При необоснованном применении освобождения от ндс налог накручивается «сверху» — все о налогах

Налоги при банкротстве

   Зададимся непростым вопросом: является ли должник в стадии конкурсного производства плательщиком налогов? Формальный ответ будет положительным, поскольку особенная часть Налогового кодекса не содержит правил, исключавших бы организации, признанные банкротом, из числа плательщиков налогов.

Да и сам Закон о банкротстве, оперируя такой категорией как текущие обязательные платежи (платежи, обязанность по уплате которых возникает после возбуждения дела о банкротстве и удовлетворяемые до расчета с реестровыми кредиторами), не исключает из их числа требования об уплате налогов, исчисленных за периоды конкурсного производства.

   Правильно ли это?

 Отсутствие указанных правил означает, что должник, не способный рассчитаться с кредиторами, продолжает признаваться субъектом экономической деятельности, способным генерировать доход, являющийся источником для уплаты налога. Хотя очевидно, что это не так.

  В конкурсном производстве в большинстве случаев должниками предпринимательская деятельность не ведется.

Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой, с имуществом должника и с приказчиком этого имущества — конкурсным управляющим, задача которого предпринять меры, направленные на формирование массы путем выявления активов должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

   Обложение имущества должника в конкурсном  производстве поимущественными налогами (налогом на имущество, земельным налогом), учет операций по продаже имущества для исчисления налога на прибыль, а также для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, в случае, если ранее при приобретении соответствующих активов НДС, уплаченный продавцу, был заявлен должником в качестве налогового вычета, означает налогообложение конкурсной массы, ее уменьшение на сумму текущих налоговых обязательств вопреки интересам конкурсных кредиторов.

   Налог на прибыль будет возникать, поскольку имущество может быть продано по цене выше остаточной стоимости по балансу и сформируется налогооблагаемый доход.

Конечно, данный доход будет уменьшен на текущий убыток от реализации прав требований к дебиторам, иного имущества (если цена его продажи оказалась ниже остаточной), на убыток, образуемый при списании задолженности, не реальной ко взысканию и т.д.

Вместе с тем ситуации могут быть различны, и несмотря на указанные положения итоговый финансовый результат может оказаться положительный. Безусловно необходимо сделать еще одну оговорку о том, что текущий доход, образуемый в периоде конкурсного производства,  может быть погашен на убытки прошлых лет.

Но такое погашение возможно при документальной подтвержденности финансово-хозяйственных операций за период формирования убытка (что часто в конкурсном производстве трудно выполнимо в виду ненадлежащего исполнения обязанности по передаче документов бухгалтерского учета арбитражному управляющему), и такое погашение не может привести к уменьшению налога на прибыль более, чем на 50 процентов. Как итог положительный финансовый результат от продажи имущества должника в конкурсном производстве облагается налогом на прибыль. Правильно ли это?  Не думаю.

 Обложение конкурсной массы означает, на наш взгляд, нарушение таких основных начал налогообложения, закрепленных статьей 3 Налогового кодекса, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

  Реализацию названных начал мы видим в положениях статьи 217 Налогового кодекса для граждан-банкротов, для которых доход от продажи имущества, не признается налогооблагаемым. Для организаций аналогичного решения Налоговый кодекс не предусматривает.

  Ранее (до 01.01.2009) Закон о банкротстве в пункте 4 статьи 142 предусматривал правило, согласно которому обязательные платежи, возникающие в конкурсном производстве, подлежали удовлетворению после расчета с реестровыми кредиторами. Этому положению было объяснение.

Оно исключало по существу налогообложение конкурсной массы в отсутствие соответствующих правил в Налоговом кодексе, устраняя конкуренцию требований текущих и реестровых кредиторов с одной стороны и требований по налогам, подлежавших исчислению в конкурсном производстве, с другой стороны.

Необходимость налогообложения положительного финансового результата, сформированного за период конкурсного производства, возникала только тогда, когда должнику в результате эффективных мер, реализованных на данном этапе, в том числе путем привлечения дополнительных инвестиций от участников и иных лиц, удалось выйти из банкротства, рассчитавшись с кредиторами, и продолжить деятельность.

