Выездные проверки малого бизнеса могут ограничить — все о налогах

Мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году

Каникулы для малого бизнеса продлили еще на довольно длительное время, так как согласно внесенным поправкам Минэкомразвитием и генеральной прокуратурой мораторий увеличен до 2022 года. Но при этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

До указанного периода контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:

  1. Выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий — до 120 млн. рублей, средние предприятия должны оборачивать в год не более 2 млрд. рублей – данное значение выручки было изменено в 2015 году практически для всех предприятий за исключением унитарных и государственных.
  2. Штат до 100 человек.
  3. Суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

Для определения принадлежности бизнеса к малому необходимо соответствие именно этим трем критериям, никаких дополнительных доказательств, в том числе и документальных не требуется. Проверяющие органы должны самостоятельно найти письменные доказательства, в которых указаны цифровые показатели.

При этом существует перечень исключений, из-за которых предприятие не может подпадать под мораторий, даже если оно представитель малого бизнеса:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого под действия моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее, чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

При этом следует помнить, что такое лицо вправе ходатайствовать об отмене проверок, на основании включения его в список ежегодных контролирующих мероприятий с нарушением требования ФЗ №246.

Полный перечень критериев, при которых предприятие не может воспользоваться послаблением, указан в ст. 26.1 ФЗ №294.

Какие именно контрольные мероприятия отменены

Действие моратория распространяется только на плановые проверки в любом виде – выездные или документальные для малого бизнеса, которые осуществляются в пределах действия ФЗ №294.

Невозможно полностью убрать проверки в следующих случаях:

  • не подпадает под надзорные каникулы налоговый контроль, контроль над выплатой средств во внебюджетные фонды, таможенные сборы, на прокурорскую проверку.

Кроме этого существует перечень, указанный в ФЗ №246, в частности это:

  • государственный федеральный надзор в сфере промышленной и пожарной безопасности в отношении предпринимателей и промышленных лиц, которые применяют в своей деятельности производственные объекты 1 и 2 класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области радиационной безопасности;
  • внешнего контроля качества роботы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере аудита.

Следует понимать, что мораторий касается только плановых проверок, от внеплановых инспекций со стороны любого контролирующего органа, такого как ФФОМС, ФСС, Роспотребнадзор, никто не застрахован, они могут инициироваться любым лицом с различным статусом одним только заявлением, тема которого касается:

  • нанесения вреда здоровью или жизни человека, а также возникновения угрозы такого нанесения;
  • причинения вреда жизни и здоровью животных, а также растительному миру;
  • нарушения прав потребителей, ущемления их возможностей и свободы выбора

При этом любая из таких проверок регулируется статьей 10 ФЗ №294.

Как следует действовать в спорных ситуациях

Нередко происходят несправедливые действия в отношении организации, например, ее включение в план проверок, хотя на это нет оснований.

В данном случае требуется обратиться в орган, осуществляющий проверки с заявлением об отмене надзорного мероприятия в отношении объекта или документации при этом приложить к нему пакет документации: копия отчета о финансовых итогах за истекший год, справка о численности штата, для АО — выписка из реестра акционеров.

В случае уже начавшейся проверки можно ей препятствовать, аргументировав действия необоснованностью всего процесса и подкрепляя доводы документами.

Если надзорный орган игнорирует требования моратория его действия и выводы, указанные в протоколах о проверке можно считать недействительными.

Любое юридическое лицо может знать о предстоящей проверке, изучив информацию на сайте https://proverki.gov.ru/. Ресурс является носителем сведений относительно плановых и неплановых мероприятий, при этом указан полный перечень предприятий и адресов, а также даты выполнения надзора.

Чтобы использовать ресурс, следует в его поисковике указать название компании и нажать на кнопку «Найти».

Все сведения относительно проверок публикуются не позже 3 дней с момента издания приказа о проведении мероприятия, только комплекс надзора, инициированный жалобами потребителей, будет обнародован в процессе выполнения.

Федеральный закон №246, согласно которому был введен трехлетний мораторий, а впоследствии продлен был подписан Президентом РФ в 2015 году. Этим документом были внесены изменения в ФЗ №294, в котором приведены меры защиты хозяйствующих субъектов, в отношении которых выполняются проверки.

Вступил закон о моратории в силу со дня его публикации, то есть с 14 июля, согласно этому документу плановые проверки отменены только в отношении субъектов, которые, согласно ФЗ №209, имеют отношение к малому бизнесу.

Исключения из правил указаны в Постановлении Правительства РФ №944 и ст. 26.1 ФЗ №294.

Продление моратория на период 2019-2022 годов было выполнено на основании поправок к ФЗ №294.

