Что будет при неуплате налога на имущество (штрафов и пеней)?
Задолженность гражданина по налогам и сборам в общем случае подлежит обязательному погашению. При неисполнении данного обязательства налогоплательщик столкнется с серьезными правовыми последствиями нарушения налогового законодательства. Рассмотрим, какими могут быть подобные последствия в случае, если речь идет о неуплате имущественного налога.
В каких случаях физлица платят штраф (и по каким имущественным налогам)?
Штраф за неуплаты налога на имущество (как и иных имущественных налогов — транспортного и земельного) назначается, если гражданин проигнорировал получение от ФНС требования о внесении соответствующего платежа в бюджет. Либо — исполнил его с опозданием. Штрафы при этом практически всегда дополняются пенями.
Впоследствии суммы налоговых недоимок, пеней и штрафов могут быть взысканы в установленном законом порядке.
Рассмотрим подробнее то, каким может быть алгоритм действий ФНС при просрочке налога.
Что будет делать ФНС при наличии повода для штрафа (пени) по имущественному налогу?
Указанные имущественные налоги — собственно, имущественный (то есть, на жилую недвижимость), транспортный и земельный, подлежат уплате — при условии получения уведомления из ФНС, до 1 декабря года, следующего за тем, за который исчислен платеж.
При этом если уведомление из ФНС не пришло, хотя должно было (в силу того, что у гражданина фактически имеется налогооблагаемое имущество), то налогоплательщику нужно самостоятельно обратиться в ведомство за разъяснениями.
Вполне возможно, что отсутствие уведомления связано с неполучением ФНС сведений по налогооблагаемому имуществу.
В общем случае такие сведения передаются в ФНС без участия гражданина — например, при покупке квартиры уведомление о том, что она стала принадлежать конкретному налогоплательщику, налоговикам направляет Росреестр.
Но бывает, что такие сведения не передаются должным образом. Если налогоплательщик имеет налогооблагаемое имущество, по которому не было получено уведомления, то до 31 декабря года, идущего за тем, за который должен быть исчислен налог, ему нужно уведомить ФНС о наличии такого имущества.
Отметим, что если сумма исчисленного имущественного налога — менее 100 рублей, то ФНС не направляет уведомление. Но к этой сумме добавляется другая — через год, за следующий отчетный период. Как только налог за несколько лет превышает 100 рублей — гражданин получает уведомление. Кроме того, уведомление в любом случае направляется по истечении 3 лет с момента исчисления суммы налога.
В случае нарушения срока уплаты налога по уведомлению из ФНС последствия для налогоплательщика будут следующими:
- На задолженность начислится пеня.
Считается она по формуле:
ПЕНЯ = ДОЛГ * ДНИ * 1/300 * СТАВКА, в которой:
ДОЛГ — сумма задолженности;
ДНИ — количество дней просрочки уплаты налога;
СТАВКА — ключевая ставка Банка России, действующая в период просрочки, в десятых долях (то есть, если она равна, к примеру, 7,5% — именно в такой величине ставка действует с 9 февраля 2018 года, то в формуле она используется в значении 0,75).
Таким образом, в случае с рассматриваемыми налогами пеня начисляется уже со 2 декабря.
- За задолженность последует штраф.
Его сумма в общем случае составляет 20%. А если ФНС докажет, что налогоплательщик не внес платеж умышленно — 40%.
Оштрафовать налогоплательщика ФНС вправе в течение 3 лет с начала года, который идет за тем, в котором налог подлежал уплате.
- ФНС в течение 3 месяцев после обнаружения недоимки (и с учетом начисленных на нее пеней и штрафов) направляет гражданину требование о погашении долга. Если сумма задолженности — менее 500 рублей, то требование может быть направлено в течение 1 года.
В требовании будет отражен размер долга и срок исполнения документа. Он не может быть менее 8 рабочих дней с момента получения налогоплательщиком требования. Но если в документе ФНС указало иной, более длительный срок — придерживаться нужно его.
- При неисполнении гражданином требования — недоимка (штрафы и пени) по имущественному налогу будет взыскана в судебном порядке.
Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве (+7-499-938-54-25) и Санкт-Петербурге (+7-812-467-37-54).
Как осуществляется судебное взыскание штрафа (пеней) и налога?
Обращение ФНС в суд осуществляется:
- Если сумма долга — более 3 000 рублей, то в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.
- Если сумма налога — менее 3 000 рублей, то в течение 6 месяцев по истечении трех лет с момента неисполнения требования.
- Если сумма налога на момент истечения срока требования не превышала 3 000 рублей, но затем — превысила (например, по причине начисления пеней), то в течение 6 месяцев с момента такого превышения.
На основании обращения ФНС суд может принять решение:
- в общем порядке (при проведении заседания с участием сторон — ФНС и налогоплательщика), если у налогоплательщика есть возражения касательно требований ФНС;
- при вынесении судебного приказа (при котором не требуется участие сторон), когда требования ФНС не требуют дополнительных доказательств.
При этом налогоплательщик вправе в течение 20 дней после издания судебного приказа направить суду возражения касательно требований ФНС. В этом случае приказ отменяется и назначается обычное слушание по налоговому спору.
https://www.youtube.com/watch?v=l5Of7eX6gCQ
На основании решения суда ФНС выдается исполнительный документ. Он может быть передан в Службу судебных приставов, которые затем взыскивают задолженность с налогоплательщика в установленном законом порядке.
Другой вариант — передача исполнительного документа работодателю налогоплательщика.
На основании данного документа работодатель будет удерживать с зарплаты налогоплательщика суммы в счет погашения задолженности сотрудника перед бюджетом.
Источник: https://law03.ru/finance/article/chto-budet-esli-ne-platit-nalogi-na-imushhestvo
Что будет при неуплате налога на имущество: штраф, пеня — Все о финансах
8 (800) 350-23-69 доб. 360
По законодательству Российской Федерации каждый субъект, то есть гражданин, должен платить взнос за квартиру, дачу, другое крупное имущество. Не секрет, что иные люди живут с задолженностью, у некоторых она длится на протяжении лет.