  Взимание налога на прибыль при таком результате не вызывает сомнений и не нарушает основных начал налогообложения. Но там и тогда, когда налог на прибыль признается текущим требованием, выигрывая у реестровых кредиторов и уменьшая процент удовлетворения их требований, подобный вывод сделать нельзя.

 Не меньше вопросов с точки зрения конкуренции требований вызывает и налог на добавленную стоимость.

  С 1 января 2015 года в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса операции по реализации имущества и имущественных прав должника в конкурсном производстве не признаются объектом обложения НДС. Данное регулирование вовсе не означает, что обязанность уплачивать НДС у банкрота не возникает.

  Во-первых, из числа облагаемых НДС не исключены операции по выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению имущества в пользование.

 Во-вторых, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, принятые должником к вычету при приобретении имущества, использовавшегося в деятельности, в рамках которой осуществлялись облагаемые НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежит восстановлению. Это означает следующее.

  Допустим компания приобрела станок со сроком полезного использования в 6 лет за 1 180 000 рублей. Уплаченный продавцу НДС в 180 000 рублей был заявлен в качестве налогового вычета и, как следствие, на данную сумму был уменьшен налог, исчисленный компанией по операциям реализации.

За 6-ти летний период полезного использования вся стоимость станка была бы учтена в составе расходов путем начисления амортизации и, как следствие, перенесена на облагаемый результат деятельности – операции по реализации произведенной продукции.

Но к моменту реализации станка в конкурсном производстве прошло лишь 2 года.

Это означает, что из 180 000 рублей НДС, ранее заявленного в качестве вычета, часть налога в 120 000 рублей, приходящаяся на остаточную стоимость (рассчитано как отношение оставшегося срока полезного использования в 4 года к первоначальному сроку в 6 лет), должна быть восстановлена и уплачена в бюджет.

  Возникает налоговая нагрузка на конкурсную массу по НДС.

  При этом данный налог на покупателей имущества должника не переносится и они, не уплачивая налог в составе цены, не могут заявить его в качестве вычета.

Данное регулирование конечно влияет на ликвидность имущества должника.

Покупателю, являющемуся плательщиком НДС, выгоднее купить имущество за 1 180 000 рублей с учетом НДС, заявляя 180 000 рублей в качестве налогового вычета, чем за 1 100 000 рублей без НДС.

  Особенно несправедливо решение с восстановлением налога тогда, когда цена, по которой имущество продано в конкурсе, меньше, чем его остаточная стоимость.

В этом случае сумма НДС, подлежащая уплате в результате восстановления будет больше, чем тот налог, который при признании рассматриваемых операций налогооблагаемыми (как это имело место до 1 января 2015 года) был бы исчислен и выставлен покупателю, который при наличии к тому соответствующей совокупности условий возместил бы его из бюджета, заявляя в качестве налогового вычета.

  И последнее….

При формальном делении требований на текущие и реестровые восстанавливаемая сумма НДС (как исчисленная за налоговый период после возбуждения дела о банкротстве) будет признаваться текущим платежом, что приводит к уменьшению процента удовлетворения требований реестровых кредиторов.

Такое решение не выглядит справедливым, оно заставляет задуматься над обоснованием позиции о квалификации рассматриваемого требования в зависимости от момента, когда право на вычет восстанавливаемого НДС было реализовано.

Ведь с экономической точки зрения не важно за счет какого источника были пополнены активы должника в период до возбуждения дела о банкротстве — было ли это уменьшение налоговой обязанности по НДС за счет налогового вычета либо предоставление кредита банком, аванса покупателем и т.п.

   Будет ли воспринят указанный подход – покажет судебная практика.

 Приведенные заметки показывает, что пора задуматься над системным регулированием вопросов налогообложения должников в конкурсном производстве.   Решения могут быть разные. В основу же данных решений, как представляется, должна быть положена идея защиты прав кредиторов и недопущения уменьшения процента удовлетворения их требований за счет налогообложения конкурсной массы.

  Нужно сказать, что вопросов налогообложения, связанных с экономическим анализом и гражданско-правовой сутью отношений, в рамках которых возникают налогозначимые факты, — не мало.

Возникали они и в практике высших судов за 2017 год и 2 месяца года текущего.

