Надзорные каникулы для малых предприятий
Существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов вносит с 1 января 2016 Федеральный закон от 13 июля 2015 г.
№ 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 246-ФЗ).
Регистрация в реестре малых предприятий +7(495) 589-05-39 и [email protected]
25 июля 2015 года изменился один из критериев для отнесения предприятий и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства – предельное значение выручки.
Начиная с 25 июля 2015 года, действуют следующие предельные значения выручки:
Микропредприятия – 120 млн руб.;Малые предприятия – 800 млн руб.;Средние предприятия – 2 млрд руб.Новые предельные значения были введены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Для каких субъектов малого предпринимательства не будут действовать «надзорные каникулы»
Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ от 23.11.
2009 №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.Кроме того, согласно части 2 статьи 26.
1 Закона № 246-ФЗ, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.Нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.
На какие виды контрольных мероприятий не распространяются «налоговые каникулы»
Следует иметь в виду, что «надзорные каникулы», о которых идет речь в Законе № 246-ФЗ, распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий. Поскольку Закон № 246-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), то он фактически привязывает действие вышеописанных контрольных послаблений в адрес малого бизнеса только в отношении тех видов государственного контроля, которые не выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ (п.3 и 3.1 Закона № 294-ФЗ).
«Надзорные каникулы» не будут распространяться на налоговый контроль, контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды, таможенный контроль, прокурорский надзор.
Другие виды контроля (надзора), на которые не распространяется мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, прямо поименованы статье 6 Закона № 246-ФЗ. В частности, это относится к проверкам в рамках:
- федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности,
- федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности,
- внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
- федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.
В течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:
- не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;
- в рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;
- не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.
Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.
Послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок.
Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:
- возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.
Услуги по регистрации в реестре субъектов малого предпринимательства
Источник: https://businessgarant.com/news/2015/10/19/nadzornue_kanikuly/
Надзорные каникулы для малого бизнеса
Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/
Существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов вносит с 1 января 2016 Федеральный закон от 13 июля 2015 г.
№ 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 246-ФЗ).
В частности, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года Законом № 246-ФЗ вводятся «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства.
Напоминаем, что с 25 июля 2015 года изменился один из критериев для отнесения потребительского кооператива и коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянского (фермерского) хозяйства, а также индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства – предельное значение выручки.
Начиная с 25 июля 2015 года, действуют следующие предельные значения выручки:
микропредприятия – 120 млн руб.;
малые предприятия – 800 млн руб.;
средние предприятия – 2 млрд руб.
Новые предельные значения были введены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Отметим, что не для всех субъектов малого предпринимательства будут действовать «надзорные каникулы».
Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ 1). В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Кроме того, согласно части 2 статьи 26.
1 Закона № 246-ФЗ, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.
Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.
Следует иметь в виду, что «надзорные каникулы», о которых идет речь в Законе № 246-ФЗ, распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.
Поскольку Закон № 246-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), то он фактически привязывает действие вышеописанных контрольных послаблений в адрес малого бизнеса только в отношении тех видов государственного контроля, которые не выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ (п.3 и 3.1 Закона № 294-ФЗ).
В частности, «надзорные каникулы» не будут распространяться на налоговый контроль, контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды, таможенный контроль, прокурорский надзор.
Другие виды контроля (надзора), на которые не распространяется мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, прямо поименованы статье 6 Закона № 246-ФЗ. В частности, это относится к проверкам в рамках:
федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности,
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности,
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.
Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:
— возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.
Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru.
На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов.
Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».
В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.
В заключение хотим отметить, что организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами Закона № 246-ФЗ попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, при планировании контрольных мероприятий контролирующие органы обязаны самостоятельно проверить, относятся ли включенные в план проверок лица к субъектам малого предпринимательства.
1. В настоящее время перечень видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»
Источник: https://otchetonline.ru/art/programmistu/174-buxuchet/53251-nadzornye-kanikuly-dlya-malogo-biznesa.html
Мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году
Каникулы для малого бизнеса продлили еще на довольно длительное время, так как согласно внесенным поправкам Минэкомразвитием и генеральной прокуратурой мораторий увеличен до 2022 года. Но при этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.