Заключение

В течение обозначенного периода субъект малого бизнеса освобождается от проверок в следующих случаях:

  • не входит в перечень исключений, который дает возможность его проверять;
  • не ведет деятельность, которая несет окружающей среде и жителям угрозы, а также не применяет опасных веществ;
  • не привлекался к административной ответственности, не было приостановки разрешительных документов.

Данное нововведение не лишает надзорные и контролирующие органы полностью возможности выполнять проверку или назначать плановое посещение предприятия.

Чтобы не происходили непредвиденные ситуации, необходимо пользоваться актуальными источниками, которые должны всегда содержать полную информацию относительно решений по конкретному предприятию.

Информация по мораторию на 2018 год представлена на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/forma/ooo/about/moratorij-na-proverki-malogo-biznesa.html

От каких проверок освободили малый бизнес

21 декабря 2015

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Калинина Светлана Александровна
Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки.

Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию.

Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства.

По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов.

А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем.

Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство.

И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

Статья опубликова в журнале «Учет в сельском хозяйстве».

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334
[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334
[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334
[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334
[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334
[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334
[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334
[X]
Время: 2018-09-12 01:13:08 (YEKT)
Тип ошибки: Notice
Ошибка: Undefined index: HTTP_USER_AGENT
Файл: /home/u31014/intellectpro.ru/www/CORE/includes/user_functions.php
Строка: 2334

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ot_kakih_proverok_osvobodili_malyy_biznes/

Надзорные каникулы или запрет на проверки малого бизнеса

Дата: 16.07.2015

Правда ли, что малый бизнес на три года освободили от проверок? Такой вопрос задают нам наши пользователи. Это так и не так одновременно. Действительно освободили, но не от всех проверок, кроме того, запрет на проведение проверок может быть снят по сигналу потребителя или надзорных органов.

Надзорные каникулы – это мероприятие из перечня поручений Правительству по реализации положений, заявленных Президентом в ежегодном послании Федеральному Собранию. Согласно ему до 15 июля 2015 г. должен быть принят закон, устанавливающий запрет на проведение в течение трех лет плановых проверок субъектов малого бизнеса.

Поручение Президента о надзорных каникулах было выполнено в срок, и в закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ добавлена статья 26.1 следующего содержания: «С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства».

Обращаем ваше внимание: трехлетний запрет введен только на неналоговые плановые проверки.

К неналоговым относятся проверки таких госорганов как: Государственная инспекция труда, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор, Росреестр и др.

Читайте также:  Отозваны сразу три банковские лицензии - все о налогах

Плановые проверки таких структур и раньше были прозрачными, на сайтах региональных подразделений Генеральной прокуратуры в обязательном порядке вывешиваются сводные планы проверок.

Теперь из этих планов неналоговых проверок на три года должны быть удалены субъекты малого бизнеса, и это было бы здорово, если бы плановыми проверками надзорная функция госорганов ограничивалось.

Но это не так – любой бизнесмен, не находящийся в плане проверок, может быть проверен по обращению в эти органы потребителя с сообщением о нарушении его прав или о возникновении угрозы (или вреда) жизни и здоровью граждан, окружающей среде, культурному наследию России. Потребовать провести внеплановую проверку может и прокуратура.

Налоговые проверки (камеральные и выездные) тоже по-прежнему ничем не ограничиваются. Камеральную проверку проходит каждая декларация или отчет, сданные в налоговую инспекцию, а выездные проверки все так же строятся на специальной Концепции. 

То есть, можно сказать, что ничего революционного комментируемый закон не внес, расслабляться не время, законодательство по-прежнему надо соблюдать в полном объеме.

Источник: https://www.regberry.ru/news/nadzornye-kanikuly-ili-zapret-na-proverki-malogo-biznesa

С 2016 года по 2019 год будут запрещены плановые неналоговые проверки малого бизнеса

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил Федеральный закон предусматривающий, в частности, запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Запрет вводится на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Кого нельзя будет проверять? Какие именно проверки нельзя будет проводить? Распространится ли запрет на проверки, которые проводят налоговые инспекции и внебюджетные фонды? Потребуется ли представлять какие-либо документы для освобождения от проверок? Когда заперт на проверки начнет действовать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей сегодняшней статье.

Неналоговыми или административными проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.

Порядок и частота проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см.

«Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Обратите внимание: налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе.

Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ.

В этот перечень включен и контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. То есть ни на налоговые проверки, ни на проверки со стороны фондов вводимый запрет не распространяется.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см.

«Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Критерия отнесения к субъектам малого бизнеса

КритерийКомментарий
1. Средняя численность работников За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать следующих пределов:•до 15 человек — для микропредприятий (относятся к малым предприятиям);• до 100 человек включительно — для малых предприятий.
2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:• 60 млн. рублей — для микропредприятий;• 400 млн. рублей — для малых предприятий.
3. Доля участия в уставном капитале (только для организаций) Требования к долям участия, в общем случае, следующие:• доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25 процентов;• суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна превышать 49 процентов;• суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не должна превышать 49 процентов.

