для исчисления месячной суммы амортизации: первоначальный; увеличенный первоначальный или оставшийся, выделенные обстоятельства подтверждают, что используемый в формуле показатель n на протяжении жизненного цикла основных средств может быть не постоянной, а переменной величиной, соответственно, может меняться и рассчитываемая на его основе норма амортизации;- не указывается, от какой стоимости амортизированного основного средства — первоначальной, увеличенной первоначальной или какой-либо иной (например, остаточной, остаточной, увеличенной на стоимость модернизации, или только суммы модернизации) исчисляется амортизация с учетом увеличенного или оставшегося срока полезного использования, но в этом и нет необходимости, поскольку данный вопрос решен в ст. 259.1 НК РФ с учетом п. 2 ст. 257 НК РФ: это должна быть измененная (увеличенная) первоначальная стоимость.На основе изложенного резюмируем, что единый для всех ситуаций порядок исчисления месячной суммы амортизации в виде приведенной формулы установлен в ст. 259.1 НК РФ. В соответствии с обобщенным наименованием показателей, входящих в данную формулу, оба ее множителя, согласно п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ, могут принимать различные значения на протяжении жизненного цикла основного средства: первоначальная стоимость трансформируется в измененную первоначальную стоимость, срок полезного использования может стать либо увеличенным первоначальным или оставшимся до окончания первоначального, либо в некоторых случаях даже уменьшенным первоначальным.Примечание. После улучшения основных средств амортизация всегда должна начисляться по единой формуле, приведенной в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, применяемой с учетом норм ст. 257 и 258 НК РФ о возможности изменения обоих ее множителей: первоначальной стоимости и нормы амортизации.Таким образом, можно сделать важный методологический вывод о том, что отсутствие в НК РФ конкретного указания на стоимость и/или срок, используемые для начисления амортизации в той или иной ситуации, не означает, что применительно к ней порядок налогообложения в целом или какой-либо из его обязательных элементов, перечисленных в ст. 17 НК РФ, не установлен, а следовательно, имеет место неустранимая неясность актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ), которая должна толковаться в пользу налогоплательщика. Если даже считать, что неясность есть, то она явно устранима, если применить общую норму, каковой является формула, содержащаяся в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, — с подстановкой в нее соответствующих значений.Примечание. Отсутствие в НК РФ специального регулирования конкретной ситуации свидетельствует о необходимости применения к ней соответствующей общей нормы, а не о неустранимой неясности НК РФ.Рассмотрим общие выводы применительно к конкретным ситуациям.
1. Модернизированное ОС с неизменным сроком полезного использования
В отношении модернизированного основного средства, срок полезного использования которого не увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и оставшийся срок полезного использования.Пример.
При вводе в эксплуатацию основное средство было отнесено к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). Первоначальная стоимость, по которой основное средство принято к налоговому учету, — 1 000 ед., срок полезного использования, установленный при вводе в эксплуатацию, — 121 мес.
, «первичная» норма амортизации — 0,83% (1 / 121 x 100%), ежемесячная сумма амортизации — 8,3 ед. (1 000 ед. x 0,83% : 100%).Через 4 года, когда остаточная стоимость составила 601,16 ед. (1 000 ед. — 8,3 ед. x 48 мес.), проведена модернизация стоимостью 350 ед.; решение об изменении срока полезного использования не принимается.
Измененная первоначальная стоимость — 1 350 ед. (1 000 ед. + 350 ед.). Подлежащая списанию на расходы остаточная стоимость — 951,16 ед. (601,16 ед. + 350 ед.). Для исчисления амортизации применяется оставшийся срок полезного использования, равный 73 мес. (121 мес. — 48 мес.). Новая норма амортизации — 1,37% (1 / 73 x 100%).
Ежемесячная сумма амортизации — 18,5 ед. (1 350 ед. x 1,37% : 100%). Подлежащая списанию остаточная стоимость будет списана за 52 мес. (951,16 ед. : 18,5 ед.), т.е. за срок менее оставшегося срока использования (73 мес.) и в целом менее первоначально установленного срока полезного использования ((48 мес. + 52 мес.) < 121 мес.).