Что будет, если не платить налоги на имущество? Так же, как при покупке товаров мы платим НДС, за владение собственностью в крупных размерах нужно отдавать государству мзду.
Это конституционное обязательство каждого гражданина, за его нарушение грозит наказание в виде штрафа, далее – уголовной ответственности.
Купили дом или дачу? Не забывайте, что кроме налога при покупке, вас ждет ежегодная уплата доли от кадастровой стоимости объекта.
Кому и за что нужно платить
Новые правила уплаты налогов для физических лиц действуют с 2015 года. До этого обязательства прописаны были в Федеральном законе №2003-1 от 09 декабря 1991 года.
Начиная с 2015 года, ФЗ утратил силу, уступив ее главе 32 Налогового кодекса РФ. Также в ст.
401 этого документа прописано, что платить налог обязаны все физические лица, владеющие налогооблагаемой собственностью. Что попадает под такое определение:
- Жилой дом или помещение, построенное на участке под строительство или ведение домашнего хозяйства;
- Квартира целиком или доля (комната) в ней;
- Нежилое помещение недостроенного типа;
- Гараж для автомобиля или другого транспортного средства;
- Автостоянка открытого типа;
- Иные помещения.
А что, если квартира не принадлежит вам, а является собственностью многоквартирного дома? Тогда можно не платить налог за имущество.
В каком размере уплачивают налог
Беспокойства будущих владельцев, надеемся, уменьшатся, если мы укажем размер процентной ставки налога. На 2018 год продолжают действовать три ставки:
- 0,1% — для большинства объектов;
- 0,5% для многих нежилых помещений;
- 2% для числа автостоянок и других объектов.
Налог уплачивается раз в год. Чтобы определить ставку, по которой вы должны рассчитывать сумму для выплаты, следует обратиться в ближайшее отделение ФНС. Однако служба сама обычно присылает уведомление в течение года. Уплатить необходимо до 1 декабря того же года, иначе за вами будет числиться просрочка, и на нее начисляется пеня.
Как определяют базу для налогооблагаемого имущества
Было сказано, что основой для расчета служит стоимость объекта – квартиры, дома, стоянки и т.д. Ее также характеризуют кадастровой стоимостью помещения, знать которую обязан каждый владелец. Кадастровая стоимость пересчитывается каждые 3 года, а в Москве и Санкт-Петербурге – каждые 2 года.
Результат можно узнать по кадастровому номеру на сайте Росреестра, либо посетив МФЦ и получив выписку абсолютно бесплатно.
Для вновь построенных объектов кадастровую стоимость необходимо дополнительно рассчитать, вызвав оценщика, представителя Кадастровой палаты. Он произведет оценку, выдав взамен техпаспорт и кадастровый план.
Стоимость будет занесена в Росреестр и в скором времени доступна налоговикам.
Зная стоимость, можно рассчитать налог самостоятельно. Для этого просто зайти на сайт ФНС и воспользоваться налоговым калькулятором.
Вы — владелец 1-комнатной квартиры площадью, скажем, 30 кв. м. Другого имущества у вас нет. В государственный реестр Кадастровой палаты стоимость квартиры была занесена в размере 150 000 рублей.
Имея право на налоговый вычет, вы «убираете» из площади жилья 20 кв. м., оставив для оплаты только 10. Умножив десять квадратов на стоимость, получаем базис 1 500 000 рублей.
Теперь осталось умножить на процентную ставку 0,1% и получаем 1500 р в год за квартиру – налог на недвижимость.
Вы владеете комнатой 15 кв. м. в квартире общей площадью 40 кв. м. Как будет рассчитываться налог на имущество? Совместно с другим владельцем вы осуществляете налоговый вычет, от общей площади квартиры остается 20 кв. м.
Но поскольку налоговый вычет делится пополам, вы имеете право отнять от 15 кв. м. десять и получить 5 кв. м. Эта площадь подлежит налогообложению. Пусть цена квадратного метра 10 000 рублей по оценке.
Получив стоимость общего помещения, равную 400 000р, вы должны будете умножить ее на 5 и затем разделить ее на 0,1 и получите сумму 2000р – подлежит к уплате за год.
Пример №3 для дома
Владея домом площадью 50 кв. м., вам не нужно платить сбор в казну, ведь он попадает под налоговый вычет. Если же собственность имеет площадь 120 кв. м., из них 70 облагаются налогом, то очевидно, что собственнику предстоит отдавать государству несколько тысяч в год.
Внимание! если имущество было приобретено в середине года, то расчет вашей платы ФНС обязана произвести помесячно. Притом месяц покупки тоже будет полностью учитываться, пусть даже сделка была оформлена 31го числа.
Действительно, являясь владельцем участка и дома на нем, нужно платить сперва земельный налог, а потом еще и налог на имущество? В разных случаях по-разному.
Поскольку земельный налог относится к классу «местных», его устанавливают муниципальные органы. Опять же, его расчет производится ФНС на местах, владельцу приходит извещение с указанной суммой.
Если до 1 ноября текущего года извещение не получено, следует тут же уведомить ФНС об этом.
У вас возникли юридические проблемы?
Нужен совет профессионального юриста?
Сумма, указанная в уведомлении, должна быть переведена на счет ФНС в срок, отведенный по закону. Притом, если срок как вам известно, наступил, а уведомления так и не было, вы обязаны обратиться в отделение Федеральной налоговой службы по месту регистрации, сообщив об обстоятельствах. К сожалению, отсутствие квитанции не освобождает от уплаты денег за квартиру ни в одном случае.
По прошествии указанного срока, если от налогоплательщика не поступило денег, ФНС имеет право начислять пеню на сумму за каждый день просрочки. Плюс злостных нарушителей ожидает штраф, о размере которого поговорим далее. Если было прислано несколько уведомлений, но действий со стороны физического лица не было, ФНС имеет право открыть судебную тяжбу в отношении такого числа.