Важно отметить, что субъект может получить или утратить статус субъекта малого предпринимательства, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Виды неналоговых проверок

Закон № 294-ФЗ разрешает проводить два вида неналоговых проверок:

Плановые проверки

Уже из самого названия ясно, что плановая проверка осуществляется на основании плана.

Он составляется так: различные органы государственного или муниципального контроля/надзора ежегодно составляют планы проверок, а Генеральная прокуратура РФ формирует сводный план и размещает его на официальном сайте в сети интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ; см. «В «Эксперте» появился план неналоговых проверок на 2014 год»).

В рамках проведения плановых проверок, контролирующие/надзорные органы устанавливают (ч.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли организация или ИП обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли обязательным требованиям сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки могут проводить не чаще чем один раз в три года (ч.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Так, плановые проверки работодателей могут проводить, например, территориальные органы Роструда (п. п. 43-65 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).

Внеплановые проверки

В рамках внеплановой проверки ревизоры выясняют, выполняются ли прежде выданные предписания, проводятся ли мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и др. (ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Запрет на проведение плановых проверок

Комментируемый закон предусмотрел, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года нельзя будет проводить плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). При этом на внеплановые проверки запрет не распространяется. Правила их проведения не изменятся.

В каких случаях запрет на проверки не будет действовать

Комментируемый закон предусматривает ряд исключений. Это означает, что при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы смогут проводить плановые проверки малого бизнеса в период 2016-2018 годов. Назовем эти обстоятельства.

Административный штраф и аннулирование лицензии

Плановые проверки субъектов малого предпринимательства можно будет проводить (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При этом проверки будут возможны только при условии, что с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.

Осуществление отдельных видов деятельности

Отмена плановых проверок не будет распространяться на организации и ИП, занимающиеся видами деятельности, которые приведены в перечне, который утвержден постановлением правительства РФ от 23.11.

09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.

Отдельные виды государственного контроля/надзора

Комментируемый закон установил отдельные виды контроля/надзора, на которые запрет проведения проверок не распространяется, а именно:

  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории;
  • федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  • лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.

Соответственно, если организация или ИП, например, эксплуатируют опасные производственные объекты I или II класса опасности, то их смогут проверять в плановом порядке.

Нужно ли подтверждать освобождение от проверок

Комментируемый закон не обязывает организации и ИП документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства и, соответственно, освобождаются от плановых проверок.

Напротив, законом установлено, что при составлении планов проверок на 2017 и 2018 годы, контролирующие органы должны будут проверять информацию об отнесении юридических лиц и ИП к субъектам малого предпринимательства в порядке обмена информацией между ведомствами (п. 4 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

При этом законодатели предусмотрели ситуацию, когда организация или ИП необоснованно попадут в план проверок (например, из-за ошибки).

В таком случае субъект малого предпринимательства сможет подать в контролирующий/надзорный орган заявление об исключении из плана.

Порядок подачи такого заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица или ИП к субъектам малого предпринимательства, должно будет определить правительство РФ (пока такой документ не принят).

Риск-ориентированный подход к проверкам с 2018 года

С 2018 года комментируемый закон обязывает контролирующие или надзорные органы применять при планировании проверок риск-ориентированный подход.

Его смысл в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии.

Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Все условия применения риск-ориентированного подхода также должно будет определить правительство РФ (в частности, оно установит правила отнесения к различным категориям риска).

Важно отметить, что в законе есть оговорка: для отдельных видов контроля/надзора правительство РФ может решить начать применять такой подход и до начала 2018 года.

Поэтому не исключено, что в некоторых сферах деятельности организации и ИП столкнутся с риск-ориентированным до 2018 года.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2015/7/10015

Выездная налоговая проверка: новые правила

Проведение выездной налоговой проверки с сентября 2018 г. будет осуществляться по новым правилам. Процедура упрощается и становится более удобной для налогоплательщиков. Изменения предусмотрены нормами закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. Новшества распространяются на проверки, акты по которым будут датированы после 3 сентября этого года.

Выездная налоговая проверка: новые правила с 3 сентября 2018 года

Законодатели решили продлить срок подготовки субъектами хозяйствования (фирмами и ИП) документов, запрошенных налоговым органом для проверки по конкретной сделке (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Ранее на их предоставление отводилось 5 дней, теперь удовлетворить просьбу налоговиков можно будет в течение 10 дней.

Сотрудники ФНС не смогут дважды истребовать документы, запрошенные ранее (независимо от основания их предоставления) – при поступлении повторного запроса налогоплательщик вправе ограничиться уведомлением ИФНС о более ранней отправке всех необходимых копий, справок и т.п. (с указанием получателя документации, даты и реквизитов предыдущего отправления). Исключение – если до второго запроса в ФНС направлялись подлинники на условиях их возврата (изменения внесены в п. 5 ст. 93 НК РФ).