В данном случае очевиден стимулирующий характер установленного законодателем порядка исчисления амортизации модернизированных основных средств, направленного на побуждение налогоплательщиков к обновлению основных фондов в форме их любого улучшения. Чем больше сумма дополнительных капитальных вложений в основное средство, тем быстрее она будет списана.
В связи с этим представляется целесообразным высказать следующий методологический тезис.Экономическое основание, которое согласно п. 3 ст.
3 НК РФ должен иметь устанавливаемый НК РФ порядок налогообложения, проявляется, в частности, в том, что этот порядок всегда имеет экономическую направленность, которая выражается в стимулировании или дестимулировании какой-либо модели экономического «поведения» хозяйствующих субъектов.
Причем это имеет место и в тех случаях, когда речь не идет об установлении льгот, пониженных ставок или использовании других очевидных и явных способов и приемов.
Поэтому выявление экономического смысла и направленности анализируемой нормы — это один из основных (при этом установленных в самом НК РФ) путей адекватного понимания воли законодателя, «проникновения» в ее сущность.
Отдельно следует остановиться на том, почему при определении ежемесячной суммы амортизации она исчислена не путем деления подлежащей списанию остаточной стоимости (951,16 ед.) на оставшийся срок полезного использования (73 мес.), в результате чего получилась бы значительно меньшая величина, относимая на расходы каждый месяц, — 13,0 ед. вместо 18,5 ед.
(как это нередко предлагается и делается). В п. 1 ст. 258 НК РФ указано, что «при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования», но сам «порядок начисления амортизации», согласно которому определяется «сумма начисленной за один месяц амортизации», устанавливается не в ст. 258, а в ст. 259.1 НК РФ. Поэтому в ст. 258 НК РФ указано, какую величину надо помещать в показатель n приведенной в ст. 259.1 НК РФ формулы в той или иной ситуации.Более того, при определении ежемесячной суммы амортизации путем деления подлежащей списанию на расходы остаточной стоимости на оставшийся срок полезного использования теряется стимулирующий характер установленного порядка: налогоплательщик, осуществивший модернизацию основных средств, будет продолжать амортизировать их столько же времени, сколько и тот, кто не тратился на улучшение, т.е. первый из них не получит никаких преимуществ.
Позиция официальных органов
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/24009
В минфине нет однозначной позиции по поводу отмены ускоренной амортизации
В пятницу на «круглом столе» в Думе обсуждалась инициатива минфина — отменить ускоренную амортизацию для лизинга. Обсуждалась в отсутствие представителей самого ведомства.
По словам Константина Бесчетнова, члена Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству, организаторы сделали все, чтобы представители министерства пришли в Думу и озвучили свою позицию по этому вопросу.
«К сожалению, все наши усилия не увенчались успехом, более того даже по телефону мы не смогли получить внятного ответа от минфина: есть ли у них определенная позиция по этому вопросу, хотят ли они отменять ускоренную амортизацию или нет», — сообщил депутат.
Точки над «i» расставила Лариса Усович, глава компании, консультирующей министерство экономического развития по вопросам лизинга.
По ее словам, в минфине сейчас действительно нет определенной позиции, и, скорее всего, решать судьбу ускоренной амортизации будет мин- экономразвития, а не минфин. Ускоренную амортизацию, скорее всего, не отменят.
Существуют две идеи: снизить предельный коэффициент до двух или оставить ускоренную амортизацию как есть, но только для определенных групп «с учетом задач модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора».
По мнению собравшихся, неприемлемо ни одно из предложений. «Власти пытаются реализовать задачу модернизации, но на старом оборудовании это невозможно. Одним из направлений модернизации основных фондов является лизинг, — считает депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
— Отмена ускоренной амортизации не только удар по модернизации экономики, но и сужение налоговой базы. По оценкам количество лизинговых сделок уменьшится примерно на треть. Соответственно налоговая база сузится и дополнительных налогов, на что рассчитывает минфин, может и не быть. Это решение требует профессионального подсчет и подхода.
