Отраслевые стандарты бухгалтерского учета — все о налогах

Российские стандарты бухгалтерского учета

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения.

В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов.

Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ).

Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами.

В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета.

В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой.

После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения.

После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время ни один документ не прошел полностью описанную процедуру утверждения. На стадии публичного обсуждения находятся два проекта – это ФСБУ Основные средства и ФСБУ Запасы. Их разработчиком является Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (БМЦ).

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций.

Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ.

Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ.

То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ.

Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете.

В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции.

Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность.

Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса.

Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

Положения по бухгалтерскому учету

ПБУ 1/2008 Учетная политика

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/1999 Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/2001 Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/2001 Учет основных средств

ПБУ 7/1998 События после отчетной даты

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 9/1999 Доходы организации

ПБУ 10/1999 Расходы организации

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/2002 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений

ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств

ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов

Методические указания и рекомендации

Методические указания по учету основных средств

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для малого предпринимательства

Информация министерства финансов рф

ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»

ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организаций в годовой бухгалтерской отчетности»

ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства»

ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организаций»

ПЗ-1/2011 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций»

ПЗ-4/2009 «О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности»

Источник: https://time-to-study.ru/pages/pbu/common.html

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

x

Check Also

Недвижимость в Тюмени Продажа 59284 +290 Квартиры 37399 +204 Комнат: 12345+ Новостройки 9146 +62 Вторичное 28253 +142 Общежития, комнаты 1334 +4 Пансионаты 1548 +9 …

Авторский проект Тимофея Васильева Всем удачи, счастья и радости! Сегодняшняя статья — некая компиляция уже написанного мною материала. Зачем я ее выкладываю, сейчас Вам …

Модель государства Россия «Стратегия развития государства — Россия» Интервью с лидером движения « Модель государства — Россия» — Колгановым Сергеем Анатольевичем В нем изложены …

Программа молодая семья в Архангельске и Архангельской области в 2017 году Программа молодая семья в регионах Программа молодая семья в Архангельске и Архангельской области …

Социальная ипотека в Югре и Ханты-Мансийске (ХМАО) в 2017 году Социальная ипотека в Югре и Ханты-Мансийске (ХМАО) основывается на положениях Закона Ханты-Мансийского автономного округа …

В каком лучше банке брать кредит: рейтинг и отзывы К сожалению, экономическая ситуация в нашей стране уже долгое время оставляет желать лучшего. Нужды есть …

Где можно получить перевод Вестерн Юнион? Если вам пересылают средства из-за границы через Western Union, важно знать, в каком отделении можно получить эти средства. …

Сроки отчетности 2017 — календарь сдачи 1, 2, 3, 4 квартал Таблица отчетности бухгалтера 2017 ФСС, ПФР, ИП и налоговая. Бухгалтеру не обязательно объяснять …

Для покупателей недвижимости в строящемся жилом комплексе разрешен налоговый вычет Идея такова – все платят НДФЛ равно как подоходный налог в размере 13 процентов …

Кредитный калькулятор Альфа-Банка — расчет потребительского кредита онлайн Альфа-Банк — один из старейших и надежных банков России. Кредитная организация имеет широкую сеть подразделений и …

Читайте также:  Сверим часы! на вашей ккт точное время? - все о налогах

10 причин взять взять кредит в Совкомбанке пенсионеру На фоне кризиса банковской системы РФ и огромного портфеля просроченной задолженности банки обратили свой взор на …

Досрочное погашение кредита в Сбербанке Оформи заявку и получи ответ из банка всего за 30 минут → Вы хотите узнать, как правильно нужно досрочно …

Как узнать баланс карты Узнать баланс карточки Приват Банка можно следующими способами: — В системе Приват 24 войти в раздел меню «Мои счета», в …

Берем кредит под залог коммерческой недвижимости ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ Часто говорят, что нашу промышленность “развалили” Ельцин с Гайдаром и Чубайсом. Да, конечно, они внесли …

Где взять денег если все банки и микрозаймы отказывают? Испорченная кредитная история, низкая зарплата, нестабильный доход. Вы сбились с ног в поисках кредита и …

Автоломбард Займ под залог автомобиля или ПТС Оценка в течение 15 минут. Стоянка, на которой размещен автотранспорт в залоге, круглосуточно охраняется. Возможна выдача денег …

