Круг плательщиков есхн могут расширить — все о налогах

Потеря права на ЕСХН: почему происходит и как действовать

Источник: журнал «Главбух»

Чтобы применять специальный налоговый режим в виде единого сельхозналога, надо соответствовать критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, приведенным в пунктах 2, 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с указанной нормой таковыми признаются предприятия и индивидуальные предприниматели в том числе главы крестьянских фермерских хозяйств, производящие сельхозпродукцию и перерабатывающие ее (в том числе на арендованных основных средствах).

При этом в общем доходе от продажи товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70 процентов.

К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов).

Ее перечень приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458.

А в приложении 2 к этому нормативному документу приведен перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Кроме указанных лиц систему налогообложения в виде ЕСХН могут применять сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ.

Для этого они также должны соблюдать пропорцию в структуре выручки от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки в размере 70 процентов.

Но в составе этой доли у них учитывается помимо товаров собственного производства продукция, произведенная из сырья, принадлежащего их членам.

Применяют этот режим предприятия, занимающиеся рыбоводством и рыболовствома, а именно;

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные предприятия, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы));
  • рыбохозяйственные предприятия и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых не превышает за налоговый период 300 человек.

При этом доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции за налоговый период составляет не менее 70 процентов в общем доходе от товаров (работ, услуг).

Но в некоторых случаях соответствовать критериям сельхозпроизводителя недостаточно. В частности, запрещено применять эту систему налогообложения предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые занимаются производством подакцизных товаров (подп. 2 п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Какие доходы принимают во внимание, считая лимит доходов для ЕСХН

Поскольку при установлении статуса сельхозтоваропроизводителя доля выручки от реализации произведенной и переработанной сельхозпродукции сравнивается с общим доходом от реализации товаров (работ, услуг), встает вопрос: какие виды доходов нужно принимать для расчета а какие в расчете не участвуют?

Отметим, что при расчете ЕСХН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ (ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). То есть доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/49405-poterya-prava-na-eshn-pochemu-proishodit-i-kak-deystvovat.html

ЕСХН: ставка налога

В 2017 году налоговая ставка ЕСХН установлена на уровне 6%. Это значение действует по всей территории страны, за исключением двух областей:

В указанных регионах на 2017-2018 годы установлена льготная ставка – 4%, прописанная региональным законодательством. В 2016 году она была еще ниже – 0,5%.

Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?

Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:

  • Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
  • Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
  • Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
  • Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Особенность единого сельхозналога – освобождение его плательщиков от перечисления других бюджетных платежей, характерных для ОСНО. Это означает снижение фискальной нагрузки и упрощенный порядок ведения учета.

Компании-сельскохозяйственники не платят в казну:

  • налог на имущество;
  • НДС (за исключением случаев исполнения обязательств агента и провоза продукции через государственную границу РФ);
  • налог на прибыль;
  • НДФЛ (касаемо бюджетных обязательств ИП без работников).

Особое значение имеет освобождение от уплаты НДС – наиболее сложного налога с точки зрения учета и вычислений. Организациям и предпринимателям не нужно выписывать счета-фактуры, вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу учета покупок и продаж. Это позволяет экономить время и средства на оплату труда бухгалтерских работников.

Какие налоги платят сельхозпроизводители?

Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.

Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:

Внебюджетный фонд Ставка
ПФР 22
ФСС 2,9
ФФОМС 5,1

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.

От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

  • техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
  • машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.

Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?

Формула расчета единого сельхозналога установлена как:

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.

В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).

В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.

В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:

  • на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
  • на приобретение нематериальных активов;
  • на оплату труда персоналу;
  • на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
  • на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • на рекламу товаров;
  • на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
  • на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.

Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:

  • быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
  • быть подтвержденными первичными документами;
  • быть фактически понесенными.

Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.

Особенности исчисления единого сельхозналога

Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.

Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.

Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.

Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:

  • аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
  • итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.

При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.

Определение окончательного расчета производится по формуле:

Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.

Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.

Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов

В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:

Наименование режима Ставка Формула по расчету налогооблагаемой базы
Общая система налогообложения 20% Прибыль компании, т.е. дельта между доходной и расходной частью
ЕСХН 6% Разница между доходами и расходами, исчисленными кассовым методом
УСН по объекту «Доходы» 6% Сумма доходов организации за отчетный период
УСН по объекту «Доходы, уменьшенные на расходы» 5-15% (точное значение зависит от политики региональных властей) Разница между расходной и доходной частью

Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.

Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.

Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/nalogovaya-stavka-eshn.html

Может ли ЕСХН применяться индивидуальными предпринимателями (ИП) — учетная политика

Сельскохозяйственной деятельностью в России занимаются не только крупные хозяйства, но и индивидуальные предприниматели.

В этой связи появляется вполне актуальный вопрос: имеют ли право эти малые субъекты бизнеса рассчитывать на использование ЕСХН?

