Компенация работнику за медосмотр: нужно ли удерживать НДФЛ и начислять взносы?
Автор: Джабазян Е. Л., эксперт журнала
В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан за счет собственных средств организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.
Если работодатель оформил договорные отношения с медицинской организацией, в которую будет направлять работников на осмотры, то вопросов об исчислении НДФЛ и взносов возникнуть не должно.
Однако на практике распространена ситуация, когда соискатели по вакансии и сотрудники фирм самостоятельно оплачивают прохождение
медосмотра, а работодатель в дальнейшем выплачивает им соответствующую компенсацию. И в данном случае относительно удержания НДФЛ и начисления взносов у контролирующих органов нет единой позиции.
О медосмотрах в сфере туризма
Требование о проведении за счет средств работодателя обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров содержится в ст. 212 ТК РФ.
Частью 2 ст. 213 ТК РФ установлено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Следует отметить, что действующим законодательством не определен перечень конкретных наименований должностей работников, обязанных иметь медицинскую книжку.
На сегодняшний момент действует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Приказ № 302н), которым с 01.01.
2012 введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). В частности, согласно п.
23 приложения 2 к Приказу № 302н в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), включены работы в гостиницах и общежитиях.
Считаем необходимым довести до сведения читателей выводы, сделанные в Постановлении ВС РФ от 06.12.2017 № 34‑АД17-5: проходить ежегодные обязательные медосмотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли.
Причем не важно, чем именно торгует работодатель (продуктами или непищевыми товарами) и какую должность занимает работник (контактирует непосредственно с покупателями либо занимается аналитической или административной деятельностью). Полагаем, данный вывод должны учитывать и работодатели других отраслей народного хозяйства, в том числе в сфере гостеприимства.
Следовательно, требование пройти медосмотр и оформить личную медицинскую книжку распространяется на всех работников гостиницы, включая бухгалтерию, отделы кадров и продаж.
К сведению:
Примерный перечень профессий, требующих наличия медкнижки, приведен в Письме Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196‑0‑117 «О направлении перечня профессий» (далее – Перечень).
В числе прочих в Перечне указаны должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также работающие в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах (п. 4.3).
Отсутствие у работника личной медкнижки или отсутствие в ней записей, свидетельствующих о прохождении им медосмотра, является основанием для привлечения организации или ее должностных лиц к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Нужно ли удерживать НДФЛ?
По этому вопросу у контролирующих органов нет четкой позиции. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527, с компенсации затрат работника на медосмотр платить НДФЛ необходимо. По нашему мнению, во избежание споров стоит прислушаться к данному разъяснению.
Итак, чиновники в названном письме отмечают, что НДФЛ не надо удерживать только в случае, если работодатель сам заплатит за обязательный медосмотр.
Согласно разъяснениям Минфина предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) должны осуществляться исключительно за счет средств работодателя, возможность оплаты предварительных медосмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.
Хотя ТК РФ не конкретизирует, как именно работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.
2011 № 302н) для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией.
По мнению чиновников, фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.
Есть и решение суда в поддержку позиции Минфина. В Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.
2015 № 12‑232/2015 арбитры указали: ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медосмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Иная ситуация – если расходы на медосмотры оплачены за счет чистой прибыли работодателя. Тогда они не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 10 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 31.03.2011 № 03‑03‑06/1/196). Согласно абз.
4 названного пункта указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках.
Однако в случае, когда организация учитывает расходы на такие медосмотры в целях налога на прибыль, оплата работнику медосмотра должна облагаться НДФЛ.
А вот в 2014 году Минфин в аналогичной ситуации давал противоположный ответ (Письмо от 08.09.2014 № 03‑03‑06/1/44840). В частности, в названном письме он вспомнил норму ст.
41 НК РФ, по которой доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл.
23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Чиновники подтвердили, что оплата работодателем проведения обязательных медицинских осмотров персонала, обусловленных требованиями ТК РФ, не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников, поскольку необходима для обеспечения деятельности организации. Следовательно, суммы компенсации расходов на обязательные медосмотры не подлежат обложению НДФЛ.
Есть и судебная практика, соответствующая данной позиции. В Постановлении от 11.08.