Аннуитетный платеж: что это такое, плюсы и минусы данного метода. Особенности аннуитетной ипотеки и схема погашения кредита Традиционно банки предлагали для расчета по ипотечным …

Микрозаймы на карту за 5 минут без проверки кредитной истории Микрозайм за 5 минут без проверки кредитной истории — это заем, который выдается как …

Где находится код CVV2 и CVC2 на карте Сбербанка На платежных картах нанесена определенная информация, при помощи которой можно проводить и подтверждать операции. Рассмотрим, …

Кредит и рассрочка: в чем разница? В последнее время понятия «кредит» и «рассрочка» почему-то слились в единое целое – большинство людей (да и работников …

Сбербанк — онлайн заявка на кредитную карту Сбербанк является лидером в банковском сегменте России почти по всем направлениям работы и предлагаемых услуг. Кредитные карточные …

Процентная ставка Сбербанка на потребительский кредит Оформи заявку и получи ответ из банка всего за 30 минут → Если вы хотите узнать процентные ставки …

Как рассчитать проценты по займу? Кредитный договор, подписываемый заемщиком, обычно предусматривает проценты за использование денег банка. Правда, иногда бывает и так, что конкретная ежегодная …

Руснедвижимость Поиск недвижимости в Кирове и области ― 6364 объявлений 1-комнатные от 1 264 050 Р 2-комнатные от 2 327 398 Р 3-комнатные от …

Источник: https://vrusha.info/o-bankah/otraslevye-standarty-buhgalterskogo-ucheta

Тенденции бухгалтерского учета — статья

Обсудим несколько актуальных вопросов: когда примут федеральные стандарты учета, какие разъяснения Минфина помогут в работе.

Правила подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждены приказом Минфина России  от 11.03.2013 № 26н и зарегистрированы в Минюсте России. Пункт 3 Правил устанавливает, что Программа подготавливается ежегодно на три календарных года — очередной год и двухлетний плановый период.

Но процедура принятия ФСБУ требует значительного времени (ст. 27 Закона 402-ФЗ). Пока их так и не приняли.

Более подробно перспективы раскрыты в Плане Министерства финансов Российской Федерации на 2012 — 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина России  от 30.11.2011 № 440).

Оперативные разъяснения от Минфина России

Стало традицией, что в январе Минфин России выпускает рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за истекший год (в форме письма, например, за 2014 год – письмо Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027).

Наименование письма не должно вводить вас в заблуждение. В действительности оно адресовано не столько аудиторам, столько бухгалтерам, заинтересованным в подготовке качественной отчетности. Не пропустите такое письмо и в следующем году! Вы будете в курсе последних тенденций нашей профессии.

Рекомендации в области бухгалтерского учета

В пункте 1 статьи 21 Закона 402-ФЗ перечислены документы в области регулирования бухгалтерского учета. В их числе, наряду с ФСБУ, рекомендации в области бухгалтерского учета (РОБУ).

Цели принятия РОБУ охарактеризованы в п. 7 ст. 21 Закона 402-ФЗ. Среди них — распространение передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Напрашивается вывод, что РОБУ могут выходить за рамки ФСБУ.

РОБУ применяются на добровольной основе (п. 7 ст. 21 Закона 402-ФЗ). РОБУ могут приниматься в отношении технологии ведения бухгалтерского учета (п. 9 ст. 21 Закона 402-ФЗ).

Спрашивается: кто вправе разрабатывать РОБУ и где их искать? Разрабатывают и принимают РОБУ субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п. 5 ст. 24 Закона 402-ФЗ).

Такие лица охарактеризованы в пункте 2 статьи 22 Закона 402-ФЗ. Это некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета, в том числе, саморегулируемые организации аудиторов.

Подобными разработками вы можете воспользоваться уже сегодня.

Лидером среди субъектов негосударственного регулирования является Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр». На сайте этой организации https://bmcenter.ru/  вы найдете  РОБУ трех типов:

  1. толкования — поясняют (толкуют) действующее бухгалтерское законодательство;
  2. разъяснения — содержат решения по конкретным точечным вопросам практики применения бухгалтерского законодательства;
  3. методические рекомендации — предлагают алгоритм действий по решению комплекса вопросов одной тематики.