До указанного периода контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:
- Выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий — до 120 млн. рублей, средние предприятия должны оборачивать в год не более 2 млрд. рублей – данное значение выручки было изменено в 2015 году практически для всех предприятий за исключением унитарных и государственных.
- Штат до 100 человек.
- Суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.
Для определения принадлежности бизнеса к малому необходимо соответствие именно этим трем критериям, никаких дополнительных доказательств, в том числе и документальных не требуется. Проверяющие органы должны самостоятельно найти письменные доказательства, в которых указаны цифровые показатели.
При этом существует перечень исключений, из-за которых предприятие не может подпадать под мораторий, даже если оно представитель малого бизнеса:
- деятельность в сфере образования и здравоохранения;
- работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
- управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
- организации, применяющие государственные тайны;
- аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.
Кроме этого под действия моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее, чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.
При этом следует помнить, что такое лицо вправе ходатайствовать об отмене проверок, на основании включения его в список ежегодных контролирующих мероприятий с нарушением требования ФЗ №246.
Полный перечень критериев, при которых предприятие не может воспользоваться послаблением, указан в ст. 26.1 ФЗ №294.
Какие именно контрольные мероприятия отменены
Действие моратория распространяется только на плановые проверки в любом виде – выездные или документальные для малого бизнеса, которые осуществляются в пределах действия ФЗ №294.
Невозможно полностью убрать проверки в следующих случаях:
- не подпадает под надзорные каникулы налоговый контроль, контроль над выплатой средств во внебюджетные фонды, таможенные сборы, на прокурорскую проверку.
Кроме этого существует перечень, указанный в ФЗ №246, в частности это:
- государственный федеральный надзор в сфере промышленной и пожарной безопасности в отношении предпринимателей и промышленных лиц, которые применяют в своей деятельности производственные объекты 1 и 2 класса опасности;
- федеральный государственный надзор в области радиационной безопасности;
- внешнего контроля качества роботы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере аудита.
Следует понимать, что мораторий касается только плановых проверок, от внеплановых инспекций со стороны любого контролирующего органа, такого как ФФОМС, ФСС, Роспотребнадзор, никто не застрахован, они могут инициироваться любым лицом с различным статусом одним только заявлением, тема которого касается:
- нанесения вреда здоровью или жизни человека, а также возникновения угрозы такого нанесения;
- причинения вреда жизни и здоровью животных, а также растительному миру;
- нарушения прав потребителей, ущемления их возможностей и свободы выбора
При этом любая из таких проверок регулируется статьей 10 ФЗ №294.
Как следует действовать в спорных ситуациях
Нередко происходят несправедливые действия в отношении организации, например, ее включение в план проверок, хотя на это нет оснований.
В данном случае требуется обратиться в орган, осуществляющий проверки с заявлением об отмене надзорного мероприятия в отношении объекта или документации при этом приложить к нему пакет документации: копия отчета о финансовых итогах за истекший год, справка о численности штата, для АО — выписка из реестра акционеров.
В случае уже начавшейся проверки можно ей препятствовать, аргументировав действия необоснованностью всего процесса и подкрепляя доводы документами.
Если надзорный орган игнорирует требования моратория его действия и выводы, указанные в протоколах о проверке можно считать недействительными.
Любое юридическое лицо может знать о предстоящей проверке, изучив информацию на сайте https://proverki.gov.ru/. Ресурс является носителем сведений относительно плановых и неплановых мероприятий, при этом указан полный перечень предприятий и адресов, а также даты выполнения надзора.
Чтобы использовать ресурс, следует в его поисковике указать название компании и нажать на кнопку «Найти».
Все сведения относительно проверок публикуются не позже 3 дней с момента издания приказа о проведении мероприятия, только комплекс надзора, инициированный жалобами потребителей, будет обнародован в процессе выполнения.
Федеральный закон №246, согласно которому был введен трехлетний мораторий, а впоследствии продлен был подписан Президентом РФ в 2015 году. Этим документом были внесены изменения в ФЗ №294, в котором приведены меры защиты хозяйствующих субъектов, в отношении которых выполняются проверки.
Вступил закон о моратории в силу со дня его публикации, то есть с 14 июля, согласно этому документу плановые проверки отменены только в отношении субъектов, которые, согласно ФЗ №209, имеют отношение к малому бизнесу.