2006 № А56-31936/2005 ФАС СЗО, выяснив, что организация возместила работникам затраты по прохождению первичного медицинского осмотра при поступлении на работу, указал, что работодатель должен за счет собственных средств обеспечить сотрудникам прохождение такого осмотра в соответствии с законодательством. Поэтому данные выплаты в пользу работников не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Выводы о том, что расходы на обязательные медосмотры уменьшают налог на прибыль, а от обложения НДФЛ их следует освобождать в связи с отсутствием экономической выгоды работника, содержатся в постановлениях ФАС СЗО от 08.02.2011 № А5612834/2010, ФАС МО от 21.03.2011 № КА-А40/1449‑11 по делу № А40-36395/10‑107‑192.
Что касается Роструда, по его мнению, опубликованному на официальном сайте ведомства (https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/questions/view/88027), отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключенного работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства.
Тогда работодатель должен исполнить обязанность по обеспечению проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией.
При этом работодатель обычно выдает работнику направление на такой осмотр, а после его прохождения возмещает работнику произведенные расходы (вопросы о начислении НДФЛ чиновники из Роструда не рассматривают).
Нужно ли начислять страховые взносы?
В упомянутом выше Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 Минфин также изложил свою позицию относительно исчисления взносов при компенсации расходов на медосмотр.
Чиновники подтверждают, что затраты самого работодателя на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ являются производственными расходами, необходимыми для осуществления деятельности организации, и не являются объектом обложения страховыми взносами.
Однако, по их мнению, возмещаемые организацией своим работникам суммы расходов работников по оплате медицинских осмотров не являются компенсационными выплатами, предусмотренными Трудовым кодексом. То есть к таким выплатам нельзя применить нормы пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
К сведению:
Подпункт 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Учитывая требования п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421 НК РФ (в базу для начисления страховых взносов организации включают выплаты в пользу физлиц, произведенные, в частности, в рамках трудовых отношений), специалисты финансового ведомства делают вывод: выплаты в возмещение расходов на медосмотр надо облагать страховыми взносами.
Как и в случае с НДФЛ, данная позиция Минфина не бесспорна.
Есть судебные решения, из которых следует, что сумма возмещения организацией расходов физлиц в связи с прохождением ими
медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, поскольку носит компенсационный характер. Арбитры подтверждают, что при оплате работником прохождения медицинского осмотра за счет собственных денежных средств в силу ст.
213 ТК РФ данные расходы подлежат возмещению со стороны работодателя. Такие выводы содержатся в постановлениях АС ПО от 27.01.2016 № Ф06-4898/2015 по делу № А65-11279/2015, АС УО от 23.09.2014 № Ф09-6044/14, ФАС ЗСО от 29.03.2012 № А45-18533/2011 (Определением ВАС РФ от 20.07.
2012 № ВАС-
9128/12 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано).
К сведению:
В названных постановлениях выводы построены на нормах утратившего силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ. В главе 34 НК РФ содержатся схожие положения.
* * *
Учитывая позицию Минфина, организация проведения медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением избавит работодателей от лишних вопросов при проверках.
В ситуации, когда фирма компенсирует работникам расходы на прохождение медосмотров и при этом не исчисляет НДФЛ и страховые взносы, возможны претензии со стороны контролирующих органов, но есть вероятность отстоять свою правоту в суде.
Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2018 год
Источник: https://www.audar-press.ru/kompensaciya-rabotniku-za-medosmotr
Налоговый учет расходов на медицинское обеспечение сотрудников
09.08.2007 Необходимость организации медицинского обеспечения сотрудников обусловлена как требованиями действующего законодательства, так и веяниями времени. В настоящее время медицинская страховка стала неотъемлемой частью так называемого «социального пакета».
Как учесть эти расходы в целях налогообложения с учетом разъяснений официальных органов и сложившейся арбитражной практики рассказывает И.А. Баймакова, заместитель начальника отдела ФСКН России.
Содержание<\p>
Эффективная деятельность любой организации в немалой степени зависит от «человеческого фактора», т. е.
от работоспособности ее коллектива. И, несомненно, медицинское обеспечение сотрудников является одной из задач, которые необходимо решать руководителю организации.
Забота о здоровье сотрудников может носить как обязательный характер (уплата взносов в фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, а также взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведение медицинских осмотров, предусмотренных законодательством и т. д.), так и добровольный (заключение договоров на добровольное медицинское страхование, оплата лечения, возмещение расходов на медикаменты и т. п.). В настоящее время нередко вопросы медицинского обеспечения работника являются обязательной частью «социального пакета».
Суммы понесенных расходов на поддержание здоровья сотрудников могут быть различны и зависят как от политики организации в области медицинского обеспечения своих сотрудников, так и от схемы взаимоотношений юридического лица (индивидуального предпринимателя) с медицинскими и (или) страховыми организациями.
