Есхн – что это такое?
ЕСХН – это унитарный (единый) сельскохозяйственный налог, которым облагаются все отрасли сельскохозяйственной промышленности, производящие продукцию сельскохозяйственного предназначения. В настоящее время такой сбор претерпел небольшие изменения (изменилась сумма, показатели, расчёт) в связи с сокращением производства сельхоз продукции на предприятиях.
Законодательная база
Контроль за своевренной выплатой унитарного налога на сельскохозяйственную продукцию осуществляется с помощью законодательства, а именно:
- Налогового Кодекса (статья 346)
- Приказов от Министерства Финансов (№ 169, № 159)
- Провозглашений (Деклараций)
- Конституции РФ
- Бюджетного Кодекса
Кто может быть налогоплательщиком ЕСХН?
Налогоплательщиками унитарного сельхозналога могут быть как организации, так и частные лица, которые производят продукты сельскохозяйственного назначения. Кроме этого, к данной категории относятся те, кто занимаются рыбным промыслом, промышленной переработкой продукции растениеводства и животноводства, и другие лица, перешедшие на данный налог.
Объекты налогообложения
Объектами налогообложения для единого сельхозналога, так же как и для других налогов, являются показатели прибыли (дохода) и издержек (расходов). При этом издержки должны быть меньше, чем показатели прибыли.
Для единого сельхозналога объекты налогообложения должны отвечать следующим требованиям:
- полученной прибыли от продажи сельхоз продукции;
- нереализованной прибыли.
Кто не может переходить на ЕСХН?
Перейти на такой налог может любая организация, но на некоторые виды предпринимательской деятельности наложено табу, то есть они не имеют право переходить на ЕСХН:
- предприниматели, которые занимаются реализацией акцизных товаров, так как они имеют свой налог – акциз;
- организации, которые занимаются игровым бизнесом, то есть открывают игровые автоматы, комнаты и т. д.;
- государственные предприятия и организации, так как у них финансирование государственное и налоги совершенно иные.
Декларация ЕСХН
Налоговая служба для контроля налогоплательщиков имеет особый нормативный документ – Декларацию (заявление). Она является официальным документом, который контролирует доходы, полученные за определённый промежуток времени. Кроме этого здесь прописывается информация о скидках и льготах, на которые налогоплательщики могут претендовать после полученного дохода.
Унитарный сельхозналог тоже имеет свою декларацию. Она сдаётся один раз в год в конце первого квартала (в марте 30 или 31 числа либо следующим за ним числом, если официальная дата выпадает на выходной день). Отдаётся она частными предпринимателями и иными организациями, которые занимаются производством с/х продукции. Единая форма декларации утверждена законодательством.
Оформляется заявление (декларация) от руки или в печатном варианте, без ошибок и ярких цветов. Печать заявления должна быть на отдельных листах, которые затем закрепляются степлером или скрепками.
Если декларация оформляется в виде таблицы, то в пустых, не использованных графах пишутся прочерки. Текстовая часть оформляется большими буквами, цены указываются в рублях. Каждая страница подлежит нумерации от 1 и т. д.
В заявлении имеются составные части:
- титульный лист;
- разделы (1, 2, 3).
Заполняется декларация следующим образом.
- Оформляем титульный лист:
- Ставим персональные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя. Прописываем коды (в каждой организации они индивидуальны), отчётный период, год. Указываем контактные данные (номер телефона, электронную почту и т. д.). Ставим нумерацию страниц.
- Заполняем боковые части документа. Правая сторона дана для работника налоговой службы, левая – для предпринимателя или иного юридического лица, которое нуждается в декларации.
- Заполняем второй раздел. В строках прописываем прибыль, полученную за год, и издержки. Подсчитываем налоговую базу, ставим процентный налог и подсчитываем сам сельхозналог.
- Заполняем строку убытков. Такая графа заполняется не всегда, только если имеются убытки, а не прибыль. Пишем всю сумму расходов и разбиваем её по годам.
- Заполняем первый раздел. В нем прописываем итоговые данные.
- Заполняем третий раздел. Пишем кодовую информацию, данные человека, на которого заполняется декларация, дату и срок действия заявления, указываем сумму поступивших и израсходованных денежных средств. Деньги, которые были не использованы, указываем тоже. В конце пишем итоговые показатели.
В конце документа ставим дату, подпись и, если имеется, печать. Сдаём декларацию в налоговую службу любым удобным способом (почтой, электронным вариантом, лично в руки). Индивидуальные предприниматели отдают её там, где они прописаны, юридические лица там, где находятся в данный момент.
Прибыль и издержки для вычисления базы налогообложения берут из книги учёта доходов и расходов, которая должна быть у каждого работника налоговой службы.
Ставка ЕСХН
Ставка в налоговой системе подразумевает величину налога на единицу обложения. Процентное значение ставки применяется для вычисления самого налога. Ставка единого сельхозналога равна упрощённому налогу и составляет около 5-6%. Этот показатель распространён по всей территории России, за исключением северной части страны (Крыма и Севастополя).
Во многих регионах установлена ставка 3-4%, которые прописаны в законодательстве. Ранее были зарегистрированы случаи понижения ставки даже до 0,5-0,6%.
В результате такой ставки унитарный сельхозналог считается более выгодным для налогоплательщиков, нежели упрощённое налогообложение или общая система сборов налога.
Как рассчитать ЕСХН?
Унитарный сельхозналог рассчитывается, как правило, в таблице и с помощью математической формулы.