Ведь этот специальный режим позволяет заменить ряд стандартных обязательных платежей единым налогом и выплачивать его по ставке 6%.

О том, могут ли ИП, работающие в сельскохозяйственной отрасли, использовать ЕСХН, и какие особенности имеет этот процесс пойдет речь ниже.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) был внедрен в России в целях стимулирования развития сельского хозяйства.

Читайте также:  Стало известно, сколько взносов заплатят ип в 2018-2020 годах - все о налогах

В том числе на базе небольших организаций, право на применение этот особого режима имеют организации и частные предприниматели, которые:

  1. Занимаются производством и продажей сельхозпродуктов.
  2. Используют в своей деятельности труд не более 300 наемных работников.
  3. Получают 70 и более процентов выручки за счет реализации сельскохозяйственных товаров.

ЕСХН весьма привлекателен для малых предприятий сельскохозяйственной отрасли, поскольку:

  • предполагает замещение единым налогом НДС, НДФЛ и налога на имущество (ст. 346.1 НК РФ);
  • предусматривает применение невысокой налоговой ставки, равной 6% (ст. 346.8 НК РФ);
  • позволяет вести бухгалтерский учет в упрощенном виде (на базе сокращенного плана счетов);
  • не исключает возможности получения льгот на уровне отдельных регионов.

Условия для применения

Для того чтобы пользоваться привилегиями ЕСХН сельхозпроизводители, действующие на правах ИП, должны отвечать ряду требований.

Таблица: условия перехода на ЕСХН

Только при их соблюдении они получают право подготовить уведомление о переходе на единый налог в ИФНС (такой переход осуществляется исключительно на добровольной основе; в общем случае сельхозпроизводители платят налоги по ОСН).

Исходя из положений налогового законодательства России можно установить, что правом применения ЕСХН обладают ИП, которые (ст. 346.2 НК РФ):

  • самостоятельно производят и перерабатывают сельхозпродукцию (первичная и иные обработки);
  • получают от такого рода деятельности не менее 70% выручки;
  • не имеют филиалов и представительств;
  • используют в своей деятельности труд не более 300 работников.

Фирма может перейти на ЕСХН в начале своего функционирования, если представит в ИФНС, наряду с общим пакетом бумаг для регистрации бизнеса, письмо с просьбой о переводе на особый режим.

Перейти на данную систему можно и позднее – по итогам года работы, если за предыдущий период деятельности соблюдались все условия перехода на ЕСХН.

Таблица: налоги, заменяемые ЕСХН

В общем случае рассчитывать на применение единого сельхоз налога имеют право сельскохозяйственные кооперативы, которые сами производят и перерабатывают продукцию, а также рыбохозяйственные организации, многие из которых функционируют на правах ИП.

Элементы налогообложения

Для более детального понимания специального режима, сформированного специально для производителей и продавцов сельскохозяйственной продукции имеет смысл рассмотреть элементы ЕСХН.

Субъекты налога

Плательщиками налога на сельскохозяйственную деятельность могут выступать:

ИП Реализующие деятельность в данной сфере
Организации Действующие на правах юридических лиц, но не превышающие лимита численности наемного персонала

При этом, ИП, занятые производством товаров, попадающих под обложение акцизным налогом (даже, если они являются сельхоз продуктами), не могут использовать в своей деятельности ЕСХН.

Объект налога

Выручка, полученная сельхозпроизводителем, уменьшенная на величину его затрат и является объектом обложения при ЕСХН.

В общем виде доходы и затраты предпринимателя включают следующие аспекты:

Денежные поступления Доходы от реализации, внереализационные притоки
Издержки Затраты на приобретение основных средств и их ремонт, нематериальных активов, лизинговые платежи, покупка семян, рассады, удобрений, кормов, оплата труда и др.

При учете затрат и поступлений важно учитывать следующую закономерность:

  • доходы учитываются по мере их поступления на счет или в кассу предприятия, а расходы – в порядке их осуществления в ходе хозяйственной деятельности предприятия.

Налоговая база

Базой налога при ЕСХН признается денежная величина доходов, уменьшенных на размер затрат. На нее и начисляется ставка налога 6%.

Если средства поступают в компанию в иностранной валюте, то они учитываются в рублях по курсу ЦБ РФ на дату притока.

Ставка налога

В Налоговой кодексе РФ ставка единого налога определена на уровне 6% (ст. 346.8 НК РФ).

Тем не менее, предполагается, что с 2018 года право на увеличение или уменьшение обязательного платежа сельхозпроизводителей в бюджет будет передано региональным властям.

Налоговый период

Уплата налога же при этом осуществляется раз в полугодие, а именно (ст. 346.7 НК РФ):

  • за первое полугодие осуществляется авансовый платеж;
  • по итогам второго полугодия вносится остаток суммы.

Конечной датой внесения обязательного платежа за первое полугодие считается 25 июля, а за второе – 31 марта.