Рассмотрим наиболее популярные варианты обеспечения медицинскими услугами работников организаций и порядок налогового учета понесенных расходов.
Действующим налоговым законодательством учет расходов на медицинское обеспечение для целей исчисления налога на прибыль определен:
- подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ — расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
- пунктом 7 статьи 255 НК РФ — расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;
- пунктом 16 статьи 255 НК РФ — расходы по оплате взносов работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.
Эффективная деятельность любой организации в немалой степени зависит от «человеческого фактора», т. е. от работоспособности ее коллектива. И, несомненно, медицинское обеспечение сотрудников является одной из задач, которые необходимо решать руководителю организации.
Забота о здоровье сотрудников может носить как обязательный характер (уплата взносов в фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, а также взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведение медицинских осмотров, предусмотренных законодательством и т. д.), так и добровольный (заключение договоров на добровольное медицинское страхование, оплата лечения, возмещение расходов на медикаменты и т. п.). В настоящее время нередко вопросы медицинского обеспечения работника являются обязательной частью «социального пакета».
Суммы понесенных расходов на поддержание здоровья сотрудников могут быть различны и зависят как от политики организации в области медицинского обеспечения своих сотрудников, так и от схемы взаимоотношений юридического лица (индивидуального предпринимателя) с медицинскими и (или) страховыми организациями.
Рассмотрим наиболее популярные варианты обеспечения медицинскими услугами работников организаций и порядок налогового учета понесенных расходов.
Действующим налоговым законодательством учет расходов на медицинское обеспечение для целей исчисления налога на прибыль определен:
- подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ — расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
- пунктом 7 статьи 255 НК РФ — расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;
- пунктом 16 статьи 255 НК РФ — расходы по оплате взносов работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.
Согласно статье 212 ТК РФ в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит организация проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) и обязательных психиатрических освидетельствований работников в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также организация проведения внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. Статьей 76 ТК РФ предусмотрено, что работники, не прошедшие обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний, не могут быть допущены к исполнению ими трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Источник: https://buh.ru/articles/documents/14057/
Налоговый учет расходов на проведение медосмотров
Без сомнения, расходы на прохождение трудовогомедосмотра увеличивают валовые расходы предприятия. Читаем пп. 5.2.
1 Закона о прибыли: в валовые расходы включают «суммы любых расходов, уплаченных ( начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда(выделено авт.— С. С.)«.
Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включают в валовые расходы, утвержден постановлением КМУ от 27.06.03 г. № 994. И хотя этот документ издан под Закон об охране труда, а не под Закон о прибыли им приходится пользоваться. Между прочим, в п.
7 этого постановления упомянуты и обязательные предварительный, периодический и внеплановый медосмотры работников, занятых на тяжелых работах, работах с опасными или вредными условиями труда или таких, где есть необходимость в профессиональном отборе.
Давайте рассмотрим письмо № 436, в котором ГНАУ высказала свою позицию: Только в случае, если работники подпадают под Перечень профессий, работники которых подлежат медицинскому осмотру (убеждены, что речь идет о перечне, приведенном в приложении 1 к Положению № 45.— С.
С), расходы на проведение их обязательного медицинского осмотра предприятие может отнести к валовым расходам отчетного периода при наличии соответственно оформленных документов. Прочие расходы на осуществление медицинских услуг для обслуживания работников, в том числе медицинские осмотры работников, работающих с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин, к валовым расходам не относятся».
Следовательно, предприятие может оплачивать медосмотры и других работников, да вот о валовых расходах лучше и не мечтать. Сразу уточним: в письме № 436 ГНАУ не сказала о работах, в которых нужен профессиональный отбор (см. Перечень № 263), но расходы предприятия на медосмотр работников указанных профессий тоже можно включать в валовые.
На этом можно было бы остановиться, если бы указанное письмо не затронуло профилактическихмедосмотров. Ведь, как мы говорили еще в начале консультации, такие медосмотры, по сути, не связаны с охраной труда. Значит, по логике письма № 436 расходам на его проведение нет места в валовых.
Но мы с этим подходом категорично не согласны и считаем: расходы на ЛЮБЫЕ медосмотры, обязательность проведения которых за счет работодателя (!) предусмотрена законодательством, увеличивают валовые расходы предприятия.И все это — на основании все того же пп. 5.2.1 Закона о прибыли.
Все-таки связь подобных расходов с деятельностью предприятия вне сомнений: без всех обязательных медосмотров работодателю запрещено допускать работников к работе.