  Назовем только некоторые из них:

  • об экономической обоснованности расходов и пределах судебного контроля,
  • об экономической выгоде как критерии для признания дохода налогооблагаемым, о реальном ущербе и индексации взысканных сумм,
  • о допустимости требования инспекции о взыскании необоснованно полученного из бюджета (возмещенного НДС, налога, возвращенного как переплата при отсутствии к тому оснований) как неосновательного обогащения,
  • о последствиях переквалификации сделки для контрагентов проверяемого налогоплательщика,
  • об условиях, при которых не наступает ответственность по ст.123 НК РФ за просрочку перечисления удержанного налога,
  • о переквалификации заемных отношений между участником и обществом в отношения, вытекающие из корпоративного участия,
  • об оценке экономической обоснованности бизнес-решения,
  • о ценовом контроле и необоснованной налоговой выгоде,
  • о взыскании недоимки организации с лиц, совершивших налоговое преступление, на основании норм ГК РФ о возмещении вреда,
  • о пределах диспозитивности в налоговых правоотношениях и избрании режима налогооблагаемой операции по НДС,
  • о фактическом праве на доход при выплате в пользу иностранных лиц,
  • о правилах недостаточной капитализации, об ограничениях в учете процентов по займу и переквалификации их в дивиденды
  • и многие другие.

   Эти вопросы нас волнуют, и на следующей неделе в течение 3-х дней мы совместно со Школой права «Статут» и командой единомышленников  (Акчуриной Галиной из ФБК Право,  Артюхом Алексеем из Taxology, Поповым Петром из Пепеляев Групп, Мифтахутдиновым Рустемом из МГЮА, Китсингом Владимиром из Князев и партнеры), отвлекаемся от дел и делаем паузу, чтобы обсудить налоговые итоги года ушедшего и новации дня текущего.

  Не обойдем вниманием и включение в Налоговый кодекс общей антиуклонительной нормы — статьи 54.1 НК РФ о пределах дозволенного при структурировании бизнеса и бизнес-процессов. Выстраивая обсуждение, оттолкнемся мы от правовых позиций высших и окружных судов, от административной практики ФНС и ключевых разъяснений Минфина, новацей Налогового кодекса. 

  Приглашаю всех интересующихся на семинар. Уверен, будет интересно. Все подробности здесь:

https://podderzhka.org/nalogi-itogi-2017/

Источник: https://zakon.ru/comment/471927

Ваш налоговый адвокат

Как доказать, что НДС находится «внутри», а не «снаружи» цены продажи, если после налоговой проверки вас переводят на общий режим налогообложения?

Нередко налоговики признают неправомерным применение налогоплательщиком того или иного режима налогообложения, освобождающего от уплаты НДС (ЕНВД, УСН, единый сельхозналог, освобождение по ст. 145 НК РФ и т.п.).

Читайте также:  Дума во втором чтении приняла законопроект о муниципальных сборах - все о налогах

В итоге к уплате в бюджет начисляют, как правило, очень большие суммы НДС, который налоговики рассчитывают «сверху», а не «изнутри» суммы реальной выручки, полученной налогоплательщиком в проверяемом периоде, тем самым значительно завышая размер этого налога.

С этим завышенным расчетом НДС и нужно, и можно успешно бороться, считает генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай НЕКРАСОВ.

Приведем реальный пример. Наш налогоплательщик имеет магазин и несколько лет торгует в розницу продуктами питания, применяя режим налогообложения ЕНВД.

К нему приходит налоговая проверка, и выясняется, что режим ЕНВД этот налогоплательщик применял неправомерно. Следовательно, налогоплательщик в проверяемом периоде обязан был применять общий режим налогообложения.

В нашем примере мы будем полагать, что в этом налоговый орган прав и необходимость начисления НДС законна и обоснованна.

Переведя налогоплательщика на иной режим налогообложения, тем самым инспектора переквалифицировали деятельность налогоплательщика с точки зрения налогообложения и не могут не понимать, что в прошлом невозможно изменить объем выручки, реально полученной налогоплательщиком.

Однако это обстоятельство налоговых инспекторов, как правило, ничуть не смущает, поскольку размер НДС, подлежащий уплате в бюджет, они начисляют сверх реально полученной налогоплательщиком выручки.

Тем самым налогоплательщику вменяют «к получению от покупателей» размер выручки, которую тот реально не получал и, естественно, никогда не получит.