Плюсы

К числу преимуществ применения ИП, занятыми в сфере производства сельхозпродукции, ЕСХН можно отнести следующие аспекты:

  1. Облегчение налоговой нагрузки на средние и малые фирмы за счет замещения единым налогом сразу трех обязательных платежей, а именно НДФЛ, НДС, налога на имущество.
  2. Уплата осуществляется два раза в год, а не поквартально, а следовательно, средства из оборота отвлекаются реже.
  3. Списание основных фондов происходит в рамках единой операции: с момента включения их в производственный процесс.
  4. Простота ведения учета: достаточно лишь учитывать доходы и затраты от основной деятельности в Книге учета, а также хранить первичные документы, подтверждающие притоки и оттоки денежных средств.
  5. Право на использование упрощенного плана счетов в рамках бухгалтерского и налогового учета.
  6. Доходы и издержки учитываются на базе кассового метода.

Минусы

Применение ЕСХН имеет и свои недостатки, которые важно учитывать предпринимателю, желающему перейти на данную специальную систему взимания налога.

В их числе:

  1. Право на применение ЕСХН возникает только в случае, если 70% выручки формирует производство и продажа сельхозпродукции.
  2. Несмотря на то, что в общем случае бухгалтерский учет ведется в упрощенном виде, существуют отраслевые рекомендации, которые следует соблюдать предприятиям в своей учетной политике.
  3. Компании на ЕСХН не могут применять в деятельности отсрочку платежа, поскольку доходы учитываются кассовым методом, что сокращает круг потенциальных покупателей.
  4. Круг расходов при ЕСХН весьма ограничен по сравнению с иными режимами обложения налогом.

Разрешено ли применение ЕСХН для ИП в 2018 году ↑

В 2018 году ИП ровно, как и организациям разрешено применять ЕСХН. Для малых предприятий, принадлежащих одному лицу важно лишь соблюдать условия для применения специального режима.

Отвечая на вопрос, может ли ЕСХН применяться индивидуальными предпринимателями – это зависит от соответствия фирмы конкретным требованиям, а именно (ст. 346.2 НК РФ):

  • 70% выручки формирует сельхозпродукция;
  • отсутствие в ассортименте товаров подакцизных продуктов;
  • использование труда не более 300 сотрудников.

Уплачиваемые налоги

В рамках ЕСХН предприниматель уплачивает единый налог в региональную казну, который рассчитывается по формуле:

Как упоминалось ранее, такой платеж замещает для ИП НДФЛ, НДС, налог на имущество. Однако в этом вопросе важно учитывать одну весомую тонкость: НДС на импортные товары компании все же придется платить.

Помимо единого налога предприниматели на ЕСХН обязаны осуществлять взносы во внебюджетные фонды, в том числе:

22% В ПФР
2,9% + 5,1% В ФСС и ФФОМС соответственно

При наличии транспортного парка и собственного участка земли (нескольких наделов) фирма, действующая на правах ИП обязана вносить в казну транспортный и земельный налоги.

Ведение бухгалтерского учета

ЕСХН являет собой специальный налоговый режим, который предусматривает возможность ведения бухгалтерского и налогового учета в упрощенной форме.

В общем виде учетная политика ИП на ЕСХН сводится к следующему (ст. 346.10 НК РФ):

  1. По итогам каждого рабочего дня сведения о поступивших на счет и потраченных средствах заносятся в Книгу учета.
  2. По итогам каждого дня подбиваются итоговые значения и выводится сальдо.
  3. Каждый месяц, квартал, полугодие, год сведения подытоживаются, после чего суммарные значения находят отражение в налоговой декларации.

Помимо этого, все бухгалтерские проводки составляются на базе упрощенного плана счетов. В некоторых отраслях ИП пользуются специальными инструкциями, требующими подробного отражения тех или иных операций.

В общем же виде система бухгалтерского учета на ЕСХН весьма удобна и проста.

Какая отчетность сдается

Единый налог предполагает, что занятые в рамках сельскохозяйственной отрасли ИП формируют и сдают в ИФНС следующие виды отчетов:

Отдельные сведения также придется по запросу представлять в статистическое ведомство. Кроме того, в числе отчетов ИП иногда присутствуют:

Снятие с учета

Предприниматель может в середине отчетного года перестать заниматься сельскохозяйственной деятельностью или отойти от обязательных условий применения режима ЕСХН.

В этом случае ему придется снять свою компанию с учета. Осуществляется данный процесс следующим образом (ст. 346.3 НК РФ):

  • до 25-го числа месяца, следующего за тем временем, когда предприниматель перестал применять ЕСХН, представить в ИФНС уведомление о переходе на ОСН и заполненную декларацию за проработанный период;
  • пересмотреть учетную политику на предприятии, приспособить ее к начислению и уплате сразу нескольких обязательных платежей.

Таким образом, в 2018 году ИП имеют право применять в своей деятельности ЕСХН при соблюдении ими обязательных требований данного режима.