Сначала проводят расчёты для того, чтобы узнать базу налогообложения, то есть из доходов вычитают расходы. Полученное значение подставляют в конечную формулу для расчёта унитарного сельхозналога.
В результате этого мы получаем единый сельхозналог путём умножения базы налогообложения на процентную ставку унитарного сельхозналога (5-6%).
Посмотрев это видео, Вы узнаете, как определять доходы и расходы, которые понадобятся при расчете ЕСХН, а также кто является налогоплательщиком, объектами налогообложения, и когда следует подавать декларацию.
Код бюджетной классификации ЕСХН
Код бюджетной классификации (КБК) представляет собой распределение прибыли, издержек и источников, которые формируют бюджетную составляющую государства. Код бюджетной классификации появился в связи с формированием Бюджетного Кодекса. КБК состоит из 20 цифр, которые распределены на 6 частей.
КБК для налога на сельхозпроизводство включает в себя перерасчёты, долги и недостачи по своим платежам. Код бюджетной классификации для налога на сельхоз продукцию равен 182 1 05 03010 01 1000 110:
- 182 – код государственного органа;
- 1 – кодировка дохода;
- 05 – кодировка платежа или налога;
- 03010 – статьи и подстатьи дохода в книге доходов и расходов;
- 01 – уровень бюджета (регион, федеральный округ и т. д.);
- 1000 – причина внесения государственной пошлины, в нашем случае уплата самого налога;
- 110 – определяет вид оплаты (налоги, не налоги и т. д.).
Сроки уплаты
В соответствии с законодательством РФ промежуток времени для оплаты унитарного сельхозналога равен 25 календарным дням с момента окончания отчётного периода.
Индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся производством с/х продукции, должны внести предоплату по данному налогу с 1 числа отчётного месяца до 25, но не позднее.
Основная сумма должна быть внесена в конце последнего квартала следующего года.
Льготы
Унитарный сельхозналог подразумевает льготные условия на следующий перечень услуг:
- использование тракторов и других транспортных средств для работы на сельхозугодиях;
- применение движимого имущества, которое поставлено на учёт компании и причисляется к транспортным средствам;
- земельные участки для выращивания продуктов сельхоз предназначения;
- подсобные хозяйства.
Ответственность за налоговые нарушения
Противоправные действия в отношении уплаты налогов сопровождаются следующими видами ответственности:
- административной (статьями 15 и 16);
- пошлинной или налоговой (статья 108);
- ответственностью органов, которые собирают налоги;
- уголовной ответственностью (статьи 198-199).
Если нарушения носили субъективный характер и противоправные действия были совершены человеком, то ответственность будет следующая:
- ответственность гражданина за несвоевременную уплату налогов;
- обязанность людей, которые отвечают за сбор государственной пошлины и отправку её в казну государства;
- ответственность служащих банка о своевременном перечислении налогов от человека, взявшего кредит и открывшего налоговый счёт.
За нарушение правил налогообложения предусмотрена ответственность, которая выражается в штрафах различного размера, который устанавливается в индивидуальном порядке.
Уголовная ответственность подразумевает лишение свободы на срок от 6 месяцев до 2 лет колонии общего режима.
Плюсы и минусы ЕСХН
Унитарный сельхозналог по сравнению с другими налогами наиболее выгоден, это уже доказано на практике. Положительными чертами ЕСХН являются такие:
- можно самим выбирать систему налогообложения;
- допускается переход из одной системы налогов в другую;
- не возникает сложности во ведении бухгалтерского учёта на предприятии, так как он упрощённый;
- уменьшение других налогов (в количестве).
Отрицательной чертой такого налога является потеря большой суммы денежных средств из бюджета в связи с налогом на добавленную стоимость (НДС), но это касается только крупных сельхозпредприятий.
ЕСХН (видео)
Посмотрев это видео, Вы подробно ознакомитесь с такой системой налогообложения, как единый сельскохозяйственный налог. Узнаете, какие имеет данный вид налога преимущества и особенности.
Унитарный налог на сельхозпродукцию более выгоден, нежели другие виды налогообложения. Он имеет много преимуществ, в том числе и в финансовом плане (процентная ставка, освобождение от других видов налогов и т. д.). Но осуществлять переход на такой вид налога имеют право не все, что даёт большое преимущество тем, кто удостоен этой возможности.
Источник: https://moyaidea.ru/esxn.html
Единый сельскохозяйственный налог в 2018 году
Сельское хозяйство – достаточно рисковый вид бизнеса. Сельхозпроизводители часто зависят от факторов, не зависящих от них. Это и неблагоприятные природные условия, и вредители сельхозкультур на полях, и инфекционные заболевания поголовья скота и птицы.
Еще одна серьезная проблема производителей сельхозпродукции – это ее сбыт. Прежде чем зерно, крупы, овощи и фрукты, молочная и мясная продукция попадут к потребителю, они должны пройти переработку. Если же сдавать продукцию в виде сырья, то производитель с трудом компенсирует затраты даже на ее выращивание.
При этом обеспечение населения полноценными продуктами питания – это основа жизнедеятельности любого государства. Именно поэтому во многих странах сельхозпроизводители получают гранты, субсидии, дотации и пользуются налоговыми льготами.
Бесплатная консультация по налогообложению
Особенности ЕСХН
ЕСХН для ИП, фермеров и организаций – это вариант льготного налогообложения. Расскажем, что это такое простыми словами, понятными для неспециалистов в учете.