Безусловно, заслуживает внимания и разработка Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». В частности, в Рекомендациях предложены решения для простой системы учета и кассового метода учета.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/299

Учетная политика: планируемые новшества федеральных стандартов бухгалтерского учета

На сайте финансового ведомства можно встретить много интересных документов, включая те, которые размещены как проекты ожидающих принятия в будущем нормативных актов.

Внимание автора статьи привлек проект приказа, предусматривающий внесение изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Хотя это только проект, отдельные его тезисы можно уже сейчас взять на вооружение в не урегулированных законодательством ситуациях, в которых бухгалтеру приходится самостоятельно принимать объективные решения. Что же это за новшества?

На названный пункт положения по бухгалтерскому учету ссылаются бухгалтеры, эксперты и аудиторы при выборе методологии учета как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.

В частности, при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Это базовое правило методологии учета в стандартных ситуациях, наиболее распространенных на практике.

Финансисты предлагают изменить данное устоявшееся правило. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Отметим: указанные документы утверждаются в рамках действующего Закона о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.

12.2011 N 402-ФЗ), в то время как применяющиеся до сих пор многочисленные ПБУ утверждены во исполнение требований его предшественника. В настоящий момент не утверждено ни одного ФСБУ. Хотя на сайте финансового ведомства есть планируемая программа принятия федеральных стандартов, которую приведем ниже.

Рабочее наименование проекта стандарта Срок представления уведомления о разработке проекта Предполагаемое время вступления в силу для применения
Запасы Представлено 2019 год
Нематериальные активы Представлено 2019 год
Аренда II квартал 2017 года 2020 год
Основные средства Представлено 2020 год
Незавершенные капвложения III квартал 2017 года 2020 год
Дебиторская и кредиторская задолженности (долговые затраты) III квартал 2017 года 2020 год
Документы и документооборот в бухгалтерском учете IV квартал 2017 года 2020 год
Бухгалтерская отчетность I квартал 2018 года 2020 год
Некоммерческая деятельность II квартал 2018 года 2020 год
Доходы II квартал 2018 года 2020 год
Расходы II квартал 2018 года 2020 год
Финансовые инструменты IV квартал 2018 года 2021 год
Добыча полезных ископаемых I квартал 2019 года 2021 год
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность II квартал 2019 года 2021 год

Как видим, чиновники не торопятся с принятием ФСБУ, и на этот счет есть четкие указания законодателя.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются ранее утвержденные и не признанные утратившими силу правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Иными словами, ПБУ продолжают применяться бухгалтерами до их замены на ФСБУ и ОСБУ.

При этом Минфину и Банку России как органам государственного регулирования бухгалтерского учета предоставлено право вносить изменения в действующие правила бухгалтерского учета и составления отчетности в переходный период, то есть до утверждения федеральных и отраслевых стандартов. Изменения могут вноситься в случае, если они обусловлены изменениями законодательства РФ.

Еще одно дополнение финансистов звучит так: если по конкретному вопросу федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.

В одном из названных пунктов прописаны допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности учетной методологии, временной определенности операций).

В другом указаны требования к учетной политике (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). Все это заимствовано из МСФО и остается без изменений.

Правда, есть одно исключение. Оно касается уточнения требования рациональности. В действующей редакции п. 6 ПБУ 1/2008 данное требование не расшифровано — неясно, что понимается под рациональностью «исходя из условий хозяйствования и величины организации».

Финансисты предлагают исходить из соотношения затрат на ведение бухгалтерского учета по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации.

Фактически такое предложение уже неоднократно озвучивалось экспертами в области бухгалтерского учета, которые тоже взяли его не «с потолка», а из международной практики представления финансовой информации.

Более существенное уточнение кроется в новом п. 5.1 ПБУ 1/2008. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими экономическими субъектами. Это важно в отношении компаний, которые подконтрольны в определенной степени другим организациям.

Если контроль существенный (более 50% влияния), который имеет место в отношениях между материнской организацией и дочерней компанией, тогда влияние присутствует и в бухгалтерском учете.

Читайте также:  Минфин пояснил, как определить не облагаемый ндфл лимит при увольнении - все о налогах

В частности, если основное общество утверждает свои стандарты, обязательные к применению его дочерним обществом, то данное дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета, исходя из указанных стандартов.

