К вопросу о сроках вступления приказов фнс россии, утверждающих новые формы деклараций и форматы их представления (копина а.а.)
Дата размещения статьи: 07.08.2016
Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах может войти в топ-лист самых противоречивых положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Выступая гарантией для получения налогоплательщиком своевременной информации обо всех изменениях, связанных с осуществлением им своих налоговых обязанностей, и достаточно четко описывая этот порядок, он, тем не менее, постоянно нарушается, при этом приводятся всевозможные доводы, обусловливающие возможность этого нарушения или нераспространения на конкретные акты.
Действие актов законодательства о налогах и сборах определено в ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 1 ст. 5 установлено общее правило вступление актов законодательства о налогах в силу, в соответствии с которым они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Из этого правила предусмотрены исключения, которые касаются норм, улучшающих положение налогоплательщика.
Так, например, п. п. 3, 4 ст.
5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, а акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений (Постановления от 30 января 2001 г. N 2-П, от 19 июня 2003 г. N 11-П и др.
), в силу конституционного императива законности установления налогов и сборов предъявляются требования не только к форме, процедуре принятия и содержанию соответствующих актов, но и к порядку их введения в действие.
Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из ст. ст. 8 (ч. 1) и 34 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, выступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы. Изменение налоговых правил до истечения разумного срока с момента опубликования правового акта, которым вносятся изменения в налоговое регулирование, приводило бы к нарушению конституционных принципов, на которых основана экономическая система и правовой статус субъектов экономической деятельности .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина».
Таким образом, важнейшей составляющей исполнения налоговой обязанности является своевременное доведение информации до налогоплательщика.
В ст. 5 НК РФ предусмотрено, что положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в ред. до 1 июня 2016 г.).
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19683
Порядок и особенности списания безнадежных долгов ИП и граждан в 2018 году
Начиная с 1 января 2018 года, с индивидуальных предпринимателей и физических лиц начнут списываться долги, признанные безнадежными к взысканию. ИП освободят от задолженности по налогам, возникшей до 2015 года, и по страховым взносам, начисленным до 1 января 2017 года, с обычных граждан спишут долги по имущественным налогам: транспортному, земельному, налогу на имущество.
Одним из основных изменений грядущего года является налоговая амнистия 2018 для ИПпо обязательным платежам. Данные изменения затронут также и обычных граждан, которым были начислены имущественные налоги и соответствующие им пени и штрафные санкции.
Рассмотрим вкратце, кого коснутся данные поправки в НК РФ, как получить освобождение от долгов и затронет ли амнистия юридических лиц.
Документ, устанавливающий налоговую амнистию
Правовым актом, вносящим изменения в Налоговый кодекс РФ в части списания безнадежных к взысканию долгов с ИП и физических лиц, является проект Федерального закона № 300200-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Важно: в настоящий момент закон о налоговой амнистии 2018 года одобрен Советом Федерации и передан на рассмотрение Президенту РФ 26 декабря 2017 года.
Дата вступления в силу изменений
Предположительная дата вступления в силу изменений, касающихся введения налоговой амнистии, назначена на 1 января 2018 года.
Что послужило стимулом для разработки указанного законопроекта
На прошедшей 14 декабря 2017 года большой пресс-конференции Президент РФ Владимир Путин высказался о необходимости введения налоговой амнистии для граждан и ИП по основным налогам, задолженность по которым возникла за периоды до января 2015 года.
В частности, глава государства отметил, что налоговая задолженность, сформировавшаяся на протяжении многих лет в силу обстоятельств, зачастую не зависящих от человека, в настоящий момент затрагивает около 42 млн человек и составляет в общей сумме порядка 41 млрдруб.
Владимир Путин: «Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции».
Более подробно с речью Президента РФ можно ознакомиться в нижеследующем видео:
Кого коснется амнистия
Примечание: к сожалению, налоговая амнистия, предусматривающая списание безнадежных долгов, не затронет юридических лиц.
По каким налогам будут списаны долги
Рассмотрим перечень основных налогов, по которым в 2018 году ожидается списание недоимки, в табличном варианте.