Такой подход к исчислению НДС инспектора мотивируют положениями п.1 ст.

168 НК РФ, которыми установлен общий принцип налогообложения НДС, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога НДС.

Но применение вышеназванного подхода не всегда необоснованно, поскольку нередко бывают ситуации, когда для целей исчисления НДС применяется расчетная ставка НДС, которая предназначена для определения размера НДС, содержащегося внутри цены продажи, описанная законодателем в п.4 ст.164 НК РФ.

НДС является косвенным налогом, следовательно, является лишь налоговой «надбавкой» к цене продаваемого товара. Но термин «надбавка» еще не означает, что она всегда должна быть «сверху» цены продажи, т.к. в некоторых случаях НДС содержится внутри этой цены.

На эту тему очень хорошо высказался Пленум Высшего арбитражного суда РФ в пункте 17 постановления № 33 от 30.05.2015 года (заметьте, это относительно свежий документ), который звучит следующим образом:

17.

По смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт4 статьи 164 Кодекса).

Обратим подробное внимание (построчно) на последний абзац пункта 17.

Законодатель говорит – «если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога …» А напомним, что согласно действующему гражданскому законодательству при розничных продажах именно чек ККМ является своего рода договором, заключенным между розничным покупателем и продавцом, подтверждая собой розничный характер совершенной покупки (сделки). Но при этом мы все четко понимаем, что в чеках ККМ, пробитых налогоплательщиком, нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога. Т. е. наша ситуация полностью совпадает с тем, что сказал ВАС РФ.

Читаем далее (построчно) пункт 17 – «… и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора». А у нас разве иное следует из предшествующих условий? Нет, не следует. Поскольку мы со своими розничными покупателями о вопросе наличия или отсутствия НДС в цене товара перед заключением розничного договора (т.

е. перед пробитием кассового чека)ничего не обсуждали и договора (письменного) не заключали. Заметим, в наших ценниках про НДС ничего не сказано, т. е. в них нет прямого указания, что установленная цена не включает в себя НДС. Следовательно, ничего иного из обстоятельств, предшествующих заключению договора, — то о чем говорит ВАС РФ, — в нашем деле не следует.

А прочие условия розничного договора уже четко и однозначно описаны самим законодателем в пункте 6 статьи 168 НК РФ, что налог НДС обязательно содержится внутри цены розничной продажи и, что очень важно, отдельно в ценнике и на ярлыках товара не выделяется, если, конечно, продавец является розничным продавцом.

Следовательно, с точки зрения п.6 ст.168 НК РФ нет никакой разницы, является розничный продавец налогоплательщиком НДС или не является, поскольку все равно ни в чеках ККМ, ни в ценниках на розничные товары нет и даже не может быть прямого указания на то, что НДС не включен в цену продаваемого товара.

Следовательно, иное из прочих условий тоже не следует.

Т. е. в нашем случае сложилась именно такая ситуация, о которой говорит ВАС РФ в пункте 17 своего постановления№33, когда (цитата) «судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса)».

Но инспектора трактуют пункт 17 постановления Пленума ВАС РФ № 33 по-иному. Они говорят, что налогоплательщиком не представлено доказательств включения НДС в розничную цену товара.

Таким образом, по их мнению, начисление НДС сверху суммы выручки, полученной Обществом от покупателей,является правомерным. Оснований для применения расчетной ставки НДС, установленной п.4 ст.

164 НК РФ, не имеется.

Тем самым, по мнению инспекторов, налогоплательщик, находясь в проверяемом периоде на режиме налогообложения ЕНВД, который, как известно, освобождает от налогообложения НДС, все-таки должен был (видимо, на всякий случай) позаботиться о доказательстве включения НДС в розничную цену товаров, в это время продаваемых в режиме ЕНВД.

Как такое возможно? Ведь такая позиция прямо противоречит позиции ВАС РФ, отраженной по этому же вопросу в п.17 постановления Пленума ВАС РФ № 33 от 30.05.2014 года и положениям п.6 ст.168 НК РФ.

 

Абзац второй пункта 17 вышеназванного постановления Пленума ВАС РФ звучит следующим образом: если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).