По новым правилам, когда выездная налоговая проверка осуществляется с применением допроса свидетелей, инспекторы обязаны составлять копии протоколов и вручать их допрошенным лицам (новый пункт 6 ст. 90 НК РФ). Передача копий осуществляется под расписку.

При отказе свидетеля от получения документа, в протоколе делаются соответствующие пометки. Если в роли свидетеля выступают члены трудового коллектива, они вправе передать такие протокольные сводки своему работодателю для ознакомления.

Это даст дополнительные преимущества налогоплательщику при разработке тактики отстаивания интересов в суде.

В отношении выездной налоговой проверки изменения также коснулись следующих аспектов:

  • Появились дополнительные ограничительные факторы для повторных проверок (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Раньше налоговикам надо было придерживаться единственного параметра – временных рамок. По обновленным правилам инспекторы могут подвергать анализу только те данные, которые были откорректированы уточняющей декларацией (при условии, что по итогам проведения «уточненки» налоговые обязательства налогоплательщика уменьшились).
  • Проведение выездных проверок будет сопровождаться обязательным составлением дополнений к актам. Такие приложения должны присутствовать для отображения итогов всех реализованных дополнительных мероприятий. Вручение документов налогоплательщику осуществляется в течение 5 дней, после чего у проверяемого имеется 15 дней на то, чтобы оспорить итоги допмероприятий. Если документы передаются лично из рук в руки, налогоплательщик должен подтвердить этот факт собственноручной подписью. При уклонении от получения акта с приложениями документы направляются по почте заказным письмом. Полученными документы считаются на шестой день с момента их отправки (п. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).
  • Выездная налоговая проверка в 2018 году должна стать более прозрачной и понятной для тех, чью деятельность проверяют. С этой целью налоговики по новым правилам обязаны предварительно представлять итоги проверки (в т.ч. дополнительных мероприятий) руководителю и главному бухгалтеру компании для ознакомления.

Дополнения к актам должны выдаваться всем проверяемым субъектам хозяйствования без исключения. Если речь идет об иностранной компании, у которой на территории РФ нет обособленных структур, документы направляются по почте заказным письмом.

Читайте также:  Сотрудникам фирм—«упрощенцев» невыгодно лечиться за счет работодателя - все о налогах

Адрес получателя в письме указывается тот, который зафиксирован в базе данных Единого госреестра налогоплательщиков. Датой фактического получения уведомления считаются двадцатые сутки, отсчитанные с момента отправки письма.

Документы, которые были получены от налогоплательщика, к актам не прикладываются.

При появлении у налогоплательщика возражений в отношении содержимого дополнений или итогового акта они излагаются в письменной форме, после чего передаются в налоговую инспекцию. К обращению с возражениями могут быть приложены документальные обоснования недостоверности или неправомерности выводов налоговых инспекторов.

Сроки выездной налоговой проверки остаются без изменений, но с 2019 г. обновляются сроки камеральных проверок – в отношении НДС, исчисляемого российскими субъектами хозяйствования, проверка будет длиться не больше 2 месяцев.

Источник: https://spmag.ru/articles/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-novye-pravila

Проверки малого бизнеса в 2018 году

Глава государства поручил Правительству России внести изменения в законодательные акты, касающиеся смягчения условий проверок малых субъектов хозяйствования. Новые правила проверки представителей малого бизнеса вступили в силу с первого января 2016 года.

Новые правила

С 1 января 2016 года, в соответствии со ст. 26.1 ФЗ-294, всем субъектам малого бизнеса объявлены «надзорные каникулы». Это значит, что в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 среди юрлиц и частных предпринимателей, которые относятся к сегменту малого бизнеса, не проводятся плановые проверки надзорными органами.

Не распространяется эта норма на предприятия и индивидуальных предпринимателей, если:

  • им вынесено административное наказание;
  • аннулирована их лицензия;
  • они дисквалификацированы;
  • установлено грубое нарушение закона с их стороны.

Основной целью изменений в законодательстве является уменьшение давления на субъектов малого бизнеса, которые находятся в достаточно сложных условиях в связи с экономическим кризисом.

Стоит обратить внимание, что не все проверки отменяются. Не будут проводить проверки трудовые инспекции, санэпидемстанция, Роспотребнадзор.

К содержанию

Как это было раньше

До введения поправок в законодательство все проверки малого бизнеса регламентировались такими нормативными актами, как:

  • ФЗ №294 (26.12.2008);
  • ФЗ №60 (28.04.2009).

Первый из них устанавливал следующее:

  1. процедуру проведения проверки субъектов малого бизнеса органами контроля на муниципальном и государственном уровнях;
  2. порядок непосредственной проверки субъектов хозяйствования (СХ) сотрудниками органов муниципального и государственного контроля, а также их взаимодействие во время проведения ревизий организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП);
  3. обязанности и права как органов контроля и надзора, так и проверяемых предприятий или физических лиц, выступающих в качестве ИП, во время проверок.