Обычный гражданин (физическое лицо) | Транспортный налог | Списанию подлежит вся задолженность, возникшая до 1 января 2015 года, а также пени, начисленные на нее до дня принятия решения о списании долга |
Земельный налог | ||
Налог на имущество | ||
ИП | Налог по УСН, ЕНВД, ПСН, НДФЛ | Списанию подлежит долг по всем налогам, уплачиваемым в связи с применением налоговых режимов (единый налог по УСН, ЕНВД, ПСН, а также НДФЛ), возникший до 1 января 2015 года, а также пени и штрафы с момента возникновения до дня принятия решения о списании |
Страховые взносы | Взносы на обязательное страхование, подлежащие уплате в ПФР, ФФОМС, ФСС, возникшие за период до 1 января 2017 года |
Важно: указанным законопроектом планируется введение льготы по земельному налогу для пенсионеров на федеральном уровне в размере 600 кв.м. Это означает, что налог не будет взыскиваться с 6 соток земли пенсионера, что значительно облегчит налоговую нагрузку на указанную категорию лиц.
Рассмотрим более подробно порядок и особенности списания задолженности каждой из указанной выше категории лиц.
Налоговая амнистия для ИП
В отношении ИП, имеющих задолженность по налогам, возникшую до 1 января 2015 года, списанию будет подлежать вся сумма неуплаченных обязательных платежей вне зависимости от ее размера. Однако законодатель ограничил перечень налогов, по которым возможно «прощение» долга. Так, в данный список не попали:
- Налог на добычу полезных ископаемых.
- Акцизы.
- НДС, уплачиваемый в связи с перемещением товаров через границу РФ.
Примечание: также наряду с налогом будет списана вся сумма пеней и штрафных санкций, начисленная в связи с его неуплатой, начиная с периода образования до момента вынесения налоговой инспекцией решения о списании долга.
Помимо налогов, прощать ИП планируется и в части неуплаченных страховых взносов, образовавшихся на период до января 2017 года при условии, что ИП деятельности все это время не вел, отчетности не сдавал, в связи с чем страховые взносы был начислены ему в максимальном размере, согласно ч.11 ст. 14 закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Напомним, что в соответствии с указанной статьей, ПФР имел право начислить предпринимателю, не представившему в налоговую инспекцию сведения о полученных доходах, взносы, рассчитанные по следующей формуле:
8 х МРОТ х 26% х 12
Например, в 2016 году предельная сумма взносов, которую мог начислить Пенсионный фонд, составляла 154 852 руб. (8 х 6 204 х 26% х 12).
Примечание: списание по взносам возможно только в случае, если ИП не вел деятельности, в связи с чем долг по фиксированным платежам, допустим за 4 квартал 2017 года, предпринимателю списан не будет.
Налоговая амнистия для обычных граждан
Согласно изменениям, вносимым в НК РФ в 2018 году, с физических лиц будет списана безнадежная задолженность по:
- Транспортному, земельному и имущественному налогу, образовавшаяся за периоды до 1 января 2015 года включительно, а также пени, начисленные на указанную недоимку с периода образования задолженности и до момента вынесения решения налоговым органом.При этом не имеет значения размер недоимки, причина ее возникновения, а также материальное положение должника. По закону вся сумма указанной задолженности будет признана безнадежной к взысканию, подлежащей списанию в одностороннем порядке налоговым органом.
- НДФЛ, подлежащая уплате в связи с получением гражданином дохода, с которого работодателем не был исчислен и уплачен в бюджет налог.Данная ситуация затрагивает случаи, когда гражданин получил от работодателя доход, с которого не был исчислен и уплачен в бюджет НДФЛ.
Напомним, что работодатель является налоговым агентом по отношению к своему работнику, в связи с чем он обязан самостоятельно рассчитывать и перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, о чем, в свою очередь, обязан отчитаться в справке по форме 2-НДФЛ.
Если работодатель по какой-то причине не может перечислить НДФЛ в бюджет, он должен уведомить об этом работника и налоговый орган. В этом случае обязанность уплатить налог ложится на плечи работника.
Законом о налоговой амнистии суммы задолженности по НДФЛ, образовавшиеся в результате описанной выше ситуации, подлежат списанию за период с января 2015 года по январь 2017 года.
Также, как и в случае с ИП, законодатель ограничил перечень доходов, подлежащих списанию.
