Физкультура и спорт — только за счет чистой прибыли — все о налогах

Благотворителей выведут на чистую прибыль

Физкультура и спорт — только за счет чистой прибыли - все о налогах

Расходы бизнеса на благотворительность в пределах 10% от прибыли не должны облагаться налогом, предложило Минэкономразвития.

Под льготу попадают средства на поддержку науки, культуры, спорта (кроме профессионального), образования, просвещения, защиты прав человека.

Благотворительные организации рассчитывают на увеличение пожертвований, а эксперты не исключают, что льгота может вновь стать инструментом ухода от налогов.

Минэкономразвития предложило внести в Налоговый кодекс поправки, регулирующие «расходы в виде пожертвований». Если законопроект будет принят, бизнес сможет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму благотворительных пожертований.

Перечень организаций, которым можно перечислять средства и получать налоговую льготу, широк.

Это могут быть благотворительные организации, социально ориентированные некоммерческие организации, религиозные, некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере науки, культуры, физкультуры, спорта (кроме профессионального), просвещения, правовой поддержки и даже в сфере защиты свобод и прав человека.

Жертвовать в рамках льготы можно не более 10% от налогооблагаемой прибыли. Текст законопроекта размещен в четверг на официальном сайте Минэкономразвития.

Благотворитель сможет претендовать на налоговую льготу, даже если некоммерческая организация, например, частный театр или детско-юношеская спортивная школа, уже получают деньги от муниципалитета или от государства, пояснил «Газете.Ru» заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Илья Чукалин.

Подобная льгота в России уже действовала.

Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятому в 1995 году, компании имели право до 5% своей прибыли направлять на благотворительность.

Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу, чем активно пользовались некоторые компании: они создавали фиктивные благотворительные фонды, используя их в качестве инструмента ухода от уплаты налогов.

В результате власти решили перекрыть эту лазейку. С 2002 года, с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса, льготы для бизнеса, участвующего в благотворительной деятельности, были отменены.

Компаниям разрешили жертвовать средства только за счет чистой прибыли.

Но если компания оказывает кому-либо бесплатные услуги или безвозмездно передает свою продукцию, то она не уплачивает НДС, разъяснял Минфин.

Льготу по налогу на прибыль имеют сейчас только те компании, которые жертвуют деньги по одному из трех направлений: культура, наука или здравоохранение. При этом льготу разрешается получать только после того, как профильное министерство внесет компанию в разрешительный список.

Самыми известными корпоративными благотворителями выступают «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». В «Газпроме» отказались от каких-либо комментариев на эту тему.

Газовая монополия не стала раскрывать и суммы, потраченные на благотворительность в прошлом году. Но в начале 2011 года «Газпром» раскрывал затраты на благотворительность за 2010 год — 12,3 млрд рублей.

В 2009 году на благотворительность компанией было направлено 6 млрд руб.

В «Роснефти» «Газете.Ru» назвали суммы расходов по социальным программам — 20,3 млрд рублей в 2011 году, 16,6 млрд рублей в 2010 году.

С представителем «Транснефти» связаться не удалось.

В Союзе благотворительных организаций России инициативу Минэкономразвития одобряют.

«Сейчас мы можем только взывать к совести благотворителей, а заинтересовать их материально, как в западных странах, возможности нет», — говорит заместитель гендиректора организации Ренат Шаяхметов.

За прошлый год физические и юридические лица пожертвовали Союзу благотворительных организаций России 28 млн рублей. Представитель компании уверен, что в случае принятия поправок размер пожертвований существенно увеличится.

«От поправок, предложенных Минэкономразвития, выиграют прежде всего те виды спорта, которые не пользуются большой популярностью, не имеют доступа на телеканалы: стрелковые виды, водное поло, хоккей на траве и т. д., — считает заместитель министра спорта и туризма Московской области Олег Жолобов. — Сейчас эти спортивные федерации с большим трудом привлекают благотворительные и спонсорские средства».

В целом это предложение очень правильное и давно назревшее. Но я с трудом себе представляю, чтобы бизнес вдруг стал поддерживать наши политические проекты или проекты по социальной проблематике. А наши проекты, направленные на социальное служение, поддерживает государство», — говорит руководитель «Театра.doc.» Елена Гремина.

«Эти поправки, конечно лучше, чем ничего, но в целом они вряд ли приведут к существенному увеличению пожертвований.

Крупнейшие «благотворители» — государственные или окологосударственные компании — обычно рассматривают пожертвования как еще один налог, только маркированного, целевого характера», — говорит руководитель практики госконсалтинга компании SBS-consulting Алексей Калинин.

— В частных компаниях на благие цели жертвуют из соображений общественного признания или рассматривают ее как часть маркетинговой стратегии». Но «благотворительные льготы» могут стать вновь инструментом уклонения бизнеса от налогов, не исключает он.