К содержанию

Сроки и правила проверок

Вторая глава вышеупомянутого ФЗ полностью посвящена мероприятиям, связанным с проведением проверок контролирующими органами. Также она гласит о том, что проверять малые предприятия можно не чаще одного раза в 3 года. Речь идет о запланированном контроле. Все предприятия, включенные в специальный список, должны быть предупреждены заранее о приближающемся визите проверяющих.

В соответствии с этим законом, проверять чаще, чем раз в 3 года, необходимо СХ, относящиеся к сферам:

  • социального обеспечения;
  • образования;
  • здравоохранения.

Внеплановые проверки бизнеса могут проводиться только в случае, если:

  • возникла угроза жизни и здоровью людей и животных;
  • имеет место загрязнение окружающей среды и т.п.

Внесенные в законопроект изменения уже принесли свои плоды. Количество проверок заметно уменьшилось. Однако такая ситуация отрицательно сказалась на пополнении бюджета денежными средствами, полученными от внесения сумм административных штрафов со стороны правонарушителей, так как из-за сокращения проверок контролирующие органы власти стали меньше штрафовать.

К содержанию

Увеличение размеров штрафов

Чтобы как-то выровнять ситуацию, правительство стало активно работать над увеличением сумм штрафов и расширением списка правонарушений. Итог: СХ по-прежнему вынуждены защищаться от государственных и муниципальных проверок любыми доступными способами.

А все потому, что размер одного административного штрафа может одним махом разорить организацию или ИП.

Именно поэтому каждому предпринимателю просто необходимо хорошо изучить все правила проведения проверок контролирующими государственными органами, а также ситуации, возникновение которых может привлечь к уплате огромных сумм административных штрафов.

К содержанию

Прокуратура досрочно отказалась от проверок малого бизнеса с хорошей репутацией : Видео

Источник: https://IPinform.ru/razvitie-biznesa/malyj-biznes/proveroki-malogo-biznesa.html

Освобождение от налоговых проверок, налоговые каникулы и льготы для предпринимателей в 2016 году

В настоящее время в условиях сложной экономической ситуации государство продолжает активно проводить реформу налогового права.

С одной стороны перед законодателем стоит задача вывести бизнес из тени, в связи с чем существенно улучшаются методы налогового администрирования и выявления налоговых правонарушения. Так, например, введена централизованная система налогового контроля по налогу НДС.

Поэтому старые теневые методы работы перестают быть безопасными и уходят в прошлое, серьезно ужесточаются меры ответственности в отношении предпринимателей за налоговые правонарушения.

Однако в рамках данной реформы наблюдается и обратная тенденция: с другой стороны, государство освобождает малый бизнес от плановых проверок и вводит налоговые каникулы, а также дополнительные налоговые льготы для малых предпринимателей.
Так, с 2016 г. на три года введен режим «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства. Он предполагает установление запрета на проведение плановых проверок органами государственного и муниципального контроля.

Проблему «перебора» с контрольными мероприятиями, которые «давят» на бизнес, поднял Президент страны Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г.

Он констатировал, что определенная работа по ограничению контрольных мероприятий проведена, и они даже работают, но… «проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет — все, можно любую фирму закрывать».

В результате был принят Закон от 13.07.

2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который установил для субъектов малого предпринимательства так называемые надзорные каникулы на период с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2018 г. Отметим, что в данном случае речь идет о запрете плановых проверок. Критерии субъектов малого предпринимательства определены ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.

Важно отметить, что запрет на проведение контрольных мероприятий не распространяется на лиц, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства РФ в конкретной сфере деятельности: дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение лицензии и т.д.
Между тем от плановых ревизий также не будут избавлены организации (ИП), которые хотя и не совершали каких-либо правонарушений, но ведут деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Соответствующий Перечень видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944. Плановые проверки таких организаций и ИП, как и ранее, могут проводиться два и более раза в три года.

Если компания или ИП попадут в план проверок, что называется, по ошибке, в нарушение федерального закона, то результаты проверки можно признать недействительными.

Еще одним нововведением является предоставление налоговых льгот для малых предпринимателей, а также налоговых каникул для вновь созданных индивидуальных предпринимателей. В этой связи необходимо обратить внимание на два закона, принятых в нашем регионе в конце прошлого года.

Так, Законом Ивановской области от 10 ноября 2015 г. N 117-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О налоговых ставках при упрощенной системе налогообложения» введены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с данным законом, начиная с 2015 года устанавливается нулевая ставка налога при УСН для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного Закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Закон вступает в силу после дня его официального опубликования, за исключением подпунктов «б», «в» пункта 2 статьи 1 Закона, которые вступают в силу с 1 января 2016 г.