Долги по каким доходам не подлежат списанию
Перечень доходов, не подлежащих списанию, будет перечислен в п.72 ст. 217 НК РФ. К указанным доходам будет относиться прибыль гражданина, полученная:
- в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
- в виде дивидендов и процентов;
- в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
- в натуральной форме, определяемых в соответствии со ст. 211 НК РФ, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП;
- в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
В данном случае речь идет о задолженности, образовавшейся из-за списания долгов граждан организациями – например, операторами связи и банками, уточняет глава правового департамента HEADSConsulting Диана Маклозян. По оценкам специалистов, данная сумма составляет порядка 22 млрд рублей.
Как и в какой срок будет производиться списание долгов
Списание задолженности с граждан и ИП будет производиться в одностороннем порядке, то есть никаких документов и заявлений указанные лица представлять в налоговые органы не будут.
При этом законопроектом не установлена обязанность уведомления ИП и граждан о списанном долге и его сумме. Предполагается, что заинтересованное лицо должно будет самостоятельно обратиться в налоговые органы за уточнением суммы недоимки и размера списанной задолженности.
Общая сумма подлежащих списанию долгов
На пресс-конференции Владимир Путин отметил, что сумма безнадежных долгов граждан достигает порядка 40 млрдруб. и затрагивает около 42 млн человек.
По мнению главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, данная сумма в настоящий момент приближается к 150 млрдруб., а списание задолженности планируется с 1 млн 34 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Андрей Макаров: «Мы посчитали все, эта сумма превышает 150 млрд рублей. Президент предложил это не потому, что нельзя взыскать, а потому, что несправедливо взыскивать. Сегодня это обращение к справедливости налогообложения. Это не только списание долгов, это посыл, который закладывается в настройку налоговой системы, решение по которой надо принимать в 2018 году».
Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что с одной стороны списание долгов с ИП позволит данной категории налогоплательщиков вернуться к деятельности, оформленной в рамках законодательства РФ, с другой стороны это будет не совсем честно по отношению к тем ИП, которые своевременно и в полном объеме уплачивают обязательные платежи.
Как будет происходить списание долгов и пострадают ли от этого честные плательщики, покажет время.
Источник: https://MoneyMakerFactory.ru/articles/nalogovaya-amnistia-2018/
Вступает в силу новый порядок изменения сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов
Важная новость для бухгалтеров. Завтра, 4 марта, вступает в силу новый регламент изменения сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов. В документе приведены все необходимые формы заявлений на получение отсрочки.
В субботу, 4 марта, вступит в силу Приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами». Документ был принят в связи с тем, что с начала 2018 года администрирование взимания страховых взносов и отчетности по ним передано ФНС.
Какие новшества содержит приказ
Главная новация документа заключается в том, что все решения по изменению сроков уплаты страховых взносов теперь будет принимать налоговая служба, а не соответствующие страховые фонды. Необходимые поправки ранее были внесены в статью 18.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также в Налоговый кодекс РФ.
Кроме того, изменился механизм принятия решения налоговиками по изменению срока уплаты НДФЛ физическим лицом, которое не имеет статуса индивидуального предпринимателя или налогового агента.
Раньше было предусмотрено, что если сумма НДФЛ, подлежащего уплате, превышает 100 тысяч рублей, то решение об изменении срока ее уплаты принимает территориальная инспекция ФНС по месту жительства гражданина.
Такое решение налоговики должны согласовывать с управлением ФНС по соответствующему субъекту РФ, а также с финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Сейчас правом изменения срока уплаты НДФЛ наделили руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ, который будет согласовывать это с соответствующими финансовыми органами. Также руководитель сможет передать это право территориальной инспекции. Такой порядок будет действовать для любой суммы налога.
Предоставление отсрочки уплаты налогов и сборов
ФНС также внесла в документ новый пункт, в соответствии с которым при нарушении налогоплательщиком условий предоставленной ему ранее отсрочки уплаты налога, действие такой отсрочки или рассрочки может быть досрочно прекращено. Соответствующее решение по такому вопросу должен принимать налоговый орган, который принимал решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога.
Напомним, налогоплательщик, который хочет изменить срок или рассрочить уплату налога, имеет право подать заявление о предоставлении ему отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Это предусмотрено нормами статьи 61 Налогового кодекса РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
Подписаться
e-mail рассылка
Подпишитесь на новости для бухгалтера!
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Источник: https://ppt.ru/news/138413
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
2.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
4.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
4.
1. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
1) даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;
2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.