При этом такая система обложения налогами позволяет малым фирмам получить дополнительные конкурентные преимущества: совокупные затраты на налоговые отчисления будут сокращены за счет меньшего числа налогов и более низкой ставки.

Кроме того, при ЕСХН возможно ведение бухгалтерского и налогового учета в упрощенном виде.

Источник: https://buhonline24.ru/sistema-nalogooblozhenija/eshn/mozhet-li-eshn-primenjatsja-ip.html

Итак, как уже мы говорили в новостях, с 1 января 2019 налогоплательщикам ЕСХН придется в основной своей части перейти на уплату НДС (изменения ст. 145 НК РФ).

Хотя некоторые сельхозорганизации могут оптимизировать систему налогообложения, о чем говорится в одной из статей данного номера журнала.

Здесь, в этой статье, предлагаю рассмотреть тонкости перехода на уплату НДС при ЕСХН.

Право на освобождение от НДС получают плательщики ЕСХН, если они перешли на уплату ЕСХН и представили уведомление на освобождение от уплаты НДС в одном календарном году.

Либо при условии, что за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета НДС не превысила установленные лимиты.

Обращаем ваше внимание, что именно сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг), а не внереализационных доходов в виде, например, субсидий или ТМЦ, полученных от разбора основных средств (ст. 250 НК РФ).

Для освобождения от уплаты НДС организация должна представить письменное уведомление об освобождении от уплаты НДС до 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

То есть все плательщики ЕСХН, у которых доля доходов от реализации товаров, работ и услуг, учитываемая для спецрежима, за 2018 год будет менее 100 млн. руб.

, обязаны будут представить уведомление в налоговый орган по месту своего учета о праве освобождения от НДС до 20 — го января 2019 года. В противном случае – вы автоматически становитесь плательщиком НДС.

Форма уведомления на сегодняшний день пока не утверждена, но, предполагаем, что за предстоящий переходный год законодатели все же ее разработают и утвердят.

Если, взвесив все «за» и «против», вы решили применить право на освобождение от НДС (п. 1 ст.

145 НК РФ), то не забывайте о том, что воспользовавшись данным правом, вы не вправе отказаться от него на протяжении всей своей деятельности до того момента, когда право будет утрачено из-за превышения лимита доходов по ЕСХН, полученных от реализации товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Читайте также:  Инвентарная карточка учета основных средств — где скачать бланк - все о налогах

Если налогоплательщик потеряет право на освобождение по причине превышения выручки, он никогда не сможет получить его обратно (п. 5 ст. 145 НК РФ).

И начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Законодатель установил жесточайшие рамки по применению освобождения НДС: то есть применить право освобождения вы можете только единожды, как и утратить данное право только один раз и больше не сможете вернуться к применению права освобождения. Поэтому тщательно проанализируете свою деятельность с перспективой на будущее, прежде чем применить право на освобождение от НДС, потому как отказаться от него вы будете не вправе.

Пример 1. АО «Колос» проводит анализ своей деятельности за 2018 г.: основной состав расходов, закупок у поставщиков, выручку от реализации для целей исчисления ЕСХН:

1) состав расходов всего 63000 тыс. руб.:

— заработная плата с отчислениями по социальные нужды – 25 % от общей суммы расходов или 15750 тыс. руб.;

— материальные расходы: корма, семена (НДС к вычету 10 %) — 18 % от общей суммы расходов или 11340 тыс. руб.;

— материальные расходы: ГСМ, запасные части (НДС к вычету 18 %) – 20 % от общей суммы расходов или 12600 тыс. руб.;

— приобретение техники (НДС к вычету – 18 %) – 14 % от общей суммы расходов или 8820 тыс. руб.;

— услуги электроснабжения, водоснабжения (НДС к вычету 18 %) – 14 % от общей суммы затрат или 8820 тыс. руб.;

— прочие работы, услуги (НДС к вычету 18 %) – 5 % от общей суммы затрат или 3150 тыс. руб.;

— налоги — 4 % от общей суммы затрат или 2520 тыс. руб.

Расчетная сумма НДС, подлежащая к вычету, приблизительно будет равна по ставке 10 % — 1030 тыс. руб., по ставке 18 % — 5093 тыс. руб.

2) общая сумма доходов от реализации для целей исчисления ЕСХН по итогам 2018 года составила 68000 тыс. руб. За предыдущие налоговые периоды сумма доходов составляла — 65 000 тыс. руб. (за 2017 год), 71 890 тыс. руб. (за 2016 год).

Основными покупателями продукции АО «Колос» являются:

— ООО «Молочный город» (работает на общем режиме налогообложения) — 25 % от общей суммы выручки;

— ООО «Мясокомбинат» (работает на общем режиме налогообложения) – 18 % от общей выручки;

— ИП Перегудин (работает на УСН) – 20 % от общей выручки;

— пр. организации и ИП, применяющие спецрежимы налогообложения (УСН и ЕСХН), — 37 %.