Читать полностью:https://www.gazeta.ru/financial/2012/08/09/4719057.shtml

Источник: https://nabiraem.ru/blogs/press/62840/

Минфин потребовал платить налоги за бесплатный фитнес

Занятия фитнесом или подготовка к сдаче нормативов ГТО за счет работодателя является доходом гражданина, с которого он обязан заплатить подоходный налог. Кроме того, эти затраты компаниям нельзя списать на расходы и этим уменьшить свой налог на прибыль.

Такую позицию Минфин озвучил в письме «Об учете для целей налога на прибыль компенсации работникам оплаты занятий спортом», разосланном для применения налоговыми органами.

 По мнению финансового ведомства, оплата сотруднику спортивных секций — это для него доход в натуральной форме.

«Оснований для освобождения от налогообложения сумм компенсаций организациями работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях статья 217 Налогового кодекса не содержит, — категоричен в письме замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Андрей Кизимов. — Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Следовательно, указанные суммы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке».

Кроме того, в ст. 270 НК РФ прямо прописан запрет на учет подобных затрат при расчете налога на прибыль, указывает господин Кизимов. 

В прошлом году Минтруд дополнил «Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» мероприятиями, направленными на развитие физической культуры и спорта работающего населения. Соответственно, работодателей обязали направлять до 0,2% своих совокупных затрат на оплату сотрудникам занятий в фитнес-клубах или иные спортивные занятия. 

Поправки были внесены в рамках выполнения указа президента России Владимира Путина от 24 марта 2014 года — для «стимулирования различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

Предполагалось, что прописанная в перечне обязанность будет стимулировать работодателей оплачивать за счет собственных средств занятия своих сотрудников спортом. Ведь за игнорирование требований по «улучшению условий труда» работодателям грозит штраф до 80 тыс. рублей при первом нарушении, а при повторном — штраф до 200 тыс.

рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. 

Юристы отмечают, что хотя формально позиция Минфина соответствует Налоговому кодексу, однако указывает на отсутствие согласованных действий между различными ведомствами.  

— Минтруд, дополняя типовой перечень новой позицией, связанной с развитием физкультуры и спорта, выполнил только свою часть необходимых законодательных действий, что привело к возникновению правовой коллизии, — отмечает адвокат коллегии «Юков и партнеры» Олег Ярушин.

— Аналогичных действий по правке Налогового кодексе не последовало. Пока кодекс не будет дополнен нормами по освобождению этих затрат от дополнительных налогов, сотрудники налоговых инспекций будут в своей работе руководствоваться письмом Минфина и будут абсолютно правы.

Оспорить данную позицию Минфина невозможно: положительная для компаний судебная практика по этому вопросу отсутствует, говорит адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев.

— С одной стороны, власть пытается сподвигнуть бизнес заботится о здоровье своих сотрудников и поощрять их желание заниматься спортом.

А другой — налоговая нагрузка, как на самих бизнесменов, так и на граждан, делает подобные инициативы власти весьма затратными, — считает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

— Особенно ощутимыми данные затраты становятся в период кризисных явлений в экономике.

— Позиция Минфина является законной, однако такой подход нельзя признать целесообразным и справедливым, — подытоживает руководитель департамента по разрешению споров коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов.

— Государству следует поощрять работодателей, которые заботятся о здоровье своих сотрудников, а не душить их излишним налогообложением.

Законодателю следует подумать о внесении изменений в НК РФ и освободить от налогообложения компенсацию оплаты спортивных занятий. 

В пресс-службе Минфина не ответили на запрос «Известий». 

Источник: https://iz.ru/news/588512

2.3. Налогообложение в области физической культуры и спорта | Тема 2. Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги | Читать онлайн, без регистрации

2.3. Налогообложение в области физической культуры и спорта

Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.

Отчисления организаций, спонсоров, меценатов на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством.

Не включаются в совокупный доход при налогообложении с физических лиц:

• стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

• премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на сновании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации – от организаторов указанных спортивных соревнований.

Следует, однако, отметить, что оплата ряда услуг только частично возмещает издержки. Так, положением о физкультурно-оздоровительных группах предусмотрено бесплатное предоставление для учебно-тренировочных занятий спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и т. д.

Значительная часть личных средств расходуется населением на приобретение спортивных товаров длительного пользования (мотоциклы, велосипеды, моторные лодки и т. д.).

Расширение производства спортивных товаров и объема предоставления платных спортивных услуг имеет важнейшее значение для увеличения денежных доходов физкультурных организаций.

Разумеется, расширение объёма предоставления спортивных платных услуг целесообразно в том случае, если оно не сказывается отрицательно на посещаемости стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений, а также на приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источники.

Этот позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой – использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения высоких спортивных достижений.