Исключения из правил указаны в Постановлении Правительства РФ №944 и ст. 26.1 ФЗ №294.
Продление моратория на период 2019-2022 годов было выполнено на основании поправок к ФЗ №294.
Заключение
В течение обозначенного периода субъект малого бизнеса освобождается от проверок в следующих случаях:
- не входит в перечень исключений, который дает возможность его проверять;
- не ведет деятельность, которая несет окружающей среде и жителям угрозы, а также не применяет опасных веществ;
- не привлекался к административной ответственности, не было приостановки разрешительных документов.
Данное нововведение не лишает надзорные и контролирующие органы полностью возможности выполнять проверку или назначать плановое посещение предприятия.
Чтобы не происходили непредвиденные ситуации, необходимо пользоваться актуальными источниками, которые должны всегда содержать полную информацию относительно решений по конкретному предприятию.
Информация по мораторию на 2018 год представлена на видео.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://znaybiz.ru/forma/ooo/about/moratorij-na-proverki-malogo-biznesa.html
Опять каникулы
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре
Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»
Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.
pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме.
В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.
Риск-ориентированная реформа
Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.
«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года.
Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов.
Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.
Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.
Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена.
В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада.
По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.
Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.
Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов.
Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.
В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности.
Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии.
Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу.
Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).
Источник: https://www.rbc.ru/economics/16/03/2018/5aaa95949a7947d00631fc6d
Надзорные каникулы: сущность, сроки, исключения
Надзорные каникулы — это современная опция, предоставляемая начинающим предпринимателям со стороны различных контрольных структур.
Главной задачей является упростить задачу бизнесу и позволить ему развиваться первое время без плановых проверок со стороны контролирующих органов.
В чем сущность надзорных каникул для бизнеса? В какой период они предоставляются? Какие имеются исключения?
Общие положения
На фоне постоянных жалоб со стороны предпринимателей-новичков касательно жесткого подхода со стороны контрольных органов, было принято решение отменить плановый контроль на период с начала 2016-го по конец 2018 года. Такое нововведение касается только малого бизнеса. При этом рассчитывать на освобождение от контроля не стоит — он остается, путь и в ограниченной форме.
Надзорные каникулы — шаг навстречу предпринимателям. Речь идет об ограничении целого ряда проверок со стороны:
- Пожарной и трудовой инспекции.
- Роспотребнадзора.
- СЭС и прочих структур.
Благодаря этому, новичок в сфере бизнеса может спокойно заниматься развитием дела и не отвлекаться на многочисленные проверки.
Но это не значит, что можно идти на нарушения — при выявлении таковых в процессе внепланового контроля предприниматель будет наказан по всей строгости.
Также стоит учесть, что надзорные каникулы относятся не ко всем сферам деятельности (об исключениях речь пойдет ниже).
Надзорные каникулы: требования и исключения
Малый бизнес вправе рассчитывать на надзорные каникулы в случае, если годовая прибыль не превышает 800 тысяч рублей. При этом не стоит ожидать полной отмены проверок — налогоплательщик все равно находится под контролем. Важно помнить о ряде исключений, которые ограничивают действие надзорных каникул.
Главное условие, ограничивающее право на применение данной опции — наличие у предпринимателей за прошедшие три года:
- Постановлений, касающихся наложения штрафных санкций за нарушение действующего закона.
- Решений по обнулению или приостановке действующей лицензии, предоставленной с учетом ФЗ о лицензировании.
Надзорные каникулы для бизнеса не распространяются на некоторые сектора деятельности. Так, воспользоваться опцией не смогут предприниматели, работающие в следующих сферах:
- Социальной (образование, медицина и прочие).
- Пожарной.
- Промышленной.
- Экологической безопасности и ряде других (упоминаются в ФЗ-294).
В ФЗ-294 четко прописана периодичность контрольных выездов (плановых и неплановых). К примеру, для представителей малого бизнеса объем плановых проверок — 50 часов в год. Для сравнения микрокомпании подвергаются контролю реже — 15 ч/год.
Существует и ряд исключений, при которых возможно продление проверок (на дополнительные 20 суток, не больше). Надзорные каникулы в бизнесе позволяют «отодвинуть» сроки проверок на определенный период.