Ведь назвали же их обязательными! Правда, опять-таки валовые расходы появятся толькоотносительно работников тех отраслей, профессий, должностей, которые указаны в соответствующих перечнях категорий лиц, для которых медосмотр обязателен.
Поскольку на сегодня медуслуги облагают НДС (об этом мы писали в № 69 за 2004 год на стр. 20), предприятие (плательщик НДС) может получить право на налоговый кредит. Понятное дело, чтобы его реализовать, нужна налоговая накладная (пп. 7.5.1 Закона о НДС).
Налог с доходов
Стоит упомянуть об этом налоге хотя бы из-за того, что немало наших читателей задумались, не приводит ли оплата медосмотра к возникновению у работников дополнительного блага.
И мы*, и ГНАУ¨ пришли к общему выводу: оплата медосмотра работодателем не является для работника дополнительным благом, а следовательно, не облагается налогом.Но это относительно лиц, для которых такой медосмотр обязателен.
Логично, что об исчислении любых соцвзносов не может быть и речи.
Между тем мы помним: если предприятие приобретет личные медицинские книжки за собственные средства и передаст их бесплатно работникам, налога не избежать (детальнее см. в № 63 за 2004 год на стр. 28). Хотя это касается только профилактических медосмотров, поскольку для трудовых приобретение книжек работником за его кровные не предусмотрено.
Бухгалтерский учет
Безусловно, оплата обязательных медосмотров работников увеличит расходы деятельности предприятия. Но какой расходный счет выбрать — решать вам исходя из того, какие именно работники проходят осмотр. В принципе можно отметить, что в п. 15.
8 П(С)БУ 16 «Расходы» сказано: расходы на охрану труда попадают в общепроизводственные расходы (то есть на счет 91). Но мы бы не советовали так буквально выполнять этот пункт, и вот почему. Во-первых, под него подпадают только трудовые медосмотры.
Во-вторых, методически правильно относить понесенные расходы именно на объекты, которых они касаются.
То есть если речь идет о медосмотре работников, занятых в производстве, расходы списывают непосредственно в дебетсчета 23 «Производство», о работниках аппарата управления цехами, участками — в дебетсчета 91 «Общепроизводственные расходы» и т. д. И здесь уже неважно: трудовой или профилактический медосмотр — их бухучет одинаков.
Детальнее бухгалтерский и налоговый учет рассмотрим на примере.
Пример
Предприятие А направило на профилактический медосмотр 10 своих работников, занятых непосредственно на производстве продукции. Стоимость медуслуг — 360 грн. (в т. ч. НДС — 60 грн.). Бухгалтерские проводки покажем в таблице.
Таблица
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн. | Налоговый учет |
Дт | Кт | вд | ВР | |
Предоставлены услуги по осмотру работников (стороны подписали акт выполненных работ) | — | |||
Отражен налоговый кредит (есть налоговая накладная) | — | — | ||
Оплачены услуги по прохождению медосмотра | — | — | ||
Как видите, ничего сложного в учете подобных операций нет. |
Сергей СТРОИЧ, консультант газеты «Все о бухгалтерском учете»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Охрана труда является одним из общеобязательных условий осуществления хозяйственной деятельности в Украине. Охране труда покорны как работодатели, так и работники.
Работодателям, в соответствии со статьей 13 Закона об охране труда, необходимо создавать условия труда, соответствующие нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере охраны труда. А работники должны строго придерживаться законодательства об охране труда. Это уже требование статьи 159 КЗоТа.
Статья 260 КЗоТа устанавливает, что затем, как исполняют законы и другие нормативно-правовые акты об охране труда, наблюдают:
· Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда (далее — Госкомнадзорохрантруда);
· Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;
· органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства чрезвычайных ситуаций Украины;
· органы и заведения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины.
Аналогичная норма закреплена и в ст. 38 Закона об охране труда. Однако это не означает, что штрафовать за несоблюдение законодательства об охране трудамогут все четыре инстанции. Такие полномочия имеет только Госкомнадзорохрантруда (ст. 231 КоАПа) и санэпидемслужба (ст. 236 КоАПа).
Статья 231 КоАПа говорит, что органы Госкомнадзорохрантруда рассматривают дела о нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда, а также о невыполнении законных требований Госкомнадзорохрантруда.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда установлена статьей 41 КоАПа: работникам, не выполняющим требования по охране труда, грозит админштраф в размере от 34 до 85 грн., а должностным лицам предприятий и частным предпринимателям, использующим наемный труд, за те же деяния — от 85 до 170 грн.