Как происходит начисление пени
Ежедневно, к сумме долга прибавляется некий процент, устанавливаемый законодательно. Например, в случае при неуплате налога на имущество пеня рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, в текущем году она равна 9,75 %.
Пеня в 2018 году рассчитывается так: Сумма долга*кол-во дней просрочки * 1/300 * 0,0975
Просрочка на сутки или двое делает наказание практически неощутимым, поскольку переплата составляет копейки. Но если задолженность тянется несколько лет, это делает общую сумму слишком заметной.
Как понять, что вам начисляют пеню? Уже со 2 декабря, в случае неуплаты налога, ее будут начислять. ФНС пришлет еще одно уведомление спустя пару недель ли даже месяцев.
В котором уже будут рассчитаны следующие показатели:
- Размер долга на дату составления уведомления;
- Сумма пени, начисленной за период с 1 декабря до актуального времени;
- Срок, в который необходимо уплатить как долг, так и пеню – обычно не более 8 дней с момента получения уведомления;
- Извещение о последствиях в дальнейшем.
К последствиям обычно относят штраф. Если ФНС решит, что просрочка была осуществлена «случайно», без умысла, то штрафная сумма составит 20% от общего долга. Бывает, что владельца имущества умышленно обвиняют в уклонении от уплаты налога. В этом случае, штраф вырастет до 40% от всей суммы с пеней.
Первое уведомление поступает в течение 3 месяцев текущей неуплаты. Если, правда, общая сумма долга не превышает 500р, вас могут «пощадить» и дать время на размышления до 1 года.
Субъект продолжает уклоняться? Последует судебное разбирательство, при активной работе местной ФНС от первого извещения до судебного иска проходит всего 6 месяцев. Так что тянуть с уплатой налога за квартиру не рекомендуется.
Суд обычно выносит решение не в пользу налогоплательщика: последует принуждение к уплате долга любым способом, в том числе – арестом имущества, взысканием суммы с банковских сбережений, реализацией другого имущества.
Уведомление отсутствует: с чем это может быть связано
В некоторых отдаленных от столицы России регионах уведомления приходят с задержкой. Часто поступают жалобы, что ФНС прислала «повестку» в октябре или даже в ноябре. Так что для уплаты суммы остается всего месяц. Для кого-то и 300р не будут лишними в бюджете семьи, поэтому досадно получать извещение несвоевременно.
Если сумма налога не превышает 100р, уведомление не направляется! К этой сумме будет прибавлена следующая в новом году. Как только общий налог превысит 100р, вам направят уведомление, но не позднее 3 лет с момента первого исчисления.
В остальных случаях, если как вы знаете, сумма налога превышает 100р, вы обязаны получить письменное извещение максимум за пару месяцев до дедлайна. В любом случае, стоит сделать себе напоминание в календаре.
Если до 1 октября извещение не было получено, надо обратиться в службу по месту жительства и известить об этом. Возможно, ФНС не получили сведений по налогооблагаемым объектам от Росреестра (например, что купленное жилье перешло в вашу собственность).
Поэтому при неполучении уведомления до 31 декабря текущего года, владельцу следует дополнительно известить о наличии такой собственности.
Кто вправе рассчитывать на льготы
Освобождение от уплаты налога на имущество по закону предусмотрено для следующих категорий граждан:
- Герои РФ, СССР;
- Ветераны Великой Отечественной войны;
- Инвалиды I, II группы;
- Пенсионеры, владеющие имуществом;
- Ликвидаторы Чернобыльской трагедии.
Притом, если гражданин относит себя к одной из вышеперечисленных категорий, то он вправе получить освобождение от уплаты налога лишь на одну единицу собственности. Нашим бабушкам и дедушкам придется выбирать, за что им выгоднее не платить: за квартиру или за дачу. Такая мера вынуждено принята государством, чтобы родня не переводила всю собственность на льготников.
Действует ли налоговый вычет
Для любой категории налогоплательщиков возможным остается право оформления налогового вычета. Это особый вид льгот, лишающий необходимости платить налог на имущество. Логика его назначения такова: чем меньше недвижимость относительно других объектов, тем ниже налог. Следовательно, можно вообще его не платить, если вы владеете:
- комнатой площадью менее 10 кв. м.;
- квартирой площадью менее 20 кв. м.;
- домом, чью площадь менее 50 кв. м.
Также органы администрации на местах принимают решение об освобождении от уплаты налогов некоторых категорий граждан. Где-то вычет предоставляют за ребенка до 16 лет, если в семье трое или больше детей.
Должны ли платить налог на имущество компании
Те организации и ИП, которые работают на «упрощенке», могут не платить этот сбор, согласно статье 346.11 НК РФ. При этом остаток на балансе компании не должен превышать суммы 100 000 рублей, это касается всех основных средств и нематериального имущества также. Конечно, можно зарегистрировать несколько компаний на УНС.
Но тогда придется обосновывать проведение операций, их коммерческий характер. Например, если покупается дорогостоящее оборудование и продается компании, работающей по УСН, по минимальной цене, а затем обратно арендуется по более высокой, то это рассматривается органами ФНС как уклонение от уплаты налога.
Впрочем, легко обосновать цели поступка, оправдав его необходимостью срочной добычи средств для инвестирования или высокими затратами на ремонт и хранение.
Послесловие
Не только в России, но и в большинстве развитых государств действует налог на имущество. Из него пополняют государственную казну, распределяя доходы на местные бюджеты, улучшение инфраструктуры, строительство в регионах.
Некоторые муниципальные администрации получают деньги только из этого источника. Грубо говоря, если не платить налоги на имущество, это будет несправедливо по отношению к другим налогоплательщикам.
Ведь в итоге казенными благами пользуются все!
Прочтите также: НДФЛ: когда, куда и как платить НДФЛ физическим лицам
© 2018, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.
Источник: https://vseofinansah.ru/nalogi/chto-budet-esli-ne-platit-nalogi-na-imushhestvo
реконструкция, модернизация. налог на имущество
Компания провела реконструкцию здания, разрешение на ввод получено, здание введено в эксплуатацию, однако работы по внутренней отделке произведены не полностью, акт ОС-3 составлен.Здание частично сдаётся в аренду.