5.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Комментарий к Ст. 5 НК РФ
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы (ст.
1 Федерального закона от 14 июня 1994 г.
N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (далее в настоящей главе — Закон N 5-ФЗ)).
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете».
Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
Собрание законодательства Российской Федерации является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Указанное следует из ст. ст. 4, 5, 7 Закона N 5-ФЗ.
А для актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле установлен особый порядок их вступления в силу.
Так, акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза. Иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:
1) если актами таможенного законодательства Таможенного союза или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления в силу указанных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;
2) если указанные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений.
Вышеуказанное следует из п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее в настоящей главе — Закон N 311-ФЗ).
Статья 5 НК РФ рассказывает о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени. Согласно п. 1 ст.
5 НК РФ законы о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Законы о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие (отягчающие) ответственность за нарушения, вводящие новые обязанности, одним словом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
А вот законы, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, согласно п. 3 ст. 5 НК РФ обратную силу имеют.
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени, предусмотренные данной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Следовательно, по общему правилу нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Исключения предусмотрены для случаев вступления в силу актов, улучшающих положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Такие акты могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
При рассмотрении вопросов, связанных с применением приказов об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) и порядков их заполнения, следует принимать во внимание, что срок представления деклараций (расчетов) определяется законодательством о налогах и сборах как «не позднее установленного числа».
При этом согласно п. п. 3 и 4 ст.
80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Учитывая изложенное, со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение) начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).
Вместе с тем надлежит принимать во внимание, что представление в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов) является одной из обязанностей налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В случае если налогоплательщиком представлена декларация (расчет) по форме, действующей на момент представления, на него не может быть возложена обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, акт об утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и действие которого распространено с начала указанного периода (за соответствующий налоговый (отчетный) период).
Указанное разъяснение об особенностях определения дат вступления в силу и утраты силы приказов об утверждении форм налоговых деклараций было дано в Письме Минфина России от 4 марта 2009 г. N 03-02-07/1-108.
Источник: https://stNKRF.ru/5
Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут долги по налогам и взносам
Налоговой амнистии в законе от 28.12.17 № 436-ФЗ посвящены статьи 11 и 12, а детали ее применения зафиксированы в статье 14. Статья 11 Закона № 436-ФЗ регулирует порядок списания с ИП долгов по страховым взносам, статья 12 — порядок списания долгов по налогам как с предпринимателей, так и с физических лиц, не обладающих статусом ИП. Остановимся на каждой из статей подробнее.
Какие долги спишут ИП
Итак, статья 11 Закона № 436-ФЗ гласит: для предпринимателей признается безнадежной и подлежит безусловному списанию задолженность (недоимка) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, которая возникла за расчетные или отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. То есть речь идет о взносах, уплачиваемых по правилам Закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, о чем прямо сказано в п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ: размер списываемой недоимки определяется по правилам ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Напомним: данная норма регламентировала порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, на основании сведений, предоставляемых в органы ПФР и ФСС налоговиками. На основании данных о доходах предпринимателей, полученных из ИФНС, сотрудники внебюджетных фондов определяли величину недоимки и выставляли соответствующие требования.
Суммы, указанные именно в таких требованиях, и попали под амнистию. Помимо собственно недоимки, списанию подлежит и задолженность по начисленным на нее пеням и штрафам. При этом в п. 11 ст.
14 Закона № 436-ФЗ особо оговаривается, что амнистия применяется только к фактически не уплаченным (не взысканным) до 29.12.17 (т.е. до дня вступления в силу Закона № 436-ФЗ) суммам. Во-первых, это означает, что вернуть обратно уплаченную или взысканную по состоянию на 28.12.
2017 года задолженность, которая по закону № 436-ФЗ является безнадежной, не получится. Во-вторых, такая оговорка с 29 декабря фактически лишает налоговые органы и органы внебюджетных фондов возможности осуществлять взыскание этих сумм.
Так что все действия по взысканию таких задолженностей с начисленными на них пенями и штрафами, должны быть прекращены.
Отдельное внимание законодатели уделили перечню субъектов, чья задолженность по страховым взносам подлежит списанию. В п. 1 ст.
11 Закона № 436-ФЗ прямо указано, что списывается задолженность не только действующих ИП, но и тех физических лиц, которые на момент образования задолженности имели таковой статус, а впоследствии его утратили. То есть, старые долги спишут и тем гражданам, которые больше предпринимательской деятельностью не занимаются.