Надо четко просчитать все плюсы и минусы. На мой взгляд, минусов окажется больше».
Лизинговое сообщество основательно подготовилось и пришло в Думу с цифрами и полными выкладками, подтверждающими, что отмена ускоренной амортизации приведет не к наполнению бюджета, а к потерям.
По расчетам падение нового бизнеса лизинговых компаний составит в среднем 30% в год, что соответствует 200 млрд рублей по сумме лизинговых платежей с НДС или 135 млрд руб. по стоимости предметов лизинга. Это приведет к суммарному снижению объемов налоговых отчислений в бюджет в среднем на 28 млрд руб. в год.
В частности, по НДС потери бюджета составят 25 млрд в год, по налогу на имущество — 2,5 млрд руб. в год, по налогу на прибыль с банков и лизинговых компаний — 0,5 млрд руб., по транспортному налогу — на 30% в год.
Будут и дополнительные потери, в частности, могут быть свернуты программы для малого бизнеса. Лизинг для них зачастую является единственным способом привлечь финансирование для приобретения или обновления основных средств.
По словам Ольги Макаевой, управляющего директора департамента финансирования малого и среднего предпринимательства Российского банка развития, в случае отмены ускоренной амортизации банк, скорее всего, будет вынужден прекратить финансирование лизинговых компаний, поскольку это становится слишком рисковым бизнесом.
«Если наша программа закроется в части финансирования лизинговых компаний — этот кусок (лизинг для малого бизнеса) просто уйдет с рынка», — предупреждает она.
Не выдержав мгновенно возрастающей налоговой нагрузки, могут закрыться многие лизинговые компании, даже такие как «Лизинговая компания «КАМАЗ». «Компания реализует по договорам лизинга 10% всей продукции, тем самым мы обеспечиваем загрузку автогиганта на полтора месяца. За последние три года мы перечислили налогов в бюджеты различных уровней на сумму около 1,2 млрд руб.
При отмене ускоренной амортизации нагрузка по налогу на прибыль увеличится втрое. Возникнет дисбаланс между доходами и расходами. Ситуацию можно будет исправить только постоянным наращиванием лизингового портфеля, примерно на 30-35%.
Строить классическую финансовую пирамиду мы не хотим, поэтому в случае отмены ускоренной амортизации мы прекратим заключать лизинговые сделки, в плановом порядке погасим обязательства перед кредиторами, доведем до конца договора лизинга, отдадим имущество в собственность лизингополучателям и уйдем с рынка.
Основная причина — мы не можем подвергать таким серьезным репутационным рискам нашего собственника ООО «КАМАЗ», — заявляет Андрей Гладков, замгендиректора по экономике и финансам «Лизинговой компании «КАМАЗ».
Будете ли вы использовать лизинг в случае отмены ускоренной амортизации?, %
Источник: https://rg.ru/2011/02/22/amortizacia.html
Модернизация ОС: налоговый учет
20.03.2009
Федеральное Агентство Финансовой ИнформацииАвтор: С. Лисицына, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»
Ремонт или модернизация?
Прежде всего, налогоплательщикам, решившим «обновить» имущество, готовое служить им верой и правдой, необходимо определиться с тем, что же они в конечном итоге будут проводить — ремонт или такие улучшения, как модернизация, реконструкция и техническое перевооружение.
Сделать это очень важно хотя бы потому, что затраты, понесенные в первом и во втором случае, будут по-разному учитываться в целях налогообложения прибыли. Ремонтные расходы следует включить в состав прочих в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (ст. 260 НК).
А вот на сумму затрат на модернизацию или реконструкцию своего ОС компания должна будет увеличить первоначальную стоимость «обновленного» объекта (п. 2 ст. 257 НК).
При разграничении рассматриваемых понятий определяющее значение имеет цель проведения указанных работ.
К примеру, основной целью ремонтных работ является устранение неисправностей, наличие которых делает невозможной саму эксплуатацию объекта основных средств.
При этом совершенно неважно, что новые детали, устанавливаемые на место старых, являются более современными и улучшают эксплуатационные характеристики ремонтируемого объекта.