После ввода Компания проводила в здании работы по дооборудованию: устанавливала дорогостоящее сантехническое оборудование (устанавливается впервые).После окончания работ по оборудованию помещений сантехникой, оформлен акт ОС-3 по модернизации здания, расходы отнесены на увеличение первоначальной стоимости здания.
Налог на имущество по зданию Компания исчисляет с остаточной стоимости.При проведении аудита правильности исчисления налога на имущество, аудиторы отразили в своем отчете, что Компания могла отразить сантехнику как отдельный инвентарный объект, что позволило бы уменьшить нагрузку по налогу на имущество.
Компания не согласилась с выводами аудиторов, так как считает, что данное сантехническое оборудование является частью здания, и предложенный вариант учёта может привести к налоговым рискам.Правы ли аудиторы?
Отвечает Наталья Колосова, Ваш персональный экспертДобрый день! Аудиторы правы в той части, что дооборудование может быть учтено обособленно. Но риски в данном случае о доначислении налога на имущество не исключены.
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
По завершении работ по достройке (дооборудованию) затраты, учтенные на счете 08, можно включить в первоначальную стоимость основного средства либо учесть обособленно на счете 01 (03).
Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
При обособленном учете затраты на достройку (дооборудование) списывают на отдельный субсчет к счету 01 (03). Например, субсчет «Расходы на достройку (дооборудование) основного средства»:
Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на достройку (дооборудование) основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)» – списаны затраты на проведение достройки (дооборудования) основного средства на счет 01 (03).
В этом случае на сумму произведенных затрат открывают отдельную инвентарную карточку по форме № ОС-6. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Движимое имущество, которое компания ввела в эксплуатацию после 1 января 2013 года, не облагается налогом на имущество. Претензии возможны, когда инспекторы посчитают движимый актив недвижимым. Например, если компания прочно крепит оборудование на специальный фундамент и актив сложно демонтировать.
Отбиться от доначислений помогает заключение экспертов. Главное, чтобы в нем было сказано, что актив можно демонтировать без существенного ущерба для него (определение Верховного суда РФ от 11.11.16 № 305-КГ16-14860).
В Вашем случае сантехническое оборудование с подводкой и пр. безопаснее учитывать в общей стоимости здания (то есть, увеличить первоначальную стоимость), т.к. такое дооборудование вряд ли можно без ущерба для сантехнического оборудования и здания демонтировать.
Обоснование
Из рекомендации
Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении достройку (дооборудование) основных средств
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
В связи с производственной необходимостью организация может основное средство достроить (дооборудовать).
Ситуация: что понимается под достройкой и дооборудованием основных средств
Достройка и дооборудование проводятся с целью придать основному средству новые качества и характеристики (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ). Однако сами термины «достройка» и «дооборудование» в законодательстве не определены.
Вместе с тем в пункте 6 ПБУ 6/01 и пункте 10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, установлено, какие приспособления и принадлежности должны учитываться вместе с основным средством.
Следуя этим требованиям, можно определить достройку и дооборудование основного средства следующим образом.
Достройка – это возведение новых частей зданий (сооружений). Например, пристройка к зданию. При этом возведенные части должны составлять единое целое со зданием (сооружением) и не иметь самостоятельного хозяйственного назначения.
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/91. Кроме того, в письме Минфин России от 26 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/251 сказано, что к достройке можно отнести внутренние и наружные работы по отделке зданий (сооружений).
При условии, что эти работы проводятся не в связи с ремонтом здания (сооружения).
Дооборудование означает дополнение основного средства новыми (а не взамен уже существующих) частями, деталями и другими предметами, которые будут с ним составлять единое целое и иметь общее управление.
Например, для компьютера это установка CD-ROM, для автомобиля – монтаж кунга на шасси, для здания (помещения) – монтаж пожарной сигнализации.
Если при этом не происходит изменения технологического или служебного назначения основного средства, то такие работы не являются дооборудованием (письмо Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/94).
Учет затрат
Как отразить в бухучете затраты на достройку (дооборудование) основных средств
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств учитывайте на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Чтобы обеспечить возможность получения данных по видам капитальных вложений, к счету 08 целесообразно открыть субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)».
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств хозспособом состоят:
из стоимости расходных материалов;
из зарплаты сотрудников;
из зарплатных налогов, взносов и т. д.
Затраты на достройку (дооборудование) основных средств собственными силами отразите проводкой:
Дебет 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)» Кредит 10 (16, 23, 68, 69, 70…)
– учтены расходы на достройку (дооборудование) основного средства.
Если организация достраивает (дооборудует) основное средство с привлечением подрядчика, то его вознаграждение отразите проводкой:
Дебет 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)» Кредит 60 (76)
– учтены затраты на достройку (дооборудование) основного средства, выполненную подрядным способом.
По завершении работ по достройке (дооборудованию) затраты, учтенные на счете 08, можно включить в первоначальную стоимость основного средства либо учесть обособленно насчете 01 (03). Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
При включении затрат на достройку (дооборудование) в первоначальную стоимость основного средства сделайте проводку:
Дебет 01 (03) Кредит 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)»
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат на достройку (дооборудование).
В этом случае расходы на достройку (дооборудование) отразите в инвентарной карточке учета объекта основных средств по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (применяется малыми предприятиями).
Если сведения о достройке (дооборудовании) основного средства отразить в старой карточке затруднительно, взамен ей откройте новую.
Об этом сказано в пункте 40 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
При обособленном учете затраты на достройку (дооборудование) спишите на отдельный субсчет к счету 01 (03). Например, субсчет «Расходы на достройку (дооборудование) основного средства»:
Дебет 01 (03) субсчет «Расходы на достройку (дооборудование) основного средства» Кредит 08 субсчет «Расходы на достройку (дооборудование)»
– списаны затраты на проведение достройки (дооборудования) основного средства на счет 01 (03).