Читайте также:  Инспекции заканчивают принимать ерсв - все о налогах

В последние годы получили значительное развитие децентрализованные источники финансирования. Речь идет о повышении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства государственных производственных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.

За счет этих источников формируются капитальные вложения производственных коллективов на строительство спортивных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, производятся текущие расходы.

Кооперирование средств позволяет осуществлять более высокие темпы спортивного строительства, мобилизацию средств нескольких организаций, что важно в малых городах и на селе, где использование других источников финансирования затруднено.

Повышение роли децентрализованных источников финансирования физической культуры и спорта отражает процессы демократизации нашего общества, рост автономии производственных коллективов.

Значимость таких источников проявляется еще и в том, что они усиливают заинтересованность физкультурных организаций, производственных коллективов в обеспечении выполнения плана выпуска продукции, в осуществлении режима экономики, так как чем выше показатели работы предприятий, тем больше, ассигнования на спортивно-массовую работу.

И, наконец, децентрализованные источники финансирования позволяют увеличивать размеры выделяемых на физическую культуру средств, стимулируют развертывание инициативы и активности физкультурных организаций. Однако, несмотря на возрастание роли децентрализованных источников, последние не могут решить все проблемы, связанные с формированием средств для развития физической культуры и спорта.

Речь идёт о тех отраслях народного хозяйства и ведомствах, которые не располагают своими доходами для покрытия расходов на проведение физкультурно-массовой работы, спортивных мероприятий и строительство спортивных сооружений (например, органы управления, Министерства просвещения, министерства обороны).

В государственном бюджете определяются также размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназначаются Федеральному агентству по физической культуре и спорту, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей).

Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов.

По сметам министерства народного образования финансируется физкультурно-массовая работа в общеобразовательных школах, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.

Суммы, предназначенные для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).

Кредиты открываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают потребности физкультурных организаций в денежных средствах.

Помимо бюджетных ассигнований финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных и аграрно-промышленных предприятий и объединений.

Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15 % от фонда заработной платы.

Важным источником финансирования физкультурно-оздоровительной и массово-спортивной работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работающих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования, и в частности фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Часть средств из этих фондов направляется на строительство различных спортивных сооружений, баз отдыха, спортивных и туристических лагерей, на их эксплуатацию и спортивно-массовую работу.

В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных, научно-исследовательских работ.

Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19–26 %.

Таковы источники финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и национального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.

Источник: https://velib.com/read_book/litagent_mabiv-solomchenko_marina_aleksandrovna/ehkonomika_fizicheskojj_kultury_i_sporta/tema_2_cenoobrazovanie_na_fizkulturno_sportivnye_uslugi/23_nalogooblozhenie_v_oblasti_fizicheskojj_kultury_i_sporta/

Проблемы налогообложения в сфере спорта

___________________Право

Зоя ЕГОРОВА, Алексей ИГЛИН

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В СФЕРЕ СПОРТА

В статье проводится анализ налоговых факторов в международных отношениях, который приобретает все большую актуальность для реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства.

The analysis of tax factors in the international relations which gets more urgency for realization and increase of efficiency of foreign economic activity of each state is considered in the article.

Ключевые слова:

профессиональный спорт, налогообложение, прямые и косвенные налоги, объект налога, доходы в сфере спорта; professional sports, taxation, direct and indirect taxes, taxable object, income in the sport sphere.

ЕГОРОВА

Зоя

Александровна — аспирант, старший преподаватель кафедры

государственного и административного права юридического факультета УлГУ

ИГЛИН

Алексей

Владимирович — к.ю.н., доцент кафедры

государственного и административного права юридического факультета УлГУ

Анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретает все большую актуальность для реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятель -ности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.

Проблемы налоговых отношений (в т.ч. в спорте) обсужда -ются на таких представительных форумах, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация американских государств (ОАГ), Организация экономического сотрудничества и развития, Андский пакт и др.

Спортивная деятельность начинается очень рано, в отдельных видах спорта иногда возраст спортсменов не достигает и 14 лет.

Несовершеннолетний спортсмен, как и любой несовершеннолет ний гражданин, обладает достаточно широкими правомочиями действовать от своего имени, получать доход, обладать на правах собственности каким либо движимым либо недвижимым имуще ством.

При этом мало кто задумывается о проблеме обложения ука -занных материальных благ налогом, будь то налог на доходы физи -ческих лиц или налог на имущество, а также придания указанной категории граждан статуса налогоплательщика.

В силу специфики налоговой правоспособности основную роль в налоговых правоотношениях играет не только возможность путем своих действий самостоятельно приобретать права и нести обязан ности, но и возможность привлечения физического лица к ответственности, возможность принудительного исполнения его обязан ности по уплате налогов и сборов, т.е. его деликтоспособность как составная часть дееспособности1.