Выручка от реализации сельхозпродукции (молоко, мясо, КРС, зерновые) составила 64 000 тыс. руб. (по ставке НДС 10 %), от прочих товаров, работ, услуг (по ставке 18 % НДС) – 4 000 тыс. руб.

3) Проведенный анализ покупок и реализации у АО «Колос» показал, что НДС, предъявляемый к вычету и подлежащий уплате в бюджет практически сопоставим, разница незначительная, следовательно, налоговая нагрузка в части НДС для организации увеличилась незначительно. К доплате в бюджет подлежит 305 тыс.руб.

Таблица

НДС по закупкам, предположительно принимаемый к вычету по итогам 2018 НДС по реализации предположительно исчисленный по итогам 2018
10 % — 1030 тыс. руб. По ставке 10 % — 5818 тыс. руб.
18 % — 5093 тыс. руб. По ставке 118 % — 610 тыс. руб.
ИТОГО – 6123 тыс. руб. ИТОГО – 6428 тыс. руб.

4) Отгрузка покупателям, работающим на общем режиме налогообложения, составляют почти половину от общей выручки организации (43 %). Цена на реализацию продукции была снижена на 10 % для таких покупателей по сравнению с контрагентами, работающим на спецрежимах налогообложения.

При переходе на уплату НДС АО «Колос» увеличит цену продукции на сумму НДС 10 %, однако, данная сумма будет уплачена в бюджет. С другой стороны, АО «Колос» может увеличить объем продаж за счет привлечения новых покупателей, работающих на общем режиме налогообложения.

5) За счет внедрения НДС в АО «Колос» будет принят бухгалтер по налогам с окладом 20000 руб., а также внедрение программного продукта по расчету НДС (модуль в 1С: Бухгалтерия). В результате дополнительные расходы за год составят около 300 тыс. руб.

6) В связи с тем, что при применении ЕСХН с 1 января 2019 г. будет отменена статья расходов по уплаченному НДС, не принятому к вычету при приобретении товаров, работ, услуг. В расходы по ЕСХН не будет включена сумма 6123 тыс.руб. или 367 тыс.руб. ЕСХН.

Подводя итог по результатам проведенного анализа выявлено, что в плане налоговой нагрузки и прочих затрат, связанных с переходом на уплату НДС при ЕСХН, получается, что:

— налоговая нагрузка за счет уплаты НДС увеличится на 300 тыс. руб.;

— дополнительные затраты в связи с внедрением НДС (заработная плата бухгалтера, программный продукт) на 300 тыс. руб.;

— «плюсом» в данном случае будет являться возможное привлечение новых покупателей, работающих на общем режиме налогообложения, и увеличения объема продаж.

Если же АО «Колос» будет применять освобождение по НДС (в связи с тем, что за последние 3 года деятельности доходы от реализации по ЕСХН варьируются в пределах 70 000 тыс. руб. и организация в ближайшей перспективе не планирует существенно увеличить объемы доходов) в соответствии со ст. 145 НК РФ, то анализ показал:

— налоговая нагрузка за счет исключения из расходов НДС при ЕСХН увеличится на 367 тыс. руб.;

— сотрудничество с покупателями и привлечение новых контрагентов, находящихся на общем режиме налогообложения, является более затруднительным процессом.

В итоге, руководство АО «Колос» решает применить освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, подав заявление в налоговый орган, в котором стоит на учете, до 20 января 2019 года. Следовательно, с 1 января 2019 года АО «Колос» по прежнему уплачивает ЕСХН без применения НДС.

Несмотря на то, что изменена ст. 145 НК РФ по освобождению в части уплаты НДС, ст. 346.1 НК РФ осталась без изменений: плательщики ЕСХН по– прежнему не признается налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, предусмотренных ст.

161 (в качестве налоговых агентов) и 174.1 НК РФ (по договору простого товарищества, доверительного управления, концессионным соглашением) и при ввозе товаров на территорию РФ). Никакой отсылки к ст. 145 НК там не будет. Т.е.

внесенные поправки изначально некорректны, поскольку разные главы НК РФ по сути будут противоречить друг другу.

Помимо этого, как мы уже говорили выше, Федеральным законом от 27.11.

2017 № 335-ФЗ (далее по тексту Закон № 335-ФЗ) из статьи расходов для ЕСХН исключили НДС, уплачиваемый при приобретении товаров и услуг (п. 8 ст. 346.5 НК РФ признан утратившим силу).

Получается, что те организации, которые будут уплачивать НДС при ЕСХН, могут принимать к вычету НДС по приобретенному имуществу, работам, услугам.

Не повезло тем налогоплательщикам, которые применяют освобождение от НДС, — в расходы по ЕСХН уплаченную сумму НДС не включают, это как минимум 10-18 % потери налоговых расходов.