В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку по форме № ОС-6. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Как рассчитать налог на имущество
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Рассчитывать и платить налог на некоторые виды имущества должны российские и иностранные организации. Правда, последние должны делать это, только если работают в России через постоянные представительства или имеют на ее территории недвижимость. Такой порядок следует из пунктов 1–3 статьи 374 Налогового кодекса РФ.
Порядок расчета
При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:
1) определите, какое имущество нужно облагать налогом;
2) проверьте, можно ли применить льготы;
3) определите базу для расчета налога;
4) узнайте, по каким ставкам считать налог;
5) рассчитайте сумму налога к уплате в бюджет.
Что облагать налогом на имущество
Что облагается налогом на имущество у российских организаций
По общему правилу российские организации платят налог с имущества, которое отразили в бухучете в составе основных средств.
Это могут быть и те объекты, что принадлежат организации на правах собственности, и те, что получены во временное владение, пользование, распоряжение, а также в доверительное управление или совместную деятельность.
Например, налог с лизингового имущества обычно платит тот, на чьем балансе оно учитывается. А это может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель.
Особый порядок предусмотрен только в отношении объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость.
Во-первых, с жилых строений налог наимущество надо платить, даже если эти объекты в бухучете не отражены в составе основных средств.
А во-вторых, если «кадастровые» объекты не переданы в доверительное управление или концессию, платить за них налог на имущество должны только их собственники или организации, которые владеют этим имуществом на праве хозяйственного ведения.
Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
К объектам, с которых надо платить налог, относят и движимое, и недвижимое имущество. Правда, с определенными оговорками.
Что не облагается налогом на имущество
Существуют две категории основных средств, налог с которых платить не нужно.
Первая – это льготируемое имущество. Разобраться, какие льготы вы можете использовать, помогут справочные таблицы по федеральным льготам (они действуют для всех) и порегиональным (для объектов на отдельных территориях).
Вторая категория – это имущество, которое не признается объектом налогообложения. Например, это основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 № 1. Полный перечень есть в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.
Важно: (обновленная Классификация применяется только в отношении объектов, которые приняты к учету после 31 декабря 2016 года) (письмо Минфина России от 6 октября 2016 № 03-05-05-01/58129). Принадлежность к амортизационным группам основных средств, принятых к учету до 1 января 2017 года, определяйте по прежней версии Классификации.
Льготируемое имущество исключайте из расчета налоговой базы, но в декларации или расчете авансовых платежей его все равно надо указать. Сначала включите стоимость льготируемого имущества в графу 3 раздела 2 декларации, а затем отразите отдельно в графе 4 раздела 2.
Имущество, которое не признается объектом налогообложения (указанное вподп. 1–8 п. 4 ст. 374 НК РФ), в графах 3 и 4 отражать не нужно.
Однако основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 № 1, нужно отразить по строке 210 раздела 2 расчета авансовых платежей и по строке 270 раздела 2 декларации.
Что облагается налогом на имущество у иностранных организаций
Состав объектов налогообложения для иностранных организаций, имеющих в России постоянное представительство, аналогичен тому, что предусмотрен для российских организаций. Они обязаны вести учет основных средств по правилам российского бухучета, то есть в соответствии с ПБУ 6/01. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ.
У иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, налогом облагают только недвижимость, которая находится на территории России (п. 3 ст. 374 НК РФ).
6март2017
налоги
Какие маневры с активами опасны доначислением налога на имущество
Марина Сунцова, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Как безопасно переоценить активы, чтобы меньше платить налог
Укрепление оборудования может повлечь доначисления
Когда с недостроенного здания придется заплатить налог
При проверке декларации по налогу на имущество инспекторы в первую очередь обращают внимание на активы, которые компания учла как движимое имущество. Они нередко переквалифицируют их в недвижимость. Например, если оборудование связано с фундаментом.
Суды более лояльны к компаниям и дают возможность доказать, что объект можно считать движимым имуществом (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.17 № Ф05-22491/2016). Мы выяснили, какие претензии предъявляют ревизоры при проверке налога на имущество и что можно сделать, чтобы избежать штрафов и доначислений.
Компания «обездвижила» оборудование
Движимое имущество, которое компания ввела в эксплуатацию после 1 января 2013 года, не облагается налогом. Исключение — если актив компания купила у взаимозависимых лиц или получила при реорганизации (письма Минфина России от 24.11.16 № 03-05-05-01/69448и от 24.11.16 № 03-05-05-01/69457).
Претензии возможны, когда инспекторы посчитают движимый актив недвижимым. Например, если компания прочно крепит оборудование на специальный фундамент и актив сложно демонтировать.
Ключевым вопросом будет, возможно ли демонтировать и переустановить объект без существенного вреда для него. Без специального образования на такой вопрос ответить нельзя.
Несмотря на это, налоговики обычно признают объекты недвижимыми и доначисляют налог на имущество. Подтверждает это арбитражная практика.
Отбиться от доначислений помогает заключение экспертов. Главное, чтобы в нем было сказано, что актив можно демонтировать без существенного ущерба для него (определение Верховного суда РФ от 11.11.16 № 305-КГ16-14860). Заключение без четких ответов на вопросы, которые позволят отнести актив к движимому имуществу или недвижимости, будет бесполезно.
В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.02.17 № Ф05-22491/2016 судьи рассмотрели подобное дело. Они не приняли во внимание экспертное заключение. В нем было сказано, что объект не требует регистрации прав, так как он не относится к недвижимости.
Но в заключении не было обоснования, и судьи решили, что эксперты сделали выводы только после визуального осмотра. В частности, не анализировали проектную и техническую документацию, не изучили способ крепления объекта к фундаменту. По сути, в заключении не было оценки, можно ли объект демонтировать без ущерба для него.
Значит, на основании такого документа нельзя сказать, движимое это имущество или недвижимое.
Как избежать доначислений. Когда компания прочно крепит оборудование к недвижимости или на отдельный фундамент, заручитесь экспертным заключением. В нем должен быть не только вывод о признании объекта движимым или недвижимым имуществом, но и обоснование. Выводы также должны подтверждаться техдокументацией.