В отличие от общей системы налогообложения, где установлены несколько видов налогов, сельхозпроизводители платят всего один налог. Плательщики ЕСХН не платят налог на прибыль, НДФЛ, НДС (кроме того, который уплачивают при ввозе товаров на территорию РФ), налог на имущество (за исключением тех объектов, которые имеют кадастровую стоимость).
Ставка ЕСХН составляет всего 6% от разницы между доходами и расходами. Для сравнения, ставка налога на прибыль в общем случае намного выше – 20%.
Чтобы работать на таких льготных условиях ЕСХН для ИП и юридических лиц, надо выполнять определенные требования:
- своевременно подать заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог;
- не производить подакцизные товары, например, табачные изделия и алкогольную продукцию;
- не относиться к категории казенных, бюджетных и автономных учреждений;
- не менее 70% всех доходов должны приходиться на доходы от ведения специализированной деятельности — производства аграрной или рыболовецкой продукции, а также оказания услуг производителям по производству такой продукции;
- численность работников рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере рыболовства, не должна превышать 300 человек (для сельского хозяйства такого ограничения по численности работников нет).
В отличие от упрощенной системы налогообложения, ЕСХН для ИП, организаций и фермеров не устанавливает ограничений по лимиту доходов за год.
Кроме того, статья 346.2 Налогового кодекса содержит более подробную характеристику бизнесменов, которые могут перейти на уплату сельхозналога в 2018 году:
- Юридические лица, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и ИП, производящие, перерабатывающие и реализующие сельхозпродукцию собственного производства.
- Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, если численность работающих в них (с учетом совместно проживающих членов семьи) не менее половины общей численности населения населенного пункта.
- Рыбохозяйственные организации (не относящиеся к градо- и поселкообразующим) и индивидуальные предприниматели, если они занимаются рыболовством на принадлежащих им судах или используют их на основании договоров фрахтования.
- Организации и ИП, оказывающие услуги сельскохозяйственным производителям: подготовка полей, посев, возделывание, выращивание, опрыскивание сельхозкультур, уборка урожая, обработка семян до посева, перегонка и выпас скота, содержание и уход за сельскохозяйственными животными.
Как перейти на уплату сельхозналога
Переход на ЕСХН для ИП и юрлиц – это их право, а не обязанность. Сельхозпроизводители и рыбохозяйственные организации могут также работать на упрощенной или общей системе налогообложения.
Но если выполняются все условия льготного сельхозрежима, то, в большинстве случаев, выгоднее все-же перейти на него. Напомним, что ставка ЕСХН составляет всего 6% налоговой базы (доходы за минусом расходов). А для Крыма и Севастополя в 2017-2021 годах ставка может составлять даже 4%.
Срок перехода на ЕСХН для ИП, крестьянско-фермерских хозяйств и организаций аналогичен переходу на упрощенную систему:
- в течение 30 дней после государственной регистрации в любое время года;
- с начала следующего года, если сельхозпроизводитель уже работает на какой-то другой системе налогообложения (в этом случае сообщить о переходе надо до 31 декабря текущего года).
Заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога заполняется на специальном бланке по форме № 26.1-1.
Скачать бланк уведомления о переходе на ЕСХН для ИП и юридических лиц
Заявление подается в налоговую инспекцию по месту прописки индивидуального предпринимателя или по юридическому адресу организации. Подготовьте два экземпляра уведомления и храните свой экземпляр с отметкой ИФНС.
От уплаты сельхозналога можно отказаться только с начала следующего года, для этого надо до 15 января подать форму № 26.1-3. После добровольного отказа от ЕСХН вернуться на него можно лишь после того, как пройдет не меньше одного полного года работы на других системах налогообложения.
Отчетность и уплата сельхозналога
На ЕСХН сдается всего одна годовая декларация – до 31 марта года, следующего за отчетным. Кроме того, индивидуальные предприниматели на этом режиме ведут специальную Книгу учета доходов и расходов (приложение № 1 к приказу Минфина от 11.12.2006 № 169н). Организации КУДиР не заполняют, все доходы и расходы они отражают в регистрах бухгалтерского учета.
Налоговым периодом по уплате единого сельскохозяйственного налога является год, поэтому крайняя дата его перечисления в бюджет – 31 марта года, следующего за отчетным.
Кроме того, по итогам полугодия (не позднее 25 июля) надо рассчитать и оплатить авансовый платеж, который учитывается при уплате годового налога. Положительное отличие ЕСХН от упрощенной системы в том, что здесь нет обязанности уплачивать минимальный налог.
Итоги
Еще раз кратко повторим все особенности единого сельхозналога в 2018 году:
- Применять ЕСХН могут только крестьянско-фермерские хозяйства, организации и индивидуальные предприниматели, которые сами производят сельхозпродукцию или занимаются рыболовным промыслом (в том числе, выращиванием рыбы). Кроме того, работать на этом режиме могут те, кто оказывает сельхозпроизводителям услуги, связанные с производством продукции. Переработчики и поставщики, которые не производят сельхозпродукцию, а только перерабатывают и продают, не вправе работать на этом льготном режиме.
- Доля доходов от реализации собственной продукции в общих доходах сельхозпроизводителя не должна быть меньше 70%.
- Налоговая ставка ЕСХН составляет всего 6% разницы между доходами и расходами, а на территории Крыма и Севастополя в период с 2017 по 2021 год она может быть снижена до 4%.
- Для перехода на ЕСХН надо своевременно подать уведомление по форме № 26.1-1. Срок подачи документа – 30 дней после госрегистрации или до 31 декабря, если переход планируется с начала нового года.