Такое правило вполне логично и вытекает из принципов составления консолидированной финансовой отчетности. Обеспечить сопоставимость консолидированных сведений можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам.

Для организаций, составляющих консолидированную отчетность, будет важно еще одно дополнение. Они вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО.

В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда этот способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО.

Отметим: раньше данное правило работало только для представительств и филиалов иностранных организаций.

Они могут формировать свою учетную политику исключительно на основе правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если указанные правила не противоречат международным стандартам финансовой отчетности. Значит, для них ни ПБУ, ни ФСБУ не обязательны к применению.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. Иные ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Проще говоря, бухгалтеру сначала нужно обратить внимание на национальную нормативную базу, возможно, в ней есть похожие случаи, методологию учета которых уместно применить по аналогии.

Практика показывает, что таких вариантов немного, гораздо больше вероятность разрешить спорный вопрос бухгалтерского учета исходя из наработок международных методологов.

Но и они не всегда выручают, и тогда бухгалтеру приходится самому изобретать велосипед.

В Минфине предлагают обновить формулировки в соответствии с действующим Законом о бухгалтерском учете, а также немного изменить алгоритм поиска решения в неурегулированных ситуациях.

В частности, если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, определенных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом бухгалтер руководствуется последовательно:

  • международными стандартами финансовой отчетности;
  • положениями федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
  • рекомендациями в области бухгалтерского учета.

Как видим, приоритет отдан международному опыту представления финансовой информации. Почему? Потому что именно МСФО в большей степени преследуют цель дать объективную оценку активам и обязательствам компании, ее расходам и доходам.

Национальные федеральные и отраслевые стандарты не столь независимы и преследуют также иные цели представления определенной информации для государственных и контролирующих органов.

Причем это характерно не только для РФ, но и для других юрисдикций, которые дополнительно к МСФО вводят свои национальные стандарты.

Еще один совет финансистов, который очень пригодится бухгалтеру небольшой компании.

Если она вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то при отсутствии в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу бухгалтер вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Иными словами, применяя упрощенные способы бухучета, бухгалтер может также все упростить в отношении не урегулированной законодательством ситуации, сократив максимально количество бухгалтерских записей, ее характеризующих.

Тогда бухгалтеру придется рассчитывать только на себя самого.

В Минфине допускают, что формирование учетной политики в соответствии с вышеперечисленными советами по комплексному применению МСФО, ФСБУ, ПБУ приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Тогда учетный работник вправе отступить от правил, установленных данными документами, при соблюдении всех следующих условий:

  • определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;
  • возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств организации;
  • информация об отступлении от правил, установленных ПБУ 1/2008, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с названным положением.

Причем возможна еще одна ситуация, когда применение МСФО, ФСБУ, ПБУ и иных нормативных актов по методологии учета приводит к формированию несущественной для пользователей финансовой отчетности информации.

Под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят решения пользователей этой отчетности. Финансисты не поясняют, что делать в таком случае, указывая на то, что нужно применять требование рациональности.

В зависимости от конкретной ситуации несущественная информация может быть вообще исключена из финансовой отчетности либо представлена в сокращенном виде в сведениях, сопутствующих бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтер может применить самостоятельно разработанный способ бухгалтерского учета либо в отношении нового нестандартного факта хозяйственной жизни, либо к уже имевшей место хозяйственной операции. В последнем случае придется изменить учетную политику, что допускается п. 10 ПБУ 1/2008.

В абзаце 3 данного пункта в действующей редакции уточняется, что применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Финансисты предлагают рационально сократить данную формулировку. Изменение учетной политики будет допускаться, если применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухучета, что не подразумевает меньшую трудоемкость учетного процесса.

А раз так, то, скорее всего, рациональность не будет являться основанием для изменения учетной политики.

Хотя нужно помнить, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухучета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Здесь рациональность применить вполне уместно.

В первую очередь то, что пользователи финансовой отчетности должны иметь представление об этом важном методологическом и распорядительном документе.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. Это уже сокращенный вариант п. 17 ПБУ 1/2008, который включает не одно, а два предложения по общему раскрытию учетной политики.

Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/uchetnaya-politika-standarty-2019

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской федерации (Минфин России).