Как отмечает М.В. Карасева, поддерживая позицию болгарского правоведа М. Костова, налоговая дееспособность является вторич -ной по отношению к гражданской и трудовой2. По ее мнению, у конкретного физического лица налоговая дееспособность может возникнуть только тогда, когда оно уже приобрело гражданскую или трудовую дееспособность.

В свою очередь В.В. Витрянский замечает, что обязанность упла-

1 Наринян Л.М. Несовершеннолетний спортсмен или налогоплательщик: вопросы применения налогового законодательства в области детского и юно -шеского спорта // Спортивное право: перспективы развития : материалы конференции. — М., 2010, с. 74.

2 Карасева М. Налоговое законодательство и правосубъектность физического лица // Хозяйство и право, 1996, № 7, с. 97-104.

тить налог возникает у лица после появ ления у него соответствующего объекта, подлежащего обложению налогом1.

Нельзя не согласиться и с мнением Д.В. Винницкого, который также отме чает, что налоговую дееспособность (и возраст ее наступления) нельзя определять как производную от гражданской и тру -довой в связи существованием не только личных, но и реальных налогов2.

Иными словами, налог как фискаль -ный инструмент теснее связан не с лич ностью плательщика, а также ее правовым оформлением, а с объектом, на который он начисляется (имущество разных видов, доход).

Несомненное влияние на организаци онную структуру игровых видов профес -сионального спорта оказывает специфика ведения спортивного бизнеса, который нельзя идентифицировать с бизнесом в полном смысле этого слова.

Получается, на первый взгляд, парадоксальная для биз неса ситуация: владельцы ведущих команд не заинтересованы в том, чтобы их конку -ренты были слабыми, ибо зритель пере станет ходить на матчи или смотреть их по ТВ, заведомо зная, что его ожидает.

В этом и состоит его основная специфика и отличие от других видов развлекательного бизнеса. Кроме того, различен процесс набора рабочей силы и заключения кон тракта, имеющего ряд ограничительных положений, входящих даже в противоре чие, например, с Конституцией США.

Не менее важным моментом ведения спор тивного бизнеса является и предоставле ние командам права на территорию, на прием новых команд в лигу.

Спецификой ведения бизнеса в игровых видах спорта следует считать и распреде ление между всеми командами лиги дохо дов от продажи прав на трансляцию игр национальным телекомпаниям, а иногда

— и от продажи билетов зрителям.

Когда мы анализируем спортивные правоотношения, следует также учиты вать относительную кратковременность карьеры профессиональных спортсменов

1 Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс. Арбитражно- судебная практика — М.: Изд-во Международного центра финансовоэкономического развития, 1995.

2 Винницкий Д.В. Субъекты налогового права

Российской Федерации : дис. … к.ю.н.: 12.00.12. — Екатеринбург, 1999.

(в среднем 5—7 лет) и постоянную теку -честь кадров (игроков) в командах.

Среди источников финансирования игровых видов профессионального спорта, которые облагаются налогами, основными являются: продажа билетов на матчи; про -дажа прав на трансляцию игр радио — и телекомпаниям; доход от концессии ста -диона или дворца спорта, парковки авто машин зрителей во время матчей; поступления от коммерческо -лицензионной, рекламно — спонсорской и издательской деятельности; продажа игроков; поступле -ния из центральных фондов лиг; процент на капитал, вложенный в банк, и др.

Помимо названных выше прямых источ -ников доходов, есть еще несколько кос -венных, к которым следует отнести: амор тизационные отчисления на контракты игроков, предоставление командам муни ципальных спортсооружений в аренду по льготным ставкам, невзимание налогов с продажи сезонных билетов фирмам и кор порациям по статье «деловые расходы», доходы от вступительных взносов новых команд в лиги и др.

При анализе финансового состояния команд следует также учитывать и такую их особенность, как сравнительно неболь шой численный состав игроков и админи стративного персонала, что при больших доходах является немаловажным факто ром роста их зарплаты.

И все же диффе -ренцированный подход к оплате профес -сиональных спортсменов, который зави сит, прежде всего, от вида спорта, финан сового состояния команды, квалифика -ции игрока, его опыта и стажа, игрового амплуа, взаимоотношений с тренером и владельцем, был и остается непреложным законом спортивного бизнеса3.

Самый очевидный источник доходов в любом профессиональном виде спорта — это плата зрителей за билеты на стадион или спортивную арену. И она была прак тически единственным источником дохо дов для многих видов спорта до насту -пления эры ТВ и появления спортивного маркетинга.

Анализируя этот источник доходов, сле -дует иметь в виду, что в нем существует такой фактор, как ценоустойчивость, т.е. невозможность поднимать цены на билеты до бесконечности. Причем цены

3 Подробнее см.: Иглин А.В. Спорт и право (международный аспект). — М. : Юрлитинформ, 2012.