- Хотя плательщики сельхозналога сдают всего одну годовую декларацию, вести учет на этой системе налогообложения достаточно сложно.
- Налог платят один раз по итогам года (до 31 марта включительно), но не позднее 25 июля надо перечислить авансовый платеж.
Источник: https://ipnalogi.ru/edinyy-selskokhozyaystvennyy-nalog-v-2018/
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2018 году
Деятельность по изготовлению сельскохозяйственной продукции в России на сегодняшний день облагается двумя основными формами налогового исчисления: общей и специальной.
Специальная форма налогообложения – он же единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН действует исключительно в рамках данной отрасли.
В данной статье мы разберем главные особенности его использования: кто может использовать ЕСХН? Чем качественно отличается данная форма от общего способа уплаты налоговых сборов? Как соотносится сельскохозяйственный налог с другими режимами?
Какие преимущества перехода на ЕСХН в 2018 году
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это популярная в 2018 году форма налогообложения, которая была разработана и внедрена в отрасль деятельности организаций и частных предприятий, производящих сельхозпродукцию и принадлежащих к сфере растение- и животноводства, сельского и лесного хозяйства. При этом, переходить на ЕСХН имеют возможность лишь те компании, чей совокупный доход от перечисленных выше отраслей деятельности составляет не меньше 70%.
Главные преимущества сельхозналога, который заменяет основные налоги – единым платежом, заключаются в следующем:
- согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели не должны уплачивать НДФЛ, а также налог на имущество физлиц;
- юридические лица не платят налог на прибыль и на имущество компании;
- и юрлицам, и ИП не нужно уплачивать НДС (за исключением – экспортного);
- единый сельхозналог предполагает упрощенную систему бухгалтерского учета;
- переходить на ЕСХН можно абсолютно добровольно, точно так же, как и, при потребности, сменить форму налогообложения.
Кто является плательщиком сельхозналога
Использовать форму единого сельхозналога имеют право компании и частные предприниматели, получающие 70% дохода от деятельности в следующих отраслях (Ст.346 НК РФ):
- производства сельскохозяйственной продукции в области растение- и животноводства;
- сервиса компаний-товаропроизводителей в сфере растение- и животноводства: услуг, связанных со вспомогательной деятельностью: посева аграрных культур, ухода за садоводческими объектами, сбор урожая, организации фермерских работ и т. д.
- разведения и вылова рыбы и прочих водных биоресурсов.
При этом, согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, плательщики ЕСХН могут также потерять право применять данную форму налогообложения, если в течение календарного года не будут соответствовать признакам сельхозпроизводителя. По законодательному регламенту, они могут снова быть переведены на общую систему налогообложения.
Кто освобождается от налога
Исходя из действия ЕСХН, от уплаты налога на прибыль, имущество, НДФЛ освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем, действие ЕСХН предусматривает своевременную уплату единого налога, а также других сборов, согласно законодательным нормам. И ИП, и организации на ЕСХН обязуются выполнять функции налоговых агентов.
Иные льготы, которые возможны в режиме общей системе налогообложения – в ЕСХН не предусматриваются.
Налоговые ставки и сроки уплаты
Расчет единого сельскохозяйственного налога происходит с применением следующей формулы:
ЕСХН= налоговая база*6%, где под «налоговой базой» следует понимать сумму доходов от деятельности с учетом вычета всех произведенных расходов, выраженных в денежном эквиваленте;
6% – фиксированная налоговая ставка.
Важно заметить и то, что предприниматели также могут уменьшать налоговую базу в том случае, если величина их расходов будет выше доходов. Налоговая база может быть уменьшена на сумму, равнозначную величине убытков, но не больше, чем на 30%.
Когда нужно оплачивать сельхозналог?
Сроки уплаты ЕСХН определяются, исходя из установленных границ налогового и отчетного периода. Налоговым периодом в данной системе считается календарный год, в то время, как отчетным – является полугодие, то есть в календарном году сельхозпредпринимателей их будет два.
Согласно законодательству, и юридические лица, и частные предприниматели должны уплачивать аванс не позднее 25 дней по истечении отчетного периода. В календаре этот период ограничен рамками– с 1 по 25 июля.
Сбор за получение доходов на протяжении целого года рассчитывается и оплачивается по итогу завершения налогового периода, то есть – в следующем году. Крайним сроком оплаты ЕСХН в 2018 году будет 2 апреля.
Несвоевременно поданная отчетность чревата начислением штрафных санкций в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного сбора, согласно декларации. Штраф начисляется за каждый месяц со дня просрочки подачи декларации.
Согласно Ст. 122 Налогового кодекса РФ, несвоевременно уплаченный налог влечет финансовые санкции в размере от 20% до 40% от суммы долга.
Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами
С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?
Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (ЕНВД). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.
Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.
Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:+7 (499) 653-60-72 доб.840 (Москва)+7 (812) 426-14-07 доб.419 (Санкт-Петербург)Это быстро и бесплатно! |
Источник: https://bs-life.ru/finansy/nalogy/echn2018.html
Единый сельскохозяйственный налог: роль, значение и пути его совершенствования
УДК 336.226.4:63
08.00.00 Экономические науки
ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ1
Клейн Маргарита Константиновна аспирант учетно-финансового факультета РИНЦ БРШ-код: 5820-4541
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматривается значение сельскохозяйственного производства для российской экономики и обосновывается необходимость его государственной поддержки, в том числе и с помощью системы налогообложения. Анализируются основные показатели доли сельского хозяйства в экономике России.