Если же замена составляющих производится по причине их морального износа, то речь тогда пойдет не о ремонте, а о модернизации или техническом перевооружении (письмо от 27 мая 2005 г. № 03-03-01-04/4/67).
Следовательно, целью проведения модернизации или реконструкции должно являться улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в частности, скорости работы или мощности.
К примеру, в пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса даются следующие определения понятиям «модернизация», «реконструкция» и «техническое перевооружение».
Под модернизацией следует понимать работы, которые вызваны изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, а также повышенными нагрузками или другими новыми качествами.
Речь идет о реконструкции, если производится переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, которое осуществляется по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
А техническим перевооружением считается повышение технико-экономических показателей ОС или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования на новое, более производительное.
Таким образом, в том случае, если организация приняла решение «обновить» и без того нормально работающее ОС лишь с целью его улучшения, речь идет о его модернизации.
«Малоценное» имущество
Кроме того, фирмам, модернизирующим свое имущество, важно помнить, что если его первоначальная стоимость не превышает 20 000 рублей, то подобный «малоценный» объект учета нельзя отнести ни к амортизируемому имуществу, ни к основным средствам (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК). Стоимость «малоценки» подлежит включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК).
Причем в том случае, если компания списала стоимость того или иного имущества на материальные расходы единовременно, расходы на его модернизацию учитываются в составе текущих расходов отчетного (налогового) периода. Они уменьшают налогооблагаемую прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (письмо Минфина от 15 января 2009 г. № 03-03-06/1/16).
«Модернизированная» амортизация
Если первоначальная стоимость модернизируемого имущества оказалась больше законодательно установленного предела, равного 20 000 рублей, то это имущество фирма относит к объекту основных средств (п. 1 ст. 257 НК), стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК).
Затраты компании на модернизацию ОС в таком случае будут увеличивать первоначальную стоимость «обновляемого» объекта (п. 2 ст.
257 НК), а значит уменьшать налогооблагаемую прибыль подобные траты станут путем амортизационных отчислений.
Сумму указанных отчислений определяют, руководствуясь нормами амортизации, учитывающими срок полезного использования основных средств и их первоначальную стоимость.
Причем начисляя амортизацию на модернизированное ОС, следует помнить, что рассчитываться сумма ежемесячных отчислений будет уже исходя из его новой первоначальной стоимости с учетом затрат на «обновление».
Кроме того, налогоплательщикам не следует упускать из виду и тот факт, что в результате проведения модернизации может быть увеличен срок полезного использования основного средства (п. 1 ст. 258 НК).
Однако данная норма является правом, а не обязанностью фирм.
Если компания примет решение срок полезного использования объекта ОС не увеличивать, то норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию этого объекта, не пересчитывается (письмо Минфина от 2 марта 2007 г. № 03-03-06/1/146).
А вот если налогоплательщик все же решил увеличить СПИ, ему придется норму амортизации пересчитать с учетом нового значения данного показателя.
Правда увеличить «полезный» срок он сможет лишь в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую до модернизации было включено основное средство (п. 1 ст. 258 НК).
Иначе говоря, если ОС ранее было отнесено к четвертой амортизационной группе со СПИ от пяти до семи лет, то максимальное значение этого показателя для уже модернизированного основного средства составит не более семи лет.
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-70416-modernizatsiya_os_nalogovyiy_uchet
Учёт расходов по модернизированному объекту
Не столь уж редко организации, на учёте у которых находятся объекты основных средств, осуществляют их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (далее — модернизация).
Понесённые затраты при этом необходимо соответствующим образом отразить в бухгалтерском учёте и по возможности учесть при налогообложении.
И если в бухгалтерском учёте предписываемые нормативными правовыми актами правила их учёта дают однозначный ответ по их отражению, то при исчислении налога на прибыль такого не наблюдается.
Учёт при налогообложении
В главу 25 НК РФ законодатель включил несколько норм, касающихся учёта расходов, связанных с осуществлением модернизации, и изменения срока полезного использования (СПИ) объекта после её проведения.