Заниженная стоимость после переоценки привлечет внимание инспекторов
Так, станок, который требует крепления к полу или стенам, нельзя считать частью здания (письмо Минфина России от 25.02.13 № 03-05-05-01/5288). Но если компания отдельно создает специальный фундамент для станка и он указан в техническом паспорте на здание, его надо учитывать в стоимости здания.
Источник: https://buhgaltershop.ru/news/banki/rekonstrykciia-modernizaciia-nalog-na-imyshestvo.html
Налог на имущество. Последние изменения 2018
Одним из основных налогов, который платят почти все граждане России, является налог на недвижимость. И в 2017 году в алгоритм расчета такого налога были внесены коррективы: отныне для расчета используется не инвентаризационная стоимость объекта, как было ранее, а исключительно кадастровая стоимость.
Главный минус поправки: кадастровая стоимость всегда выше инвентаризационной, следовательно, налог физические лица с 2017 года начнут платить больший, чем до этого.
При этом кадастровая стоимость не является константой. По законодательству один раз в пять лет данный показатель должен быть откорректирован, и соответствовать тенденциям рынка. Правда, точного алгоритма того, как рассчитывается кадастровая стоимость, нет.
Это субъективный показатель, который зависит от мнения оценщика и тех методов, которые он использует. Иногда рыночная стоимость объекта намного меньше кадастровой, а субъекту все равно придеться платить по той стоимости, которая определена специалистом.
Правда, есть и хорошая новость. Те, кто принимали такие поправки, поняли, что такие новшества очень ударят по кошельку обычных граждан, поэтому решили поэтапно реформировать систему. На 2018 год ставка налога на квартиру установлена на уровне 0,1% от кадастровой стоимости.
Также следует знать, что на государственном уровне установлены некие льготы, которые позволяют уменьшить базу для расчета налога.
Законодательно налог на недвижимость можно не платить, если:
- Комната не превышает 10 кв. метров;
- Квартира не превышает 20 кв. метров;
- Дом индивидуального типа – 50 кв. метров.
Если площадь жилого объекта больше, то тогда необходимо рассчитать налог с разницы между фактической площадью объекта и тем нормативом, который освобожден от налога.
Для того, чтобы более подробно понять алгоритм расчета, рассмотрим пример.
Пример: есть двухкомнатная квартира площадью 50 кв. метров. Кадастровая стоимость данного объекта составляет 1 миллион рублей. Каков будет налог на недвижимость?
Расчет:
- Определяем величину одного квадратного метра жилья: 1000000/50 = 20000 рублей;
- Определяем площадь, которая подлежит налогообложению: 50 – 20 = 30 кв. метров;
- Определяем налогооблагаемую базу для расчета налога: 30 * 20000 = 600000 рублей;
- Рассчитываем налог на недвижимость по ставке 0,1%: 600000*0,1/100 = 600 рублей.
На первый взгляд может показаться, что сумма небольшая. Но если учесть, что это налог только с одного объекта жилой недвижимости, а, как правило, в семье может быть еще и гараж, и дача, с которых необходимо также платить налог, то выйдет приличная сумма.
Льготы на оплату налога на недвижимое имущество
Ввиду того, что налоговое бремя не всем налогоплательщикам по плечу, государство разработало целую систему льгот, позволяющих не платить данный налог.
Следует отметить, что региональным властям предоставлены полномочия расширить перечень тех субъектов, которые могут по федеральному закону получать скидку или полностью освобождаться от сбора.
Информацию необходимо уточнять в региональных представительствах ФНС.
Полностью освобождены от уплаты налога на недвижимость следующие категории граждан:
- Инвалиды с детства;
- Инвалиды 1-й и 2-й группы;
- Военнослужащие и их семьи;
- Ликвидаторы ЧАЭС, ликвидаторы других чрезвычайных событий, участники испытаний на полигоне в к. Семипалатинск и т.д.;
- Пенсионеры (освобождены в 2018)
Обращаем внимание: перечень представленных льгот не распространяется на те объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей.
Важная и актуальная информация: в 2018 году в ФНС не нужно подавать документы, которые подтверждают право на получение льготы по налогу. Достаточно подать только заявление.
Изменения в налогообложении имущества граждан РФ
В 2018 году вступили в силу некие изменения, касающиеся процедуры уплаты имущественного налога обычными гражданами. И далее ознакомим читателя с наиболее актуальными поправками.
Изменения относительно имущественного налога в 2018 году:
- Упрощена процедура оформления имущественного вычета. Начиная с текущего года любое физическое лицо для получения вычета по земельному, имущественному и транспортному налогу не обязано предоставлять в территориальный орган ФНС документы, подтверждающие право на такую льготу. Представитель ФНС вправе требовать только заявление на получение льготы, вот и все. Остальные документы могут быть представлены исключительно по желанию налогоплательщика.
Отказать в праве оформить имущественный вычет, представитель налоговых органов не имеет права. Он должен самостоятельно запросить всю необходимую информацию в нужных организациях и уже на основании полученных сведений осуществить перерасчет.
Правда, если сотрудник налоговой службы не сможет получить сведения от соответствующих органов, он должен в течение трех дней направить заявителю информацию о данном факте. И только после этого налогоплательщик должен представить запрашиваемые документы.
Кроме того, теперь направлять такие документы можно с помощью личного кабинета на сайте Госуслуг, с помощью МФЦ или непосредственного посещения налоговых органов. Допустимо все документы направлять по почте.
- Действует налоговый вычет по земельному налогу, который предоставляется в размере 600 квадратных метров. Это говорит о том, что если в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок не превышает данного размера, то налогоплательщик может не платить земельный налог. Если же участок более установленного размера, то тогда оплатить земельный налог необходимо;
Данная льгота применяется с 2017 года, то есть получить ее впервые можно именно в 2018 году. Для этого необходимо было до июля текущего года направить в ФНС уведомление о том, к какому земельному участку необходимо применить данную льготу (актуально, если в собственности несколько земельных участков).