Проводится анализ исторических и практических аспектов применения единого сельскохозяйственного налога. В статье представлены основные показатели сельскохозяйственного производства за 2015 г. в частном (индивидуально-семейном) секторе. Определяются типы региональной аграрной структуры, а также распределение данных типов по регионам.
Выявляются проблемы применения единого сельскохозяйственного налога, а также причины их обуславливающие. Рассматриваются основные изменения действующей системы налогообложения, относящиеся к единому сельскохозяйственному налогу.
Определяется влияние применения льготного режима для налогообложения сельскохозяйственного производства на динамику развития отрасли, путем рассмотрения структуры плательщиков единого сельскохозяйственного налога в Российской Федерации за период 2010 — 2015 гг.
Рассматривается общий объем поступлений единого сельскохозяйственного налога, а также в расчете на 1 налогоплательщика за период 2010 — 2015 гг. Определяются возможные пути совершенствования единого сельскохозяйственного налога. Обосновывается необходимость расширения перечня расходов, включая потери
Ключевые слова: ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Ро1: 10.21515/1990-4665-121-102
UDC 336.226.4:63 Economics
UNIFIED AGRICULTURAL TAX: THE ROLE, THE IMPORTANCE AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT
Klein Margarita Konstantinovna
postgraduate student of the Accounting and Finance
Department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article discusses the importance of agricultural production for the Russian economy and necessity of its state support, including through the tax system, it analyses the main indicators of the share of agriculture in the economy of Russia and the historical and practical aspects of the application of the unified agricultural tax. The article presents the main indicators of agricultural production in 2015, private (individual and family) sector, identifies the types of regional agrarian structures, as well as the distribution of these types by regions. It reveals the problems of application of the unified agricultural tax, as well as the reasons for their cause, discusses the main changes to the current system of taxation relating to the common tax in agriculture. It determines the impact of the application of preferential treatment for the taxation of agricultural production on the dynamics of the industry by considering the structure of payers of the single agricultural tax in the Russian Federation for the period 2010 to 2015. It considered the total income of the unified agricultural tax and on the basis of 1 of the taxpayer for the period 2010 — 2015, identifies possible ways of improvement of the unified agricultural tax and the necessity of expanding the list of expenses, including losses
Keywords: UNIFIED AGRICULTURAL TAX, LIVESTOCK PRODUCERS, BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION, AGRICULTURE, TAXATION, SPECIAL TAX REGIMES
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 16-46-230131
Сельское хозяйство для российской экономики выступает одной из базовых отраслей производства. С его помощью обеспечивается продовольственная безопасность страны, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания.
При этом эффективность организации сельскохозяйственного производства зависит не только от усилий товаропроизводителей, но определяется еще климатическими условиями, которые невозможно предугадать.
В связи с этим возникает необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая осуществляется и при помощи налоговых рычагов.
Новая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей начала применяться в Российской Федерации с 1 января 2002 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2001 года № 187-ФЗ.
Его применение было направлено на изъятие земельной ренты и привязку налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей к качеству и расположению конкретных земельных участков.
Однако на практике такая система оказалась нежизнеспособной, количество товаропроизводителей, воспользовавшиеся данным режимом не превысило и 2 %, что привело к коренному пересмотру системы налогообложения в области сельскохозяйственного производства и с 2004 года был введен принципиально иной порядок налогообложения. Но и в новом порядке отмечается ряд недостатков, сельскохозяйственное производство по-прежнему не справляется с задачами, поставленными перед ним государством, все это предопределило актуальность выбранной нами темы.
Сельское хозяйство в экономике нашей страны имеет немаловажную роль, а также влияет на показатель валового внутреннего продукта.
Рассмотрим долю сельского хозяйства в экономике России за период 2010-2015 гг.
Таблица 1 — Доля сельского хозяйства в экономике России, основные показатели, % [1, 6]
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Стоимость произведенной 2588 3262 3339 3687 4319 5037
сельскохозяйственной продук-
ции, в млрд. руб.
Доля сельского хозяйства в 5,6 5,5 5,0 5,2 5,5 6,3
ВВП
Самообеспеченность России 72,2 74,8 75,3 78,4 84,8 89,7
мясом, в %
Удельный вес расходов на 1,49 1,34 1,19 1,43 1,14 1,24
сельское хозяйство в консоли-
дированном бюджете
Согласно данным за 2015 г. стоимость произведенной продукции в сельском хозяйстве составляет 5037 млрд. рублей или 6,3 % от валового внутреннего продукта. Наблюдаем рост самообеспеченности России мясом, по состоянию на 2015 год она уже составляет 89,7 %.
Однако в 2015 г. объем расходов консолидированного бюджета на сельское хозяйство снизился по сравнению с 2010 годом на 0,25 процентных пункта и составил 1,24 % от общего объема расходов, что явно недостаточно для такой сельскохозяйственной страны как Россия.
Значение сельского хозяйства не ограничивается только финансовой стороной. Сельское хозяйство является одной из важнейших составляющих безопасности страны.
Все страны, которые успешно прошли этап индустриального развития, были вынуждены признать, что приобретение продовольственных товаров за рубежом слишком опасно для национальной экономики, так как это приводит к хронической утечке капиталов и к росту зависимости от внешнеполитических отношений, которым могут сопутствовать сокращения поставок, изменения цен.