Данная норма действует в отношении налогоплательщиков, налогооблагаемой базой которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Срок действия налоговых каникул установлен до 2021 года.

В данном законе перечислены конкретные виды экономической деятельности по ОКВЭД, которые подпадают под налоговые каникулы.

Проверить, по каким ОКВЭД вы осуществляете свою деятельность, можно по выписке из ЕГРИП, посмотреть которую можно на сайте nalog.ru.

Закон также определяет виды экономической деятельности на 2016 — 2018 годы, по которым налоговая ставка для налогоплательщиков, перешедших на УСН, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается в размере 5 процентов.

Эта норма применяется и в отношении ООО. При этом документ учитывает коды классификации видов экономической деятельности в соответствии с новым Общероссийским классификатором ОК 029-2014.

На новые виды ОКВЭД по данному классификатору необходимо перейти до 1 января 2017 года всем предпринимателям, подав соответствующее заявление в налоговую инспекцию.

Кроме того, Законом Ивановской области от 10 ноября 2015 г.

N 118-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О введении патентной системы налогообложения на территории Ивановской области» расширяется перечень видов предпринимательской деятельности с 47 до 63, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Патентная система, как правило, является одной из самых выгодных систем налогообложения для предпринимателя, и, если Ваш вид деятельности подпадает под данную систему, просчитайте экономическую целесообразность приобретения патента.

Документом вводится дифференцированный подход к установлению потенциально возможного дохода индивидуальных предпринимателей в зависимости от того, на какой территории ведется ими экономическая деятельность.

Так, если предприниматель работает на всей территории Ивановской области, то сумма дохода будет соответствовать шкале, установленной в зависимости от вида деятельности.

Если же он работает на территории региона, но за исключением города Иванова или в муниципальном районе, то применяются понижающие коэффициенты.

Закон также устанавливает нулевую ставку налога для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Общий срок возможного действия таких налоговых каникул установлен до 2021 года.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 г.
По всем юридическим вопросам деятельности ИП и организаций можно проконсультироваться по тел.: 34-40-27.

Источник: https://lgpartners.ru/osvobozhdenie-ot-nalogovyx-proverok-nalogovye-kanikuly-i-lgoty-dlya-predprinimatelej-v-2016-godu-2/

Плановая проверка малого бизнеса отменена в 2016 году до 2018 года | Мораторий на плановые проверки малого бизнеса — Эльба

Закон не распространяется на налоговый контроль и контроль за страховыми взносами. Поэтому налоговая и фонды как и прежде будут проверять ваши отчёты, а при необходимости устраивать выездную проверку с исследованием всех документов и осмотром помещений.

Освобождение касается только плановых проверок, которые раз в 3 года проводят Роспотребнадзор, МЧС, трудовая инспекция и другие.

Главная цель таких проверок — убедиться, что в своей деятельности вы соблюдаете все требования: помещение кафе соответствует всем санитарно-техническим правилам, в салоне красоты достаточное количество инструментов, в магазине соблюдается температурный режим хранения продуктов и остальное множество других.

Плановые проверки устраивают только по видам деятельности, о начале которых нужно подавать уведомление. Такие виды деятельности перечислены в Постановлении Правительства. В основном это те, что связаны с жизнью и здоровьем людей.

Отменили только плановые проверки, а с внеплановой смогут заявиться по первой жалобе

Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.

Для некоторых плановые проверки останутся

Совсем всех избавить от проверок законодатели не рискнули.

Как и прежде в список проверок будут включать:

  1. Тех, у кого деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере. Список таких видов деятельности утверждён Постановлением Правительства.
  2. Тех, у кого была административная ответственность за грубое нарушение, административное приостановление деятельности, приостановление или аннулирование лицензии. И с даты такой проверки прошло менее 3 лет.
  3. Тех, у кого супер-опасная деятельность (ч. 6 ст. 26.1 закона №294).
Читайте также:  Продажа товаров юрлицам не отменяет права применять енвд - все о налогах

Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Итак, освобождение действует с начала 2016 года. От плановых проверок освободили весь малый бизнес, кроме предпринимателей, которые попали под исключения выше. Напомним, кто попадает в сектор малого бизнеса.

Это индивидуальные предприниматели и ООО, у которых:

  • не более 100 сотрудников;
  • выручка не более 800 млн руб.;
  • доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не больше 25%.

Если вы прочитали эту статью и точно поняли, что вас не должны проверять, а потом обнаружите себя в списке плановых проверок — можете исключить себя из плана. Список плановых проверок опубликован на сайте plan.genproc.gov.ru или о предстоящей проверке сообщит Эльба.

Документы для исключения из плана проверок:

  1. Заявление по форме.
  2. Для ООО копия бухгалтерской отчётности, для ИП отчёт в налоговую по УСН или НДФЛ.
  3. Копия отчёта о среднесписочной численности в налоговую.