Цель — ускорить развитие малого предпринимательства и увеличить объем поступающих в казну средств.
Читайте также — Налоговые каникулы для ИП: сущность, требования, правила отчета
Также к исключениям надзорных каникул стоит отнести:
- Деятельность, которая связана с опасностью для жизни (энергетика, работа под землей, энергоснабжение и прочие).
- Внеплановые проверки. Как отмечалось, надзорные каникулы касаются только плановых выездов. Что касается внепланового контроля, он остается. При этом поводом для проверки может стать жалоба на представителя ИП или ООО (от покупателя или клиента).
Если предприниматель ведет деятельность по закону и ни с кем не конфликтует, проверки ему не грозят. Несмотря на ряд исключений, 98-99% представителей малого бизнеса подпадают под критерии налоговых каникул.
Срок действия
В начала статьи отмечалось, что действие надзорных каникул стартовало с начала 2016 года (с 1 января). Они имеют силу в течение 3-х лет (до конца декабря 2018-го). По завершении этого периода можно ожидать плановую проверку (если к тому времени не произойдет каких-либо новых изменений).
Факт организации надзорных каникул для бизнеса одобрен на самом высоком уровне Президентом РФ. Так что за нарушение предлагаемых условий можно не переживать. При этом предприниматели должны помнить, что надзорные каникулы не отменяют таможенный и налоговый контроль, проверку платежей во внебюджетные формы, а также прокурорский надзор.
Источник: https://raschetniy-schet.ru/nadzornye-kanikuly/
Правительство согласно избавить малый бизнес от проверок. Но мораторий коснется только плановых проверок и будет действовать с 2016 по 2018 год
На заседании в четверг правительство утвердило законопроект о надзорных каникулах для малого бизнеса. На время избавить предпринимателей с надежной репутацией от проверок в прошлогоднем послании Федеральному собранию поручал Владимир Путин.
Мораторий коснется только плановых проверок – их примерно 40% от всех проверок бизнеса. Он будет действовать с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
Составляя план проверок, ведомства должны запросить информацию о малых предприятиях, которые они хотят контролировать.
Формулировка закона о надзорных каникулах в первой версии была примерно такая же, как в речи президента: Минэкономразвития предлагало не распространять мораторий на тех, кто оштрафован за грубые нарушения.
После обсуждения с бизнесом норму уточнили: на надзорные каникулы не уйдут предприятия, которые за последние три года лишались лицензии, а также те, где дисквалифицировались руководители или вводилось административное приостановление деятельности.
От проверок также не будут освобождены предприятия, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан.
Речь идет о малом бизнесе, который работает в сфере промышленной, пожарной, экологической, радиационной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, которым присвоен I–II класс опасности.
Таких среди малого бизнеса все равно немного, знает министр экономического развития Алексей Улюкаев. В прежнем режиме будут проверять и социальные учреждения, рассказал министр.
Не повезло и аудиторам: отказать им в праве на каникулы предложил министр финансов Антон Силуанов, председатель правительства Дмитрий Медведев возражать не стал: от проверок они не особенно страдают, зато часто входят в сговор с клиентами и выдают искаженные заключения.
Министр строительства Михаил Мень предложил не давать надзорные каникулы еще и управляющим компаниям многоквартирных домов, это предложение Медведев поручил проработать.
Предприятия, которых ни одно исключение не коснулось, три года не должны столкнуться с плановыми проверками, а если проверка будет проведена неправомочно, ее можно будет оспорить, и результаты будут признаны недействительными. Надзорные каникулы могут стать одной из мер по поддержке бизнеса в нынешней непростой ситуации, заключил Медведев.
Мораторий на плановые проверки – это хоть какое-то облегчение, отмечает Владимир Буев из Национального института системных исследований проблем предпринимательства, но многие малые предприятия и так меняют юрлицо раз в два-три года, чтобы избежать налоговых проверок, и, таким образом, не подпадают и под другие виды контроля и надзора. Но остается вопрос внеплановых проверок, говорит Буев. Было предложение ввести мораторий и на них, сделав исключение для случаев, когда есть жалоба потребителя и его можно идентифицировать, но пока оно не поддержано, сетует Буев.