Читайте также:  Безопаснее представить книги покупок и продаж, если их истребуют для камералки - все о налогах

на билеты определяются не конкуренцией с остальными командами лиги (хотя и учитывается размер цен в других городах), а главным образом конкуренцией с аль тернативными источниками заполнения досуга населения, включая и другие виды профессионального спорта. Руководители и владельцы команд, дворцов спорта хорошо знают рынок развлечений в стране и понимают, что чрезмерный рост цен на билеты может пагубно сказаться на дохо дах.

Налоговое законодательство разрешает владельцу команды уменьшить размер прибыли, подлежащей обложению нало -гом, на расчетную сумму амортизацион ных отчислений.

Став обладателем клуба, его владелец оформляет в федеральном налоговом управлении специальное согла шение, где оговаривается, какой процент суммы, затраченной на приобретение команды, может быть амортизирован из стоимости контрактов с игроками.

Немаловажным косвенным источни ком доходов большинства команд явля ется политика многих муниципальных советов городов, в которых размещаются профессиональные команды, направлен ная на предоставление владельцам команд льгот (в т.ч. налоговых) и скидок на аренду спортивных сооружений, принадлежа -щих городу.

Так, из 113 команд 4 профес -сиональных лиг (ГБЛ, НФЛ, НБА и НХЛ) около 90 играют на стадионах и во дворцах спорта, построенных на деньги налого плательщиков. Почему городские власти идут на это? Экономист А. Онкер считает, что они делают эти уступки для поднятия престижа города, для обеспечения его населения развлечениями1.

Некоторые объясняют это также тем, что казна города возвращает эти деньги в виде получения налогов с товаров и билетов, продаваемых на спортсооружениях.

Итак, физкультурно — спортивные орга -низации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодатель ством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в т.ч. за трудо -вые и природные ресурсы, пользование водными объектами.

1 https://www.ЫЫtofond.ru/view.aspx?id=456672

Отчисления организаций, спонсоров, меценатов на нужды физического вос питания граждан, содержание спортив ных команд, сборных команд по раз личным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно — спортивных объединений, перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указан ных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с зако нодательством.

Не включаются в совокупный доход при налогообложении с физических лиц:

— стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спорт сменами и работниками физкультурно -спортивных организаций для учебно тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

— премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсме -нами от организаторов за завоевание пер вых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы.

В любой экономической системе должны действовать 5 основополагающих принципов:

1) подданные государства должны уча ствовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они поль зуются под покровительством и защитой государства (соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приво дит к равенству или неравенству в нало -гообложении);

2) налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);

3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как пла тельщику удобнее всего оплатить его;

4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит каз начейству государства;

5) объект налога должен иметь защиту от двойного обложения2.

На основе этих принципов к настоя щему времени сложились и основные кон

2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1962, кн. V, гл. II, с. 588—589.

цепции налогообложения в сфере спорта. Во многих государствах, в т.ч. и в России, федеральное налоговое законодательство предусматривает для спортивных органи -заций и отдельных спортсменов опреде -ленные налоговые и таможенные льготы.

Еще одной проблемой налоговых пра -воотношений в международном спорте является двойное налогообложение. Действительно, будучи гражданином одного государства, субъект спортивного правоотношения зачастую работает в дру -гом. Так, футболисты, хоккеисты часто меняют клубы, меняя при этом и государ -ство выступления, т.е. выполнения работ.

Теннисисты участвуют в течение года во многих международных турнирах, получая при этом призовые в различных странах. Не секрет, что в последнее время появи -лась «мода» приглашать для работы ино -странных специалистов, тренеров, вра чей, которые также являются резидентами налогообложения в своих государствах, а работают за границей.

Международное налоговое право решает указанную проблему путем двусторонних договоров между государствами об избе -гании двойного налогообложения. По мнению С.В.

Алексеева, в основу подоб -ных соглашений положены два принципа: 1) подоходный налог (налог на доходы физических лиц) уплачивается по месту постоянного местонахождения платель -щика (lex domicilii); 2) налог на недвижимое имущество уплачивается по месту нахож дения этого имущества (lex rei sitae)1.

Следовательно, налогоплательщик — субъект спортивных правоотношений — обязан сам уплачивать налоги исходя из законодательства государства, граждани ном которого он является, и деклариро

https://www.youtube.com/watch?v=LJLo4iiWV-o

вать свои доходы, полученные в результате трудовой деятельности в государстве, в котором он постоянно выступал на сорев нованиях и получал гонорар. Вместе с тем при определении порядка уплаты подо ходного налога необходимо руководство ваться соответствующими соглашениями между этими государствами.

Что касается косвенных налогов (НДС, акцизы), то международные проблемы, связанные с ними, возникают обычно при импорте — экспорте, в т.ч. спортив -ных товаров.