Просим уважаемых читателей сравнить две ключевые фразы: одна — со стороны ИФНС и вторая — со стороны ВАС РФ — об одной и той же проблеме исчисления НДС изнутри цены по расчетной ставке:

ИФНС говорит: «…не представлено доказательств включения НДС в розничную цену товара… ». По мнению инспекции, это означает, что если налогоплательщик НЕ представил доказательств того, что цена товара включает в себя НДС, то, значит, НДС внутри этой цены нет и для его исчисления расчетная ставка НДС в этом случае НЕ применяется.

А ВАС РФ говорит: «…если НЕТ прямого указания на то, что установленная цена НЕ включает в себя сумму налога…». Что означает: если у инспекции нет доказательств того, что цена товара НЕ включает в себя НДС, то, значит, НДС находится внутри этой цены и для его исчисления применяется расчетная ставка НДС.

Заметьте, позиция ИФНС представляет из себя буквально «вывернутую наизнанку» позицию ВАС РФ. При этом, по всей видимости, представители инспекции ошибочно полагают, что они процитировали мнение ВАС РФ, хотя на самом деле они перевернули решение этого вопроса буквально «с ног на голову». Вроде бы и о том же самом, но буквально все наоборот.

По мнению налоговиков (на наш взгляд, ошибочному), именно налогоплательщик должен доказать, что НДС находится внутри цены его товара, в то время как он торговал на режиме налогообложения, освобождающем его от уплаты НДС. Т. е., по сути дела, инспекция ставит перед налогоплательщиком заранее невыполнимые условия, практически она посылает его — «пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что».

А ВАС РФ сказал буквально наоборот, что налогоплательщик не должен (не обязан) доказывать, что НДС находится внутри цены товара, поскольку для применения расчетной ставки НДС будет достаточно того, что в материалах дела НЕТ доказательств того, что цена товара НЕ содержала внутри себя НДС. Два раза НЕТ означает ДА.

Заметьте, ВАС РФ в этой фразе применил один из трех основных законов диалектики, так называемый «закон отрицания отрицания», его еще называют «закон двух НЕТ, который означает ДА». Ведь в п.

17 постановления Пленума ВАС РФ сказано следующее: если (1) найдено доказательств того, что цена товара (2) НЕ включает в себя НДС, то, значит, НДС в этой цене товара есть (т.е.

это ДА), и, соответственно, извлекать его необходимо изнутри цены продажи, применяя расчетную ставку НДС.

Согласитесь: логика мысли ВАС РФ проста, понятна, демократична и справедлива.

ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»

г. Архангельск, ул. Вельская, д.1, оф. 1,
Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7-921-490-9191
E-mail: [email protected]
www.aetc.ru

Другие полезные публикации —
в рубрике Советы аудитора

Источник: https://bclass.ru/vlast/sovety_auditora/vash-nalogovyy-advokat-nds-vnutri-ili-snaruzhi-/

Реализация металлолома в 2018 году: НДС и налоговые агенты — статья

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Читайте также:  Текущий год могут проверить заодно с тремя предыдущими? - все о налогах

При этом в ст.

161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций  и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС.

Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст.

145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем.

Продавец лома  является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.  

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома  без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0″).  Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС,  могут быть следующими:

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре.

Например,  в связи  с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением  организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Такие продавцы должны выставить счет-фактуру   с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями лома

При получении от продавца лома счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» покупатель должен на стоимость товара начислить сверху НДС по ставке 18% и прибавить полученную сумму к стоимости лома, указанной продавцом. Это и будет являться налоговой базой для целей исчисления НДС. Полученное значение надо умножить на расчетную ставку НДС 18/118%.  Исчисленная таким образом сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Счет-фактура продавца регистрируется в книге продаж покупателем с кодом вида операции «42»

Налоговые агенты — плательщики НДС имеют право принять к вычету сумму налога, исчисленную ими в качестве налогового агента при приобретении лома ( п. 3, 5,8,12 и 13 ст. 171 НК РФ). Для этого необходимо счет-фактуру продавца зарегистрировать в книге покупок с кодом вида операции «42».

Право на налоговый вычет по НДС возникает у налогового агента при выполнении следующих условий (п. 2 Письма ФНС РФ от 16.01.2018 N СД-4-3/480@):

  • приобретенный лом использован в облагаемых НДС операциях,
  • приобретенный лом оприходован на счетах учета,
  • НДС был исчислен к уплате в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и отражен в налоговой декларации по НДС.