Маргарита Лютова
«Ведомости»
Материал читайте по ссылке:
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/06/05/595331-pravitelstvo-soglasno-izbavit-malii-biznes-ot-proverok
Источник: https://fss.ru/ru/news/2015/165615.shtml
Освобождение от налоговых проверок, налоговые каникулы и льготы для предпринимателей в 2016 году
В настоящее время в условиях сложной экономической ситуации государство продолжает активно проводить реформу налогового права.
С одной стороны перед законодателем стоит задача вывести бизнес из тени, в связи с чем существенно улучшаются методы налогового администрирования и выявления налоговых правонарушения. Так, например, введена централизованная система налогового контроля по налогу НДС.
Поэтому старые теневые методы работы перестают быть безопасными и уходят в прошлое, серьезно ужесточаются меры ответственности в отношении предпринимателей за налоговые правонарушения.
Однако в рамках данной реформы наблюдается и обратная тенденция: с другой стороны, государство освобождает малый бизнес от плановых проверок и вводит налоговые каникулы, а также дополнительные налоговые льготы для малых предпринимателей.
Так, с 2016 г. на три года введен режим «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства. Он предполагает установление запрета на проведение плановых проверок органами государственного и муниципального контроля.
Проблему «перебора» с контрольными мероприятиями, которые «давят» на бизнес, поднял Президент страны Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г.
Он констатировал, что определенная работа по ограничению контрольных мероприятий проведена, и они даже работают, но… «проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет — все, можно любую фирму закрывать».
В результате был принят Закон от 13.07.
2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который установил для субъектов малого предпринимательства так называемые надзорные каникулы на период с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2018 г. Отметим, что в данном случае речь идет о запрете плановых проверок. Критерии субъектов малого предпринимательства определены ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.
Важно отметить, что запрет на проведение контрольных мероприятий не распространяется на лиц, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства РФ в конкретной сфере деятельности: дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение лицензии и т.д.
Между тем от плановых ревизий также не будут избавлены организации (ИП), которые хотя и не совершали каких-либо правонарушений, но ведут деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Соответствующий Перечень видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944. Плановые проверки таких организаций и ИП, как и ранее, могут проводиться два и более раза в три года.
Если компания или ИП попадут в план проверок, что называется, по ошибке, в нарушение федерального закона, то результаты проверки можно признать недействительными.
Еще одним нововведением является предоставление налоговых льгот для малых предпринимателей, а также налоговых каникул для вновь созданных индивидуальных предпринимателей. В этой связи необходимо обратить внимание на два закона, принятых в нашем регионе в конце прошлого года.
Так, Законом Ивановской области от 10 ноября 2015 г. N 117-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О налоговых ставках при упрощенной системе налогообложения» введены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с данным законом, начиная с 2015 года устанавливается нулевая ставка налога при УСН для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного Закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Закон вступает в силу после дня его официального опубликования, за исключением подпунктов «б», «в» пункта 2 статьи 1 Закона, которые вступают в силу с 1 января 2016 г.
Данная норма действует в отношении налогоплательщиков, налогооблагаемой базой которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Срок действия налоговых каникул установлен до 2021 года.
В данном законе перечислены конкретные виды экономической деятельности по ОКВЭД, которые подпадают под налоговые каникулы.
Проверить, по каким ОКВЭД вы осуществляете свою деятельность, можно по выписке из ЕГРИП, посмотреть которую можно на сайте nalog.ru.
Закон также определяет виды экономической деятельности на 2016 — 2018 годы, по которым налоговая ставка для налогоплательщиков, перешедших на УСН, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается в размере 5 процентов.
Эта норма применяется и в отношении ООО. При этом документ учитывает коды классификации видов экономической деятельности в соответствии с новым Общероссийским классификатором ОК 029-2014.
На новые виды ОКВЭД по данному классификатору необходимо перейти до 1 января 2017 года всем предпринимателям, подав соответствующее заявление в налоговую инспекцию.
Кроме того, Законом Ивановской области от 10 ноября 2015 г.
N 118-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О введении патентной системы налогообложения на территории Ивановской области» расширяется перечень видов предпринимательской деятельности с 47 до 63, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Патентная система, как правило, является одной из самых выгодных систем налогообложения для предпринимателя, и, если Ваш вид деятельности подпадает под данную систему, просчитайте экономическую целесообразность приобретения патента.