С начала 90-х годов удельный вес хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств во всех регионах России увеличивался, но в разной степени. В итоге, аграрная структура значительно различается для
субъектов Российской Федерации. Можно определить три типа региональной аграрной структуры:
— корпоративный — при его применении доля продукции сельского хозяйства в ВВП превышает 50 %;
— смешанный — доля продукции сельского хозяйства в ВВП составляет 30 — 50 %;
— индивидуально-семейный, при котором, доля сельского хозяйства в ВВП не превышает 30 %.
Регионы РФ по данному признаку распределились следующим образом: к первому типу причисляют 10 регионов, второй тип присутствует в 42 регионов, третий тип развит в 25 регионах, из них в восьми регионах (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Бурятия, Республика Тыва, Астраханская область, Республика Саха (Якутия),Читинская область, Республика Алтай) доля некорпоративных хозяйств превысила 80 %; в двух регионах (Республика Ингушетия, Еврейская автономная область) — 90 % [4].
В 2015 г. в частном (индивидуально-семейном) секторе было произведено 93,7 % картофеля, 87,1 % овощей; 19,8 % зерна; 12,2 % сахарной свеклы; 54,3 % мяса скота и птицы; 54,8 % молока; 25,9 % яиц.
В качестве косвенной формы поддержки сельскохозяйственного производства является применение специального налогового режима -единого сельскохозяйственного налога, который был введен в Российской Федерации в 2002 г. [7].
Однако на практике применение единого сельскохозяйственного налога оказалось затруднительно, так как в гл. 26.1 НК РФ существовал ряд внутренних противоречий:
— возможность применения единого сельскохозяйственного налога существовала только для сельскохозяйственных товаропроизводителей,
которые занимались производством продукции растениеводства, что делало невозможным применение данного режима отраслями животноводства;
— порядок определения ставки налога, установленный НК РФ, был весьма сложен. Величина налоговой ставки зависела от кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий, однако, на протяжении двух лет применения данного режима земельный кадастр так и не был утвержден;
— налог должен быть уплачен ежеквартально, а не по итогам сельскохозяйственного года. Из-за сезонности производства продукции растениеводства у большинства хозяйств в первом полугодии отсутствовали средства на уплату единого сельскохозяйственного налога, что делало невозможным их переход на уплату единого налога.
Перечисленные причины явились тормозом для введения данного налога на всей территории РФ. За два года после введения на единый сельскохозяйственный налог перешли только два субъекта Российской Федерации.
Для того чтобы решить данные проблемы, потребовалось принципиально изменить действующую систему налогообложения сельскохозяйственных производителей. В качестве основных изменений были предусмотрены следующие:
— на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить все сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие деятельность в области растениеводства, животноводства, рыбохозяйственные организации и другие, удовлетворяющие определенным критериям;
— при переходе на уплату данного налога организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество организаций, а предприниматели от налога на доходы физических лиц, НДС и налога на имущество;
— налоговой базой признается величина доходов, уменьшенная на сумму расходов, а не кадастровая стоимость земельного участка;
— ставка налога установлена в размере 6 %. Соответственно, единый сельскохозяйственный налог имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций или НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей, однако характеризуется сниженной ставкой налога;
— налог исчисляется на основании налоговой декларации, которая составляется по итогам деятельности за календарный год, и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие, а не ежеквартально.
Безусловно данная система налогообложения решила ряд проблем, однако, к сожалению, ситуация с развитием сельскохозяйственного производства в стране остается достаточно сложной.
Особенно важно это в период введения санкций в отношении России и необходимости обеспечить продовольственную безопасность страны.
Рассматривая роль единого сельскохозяйственного налога необходимо отметить их разноплановость и разнородную структуру налогоплательщиков.
Проанализируем, как применение льготного режима для налогообложения сельскохозяйственного производства отражается на динамике развития отрасли.
Количество и состав налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог, представлено в таблице 2
Таблица 2 — Структура плательщиков единого сельскохозяйственного
налога в Российской Федерации в 2010 — 2015 гг., в тыс. ед.[2]
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Количество налогоплательщи-
ков, применяющих единый сель- 131,6 146,7 121,6 98,8 94,0 98,3
скохозяйственный налог
В том числе:
Организации 28,9 28,1 26,4 24,3 23,6 23,4
Индивидуальные предприниматели 102,7 118,6 92,2 74,5 70,4 74,9
Исходя из представленных данных, можно отметить, что количество налогоплательщиков, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, ежегодно снижается. За период с 2012 по 2014 годы снижение составило 37,6 тыс. единиц или 28,6 %, небольшое увеличение наблюдается только в 2015 году на 4,3 тыс. единиц или на 4,6 %.
Оценим динамику изменения количества плательщиков в разрезе групп плательщиков с помощью рисунка 1.
♦ Темп роста количества организаций, применяющих ЕСХН
Темп роста индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН Общий темп роста плательщиков ЕСХН
Рисунок 1 -Динамика изменения количества налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог в Российской Федерации
в 2010 — 2015 гг.[2]
Представленные данные подтверждают наличие отрицательной тенденции в отношении изменения количества налогоплательщиков, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога. Особенно существенное падение произошло в 2012 году, когда количество уменьши-
лось на 17 %, в последующие годы сохранилась данная тенденция, однако, в 2015 году наблюдается небольшой прирост.
При этом отрицательные темпы прироста на протяжении всех лет наблюдаются в отношении организаций и при этом происходят незначительные изменений, в то время как у предпринимателей наблюдаются более резкие колебания, это прежде всего связано с тем, что индивидуальные предприниматели более остро чувствуют последствия финансового кризиса и также более быстро реагируют на меры государственной поддержки [3].