А вот что делать с НДС, предъявленному налогоплательщику, но не включенному в расходы по ЕСХН до даты вступления Закона № 335-ФЗ в силу, поскольку с 1 января 2019 года больше нет такой статьи затрат для ЕСХН? Законодатели в ст. 8 п.

4 данного Закона определили, что суммы НДС, подлежащие вычету при приобретении товаров, работ, услуг, которые не учитывались в расходах по ЕСХН, до даты вступления в силу Закона № 335-ФЗ, учитываются в стоимости такого имущества (работ, услуг) независимо от того применяет ли ваша организация освобождение от НДС или нет.

Пример 2. В декабре 2018 г. АО «Колос» приобретает ГСМ на сумму 500 тыс. руб. (в т.ч. НДС 76, 2 тыс. руб.). Задолженность перед поставщиком на 31.12.2018 за приобретенное топливо составило 200 тыс. руб. (в т.ч. НДС – 30,5 тыс. руб.).

Начиная с 1 января 2019 г. АО «Колос» (как было отражено в примере 1) подает уведомление об освобождении от уплаты НДС, с этого периода НДС в расходы не включается. Поскольку в 2018 г.

сумма НДС по приобретенному ГСМ не была полностью оплачена (задолженность в части НДС – 30,5 тыс. руб.) по мере гашения задолженности перед поставщиком, начиная с 1 января 2019 г.

, НДС будет включаться в расходы в составе приобретенного ГСМ.

В частности, по платежному поручению № 180 от 20.01.2019 АО «Колос» оплачивает всю оставшуюся задолженность по ГСМ, в т.ч. НДС — 30,5 тыс. руб. Следовательно, этой же датой сумма уплаченного НДС включается в расходы по ЕСХН как расходы на приобретение ГСМ.

Источник: https://xn—-7sbrkkdieeibji5b1g.xn--p1ai/nalogooblozhenie/536-poryadok-perekhoda-platelshchikov-eskhn-na-uplatu-nds

Единый сельскохозяйственный налог: роль, значение и пути его совершенствования

УДК 336.226.4:63

08.00.00 Экономические науки

https://www.youtube.com/watch?v=jwBksnxN8E4

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ1

Клейн Маргарита Константиновна аспирант учетно-финансового факультета РИНЦ БРШ-код: 5820-4541

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассматривается значение сельскохозяйственного производства для российской экономики и обосновывается необходимость его государственной поддержки, в том числе и с помощью системы налогообложения. Анализируются основные показатели доли сельского хозяйства в экономике России.

Проводится анализ исторических и практических аспектов применения единого сельскохозяйственного налога. В статье представлены основные показатели сельскохозяйственного производства за 2015 г. в частном (индивидуально-семейном) секторе. Определяются типы региональной аграрной структуры, а также распределение данных типов по регионам.

Выявляются проблемы применения единого сельскохозяйственного налога, а также причины их обуславливающие. Рассматриваются основные изменения действующей системы налогообложения, относящиеся к единому сельскохозяйственному налогу.

Определяется влияние применения льготного режима для налогообложения сельскохозяйственного производства на динамику развития отрасли, путем рассмотрения структуры плательщиков единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации за период 2010 — 2015 гг.

Рассматривается общий объем поступлений единого сельскохозяйственного налога, а также в расчете на 1 налогоплательщика за период 2010 — 2015 гг. Определяются возможные пути совершенствования единого сельскохозяйственного налога. Обосновывается необходимость расширения перечня расходов, включая потери

Ключевые слова: ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Ро1: 10.21515/1990-4665-121-102

UDC 336.226.4:63 Economics

UNIFIED AGRICULTURAL TAX: THE ROLE, THE IMPORTANCE AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT

Читайте также:  041 строка декларации по налогу на прибыль — нюанс 2016 и 2017 годов - все о налогах

Klein Margarita Konstantinovna

postgraduate student of the Accounting and Finance

Department

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article discusses the importance of agricultural production for the Russian economy and necessity of its state support, including through the tax system, it analyses the main indicators of the share of agriculture in the economy of Russia and the historical and practical aspects of the application of the unified agricultural tax. The article presents the main indicators of agricultural production in 2015, private (individual and family) sector, identifies the types of regional agrarian structures, as well as the distribution of these types by regions. It reveals the problems of application of the unified agricultural tax, as well as the reasons for their cause, discusses the main changes to the current system of taxation relating to the common tax in agriculture. It determines the impact of the application of preferential treatment for the taxation of agricultural production on the dynamics of the industry by considering the structure of payers of the single agricultural tax in the Russian Federation for the period 2010 to 2015. It considered the total income of the unified agricultural tax and on the basis of 1 of the taxpayer for the period 2010 — 2015, identifies possible ways of improvement of the unified agricultural tax and the necessity of expanding the list of expenses, including losses

Keywords: UNIFIED AGRICULTURAL TAX, LIVESTOCK PRODUCERS, BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION, AGRICULTURE, TAXATION, SPECIAL TAX REGIMES

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 16-46-230131

Сельское хозяйство для российской экономики выступает одной из базовых отраслей производства. С его помощью обеспечивается продовольственная безопасность страны, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания.