Документом вводится дифференцированный подход к установлению потенциально возможного дохода индивидуальных предпринимателей в зависимости от того, на какой территории ведется ими экономическая деятельность.
Так, если предприниматель работает на всей территории Ивановской области, то сумма дохода будет соответствовать шкале, установленной в зависимости от вида деятельности.
Если же он работает на территории региона, но за исключением города Иванова или в муниципальном районе, то применяются понижающие коэффициенты.
Закон также устанавливает нулевую ставку налога для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Общий срок возможного действия таких налоговых каникул установлен до 2021 года.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 г.
По всем юридическим вопросам деятельности ИП и организаций можно проконсультироваться по тел.: 34-40-27.
Источник: https://lgpartners.ru/osvobozhdenie-ot-nalogovyx-proverok-nalogovye-kanikuly-i-lgoty-dlya-predprinimatelej-v-2016-godu-2/
Про «Опять каникулы» или почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса»?
Случайно увидел на сайте «РБК» статью про Мораторий на плановые проверки малого бизнеса, который хотят продлить до 2022 года и расширить его действие на средние предприятия (автор статьи Анна Могилевская).
Первое, о чем подумал, почему эту информацию разместили в день выборов? Или это я просто случайно в день выборов ее увидел?
Решил почитать и посмотреть, о чем это, и в чем преимущество для малого и среднего бизнеса в этом моратории.
Выяснил, что это
— «риск-ориентированный подход»;
— «чтобы не ухудшилось положение предпринимателей»;
— «еще больше снизить административную нагрузку на бизнес»;
— «еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей»;
— «дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности»;
— «планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов»;
— «некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений»;
— «число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%»;
— «зачастую они (проверки) являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес»;
— «переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу».
Неужели «все будет хорошо»?
А на самом деле, на мой взгляд, одна система контроля (на данном этапе не так уж и нужная и не приносящая денег в бюджет) заменилась на другую. Сегодня главным контролером остается налоговая инспекция, на которую и приходятся все «тяжести и невзгоды» проверок и на которую «каникулы» не распространяются.
В феврале 2018 года я был приглашен в СЗАО города Москвы на встречу представителей бизнеса и администрации, на которой говорилось о снижении давления на бизнес.
О снижении давления бизнеса рассказал представитель ГО и ЧС, представитель Роспотребнадзора, был представитель и прокуратуры, но он молчал и не выступал, а потом и вовсе уехал.
Предприниматели выслушали «представителей», а обращаться стали почему-то к представителям налоговой с вопросом: когда закончится давление на бизнес, когда вернут излишне уплаченное, когда элементарно можно будет получить справку об отсутствии долгов перед бюджетом после объединения налоговой и ПФ и т.п.? И вообще будет ли снижен налоговый пресс?
На что представитель налоговиков ответила, не поверите как: «Мы самая открытое ведомство, у нас самый лучший сайт. Обращайтесь». На этом диалог был окончен.
Каникулы — это хорошо. Но хотелось бы услышать что-то более реальное для развития и сохранения бизнеса в моей стране.
Еще вспомнился случай, произошедший на допросе в налоговой, когда директор проверяемого предприятия попытался поговорить с начальником отдела выездных налоговых проверок: «Вы же губите мой бизнес. После вашей проверки я стану банкротом, у меня более 1000 человек останется без работы!»
На что немедленно получил ответ: «Ничего страшного, объекты будут и дальше строиться, ведь ваше место займет другая компания, а ваши работники просто перейдут в новую!»
Не расслабляемся, ведь для налоговой каникул нет, не было и не предвидится.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-news/pro-opyat-kanikuly-ili-pochemu-reshili-prodlit-moratorij-na-proverki-biznesa/
Мораторий на проверки малого бизнеса
К нам на этой недели выходит выездная плановая проверка фонда социального страхования и пенсионный фонд, согласно Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 №1268 субъекты малого бизнеса могут подать заявления об исключения проверки в отношении данного юр.
лица из ежегодного плана проверок. Вопрос: Подпадает ли проверки фсс и пенсионного фонда под действие данного постановления.