При решении этих проблем могут применяться 2 принципа: 1) прин цип страны происхождения (в этом случае при импорте НДС и акцизы не взимаются в стране импорта, а в стране экспорта уплаченные в ней НДС и акцизы не воз мещаются экспортеру; 2) принцип страны назначения (НДС и акцизы в этом случае взимаются в стране импорта, а потери производителя/экспортера от уплаты кос -венных налогов в стране происхождения ему компенсируются2.

Таким образом, проблема двойного налогообложения должна решаться в спе циальных межгосударственных соглаше ниях.

В целом международные спортивные налоговые правоотношения — это право отношения субъектов международной спортивной деятельности в связи с дого ворным перераспределением ими налого вых полномочий и обязанностей, а также комплекс мер, направленных на обеспе чение их функционирования с тем, чтобы исключить злоупотребление льготами международных соглашений налогопла -тельщиками — субъектами спортивной деятельности (спортсменами, тренерами, агентами, врачами и т.д.).

1 Алексеев С.В. Международное спортивное

право. — М., 2008, стр. 617.

2 Там же, с. 617-618.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-v-sfere-sporta

Налогообложение прибыли как условие эффективной деятельности предприятия

Для предприятия эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности предприятия и во многом определяет его эффективность.

В налоговой системе РК одним из наиболее значимых налогов является налог на прибыль.

Вопросы, связанные с этим налогом? имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность.

Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Налоговые платежи самым существенным образом влияют на работу предприятий и прежде всего на конечные финансовые результаты, определяющие финансовое состояние предприятия в общем. Механизм этого влияния представлен на рисунке.

Однако нужно иметь в виду, что налоги влияют на финансовый результат только в случае, если они учтены в качестве расходов отчетного периода.

Оценка расходов (налогов) как фактора, формирующего финансовый результат, производится за отчетный период.

Сумме дохода, полученного в данном отчетном периоде, должна соответствовать сумма расходов, которые были понесены предприятием для получения этих доходов.

От применяемой системы учета затрат зависит, в каком отчетном периоде та или иная затратная статья повлияет на величину бухгалтерской прибыли, т.е. станет расходом.

Для отражения расчетов по обязательным платежам в бюджетную систему применяются две основные операции: операция начисления и операция уплаты (зачета). Операция начисления означает возникновение у предприятия налогового обязательства на сумму исчисленного налога. Каждый налог имеет свой источник «покрытия» в хозяйственной деятельности предприятия.

Формируемые на разных этапах хозяйственной деятельности на соответствующих счетах бухгалтерского учета показатели затрат и расходов, в состав которых включаются налоговые обязательства, принимают участие в расчете финансового результата. Оценить влияние отдельных налоговых обязательств на финансовое состояние можно, установив, каким образом тот или иной показатель затрат и (или) расходов участвует в формировании финансового результата.

Источник: составлено автором. 

Рис. Механизм влияния налоговых платежей на финансовые результаты деятельности предприятия 

Все налоги, уплачиваемые предприятиями, представим в виде четырех групп:

  • налоги, возникающие при отражении доходов, к числу которых относятся оборотные налоги – НДС и акциз, а также экспортные таможенные пошлины;
  • налоги, признаваемые в качестве отдельных статей расходов. К данной группе относятся имущественные налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на прибыль. Кроме того, учитываются начисления на заработную плату;
  • налоги, участвующие в формировании финансового результата в составе коммерческих и управленческих расходов;
  • налоги, участвующие в расчете финансового результата в составе себестоимости проданной продукции (работ, услуг) [1].

Рассмотрим влияние налога на добавленную стоимость на финансовое состояние предприятия.

Сумма налога на добавленную стоимость является негативным фактором для предприятия при формировании финансового результата. НДС снижает эффективность деятельности предприятия, оценкой которой является финансовый результат.

Рыночная цена определяется для конкретного вида продукции условиями реализации на определенном рынке (территории) и является величиной фиксированной или изменяющейся в определенных заданных пределах.

Отпускная цена предприятия и соответственно величина выручки зависят от рыночной цены и ставок НДС, применяемых при реализации данного вида продукции (работ, услуг).

Величина показателя «выручка» определяется исходя из прогнозируемого объема реализации производимой продукции, работ, услуг, оцениваемого в натуральных показателях, и отпускной цены предприятия, рассчитанной на базе рыночной цены.

Предприятию следует учитывать влияние группы налогов с оборота, в том числе и НДС, в следующих случаях:

  • при прогнозировании доходов в качестве соотношения рыночной и отпускной цен на продукцию (работы, услуги). Размер реально полученных доходов (выручки) предприятия ниже, чем потенциально возможные доходы при тех же условиях хозяйственной деятельности, но при отсутствии НДС;
  • при расчете налоговой нагрузки на денежные потоки предприятия. Суммы налогов с оборота, которые предприятие фактически выплачивает в бюджет, являются частью денежных потоков предприятия. Данные суммы должны учитываться при прогнозировании бюджета денежных средств на предстоящий период как операции расходования (оттока) денежных средств, для которых налоговым законодательством установлен предельный срок выплаты.
Читайте также:  Как получить сведения о юрлице - все о налогах

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью чистая прибыль является главным критерием инвестиционной привлекательности. Кроме того, показатель «чистая прибыль» отражает степень успешности предприятия.