За невыполнение предписаний (законных требований) Госкомнадзорохрантруда штрафуют по статье 1884 КоАПа: работников от 51 до 85 гривен, должностных лиц — от 170 до 238 гривен.
Органы санитарно-эпидемиологической службы, согласно статье 236 КоАПа, могут рассматривать дела и накладывать штрафы за правонарушения, предусмотренные статьей 41 КоАПа, только при условии, что несоблюдение законодательства об охране труда является нарушением санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Что касается остальных органов, перечисленных в ст. 260 КЗоТа, то они могут применить административную ответственность за правонарушения, предусмотренные иными нормами, нежели ст. 41 КоАПа (например, ст. 95,120,175 КоАПа), но никак не за нарушение законодательства об охране труда.
Все вышесказанное касается исключительно административной ответственности. А за нарушение требований законодательства об охране труда предусмотрена еще и уголовная. Ее применяют к должностным лицам предприятия согласно ст. 271 УКУ.
Она устанавливает, что нарушение требований законодательства об охране труда в случае, если оно повлекло за собой нанесение ущерба здоровью пострадавшего, карается штрафом до 850 грн. или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы на такой же срок.
Если же невыполнение требований об охране труда повлекло за собой гибель людей или другие тяжелые последствия, то виновным грозят исправительные работы сроком до двух лет или ограничение свободы до пяти лет, или лишение свободы до семи лет.
Кроме того, такие санкции могут отягощаться запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. Уголовная ответственность для работников, которые нарушают правила безопасности, соблюдать которые они обязаны, предусмотрена ст. 272 УКУ.
Следует отметить, что ее наступление также обусловлено наличием тяжелых последствий в виде ущерба здоровью или жизни пострадавших. С нарушением законодательства об охране труда также связаны преступления, предусмотренные ст. ст. 273 — 275 УКУ.
Надеемся, что данная публикация поможет вам понять, как следует поступать, чтобы никто и никогда не смог применить к вам санкции, о которых шла речь.
Источник: https://stydopedia.ru/4xe0c.html
Проводки по расходам: медосмотры
ТК РФ гласит, что определенные категории работников должны проходить в обязательном порядке медосмотры, причем оплачивать эти расходы должен работодатель. (ст.213 ТК РФ).
Медосмотры бывают предварительными, которые работник проходят на стадии трудоустройства, и периодические, которые проводятся в процессе трудовой деятельности работника с целью выявления возможных профессиональных заболеваний.
Медосмотры позволяют определить, насколько работник способен трудиться на занимаемой должности, насколько он по состоянию здоровья способен исполнять свои трудовые обязанности.
Категории работников, для которых медосмотры являются обязательными, определены в 213 ст. ТК РФ.
Медицинские осмотры обязаны проходить
- Сотрудники на работах с вредными и опасными условиями труда;
- Сотрудники на работах, связанных с движением транспорта;
- Сотрудники пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
- Сотрудники водопроводных сооружений;
- Медработники;
- Работники детских учреждений;
- Несовершеннолетние работники (до 18 лет).
Существует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №302н от 12.04.2011, который утверждает перечень вредных и опасных факторов и работ, при наличии которых проводятся обязательные медосмотры.
Скачать приказ и ознакомиться с утвержденным перечнем можно по ссылке.
Время нахождения работника на медицинских осмотрах оплачивается ему в соответствии с системой оплаты труда, применяемой к его должности.
Проводки по расходам на медосмотры
Как утверждает 213 ст. Трудового кодекса РФ затраты на прохождение работниками медицинских осмотром несет работодатель.
Расходы на медосмотры в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности и списываются в дебет счета 44 с помощью проводки Д44 К60 для торговых организаций, Д20 (23, 25, 26) К60 — для производственных.
В налоговом учете расходы на обязательные медицинские осмотры относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Это относится именно к расходам на медосмотры, проведенных в отношении тех категорий работников, перечень которых утвержден в ТК РФ и приказе Минздравсоцразвития, указанного выше.
Если же медосмотры проходились сотрудниками, не входящими в перечень работников, для которых подобные осмотры являются обязательными, то расходы на них не могут учитываться при исчислении налогооблагаемой прибыли, так как не являются экономически обоснованными.
То есть учесть расходы можно только в отношении тех категорий работников, для которых обязанность прохождения медосмотров законодательно утверждена.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Источник: https://online-buhuchet.ru/rasxody-na-medosmotry/