Минфин разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по проблемам бухгалтерского учета.

Организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  1. федеральные стандарты;
  2. отраслевые стандарты;
  3. рекомендации в области бухгалтерского учета;
  4. стандарты экономического субъекта.

Под стандартом в данном случае понимается документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Федеральные стандарты для всех без исключения устанавливают:

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. в том числе образцы форм бухгалтерской отчетности, а также состав приложений;
  • условия, при которых бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • состав последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица и порядок ее составления;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Такие рекомендации могут разрабатывать, например, саморегулируемые организации.

Читайте также:  Платить ли ндфл при увеличении номинала доли в капитале ооо за счет нераспределенной прибыли? - все о налогах

Стандарты экономического объекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются субъектом самостоятельно.

Экономическим субъектам необходимо разработать свои стандарты ведения бухгалтерского учета:

  • учетную политику;
  • стандарты учета (стандарт по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.);
  • инструкции и регламенты по формированию и заполнению первичных учетных документов и график документооборота;
  • регламенты закрытия периода;
  • положение о порядке формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности и т.д.

Действующие законодательные акты в области регулирования бухгалтерского учета

Основными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета, являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, сфера действия федерального закона, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Источник: https://www.konspekt.biz/index.php?text=8312

Разработка учетной политики и стандартов

БУХУЧЁТ 2015: разработка учетной политики и стандартов.

Для организации и ведения бухгалтерского учета каждый экономический субъект разрабатывает собственные стандарты бухгалтерского учета.

В первую очередь — это учетная политика, объединяющая в своем содержании выбранные способы оценки, учета отдельных объектов, формы первичных учетных документов и регистров учета, график документооборота и процедуру закрытия отчетного периода в организации, и другие аспекты.

По нашему мнению, уполномоченный федеральный орган должен определить принадлежность действующих в настоящее время положений по бухгалтерскому учету к категории федеральных или отраслевых.

К категории отраслевых стандартов следует отнести положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), поскольку документ регулирует вопросы финансового учета деятельности организаций в области строительства, и положение по бухучету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), которое вступило в силу с аналитической отчетности 2012 года и применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр.

Федеральные стандарты бухучета и фин отчетности

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 федерального закона от 06.12.

2011 N 402-ФЗ о бухгалтерском учете к компетенции федеральных стандартов относятся: 1) определения, признаки, классификация, способы измерения, условия признания и списания объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации; 2) требования к учетной политике, условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета; 3) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения; 4) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств; 5) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; 6) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; 7) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

8) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету как для организаций бюджетной сферы, так и к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета представлены на рисунке.

┌─ Уполномоченный федеральный орган │ — Утверждает программу разработки федеральных стандартов. │ — Разрабатывает федеральные стандарты для организаций │ государственного сектора. │ — Утверждает федеральные стандарты и, в пределах его компетенции, │ отраслевые стандарты и обобщает практику их применения. │ — Организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета. │ — Утверждает требования к оформлению проектов стандартов / бухгалтерского учета. — Участвует в установленном порядке в разработке международных │ стандартов. │ — Представляет Российскую Федерацию в международных организациях, │ осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета │ и бухгалтерской (финансовой) отчетности. │ — Осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом от │ 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными федеральными │ законами └─ ┌─ Центральный банк Российской Федерации │ — Утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения. │ — Участвует в подготовке и согласовывает программу разработки │ федеральных стандартов. / — Участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов. — Участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в │ установленном порядке в разработке международных стандартов. │ — Осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом от │ 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными федеральными │ законами └─ ┌─ Функции субъекта негосударственного регулирования бухучета │ — Разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное │ обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный │ федеральный орган. │ — Участвует в подготовке программы разработки федеральных │ стандартов. / — Участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета. — Обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта │ международному стандарту, на основе которого разработан │ проект федерального стандарта. Разрабатывает и принимает │ рекомендации в области бухгалтерского учета. │ — Разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов │ бухгалтерского учета. │ — Участвует в разработке международных стандартов. └─
Рисунок 1. Функции органов государственного регулирования бухучета

Функции органов государственного регулирования разделились. Разработка проектов федеральных стандартов, их публичное обсуждение ложатся на плечи субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а утверждение документов поручено уполномоченному федеральному органу.