Если же в собственности всего лишь один земельный участок, то льгота будет применена автоматически;
- Есть изменения в расчете транспортного налога для обычных граждан. В частности, изменения коснулись принципа применения повышающего коэффициента для расчета налога. Главное изменение – повышающие коэффициенты, такие как 1,3, 1,5 отныне не используются для транспортных средств физических лиц. Теперь остался только один повышающий коэффициент – 1,1. Он используется тогда, когда стоимость автомобиля превышает 3 миллиона рублей, но не превышает 5 миллионов рублей;
- В 2018 году отменено право плательщиков единого сельскохозяйственного налога применять налоговые льготы при оплате такого сбора.
Это самые главные и актуальные изменения в отношении имущественного налога, которые были введены в текущем году. Также с начала года вновь был введен налог на движимое имущество. О нем пойдет речь далее.
Движимое имущество: платить налог или нет?
В 2018 году произошли некие изменения касательно налога на имущество, которые коснулись в большей степени юридических лиц. С текущего года вновь возобновлен налог на движимое имущество.
Напомним, что до этих пор юридические лица были освобождены от уплаты такого сбора на то движимое имущество, которое было зачислено на баланс предприятия после начала 2013 года.
Но теперь данные поправки утратили свою силу, поскольку были приняты корректировки к действующему НК. Теперь организации не имеют некой налоговой льготы к объектам основных средств, которые относятся к 3 -10 группам.
Правда, и здесь есть некоторые рычаги воздействия, предоставленные региональным властям.
Так было принято решение, что власти регионального значения имеют право местными нормативными актами устанавливать свои льготы на движимое имущество, вплоть до полного освобождения от налогообложения.
Но такие льготы могут применяться только к тому движимому имуществу, срок выпуска которого не превышает 3-х лет. Все остальное оборудование не может получить такую льготу.
Относительно ставок по налогу на движимое имущество, то в 2018 году установлена максимальная ставка на уровне 1,1% от оценочной стоимости объекта. В 2018 году такая ставка уже может быть увеличена региональными властями в два раза – до 2,2%.
На данный момент многие региональные власти уже приняли законодательные акты, в которых прописали предоставление льгот юридическим лицам, имеющих в активах движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не более 3-х лет. Но есть и те регионы, которые такие акты не приняли, поэтому на льготы компаниям рассчитывать не приходиться.
О том, положена ли Вам как юридическому лицу льгота на движимое имущество, можно уточнить только в территориальном представительстве ФНС.
Источник: https://raszp.ru/novosti/nalog-na-imushhestvo.html
Сложные вопросы налогообложения имущества
06.04.2010
«Бухгалтерия.ru»
− Самые животрепещущие вопросы по налогу на имущество организаций возникают у налогоплательщиков по поводу момента включения объекта в базу для налогообложения и его исключения. Нужно ли платить налог на имущество организаций со стоимости имущества, к примеру, в таких ситуациях:
− имущество не зарегистрировано в государственном органе, документы до сих пор не направлены на регистрацию, но объект уже эксплуатируется;
− имущество не зарегистрировано, документы на регистрацию не направлялись, эксплуатация не начиналась, объект хранится на складе, начать эксплуатацию планируется через три месяца.
− Можно сразу сказать, что универсального решения, чтобы ответить на этот вопрос, нет и для этого надо рассматривать каждый объект недвижимости отдельно.
Если в рассматриваемом случае речь идет о вновь созданном объекте, в первую очередь необходимо определить, какова степень его готовности к эксплуатации, отвечает ли он критериям основных средств, определенным пунктом 4 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество.
Объектом налогообложения по налогу на имущество являются находящиеся на балансе организации основные средства, учет которых ведется в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
И если объект полностью сформирован, капитальные вложения по нему завершены, он отвечает всем четырем критериям основных средств, указанным в пункте 4 ПБУ 6/01 и документы по нему поданы на государственную регистрацию, этот объект может быть принят на баланс организации в качестве основного средства независимо от того, введен он фактически в эксплуатацию или нет, на основании пункта 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
В данном случае следует учитывать, что с 1 января 2006 года одним из критериев признания актива в качестве объекта основных средств является то, что он предназначен для использования организацией в рамках ее деятельности, а не фактическое введение его в эксплуатацию (изменения в ПБУ 6/01, внесенные приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н). В то же время, если объект недвижимости не вводится в эксплуатацию и право на него не регистрируется, потому что объект пока не принят государственной комиссией, на объекте устраняются последние недоделки, требуются отделочные работы или по другой уважительной причине, он должен рассматриваться как несформированный объект основных средств, и до окончания формирования его первоначальной стоимости учитываться на счете 08 и соответственно не включаться в базу для обложения налогом на имущество организаций.
Если построенный объект введен в эксплуатацию, но документы длительное время не подаются на регистрацию без уважительных причин, его стоимость должна включаться в налоговую базу по налогу на имущество.
В ряде случаев неуплата налога на имущество мотивируется отсутствием документов о государственной регистрации прав на них или не сформированной первоначальной стоимостью объекта недвижимого имущества для признания его основным средством.
При этом указанный объект используется в деятельности организации в ряде случаев в течение не только нескольких месяцев, но и лет.
Поэтому позиция Минфина, ФНС России заключается в том, что вопрос о включении в объект налогообложения того или иного имущества по налогу на имущество организаций в первую очередь определяется его экономической сущностью и соответствием критериям, установленным пунктом 4 ПБУ 6/01.
В настоящее время Минфином и ФНС России сформирован общий подход к рассмотрению данного вопроса, который, в частности, отражен в письме от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35 и подтвержден решениями Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07 и от 14 февраля 2008 г. № 758/08.
− Бывают случаи, когда приобретенное готовое имущество, к примеру здание, зарегистрировано в собственность организации, но эксплуатация отложена, так как принято решение о капитальном ремонте строения.
Как правильно включить стоимость объекта в базу для обложения налогом: сразу учитывать только первоначальную стоимость здания или включить в базу для налогообложения стоимость здания с учетом дополнительных капвложений после окончания ремонта?