Налог на прибыль организаций непосредственно влияет на размер чистой прибыли, поскольку данный показатель определяется разностью между суммой прибыли предприятия, полученной от осуществления деятельности, и суммой налога, исчисленной по соответствующей ставке.

Налоги четвертой группы способствуют увеличению себестоимости реализуемой продукции. В связи с этим, для покрытия расходов и получения прибыли предприятия вынуждены увеличивать стоимость продукции, однако такой шаг приводит к потере конкурентоспособности и, как следствие, к уменьшению доходов [2].

Все налоги, уплачиваемые предприятием, так или иначе, ухудшают его финансовое состояние в связи с этим необходимо осуществлять мероприятия по снижению налоговой нагрузки.

Однако при осуществлении мероприятий по снижению налогового бремени следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей – не цель, а способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации. Поэтому принимать меры к снижению налогов целесообразно только в том случае, если расчеты показывают, что это дает прирост чистой прибыли. Недопустимо уменьшение налогов ценой ухудшения финансового состояния. 

Снижение налогового бремени для бизнеса

Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы, которые могут вызвать какие-либо отклонения. Важно уметь четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.

Введенная в Казахстане с 1 января 2007 года первая часть поправок в Налоговый кодекс, формально, за счет уменьшения налоговых ставок, снизила налоговое бремя для бизнеса. Однако реальное улучшение налогового климата может произойти только в случае снижения уровня коррупции и административного давления, а также изменения самой концепции налоговой реформы.

Принятый парламентом закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» был разработан Правительством в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан, в котором четко определялись границы налоговой нагрузки на бизнес.

В целом законом предусмотрены налоговые послабления, направленные как на общее снижение уровня налоговой нагрузки (индивидуальный подоходный и социальный налоги, НДС, налоги в специальных налоговых режимах), реализацию потенциала отдельных секторов экономики (в частности, сельхозпереработки), так и на устранение некоторых административных барьеров, препятствующих свободному развитию частного предпринимательства. Во всех развитых странах налоговая система является одним из самых эффективных, востребованных инструментов воздействия на экономические процессы. В периоды экономического роста государства дают налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

В Казахстане в последние годы налоговой реформе уделялось достаточно серьезное внимание.

Был принят новый Налоговый кодекс Республики Казахстан [3], за 5 последних лет время от времени происходило снижение разного вида налогов (НДС, социального налога, индивидуального подоходного), внедрялись прогрессивные методы их оплаты (регрессивный для расчета социального налога, упрощенный для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц малого и среднего бизнеса). Можно сказать, что последние 3 года Правительство, а точнее, Министерство экономики и бюджетного планирования, достаточно четко реализовывало существующую стратегию налоговой реформы. А именно, уменьшение налогового бремени для бизнеса вообще, а также постепенный переход к переносу центра тяжести в налогообложении с юридических лиц на физические. Принятые поправки в Налоговый кодекс в целом укладываются в рамки общей стратегии, хотя по срокам введения и размерам налоговых ставок была бурная дискуссия между депутатами Парламента с одной стороны и Министерством экономики – с другой.

Рассмотрим последовательно налоговые поправки, уменьшающие налоговое бремя. Законом предусмотрено последовательное снижение налога на добавленную стоимость. Так, с 2007 г. снижена ставка НДС с 15 до 14%, с 2008-го до 13%, с 2009 г. ставка снижена – до 12%.

Предполагается, что снижение НДС позволит предприятиям высвободить из оборота средства, которые могут быть направлены на модернизацию производства, его расширение и развитие. Кроме того, законом установлены льготы по НДС для сельхозпереработчиков.

Эта тема на протяжении уже нескольких лет является наиболее горячей и дискуссионной.

Сторонники снижения ставки налога для сельхозпереработчиков, как правило, апеллируют к опыту России, которая пошла на этот шаг «в целях создания благоприятных адаптационных условий перед вступлением в ВТО, поддержки сельского хозяйства в переходный период, развития переработки сырья».

С оплатой сельхозпереработчиками НДС и впрямь существовала проблема. Дело в том, что крестьянские, фермерские хозяйства по действующему законодательству не оплачивают НДС, а так как это налог на добавленную стоимость, основная его тяжесть ложилась на переработчиков.

В ходе обсуждения в рабочих группах парламента, например, вообще предлагали освободить всю цепочку – от первичного производителя до розницы – от оплаты НДС либо максимально его снизить. Но решено было, что предприятия сельхозпереработки, установленные перечнем правительства по видам деятельности (мясо, молоко, масло, фрукты, овощи и т.д.