Налоговые агенты — неплательщики НДС право на вычет  по НДС, уплаченного в бюджет в качестве налогового агента, не имеют. Полученные от продавцов счета-фактуры такие покупатели  также регистрируют в книге продаж  с кодом вида операции «42», а сумму налога учитываются в стоимости приобретенного лома.

Особенного срока для уплаты в бюджет сумм НДС, исчисленных налоговыми агентами при приобретении лома, не установлено. Налог уплачивается на основании декларации по НДС равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерские проводки при приобретении лома у продавца, применяющего ОСНО, могут быть следующими:

И последнее, так как с 01.01.2018 года реализация лома стала облагаемой НДС операцией, то покупателям и продавцам лома не надо больше вести раздельный учет «входного» НДС, поскольку такая обязанность предусмотрена только в случае осуществления налогоплательщиками облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1632

Ндс — налог на добавленную стоимость

Что такое НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.

НДС был придуман в Европе для:

  • фискальных целей (т.е. — наполение бюджета);
  • возврата при экспорте товаров (работ, услуг).

Возврат налога по мысли создателей, должен был стимулировать экспорт тех видов продукции, в которых больше добавленной стоимости, то есть технологический прогресс и рост конкурентоспобности обрабатывающей промышленности.

По простому — НДС облагается именно то, что прибавляется к цене купленного товара. Например, если организация закупила партию товара по 100 рублей за единицу, а продает (с учетом НДС) — по 150 рублей за единицу, то НДС будет уплачиваться с 50 рублей.

НДС является косвенным налогом, так как включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг): сумма НДС, исчисленная как процентная доля цены, увеличивает цену товаров (работ, услуг). В связи с этим при уплате НДС юридический и фактический плательщики налога не совпадают.

Юридическими плательщиками (т.е. лицами, на которых НК возлагает обязанность по перечислению налога в бюджет) являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги). Но фактическими плательщиками являются потребители — те лица, которые покупают товары (работы, услуги) и уплачивают налог «из своего кармана» в составе цены.

Налог взимается независимо от того, будет ли реализована продукция, — авансом.

Налогоплательщики НДС

Налогоплательщики делятся на три группы, для которых принципиальным образом различается порядок налогообложения НДС:

  • организации, которые совершают налогооблагаемые операции;
  • индивидуальные предприниматели, которые совершают налогооблагаемые операции;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (для них порядок уплаты НДС устанавливается Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом таможенного союза).

Налогоплательщики НДС подлежат постановке на налоговый учет в этом качестве.

По общему правилу плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и ИП, применяющие общую систему налогообложения, но в некоторых случаях плательщиками налога могут быть и лица, применяющие любую другую систему налогообложения (к примеру, когда упрощенцем по каким-то причинам выставлена счет-фактура с НДС, то он обязан его возместить в бюджет Родины).

Для первой и второй группы налогоплательщиков статьей 145 Налогового кодекса РФ (НК) предусмотрена льгота по НДС в виде освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Объект налогообложения налога на добавленную стоимость

Объектом налогообложения являются перечисленные в статье 146 Налогового кодекса РФ операции, совершаемые на территории Российской Федерации:

  1. Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Реализацией в целях налогообложения признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе по договорам купли-продажи, мены, поставки, подряда, выполнения работ, оказания услуг.

    Передача на безвозмездной основе признается реализацией;

  2. Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Операции, не облагаемые НДС (пункт 2 cтатьи 146 НК):

  1. Операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК:

    • операции, связанные с обращением российской и иностранной валют;
    • передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;
    • передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности;
    • передача имущества, которая носит инвестиционный характер; 
    • передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению;
    • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозобщества или товарищества;
    • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) , договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае  выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
    • передача жилых помещений физическим лицам при проведении приватизации;
    • изъятие имущества при конфискации, наследовании, обращение в собственность бесхозных вещей;
    • передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета. (пункт действует до 01.01.2017).
  2. Передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям);
  3. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  4. Выполнение работ (оказание услуг) органами государственной власти местного самоуправления, в рамках выполнения исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения установлена законодательством;
  5. 4.1. выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

    4.2.

    оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является РФ, кроме услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

  6. Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  7. Операции по реализации земельных участков (долей в них).
  8. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).
  9. Передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном ФЗ N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»; 8.1. передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) ФЗ N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
  10. Операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (пункт действует до 1 января 2017 года ) .
  11. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
  12. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ
  13. Операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Читайте также:  Сервис росстата просит лишний отчет — что делать? - все о налогах

 

Место реализации

Одним из ключевых моментов для начисления НДС является место реализации товаров, работ, услуг, т.к. по правилам статьи 146 НК НДС начисляется только при реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.

Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:

  1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ

  2. работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ

  3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ

  5. деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

Налоговая база по НДС

Налоговая база по НДС определяется в соответствии со статьей 153 НК и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции.

Так, при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК, с учетом акцизов — для подакцизных товаров — и без включения в цену НДС (статья 154 НК).

Налоговый период, ставки, порядок исчисления и уплаты НДС

Налоговым периодом считается квартал.

Ставка налога (по общему правилу) при реализации ими товаров (работ, услуг) во всех случаях составляет 18%.

С 01.01.2019 ставка ндс составляет 20% (федеральный закон от 03.08.2018 № 303-фз)

Для некоторых операций НК устанавливает льготные (пониженные) ставки — 10% и 0%.

Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму НДС самостоятельно. Сначала рассчитывается сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Далее рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, первоначально исчисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов.

Как менять цены договоров в связи с изменением НДС с 01.01.2019

С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20%. В связи с этим возникает вопрос о том, как перейти на новую ставку, не нарушая ни условия договоров, ни налоговое законодательство.

Казалось бы, все должно быть достаточно просто — изменение ставки НДС должно естественным образом привести к увеличению сумм, выставляемых продавцами товаров (работ, услуг), причем вне зависимости от того, какая формула определения стоимости описана в договоре. Есть и судебная практика по схожей тематике:

  • если НДС про формировании сметы не учитывался, то он выставляется заказчику сверху, даже если цена работ указана в договоре в качестве твердой и не подлежащей изменению (п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51);

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nds.html

Как начислить НДС

Чтобы корректно выписать счет-фактуру на реализованную продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), нужно знать, как начислить НДС. Подобная операция не является сложной, но имеет свои особенности, знание которых поможет избежать ошибок в расчетах. Рассмотрим формулы на конкретных примерах.

Начисление НДС – основные принципы

Если предприятие или ИП признается налогоплательщиком НДС, такое лицо обязано исчислять и уплачивать в бюджет налог в соответствии с нормами глав. 21 НК.

Одновременно у продавца возникает обязанность по выставлению счет-фактур, где в колонках 7 и 8 табличной части указываются ставка и сумма налога.

Правильно начислить НДС с налоговой базы поможет бухгалтерская программа, а проверить денежные показатели можно с помощью специальных коэффициентов.

В первую очередь следует определить используемую расчетную ставку по налогу. Актуальные размеры процентов по НДС установлены в стат. 164 НК:

  • 0 % – применяется в основном компаниями-экспортерами, а также в рамках услуг международных перевозок.
  • 10 % – в том числе используется при торговле продовольственной продукцией, детскими товарами, печатными изделиями, медикаментами и другими льготными категориями номенклатуры.
  • 18 % – наиболее распространенная ставка, используемая в общих случаях.
  • 10/110 % или 18/118 % – расчетные ставки, применяемые в отдельных ситуациях. К примеру, это начисление налога с предоплаты, при удержании сумм налоговыми агентами и пр.

Как на сумму начислить НДС

После того, как налогоплательщиком определена соответствующая ставка (0, 10 или 18 %), необходимо рассчитать налог, исходя из процентного соотношения сбора к налоговой базе (п. 1 стат. 166).

По каждой операции сумма вычисляется отдельно. Если требуется вычислить значение налога по расчетной ставке, по п. 4 стат.

164 налоговая база (НБ) умножается на соответствующую величину (18/(100+18) или 10/(100+10)).

Формула начисления НДС:

  • НДС = НБ х Ставка в %.
  • НДС с аванса = Сумма аванса х Расчетная ставка в %.