Далее проанализируем объем поступлений от единого сельскохозяйственного налога в бюджет России (таблица 3).
Таблица 3 — Объем поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2010 — 2015 гг., в млн. руб. [2]
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Сумма единого сельскохозяйственного налога — всего 3289,1 3283,4 3673,8 4024,5 3077,1 9586,6
В том числе:
Организации 2606,2 2521,1 2692,0 2979,1 2777,7 7183,6
Индивидуальные предприниматели 682,9 762,4 981,9 1045,5 2993,8 2403,0
Тенденция по объему поступлений отличается от сложившейся тенденции в отношении изменения количества налогоплательщиков. За период 2011 — 2015 гг.
наблюдается положительный прирост поступлений единого сельскохозяйственного налога, кроме 2014 года, когда сумма налога сократилась из-за последствий финансового кризиса, однако, в 2015 году произошло резкое увеличение в 3,2 раза, что, безусловно, является положительной тенденцией.
Более точной характеристикой выступает объем единого сельскохозяйственного налога в расчете на одного налогоплательщика. Данные представлены на рисунке 2.
100п
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
97,5
40
30
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/edinyy-selskohozyaystvennyy-nalog-rol-znachenie-i-puti-ego-sovershenstvovaniya
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Единый сельскохозяйственный налог — это специальный налоговый режим для ИП и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.
На ЕСХН к сельскохозяйственной продукции относится: продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, а также продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Условия применения
Осуществлять предпринимательскую деятельность на ЕСХН могут:
1. Организации и ИП с долей дохода от реализации сельхозпродукции не менее 70 % от всего дохода.
2. Рыбохозяйственные организации и ИП при условии:
- Если средняя численность работников не превышает 300 человек.
- Доля дохода от реализации рыбной продукции не менее 70 % от всего дохода.
- Если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договоров фрахтования.
НЕ вправе применять ЕСХН:
- Организации и ИП, не производящие сельхозпродукцию, а только осуществляющие ее первичную и последующую переработку.
- Организации и ИП, производящие подакцизные товары, занимающиеся игорным бизнесом.
- Казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Осуществляется на добровольной основе через подачу уведомления в налоговую: для ИП — по месту жительства, для организации — по месту нахождения. Подать уведомление можно одновременно с документами на регистрацию, либо в течении 30 дней после даты постановки на учёт.
Уже действующие организации, ИП подают уведомление не позднее 31 декабря текущего года, ведь перейти на ЕСХН они могут только с начала следующего года.
Если у вас нет желания и времени вникать в сложности расчета расчета налогов, заниматься подготовкой отчётности и походами в налоговую, можете воспользоваться этим онлайн-сервисом, который автоматически производит все расчёты и вовремя отправляет по интернету платежи и отчётность в ФНС.
Утрата права и снятие с учёта ЕСХН
Не важно, как именно прекратилась ваша деятельность на ЕСХН, в любом случае обязательно подаётся в налоговую уведомление по форме 26.1-7 в течении 15 дней после прекращения такой деятельности. А в зависимости от причины прекращения деятельности, дополнительно к этому уведомлению в налоговую подаётся либо форма № 26.1-2, либо форма № 26.1-3.
1) При нарушении требований применения ЕСХН — теряется право работать дальше на этом режиме.
А главное требование для этой системы налогообложения, напомню, гласит, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70 % от всего дохода.
При утрате права применения ЕСХН нужно подать в налоговую уведомление по форме 26.1-2.
Самое неприятное здесь, как и в случае утраты права на патент на ПСН, что при этом вы автоматически становитесь на общую систему налогообложения (ОСНО), и весь доход от сельскохозяйственной деятельности за текущий год будет обложен соответствующими налогами (НДФЛ 13%, НДС, налог на имущество).
2) Сняться с учёта ЕСХН и перейти на другой режим налогообложения можно только с начала календарного года, подав уведомление по форме 26.1-3 в налоговую (ИП — по месту жительства, организации — по месту нахождения) не позднее 15 января того года, в котором планируется перейти на иной режим.
Расчёт налога ЕСХН и убытки
По поводу убытков:
- Убыток (как целиком, так и частично) можно перенести на следующий год (включить в расходы), либо на какой-то другой из следующих 10 лет.
- При наличии нескольких убытков — переносятся в той последовательности,в которой были получены.
- Налогоплательщик должен хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка, в течение всего срока его погашения.
- Убыток должен быть получен при нахождении на ЕСХН, то есть нельзя учитывать убытки, полученные при применении других режимов.
Также важно учитывать один момент:
Дело в том, что ваши расходы должны быть документально оформлены и подтверждены.
Учёт расходов надлежащим образом должен вестись в Книге учёта дохода и расходов (КУДиР)
А подтверждением расходов являются, например, кассовые чеки, платежные документы, квитанции, товарные накладные, акты выполнения работ и указания услуг , заключённые договоры и др.
При этом не все расходы могут быть учтены. А какие именно и в каком порядке, смотрите здесь «Перечень расходов, учитываемых при ЕСХН». Фиксированные страховые взносы за себя и за работников налогоплательщик ЕСХН может включить в состав расходов.
Отчётность и уплата налога ЕСХН
Отчётность на ЕСХН. Отчётность в виде декларации (См. способы подачи) сдаётся один раз в год не позднее 31 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (год).
В случае прекращения деятельности до окончания налогового периода, декларация подаётся не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.
Также ИП на ЕСХН должны вести Книгу учёта доходов и расходов, предназначенную для этого режима.