) получат 70-процентную скидку в рамках особого режима оплаты НДС.

В результате, предприятия сельхозпереработки получат около 3 млрд тенге оборотных средств, которые, как предполагается, будут истрачены на модернизацию. В целом же снижение НДС в 2009 г. дало бизнесу около 150 млрд тенге дополнительных оборотных средств.

Специальный налоговый режим действует для малого и среднего бизнеса. Существует градация предприятий по уровню доходов и количеству работающих, а также дифференцированная система ставок.

С 1 января 2007 года поправками в Налоговый кодекс снижены ставки налога в специальном налоговом режиме на основе разового патента с 3 до 2%, на основе упрощенной декларации вместо раздельной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей со ставками от 3 до 5% и юридических лиц со ставками от 3 до 7% введена единая ставка на уровне 3% [3].

В результате для многих юридических лиц, пользующихся режимом упрощенного налогообложения, уменьшается нагрузка, так как большинство из них сегодня облагалось по средней ставке в 5%.

Данная мера окажет поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи. Малый бизнес станет питательной средой для появления новых высокотехнологичных производств и предприятий обрабатывающего сектора.

Меры по изменению социального и индивидуального подоходного налога, кроме задачи общего облегчения налогового бремени, должны вывести бизнес из тени.

С 1 января 2007 года законом введена фиксированная ставка индивидуального подоходного налога на уровне 10% для всех физических лиц вместо действующей прогрессивной шкалы ставок от 5 до 20% [4]. Чтобы компенсировать рост ставки налогов с 5 до 10% , а это граждане, получающие зарплату от 20 до 50 тыс.

тенге, из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы на одного работника вместо месячного расчетного показателя. Это привело к тому, что наибольший уровень налоговой нагрузки у тех, кто получает ежемесячный доход от 50 до 60 тыс. тенге, для них налог увеличится на 245 тенге.

Наибольший же профит получат те, кто получает от 150 тыс. тенге, для них налоговая нагрузка реально сократится (от 2500 тенге на зарплату 150 тыс. до 10 тыс. тенге для людей, имеющих доход 350 тыс.) Причем, если доход свыше 80 тыс.

тенге получают лишь около 30% работающих граждан (чуть более 1 млн человек из 4,5 млн официально работающих), то потери бюджета от введения плоской шкалы будут составлять около 28 млрд тенге, но таким образом можно уменьшить количество применяемых зарплатных схем.

Гораздо более реальным шагом на пути к уменьшению «серой» части доходов граждан представляется другая норма закона, а именно изменение шкалы социального налога [5]. Правда, введен он в отличие от ставки индивидуального подоходного налога лишь 1 января 2008 года.

При этом действующая методика расчета социального налога не изменяется, изменяются лишь ставки. От 13−процентной максимальной (действующая – 20%) до 5%. Общее снижение социального налога Правительство оценивает в среднем в 30%.

Это, безусловно, может стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников.

Введен также новый порядок налогообложения дивидендов с целью избежания двойного налогообложения. Дивиденды, получаемые гражданами Казахстана от иностранных компаний, облагаются согласно законам тех стран, в которых они зарегистрированы.

Дивиденды, уплачиваемые казахстанскими компаниями, облагаются по ставке 15% для иностранных корпоративных клиентов, 0% – для казахстанских юридических и 5% – для физических лиц. Принятие вышеупомянутых поправок в Налоговый кодекс практически подводит черту под проводимую государством с 2000 г. кампанию по снижению налоговых ставок.

Налоги не должны быть низкими или высокими, налоги должны соответствовать функциям, которые на себя берет государство.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Нурумов А.А. Основные вопросы совершенствования налоговой системы РК // Финансы Казахстана. – 2008. – № 2. – С.
  2. Мнение предпринимателей: социологический опрос // Малый и средний бизнес Казахстана. – № 3. – С. 9.
  3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» [Электронный ресурс] // https://www.zakon.

    kz/211994-nalogovyjj-kodeks-rk-2011.html

  4. Официальный сайт Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс] // https://www.salyk.kz/RU/Pages/default.aspx
  5. Инкербаев Н.И. Модернизация налоговой системы в условиях интеграции Казахстана в мировое рыночное хозяйство: дис. … к.э.н. – Алматы, 2010. – С.

Фамилия автора: К.У. КОШКАРБАЕВ, Б.

О. АБДИРАИМОВ

Кризис в начале двадцатого века системы традиционных, связанных с изоляцией в специальные учреждения, наказаний одновременно способствовал появлению в уголовно-правовой карте и науке пенитенциарного права поиску новых идей, видов наказаний, связанных с реакцией государства на преступления, главным образом, небольшой и средней тяжести

Рахимжанова Г.М., 2010

Источник: https://articlekz.com/article/13946

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]