Так, первоначальная стоимость основных средств в налоговом учёте изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
При этом уточнено, что в целях главы 25 НК РФ (п. 2 ст. 257 НК РФ):
- к работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
- к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
- к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В налоговом учёте амортизация, как известно, может начисляться линейным либо нелинейным методом.
Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества и отражается в учётной политике для целей налогообложения.
Установленный учётной политикой метод начисления амортизации применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения (п. 1 ст. 259 НК РФ).
Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества при линейном методе её начисления определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определённой для данного объекта. Норма же амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле, приведённой в пункте 2 статьи 259.1 НК РФ:
K = 1/n × 100 %,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования основного средства после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после модернизации такого объекта увеличился срок его полезного использования.
Но увеличение СПИ может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включён такой объект в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв.
постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1).
Если в результате модернизации основного средства срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщику предлагается при исчислении амортизации учитывать оставшийся срок полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Как видим, после модернизации первоначальная стоимость основного средства может измениться, а срок полезного использования — увеличиться или же остаться неизменным.
Изменение же срока полезного использования при применении линейного метода начисления амортизации повлечёт за собой изменение её нормы.
И возникает вопрос: исходя из какой нормы амортизации следует начислять амортизацию после модернизации?
— срок неизменен
Из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 2 статьи 259.1 НК РФ следует, что сумма начисленной за месяц амортизации в отношении основного средства определяется только:
его первоначальной (восстановительной) стоимостью (в нашем случае — совокупностью первоначальной стоимости и расходов на модернизацию) и
нормой амортизации, рассчитанной для этого объекта с учётом полного срока его полезного использования.
Если после модернизации основного средства его первоначальная стоимость увеличивается, а срок полезного использования остаётся неизменным, то по окончании этого срока объект будет самортизирован не до конца. Ведь норма амортизации в этом случае останется прежней, тогда как стоимость объекта возрастёт.
Пример 1
Организация в октябре 2014 года осуществила модернизацию основного средства, введённого в эксплуатацию в мае 2012 года, расходы по которой составили 750 000 руб. Первоначальная стоимость объекта — 1 800 000 руб., при его отнесении к амортизируемому имуществу установлен срок полезного использования 61 мес.
(объект согласно классификации отнесён к четвёртой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), после её завершения срок не изменился. Учётной политикой организации установлен линейный способ начисления амортизации по всем объектам амортизируемого имущества.
Исходя из установленного срока полезного использования норма амортизации в налоговом учёте по объекту равна 1,6393 % (1 : 61 × 100 %). До его модернизации по основному средству ежемесячно начислялась амортизация в сумме 29 508,20 руб. (1 800 000 руб.
× 1,6393 %), на момент её окончания объект эксплуатировался 29 мес. ((7 + 12 + 10), где 7, 12 и 10 — количество месяцев эксплуатации основного средства в 2012, 2013 и 2014 годах). За это время сумма начисленной амортизации достигла 855 737,79 руб. (1 800 000 руб.
× 1,6393 % × 29 мес.).
По завершении модернизации первоначальная стоимость средства возросла до 2 550 000 руб. (1 800 000 + 750 000).
Поскольку срок полезного использования объекта не изменился, то при начислении амортизации по модернизированному объекту используется всё та же норма 1,6393 %.
Увеличение первоначальной стоимости основного средства приводит к возрастанию суммы ежемесячной амортизации до 41 803,28 руб. (2 550 000 руб. × 1,6393 %).
За оставшиеся до истечения срока полезного использования 32 мес. (61 – 29) по объекту организацией будут начислены амортизационные отчисления 1 337 704,96 руб. (41 803,28 руб/мес. × 32 мес.).
Общая же их величина за время СПИ составит 2 193 442,75 руб. (1 337 704,96 + 855 737,79).
Тогда остаток недоамортизированной первоначальной стоимости основного средства на момент его окончания (30 июня 2017 года) — 356 557,25 руб. (2 550 000 – 2 193 442,75).
Источник: https://www.pbu.ru/pbu/article/1903