− Если строится (приобретается) объект, требующий капитальных вложений для доведения его до эксплуатационного состояния, то такой объект, опять же в силу его экономической сущности и соответствия критериям, установленным пунктом 4 ПБУ 6/01, не будет рассматриваться в качестве объекта налогообложения и вряд ли по нему возникнет спорная ситуация с налоговым органом.
Затраты на ремонт, в отличие от затрат на модернизацию и реконструкцию согласно пункту 27 ПБУ 6/01, не увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Но это положение относится только к тем основным средствам, первоначальная стоимость которых уже сформирована.
В рассматриваемой ситуации покупатель, приобретая объект, еще не сформировал его первоначальную стоимость. Она будет сформирована согласно пункту 8 ПБУ 6/01 только с учетом всех затрат на приобретение объекта.
Поэтому в данном случае не имеет значения, проводится реконструкция объекта или ремонт, – стоимость работ включается в первоначальную стоимость объекта недвижимости, и только после того, как первоначальная стоимость будет сформирована, она будет включена в базу для исчисления налога на имущество организаций.
− Имущество решено продать, и фактически оно не эксплуатируется. Идут поиски покупателя на это имущество. Тем не менее оно не перестает быть основным средством и учитывается у организации на счете 01.
Может ли в этом случае организация исключить стоимость такого имущества из налогооблагаемой базы на том основании, что объект основных средств не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем? В какой момент имущество подлежит списанию с бухгалтерского учета (со счета 01): когда принято решение о его выводе из эксплуатации или когда фактически осуществляется продажа имущества?
− В данном случае следует напомнить, что объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество, согласно главе 30 Налогового кодекса, определяются на основе правил, установленных законодательством о бухгалтерском учете, то есть законом о бухгалтерском учете и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. И в данной ситуации необходимо рассматривать положения ПБУ 6/01 и вышеназванных Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.
Действительно, согласно пункту 29 ПБУ 6/01, выбытие основных средств может происходить как в случае их физического выбытия из организации, так и в случае, когда объект теряет способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Кроме того, согласно пункту 75 Методических указаний, предусматривается списание с бухгалтерского учета стоимости основных средств, которые постоянно не используются для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо для управленческих нужд организации.
При этом из пункта 29 ПБУ 6/01 и пункта 76 Методических указаний следует, что основное средство выбывает, в частности, в случаях:
— продажи;
— прекращения использования вследствие морального или физического износа;
— ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
— передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;
— передачи по договору мены, дарения;
— внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
— выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
— частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции.
Учитывая, что организация приняла решение о продаже основного средства, у нее нет оснований для того, чтобы списать объект с баланса и не начислять налог до перехода права собственности на этот объект.
− Немного о налогообложении в особых экономических зонах. В Налоговом кодексе закреплены особенности налогообложения резидентов особых экономических зон, в том числе и по налогу на имущество организаций. В частности, такой порядок видим в статье 385.1 Налогового кодекса для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
В соответствии с этой статьей резидентам указанной особой экономической зоны на определенный период предусмотрены льготные налоговые ставки.
Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» отдельно. Однако самим этим законом предусматривается ограничение, которое не позволяет резиденту учитывать в стоимости инвестиционного проекта безвозмездную и возмездную передачу некоторого имущества (подп. 6 п. 10 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ). Значит ли это, что данное безвозмездное имущество не может считаться льготным?
− Действительно, согласно подпункту 6 пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2006 г.
№ 16-ФЗ, введено ограничение при реализации инвестиционного проекта, при котором при определении установленного данной статьей объема капитальных вложений не учитываются безвозмездная передача и возмездная передача (в том числе с предоставлением рассрочки платежа на срок более чем три года), включая передачу через третьих лиц, машин, оборудования и транспортных средств лицами, государственная регистрация которых на день вступления в силу указанного закона осуществлена в ОЭЗ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом данная норма закона касается требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, и не затрагивает вопросов налогообложения.
При этом, согласно статье 385.
1 Налогового кодекса, резиденты особой экономической зоны в Калининградской области (далее − ОЭЗ) уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с главой 30 Налогового кодекса в отношении всего имущества, являющегося объектом обложения по указанному налогу, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее − Закон № 16-ФЗ).
Резиденты ОЭЗ исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом № 16-ФЗ, отдельно.
Из указанной выше нормы Налогового кодекса следует: если имущество приобретено при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом № 16-ФЗ, то есть путем безвозмездного приобретения, то особый порядок уплаты налога на имущество организаций для резидентов ОЭЗ может распространяться и на указанное имущество.
− В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на имущество организаций с начала того квартала, в котором он был исключен из указанного реестра. При этом резидент обязан исчислить сумму налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта, по общей для всех налогоплательщиков в регионе налоговой ставке. И исчисление налога необходимо производить за период применения особого порядка налогообложения.
Будут ли при этом начислены пени за прошедшие периоды? Предусмотрен ли аналогичный порядок «восстановления» суммы налога для резидентов других особых экономических зон?
− В статье 385.1 Налогового кодекса, в отличие, например, от положений пункта 4 (абз. 2) статьи 346.13 Налогового кодекса, не определены какие-либо особенности для налогоплательщиков,утративших право на применение особого порядка уплаты налога на имущество организаций, что позволяет ставить вопрос о начислении пеней при перерасчете сумм налога за прошлые периоды.
Порядок освобождения от налогообложения резидентов других экономических зон определен пунктом 17 статьи 381 Налогового кодекса.
Так, установлено, что освобождаются от уплаты налога на имущество организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации − резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на этой территории, используемого на этой территории в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества.
При этом ни данной нормой Налогового кодекса, ни Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»аналогичный статье 385.1 Налогового кодекса порядок «восстановления» суммы налога для резидентов других особых экономических зон не установлен.
Беседовал корреспондент журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-72467-slojnyie_voprosyi_nalogooblojeniya_imuschestva