Документы подайте в контролирующий орган, который назначил проверку. Он всегда указывается в плане проверок. В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2018 года включать вас в план больше не должны.

Статья актуальна на 02.06.2016

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/221

От каких проверок малый бизнес освободили на три года

Федеральный закон от 13.07.

2015 № 246-ФЗ запретил с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года проводить какие-либо плановые проверки у субъектов малого предпринимательства — организаций и предпринимателей.

Исключение сделано только для внеплановых налоговых проверок — они в этот трехлетний период возможны. Как закон работает на практике, мы попросили рассказать представителя налоговой службы.

Комментирует Е.В. Ордынская, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Срочная новость для всех предпринимателей: Банки изменили правила работы с ИП. Подробности читайте в журнале «Упрощенка»

— Начну с того, что большинство «упрощенцев» относятся к субъектам малого предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Поэтому каникулы в отношении неналоговых проверок, которые вводятся с 2016 года, будут касаться практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (информацию о том, кого относить к субъектам малого предпринимательства и что это дает, смотрите в материале «Субъектов малого предпринимательства стало больше. Вы среди них?»).

— Елена Валерьевна, поясните для наших читателей, какие именно проверки, на которые вводится запрет, являются неналоговыми?

— Неналоговыми проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок проведения таких проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

То есть с 2016 по 2018 год малые фирмы и бизнесменов не должны проверять трудовые и пожарные инспекции, санэпидемстанции и пр.

— Согласно Закону № 294-ФЗ есть два вида неналоговых проверок — плановые и внеплановые. На какие проверки вводится мораторий?

— С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года нельзя будет проводить именно плановые проверки субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). А вот на внеплановые проверки ограничение не распространяется. Например, если работник пожалуется в инспекцию по труду о нарушении своих прав, компанию ждет внеплановая проверка.

— А можно заранее узнать о предстоящей внеплановой неналоговой проверке?

— Да, сайт proverki.gov.ru предоставляет такую возможность. Это единый реестр плановых и внеплановых проверок МЧС, ФМС, трудовой инспекции и других служб. Чтобы получить информацию, в специальных графах нужно указать ИНН, название компании и нажать кнопку «Найти».

Информация о внеплановых проверках появится не позднее трех рабочих дней после издания распоряжения о проверке. Но есть исключение — если контролеры приходят после жалобы потребителей или угрозы чьей-либо жизни и здоровья.

Тогда сведения о проверке появятся в реестре уже после того, как она началась.

— А проверки правильности расчета страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС возможны? Ведь это не налоговые платежи, а сборы. И контролирует их не ИФНС, а отделения внебюджетных фондов…

— На плановые проверки внебюджетных фондов запрет не распространяется. Дело в том, что Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ, как я уже упомянула, привязан к нормам Закона № 294-ФЗ.

Поэтому «каникулы» применимы только к тем видам контроля, что указаны в этом законе. А на уплату взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС, таможенный, прокурорский и некоторые другие виды контроля ограничения не распространяются (п.

3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Читайте статью далее в журнале «Упрощенка» под бесплатном доступом.

Налоговые проверки при УСН: штрафы и документы

Источник: https://www.26-2.ru/art/351307-qqkp-16-m11-ot-kakih-proverok-malyy-biznes-osvobodili

Проверки бизнеса в 2017 году: что нужно знать

В 2017 году налоговые органы будут обращать внимание в первую очередь на малый и средний бизнес с оборотами более 100 млн руб. в год. Все эти компании будут находиться в зоне риска.

На сегодняшний день по каждой проверке заранее установлена сумма доначислений: сколько нужно взять с компании по итогам выездной налоговой проверки.

Со стороны Управлений ФНС в каждом регионе контроль за территориальными инспекциями, выездными проверками и проверяющими инспекторами в 2016 году усилился в разы, поэтому если предприниматель знает о своих нарушениях, ему не стоит сидеть расслабленно в надежде «решить» вопрос на месте с проверяющими. Это связано с тем, что за проверяющими ведется пристальный контроль, у инспекторов неплохие премии не только за взысканные, но и за доначисленные (нарисованные) суммы, налоговики должны выполнять план по сбору налогов в бюджет, и этот план постоянно увеличивается.

Не надейтесь, что проверяющие могут «пожалеть» компанию и начислить суммы к уплате, которые компания «потянет». Проверяющим все равно, что компания обанкротится и сотрудники останутся без работы

Особое внимание в 2017 году стоит обратить на оптимизацию с помощью контрагентов. Если компания пользуется таким способом, то очень опасно доводить ситуацию до налоговой проверки: выйти сухим из воды не удастся, даже если вам обещают, что контрагент «белый», а директор «адекватный», придет в налоговую и все подтвердит.