Помимо предпринимателей (действующих и бывших) под амнистию по страховым взносам попали и прочие категории самозанятых граждан — адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, детективы и т.п.
А вот под амнистию по налогам самозанятые граждане не подпадают. Право на освобождение от налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, имеют только ИП (как действующие, так и бывшие).
Им списывается «старая» задолженность по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через госграницу.
Заметим также, что в этой части Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о неприменимости положений ст. 12 к задолженности, уплаченной или взысканной после его вступления в силу (т. е.
после 29 декабря 2017 года и позже). А значит, подобные суммы должны признаваться излишне уплаченными или излишне взысканными с применением к ним положений ст. 78 и 79 НК РФ соответственно. Проще говоря, такие суммы можно вернуть или зачесть в счет исполнения других обязанностей по уплате налогов.
А на излишне взысканные суммы к тому же должны быть начислены проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ вплоть до даты возврата или зачета.
Как спишут долги предпринимателям
Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства.
Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года.
Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.
Отдельно в п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ оговорено, что решение о списании может составляться в произвольной форме с указанием ФИО и ИНН налогоплательщика, а также сведений о списываемой задолженности. Это, по идее, должно исключить волокиту на местах при списании задолженности со ссылками на отсутствие утвержденной ФНС формы решения о списании задолженности.
В то же время, сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. А значит, инспекции могут принимать такое решение сколь угодно долго.
Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами.
Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика).
При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.
Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст. 21 НК РФ), срок формирования акта по которой не может превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В части же налоговой задолженности вариант с проведением сверки остается единственно возможным для ускорения процедуры списания задолженности.
Списание налоговой задолженности физических лиц
Амнистию для физических лиц, не являющихся ИП, регламентирует п. 1, 3 и 4 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. Тут подлежит списанию как безнадежная к взысканию недоимка по трем налогам: транспортному, налогу на имущество физлиц и земельному. «Дата отсечения» такая же, как и у предпринимателей — 1 января 2015 года.
То есть вся задолженность по указанным трем налогам, образовавшаяся ранее этой даты, должна быть списана вместе с начисленными на нее пенями и штрафами. Причем, пени списываются за все время, вплоть до даты принятия о списании.
При этом, как уже отмечалось выше, в части «налоговой амнистии» Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 года. Так что если физлицо после этой даты уплатило (или с него была взыскана) задолженность по транспортному, земельному или «имущественному» налогу, образовавшаяся до 01.01.
2015, то уплаченную (взысканную) сумму можно вернуть или зачесть в счет исполнения других налоговых обязанностей. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Как и в случае с «предпринимательской» амнистией, решение о списании принимает налоговый орган либо по месту жительства физлица, либо по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (машины, квартиры, земельного участка).
Решение принимается в произвольной форме с указанием данных о налогоплательщике и списываемой задолженности. При этом сроков принятия такого решения налоговым органом законодатель также не установил.
А значит, если задолженность по каким-то причинам нужно списать быстро, налогоплательщику придется инициировать сверку платежей в порядке, который был описан выше.
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2018/1/13071
Статья 5 НК РФ. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
СТ 5 НК РФ.
1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
2.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
4.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
4.
1. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
1) даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;
2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.
5.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Комментарий к Ст. 5 Налогового кодекса
Комментируемая статья устанавливает правила действия налоговой нормы во времени.
Принцип «законно установленного налога» относится не только к форме и содержанию акта законодательства о налогах и сборах, но и к порядку его введения в действие.
Этот конституционный принцип налогового права, как отмечал Конституционный Суд РФ, требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации (Определение КС РФ от 08.04.2003).
В этих целях Налоговый кодекс РФ, устанавливая правила введения в действие актов законодательства о налогах и сборах, должен гарантировать налогоплательщику период времени, достаточный для адаптации к новым налоговым правилам.
Налоговый кодекс РФ устанавливает две основные модели введения в действие акта законодательства о налогах и сборах.
Первая модель распространяется на:
а) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и сборов;
б) акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие региональные и местные налоги соответственно.
Перечисленные акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Вторая модель введения в действия актов законодательства о налогах и сборах касается всех иных актов, вносящих изменения и дополнения в действующее законодательство о налогах и сборах, и предусматривает, что такие акты вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. (Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.)