При этом эффективность организации сельскохозяйственного производства зависит не только от усилий товаропроизводителей, но определяется еще климатическими условиями, которые невозможно предугадать.

В связи с этим возникает необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая осуществляется и при помощи налоговых рычагов.

Новая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей начала применяться в Российской Федерации с 1 января 2002 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2001 года № 187-ФЗ.

Его применение было направлено на изъятие земельной ренты и привязку налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей к качеству и расположению конкретных земельных участков.

Однако на практике такая система оказалась нежизнеспособной, количество товаропроизводителей, воспользовавшиеся данным режимом не превысило и 2 %, что привело к коренному пересмотру системы налогообложения в области сельскохозяйственного производства и с 2004 года был введен принципиально иной порядок налогообложения. Но и в новом порядке отмечается ряд недостатков, сельскохозяйственное производство по-прежнему не справляется с задачами, поставленными перед ним государством, все это предопределило актуальность выбранной нами темы.

Сельское хозяйство в экономике нашей страны имеет немаловажную роль, а также влияет на показатель валового внутреннего продукта.

Рассмотрим долю сельского хозяйства в экономике России за период 2010-2015 гг.

Таблица 1 — Доля сельского хозяйства в экономике России, основные показатели, % [1, 6]

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Стоимость произведенной 2588 3262 3339 3687 4319 5037

сельскохозяйственной продук-

ции, в млрд. руб.

Доля сельского хозяйства в 5,6 5,5 5,0 5,2 5,5 6,3

ВВП

Самообеспеченность России 72,2 74,8 75,3 78,4 84,8 89,7

мясом, в %

Удельный вес расходов на 1,49 1,34 1,19 1,43 1,14 1,24

сельское хозяйство в консоли-

дированном бюджете

Согласно данным за 2015 г. стоимость произведенной продукции в сельском хозяйстве составляет 5037 млрд. рублей или 6,3 % от валового внутреннего продукта. Наблюдаем рост самообеспеченности России мясом, по состоянию на 2015 год она уже составляет 89,7 %.

Однако в 2015 г. объем расходов консолидированного бюджета на сельское хозяйство снизился по сравнению с 2010 годом на 0,25 процентных пункта и составил 1,24 % от общего объема расходов, что явно недостаточно для такой сельскохозяйственной страны как Россия.

Значение сельского хозяйства не ограничивается только финансовой стороной. Сельское хозяйство является одной из важнейших составляющих безопасности страны.

Все страны, которые успешно прошли этап индустриального развития, были вынуждены признать, что приобретение продовольственных товаров за рубежом слишком опасно для национальной экономики, так как это приводит к хронической утечке капиталов и к росту зависимости от внешнеполитических отношений, которым могут сопутствовать сокращения поставок, изменения цен.

С начала 90-х годов удельный вес хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств во всех регионах России увеличивался, но в разной степени. В итоге, аграрная структура значительно различается для

субъектов Российской Федерации. Можно определить три типа региональной аграрной структуры:

— корпоративный — при его применении доля продукции сельского хозяйства в ВВП превышает 50 %;

— смешанный — доля продукции сельского хозяйства в ВВП составляет 30 — 50 %;

— индивидуально-семейный, при котором, доля сельского хозяйства в ВВП не превышает 30 %.

Регионы РФ по данному признаку распределились следующим образом: к первому типу причисляют 10 регионов, второй тип присутствует в 42 регионов, третий тип развит в 25 регионах, из них в восьми регионах (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Бурятия, Республика Тыва, Астраханская область, Республика Саха (Якутия),Читинская область, Республика Алтай) доля некорпоративных хозяйств превысила 80 %; в двух регионах (Республика Ингушетия, Еврейская автономная область) — 90 % [4].

В 2015 г. в частном (индивидуально-семейном) секторе было произведено 93,7 % картофеля, 87,1 % овощей; 19,8 % зерна; 12,2 % сахарной свеклы; 54,3 % мяса скота и птицы; 54,8 % молока; 25,9 % яиц.

В качестве косвенной формы поддержки сельскохозяйственного производства является применение специального налогового режима -единого сельскохозяйственного налога, который был введен в Российской Федерации в 2002 г. [7].

Однако на практике применение единого сельскохозяйственного налога оказалось затруднительно, так как в гл. 26.1 НК РФ существовал ряд внутренних противоречий:

— возможность применения единого сельскохозяйственного налога существовала только для сельскохозяйственных товаропроизводителей,

которые занимались производством продукции растениеводства, что делало невозможным применение данного режима отраслями животноводства;

— порядок определения ставки налога, установленный НК РФ, был весьма сложен. Величина налоговой ставки зависела от кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий, однако, на протяжении двух лет применения данного режима земельный кадастр так и не был утвержден;

— налог должен быть уплачен ежеквартально, а не по итогам сельскохозяйственного года. Из-за сезонности производства продукции растениеводства у большинства хозяйств в первом полугодии отсутствовали средства на уплату единого сельскохозяйственного налога, что делало невозможным их переход на уплату единого налога.