С 1 января 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут не фонды, а непосредственно налоговики. На мой взгляд, они будут проводить проверки с большим пристрастием и более профессионально, чем фонды.

Штрафы по налоговым правонарушениям в 2017 году не изменятся, они установлены Налоговым кодексом РФ. Налоговики продолжат совершенствовать администрирование налогов, поэтому суммы доначислений будут расти, а значит и штрафы, которые зависят от суммы доначислений, увеличатся.

В отношении налоговых проверок мораторий до 2018 года на проверки малых предприятий не распространяется. Налоговых проверок нет в Едином реестре проверок, и узнать заранее о них никак нельзя.

Это сделано специально, чтобы компания не смогла предпринять действия по уклонению от налоговой проверки.

Однако по действиям налоговиков можно заранее понять, что идет преданализ, и сделать вывод, что проверка не за горами.

Андрей Бажанов, партнер юридической компании «Приоритет»

Сейчас в России деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов, на сайте proverki.gov.ru вы можете легко узнать, когда и каких проверяющих ждать вашей компании.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, но в некоторых видах деятельности компании проверяют чаще.

Это здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Возможны и внеплановые проверки, которые осуществляются по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая, когда проверка осуществляется на основании прямого распоряжения прокурора. По ряду видов государственного контроля и надзора имеются свои особенности проведения внеплановых проверок.

Роспотребнадзор вправе проводить без предупреждения внеплановые проверки компаний, связанных с общественным питанием и продажей лекарств. Результаты проверки должны быть направлены в прокуратуру в течение трех рабочих дней с даты окончания проверки.

В остальных случаях о плановых проверках компания должна быть уведомлена в срок не позже, чем за три рабочих дня до начала проверки. О проведении внеплановой проверки — за 24 часа до ее начала. Исключение составляют случаи проведения проверок по заявлениям граждан или организаций о причинении вреда им, окружающей среде или объектам культурного наследия.

С 1 января 2017 года у компаний государственные органы не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8, 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Более того, с 1 июля 2016 года проверяющие не вправе требовать документы, которые есть в распоряжении надзорного органа.

Например, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.04.

2016 № 724-Р проверяющие не вправе требовать: разрешение на строительство, выписки из ЕГРП, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и из реестра федерального имущества, сведения из реестра аккредитованных лиц, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Указанные сведения могут быть запрошены проверяющими у соответствующих органов государственной власти в порядке межведомственного взаимодействия.

  • Государственная противопожарная служба МЧС России

С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (Постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение этого требования директор будет оштрафован на 15 000 — 20 000 руб., а компания — на 150 000 — 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания.

Федеральный закон от 3.07.2016 № 277-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополнив его новой статьей 16.1 «Контрольная закупка».

Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов

С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки, о которых не будут предупреждать компанию.

Сделка по приобретению товара или услуги будет сделана в присутствии двух свидетелей или снята на фото и видео. По окончании мероприятия составят акт, а информацию о закупке занесут в Единый реестр проверок.

За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 000 руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Чтобы успешно пройти контрольную закупку, проверьте, соответствует ли ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Обратите внимание, что в описании товара должны быть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы.

Олег Кириллов, партнер компании «Холдсвей»

Для внеплановых проверок в 2017 году появятся новые основания. Так законодатели вводят «индикаторы риска нарушения обязательных требований». Отклонение индикаторов от нормативов может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. Индикаторами будут служить такие показатели, как, например, частота жалоб на деятельность компании.

В 2017 году предпринимателей ждут как положительные изменения, так и не очень.

С 1 января надзорные органы могут проводить проверки без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Например, к таким мероприятиям относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и при размещении информации в сети и средствах массовой информации.  

Другие примеры таких мероприятий:

  • плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр);
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По итогам подобных проверок компании может получить предупреждение, однако госорган может назначить и внеплановую выездную проверку.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Мораторий не действует, если в течение последних трех лет у компании были штрафы за грубое нарушение законодательства, приостанавливали ее деятельность, дисквалифицировали ее руководство или аннулировали действие лицензии.

Чтобы подготовиться к проверкам, надо знать основания, согласно которым любой контрольно-надзорный орган может назначить внеплановую проверку. Это может быть жалоба клиента, потребителя, работника или контрагента, неисполнение ранее выданного предписания, угроза жизни или здоровью людей и окружающей среды, нарушение законодательства.

Если при получении предупреждения от надзорного органа вы исправляетесь, исполняете все предписания и оплачиваете штрафы, то вы сможете избежать проверки.

Важно знать свои права и обязанности, а также права и обязанности проверяющих. Необходимо проводить обучение коллектива правильному поведению во время плановых и внеплановых проверок любых контрольных органов.

Мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки.

После такой подготовки проверка не тормозит работу предприятия и сотрудники по незнанию не препятствуют проведению проверки. 

Источник: https://kontur.ru/articles/4564

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]