Не совсем понятна судьба проектов отраслевых стандартов. В соответствии с пунктом 3 статьи 25 федерального закона от 06.12.

2011 N 402-ФЗ о финансовом учете право утверждения отраслевых стандартов предоставлено органам государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности, а разработка не отнесена к обязанностям данного органа, но возможна.

Это обстоятельство может указывать на то, что проекты отраслевых стандартов могут быть отнесены к компетенции субъектов негосударственного регулирования бухучета, а при нежелании участия в их формировании последних будут разрабатываться органами государственного регулирования отдельного вида экономической деятельности.

Источник: https://buhgalteriya-auditor-buhuchet.ru/standarty-buhgalterskogo-ucheta-uchetnaya-politika-razrabotka-standard.html

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета — элементы механизма регулирования бухучета наряду с федеральными и внутрифирменными стандартами. В чем их отличительные признаки и что они собой представляют, расскажет наш материал.

Российские стандарты бухучета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета включены законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в общую группу регулирующих вопросы бухучета НПА наряду с:

  • федеральными стандартами;
  • рекомендациями в области бухучета;
  • стандартами компании.

Отраслевой стандарт бухучета (исходя из общего определения стандарта) устанавливает требования 2 видов:

  • минимально необходимые — в отношении требований к бухучету;
  • допустимые — касающиеся применяемых учетных способов.

Отличительные признаки отраслевых стандартов бухгалтерского учета:

  • обязательность — их необходимо применять всем организациям, если иное условие не предусмотрено в их тексте;
  • специфичность — они регламентируют нюансы применения федеральных стандартов с учетом специфики отдельных видов деятельности;
  • подконтрольность — они допускаются к применению после прохождения спецэкспертизы, проводимой Советом по стандартам бухучета.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета имеют как сходства, так и различия с федеральными стандартами бухучета, обладающими следующими признаками:

  • универсальность — они подлежат применению вне зависимости от вида деятельности (если в их тексте не указано иное);
  • выборочная детализация — они могут уточнять отдельные требования бухучета (в бюджетном учете, по отдельным видам деятельности);
  • подконтрольность — проходят экспертизу Совета по стандартам бухучета.

Каждая организация вправе разрабатывать свои внутренние учетные стандарты:

  • основывающиеся на нормах действующего бухгалтерского законодательства;
  • дополняющие существующие федеральные и отраслевые стандарты;
  • являющиеся частью внутрифирменной учетной политики.

Как разработать учетную политику, регламентирующую формы и способы налогового учета, расскажут следующие материалы:

Отраслевые и внутрифирменные стандарты бухучета также имеют сходства и различия. Основные характеристики внутрифирменных стандартов (ВФС):

  • ВФС носят добровольный характер — потребность в их разработке, изменении и отмене устанавливается самими компаниями;
  • ВФС создаются экономическим субъектом с целью упорядочения ведения своего бухучета;
  • ВФС применяются в одинаковом объеме всеми подразделениями субъекта.

Изучайте разнообразные стандарты с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

На сайте Банка России размещены отраслевые стандарты (ОСБУ) для хозяйствующих субъектов финансового сектора экономики — они разработаны специально для регламентации учетных процессов специализирующихся на отдельных видах деятельности хозяйствующих субъектов данного сектора.

Многие из них разработаны относительно недавно и будут внедряться в «учетную» жизнь организаций поэтапно. Их появление связано:

  • С планами государства и ЦБ России сблизить отечественный учет с МСФО;
  • планируемым переходом на общий для КФО (кредитных) и НФО (некредитных финансовых организаций) план счетов;
  • стремлением добиться единообразия и информативности отчетных форм;
  • иными задачами.

ОСБУ можно разделить на группы:

  • общие — регламентирующие учетные требования по операциям, свойственным и для КФО, и для НФО;
  • специфические— устанавливающие требования к бухучету объектов и операций, характерных для определенного вида финансовой деятельности.

Среди недавно появившихся ОСБУ можно назвать:

  • для страховых компаний — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета “Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования”» от 28.12.2015 № 526-П;

Источник: https://alldiete.ru/o-bankah/otraslevye-standarty-buhgalterskogo-ucheta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]