Перечисленные причины явились тормозом для введения данного налога на всей территории РФ. За два года после введения на единый сельскохозяйственный налог перешли только два субъекта Российской Федерации.

Для того чтобы решить данные проблемы, потребовалось принципиально изменить действующую систему налогообложения сельскохозяйственных производителей. В качестве основных изменений были предусмотрены следующие:

— на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить все сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие деятельность в области растениеводства, животноводства, рыбохозяйственные организации и другие, удовлетворяющие определенным критериям;

— при переходе на уплату данного налога организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество организаций, а предприниматели от налога на доходы физических лиц, НДС и налога на имущество;

— налоговой базой признается величина доходов, уменьшенная на сумму расходов, а не кадастровая стоимость земельного участка;

— ставка налога установлена в размере 6 %. Соответственно, единый сельскохозяйственный налог имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций или НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей, однако характеризуется сниженной ставкой налога;

— налог исчисляется на основании налоговой декларации, которая составляется по итогам деятельности за календарный год, и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие, а не ежеквартально.

Безусловно данная система налогообложения решила ряд проблем, однако, к сожалению, ситуация с развитием сельскохозяйственного производства в стране остается достаточно сложной.

Особенно важно это в период введения санкций в отношении России и необходимости обеспечить продовольственную безопасность страны.

Рассматривая роль единого сельскохозяйственного налога необходимо отметить их разноплановость и разнородную структуру налогоплательщиков.

Проанализируем, как применение льготного режима для налогообложения сельскохозяйственного производства отражается на динамике развития отрасли.

Количество и состав налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог, представлено в таблице 2

Таблица 2 — Структура плательщиков единого сельскохозяйственного

налога в Российской Федерации в 2010 — 2015 гг., в тыс. ед.[2]

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество налогоплательщи-

ков, применяющих единый сель- 131,6 146,7 121,6 98,8 94,0 98,3

скохозяйственный налог

В том числе:

Организации 28,9 28,1 26,4 24,3 23,6 23,4

Индивидуальные предприниматели 102,7 118,6 92,2 74,5 70,4 74,9

Исходя из представленных данных, можно отметить, что количество налогоплательщиков, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, ежегодно снижается. За период с 2012 по 2014 годы снижение составило 37,6 тыс. единиц или 28,6 %, небольшое увеличение наблюдается только в 2015 году на 4,3 тыс. единиц или на 4,6 %.

Оценим динамику изменения количества плательщиков в разрезе групп плательщиков с помощью рисунка 1.

♦ Темп роста количества организаций, применяющих ЕСХН

Темп роста индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН Общий темп роста плательщиков ЕСХН

Рисунок 1 -Динамика изменения количества налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог в Российской Федерации

в 2010 — 2015 гг.[2]

Представленные данные подтверждают наличие отрицательной тенденции в отношении изменения количества налогоплательщиков, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога. Особенно существенное падение произошло в 2012 году, когда количество уменьши-

лось на 17 %, в последующие годы сохранилась данная тенденция, однако, в 2015 году наблюдается небольшой прирост.

При этом отрицательные темпы прироста на протяжении всех лет наблюдаются в отношении организаций и при этом происходят незначительные изменений, в то время как у предпринимателей наблюдаются более резкие колебания, это прежде всего связано с тем, что индивидуальные предприниматели более остро чувствуют последствия финансового кризиса и также более быстро реагируют на меры государственной поддержки [3].

Далее проанализируем объем поступлений от единого сельскохозяйственного налога в бюджет России (таблица 3).

Таблица 3 — Объем поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2010 — 2015 гг., в млн. руб. [2]

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Сумма единого сельскохозяйственного налога — всего 3289,1 3283,4 3673,8 4024,5 3077,1 9586,6

В том числе:

Организации 2606,2 2521,1 2692,0 2979,1 2777,7 7183,6

Индивидуальные предприниматели 682,9 762,4 981,9 1045,5 2993,8 2403,0

Тенденция по объему поступлений отличается от сложившейся тенденции в отношении изменения количества налогоплательщиков. За период 2011 — 2015 гг.

наблюдается положительный прирост поступлений единого сельскохозяйственного налога, кроме 2014 года, когда сумма налога сократилась из-за последствий финансового кризиса, однако, в 2015 году произошло резкое увеличение в 3,2 раза, что, безусловно, является положительной тенденцией.

Более точной характеристикой выступает объем единого сельскохозяйственного налога в расчете на одного налогоплательщика. Данные представлены на рисунке 2.

100п

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

97,5

40

30

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-selskohozyaystvennyy-nalog-rol-znachenie-i-puti-ego-sovershenstvovaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]