Уплата налога ЕСХН. Налоговый кодекс РФ вводит понятия: отчётный период (полугодие) и налоговый период (год). Соответственно, оплачивать налог ЕСХН необходимо 2 раза в год:
1) Авансовый платёж в течение 25 дней со дня окончания отчётного периода (полугодие),
т.е. не позднее 25 июля.
2) Налог по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом, учитывая уже уплаченный авансовый платёж.
Источник: https://ip-spravka.ru/sistema-nalogooblozheniya/edinyj-selskoxozyajstvennyj-nalog-esxn
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
В качестве одной из мер по поддержке организаций и предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, которые занимаются производством продукции из собственного сырья, было создание такой льготной системы налогообложения, как ЕСХН. Система предполагает упрощенный порядок предоставления отчетности и уплату только единого сельскохозяйственного налога.
Условия применения ЕСХН в 2017 году
Основные условия применения данного спецрежима определены НК РФ.
Единый сельхозналог могут уплачивать только производители сельхозтоваров, под которыми понимается продукция растениеводства, а также животноводства. Данная льгота не распространяется на переработчиков этих товаров.
Сельхозпроизводители могут осуществлять переработку, но их доход от производства сельхозпродукции не должен быть меньше 70 % общей их выручки. Именно этим и объясняется незначительное количество, по сравнению с другими системами налогообложения, находящихся на ЕСНХ хозяйствующих субъектов.
Важно! Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются первичной и последующей переработкой сельхозпродукции и не являющиеся при этом ее производителем, не имеют право применять единый сельхозналог.
Этот режим имеют право использовать также компании и предприниматели рыболовной отрасли, которые признаются градостроительными для населенных пунктов, то есть на них работает больше половины их населения. При это для них существует ограничение в виде числа сотрудников, которое не должно быть больше 300 человек и применения судов, принадлежащим им или зафрахтованным по договорам.
Кроме того, существует перечень субъектов, которые не имеют права использовать ЕСНХ, к ним относятся:
- Производители подакцизных товаров.
- Организаторы азартных игр.
- Учреждения бюджетной сферы.
При ЕСНХ единый обязательный налог исчисляется вместо налога на прибыль (для компаний) и НДФЛ (для ИП), НДС, налог на имущество. Однако сельхозпроизводители должны производить отчисления во внебюджетные фонды. Правда, в некоторых случаях они могут применять пониженные ставки.
ЕСНХ можно совмещать с ЕНВД, на котором находятся иные виды деятельности. Однако, фирмы и ИП должны соблюдать ограничение по объему выручки, установленному НК РФ. Данный режим очень похож на УСН, но отличается условиями применения и размерами ставок.
Видео на тему – целесообразно ли применять ЕСХН?
Применение этой системы налогообложения осуществляется на добровольной основе.
Согласно законодательству перейти на данный режим уже действующие предприятия и ИП имеют право только с начала года. Так, чтобы перейти на ЕСХН в 2016 году, они должны были до 31-12-2015 года подать сообщение по форме 26.1-1.
Новые хозяйствующие субъекты при внесении их ИФНС в ЕГРЮЛ или ЕГРИП могут перейти на ЕСХН в течение 30 дней с выполнения регистрации. Они имеют право вместе с документами на постановку на учет подать и уведомление о применении этой системы.
Документ направляется организациями по месту нахождения, а предпринимателями по их адресу проживания.
Важно! Если хозяйствующий субъект начал применять ЕСНХ, но не уведомил об этом налоговую, считается, что он не перешел на эту систему налогообложения.
Также, если заявление о переходе не было подано в установленные сроки, то в обоих случаях плательщик автоматически переходит на общую систему налогообложения (ОСНО).
Выбранный спецрежим с уплатой единого сельхозналога нужно использовать до конца налогового периода, досрочный переход на другую систему в течение года недопустим.
Расчет единого сельхозналога
База для налогообложения при ЕСНХ рассчитывается как доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов. При этом перечень затрат согласно НК РФ является закрытым, содержащим более четырех десятков статей.
Для расчета налога применяется единая ставка, равная 6%. Исключение составляют Республика Крым и Севастополь, где в 2016 года действует ее размер 0%, а с 2017 по 2021 года не более 4 %.
Этим регионам дано право самостоятельно определять ставку налога, но не более установленного кодексом.
Для определения доходов и расходов нужно обязательно вести бухучет, при этом данное требование распространяется и на предпринимателей. В течение года показатели деятельности исчисляются нарастающим итогом. Налоговый период равен году, а отчетный — шести месяцам.
Рассмотрим расчет единого налога на примере.
ООО «Масло» является плательщиком ЕСХН. За период с января по июнь 2015 года было получено доходов в размере 550000 руб. и произведено расходов в размере 175000 руб. Таким образом, при расчете авансового платежа он составит:
(550000-175000)*6%=22500 руб.
Эту сумму необходимо перечислить в налоговую службу до 25-07-2015 года.
За следующие полгода с июля по декабрь 2015 года ООО «Масло» получило доходов в размере 780000 рублей и произвело расходов на 550000 рублей. Поскольку доходы и расходы считаются нарастающим итогом в начале года, налог будет равен:
((550000+780000)-(175000+550000))*6%=36300 руб.
Уменьшаем этот налог на уже уплаченный авансовый платеж:
36300-22500=13800 руб.
Источник: https://ip-on-line.ru/uchet/edinyj-selskohozyajstvennyj-nalog-eshn.html