Начисление НДС – примеры

Как начисляется НДС, хорошо видно на практических примерах. Предположим, организация занимается оптовой торговлей и в октябре реализовала покупателю партию электродвигателей количеством 8 шт. Цена одного товара без НДС составляет 78000 руб. Рассчитаем стоимость сделки:

  • 8 шт. х 78 000 руб. = 624 000 руб. – стоимость товаров без НДС.
  • 624 000 руб. х 18 % = 112 320 руб. – сумма НДС по ставке в 18 %.
  • 624 000 руб. + 112 320 руб. = 736 320 руб. – общая стоимость сделки с НДС.

Если же предприятие торгует продовольственной продукцией, в расчетах применяется ставка в 10 %. Допустим, компания продала мясные изделия количеством 24 шт. по цене в 125 руб. без НДС. Определим сумму НДС:

  • 24 шт. х 125 руб. = 3000 руб. – стоимость партии без НДС.
  • 3000 руб. х 10 % = 300 руб. – сумма НДС.
  • 3000 руб. + 300 руб. = 3300 руб. – общая сумма отгрузки с НДС по ставке в 10 %.

При начислении НДС с полученных авансов, требуется не «накрутить» налог сверху, а выделить его в том числе из поступивших средств. Для этого используются расчетные ставки.

К примеру, на р/счет продавца поступила предоплата в счет будущих поставок суммой 200 000 руб. Для расчета налога следует учесть сумму НДС, равную 200 000 руб. х 18/118 = 30 508,47 руб.

Или, соответственно, берется ставка 10/110.

Источник: https://spmag.ru/articles/kak-nachislit-nds

Что делать если поставщик выставил счет с НДС организации или ИП на УСН и ЕНВД — Эльба

Если поставщик выставил вам счёт с НДС, он работает на общей системе налогообложения и обязан продавать товары с НДС. Оплатите такой счёт с учётом налога. Для этого в назначении платежа напишите «включая НДС 18%». Если этого не сделать, поставщик может вернуть платеж или потребовать отдельной оплаты НДС. 

При оплате счёта с НДС у вас дополнительной отчётности не возникает. 

Как списать в расходы НДС при покупке товаров и услуг

Если вы на УСН «Доходы минус расходы» и купили товар с НДС, спишите его в расходы одним из способов:

Минфин и налоговая предлагают списывать НДС в расходы так:

  • Если покупаете основные средства или нематериальные активы, включите НДС в их стоимость.
  • Если покупаете товары для перепродажи, спишите НДС отдельно от стоимости товара. Списывайте НДС в расходы по мере реализации товаров покупателям. 

Письмо Минфина и письмо налоговой.

Сохраняйте счёт-фактуру от поставщика, чтобы подтвердить расход. Если вы письменно договорились работать без счетов-фактур, основанием для списания НДС будут платёжки, кассовые чеки и бланки строгой отчетности. Главное, чтобы в этих документах была выделена сумма НДС.

Статья актуальна на 12.04.2017

Устали от предпринимательской рутины?

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно

Если поставщик выставил вам счёт с НДС, он работает на общей системе налогообложения и обязан продавать товары с НДС. Оплатите такой счёт с учётом налога. Для этого в назначении платежа напишите «включая НДС 18%». Если этого не сделать, поставщик может вернуть платеж или потребовать отдельной оплаты НДС. 

При оплате счёта с НДС у вас дополнительной отчётности не возникает. 

Как списать в расходы НДС при покупке товаров и услуг

Если вы на УСН «Доходы минус расходы» и купили товар с НДС, спишите его в расходы одним из способов:

Минфин и налоговая предлагают списывать НДС в расходы так:

  • Если покупаете основные средства или нематериальные активы, включите НДС в их стоимость.
  • Если покупаете товары для перепродажи, спишите НДС отдельно от стоимости товара. Списывайте НДС в расходы по мере реализации товаров покупателям. 

Письмо Минфина и письмо налоговой.

Сохраняйте счёт-фактуру от поставщика, чтобы подтвердить расход. Если вы письменно договорились работать без счетов-фактур, основанием для списания НДС будут платёжки, кассовые чеки и бланки строгой отчетности. Главное, чтобы в этих документах была выделена сумма НДС.

Статья актуальна на 12.04.2017

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/63

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]