Мы уже подали заявления в вышеуказанные органы, однако они утверждают, что это Постановление не распространяется на них, вопрос: распространяется ли на них это Постановление РФ.
Действительно, на внебюджетные фонды Закон № 294-ФЗ, которым установлен мораторий на проверки малого бизнеса, не распространяется.
Обоснование
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):*
8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;*
Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
1.
Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства,* за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона».
Из статьи журнала «Главбух», № 17, сентябрь 2015
Какие компании скоро отдохнут от проверок
С 2016 года к малым компаниям не будут приходить плановые административные проверки. Эти каникулы продлятся три календарных года — до 2018 года включительно. От каких проверок удастся отдохнуть и о мерах борьбы с незаконными действиями ревизоров нам рассказал Владислав Леонтьевич Корочкин, первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
ГЛАВБУХ: Владислав Леонтьевич, в чем цель надзорных каникул?
ВЛАДИСЛАВ КОРОЧКИН: Освободить малый бизнес от непродуктивных затрат времени на общение с проверяющими. Чтобы коммерческая организация смогла сосредоточиться на главном — получении прибыли. В малой компании иногда работают всего пара-тройка человек. И когда начинается проверка, все они вместо того, чтобы участвовать в производстве, вынуждены переключить внимание на ревизоров.
Но полностью избежать плановых проверок все равно не удастся. Налоговые ревизии остаются в силе.
Да, но плановые и внеплановые налоговые проверки в последнее время практически не касаются малого бизнеса на упрощенке и вмененке. Я считаю это совместной победой «ОПОРЫ РОССИИ» и ФНС.
Коротко о важном
Какие компании освободили от неналоговых проверок с 2016 по 2018 год?
Малые предприятия, у которых за последние три года не находили нарушений.*
Как привлечь проверяющих к ответственности за незаконные действия?
Можно обратиться в прокуратуру. Но на практике эта ответственность символическая.
Можно ли не пускать ревизоров, если в реестре прокуратуры нет данных о проверке?
Да, но только если у проверяющих нет постановления о внеплановой ревизии.
От каких административных проверок отдохнет малый бизнес?
Мораторий коснется проверок из Роструда, СЭС, практически всех лицензирующих организаций, пожарного надзора и так далее. Важно, чтобы в течение прошлых трех лет эти ведомства не уличили компанию в грубых нарушениях. Иначе мораторий не будет действовать.
Мораторий не касается внеплановых проверок. Нажаловался сотрудник или клиент — пришла внеплановая ревизия. Получается, принципиально для бизнеса ничего не поменялось?
Предмет внеплановой проверки обычно более узкий, чем плановой. Полномочий у ревизоров гораздо меньше. К примеру, по жалобе работника о зарплате в конвертах инспекция по труду проверит только наличие «серых» доходов. А на плановой проверяющие вправе изучить любые документы, связанные с исполнением трудового законодательства.*
Допустим, в организацию пришла административная проверка, о которой не сказано в реестре прокуратуры. Как действовать — пускать проверяющих к себе на территорию или нет?
Еще по этой теме
Основные изменения в правилах проведения неналоговых проверок в 2016 году*
Не пускать. Конечно, если у проверяющих нет должным образом оформленного постановления о проведении внеплановой ревизии. Негативных последствий опасаться не надо. Скорее их должна бояться незаконно действующая надзорная организация. Прокуратура выявляет довольно много таких случаев и выдает предписания.
Допустим, на территорию компании пустили незаконную проверку. Можно ли конкретных проверяющих привлечь к ответственности за незаконные действия?
Можно сообщить в прокуратуру. Там обязаны принять меры по восстановлению законности, а также привлечению к ответственности проверяющих.
К сожалению, на практике ответственность контролеров скорее символическая. И лишь в единичных случаях удается взыскать с них ущерб, нанесенный предприятию.
Поэтому вопрос об установлении более серьезной ответственности должностных лиц и госорганов остро стоит в повестке дня.
Что в этом направлении делает «ОПОРА РОССИИ»?
Наши эксперты участвуют в проверках, например пожарных. И следят за соблюдением регламента. В случае нарушений мы защищаем права бизнеса.
Источник: https://www.26-2.ru/qa/243866-qqbss-16-m5-moratoriy-na-proverki-malogo-biznesa