Иными словами, такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (Постановление ВАС РФ от 28.02.2001).
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Правила введения в действие актов законодательства о налогах и сборах распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Момент вступления в силу нормативного акта сопряжен с фактом официального опубликования нормативного правового акта.
Официальное опубликование источника права — конституционное требование, невыполнение которого делает налоговую норму неприменимой.
Федеральные законы публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации.
Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Источником официального опубликования признается также Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Органы государственной власти субъекта РФ учреждают печатное средство массовой информации и сетевое издание для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ.
Источник и порядок официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления устанавливаются в уставе муниципального образования.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определяется не только порядком вступления в силу источников налогового права, но и нормами, устанавливающими запрет обратной силы актов законодательства о налогах и сборах и фиксирующими случаи, когда такие акты должны или могут иметь обратную силу.
Положение Конституции РФ об обратной силе налоговой нормы получило развитие в Налоговом кодексе РФ, и в итоге оказалось возможным сформулировать три подхода законодательства о налогах и сборах по этому вопросу:
1) не могут иметь обратной силы (то есть распространяться на отношения, возникшие до принятия акта) акты, устанавливающие налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговое правонарушение, устанавливающие новые обязанности или иным способом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений;
2) имеют обратную силу акты, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговое правонарушение либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты налогоплательщиков (плательщиков сборов), их представителей и налоговых агентов;
3) могут иметь обратную силу (если это прямо предусмотрено в акте) акты, отменяющие налоги (сборы), снижающие размеры ставок налогов (сборов), отменяющие обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), их представителей и налоговых агентов или иным способом улучшающие их положение.
Конституционный Суд РФ в своих решениях одним из обстоятельств, улучшающих положение налогоплательщика, назвал предоставление ему налоговой льготы, соответственно, отмена налоговой льготы должна рассматриваться как ухудшение положения налогоплательщика.
Отметим, что положения п. 1 комментируемой статьи проверялись на предмет их соответствия нормам Конституции РФ. Их конституционность была подтверждена в Постановлении КС РФ от 02.07.2013 N 17-П.
Другой комментарий к Статье 5 НК РФ
Источник: https://www.NalKod.ru/statia5
Новое в налоговом законодательстве
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ
Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс».
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29.11.2017.
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,привлечение к налоговой ответственности
(часть первая НК РФ)
С 1 июня 2018 года
С 1 июня 2018 года
На сайте налоговой службы должны появиться дополнительные данные о компаниях
Сервис ФНС по проверке контрагентов должен был заработать еще 25 июля 2017 года, но ведомство перенесло его запуск на 1 июня 2018 года.
Среди открытых сведений можно будет найти информацию:
— о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
— налоговых правонарушениях и ответственности за них;
— специальных налоговых режимах;
— участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
— среднесписочной численности работников, уплаченных налогах и сборах, доходах и расходах компании по бухотчетности.
Изменения предусмотрены Приказом ФНС России от 27.07.2017 N ММВ-7−14/582@
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
С 1 января 2018 года
С 1 января 2018 года
По экспорту и связанным с ним услугам, работам можно будет отказываться от нулевой ставки НДС
В ст. 164 НК РФ будут внесены поправки, позволяющие отказаться от применения ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в процедуре экспорта, а также при выполнении в отношении таких товаров некоторых видов работ или услуг. К ним относятся в том числе:
— услуги по международной перевозке товаров;
— работы и услуги, выполняемые и оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке или перегрузке нефти и нефтепродуктов;
— услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа.
Чтобы отказаться от нулевой ставки нужно будет подать в инспекцию заявление. Срок подачи — не позднее 1-го числа квартала, с которого юрлицо планирует платить НДС по ставке 10% или 18%. Отказ возможен на срок не менее года. При этом отказаться от нулевой ставки по какой-то конкретной операции нельзя.
Благодаря этой поправке будут легализованы «неправильные» счета-фактуры с НДС, предъявленным по ставке 18% вместо 0%. По ним можно будет безопасно принимать налог к вычету, если процедура отказа соблюдена. Сейчас по подобным счетам-фактурам получить вычет крайне сложно, ведь ФНС, Минфин и ВС РФ против этого.
Источник: https://www.polnoepravo.ru/obzori/novoe-v-nalogovom-zakonodatelstve/